Биология борьба с вирусными заболеваниями

Информация

Добавить в ЗАКЛАДКИ
Поделиться:

Вирусные болезни, борьба

Меры борьбы с вирусными болезнями. 1. Посев яровых культур в ранние сроки, озимых — в оптимальные для каждой зоны. 2. Соблюдение установленных норм высева.[ . ]

Меры борьбы с вирусными болезнями. Все вирусные болезни (за исключением столбура) передаются с посадочными клубнями, поэтому борьба с ними сводится к выращиванию здорового посадочного материала. 1. Подготовка семенного материала: отбор типичных для сорта клубней из лучших партий семенного картофеля, предпосадочное проращивание и удаление перед посадкой клубней с отстающими в росте ростками. 2. Прочистка от больных растений: первая при достижении растениями высоты 15—18 см, вторая — в период массового цветения. 3. Размещение семенных участков с учетом пространственной изоляции от общих массивов картофеля. 4. Посадка и уборка на семенных участках с учетом периода массового лёта насекомых — переносчиков вирусной инфекции. Раннее уничтожение ботвы (10—12 дней после начала массового лёта тлей). Клубни убираются через две недели после уничтожения ботвы. В хозяйствах, выращивающих элиту картофеля, в основе системы мероприятий по борьбе с вирусными болезнями лежит клоновый отбор с применением оценки состояния растений по внешним признакам и с помощью диагностических сывороток.[ . ]

Меры борьбы. Основное мероприятие в борьбе с вирусными болезнями — использование здорового посадочного материала. Борьба с тлями и цикадами путем опрыскивания настоями инсектицидных растений, карбофосом (75 г) до цветения и после сбора урожая. Борьба с сорняками. Регулярное обследование посадок земляники и удаление растений с признаками заболеваний.[ . ]

Биологическая борьба основывается на непосредственной борьбе между организмами. Кроме того, имеются бактериальные болезни насекомых и вирусные болезни бактерий. С помощью интродукции естественных паразитов или хищников патогенов борьбу между организмами можно направить на уничтожение вредителей растений. В качестве нримера можно привести применяемое в последнее время распыливание препаратов спор Bacillus thurin-giensis, естественного патогена гусениц.[ . ]

В борьбе с насекомыми, вредящими растениям, применяется большое число различных инсектицидов. Чтобы, уничтожить насекомых, причиняющих какой-либо культуре прямой ущерб, необходимо просто понизить численность их популяции до такого уровня, при котором этот ущерб уже не будет иметь существенного значения. Гораздо более трудной проблемой является борьба с насекомыми — переносчиками вирусов, так как для распространения вируса достаточно сравнительно небольшого числа крылатых особей. Инсектициды контактного действия дают надлежащий эффект лишь при многократной обработке растений. Более перспективными в смысле защиты от вирусных болезней представляются персистентные инсектициды, особенно в том случае, если они передвигаются по проводящей системе растения. Различные вирусы часто заносятся в культуру крылатыми тлят, которые, питаясь, могут заразить растение при первом же контакте с ним, до того, как сами они погибнут от действия инсектицида. Если вирус передается стилетом, то севшая на растение тля быстро утрачивает инфекциопиость, и в таком случае уже не существенно, будет ли она после этого уничтожена или нет (если иметь в виду заражение культуры извне).. Иначе обстоит дело с тлями, которые передают циркулирующий вирус. Такие тли обычпо способны заразить большое число растений, и потому их уничтожение при питании на первом же растении будет ограничивать распространение инфекции.[ . ]

Описано свыше 1200 вирусных болезней насекомых, причем почти три четверти из них приходится на болезни чешуекрылых [643]. Большая часть этих болезней была обнаружена случайно, без намерения искать средства борьбы с насекомыми.[ . ]

Изучение патогенных болезней растений в США обычно делится между двумя дисциплинами: фитопатологией, имеющей дело с болезнями вирусного, бактериального и грибного происхождения, и энтомологией, изучающей членистоногих (нематоды относятся к обеим дисциплинам, мыши — ни к той и ни к другой). Прикладные разделы этих биологических наук направлены на борьбу с вредителями растений как путем снижения степени повреждений, так и предотвращения распространения патогена. В Европе и еще в большей степени в США борьба с вредителями растений рассматривается как самостоятельная сельскохозяйственная дисциплина и называется защита растений.[ . ]

Проводится систематическая борьба с сорняками и насекомыми, являющимися резерваторами и распространителями возбудителей вирусных болезней.[ . ]

Один из биологических методов борьбы с вредителями и болезнями растений основан на использовании бактериальных препаратов, вызывающих массовые заболевания и гибель вредных организмов. Внесенные бактерии становятся сочленами биоценоза и в течение нескольких лет или месяцев ограничивают численность вредного вида, при этом не причиняется ущерб остальным живым организмам и не загрязняется окружающая среда. Кроме бактериальных применяются также вирусные препараты.[ . ]

Меры по предохранению развития вирусных болезней предусматривают: двукратное (весной и осенью за месяц до опадения листьев) обследование питомников и маточных насаждений на выявление больных деревьев и удаление их; заготовку прививочного и посадочного материала только со здоровых деревьев, систематическую борьбу с насекомыми (в первую очередь с сосущими) — переносчиками возбудителей вирусных болезней; выкорчевку и уничтожение одичавших и дикорастущих косточковых пород, находящихся вблизи питомников и маточных насаждений (до 500 м); проведение термотерапии для создания суперэлиты; уничтожение в товарных насаждениях косточковых больных деревьев, потерявших хозяйственное значение; соблюдение карантинных требований.[ . ]

Помимо мер, направленных непосредственно против болезней, следует применять меры борьбы с насекомыми — распространителями вирусных, бактериальных и грибных заболеваний, а также с сорняками.[ . ]

Во многих странах Европы широко распространены такие острозаразные вирусные болезни форели, как инфекционный некроз поджелудочной железы и инфекционный некроз гемопоэтической ткани, а также вирусные инфекции у канального сома, угря, аквариумных рыб и др. В нашей стране они пока не отмечены, но существует опасность их заноса при перевозках оплодотворенной икры и посадочного материала. Каждое из названных заболеваний вызывают отдельные вирусы. Они во многом сходны с ВГС и ВВК по эпизоотологии, характеру проявления болезней, методам диагностики, а также мерам борьбы.[ . ]

В зависимости от микроорганизмов, на основе которых вырабатывают биопрепараты, их делят на бактериальные, вирусные, грибные, а также антибиотики. Последние получают, выращивая на питательных средах микроорганизмы — продуценты антибиотиков. В борьбе с вредителями на приусадебных участках рекомендуют бактериальные и грибные препараты, с болезнями — преимущественно препараты на основе антибиотиков немедицинского назначения. Против мышевидных грызунов применяют бактериальный препарат — бактероденцид.[ . ]

Современное исчерпывающее руководство по вирусам растений. Автор рассматривает методы обнаружения и выделения вирусов и их компонентов; структуру вирусных частиц; изменчивость и репликацию вирусов растений; их передачу от одного растения другому; различных переносчиков; типы вирусных болезней; системные поражения; цитологические и биохимические изменения, происходящие в зараженных вирусом растениях; проблему инактивации вирусов; экологию вирусов и их экономическое значение; меры борьбы с вирусными болезнями; проблему номенклатуры вирусов и теории их происхождения.[ . ]

Иманин, полученный из зверобоя обыкновенного, представляет собой темно-коричневый порошок, хорошо растворимый в слабощелочной воде. Применяется для борьбы с корневой гнилью бобовых и вирусными болезнями томатов, перца и баклажан. Стимулирует прорастание семян, развитие и продуктивность растений.[ . ]

Абиологические тенденции, под которыми понимаются такие черты образа жизни человека, как гиподинамия, курение и др., тоже являются причиной многих заболеваний — ожирение, рак, кардиологические болезни и др. К этому ряду относится и стерилизация среды — фронтальная борьба с вирусно-микробным окружением, когда вместе с вредными уничтожаются и полезные формы живого окружения человека. Это происходит в силу того, что в медицине еще есть недопонимание важной роли в патологии надорганизменных форм живого, т. е. человеческой популяции. Поэтому большим шагом вперед является развиваемое экологией представление о здоровье как о состоянии биосистемы и его теснейшей связи со средой, а патологические явления при этом рассматриваются как вызванные ею приспособительные процессы.[ . ]

Из заболеваний этого типа в СССР распространены полосчатая мозаика, морщинистая мозаика, крапчатая мозаика, скручивание листьев, столбур и готика. Нередко на одном растении могут встречаться несколько вирусных заболеваний. Однако эта так называемая смешанная инфекция не создает больших трудностей в диагностике ведущей болезни, а значит, и борьбе с ней.[ . ]

Абиологические тенденции, под которыми понимаются такие черты образа жизни человека, как гиподинамия, курение, наркомания и др., тоже являются причиной многих заболеваний; ожирение, рак, кардиологические болезни и др. К этому ряду относится и стерилизация среды — фронтальная борьба с вирусно-микробным окружением, когда вместе с вредными уничтожаются и полезные формы живого окружения человека.[ . ]

Основной метод защиты растений от грибных заболеваний — это обра-. ботна фунгицидами. Применение фунгицидов либо полностью предохраняет растения от заражения, либо сводит заражение к минимуму. В отношении вирусных болезней растений такие прямые методы защиты пока отсутствуют. Основные мероприятия, которые могут в этом случае принести пользу, носят косвенный характер, их проводят с целыо сократить источники инфекции внутри и вне посевов или насаждений, снизить распространение вируса переносчиками и уменьшить действие вируса на растения. Однако проведение таких мероприятий в какой-либо определенной местности, вообще говоря, не решает проблемы. Борьба с вирусными болезнями — это непрекращаю-щаяся борьба, и проводить ее следует объединенными усилиями из года в год. Есть, правда, несколько исключений, когда определенный сорт культивируемого растения обладает устойчивостью или иммунностью по отношению к какому-нибудь вирусу. Но и в этом случае положение не всегда остается благополучным; сорт, известный своей устойчивостью к данному заболеванию, может оказаться восприимчивым к нему с появлением каких-нибудь новых штаммов того же вируса.[ . ]

Первым делом перед посевом семена обработайте раствором марганцовки темно-вишневого цвета. Для этого семена сложите в тканевый мешочек и опустите его в раствор на 15-20 минут, а затем промойте водой. Обработка необходима для борьбы против вирусных болезней, а главное, способствует питанию семян и дружным всходам. Правильно обработанные семена имеют коричневый цвет.[ . ]

Правильный уход за посадками хмеля во время вегетации растений, своевременное размещение растений на подпорках и на шпалерах, уничтожение колосовидных побегов при появлении листьев и боковых ветвей, пасынкование и раздвигание сближенных кустов, борьба е сорняками и вредителями обеспечивают меньшее развитие ложной мучнистой росы, белой и серой гнили, вирусных и других болезней.[ . ]

Повреждение водоразводящей сети, небрежности и ошибки в водоподготовке также приводят к увеличению распространения вирусов водным путем. Следовательно, подача населению соответствующей ГОСТу питьевой воды предупреждает в значительной мере диссиминацию вирусных инфекций. Вот еще один из возможных путей борьбы с распространением инфекционных болезней.[ . ]

В СССР, как и в других социалистических странах, биометод не нашел еще должного распространения. Так, в Польше он применяется в основном в теплицах. Здесь производят два препарата на основе Bt—бацил-лан и туридан. Начинается производство агроцина на основе Agrobacterium radiobacter, предназначенного для борьбы с болезнями корней плодовых деревьев. В ближайшее время намечается выпуск еще нескольких вирусных препаратов [34].[ . ]

Было изучено множество синтетических органических соединений я природных веществ с целью определения инактивирующего воздействии на вирусы растений как in viLro, так и in vivo. Учитывая те возможности, которыми обладают все эти вещества (в смысле специфического антивирусного действия), основное внимание исследователей при изучении химических средств борьбы с вирусными болезнями было направлено именно на эту группу. Мы можем рассмотреть здесь лишь некоторые из многих изученных соединений. Их можно подразделить на три произвольные группы. В этом разделе мы рассмотрим главным образом простые синтетические органические соединения, далее метаболиты и антиметаболиты, а затем различные вещества биологического происхождения, обладающие ингибирующим действием.[ . ]

Для предупреждения заноса в хозяйство возбудителей заразных заболеваний в соответствии с ветеринарным уставом осуществляется систематический контроль за перевозками живой рыбы, икры и других гидробионтов, в частности кормовых беспозвоночных. По условиям ветеринарного надзора завоз рыбы, икры и кормовых беспозвоночных осуществляется только из хозяйств, благополучных по инфекционным и инвазионным болезням. На каждую партию перевозимой рыбы должно быть выдано ветеринарное свидетельство, без чего вывоз не разрешается. Рыба, пораженная эктопаразитами, может быть допущена к перевозке только после соответствующей тщательной противопаразитарной обработки.[ . ]

Бордоская жидкость. Смесь водного раствора сульфата меди (медного купороса) с известью (1 кг сульфата меди и 750 г свежегашеной извести на 100 л воды). Эту смесь готовят перед употреблением, так как при длительном хранении находящиеся в ней соединения меди выпадают в виде осадка, вследствие чего рецептура теряет свою активность. Бордоская жидкость голубого цвета; имеет нейтральную или слабо щелочную реакцию. Успешно применяется в борьбе со многими грибковыми заболеваниями, а также при некоторых бактериальных и вирусных болезнях. Летом бордоскую жидкость применяют в 1 % концентрации, а при обработке растений (виноградников и плодовых садов против парши, белой пятнистости и др.) в период их покоя используют 3—5% концентрации.[ . ]

Важно подчеркнуть, что частота встречаемости возбудителей многих заболеваний растений и животных в популяциях их переносчиков обычно низка, даже если она высока в популяции хозяина. Например, в районах эндемической мглярии, где заражено более 50% людей, паразит отмечается обычно всего у 1—2% комаров. Частота заражения в первом случае высока в связи с высокой выживаемостью хозяев, в популяции которых возбудители со временем накапливаются. Это особенно типично для вирусных болезней растений, обычно остающихся зараженными и заразными в течение всей оставшейся жизни (зна-чение Lh сравнительно высоко). С другой стороны, доля заразных переносчиков низка потому, что их выживаемость низка исходно, а инкубационный период возбудителя в их организме по сравнению с собственной их продолжительностью жизнге часто сравнительно долог. Например, для возбудителя малярии (Plasmodium) в теле комара он равен 10—12 суткам, а сам комар живет в среднем примерно неделю. Поэтому, для успешной борьбы с данным заболеванием, вероятно, необходимо уничтожать миллионы незараженных переносчиков.[ . ]

В странах с высокоразвитым хозяйством установлен порядок, предотвращающий завоз новых заболеваний и распространение тех, которые здесь уже существуют. Сейчас во многих странах введены строгие правила с целыо препятствовать проникновению отдельных вирусов и их переносчиков, иногда из каких-то определенных государств или зон. Введение карантинных ограничений и принятие эффективных мер для их выполнения — сложная проблема. Экономические и политические факторы часто играют при этом немаловажную роль. Карантинные меры могут быть очень ценными в борьбе с теми вирусами, которые передаются семенами или сохраняются в покоящихся .вегетативных органах (например, в почках древесных пород). При совместных усилиях стран или областей, которые экспортируют и импортируют растительный материал, выполнение карантинных мер может быть очень действенным средством защиты от вирусных болезней растений.[ . ]

Передача вирусов от растения к растению с помощью беспозвоночных очень интересна с двух точек зрения. Во-первых, эти переносчики — главное орудие распространения в полевых условиях многих вирусов, которые причиняют большой экономический ущерб. Во-вторых, связь между переносчиками и вирусами, особенно те случаи, когда вирусы размножаются в организме переносчика, представляет общий биологический интерес. Такие вирусы можно считать и вирусами растений и вирусами животных. Но даже если вирус не размножается в переносчике, связь между ними может быть более сложной, нежели просто пассивный перенос вируса на наружной поверхности тела животного. Передача инфекции беспозвоночными-переносчиками обычно представляет собой сложнейшее явление, зависящее от вируса, переносчика, растения-хозяина и окружающих условий. Исследованию этого явления посвящено громадное число работ. В настоящей главе мы рассмотрим как переносчиков вирусных заболеваний, так и различные формы взаимоотношений между вирусами и переносчиками. Вопросы о переносчиках в связи с экологией вирусов рассматриваются в гл.[ . ]

Муниципальное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 9

Реферат по биологии

Вирусные заболевания живых организмов

Выполнила: ученица 9 В класса

учитель по биологии

Трегубова Ольга Валерьевна

Содержание

I. Происхождение и природа вирусов 6

1.1 Гипотезы происхождения вирусов 6

1.2 История открытия 7

1.3 Современные представления о вирусах 9

II. Как устроены вирусы? 13

2.1 Кристаллизация 13

2.2 Составные части вирусов 14

III. Взаимодействие вируса с клеткой 16

IV. Болезни, вызываемые вирусами 18

4.1 Способы передачи вирусных инфекций 18

4.2 Типы вирусных инфекций 19

4.3 Список "черных дел" вирусов 20

4.3.1 Полиомиелит 20

4.3.3 Болезнь Боткина или вирусный гепатит А 22

4.3.4 Вирусный герпес 24

4.3.7 Натуральная оспа 29

4.3.8 Бешенство 30

4.4 Вакцинация 31

V. Статистические данные о вирусных заболеваниях и прививках по средней школе №9 г. Вилючинска 33

5.1 Опрос учащихся средней школы №9 по вирусным заболеваниям 34

Список использованной литературы 44

Введение

Тема, выбранная мной, показалась мне очень интересной и увлекательной. О вирусах, этих внутриклеточных паразитах, ученым известно сравнительно немного, не говоря уже о тех, кто не занимается их изучением. А ведь вирусы - это возбудители многих заболеваний, с которыми человек сталкивается на протяжении всей жизни, и знать об этих болезнях должен каждый. В наши дни проблема изучения вирусов еще более актуальна: из-за такого опасного вирусного заболевания, как СПИД - "чумы XX века", поиском борьбы с которой заняты многие ученые. Но чтобы успешно бороться с коварными невидимками и болезнями, которые они вызывают, необходимо детально изучить их свойства.

В 1892 году, ученый Д.И. Ивановский описал необычные свойства возбудителей болезни табака, который проходил через бактериальные фильтры.

Через несколько лет Ф. Леффлер и П. Фрош обнаружили возбудителя ящура. А в 1917 году Ф. д’Эррель открыл бактериофаг – вирус, поражающий бактерии. Так были открыты вирусы растений, животных и микроорганизмов. Эти три события положили начало новой науке - вирусологии, изучающей неклеточные формы жизни.

Вирусы хотя очень малы, и их невозможно увидеть, являются объектом изучения различных наук: медицины, биологии, экологии, паразитологии и т.д.

Вирусы играют большую роль в жизни человека, но в основном отрицательную. Они являются возбудителями ряда опасных заболеваний – оспы, гепатита, энцефалита, краснухи, кори, бешенства, гриппа и др. Среди вирусных болезней растений известна мозаичная болезнь табака, гороха и других культур; у больных растений вирусы разрушают хлоропласты, и пораженные участки становятся бесцветными.

Но вирусы могут быть и полезны. Таковыми оказались вирусы, поражающие позвоночных животных и насекомых. В 50-х годах 20 века в Австралии остро встала проблема с дикими кроликами, которые быстрей саранчи уничтожали посевы сельскохозяйственных культур и приносили огромный экономический ущерб. Для борьбы с ними использовали вирус миксоматоза. С помощью вирусов были сделаны такие выдающиеся открытия, как расшифровка генетического кода и строение генетических нуклеиновых кислот, а также установлены закономерности синтеза белков.

Вирусы вездесущи, их можно найти повсюду, где есть жизнь. Можно даже сказать, что вирусы своеобразные "индикаторы жизни". Они наши постоянные спутники и со дня рождения сопровождают нас всегда и везде. Подсчитано, что человек при средней жизни в 70 лет примерно 7 лет болеет различными вирусными инфекциями. Вред, который они причиняют, очень велик. Достаточно сказать, что "на совести" больше половины всех заболеваний человека, а если вспомнить, что эти мельчайшие из мелких поражают ещё животных, растения и даже своих ближайших родственников по микромиру – бактерий, то станет ясно, что борьба с вирусами – одна из первоочередных задач науки.

I. Происхождение и природа вирусов

1.1 Гипотезы происхождения вирусов

На протяжении всего развития науки о вирусах были выдвинуты три основные гипотезы.

Согласно первой из них, вирусы являются потомками бактерий или других одноклеточных организмов, претерпевших дегенеративную эволюцию. Согласно второй, вирусы являются потомками древних, доклеточных, форм жизни, перешедших к паразитическому способу существования. Согласно третьей, вирусы являются дериватами клеточных генетических структур, ставших относительно автономными, но сохранившим зависимость от клеток.

Возможность дегенеративной эволюции была неоднократно установлена и доказана, и, пожалуй, наиболее ярким примером ее может служить происхождение некоторых клеточных органелл эукариотов от симбиотических бактерий. Например, можно считать установленным, что хлоропласты простейших и растений происходят от предков нынешних сине-зеленых бактерий, а митохондрии – от предков пурпурных бактерий. Поэтому такая возможность не исключена и для происхождения вирусов, особенно таких крупных, сложных и автономных, каким является вирус оспы.

Все же мир вирусов слишком разнообразен, чтобы признать возможность столь глубокой дегенеративной эволюции для большинства его представителей, от вирусов оспы, герпеса до реовирусов, не говоря уж о таких автономных генетических структурах, как плазмиды.

Разнообразие генетического материала у вирусов является одним из аргументов в пользу происхождения вирусов от доклеточных форм. Действительно, генетический материал вирусов "исчерпывает" все его возможные формы: одно - и двунитевые РНК и ДНК, их линейные, циркулярные и фрагментарные виды. И все же разнообразие генетического материала у вирусов скорее свидетельствует о полифилетическом происхождении вирусов, нежели о сохранении предковых доклеточных форм, геном которых эволюционировал по маловероятному пути от РНК к ДНК, от однонитевых форм к двунитевым и т.п.

Третья гипотеза 20-30 лет казалась маловероятной и даже получила ироническое название гипотезы взбесившихся генов. Однако именно она легко объясняет не только вполне очевидное полифилетическое происхождение вирусов, но и общность столь разнообразных структур, какими являются полноценные и дефектные вирусы, сателлиты и плазмиды. Из этой концепции также вытекает, что образование вирусов не явилось единовременным событием, а происходило многократно и продолжает происходить в настоящее время. В далекие времена, наряду с формированием клеточных форм, происходило образование и неклеточных, представленных вирусами - автономными, но клеточно-зависимыми генетическими структурами. Ныне существующие вирусы являются продуктами эволюции, как древнейших их предков, так и недавно возникших автономных генетических структур.

1.2 История открытия

В 80-е годы века на юге России табачные плантации подверглись грозному нашествию. Отмирали верхушки растений, на листьях появлялись светлые пятна, год от года число пораженных полей увеличивалось, а причина заболеваний неизвестна.

В Бессарабию и Украину была направлена экспедиция, в которую входили Д.И. Ивановский и В.В. Половцев.

В 1892 году Ивановский открыл новое царство живых существ.

На поиски возбудителей болезни Ивановский потратил несколько лет. Он собирал факты, делал наблюдения, расспрашивал крестьян о симптомах болезни, и экспериментировал. Опыты показали, что дело не в составляющих растения – корневой системе, семенах, пыльце или цветках: болезнетворное начало поражает растения иным путём. Тогда молодой учёный ставит простой опыт. Он собирает больные листья, измельчает их и закапывает на участках со здоровыми растениями. Через некоторое время растения заболевают. Итак, путь от больного растения к здоровому найден. Возбудитель передаётся листьями, попавшими в почву, перезимовывает и весной поражает посевы.

Но о самом возбудителе он так ничего и не узнал. Его опыты показали лишь одно, – нечто заразное содержится в соке. В эти годы ещё несколько учёных в мире бились над опознанием этого "нечто".А. Майер в Голландии предложил, что заразное начало – бактерии. Однако Ивановский доказал, что Майер ошибся, посчитав носителями болезни бактерии. Профильтровав заразный сок через тонкопористые фарфоровые фильтры, он осадил на них бактерии. Теперь бактерии удалены… но заразность сока сохранилась.

Итак, этот непонятный агент, вызывающий болезнь не размножается на искусственных средах, проникает сквозь самые тонкие поры, погибает при нагревании. Фильтруемый яд! Таким был вывод ученого. Но яд это – вещество, а возбудитель болезни табака был существом. Он отлично размножался в листьях растений.

Так Ивановский открыл новое царство живых организмов, самых мелких из всех живых и потому невидимых в световом микроскопе, проходящих сквозь тончайшие фильтры, сохраняющихся в соке годами и при этом не теряющих вирулентности.

Итак, как было выяснено, вирусы проходят через фильтры, задерживающие бактерии. Они не растут даже на самых сложных по составу питательных средах и развиваются только в живых организмах, что считалось основным критерием отличия развития вирусов от других микроорганизмов. Но были открыты бактерии, не развивающиеся на питательных средах - риккетсии и хламидии. Таким образом, живая клетка - единственная возможная среда обитания для вирусов, риккетсий, хламидий и некоторых простейших. Но сейчас выяснилось, что вирусы для своего размножения не нуждаются в целой клетке, им достаточно её одной определённой части.

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

Учебные:

  • Развивать личностные УУД через формирование понятия “вирус”, “вирион”, “вирусные заболевания”, “вирусология”, расширение знаний суворовцев о вирусных заболеваниях растений, животных и человека. Показать опасность вирусных заболеваний, обосновать необходимость знаний о вирусных заболеваниях с целью их профилактики, о роли науки вирусологии для борьбы с вирусными заболеваниями.
  • Развивать регулятивные и познавательные УУД через умения управлять познавательной и учебной деятельностью посредством самостоятельной постановки проблемы и путей ее разрешения, структурирования изучаемого материала, работы с дополнительной литературой, умения выступать с сообщениями, ставить вопросы, проводить оппонирование.
  • Развивать коммуникативные УУД, обеспечивающие возможности сотрудничества: умения слышать, слушать и понимать партнера, контролировать действия друг друга, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя.

Методические цели: показать методические приемы формирования гражданственности у учащихся на уроке-конференции по биологии.

Материальное обеспечение урока: презентация, ИАД, раздаточный материал, сообщения суворовцев.

Форма урока: урок конференция.

Ход урока

I. Оргмомент (30 сек). Приветствие, проверка готовности к уроку, позитивный настрой на работу.

II. Активация знаний учащихся (3 мин).

Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы (слайд 2):

Каковы особенности вирусов?

Как вирусы функционируют в клетках?

Так как все вирусы являются внутриклеточными паразитами, то они вызывают заболевания у всех клеточных существ: бактерий, растений, животных.

III. Мотивационно-ориентационный этап (4 мин).

Задумывались ли вы над тем, что человечеству с самого начала его существования угрожали серьезные враги. Являлись они неожиданно, коварно, не бряцая оружием. Враги разили без промаха и часто сеяли смерть. Их жертвами стали миллионы людей, погибших от оспы, гриппа, энцефалита, кори, атипичной пневмонии, СПИДа и других болезней. Так, например, от СПИДа погибли многие известные личности: великий танцор Рудольф Нуриев, знаменитый американский писатель фантаст Айзек Азимов, Актер Энтони Перкинс, знаменитый теннисист Артур Эш и многие другие (слайд 3).

Почему же до сих пор, несмотря на то, что медицина достигла больших высот, эпидемии гриппа выводят из строя миллионы людей, нет лекарств против СПИДа? Какой проблемный вопрос можно поставить? (Ответы учащихся).

Проблемный вопрос: “Как избежать вирусных заболеваний? Что надо знать, чтобы противостоять вирусам?”.

Представьте себя в роли тех людей, которые должны защитить человечество от вирусов? Какие знания о вирусах вам необходимы, чтобы выполнить эту важную миссию? Какую цель ставите перед собой на уроке?

Цель: узнать опасность, способы инфицирования вирусными заболеваниями растений, животных и человека и меры их профилактики.

Класс делится на три группы, которые получают задания для обсуждения в конце урока (слайды № 9 – 10).

После завершения работы, группы готовятся к выступлению. Выступление каждой группы заканчивается формулировкой вывода по рассмотренному вопросу и фиксированием его в тетрадях учащихся.

Заслушивается выступающий от каждой группы.

IV. Изучение нового материала (25 мин).

Вирусные заболевания растений и бактерий

(Сообщения суворовцев, слайды № 11 - 15).

У растений вирусы вызывают - мозаику или иные изменения окраски листьев либо цветков, курчавость листьев и другие изменения формы, карликовость; у бактерий - их распад [3], (приложение 2).

Вирусные заболевания животных

(Сообщения суворовцев, слайды № 16 – 17, приложение 2).

У животных вирусы вызывают чуму, бешенство, ящур и другие.

Вирусные заболевания человека

У человека вирусы вызывают такие заболевания, как оспа, корь, паратит, грипп, ОРВИ, краснуха, герпес, гепатит, СПИД и другие. (Сообщения суворовцев, слайды №18 – 26, приложение 2).

СПИД – чума XXI века. (Сообщения суворовцев, слайды №27 – 34).

Проблема: “Как предотвратить эпидемию СПИДа в России?”

С чего всё началось?

Начало истории СПИДа - 1978 год - условно, поскольку некоторые ученые считают, что ВИЧ перешел от обезьян к людям в период между 1926 и 1946 годами. Более того, результаты недавних исследований указывают на то, что этот вирус мог впервые появиться в человеческой популяции еще в 17-м веке, но утвердился в Африке как эпидемический штамм лишь в 30-х годах 20-го века. Старейший в мире образец крови человека, содержащий ВИЧ, относится к 1959 году - в этом году африканский пациент из Конго, у которого была взята кровь, умер от СПИДа.

В нашей стране история СПИДа начинается с 1987, и развитие её сначала не предвещало ничего зловещего. По 1 июля 1997 г. ВИЧ-инфекция найдена у 4830 человек, из них у 259 - диагноз СПИД.

Впервые СПИД был официально зарегистрирован Национальным Центром контроля инфекционных заболеваний США 5 июня 1981 г.

По данным ВОЗ на конец 2000 года:

- умерло 22 млн. человек;

- инфицировано свыше 36 млн.

  • В 2003 году в мире инфицировано ВИЧ около 40 млн. человек.
  • За последние 2 года инфицировано ВИЧ 15 млн. человек.
  • Более 24 млн. уже умерло от ВИЧ – инфекции.
  • Каждый день более 16000 человек заражается ВИЧ, из них 7000 – молодые люди в возрасте от 10 до 24 лет.

Перед вами таблица “СПИД. Его не видно, но он рядом”

Что такое ВИЧ и СПИД? ВИЧ- вирус иммунодефицита человека. Он разрушает защитную (иммунную) систему, делает человека неспособным сопротивляться инфекции.

Люди, зараженные ВИЧ, называются “ВИЧ-инфицированными”.

СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита)- вирусное инфекционное заболевание, вызываемое ВИЧ-инфекцией. Заразившийся человек (носитель ВИЧ) не сразу заболевает СПИДом, в течение 3 - 10 лет выглядит и чувствует себя здоровым, но неумышленно может распространять инфекцию. СПИД быстрее развивается у тех носителей ВИЧ, чье здоровье ослаблено курением, алкоголем, наркотиками, стрессами и плохим питанием.

Как можно обнаружить ВИЧ? Существует тест на антитела к ВИЧ. По наличию антител в крови, взятой из вены, устанавливается, имелся ли контакт с вирусом или нет.

Следует иметь в виду, что от момента заражения до реакции организма может пройти несколько месяцев (анализ будет отрицательным, но инфицированный человек уже может передавать ВИЧ другим).

Где можно пройти тест? В любом СПИД-центре вашего района.

В специальных кабинетах анонимного обследования, где каждый может пройти тест и получить результат анонимно.

Как происходит заражение ВИЧ? Вирус передается только через определенные жидкости организма. Это:

То есть, вирус может передаваться только:

-при любом проникающем сексуальном контакте без презерватива;

-при прямом попадании крови через ранки, язвочки, слизистые оболочки;

-при использовании нестерильных шприцев как в медицинских целях, так и для введения наркотиков;

-от матери к ребенку во время беременности, родов или кормлении грудью.

ВИЧ не передается -при бытовых контактах (поцелуях, рукопожатиях, объятиях, пользовании общей посудой, бассейном, туалетом, постелью);

-через укусы насекомых и животных;

-при заборе донорской крови, так как при этом используются одноразовые инструменты, шприцы и иглы.

Остается распространенным путь передачи ВИЧ от матери к ребенку во время беременности, родов или периода вскармливания грудным молоком. Инфицированная ВИЧ женщина может родить как зараженного ВИЧ, так и здорового ребенка. По статистике, из 100 детей, которые родились у ВИЧ инфицированных женщин, в среднем, подвергаются заражению 30% детей, из них от 5 до 11% заражаются внутриутробно, 15% — во время родов, 10% — при вскармливании грудью, и в 70% случаев ребенок не инфицируется. До того момента, пока ребенку не исполнится 3 года, диагноз не ставится. Это объясняется тем, что антитела к ВИЧ матери сохраняются в крови ребенка три года, и если они впоследствии исчезают, то ребенок считается ВИЧ отрицательным, если же появляются его собственные антитела, то фиксируется инфицирование, и ребенок считается ВИЧ положительным. ВИЧ передается тремя путями: при половом контакте, через кровь зараженного человека, либо от инфицированной матери — ребенку.

Что из ниже предложенного списка является опасным, а что безопасным?

  • Укус комара.
  • Пользование общественным туалетом.
  • Поцелуй в щеку.
  • Уход за больным СПИДом.
  • Пользование чужой зубной щеткой.
  • Нанесение татуировки.
  • Прокалывание ушей.
  • Множественные половые связи.
  • Переливание крови.
  • Укус постельного клопа.
  • Плавание в бассейне.
  • Объятия с больным СПИДом.

“Почему необходима регулярная диспансеризация населения?”

Защита от вирусов. Наука вирусология

(Сообщения суворовцев, слайды №35 – 39)

Вирусология – наука о вирусах, изучающая их строение, биохимию, систематику и значение. Задачи: обнаружение новых, ранее не исследованных возбудителей болезней человека, животных и растений, определение способов борьбы с вирусами и профилактика заражения ими. Эдуард Дженнер – английский сельский врач (1798 год) положил начало массовому применению прививок и методам вакцинации.

Время рождения современной вирусологии – 50 годы ХХ века, когда была создана вакцина против полиомиелита, разработаны методы непрерывного культивирования штаммов живых человеческих клеток in vitro. Так была найдена биологическая система для выращивания вируса в больших количествах для изучения и массового производства вакцины. Развитие электронной микроскопии позволило изучать морфологическую и химическую структуру вирусов, механизм их размножения и взаимодействия с клеткой-хозяином. Исследования в области цитологии, молекулярной биологии и генетики способствовали развитию вирусологии.

Проблемы вирусологии:

  • найти доступные и эффективные средства борьбы с вирусными заболеваниями;
  • создание препаратов длительного и профилактического действия, защищающих организм от инфекции;
  • выяснение роли скрытых вирусных инфекций и вирусоносительства;
  • исследование возможностей вирогении для решения задач генной инженерии.

V. Подведение итогов (2 мин.)

Давайте вспомним тему нашего сегодняшнего урока, цель и проблемный вопрос, который мы сегодня с вами поставили: (слайд 40)

Проблемный вопрос. Почему с вирусами – возбудителями заболеваний трудно вести борьбу и полностью их уничтожить? Что надо знать, чтобы избежать вирусных заболеваний?

Ответы учащихся:

  • Вирусы – неклеточные формы жизни.
  • Вирусы внутриклеточные паразиты и вызывают серьезные заболевания у растений, животных и человека.
  • Вирусы очень быстро и спонтанно приспосабливаются к новым условиям, т.е. мутируют.
  • Могут долгое время находится в скрытой форме.
  • Для профилактики вирусных заболеваний надо укреплять иммунитет.
  • Проходить вакцинацию.
  • Проходить диспансеризацию.
  • При возможности заражения СПИДом сдать кровь на анализ, можно в любой поликлинике анонимно.

Вывод: Вирусы — суперпаразиты, достигшие крайней степени паразитизма: они могут существовать и размножаться только в клетке другого организма и вызывают в нем заболевания. (Слайд №41), [1].

Но вирусы - и все об этом знают,
Среди других живут и процветают -
Печальная реальность такова!
Грозит нам СПИД - себя как уберечь?!
И птичий грипп откуда-то вдруг взялся!
Как сделать, чтобы затупился меч,
А щит непробиваемым остался!
Оглянемся назад!
Природа словно в прятки,
Играет с человеческой судьбой.
И любит нам загадывать загадки,
Одну сложней загадку, за другой!
Как будто бы на прочность испытанье
Проходит у Природы род людской,
И рассыпает щедрою рукой
Она на человечество страданья.
И наблюдает, не спуская глаз,
А выживет ли он на этот раз?!
Но выжил, победил чуму и оспу,
Холеру и дифтерию победил,
И жизни нить достойно утвердил,
Хоть было это и совсем, совсем не просто!
Столетьями, приумножая знанья,
От века к веку становясь мудрей,
Поднялся человек до пониманья,
Предназначенья миссии своей.
Она проста! Мы жить с Природой в мире
Обязаны, ее не покорять!

VI. Закрепление. (5 минут)

В качестве закрепления обсуждение вопросов, полученных для групп. (Слайд 42).

VII. Рефлексия (30 сек) (Слайд 44).

И в завершение нашего урока выскажите свое мнение о нем, о своем самочувствии на уроке, о своих товарищах и работе с ними. Можно воспользоваться подсказками:

- Сегодня я узнал .

VIII. Задание на с/п: параграф 35, провести мини-исследование по вопросу: “Почему то, что поражает компьютерные программы, тоже назвали вирусом?”

Завершить наш урок я хотела бы словами “Всемирная хартия о природе”, принята Генеральной Ассамблеей ООН (1982)

“Любая форма жизни является уникальной, требует к себе уважения, независимо от ее ценности для человека”

Список литературы

  1. Васенева Е.В. “Вирусы неклеточные формы жизни” 9 класс.
  2. Карпушева А.Э. “Вирусы” 10 класс. МОУ Сусанинская средняя школа
  3. Лясота С.И. “Вирусы – неклеточные формы жизни” 10 класс. КГУ средняя школа №2 г. Тайынша.
  4. Пономарева И.Н. Общая биология 11 класс профильный уровень.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции