Борьба с социально значимыми заболеваниями туберкулез

Государственная политика в области профилактики и лечения социально значимых заболеваний реализуется путем принятия федеральных законов, устанавливающих основные правовые нормы в данной области, используя различные механизмы, наиболее эффективными из которых являются федеральные целевые программы.

К федеральным законам, регулирующим правовые отношения в области профилактики и лечения социально значимых заболеваний, относятся законы "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации", "Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний", "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" и ряд других. Основные правовые нормы указанных законодательных актов рассматриваются в рамках соответствующих дисциплин учебного плана подготовки бакалавров социальной работы.

Особое значение в государственной политике по рассматриваемому вопросу занимала федеральная целевая программа "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007–2012 гг.)", утвержденная постановлением Правительства РФ от 10 мая 2007 г. № 280, основные цели которой – снижение заболеваемости, инвалидности и смертности населения от социально значимых заболеваний, увеличение продолжительности жизни и улучшение ее качества.

В качестве задач обозначены совершенствование методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при социально значимых заболеваниях; разработка и внедрение современных методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при социально значимых заболеваниях на основе современных технологий; строительство и реконструкция специализированных медицинских учреждений.

Данная федеральная целевая программа содержит ряд подпрограмм по нозологическим формам, которые определены как социально значимые заболевания, а именно подпрограммы "Сахарный диабет", "Туберкулез", "ВИЧ-инфекция", "Онкология", "Инфекции, передаваемые половым путем", "Вирусные гепатиты", "Артериальная гипертония", "Психические расстройства".

Целями подпрограммы "Сахарный диабет" являются снижение уровня заболеваемости диабетом, совершенствование мер его профилактики и увеличение средней продолжительности жизни данных больных, а задачами – совершенствование методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации больных сахарным диабетом, в том числе разработка и внедрение высокотехнологичных методов лечения заболевания и его осложнений.

В рамках мероприятий подпрограммы реализуется проведение исследований по изучению причин возникновения, механизмов развития сахарного диабета и его осложнений; оснащение диабетологических подразделений специализированных учреждений здравоохранения необходимым оборудованием, организация работы школ для обучения больных сахарным диабетом; проведение мониторинга данного заболевания и его осложнений; обеспечение функционирования государственного регистра лиц, больных сахарным диабетом; создание мобильных лечебно-профилактических модулей; внедрение в клиническую практику современных лекарственных средств и диагностических систем.

Подпрограмма "Туберкулез" направлена на снижение уровня заболеваемости туберкулезом и смертности от него. Задачами подпрограммы являются совершенствование методов профилактики туберкулеза, в том числе разработка информационных программ для населения, образовательных программ для больных туберкулезом и контактирующих с ними лиц; совершенствование мер инфекционного контроля туберкулеза, методов диагностики, лечения и комплексных программ медико-социальной реабилитации.

Для решения поставленных задач осуществляются следующие мероприятия: строительство и реконструкция лечебно-профилактических учреждений, оказывающих противотуберкулезную помощь населению; разработка и совершенствование ускоренных высокодостоверных методов и систем диагностики туберкулеза; разработка и апробация комплексных программ по медицинской и социальной реабилитации больных туберкулезом, относящихся к различным группам риска; разработка и совершенствование санитарных нормативов и мер инфекционного контроля за распространением данного заболевания; обеспечение лечебно-профилактических учреждений противотуберкулезными препаратами; совершенствование лабораторной диагностики туберкулеза и др.

Целями подпрограммы "ВИЧ-инфекция" определены снижение числа вновь зарегистрированных случаев инфицирования ВИЧ-инфекцией; внедрение методов профилактики заражения ВИЧ-инфекцией новорожденных; обеспечение доступности антиретровирусных препаратов; снижение уровня смертности больных ВИЧ-инфекцией.

В качестве задачи подпрограммы установлено совершенствование методов профилактики распространения ВИЧ-инфекции, а также методов диагностики, лечения и реабилитации при ВИЧ-инфекции.

Для достижения поставленных целей предусмотрено выполнение таких мероприятий, как изучение лекарственной устойчивости ВИЧ к антиретровирусным препаратам; разработка и клинические испытания диагностических и лекарственных препаратов с учетом молекулярных особенностей ВИЧ; разработка новых форм мониторинга эффективности различных методов профилактики ВИЧ-инфекции; создание единой системы мониторинга и оценки в области противодействия ВИЧ-инфекции.

Подпрограмма "Онкология" направлена на обеспечение диагностики на ранних стадиях заболевания и снижение инвалидности и смертности при злокачественных новообразованиях.

В рамках подпрограммы решаются следующие задачи: совершенствование методов профилактики онкологических заболеваний, раннего выявления опухолевых и предраковых заболеваний; оценка канцерогенных факторов окружающей среды; мониторинг канцерогенных производственных факторов и производств; обеспечение диагностики опухолевых заболеваний визуальной локализации на ранних стадиях; разработка и совершенствование методов диагностики и лечения, медицинской, психологической и социальной реабилитации; совершенствование и внедрение телекоммуникационных технологий.

Мероприятия, выполняемые в рамках данной подпрограммы, включают в себя проведение исследований в области этиологии, патогенеза, профилактики, диагностики и лечения онкологических заболеваний; обеспечение функционирования национального перечня веществ, продуктов, производственных процессов, бытовых и природных факторов, канцерогенных для человека, банков данных по канцерогенно-опасным производствам и веществам, регистра лиц, имеющих профессиональный контакт с химическими канцерогенами.

В подпрограммах "Инфекции, передаваемые половым путем", "Вирусные гепатиты" и "Вакцинопрофилактика", посвященных борьбе с социально значимыми инфекционными заболеваниями, изложены основные мероприятия, направленные на снижение заболеваемости и смертности, совершенствование диагностики и лечения, а также уменьшение частоты осложнений.

К таким мероприятиям, в частности, относятся строительство и реконструкция специализированных медицинских учреждений и предприятий; создание новых вакцин массового применения и современных технологий их производства; создание новых современных методов и средств диагностики детских инфекций; разработка программ эпидемиологических исследований заболеваний, передаваемых половым путем, с созданием систем прогнозирования, распространения и возникновения устойчивости возбудителей этих инфекций к применяемым антимикробным препаратам; совершенствование методов расследования и профилактики эпидемических вспышек вирусных гепатитов; создание контрольных образцов для оценки качества диагностики вирусных гепатитов; развитие системы информирования населения о мерах предупреждения распространения инфекций; совершенствование государственного контроля за проведением профилактических и противоэпидемических мероприятий и др.

Среди мероприятий подпрограммы "Артериальная гипертония" можно отметить следующие: разработка современных методов профилактики, диагностики и лечения артериальной гипертонии и ее осложнений; разработка научно обоснованных программ по организации восстановительного лечения больных инсультом и острым инфарктом миокарда.

Целью подпрограммы "Психические расстройства" является развитие комплексной системы профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при психических расстройствах.

Среди важнейших мероприятий, реализуемых в рамках данной подпрограммы, следует назвать разработку современных видов и методов комплексных судебно-психиатрических экспертных исследований; изучение нейрохимических, иммунологических и нейрофизических аспектов патогенеза шизофрении, депрессивных и других психических расстройств; разработку методического и программного обеспечения деятельности по внедрению бригадных форм оказания психиатрической помощи, психосоциальной терапии и психосоциальной реабилитации; разработку аналогичных методов для ликвидаторов радиационных аварий и участников боевых действий; научное обоснование системы мониторинга деятельности психиатрических, психоневрологических и судебно-психиатрических экспертных учреждений, а также совершенствование методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при психических расстройствах.

Таким образом, используя программно-целевой метод, в рамках федеральной целевой программы "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями" на уровне федерального правительства комплексно решаются научные, методические и практические задачи диагностики, профилактики и лечения социально значимых заболеваний.

Сложные медико-социальные проблемы, формирующиеся у больных, членов их семей и в обществе в целом, предполагают участие в их решении профессиональных социальных работников, знающих социальные и психологические проблемы пациентов, способствующих эффективному и скорейшему оказанию медико-социальной помощи больным.

Наиболее существенной должна быть роль социальных работников в профилактике социально значимых заболеваний. В частности, на них можно возложить информационную работу с населением по распространению медицинских и социальных знаний, касающихся этой группы болезней, организацию и проведение школ по определенным видам патологии, организацию консультирования и ухода за больными, поддержку в решении социальных вопросов.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Силкин Михаил Михайлович

Несмотря на свою значимость, институт административно-принудительных мер медицинского характера не получил должного освещения в научной литературе. Нами не было обнаружено ни одного комплексного исследования в рамках заявленной проблематики. Исключение составляет круг вопросов, связанных с оказанием психиатрической помощи, в том числе в недобровольном порядке. Но в то же время необходимо сказать, что вопросы оказания психиатрической помощи рассматриваются, главным образом, в контексте их применения в рамках привлечения к уголовной ответственности, не затрагивая административно-правовой контекст, а прочие меры принуждения и вовсе остаются без должного внимания. Однако следует заметить, что именно меры такого рода могут стать надежным инструментом при решении проблемы социально значимых и социально опасных заболеваний , которые стали настоящим бичом в нашей стране.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Силкин Михаил Михайлович

Social-legal aspects of the fight with socially notable and socially dangerous diseases

Despite its importance, the institution of administrative compulsory medical treatment is not received adequate coverage in the scientific literature. We did not find any comprehensive study under the stated problems. An exception is the range of issues relating to the provision of psychiatric care, including involuntary. But at the same time it must be said that the issues of mental health care are considered, mainly in the context of their use in criminal prosecution, without affecting the administrative and legal context, and other coercive measures at all are overlooked. However, it should be noted that specific measures of this kind can be a reliable tool for solving the problem of socially relevant and socially dangerous diseases, which have become a real scourge in our country.

при органах государственной власти, особенно при правоохранительных органах; Общественная палата; совет по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека; гражданская комиссия по правам человека, Ассоциация юристов России; Российская криминологическая ассоциация; региональные уполномоченные и комиссии по правам человека; советы ветеранов; суды присяжных; товарищеские и этические суды; наблюдательные комиссии, создаваемые на постоянной или временной основе при госорганах или в различных ситуациях; ассоциации и профессиональные союзы; общественная экспертиза законопроектов и нормативных актов органов местного самоуправления; общественные слушания по различным проблемам; попечительские советы в детских домах и медицинских учреждениях; общественные наблюдательные комиссии в местах лишения свободы; институт военных священников.

В научной литературе не безосновательно предлагается создать в России разветвленную систему органов общественного контроля, которая касалась бы и сферы обеспечения правопорядка [6, с.50]. При этом по справедливой оценке положения в стране, оптимальной организационной формой функционирования системы общественного контроля должны стать советы такого контроля, объединенные в соответствующие федеральные, региональные

и местные структуры и охватывающие все предприятия, все их трудовые коллективы, все учебные заведения и т.д. Если каждый государственный служащий будет находиться под внимательнейшим наблюдением общественного контроля, то тогда станет возможной модернизация страны.

1. Лапаева В.В. Социология права / Под ред. академика РАН, д.ю.н., проф. В.С. Нерсесянца. М., 2000.

2. Карбонье Ж. Юридическая социология. М., 1986.

3. Румянцева В.Г. Общественный контроль за деятельностью государства: к теории вопроса // История государства и права. 2009. № 11.

4. Лукьяненко В.И. Государственный аппарат России: проблемы организации, управления, контроля. М., 2004.

5. Тихомиров Ю.А. Закон - основа стратегии // Президентский контроль: Информационный бюллетень. 2002. № 8.

6. Панченко П.Н. Общественный контроль в сфере правопорядка: вопросы формирования его системы // Российская юстиция. 2010. № 4.

СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ БОРЬБЫ С СОЦИАЛЬНО ОПАСНЫМИ И СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ

Несмотря на свою значимость, институт административно-принудительных мер медицинского характера не получил должного освещения в научной литературе. Нами не было обнаружено ни одного комплексного исследования в рамках заявленной проблематики. Исключение составляет круг вопросов, связанных с оказанием психиатрической помощи, в том числе в недобровольном порядке. Но в то же время необходимо сказать, что вопросы оказания психиатрической помощи рассматриваются, главным образом, в контексте их применения в рамках привлечения к уголовной ответственности, не затрагивая административно-правовой контекст, а прочие меры принуждения и вовсе остаются без должного внимания. Однако следует заметить, что именно меры такого рода могут стать надежным инструментом при решении проблемы социально значимых и социально опасных заболеваний, которые стали настоящим бичом в нашей стране.

Despite its importance, the institution of administrative compulsory medical treatment is not received adequate coverage in the scientific literature. We did notfind any comprehensive study under the stated problems. An exception is the range of issues relating to the provision ofpsychiatric care, including involuntary. But at the same time it must be said that the issues of mental health care are considered, mainly in the context of their use in criminal prosecution, without affecting the administrative and legal context, and other coercive measures at all

ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО , КОНС ТИТУЦИОННОГО И 77

are overlooked. However, it should be noted that specific measures of this kind can be a reliable tool for solving the problem of socially relevant and socially dangerous diseases, which have become a real scourge in our country.

Ключевые слова: административно-принудительные меры медицинского характера, заболевание, борьба, социальная проблема, бродяжничество, алкоголизм, наркомания.

Key words: administrative compulsory medical treatment, disease, fight, social problem, vagrancy,

alcoholism, drug addiction.

Именно в связи с тем, что в случае возникновения того или иного заболевания возникает дисбаланс личности, также носящий комплексный характер, могут применяться меры принуждения со стороны властного субъекта, в роли которого выступает государство.

В то же время нельзя допускать нарушения конституционных прав и свобод гражданин, страдающих тем или иным особо опасным заболеванием, в ходе реализации подобного рода мер принуждения. Данная проблема становится особенно актуальной в связи с темпами распространения особо опасных заболеваний в мире и в России в частности.

Выборочные исследования, проведенные в России и за рубежом, показали, что в настоящее время инфекционные заболевания составляют не менее 60-70 % всей патологии человека.

С начала 90-х годов в Российской Федерации осложнилась ситуация с острыми инфекциями. В некоторых областях России вновь появилась холера. Помимо этого ухудшилось положение с вирусным гепатитом: высока заболеваемость вирусным гепатитом А, неуправляемой остается вирусная гепатитная В-инфекция, увеличивается количество больных гепатитом С, высок процент хронического протекания гепатитов.

В Российской Федерации ежегодно регистрируется от 30 до 40 млн. инфекционных больных, что приводит к экономическим потерям от 1,5 до 2,5 трлн. рублей. На фоне снижения заболеваемости одними инфекциями отмечается рост других. Стремительно распространяется на территории страны ВИЧ - инфекция.

Смертельную опасность для жителей России представляет и геморрагическая лихорадка. Вспышки этого заболевания были отмечены в 20102011 годах в Астрахани, Ставрополье и Волгоград-

ской области. Случаи заболевания были отмечены и в Новосибирске.

Очень остро строит в стране вопрос о распространении такого инфекционного заболевания как туберкулез.

Российская уголовно - исполнительная система является эпицентром эпидемии туберкулеза в обществе и инкубатором лекарственной устойчивости. Практически все заключенные, попадающие в места заключения, подвергаются первичному заражению. Каждый десятый в тюрьме болен активной формой, а большая часть остальных являются носителями латентной формы.

Всего в России - 985 мест заключения, из них тюрем для особо опасных преступников - 13, следственных изоляторов - 178, колоний различного режима для взрослых - 731, колоний для несовершеннолетних - 63. Всего заключенных - 1014272 человек. Численность заключенных на 100000 населения в России составляет 740 человек. Для сравнения, во Франции она составляет едва 90 человек.

По официальным данным больных туберкулезом заключенных 92000 человек. Однако на самом деле их не менее 110000 человек, так как во многих учреждениях недостаточно обеспечена диагностика туберкулеза.

Больные туберкулезом заключенные должны содержаться в специализированных колониях (туб-зонах) или в медицинских подразделениях СИЗО. В реальной же ситуации на сегодняшний день 20 % больных остаются не выявленными.

Около четверти всех больных заключенных страдают туберкулезом со множественной лекарственной устойчивостью, который не поддается лечению обычными препаратами [1].

Помимо этого можно выделить следующие причины распространения эпидемии туберкулеза в местах заключения:

1) скученность и антисанитарные условия, в первую очередь в СИЗО. Часто в камере, рассчитанной на 30-40 человек, содержится 100-120 человек. Недостаточный допуск солнечного света и отсутствие адекватной вентиляции в камерах приводит

к быстрому распространению болезни воздушнокапельным путем;

2) несвоевременная диагностика из-за низкой квалификации лаборантов и отсутствия необходимого оборудования и материалов;

3) переполненность специальных колоний для больных туберкулезом (тубзон). В результате этого больные туберкулезом содержаться в локальных участках обычных зон, что способствует его распространению;

4) нерациональная дислокация заразных больных. Часто многие здоровые осужденные содержаться специализированных колониях, тогда как осужденные, больные заразными формами туберкулеза, продолжают содержаться в обычных колониях;

5) отсутствие лекарств. Пенитенциарная система обеспечивается медикаментами всего на 17 % от необходимого количества. Это главная причина быстрого распространения туберкулеза с множественной лекарственной устойчивостью;

6) стресс, недостаточное питание (на питание выделяется 67 копеек в день на одного заключенного, что составляет 0,03 доллара США), что отрицательно сказывается на способности организма противостоять инфекции.

Все это требует от государства принятия соответствующих мер реагирования, которыми должны стать административно-принудительные меры медицинского характера. Однако их применение может быть сопряжено с ограничениями некоторых прав и свобод человека и гражданина.

Однако правовая регламентация

ке и путях заражения также бывает понятна лишь профессиональным медикам, что, в свою очередь, создает угрозу заражения при попадании неподготовленных лиц на опасную по эпидемиологическим показателям территорию.

В ходе право-либерального реформирования, происходящие в стране преобразования, породили целый ряд негативных изменений в обществе. Деиндустриализация, упадок сельскохозяйственного производства, безработица, снижение уровня доходов населения, рост неравенства, отчужденности, отсутствие действенной системы поддержки населения, привели к тому, что в обществе сформировалась значительная часть бедного населения, низший слой которого стал активно вытесняться на социальное дно. На улицах российских городов увеличилось число бродяг и попрошаек появление которых было связано отчасти с отменой правовых норм, предусматривающих применение репрессивных санкций за занятие бродяжничеством и попрошайничеством. Эта социальная группа населения стала одним из важных источников распространения социально опасных и социально значимых заболеваний в Российской Федерации. В среде таких лиц активно распространяются не только опасные инфекции, но и венерические болезни, СПИД и туберкулез, потому как они не получают должного лечения, по большей части отказываясь от него в добровольном порядке. В нашей стране борьба с бродяжничеством не ведется после принятия Указа Президента РФ от 06.02.2004 г. № 151 «О признании утратившим силу Указа Президента РФ от

На наш взгляд, такая позиция государства является не совсем верной. Являясь не только асоциальными личностями, зачастую совершающими преступления и правонарушения, лица без определенного места жительства являются, как уже указывалось выше, источниками распространения опас-

ных инфекционных и венерических заболеваний, а образ жизни часто приводит к патологическим изменениям психики и последующим психическим расстройствам. Беспрепятственно контактируя со здоровыми гражданами в ходе занятия бродяжничеством и попрошайничеством, такие лица повышают опасность заражения социально опасными болезнями. Таким образом, следует говорить о необходимости восстановления системы социальных приемников-распределителей для этой категории граждан, в рамках которых они должны будут подвергаться первичному медицинскому осмотру и последующему принудительному лечению в случае отказа от добровольного прохождения. Так же в этих приемниках должна проводиться первичная социализация данной группы населения, что будет являться неотъемлемой частью не только процесса возвращения их в нормальную среду общества, но и сыграет свою роль в предупреждении последующего заражения этих лиц социально опасными и социально значимыми заболеваниями.

Такая же ситуация складывается и с лицами, больными алкоголизмом, в среде которых распро-

страняется не только ВИЧ-инфекция, но и не менее опасное заболевание - вирусный гепатит, передающийся через слюну и прочие выделения организма человека. В МКБ-10 алкоголизм отнесен к категории 10.00, что также предполагает возможность применения к ним административно-принудительных мер медицинского характера, причем не только в связи с фактом носительства вирусных гепатитов и иных инфекционных заболеваний, но и в связи с наличием патологического расстройства психики из-за злоупотребления алкоголем.

3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 г. № 138-ФЗ // Российская газета, 2002, 20 ноября.

7. Викут М.А., Зайцев И.М. Гражданский процесс. Курс лекций. Саратов, 1998. С. 264

8. Осокина Г.Л. Судебное рассмотрение дел, связанных с применением Закона о психиатрической помощи // Российская юстиция. 1994. № 8. С. 26.

9. Воложанин В.П., Задиора В.И. Некоторые вопросы судопроизводства по делам об оказании психиатрической помощи // Российский юридический журнал. Екатеринбург, 1994. № 1. С. 68 - 69.

11. Указ Президента РФ от 06.02.2004 г. № 151 «О признании утратившим силу Указа Президента РФ от

02.11.1993 г. № 1815 «О мерах по предупреждению бро-

12. Международная классификация болезней МКБ-10 / НИИ им. Н.А. Семашко. М., 1999.

№ 365 - 366
16 февраля - 1 марта 2009

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

… о проблемах с лекарственным обеспечением борьбы с туберкулезом

Палочка Коха может стать дубиной

Фтизиатры в отчаянии: нечем лечить больных

В последние годы благодаря совместным усилиям фтизиатров, врачей других специальностей, при финансовой поддержке государства, реализации Федеральной целевой программы по предупреждению и борьбе с социально значимыми заболеваниями, а также при помощи международных организаций обстановка начала стабилизироваться. Все ведь хорошо понимают, что преодолеть беду в одночасье невозможно - необходимы методичные и последовательные шаги. Жизненный опыт показывает, что разрушение, как правило, идет быстро, а вот восстановление, реабилитация - процесс длительный.
Важность постоянного наступления на туберкулез хорошо понимают в Минздравсоцразвития России, поэтому в высшем медицинском ведомстве страны на этой задаче всегда стремились сосредоточить усилия. Еще в качестве президента России В. Путин принял участие в саммите "Большой восьмерки" в Санкт-Петербурге, где провел мысль о решительных действиях в масштабах государства, направленных на избавление от инфекционных заболеваний. Среди них важное место отводится туберкулезной инфекции. Следовательно, искоренение туберкулеза, по сути, является одной из проблем обеспечения национальной безопасности страны. Да, пускай еще не столь стремительными темпами, как хотелось бы, но угроза туберкулеза отступала. Но вот беда - папочка Коха в очередной раз грозит выскользнуть из зоны особого внимания государства. Что же произошло?
Судите сами - в прошлом году Минздравсоцразвития не закупил противотуберкулезные лекарства в рамках реализации подпрограммы "Туберкулез" Федеральной целевой программы "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями на 2007-20011 гг." В результате значительная часть больных не смогла получить необходимое лечение, соответствующее принятым стандартам медицинской помощи. Специалисты уже предсказывают рост показателей заболеваемости и смертности от туберкулеза.
Как такое могло случиться? Чтобы узнать о причинах сложившейся ситуации, мы обратились к директору НИИ фтизиопульмонологии ММА им. И.М.Сеченова академику РАМН Михаилу ПЕРЕЛЬМАНУ.
- По-видимому, основной причиной такой ситуации, - сказал он, - стала затянувшаяся реорганизация Минздравсоцразвития, к которому после ликвидации Росздрава перешли функции закупок необходимых лекарств для противотуберкулезных учреждений. Самое обидное, что средства - и немалые! - имелись и имеются, однако так и остаются нереализованными. То есть были деньги, фирмы готовы были поставлять лекарства, но больные их не получили. А что значит для больного туберкулезом отсутствие необходимого набора лекарств?
Известно, что при туберкулезе важнейшее значение имеет правильно проводимая лекарственная терапия. У нас часто можно слышать о приверженности к лечению или о так называемой контролируемой терапии, когда медики следят за тем, чтобы больные аккуратно и регулярно принимали лекарства. Ведь перерыв в лечении туберкулеза - мина замедленного действия. Во-первых, при этом резко снижается эффективность терапии, во-вторых, возрастает опасность обострения или рецидива заболевания, в-третьих, перерыв способствует развитию устойчивости возбудителей туберкулеза к препаратам. Так рождается страшное зло, которое теперь называют туберкулезом с лекарственной устойчивостью. Его очень трудно и дорого лечить существующими лекарствами.
К нам часто обращаются представители регионов с тревожными сообщениями о сложившемся катастрофическом положении с лекарствами. Например, министр здравоохранения Амурской области Ю.Максимов бьет в колокола по поводу отсутствия достаточного количества противотуберкулезных препаратов как основного, так и резервного ряда. В прошлом году на их приобретение в рамках областной целевой программы было выделено 10 млн. руб. Конечно же, таких средств крайне недостаточно. Прежде значительная помощь оказывалась из федерального бюджета, но за 11 месяцев 2008 г. по Федеральной программе "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями" противотуберкулезные препараты в область не поступали. Регион взывает о помощи. И таких обращений много.
Представьте, что практически повсеместно в течение всего 2008 г. лекарств в противотуберкулезные учреждения поступало явно недостаточно. Но самое тревожное в том, что эта история имеет свое продолжение и сегодня. Уже закончился январь, прошла двенадцатая часть года, однако сведений о том, что в ближайшее время закупка жизненно необходимых медикаментов будет произведена, пока нет. Ситуация осложняется еще и тем, что Минздравсоцразвития России закупает лекарства по конкурсу. Для его проведения надо опубликовать объявление, провести процедуру сбора заявок, а затем собственно конкурс. Далее необходимо определиться с фирмами-поставщиками, заключить с ними договор. И лишь после этого начинаются поставки лекарств, их доставка в учреждения. Процесс может потребовать до полугода!
Даже если "процесс пойдет" прямо сейчас, противотуберкулезные препараты поступят не раньше лета. Столь критической ситуации еще не было. Складывается впечатление, что у нас просто не понимают огромного значения бесперебойного обеспечения медикаментами больных туберкулезом. Между тем фтизиатрия - область особая. Задача противотуберкулезных учреждений -не только исцелить больного, хотя это крайне важно, но и защитить от заразных больных здоровых людей, предупредить распространение туберкулеза среди детей, подростков и взрослого населения. Отсутствие лекарств ставит под угрозу не только жизнь больного, но и здоровье общества в целом. Это один из компонентов безопасности государства.
- В столь непростой ситуации, когда речь идет о жизни и здоровье как больных, так и всего общества, не передать ли временно закупку препаратов на откуп регионам? Они ведь "ближе к народу" и наверняка позаботятся о людях? Не целесообразнее ли обеспечение препаратами вменить в обязанности субъектов Федерации?
- Мы всегда возражали против этого. Противотуберкулезные препараты должны закупаться централизованно. В той борьбе, которую весь мир ведет с туберкулезом, велика роль централизованного управления, централизованного контроля, вертикали менеджмента.
Уже был опыт закупок лекарств регионами в 1990-1998 гг., и он себя не оправдал. Был полный провал - все страдали от дефицита лекарств. Противотуберкулезные препараты так называемого второго ряда очень недешевы, и, как правило, у субъектов денег на них нет. Но именно они необходимы для лечения наиболее тяжелых больных по дорогостоящим стандартным режимам. Уже в ближайшее время при отсутствии лечения таких пациентов возникнет угроза появления среди впервые выявленных больных большой доли лиц с лекарственной устойчивостью. Зачем дважды наступать на одни и те же грабли? На собственных ошибках надо учиться.
Лишь единицы, регионы-доноры, в состоянии обеспечить свои потребности. Что получается при закупках территориями? Во-первых, если они сами покупают лекарства, то приобретают далеко не лучшие, поскольку не в силах обеспечить контроль качества. Во-вторых, закупка лекарств небольшими партиями экономически невыгодна - большим оптом покупать всегда дешевле. И наконец, потеря времени обернется подорожанием лекарств. Отдельно следует заметить, что покупка лекарств на уровне отдельных территорий - это создание благоприятных условий для коррупции.
Передача средств регионам - процедура крайне длительная. С каждым регионом необходимо заключить договор. Для этого нужен целый пакет документов. Но, повторяю, в принципе это неправильно, закупки должны быть централизованными.
С началом реализации в 1998 г. федеральной целевой программы фтизиатры отметили, что система обеспечения препаратами наладилась. Поэтому нельзя вновь отдавать ее на откуп регионам.
- В последние года мы установили конструктивные отношения с зарубежными партнерами, в том числе с ВОЗ, по улучшению эпидемиологической ситуации. В рамках соглашений на уровне правительства они вкладывали немалые средства. Получается, их усилия при нашей халатности могут пропасть втуне?
- По справедливому мнению ВОЗ, Россия входит в число 22 стран мира с максимальным распространением туберкулеза. За последние годы Россия смогла стабилизировать эпидемию, и в результате наш рейтинг на мировом уровне повысился. Но вот сейчас мы вновь легко отбрасываем собственный успешный опыт борьбы с туберкулезом. К огорчению, наш авторитет в мире падает. На нас начинают косо смотреть Всемирный банк, Глобальный фонд по борьбе с туберкулезом, СПИДом и малярией, которые старались нам помочь.
Чтобы не стать этаким изгоем в мировом сообществе, нужно помнить недавнюю историю. Пару лет назад в Берлине состоялось совещание министров здравоохранения стран с наибольшим распространением туберкулеза. Министерства здравоохранения всех этих государств перед лицом мирового сообщества обязались провести эффективные меры по обузданию распространения туберкулеза. Россия также присоединилась к ним, подписав "министерскую декларацию". Международные договоренности надо выполнять!
- Каковы же пути выхода из такой, прямо скажем, патовой ситуации?
- Действительно, положение катастрофическое. Сейчас уже нет времени на длительную процедуру объявления конкурсных закупок. В создавшейся чрезвычайной ситуации необходимо срочно закупить и незамедлительно поставить в противотуберкулезные учреждения нужные лекарства. Ведь с каждым днем ухудшается здоровье больных, снижаются их шансы на выздоровление. Люди заражаются от неизлеченных больных туберкулезом.
Беду с лекарственным снабжением догнал мировой финансово-экономический кризис. Увеличивается число безработных, снижаются зарплаты, растет инфляция, усиливается миграция. Все это - значимые социальные факторы риска распространения туберкулеза. Больные туберкулезом и врачи-фтизиатры ждут лекарств!

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции