Инструкция по химиотерапии больных туберкулезом приказ 109

Приказ Минздрава РФ от 21 марта 2003 г. N 109
"О совершенствовании противотуберкулезных мероприятий в Российской Федерации"

29 октября 2009 г., 5 июня 2017 г.

Согласно письму Минюста РФ от 6 мая 2003 г. N 07/4535-ЮД настоящий приказ не нуждается в государственной регистрации (информация опубликована в Бюллетене Министерства юстиции РФ, 2003 г., N 6)

См. также Порядок оказания медицинской помощи больным туберкулезом, утвержденный приказом Минздрава России от 15 ноября 2012 г. N 932н

Эпидемическая ситуация по туберкулезу в Российской Федерации осложнилась в начале девяностых годов. Численность впервые выявленных больных туберкулезом по сравнению с 1990 г. увеличилась к 2003 г. более чем в 2 раза, в 1,5 раза возросла смертность по причине туберкулеза, выросла заболеваемость туберкулезом среди детского населения. Особенно тяжелая ситуация сложилась в пенитенциарных учреждениях.

В структуре клинических форм туберкулеза стало больше пациентов, страдающих распространенными, запущенными и осложненными формами, а также больных, выделяющих лекарственноустойчивые микобактерии туберкулеза, снизилась эффективность лечения больных туберкулезом.

Основные мероприятия по реализации стратегии противотуберкулезной помощи населению Российской Федерации определены подпрограммой "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в России" федеральной целевой программы "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002-2006 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации N 790 от 13 ноября 2001 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001 г., N 49, ст. 4620).

Наметившаяся в 2001 году стабилизация эпидемических показателей по туберкулезу показывает эффективность проводимых противотуберкулезных мероприятий и необходимость дальнейшего развития системы оказания противотуберкулезной помощи населению Российской Федерации.

Во исполнение Федерального закона от 18 июня 2001 г. N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации", (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 26, ст. 2581), Постановления Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2001 г. N 790 "О реализации Федерального закона "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" и в целях эффективной реализации подпрограммы "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в России" федеральной целевой программы "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002-2006 годы)", а также совершенствования стратегии и тактики организации противотуберкулезных мероприятий приказываю:

1.1. Инструкцию по централизованному контролю за диспансерным наблюдением больных туберкулезом (Приложение N 1).

1.2. Инструкцию по применению клинической классификации туберкулеза (Приложение N 2).

1.3. Инструкцию по применению МКБ-10 для статистического учета туберкулеза (Приложение N 3).

1.4. Инструкцию по применению туберкулиновых проб (Приложение N 4).

1.5. Инструкцию по вакцинации и ревакцинации против туберкулеза вакциной БЦЖ и БЦЖ-М (Приложение N 5).

1.6. Утратил силу. - Приказ Минздрава России от 5 июня 2017 г. N 297.

1.7. Инструкцию по организации диспансерного наблюдения и учету контингентов противотуберкулезных учреждений (Приложение N 7).

1.8. Положение об организации деятельности дневного стационара в противотуберкулезных учреждениях (Приложение N 8).

1.9. Инструкцию по организации деятельности бактериологических лабораторий противотуберкулезных учреждений (Приложение N 9).

1.10. Инструкцию по унифицированным методам микроскопических исследований для выявления кислотоустойчивых микобактерий в клинико-диагностических лабораториях лечебно-профилактических учреждений (Приложение N 10).

1.11. Инструкцию по унифицированным методам микробиологических исследований при выявлении, диагностике и лечении туберкулеза (Приложение N 11).

1.12. Рекомендации по противоэпидемическим мероприятиям в очагах туберкулеза (Приложение N 12).

1.13. Положение об организации деятельности консультативно-диагностических и реабилитационных центров для детей с различными проявлениями туберкулезной инфекции (Приложение N 13).

В верхнем правом углу ставят штамп противотуберкулезного или другого лечебного учреждения, расследовавшего данный случай осложнения после иммунизации туберкулезной вакциной.

ФИО, пол, даты, тип вакцины, серию, номер, - заполняют только печатными буквами и строго по клеточкам. В вопросах, где есть перечень ответов, подчеркивают только один вариант ответа.

от 21 марта 2003 г. N 109

Инструкция по химиотерапии больных туберкулезом

I. Общие принципы лечения больных туберкулезом

1. Целью лечения взрослых больных туберкулезом является ликвидация клинических проявлений туберкулеза и стойкое заживление туберкулезных изменений с восстановлением трудоспособности и социального статуса. Целью лечения детей, больных туберкулезом, является излечение без остаточных изменений или с минимальными изменениями.

У части больных достичь этих целей невозможно, т.к. существуют объективные пределы возможности лечения. В этих случаях следует добиваться продления жизни больного, улучшения состояния, по возможности прекращения или уменьшения бактериовыделения, сохранения частичной трудоспособности.

2. Критериями эффективности лечения больных туберкулезом являются:

- исчезновение клинических и лабораторных признаков туберкулезного воспаления;

- стойкое прекращение бактериовыделения, подтвержденное микроскопическим и культуральным исследованиями;

- регрессия рентгенологических проявлений туберкулеза (очаговых, инфильтративных, деструктивных);

- восстановление функциональных возможностей и трудоспособности.

3. Лечение больных туберкулезом проводят комплексно. Оно включает химиотерапию (этиотропную противотуберкулезную терапию), хирургическое лечение и коллапсотерапию, а также патогенетическую терапию и лечение сопутствующих заболеваний.

4. Содержание лечения определяется стандартами, которые представляют схемы лечения определенных групп больных с учетом формы и фазы туберкулезного процесса. В пределах стандартов проводят индивидуализацию лечебной тактики с учетом особенностей динамики заболевания, лекарственной чувствительности возбудителя, фармакокинетики применяемых препаратов и их взаимодействия, переносимости препаратов и наличия фоновых и сопутствующих заболеваний. Такой принцип позволяет сочетать стандарт лечения болезни и индивидуальную тактику лечения больного.

II. Основные принципы химиотерапии больных туберкулезом

1. Химиотерапия является основным компонентом лечения туберкулеза и заключается в применении лекарственных препаратов, подавляющих размножение микобактерий туберкулеза (бактериостатический эффект) или уничтожающих их в организме больного (бактерицидный эффект).

2. Химиотерапия должна быть начата в возможно ранние сроки после установления/подтверждения диагноза в противотуберкулезном учреждении и быть комбинированной (полихимиотерапия). Несколько противотуберкулезных препаратов применяют одновременно в течение достаточно длительного времени.

3. Курс химиотерапии состоит из двух фаз с разными задачами.

Фаза интенсивной терапии направлена на ликвидацию клинических проявлений заболевания, максимальное воздействие на популяцию микобактерий туберкулеза с целью прекращения бактериовыделения и предотвращения развития лекарственной устойчивости, уменьшение инфильтративных и деструктивных изменений в органах. Фаза интенсивной терапии может быть составляющей частью подготовки к хирургической операции.

Фаза продолжения терапии направлена на подавление сохраняющейся микобактериальной популяции. Она обеспечивает дальнейшее уменьшение воспалительных изменений и инволюцию туберкулезного процесса, а также восстановление функциональных возможностей больного.

4. Противотуберкулезные препараты подразделяют на основные и резервные:

4.1. Основные препараты: изониазид, рифампицин, пиразинамид, этамбутол, стрептомицин. Их назначают в виде отдельных или комбинированных лекарственных форм.

4.2. Резервные препараты: протионамид (этионамид), канамицин, амикацин, капреомицин, циклосерин, рифабутин, ПАСК, фторхинолоны.

Резервные препараты применяют под наблюдением противотуберкулезного учреждения, в котором осуществляется централизованный контроль качества микробиологической диагностики и лечения туберкулеза.

5. Режим химиотерапии - комбинация противотуберкулезных препаратов, длительность их приема, сроки и содержание контрольных обследований, а также организационные формы проведения лечения - определяют в зависимости от группы, к которой относится больной туберкулезом.

6. В процессе химиотерапии важен непосредственный контроль медицинского персонала за приемом противотуберкулезных препаратов. Необходимо постоянное сотрудничество больного и медицинского персонала, формирование ответственного отношения к лечению со стороны взрослого больного и родителей ребенка.

II. Применимое национальное законодательство

A. Охрана здоровья заключенных

1. Федеральный закон от 18 июня 2001 г. N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации"

Статья 7. Организация противотуберкулезной помощи

"1. Оказание противотуберкулезной помощи больным туберкулезом гарантируется государством и осуществляется на основе принципов законности, соблюдения прав человека и гражданина, общедоступности в объемах, предусмотренных Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

2. Противотуберкулезная помощь оказывается гражданам при их добровольном обращении или с их согласия [на такую помощь], за исключением случаев, предусмотренных статьями 9 и 10 настоящего Федерального закона и другими федеральными законами. ".

Статья 8. Оказание противотуберкулезной помощи

"1. Больные туберкулезом, нуждающиеся в оказании противотуберкулезной помощи, получают такую помощь в медицинских противотуберкулезных организациях, имеющих соответствующие лицензии [для оказания такой помощи].

2. Лица, находящиеся или находившиеся в контакте с больным туберкулезом, в соответствии с законодательством Российской Федерации проходят обследование в целях выявления туберкулеза. ".

Статья 9. Диспансерное наблюдение

"1. Диспансерное наблюдение за больными туберкулезом проводится в порядке, установленном уполномоченным соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

2. Диспансерное наблюдение за больными туберкулезом устанавливается независимо от согласия таких больных или их законных представителей.

3. Решение о необходимости диспансерного наблюдения или его прекращения принимается комиссией врачей, назначенной руководителем медицинской противотуберкулезной организации, которая оказывает противотуберкулезную помощь амбулаторно, и оформляется в медицинских документах записью об установлении диспансерного наблюдения или о его прекращении, о чем в письменной форме извещается лицо, подлежащее диспансерному наблюдению".

Статья 10. Обязательные обследование и лечение больных туберкулезом

"2. Больные заразными формами туберкулеза, неоднократно нарушающие санитарно-противоэпидемический режим, а также умышленно уклоняющиеся от обследования в целях выявления туберкулеза или от лечения туберкулеза, на основании решений суда госпитализируются в специализированные медицинские противотуберкулезные организации для обязательных обследования и лечения".

Статья 12. Права лиц. больных туберкулезом

"2. Лица, госпитализированные для обследования и (или) лечения в медицинские противотуберкулезные организации, имеют право:

получать у руководителей медицинских противотуберкулезных организаций информацию о лечении, об обследовании.

встречаться с адвокатами и священнослужителями наедине;

исполнять религиозные обряды, если такие обряды не оказывают вредного воздействия на состояние их здоровья;

3. Лица. больные туберкулезом имеют другие права, предусмотренные законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан. ".

Статья 13. Обязанности лиц. больных туберкулезом

"Лица. больные туберкулезом обязаны

проводить назначенные медицинскими работниками лечебно-оздоровительные мероприятия;

выполнять правила внутреннего распорядка медицинских противотуберкулезных организаций во время нахождения в таких организациях;

выполнять санитарно-гигиенические правила, установленные для больных туберкулезом, в общественных местах [при их посещении]".

Статья 14. Социальная поддержка лиц. больных туберкулезом

"4. Лица. больные туберкулезом обеспечиваются бесплатными медикаментами для лечения туберкулеза в амбулаторных условиях в федеральных специализированных медицинских учреждениях в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. ".

2. Порядок организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание

29. Российское законодательство содержит подробное регулирование оказания медицинской помощи заключенным. Эти правила, изложенные в совместном Приказе Министерства здравоохранения и социального развития и Министерства юстиции N 640/190 "О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу" (далее - Порядок), введенном в действие 17 октября 2005 г., применимы ко всем заключенным. В частности, раздел III Порядка предусматривает меры, принимаемые медицинским персоналом по прибытии заключенного в изолятор. По прибытии в следственный изолятор всем поступившим проводится первичный медицинский осмотр до их размещения в камерах с другими заключенными. Осмотр проводится с целью выявления лиц, представляющих эпидемическую опасность для окружающих, а также больных, нуждающихся в неотложной помощи. Особое внимание обращается на наличие инфекционных заболеваний. В срок не более трех дней с момента прибытия в СИЗО все поступившие проходят углубленный врачебный осмотр, а также рентгенофлюорографическое обследование. При проведении углубленного осмотра больного врач выясняет жалобы, изучает анамнез заболевания и жизни, проводит внешний осмотр с целью обнаружения телесных повреждений, вновь нанесенных татуировок, при наличии показаний назначает дополнительные методы обследования. Тюремный врач также назначает лабораторные исследования для выявления инфекций, передающихся половым путем, ВИЧ-инфекции, туберкулеза и других заболеваний.

30. В дальнейшем проводятся плановые (не реже двух раз в год) медицинские осмотры или по требованию заключенных. При ухудшении состояния здоровья его медицинское освидетельствование, а также оказание медицинской помощи проводятся медицинскими работниками СИЗО безотлагательно. В таких случаях медицинское освидетельствование включает в себя медицинский осмотр, при необходимости дополнительные методы исследований и привлечение врачей-специалистов. Полученные результаты фиксируются в медицинской карте амбулаторного больного в установленном порядке и сообщаются освидетельствуемому в доступной для него форме.

31. Раздел III Порядка также устанавливает процедуру на случай отказа заключенных от медицинского обследования или лечения. Отказ заключенного оформляется соответствующей записью в медицинской документации. Медицинский работник разъясняет подозреваемому, обвиняемому или осужденному в доступной для него форме возможные последствия отказа от предлагаемых лечебно-диагностических мероприятий.

32. Медикаменты заключенным на руки не выдаются, прием лекарственных препаратов проводится в присутствии медицинского работника. В ограниченных случаях* (* Имеются в виду препараты, не относящиеся к наркотическим, психотропным, сильнодействующим либо ядовитым, назначаемые при заболеваниях, нуждающихся в непрерывном поддерживающем лечении (прим. переводчика).) начальник медицинской части может разрешить выдачу препаратов на руки больному (из расчета на одни сутки).

33. Раздел X Порядка регулирует медицинские осмотры, наблюдение и лечение заключенных, больных туберкулезом. Он устанавливает подробный перечень применяемых медицинских процедур, их частоту, курсы лечения заболевших туберкулезом и ранее проходивших лечение (рецидивных или отказавшихся от лечения заключенных). В частности, он предусматривает, что, если у заключенного усматриваются признаки рецидива туберкулеза, он немедленно переводится в специальное помещение (инфекционный блок медицинской части изолятора) и направляется для лечения в противотуберкулезное учреждение. Профилактическое и противорецидивное лечение больных туберкулезом производится врачом-фтизиатром. Обеспечивается строгий контроль за приемом противотуберкулезных лекарственных препаратов заключенными. В медицинской карте заключенного проводятся соответствующие записи с обязательными отметками о приеме препаратов. Негативные последствия отказа от лечения должны разъясняться. Заключенным, больным туберкулезом, также назначается специальная диета.

3. Противотуберкулезный приказ

34. 21 марта 2003 г. Министерство здравоохранения издало Приказ N 109 "О совершенствовании противотуберкулезных мероприятий в Российской Федерации" (далее - Противотуберкулезный приказ, или Приказ). Признавая осложнение эпидемической ситуации в связи с резким увеличением численности больных туберкулезом, особенно среди детского населения и заключенных, Приказ установил правила и рекомендации по профилактике в стране, диагностике и лечению туберкулеза в соответствии с международными стандартами, определению форм и типов туберкулеза и категорий больных, установлению видов необходимых медицинских обследований, анализов и тестов, осуществляемых в каждом случае, и включил крайне подробные инструкции по их выполнению и оценке; установил правила вакцинации, определил курсы и режимы лечения конкретных категорий пациентов и так далее.

35. В частности, Приложение 6 к Приказу содержит Инструкцию по химиотерапии больных туберкулезом. Цели лечения, существенные противотуберкулезные средства и комбинации их доз, а также стандартные режимы химиотерапии, предусмотренные Инструкцией для российских больных туберкулезом, соответствуют рекомендованным Всемирной организацией здравоохранения в "Лечение туберкулеза: принципы национальных программ" (см. ниже).

B. Условия содержания под стражей

1. Закон о содержании подозреваемых

36. Статья 22 Федерального закона N 103-ФЗ от 15 июля 1995 г. "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" предусматривает, что подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются бесплатным питанием, достаточным для поддержания здоровья и сил по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации. Статья 23 предусматривает, что подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, которые отвечают требованиям гигиены и санитарии. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место и выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы и туалетные принадлежности* (* Буквально: "туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин)" (прим. переводчика).). Каждый заключенный должен располагать не менее чем 4 кв. м личного пространства в камере.

2. Доклад Уполномоченного по правам человека Калининградской области

37. В 2002 году, после проверки исправительных учреждений Калининградской области 2001 года, областной уполномоченный по правам человека опубликовал доклад, который в соответствующей части предусматривал следующее:

"Одной из наиболее острых проблем продолжает оставаться проблема медико-санитарного обеспечения осужденных. Медико-санитарная работа в уголовно-исполнительной системе не обеспечивает сохранение и восстановление их здоровья, а ее финансирование не соответствует потребностям медико-санитарного обеспечения осужденных. Практически исправительно-трудовые учреждения и следственный изолятор зачастую остаются без средств на приобретение медицинского оборудования и медикаментов, что существенно нарушает гарантированное Конституцией Российской Федерации право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Особую озабоченность в данных учреждениях вызывает ситуация с заболеванием туберкулезом. .

В 2001 году в [Управление исполнения наказаний Минюста России по Калининградской области] поступило и было рассмотрено 849 (в том числе 32 коллективные) жалоб и заявлений осужденных, из них: по медицинскому обслуживанию - 382.

По данным [Управления исполнения наказаний по Калининградской области МЮ РФ], [в следственном изоляторе N ИЗ-39/1] находится 1386 заключенных.

Уполномоченный по правам человека Калининградской области получил 75 жалоб от лиц, содержащихся в изоляторе N ИЗ-39/1.

Уполномоченный в 2001 году посетил следственный изолятор. В ходе посещения изолятора уполномоченным были выявлены следующие недостатки: перенаселенность* (* Буквально "перелимит спецконтингента" (прим. переводчика).) (более чем в три раза); нехватка постельных принадлежностей; не все камеры радиофицированы; телевизоры и холодильники практически отсутствуют; время прогулок сокращено; недостаточное медицинское обслуживание. .

[Изолятор N ИЗ-39/1] довоенной постройки, требующий капитального ремонта. На протяжении последних семи лет следственный изолятор постоянно переполнен в три раза, поэтому его администрация не в состоянии обеспечить выполнение минимальных норм содержания подследственных. При необходимой норме жилой площади в 4 кв. м в следственном изоляторе на одного подследственного приходится менее 1 кв. м. В условиях, унижающих достоинство человека и наносящих часто непоправимый вред здоровью, лица, чья виновность еще не установлена судом, содержатся под стражей длительное время".

C. Гражданско-правовые средства правовой защиты от незаконных действий должностных лиц

38. Пункт 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Согласно статье 1069 государственный орган либо должностное лицо этого органа, незаконными действиями (бездействием) которого причинен вред гражданину, обязан возместить его. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации или казны субъекта Российской Федерации. Статьи 1099-1101 Гражданского кодекса предусматривают компенсацию морального вреда. Статья 1099, в частности, указывает, что компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.

D. Положения об участии в деле

39. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации предусматривает, что граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей (пункт 1 статьи 48). Суд может назначить адвоката в качестве представителя в случае отсутствия представителя у ответчика, место жительства которого неизвестно (статья 50). Закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (Закон N 63-ФЗ от 31 мая 2002 г.) предусматривает, что юридическая помощь гражданам Российской Федерации, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, оказывается бесплатно в следующих случаях: истцам - по рассматриваемым делам о взыскании алиментов, пенсионных выплат, возмещении вреда, причиненного повреждением здоровья (пункт 1 статьи 26)* (* Законом предусмотрены и другие случаи бесплатного оказания юридической помощи (прим. переводчика).).

40. Уголовно-исполнительный кодекс предусматривает, что при необходимости участия в следственных действиях в качестве свидетеля, потерпевшего, подозреваемого (обвиняемого) осужденные к лишению свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии, воспитательной колонии или тюрьме могут быть оставлены в следственном изоляторе либо переведены в следственный изолятор из указанных исправительных учреждений (пункт 1 статьи 77)* (* Европейский Суд имеет в виду статью 77.1 УИК (привлечение осужденных к лишению свободы к участию в следственных действиях или судебном разбирательстве). Пункт 1 статьи 77 УИК регулирует возможность оставления осужденных к лишению свободы в следственном изоляторе или тюрьме для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию с их согласия (прим. переводчика).). Кодекс не предусматривает возможности участия осужденного в гражданском разбирательстве в качестве истца или ответчика.

41. В ряде случаев Конституционный Суд рассматривал жалобы осужденных, чьи ходатайства о доставлении в заседание суда по гражданским делам отклонялись судами. Он последовательно отказывал в принятии жалоб к рассмотрению, указывая, что оспариваемые положения Гражданского процессуального кодекса и Уголовно-исполнительного кодекса сами по себе не ограничивают доступ осужденного к правосудию. При этом он подчеркивал, что осужденному должна быть предоставлена возможность доведения до суда своей позиции по соответствующему делу путем допуска к участию в деле его представителей, а также иным предусмотренным законом способом. При необходимости судебное заседание может быть проведено по месту отбывания этим лицом наказания, или суду, к подсудности которого относится исправительная колония, может быть поручено получить объяснения заявителя или совершить иные процессуальные действия (определения N 478-O от 16 октября 2003 г., N 335-O от 14 октября 2004 г. и N 94-O от 21 февраля 2008 г.).

42. В силу статей 58 и 184 Гражданского процессуального кодекса суд может провести заседание вне здания суда, если, например, невозможно или затруднительно доставить доказательства в суд.

Новости | Европейская конвенция | Европейский Суд | Совет Европы | Документы | Библиография | Вопросы и ответы | Ссылки

Действующие в РФ основные нормативно-правовые документы, регламентирующие борьбу с туберкулезом следующие:

Закон устанавливает правовые основы осуществления государственной политики в области предупреждения распространения туберкулеза в РФ в целях охраны здоровья граждан и обеспечения санитарно-эпидемического благополучия населения. В нем содержатся положения об обязательном обследовании, лечении и диспансерном наблюдении больных туберкулезом, о проведении периодических медицинских осмотров граждан с целью выявления заболевших туберкулезом , о проведении вакцинации против туберкулеза, осуществляемой в соответствии с национальным календарем проведения профилактических прививок, о правах и обязанностях лиц, больных туберкулезом , а также их социальной защите.

Согласно ст. 12 гл. IV этого закона лица, находящиеся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом, и больные туберкулезом, наряду с общими правами пациента, имеют право на диагностику и лечение в медицинских противотуберкулезных организациях, санаторно-курортное лечение. Лица, госпитализированные в медицинские противотуберкулезные учреждении, должны иметь возможность продолжить общее среднее образование в условиях этого учреждения. Статья 14 гл. V предусмотрен ряд мер по социальной защите больных туберкулезом. Так, за гражданами, временно утративших трудоспособность в связи с туберкулезом, сохраняется место работы на срок, установленный законодательством. На время отстранения от работы больным туберкулезом выдают пособия по государственному социальному страхованию в соответствии с законодательством РФ. Больные туберкулезом имеют право на бесплатное обеспечение лекарственными средствами, необходимыми для лечения туберкулеза. Больным заразными формами туберкулеза, проживающим в отдельных квартирах, но не имеющим отдельной комнаты, или живущим в коммунальных квартирах и общежитиях, вне очереди предоставляется отдельное жилье. В федеральном законе также установлены правила оказания противотуберкулезной помощи иностранным гражданам и лицам без гражданства. Определен комплекс мер по профилактике и предупреждению распространения туберкулезной инфекции, порядок проведения ветеринарно-санитарных и противоэпизоотических мероприятий.

Программа направлена на развитие материально-технической базы противотуберкулезной службы, совершенствование профилактик, выявления и лечения туберкулеза, организацию производства отечественных противотуберкулезных препаратов и вакцин. Программа предусматривает строительство и реконструкцию противотуберкулезных учреждений, централизованную закупку лекарственных препаратов и современного медицинского оборудования для противотуберкулезных учреждений субъектов РФ.

3. Постановление Правительства РФ от 25,12.2001 №892 «О реализации Федерального закона "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" (собрание законодательства РФ, 2001 г., №53 (2.2.), ст. 5185).

4. Приказ Минздрава России от 21.03.2003 №109 "О совершенствовании противотуберкулезных мероприятий в Российской Федерации".

В приказе содержатся следующие материалы:

а) Инструкция по централизованному контролю за диспансерным
наблюдением больных туберкулезом.

б) Инструкция по применению клинической классификации туберкулеза,

в) Инструкция по применению МКБ-10 для статистического учета
туберкулеза.

г) Инструкция по применению туберкулиновых проб.

д) Инструкция по вакцинации и ревакцинации против туберкулеза вакциной БЦЖ и БЦЖ-М.

е) Инструкция по химиотерапии больных туберкулезом.

ж) Инструкция по организации диспансерного наблюдения и учету
контингентов противотуберкулезных учреждений.

з) Положение об организации деятельности дневного стационара в
противотуберкулезных учреждениях,

и) Инструкция по организации деятельности бактериологических лабораторий противотуберкулезных учреждений.

к) Инструкция по унифицированным методам микроскопических исследований для выявления кислотоустойчивых микобактерий туберкулеза в клинико-диагностических лабораториях ОЛС.

л) Инструкция по унифицированным методам микробиологических исследований при выявлении, диагностике и лечении туберкулеза.

м) Рекомендации по противоэпидемическим мероприятиям в очагах туберкулеза.

н) Положение об организации деятельности консультативно-диагностических и реабилитационных центров для детей с различными проявлениями туберкулезной инфекции.

5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 22.04.2003 №62 «O введении в действие санитарно-эпидемиологических правил "Профилактика туберкулеза; СП 3.1. 1295-03".

В приказе п. 5.6.установлена дополнительная оплата в размере не менее 25% от должностного оклада за вредные условия труда в туберкулезных учреждениях.

В разделе 6 восстановлена доплата участковым фтизиатрам.

8. Приказ Минздрава России от 13.02,2004 №50 "О введении в действие учетной и отчетной документации мониторинга туберкулеза".

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции