Комментарии к фз 77 туберкулез

Федеральный закон от 18 июня 2001 г. N 77-ФЗ
"О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации"

22 августа 2004 г., 21 июля, 18 октября 2007 г., 23 июля 2008 г., 27 июля 2010 г., 18 июля 2011 г., 2 июля, 25 ноября, 28 декабря 2013 г., 4 июня 2014 г., 2 мая 2015 г., 23 мая 2016 г., 19 июля, 3 августа 2018 г.

Принят Государственной Думой 24 мая 2001 года

Одобрен Советом Федерации 6 июня 2001 года

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы осуществления государственной политики в области предупреждения распространения туберкулеза в Российской Федерации в целях охраны здоровья граждан и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Президент Российской Федерации

Определяется механизм реализации закрепленных Конституцией РФ прав граждан на охрану здоровья, формирования и проведения единой государственной политики в области защиты населения от туберкулеза.

Устанавливаются принципы оказания противотуберкулезной помощи гражданам РФ, а также особенности применения закона по отношению к иностранным гражданам и лицам без гражданства, определяются права лиц, страдающих туберкулезом, их обязанности и ответственность. Определяется порядок предоставления гарантий и льгот врачам, иным специалистам, медицинскому и другому персоналу, участвующему в оказании противотуберкулезной помощи.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 18 июня 2001 г. N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации"

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в "Парламентской газете" от 23 июня 2001 г. N 114-115, в "Российской газете" от 23 июня 2001 г. N 118-119, в Собрании законодательства Российской Федерации от 25 июня 2001 г. N 26 ст. 2581

Постановлением Конституционного Суда РФ от 24 декабря 2013 г. N 30-П пункт 5 статьи 14 настоящего Федерального закона признан не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой в силу своей нормативной неопределенности он не позволяет точно, ясно и недвусмысленно установить принадлежность конкретному уровню публичной власти полномочия по внеочередному предоставлению отдельных жилых помещений гражданам, больным заразными формами туберкулеза (семьям, имеющим ребенка, больного заразной формой туберкулеза), и обязанности по выделению необходимых для его осуществления материальных и финансовых средств и тем самым - обеспечить защиту права указанных граждан на данную меру социальной поддержки, притом что по смыслу, придаваемому названному законоположению правоприменительной практикой, не предполагается осуществление этого полномочия органами государственной власти РФ в качестве расходного обязательства РФ

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 314-ФЗ

Изменения вступают в силу с 14 августа 2018 г.

Федеральный закон от 19 июля 2018 г. N 213-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2018 г.

Федеральный закон от 23 мая 2016 г. N 149-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 мая 2015 г. N 124-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 августа 2011 г.

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 203-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2008 г.

Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 194-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2007 г.

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Аналитическая справка правоприменения действующего законодательства Российской Федерации в части проведения работы по профилактике туберкулеза.

В связи с участившимися случаями отказов родителями несовершеннолетних детей предоставления в образовательные учреждения документов, подтверждающих отсутствие заболевания туберкулезом (подвергая риску здоровье окружающих детей), ГКУЗ МНПЦ борьбы с туберкулезом ДЗМ проведен анализ правоприменения и толкования действующего законодательства.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения является одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Статьёй 39 названного закона установлено, что на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 1).

В силу статьи 29 поименованного закона в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан (пункт 1).

Согласно Положению о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 322, Роспотребнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей (пункт 1). Осуществляет разработку и утверждение государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также разработку обязательных требований в сфере защиты прав потребителей (пункт 5.8 (1) Положения).

Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в силу пункта 8 названного положения является Главный государственный санитарный врач Российской Федерации.

Таким образом, Правила утверждены Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации в соответствии с предоставленными ему полномочиями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, и устанавливают требования к комплексу организационных, лечебно-профилактических, санитарно-противоэпидемических (профилактических), дезинфекционных мероприятий, полное и своевременное проведение которых обеспечивает раннее выявление, предупреждение распространения заболеваний туберкулезом среди населения (пункты 1.1 и 1.2).

Статьей 10 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ установлены обязанности граждан в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в частности граждане обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и об обучении своих детей; не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания. Согласно пункту 3 статьи 39 данного закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Оспариваемый заявителем пункт 1.3 Правил полностью соответствует приведенным положениям закона и фактически их воспроизводит.

Федеральный закон от 18 июня 2001 г. № 77-ФЗ устанавливает правовые основы осуществления государственной политики в области предупреждения распространения туберкулеза в Российской Федерации в целях охраны здоровья граждан и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (преамбула).

Данным законом противотуберкулезная помощь определена как совокупность социальных, медицинских, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на выявление, обследование и лечение, в том числе обязательные обследование и лечение, диспансерное наблюдение и медицинскую реабилитацию больных туберкулезом и проводимых при оказании медицинской помощи в амбулаторных или стационарных условиях в порядке, установленном этим федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Профилактика туберкулеза - комплекс мероприятий, направленных на предупреждение возникновения, распространения туберкулеза, а также раннее его выявление (статья 1).

Пункты 2 и 3 статьи 7 Федерального закона от 18 июня 2001 г. № 77-ФЗ закрепляют обязательное условие при оказании противотуберкулезной помощи гражданам - наличие информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9 и 10 данного закона и другими федеральными законами (пункт 2).

Противотуберкулезная помощь несовершеннолетнему в возрасте до пятнадцати лет или больному наркоманией несовершеннолетнему в возрасте до шестнадцати лет оказывается при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство одного из его родителей или иного законного представителя, лицу, признанному в установленном законом порядке недееспособным, если такое лицо по своему состоянию не способно дать информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство, - при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство его законного представителя, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9 и 10 указанного федерального закона и другими федеральными законами (пункт 3).

Вместе с тем статья 10 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ предусматривает, что граждане обязаны заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и об обучении своих детей и не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

Установленное вторым абзацем пункта 5.7 Правил требование о допуске детей, туберкулинодиагностика которым не проводилась, в детскую организацию при наличии заключения врача-фтизиатра об отсутствии заболевания, направлено на предупреждение возникновения, распространения туберкулеза, а также соблюдение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

Оспариваемое положение пункта 5.7 Правил не противоречит приведенным нормам закона, так как не регулирует отношения, связанные с оказанием противотуберкулезной помощи несовершеннолетнему в возрасте до пятнадцати лет, а также не предусматривает медицинского вмешательства без информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на такое вмешательство, закрепленного в статье 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ. При обращении гражданина к врачу-фтизиатру, последний рекомендует все возможные способы диагностики, в том числе исключающие введение туберкулина ребенку.

Поскольку оспариваемые нормативные положения не нарушают права и законные интересы граждан, не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, то в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявленных требований об оспаривании пункта 1.3 и абзаца второго пункта 5.7 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.2.3114-13 Верховным судом Российской Федерации было отказано.

2. Зачастую родители несовершеннолетних детей, после отказа администрациями образовательных учреждений в допуске ребенка в образовательное учреждение, обращаются в органы прокуратуры за защитой своих прав.

Проба Манту прививкой не является. Прививка ставится для того, чтобы создать иммунитет к возбудителям того или иного заболевания. Проба Манту делается не для выработки иммунитета к возбудителю туберкулеза (микобактерия туберкулеза, палочка Коха), а для того, чтобы оценить наличие этого иммунитета и его состояния у ребенка и является очень важной в ранней диагностике заболевания туберкулезом.

В соответствии с ч.1 ст. 9 Федерального закона №157-ФЗ национальный календарь профилактических прививок включает в себя профилактические прививки против гепатита В, дифтерии, коклюша, кори, краснухи, полиомиелита, столбняка, туберкулеза, эпидемического паротита, гемофильной инфекции, пневмококковой инфекции и гриппа.

Частью 2 ст. 9 Федерального закона №157-ФЗ установлено, что национальный календарь профилактических прививок, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

-созданию необходимых условий для охраны и укрепления здоровья (п.15 ч. 3 ст. 28);

- созданию безопасных условий обучения в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п.2 ч.6 ст.28);

- организации прохождения обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации (п.6 ч.1 ст.41);

- проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий (п.10 ч. ст.41).

4. Следует отдельно отметить, что ссылки родителей на нарушение образовательными учреждениями их права на образование, установленного ст. 43 Конституцией Российской Федерации несостоятельны и неправомерны, в виду следующего.

Согласно ч.ч.1, 2 ст. 43 Конституции каждый имеет право на образование, гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Частью 4 статьи 43 установлено, что основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

Соответственно граждане могут реализовать своё право на образование и вне образовательных учреждений.

Следовательно, требования, установленные в п. 1.3 и п. 5.7 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.2.3114-13 о запрете допуска детей в детскую организацию при отсутствии проведенной туберкулинодиагностики или заключения врача-фтизиатра ПРАВОМЕРНЫ и ПОДЛЕЖАТ ИСПОЛНЕНИЮ ВСЕМИ ФИЗИЧЕСКИМИ И ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ.

Вступает в силу с момента подписания 23 июня 2001 года

Принят Государственной Думой 24 мая 2001 года

Одобрен Советом Федерации 6 июня 2001 года

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы осуществления государственной политики в области предупреждения распространения туберкулёза в Российской Федерации в целях охраны здоровья граждан и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

  • туберкулёз — инфекционное заболевание, вызываемое микобактериями туберкулёза;
  • активная форма туберкулёза — туберкулёз, признаки активности процесса которого установлены в результате проведения клинических, лабораторных, рентгенологических исследований;
  • заразная форма туберкулёза — активная форма туберкулёза, при которой происходит выделение микобактерий туберкулёза;
  • больной туберкулёзом — больной активной формой туберкулёза;
  • противотуберкулёзная помощь — совокупность социальных, медицинских, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на выявление, обследование и лечение, в том числе обязательные обследование и лечение, диспансерное наблюдение и реабилитацию больных туберкулёзом и проводимых в стационаре и (или) амбулаторно в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
  • профилактика туберкулёза — совокупность мероприятий, направленных на раннее выявление туберкулёза в целях предупреждения его распространения;
  • медицинские противотуберкулёзные организации — медицинские организации, оказывающие противотуберкулёзную помощь и осуществляющие профилактику туберкулёза, в том числе научно-исследовательские институты туберкулёза, кафедры туберкулёза медицинских факультетов образовательных учреждений высшего профессионального образования, медицинские противотуберкулёзные организации уголовно-исполнительной системы, противотуберкулёзные организации федеральных органов исполнительной власти.

1. Законодательство в области предупреждения распространения туберкулёза в Российской Федерации состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

2. Федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут ограничивать права граждан на защиту от туберкулёза и гарантии получения противотуберкулёзной помощи, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

1. Настоящий Федеральный закон распространяется на граждан Российской Федерации при оказании им противотуберкулёзной помощи и применяется в отношении юридических и физических лиц, оказывающих противотуберкулёзную помощь на территории Российской Федерации.

2. Иностранные граждане и лица без гражданства получают противотуберкулёзную помощь в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

К полномочиям Российской Федерации в области предупреждения распространения туберкулёза в Российской Федерации (далее — предупреждение распространения туберкулёза) относятся:

  • проведение в Российской Федерации государственной политики в области предупреждения распространения туберкулёза;
  • разработка и принятие нормативных правовых актов, направленных на предупреждение распространения туберкулёза;
  • определение порядка оказания противотуберкулёзной помощи гражданам на территории Российской Федерации;
  • осуществление надзора за исполнением законодательства Российской Федерации в области предупреждения распространения туберкулёза;
  • осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора в области предупреждения распространения туберкулёза и организация мероприятий по предупреждению распространения туберкулёза;
  • организация государственного эпидемиологического мониторинга туберкулёза;
  • формирование, утверждение и реализация федеральных целевых программ в области предупреждения распространения туберкулёза;
  • разработка правил, нормативов, требований и государственных стандартов в области предупреждения распространения туберкулёза;
  • разработка и организация системы оказания противотуберкулёзной помощи;
  • обеспечение государственного контроля за производством, хранением и транспортировкой противотуберкулёзных вакцин и иммунобиологических лекарственных средств для ранней диагностики туберкулёза, их качеством, эффективностью и безопасностью;
  • организация государственного статистического наблюдения в области предупреждения распространения туберкулёза;
  • обеспечение экономических, социальных и правовых условий для предупреждения распространения туберкулёза;
  • осуществление иных предусмотренных законодательством Российской Федерации в области предупреждения распространения туберкулёза полномочий.

К полномочиям субъектов Российской Федерации в области предупреждения распространения туберкулёза относятся полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации.

Органы местного самоуправления осуществляют свою деятельность в области предупреждения распространения туберкулёза в пределах полномочий, предоставленных им законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

1. Оказание противотуберкулёзной помощи больным туберкулёзом гарантируется государством и осуществляется на основе принципов законности, соблюдения прав человека и гражданина, бесплатности, общедоступности.

2. Противотуберкулёзная помощь оказывается гражданам при их добровольном обращении или с их согласия, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9 и 10 настоящего Федерального закона и другими федеральными законами.

3. Противотуберкулёзная помощь несовершеннолетним в возрасте до четырнадцати лет, а также гражданам, признанным в установленном законом порядке недееспособными, оказывается с согласия их законных представителей, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9 и 10 настоящего Федерального закона и другими федеральными законами.

1. Больные туберкулёзом, нуждающиеся в оказании противотуберкулёзной помощи, получают такую помощь в медицинских противотуберкулёзных организациях, имеющих соответствующие лицензии.

2. Лица, находящиеся или находившиеся в контакте с больным туберкулёзом, в соответствии с законодательством Российской Федерации проходят обследование в целях выявления туберкулёза.

3. Вакцинация против туберкулёза в целях его профилактики осуществляется в соответствии с национальным календарем профилактических прививок.

4. В целях выявления туберкулёза периодически проводятся профилактические медицинские осмотры граждан, порядок и сроки проведения которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

5. Руководители медицинских организаций и граждане, занимающиеся частной медицинской деятельностью, обязаны направлять в медицинские противотуберкулёзные организации органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения, а также органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, информацию о выявленных на соответствующих территориях в течение года больных туберкулёзом и о каждом освобождающемся из учреждений уголовно-исполнительной системы больном туберкулёзом.

6. Своевременное выявление больных туберкулёзом сельскохозяйственных животных, оздоровление неблагополучных в отношении туберкулёза организаций по производству и хранению продуктов животноводства осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7. Реализация продукции, произведенной в неблагополучных в отношении туберкулёза организациях по производству и хранению продуктов животноводства, осуществляется в соответствии с санитарными и ветеринарными правилами профилактики туберкулёза сельскохозяйственных животных и борьбы с указанным заболеванием.

1. Диспансерное наблюдение за больными туберкулёзом проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

2. Диспансерное наблюдение за больными туберкулёзом устанавливается независимо от согласия таких больных или их законных представителей.

3. Решение о необходимости диспансерного наблюдения или его прекращения принимается комиссией врачей, назначенной руководителем медицинской противотуберкулёзной организации, которая оказывает противотуберкулёзную помощь амбулаторно, и оформляется в медицинских документах записью об установлении диспансерного наблюдения или о его прекращении, о чем в письменной форме извещается лицо, подлежащее диспансерному наблюдению.

1. В случае угрозы возникновения и распространения туберкулёза на основании предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, проводятся дополнительные противоэпидемические мероприятия.

2. Больные заразными формами туберкулёза, неоднократно нарушающие санитарно-противоэпидемический режим, а также умышленно уклоняющиеся от обследования в целях выявления туберкулёза или от лечения туберкулёза, на основании решений суда госпитализируются в специализированные медицинские противотуберкулёзные организации для обязательных обследования и лечения.

Решение о госпитализации принимается судом по месту нахождения медицинской противотуберкулёзной организации, в которой больной туберкулёзом находится под диспансерным наблюдением.

3. Заявление о госпитализации подается в суд руководителем медицинской противотуберкулёзной организации, в которой больной туберкулёзом находится под диспансерным наблюдением.

4. Участие прокурора, представителя медицинской противотуберкулёзной организации, в которой больной туберкулёзом находится под диспансерным наблюдением, больного туберкулёзом, в отношении которого решается вопрос об обязательных обследовании и лечении, или его законного представителя в рассмотрении заявления о госпитализации обязательно.

1. Медицинские противотуберкулёзные организации ведут государственное статистическое наблюдение в области предупреждения распространения туберкулёза в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

2. Сведения о выявлении больных туберкулёзом медицинские противотуберкулёзные организации, а также граждане, занимающиеся частной медицинской деятельностью, обязаны сообщать в территориальные медицинские противотуберкулёзные организации и центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

1. Лица, находящиеся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулёзом, при оказании им противотуберкулёзной помощи имеют право на:

  • уважительное и гуманное отношение медицинских работников и иных работников, участвующих в оказании противотуберкулёзной помощи;
  • получение информации о правах и об обязанностях больных туберкулёзом и лиц, находящихся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулёзом, а также в доступной для них форме о характере имеющегося у них заболевания и применяемых методах лечения;
  • сохранение врачебной тайны, за исключением сведений, непосредственно связанных с оказанием противотуберкулёзной помощи больному туберкулёзом и проведением противоэпидемических мероприятий;
  • диагностику и лечение в медицинских противотуберкулёзных организациях;
  • санаторно-курортное лечение в соответствии с медицинскими показаниями;
  • оказание противотуберкулёзной помощи в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;
  • пребывание в медицинских противотуберкулёзных организациях, оказывающих противотуберкулёзную помощь в стационарах, в течение срока, необходимого для обследования и (или) лечения;
  • бесплатный проезд на транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения при вызове или направлении на консультации в медицинские противотуберкулёзные организации в порядке, предусмотренном законодательством субъектов Российской Федерации.

2. Лица, госпитализированные для обследования и (или) лечения в медицинские противотуберкулёзные организации, имеют право:

  • получать у руководителей медицинских противотуберкулёзных организаций информацию о лечении, об обследовании, о выписке из таких организаций и о соблюдении установленных настоящим Федеральным законом прав;
  • встречаться с адвокатами и священнослужителями наедине;
  • исполнять религиозные обряды, если такие обряды не оказывают вредного воздействия на состояние их здоровья;
  • продолжать образование в соответствии с общеобразовательной программой основного общего образования.

3. Лица, находящиеся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулёзом, и больные туберкулёзом при оказании им противотуберкулёзной помощи кроме указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи прав имеют другие права, предусмотренные законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан.

Лица, находящиеся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулёзом, и больные туберкулёзом обязаны:

  • проводить назначенные медицинскими работниками лечебно-оздоровительные мероприятия;
  • выполнять правила внутреннего распорядка медицинских противотуберкулёзных организаций во время нахождения в таких организациях;
  • выполнять санитарно-гигиенические правила, установленные для больных туберкулёзом, в общественных местах.

1. Временная нетрудоспособность больных туберкулёзом устанавливается в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации.

2. За гражданами, временно утратившими трудоспособность в связи с туберкулёзом, сохраняется место работы (должность) на срок, установленный законодательством Российской Федерации.

3. За время отстранения от работы (должности) в связи с туберкулёзом больным туберкулёзом выдаются пособия по государственному социальному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Лица, находящиеся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулёзом, обеспечиваются лекарственными средствами для лечения туберкулёза бесплатно.

5. Больным заразными формами туберкулёза, проживающим в квартирах, в которых исходя из занимаемой жилой площади и состава семьи нельзя выделить отдельную комнату больному заразной формой туберкулёза, коммунальных квартирах, общежитиях, а также семьям, имеющим ребенка, больного заразной формой туберкулёза, жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предоставляются в течение года со дня принятия их на учет для улучшения жилищных условий. При этом учитывается их право на дополнительную жилую площадь в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Медицинские, ветеринарные и иные работники, непосредственно участвующие в оказании противотуберкулёзной помощи, а также работники организаций по производству и хранению продуктов животноводства, обслуживающие больных туберкулёзом сельскохозяйственных животных, имеют право на:

  • дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью двенадцать рабочих дней;
  • сокращенную рабочую неделю продолжительностью тридцать часов;
  • дополнительную оплату труда в связи с вредными условиями труда (опасность инфицирования микобактериями туберкулёза) в размере не менее чем двадцать пять процентов должностного оклада (медицинские работники и иные работники, непосредственно участвующие в оказании противотуберкулёзной помощи) и не менее чем пятнадцать процентов должностного оклада (ветеринарные работники, а также работники организаций по производству и хранению продуктов животноводства, обслуживающие больных туберкулёзом сельскохозяйственных животных);
  • надбавку к должностному окладу (ставке) фтизиатрам, фтизиопедиатрам, медицинским сестрам за работу на фтизиатрических участках, приравненную к надбавке к должностному окладу (ставке) терапевтам и медицинским сестрам территориальных поликлиник за работу на терапевтических участках;
  • пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с единовременными страховыми выплатами медицинским работникам и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании противотуберкулёзной помощи, в случае причинения вреда их жизни или здоровью либо возникновения профессионального заболевания или смерти в размере шестидесяти минимальных размеров оплаты труда в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации перечнем должностей, занятие которых связано с угрозой жизни и здоровью работников;
  • обеспечение в первоочередном порядке путевками для санаторно-курортного лечения в случае развития туберкулёза в результате исполнения служебных обязанностей.

Нарушение законодательства Российской Федерации в области предупреждения распространения туберкулёза влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством.

1. Нарушающие права граждан при оказании им противотуберкулёзной помощи действия и решения медицинских работников и иных работников, участвующих в оказании противотуберкулёзной помощи, могут быть обжалованы в соответствующие органы исполнительной власти в области здравоохранения или соответствующим должностным лицам медицинских противотуберкулёзных организаций.

Те же действия и решения органов исполнительной власти в области здравоохранения или должностных лиц медицинских противотуберкулёзных организаций могут быть обжалованы в суд.

2. Жалоба может быть подана гражданином, права и законные интересы которого нарушены, его законным представителем, а также организацией, которой федеральным законом или ее уставом (положением) предоставлено право защищать права граждан.

3. Жалобы рассматриваются судом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан.

4. Обжалование решений суда осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вред, причиненный жизни или здоровью граждан при оказании противотуберкулёзной помощи, возмещается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Президент
Российской Федерации
В. Путин

При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции