Можно ли учиться в вузе с туберкулезом

В 16 лет я приехала из Хабаровска в Москву и поступила в ИЖЛТ на факультет журналистики. После третьего курса, в 2008 году, я поняла, что очень устаю, а иногда у меня появляется одышка. Долго думала, что это какая-то болезнь или я просто ленивая задница, остальные ведь успевают и учиться, и работать, но не устают. Но по врачам я никогда не ходила: боялась, что мне выпишут кучу направлений и ненужных и дорогих анализов.

Тогда же я решила, что вернусь на лето к родителям и быстренько пройду всех врачей. Ну и как обычно: приезжаешь домой, а там друзья, поездки на море. В общем, в больницу я пошла за неделю до отлета в Москву.

Терапевт мне дала направление на флюорографию и к кардиологу. Кардиолог увидел, что по анализам что-то не так, повесил на меня холтер (портативный аппарат для мониторинга работы сердца. — Прим. ред.) на сутки. Мне нужно было вести дневник о том, что со мной происходит за это время. В тот день, когда на меня повесили холтер, я должна была зайти за результатом флюорографии. Поэтому у меня есть задокументированное свидетельство того, как мне сообщили о туберкулезе: в этот момент сердце билось сильнее всего.

Мне не дали никакой памятки, просто сказали на следующий день подойти к врачу. Я пришла к подруге, которая училась в медицинском колледже, и с ней вместе стали искать информацию: что такое туберкулез, как это лечится.

На следующий день я попала к врачу. Она меня успокоила, сказала, что все лечится, и назначила дообследование. После всего этого меня отправили в диспансер. В диспансере все перепроверяли заново: сказали, что не доверяют городским врачам.

Здесь и далее — больница, в которой лежала Ксения

Есть два варианта развития заболевания. Во-первых, можно заразиться при тесном контакте с человеком с туберкулезом, который выделяет много бактерий. Твой иммунитет не справляется с такой осадой и сдается. Во-вторых, бывает так, что ты инфицируешься, и организм сдерживает болезнь, но потом (возможно, и через несколько лет) у тебя сильно падает иммунитет, и ты заболеваешь.

Когда я заболела, мама рассказала, что, оказывается, когда я была очень маленькой, проба Манту у меня была огромной. Видимо, болели соседи (самое начало 1990-х, тогда все друг с другом больше общались). Если бы я знала, то уделяла бы больше внимания легким.

Врач сказала, что, возможно, инфекция активировалась в мои 18 лет после большого стресса.

Что касается прививок, то их мне делали в детстве. Правда, у меня нет рубчика от БЦЖ, так что ее могли неправильно поставить и иммунитет мог не выработаться. Кроме того, БЦЖ на самом деле защищает не от всех видов туберкулеза, а только от самых опасных форм.

Я осталась в Хабаровске. На семейном совете мы решили, что так будет спокойнее. Мои родители не боялись инфицироваться, у меня не было бактериовыделения. Нелеченые люди вроде меня могут выделять много палочек Коха, но в моем случае период бактериовыделения уже прошел. Обследовали всех, с кем я жила или много общалась (это около 50 человек), но никто не заболел.

Что касается самого лечения, то в легких случаях можно проходить терапию амбулаторно, когда ты каждый день приезжаешь, получаешь лекарство и пьешь его перед медсестрой. А если состояние сложное или очень запущенное, как у меня, то кладут в стационар.

В отделении было уныло. Я весь день проводила в больнице, потом уезжала ночевать домой, но все время как будто оставалась в стационаре.

Но таблетки все равно не помогли. После двух операций распад легких прекратился, я пошла на поправку. Но с последствиями справляюсь до сих пор. Мне убрали одно ребро целиком и пять сегментов других ребер, чтобы сжать легкое — это повлияло на иннервацию (снабжение органов и тканей нервами, что обеспечивает их связь с центральной нервной системой. — Прим. ред.) правой руки. Первые несколько месяцев я все делала левой. В 2015-м начала играть на ударных и после этого стала лучше чувствовать пальцы.

В хирургии мне понравилось больше, чем в стационаре, там было весело. Было ощущение, что я попала в какую-то общагу, потому что люди там жили годами, ведь после операции человек лежит до стабилизации показаний. А иногда нужно две-три операции. Те, кто жил далеко от Хабаровска, оставались прямо в больнице.

Там было много девочек-нанаек, ульчи (малочисленные народы Дальнего Востока. — Прим. ред.). Нанайки очень легкие, мы с ними ржали постоянно. Еще я подружилась с девушкой из ульчи. Она поразила меня тем, что приехала из тайги: они с мужем жили практически без денег, выращивали все сами. Как бы суперздоровая жизнь, ты на свежем воздухе всегда, ешь самые чистые продукты. Но туберкулез на это не смотрит, все равно можешь заболеть.

Но там же в больнице я узнала, что есть стигма. Некоторые девочки лежали по году, а мужьям говорили, что лечатся по женской части. Теперь я знаю, что многие скрывают туберкулез от своей родни, но тогда для меня это было чем-то шокирующим. Ты же не виноват, что болеешь.

Лично у меня стигмы не было, но я сильно боялась. Тогда прочла и перечитала всего Терри Пратчетта. У него есть персонаж Смерть. Сам Пратчетт боролся с болезнью Альцгеймера, очень злился на заболевание. Благодаря его книгам я боролась, признавалась себе в своих эмоциях.

Стигма отравляет жизнь. Люди часто даже сами себе не могут объяснить, что именно для них постыдного в том, что они заболели туберкулезом. Но вот стыдно. И есть страх, что ты мог инфицировать близких по незнанию.

Вначале я все делала сама: отвечала на вопросы, искала информацию. Например, человеку нужна юридическая консультация, его хотят уволить из-за туберкулеза. Постепенно у меня в группе появились волонтеры: врачи, юристы, крутейшие психотерапевты, которые консультируют бесплатно.

Переломный момент для меня был связан со знакомством с Полиной Синяткиной. В 2015 году она написала мне, что сейчас болеет и хочет сделать выставку по туберкулезу. В 2016 года началась движуха. Тогда я впервые поехала на конференцию в Братиславу, где мы показали картины Полины. А еще там я узнала, что то, чем я занимаюсь в последние годы, называется активизмом и правозащитой. До этого я была девочка-блогер и журналист, который помогает людям с туберкулезом. После конференции появилась европейская сеть TBpeople — я член ее правления.

После ассамблеи нужно взять себя за жопу и сделать наконец российское отделение нашей сети TBpeople. Будем помогать, чтобы быстрее появились новые антибиотики в России, развивать систему социальной поддержки для пациентов с туберкулезом и бороться со стигмой — это самое главное.

После болезни, когда эйфория закончилась, меня сразила жесткая депрессия. Я правда не хотела жить, не могла смириться, что смерти так много и что она может быть такой глупой. Жила, пока могла помогать людям, и это была причина вставать по утрам. Два года назад встретила потрясающую девушку Марию, с которой счастлива. И мой активизм стал, мне кажется, продуктивнее. Если ценишь свою жизнь, то и люди начинают с большим уважением относиться к тебе и твоей работе.

- Ольга Ивановна, когда приемные комиссии вузов начинают принимать документы?

- Прием документов от поступающих на дневные отделения вузов начнется не позднее 20 июня. Вузы теперь вправе сами устанавливать день начала приема документов, при этом верхняя планка жестко регламентируется. Срок окончания приема останется прежним - не ранее 15 июля. С подачей документов лучше не затягивать, так как довольно часто их возвращают для устранения каких-либо неточностей.

- Когда будет известно расписание вступительных испытаний?

- За десять дней до начала экзаменов.

- Нарушаются ли права абитуриентов, если при поступлении в вуз от них требуют, к примеру, справку из наркологического диспансера?

- Статья 5 части 1-й Закона "Об образовании" указывает, что "ограничение прав гражданина на профессиональное образование по принципам пола, возраста, состояния здоровья может быть установлено только федеральным законом". Никаких ограничений на этот счет в законе нет. Не предусмотрено и исключение из вуза за прием наркотиков.

- Ректоры кировских вузов собираются ограничить прием лиц с инфекционными и психическими заболеваниями. Законно ли это?

- Любые ограничения по здоровью нарушают конституционное право граждан на учебу. В правилах приема в вузы иногда оговариваются направления подготовки, требующие ограничений по здоровью. Но и это противоречит закону. Любой человек имеет право учиться.

- А если у абитуриента туберкулез или шизофрения?

- Эти больные тоже имеют право учиться. Если у человека открытая форма туберкулеза или активная фаза шизофрении, то его обязаны госпитализировать. Однако не принимать в вуз не имеют права. В Законе "Об образовании" говорится, что человек может учиться по индивидуальному плану или дистанционно, существует и система академических отпусков. Но он может и не брать академический отпуск, а, находясь на длительном лечении, продолжать учебу.

- Существуют ли отличия в правилах приема в государственные и негосударственные вузы?

- В соответствии со статьей 16 Закона "Об образовании" порядок приема в вузы устанавливает учредитель. Для вузов федерального подчинения - это Министерство образования и науки РФ или другое федеральное ведомство. Каждый вуз вправе издавать свои правила приема. В негосударственных вузах они могут устанавливаться его учредителем, а в государственных - приказом министра образования от 14 января 2003 года N50. В этот приказ вносились изменения 9 февраля 2004 года.

- Чего они коснулись?

- С этого года отменены совмещенные школьные и вузовские экзамены. Вплоть до прошлого года этим широко пользовались московские школы: более трети из них установили партнерские отношения "школа-вуз" и практиковали такие "ранние" экзамены. Это существенно ущемляло права иногородних абитуриентов.

В этом году дети-сироты до 23 лет и оставшиеся без попечения родителей получили право поступать в некоммерческие вузы без конкурса - им достаточно просто сдать экзамены. А сами вступительные испытания, за некоторым исключением, будут проводиться в письменной форме.

- Нужно ли предоставлять в приемную комиссию подлинник аттестата?

- Достаточно копии, заверенной нотариально, либо в приемной комиссии вуза.

- Этот вопрос волнует наших читателей, потому что сейчас в вузы поступают и по результатам ЕГЭ.

- При любых вариантах сдачи экзаменов, пока последний поступающий не сдаст их, никакого конкурсного отбора и зачисления производиться не может. Должна быть обеспечена равная доступность для всех абитуриентов. Если вам кажется, что ваши права в этом нарушены - это повод для судебного разбирательства.

Датой окончания вступительных испытаний считается момент объявления на стенде приемной комиссии списка лиц, зачисление которых может рассматриваться приемной комиссией по различным условиям конкурса, а также лиц, набравших полупроходной балл.

- Нарушаются ли права абитуриентов, если экзамены в разные вузы проходят в одни и те же сроки, а абитуриент подал документы сразу в несколько вузов?

- Этот момент законом не отрегулирован. Подстраиваться под каждого поступающего вузы, конечно, не могут. Общее правило таково: экзамены начинаются не ранее начала приема документов. Они могут проводиться в несколько этапов по мере формирования групп из числа подавших заявления. Поступающий должен сам сориентироваться по срокам экзаменов.

- Какие причины являются уважительными для переноса срока вступительных испытаний?

- Перечня уважительных и неуважительных причин закон не дает. Но очевидно, что болезнь или смерть родственников являются таковыми. Представив соответствующие справки, абитуриент получит право отсрочки.

- Сейчас широко практикуется целевой набор в вузы. Не ущемляет ли он прав абитуриентов?

- И статья 43 Конституции, и Закон "Об образовании" говорят о том, что высшее профессиональное образование подразумевает равную доступность на конкурсной основе. Целевой прием в какой-то мере ограничивает принцип "равной доступности". Определенная часть мест, финансируемых из федерального бюджета, по заявкам государственных и муниципальных органов может еще до начала приема документов выделяться для целевого приема. Целевой набор - это один из вариантов решения социально-экономических проблем регионов. 942-е постановление правительства РФ "О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием" от 19 сентября 1995 года узаконило его. Если вы с ним не согласны, ваше право обратиться в Конституционный суд.

- Как закон регламентирует порядок проведения апелляций?

- Абитуриент имеет право присутствовать на рассмотрении апелляции. Если ему еще нет восемнадцати, то присутствуют и его родители, опекуны или попечители.

- А если абитуриент не удовлетворен результатами апелляции?

- Тогда он может подать в суд. Прецеденты есть. Например, поступающий пользовался одним источником, а экзаменаторы - другим, но апелляционная комиссия подтвердила, что оценка поставлена верно. По решению суда проводится экспертиза и дается заключение.

- Могут ли оценки на подготовительных курсах засчитываться при поступлении в вуз?

- Это категорически запрещено как прямой канал для взяток и незаконного зачисления.

- Что вы посоветуете абитуриентам, пришедшим в приемную комиссию подавать документы?

- Нужно познакомиться с уставом, лицензией вуза на право образовательной деятельности и свидетельством о государственной аккредитации. Если у вас остались сомнения, можно обратиться в контролирующий вуз орган - в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки. Также совершенно необходимо попросить в приемной комиссии программу и уточнить, не будут ли в нее вноситься какие-либо изменения.

Вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных экзаменов принимаются:

- дети-сироты и оставшиеся без попечения родителей (до 23 лет);

- дети-инвалиды I и II групп;

- участники боевых действий;

Без экзаменов зачисляют в вуз победителей и призеров всероссийских олимпиад школьников - они должны составить не более 10 процентов от всех поступающих.

МГУ и ряд других вузов принимает и победителей региональных олимпиад.

Окончившие школу или профессиональное училище с медалями и выпускники учебных заведений среднего профессионального образования, имеющие дипломы с отличием, принимаются в вуз по результатам собеседования или вступительных испытаний по профильным дисциплинам, которые устанавливаются вузом.

Количество "целевых" мест определяется не позднее чем за месяц до начала приема документов. Оно не может быть увеличено в ходе приема документов, экзаменов и зачисления. Если договаривавшиеся с вузом стороны не обеспечивают конкурс командированных на целевые места, приемная комиссия тут же оповещает об этом абитуриентов. Целевые места, оставшиеся вакантными, предоставляются на общий конкурс.

Степень: Врач-фтизиатр

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

Чтобы поступить, необходимо получить высшее образование по специальности лечебное дело и пройти интернатуру.

Содержание

Эта медицинская наука охватывает все вопросы, которые так или иначе связаны с туберкулезом. Она занимается изучением эффективных способов борьбы с болезнью. В ведении специалиста, который выбрал такое направление в работе, механизмы возникновения недуга и процесс его распространения. Фтизиатр может использовать широкий арсенал оружия в борьбе с туберкулезом, но в случае необходимости он привлекает на помощь и врачей другого профиля.

Условия поступления

Поступление происходит на конкурсной основе. Какие предметы нужно сдавать, лучше уточнить на кафедре выбранного учебного учреждения.

Будущая профессия

Стать врачом-фтизиатром – это означает посвятить свою жизнь борьбе с серьезным противником. Туберкулез имеет широкое распространение, несмотря на существенный рост качества жизни, развитие медицинских технологий. Он опасен тем, что протекает часто вяло, а его симптоматика является смазанной. Поэтому от профессионала требуется подкованность в вопросах диагностики, умение подбирать адекватное лечение и вовремя менять его схему, если возникает сомнение в эффективности.

Куда поступать


Это направление сегодня представлено во многих вузах Москвы и России в целом:

  • Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет;
  • Первый Московский государственный медицинский университет имени Сеченова;
  • Алтайский государственный медицинский университет;
  • Воронежская государственная медицинская академия имени Бурденко;
  • Российская государственная медицинская академия последипломного образования.

Срок обучения

Студенты осваивают программу ординатуры в течение двух лет.

Дисциплины, входящие в курс обучения

Во время учебы в ординатуре будущий врач-фтизиатр изучает углубленно такие предметы:

  • история фтизиатрии;
  • теория фтизиатрии;
  • организация работы противотуберкулезного диспансера;
  • диагностика туберкулеза;
  • туберкулез легких;
  • внелегочный туберкулез;
  • лечение туберкулеза;
  • пульмонология;
  • инфекционные болезни;
  • клиническая патофизиология;
  • клиническая биохимия;
  • клиническая патанатомия;
  • общественное здоровье.

Приобретаемые навыки

Обучение в ординатуре предполагает получение следующих практических навыков:


  • использование новейших методов диагностики туберкулеза;
  • выбор оптимальных лечебно-диагностических мероприятий для конкретного больного;
  • выполнение конкретных манипуляций для лечения и диагностики;
  • интерпретация результатов анализов и других видов исследований;
  • оказание фтизиатрической медицинской помощи;
  • проведение интенсивной терапии в запущенных и сложных случаях;
  • организация профилактических мероприятий;
  • выполнение мероприятий по раннему выявлению туберкулеза;
  • оформление медицинской документации.

Перспективы трудоустройства по профессии

Туберкулез на сегодня остается одной из серьезнейших проблем общества. Поэтому врач-фтизиатр после окончания ординатуры не останется без работы. Он сможет трудоустроиться в обычной поликлинике, больнице, противотуберкулезном диспансере или санатории.

Кем работает выпускник направления:

  • врач-фтизиатр;
  • заведующий отделением.

Минимальная ставка для начинающего врача – 20 тысяч рублей. Однако рост компетентности и наработка опыта означает и увеличение зарплаты.

Преимущества профессионального совершенствования

Исследовательская деятельность на тему профилактики, лечения и реабилитации после туберкулеза остается по-прежнему востребованной. Поэтому можно пойти в науку, поступив сначала в аспирантуру. Это открывает интересные перспективы: занимаясь исследованиями актуальных для фтизиатрии проблем, реально работать на научной ниве. Однако востребованными являются и преподаватели в этой сфере. Получение научной степени отразится благополучно и на карьерном росте, и на уровне зарплаты практикующего врача.

Любой из этих симптомов – веский повод сделать флюорографию или рентген легких: Кашель, продолжающийся дольше 3 недель. Субфебрильная температура (в пределах 37,5 градусов), возникающая без причины, чаще вечером. Быстрая утомляемость и потливость (особенно ночная). Резкая и значительная потеря веса.

1. Он очень заразен

Возбудитель туберкулеза – микобактерия, названная палочкой Коха, очень устойчива к внешней среде. Ее не пугают высокие температуры, свет, антисептики вроде спирта. При этом передается она воздушно-капельным путем: больной кашляет, чихает, оставляет частички слюны на предметах.

Теоретически заразиться от него может кто угодно – коллега, случайный попутчик, зашедший на огонек гость, но на практике действительно серьезно рискуют те, кто постоянно живет вместе с больным человеком.

2. Ему плевать на социальный статус

Туберкулез относится к болезням, признавать которые у себя вроде как стыдно – считается, что болеют им только асоциальные личности. Это неправда. Туберкулезу плевать на социальный статус. Конечно, хорошо питающиеся (очень важно получать достаточно белка!), не алкоголики, живущие в нормальных условиях люди для него – нелегкая добыча. Однако защитные силы организма могут быть снижены и у вполне благополучного человека – например из-за перенесенной или хронической болезни, сильного стресса, долгого лечения гормонами. В таком случае он, будучи инфицированным палочкой Коха, тоже может заболеть. Хуже всего, что даже явно подозрительные симптомы типа не проходящего кашля он, возможно, не будет связывать с туберкулезом, считая его болезнью неблагополучных.

3. Если у человека туберкулез, это еще не значит, что он опасен

Человек с закрытой формой туберкулеза заразить окружающих не может, потому что в его мокроте нет возбудителей болезни. Контроль врача ему нужен и лечение тоже, но все это он может получать, находясь дома.Опасна открытая форма – в этом случае микобактерии выделяются во внешнюю среду.

Такому больному нужна госпитализация, по месту его жительства (а иногда и работы) проводят дезинфекцию, а его близкие должны обследоваться на туберкулез. Закрытая форма, к сожалению, вполне может перерасти в открытую, если человек лечится как попало.

4. Больные могут казаться здоровыми

Человек с туберкулезом может и не выглядеть как-то особенно нездорово – не стоит ждать от него хрестоматийно чахоточного вида. Он даже может не кашлять, хотя именно этот симптом чаще всего заставляет обращаться к врачу. Тем-то и страшен туберкулез, что, пока он втихую хозяйничает в организме жертвы, разрушая легкие, та заражает окружающих – по данным оте-чественных фтизиатров (фтизиатр – это врач, занимающийся лечением туберкулеза), за год бациллярный больной, сам того не подозревая, заражает минимум 10 человек.

5. Эту болезнь не вылечишь за неделю

Туберкулез – это не ОРЗ, которое проходит за неделю: его лечение длится несколько месяцев, а иногда годы. Больного не всегда укладывают в стационар – все зависит от формы туберкулеза и запущенности процесса, но есть условие, от которого зависит не только результат, но и вообще жизнь туберкулезника: важно вылечиться полностью. Если бросить лечение раньше времени, прервать, принимать лекарства как бог на душу положит или отказаться от какого-либо препарата, может развиться лекарственная устойчивость – микобактерии перестанут реагировать на лекарства, и болезнь вырвется из-под контроля. Более того, таким туберкулезом – устойчивым к антибиотикам – можно зара-зиться так же, как и обычным. Примерно у половины новых больных туберкулезом уже есть лекарственная устойчивость к каким-либо противотуберкулезным лекарствам – таковы данные НИИ туберкулеза РАМН. Вряд ли нужно объяснять, насколько это опасно.

6. Болеть можно не один раз

Туберкулез пожизненного иммунитета, к сожалению, не дает. Зато может дать рецидив. Бывшие туберкулезники, закончившие курс лечения, могут делать все то же самое, что и остальные люди – работать, учиться, рожать, путешествовать, однако они должны помнить, что относятся к группе повышенного риска (как и люди с диабетом, хроническим бронхитом и заболеваниями легких, ВИЧ-инфицированные). Флюорография им необходима каждый год.

Получить хорошее образование и успешно трудоустроиться можно и после колледжа.

Университет или колледж? Два фронта. Одни считают, что первый вариант престижнее, даст больше возможностей и знаний. В конце концов хорошую работу можно найти. Другие считают, что второй вариант научит действительно нужным вещам, причем на практике, которые помогут двигаться дальше. Можно сказать, что дилемма сводится к выбору: теория или практика.

- Лишь когда мне исполнилось 50 лет, я понял, чем хочу заниматься. Моя идея в следующем: вы учитесь в школе, приобретаете немного теории и практики, затем работаете где-то пять лет и только потом идете учиться дальше. Только после того, как вы приобрели практический опыт, то, что вы будете изучать в университете, будет более ценным, чем вы в 21 год или раньше пойдете в вуз. Я обучаю студентов и часто вижу, что это бессмысленно. Через 31 секунду после экзамена они все забывают, - говорит Талеб.


Риск-аналитик уверен, что люди, которые поступают в университет позднее, достигают лучших результатов. Они знают, чего хотят в жизни. Такая практика значительно изменила бы университетскую модель.

- Я знаю, что сейчас происходит в Америке. Огромное количество людей поступают на бакалавра, хотят изучать историю и другие вещи. Это полезно, конечно. Но потом в 23 года, когда знают латынь, греческий или математику, они вынуждены идти работать в "Старбакс". И то если повезет. Обычно берут только в Макдональдс. Лучше выбирать римскую модель, а не греческую. Нужно начинать с римского подхода - практического, а позднее можно стать греком, - подчеркнул Талеб.

Повлиять на решение выпускника, куда поступать, могут сдача экзаменов, отсрочка от армии, мнение окружающих, наличие учебного заведения, качество образования и многие другие вещи. Мы остановимся на одной из действительно важных, которая может помочь найти призвание, - это работа.

Успешно трудоустроиться сегодня можно действительно как после университета, так и после колледжа. Сомнения будут всегда, но все в руках человека. Как бы то ни было, есть люди, которые считают, что раз в вузах учиться престижнее, то и работа будет лучше. Журналист KazanFirst пообщалась с директорами и выпускниками колледжей и узнала, что они думают по этому поводу.


Разия Савченко, директор Казанского торгово-экономического техникума, считает, что если ребенок выбирает первый путь - университет, то у него появляется преимущество в построении вертикальной карьеры. Второй путь - техникумы и колледжи. Они позволяют выпускникам строить карьеру горизонтально, а потом также можно продолжить обучение в вузе.

- Движение WorldSkills и прошедший мировой чемпионат определили на долгие годы состояние профессионального образования. Сегодня наши колледжи и техникумы - это оснащенные современным оборудованием лаборатории и мастерские; это другое образовательное пространство, в инфраструктуру которого вложены достаточные финансовые ресурсы. Особенно ценно, что они вкладываются не только в движимое и недвижимое имущество (на что можно поставить инвентарный номер) - импульс к развитию получает человеческий капитал. Почти все преподаватели и мастера производственного обучения имеют возможность повысить свою квалификацию, - говорит Савченко.

Директор считает, что найти хорошую работу после колледжа можно. Каждый ресурсный центр (а созданы они на базе колледжей и техникумов) имеет свое якорное предприятие. Выпускников готовы принять на работу в соответствии с полученной квалификацией, потому что они подготовлены и адаптированы к рынку труда.

- В нашей республике выстраивается система формирования заказа на подготовку кадров, профессиональное обучение и трудоустройство по специальности, - отмечает собеседница.


Студенты торгово-экономического техникума, благодаря взаимодействию с работодателями, устраиваются по специальности. Для техникума это один из важнейших критериев оценки качества образования.

Директор челнинского Технического колледжа имени Поташова Эльмира Ахметова согласна, что часть родителей считает, что в вузе могут дать образование получше, но она уверена, что это мнение со временем стало меняться.


Ахметова отмечает, что устроить студента на работу помогает прежде всего практика. Как только выпускника принимают на учебу в колледж, его сразу привязывают к месту практики.

- Мне настолько приятно, когда на предприятиях встречают с объятиями руководителя практики и благодарят, что он помог устроить студента на работу. Успешных ребят достаточно много. Например, на Заводе двигателей главный инженер - наш выпускник. Выпускники в основном работают начальниками цехов, иногда становятся наставниками ребят на рабочих местах, потому что сами через эту практику прошли, - отмечает собеседница.

Валентина Гайдабура в колледже Поташова работает преподавателем. Она обучает студентов инженерной и компьютерной графике, техническому черчению.

- Я прошла ту же школу, которую проходят наши студенты. В свое время я окончила автомеханический техникум и поступила в институт. Я могу сказать, что СПО дает большую и богатую практику. У нас есть учебные практики - это мастерские, есть производственные. Хорошо, что ребята начинают с основания. Они потом работают по специальности. Начинают, возможно, с обычного слесаря, но на последнем курсе уже идут в техотделы. Студенты изнутри знают свою специальность. Они и у станка могут постоять, и с документацией поработать. А в институте мало практики. Там дают теорию. Например, мне самой было легко учиться в институте уже после техникума, потому что я изначально все знала, - рассказывает Гайдабура.


- В колледжах дают основную информацию для дальнейшей жизни, работы, а в университетах студенты лишь закрепляют эти знания. Учиться мне было достаточно тяжело в первое время. Я посещал мастерскую на базе нашего колледжа. На первом курсе ходил туда после пар и оставался до восьми вечера. Позже по приказу директора я стал ходить в мастерские вместо пар и начал тренироваться к чемпионатам, но все письменные, экзаменационные работы, контрольные, эссе и задания я сдавал со всей группой, - рассказывает Абдуллин.



Тимерлан подчеркивает, что в техникуме работают хорошие преподаватели. Они закладывают сильную базу знаний в каждого студента.

- На четвертом курсе я устроился на работу. Ее помогли найти преподаватели из техникума. На данный момент я работаю в компании ТЕКО ведущим инженером-программистом. Мне нравится. Чем? Сложный вопрос. С работой так же, как с девушкой. Ты ее любишь, но понятия не имеешь, почему и за что, - подытожил собеседник.

В заключение отметим, что востребованность колледжей и техникумов сегодня растет. Трудно сказать почему, но факт остается фактом - римская система внедряется в Татарстане с каждым годом все масштабнее.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции