Почему ремарк писал про туберкулез



Этот немецкий писатель, книги которого жгли нацисты на площадях Германии, написал много книг, пронизанных романтичностью и жаждой любви, прожил долгую и не самую счастливую жизнь и до сих пор имеет множество почитателей своего таланта.

Эрих Мария Ремарк (настоящее имя Эрих Пауль Ремарк) родился 22 июня 1898 года в Оснабрюке, предки его были французами. Родители Эриха были ревностными католиками, отец его занимался переплетным делом. В это время в семье был еще один ребенок, брат Эриха, который тяжело болел, и мать отдавала всю свою любовь больному мальчику. Именно поэтому в первые три года жизни Эрих Мария Ремарк был практически заброшен матерью. Это наложило печать неуверенности в себе на всю его последующую жизнь.


Учился мальчик в церковной школе, а затем поступил в католическую учительскую семинарию, но вскоре его призвали в армию и отправили на Западный фронт.

Во время войны Эрих был несколько раз ранен, однажды он вынес из боя и доставил в госпиталь тяжелораненого друга, но так и остался рядовым и без единой награды.

Вернувшись с фронта, Эрих Мария Ремарк окончил училище, в котором он возглавлял союз ветеранов войны. Будущий писатель стал учителем. Куда только не забрасывала его жизнь: он работал учителем во многих сельских школах, но нигде долго не задерживался, так как не мог ужиться с людьми и начальством.


Эрих возвращается домой, и здесь в маленькой башенке отцовского дома пишет свою первую повесть и издает ее за свой счет. Позднее он будет стыдиться этого первого своего опуса, да так, что скупит весь тираж.

И все же юноше не сидится на месте, вскоре он опять покидает родной городок, ему хочется другой жизни. Эрих знакомится с обнищавшим бароном Хуго Фон Бухвальдом, и уговаривает его, заплатив 500 рейхсмарок, усыновить себя. Так Эрих Мария Ремарк становится дворянином, но своих привычек, посещать бордели и много пить, он не оставляет. Наверное, поэтому в его романах так много замечательных образов проституток, которых он хорошо знал.


В 1925 году Эрих живет уже в Берлине, здесь в него влюбляется дочь редактора одного престижного журнала. Но этому браку не суждено было состояться - родители девушки сделали для этого все возможное. Ремарк получил в журнале место редактора и вскоре женился на танцовщице Ютте Замбона, которая болела туберкулезом. Эта девушка стала прообразом нескольких героинь романов Ремарка.

Писатель продолжал много пить, брак его развалился из-за обоюдных измен, он устал от нападок критиков и находился на грани срыва.


В 1933 году Эрих Мария Ремарк спешно покидает Германию.

Эрих Ремарк поселился недалеко от города Аскона. Здоровье его было очень плохим, болели легкие и донимала нервная экзема, но, несмотря на это, он продолжал много пить.


Но самое большое место в жизни писателя занимала кинозвезда Марлен Дитрих. Эта женщина имела нестандартную сексуальную ориентацию, она была бисексуальна (например, могла жить одновременно со своим мужем и его любовницей).

Шел уже 1939 год, война вступала в Европу, Дитрих помогает писателю получить визу в Америку, и он уезжает в Голливуд.


И хотя Эрих Мария Ремарк принял американское гражданство, эта страна не стала для него родной, и в 1947 году он уезжает в Швейцарию, где сохранилась его вилла и даже машина. Свое пятидесятилетие он встречает именно там, работая над новым романом.


Но долго сидеть на одном месте этот человек не мог, он объездил всю Европу, посетил он еще раз и Америку, там жила его возлюбленная Наташа Браун. Их роман тоже не удался, так как, не успев, встретится, они сразу начинали ссориться.

Здоровье писателя резко ухудшилось, его мучила депрессия, да так сильно, что он сам обратился к психиатру. Ремарку ставится диагноз – завышенные жизненные притязания и сильная зависимость от любви к нему других людей. В это время он опять много пьет, болеет, у него совсем нет уверенности в будущем. Но в 1951 году Ремарк встречается с Полет Годдар, бывшей женой Чарли Чаплина. Она была красивой, богатой и знаменитой женщиной, среди ее друзей были Дали, Стейнбек, Гейбл.


В 1957 году Ремарк вторично разводится с Юттой, он выплачивает ей 25000 долларов и назначает пожизненное содержание 800 долларов в месяц, а сам женится на Полет Годдар.

В Германии он побывал еще раз в 1962 году, но в гражданских правах так и не был восстановлен.

Здоровье Ремарка ухудшалось, и он все чаще оставался в Швейцарии. Вместе с Полет, последние два года своей жизни писатель провел в Риме. После очередного сердечного приступа, в 1970 году, его кладут в больницу Локарно, там он и умирает 25 сентября.

Эриха Марию Ремарк похоронили тихо и скромно в Швейцарии. Но без эксцессов все, же не обошлось. Розы, присланные Дитрих для похорон писателя, были выброшены Полет, а не положены в гроб, а письма Марлен она сожгла и развеяла пепел по ветру.

Эмоции, истории и размышлизмы — все здесь.


Что учит человека любить каждую мелочь и радоваться каждому мгновенью? — Одних людей — потеря близких, других — осознание кратковременности жизни, третьих — война… А меня этому учит
Эрих Мария Ремарк.

Познакомился я с данным писателем по совету друга, и после этого, еще ни разу не пожалел. Бывают книги, в которых ты читаешь историю жизни какого-либо человека. В других книгах ты общаешься с автором напрямую, он ведет с тобой диалоги и отвечает на твои мысленные вопросы своими строками. Также есть книги, в которых именно ты проживаешь жизнь человека, чувствуешь каждую его эмоцию, переживаешь каждое его чувство и впитываешь в себя его мысли. Эрих Мария Ремарк — это идеальное сочетание всего лучшего, что может быть в художественной литературе.

Только не это. Остаться друзьями? Развести маленький огородик на остывшей лаве угасших чувств? Нет, это не для нас с тобой. Так бывает только после мелких интрижек, да и то получается пошловато. Любовь не пятнают дружбой. Конец есть конец.

- Как прошла ваша первая встреча со здешним миром?
— У меня такое чувство, будто я оказалась среди людей, которые собираются жить вечно. Во всяком случае, они так себя ведут. Их настолько занимают деньги, что они забыли о жизни.

Они захватили меня всецело. В первой книге герой рассказывает о своих военных историях, о жизни на фронте, о событиях, которые случились при его возвращении. Поражающая откровенность автора (ведь он сам пробыл на войне, был на фронте и все его военные истории в большей части являются автобиографичными), невероятный реализм и снова… вынужденный цинизм. Бывает лживый цинизм: когда человек на публике строит из себя пофигиста и циника, а в душе переживает. Бывает настоящий цинизм, а бывает — вынужденный. В последнем, человека меняют обстоятельства и именно они делают из него хладнокровного убийцу.

Мы утеряли все мерила. Десять лет нас изолировали, воспитывали в нас отвратительное, вопиющее, бесчеловечное и нелепое высокомерие. Нас объявили нацией господ, которой все остальные должны служить, как рабы. — Он с горечью рассмеялся. — Нация господ! Подчиняться каждому дураку, каждому шарлатану, каждому приказу — разве это означает быть нацией господ? И вот вам ответ. Он, как всегда, сильнее бьет по невинным, чем по виновным.


И если между двумя близкими людьми доходит до того, что они должны обязательно о чем-нибудь разговаривать, то, сколько бы они ни говорили, они никогда ни до чего не договорятся.

В этих трех книгах отлично показано настоящее фронтовое товарищество. Бывшие военные товарищи цеплялись друг за друга в гражданской жизни, ведь по-другому они уже не умели. Они ценили своих товарищей выше, чем кого-либо другого. Только их военные товарищи смогли полностью их понять. Но более детально осветил все проблемы товарищества Ремарк в романе «Три товарища«.

Если не предъявлять к жизни особых претензий, то все, что ни получаешь, будет прекрасным даром.

Сюжет повествует о трех военных товарищах, которые после окончания войны работали в автомастерской и пропивали все заработанные деньги. Сюжет идет о первого лица одного из героев, Робби. Он влюбляется в загадочную девушку — Пат. Она больна туберкулезом и до последнего момента скрывает это. Когда девушке становится слишком плохо, товарищи продают своего Карла — гоночную машину, которую они невероятно сильно любили и которая приносила им победы на гонках. Они отдают самое ценное, что у них есть, только ради того, что Робби хватило денег еще немного времени побыть с Пат. Главная героиня умирает. На этом роман оканчивается.

- Ты любишь меня?
Она отрицательно покачала головой.
— А ты меня?
— Нет. Вот счастье, правда?
— Большое счастье.
— Тогда с нами ничего не может случиться, не так ли?
— Решительно ничего.

Несмотря на то, что абсолютно все романы (которые здесь перечислены) Эриха Марии Ремарка мрачные и заканчиваются смертью, у них есть особенность — они учат любить каждую мелочь, нашей кратковременной жизни. Я рекомендую Ремарка абсолютно всем своим друзьям и знакомым. Он — учит жить и наслаждаться тем, что нам досталось. А большего и не нужно.



К Всемирному дню борьбы с туберкулезом

(24 марта 2019 года).

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, МУЗЫКИ,

ЖИВОПИСИ И МОДЫ.

Тогда человек, больной туберкулезом, был обречен. Здесь уместно вспомнить о том, что страшная болезнь не щадила талантливых людей: писателей, художников, поэтов. В скорбном списке – В.Г.Белинский, Н.И. Добролюбов, А.В. Кольцов, И.С. Никитин, А.Е. Варламов, С.Я. Надсон, Ф.А. Васильев, М.К. Башкирцева, ставшие жертвами чахотки в расцвете творческих сил.



Фото. Белинский В. Г. (1811-1848). Фото. Добролюбов Н.И.(1836-1861).



Фото. Кольцов А.В. (1809-1842). Фото. Никитин И.С. (1824-1861).




Фото.Варламов А.Е. (1801-1846). Фото. Надсон С.Я. (1862-1887).



Фото. Васильев Ф.А. (1850-1873). Фото. Башкирцева М.К. (1858-1884).

В те времена она чаще всего была скоротечной. Есть предположение, что с подозрением на неё был отправлен в лазарет юный С.А. Есенин.


Фото. Есенин С.А. (1895-1925).

Польский писатель Г.Сенкевич, у которого чахотка забрала жену, создал фонд, поддерживавший писателей, болевших туберкулезом.


Фото. Г. Сенкевич (1846-1916).




Фото. А. Дюма (1824-1895). Фото. А. Мюрже (1822-1861).



Фото. Д. Верди (1813-1901). Фото. Д. Пуччини (1858-1924).

Но уже в конце Х1Х века стало известно, что туберкулез – это инфекционное заболевание, вызываемое палочкой Коха.

Иногда, читая произведения великих писателей, мы не замечаем, что они затрагивают проблему заболевания туберкулезом.




Фото. Достоевский Ф.М. (1821-1881). Фото. Толстой Л.Н. (1828-1910).



Фото. Оноре де Бальзак (1799-1850). Фото. Эрих Мария Ремарк (1898-1970)


Фото. Томас Манн (1875-1855).


Фото. Федин К.А. (1892-1977).


Фото. Димна Кьюсак (1902-1981).


Фото. Чехов А.П. (1860-1904).

Личные переживания авторов, которые были больны сами

или у них болели близкие, помогали в изображении правдивых характеров в их произведениях. Именно из-за этих случаев писатели так откровенно упоминали в своих

творениях эту болезнь и талантливое перо не изменяло великим писателям даже при описании страданий больных туберкулезом.

Например, Лев Николаевич Толстой создал портреты больных под впечатлением смерти от туберкулеза своих братьев Дмитрия и спустя несколько лет Николая. Великий писатель видел очень тяжелых больных, так как сам не раз лечился кумысом в самарских степях.

На 31-ом году жизни от этой болезни умер брат А.П. Чехова Николай. Туберкулез прервал и жизненный путь и самого А.П. Чехова в возрасте 44 лет.

Ни одна болезнь не получила столь широкого отражения в художественной литературе, как туберкулез. Каждый пример, тем более, если он не вымышлен, а взят из реальной ситуации, это маленький, но шаг к пониманию туберкулеза. Художественная литература как ничто другое образно раскрывает клиническую картину болезни. Какова же была истинная картина заболеваемости и смертности от туберкулеза в те времена? Какими знаниями обладали врачи в области путей передачи инфекции и основных методах лечения туберкулеза? Ответы на эти вопросы мы находим в произведениях художественной литературы.

Из этого можно сделать вывод, что литература - ещё и большой помощник медицины в пропаганде гигиенических знаний среди населения.

Туберкулез и мода.


Фото. Портрет Мари Дюплесси.

Возможно, это покажется странным, но Викторианцы романтизировали заболевание и его последствия, выделяя эффекты, порожденные слабостью больной молодежи.

И, как полагают ученые, поскольку туберкулез был распространен, он продолжал удерживать свои позиции в моде.

Среди высшего класса девичьей привлекательностью считались тонкость и бледность кожи, которые являются результатом потери веса и отсутствия аппетита, вызванного заболеванием.

Чахоточный шик пришел из середины 1800 годов, когда модные корсеты создавали длинные талии, а объемные юбки ещё более подчеркивали болезненную хрупкость женских фигур. Женщины среднего и высшего класса использовали косметику, чтобы подчеркнуть бледность кожи.

Во второй половине Х1Х века произошло радикальное переосмысление туберкулеза, когда в 1882 году Роберт Кох

объявил, что он открыл бактерии, вызывающие заболевание. Открытие Коха помогло микробной теории убедить врачей, что туберкулез заразен.

Врачи стали порицать волочащиеся юбки, считая их виновницами поднимающейся пыли, в которой гнездятся бактерии туберкулеза, в результате чего болезнь приходила в дом.

Тема туберкулеза в живописи.


Фото. Поленов В.Д. (1844-1927).


Владимир Лукич Боровиковский (1757-1825)-русский художник, выдающийся мастер- портретист. Его знаменитый портрет М.И. Лопухиной - эталон портретной живописи русского романтизма.


Фото. Боровиковский В.Л.(1757-1825).


М.И. Лопухина была больна туберкулезом и вскоре после написания портрета скончалась. Но художник использовал внешние признаки тяжелой болезни на благо образа своей героини. В близкой смерти обретается чарующая непознаваемая красота, а прозрачность её тела кажется вот-вот обнажит саму душу.

Известное стихотворение Якова Полонского к «Портрету

лишь в 1913 году:

« Она давно прошла, и нет уже тех глаз

И той улыбки нет, что молча выражали

Страданье – тень любви, и мысли – тень печали,

Но красоту её Боровиковский спас.

Так часть души её от нас не улетела,

И будет этот взгляд и эта прелесть тела

К ней равнодушное потомство привлекать,

Многие художники сами страдали от туберкулеза.

Так, Перов Василий Григорьевич (1834-1882) – русский художник-передвижник. Один из организаторов Товарищества передвижников. Зрелый мастер бытового жанра, тонкий пейзажист, автор выдающихся портретов.

В 1874 году художник узнает, что болен чахоткой, излечить которую тогда было практически невозможно.

В 1882 году после тяжелой мучительной болезни художник скончался.


Фото. Перов В.Г. (1834-1882).

Итальянский художник и скульптор, представитель импрессионизма Амадео Модильяни (1884-1920).


Фото. Амадео Модильяни(1884-1920).

В 1917 году Амадео Модильяни знакомится с молодой французской художницей Жанной Эбютерн, которая стала его любимой натурщицей, музой и истинным другом. В 1918 году пара переезжает в Ниццу, где у них рождается дочь. В 1919 году, полные новых планов и идей, они возвращаются в Париж. Но стремительное развитие болезни (у Амадео Модильяни был туберкулез) рушит все их планы. В 1920 году художник умирает в больнице для бездомных.

Узнав о смерти любимого, Жанна, ждавшая на тот момент второго ребенка, выбросилась из окна 6-го этажа.


Проблема туберкулеза остается актуальной и в наши дни.

Несмотря на то, что изменились условия жизни людей, разработаны методы профилактики и лечения туберкулеза, однако, по-прежнему тысячи людей во всем мире ежегодно заболевают этой тяжелой инфекцией и погибают от неё. В результате бесконтрольного употребления антибиотиков возникли лекарственно устойчивые формы туберкулеза, трудно поддающиеся лечению. Туберкулез поражает в настоящее время не только малоимущих, но и весьма обеспеченных и успешных людей.

А как же литература, живопись, музыка, мода?

При подготовке данного материала были использованы материалы, взятые из открытых источников.

Туберкулез - одна из самых часто описываемых болезней в художественной литературе. По произведениям, герои которых страдали этим недугом, можно изучать течение болезни.

В этой подборке хотелось бы собрать книги,в которых дано довольно подробное (не в двух словах) описание болезни.
Пожалуйста, если вы добавляете книгу, не забывайте писать пояснение - кто из героев страдает от этой болезни. Приветствуются характерные цитаты. В противном случае книга может быть просто удалена.


ISBN: 978-5-389-04926-0
Год издания: 2013
Издательство: Азбука-Аттикус
Серия: Мировая классика
Язык: Русский

Чахоткой болеет Катерина Ивановна Мармеладова:

Тут смех опять превратился в нестерпимый кашель, продолжавшийся пять минут. На платке осталось несколько крови, на лбу выступили капли пота. Она молча показала кровь Раскольникову и, едва отдыхнувшись, тотчас же зашептала ему опять с чрезвычайным одушевлением и с красными пятнами на щеках

Dea_Capricious 19 марта 2015 г., 17:27


ISBN: 978-5-17-062998-5, 978-5-403-02755-7
Год издания: 2010
Издательство: АСТ, АСТ Москва, АСТ/Астрель
Серия: Золотая классика
Язык: Русский

История об обитателях дорогого туберкулезного санатория в Швейцарских Альпах

Dea_Capricious 19 марта 2015 г., 17:42


ISBN: 5-87107-098-1
Год издания: 2007
Издательство: Комсомольская правда
Серия: Книжная коллекция "КП"
Язык: Русский

От чахотки страдает главный герой - Рафаэль.

Но тут он вдруг закашлялся тем глубоким и гулким кашлем, что как будто исходит из гроба, зловещим кашлем, от которого больные бледнеют и их бросает в дрожь и в пот, — до такой степени напрягаются у них все нервы, сотрясается тело, утомляется спинной мозг и наливаются тяжестью кровеносные сосуды.

Dea_Capricious 19 марта 2015 г., 17:26


ISBN: 978-5-17-063243-5, 978-5-403-02754-0
Год издания: 2010
Издательство: АСТ, АСТ Москва
Серия: Русская классика
Язык: Русский

Чахотка у Николая Левина и у художника Петрова.

Брат лег и - спал или не спал, но, как больной, ворочался, кашлял и, когда не мог откашляться, что-то ворчал. Иногда, когда он тяжело вздыхал, он говорил: "Ах, боже мой!" Иногда, когда мокрота душила его, он с досадой выговаривал: "А! черт!"

Dea_Capricious 19 марта 2015 г., 17:29


ISBN: 978-5-17-063241-1
Год издания: 2009
Издательство: АСТ
Серия: Русская классика
Язык: Русский

Герой рассказа "Черный монах" - Коврин

У него шла горлом кровь. Он плевал кровью, но случалось раза два в месяц, что она текла обильно, и тогда он чрезвычайно слабел и впадал в сонливое состояние. Эта болезнь не особенно пугала его, так как ему было известно, что его покойная мать жила точно с такою же болезнью десять лет, даже больше; и доктора уверяли, что это не опасно, и советовали только не волноваться, вести правильную жизнь и поменьше говорить.

22 июня 1898 года родился Эрих Мария Ремарк – один из самых популярных зарубежных авторов среди читателей СССР и позже России, где его знают и любят едва ли не больше, чем на родине в Германии. Его герои – потерянные романтики, не способные устроиться в послевоенном мире с его потребительским безумием и жаждой развлечений – часто были похожи на самого писателя, в 18 лет попавшего на фронт и вернувшегося убежденным пацифистом. А женщин, которых любили мужественные и благородные герои Ремарка, он наделял чертами собственных возлюбленных, отношения с которыми были подчас мучительными.

В то время как современники зачитывались Ремарком и расхватывали на цитаты его "Триумфальную арку" и "Трех товарищей", писатели и критики зачастую относились к нему снисходительно, считая самого автора чересчур сентиментальным, а его романы – компромиссом между серьезной литературой и повседневным чтивом. Это хоть и обижало Ремарка, но не помешало ему остаться одним из самых читаемых немецких и европейских писателей XX века, а излишняя, по мнению критиков, сентиментальность подкупала своей искренностью – личная жизнь писателя была не менее драматичной, чем у героев его романов.

Самым громким – и самым тяжелым – романом Ремарка стали отношения с Марлен Дитрих, которые критики окрестили "величайшим романом XX века". Но в жизни писателя были и другие красивые и знаменитые женщины, которым поклонники писателя обязаны запоминающимися женскими типажами из его книг.

Одна из любимых ремарковских героинь – очаровательная Пат, возлюбленная главного героя романа "Три товарища" Роберта Локампа. На образ хрупкой, больной туберкулезом девушки писателя вдохновила танцовщица Илзе Ютта Замбона, которая в 1925 году стала первой женой Ремарка. Она и правда будто сошла со страниц романа – беззащитная холодная красавица, очень худая из-за чахотки, приковывавшая к себе все взгляды на берлинских светских приемах.

На момент встречи с Ремарком Илзе находилась в процессе развода с первым мужем. Замбона и Ремарк, элегантно одевавшийся, друживший с известными автогонщиками и раздававший новым знакомым визитные карточки с изображением короны, походили на парочку щеголей и не пропускали ни одного концерта или премьеры в театре. Однако союз двух молодых, не лишенных самолюбования людей оказался довольно легкомысленным: совсем скоро после свадьбы каждый из них стал заводить непродолжительные романы, не скрывая их друг от друга и по-прежнему продолжая появляться вместе в ресторанах и на приемах. Брак Замбоны и Ремарка продлился четыре года, но в 1938 году писатель вновь женился на Илзе, чтобы помочь ей выбраться из фашистской Германии в Швейцарию, где к тому моменту обосновался он сам. Спустя еще два года Ремарк добился для Илзе Ютты разрешения на проживание в США. Такое благородство было свойственно Ремарку в отношении всех его возлюбленных – до конца жизни он поддерживал связь с первой женой и, хотя они больше не жили вместе, развелся с ней только в 1957 году, выплатив ей 25 тысяч долларов, назначив пожизненное содержание и завещав еще 50 тысяч долларов.

Если узнать Илзе Ютту в Пат Хольман могут те, кто достаточно хорошо знаком с жизнью Ремарка, то прототип Жоан Маду очевиден каждому, кто хоть что-то знает о писателе. Возлюбленная доктора Равика из "Триумфальной рамки", доводившая главного героя до отчаяния, унаследовала характер Марлен Дитрих. "Ремарк изображает меня хуже, чем я есть, чтобы интереснее подать себя, и добивается желаемого эффекта. Я намного интереснее его героини", - писала Дитрих мужу Рудольфу Зиберу после выхода романа.

Эрих Мария Ремарк и Марлен Дитрих познакомились в 1937 году во время Венецианского кинофестиваля. Дитрих была в браке с продюсером Рудольфом Зибером, который остался ее мужем до конца жизни. Супруги не жили вместе, а любовница Зибера была практически членом семьи. Дитрих такое положение дел более чем устраивало: прикрываясь замужеством, она могла завершать свои многочисленные романы.


Из Венеции они отправились в Париж, затем в Антиб, после чего Дитрих вернулась в Голливуд, оставив Ремарка наедине с выпивкой и печатной машинкой. Приближение Второй мировой войны, неизбежность которой была уже очевидна, вскоре заставило эмигрировать и писателя. В США Ремарк поселился в доме напротив особняка Дитрих, но их отношения становились все более болезненными для писателя. Актриса блистала на экране и на вечеринках, а Ремарк, неспособный порвать с ней и сознававший унизительность своего положения, вынужден был жить отшельником и все глубже погружаться в депрессию.

В одном из поздних интервью актриса назвала Ремарка "самой большой любовью" своей жизни, но их отношения, продолжавшиеся с перерывами до 1958 года, никак нельзя было назвать идиллией: Дитрих то проводила с Ремарком все свое время, то кидалась в объятия очередных мужчин и женщин, подогревая их интерес светскими выходами с популярным писателем. Ремарк не мог не понимать, что любимая его использует, но предпочитал не замечать этого, чтобы иметь возможность находиться рядом с Дитрих. Пока любвеобильная Марлен бросалась в очередной омут, Ремарк не расставался с бутылкой, изливал страдания в рукописи и писал любимой письма, полные нежности. Дитрих изредка отвечала ему, называя своим единственным возлюбленным – впрочем, Ремарк уже вряд ли этому верил.

"Мой ангел с западного окна, светлый сон! Золотой, зеленоокий мой! Мой странник, мой маленький путешественник, мой труженик, вечно зарабатывающий деньги! Всегда ли ты тепло одета? Заботится ли кто-то о тебе? Пожалуйста, не забывай свои перчатки, а то твои хрупкие пальцы совсем замерзнут… Любимая – я не знаю, что из этого выйдет, и я нисколько не хочу знать этого. Не могу себе представить, что когда-нибудь я полюблю другого человека. Я имею в виду — не так, как тебя, я имею в виду — пусть даже маленькой любовью", - писал Ремарк.

Избавиться от наваждения Ремарку помогла другая актриса, "излучавшая жизнь" Полетт Годдар, с которой он познакомился в 1951 году. "Все нормально. Нет неврастении. Нет чувства вины. Полетт хорошо на меня действует", - писал он, работая над романом "Искра жизни". Вместе с Годдар Ремарк решился съездить на родину в Германию, где не был около 30 лет.

Узнав о новом романе Ремарка, Дитрих не преминула предупредить его о корыстных намерениях Полетт, которую, по мнению Марлен, интересовала лишь дорогая коллекция предметов искусства, принадлежавшая писателю. В ответ Ремарк предложил Дитрих выйти за него замуж, и, получив отказ, в 1958 году женился на Годдар.

Мрачный взгляд на жизнь, которым Ремарк был обязан отношениям с Дитрих, сменил вновь обретенный им вкус к жизни, а вместо дневника, в котором он описывал свою депрессию, он теперь сочинял романтические письма жене, которые заканчивал словами: "Твой вечный трубадур, муж и поклонник". Рядом с Полетт Ремарк, наконец, смог плодотворно работать и посвятил ей романы "Черный обелиск" и "Время жить и время умирать".


Ремарк умер в 1970 году. Три главные женщины в его жизни пережили писателя, но даже после его смерти они не перестали соперничать: цветы, которые Дитрих прислала на похороны, Полетт Годдар так и не положила на могилу мужа.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции