Российская национальная программа по борьбе с туберкулезом
Уменьшение социального и экономического бремени туберкулеза возможно при условии принятия единой национальной программы, направленной на совершенствование системы профилактики и медицинской помощи, разработку эффективных, научно обоснованных технологий борьбы с туберкулезом и адекватных современных мер по медико-социальной реабилитации после лечения.
В Российской Федерации международная стратегия стартовала в 1994 г. в Томской области. В 2003 году, в соответствии с рекомендациями ВОЗ, работали 26 территорий России, охватывающих 25% всего населения страны. Внедрение основных принципов стратегии в субъектах Российской Федерации сопровождалось рядом организационно-методических мероприятий, обеспечением лечебных учреждений лабораторным оборудованием, противотуберкулезными препаратами.
Более выраженные изменения произошли в территориях с длительными сроками применения рекомендаций ВОЗ. Тем не менее эффективность лечения больных туберкулезом оставалась субоптимальной и выявление туберкулеза легких с бактериовыделением в территориях, работающих в соответствии с рекомендациями ВОЗ, составила 33% в 2003 г. и 33,6% в 2007 г. В шести территориях (Владимирской, Томской, Орловской, Ивановской областях, Республиках Ингушетия и Чувашия) доля выявленных больных туберкулезом легких с бактериовыделением превышает 50%.
Территории, работающие в соответствии с рекомендациями ВОЗ в течение 10 лет и более, показывают высокие показатели выявления больных с бактериовыделением, определяемым методом микроскопии, в том числе в учреждениях общей лечебной сети. Низкая эффективность метода прямой бактериоскопии была обусловлена несоблюдением методики ее проведения. Благодаря комплексу мероприятий (обучение персонала и больных методике забора мокроты, обучение лаборантов проведению исследования мокроты, оснащение лабораторий современным оборудованием) эффективность выявления бактериовыделителей в общей лечебной сети значительно повысилась и составила по итогам 2007 г. от 55 до 60%.
Среди больных, зарегистрированных в 2002 г. в пилотных территориях, по показателю прекращения бактериовыделения методом микроскопии излечения удалось достичь лишь в 66,7% случаев, умерли 9,2%, прервали лечение 7,2% больных. Разброс показателей превышал 48%. К концу 2007 года эффективность лечения не превышала 58,3% среди лиц, взятых на лечение в предыдущем году.
Таким образом, несмотря на в целом успешное применение рекомендаций ВОЗ, в Российской Федерации сохраняются как трудности выявления туберкулеза, особенно в общей лечебной сети, так и низкая эффективность лечения этого заболевания при высокой смертности больных. Необходим новый подход к организации медицинской помощи больным туберкулезом на основе принципа комплексной оценки ситуации.
Требуется принятие кардинальных организационных мер для снижения заболеваемости, инвалидности и смертности от туберкулеза, включая улучшение качества его диагностики, лечения и профилактики.
Следует подчеркнуть, что еще в 2003 г. М. Danzon, директор Европейского регионального бюро ВОЗ, отмечал, что выявление новых случаев туберкулеза с применением DOTS в Европейском регионе составляет лишь 10,1%, а не 70%, предусматриваемых Глобальным планом ВОЗ по борьбе с туберкулезом. Среди 22 стран с высокой заболеваемостью туберкулезом лишь в 6 отмечен прогресс внедрения DOTS, а в 9 этот метод не используется. По мнению ведущих специалистов ВОЗ, программа DOTS гибко учитывает особенности каждой страны и подходит для стран с ограниченными ресурсами. Специалисты ВОЗ считают, что DOTS способствует быстрому снижению распространения туберкулеза и снижению развития туберкулеза с лекарственной устойчивостью.
Однако многочисленные факторы свидетельствуют о противоположном. Растет распространение полирезистентных форм туберкулеза. В странах СНГ отмечается угрожающий рост заболеваемости туберкулезом с множественной вторичной и первичной лекарственной устойчивостью.
Необходимо учитывать и тот факт, что расширение стратегии ВОЗ произошло на фоне изменений в законодательной и нормативной базе, касающейся противотуберкулезной службы.
Действующая Федеральная целевая программа (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.12.06 №1706-р) предусматривает необходимость комплексного решения проблемы туберкулеза, которая обусловлена такими причинами, как сложность и многообразие методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при туберкулезе, что предполагает разработку и осуществление комплекса мероприятий, многоуровневую координацию деятельности органов государственной власти различных уровней и негосударственных организаций.
- строительство и реконструкция лечебно-профилактических учреждений, оказывающих противотуберкулезную помощь населению;
- разработка и совершенствование высокодостоверных методов и систем диагностики туберкулеза;
- разработка комплексных программ по повышению резистентности к заболеванию туберкулезом детского населения;
- разработка программы организационных мероприятий по повышению эффективности лечения туберкулеза;
- разработка комплексных программ медицинской и социальной реабилитации больных туберкулезом;
- разработка санитарных нормативов и мер инфекционного контроля за распространением туберкулеза;
- предоставление профильными научно-исследовательскими институтами систематической организационно-методической и консультационной помощи субъектам Российской Федерации;
- создание действенной системы государственного мониторинга лечения и лекарственной устойчивости возбудителя туберкулеза, основанной на персональном учете больных;
- обеспечение снабжения лечебно-профилактических учреждений системы здравоохранения и учреждений, подведомственных Федеральной службе исполнения наказаний, противотуберкулезными препаратами;
- совершенствование лабораторной диагностики туберкулеза;
- внедрение современных методов диагностики, лечения и реабилитации больных туберкулезом в учреждениях системы здравоохранения и учреждениях, подведомственных Федеральной службе исполнения наказаний.
Однако деятельность в рамках этих проектов и программ не подчинена единой общегосударственной стратегии борьбы с туберкулезом. Нередко проводимые в субъектах Российской Федерации мероприятия противоречат приоритетам государственной политики в данной сфере, дублируют друг друга, вызывают отрицательное к ним и их результатам отношение специалистов. Поэтому становится необходимой единая стратегия противотуберкулезных мероприятий на территории Российской Федерации. Генеральной целью стратегии остается ограничение распространения туберкулеза на территории Российской Федерации.
24 марта Всемирный день борьбы с туберкулезом
Национальная стратегия борьбы с туберкулезом в России
Уменьшение социального и экономического бремени туберкулеза возможно при условии принятия единой национальной программы, направленной на совершенствование системы профилактики и медицинской помощи, разработку эффективных, научно обоснованных технологий борьбы с туберкулезом и адекватных современных мер по медико-социальной реабилитации после лечения.
В Российской Федерации международная стратегия стартовала в 1994 г. в Томской области. В 2003 году, в соответствии с рекомендациями ВОЗ, работали 26 территорий России, охватывающих 25% всего населения страны. Внедрение основных принципов стратегии в субъектах Российской Федерации сопровождалось рядом организационно-методических мероприятий, обеспечением лечебных учреждений лабораторным оборудованием, противотуберкулезными препаратами.
Более выраженные изменения произошли в территориях с длительными сроками применения рекомендаций ВОЗ. Тем не менее эффективность лечения больных туберкулезом оставалась субоптимальной и выявление туберкулеза легких с бактериовыделением в территориях, работающих в соответствии с рекомендациями ВОЗ, составила 33% в 2003 г. и 33,6% в 2007 г. В шести территориях (Владимирской, Томской, Орловской, Ивановской областях, Республиках Ингушетия и Чувашия) доля выявленных больных туберкулезом легких с бактериовыделением превышает 50%.
Территории, работающие в соответствии с рекомендациями ВОЗ в течение 10 лет и более, показывают высокие показатели выявления больных с бактериовыделением, определяемым методом микроскопии, в том числе в учреждениях общей лечебной сети. Низкая эффективность метода прямой бактериоскопии была обусловлена несоблюдением методики ее проведения. Благодаря комплексу мероприятий (обучение персонала и больных методике забора мокроты, обучение лаборантов проведению исследования мокроты, оснащение лабораторий современным оборудованием) эффективность выявления бактериовыделителей в общей лечебной сети значительно повысилась и составила по итогам 2007 г. от 55 до 60%.
Среди больных, зарегистрированных в 2002 г. в пилотных территориях, по показателю прекращения бактериовыделения методом микроскопии излечения удалось достичь лишь в 66,7% случаев, умерли 9,2%, прервали лечение 7,2% больных. Разброс показателей превышал 48%. К концу 2007 года эффективность лечения не превышала 58,3% среди лиц, взятых на лечение в предыдущем году.
Таким образом, несмотря на в целом успешное применение рекомендаций ВОЗ, в Российской Федерации сохраняются как трудности выявления туберкулеза, особенно в общей лечебной сети, так и низкая эффективность лечения этого заболевания при высокой смертности больных. Необходим новый подход к организации медицинской помощи больным туберкулезом на основе принципа комплексной оценки ситуации.
Требуется принятие кардинальных организационных мер для снижения заболеваемости, инвалидности и смертности от туберкулеза, включая улучшение качества его диагностики, лечения и профилактики.
Следует подчеркнуть, что еще в 2003 г. М. Danzon, директор Европейского регионального бюро ВОЗ, отмечал, что выявление новых случаев туберкулеза с применением DOTS в Европейском регионе составляет лишь 10,1%, а не 70%, предусматриваемых Глобальным планом ВОЗ по борьбе с туберкулезом. Среди 22 стран с высокой заболеваемостью туберкулезом лишь в 6 отмечен прогресс внедрения DOTS, а в 9 этот метод не используется. По мнению ведущих специалистов ВОЗ, программа DOTS гибко учитывает особенности каждой страны и подходит для стран с ограниченными ресурсами. Специалисты ВОЗ считают, что DOTS способствует быстрому снижению распространения туберкулеза и снижению развития туберкулеза с лекарственной устойчивостью.
Однако многочисленные факторы свидетельствуют о противоположном. Растет распространение полирезистентных форм туберкулеза. В странах СНГ отмечается угрожающий рост заболеваемости туберкулезом с множественной вторичной и первичной лекарственной устойчивостью.
Необходимо учитывать и тот факт, что расширение стратегии ВОЗ произошло на фоне изменений в законодательной и нормативной базе, касающейся противотуберкулезной службы.
Действующая Федеральная целевая программа (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.12.06 №1706-р) предусматривает необходимость комплексного решения проблемы туберкулеза, которая обусловлена такими причинами, как сложность и многообразие методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при туберкулезе, что предполагает разработку и осуществление комплекса мероприятий, многоуровневую координацию деятельности органов государственной власти различных уровней и негосударственных организаций.
- строительство и реконструкция лечебно-профилактических учреждений, оказывающих противотуберкулезную помощь населению;
- разработка и совершенствование высокодостоверных методов и систем диагностики туберкулеза;
- разработка комплексных программ по повышению резистентности к заболеванию туберкулезом детского населения;
- разработка программы организационных мероприятий по повышению эффективности лечения туберкулеза;
- разработка комплексных программ медицинской и социальной реабилитации больных туберкулезом;
- разработка санитарных нормативов и мер инфекционного контроля за распространением туберкулеза;
- предоставление профильными научно-исследовательскими институтами систематической организационно-методической и консультационной помощи субъектам Российской Федерации;
- создание действенной системы государственного мониторинга лечения и лекарственной устойчивости возбудителя туберкулеза, основанной на персональном учете больных;
- обеспечение снабжения лечебно-профилактических учреждений системы здравоохранения и учреждений, подведомственных Федеральной службе исполнения наказаний, противотуберкулезными препаратами;
- совершенствование лабораторной диагностики туберкулеза;
- внедрение современных методов диагностики, лечения и реабилитации больных туберкулезом в учреждениях системы здравоохранения и учреждениях, подведомственных Федеральной службе исполнения наказаний.
Однако деятельность в рамках этих проектов и программ не подчинена единой общегосударственной стратегии борьбы с туберкулезом. Нередко проводимые в субъектах Российской Федерации мероприятия противоречат приоритетам государственной политики в данной сфере, дублируют друг друга, вызывают отрицательное к ним и их результатам отношение специалистов. Поэтому становится необходимой единая стратегия противотуберкулезных мероприятий на территории Российской Федерации. Генеральной целью стратегии остается ограничение распространения туберкулеза на территории Российской Федерации.
Задачи стратегии
- Обеспечить доступную и качественную медицинскую помощь больным туберкулезом;
- Сократить социальное и экономическое бремя туберкулеза;
- Снизить влияние на эпидемиологическую ситуацию по туберкулезу таких факторов, как ВИЧ-инфекция, лекарственная устойчивость микобактерий туберкулеза;
- Создать условия для внедрения современных технологий профилактики, диагностики и лечения туберкулеза, а также для организации противотуберкулезной помощи населению Российской Федерации.
Основные компоненты стратегии
- Совершенствование организации лечебно-профилактических мероприятий с учетом потребности населения в противотуберкулезной помощи;
- Совершенствование медицинских технологий диагностики и лечения туберкулеза;
- Проведение научных исследований и использование их результатов в изучении потребностей населения в противотуберкулезной медицинской помощи и профилактике с учетом факторов риска;
- Повышение уровня гигиенических знаний и умений населения в вопросах профилактики туберкулеза, формирование устойчивой мотивации к здоровому образу жизни;
- Совершенствование методов повышения квалификации медицинского и иного персонала противотуберкулезных учреждений;
- Совершенствование системы мониторинга туберкулеза и эпидемиологического прогнозирования.
Сегодня в России туберкулез ежегодно уносит 30 000 человеческих жизней, больше, чем все, вместе взятые, инфекционные заболевания. Основной возраст болеющих – от пятнадцати до пятидесяти лет. И социально, и экономически - это наиболее активная часть общества. Несмотря на большие усилия государства и общества, предпринимаемые на протяжении последних лет для стабилизации эпидемического роста заболеваемости, проблема эта продолжает оставаться актуальной.
Туберкулез, по-прежнему, - серьезная и реальная угроза здоровью многих. Особое беспокойство вызывает увеличение случаев с множественно лекарственной устойчивостью (МЛУ), что в сочетании с ВИЧ-инфекцией может вызвать рост практически неизлечимой двойной инфекции.
Туберкулез – медицинский маркер социального неблагополучия общества
Туберкулез – медицинский маркер социального неблагополучия общества. И социальные факторы риска приобретают особое значение в процессе его распространения и развития. Они влияют и на успех противотуберкулезных мероприятий. Продолжающееся ухудшение качества социальных услуг, сложная социально-экономическая ситуация приводят к тому, что более 70% больных относятся к социально-уязвимым слоям общества.
Низкий уровень жизни, хронический стресс, недостаточное питание, социальная неустроенность нередко являются причинами прерывания начатого лечения, что влечет за собой формирование приобретенной МЛУ и росту числа больных с трудно излечимыми формами болезни. Наиболее уязвимыми оказываются лица, имеющие несколько факторов риска, особенно в случае наличия контакта с бацилловыделителем. Нерегулярное, часто прерываемое лечение приводит к развитию тяжелых хронических форм заболевания и практически необратимого превращения в инвалидов совсем молодых людей.
Наибольшие сложности в осуществлении комплексных противотуберкулезных мероприятий государство испытывает в вопросах медико-санитарного просвещения широких слоев общества, организации непрерывного контролируемого лечения в амбулаторных условиях больных из социально-уязвимых групп, в создании четко отлаженного, практически выполняемого механизма преемственности в лечении освобождающихся из мест лишения свободы между пенитенциарной и гражданской фтизиатрической службой.
Помощь больным туберкулезом
Успех лечения туберкулеза во многом зависит от самого больного. В большинстве случаев туберкулез можно вылечить, если больной будет строго соблюдать все предписания врача и не будет прерывать лечение. Если больной не будет следовать рекомендациям врача и прервет лечение при первых признаках отступления болезни, то туберкулез может вернуться ещё в более тяжелой форме и представлять ещё большую опасность для окружающих.
Основная работа отделений Российского Красного Креста в борьбе с туберкулезом заключается в том, чтобы мотивировать больных туберкулезом ни в коем случае не прекращать лечение. Наши патронажные медицинские сёстры вместе с добровольцами навещают больных туберкулезом и следят за тем, чтобы больные не нарушали режим лечения и принимали препараты, прописанные врачом. Если больной соблюдает режим лечения, то ему регулярно выдаются продуктовые наборы. Продуктовые наборы являются хорошей мотивацией для соблюдения режима лечения. Подобный подход, применяемый Российского Красного Креста, позволяет значительно увеличить процент вылечившихся больных.
Также, наши сотрудники и добровольцы оказывают психосоциальную и юридическую поддержку больным туберкулезом и их родственникам.
ПРОФИЛАКТИКА ТУБЕРКУЛЕЗА
- Вакцинация новорожденных проводится на 4-7-й день жизни
Ревакцинация в России проводится детям 7 лет, 14 лет - каждые 5—7 лет
Ревакцинация взрослых через каждые 5-7 лет до 30-летнего возраста по показаниям - Взрослые должны проходить флюорографическое обследование в поликлинике не реже 1 раза в год (в зависимости от профессии, состояния здоровья и принадлежности к различным группам риска)
- При обнаружении туберкулеза у одного из членов семьи необходимо придерживаться правил:
- Больной должен оставаться дома: не ходить на работу или учебу, спать в отдельной комнате
- Необходимо периодически проветривать помещение
- Больной должен прикрывать рот медицинской маской не менее 3-4 недель
- Санитарная обработка: обрабатывать вещи и предметы пользования больного хлорамином
- Ежедневно проводить влажную уборку
- Больной должен завершить полный курс лечения
№ 327 - 328
31 марта - 13 апреля 2008
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики