Все приказы по туберкулезу в узбекистане

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

П Р Е З И Д Е Н Т А

ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ОКАЗАНИЯ

И ПУЛЬМОНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

В республике проводится целенаправленная работа по охране здоровья населения и защите от туберкулезной инфекции, профилактике распространения туберкулеза и неспецифических заболеваний легких, сохранению устойчивой санитарно-эпидемиологической ситуации.

Вместе с тем наблюдается рост больных с экологически-опосредованными заболеваниями органов дыхания, особенно хронической обструктивной болезнью легких, не проводится донозологическая ранняя скрининговая функциональная диагностика респираторной патологии.

Отсутствие на должном уровне интеграции фтизиатрической и пульмонологической служб не позволяет эффективно внедрять в практику современные методы диагностики и лечения респираторных заболеваний.

Не отвечает современным требованиям система подготовки и повышения квалификации кадров по специальностям "Фтизиатрия" и " П ульмонология", в результате чего отмечается низкая укомплектованность региональных учреждений квалифицированными специалистами по фтизиохирургии, фтизиоурологии, фтизиоортопедии, фтизиоофтальмологии, фтизиогинекологии, фтизиопедиатрии, а также специалистами-пульмонологами.

Недостаточный уровень материально-технической базы фтизиатрических учреждений, нехватка медицинского оборудования и техники негативно сказываются на своевременном, полном и качественном оказании медицинской помощи больным туберкулезом и неспецифическими заболеваниями легких.

В целях дальнейшего совершенствования системы оказания фтизиатрической и пульмонологической помощи, а также усиления мер по обеспечению благополучной санитарно-эпидемиологической обстановки в стране и укрепления ресурсного потенциала учреждений данной системы:

1. Определить основными задачами Министерства здравоохранения Республики Узбекистан по противодействию распространению туберкулеза и неспецифических заболеваний легких:

осуществление постоянного анализа и мониторинга региональной эпидемиологической обстановки, прогнозирования тенденций распространения туберкулеза, в том числе его лекарственно-устойчивых форм, а также неспецифических заболеваний легких;

качественное улучшение лабораторной диагностики туберкулеза и возбудителей неспецифических заболеваний легких;

проведение комплексной профилактики туберкулеза и неспецифических заболеваний легких на основе внедрения инновационных методов, организацию диагностики и лечения латентных форм туберкулеза, лиц, подверженных повышенному риску заражения туберкулезом, а также контактирующих с больными лекарственно-устойчивым туберкулезом;

обеспечение координации научных исследований по фундаментальным, прикладным и инновационным проектам, направленным на профилактику, своевременную диагностику и лечение туберкулеза и неспецифических заболеваний легких;

организацию интеграции мероприятий по противодействию распространению туберкулеза с программами по лечению ВИЧ/СПИДа, охране здоровья матери и ребенка в контексте всеобщего доступа к качественным медицинским услугам на уровне первичной медико-санитарной помощи.

Комплекс мер по противодействию распространению туберкулеза и неспецифических заболеваний легких в 2019-2021 годах (далее - Комплекс мер) согласно приложению N 1 ;

Программу мер по реконструкции зданий фтизиатрических учреждений в 2020-2021 годах согласно приложению N 2 ;

Программу мер по оснащению фтизиатрических учреждений современным диагностическим, лечебным и реанимационным оборудованием в 2020-2021 годах согласно приложению N 3 ;

Программу мер по оснащению противотуберкулезных санаториев современным реабилитационным, диагностическим и лабораторным оборудованием в 2020-2021 годах согласно приложению N 4 .

Министерству инвестиций и внешней торговли совместно с Министерством здравоохранения и Министерством иностранных дел Республики Узбекистан принять необходимые меры по привлечению льготных кредитов (займов), грантов зарубежных государств и международных финансовых институтов для реализации Комплекса мер и программ мер, утверждаемых настоящим постановлением.

3. Согласиться с предложением Министерства здравоохранения, Министерства высшего и среднего специального образования и Министерства экономики и промышленности Республики Узбекистан о поэтапной организации с 2019/2020 учебного года в Ташкентской медицинской академии и в последующем в других высших медицинских образовательных учреждениях подготовки кадров в магистратуре по специальности "Пульмонология".

Установить, что с 2019/2020 учебного года подготовка кадров в магистратуре и клинической ординатуре по специальностям "Фтизиатрия" и "Пульмонология" осуществляется только на основе государственного гранта.

4. Министерству здравоохранения Республики Узбекистан:

в срок до 1 апреля 2019 года определить обоснованный контингент лиц, подверженных повышенному риску заражения туберкулезом, в целях проведения иммунодиагностики;

в срок до 1 мая 2019 года утвердить обновленные организационно-штатные структуры Республиканского специализированного научно-практического медицинского центра фтизиатрии и пульмонологии и его региональных центров в пределах ежегодно предусматриваемых бюджетных средств по отрасли "Здравоохранение";

в срок до 1 мая 2019 года утвердить порядок оказания медицинской помощи по профилю пульмонология, предусматривающий объем оказываемых медицинских услуг на республиканском, областном и районном (городском) уровнях, стандарты оснащения кабинета пульмонолога, организацию деятельности отделений пульмонологии с определением функциональных обязанностей специалистов;

в срок до 1 июня 2019 года совместно с Министерством финансов внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по организации диагностики и лечения латентного туберкулеза, выявленного у лиц, указанных в абзаце втором настоящего пункта, а также определению источников финансирования данных мероприятий;

совместно с Министерством инновационного развития, Министерством инвестиций и внешней торговли, Министерством экономики и промышленности и Государственным комитетом по экологии и охране окружающей среды в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по созданию и развитию производства качественных средств диагностики, противотуберкулезных препаратов и средств индивидуальной защиты;

совместно с Министерством высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан на основе критического изучения учебных программ и нагрузки в высших медицинских образовательных учреждениях принять меры по перепрофилированию кафедр "Фтизиатрия" медицинских высших образовательных учреждений в кафедры "Фтизиатрия и пульмонология".

5. Национальной палате инновационного здравоохранения совместно с Министерством здравоохранения Республики Узбекистан в срок до 1 сентября 2019 года разработать современные клинические руководства и протоколы, стандарты качества диагностики и лечения туберкулеза и неспецифических заболеваний легких, а также материально-технического оснащения фтизиатрических учреждений.

6. Министерству финансов Республики Узбекистан при формировании параметров Государственного бюджета Республики Узбекистан ежегодно предусматривать необходимые ассигнования на обеспечение фтизиатрических учреждений средствами иммунодиагностики и противотуберкулезными препаратами.

7. Указать на персональную ответственность:

заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Абдухакимова А.А. - за действенную координацию министерств и ведомств по надлежащему исполнению возложенных задач, а также регулярное рассмотрение хода реализации настоящего постановления;

заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Кучкарова Ж.А. - за своевременное и полное выделение необходимых средств на реализацию мероприятий, предусмотренных настоящим постановлением;

министра здравоохранения Республики Узбекистан Шадманова А.К. - за своевременную и качественную реализацию мероприятий, предусмотренных настоящим постановлением, в том числе организацию своевременного ввода в эксплуатацию зданий фтизиатрических учреждений и туберкулезных санаториев, а также их оснащение современным оборудованием.

8. Агентству информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Республики Узбекистан, Национальной телерадиокомпании Узбекистана и Министерству здравоохранения Республики Узбекистан на системной основе проводить информационно-просветительскую работу среди населения по вопросам профилактики, ранней диагностики, лечения туберкулеза и неспецифических заболеваний легких.

9. Министерству здравоохранения совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в месячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.

10. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан Низомиддинова З.Ш., советника Президента Республики Узбекистан Абдувахитова А.А. и заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Абдухакимова А.А.

18.10.2016 11:57 msk, Нигора Бухари-заде


Документ знаменателен тем, что в нем впервые сделан аналитический обзор российского законодательства в сфере противодействия туберкулезу. На фоне масштабных миграционных процессов между Россией и странами СНГ проблемы предотвращения распространения общественно опасных инфекционных заболеваний, в том числе туберкулеза и ВИЧ, приобретают особую актуальность.

Риск одинаков для всех

Ежегодно в Россию приезжает порядка 13 млн иностранцев, 10 млн из которых – граждане стран СНГ, в основном трудовые мигранты. Государства, из которых в Россию идут миграционные потоки (Украина, Молдова, Центральная Азия, Закавказье) относятся к категории стран с высоким бременем туберкулеза. Россия также относится к странам с высокой туберкулезной нагрузкой, но средний показатель заболеваемости в ней ниже. Так, по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в 2013 году показатель заболеваемости туберкулезом составил в Узбекистане – 80, Таджикистане – 100, Кыргызстане – 141, Молдове – 159 и на Украине – 96 человек на 100 тысяч населения. В России было отмечено 63 больных на 100 тысяч. Выявляемость туберкулеза среди россиян в 2013 году составила 61,6 на 100 тысяч осмотренных методом флюорографии, что в 2,6 раза меньше, чем количество новых случаев среди иностранных граждан. При этом рост новых случаев туберкулеза обеспечил наплыв граждан Украины.

Ситуация с ВИЧ противоположная: выявление ВИЧ-инфекции среди россиян составило 315 случаев на 100 тысяч исследований на антитела к вирусу, что почти втрое превышает число новых случаев среди иностранцев. В такой ситуации политический популизм, связанный с взаимными упреками в том, кто, куда и какие болезни завозит, абсолютно неуместен и неконструктивен – россияне и иностранцы в одинаковой степени подвержены риску заражения. Чтобы улучшить контроль над туберкулезом, государствам СНГ следует сосредоточиться на медицинско-правовых мерах по снижению заболеваемости, считают медики. Ведь высокий уровень новых случаев туберкулеза и ВИЧ среди мигрантов, возвращающихся из Российской Федерации на родину, вызывает не меньшую обеспокоенность и у правительств стран-доноров рабочей силы.


Проблема есть – нет реальной статистики

Как говорят ученые, имеющаяся в настоящее время статистика о туберкулезе среди мигрантов не является достоверной. Исследования и данные Роспотребнадзора показывают, что освидетельствование на наличие туберкулеза и ВИЧ проходят лишь около 10-12 процентов иностранных граждан. Если опираться на статистику недавно упраздненной Федеральной миграционной службы (ФМС), то на начало 2016 года порядка 2 млн мигрантов работали по патентам и разрешениям на работу, а значит – прошли медицинское освидетельствование на наличие ВИЧ, туберкулеза, гепатита и заболеваний, передающихся половым путем (ЗППП). Такие же проверки обязательны и для тех, кто подает документы на приобретение разрешения на временное проживание, вида на жительство и гражданства. Таким образом, медицинское обследование проходят не более четверти от всех иностранцев, и соответственно, как полагают эксперты, выявляется только около 25 процентов от возможного числа случаев туберкулеза.

«Если мы посмотрим на статистику заболеваемости туберкулезом, 80 процентов – это постоянное российское население, далее идет контингент мест лишения свободы, и только небольшой процент составляют мигранты. Казалось бы, это немного, но у нас идет отрицательная динамика по выявленным мигрантам, то есть мы выявляем далеко не всех больных. Поэтому говорить о том, что мы сегодня имеем достоверную картину, нельзя. Особое внимание нужно обратить на прибывающих из Донецкой и Луганской областей Украины – они на первом месте по заболеваемости ВИЧ и туберкулезом среди всех мигрантов.


Плохая осведомленность и другие факторы риска

Серьезным минусом для трудового мигранта является де-факто отсутствие социальных гарантий на случай нетрудоспособности со стороны работодателя, хотя законом такие гарантии официально работающим иностранцам предусмотрены. Исследование показало, что заболевший иностранный работник, как правило, не может рассчитывать на оплату больничного или лечение за счет работодателя. В целом только 5-6 процентов работодателей материально поддерживают своих работников во время болезни. Это обстоятельство также не способствует обращению мигрантов в медучреждения.

Отсутствие денег на лечение и боязнь потерять работу – это отнюдь не все причины, по которым мигранты не стремятся проходить медосмотр, а в случае выявления туберкулеза – обращаться в медучреждения. Самый большой страх для мигранта – неизбежная депортация и запрет на въезд в Россию, которым его подвернут при нахождении у него туберкулеза. В соответствии с приказами Минздрава России и Роспотребнадзора, выявление у иностранца таких заболеваний, как туберкулез, ВИЧ, лепра и сифилис, являются основанием для отказа в выдаче или аннулировании патента, вплоть до депортации. Кстати, Россия – единственная в СНГ страна, где действует механизм депортации по медицинским основаниям. Во многих странах таком механизм считается дискриминационным. Более того, он не способствует выявлению больных туберкулезом, а только ведет к росту количества новых случаев заражения, считают врачи.

«Выдворение из страны по медицинским основаниям не несёт никаких медицинских функций, и никаким барьером для распространения туберкулеза, увы, не является. К примеру, эта норма не работает в отношении трудовых мигрантов из стран ЕАЭС – Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Армении. То есть мы из общей статистики сразу выкидывает большой кусок, потому что этим людям не нужно получать патенты и обследоваться на наличие инфекционных заболеваний. А чем киргизский мигрант отличается, скажем, от таджикского или молдавского? Ничем.


Противотуберкулезное учреждение обязано направить соответствующие документы о выявленном больном в Роспотребнадзор. Причем, документы в Москву направляются со всей страны – от Камчатки до Калининграда. От 2 до 6 месяцев идет обработка данных, для того чтобы принять решение о выдворении человека. По данным Роспотребнадзора, около четверти документов медучреждениями составляются неправильно и возвращаются обратно, значит, еще несколько месяцев уходит на этот процесс. Все это время больной человек ходит, контактирует с другими людьми, его никто не изолирует. Через 6 месяцев приходит бумага по выдворению (раньше она приходила в ФМС, теперь в МВД). Там говорят: у нас нет стольких людей, чтобы ходить и искать мигрантов по фиктивным адресам. Нашли легкий путь – просто внесли человека в базу данных по запрету на въезд. То есть когда-нибудь он уедет – вот потом уже он въехать не сможет. Решаются таким образом медицинские или эпидемиологические задачи? Конечно, нет.

Кто оплатит лечение?

В период в 2007 по 2013 год в России было выявлено почти 21 тысяча больных туберкулезом среди иностранных граждан. Эксперты уверены: этих людей после выявления болезни необходимо сразу изолировать от окружающих, положить на лечение в стационары, а не пугать выдворением, заставляя уходить в тень.

Необходимо усовершенствовать и механизмы ДМС. В этом году Межведомственная комиссия по упорядочению въезда и пребывания иностранцев на территории России впервые включила туберкулез в перечень заболеваний, лечение которых возможно за счет средств ДМС – это большой плюс. Однако нормативно-правовой базы для получения иностранными гражданами противотуберкулезного лечения нет.

Для улучшения контроля эпидемической ситуации по туберкулезу в России и других странах СНГ эксперты предлагают организовать проведение медосмотров мигрантов на родине перед тем, как они отправятся на заработки. Сегодня такого требования со стороны России нет, поэтому прохождение осмотра на туберкулез в стране выезда не является обязательным для трудовых мигрантов.

Практика обязательного медосмотра, включающего диагностику инфекционных заболеваний, существует во многих странах мира, в частности для трудовых мигрантов, планирующих отправиться на работу в ряд арабских государств – Саудовскую Аравию, Оман, Катар, Объединенные Арабские Эмираты. При этом мигранты должны пройти медосмотр в сертифицированных медучреждениях на своей родине. Обязательный медосмотр в стране выезда также предусмотрен для тех мигрантов, которые участвуют в программах по переселению на постоянное место жительства в такие страны, как Канада, Австралия, Новая Зеландия.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции