Организация школы для больных туберкулезом





Полноценное лечение любой болезни возможно только в том случае, когда больной понимает смысл лечения и строго выполняет рекомендации, предписанные своим лечащим врачом. Зачастую отсутствие хорошего понимания между врачом и пациентом при лечении многих хронических заболеваний приводит к несоблюдению рекомендованных схем лечения и, в конечном итоге, к безуспешности терапии в целом.

Цель: повышение мотивации и приверженности пациентов к выполнению врачебных рекомендаций, режима, формирование партнерских отношений с врачом в лечении, реабилитации и профилактике, их взаимовыгодное сотрудничество, что в конечном итоге, приводит к хорошим результатам терапии.

  • улучшение качества жизни больного и выработка правильного отношения к своей болезни и лечению;
  • снижение случаев отрыва от лечения;
  • снижение повторных случаев заболевания.

На сегодняшний день школы работают на базе всех отделений БУ «Республиканский противотуберкулезный диспансер Минздрава Чувашии.

Программа занятий направлена на предупреждение прогрессирования заболевания и его осложнений, вторичную профилактику, психологическую и социальную реабилитацию.

На регулярных занятиях с пациентами разбираются наиболее актуальные вопросы в области фтизиатрии: что такое туберкулез, как лечиться, как защитить близких и что сделать, что бы повторно не заболеть. Занятия проводятся по плану высококвалифицированными специалистами совместно с психологом. Каждое новое занятие начинается с повторения предыдущего материала. Знания закрепляются с помощью тестирования и опроса учащихся. Новый материал излагается доступным языком, сопровождается демонстрацией плакатов, слайдов, видеороликов, раздачей памяток. Каждый учащийся имеет возможность высказать свое мнение и задавать вопросы. В 2018 году в фтизиошколе проучились 1191 человек.

ТЕМЫ ЗАНЯТИЙДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВО ФТИЗИОШКОЛЕ:

ГРАФИК РАБОТЫ ФТИЗИОШКОЛЫ:

  • Амбулаторное отделение,

среда - 11.00- 12.00

Заведующий отделением Александрова Лариса Петровна

  • Детское отделение,

пятница - 11.00- 12.00

Заведующий отделением Бычкова Инесса Геннадьевна

  • Туберкулезное легочно-хирургическое отделение,

пятница - 11.00- 12.00

Заведующий отделением Малов Алексей Анатольевич

  • Отделение для больных туберкулезом внелегочной локализации,

среда - 11.00- 12.00

Заведующий отделением Каплина Юлия Николаевна

  • Дифференциально-диагностическое отделение,

пятница - 11.00- 12.00

Заведующий отделением Тарасова Светлана Станиславовна

  • Отделение для больных туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя,

среда - 10.00- 11.00

Заведующий отделением Пчельникова Наталья Васильевна

  • Отделение для больных туберкулезом органов дыхания,

среда - 11.00- 12.00

Заведующий отделением Рузавина Людмила Викторовна

  • Отделение дневного стационара,

среда - 10.00- 11.00

Заведующий отделением Иванова Людмила Николаевна

  • Канашское отделение,

среда - 10.00- 11.00

Заведующий отд. Пустобаева Наталья Геннадьевна

  • Новочебоксарское отделение,

среда - 10.00- 11.00

Заведующий отделением Федорова Надежда Петровна

  • Урмарское отделение,

вторник - 11.00- 12.00

Заведующий отделением Иваншкина Елена Владимировна









ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ШКОЛЫ ДЛЯ БОЛЬНЫХ ТУБЕРКУЛЁЗОМ

В данной статье представлены результаты исследования возможности открытия школы для больных туберкулёзом, проведенного путем анкетирования участковых медицинских сестер и пациентов диспансера.

Школа для пациентов – это совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на пациентов и население, направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по рациональному лечению заболевания, профилактике осложнений и повышению качества жизни. Цель таких Школ – повышение мотивации и улучшения выполнения пациентами врачебных рекомендаций, формирование партнерских отношений с врачом в лечении, реабилитации и профилактике, их взаимовыгодное сотрудничество. При посещении этих школ у пациентов формируется ответственность за сохранение своего здоровья, рациональное и активное отношение к здоровью, мотивация к оздоровлению, соблюдению режима лечения.

Особое внимание было уделено профессиональным обязанностям медицинских сестер, которые, по мнению респондентов, могут проводить занятия в школе.

Введение

В современных условиях возрастает роль активного сотрудничества медицинского работника и пациента в вопросах обучения здоровому образу жизни, управления хроническим заболеванием, улучшения качества и продолжительности жизни. Обучение пациентов в Школах здоровья вошло в стандарты оказания медицинской помощи пациентам с различной патологией.

В этих условиях возрастает роль медицинского работника в вопросах обучения пациентов здоровому образу жизни, профилактики заболеваний (первичной, вторичной, третичной). Большинство хронических заболеваний в настоящее время нельзя излечить, но можно реально контролировать и обеспечивать профилактику осложнений, что может существенно продлить жизнь больных и повысить ее качество. Однако успешно контролировать хроническое заболевание, даже с максимальным использованием арсенала современной медицины, но без активного участия пациента, не представляется возможным.

Решению указанных задач может способствовать создание Школ здоровья. Обучение в Школе здоровья определяется как помощь пациентам в приобретении и поддержании навыков, необходимых им для максимального управления их жизнью в условиях хронического заболевания, либо в определенные периоды жизни. Это лечебно-образовательный процесс, являющийся полноправной областью здравоохранения, составной и непрерывной частью ведения пациентов. Обучение сориентировано на пациента, создано для помощи пациентам и их семьям в понимании своего заболевания/состояния, эффективном лечении, ведении здорового образа жизни, обучении уходу за собой, сотрудничестве с медицинским персоналом. Все это, в конечном счете, ведет к улучшению качества жизни пациента.

Целью обучения является не заполнение вакуума знаний, а прогрессивное изменение представлений больного о заболевании и его лечении, ведущее к изменению поведения, к истинному умению управлять лечением заболевания в активном союзе с врачом.

Одной из важных составных частей лечения туберкулёза является просветительная работа среди пациентов. Медицинский работник находится в постоянном контакте с пациентом и поддерживает его с момента установления диагноза и до завершения лечения. Близкие пациента также нуждаются в поддержке и информации.

С момента установления диагноза пациент должен получить основную информацию о том, что такое туберкулёз и как он распространяется. Больной может быть напуган, и тогда его нужно убедить в том, что туберкулёз излечим. Необходимо рассказать пациенту о курсе лечения и объяснить необходимость приема лекарств под непосредственным наблюдением. Некоторые пациенты могут решить, что принимать препараты каждый день очень обременительно и это пустая трата времени. В этом случае медицинский работник должен разубедить больного.

Основной целью обучения больных туберкулёзом является формирование у пациента сознательного и грамотного отношения к своей болезни. Все пациенты больные туберкулёзом хотят знать о заболевании больше и с огромной заинтересованностью относятся к обучению. Но добиться одного "понимания болезни" у больного, конечно, недостаточно - необходимо выработать у него стойкую мотивацию на выполнение тех правил жизни, которые потребовал туберкулёз. Медицинские работники должны приложить все свои усилия на то, чтобы из " туберкулёзных больных " пациенты стали полноправными союзниками в контроле за своим заболеванием и понимали, что без их участия благоприятного течения туберкулёза добиться невозможно. Для этого следует постоянно подчеркивать идею партнерства и сотрудничества, при котором медицинский персонал и больной работают ВМЕСТЕ над решением вопросов помощи больному.

Для качественного и доступного обучения необходимо создать школу для больных туберкулёзом. Поэтому любое исследование, направленное на изучение возможностей создания подобных школ является актуальным.

Методы

Для решения поставленных цели и задач исследования нами были разработаны специальные анкеты.

Изучение возможности организации школы для больных туберкулёзом проводилось на базе одного из противотуберкулёзных диспансеров Москвы в период с июня по декабрь 2012 г.

В исследовании участвовали 10 медицинских сестер участковых с разными возрастными и профессиональными особенностями и 10 пациентов диспансера. Им было предложено ответить на вопросы составленной анкеты.

Результаты исследования

Анализ результатов анкетирования, направленный на изучение возможности организации школы для больных туберкулёзом, показал, что в диспансере есть условия для организации школы для больных туберкулёзом.

1. В диспансере работают опытные участковые медицинские сёстры. Среди них 8 медицинских сестер работаю более 10 лет, 2 медицинских сестры от 5 до 10 лет (рис.1).

Рис. 1 - Стаж работы медицинских сестер.

Имеет высшую квалификационную категорию 8 медицинских сестер участковых, первую – 2 медицинские сестры участковые (рис.2).

Рис 2 - Квалификационные категории участковых медицинских сестер.

2. Все участвовавшие в анкетировании респонденты считают необходимым создание в противотуберкулёзном диспансере школы для больных туберкулёзом.

Все участковые медицинские сестры ответили, что нужна наглядная информация для обучения пациентов. С наглядной информацией пациенты лучше усваивают и запоминают нужную информацию.

Так же все респонденты ответили, что нужно проводить индивидуальное обучение пациентов основам санитарно-эпидемиологического режима. Мы полагаем, что это связано с тем, что туберкулез– одно из древнейших инфекционных заболеваний, заразен и очень опасен. В отличие от многих других инфекций, он имеет хроническое и часто скрытое течение, что повышает вероятность распространения туберкулеза больным человеком многократно. Считается, что за год больной "открытой" формой туберкулеза заражает в среднем 10-15 человек. После заражения в течение жизни примерно 8-10 % заразившихся заболевают той или иной формой туберкулеза

30% медицинских сестёр считают, что работать в школе должны участковые сестры. 70% медицинских сестер считают, что работать и обучать в школе пациентов должны специально обученные медицинские сестры, т.к. после окончания базового медицинского училища у сестер недостаточно знаний. Считают, что в школе должны работаь медициснкие сестры, которые знают основы педагогики и психологии.

20% медицинских сестёр считают, что обучение пациентов нужно проводить 2-3 раза в неделю для впервые заболевших. Пациенты впервые заболевшие нуждаются в достоверной широкой информации о заболевании, мерах профилактики. Эта информация нужна в первые дни недели, от этой информации будет зависеть исход выздоровления. 40% медицинских сестёр считают, занятия нужно проводить один раз в неделю для пациентов прошедших курс лечения в стационаре, так как эти пациенты уже получили часть информации в стационаре. 40% медицинских сестра считают, что достаточно один раз в месяц проводить занятия с пациентами (хрониками), для повторения мер профилактики и санитарно-эпидемиологического режима.

Рис. 4 – Как часто нужно проводить занятия с пациентами?

Все медицинские сестры считают, что нужно привлекать родственников к обучению. Респонденты считают, что родственники будут помогать своим близким в лечении и соблюдении санитарно-эпидемиологического режима. Туберкулёз как инфекционное заболевание развивается в социально организованном человеческом обществе, и во многом распространение туберкулеза зависит от организации и благополучия этого общества. Пациент, проживающий в одной квартире с родственниками, подвергает их риску заражению туберкулёзом.

Анализ результатов опроса пациентов показал, что пациентам необходимо обучение.

70% пациентов ответили, что им хотелось бы знать больше о своем заболевании, факторах риска, профилактике и образе жизни от участковой медицинской сестры, т к. пациенты больше общаются с медицинскими сестрами в очагах. 30% пациентов ответили, что информации достаточно.

80% пациентов ответили, что не знают, как правильно обрабатывать предметы личной гигиены. 20% пациентов ответили, что знают, как правильно обрабатывать предметы личной гигиены. От соблюдения санитарно-эпидемиологического режима зависит исход выздоровления и благополучие своих родственников. Медицинские сестры объясняют пациентам и их родственникам как правильно обрабатывать плевательницы, предметы личной гигиены, посуды. Пациенты считают. что им необходимы индивидуальные занятия с наглядной информацией. Медицинские сестры диспансеры готовы помогать пациентам, предоставлять им наглядную информацию и проводить занятия.

Таким образом, анализ результатов анкетирования показал:

1. В Противотуберкулёзном диспансере есть условия для создания Школы для больных туберкулёзом.

2. Пациенты нуждаются в обучении и хотят обучаться. Они хотят приобрести знания с помощью наглядной информации для быстрейшего выздоровления.

Выводы

В настоящее время необходимость совершенствования профилактической помощи населению, коррекции факторов риска, неблагоприятно влияющих на здоровье и связанных с образом жизни, не вызывает сомнений. Профилактическими могут быть не только медицинские вмешательства, но и образовательные технологии. Одной из перспективных интегрированных технологий профилактической и лечебной помощи является обучение в Школах здоровья для пациентов.

Проведенный нами теоретический анализ школ здоровья показал, что школа для пациентов – это совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на пациентов и население, направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по рациональному лечению заболевания, профилактике осложнений и повышению качества жизни. Цель таких Школ – повышение мотивации и улучшения выполнения пациентами врачебных рекомендаций, формирование партнерских отношений с врачом в лечении, реабилитации и профилактике, их взаимовыгодное сотрудничество. При посещении этих школ у пациентов формируется ответственность за сохранение своего здоровья, рациональное и активное отношение к здоровью, мотивация к оздоровлению, соблюдению режима лечения.

Развитие Школ здоровья для пациентов позволяет реализовать один из основополагающих принципов реформирования здравоохранения – обеспечение партнерства врача и пациента в достижении качества и эффективности оказываемой медицинской помощи.

Таким образом, активное развитие Школ здоровья формирует у населения мотивацию к сохранению своего здоровья и повышает их ответственность за свое здоровье, обеспечивает повышение точности выполнения назначений врача. При достижении этих целей Школы обеспечивают высокое качество профилактической помощи населению, что способствует реализации профилактической направленности службы здравоохранения и является основополагающим принципом ее реформирования.

Исследования возможности открытия школы для больных туберкулёзом проводилось с помощью анкетирования по разработанной нами анкете.

Практический анализ возможности открытия школы для больных туберкулёзом показал, что в Противотуберкулёзном диспансере возможно открыть школу для больных туберкулёзом. Пациенты хотят обучаться в школе, а медицинские сестры готовы работать и обучать пациентов.

Список используемых источников

Гуревич К.Г., Фабрикант Е.Г. Основы медицинской профилактики и реабилитации.- М., АлмМи, 2010. – 125 с.

Гусейнов Г.К. Медицинская сестра противотуберкулезного учреждения. // Медицинская сестра. - 2006. - С.16-17.

Калинина А.М., Олейников В.Г., Олейникова Н.В. Школа здоровья для пациентов – важнейший фактор качества медицинской помощи. - М.: Профилактическая медицина, 2001. - 345 c.

Карачунский М.А. Профилактика туберкулеза. // Медицинская сестра.-2003.- С.-10.

6. Национальное руководство / под ред. М.И. Перельмана.- М.: ГЭОТАР - Медиа. 2007.- 512 с.

7. Перельман М.И., Корякин В.А. Фтизиатрия.- М.: Медицина, 1996.- 320 с.

Общая информация о туберкулезе

Туберкулез– это тяжелое заболевание с высокой степенью смертности. Туберкулезу посвящен специальный раздел медицины – фтизиатрия. В конце 19 века Кох открыл туберкулезную палочку (микобактерию), вызывающую туберкулез.

Кто чаще болеет туберкулезом?

Каждый третий житель Земли носит в себе туберкулезную палочку. Ни от одной инфекции не умирает столько людей, сколько от туберкулеза. В России за последнее десятилетие туберкулез приобрел характер эпидемии, что связано с экономическими катаклизмами в стране. Безусловно, самая высокая частота туберкулеза наблюдается среди заключенных, бомжей, наркоманов, проституток, а также мигрантов, но сейчас туберкулезом заражаются и болеют вполне благополучные слои населения. В первую очередь, страдают лица, вынужденные общаться с больными туберкулезом – медицинские работники, сотрудники приютов, персонал мест заключения, служители церкви и, естественно, члены семей, имеющие постоянный контакт с больным туберкулезом.

Возбудитель туберкулеза

Возбудители туберкулеза очень изменчивы и быстро приобретают устойчивость к лекарствам, их трудно не только уничтожить лекарствами, но и обнаружить. Туберкулезом болеют не только люди, но и животные, которые могут быть источником инфекции. Палочка туберкулеза чаще всего передается воздушно-капельным путем. Опасны не только кашель, мокрота, но и пыль. Во влажных местах без доступа солнца возбудитель туберкулеза живет месяцами. Редко туберкулез получают с пищей (молоком или мясом), водой (если водоемы заражены стоками из туберкулезных больниц или ферм, где есть больной скот) или внутриутробно.

Заражение туберкулезом

Заражение туберкулезом очень часто наблюдается в детско-подростковом возрасте. Не каждый зараженный туберкулезом заболеет. Возникновение туберкулеза зависит от ослабленности организма, условий жизни, питания, курения, алкоголизма и других вредных факторов. Если человек здоров, проживает в нормальном жилище, хорошо питается, его иммунная система справляется с палочками туберкулеза.

Проба на туберкулез

Как можно проверить, есть ли в организме опасные палочки туберкулеза? Для этого всем дошкольникам и школьникам регулярно проводят пробу с туберкулином. Туберкулин приготовлен из возбудителей туберкулеза. Если проба положительная (место укола краснеет, опухает), врач подозревает заражение туберкулезом. Проба может быть отрицательной, если проведена через небольшое количество времени (1-2 недели) после заражения туберкулезом. Могут быть и положительные пробы, не связанные с заражением туберкулезом (например, в случае склонности к аллергиям или если прививка против туберкулеза проведена недавно). Если сомнений в зараженности туберкулезом нет, проводят профилактику туберкулеза с помощью лекарств, в результате чего туберкулез будет предотвращен. Кроме туберкулиновой пробы большую роль играют профилактические осмотры с привлечением сеансов флюорографии.

Начальная стадия туберкулеза

Если у здорового ребенка вскоре после заражения туберкулезом возникает иммунитет к палочке туберкулеза, то у слабых детей развивается болезнь: появляется температура, плохое самочувствие. Лекарственная профилактика уничтожает этот начальный туберкулез. Но если лекарства не получены, туберкулез захватывает весь организм. Особенно при туберкулезе страдают лимфоузлы, располагающиеся в груди, и легкие.

Вторичный туберкулез

Даже после мощного лекарственного лечения очаги туберкулеза могут сохраняться в виде затвердевших участков и даже могут быть местами, откуда организм поражается вторичным туберкулезом. Вероятность вторичного туберкулеза повышается, если пациент возвращается в плохие условия жизни или заболевает другой инфекцией. Повторный туберкулез лечится с помощью интенсивного введения нескольких препаратов сначала в больнице, затем в условиях поликлиники.


Профилактика туберкулеза

Предупреждение туберкулеза ведется с помощью поголовной БЦЖ-вакцинации при рождении. Повторные введения вакцины против туберкулеза осуществляются в дошкольный и школьный период.

Туберкулёз

Туберкулезная палочка, ее еще называют палочкой Коха, довольно продолжительное время считалась опасной, вызывающей заболевание, которое в большинстве случаев заканчивалось смертельным исходом. Во второй половине двадцатого века с туберкулезом, казалось бы, научились эффективно бороться. Но сейчас на дворе уже третье тысячелетие, а грозный враг, подняв голову, вновь переходит в активное наступление. Победить туберкулез окончательно и бесповоротно не удалось пока еще ни одной, даже самой развитой стране. Многие уверены, что туберкулез — болезнь исключительно асоциальная, которой подвержены бомжи, люди, вернувшиеся из-за колючей проволоки, и представители прочих неблагополучных слоев общества. Весьма распространенное заблуждение, которое иногда бывает роковым.

Статистика неумолима — за последние 10-15 лет заболеваемость туберкулезом выросла в 2-3 раза! И все чаще этот недуг поражает вполне благополучных мужчин и женщин и, что самое страшное, усиливает атаку на наших детей.

Причем смертельные исходы при этой инфекции встречаются гораздо чаще, чем при других инфекционных заболеваниях. Палочка Коха устойчива ко многим антибиотикам и часто пользуется беспечностью родителей, которые уверены, что ни прививка БЦЖ, ни ежегодная проба Манту их ребенку вовсе не требуется.

Лечение туберкулеза. БЦЖ и Манту

Прививку от туберкулеза всем малышам обычно ставят еще в родильном доме, перед выпиской. БЦЖ не предотвращает инфицирование палочкой Коха, но зато способна снизить риск заболевания тяжелой формой туберкулеза. Профилактика этого недуга основывается, в первую очередь, на своевременном выявлении инфицированных больных и лечении, направленном на предотвращение развития болезни.

Пробу Манту ребенку делают каждый год, пока ему не исполнится 17 лет. Эта процедура помогает выявить опасность на самой ранней стадии, что позволяет вовремя принять необходимые меры.

Опасения родителей, которые считают, что с пробой Манту в организм заносятся бактерии туберкулеза, являются абсолютно беспочвенными.

Но даже если факт инфицированности ребенка был подтвержден, это не значит, что он обязательно заболеет туберкулезом. Развитие заболевания начинается только у тех людей, чья иммунная система дала сбой. После 17 лет иммунитет ребенка укрепляется, и Манту положено ставить лишь в 22-23 года и 28-30 лет, перед ревакцинацией БЦЖ. Но, как правило, ни ревакцинацию, ни пробу Манту взрослые делать не хотят.

Флюорографическое обследование на туберкулез

Начиная с 14 лет, каждый должен как минимум раз в 2 года, а лучше каждый год, делать флюорографию грудной клетки. Рентгенологическая нагрузка при флюорографии в несколько раз ниже, чем при обычном рентгенологическом исследовании. Бывает, что пациентов беспокоит чересчур маленький размер снимка. Им кажется, что на нем трудно что-либо разглядеть. Но специалист легко увидит все, что необходимо, в частности, имеющиеся в легких полости, очаги или затемнения. Если есть подозрение на какую-то патологию, пациента отправят на дополнительное, более глубокое, обследование.

Следует помнить о том, что флюорография помогает выявлять не только наличие в организме туберкулеза, но и других опасных заболеваний, в том числе и онкологических. Нередки случаи, когда этот маленький снимок спасал пациенту жизнь, помогая обнаружить рак на самой ранней стадии.

Питание при туберкулезе

Формы туберкулеза

В большинстве случаев эта инфекция развивается в легких и бронхах, но туберкулез способен поражать все ткани и органы человека. Внелегочный туберкулез может атаковать органы пищеварительной, мочеполовой и нервной систем, а также суставы, кости, кожу и даже глаза. Чаще всего первично все же поражаются легкие, а уже затем происходит распространение палочки Коха по всему организму.

Лечение туберкулеза является очень сложным и длительным процессом, его ни в коем случае нельзя прекращать или прерывать — важно пройти весь курс до конца, потому что иначе палочка Коха может стать устойчивой к принимаемым препаратам и в дальнейшем вылечить туберкулез становится очень сложно, иногда — невозможно. Самым мощным и действенным средством считается химиотерапия. В некоторых случаях пациентам назначают хирургический метод лечения. Но, как и в случае с другими заболеваниями, шансы на успех очень велики, если выявить недуг вовремя и тщательно следовать всем рекомендациям врача.

Если ваш родственник болен туберкулезом

Большое значение имеет регулярное проветривание и идеальная чистота в доме. Всем, кто живет рядом с больным, необходимо проходить систематическое обследование. При этом следует помнить, что бактерии выделяет только человек с открытой формой туберкулеза. Если лечение было успешным и заболевание перешло в закрытую форму, заражения не произойдет.

Ранние признаки туберкулеза

К ранним признакам туберкулеза относятся симптомы отравления – температура все время немного повышена, исчезает интерес к еде, школьник хуже учится. Часто увеличены лимфоузлы, пораженные туберкулезной палочкой, иногда наблюдаются воспалительные процессы в глазах, сердце бьется чаще, прослушиваются небольшие легочные хрипы, со стороны крови – неспецифические признаки воспаления.

Туберкулез— потенциально смертельное инфекционное заболевание, вызываемое микобактерией туберкулеза. Передается воздушно-капельным путем.

Распространение палочки туберкулеза по организму

Туберкулезная палочкас кровью и лимфой разносится по организму. Места внедрения отмечены воспалением. При туберкулезе воспаление носит аллергический характер, образуются бугорки. Кроме того, для туберкулеза характерен тип воспаления, связанный с появлением участков распавшейся ткани, напоминающих творог. Этот процесс при туберкулезе называется казеозом. Затем эти творожистые комочки рассасываются или наоборот окружаются плотной оболочкой и затвердевают из-за накопления кальция (обызвествление). В этих участках палочка туберкулеза может сохраняться очень долго.

Предрасположенность к туберкулезу

Сила иммунной защиты зависит от устойчивости или подверженности к туберкулезу, которые передаются по наследству, а также от возраста, условий жизни, вредностей, способности бронхов выводить загрязнения, а кишечника – расщеплять попавшие в него вредные элементы и, главное, состоянием особых клеток иммунной системы – фагоцитов.

Важно, что существует генетическая предрасположенность к туберкулезу. Показано, что туберкулезом чаще болеют те люди, у кого есть родственники, больные туберкулезом, причем речь не идет о заражении при контакте с больным. Несколько чаще туберкулезом болеют люди с первой группой крови, а также страдающие другими болезнями легких.

Первичный и вторичный туберкулез

Первичный туберкулез, то есть туберкулез после свежего заражения, возникает лишь у каждого десятого зараженного человека или даже реже (и заболеть он может в течение года или двух после заражения). Заражение проявляется только повышенным иммунным ответом на палочку туберкулеза, видным в пробах. Но туберкулезная палочка может затаиться и неожиданно, при стечении обстоятельств, стать очень активной. К этим неблагоприятным обстоятельствам, способствующим активации туберкулеза (то есть, вторичному туберкулезу), относятся эндокринные болезни, стресс, алкоголизм и любые тяжелые заболевания. Вторичный туберкулез может развиваться и другим путем – при повторном заражении палочкой туберкулеза, но факторы риска остаются теми же, ведущими к ослаблению организма.

Принципы лечения туберкулеза

В настоящее время туберкулез не является неизлечимым при следующих условиях.

Существуют специфические методы лечения туберкулеза, связанные с нарушением герметичности плевральной полости. При этом легкое спадается, выключается из дыхания, и этот покой способствует заживлению очагов туберкулеза. В настоящее время эти методы лечения туберкулеза применяют гораздо реже, чем раньше, например, при кровотечении или невозможности применить нужный препарат. Иногда дело доходит и до массивного хирургического вмешательства. Все методы лечения туберкулеза бессильны, если больной не может или не хочет обеспечить себе подобающий образ жизни.


Лечение туберкулеза с помощью антибактериальных препаратов

Сначала больной туберкулезом получает небольшие пробные дозы лекарств, но довольно быстро лечение туберкулеза приобретает очень мощный характер. В этот период лечение туберкулеза направлено на истребление микробов, особенно их среднеустойчивых разновидностей. Далее лечение туберкулеза при необходимости становится более разнообразным, уничтожению подлежат те палочки туберкулеза, которые обладают особыми свойствами – высокой устойчивостью, невосприимчивостью к лекарствам от туберкулеза.

Лекарства от туберкулеза вводятся в организм всеми известными способами, в том числе через бронхи – в жидком или аэрозольном состоянии. Лечение туберкулеза должно проводиться долго, обычно около года, но полугодовые курсы терапии не исключены. Безусловно, лечение туберкулеза зависит от стадии и клинических особенностей болезни: туберкулез может быть впервые выявлен, протекать с обострениями или хронически, иметь внелегочную форму. Врач следит за такими нежелательными последствиями лечения туберкулеза, как уменьшение количества некоторых форм лейкоцитов, аллергические реакции, поражение печени.

Другие методы лечения туберкулеза

Иногда в плевральную полость больного туберкулезом вводят небольшое количество воздуха. В результате легкое спадается, что способствует заживлению туберкулезных полостей – каверн. С той же целью воздух могут вводить в брюшную полость. Тогда диафрагма вынуждена приподняться, а нижние отделы легких спадаются. Эти методы лечения туберкулеза широко применялись раньше, когда не существовало эффективных лекарств от туберкулеза. В настоящее время они используются, если нет ожидаемого эффекта от препаратов или больной туберкулезом плохо их переносит.

Анкета

  1. Чем вызывается туберкулез?

Б) Вирус гепатита

  1. Пути передачи туберкулеза

А) Воздушно-капельным путем

Б) Контактный (предметы личного пользования, посуда)

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции