Дыхательная гимнастика по болотову при туберкулезе

Дыхание – это жизнь!

Во все времена люди верили, что воздух населен невидимыми духами и светлыми божествами, дружественными к человеку (в отличие от зловещих обитателей подземного мира). Античные мыслители считали, что воздух является одной из четырех стихий (наряду с огнем, водой и землей) и концентрирует в себе все свойства, присущие материи. Иногда его даже называли первоматерией – первичной субстанцией, лежащей в основе всего мироздания.

Мудрецы Востока говорили, что воздух – это дыхание бога, признак его присутствия в мире. Видимо, именно поэтому бог-покровитель древних евреев получил имя Яхве, связанное со значением дуновения, творящего дыхания.

Дыхание человека играет основную роль в нормальном функционировании организма. Существует аксиома: без дыхания нет жизни.

При лечении заболеваний дыхательной системы широко используют лечебную физкультуру, или гимнастику (ЛФК), – специальные дыхательные упражнения. Они настолько эффективны, что во многих случаях позволяют отказаться от медикаментозной терапии при лечении органов дыхания.

История лечебной физкультуры

ЛФК как самостоятельное, научно обоснованное направление медицины сформировалась лишь в последние десятилетия XX века. В то же время она имеет многовековую и богатую историю.

Известные врачи Древней Греции: Геродик, Гиппократ, Асклепиад и др. – считали физические упражнения обязательным и важнейшим компонентом лечебной и профилактической медицины. Гиппократ (460–375 до н. э.) в своих трудах огромное значение в лечении больных придавал также массажу и водным процедурам.

Позднее римские врачи, особенно Гален, в своей медицинской практике широко использовали физические упражнения.

Клавдий Гален (200–131 до н. э.) – знаменитый врач школы гладиаторов в Пергаме – с лечебной целью применял не только всякого рода гимнастические, но и спортивные упражнения: греблю, верховую езду, а также собирание плодов и винограда, экскурсии и массаж. Такой подход созвучен современному взгляду на лечебную физкультуру.

Важное значение сыграла шведская система лечебной гимнастики, основателем которой стал П. Г. Линг (1776–1839). Усилиями этого ученого в

Стокгольме был создан Гимнастический институт. Этот институт долгое время являлся единственным в мире центром, где готовили специалистов по физическому воспитанию – педагогов и медиков. Разработанную П. Г. Лингом систему лечебной гимнастики развивали его многочисленные ученики и последователи.

Элементы шведской гимнастики, отдельные ее части и упражнения, равно как и снаряды (шведская стенка, гимнастическая палка и др.), до настоящего времени с успехом применяют в школах и детских лечебных учреждениях.

Вторая половина XIX века ознаменовалась появлением ряда оригинальных гимнастических методик, разработанных для лечения различных заболеваний, и в частности болезней органов дыхания.

В 1910 году швейцарские врачи Зингер и Хофбаур предложили комплекс физических упражнений для лечения бронхита, астмы и эмфиземы легких, который и применяли с большим успехом.

Огромный вклад в развитие ЛФК как составной части комплексного лечения многих заболеваний внесли выдающиеся российские ученые М. Я. Мудров, С. П. Боткин, Г. А. Захарьин.

В последние годы возникли новые важные тенденции в развитии лечебной физкультуры. ЛФК вышла за пределы больниц и поликлиник и все больше внедряется на спортивных площадках (группы здоровья), в плавательных бассейнах (группы лечебного плавания) и в домашних условиях (индивидуальные занятия ЛФК). Такое направление в развитии ЛФК раскрывает большие возможности в лечении больного ребенка.

Как устроен воздух?

Основные составляющие воздуха – кислород, азот и углекислый газ. И для нормальной работы нашего организма очень важно процентное содержание в воздухе этих главных его компонентов.

Оптимальная концентрация в воздухе кислорода (O2) составляет примерно 21 %. При снижении этой величины до 17–18 % появляются первые признаки кислородной недостаточности. Мы начинаем чаще и глубже дышать, при этом кровь движется по сосудам быстрее и в ней увеличивается содержание эритроцитов. Снижение кислородной доли вдвое против нормы опасно для жизни. Основные признаки гипоксии (кислородной недостаточности) – головокружение, одышка, сердцебиение, мышечная слабость.

А вот вдыхание воздуха с повышенной концентрацией кислорода и даже чистого 02 для здоровых людей не опасно – но только если оно продолжается недолго.

Содержание углекислого газа (CO2) – физиологического возбудителя дыхательного центра – в норме составляет 0,03—0,04 %. Предельно допустимая величина (для жилых помещений) не должна превышать 0,1 %. В промышленных городах, а также в помещении, где находится много людей, концентрация CO2 превышает норму в 2–3 раза. При дальнейшем смещении газовой формулы в сторону CO2 неизбежно появятся симптомы отравления (головная боль, звон в ушах, тошнота, падение пульса и др.), а при 14–15 % CO2 может наступить смерть от паралича дыхательного центра.

Оптимальная влажность воздуха варьирует в диапазоне от 40 до 60 %.

Если воздух более сухой, у человека выделяется повышенное количество влаги, предохраняя от пересушивания кожные покровы и дыхательные пути. Соответственно, и пить необходимо больше обычного. Очень сухой воздух заставляет выделительную систему работать в усиленном режиме, что может привести к ее преждевременному изнашиванию.

Особенно страдает от сухости воздуха кожа. С возрастом ее способность удерживать влагу постепенно снижается. Если при этом дополнительно подсушивать кожу извне, человек рискует преждевременно покрыться сетью морщин.

Не очень желательна и повышенная влажность воздуха. Летом слишком влажный воздух способствует перегреванию, зимой – переохлаждению.

Влажная уборка жилого помещения – необходимое условие здорового дыхания. Обыкновенная

Если средства позволяют, желательно обзавестись комнатным термометром и гигрометром, электрообогревателем, увлажнителем воздуха, вентилятором или кондиционером, выполняющим несколько функций одновременно. При желании можно дополнить этот комплект ионизатором воздуха. Легкие ионы с отрицательным зарядом положительно сказываются на самочувствии и мягко стимулируют иммунную систему. Правда, все это потребует финансовых затрат, но зато позволит сэкономить на лекарствах – благоприятный микроклимат в доме предотвратит многие проблемы со здоровьем.

Если кто-то в семье болеет инфекционным заболеванием, проветривайте помещение как можно чаще, в противном случае токсические вещества, выдыхаемые больным, будут вновь и вновь поступать в легкие всех домочадцев, включая самого больного.

Другая проблема – засорение воздуха твердыми частицами, в частности, пылью. Для сравнения: если в 1 м 3 чистого комнатного воздуха содержится 2–5 миллионов пылинок, то в районе московского Садового кольца эта величина достигает 100–300 миллионов.

Дыхательная система

Как устроена дыхательная система? Вообще говоря, весь человеческий организм можно рассматривать как единую дыхательную систему. По-своему дышат кожные покровы, каждая клетка тела и даже волосы, ногти и зубы. Но существует группа органов, специально предназначенных для газообменной деятельности, – дыхательная система в узком, анатомо-физиологическом, смысле. Познакомимся с ней поближе.

Органы дыхания состоят из воздухопроводящих путей (нос, полость рта с околоносовыми пазухами, гортань, трахея и бронхи) и легких, покрытых серозной оболочкой (плеврой). Строение дыхательной системы показано на


Рис. 1:1 – носовые ходы; 2 – глотка; 3 – гортань; 4 – трахея; 5 – бронхи; 6 – бронхиолы.

Началом дыхательных, или воздухоносных, путей является носовая полость. Она выполняет ряд важнейших функций в процессе дыхания. Во-первых, нос является первой преградой для проникновения в легкие из окружающей среды вредных для организма веществ. Волосики ноздрей задерживают частицы пыли, микроорганизмы и другие вещества, попадающие в нос при вдохе. Во-вторых, холодный воздух, проходя через носовые ходы, согревается теплом кровеносных сосудов. Благодаря этому в легкие поступает уже согревшийся воздух. Кроме того, в носовой полости вдыхаемый воздух увлажняется, а носовая слизь благодаря местному иммунитету борется с вредными микроорганизмами и вирусами.

У детей, в сравнении со взрослыми, полость носа имеет ряд отличительных особенностей. Носовые ходы узкие, а слизистая оболочка носа обильно снабжена мелкими кровеносными сосудами, поэтому у детей часто возникают риниты. Чтобы этого не происходило, детей с раннего возраста необходимо обучать правильному дыханию через нос.

Именно с заболеваний полости носа (хронического насморка, аденоидов, искривлений носовой перегородки и пр.) начинаются многие болезни легких и нарушения функции дыхания.

А вскоре не стало и Андрея Миронова…

В подтверждение слов нашей советской докторши, занимавшейся лечебной практикой при развитом социализме, я вспомнил случай, о котором мне рассказывала моя учительница.

Жалобы соседей дошли, наконец, и до районной прокуратуры. Приехал молодой, энергичный главный прокурор Хорошевского (тогда – Ворошиловского) района Москвы, посадил мою учительницу в служебную машину и, привезя в свой кабинет, – заставил написать заявление об отказе от частной практики…

Я начала работать, несмотря на то, что руководство института сделало все, чтобы завалить эксперимент. Комната не проветривалась, жара была 30 градусов, а сердечники и астматики стояли плечом к плечу. Я имела право отказаться, но была так уверена в своей гимнастике, что даже не колебалась. И весь парадокс в том, что результаты были – прекрасные! Люди менялись на глазах!

Прошу подробнее рассказать о системе дыхательной гимнастике А.Н. Стрельниковой. Кое-что об этом читал в газетах, говорят, что вышла даже книга. Слышал от многих противоречивые мнения.

– Письма о так называемой дыхательной гимнастике А.Н. Стрельниковой поступают и в органы здравоохранения. В некоторых из них сообщалось, что люди теряли сознание не только после тысячи, но и после трехсот-четырехсот ВЫДОХОВ (подчеркнуто мною. – М.Щ. – Наша гимнастика тренирует не выдохи, а ВДОХИ! За 21 день эксперимента председатель проверочной комиссии так и не смогла понять: что же тренирует Стрельниковская дыхательная гимнастика – вдох или выдох?! Вот это да. ), – говорит В.А. Силуянова.

Поскольку немалому количеству легковерных больных надо было дать четкий и научно обоснованный ответ, члены комиссии решили предоставить Стрельниковой возможность продемонстрировать на больных так называемую дыхательную гимнастику.

Отрицательные данные были выявлены во время и после занятий А.Н. Стрельниковой (они проводились ею самой) у больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Трех человек, что недавно выписались из больницы и чувствовали себя относительно хорошо, пришлось снова определять в стационар. Несколько человек, почувствовав себя плохо, ушли с второго-третьего занятия.

С больными бронхиальной астмой эксперимент проводился дважды – в июле и ноябре прошлого года. У нескольких больных во время занятий появились сильные приступы удушья, которые не снимались физическими упражнениями, предлагаемыми А.Н. Стрельниковой.

И после Вашей заметки в газете у нас нет ни малейшего желания прекратить занятия дыхательной гимнастикой А.Н. Стрельниковой. В выступлении уважаемой профессора Силуяновой нам бросились в глаза следующие несоответствия:

2. Эксперимент, о котором идет речь в заметке, на наш взгляд, был поставлен некорректно, и выводы сделаны скоропалительные.

3. Отношение профессора Силуяновой лично к А.Н. Стрельниковой агрессивно – недоброжелательное, а посему и оценка самой гимнастики предвзятая.

Мы надеемся, что редакция газеты более глубоко изучит этот вопрос, познакомится с самой А.Н. Стрельниковой, с ее гимнастикой (может быть Вы тоже пригласите ее с лекцией, сделаете сами 1000 движений – вдохов и ощутите, как это прекрасно!) И, может быть, после этого Вы так же публично, через газету разъясните происшедшее недоразумение и вернете делу (парадоксальной дыхательной гимнастике) и человеку (А.Н. Стрельниковой) ЗАСЛУЖЕННОЕ ДОБРОЕ ИМЯ.

И еще одно письмо:

В группу вошли люди, страдающие бронхиальной астмой, сердечно-сосудистыми заболеваниями, заиканием, остеохондрозом и др. Каждый урок мы делали по 1500 – вдохов – движений, и никому во время занятий не становилось плохо. Наоборот, улучшалось самочувствие, проходили головные боли, нормализовалось давление. Сейчас каждый из нас регулярно занимается гимнастикой дома, делая ежедневно 2000–3000 вдохов – движений. Чувствуем себя после занятий очень хорошо.

В статье т. Силуянова В.А. пишет, что после проведения эксперимента некоторые участники эксперимента теряли сознание после 300–400 выдохов. Но, ведь все упражнения Стрельниковской гимнастики тренируют вдох, а не выдох. Создается впечатление, что т. Силуянова В.А. сама серьезно не вникла в суть гимнастики Стрельниковой. Но, особо неприятен тон статьи – грубый, не этичный, несправедливо оскорбляющий человека.

Нас очень огорчает тот факт, что редакция написала о Стрельниковской гимнастике, не побеседовав с самой Стрельниковой А.Н., не посмотрев ее занятия.

Мы просим редакцию разобраться в этом вопросе по существу и написать правду о А.Н. Стрельниковой.

Письмо из Минздрава народному артисту СССР Ростиславу Яновичу Плятту. Любимому всей страной артисту высокопоставленные чиновники все же решили ответить:

Министерство Здравоохранения СССР, рассмотрев Ваше письмо по поводу использования в лечебной практике методики дыхательной гимнастики Стрельниковой А. Н., сообщает, что по поручению Министерства Здравоохранения СССР рядом научно-исследовательских учреждений в стране проводилось изучение этой методики у больных различными заболеваниями (бронхиальной астмой, хронической пневмонией, нарушением голоса и речи и т. д.) Исследования проводились группой ученых различных клинических специальностей (пульмонология, кардиология, отоларингология и др.), с непосредственным участием в работе автора. Занятия с больными проводились по методике, согласованной с тов. Стрельниковой А.Н.

До начала, в период и после окончания изучения все больные тщательно обследовались по специально разработанной и согласованной с автором схеме, включающей в себя помимо клинического осмотра и функциональные исследования, позволяющие объективно оценить состояние сердечно-сосудистой и нервной систем, органов дыхания, определялась также частота основного тона, динамический диапазон и интенсивность голоса.

В результате оценки состояния больных после лечения, с учетом данных функциональных исследований, положительная, главным образом, субъективная динамика была отмечена примерно у 30 % больных, у остальных больных отмечалось обострение заболевания или состояние больных не менялось.

В процессе работы были выявлены серьезные недостатки методики дыхательной гимнастики Стрельниковой A.H., выразившиеся в том, что автор применяет свою методику без учета возраста, состояния больного, характера и тяжести заболевания.

Для решения вопроса о целесообразности использования в медицинской практике методики дыхательной гимнастики Стрельниковой A.H., Министерство Здравоохранения СССР предлагает заслушать и обсудить данный вопрос на Заседании Президиума Ученого медицинского совета Минздрава СССР, после чего будет вынесено соответствующее решение.

Дорогая моя учительница! Доверчивая и бескорыстная, посвятившая себя милосердию, привыкшая дарить и давать, а не брать, – сколько бесплатных уроков она дала тяжело больным людям за всю свою жизнь – не сосчитать. Адреса и телефоны пациентов нужно было записать во время эксперимента, – говорил же я ей об этом! Не послушалась, постеснялась… доверилась. Не знала она тогда – с кем имеет дело!

Пытаясь найти справедливость, А. Н. Стрельникова рванулась в Минздрав:

Главное Управление лечебно-профилактической помощи. Заместителю начальника управления И.Ф. Солошенко от А.Н. Стрельниковой.

Вы пишете, что Стрельниковская гимнастика изучалась в институте курортологии и пульмонологии. Я занималась в институте курортологии в июне-июле, ноябре-декабре 1981 г. и говорить могу только о нем. Занятия с больными проводила действительно я, дала каждой из 5-ти групп по 12 уроков. Но, ни с какими учеными своей методики не согласовывала и в письменном виде ее никому не подавала. Я даже не знала, что на моих уроках были ученые.

Вы пишете, что у некоторых больных было улучшение состояния, а у большинства оно не менялось и даже ухудшалось. Прошу, немедля дать мне возможность списать имена и адреса этих больных, чтобы навестить их.

Вы пишете, что я не разделяю учеников, в зависимости от их данных. Но, ведь списки групп составляла не я, а институт курортологии. Я детские группы веду отдельно от взрослых, а слабым ученикам предлагаю часть урока делать сидя. Дозы тоже различны: от 96 до 8, и иногда, в начале урока, до 2 вдохов подряд. Но, я не могла останавливать группу в 33 человека, чтобы заниматься с одним. Взять его в перерыве между уроками тоже не могла, потому что перерывы были слишком кратки.

Мне очень хорошо известно, что от нашей гимнастики статуса астмы не бывает. Бывает одышка, которая имеет форму приступа. Надо дать ученику передохнуть и снова учить дышать. Статусы я много раз останавливала и не только я, но и мои ученик.

В 57-й больнице по просьбе медиков, я остановила приступ астмы у молодого человека во время своей лекции на глазах у всех, у дочери билетерши театра Сатиры – у нее дома, хотя там был такой случай, что я не надеялась на это.

Не надо быть медиком, чтобы с первого взгляда на запись спирографа понять, почему Стрельниковская гимнастика останавливает приступ астмы, и с первого взгляда на запись капнографа – насколько улучшается газообмен. Почему в институте курортологии ни одной такой записи не было сделано? Почему, когда нашу гимнастику проверяли биологи, результаты были отличные, а когда медики – якобы плохие?

Автор методики, изобретатель – не имеет право взглянуть на результаты собственного эксперимента. Фантастика. Абсурд.

Из клиники Большого театра до получения мною авторского свидетельства на изобретение к нам посылали больных 17 лет, из института имени Гнесиных – 7 лет.

Если это мода, то не слишком ли она затянулась, а если знахарство, то как его могли поддержать аппараты в институте им. Вишневского?

В случае, о котором говорит Силуянова, групп было не три, а пять, общим числом около 150-ти человек. Если результаты были так плохи, – почему в Министерство здравоохранения было подано пять коллективных заявлений с просьбой продлить Стрельниковские уроки, так как у Стрельниковой зала для занятий нет? Почему все пять групп, прощаясь со мной, буквально засыпали меня цветами, сувенирами и провожали до дома? Все это видели медики. И почему Минздрав уверяет, что неизвестно где эти заявления и отказывается сообщить мне имена и адреса моих учеников?

Среди биологов, физиков, физиологов противников у нашей гимнастики нет, да и число медиков, которые лечатся ею, лечат своих детей и родителей – неудержимо растет.

Я читала лекции о нашей гимнастике в сотнях советских предприятий и учреждений, в первую очередь, медицинских, в том числе и в Четвертом управлении. С удовольствием прочту и у Вас в редакции, потому что Вы должны знать человека, о котором пишете.

Из Кишинева доктор Седун, из Ленинграда подполковник медицинской службы Коган сообщают о хороших результатах применения нашей гимнастики для больных. И еще многие, которых я не знаю, т. к. учета не веду, нет возможности!

Мне думается, что советский человек должен думать прежде всего так: полезно ли то, что я делаю, государству, а потом все остальное.

Наша гимнастика закрыла сотни бюллетеней, десятки, а может быть и сотни людей сняла с инвалидности, иногда даже без встречи со мной: люди делали гимнастику по описанию! А, сколько детей растут, здоровыми, потому что их вовремя ко мне привели? И я не тяну с государства зарплату, как многие доктора наук, а плачу ему, сколько могу. Создайте условия – заработаю валюту, а она ой как нужна сейчас!

Опровержения мне не нужно. Высказывание Силуяновой вызвало горячее сочувствие ко мне, и приток больных еще увеличился! Надеюсь, что и в Вашей редакции захотят познакомиться со Стрельниковской гимнастикой. В конце лекций я всегда демонстрирую ее и вызываю желающих ее сделать. Надеюсь, что и вы захотите услышать мой рассказ, а журналист Кривцова убедится в том, что ее ввели в заблуждение.

от А.Н. Стрельниковой

(в дополнение к моему письму, отданному в приемную газеты 5 июля с.г.)

Вы знаете, и я знаю, что ни Силуянова, ни весь институт, в котором она работает и который стоит государству многие тысячи, за все свое существование ничего подобного не сделали. И Вы стали соучастником черного силуяновского дела! И Вам не жаль детей? И не страшно? И никто у Вас в семье не задыхается по ночам от астмы? И не заболеет никогда? А вы травите меня за такой вот случай!

Вторая статья обо мне – это было, кажется, 2-го июля – это уже не случайная ошибка, это настоящая травля человека за то, что он уникален. Адрес той, о которой я пишу – Киев, 252033, Тарасовская ул., Кулишенко Слава, 1971 г. рожд.

Медики считают себя оскорбленными, а Вы-то, Вы-то как могли этого не понять? Ведь страшно жить, когда видишь как всенародное, да что там, глобальное открытие душат люди, потерявшие совесть!

Москва-103, до востребования.

Это третье письмо. Спросите два первых и отклики на высказывание Силуяновой.

Мне только сегодня прочитали Ваше выступление. Оказывается я имела честь быть оплеванной на первой странице. Заместитель министра, Сафонов, которому Вы переслали негодующее письмо из театра Моссовета, подписанное Тереховой, Тараторкиным, Митниковым, Пляттом, сообщил, что 30 % моих учеников почувствовали облегчение. Объясняется это просто: 30 % членов комиссии отнеслись к делу добросовестно.

Молодые корреспонденты Вашей газеты несколько раз были у меня, брали интервью. Одна, видимо наиболее добросовестная, была на семинаре врачей, съехавшихся из многих городов, в том числе и зарубежных, и видела восторженный прием, оказанный мне медиками. И все-таки корреспонденция не пошла. Почему?

Я могу одно Вам сказать: Вы губите не только взрослых, но и детей, совсем маленьких детей, которые задыхаются по ночам, и у которых единственная возможность спастись – Стрельниковская гимнастика! Я не предполагаю, я знаю, знаю это из 30-летней практики, а остальное путь решит Ваша совесть.

УПРАВЛЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ЮГО-ЗАПАДНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА г. МОСКВЫ

ДЕТСКАЯ ГОРОДСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА №69
АКТ
о внедрении дыхательной гимнастики по методу Стрельниковой А.Н.

На базе клинико-диагностического центра при детской городской поликлинике № 69 Юго-Западного административного округа, обслу-живающего районные поликлиники №№ 56, 62, 72, 221 в течение 1998-1999гг., проводились занятия дыхательной гимнастики по методу А.Н.Стрельниковой.
В течение этого времени прошло лечение 70 больных детей с бронхиальной астмой, астматическим бронхитом. Бронхиальная астма у большинства детей имеет атопический характер и средне-тяжелое течение болезни. 5 детей с тяжелой бронхиальной астмой. Возраст детей от 7 до 14 лет. Из них 43 мальчика и 27 девочек. Основная группа, в которой занятия проводились повторно через 3 месяца составляет 7 человек. Эти дети получили 4 курса дыха¬тельной гимнастики, 1,5 месяца каждый.
У остальных детей курс гимнастики состоял из шести занятий I раз в неделю по полтора часа, в остальное время дети самостоя¬тельно занимались дома под контролем родителей.
До и после занятий дыхательной гимнастики проводилось спирометрия и клиническая оценка состояния.
Клиническое наблюдение и оценка спирографических данных проводилась под контролем пульмонолога, профессора Анохина М.И. Клинически у большинства детей (58 человек) к концу курса отме¬чено улучшение: уменьшение частоты приступов затрудненного дыха¬ния, уменьшение кашля, улучшение носового дыхания. Остальные 12 человек до конца курс не прошли. У одного больного после первого курса расправились ателектазы и в течение года не было обострений. Во время занятий обострений бронхиальной астмы не было отмечено, ни у кого из детей.
Сезонные обострения (поллиноз) в дальнейшем протекали легче и требовали меньшего медикаментозного лечения. Спирографические показатели у большинства детей (50 человек) претерпевало положительную динамику. Так у больных, начавших лечение в послеприступном периоде, до 1-го занятия в среднем в % должных FVC89 и FEV1 81, после последнего сеанса 100 и 95. У больных во внеприступиом периоде эти показатели, соответственно 101 и 99, 110 и 104. Наиболее существенно во всех группах повыша¬лись PEF и FEF25, характеризующие уменьшение обструкции преиму-щественно в крупных бронхах.
Наблюдение и занятия в основной группе детей продолжаются. Исследования эффективности дыхательной гимнастики по методу- Стрельниковой А.Н, на базе КДЦ при детской городской поликлинике № 69 продолжаются. Полученный положительный результат данного метода лечебной дыхательной гимнастики позволяет рекомендовать его в комплексном лечении детей с бронхиальной астмой и астматическим бронхитом.

Зам.главного врача по лечебной работе Муханова Т.В.
Главный специалист по функциональной диагностике г. Москвы – пульмонолог, Д.М.Н. профессор Анохин М.И.

Врач аллерголог 1 категории Гращенкова Т.А.

Лечение детей, больных бронхиальной астмой, нередко представляет трудности. Учитывая литературные данные о положительном действии в комплексе с другими средствами лечебной гимнастики по методике А.Н. Стрельниковой, нами внедрена эта методика в практику лечения больных бронхиальной астмой в пульмонологическом отделении Детской республиканской клинической больницы в 1979 году.

В настоящем сообщении представлены результаты предварительного наблюдения за 42 детьми в возрасте от 4 до 14 лет, лечившихся применением вышеуказанной методики. Среди них 18 страдали бронхи­альной астмой (атопическая форма -12, инфекционно-аллергологическая форма - 4 и смешанная форма - 2), 24 страдали астматическим бронхитом.

Больным проводилось общеклиническое, рентгенологическое обследование, по показаниям бронхоскопии. Об эффективности лечения лечебной гимнастикой по методу А.Н.Стрельниковой судили на основании данных клинического наблюдения за больными в динамике заболевания и в качестве объективных показателей использовали данные спирографии, пневмотахометрии, пробы на скрытый бронхоспазм. Полученные данные сравнивали с результатами наблюдения за 60 больными, не получившими в комплексе лечения лечебной гимнастики по методике А.Н.Стрельниковой.

Больным назначалось комплексное лечение по общепринятым правилам и со 2-3 дня пребывания в стационаре (после получения результатов предварительного обследования) назначалась лечебная дыхательная гимнастика. Последняя проводилась под наблюдением врача лечебной физкультуры с учетом состояния больного.

При поступлении детей в стационар функция внешнего дыхания (ЖЕЛ, вентилляционные показатели, данные пневмотахометрии) была изменена и находилась в прямой зависимости от тяжести и длительности заболевания. Наибольшее снижение ЖЕЛ (до 40-50%), увеличение МОД (до 160-170%), уменьшение показателей пневмотахометрии отмечалось у детей с тяжелым течением бронхиальной астмы (при длительности заболевания от 5 до 10 лет). Подобные изменения мы выявили у детей о астматическим бронхитом, но гораздо менее выраженные. У всех больных выявлен скрытый бронхоспазм. При легком течении заболевания (с длительностью в 1-2 года) показатели внешнего дыхания были в пределах нормы или же незначительно измененными.

Сеансы дыхательной гимнастики проводились ежедневно (курс лечения продолжался от 10 до 30 дней). Упражнения переносились детьми хорошо. Нами отмечено положительное влияние лечебной гимнастики по методике А.Н.Стрельниковой на состояние больных. Лучший эффект наблюдали у детей с атопической астмой: у всех детей этой группы (12) приступы уже в самом начале лечения прекратились. Постепенно все бронхоспазмолитические средства были отменены. У 3 детей с этой формой астмы по ночам отмечалось затрудненное дыхание, которое сни­малось самостоятельно детьми с помощью упражнений А.Н.Стрельнико­вой.

У детей с инфекционно-аллергической и с смешанной формой астмы приступы полностью не прекратились, однако стали редкими, уменьшилась их тяжесть. Из 11 больных с атопической формой астмы, не по­лучавших указанной гимнастики, полностью приступы прекратились у 5, остальные нуждались в применении бронхоспазмолитических средств более длительно. При инфекционно-аллергической и смешанной форме требовалась длительная комплексная терапия для получения клиничес­кого улучшения.

Положительный эффект отмечен и у детей с астматическим бронхитом. Признаки бронхоспазма ликвидировались в среднем в течение 5-7 дней, а у детей, не получавших лечебной гимнастики, на протяжении8-12 дней. Данные спирографии, пневмотахометрии у обследованных боль­ных после проведения лечебной гимнастики свидетельствовали о значи­тельном улучшении показателей функции внешнего дыхания у детей на 10-12 дней раньше, чем у больных, не получивших этого лечения. После выписки детей из стационара дети продолжали лечебную гимнас­тику дома, для этого были обучены родители детей.

Изучение отдаленных результатов (через 1 год) проведено у 22 детей (бронхиальная астма у 14, астматический бронхит у 8). Мы уста­новили, что дети, которые занимаются лечебной гимнастикой систематически, чувствуют себя хорошо, приступы прекратились. Не занимались систематически 6 детей. У них приступы наблюдаются, но редко и по словам детей и их родителей, для их купирования требуется намного меньше средств, чем до начала лечения гимнастикой.

Дети, страдающие астматическим бронхитом, также отмечают значи­тельное улучшение состояния, только у 2-х отмечено некоторое обос­трение заболевания в связи с присоединением ОРЗ.

Таким образом, лечебная гимнастика по методике А.Н.Стрельниковой оказывает положительное действие при применении ее у больных бронхиальной астмой. При лечении атопической формы бронхиальной астмы отмечается наибольший эффект.

АКТ
О ВНЕДРЕНИИ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ А.Н.СТРЕЛЬНИКОВОЙ.


На базе 9-й поликлиники Московского гарнизона с 1988 года по настоящее время в отделении лечебной физкультуры проводится лечение дыхательной гимнастикой по методу Стрельниковой следующих заболеваний: бронхиальной астмы, бронхитов с астматическим компонентом, пневмонии, вазо-моторных ринитов, астено-невротических состояний, энцефалопатий различной этиологии, вегетососудистой дистонии, хронических простатитов, аденомы простаты и др.
В течение 1988 г. в отделении проводились занятия параллельно в 2-х группах: в первой - по стрельниковской методике/под непосредственным руководством Стрельниковой А.Н. и её ассистента Щетинина М.Н./, во второй группе - по общепринятой официально рекомендованной Министерством здравоохранения СССР.
В результате эксперимента выявлено, что эффективность лечения более показательна и стабильна по методу Стрельниковой. Сроки реабилитации сократились более чем в 2 раза.
Учитывая особенность прикрепленного контингента, который по роду службы не может длительно посещать занятия в поликлинике с 1989 г. в отделении лечебной физкультуры лечение больных с выше указанными заболеваниями проводим только по методу Стрельниковой с периодическими консультациями Щетинина М.Н.
За истекший период прошло лечение 278 больных. В среднем на каждого больного 8-10 процедур. Практически у всех больных лечение прошло с положительным эффектом. С первых занятий улучшается ритм дыхания, увеличивается пирометрия, проба Генча, нормалзиуется АД, ЭКГ. До и после занятий дыхательной гимнастикой проводилась спирометрия, пульсометрия, пневмотахометрия, измерялось артериальное давление. У подавляющего большинства больных после первого же урока ЖЕЛ увеличивалась на 0,1-0,2 л. После 10 занятий /через день/ при нагрузке от 600 до 1500 вдохов-движений в урок ЖЕЛ увеличивалась на 0,3-0,4 л. Исчезала одышка, прекращались боли в сердце, нормализовалось АД, ЭКГ, исчезали усталость, депрессия, повышалась половая активность.
Гимнастика по методу Стрельниковой А.Н. показана при многих заболеваниях, но имеет и противопоказания: острое лихорадочное состояние с СОЭ выше 30 мм/час, кровотечения, острые тромбофлебиты.
Дыхательная гимнастика по методу А.Н.Стрельниковой - единственная гимнастика в мире, в которой вдох делается на сжатии грудной клетки, активизируя носовое дыхание, обеспечивает высокий уровень снабжения всего организма кислородом, тем самым улучшает обменные процессы, повышает иммунитет, уменьшает гиподинамию, проста в исполнении, полезна для профилактики многих заболеваний и поэтому рекомендуется для самого широкого применения.

Начальник 9 поликлиники В.Евстифеев
Начальник медицинской части Г.Маляренко
Зав.отделением ЛФК З.Мелихова

Функциональная реабилитация больных туберкулёзом лёгких подростков при использовании в комплексном лечении гимнастики по методу А. Н. Стрельниковой
З.В. Евфимьевская - Заведующая детско-подростковым отделением ЦНИИ туберкулёза РАМН, врач высшей категории, заслуженный врач России.

Основой любой реабилитации является движение. Для борьбы с гиподинамией в ЦНИИТ РАМН с марта 1992 года и по настоящее время проводится дыхательная гимнастика по методу А.Н. Стрельниковой. Проводит гимнастику врач ЛФК М.Н. Щетинин - ученик, ассистент и единственный творческий наследник А.Н. Стрельниковой, написавший около 10 книг по данному методу лечения.

В подростковом отделении ЦНИИТ РАМН ежегодно заканчивают курс лечения около 100 подростков и детей пубертатного возраста (таким образом, за истекший период времени дыхательной гимнастикой А.Н. Стрельниковой пролечено около 2000 пациентов).

Более 1/3 больных имеют сопутствующую патологию. На первом месте по ее частоте стоят больные с сочетанием туберкулеза легких и вегето-сосудистой дистонии (ВСД) (28%), на втором - больные с сопутствующими заболеваниями желудочно- кишечного тракта (20%), третье место занимают больные с различной патологией кожных покровов (13%). Далее по значимости следует патология мочеполовой системы и т. д.

Методика гимнастики - резкий короткий вдох через нос и произвольный выдох носом или ртом. При выполнении стрельниковских дыхательных упражнений кора головного мозга насыщается кислородом, за счет чего улучшается работа всех центров и происходит саморегуляция обменных процессов. При обычном массовом уроке, в зависимости от состояния больных выполняется от 1000 до 3000 движений (каждое упражнение по 1 сотне, обычно 3 таких цикла). Переносимость гимнастики хорошая.

Нагрузка легко дозируется, и гимнастика может проводиться как с лежачими больными, так и с больными, находящимися на общем режиме, - в положении сидя и стоя. Занятия проводятся в игровой форме, что создает определенный интерес к данному мероприятию, стимулирует эмоциональный фон и соответственное отношение к лечению.

Эффективность гимнастики по методу А. Н. Стрельниковой подтверждена объективными результатами спирографического исследования вентиляционной функции легких.

Всем больным проводится исследование ФВД методом современной спирографии и с использованием регистрации кривой поток - объем форсированного выдоха при поступлении в клинику и через 6 месяцев от начала лечения.

Эффективность лечения дыхательной гимнастикой по методу А.Н. Стрельниковой отразилась в достоверном увеличении показателей вентиляционной функции легких среди всех обследованных больных.

Особенно заметно улучшение показателей ФВД у больных инфильтративным туберкулезом легких с выраженной туберкулезной интоксикацией.

Поскольку СОЭ отражает уровень интоксикации, у больных с ускоренной СОЭ более 16 мм/час и после ее нормализации разница изменений ФВД еще более выражена.

Таким образом, использование гимнастики по методу А. Н. Стрельниковой является одним из факторов полноценной реабилитации подростков. Отмечено улучшение обменных процессов, значительное уменьшение простудных заболеваний, исчезновение симптомов ВСД, значительное улучшение показателей ФВД.


Московский Ордена трудового Красного знамени
Медицинский стоматологический институт
Кафедра хирургических болезней

В течение 1986 - 1988 г.г. М.Н.Щетинин проводил на базе торакального отделения Городской клинической больницы № 50 занятия по системе А.Н.Стрельниковой с больными бронхиальной астмой до и после их хирургического лечения.

Большая часть больных, прошедших курс дыхательной гимнастики, отмечает значительное субъективное улучшение самочучтвия. Кроме того, метод с успехом применялся для ускорения реабилитации больных бронхиальной астмой в раннем послеоперационном периоде.

Министерство здравоохранения СССР
Центральный научно-исследовательский институт туберкулёза
АКТ
о внедрении дыхательной гимнастики по методу А.Н.Стрельниковой в подростковом отделении ЦНИИТ РАМН

На базе подросткового отделения ЦНИИТ РАМН с 01.03.1992 г. по 01.08-1992г. в течение 5 месяцев М.Н.Щетинин проводил дыхательную гимнастику по методу А.Н.Стрельниковой с больными детьми и подрост­ками с различными формами туберкулеза, осложненного сопутствующими заболеваниями.

Углубленному исследованию для оценки эффективности дыхательной гимнастики было подвергнуто I7 человек. До начала занятий дыхатель­ной гимнастикой проводилось исследование ФВД с определением газов крови, измерялось АД и ЭКГ.

Рентгенологическое исследование проводилось I раз в 3 месяца.

Гимнастика проводилась 3 раза в неделю с нарастающей нагрузкой - от 1000 до 3000 движений за I урок. Отмечено, что при правильном дыхании даже при максимальных нагрузках не возникает мышечных болей после выполнения упражнений. Не возникает тахикардии и одышки. В среднем у больных отмечено увеличение ЖЕЛ на 0,3 л, нормализация ЭКГ.

Первые положительные результаты примерно через 1 месяц были по­лучены у больных, которые кроме туберкулеза страдали вегетососудистой дистонией. У них нормализовалось артериальное давление, температура (которая была обусловлена вегетативными кризами). Прекратились боли в сердце, нормализовалось ЭКГ (клинический пример: больная Л.-и.б.№840)

У больной страдающей диффузным зобом с тиреотоксикозом ( и.б. № 120 1992 г.),на фоне которого развился инфильтративный туберкулез, дыхательная гимнастика была подключена в раннем периоде при поступ­лении в стационар по поводу туберкулеза. За эти месяцы нормализова­лась кровь, рассосались инфильтративные изменения в легких, закрылись полости распада, нормализовались газы крови, показатели ФВД значитель­но улучшились.

Исследование эффективности дыхательной гимнастики по методу А.Н.Стрельниковой на базе подросткового отделения ЦНИИТ РАМН будет продолжено.

Руководитель детско-подросткового отдела, к.м.н. Овсянкина Е.С.

Зав. подростковым отделением Евфимьевская З.В.

Клинический ординатор Косарева М.В.

о внедрений дыхательной гимнастики по методу А.Н.Стрельниковой во фтизиопульмонологическом отделении ЦП № I МВД РФ.


В отделении фтизиопульмонологии с 1989 года применяется дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой - вдох на сжатии грудной клетки (Авторское свидетельство № 4II865 от 28.09.1979 г.).

Этот вид лечебной гимнастики назначается в комплексе с другими видами лечения (антибиотики, сульфаниламидные препараты, общеукрепляющие средства, отхаркивающие препараты) в соответствии с показаниями на амбулаторном приеме врачом, который дает инструктаж и демонстрирует ее выполнение.
Проведено наблюдение за 118 больными, из которых 90 было мужчин и 28 женщин. Возраст от 20 до 30 лет - 28 человек, от 31 до 40 - 35, от 41 до 50 - 29, от 51 до 60 - 16, от 61 и старше - 10. Из 118 человек наблюдались по поводу обострения хронического бронхита - 56, острой пневмонии - 30, острому бронхиту - 19, обострению хронической пневмонии - 7, обострению бронхиальной астмы - 6.
Проводимое лечение дало выраженный положительный эффект у 92,4% больных, отсутствие такового отмечалось у 7,6%, ухудшений или осложнений со стороны основного заболевания или других органов и систем не было отмечено ни у одного пациента.
Полученный положительный эффект данного метода лечебной дыхательной гимнастики А.Н.Стрельниковой позволяет рекомендовать его в комплексном лечении больных с неспецифическими заболеваниями органов дыхания.

Начальник Центральной поликлиники №1 МВД Ю. А. Ковалев
Заместитель начальника по лечебной части К.А.Полушкина
Начальник фтизиопульмонологического отделения Н.Д.Егоркина

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции

Ответственный за лечебную работу группы
хирургического
лечения бронхиальной астмы ММСИ, к.м.н.
старший научный сотрудник М.Р.ГЕЛЛЕР