Борьба с социально значимыми заболеваниями туберкулез
Государственная политика в области профилактики и лечения социально значимых заболеваний реализуется путем принятия федеральных законов, устанавливающих основные правовые нормы в данной области, используя различные механизмы, наиболее эффективными из которых являются федеральные целевые программы.
К федеральным законам, регулирующим правовые отношения в области профилактики и лечения социально значимых заболеваний, относятся законы "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации", "Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний", "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" и ряд других. Основные правовые нормы указанных законодательных актов рассматриваются в рамках соответствующих дисциплин учебного плана подготовки бакалавров социальной работы.
Особое значение в государственной политике по рассматриваемому вопросу занимала федеральная целевая программа "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007–2012 гг.)", утвержденная постановлением Правительства РФ от 10 мая 2007 г. № 280, основные цели которой – снижение заболеваемости, инвалидности и смертности населения от социально значимых заболеваний, увеличение продолжительности жизни и улучшение ее качества.
В качестве задач обозначены совершенствование методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при социально значимых заболеваниях; разработка и внедрение современных методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при социально значимых заболеваниях на основе современных технологий; строительство и реконструкция специализированных медицинских учреждений.
Данная федеральная целевая программа содержит ряд подпрограмм по нозологическим формам, которые определены как социально значимые заболевания, а именно подпрограммы "Сахарный диабет", "Туберкулез", "ВИЧ-инфекция", "Онкология", "Инфекции, передаваемые половым путем", "Вирусные гепатиты", "Артериальная гипертония", "Психические расстройства".
Целями подпрограммы "Сахарный диабет" являются снижение уровня заболеваемости диабетом, совершенствование мер его профилактики и увеличение средней продолжительности жизни данных больных, а задачами – совершенствование методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации больных сахарным диабетом, в том числе разработка и внедрение высокотехнологичных методов лечения заболевания и его осложнений.
В рамках мероприятий подпрограммы реализуется проведение исследований по изучению причин возникновения, механизмов развития сахарного диабета и его осложнений; оснащение диабетологических подразделений специализированных учреждений здравоохранения необходимым оборудованием, организация работы школ для обучения больных сахарным диабетом; проведение мониторинга данного заболевания и его осложнений; обеспечение функционирования государственного регистра лиц, больных сахарным диабетом; создание мобильных лечебно-профилактических модулей; внедрение в клиническую практику современных лекарственных средств и диагностических систем.
Подпрограмма "Туберкулез" направлена на снижение уровня заболеваемости туберкулезом и смертности от него. Задачами подпрограммы являются совершенствование методов профилактики туберкулеза, в том числе разработка информационных программ для населения, образовательных программ для больных туберкулезом и контактирующих с ними лиц; совершенствование мер инфекционного контроля туберкулеза, методов диагностики, лечения и комплексных программ медико-социальной реабилитации.
Для решения поставленных задач осуществляются следующие мероприятия: строительство и реконструкция лечебно-профилактических учреждений, оказывающих противотуберкулезную помощь населению; разработка и совершенствование ускоренных высокодостоверных методов и систем диагностики туберкулеза; разработка и апробация комплексных программ по медицинской и социальной реабилитации больных туберкулезом, относящихся к различным группам риска; разработка и совершенствование санитарных нормативов и мер инфекционного контроля за распространением данного заболевания; обеспечение лечебно-профилактических учреждений противотуберкулезными препаратами; совершенствование лабораторной диагностики туберкулеза и др.
Целями подпрограммы "ВИЧ-инфекция" определены снижение числа вновь зарегистрированных случаев инфицирования ВИЧ-инфекцией; внедрение методов профилактики заражения ВИЧ-инфекцией новорожденных; обеспечение доступности антиретровирусных препаратов; снижение уровня смертности больных ВИЧ-инфекцией.
В качестве задачи подпрограммы установлено совершенствование методов профилактики распространения ВИЧ-инфекции, а также методов диагностики, лечения и реабилитации при ВИЧ-инфекции.
Для достижения поставленных целей предусмотрено выполнение таких мероприятий, как изучение лекарственной устойчивости ВИЧ к антиретровирусным препаратам; разработка и клинические испытания диагностических и лекарственных препаратов с учетом молекулярных особенностей ВИЧ; разработка новых форм мониторинга эффективности различных методов профилактики ВИЧ-инфекции; создание единой системы мониторинга и оценки в области противодействия ВИЧ-инфекции.
Подпрограмма "Онкология" направлена на обеспечение диагностики на ранних стадиях заболевания и снижение инвалидности и смертности при злокачественных новообразованиях.
В рамках подпрограммы решаются следующие задачи: совершенствование методов профилактики онкологических заболеваний, раннего выявления опухолевых и предраковых заболеваний; оценка канцерогенных факторов окружающей среды; мониторинг канцерогенных производственных факторов и производств; обеспечение диагностики опухолевых заболеваний визуальной локализации на ранних стадиях; разработка и совершенствование методов диагностики и лечения, медицинской, психологической и социальной реабилитации; совершенствование и внедрение телекоммуникационных технологий.
Мероприятия, выполняемые в рамках данной подпрограммы, включают в себя проведение исследований в области этиологии, патогенеза, профилактики, диагностики и лечения онкологических заболеваний; обеспечение функционирования национального перечня веществ, продуктов, производственных процессов, бытовых и природных факторов, канцерогенных для человека, банков данных по канцерогенно-опасным производствам и веществам, регистра лиц, имеющих профессиональный контакт с химическими канцерогенами.
В подпрограммах "Инфекции, передаваемые половым путем", "Вирусные гепатиты" и "Вакцинопрофилактика", посвященных борьбе с социально значимыми инфекционными заболеваниями, изложены основные мероприятия, направленные на снижение заболеваемости и смертности, совершенствование диагностики и лечения, а также уменьшение частоты осложнений.
К таким мероприятиям, в частности, относятся строительство и реконструкция специализированных медицинских учреждений и предприятий; создание новых вакцин массового применения и современных технологий их производства; создание новых современных методов и средств диагностики детских инфекций; разработка программ эпидемиологических исследований заболеваний, передаваемых половым путем, с созданием систем прогнозирования, распространения и возникновения устойчивости возбудителей этих инфекций к применяемым антимикробным препаратам; совершенствование методов расследования и профилактики эпидемических вспышек вирусных гепатитов; создание контрольных образцов для оценки качества диагностики вирусных гепатитов; развитие системы информирования населения о мерах предупреждения распространения инфекций; совершенствование государственного контроля за проведением профилактических и противоэпидемических мероприятий и др.
Среди мероприятий подпрограммы "Артериальная гипертония" можно отметить следующие: разработка современных методов профилактики, диагностики и лечения артериальной гипертонии и ее осложнений; разработка научно обоснованных программ по организации восстановительного лечения больных инсультом и острым инфарктом миокарда.
Целью подпрограммы "Психические расстройства" является развитие комплексной системы профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при психических расстройствах.
Среди важнейших мероприятий, реализуемых в рамках данной подпрограммы, следует назвать разработку современных видов и методов комплексных судебно-психиатрических экспертных исследований; изучение нейрохимических, иммунологических и нейрофизических аспектов патогенеза шизофрении, депрессивных и других психических расстройств; разработку методического и программного обеспечения деятельности по внедрению бригадных форм оказания психиатрической помощи, психосоциальной терапии и психосоциальной реабилитации; разработку аналогичных методов для ликвидаторов радиационных аварий и участников боевых действий; научное обоснование системы мониторинга деятельности психиатрических, психоневрологических и судебно-психиатрических экспертных учреждений, а также совершенствование методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при психических расстройствах.
Таким образом, используя программно-целевой метод, в рамках федеральной целевой программы "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями" на уровне федерального правительства комплексно решаются научные, методические и практические задачи диагностики, профилактики и лечения социально значимых заболеваний.
Сложные медико-социальные проблемы, формирующиеся у больных, членов их семей и в обществе в целом, предполагают участие в их решении профессиональных социальных работников, знающих социальные и психологические проблемы пациентов, способствующих эффективному и скорейшему оказанию медико-социальной помощи больным.
Наиболее существенной должна быть роль социальных работников в профилактике социально значимых заболеваний. В частности, на них можно возложить информационную работу с населением по распространению медицинских и социальных знаний, касающихся этой группы болезней, организацию и проведение школ по определенным видам патологии, организацию консультирования и ухода за больными, поддержку в решении социальных вопросов.
Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Силкин Михаил Михайлович
Несмотря на свою значимость, институт административно-принудительных мер медицинского характера не получил должного освещения в научной литературе. Нами не было обнаружено ни одного комплексного исследования в рамках заявленной проблематики. Исключение составляет круг вопросов, связанных с оказанием психиатрической помощи, в том числе в недобровольном порядке. Но в то же время необходимо сказать, что вопросы оказания психиатрической помощи рассматриваются, главным образом, в контексте их применения в рамках привлечения к уголовной ответственности, не затрагивая административно-правовой контекст, а прочие меры принуждения и вовсе остаются без должного внимания. Однако следует заметить, что именно меры такого рода могут стать надежным инструментом при решении проблемы социально значимых и социально опасных заболеваний , которые стали настоящим бичом в нашей стране.
Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Силкин Михаил Михайлович
Social-legal aspects of the fight with socially notable and socially dangerous diseases
Despite its importance, the institution of administrative compulsory medical treatment is not received adequate coverage in the scientific literature. We did not find any comprehensive study under the stated problems. An exception is the range of issues relating to the provision of psychiatric care, including involuntary. But at the same time it must be said that the issues of mental health care are considered, mainly in the context of their use in criminal prosecution, without affecting the administrative and legal context, and other coercive measures at all are overlooked. However, it should be noted that specific measures of this kind can be a reliable tool for solving the problem of socially relevant and socially dangerous diseases, which have become a real scourge in our country.
при органах государственной власти, особенно при правоохранительных органах; Общественная палата; совет по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека; гражданская комиссия по правам человека, Ассоциация юристов России; Российская криминологическая ассоциация; региональные уполномоченные и комиссии по правам человека; советы ветеранов; суды присяжных; товарищеские и этические суды; наблюдательные комиссии, создаваемые на постоянной или временной основе при госорганах или в различных ситуациях; ассоциации и профессиональные союзы; общественная экспертиза законопроектов и нормативных актов органов местного самоуправления; общественные слушания по различным проблемам; попечительские советы в детских домах и медицинских учреждениях; общественные наблюдательные комиссии в местах лишения свободы; институт военных священников.
В научной литературе не безосновательно предлагается создать в России разветвленную систему органов общественного контроля, которая касалась бы и сферы обеспечения правопорядка [6, с.50]. При этом по справедливой оценке положения в стране, оптимальной организационной формой функционирования системы общественного контроля должны стать советы такого контроля, объединенные в соответствующие федеральные, региональные
и местные структуры и охватывающие все предприятия, все их трудовые коллективы, все учебные заведения и т.д. Если каждый государственный служащий будет находиться под внимательнейшим наблюдением общественного контроля, то тогда станет возможной модернизация страны.
1. Лапаева В.В. Социология права / Под ред. академика РАН, д.ю.н., проф. В.С. Нерсесянца. М., 2000.
2. Карбонье Ж. Юридическая социология. М., 1986.
3. Румянцева В.Г. Общественный контроль за деятельностью государства: к теории вопроса // История государства и права. 2009. № 11.
4. Лукьяненко В.И. Государственный аппарат России: проблемы организации, управления, контроля. М., 2004.
5. Тихомиров Ю.А. Закон - основа стратегии // Президентский контроль: Информационный бюллетень. 2002. № 8.
6. Панченко П.Н. Общественный контроль в сфере правопорядка: вопросы формирования его системы // Российская юстиция. 2010. № 4.
СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ БОРЬБЫ С СОЦИАЛЬНО ОПАСНЫМИ И СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ
Несмотря на свою значимость, институт административно-принудительных мер медицинского характера не получил должного освещения в научной литературе. Нами не было обнаружено ни одного комплексного исследования в рамках заявленной проблематики. Исключение составляет круг вопросов, связанных с оказанием психиатрической помощи, в том числе в недобровольном порядке. Но в то же время необходимо сказать, что вопросы оказания психиатрической помощи рассматриваются, главным образом, в контексте их применения в рамках привлечения к уголовной ответственности, не затрагивая административно-правовой контекст, а прочие меры принуждения и вовсе остаются без должного внимания. Однако следует заметить, что именно меры такого рода могут стать надежным инструментом при решении проблемы социально значимых и социально опасных заболеваний, которые стали настоящим бичом в нашей стране.
Despite its importance, the institution of administrative compulsory medical treatment is not received adequate coverage in the scientific literature. We did notfind any comprehensive study under the stated problems. An exception is the range of issues relating to the provision ofpsychiatric care, including involuntary. But at the same time it must be said that the issues of mental health care are considered, mainly in the context of their use in criminal prosecution, without affecting the administrative and legal context, and other coercive measures at all
ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО , КОНС ТИТУЦИОННОГО И 77
are overlooked. However, it should be noted that specific measures of this kind can be a reliable tool for solving the problem of socially relevant and socially dangerous diseases, which have become a real scourge in our country.
Ключевые слова: административно-принудительные меры медицинского характера, заболевание, борьба, социальная проблема, бродяжничество, алкоголизм, наркомания.
Key words: administrative compulsory medical treatment, disease, fight, social problem, vagrancy,
alcoholism, drug addiction.
Именно в связи с тем, что в случае возникновения того или иного заболевания возникает дисбаланс личности, также носящий комплексный характер, могут применяться меры принуждения со стороны властного субъекта, в роли которого выступает государство.
В то же время нельзя допускать нарушения конституционных прав и свобод гражданин, страдающих тем или иным особо опасным заболеванием, в ходе реализации подобного рода мер принуждения. Данная проблема становится особенно актуальной в связи с темпами распространения особо опасных заболеваний в мире и в России в частности.
Выборочные исследования, проведенные в России и за рубежом, показали, что в настоящее время инфекционные заболевания составляют не менее 60-70 % всей патологии человека.
С начала 90-х годов в Российской Федерации осложнилась ситуация с острыми инфекциями. В некоторых областях России вновь появилась холера. Помимо этого ухудшилось положение с вирусным гепатитом: высока заболеваемость вирусным гепатитом А, неуправляемой остается вирусная гепатитная В-инфекция, увеличивается количество больных гепатитом С, высок процент хронического протекания гепатитов.
В Российской Федерации ежегодно регистрируется от 30 до 40 млн. инфекционных больных, что приводит к экономическим потерям от 1,5 до 2,5 трлн. рублей. На фоне снижения заболеваемости одними инфекциями отмечается рост других. Стремительно распространяется на территории страны ВИЧ - инфекция.
Смертельную опасность для жителей России представляет и геморрагическая лихорадка. Вспышки этого заболевания были отмечены в 20102011 годах в Астрахани, Ставрополье и Волгоград-
ской области. Случаи заболевания были отмечены и в Новосибирске.
Очень остро строит в стране вопрос о распространении такого инфекционного заболевания как туберкулез.
Российская уголовно - исполнительная система является эпицентром эпидемии туберкулеза в обществе и инкубатором лекарственной устойчивости. Практически все заключенные, попадающие в места заключения, подвергаются первичному заражению. Каждый десятый в тюрьме болен активной формой, а большая часть остальных являются носителями латентной формы.
Всего в России - 985 мест заключения, из них тюрем для особо опасных преступников - 13, следственных изоляторов - 178, колоний различного режима для взрослых - 731, колоний для несовершеннолетних - 63. Всего заключенных - 1014272 человек. Численность заключенных на 100000 населения в России составляет 740 человек. Для сравнения, во Франции она составляет едва 90 человек.
По официальным данным больных туберкулезом заключенных 92000 человек. Однако на самом деле их не менее 110000 человек, так как во многих учреждениях недостаточно обеспечена диагностика туберкулеза.
Больные туберкулезом заключенные должны содержаться в специализированных колониях (туб-зонах) или в медицинских подразделениях СИЗО. В реальной же ситуации на сегодняшний день 20 % больных остаются не выявленными.
Около четверти всех больных заключенных страдают туберкулезом со множественной лекарственной устойчивостью, который не поддается лечению обычными препаратами [1].
Помимо этого можно выделить следующие причины распространения эпидемии туберкулеза в местах заключения:
1) скученность и антисанитарные условия, в первую очередь в СИЗО. Часто в камере, рассчитанной на 30-40 человек, содержится 100-120 человек. Недостаточный допуск солнечного света и отсутствие адекватной вентиляции в камерах приводит
к быстрому распространению болезни воздушнокапельным путем;
2) несвоевременная диагностика из-за низкой квалификации лаборантов и отсутствия необходимого оборудования и материалов;
3) переполненность специальных колоний для больных туберкулезом (тубзон). В результате этого больные туберкулезом содержаться в локальных участках обычных зон, что способствует его распространению;
4) нерациональная дислокация заразных больных. Часто многие здоровые осужденные содержаться специализированных колониях, тогда как осужденные, больные заразными формами туберкулеза, продолжают содержаться в обычных колониях;
5) отсутствие лекарств. Пенитенциарная система обеспечивается медикаментами всего на 17 % от необходимого количества. Это главная причина быстрого распространения туберкулеза с множественной лекарственной устойчивостью;
6) стресс, недостаточное питание (на питание выделяется 67 копеек в день на одного заключенного, что составляет 0,03 доллара США), что отрицательно сказывается на способности организма противостоять инфекции.
Все это требует от государства принятия соответствующих мер реагирования, которыми должны стать административно-принудительные меры медицинского характера. Однако их применение может быть сопряжено с ограничениями некоторых прав и свобод человека и гражданина.
Однако правовая регламентация
ке и путях заражения также бывает понятна лишь профессиональным медикам, что, в свою очередь, создает угрозу заражения при попадании неподготовленных лиц на опасную по эпидемиологическим показателям территорию.
В ходе право-либерального реформирования, происходящие в стране преобразования, породили целый ряд негативных изменений в обществе. Деиндустриализация, упадок сельскохозяйственного производства, безработица, снижение уровня доходов населения, рост неравенства, отчужденности, отсутствие действенной системы поддержки населения, привели к тому, что в обществе сформировалась значительная часть бедного населения, низший слой которого стал активно вытесняться на социальное дно. На улицах российских городов увеличилось число бродяг и попрошаек появление которых было связано отчасти с отменой правовых норм, предусматривающих применение репрессивных санкций за занятие бродяжничеством и попрошайничеством. Эта социальная группа населения стала одним из важных источников распространения социально опасных и социально значимых заболеваний в Российской Федерации. В среде таких лиц активно распространяются не только опасные инфекции, но и венерические болезни, СПИД и туберкулез, потому как они не получают должного лечения, по большей части отказываясь от него в добровольном порядке. В нашей стране борьба с бродяжничеством не ведется после принятия Указа Президента РФ от 06.02.2004 г. № 151 «О признании утратившим силу Указа Президента РФ от
На наш взгляд, такая позиция государства является не совсем верной. Являясь не только асоциальными личностями, зачастую совершающими преступления и правонарушения, лица без определенного места жительства являются, как уже указывалось выше, источниками распространения опас-
ных инфекционных и венерических заболеваний, а образ жизни часто приводит к патологическим изменениям психики и последующим психическим расстройствам. Беспрепятственно контактируя со здоровыми гражданами в ходе занятия бродяжничеством и попрошайничеством, такие лица повышают опасность заражения социально опасными болезнями. Таким образом, следует говорить о необходимости восстановления системы социальных приемников-распределителей для этой категории граждан, в рамках которых они должны будут подвергаться первичному медицинскому осмотру и последующему принудительному лечению в случае отказа от добровольного прохождения. Так же в этих приемниках должна проводиться первичная социализация данной группы населения, что будет являться неотъемлемой частью не только процесса возвращения их в нормальную среду общества, но и сыграет свою роль в предупреждении последующего заражения этих лиц социально опасными и социально значимыми заболеваниями.
Такая же ситуация складывается и с лицами, больными алкоголизмом, в среде которых распро-
страняется не только ВИЧ-инфекция, но и не менее опасное заболевание - вирусный гепатит, передающийся через слюну и прочие выделения организма человека. В МКБ-10 алкоголизм отнесен к категории 10.00, что также предполагает возможность применения к ним административно-принудительных мер медицинского характера, причем не только в связи с фактом носительства вирусных гепатитов и иных инфекционных заболеваний, но и в связи с наличием патологического расстройства психики из-за злоупотребления алкоголем.
3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 г. № 138-ФЗ // Российская газета, 2002, 20 ноября.
7. Викут М.А., Зайцев И.М. Гражданский процесс. Курс лекций. Саратов, 1998. С. 264
8. Осокина Г.Л. Судебное рассмотрение дел, связанных с применением Закона о психиатрической помощи // Российская юстиция. 1994. № 8. С. 26.
9. Воложанин В.П., Задиора В.И. Некоторые вопросы судопроизводства по делам об оказании психиатрической помощи // Российский юридический журнал. Екатеринбург, 1994. № 1. С. 68 - 69.
11. Указ Президента РФ от 06.02.2004 г. № 151 «О признании утратившим силу Указа Президента РФ от
02.11.1993 г. № 1815 «О мерах по предупреждению бро-
12. Международная классификация болезней МКБ-10 / НИИ им. Н.А. Семашко. М., 1999.
№ 365 - 366
16 февраля - 1 марта 2009
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики