Возбудители дифтерии являются а симбионтами б сапрофитами в паразитами


тест для работы учащихся

Скачать:

Вложение Размер
test_bakterii.docx 27.51 КБ

Предварительный просмотр:

  1. ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ:

1. Клетки бактерий отличаются от растительных клеток отсутствием:

А) клеточной оболочки В) ядра

Б) цитоплазмы Г) рибосом

2. Возбудители дифтерии являются:

А) сапрофитами В) симбионтами

Б) паразитами Г) автотрофами

  1. Бактерия сенная палочка при кипячении:

А) погибает В) не погибает, если в состоянии споры

Б) не погибает Г) выпадает в осадок

4. Споры бактерий служат для:

Б) перенесения неблагоприятных условий жизни

В) размножения и расселения

Г) защиты от человека

5. Бактерии размножаются:

А) почкованием В) делением

Б) спорами Г) почкованием и делением

6. Клетка бактерий снаружи покрыта:

А) слизью В) щетинками

Б) капсулой Г) ресничками

  1. ВЫБЕРИТЕ НЕПРАВИЛЬНЫЕ СУЖДЕНИЯ И ОБЪЯСНИТЕ ИХ:

  1. Бактерии – это прокариотные организмы.
  2. Многие бактерии – анаэробы.
  3. Бактерии питаются только мертвыми органическими веществами.
  4. Бактерии размножаются путем деления.
  5. Все бактерии имеют форму палочек.
  6. Солнечный свет благоприятен для жизни бактерий.
  7. Бактерии могут жить только во влажной среде.

В чем отличие бактериальной клетки от клетки растений?

  1. ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ :

  1. Бактерии в окружающем пространстве:

А) способны передвигаться В) передвигаются лишь имеющие жгутик

Б) не способны передвигаться Г) передвигаются с помощью ресничек

  1. Возбудитель туберкулеза поражает чаще всего:

А) легкие В) желудок

Б) сердце Г) кожу

  1. Бактерий, которые сами образуют органические вещества:

А) симбионты В) автотрофы

Б) паразиты Г) гетеротрофы

  1. Спора отличается от свободной бактерии тем, что:

А) у споры более плотная оболочка

Б) в споре несколько бактериальных клеток

В) спора менее долговечна, чем свободная бактерия

Г) спора питается автотрофно, а свободная бактерия – гетеротрофно.

А) живут свободно В) живут за счет других организмов

Б) способны к фотосинтезу Г) живут в симбиозе с другими

  1. В отличие от растительных клеток у бактерий:

А) пластиды отсутствуют В) присутствуют хромопласты

Б) отсутствуют только хлоропласты Г) присутствуют лейкопласты

  1. ВЫБЕРИТЕ НЕПРАВИЛЬНЫЕ СУЖДЕНИЯ И ОБЪЯСНИТЕ ИХ:

  1. Клетки бактерий содержат одно или несколько ядер.
  2. Бактерии живут во всех средах обитания.
  3. Все бактерии нуждаются в кислороде.
  4. В клетках всех бактерий происходит фотосинтез.
  5. Бактерии размножаются путем деления.
  6. В природе гнилостные бактерии приносят вред.
  7. Туберкулез у человека и животных – бактериальное заболевание.

ЗНАЧЕНИЕ БАКТЕРИЙ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА

  1. ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ :

  1. Палочковидные бактерии называют:

А) спириллы В) бациллы

Б) кокки Г) вибрионы

  1. Бактерии попадают в организм и приносят вред:

А) молочнокислые В) болезнетворные

Б) клубеньковые Г) уксуснокислые

  1. Пример симбиоза бактерий с другими организмами:

А) возбудитель холеры у человека В) почвенные бактерии

Б) сенная палочка Г) клубеньковые бактерии бобовых растений

А) благоприятен для жизни бактерий В) губителен для спор бактерий

Б) губителен для жизни бактерий Г) нейтрален для бактерий

  1. Бактерии, питающиеся мертвыми органическими веществами, называются:

А) сапрофитами В) молочнокислыми

Б) паразитами Г) клубеньковыми

  1. У бактерий, в отличие от растений,:

А) нет оформленного ядра В) ядро расположено около оболочки

Б) имеется несколько ядер Г) ядро в центре клетки

  1. ВЫБЕРИТЕ НЕПРАВИЛЬНЫЕ СУЖДЕНИЯ И ОБЪЯСНИТЕ ИХ:

  1. Все заболевания человека вызываются бактериями.
  2. Бактерии видны только в микроскоп.
  3. Клетки бактерий имеют ядро.
  4. Бактерии могут жить без доступа кислорода.
  5. Некоторые бактерии могут фиксировать атмосферный азот.
  6. Бактерии погибают при низких температурах.
  7. Бактерии образуют споры с помощью которых размножаются.

  1. ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ:

  1. Форма тела бактерий может быть:

А) шарообразная В) палочковидная, шарообразная, спиральная

Б) палочковидная Г) спиральная

  1. Бактерии сапротрофы- это организмы, которые:

А) используют органические вещества мертвых организмов,

Б) используют органические вещества живых организмов,

В) используют органические вещества гниющих растений,

Г) используют органические вещества в результате брожения.

  1. Бактерии, для жизни которых необходим кислород, называются:

А) анаэробы В) аэробы

Б) фотосинтезирующие Г) термофилы

  1. Вызывают скисание молока:

А) бактерии гниения В) бактерии молочнокислые

Б) дрожжи Г) плесневые грибы

  1. Наилучшими способом защиты от возбудителя холеры является:

А) питье кипяченой воды В) личная гигиена

Б) мытье овощей и фруктов Г) все перечисленное

  1. Бактерии, превращающие перегной в минеральные вещества, - это:

А) бактерии гниения В) почвенные

Б) клубеньковые Г) уксусные

  1. ВЫБЕРИТЕ НЕПРАВИЛЬНЫЕ СУЖДЕНИЯ И ОБЪЯСНИТЕ ИХ:

  1. Молочнокислые бактерии используют для получения кефира.
  2. Бактерии могут иметь жгутики и ворсинки.
  3. Клетка бактерий находится в капсуле и не имеет клеточной оболочки.
  4. Квашение капусты происходит под влиянием бактерий.
  5. Сапрофитные бактерии паразитируют в организме животных.
  6. При благоприятных условиях деление бактерий происходит каждые сутки.
  7. Все бактерии при неблагоприятных условиях образуют споры.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренировочные тесты для подготовки к ЕГЭ. Можно использовать в качестве контрольной работыТест для отработки знаний задания В8Итоговый тест для 5 классаМетодические разработки уроков по произведениям .

Тест по физике для учащихся 8 класса, обучающихся по учебнику А. В. Перышкина. Тема: итоговый - Законы электрического тока. Работа выполнена в программе MyTest.

Важнейший элемент рейтиноговой системы - тестирование. Тесты позволяют в кротчайший срок проверить знания больших групп учащихся, выявить пробелы при изложении учебного материала, применить методы мет.

Тест toeflТест ieltsCAE testsТесты по аудированиюТесты по чтениюСловарный запас Что нужно знать для успешной сдачи ЕГЭЧему бы ни учился человек на протяжении всей своей жизни, его всегда бу.

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Группа живых симбиотических организмов, тело (слоевище) которых состоит из двух компонентов – автотрофного (водоросль, цианобактерии) и гетеротрофного (гриба). Симбионты образуют устойчивые морфологические типы и характеризуются особыми физиологическими и биохимическими процессами. Автотрофы снабжают гриб созданными в процессе фотосинтеза органическими веществами, а получают от него воду с растворенными минеральными солями. Кроме того, гриб защищает автотрофный организм от высыхания. Комплексная природа лишайника позволяет им получать питательные вещества не только из почвы, но и из воздуха, атмосферных осадков, влаги росы и туманов, частиц пыли, оседающей на слоевище. Поэтому лишайники обладают уникальной способностью существовать в крайне неблагоприятных условиях, часто совершенно непригодных для других организмов, - на голых скалах и камнях, крышах домов, коре деревьев и даже на стекле.

Строение . Вегетативное тело лишайников целиком состоит из переплетения грибных гиф, между которыми располагаются водоросли. У большинства лишайников плотные сплетения грибных нитей образуют верхний и нижний корковые слои. Под верхним корковым слоем располагается слой водорослей, где осуществляется фотосинтез и накапливаются органические вещества. Ниже находится сердцевина, состоящая из рыхло расположенных гиф и воздушных полостей. Функция сердцевины – проведение воздуха к клеткам водорослей. Стенки клеток гриба перфорированы, и клетки соединяются цитоплазматическими мостиками. Оболочки гиф утолщены, обеспечивая механическую устойчивость слоевища. У многих лишайников гифы могут ослизняться. Лишайниковые грибы также имеют жировые гифы в местах прикрепления к субстрату. Большинство лишайниковых водорослей встречаются в свободноживущем состоянии. Лишайнику присущи биологические свойства, которых нет у гриба и водоросли, взятых отдельно, когда гриб обеспечивает водоросли водой и минеральными солями, а сам пользуется органическими веществами, синтезированными водорослью.

Известно более 20 тыс. видов лишайников. В зависимости от строения, внешнего вида слоевища выделяют накипные, листоватые и кустистые лишайники.

Слоевища лишайников обычно серого, светлого или темно-бурого цвета. Возраст их достигает десятков и даже сотен лет. Лишайники широко распространены, являются пионерами в освоении скудных местообитаний. Характерен медленный рост (0,5-0,7 мм в год).

Накипные лишайники (около 80% видов) имеют таллом в виде тонкой корочки, прочно срастающейся с субстратом и неотделимой от него.

Листоватые лишайники наиболее высокоорганизованные имеют вид чешуек или пластинок, прикрепляющихся к субстрату пучками гиф, называемыми ризинами.

Кустистые лишайники представляют собой кустики, образованные тонкими ветвящимися нитями или стволиками, прикрепленными к субстрату лишь основаниями.

Размножени е лишайников происходит главным образом вегетативным путем – кусочками слоевищ и спорами, которые образует гриб. Лишайники размножаются также особами специализированными образованиями – соредиями и изидиями, возникающими под верхней корой слоевища и состоящими из клеток водоросли, окруженных гифами гриба. При разрывании коркового слоя они разносятся ветром и, попав в благоприятные условия, сразу начинают разрастаться в новое слоевище.

До сих пор нет единого мнения об их положении в системе органического мира. Существует две точки зрения. Согласно первой, лишайники – самостоятельный таксон (наличие специфических жизненных форм, накипные и кустистые слоевища, способность расти на субстратах, непригодных для роста растений, например камни, специфический способ размножения как комплексного организма при помощи соредий и изидий, медленный рост и особенный тип метаболизма, в результате которого образуются специфические лишайниковые кислоты, отсутствующие у грибов и автотрофов). Согласно второй, это биологическая, а не систематическая группа; лишайникам свойственны два важных признака, характерных только для растений, - это автотрофный способ питания и неограниченный рост на протяжении сотен лет; гриб, входящий в организм лишайника, будучи отделен от автотрофа, существовать, не может. Автотрофы, в том числе и водоросли как представители растений, могут жить самостоятельно.

Значение. Лишайники играют важную роль в наземных биоценозах, участвуя в круговороте веществ в биосфере, образуя почвенный гумус, будучи индикаторами экологической обстановки в городах. В хозяйственной деятельности человека важную роль играют прежде всего кормовые лишайники, такие как ягель, которые поедаются не только северными оленями, но и маралами, кабаргой, косулями, лосями. Некоторые виды лишайников используют в пищу, парфюмерной промышленности для получения ароматных веществ, производстве антибиотиков.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
ЦАРСТВО БАКТЕРИИ (= ц. прокариоты).

Это одноклеточные микроскопические организмы, не имеющие оформленного ядра. Самые древние организмы, появились более 3 млрд. лет назад. Распространены повсеместно: больше всего – в почве, меньше – в воде, ещё меньше – в воздухе. Много их в живых организмах

1. Строение клетки:

- клетка покрыта плазматической мембраной, за которой следует клеточная стенка (из муреина).

- у большинства слизистая капсула, которая защищает клетку от высыхания и содержит токсины;

- нет мембранных органоидов (их функции выполняют мезосомы – впячивания мембраны)

- есть рибосомы, более мелкие чем в клетках эукариот;

- генетический аппарат – НУКЛЕОИД - кольцевая молекула ДНК, не связанная с белками (выполняет функцию хромосомы;

- в цитоплазме есть плазмиды – небольшие молекулы ДНК, определяющие отдельные признаки бактерий.

- органоиды движения — жгутики и реснички.

2. Формы бактерий

шарообразные – кокки (стрептококки, стафилококки)

палочковидные – бациллы (картофельная палочка, молочнокислые бактерии)

спирально извитые – спириллы и спирохеты (бледная спирохета – возбудитель сифилиса)

в форме запятой - вибрионы (холерный вибрион)

(образуют органические вещества)

(питаются готовыми органическими веществами)

(используют энергию солнца)

(используют энергию хим. связей)

(питаются неживым органическим веществом)

вещества тела хозяина)

(живут за счет других организмов, принося им пользу)

*клубеньковые бактерии (живут в симбиозе с бобовыми растениями),

* кишечная палочка (синтезирует витамины группы В, К)

бактерии, которым необходим кислород

бактерии, для которых кислород губителен

Спора может десятилетиями быть в неактивном состоянии, переноситься водой и ветром. Она не боится высыхания, холода, жары. Убийственным фактором для спор являются прямые солнечные лучи или искусственное облучение ультрафиолетовыми лучами (УФЛ). При попадании в благоприятную среду из споры быстро образуется бактерия.

- звено в цепи питания (пища для одноклеточных)

- бактерии гниения образуют перегной

- почвенные бактерии превращают перегной в минеральные соли

- клубеньковые бактерии (на корнях бобовых растений) превращают азот воздуха в соли, которые в растворенном виде всасываются корнями

- молочнокислые бактерии используются в молочной промышленности, силосовании кормов

- месторождения серы образованы серобактериями, железорудные месторождения – железобактериями

- в биотехнологии (синтез инсулина)

- портят продукты питания, книги в книгохранилищах, сено в стогах

- болезнетворные вызывают болезни: тиф, холеру, дифтерию, столбняк, туберкулез, ангину, сибирскую язву, бруцеллез, чуму, ботулизм, коклюш, венерические заболевания

6. Способы борьбы с бактериями:

а) обработка УФЛ;

б) обработка горячим паром;

в) стерилизация (нагревание до + 1200С под давлением)

г) дезинфекция (обработка химическими веществами – антисептиками)

д) пастеризация - обеззараживание при 60-70 0 С в течение 20-30 мин.

е) в домашних условиях: маринование в уксусной кислоте, засолка, охлаждение и замораживание продуктов;

ж) использование антибиотиков

Вирусы (от лат. virus — яд) – частицы, представляющие собой переходную форму между живой и неживой материей и не имеющие клеточного строения.

Открыты в 1892г. русским учёным Д.Ивановским. Он обнаружил и описал вирус табачной мозаики. Этот вирус поражает табак, вызывая разрушение хлорофилла, из-за чего некоторые участки становятся более светлыми.

Вирусы — это внутриклеточные паразиты, и вне клетки они не проявляют никаких свойств живого. Они не потребляют пищи и не вырабатывают энергии, не растут, у них нет обмена веществ. Многие из них во внешней среде имеют форму кристаллов. Вирусы настолько малы, что их можно увидеть только с помощью электронного микроскопа . Внеклеточная (покоящаяся) форма вируса называется вирион

Отличия от неживой материи:

  1. способность воспроизводить себе подобные формы (размножаться)
  2. обладание наследственностью и изменчивостью.

молекула РНК или ДНК, заключенная в белковую оболочку, которую называют капсидом (рис.16).




Рис. 18 Бактериофаг

  1. Проникнув в клетку, вирус изменяет в ней обмен веществ, направляя всю ее деятельность на производство вирусной нуклеиновой кислоты и вирусных белков .
  2. Внутри клетки происходит самосборка вирусных частиц из синтезированных молекул нуклеиновой кислоты и белков.
  3. Иногда в ирусная ДНК встраивается в ДНК к л етки- хозяина, заставляя клеточную ДНК продуцировать вирусные ДНК.
  4. До момента гибели в клетке успевает синтезироваться огромное число вирусных частиц. В конечном итоге клетка гибнет, оболочка ее лопается и вирусы выходят из клетки-хозяина (рис. 17).

Грипп, оспа, корь, полиомиелит, паротит (свинка), бешенство, СПИД, энцефалит, гепатит, краснуха и др.

Мозаичная болезнь табака, томатов, огурцов, скручивание листьев, карликовость, жёлтая сеть и др

Ящур, чума свиней и птиц, инфекционная анемия лошадей, лейкоз, бруцеллёз и др.

Бактериофаги (рис.18) – вирусы, паразитирующие на бактериях.

Биологические мутагены (вызывают мутации).

Бактериофаги используются в медицине против бактерий.

Используются в генной инженерии.

ВИЧ – вирус иммунодефицита человека.

Болезнь СПИД обнаружена в 1981г., а в 1983г. обнаружен возбудитель – ВИЧ. ВИЧ обладает уникальной изменчивостью, которая в 5 раз превышает изменчивость вируса гриппа и в 100 раз больше, чем у вируса гепатита В. Беспрерывная генетическая и антигенная изменчивость вируса в человеческой популяции приводит к появлению новых вирионов ВИЧ, что резко усложняет проблему получения вакцины и затрудняет проведение специальной профилактики СПИДа.

Для СПИДа характерен очень длительный инкубационный период. У взрослых он составляет в среднем 5 лет. Предполагается, что ВИЧ может сохраняться в организме человека пожизненно.

Пути передачи ВИЧ - инфекции:

1. Половой (со спермой и влагалищным секретом) – при непостоянном половом партнере и гомосексуальных отношениях; при искусственном оплодотворении.

2. При использовании загрязненных медицинских инструментов, у наркоманов – одним шприцем.

3. От матери – ребенку: внутриутробно, при родах, при кормлении материнским молоком.

4. Через кровь: при переливании крови, пересадке органов и тканей.

Вирус поражает ту часть иммунной системы человека, которая связана с Т – лимфоцитами крови, обеспечивающими клеточный и гуморальный иммунитет. В результате болезни человеческий организм становится беззащитным перед инфекционными и опухолевыми заболеваниями, с которыми справляется нормальная иммунная система.

Стадии болезни СПИДа.

I. Заражение вирусом ВИЧ: недельная лихорадка, увеличение лимфоузлов, сыпь. Через месяц в крови обнаруживаются антитела к вирусу ВИЧ.

II. Скрытый период (от нескольких недель до нескольких лет): изъязвления слизистой, грибковые поражения кожи, похудение, понос, повышенная температура тела.

III. СПИД: воспаление легких, опухоли (саркома Капоши), сепсис и другие инфекционные заболевания.

Возбудителя СПИДа убивает:

50 – 70о спирт → несколько секунд.

То = 56оС → 30 минут.

Дезинфицирующие вещества (хлорамин, хлорная известь) → мгновенно.

Попадание в желудочно-кишечный тракт → разрушается пищеварительными ферментами и соляной кислотой.

Попадание на кожу → через 20 минут уничтожается ферментами бактерий, паразитирующих на коже.

Тестовые задания в формате ОГЭ

Задание 3. Царство Бактерии. Царство Вирусы.

3.1 Бактерии не имеют оформленного ядра, поэтому их относят к

1) эукариотам 2) прокариотам 3) автотрофам 4) гетеротрофам

3.2. Клетки бактерий отличаются от клеток растений и животных отсутствием:

1) клеточной оболочки 2) цитоплазмы 3) ядра 4) рибосом

1) гниения 2) уксуснокислые 3) молочнокислые 4) клубеньковые

3.4. Большинство бактерий в круговороте выполняют роль

1) производителей органических веществ 2) потребителей органических веществ

3) разрушителей органических веществ 4) концентраторов органических веществ

3.5. К лубеньковые бактерии вступают в симбиоз с бобовыми растениями, улучшая их питание

1) калийное 2) фосфорные 3) азотное 4) кальциевое

3.6. Бактерии размножаются

1) спорами 2) с помощью половых клеток 3) вегетативным способом 4) путем деления клетки

3.7. Большинство бактерий по способу питания

1) производители органических веществ 2) симбиотические организмы

3) потребители неорганических веществ 4) разрушители органических веществ

3.8. Клубеньковые бактерии, обитающие в корнях бобовых растений, являются

1) симбионтами 2) паразитами 3) автотрофами 4) конкурентами

3.9.Генетический материал бактерии содержится в

оформленном ядре 3) нескольких хромосомах

в кольцевой молекуле ДНК 4) в кольцевой молекуле РНК

3.10. Бактерии, использующие для дыхания кислород, называются

1) сапрофиты 2) паразиты 3) аэробы 4) анаэробы

3.11. Бактерии, живущие в содружестве с другими организмами – это

1) сапрофиты 2) паразиты 3) автотрофы 4) симбионты

3.12. Фотосинтезирующие сине-зеленые цианобактерии являются

1) сапрофитами 2) паразитами 3) автотрофами 4) гетеротрофами

3.13. Споры у бактерий обеспечивают

1) перенесение неблагоприятных условий 2) половое размножение

3) вегетативное размножение 4) бесполое размножение

3.14. Какой биологический объект изображён на рисунке?

1) клетка бактерии 2) спора гриба 3) вирус ВИЧ 4) семя растения


3.15. Какой из приёмов борьбы с болезнетворными бактериями наиболее эффективен в операционном блоке?

1) пастеризация 2) регулярное проветривание

3) облучение ультрафиолетовыми лучами 4) мытье полов горячей водой

3.16. К какой группе тел живой природы относят изображённый на рисунке объект:

1) эукариоты 2) нанороботы 3) прокариоты 4) вирусы


Задание 23. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

23.1. Выберите условия, обеспечивающие сапрофитным бактериям процветание в природе

1) сложность внутреннего строения 4) способность к фотосинтезу

2) сложность обмена веществ 5) простота внутреннего строения

3) способность быстро размножаться 6) питание органическими веществами

23.2. Выберите правильные утверждения

1) клубеньковые бактерии обогащают почву азотом

2) бактерии затрудняют усвоение растениями минеральных веществ

3) сапрофитные бактерии паразитируют в организме животных

4) бактерии гниения питаются остатками растений и животных

5) квашение капусты и силосование кормов вызывается молочнокислыми бактериями

6) чтобы продукты не портились, им необходим доступ кислорода

Задание 25. Установите соответствие: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

25.1. Установите соответствие

Признаки Царства организмов

2) используют для выпечки хлеба А) грибы

3) одноклеточные и многоклеточные Б) бактерии

4) в клетке одна хромосома

5) некоторые способны к хемосинтезу и фотосинтезу

6) многие являются возбудителями заболеваний

25.2. Установите соответствие

Признаки Тип клеток

1) отсутствует оформленное ядро А) прокаритная

2) хромосомы расположены в ядре Б) эукариотная

3) имеется аппарат Гольджи

4) в клетке одна кольцевая хромосома

5) АТФ образуется в митохондриях

Задание 27. Выберите из предложенного списка и вставьте в текст пропущенные слова, используя для этого их цифровые обозначения. Впишите номера выбранных слов на место пропусков в тексте.

Вирусы - ---------- (А) формы жизни, проявляющие некоторые признаки живых организмов только внутри других клеток. Вирус состоит из генетического материала и -------(Б). Генетический материал образован ------(В): ДНК или РНК. ДНК-содержащие вирусы после проникновения в клетку встраивают свою ДНК в собственный генетический материал клетки. РНК-содержащие вирусы после проникновения в клетку сначала преобразуют информацию своей РНК в ДНК, путём -------(Г), а затем она встраивается в генетический материал клетки.

2) нуклеиновая кислота

3) клеточная мембрана

4) белковый капсид

5) обратная транскрипция

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ:

Бактерии в основном _______(А) организмы. При неблагоприятных условиях они могут образовывать ______(Б). Многие бактерии имеют ______(В), с помощью которых они передвигаются. Наследственная информация у этих микроорганизмов хранится в виде ______(Г).

2) ядерное вещество

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

2) кишечная палочка

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

итоговый тест по ботанике. используется для подготовки к ЦТ и ЕГЭ

Задания уровня А

А1. В современной систематике для отнесения организма к той или иной систематической категории исследуют:

1) признаки родства и морфологического сходства 2) признаки внешнего сходства организмов

3) только уровень организации 4) только генетический анализ родственников

А2. Рожь и подсолнечник относятся к разным классам покрытосеменных растений на основании различий в:

1) типах корневых систем 2) строении семени, цветка и корневой системы

3) строении клеток и тканей 4) строении цветка ржи

А3. Вирусы относятся к доклеточным организмам, потому что они:

1) не содержат ядра 2) не способны к самостоятельному обмену веществ

3) являются паразитами 4) не способны размножаться

А4. В основе деления организмов на надцарства лежит:

1)наличие или отсутствие ядра в клетках

2) способнсть к размножению спорами или семенами

3) принадлежность организма к растениям, грибам или животным

4) принадлежность организмов к вирусам или бактериям

А5. Растения от животных отличаются прежде всего:

1) клеточным строением организма 2) способом питания

3) различиями в химическом составе клеток 4) наличием вакуолей

А6. К высшим растениям относятся:

1) багрянковые водоросли 2) многоклеточные зеленые водоросли

А7. Основной общей особенностью споровых растений является:

1) зависимость их размножения от воды 2) среда обитания

3) наличие хроматофоров в листьях 4) отсутствие органов растения

А8. Клетки бактерий отличаются от растительных клеток отсутствием:

1) клеточной оболочки 2) цитоплазмы

3) ядра 4) рибосом

А9. Большинство бактерий, живущих на Земле относят к:

1) фототрофным организмам 2) гетеротрофным

3) хемосинтезирующим 4) паразитам

А10. Чтобы вырастить культуру бактерий сенной палочки, настой сначала кипятят в течение 20-30 мин. Это делают для того, чтобы:

1) убить всех, кроме бактерий сенной палочки 2) бактерии активнее размножаются

3) сенная палочка образовала споры 4) повысить жизнеспособность сенной палочки

А11. Спора отличается от свободной бактерии тем, что:

1) у споры более плотная оболочка 2) в споре несколько бактериальных клеток

3) спора менее долговечна, чем свободная бактерия

4) спора питается автотрофно, а свободная бактерия – гетеротрофно

А12. Возбудители дифтерии являются:

1) сапрофитами 2) паразитами 3) симбионтами 4) автотрофами

А13. Грибы выделяют в отдельное царство, потому что:

1) они неподвижны, но способны к фотосинтезу

2) их клетки содержат хитин, а тело состоит из мицелия

3) размножаются спорами и не имеют органов

4) не имеют органов, гетеротрофы

А14. Какой из названных грибов относится к пластинчатым грибам?

1) подосиновик 2) масленок 3) рыжик 4) подберезовик

А15. С некоторыми растениями грибы сближает:

1) размножение спорами 2) автотрофный способ питания

3) гетеротрофный способ питания 4) наличие проводящих сосудов

А16. Мукор, скорее всего, можно встретить на (в):

1) дереве 2) почве 3) влажном хлебе 4) злаках

А17. Дрожжи получают энергию для жизнедеятельности за счет:

1) фотосинтеза 2) поглощения из почвы минеральных веществ

3) разложения сахара на спирт и углекислый газ 4) получения из почвы органических веществ

А18. Антибиотики получают с помощью:

1) мукора 2) дрожжей 3) спорыньи 4) пенициллина

А19. Растения не образуют микоризы с:

1) подосиновиком 2) подберезовиком 3) лисичками 4) трутовиками

1) крыжовника 2) картофеля 3) яблони 4) злаков

А21. У какого из грибов споры находятся в кисточках грибницы?

1) мукор 2) пеницилл 3) дрожжи 4) спорынья

А22. Пораженные головней цветы злака заполнены:

1) грибницей 2) плодовыми телами 3) спорами 4) всеми названными образованиями

1) головней 2) спорыньей 3) трутовиками 4) мукором

А24. На коре деревьев часто встречаются грибы-трутовики. Их видимая часть – это:

1) плодовое тело 2) грибница 3) скопление спор 4) повреждение коры дерева

А25. Микозы – это заболевания, вызванные:

1) вирусами 2) бактериями 3) простейшими 4) грибами

А26. В каких отношениях находятся гриб и водоросль, образующие лишайник?

1) гриб паразитирует на водоросли 2) водоросль паразитирует на грибе

3) гриб и водоросль живут в симбиозе 4) каждый живет как самостоятельный организм

А27. Лишайник -бородач относится к:

1) накипным лишайникам 2) кустистым лишайникам

3) листоватым лишайникам 4) неизученной группе лишайников

А28. Ягель – это лишайник, живущий:

1) в еловом лесу 2) на скалах 3) на стволах деревьев 4) в тундре

А29. Каковы возможные способы размножения лишайников?

1) спорами 2) кусочками слоевища

3) особыми клетками, состоящими из водоросли и гриба 4) всеми указанными способами

А30. Лишайники не растут в промышленных городах, потому что в городах:

1) нет грибов 2) нет водорослей 3) загрязнен воздух 4) нет почвы для роста лишайника

А31. В состав лишайника входят:

1) грибы и одноклеточные водоросли 2) грибы-паразиты и многоклеточные водоросли

3) трубчатые грибы и бурые водоросли 4) пластинчатые грибы и многоклеточные зеленые водоросли

А32. Роль водоросли в лишайнике заключается в том, что водоросль:

1) обеспечивает лишайник водой 2) обеспечивает лишайник кислородом

3) обеспечивает размножение лишайника 4) обеспечивает лишайник углеводами

А33. Органоидом, реагирующим на свет у хламидомонады, является:

1) хроматофор 2) жгутик 3) глазок 4) ядро

А34. Бесполое размножение одноклеточных водорослей происходит:

1) слиянием гамет 2) спорами или делением пополам

3) наравными частями тела 4) всеми указанными способами

А35. Водоросли питаются::

1)создавая органические вещества из неорганических

2) потребляя готовые органические вещества

3) создавая неорганические вещества из органических

4) способами А и Б

А36. Из названных растений можно считать водорослью:

1) ряску 2) элодею 3) морскую капусту 4) кувшинку

А37. Какие из водорослей способны жить на глубине до 200 м?

1) зеленые 2) бурые 3) красные 4) все названные водоросли

А38. Настоящие мхи относят к высшим растениям, потому что у них есть:

1) ризоиды 2) хлорофилл 3) органы растения 4) все указанные признаки

А39. После оплодотворения у кукушкина льна развиваются:

1) споры 2) коробочка со спорами 3) зеленые нити (предростки) 4) листостебельные растения

А40. Споры от зиготы отличаются тем, что:

1) спора состоит из одной клетки, а зигота из многих

2) зигота состоит из одной клетки

3) в споре в два раза меньше хромосом, чем в зиготе

4) в зиготе в два раза меньше хромосом, чем в споре

А41. Коробочка со спорами (спорангий) – это:

1) самостоятельное растение 3) предросток

2) паразитирующая часть мха 4) гаметофит

А42. Мужские половые клетки у кукушкина льна образуются:

1) в архегониях 2) в антеридиях 3) в спорангиях 4) во всех указанных местах

А43. Из споры мха вырастает:

1) коробочка со спорами 2) зеленое растение с листьями и стеблем

3) предросток (зеленая нить) 4) заросток

А44. Оранические вещества перемещаются в сфагнуме по:

1) зеленым клеткам 2) воздухоносным клеткам

3) проводящим сосудам 4) мертвым клеткам

А45. Благодаря мертвым клеткам сфагнум:

1) фотосинтезирует 2) проводит питательные вещества

3) впитывает воду 4) вегетативно размножается

А46. В торфе хорошо сохраняются остатки растений, потому что в торфяном пласте:

1) много кислорода 2) нет бактерий

3) мало кислорода 4) в торфяном пласте много бактерий

А47. Спорами размножаются:

1) лиственница 2) хвощ полевой 3) лук-порей 4) ромашка лекарственная

А48. Спорофит папоротника – это:

1) предросток 2) заросток 3) взрослое зеленое растение 4) спорангий

А49. Из споры папоротника вырастает:

1) заросток 2) спорангий 3) взрослое растение 4) зигота

А50. Оплодотворение у папоротника происходит:

1) на листьях 2) в спорангиях 3) в цветках 4) на заростке

А51. Папоротники считаются наиболее высоко организованными споровыми растениями потому, что:

1) они размножаются спорами 2) у них есть проводящие сосуды стебля

3) они способны к фотосинтезу 4) у них есть половой процесс

А52. К голосеменным растениям относятся:

1) кедр, туя, секвойя 2) сосна, ель, банан 3) тисс, кокос, капарис

4) можжевельник, лиственница, финиковая пальма

А52. Главным отличием голосеменных от высших споровых растений является:

1) семенное размножение 2) наличие всех органов растения

3) зависимость оплодотворения от воды 4) отсутствие настоящих проводящих сосудов

А53. Спорофит хвоща – это:

1) предросток 2) зеленое растение 3) заросток 4) спороносный колосок

А54. Шишка хвойных – это:

1) плод 2) орган размножения, видоизмененный побег

3) семязачаток 4) зародыш

А55. В женских шишках сосны образуются:

1) пыльцевые мешки 2) семязачатки

3) споры 4) и пыльцевые мешки, и семязачатки

А56. Голосеменные и покрытосеменные растения объединяет:

1) развитие из гаплоидных спор 2) наличие цветка

3) развитие из семени 4) отношение к одному классу

А57. Закрытие шишек после опыления – это приспосбление к:

1) распространению шишек вместе с семенами 2) защите семян

3) накоплению питательных веществ 4) образованию смолы

А58. В XIX - XX вв. железнодорожные шпалы делали из:

1) сосны 2) ели 3) кипариса 4) лиственницы

А59. Хвойные деревья используются в медицине, потому что их:

1) хвоя содержит витамины и выделяет фитонциды 2) шишки употребляются в пищу

3) древесина богата органическими веществами 4) смола содержит лекарственные вещества

Задания уровня В

В1. Укажите признаки, по которым вибрион отличается от бактериофага

А) состоит из РНК и белка

Б) размножается делением

В) имеется кольцевая ДНК, расположенная в цитоплазме

Г) прикрепляется к бактериальной клетке

Д) относится к прокариотам

Е) проявляет свойства жизни только внутри организма

В2. Выберите имена ученых, внесших серьезный вклад в борьбу с инфекционными заболеваниями.

А) Ч.Дарвин Г) И.И.Мечников

Б) И.П.Павлов Д) И.М.Сеченов

В) Л.Пастер Е) Р.Кох

В3. Выберите пункты, указывающие на роль бактерий в природе.

А) образуют плесень на продуктах

Б) разрушают мертвые органические вещества до минеральных

В) образуют микоризы с растениями

Г) паразитируют в организме человека и животных

Д) живут в симбиозе с водорослью, образуя лишайник

Е) улучшают азотное питание растений

В4. Выберите правильные утверждения

А) мхи относятся к споровым растениям

Б) спорофитом кукушкина льна является листостебельная часть растения

В) у мхов впервые появляются проводящие ткани

Г) оплодотворение у мхов не зависит от воды

Д) у кукушкина льна на гаметофите созревает несколько спорофитов

Е) спорофиты кукушкина льна образуются на женских растениях

В5. Укажите пункты, в которых названы признаки сходства кукушкина льна и сфагнума.

Б) есть фотосинтезирующие клетки

В) есть воздухоносные клетки

Г) есть спорангии

Д) образует гаметы

Е) спорофиты представлены несколькими спорангиями

В6. выберите признаки покрытосеменных растений

А) оплодотворение происходит с участием воды

Б) спорофит представлен споранием со спорами

В) аметофит представлен пылинкой

Г) оплодотворение происходит в цветке

Д) семена располагаются открыто на чешуях побегов

Е) встречаются все жизненные формы.

В7. Соотнесите признаки растений с отделами, в которых они находятся

1) гаметофит представлен заростком

2) спорофит имеет множественные перистые листья – вайи

3) органы прикрепления отсутствуют или ризоиды

4) спорофит – коробочка

5) из спор вырастают зеленые нити (протонема)

6) органы прикрепления - корневища

В8. Расставьте растения в той последовательности, в которой их предки появились на Земле

А) папоротник орляк

Задания уровня С

С1. Чем отличаются покрытосеменные растения от растений остальных отделов?

С2. В чем проявляется разнообразие и приспособленность покрытосеменных к образу жизни?

С3. Почему покрытосеменные растения нуждаются в особенной охране?

С4. Назовите приспособления растений, которые одновременно служили бы адаптациями к противоположным условиям среды (холод – жара, засуха – влага и т.д.)

Задания уровня А

Задания уровня В

В7 А – 3,4,5 Б – 1,2,6

Задания уровня С

С1. У покрытосменных растений оплодотворение не зависит от воды в столь сильной степени, как у моховидных, плауновидных и папоротниковидных. Семена цветковых защищены завязью. Цветок – орган размножения, приспособленный к разным способам опыления – ветром, насекомыми, животными, самоопылению. Покрытосеменные существуют во всех жизненных формах и расселены по всему земному шару, кроме Антарктиды.

С2. Разнообразие проявляется и в жизненных формах, и в многообразии приспособлений, и в области распространения на Земле. Растения приспособлены к самым разным условиям среды – засухе и избытку влаги, холоду и жаре, избытку и недостатку света.

С3. Охранять покрытосеменные растения необходимо по нескольким причинам: мноие из них являются культурными растениями или возможными родоначальниками культурных растений

- покрытосеменные составляют основное разнообразие растительноо мира планеты;

- покрытосеменные – исходный материал для видового разнообразия растений, продуценты биомассы, основные поставщики энергии в пищевые цепи биогеоценозов;

- многие покрытосеменные растения доставляют эстетическое удовольствие.

С4. К засухе приспособлением могут служить длинные корни верблюжьей колючки, добывающие воду из глубины почвы, а могут – мочковатые, поверхностные корни кактусов, всасывающих влагу во время редких дождей. Приспособлением к перепаду температур может служить опушение листьев; одновременным приспособлением к разным условиям освещенности может быть способность листьев ( и растений) к различным движениям.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции