Муниципальная программа по профилактике туберкулеза

Постановление главы администрации муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан
от 26 декабря 2013 г. N 1900-П
"Об утверждении Муниципальной Программы "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в муниципальном районе Чишминский район Республики Башкортостан" на 2013-2017 годы"

В целях стабилизации в районе эпидемиологической ситуации, связанной с туберкулезом, снижения негативного воздействия туберкулеза на социально-экономическое развитие района путем осуществления комплексных мер организационного и правового характера, постановляю:

1. Утвердить прилагаемую Муниципальную программу "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в муниципальном районе Чишминский район на 2013-2017 годы".

2. Финансовому управлению Администрации муниципального района Чишминский район осуществлять финансирование указанной программы в пределах средств бюджета муниципального района Чишминский район, ежегодно предусматриваемых на ее реализацию.

3. Контроль за исполнением муниципальной программы, утвержденной настоящим постановлением возложить на заместителя главы Администрации муниципального района Чишминский район Набиуллина Р.М.

Глава Администрации
муниципального района
Чишминский район
Республики Башкортостан

Муниципальная программа
"Неотложные меры борьбы с туберкулезом в Чишминском районе
на 2013-2017 гг."
(утв. постановлением главы администрации муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан
от 26 декабря 2013 г. N 1900-П)

Муниципальная программа "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в Муниципальном районе Чишминский район на 2013-2017 годы".

Основание для разработки Программы:

Закон Республики Башкортостана "О противотуберкулезной помощи и защите населения от туберкулеза в Республике Башкортостан" 8/XII-1997 г.

Закон Российской Федерации "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" с изменениями от 22.008.2004 г. N 122-ФЗ.

Муниципальный заказчик Программы:

ГБУЗ РБ Чишминская центральная районная больница".

Основные разработчики Программы:

ГБУЗ РБ Чишминская центральная районная больница.

Основные цели и задачи Программы

Стабилизация в районе эпидемиологической ситуации, связанной с туберкулезом (снижение заболеваемости, распространенности, смертности).

Снижение негативного воздействия туберкулеза на социально-экономическое развитие района путем осуществления комплексных мер организационного и правового характера.

Развитие материально-технической базы противотуберкулезной службы района.

Своевременное выявление туберкулеза.

Повышение эффективности лечения больных туберкулезом.

Внедрение современных медицинских технологий профилактики и лечения туберкулеза.

Подготовка квалифицированных специалистов службы.

Сроки реализации Программы:

Исполнители основных мероприятий Программы:

Лечебно-профилактические учреждения района

Главный врач Чишминского района

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:

Стабилизация эпидемиологической ситуации, связанной с туберкулезом, снижения уровня заболеваемости туберкулезом до 20,0 случаев на 100 тыс. человек, смертности - до 3,0 на 100 тыс. человек, снижение распространенности туберкулеза до 93,3 случаев на 100 тыс. населении.

Выявление при профилактических осмотрах не менее 65-70 % впервые заболевших туберкулезом, излечение до 85 % впервые выявленных больных туберкулезом.

Система контроля за выполнением Программы:

Общий контроль за выполнением Программы осуществляет постоянная комиссия по здравоохранению и социальной политике районного совета.

Муниципальный заказчик Программы отчитывается о результатах ее реализации в установленном порядке.

Муниципальная программа "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в Чишминском районе на 2013-2017 годы".

Программа является продолжением районной целевой программы "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в Чишминском районе на 2008-2012 годы", утвержденной постановлением Президиума районного совета от 27 декабря 2005 г. N 52.

Программа направлена на стабилизацию эпидемиологической ситуации, связанной с туберкулезом в Чишминском районе.

Программой предусмотрено укрепление материально-технической базы противотуберкулезной службы района.

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами.

Благодаря реализации Муниципальной программы "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в Чишминском районе на 2008-2012 годы", осуществлению комплекса противотуберкулезных мероприятий, в районе удалось:

к 2012 году снизить заболеваемость туберкулезом с 35,9 до 22,9 на 100 тыс. населения;

снизить распространенность туберкулеза с 140,0 до 103,3 случая на 100 тыс. населения.

В 2012 году выявлено впервые 12 больных, из них 33,3 % выявлены при профилактических осмотрах и 77,7 % по обращаемости. Среди пенсионеров - 1, учащихся -1 и работающих -3.

Наибольшее количество больных - 7 случаев выявлено среди безработных, удельный вес их составляет 58,3 %, в 2011 г. - 45,4 %.

Наблюдает рост туберкулеза среди социально незащищенных слоев населения, т.е. безработных. За период 2011-2012 гг. не было случаев выявления запущенных фиброзно-кавернозных форм туберкулеза.

На диспансерном учете в Чишминской ЦРБ на конец 2012 г. Состоят 144 больных туберкулезом среди взрослых, среди подростков - нет, среди детей - 2. Из них с открытой формой - 22 больных. Все больные с открытой формой получили стационарное лечение в РПТД и находятся под особо тщательном контролем в противотуберкулезном кабинете ЦРБ. Остается низким охват профилактическим флюорографическим осмотром населения, но охват профилактическим осмотром обязательно контингента почти полный и составляет 95 %.

Централизованные поставки противотуберкулезных препаратов оказали существенное влияние на стабилизацию эпидемиологической ситуации по туберкулезу в районе.

В 2012 г. Получили противотуберкулезные препараты 212 взрослых и 56 детей и подростков.

В 2012 г. в Чишминской ЦРБ зарегистрировано 140 граждан, прибывших из стран зарубежья и 23 граждан прибывших с МЛС. Все они прошли флюорографическое обследование.

На конец 2012 г. состоят на учете у фтизиатра по контакту: с открытой формой 35 взрослых и 9 детей, с незаразной формой 32 взрослых, 13 детей и подростков. Данной категории граждан противотуберкулезной службой района проводится профилактическое лечение и диспансерное наблюдение.

2. Основные цели и задачи программы

Стабилизация в районе эпидемиологической ситуации связанной с туберкулезом (сохранение заболеваемости не больше 22,9 случаев на 100 тыс. населения, снижение распространенности туберкулеза со 103,3 до 93,3 случаев на 100 тыс. населения).

Снижение негативного воздействия туберкулеза на социально-экономическое развитие района путем осуществления комплексных мер организационного и правового характера.

Для достижения указанных целей необходимо решение следующих задач:

развитие материальной базы противотуберкулезной службы района;

своевременное выявление туберкулеза; повышение эффективности лечении больных туберкулезом;

внедрение своевременных медицинских технологий профилактики и лечение туберкулеза;

подготовка квалифицированных специалистов противотуберкулезной службы;

3. Сроки и этапы реализации программы 2013-2017 гг.

Текстовое представление

3. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя главы администрации по социальным вопросам Кропачева Н.М.

первый заместитель главы администрации В.М.Корякин

городского округа Верхняя Пышма

от 19.06.2013 № 1229

КОНЦЕПЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

«Комплексные меры по ограничению распространения социально

Раздел 1. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей

программы соответствующим областным целевым программам,

приоритетным задачам Стратегии социально-экономического развития городского округа Верхняя Пышма

Согласно Стратегии в качестве одного из основных направлений развития городского округа Верхняя Пышма определено увеличение роли профилактики и формирование здорового образа жизни.

Наиболее значимый в формировании важнейших демографических показателей (заболеваемость, смертность, инвалидизация) и угрожающий характер в современных эпидемиологических, экономических и социальных условиях из всех нозологий приобретает распространение социально значимых заболеваний. Без принятия своевременных мер ситуация, связанная с развитием социально значимых заболеваний, может составить угрозу для национальной безопасности Российской Федерации.

Программа по своим целям и задачам соотносится с федеральной целевой программой "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007 — 2012 годы)", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.05.2007 № 280, областной целевой программы "Совершенствование оказания медицинской помощи населению, предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями на территории Свердловской области" на 2011 — 2015 годы", утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 11.10.2010 № 1473-ПП.

Раздел 2. Обоснование целесообразности решения проблемы

Существующие проблемы охраны здоровья населения в городском округе Верхняя Пышма требуют комплексного решения. Это решение будет достигнуто с использованием программного метода, обеспечивающего взаимосвязь целей и задач, комплексный характер и единые подходы к решению имеющихся проблем.

Программа, разработанная на основе программного метода, представляет собой комплекс различных мероприятий, направленных на достижение конкретной цели и решение задач, запланированных на 2014 -2016 годы.

Необходимость комплексного решения проблем обусловлена рядом следующих объективных причин:

- сложность и многообразие методов профилактики социально – значимых заболеваний, что предполагает разработку и осуществление комплекса мероприятий, взаимосвязанных по целям, ресурсам, срокам реализации и исполнителям;

- потребность в координации усилий органов государственной и муниципальной власти различных уровней, а также негосударственных организаций, включая общественные объединения.

Использование программного метода при решении указанных проблем обеспечивает единство содержательной части Программы с созданием и использованием финансовых и организационных механизмов ее реализации, а также контролем за промежуточными и конечными результатами выполнения Программы.

Решение вопросов диагностики и лечения социально значимых заболеваний находится в ведении государственных учреждений Свердловской области, решение вопросов профилактики таких заболеваний среди населения — задача органов местного самоуправления. Одним из важнейших методов профилактики социально значимых заболеваний является квалифицированное информирование населения как о самой болезни, так и о средствах ее профилактики. Наряду с профилактическими материалами, размещенными в средствах массовой информации, большую эффективность имеет изготовление и распространение печатных информационно-методических материалов (листовок, буклетов) по проблемам туберкулеза и ВИЧ-инфекции среди населения, что и планируется реализовать в рамках данной Программы.

К наиболее серьезным рискам реализации Программы можно отнести такие внешние риски, как изменение федерального законодательства в части перераспределения полномочий между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также изменение региональной нормативной базы в части сокращения или прекращения финансирования программ. Внутренними рисками реализации Программы является неэффективное управление муниципальной программой.

Досрочное прекращение Программы может произойти при изменении социальной и экономической ситуации в городском округе, выявлении новых приоритетов при решении общегосударственных и муниципальных задач, неэффективном управлении Программой. Достижение целей Программы при таких условиях будет невозможно.

Для минимизации возможных отрицательных последствий решения проблемы программным методом необходимо предпринять ряд мер, таких как:

1) мониторинг хода реализации мероприятий Программы, выполнения Программы в целом;

2) публичность промежуточных отчетов и годовых докладов о ходе реализации Программы.

Ошибки при выборе механизмов управленческой коррекции программных мероприятий могут привести к недостаточной координации деятельности заказчиков и исполнителей, нецелевому использованию бюджетных средств или их неэффективному расходованию.

Совершенно очевидным является и то, что нерешенность хотя бы одной из стратегических задач Программы приведет к невыполнению ее основной стратегической цели – снижение темпов распространения на территории городского округа Верхняя Пышма социально – значимых заболеваний (ВИЧ – инфекция, туберкулез).

Раздел 3. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования

программного метода, включающие сведения

о действующих расходных обязательствах городского округа

Эпидситуация по распространению ВИЧ-инфекции на территории городского округа Верхняя Пышма остается напряженной, имеет место продолжающийся рост заболеваемости. ВИЧ-инфекцией поражено 2,1% населения, случаи ВИЧ-инфекции зарегистрированы в 21 из 29 населенных пунктов (включая село).

В 2012 году выявлено 202 ВИЧ- инфицированных больных, в том числе в городском округе Верхняя Пышма 157 человек (в 2011 году за аналогичный период выявлено 173 ВИЧ-инфицированных. Рост составил - 17%. Показатели в 2 раза выше среднемноголетних показателей), у 9 женщин ВИЧ-инфекция обнаружена при постановке на учет по причине беременности.

В структуре установленных факторов риска заражения ВИЧ-инфекции в 2012 году 71,2 % составляют инфицированные через внутривенное употребление наркотических веществ. Соотношение мужчин и женщин в абсолютных цифрах составило: 2012 год –1,5:1.

Эпидемиологическая ситуация осложняется появлением случаев инфекционных заболеваний у ВИЧ-инфицированных, излечение от которых проблематично. С момента регистрации умерло 538 ВИЧ-инфицированных, в том числе 148 человек от СПИДа. В 2012 году диспансерным наблюдением охвачено 87,9 % от состоящих на учете (в 2011 году -87%, в 2010 году -91,5%). В 2012 году на учете состоит 1 591 ВИЧ- инфицированный. Наибольшая выявляемость ВИЧ-инфекции (в 2012 году — 13,1%) среди контактных и среди больных наркоманией (16,8%). Выявлено 3 случая среди иностранных граждан (всего обследовано 681 человек).

Вместе с тем в настоящее время в городском округе Верхняя Пышма, как и в Российской Федерации, в целом, туберкулез является основной причиной смерти от инфекционных и паразитарных заболеваний.

Неблагоприятное развитие эпидемической обстановки по социально – значимым заболеваниям выдвигает на первый план проблему рациональной организации их профилактики. Но, существует проблема — охват профилактическими мероприятиями не всех категорий граждан. В основном профилактическими мероприятиями из-за недостатка средств финансирования из местного бюджета (работающее население в возрасте от 20 до 45 лет).

· к уменьшению численности и продолжительности жизни населения городского округа. Половой путь передачи обусловливает преимущественное заражение молодого населения. Гибель, наступающая через 10 лет после заражения, вызовет возрастание общей смертности среди лиц активного возраста;

· к уменьшению наиболее работоспособной части населения и увеличению числа иждивенцев. Больные СПИДом, как правило, теряют трудоспособность и переходят в категорию иждивенцев. Их дети, которые остаются без кормильцев, так же пополняют ряды нуждающихся в материальной поддержке;

· к снижению качества рабочей силы. ВИЧ инфицированные, зная о своем заболевании и осложнениях (в том числе смерти), теряют интерес к совершенствованию профессиональных навыков, к образованию. Проявления болезни также снижают качество их трудовой деятельности.

Не все группы населения охвачены профилактическими медицинскими осмотрами, проводимыми с целью раннего выявления туберкулеза.

Решение проблемы социально значимых заболеваний без использования программного метода приведет:

к росту заболеваемости, инвалидности и смертности;

к ухудшению демографической ситуации;

к росту экономического ущерба, связанного с заболеваемостью, инвалидностью и смертностью.

Все вышесказанное обусловливает и значительный экономический ущерб муниципальному бюджету.

Таким образом, проблема профилактики социально-значимых заболеваний требует к себе комплексного подхода с привлечением различных служб и ведомств.

В целях недопущения распространения социально-значимых заболеваний на территории городского округа и обеспечения комплексного решения этой проблемы необходима разработка Программы.

При разработке Программы будет полностью обеспечена преемственность ее мероприятий по отношению к мероприятиям предыдущих программ.

Раздел 4. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ

и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы

Для решения проблемы может быть применен вариант с использованием планово-нормативного метода, при котором государство планирует и устанавливает различные отраслевые и внутриотраслевые нормы и нормативы. В то же время в условиях рыночной экономики и тем более экономики инновационной планово-нормативный метод не может рассматриваться как единственно возможный. В противном случае будет утрачена логика преемственности целевых программ развития в данной отрасли.

Одним из серьезных рисков применения планово-нормативного метода является риск неэффективного использования финансовых ресурсов, что особенно опасно в условиях роста государственных расходов на здравоохранение.

Другим, принципиально отличным от предыдущего, вариантом решения проблемы является вариант, предполагающий использование программного метода.

Программный метод основан на подчинении распределения ресурсов и намечаемых мероприятий достижению определенной цели.

В то же время использование этого метода при решении проблемы связано с определенными рисками.

При выполнении программных мероприятий возможны три варианта реализации Программы, отличающиеся объемами финансирования.

Первый вариант — финансовое обеспечение реализации Программы в заявленных объемах. Утверждение Программы по первому варианту позволит достичь поставленной цели.

Второй вариант — принятие Программы с объемом финансирования от 50 до 80 процентов заявленного объема. При этом варианте финансирование Программы будет сосредоточено на наиболее эффективных мероприятиях, требующих относительно небольших объемов финансирования.

Третий вариант — принятие Программы с объемом финансирования менее 50 процентов. По этому варианту финансирование Программы сосредоточено на наименее затратных первоочередных мероприятиях по профилактике социально – значимых заболеваний.

Финансовый риск реализации Программы связан с финансированием мероприятий Программы не в полном объеме и может привести к ухудшению эпидемиологической ситуации на территории городского округа Верхняя Пышма по таким заболеваниям как ВИЧ – инфекция и туберкулез.

В этом случае нужно будет реструктуризировать Программу, разрабатывать и реализовывать механизмы приостановления ряда уже начатых изменений.

При этом придется, исходя из новых бюджетных параметров, пересмотреть задачи Программы с точки зрения или их сокращения, или снижения ожидаемых эффектов от их решения.

Одним из последствий результатов структурных и содержательных изменений в Программе станут сложности в ее управлении, что негативно скажется на эффективности Программы в целом.

Снижение эффективности Программы будет иметь негативные последствия для экономики городского округа из-за падения темпов роста и развития человеческого капитала как ее основного ресурса, серьезным образом затруднит ее инновационное развитие.

Среди рисков использования программного метода следует отдельно рассмотреть риск, связанный с тем, что одна или несколько задач Программы могут быть не решены, например, из-за сокращения расходов на Программу за счет средств бюджета.

Невыполнение отдельных задач Программы помимо прямых экономических потерь, связанных с неэффективным расходованием бюджетных средств, существенно снизит положительные эффекты, полученные в ходе реализации предыдущих программ городского округа.

При этом, поскольку Программа направлена на реализацию положений Стратегией социально-экономического развития городского округа Верхняя Пышма на период до 2020 года, ее невыполнение будет иметь негативный характер не только для здравоохранения, но и для городского округа в целом.

Для минимизации рисков необходимо наличие своевременной, адекватной и объективной информации о ходе выполнения Программы. При этом отсутствие такой информации само по себе является существенным фактором риска.

Способами ограничения финансового риска являются:

- ежегодная корректировка программных мероприятий и показателей в зависимости от достигнутых результатов;

- перераспределение средств Программы на наиболее необходимые в данный момент мероприятия.

Для минимизации возможных отрицательных последствий реализации Программы будут предприняты такие меры, как:

- мониторинг хода реализации мероприятий Программы, выполнения Программы в целом;

- широкое привлечение общественности к разработке мероприятий Программы, а также к реализации и оценке результатов реализации Программы;

- обеспечение публичности промежуточных отчетов и годовых докладов о ходе реализации Программы.

Раздел 5. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы

Предполагается, что проблема будет решена программным методом с1 января 2014 по 31 декабря 2016 года.

В Программе предусматривается реализация комплекса взаимосвязанных мероприятий по профилактике социально – значимых заболеваний на протяжении всего срока действия Программы, в связи, с чем отдельные этапы ее реализации не выделяются.

По завершении срока реализации Программы будет достигнута цель и решены поставленные задачи.

Раздел 6. Предложения по целям и задачам программы,

целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать

ход реализации муниципальной программы по годам

на вариантной основе

Основная стратегическая цель Программы - снижение темпов распространения на территории городского округа Верхняя Пышма социально – значимых заболеваний (ВИЧ – инфекция, туберкулез).

Задачами Программы являются:

1. Осуществление информационно-образовательной, обучающей и просветительной работы по проблемам профилактики социально – значимых заболеваний среди населения городского округa Верхняя Пышма;

2. Организация межведомственного взаимодействия с государственными и негосударственными учреждениями, ведомствами и службами, направленного на ограничение распространения ВИЧ-инфекции и туберкулеза на территории городского округа;

3. Информирование населения, как о самих заболеваниях, так и о средствах профилактики;

4. Тиражирование тематических информационных материалов по профилактике ВИЧ-инфекции и туберкулеза.

В целях реализации задач необходимо:

- выявить уровень информированности родителей, учащихся и работников промышленных предприятий по проблемам ВИЧ-инфекции и туберкулеза;

- информировать жителей городского округа Верхняя Пышма по проблемам ВИЧ-инфекции и туберкулеза;

- обеспечить подготовку руководителей предприятий для проведения работы по профилактике распространения ВИЧ-инфекции и туберкулеза среди работающего населения.

Важнейшие целевые показатели и индикаторы муниципальной программы представлены в приложении № 1. В основу методологии формирования и расчета таких индикаторов и показателей положены подходы, учитывающие цели и задачи Программы.

Раздел 7. Предложения по объемам и источникам финансирования

Реализация Программы осуществляется программным методом.

Прогнозируемый объем финансирования Программы в ценах соответствующих лет составит 4700,7 тыс. рублей из местного бюджета, в том числе:

Теберкулез – это хроническое инфекционное заболевание, которое занимает одно из первых мест в мире по смертности. Возбудитель туберкулеза широко распространен в природе и очень устойчив к воздействию факторов внешней среды, кислотам, щелочам и другим веществам. Называется эта микобактерия – палочка Коха или бактерия Коха. Туберкулез передается от больного человека к здоровому при кашле, разговоре, чихании, может поражать любой орган, но преимущественно поражаются легкие.

слабость, быстрая утомляемость,

повышение температуры тела,

кашель более двух недель,

При наличие кашля и других перечисленных признаков в течение двух недель и более нужно немедленно обратиться за медицинской помощью!

Меры профилактики туберкулеза:

проведение флюорографического обследования с 15 лет,

соблюдение правил личной и общественной гигиены,

проведение вакцинации БЦЖ, ежегодной пробы Манту,

отказ от курения, употребления алкоголя, наркотиков,

соблюдение принципов здорового образа жизни.

Пройти флюорографию вы можете по направлению врача-фтизиатра, нарколога или социального учреждения (если у такового есть договор с диспансером на данную медицинскую услугу). Бесплатное флюорографическое обследование проводится также в поликлиниках по месту прикрепления при наличии полиса ОМС, паспорта или направления участкового терапевта.

Врачи-фтизиатры (в том числе фтизиоофтальмологи, фтизиогинекологи и другие) оказывают помощь населению Пермского бесплатно по направлению и жизненным показаниям.

Если туберкулезом болен близкий человек

Все члены семьи больного туберкулезом должны раз в полгода обследоваться в тубдиспансере в течение всего срока контакта с больным и еще год после снятия его с эпидемиологического учета. Также они должны получать профилактические курсы лечения противотуберкулезными препаратами. Дети направляются в детские санаторные учреждения (ясли, сад, школа), где им также назначается профилактическое лечение. Если в семье появляется новорожденный ребенок , больной туберкулезом должен быть изолирован в стационар или санаторий на 2 месяца с момента проведения противотуберкулезной прививки ребенку. Контакт человека, больного туберкулезом, с новорожденным малышом должен быть исключен до его полного излечения, подтвержденного врачом.

Стационарное

После выявления заболевания больной должен быть госпитализирован в туберкулезный стационар, где пройдет основной курс лечения лекарствами. Это может потребовать от 8 до 18 месяцев, срок зависит от нескольких факторов: необходимости хирургического вмешательства и регулярного приема лекарственных средств. Если прием не регулярный, то туберкулезные палочки часто адаптируются и получают устойчивость к лекарству – по этой причине излечение затягивается или вообще не наступает.

Санаторное

Следующий этап после выписки из стационара – санаторно-курортное лечение с использованием естественных климатических факторов – солнца, воздуха, воды, рационального питания, покоя и регулярных физических тренировок.

Амбулаторное

После санатория больной продолжает лечение амбулаторно, сроки такого лечения носят индивидуальный характер и зависят от характера и течения болезни и переносимости лекарств. Успех амбулаторного этапа во многом зависит от выполнения больным всех указаний врача. Это строго регулярный прием медикаментов, соблюдения режима питания, труда и отдыха. Если эти условия выполняются – подавляющее большинство больных излечивается. После основного курса лечения в течение 2-х лет дважды в год весной и осенью необходимо принимать противотуберкулезные препараты для профилактики обострений и предотвращения повторного заболевания.

Важно знать

Организм женщины, больной туберкулезом, ослаблен. Если женщина когда-либо болела туберкулезом, при беременности может наступить активация процесса. Чаще всего обострение происходит в начале беременности и перед родами. При беременности снижается иммунитет, а туберкулезный процесс еще сильнее ослабляет организм матери и будущего ребенка. Очень важно в какой среде ребенок появится на свет. К сожаления, до сих пор не являются исключительными случаи, когда новорожденный попадает из роддома в квартиру, где есть больные туберкулезом или больна его мать. Это может привести к заражению ребенка.

С чего начать?

Начинать профилактику нужно еще до рождения ребенка. В семье, где ждут малыша, за 6 месяцев до его появления на свет всем членам семьи старше 14 лет необходимо пройти флюорографию – это единственный способ определения туберкулеза! Окружению беременной женщины необходимо пройти флюорографию легких до родов, а беременным, ранее перенесшим туберкулез, желательно проконсультироваться у врача-фтизиатра, получить необходимые консультации и следовать им.

Сразу после рождения ребенка

После родов каждая женщина должна в 3-х месячный срок пройти флюорографию легких. Если заболевание будет обнаружено, матери должны прекратить грудное вскармливание на время лечения. Все новорожденные на 3-4 сутки жизни в роддоме вакцинируются БЦЖ, а в возрасте 6-7 лет им делается повторная прививка от туберкулеза.

Необходимая профилактика

Ежегодно, с 1-го года жизни до 18-летнего возраста, должна проводиться постановка внутрикожной пробы Манту с 2ТЕ, по результатам которой направляют на консультацию к врачу-фтизиатру. Подросткам в возрасте 15, 16, 17 лет проводится флюорографический осмотр. При выявлении впервые положительной реакции Манту у ребенка необходимо немедленно обратиться к врачу-фтизиатру. Далее обследуется вся семья для выявления источника заболевания, в случае необходимости назначается профилактическое лечение. Ребенку необходимо обеспечить питание, включающее ежедневное употребление овощей и, по возможности, фруктов. Также необходимо подолгу бывать на свежем воздухе и активно двигаться, заниматься подвижными видами спорта.

Если отказаться от прививки

Прививка существенно снижает риск инфицирования и заболевания туберкулезом – привитый ребенок с хорошим поствакцинальным иммунитетом при встрече с микобактериями либо не заболеет, либо перенесет инфекцию в легкой форме. Дети, не получившие прививку БЦЖ, могут заболеть туберкулезом, в том числе и с самыми тяжелыми формами (с поражением головного мозга, костей и др. органов). Родители вправе отказаться от проведения вакцинации БЦЖ своему ребенку. При этом необходимо помнить, что от туберкулеза не застрахован никто, особенно ребенок. В силу возрастных особенностей дети в гораздо большей степени подвержены заболеванию туберкулезом, чем взрослые. Именно поэтому для контроля состояния противотуберкулезного иммунитета и выявления момента первичного инфицирования детям ежегодно проводят реакцию Манту.

Вакцина БЦЖ – это живые возбудители туберкулеза, которые после специальной обработки утратили способность вызывать заболевание, но не утратили способность создавать противотуберкулезный иммунитет. Кроме того, существует вакцина БЦЖ-М, которая используется для вакцинации ослабленных детей.

История вакцины

Первый препарат был разработан французскими учеными и назван по имени создателей – бацилла Кальметта-Герена. После разработок и исследований, потребовавших 12 лет, вакцина появилась в 1921 году. Спустя 4 года, в 1925, вакцину передали в Москву профессору Л.А.Тарасевичу и в 1928 году началась вакцинация новорожденных. Обязательным вакцинированием новорожденных стало с 1950 года, поскольку результатом стало резкое снижение детского туберкулеза в стране. Статистика говорит сама за себя: если в 1961 году было зарегистрировано 3857 случаев детского туберкулезного менингита в год, то к 2009 году это число сократилось до 22 случаев.

Где проводится вакцинация?

Прививку БЦЖ осуществляют в родильном отделении здоровым доношенным детям на 3-7 сутки жизни. Ослабленным и недоношенным детям при достижении массы тела 2,5 кг. вводится половинная доза прививки – вакцина БЦЖ-М. Если по каким то причинам ребенок не был привит в родильном доме, то его вакцинируют после снятия противопоказаний в стационаре (в случае перевода малыша в больницу из роддома) или в поликлинике.

Как проводится вакцинация?

В поликлинике противотуберкулезная прививка детям старше 2-х месяцев допустима только проведения пробы Манту, которая покажет возможное заражение ребенка к этому возрасту. Перед прививкой ребенка осматривает врач, чтобы исключить противопоказания к вакцинации. Новорожденный ребенок прививается БЦЖ специально обученной медицинской сестрой, а после вакцинации с мамой проводится беседа о нормальном течении вакцинальной реакции. В возрасте 7 и 14 лет прививка против туберкулеза делают повторно.

При нормальном формировании иммунитета:

Приблизительно через 1,5-3 месяца в месте вакцинации образуется ранка (пустула), покрытая корочкой. Спустя 4-6 месяцев после вакцинации корочка отпадает, на месте ранки остается небольшой рубчик размером не более 10 мм. Категорически нельзя тереть или как то иначе травмировать ранку в процессе заживления! Не нужно заклеивать, беречь от воды или обрабатывать место вакцинации – это не влияет на процесс заживления. Если вам кажется, что что-то идет не так, необходимо обратиться к педиатру и следовать его указаниям и рекомендациям.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции