Диагностика туберкулеза практическое занятие

хЮЕВОБС ДЕСФЕМШОПУФШ

хЮЕВОЩК РТПГЕУУ — ЧБЦОЕКЫЙК ТБЪДЕМ Ч ТБВПФЕ РТПЖЕУУПТУЛП–РТЕРПДБЧБФЕМШУЛПЗП УПУФБЧБ.

рТЙНЕОЕОЙЕ ОПЧЩИ УРПУПВПЧ ДЙБЗОПУФЙЛЙ Й МЕЮЕОЙС, РТЕФЧПТЕОЙЕ Ч ЦЙЪОШ БДЕЛЧБФОЩИ РТПЗТБНН РТПЖЙМБЛФЙЛЙ Й ТБООЕЗП ЧЩСЧМЕОЙС ФХВЕТЛХМЕЪБ ОБИПДЙФ УЧПЕ РТСНПЕ ПФТБЦЕОЙЕ Ч ХЮЕВОЩИ РТПЗТБННБИ ЛБЛ ДМС УФХДЕОФПЧ, ФБЛ Й ДМС ЙОФЕТОПЧ, ПТДЙОБФПТПЧ.
уПЧЕТЫЕОУФЧПЧБОЙЕ РЕДБЗПЗЙЮЕУЛПЗП РТПГЕУУБ ПУОПЧЩЧБЕФУС ОБ ЫЙТПЛПК УБНПУФПСФЕМШОПК ТБВПФЕ УФХДЕОФПЧ, УРПУПВУФЧХАЭЕК ЖПТНЙТПЧБОЙА НЩУМСЭЕЗП ЧТБЮБ.

оБ ЛБЖЕДТЕ УПЪДБОЩ ФЕНБФЙЮЕУЛЙЕ ХЮЕВОЩЕ ЛПНОБФЩ, ПЖПТНМЕООЩЕ ОБЗМСДОЩНЙ УФЕОДБНЙ.

йЪДБОЩ Й УЙУФЕНБФЙЮЕУЛЙ РЕТЕТБВБФЩЧБАФУС ХЮЕВОП–НЕФПДЙЮЕУЛЙЕ РПУПВЙС ДМС УФХДЕОФПЧ Й РТЕРПДБЧБФЕМЕК.

  1. рЕТЕМШНБО, н.й. жФЙЪЙБФТЙС / н. й. рЕТЕМШНБО, ч. б. лПТСЛЙО, й. ч. вПЗБДЕМШОЙЛПЧБ. - 3-Е ЙЪД., РЕТЕТБВ. Й ДПР. - н.: нЕДЙГЙОБ, 2004. - 520 У.
  2. мЕЛГЙЙ РП ЖФЙЪЙПРХМШНПОПМПЗЙЙ: ХЮЕВОПЕ РПУПВЙЕ ДМС УФХДЕОФПЧ НЕДЙГЙОУЛЙИ ЧХЪПЧ / ч. а. нЙЫЙО [Й ДТ.]. - н.: нЕДЙГЙОУЛПЕ ЙОЖПТНБГЙПООПЕ БЗЕОФУФЧП, 2006. - 560 У.

  1. лПЫЕЮЛЙО, ч. б. фХВЕТЛХМЕЪ: ХЮЕВОПЕ РПУПВЙЕ ДМС УФХДЕОФПЧ НЕДЙГЙОУЛЙИ ЧХЪПЧ / ч. б. лПЫЕЮЛЙО, ъ. б. йЧБОПЧБ. - н.: зьпфбт-нЕДЙБ, 2007. - 304 У.
  2. рЕТЕМШНБО, н.й. жФЙЪЙБФТЙС: ОБГЙПОБМШОПЕ ТХЛПЧПДУФЧП / тПУУЙКУЛПЕ ПВЭЕУФЧП ЖФЙЪЙБФТПЧ (н.); ТЕД. : н. й. рЕТЕМШНБО. - н.: зьпфбт-нЕДЙБ, 2007. - 512 У.
  3. чЩСЧМЕОЙЕ ФХВЕТЛХМЕЪБ ТБЪМЙЮОЩИ МПЛБМЙЪБГЙК: НЕФПДЙЮЕУЛЙЕ ТЕЛПНЕОДБГЙЙ / уЙВЙТУЛЙК НЕДЙГЙОУЛЙК ХОЙЧЕТУЙФЕФ (фПНУЛ), лБЖЕДТБ ЖФЙЪЙБФТЙЙ Й РХМШНПОПМПЗЙЙ мж, фПНУЛЙК ПВМБУФОПК РТПФЙЧПФХВЕТЛХМЕЪОЩК ДЙУРБОУЕТ (фПНУЛ); УПУФ.: б. л. уФТЕМЙУ [Й ДТ.]. - фПНУЛ: чЕФЕТ, 2004. - 26 У.
  4. тБООСС ДЙБЗОПУФЙЛБ Й УРЕГЙЖЙЮЕУЛБС РТПЖЙМБЛФЙЛБ ФХВЕТЛХМЕЪБ Х ДЕФЕК Й РПДТПУФЛПЧ: НЕФПДЙЮЕУЛЙЕ ТЕЛПНЕОДБГЙЙ / уЙВЙТУЛЙК НЕДЙГЙОУЛЙК ХОЙЧЕТУЙФЕФ (фПНУЛ), ЛБЖЕДТБ ЖФЙЪЙБФТЙЙ Й РХМШНПОПМПЗЙЙ мж ; УПУФ.: п. ч. жЙМЙОАЛ, м. о. вХКОПЧБ, е. ч. оЕЛТБУПЧ. - фПНУЛ: чЕФЕТ, 2004. - 34 У.
  5. жФЙЪЙПРХМШНПОПМПЗЙС Ч ЧПРТПУБИ Й ПФЧЕФБИ: хЮЕВОПЕ РПУПВЙЕ ДМС ЧТБЮЕВОЩИ ЖБЛХМШФЕФПЧ НЕДЙГЙОУЛЙИ ЧХЪПЧ / б. л.уФТЕМЙУ, ч. а.нЙЫЙО, м. й.нХМЙЛ, б. б.уФТЕМЙУ; уЙВЙТУЛЙК НЕДЙГЙОУЛЙК ХОЙЧЕТУЙФЕФ (фПНУЛ), нПУЛПЧУЛЙК НЕДЙЛП-УФПНБФПМПЗЙЮЕУЛЙК ХОЙЧЕТУЙФЕФ (н.). - фПНУЛ: лТБУОПЕ ЪОБНС, 2003. - 231 У.
  6. пУМПЦОЕОЙС Й ОЕПФМПЦОЩЕ УПУФПСОЙС ЧП ЖФЙЪЙПРХМШНПОПМПЗЙЙ: ХЮЕВОПЕ РПУПВЙЕ ДМС УЙУФЕНЩ РПУМЕЧХЪПЧУЛПЗП Й ДПРПМОЙФЕМШОПЗП ПВТБЪПЧБОЙС ЧТБЮЕК / б. л. уФТЕМЙУ [Й ДТ.]; уЙВЙТУЛЙК НЕДЙГЙОУЛЙК ХОЙЧЕТУЙФЕФ (фПНУЛ). - фПНУЛ: рЕЮБФОБС НБОХЖБЛФХТБ, 2009. - 280 У.
  7. жФЙЪЙПРХМШНПОПМПЗЙС [фЕЛУФ] : ХЮЕВОЙЛ ДМС УФХДЕОФПЧ НЕДЙГЙОУЛЙИ ЧХЪПЧ / ч. а. нЙЫЙО [Й ДТ.]. - н. : зьпфбт-нЕДЙБ, 2007. - 504 У.
  8. вПМЕЪОЙ ПТЗБОПЧ ДЩИБОЙС: ХЮЕВОПЕ РПУПВЙЕ / тЕД. о. т. рБМЕЕЧ. - н.: нЕДЙГЙОБ, 2000. - 728 У.:

  1. уФТЕМЙУ, б.л. пРЩФ ПТЗБОЙЪБГЙЙ ХЮЕВОП-ЙУУМЕДПЧБФЕМШУЛПК ТБВПФЩ УФХДЕОФПЧ ОБ ЧЕУШ РЕТЙПД ПВХЮЕОЙС Ч фПНУЛПН НЕДЙГЙОУЛПН ЙОУФЙФХФЕ РП УРЕГЙБМШОПУФЙ "мЕЮЕВОПЕ ДЕМП" / б.л.уФТЕМЙУ, н.у. дЕТАЗЙОБ.-фПНУЛ, 1989. -20 У.
  2. уФТЕМЙУ, б.л. хЮЕВОП-НЕФПДЙЮЕУЛПЕ РПУПВЙЕ РП ЖФЙЪЙБФТЙЙ (ДМС УФХДЕОФПЧ МЕЮЕВОПЗП, РЕДЙБФТЙЮЕУЛПЗП Й ЧПЕООП-НЕДЙГЙОУЛПЗП ЖБЛХМШФЕФПЧ) / б.л.уФТЕМЙУ, ч.т.мЙНВЕТЗ, о.с. тПДЙПОПЧБ Й ДТ -фПНУЛ, 1992.-211 У.
  3. уФТЕМЙУ, б.л. уПЧТЕНЕООБС ЖФЙЪЙБФТЙС Й РТПВМЕНЩ ФХВЕТЛХМЕЪБ XX ЧЕЛБ / б.л. уФТЕМЙУ. - фПНУЛ, 1999. - 36 У.
  4. жФЙЪЙПРХМШНПОПМПЗЙС Ч ЧПРТПУБИ Й ПФЧЕФБИ: хЮЕВОПЕ РПУПВЙЕ ДМС ЧТБЮЕВОЩИ ЖБЛХМШФЕФПЧ НЕДЙГЙОУЛЙИ ЧХЪПЧ / б. л.уФТЕМЙУ, ч. а.нЙЫЙО, м. й.нХМЙЛ, б. б.уФТЕМЙУ; уЙВЙТУЛЙК НЕДЙГЙОУЛЙК ХОЙЧЕТУЙФЕФ (фПНУЛ), нПУЛПЧУЛЙК НЕДЙЛП-УФПНБФПМПЗЙЮЕУЛЙК ХОЙЧЕТУЙФЕФ (н.). - фПНУЛ: лТБУОПЕ ЪОБНС, 2003. - 231 У..
  5. чБТЙО, б.б. ъБВПМЕЧБОЙС РМЕЧТЩ / б.б. чБТЙО, б.л. уФТЕМЙУ, б.м. иБОЙО. - фПНУЛ, 2003. -141 У.
  6. чЩСЧМЕОЙЕ ФХВЕТЛХМЕЪБ ТБЪМЙЮОЩИ МПЛБМЙЪБГЙК: НЕФПДЙЮЕУЛЙЕ ТЕЛПНЕОДБГЙЙ / уЙВЙТУЛЙК НЕДЙГЙОУЛЙК ХОЙЧЕТУЙФЕФ (фПНУЛ), лБЖЕДТБ ЖФЙЪЙБФТЙЙ Й РХМШНПОПМПЗЙЙ мж, фПНУЛЙК ПВМБУФОПК РТПФЙЧПФХВЕТЛХМЕЪОЩК ДЙУРБОУЕТ (фПНУЛ); УПУФ.: б. л. уФТЕМЙУ [Й ДТ.]. - фПНУЛ: чЕФЕТ, 2004. - 26 У.
  7. тБООСС ДЙБЗОПУФЙЛБ Й УРЕГЙЖЙЮЕУЛБС РТПЖЙМБЛФЙЛБ ФХВЕТЛХМЕЪБ Х ДЕФЕК Й РПДТПУФЛПЧ: НЕФПДЙЮЕУЛЙЕ ТЕЛПНЕОДБГЙЙ / уЙВЙТУЛЙК НЕДЙГЙОУЛЙК ХОЙЧЕТУЙФЕФ (фПНУЛ), ЛБЖЕДТБ ЖФЙЪЙБФТЙЙ Й РХМШНПОПМПЗЙЙ мж ; УПУФ.: п. ч. жЙМЙОАЛ, м. о. вХКОПЧБ, е. ч. оЕЛТБУПЧ. - фПНУЛ: чЕФЕТ, 2004. - 34 У.
  8. мЕЛГЙЙ РП ЖФЙЪЙПРХМШНПОПМПЗЙЙ: ХЮЕВОПЕ РПУПВЙЕ ДМС УФХДЕОФПЧ НЕДЙГЙОУЛЙИ ЧХЪПЧ / ч. а. нЙЫЙО [Й ДТ.]. - н.: нЕДЙГЙОУЛПЕ ЙОЖПТНБГЙПООПЕ БЗЕОФУФЧП, 2006. - 560 У.
  9. пУМПЦОЕОЙС Й ОЕПФМПЦОЩЕ УПУФПСОЙС ЧП ЖФЙЪЙПРХМШНПОПМПЗЙЙ: ХЮЕВОПЕ РПУПВЙЕ ДМС УЙУФЕНЩ РПУМЕЧХЪПЧУЛПЗП Й ДПРПМОЙФЕМШОПЗП ПВТБЪПЧБОЙС ЧТБЮЕК / б. л. уФТЕМЙУ [Й ДТ.]; уЙВЙТУЛЙК НЕДЙГЙОУЛЙК ХОЙЧЕТУЙФЕФ (фПНУЛ). - фПНУЛ: рЕЮБФОБС НБОХЖБЛФХТБ, 2009. - 280 У.

  • тБВПЮБС РТПЗТБННБ РП ЖФЙЪЙБФТЙЙ

ретеюеош РТБЛФЙЮЕУЛЙИ ОБЧЩЛПЧ УФХДЕОФПЧ

нЕФПДЙЮЕУЛЙЕ ТЕЛПНЕОДБГЙЙ РП РТБЛФЙЮЕУЛЙН ОБЧЩЛБН ДМС УФХДЕОФПЧ VI ЛХТУБ мж

чПРТПУЩ Л ЪБЮЕФХ 5 ЛХТУ

дЙБЗОПУФЙЛБ ФХВЕТЛХМЕЪБ Х ДЕФЕК Й РПДТПУФЛПЧ




Сохраняющаяся напряженная ситуация по туберкулезу в Российской Федерации определяет необходимость совершенствования преподавания фтизиатрии студентам медицинских вузов. В задачи обучения студентов дисциплине фтизиатрия входит приобретение обучающимися необходимых знаний, умений, практических навыков, развитие врачебного мышления и профессиональных компетенций. Это способствует реализации поставленных государством и обществом перед высшей школой задач по подготовке высококвалифицированных специалистов – врачей. В задачи высшей медицинской школы входит также формирование у будущего врача долга персональной ответственности перед пациентом за его здоровье и жизнь [1].

У врачей первичного врачебного звена нередко возникают клинические ситуации, создающие трудности в диагностике патологии органов дыхания. Поэтому врачи первичного звена должны знать об изменениях течения туберкулеза, который может протекать иннаперцептно или характеризоваться остро прогрессирующим течением.

Диагностика туберкулеза основана на комплексном обследовании пациентов: анамнестические данные, выяснение жалоб, физикальные исследования, лучевая диагностика, использование микробиологических, морфологических, молекулярно-генетических методов.

На лечебном и педиатрическом факультетах 14 лекций и 13 практических занятий. Предусмотрен экзамен по дисциплине. На медико-профилактическом факультете – 9 лекций и 7 практических занятий. Завершаются практические занятия зачетом. На стоматологическом факультете – 3 лекции и 2 практических занятия – единый зачет с дисциплиной инфекционные болезни.

В период обучения студентов большое внимание уделяем формированию клинического мышления, анализу информации о пациенте.

Цель обучения студента медицинского вуза – это качественная подготовка будущего компетентного врача с высоким уровнем мотивации на самообучение, непрерывное медицинское образование [2]. Проблемой высшего медицинского образования остается система, где превалирует элементарная передача информации и знаний от преподавателя студентам. В таких условиях преподаватель является носителем информации, ему отведена активная роль. Студент воспринимает информацию и является пассивным слушателем. В результате обучающиеся являются носителями определенного объема научной информации, но, в ряде случаев, не могут решить конкретные профессиональные задачи. В таких случаях применяемые педагогические методики недостаточно охватывают звено познавательной деятельности студентов – мышление [3].

В результате, в большинстве случаев, выпускник вуза испытывает трудности в восприятии увеличивающегося объема информации, принятии решений не только в нестандартных ситуациях, выяснении причинно-следственных связей при развитии патологического процесса у пациента.

В современных условиях важнейшей задачей, стоящей перед современными медицинскими вузами, является подготовка высококвалифицированных, способных к самостоятельной работе врачей. Для достижения этой цели обучение должно быть построено таким образом, чтобы наряду с получением и усвоением обучающимся знаний, умений и навыков обеспечить развитие его клинического мышления и профессиональных компетенций.

Методика преподавания, в основном оставаясь классической, постоянно совершенствуется внедрением новых обучающих технологий. Подобный подход необходим в связи с научно-техническим прогрессом, возможностью и необходимостью специалистов непрерывно приобретать новые знания [4].

Нами используются различные формы занятий, и обучение направлено на реализацию главного принципа – создания конкретных ситуаций, с которыми врач встречается в своей повседневной профессиональной деятельности. Процесс педагогической деятельности со студентами состоит из нескольких компонентов (лекции, практические занятия, самостоятельная аудиторная и внеаудиторная работа). Эти виды работы со студентами взаимосвязаны и дополняют друг друга [5].

При обучении студентов, как на лекциях, так и на практических занятиях, используются традиционные методы обучения, направленные в основном на приобретение знаний путем сообщения информации, ее воспроизведения и конкретных действий в соответствии с готовым алгоритмом. Используя эти методы обучения, преподаватель является носителем информации, ему отведена активная роль. Обучающийся воспринимает информацию и является пассивным слушателем.

В результате студенты являются носителями определенного объема научной информации, но, в ряде случаев, не могут решить конкретные ситуации при условно предлагаемой самостоятельной работе. Эти методы недостаточно охватывают звено познавательной деятельности обучающихся – мышление. Поэтому для повышения качества подготовки будущего специалиста считаем целесообразным применение современных активных методов обучения, обеспечивающих творческую инициативу студентов, формирование и развитие профессионального мышления, способности и желания к освоению новых способов профессиональной деятельности. Важно, чтобы студент к завершению практических занятий по фтизиатрии обладал необходимым набором компетенций, построенных на междисциплинарных связях.

Применение активных методов и разработка педагогических технологий в процессе обучения студентов требует от преподавателя определенных затрат времени, сил, добиваться повышения активности студентов на практических занятиях и их самоорганизации [6].

Процесс обучения на кафедре по дисциплине фтизиатрия построен на использовании знаний, полученных студентами при изучении предшествующих фтизиатрии дисциплин. Нередко студенты испытывают чувство растерянности из-за незнания интерпретации лабораторных данных, лучевых методов диагностики органов грудной полости, проведения дифференциальной диагностики туберкулеза органов дыхания с другими заболеваниями. Преподаватель дисциплины фтизиатрия должен в таких ситуациях проявить чувство такта, чтобы заинтересовать студента к процессу познания.

Для успешного решения поставленных задач по росту компетентности выпускника медицинского вуза и повышению качества междисциплинарных связей на кафедре инфекционных болезней и фтизиопульмонологии по дисциплине фтизиатрия широко используются активные методы обучения студентов. В педагогическом процессе мы считаем важным составляющим практические занятия, которые рассматриваются как одна из эффективных форм обучения. К каждому практическому занятию по его теме студенты готовят реферативное сообщение или презентацию (студентам предоставлено право выбора) с сообщением и обсуждением в группе. При рассмотрении тем рефератов /презентаций по клиническим формам туберкулеза большое внимание уделяется вопросам дифференциальной диагностики.

После заслушивания реферата /презентации следует обсуждение. Это важный момент в организации занятия, так как студент-выпускник учится высказывать свои мысли, рассуждать, вести дискуссию, уважительно выслушивать мнение других.

В конце практического занятия преподаватель отвечает на вопросы студентов, проводит текущий контроль знаний путем письменного или устного опроса или тестирования. Такой вид проведения занятий значительно повышает уровень аналитического и клинического мышления студентов, а также создаются предпосылки к постоянному самообразованию [7].

На практических занятиях студенты решают ситуационные задачи как стандартного, так и нестандартного типа с заведомо неправильной интерпретацией данных обследования пациента, в частности протоколов лучевой диагностики, лабораторных данных. Это направлено на создание ситуаций, с которыми врач сталкивается в практической деятельности по выявлению, диагностике туберкулеза.

В процессе обучения у студентов отмечается положительная тенденция в плане накопления опыта в свободной манере высказывать свое мнение, находить факты для отстаивания своей позиции, предлагать идеи в плане обследования пациента, повышать свою компетентность.

Кейс-метод или метод конкретных ситуаций – это вид активного проблемно-ситуационного анализа, основанного на обучении путем решения предлагаемых задач-ситуаций. Кейс-метод активизирует мыслительную деятельность студента, развивает профессиональные и коммуникативные способности, предлагая различные решения предложенной ситуации, что требует конкретной самостоятельной работы.

Учащимся предлагают осмыслить реальную медицинскую проблему, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую картину, но и активизирует определенный комплекс знаний для решения данного случая.

При этом сама проблема не имеет однозначных выводов, например решение дифференциально-диагностических задач, которые постоянно возникают в работе врача первичного звена при обращении пациента с патологией органов дыхания.

В последние годы система высшего медицинского образования уделяет большое внимание проблеме качества. Качество выпускника медицинского вуза зависит от многих факторов, в том числе и междисциплинарных связей, обеспечивающих уровень профессиональной компетентности будущего врача. Сочетание профессионализма преподавателей и мотивации обучаемого, современные педагогические технологии, системы контроля знаний студентов будут эффективны при взаимодействии обеих сторон – преподавателя и студента. В современных условиях с учетом требований, предъявляемых к учебному процессу, направленному на подготовку квалифицированных врачей, стремящихся к постоянному самообразованию, необходимо на этапе додипломной подготовки взаимодействие кафедр на междисциплинарной основе и строгое выполнение учебных программ по подготовке специалистов, определяемых Федеральными государственными образовательными стандартами.

Тема: Микробиологическая диагностика туберкулёза.

Цель: Освоение методов микробиологической диагностики туберкулёза.

Модуль 2: Специальная, клиническая и экологическая микробиология.

Содержательный модуль 10: Патогенные прокариоты и эукариоты

Тема практического занятия31.Микробиологическая диагностика туберку-лёза.

Актуальность темы: В Украине, как и во всём мире, наблюдается рост заболеваемости туберкулёзом, вот почему изучение возбудителя данного заболевания является крайне важным для современного врача.

Возбудители туберкулёза относятся к семейству Mycobacteriaceae рода Mycobacterium. Для человека патогенными являются Mycobacterium tuberculosis та M.bovis.

Морфология и физиология. Возбудители представляют собой прямые или слегка изогнутые палочки, спор и капсул не образуют, неподвижны, по Граму окрашиваются положительно. Кислото и щелочеустойчивы, благодаря высокому содержанию липидов и липоловой кислоты в клеточной стенке, что позволяет окрашивать их по методу Циль–Нильсена.

Возбудители туберкулёза культивируются только на сложных питательных средах, содержащих глицерин, картофельную муку, яичный желток (глицериновый бульон, среды Левенштайна–Йенсена и Петраньяни). На плотных питательных средах Mycobacterium tuberculosis образует суховатые колонии с шероховатым краем. На жидких питательных средах – плёнку. Растут медленно до 25 – 40 дней. Аэроб.

Токсинообразование и патогенность.Микобактерии туберкулёза не образуют экзотоксинов, в патогенном действии на организм ведущее значение имеют липиды, в частности фосфатиды, жирные кислоты и воска. Характерным свойством вирулентных штаммовMycobacterium tuberculosisявляется способность к образованию корд–фактора.

Патогенез. Заражение здорового человека происходит воздушно–капельным, контактным или алиментарным путём (через некипяченое молоко крупного рогатого скота).

Первичный очаг поражения туберкулёзом в большинстве случаев возникает в лёгких и характеризуется воспалительным процессом с последующим развитием лимфангоита и регионарного лимфаденита. Образуется первичный туберкулёзный комплекс. При доброкачественном течении первичного туберкулёзного комплекса пораженный участок кальцифинируется и рубцуется. Если резистентность организма снижена, может развиваться прогрессирующий процесс в виде хронического первичного туберкулёза.

Туберкулёзу присущи такие клинические формы: туберкулёз органов дыхания, кишечника, органов мочеполовой системы, костей; материалом для исследования соответственно могут служить мокрота, спинномозговая жидкость, моча.

Лабораторная диагностика. Для обнаружения возбудителя туберкулёза применяют микроскопию мазков окрашенных по Цилю–Нильсену. Этот метод рассматривают как ориентировочный. Основной метод – бактериологический, позволяет получить чистую культуру возбудителя и идентифицировать её. При исследовании мочи используется биологический метод – заражение морских свинок.

Современными методами диагностики туберкулёза являются ИФА, ПЦР.

Для выявления лиц инфицированных туберкулёзом, при отборе кандидатур для ревакцинации, для оценки активности туберкулёзного процесса ставят внутрикожную пробу Манту с очищенным протеиновым дериватом (РРD). Через 48 – 72 часа на месте введения формируется папула, размеры и окраска которой играют диагностическую роль.

Иммунитетпри туберкулёзе нестерильный или инфекционный, связан с присутствием возбудителя в организме человека, развивается по типу реакции гиперчувствительности замедленного типа. Ведущее значение имеет клеточное звено иммунитета.

Профилактикаспецифическая осуществляется путём активной иммунизации живой противотуберкулёзной вакциной БЦЖ. Первичную вакцинацию осуществляют всем здоровым новорожденным на 5-7 день жизни. Ревакцинацию проводят лицам с отрицательной туберкулиновой пробой с интервалом 5-7 лет до 30-летнего возраста.

Лечение. Применяются противотуберкулёзные химиопрепараты и антибиотики. Все препараты делятся на препараты 1 и 2 ряда. К первому ряду относятся: изониазид, этамбутол, стрептомицин, рифампицин; ко второму – циклосерин, канамицин, виомицин, тибон, этионамид, ПАСК.

Изучить морфологию и культуральные особенности возбудителя туберкулеза.

Знать какие возбудители туберкулеза являются патогенными для человека.

Изучить пути передачи туберкулеза и его патогенез.

Знать какой материал для исследования в зависимости от формы заболевания необходимо забирать.

Ознакомиться с методами лабораторной диагностики туберкулеза.

Изучить биологические препараты для диагностики и лечения туберкулеза.

Грамотно оценивать методы микроскопии препаратов и результаты других методов диагностики.

Окрашивать готовые зафиксированные мазки из мокроты больного по методу Циля–Нильсена.

Оценивать результаты микроскопии мазков.

Интерпретировать результаты пробы Манту.

Таксономия возбудителя туберкулеза. Патогенные представители.

Культуральные особенности Mycobacterium tuberculosis.

Источник инфекции. Пути заражения туберкулезом. Патогенез. Материалы для исследования

Методы лабораторной диагностики туберкулеза.

Иммунитет при туберкулезе и его особенности.

Специфическая профилактика и лечение туберкулеза.

Практические задания, которые выполняются на практическом занятии.

Микроскопия готовых препаратов из мокроты больных туберкулезом окрашенных по Цилю–Нильсену, с занесением в протокол.

Окрашивание по Цилю–Нильсену готовых зафиксированных препаратов из мокроты больных туберкулезом. Микроскопия, анализ результатов, зарисовка в протокол.

Знакомство с коллекцией готовых питательных сред для культивирования Mycobacterium tuberculosis.

Изучение биопрепаратов для диагностики и профилактики туберкулеза (туберкулин, вакцина БЦЖ), и препаратов для лечения.

Воробьев А.В., Быков А.С., Пашков Е.П., Рыбаков А.М. Микробиология.- М.: Медицина, 1998.- 336с.

Медицинская микробиология /Под редакцией В.И. Покровского.- М.: ГЕОТАФ-МЕД, 2001.- 768с.

Короткие методические указания к работе на практическом занятии.

В начале занятия проводиться проверка уровня подготовки студентов к занятию.

Самостоятельная работа состоит изучения методов микробиологической диагностики туберкулеза: методы выделения чистой культуры Mycobacterium tuberculosis, бактериоскопический метод, ИФА, ПЦР, РИФ.

Практическая работа сводится к окраске готового зафиксированного препарата из мокроты больного туберкулезом, его просмотру под микроскопом и зарисовкой в протокол.

В конце занятия проводится тестовый контроль и анализ подведения итогов самостоятельной работы каждого студента.

Тематический план проведения практических занятий на 2019-2020 учебный год.

I.Кардиология (4 дня)

1. Артериальная гипертензия. Атеросклероз. ИБС. Стенокардия

2. Инфаркт миокарда

3. Острая ревматическая лихорадка. Хронические ревматические болезни сердца. Пороки митрального клапана – недостаточность и стеноз, Недостаточность трикуспидального клапана

4. Инфекционный эндокардит Пороки аортального клапана – недостаточность и стеноз

II.Пульмонология (3 дня)

1. Острые пневмонии. Нагноительные заболевания легких

2. ХОБЛ. Бронхиальная астма

3. Хроническая сердечная недостаточность. Хроническое легочное сердце

III. Гастроэнтерология (3 дня)

1. Хронический гастрит. Язвенная болезнь

2. Болезни билиарной системы. Хронический панкреатит

3. Хронический гепатит. Цирроз печени

IV. Подготовка к экзамену – 2 дня

V.Экзамен – 1 день

Тематический план проведения практических занятий на 2019-2020 учебный год.

1. Методика снятия и анализа стандартной электрокардиограммы.

2. Электрокардиогра­фическая картина при гипертрофиях предсердий и желу­дочков

3. Электрокардио­грамма при ишемической болезни сердца. Ишемия, повреждение, некроз

4. Электрокардио­грамма при наруше­ниях ритма сердца.

5. Электрокардио­грамма при наруше­ниях проводимости сердца.

6. Электрокардио­грамма: Инфарктоподобные электрокардиогра­фические синдромы-синдромы

7. Электрокардио­грамма: Электрокардиогра­фическая картина при некоронарогенных поражениях миокарда.

8. Электрокардио­грамма: Особенности ЭКГ у детей и подростков Зачетное занятие

Тематический план проведения практических занятий на 2019-2020 учебный год.

I.Кардиология (8 дней)

1. Артериальная гипертензия

2. Атеросклероз. ИБС. Стенокардия

3. Инфаркт миокарда

4. Острая ревматическая лихорадка. Хронические ревматические болезни сердца

5. Инфекционный эндокардит

6. Пороки митрального клапана – недостаточность и стеноз, Недостаточность трикуспидального клапана

7. Пороки аортального клапана – недостаточность и стеноз

8. Хроническая сердечная недостаточность

II.Пульмонология (5 дней)

1. Острые пневмонии

2. Нагноительные заболевания легких

4. Бронхиальная астма

5. Хроническое легочное сердце

III. Гастроэнтерология (7 дней)

1. Хронический гастрит. Язвенная болезнь

2. Болезни билиарной системы

3. Хронический панкреатит

4. Хронический неинфекционный энтерит, колит.

5. Хронические воспалительные заболевания кишечника

6. Хронический гепатит

7. Цирроз печени

IV. Защита истории болезни – 1 день

V.Отработка практических навыков в симуляционном центре – 1 день

VI. Подготовка к экзамену – 3 дня

VII.Экзамен – 1 день

Тематический план проведения практических занятий на 2019-2020 учебный год.

1. Сахарный диабет.

2. Диффузный токсический зоб. Гипотиреоз. Тиреоидиты. Эндемический и узловой зоб.

3. Болезнь Аддисона. Феохромоцитома. Болезнь и синдром Иценко-Кушинга. Метаболический синдром и ожирение. Зачетное занятие

Тематический план проведения практических занятий на 2019-2020 учебный год.

1. Методика снятия и анализа стандартной электрокардиограммы.

2. Электрокардиогра­фическая картина при гипертрофиях предсердий и желу­дочков

3. Электрокардио­грамма при ишемической болезни сердца. Ишемия, повреждение, некроз

4. Электрокардио­грамма при наруше­ниях ритма сердца.

5. Электрокардио­грамма при наруше­ниях проводимости сердца.

6. Электрокардио­грамма: Инфарктоподобные электрокардиогра­фические синдромы-синдромы

7. Электрокардио­грамма: Электрокардиогра­фическая картина при некоронарогенных поражениях миокарда.

8. Электрокардио­грамма: Особенности ЭКГ у детей и подростков

9. Зачетное занятие

Тематический план проведения практических занятий на 2019-2020 учебный год.

1. Сахарный диабет.

2. Сахарный диабет.

3. Диффузный токсический зоб. Гипотиреоз. Тиреоидиты. Эндемический и узловой зоб.

4. Болезнь Аддисона. Феохромоцитома.

5. Болезнь и синдром Иценко-Кушинга.

6. Метаболический синдром и ожирение. Зачетное занятие

Тематический план проведения практических занятий на 2019-2020 учебный год.

Раздел 1. Клиника и диагностика внелегочного туберкулеза

1. Этиология, общая концепция патогенеза внелегочного туберкулеза и его патоморфология. Классификация внелегочного туберкулез.

Методы диагностики внелегочного туберкулеза

2. Туберкулез оболочек мозга

3. Туберкулез мочевыводящих органов, женских и мужских гениталий

4. Туберкулез костно-суставной системы. Туберкулез периферических лимфоузлов, кожи и глаз

5. Абдоминальный туберкулез

Раздел 2. Лечение и профилактика внелегочного туберкулеза

6. Общие принципы лечения туберкулеза и особенности лечения туберкулеза внелегочных локализаций. Диспансерное наблюдение

7. Основы профилактики внелегочного туберкулеза. Зачетное занятие

Тематический план проведения практических занятий на 2019-2020 учебный год.

Раздел 1. Фтизиатрия

Раздел 1.1 История, эпидемиология, этиология и патоморфология, методы диагностики, классификация туберкулеза

1. История развития фтизиатрии. Эпидемиология туберкулеза. Этиология и патогенез туберкулеза. Иммунитет при туберкулезе. Классификация туберкулеза (легочных, внелегочных локализаций). Методы диагностики туберкулеза.

Раздел 1.2. Клиническая картина туберкулеза у взрослых

2. Первичный туберкулез. Особенности первичного туберкулеза у взрослых. Туберкулез внутригрудных лимфатических узлов у взрослых. Первичный туберкулезный комплекс у взрослых. Сепсис Ландузи.

3. Очаговый и инфильтративный туберкулез легких. Казеозная пневмония. Диссеминированный туберкулез легких. Милиарный туберкулез легких.

4. Туберкулема легкого. Туберкулезный плеврит. Деструктивный туберкулез легких. Осложнения и неотложные состояния

Раздел 1.3. Выявление и профилактика туберкулеза у взрослых. Противотуберкулезный диспансер

5. Выявление и профилактика туберкулеза у взрослых. Противотуберкулезный диспансер.

Раздел 2. Детская фтизиатрия

Раздел 2.1 Клиника туберкулеза у детей и подростков

6. Ранний период первичной туберкулезной инфекции у детей и подростков. Туберкулинодиагностика. Диаскин-тест. Туберкулезная интоксикация у детей и подростков.

7. Туберкулез внутригрудных лимфатических узлов у детей и подростков. Первичный туберкулезный комплекс у детей и подростков.

8. Туберкулез легких в сочетании с другими заболеваниями, туберкулез и материнство

9. Внелегочные формы туберкулеза у детей и подростков. Туберкулезный менингит.

Раздел 2.2. Лечение, выявление и профилактика туберкулеза

у детей и подростков

10. Лечение туберкулеза. Методы выявления и профилактики туберкулеза у детей и подростков

11. Подготовка к экзамену

12. Подготовка к экзамену

13. Подготовка к экзамену

14. Экзамен

Тематический план проведения практических занятий

на 2019-2020 учебный год.

Дисциплина по выбору

1. Дифференциальный диагноз при гипергликемии и глюкозурии. Диагностика и лечение сахарного диабета.

2. Диабетическая ретинопатия, нефропатия. Диабетическая нейропатия. Классификации, клиника, диагностика, лечение.

3. Макроангиопатии. Диабетическая стопа. Классификации, клинические проявления, диагностика, лечение. Сахарный диабет и артериальные гипертензии.

4. Сахарный диабет и беременность. Сахарный диабет и хирургическая патология..

5. Неотложные состояния при сахарном диабете.

6. Дифференциальная диагностика и лечение ком при сахарном диабете.

7. Неотложные состояния при заболеваниях щитовидной железы

8. Неотложные состояния при заболеваниях надпочечников и при нарушениях минерального обмена. Зачетное занятие

Тематический план проведения практических занятий на 2019-2020 учебный год.

Раздел I. Эпидемиология, этиология, патогенез, патанатомия туберкулеза

1. История развития фтизиатрии. Стратегия ВОЗ в борьбе с туберкулезом. Классификация туберкулеза. Эпидемиология туберкулеза. Этиология, патогенез, патоморфология туберкулеза. Иммунитет при туберкулезе.

Раздел II Клиническая картина и диагностика туберкулеза

2. Первичный период туберкулезной инфекции. Туберкулез внутригрудных лимфатических узлов. Первичный туберкулезный комплекс. Нетипичные формы первичного тубекулеза. Диссеминированный туберкулез легких. Милиарный туберкулез легких. Сепсис Ландузи

3. Очаговый и инфильтративный туберкулез легких.

4. Казеозная пневмония. Туберкулема легкого. Туберкулезный плеврит.

5. Деструктивный туберкулез легких. Осложнения и неотложные состояния

6. Внелегочные формы туберкулеза. Туберкулез в сочетании с другими заболеваниями, туберкулез и материнство

Раздел III Выявление, лечение и профилактика туберкулеза.

Методы обследования

7. Методы диагностики туберкулеза. Иммунологическая диагностика туберкулеза. Туберкулинодиагностика.

8. Выявление туберкулеза у взрослых и детей.

9. Лечение туберкулеза

10. Противотуберкулезный диспансер. Профилактика туберкулеза

11. Подготовка к экзамену

12. Подготовка к экзамену

13. Подготовка к экзамену

14. Экзамен

Тематический план проведения практических занятий на 2019-2020 учебный год.

Раздел 1. Клиника и диагностика внелегочного туберкулеза

1. Этиология, общая концепция патогенеза внелегочного туберкулеза и его патоморфология. Классификация внелегочного туберкулез.

Методы диагностики внелегочного туберкулеза

2. Туберкулез оболочек мозга

3. Туберкулез мочевыводящих органов, женских и мужских гениталий

4. Туберкулез костно-суставной системы. Туберкулез периферических лимфоузлов, кожи и глаз

5. Абдоминальный туберкулез

Раздел 2. Лечение и профилактика внелегочного туберкулеза

6. Общие принципы лечения туберкулеза и особенности лечения туберкулеза внелегочных локализаций. Диспансерное наблюдение

7. Основы профилактики внелегочного туберкулеза. Зачетное занятие

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции