Можно ли летать с туберкулезом

На современных пассажирских самолетах можно летать в любом возрасте. Следует только учитывать некоторые обстоятельства, способные омрачить путешествие: эмоциональное напряжение, неожиданное заболевание или ухудшение здоровья, изменения атмосферного давления, суточного ритма и климата.

Сильное эмоциональное напряжение перед путешествием вполне понятно и охватывает оно обычно тех, кто летает на самолете редко или впервые. Собираясь в автомобильное путешествие, вообще не думают о риске, связанном с ним, хотя именно автокатастрофы уносят наибольшее число человеческих жизней. Практически воздушные путешествия безопасны, быстры и комфортабельны.

Герметические салоны самолетов оснащены системами искусственного климата, позволяющими регулировать температуру, влажность и движение воздуха. Однако при взлете давление падает, а при приземлении повышается. Даже такое кратковременное изменение давления сразу же дает о себе знать: пассажир чувствует шум, может заложить уши, иногда даже на 1—2 дня. Объясняется это разностью давления воздуха в среднем ухе и салоне самолета. Эти неприятные ощущения можно предотвратить зевотой или глотанием, поэтому перед стартом и приземлением предлагают напитки.

В герметически закрытом салоне самолета кислорода достаточно. Здоровый человек может спокойно летать на высоте до 3000 м, компенсируя недостаток кислорода более частым и глубоким дыханием. И только на высоте более 3000 м может появиться горная болезнь: сердцебиение, одышка, бледность, потение. В современном самолете с герметическим салоном подобная болезнь может возникнуть только в чрезвычайной ситуации.

Если со здоровьем не все в порядке, то следует учитывать особенности воздушного путешествия.

При воспалениях верхних дыхательных путей (насморк, катар верхних дыхательных путей) не следовало бы пользоваться самолетом. Если все-таки лететь надо, то следует запастись лекарствами (санорин, нафтизин и др.). Однако и в этом случае путешествие чревато неприятностями: поступающий при изменении давления из носоглотки в среднее ухо воздушный поток может прихватить с собой микробы и вызвать воспаление среднего уха.

Не рекомендуется воздушное путешествие при грыже, обострении язвенной болезни или гастрита, а также сразу после операции в брюшной полости (например, аппендэктомия), так как при понижении давления газы в кишечнике увеличиваются в объеме и вызывают различные недомогания. Для уменьшения этих расстройств можно надеть бандаж, употреблять продукты, не вызывающие вздутия живота, и принять активированный уголь (карболен), адсорбирующий кишечные газы.

Сердечно-сосудистые заболевания в большинстве случаев не противопоказаны, за исключением состояния декомпенсации сердечно-сосудистой деятельности. Легкие расстройства — не препятствие к путешествию на самолете. При ишемической болезни сердца, а также после инфаркта следует непременно посоветоваться с врачом.

Существуют определенные ограничения к полетам при гипертонической болезни, почечной недостаточности, анемии и др. При болезнях органов дыхания (хронический бронхит и хроническое воспаление легких, туберкулез) можно летать, за исключением тяжелых случаев.

Больным сахарным диабетом воздушные путешествия разрешаются, однако прежде всего необходимо ввести инсулин, принять лекарство и соблюдать диету. При дальнем путешествии с запада на восток или с востока на запад следует также учитывать изменения суточного ритма и следить за тем, чтобы они не привели к нарушению режима питания и лечения.

А как быть во время беременности? Мнения различны. Одни говорят, что летать можно в любой стадии беременности, другие утверждают, что все это

На последнем месяце беременности от воздушных путешествий нужно отказаться из-за наступающих во время полета нарушений сердечно-сосудистой системы, а также кислородной недостаточности. Некоторые зарубежные авиакомпании, например, требуют медицинскую справку о разрешении на полет, если до родов осталось 4 нед.

Грудных детей и детей дошкольного возраста можно брать с собой в самолет, так как они быстро приспосабливаются к условиям полета. Во время взлета и приземления им дают соску, а тем, кто постарше — конфетку или напиток. Если же у ребенка насморк, его не рекомендуется брать в полет. При полете, скажем, в субтропики, акклиматизация оказывает влияние на всех, особенно на людей пожилого возраста и детей. К непривычному климату они приспосабливаются медленно, тяжело, и в общем-то увлекательный полет может оказаться для них весьма утомительным.

Ну, а в целом воздушные путешествия требуют осторожности только в исключительных случаях.


Ваше здоровье и душевное спокойствие важны для нас, и мы хотим, чтобы на борту самолета Вы чувствовали себя как можно комфортнее. С большинством медицинских заболеваний летать абсолютно безопасно. Однако в случае каких-либо сомнений просим Вас изучить приведенную здесь информацию или обратиться к своему терапевту в отношении особого состояния Вашего здоровья. По любым другим вопросам Вы можете обратиться в нашу Клиентскую службу.

Поездки с медицинским оборудованием

Некоторое медицинское оборудование может провозиться на борту самолета, однако в случае необходимости перевозки крупного оборудования или большого количества принадлежностей к нему просим связаться с нами, чтобы мы смогли разместить Вас.

Лекарственные средства

  • Рекомендуем Вам положить свои лекарства в ручную кладь.
  • Просим Вас взять с собой справку от терапевта, удостоверяющую тип лекарственного средства и его назначение.
  • Мы не можем поместить Ваши лекарства в холодильник на борту самолета.

Иглы

Разрешается брать с собой на борт самолета иглы и шприцы для лечения медицинского заболевания. Однако просим Вас иметь с собой справку от терапевта, удостоверяющую тип лекарственного средства и его назначение. Во время полета необходимые инъекции Вам нужно делать самостоятельно. Экипажи наших самолетов ни при каких обстоятельствах не могут вводить лекарственные препараты, включая инъекции. Если Вам необходимо воспользоваться иглами, сообщите об этом экипажу, чтобы Вам предоставили коробку для острых предметов для их безопасной утилизации.

Медицинский кислород

За исключением экстренных случаев мы не предоставляем дополнительный кислород. Разрешается провоз в ручной клади только небольших баллонов со сжатым воздухом или кислородом исключительно для использования в медицинских целях. Обращаем Ваше внимание, что размер баллонов не должен превышать 0,5 метров в длину и 250 мм в диаметре.

Вам потребуется медицинская справка, подтверждающая, что баллоны необходимы в медицинских целях и что Вы в состоянии совершить перелет. Вы можете провозить не более 2 баллонов, при этом они должны размещаться на полке над Вашим креслом или под креслом. При провозе баллонов с кислородом просим Вас сообщить об этом экипажу самолета при посадке на борт самолета.

Для провоза генераторов кислорода, работающих от сети или аккумулятора, медицинская справка не требуется. Если Вам потребуется кислород на борту, нужно будет использовать аккумулятор (убедитесь, что он имеет достаточную мощность для всего времени поездки, включая возможные задержки).

Провоз химических генераторов кислорода на борту самолета запрещен.

Кардиостимуляторы

Кардиостимуляторы или иные приборы, включая приборы на литиевых батарейках, имплантаты или радиофармацевтические устройства, установленные в теле человека в лечебных целях, разрешены.

Носилки

Мы не можем принимать носилки на наши рейсы.

Поездки во время беременности

Несмотря на то что беременность не считается заболеванием и что Вы можете путешествовать до весьма поздних сроков беременности, обратите внимание на следующие правила:

  • Если во время беременности у Вас возникали какие-либо осложнения, то Вам следует проконсультироваться со своим врачом до перелета рейсом нашей авиакомпании.
  • Вы можете путешествовать до конца 35 недели при одноплодной беременности.
  • Если Вы ожидаете более одного ребенка, то Вы можете путешествовать до конца 32 недели.

Беременным женщинам разрешается путешествовать с младенцем на коленях.

Тромбоз глубоких вен (ТГВ)

  • склонность к тромбозу;
  • недавно перенесенная операция, особенно операция на ногах, травма или отеки, отмечавшиеся в последние шесть недель до полета;
  • продолжительная неподвижность, особенно паралич нижней(их) конечности(ей);
  • ТГВ в прошлом или в настоящий момент или наследственная предрасположенность к ТГВ;
  • если Вам более 40 лет;
  • если Вы принимаете оральные контрацептивы или иные гормональные препараты;
  • если Вы беременны;
  • если Вы страдаете варикозным расширением вен;
  • если Вы недавно перенесли сердечное заболевание;
  • если у Вас злокачественная опухоль или Вы проходите химиотерапию;
  • заболевания крови;
  • обезвоживание организма, вызывающее сгущение крови; или
  • если Вы перенесли инсульт в последние 6 недель до полета.
Поскольку неподвижность вызывает самый большой риск развития ТГВ, для снижения этого риска во время полета рекомендуется:
  • ходить по салону самолета;
  • часто менять положение тела;
  • не скрещивать ноги;
  • делать упражнения в кресле; и
  • пить большое количество воды перед полётом, во время и после полета.

Если Вы предрасположены к ТГВ, то перед полетом Вам следует пройти осмотр у своего врача и взять с собой правильно подобранные компрессионные чулки, низкомолекулярный гепарин или оральный антикоагулянт с варфарином. Если Вы относитесь к группе риска, то для предотвращения ТГВ не стоит надеяться на аспирин.

Инструкции для диабетиков

Инструкции для ныряльщиков

Для снижения риска возникновения кессонной болезни не занимайтесь дайвингом за 24 часа до полета. Баллоны с воздухом для дайвинга/ныряния с аквалангом провозить на борту запрещено.

Полеты после перенесенной болезни или операции

Болезни высоты

Чаще всего у авиапассажиров обостряются сердечно-сосудистые болезни
Современный мир невозможно представить без авиасообщения. Поэтому говорить о том вреде, который наносят здоровью авиаперелеты, вроде как-то неудобно. Между тем в медицинских кругах связанные с ними опасности обсуждаются давно и горячо. Недостаток воздуха, перепады давления и даже космическая радиация, по мнению некоторых специалистов, способны нанести серьезный ущерб здоровью пассажиров. Насколько оправданы эти опасения, попытался понять корреспондент "Денег" Карен Шаинян.

Проблемы здоровья, связанные с воздушными путешествиями, с каждым годом становятся все актуальнее. Во-первых, потому, что с каждым годом люди летают все больше. Во-вторых, поскольку население планеты стареет, стареют и пассажиры. И если молодые и здоровые люди переносят перелет без видимых последствий для здоровья, то люди со слабым здоровьем действительно рискуют, преодолевая большие расстояния на самолете.
Наиболее популярная в недавнем прошлом тема — это так называемый синдром экономического класса, то есть тромбоз глубоких вен нижних конечностей. Гарри Дядык, доктор медицинских наук, генеральный директор Московской медицинской сервисной службы: Считается, что во время долгих перелетов, когда пассажиры много часов проводят без движения в неудобной позе, в пережатых венах нижних конечностей могут образовываться тромбы. Если такой тромб оторвется и попадет в легочную артерию, это приведет к рефлекторной остановке сердца и неминуемой гибели в течение суток. Такой тромбоз может случиться и у пассажиров бизнес- или первого класса, но с меньшей вероятностью, поскольку они летают в значительно более комфортабельных условиях.
В течение последних 20 лет синдром экономического класса бурно обсуждался врачами и представителями авиакомпаний. По статистике, смертность от тромбоза во время перелетов составляет 0,01%-0,03%. Чем дольше перелет, тем выше опасность возникновения тромбоза. Особенно велика эта опасность при перелете, например, из Европы в Австралию или Южную Америку. По статистике лондонского аэропорта Heathrow, случаи тромбоза со смертельным исходом здесь происходят в среднем один раз в месяц. Факторами, которые способствуют образованию тромбов, считаются курение, прием гормональных контрацептивов, недавняя травма или операция, а также беременность и избыточный вес. Впрочем, после обширных исследований врачи пришли к выводу, что эта проблема касается не столько авиапассажиров, сколько, например, дальнобойщиков или спортивных болельщиков, которые просиживают перед телевизором по многу часов.
Чтобы предотвратить образование тромбов, врачи рекомендуют всем пассажирам каждый час или два вставать, по возможности пройтись по салону или сделать специальные упражнения на месте. Ручную кладь, несмотря на увещевания стюардесс, лучше ставить не под кресло, а наверх, чтобы не ограничивать пространство для ног. Кроме того, следует больше пить жидкости, но не алкоголя и не кофе.
Для пассажиров, у которых высок риск развития тромбоза, этих мер может быть недостаточно. В частности, это относится к беременным женщинам или людям, которые страдают повышенной свертываемостью крови. Таким пассажирам врачи рекомендуют перед полетом запастись специальными компрессионными гольфами. Кроме того, им следует проконсультироваться с врачом, при необходимости им могут назначить специальные препараты, уменьшающие свертываемость крови. Самое популярное средство, разжижающее кровь,— это обычный аспирин. Врачи рекомендуют принимать его за день и сразу перед полетом. Более эффективный препарат гепарин нужно применять строго по назначению врача.

Микроклимат в самолете отличается от земного в первую очередь уровнем давления. Давление в салоне всех самолетов гражданской авиации гораздо ниже, чем на земле. Так, если на уровне моря давление около 760 мм рт. ст., то в самолете этот показатель составляет 580-600 мм, то есть примерно равен атмосферному давлению в Мехико или Денвере (2,5-3 тыс. м над уровнем моря). Единственный самолет, в котором давление поддерживалось на уровне обычного,— это лайнер папы Иоанна Павла II. Установка специального оборудования, которое поддерживало бы нормальное давление в салоне во всех самолетах, слишком дорогое дело для авиакомпаний. Поэтому считается, что давление, которое ниже атмосферного на 160-200 мм рт. ст., человек может переносить без серьезного ущерба для здоровья. Гарри Дядык: От давления напрямую зависит количество связанного (питающего ткани) кислорода в крови: чем ниже давление, тем меньше этот показатель. Здоровый человек этого практически не замечает. Однако если пассажир страдает заболеваниями легких или сердечно-сосудистыми расстройствами, снижение уровня кислорода в крови для него может быть весьма ощутимо. То же относится и к пожилым людям, у которых насыщение крови кислородом исходно меньше, чем у молодых, и в условиях полета может быть вовсе ниже допустимых значений. В этом случае возникает опасность кислородного голодания тканей, начинается одышка, нарушения сердечного ритма и другие проблемы в работе сердца.
Самая частая причина вызова врача в самолете (около 23%) — это сердечно-сосудистые расстройства. На втором месте — желудочно-кишечные расстройства, на третьем — обмороки. На российских авиалиниях, судя по опыту отечественных врачей, самая частая причина плохого самочувствия — это похмельный синдром. Обезвоживание организма, которое происходит во время полета, вместе со всеми вышеперечисленными проблемами с сердечно-сосудистой системой приводит к тому, что похмелье в самолете переносится особенно тяжело.
Поскольку давление в самолете, как мы уже сказали, снижается, объем воздуха увеличивается примерно на треть. Поэтому возникает разница в давлении воздуха внешней среды и того воздуха, что содержится в человеческом организме. В лучшем случае это чревато болью в ушах. В худшем, например если человек перенес операцию на внутренних органах, есть вероятность, что могут разойтись свежие внутренние швы. Гарри Дядык: После удаления аппендицита мы не рекомендуем пациентам летать как минимум в течение недели, даже если человек вполне нормально себя чувствует. Тем более не стоит летать, если у человека есть опасность внутренних кровотечений любой природы. Впрочем, если есть такая опасность, ему следует вообще лежать в больнице, а не путешествовать.
По этой же причине врачи не рекомендуют летать пациентам после переломов конечностей, если вокруг поврежденной конечности наложен сплошной гипс. Из-за перепада давления воздух, находящийся под гипсом, расширяется и может сдавливать ткани. Поэтому на время полета гипс нужно распиливать или заменять лонгетом.
Еще одна проблема — это смещение крови во время взлета и посадки. При ускорении или торможении самолета, если человек находится в горизонтальном положении, кровь притекает либо к конечностям, либо к голове. Если у человека слабое сердце или повышенное давление, это может усугублять плохое самочувствие. Именно поэтому во время взлета и посадки рекомендуется не лежать, а сидеть выпрямившись.
Качество воздуха в салоне — еще одна проблема, о которой говорят профсоюзы бортпроводников во всем мире. Интенсивность воздухообмена в самолете примерно в 20 раз ниже, чем на земле. Кроме того, воздух в самолете минимум в четыре раза суше, чем на земле (около 10% влажности). Такие условия с трудом переносят люди, склонные к заболеваниям дыхательных путей. Вдобавок во время длительных перелетов создаются идеальные условия для распространения всех воздушно-капельных инфекций. Ведь никто не гарантирует, что ваш сосед в самолете не страдает, скажем, открытой формой туберкулеза. Таких больных стараются не брать на борт, и у капитана корабля всегда есть право отказать пассажиру в полете, если он подозревает у того какое-либо заболевание, опасное для окружающих. Это право командира корабля не может оспорить и лечащий врач. Однако, даже если никто из пассажиров не страдает никакими болезнями, передающимися по воздуху, стерильности вам никто не гарантирует, поскольку некоторые микроорганизмы способны успешно размножаться в вентиляционной системе самолета.


Гарри Дядык: "Во время долгих перелетов в венах могут образовываться тромбы"
По словам специалистов, полет никак не провоцирует преждевременные роды. Тем не менее большинство авиакомпаний мира ограничивают полеты беременных женщин. Так, например, компания "Аэрофлот" требует от беременных женщин, роды которых планируются в течение ближайших четырех недель, представить письменное согласие врача на полет. Медицинское освидетельствование должно быть оформлено не ранее чем за семь дней до начала полета. Большинство международных авиакомпаний — например, United Airlines, Delta, Alitalia, Swissair, Air France, Lufthansa — после срока 36 недель требуют медицинскую справку, подтверждающую, что женщина может лететь. British Airways, Easyjet, British European, Air New Zealand выдвигают еще более строгие требования: до 36 недель беременности требуется медицинская справка, а после беременные женщины к полету вообще не допускаются. Авиакомпания Virgin позволяет летать беременным женщинам на любых сроках, но после 34-й недели — только в сопровождении врача. Единственная авиакомпания, которая не предъявляет никаких требований к беременным пассажиркам,— это грузинская авиакомпания Iberia.

Еще одна проблема, связанная с перелетами, это смена часовых поясов. Установлено, что частая смена часовых поясов приводит к нарушению внутренних биологических ритмов организма. Поэтому люди, вынужденные летать часто, нередко страдают нарушениями сна, депрессиями или хронической усталостью.
Чтобы перенести смену времени с минимальными потерями, врачи рекомендуют быстрый переход на местное время. То есть если вы после долгого перелета догнали солнце и оказались на месте утром, не ложитесь спать, а начинайте жить сразу по местному времени. Если же вы летите на восток и прибываете на место ранним утром, просто примите легкое снотворное перед полетом (иммован, валериана), постарайтесь выспаться на борту, а по прибытии начать новый день по местному времени.
Перейти на местное время помогают физические нагрузки, бассейн, прогулки и т. д.
Утверждают, что перестраиваться на местное время с востока на запад проще, чем с запада на восток. На самом деле человеку проще перемучиться и не поспать ночью, чем уснуть, когда по его внутренним часам уже наступило утро.



Медики отмечают, что авиапутешествие может действительно негативно влиять на организм человека. На что нужно обратить особое внимание, чтобы избежать серьезных проблем со здоровьем, "РГ" рассказал врач-кардиолог Центральной клинической больницы гражданской авиации Артем Юровский.

От чего умирают люди во время полета?

Артем Юровский: Авиакомпании неохотно делятся информацией, касающейся смерти пилотов, чаще всего это сердечный приступ или аритмии. Летчики испытывают постоянный стресс, в организме выделяется большое количество адреналина. В такой ситуации природой заложено убегать либо догонять, а они не могут покинуть рабочее место. Статистики по пассажирам нет, поскольку зачастую они умирают далеко от самолета и трудно доказать связь между кончиной и влиянием негативных факторов полета. Но все же можно утверждать, что главной угрозой во время авиапутешествия является обычная гиподинамия.

То есть смертельно опасно просто сидеть, как в офисе?

Артем Юровский: Да, в положении сидя увеличивается венозное давление в нижних конечностях. Вены растягиваются, и ноги начинают отекать из-за общего застоя крови, при котором ее жидкая часть выходит из сосудов в межклеточное пространство. Если человек здоров и отрицательное воздействие на организм не систематическое, например, пассажир совершает перелеты длительностью до четырех часов не чаще двух раз в месяц, то ничего страшного нет.



Что будет, если приходится летать чаще?

Артем Юровский: Тогда диаметр сосудов стойко расширяется и замедляется кровоток, эритроциты слипаются, и образуется тромб. Человек встает с кресла, кровоток резко ускоряется, и тромб устремляется к легким. Происходит закупорка - тромбоэмболия - легочной артерии, что может привести к летальному исходу. Проще говоря, смертельно опасно вставать после долгого пребывания в положении сидя.

Кроме проблем с венами фактором риска являются все состояния, увеличивающие вязкость крови, поскольку они способствуют образованию тромбов. Это, например, воспаление легких, острые и хронические инфекционные и аутоиммунные воспалительные заболевания, послеоперационный период до трех недель, а также восстановительный период после инфаркта миокарда и инсульта.

Опасны легочные патологии. При хроническом бронхите, астме, после перенесенного туберкулеза из-за увеличения плотности ткани легких нарастает давление в правых отделах сердца, в венах печени, брюшной полости, ног. Это тоже способствует тромбообразованию.

Что может сделать пассажир во время полета, чтобы избежать этих неприятностей?

Артем Юровский: Универсальная рекомендация для борьбы с гиподинамией - гимнастика. Примерно раз в час нужно подниматься с кресла и несколько раз вставать на носочки - примерно в течение пяти минут.



Страдает ли организм из-за того, что наше тело отрывается от земли?

Артем Юровский: Перегрузки при взлете и посадке, изменение атмосферного давления и сниженная влажность воздуха в салоне самолета оказывают негативное влияние. Но последствия не столь фатальные. В полете человек может ощущать головокружение, вздутие живота.

А нужно ли есть перед посадкой в самолет?

Артем Юровский: Лучше есть не позже чем за три часа до взлета, а затем уже когда завершится набор высоты. Тогда при изменении атмосферного давления и перегрузках пищи в желудке не окажется, и пассажира не будет тошнить.

Чем чревата низкая влажность?

Артем Юровский: Сухость кондиционированного воздуха связана с косметическими неудобствами - сохнет кожа. Проблема легко решается с помощью увлажняющего крема. Женщинам советую избегать агрессивной косметики, поскольку при сухой коже химия активнее проникает в поры. Тем, кто носит контактные линзы, лучше сменить их на очки. При пониженной влажности вероятно ощущение песка в глазах, дискомфорт при движении глазных яблок.

Ясно, что в самолете с человеком может случиться много всего неприятного, а ведь некоторые и так боятся летать…

Артем Юровский: Вообще-то авиатранспорт на данный момент является самым безопасным. Психологический дискомфорт связан с тем, что сам человек не умеет летать, с пассивной ролью пассажира: у него нет возможности влиять на процесс. Здоровый человек довольно быстро адаптируется к этой ситуации. У людей с психическими заболеваниями адаптация замедлена или вовсе отсутствует. Они могут довести себя до истеричного состояния, ступора или паралича, а также членовредительства. Таким больным абсолютно противопоказаны перелеты.

Но ведь они зачастую игнорируют рекомендации врачей, а справки при посадке никто не требует…

Артем Юровский: К счастью, расстройства проявляются уже при заходе в самолет, и бортпроводники более пристально приглядываются к неспокойным пассажирам. А уравновешенным людям справиться с дискомфортом поможет книжка, леденец или сосед-собеседник.

Некоторые для успокоения пьют алкоголь. Зря?

Артем Юровский: Главное - не чувствовать себя пьяным. Я вообще не рекомендую пить больше 50 граммов в сутки в пересчете на чистый спирт. Помните: во время полета возникает кислородное голодание - появляются головокружение, сонливость, общее недомогание. У выпившего человека больше шансов, что его стошнит.

Конечно, это не смертельно. Но если мы говорим о нездоровом человеке, то все его проблемы в самолете будут усугубляться. Ему станет плохо просто потому, что он и так болен, а еще и выпил.

Как быть с курением? Стоит ли запастись никотином?

Артем Юровский: Курение - это наркомания. И человек становится неадекватным при ломке, в том числе табачной. Если вы настолько зависите от сигареты, лучше покурить. Чтобы более-менее комфортно пережить никотиновое голодание во время полета, можно пососать леденец или опять же пригубить рюмочку - не больше. Главное - сохранять адекватное состояние.

Стоит ли брать в авиапутешествие лекарства?

Артем Юровский: Если человек летит первый раз, помогут препараты от укачивания. Плюс те, что он принимает регулярно. Пассажирам, имеющим проблемы со здоровьем, перед полетом рекомендую пообщаться с доктором. Может быть, врач скорректирует терапию или посоветует, например, лететь в компрессионном трикотаже.

По данным перевозчиков, одна вынужденная посадка обходится им в сумму от 100 до 300 тысяч рублей. К счастью, больным пассажирам такие счета не выставляют - эти суммы относят к издержкам авиакомпаний. Однако пассажира ожидают дополнительные траты: чтобы добраться до пункта назначения, придется покупать новый билет.

24 марта 1882 года немецкий врач Роберт Кох официально объявил миру о своем открытии и в этот день по инициативе ВОЗ во всем мире проводится Всемирный день борьбы с туберкулезом.

Туберкулезные палочки (микобактерии туберкулеза) весьма устойчивы во внешней среде. В высохшей мокроте в темноте они могут выживать до нескольких лет, на предметах домашней обстановки - несколько месяцев, в сыром молоке - до 2 недель. Устойчивы они к кислотам, щелочам и спиртам, не боятся низких температур. В воде их находили живыми в течение 150 дней после ее заражения. Прямой солнечный свет убивает туберкулезные микобактерии в течение нескольких минут, а рассеянный - через несколько дней. Не выдерживают они и нагревания. При кипячении в воде туберкулезные палочки погибают в течение 30 минут, а при добавлении соды (2% раствор) - через 15 минут.

Основным источником заражения туберкулезом является человек - больной туберкулезом органов дыхания, который выделяет туберкулезные палочки с мокротой и слюной. Опасны, но в несколько меньшей степени больные туберкулезом почек и других органов, выделяющие бактерии с мочой, калом, гноем. Определенную роль в заражении туберкулезом играет крупный рогатый скот. Заражение человека от этих животных происходит главным образом пищевым путем: через молоко от инфицированных или больных туберкулезом коров.

Туберкулез распространяется главным образом воздушно-капельным путем. При кашле, разговоре капельки слизи или мокроты, содержащие микобактерии туберкулеза, попадают в воздух, разлетаются на расстояние 1-1,5 метра и могут легко попасть в организм человека. Однако большее значение при туберкулезе имеет пылевая инфекция. Мельчайшие капельки мокроты быстро высыхают и превращаются в инфицированную пыль, содержащую жизнеспособные микробы. На открытом воздухе заражение через пыль практически не имеет места, поскольку микобактерии быстро погибают под действием солнечного света. Заражение туберкулезом через инфицированную пыль происходит главным образом в жилище туберкулезного больного, особенно если помещения тесные, плохо проветриваемые и темные.

Заразиться туберкулезом можно и при непосредственном контакте здорового человека с предметами и вещами больного (полотенце, носовые платки, постельное и нательное белье, верхняя одежда, посуда, книги). При рукопожатии, поцелуях туберкулезные палочки также могут попасть в организм здорового человека.

Туберкулезная бактерия способна поражать почти все ткани человеческого тела - от кожи до костей. Но свыше 80% случаев туберкулеза - это туберкулез органов дыхания, знаменитая чахотка.

Развитию туберкулеза способствуют факторы, ослабляющие защитные силы организма: переутомление, стрессы, плохие условия жизни (особенно недоедание и нехватка свежего воздуха), хронические болезни - в первую очередь заболевания легких, сахарный диабет, язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки, длительное курение и злоупотребление алкоголем. Туберкулез чаще всего поражает людей с пониженным иммунитетом. Поэтому в последнее время появились сочетания туберкулеза и ВИЧ-инфекции.

Дети раннего возраста, подростки и пожилые люди более восприимчивы к туберкулезу.

В Тверской области состоит на учете на 01.01.2011 года 2117 человек больных туберкулезом. Впервые зарегистрировано в 2010 году 817 человек. Из них - детей до 17 лет - 30. По возрастному составу наибольшее число впервые выявленных больных составляют лица в возрасте 35-44 года.

К методам профилактики туберкулеза относят в первую очередь противотуберкулезные прививки вакциной БЦЖ и БЦЖ-М. Первую прививку детям делают в родильном доме. Иммунитет после проведенной вакцинации вырабатывается в течение 6-8 недель. Дети, не привитые по различным причинам в родильном доме, подвергаются большому риску заражения туберкулезом. Если такой ребенок находится вблизи от больного туберкулезом, то он непременно заразится туберкулезом и заболевание у него будет протекать в тяжелой форме, часто со смертельным исходом. В виде исключения, дети с длительно сохраняющимися медицинскими отводами прививаются в условиях детских поликлиник.

Для поддержания иммунитета проводится обязательная двукратная ревакцинация против туберкулеза в 7 и 14 лет. Ревакцинация делается не всем детям и подросткам, а только тем, у кого еще не произошло заражение туберкулезом. Поэтому перед проведением ревакцинации ставится туберкулиновая проба Манту.

Необходимо помнить, что постановка туберкулиновой пробы Манту является также ранним методом диагностики туберкулеза у детей. Поэтому, если по результатам реакции Вашего ребенка направляют на консультацию к фтизиатру, пренебрегать этим нельзя, так как это может привести к несвоевременной диагностике заболевания.

Флюорографическое обследование органов грудной клетки позволяет выявить ранние формы туберкулеза, когда лечение наиболее эффективно. На территории нашей области население должно проходить это обследование 1 раз в 2 года.

Уклонение взрослых от обследования на туберкулез приводит к выявлению у них уже тяжелых форм заболевания, которые лечатся годами и заканчиваются инвалидностью или смертью больного, тогда как своевременно выявленный туберкулез можно излечить.

Необходимо обследовать всех членов семьи, прежде всего кашляющих, оберегать детей от общения с неизвестными лицами, которые могут быть заражены туберкулезом и даже не знать об этом.

Большое эпидемиологическое значение имеет своевременное выявление заболевания, так как после постановки диагноза больному назначают лечение, он направляется в больницу и поэтому распространение инфекции сводится к минимуму. Через 6-8 недель после начала лечения заразительность больного снижается в десятки раз.

К первым признакам туберкулеза относятся: быстрая утомляемость, общая слабость, снижение или отсутствие аппетита, потеря веса, повышенная потливость, особенно под утро, незначительное повышение температуры тела, одышка, кашель или покашливание с выделением мокроты, возможно с кровью, специфический блеск в глазах (т.н. лихорадочный).

Если вы обнаружите у себя, хотя бы один из этих признаков, не откладывая, обращайтесь к врачу.

Однако от заражения до проявления заболевания может пройти от нескольких недель до нескольких лет. Поэтому лучше не ждать появления симптомов заболевания, а проходить профилактическую флюорографию 1 раз в 2 года, а лицам, относящимся к категории декретированных контингентов 1 раз в год.

Здоровье во многом зависит от самого человека. Поэтому больше внимания уделяйте его укреплению. Хорошо и грамотно питайтесь, занимайтесь физкультурой, больше бывайте на свежем воздухе, старайтесь поддерживать у себя ровное хорошее настроение.

Версия для печати Версия для MS Word Эпидемиологический надзор

(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области, 2006-2020 г.

Если Вы не нашли необходимую информацию, попробуйте зайти на старую версию сайта

Адрес: 170034, г. Тверь, ул. Дарвина, д. 17

Тел.: +7 (4822) 34-22-11, факс: +7 (4822) 35-61-85

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции