Приказы по туберкулезу алтайского края

Приказ Главного управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности от 14 октября 2015 г. N 640
"О совершенствовании выявления туберкулеза среди населения Алтайского края"

Во исполнение Федерального закона от 18.06.2001 N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 25.12.2001 N 892 "О реализации Федерального закона "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации", постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.10.2013 N 60 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.2.31 14-13 "Профилактика туберкулеза" и в целях совершенствования организации профилактических осмотров населения на туберкулез и повышения их качества, а также стабилизации эпидемиологической ситуации по туберкулезу в Алтайском крае приказываю:

1. Утвердить прилагаемые:

форму плана профилактического обследования прикрепленного населения в целях выявления туберкулеза;

положение о работе с флюоротекой;

алгоритм выявления и диагностики туберкулеза;

форму анализа запущенных случаев туберкулеза органов дыхания в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь.

2. Главным врачам краевых медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь прикрепленному населению, обеспечить:

проведение профилактических медицинских осмотров прикрепленного населения с соблюдением сроков, методов и кратности проведения диагностических исследований в соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.10.2013 N 60 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.2.3114-13 "Профилактика туберкулеза";

формирование планов профилактического флюорографического обследования населения старше 15 лет и туберкулинодиагностики детского населения в возрасте от 0 до 17 лет (далее - "Планы профилактических обследований");

ежегодно, в срок до 1 февраля очередного года представление разработанных Планов профилактических обследований на согласование в территориальные отделы Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю и главам муниципальных образований;

ежегодно, в срок не позднее 10 марта очередного года, представление согласованных с территориальными отделами Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю Планов профилактических обследований в КГКУЗ "Алтайский краевой противотуберкулезный диспансер" по адресу: г. Барнаул, ул. Сизова, д. 35, по факсу (3852) 616-223 или по электронной почте: kptd22@mail.ru;

в случае технической неисправности стационарной флюорографической установки в срок не позднее 2-х недель заключение договоров гражданско-правовой ответственности с медицинскими организациями любой формы собственности для обеспечения профилактического флюорографического обследования прикрепленного населения за счет средств подушевого финансирования территориальной программы государственных гарантий бесплатной медицинской помощи;

информирование глав муниципальных образований о случаях невыполнения руководителями предприятий, организаций и учреждений, независимо от форм собственности, плана-графика профилактических флюорографических осмотров организованного населения;

работу флюорографических кабинетов в две смены и по субботам с целью большей доступности флюорографического обследования работающему населению. В случае неукомплектованности рентгенлаборантами - одна рабочая суббота в месяц;

двойное независимое чтение флюорограмм (двумя врачами) или повторно одним врачом (через один день или не ранее чем через 2 часа после первичного осмотра);

заключение гражданско-правовых договоров за счет средств подушевого финансирования, на проведение профилактических осмотров с использованием передвижных флюорографических установок с медицинскими организациями, на балансе которых стоят передвижные флюорографические установки.

3. Руководителям краевых медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по профилю "наркология и психиатрия" обеспечить учет проведения профилактического флюорографического обследования лиц, состоящих на учете у врачей-психиатров и психиатров-наркологов, плановую госпитализацию при наличии документов, подтверждающих факт флюорографического обследования, и обследование больных, поступивших в стационар по экстренным показаниям.

4. Главному врачу КГБУЗ "Алтайский краевой центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями" (Султанов Л.B.) обеспечить проведение мониторинга охвата профилактическим флюорографическим обследованием и химиопрофилактикой ВИЧ-инфицированных.

5. Исполняющему обязанности главного врача КГКУЗ "Алтайский краевой противотуберкулезный диспансер" (Коноплева Е.В.) обеспечить:

анализ составления Планов профилактических обследований медицинскими организациями, при необходимости их коррекцию;

проведение мониторингов: флюорографического обследования органов грудной клетки ВИЧ-инфицированных, а также лиц, состоящих на учете у врачей психиатров-наркологов, врачей-психиатров; химиопрофилактики туберкулеза ВИЧ-инфицированным;

методическую и консультативную помощь краевым медицинским организациям в планировании профилактических осмотров и иммунодиагностики, определении потребности в противотуберкулезной вакцине и иммунодиагностических препаратах;

выделение квот на проведение флюорографического исследования для больных, находящихся на стационарном лечении в КГБУЗ "Краевой наркологический диспансер" и КГБУЗ "Алтайская краевая клиническая психиатрическая больница имени Ю.К. Эрдмана".

6. Главному врачу КГБУЗ "Противотуберкулезный диспансер, г. Бийск" (Трибунский Ю.А.) обеспечить выделение квот на проведение флюорографического исследования для больных, находящихся на стационарном лечении в КГБУЗ "Психиатрическая больница, г. Бийск", КГБУЗ "Наркологический диспансер, г. Рубцовск".

7. Исполняющему обязанности главного врача КГБУЗ "Противотуберкулезный диспансер, г. Рубцовск" (Шатилов И.Н.) обеспечить выделение квот на проведение флюорографического исследования для больных, находящихся на стационарном лечении в КГБУЗ "Психиатрическая больница, г. Рубцовск", КГБУЗ "Наркологический диспансер, г. Рубцовск".

8. Исполняющему обязанности главного врача КГБУЗ "Первомайская центральная районная больница имени А.Ф. Воробьева" (Бубнова Ж.В.) обеспечить выделение квот на проведение флюорографического исследования для больных, находящихся на стационарном лечении в КГБУЗ "Алтайская краевая психиатрическая больница N 1".

9. Главного врачу КГБУЗ "Каменская центральная район" (Федорюк К.М.) обеспечить выделение квот на проведение флюорографического исследования для больных, находящихся на стационарном лечении в КГБУЗ "Алтайская краевая психиатрическая больница N 2".

10. Исполняющему обязанности главного врача КГБУЗ "Центральная городская больница, г. Заринск" (Фокин В.И.) обеспечить выделение квот на проведение флюорографического исследования для больных, находящихся на стационарном лечении КГБУЗ "Наркологический диспансер, г. Заринск".

11. Главному внештатном специалисту по лучевой и инструментальной диагностике Главного управления (Колмогоров В.Г.) представлять ежегодно, в срок до 15 октября, в отдел организации медицинской помощи взрослому и детскому населению информацию о техническом состоянии флюорографических аппаратов краевых медицинских организаций с предложениями по замене устаревшей техники, маршрутизации пациентов для проведения флюорографического обследования.

12. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя начальника Главного управления Насонова С.В.

Начальник Главного управления

плана профилактического обследования прикрепленного населения в целях выявления туберкулеза

(утв. приказом Главного управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности от 14 октября 2015 г. N 640)

профилактических флюорографических осмотров населения

Приказ Главного управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности от 19 августа 2013 г. N 612
"О Координационном совете по профилактике и лечению ВИЧ-ассоциированного туберкулеза"

С целью оптимизации работы Координационного совета по профилактике и лечению туберкулеза у больных ВИЧ-инфекцией в Алтайском крае приказываю:

1. Утвердить положение и состав Координационного совета по профилактике и лечению ВИЧ-ассоциированного туберкулеза.

2. Признать утратившими силу приказы Главного управления:

от 08.02.2006 N 38 "О создании Координационного совета по профилактике и лечению ВИЧ-ассоциированного туберкулеза";

от 06.05.2011 N 190 "О внесении изменений в состав Координационного совета по профилактике и лечению ВИЧ-ассоциированного туберкулеза".

3. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя начальника Главного управления Ушанову В.М.

Начальник Главного управления

о Координационном совете по профилактике и лечению ВИЧ-ассоциированного туберкулеза

(утв. приказом Главного управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности от 19 августа 2013 г. N 612)

1. Общие положения

1.1. Координационный совет по профилактике и лечению ВИЧ-ассоциированного туберкулеза (далее - "Координационный совет") осуществляет свою деятельность при Главном управлении Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности (далее - "Главное управление").

1.2. Состав и положение о Координационном совете утверждается начальником Главного управления.

1.3. В своей деятельности Координационный совет руководствуется действующим законодательством и настоящим положением.

2. Цели и задачи Координационного совета

2.1 Целью работы Координационного совета является координация деятельности учреждений здравоохранения края по вопросам профилактики и лечения ВИЧ-ассоциированного туберкулеза.

2.2. Задачи Координационного совета:

формирование предложений по совершенствованию и выработке единых принципов оказания противотуберкулезной помощи ВИЧ-инфицированным пациентам на территории Алтайского края;

разработка предложений по проектам нормативных правовых актов Администрации Алтайского края по вопросам профилактики и лечения ВИЧ-ассоциированного туберкулеза;

подготовка предложений по формированию образовательных программ для врачей-специалистов разного профиля и населения по вопросам профилактики и лечения ВИЧ-ассоциированного туберкулеза;

разработка предложений по поддержке проектов и программ по борьбе с ВИЧ-ассоциированным туберкулезом, реализуемых на территории края государственными учреждениями;

оказание методической помощи руководителям специализированных медицинских учреждений по вопросам профилактики и лечения ВИЧ-ассоциированного туберкулеза;

участие в организации научно-практических конференций, совещаний, семинаров, посвященных вопросам профилактики и лечения ВИЧ-ассоциированного туберкулеза.

3. Критерии эффективности работы Координационного Совета:

формирование структуры оказания помощи больным ВИЧ-ассоциированным туберкулезом;

создание системы межведомственного взаимодействия при оказании медицинской помощи пациентам с ВИЧ-ассоциированным туберкулезом;

внедрение мониторинга оказания медицинской помощи указанной категории пациентов;

формирование системы отчетности учреждений здравоохранения.

4. Полномочия Координационного совета

внесение на рассмотрение Администрации Алтайского края вопросов финансирования мероприятий по оказанию противотуберкулезной помощи ВИЧ-инфицированным пациентам;

внесение вопросов по формированию штатного расписания учреждений службы СПИД и противотуберкулезной службы и выделению коечного фонда для оказания медицинской помощи указанным категориям пациентов на уровень Главного управления;

контроль исполнения решений Координационного совета;

запрос и получение сведений, необходимых для решения вопросов, относящихся к компетенции Координационного совета;

проведение заседаний с привлечением специалистов в области оказания противотуберкулезной помощи ВИЧ-инфицированным пациентам.

5. Организация деятельности Координационного совета

заседания Координационного совета проводятся не реже одного раза в 6 месяцев;

заседание Координационного совета считается полномочным, если на нем присутствует не менее половины его членов;

заседание Координационного совета ведет председатель Координационного совета;

решение Координационного совета принимается большинством голосов присутствующих на заседании его членов и носят рекомендательный характер;

заседания Координационного совета оформляются протоколом, который ведет секретарь Координационного совета.

Координационного совета Главного управления по профилактике и лечению ВИЧ-ассоциированного туберкулеза

(утв. приказом Главного управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности от 19 августа 2013 г. N 612)

заместитель начальника Главного управления, председатель Координационного совета;

заведующая лечебным отделом КГБУЗ "Алтайский краевой центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями", секретарь Координационного совета;

Члены Координационного совета:

главный внештатный специалист по фтизиатрии Главного управления;

краевой фтизиатр, ответственный за оказание медицинской помощи ВИЧ-инфицированным в сочетании с туберкулезом КГБУЗ "Алтайский краевой противотуберкулезный диспансер";

заместитель главного врача по лечебной работе КГБУЗ "Алтайский краевой Центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями";

главный врач КГБУЗ "Алтайский краевой противотуберкулезный диспансер";

руководитель управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю (по согласованию);

главный врач КГБУЗ "Алтайский краевой Центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями";

начальник УФСИН МЮ РФ по Алтайскому краю (по согласованию);

заместитель главного врача по организационно-методической работе КГБУЗ "Алтайский краевой Центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями";

главный внештатный специалист по инфекционным болезням Главного управления;

заместитель главного врача по организационно-методической работе КГБУЗ "Алтайский краевой противотуберкулезный диспансер".

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Приказ Главного управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности от 19 августа 2013 г. N 612 "О Координационном совете по профилактике и лечению ВИЧ-ассоциированного туберкулеза"

Текст приказа официально опубликован не был


Здравствуйте!
Дмитрий Владимирович,еще 1 февраля этого года я по электронной почте обратился в Ваше Министерство.
Не получив никакого ответа по обозначенной в моем обращении проблеме,я 26 февраля вновь написал на Вашу почту с напоминанием уделить внимание моему обращению и дать ответ.
Сегодня 18 марта. Я до сих пор не получил ответа на свои обращения и соответственно до сих пор проблема остается нерешенной.
Я юрист и хорошо знаю, в течении какого времени в соответствии с Законом,я должен был получить ответ.
Мои обращения адресованы зам.министра Белоцкой Н.И.,которая в прошлом году оказала нам большую
помощь в решении нашей проблемы. Большое ей спасибо за это.Впрочем в обращении все это изложено.
Вместе с тем, поскольку нет ответа на мои обращения и я не могу дозвониться,решил воспользоваться данной прямой линией с министром ,не для жалобы,а для решения проблемы.
Но если проблема не будет решена и я не получу ответ в ближайшее время,буду вынужден обратиться в Минздрав РФ.
Спасибо.

Земельный участок под новую поликлинику выделен в соответствии с существующей застройкой.

После запуска новой медицинской организации в нее переведут часть медицинских служб городской поликлиники № 14. В связи с этим, строительство новых помещений для нее не планируется.

В настоящее время первичная медико-санитарная помощь несовершеннолетним в период обучения и воспитания в образовательных организациях оказывается на основании договора на оказание медицинских услуг между образовательной и медицинской организациями.

Решается проблема лицензирования медицинских кабинетов, предоставляемых образовательными организациями. Эта проблема связана с изменением требований к предоставляемым помещениям на соответствие санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам для осуществления медицинской деятельности и оснащенности кабинетов медицинским оборудованием.

В случае отсутствия в образовательном учреждении лицензированного медицинского кабинета медицинскую помощь несовершеннолетним оказывается на площадках медицинских организаций (больница, фельдшерско-акушерский пункт, врачебная амбулатория) по участковому принципу и по принципу приближенности к месту учебы.

Объем средств краевого бюджета, ежегодно направляемых на укрепление материально-технической базы медицинских организаций Алтайского края составляет порядка 2 млрд. рублей.

В связи с тем, что для разработки проектно-сметной документации, ее проверки уполномоченным учреждением, а также проведения процедуры на определение подрядной организации, требуется длительное время, выполнение капитального ремонта во всех помещениях медицинских организаций, где имеется такая потребность, не представляется возможным.

Работа в данном направлении ведется системно в плановом порядке, так за 2018 год ремонтные работы капитального характера выполнены в 129 медицинских организациях края.

В части организации медицинского обслуживания детского населения пос. Восточный, Министерством здравоохранения совместно с администрацией города Барнаула принято решение о нецелесообразности проведения капитального ремонта здания по адресу: ул. Маяковского, 8, и необходимости строительства для размещения филиала нового здания из модульных конструкций. Земельный участок для строительства определен. В настоящее время Минздравом прорабатывается вопрос выделения соответствующего лимита денежных средств краевого бюджета.

С 2015 года работы на объекте практически не проводились.

Срок ввода объекта определен на 2021 год.

Объект включен в федеральную адресную инвестиционную программу. Финансирование предусмотрено на остаток средств для ввода объекта в эксплуатацию в сумме 1032,0 млн. рублей. На 2019 год запланированы средства в сумме 380,0 млн. рублей, в том числе 180,0 млн. рублей из федерального бюджета.

Уважаемый Вячеслав!
Министерством здравоохранения проводится большая работа по упорядочению записи пациентов из районов в краевые медицинские организации.

По направлению в пациентов другой категории сроки установлены территориальной программой и составляют для консультации узкого специалиста и диагностического исследования 2 недели, для прохождения КТ, МРТ, ангиографическкого исследования – 1 мес. в настоящее время завершается работа по формированию в региональной информационной системе листа ожидания, куда будут попадать все направления с районных больниц и поликлиник. Краевые медицинские организации будут разбирать направления из листа ожидания и приглашать пациентов на прием в соответствии со сроками, установленными территориальной программой, корректировать свои расписания в зависимости от востребованности диагностических услуг и консультаций специалистов. Система позволит объективно в режиме онлайн вести мониторинг сроков ожидания на получение медицинской помощи. В системе смогут разбирать направления и негосударственные медицинские организации, работающие в системе ОМС.

Министерство готово в течении двух недель продемонстрировать работу электронной очереди.

В крае постоянно реализуются мероприятия, направленные на привлечение и закрепление медицинских кадров. С целью привлечения и закрепления медицинских работников в районах края им предоставляются меры социальной поддержки как в рамках соглашений на реализацию мер социальной поддержки в отношении специалистов в сфере здравоохранения, так и рамках муниципальных программ.

В 2018 году 8538 медицинских работников сельской местности получили денежные выплаты в соответствии с законом Алтайского края от 31.12.2004 № 77-ЗС, 313 получили путевки на санаторно-курортное лечение за счет средств краевого бюджета, 149 врачей и 76 средних медицинских работников получили жилье по договору социального найма, 70 врачей и 26 средних медицинских работников получали частичную компенсацию арендной платы за найм жилого помещения, 14 врачей и 2 средних медицинских работника получили единовременные компенсационные выплаты при трудоустройстве в медицинскую организацию.

Серьезная работа ведется по вопросам профориентации. Организованы дистанционные подготовительные курсы по химии и биологии для выпускников школ из отдаленных территорий с последующим

предоставлением целевых направлений в медицинские организации. Также с целью профориентации к работе в медицинских организациях активно привлекаются волонтеры-медики, что позволит уже на этапе обучения понять суть профессии медицинского работника.

Так, по поручению Губернатора Алтайского края на 2019 год в бюджете края предусмотрено 5,0 млн. рублей на меры социальной поддержки студентов, обучающихся на целевой основе в Алтайском государственном медицинском университете и 4,0 млн. рублей на оплату обучения в ординатуре врачей особо востребованных специальностей. Выплата студентам в размере 2-х тыс. руб. и ординаторам в размере 5-ти тыс. руб. будет осуществляться целевикам медицинских организаций, финансирование которых осуществляется за счет краевого бюджета.

Кроме того, для устранения дефицита среднего персонала решен вопрос об увеличении контрольных цифр приема в медицинские колледжи на 150 мест.

В 2019 году подписан Указ Губернатора края об увеличении размера именных стипендий Губернатора обучающимся и преподавателям медицинским колледжей и студентам АГМУ. Решается вопрос предоставление 232 квартир медицинским работникам края.

Информацией об увеличении случаев суицидальных попыток пациентов в краевых медицинских организациях Минздрав Алтайского края не располагает. Сбор указанных сведений статистически не предусмотрен крайстатом.

При наличии у пациентов показаний для ухода и психологической поддержки лечащим врачом привлекаются врачи-психотерапевты и медицинские психологи.

Уважаемый Сергей Николаевич!

Таким образом, руководителями организаций принимаются решения о реализации мероприятий в соответствии с трудовым законодательством, по переводу работников из категории младшего медицинского персонала в категорию прочего персонала с целью приведения в соответствие занимаемых должностей выполняемым должностным обязанностям и требованиям к квалификации.

При этом уборщик должен знать правила санитарии и гигиены по со-держанию убираемых помещений; устройство и правила эксплуатации обслуживаемого оборудования и приспособлений; правила уборки; назначение и концентрацию дезинфицирующих и моющих средств; правила эксплуатации санитарно-технического оборудования.

Таким образом, оказание медицинских услуг по уходу за больными не входит в трудовые функции уборщика.

Между тем, исчерпывающий перечень трудовых обязанностей конкретного работника определяется трудовым договором и должностной инструкцией. При этом работник не обязан выполнять работу, не предусмотренную данными документами.

Вопрос лицензирования Лебяжинской туберкулезной больницы находится на постоянном контроле. В настоящее время Минздравом проводится работа по устранению замечаний надзорных органов.

Общее финансирование проекта составляет более 1,1 млрд. рублей (консолидированный бюджет Алтайского края – 111,778 млн. рублей, федеральный бюджет – 491,04 млн. рублей, бюджеты государственных внебюджетных фондов – 526,35 млн. рублей) выделенные средства планируется направить на развитие материально-технической базы детских поликлиник и детских поликлинических отделений медицинских организаций, детских краевых больниц, специализированных санаторно-курортных учреждений, оказывающих помощь детям, а также краевых медицинских организаций, оказывающих помощь женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также новорожденным, что позволит повысить качество оказываемой медицинской помощи.

По результатам проведенных профилактических осмотров в 2018 году: 24,2 % детям установлена I группа здоровья; 65,5 % детей имеют II группу здоровья с наличием функциональных или морфофункциональных расстройств, которые могут быть ликвидированы при своевременно начатом лечении и адекватных реабилитационных мероприятиях; 8,3 % детей имеют III группу здоровья, страдают хроническими заболеваниями в состоянии ремиссии; 0,6 % детей имеют IV группу здоровья; 1,4 % детей имеют V группу здоровья, дети, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями (состояниями) с редкими клиническими ремиссиями, частыми обострениями, непрерывно рецидивирующим течением, выраженной декомпенсацией функций органов и систем организма, наличием осложнений и требующими назначения постоянного лечения, с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением функций органов и систем организма и значительным ограничением возможности обучения или труда. Таким образом, по результатам профилактических осмотров несовершеннолетних, доля детей, страдающих хроническими заболеваниями в 2018 году составила 10,3 %, что меньше на 17,6 %, чем в 2014 году (в 2014 году – 12,5 %).

В рамках проекта начиная с первого квартала 2019 года, а в дальнейшем – ежегодно, будет проведено не менее 60 информационно-коммуникационных мероприятий (круглые столы, конференции, лекции, школы, в том числе в интерактивном режиме, при участии средств массовой информации, издание печатных агитационных материалов) по вопросам необходимости проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних: девочек - врачами акушерами-гинекологами; мальчиков - врачами детскими урологами-андрологами. Также будут проведены разъяснительные работы с подростками и их родителями/законными представителями в отношении необходимости проведения профилактических медицинских осмотров. Указанные меры позволят увеличить охват профилактическими медицинскими осмотрами детей в возрасте 15 - 17 лет, что в свою очередь будет способствовать раннему выявлению и лечению имеющейся патологии, предотвратить нарушения репродуктивного здоровья в будущем путем профилактических и реабилитационных мероприятий.

В результате реализации всех мероприятий проекта к 2024 году планируется снизить младенческую смертность не менее чем на 32 %, увеличить долю посещений детьми медицинских организаций с профилактическими целями не менее чем на 7 %, увеличить до 90 % долю взятых под диспансерное наблюдение детей в возрасте 0-17 лет с впервые в жизни установленным диагнозом (болезней костно-мышечной системы и соединительной ткани, болезней глаза и его придаточного аппарата, болезней органов пищеварения, болезней системы кровообращения, болезней эндокринной системы, расстройств питания и нарушения обмена веществ).

Симптомы туберкулеза были описаны еще древними лекарями, а научились с ним бороться только ближе к концу XIX века. Так что болезнь, унесшая жизнь Антона Павловича Чехова, и сегодня занимает девятое место в мире по смертности. Алтайский край относится к территориям со средним уровнем заболеваемости туберкулезом в Сибирском федеральном округе.


Фото из сети Интернет.

Медики констатируют: количество заболевших снижается, но лечить их становится все сложнее. Как отмечает главный внештатный фтизиатр Алтайского края Елена Анисимова, на территории региона за последние восемь лет заболеваемость сократилась на четверть.

— В 2017 году количество впервые выявленных пациентов уменьшилось на 246 случаев: зарегистрировано 2129 новых больных, из них 112 детей и 21 подросток. Показатель заболеваемости туберкулезом постоянного населения края составил 90 человек на 100 тыс. населения, – отмечает эксперт.

Сейчас с активными формами туберкулеза состоят на диспансерном учете в противотуберкулезных учреждениях края 6034 человека, показатель общей заболеваемости уменьшился до 255,1 на 100 тыс. населения.

Как отмечают медики, напряженность эпидемической ситуации по туберкулезу в крае поддерживается нарастанием заболеваемости жителей края в сочетании с ВИЧ-инфекцией и устойчивостью бактерий к лекарствам.

— Пациенты, которых мы получаем с впервые выявленным туберкулезом, имеют, как правило, несколько сопутствующих заболеваний. Два и более недуга в 2017 году наблюдалось у 39 процентов вновь выявленных жителей края. И только шесть процентов больных не имели ни одного сопутствующего заболевания, – отмечает Елена Сергеевна.

По общероссийской тенденции, среди выявленных больных увеличивается количество случаев ВИЧ-инфекции.

— В Алтайском крае каждый четвертый впервые выявленный больной – это пациент, страдающий ВИЧ-инфекцией. Количество пациентов с вирусом иммунодефицита среди вновь заболевших составляет 27 процентов, – констатирует Елена Анисимова.

Серьезной проблемой для медиков становится также лекарственно-устойчивый туберкулез. Причем его процент нарастает. Порядка четверти процентов – это пациенты с лекарственно-устойчивой формой.

— Сегодня пять новых препаратов для лечения туберкулеза проходят испытания с хорошим эффектом. Ведется разработка новой вакцины, передовых технологий диагностики, – отмечает Елена Сергеевна.

Главное, чем может помочь себе каждый житель Алтайского края, – исключить вредные привычки и больше знать об этой болезни.

— Если ребенок инфицировался в детском возрасте, то он находится в группе риска по заболеваемости туберкулезом в течение всего времени жизни. Зачастую болезнь проявляется у человека при каких-то стрессовых ситуациях, – отмечает главный внештатный детский фтизиатр Ирина Каманина.

И, естественно, большое внимание уделяется профилактике заболевания, в том числе вакцинации новорожденных.

— Вакцина БЦЖ не предохраняет от заражения. Привитый ребенок может инфицироваться, но он никогда не заболеет тяжелой формой и не умрет от туберкулеза. Мы его сможем вылечить. Когда у нас появляются тяжелые формы туберкулеза – всякий раз это является следствием того, что ребенок не был привит, – отмечает эксперт.

Все чаще мамочки игнорируют постановку противотуберкулезной вакцины. По словам Ирины Алексеевны, восемь лет назад отказов было всего 50-70, в прошлом году цифра увеличилась до 1170, и уже нынче около 3 тыс. детей осталось по настоянию родителей без прививки.

— К сожалению, туберкулез у детей протекает бессимптомно, а когда болезнь начинает как-то себя проявлять, то это уже осложненный туберкулез. Мы всех родителей предупреждаем, что игнорировать прививку крайне опасно, – отмечает Ирина Каманина.

Показатель заболеваемости по туберкулезу у детей в регионе снижается. В зоне риска – 4,5 тысячи. Больных туберкулезом – 119. Лечение одного юного пациента очень длительное и дорогостоящее, занимает год и более, при этом лекарства выделяются на сумму порядка 1,5-2 млн руб.

Туберкулез вызывает палочка Коха, или, как ее называют медики, микобактерия туберкулеза. Уж очень она живуча. Микобактерия устойчива к щелочам, кислотам, спиртам и не погибает даже при температуре минус 269° Цельсия. Лучше всего палочка размножается при температуре человеческого тела, а также в сырых темных помещениях. Палочка погибает при кипячении в течение 30 минут. Яркий солнечный свет также убивает ее за полчаса, а ультрафиолетовые лучи – за две-три минуты. Чаще всего туберкулез поражает легкие. Однако бывает и внелегочный туберкулез – центральной нервной системы, лимфатических узлов, кишечника, костей и суставов, мочеполовой системы, глаз и кожи. Другие органы палочкой Коха поражаются очень редко. Заражение наступает воздушно-капельным путем через контакт с больным кашляющим, чихающим или даже просто что-то говорящим. Инфекция может попасть в организм человека из-за нарушения элементарных правил гигиены.

Очень важной является ранняя диагностика туберкулеза. Во-первых, при обнаружении заболевания на начальных стадиях вероятность быстрого и полного выздоровления намного выше. Во-вторых, чем раньше будет выявлен туберкулез у конкретного человека, тем меньшее количество людей он сможет заразить.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции