Ситуационные задачи с ответами по гельминтозам

Сайт СТУДОПЕДИЯ проводит ОПРОС! Прими участие :) - нам важно ваше мнение.

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1

При решении любой ситуационной задачи можно выделить два основных этапа: 1) анализ конкретной ситуации на основе вводимых допущений (что дано?); 2) постановка диагноза (что найти?). На основании того, что в системе условий могут быть даны как существенные, так и несущественные признаки, выделены 4 основных типа задач. По каждому из них разбирается пример и дается эталон с объяснением решения.

1. Типовая задача - в условии даны все существенные признаки, по которым можно поставить диагноз, несущественных признаков нет.

Задача. При дуоденальном зондировании в содержимом 12-перстной кишки и желчного пузыря обнаружены паразиты грушевидной формы с 4-мя парами жгутиков и парными ядрами.

1.Ваш диагноз? 2.Патогенное действие паразита. 3.Стадии жизненного цикла. 4.Систематическое положение возбудителя по латыни.

Эталон решения. В условии задачи указана типичная локализация и даны существенные признаки строения лямблии, поэтому диагноз заболевания не вызывает сомнений. Ответы: 1. Лямблиоз. 2. Механическая блокада кишечника, нарушение пристеночного пищеварения и всасывания. 3. Вегетативная форма и циста. 4. Тип Protozoa, класс Flagellata, отряд Polymastigina, род Lamblia, вид Lamblia intestinalis.

2. Задача с избыточным заданием – в условии даны существенные и несущественные признаки.

Задача. В районную инфекционную больницу одного из городов Средней Азии поступил мальчик 6 лет с жалобами на слабость, боли в животе, озноб, нарушение сна. У мальчика бледные кожные покровы, высокая температура (39-40º), увеличены печень и селезенка, в крови значительная анемия, он истощен. Со слов матери несколько недель назад гостил у бабушки в сельской местности, где отмечается большое скопление клещей и москитов. Мальчик много времени проводил на свежем воздухе и играл с домашними животными. После укуса москита у ребенка появились волдыри, жалобы на зуд.

1.Какой материал Вы предлагаете использовать для постановки окончательного диагноза? 2.Каков результат исследования в случае подтверждения диагноза? 3.Напишите русское и латинское название паразита. 4.Как произошло заражение?

Эталон решения. В задаче представлены как несущественные признаки (скопление клещей, контакт с домашними животными и т.д.), так и существенные (6 лет, анемия, высокая температура, увеличение печени и селезенки, укус москита). Именно на основании существенных признаков можно поставить предварительный диагноз - висцеральный лейшманиоз и провести для постановки окончательного диагноза специфическое лабораторное исследование.

Ответы: 1.Для постановки окончательного диагноза необходимо взять пунктат костного мозга из грудины. 2. Обнаружение лейшманиальных форм паразита. 3. Тип Protozoa, класс Flagellata, отряд Protomonadina, род Leishmania, вид Leishmania donovani. 4.При укусе москита.

3. Задача с неполной системой условий - даны не все существенные признаки, несущественных - нет.

Задача. У больного кровавый понос. При опросе больного стало известно, что он работает на свиноферме. При микроскопировании фекалий обнаруживаются слизь, кровь и масса крупных одноклеточных паразитов.

1.Ваш предполагаемый диагноз? 2.Какое лабораторное исследование необходимо провести для постановки диагноза? 3.Как могло произойти заражение? 4.Меры профилактики заболевания.

4. Нерафинированная задача - даны не все существенные и дополнительно введены несущественные признаки.

Задача. В акушерское отделение областной больницы поступила женщина 25 лет, которая проживает в одном из районов области. Женщина находилась на 34 неделе беременности. У нее начались преждевременные роды, которые закончились рождением мертвого ребенка с множественными врожденными уродствами. Женщина состоит в браке, семья благополучная, никто из родителей не имеет вредных привычек, наследственных заболеваний в семье не наблюдалось, за период беременности женщина не подвергалась действию каких-либо вредных факторов среды, в семье уже есть один здоровый ребенок 4 лет. Из опроса врач дополнительно выяснил, что семья живет в частном доме, есть домашние животные: кошка, собака, у ребенка - морская свинка. При гистологическом исследовании плаценты, плодных оболочек и ряда органов плода в его клетках обнаружены скопления простейших с ярко-красным ядром и голубой цитоплазмой.

1.Какие простейшие обнаружены в тканях? 2.Напишите их русское и латинское название. 3.Как называется заболевание, вызываемое этими простейшими? 4.Какое исследование необходимо провести у женщины, чтобы выяснить причину выкидыша? 5.Перечислите способы заражения данным заболеванием. 6.Назовите стадию паразита, инвазионную для человека.

Эталон решения. Отсутствие точного описания морфологии паразита не позволяет сразу однозначно поставить диагноз. Однако, путем ряда логических рассуждений, основанных на знании существенных признаков, можно диагностировать токсоплазмоз. 1) По существенным признакам, данным в условии задачи (скопление простейших в клетках), можно предположить два заболевания, вызываемые внутриклеточными паразитами: висцеральный лейшманиоз и токсоплазмоз. 2) Материалом для исследования являются клетки плода, в связи с этим речь идет о трансплацентарной передаче возбудителя, что возможно только при врожденном токсоплазмозе. 3) Дополнительные сведения о том, что в квартире живет кошка, также дают возможность предположить токсоплазмоз, т.к. именно животные семейства кошачьих являются окончательными хозяевами токсоплазмы. Ответ. 1. Токсоплазма. 2. Тип Protozoa, класс Sporozoa, отряд Coccidia, род Toxoplasma, вид Toxoplasma gondii. 3.Токсоплазмоз. 4.Иммунологические реакции. 5.Пищевой, гемотрансфузионный, трансплацентарный, контактно-профессиональный (у гинекологов и работников мясокомбинатов) способы заражения. 6. Инвазионная стадия для человека - ооциста со спорозоитами.

Задача. Назовите гельминтозы, при которых инвазионной стадией для человека являются: 1) адолескарий; 2) цистицерк; 3) плероцеркоид; 4) метацеркарий; 5)церкарий; 6) яйцо.

Эталон ответа: 1) фасциолез; 2) тениоз, тениаринхоз; 3) дифиллоботриоз; 4)описторхоз, дикроцелиоз, парагонимоз; 5) шистозоматоз; 6) аскаридоз, энтеробиоз, трихоцефалез, гименолепидоз, эхинококкоз.

ГЛАВА 2

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет


Задача 1. В больницу поступил пациент с заболеванием печени. Больной увлекался рыбной ловлей, сам готовил и часто ел свежую подсоленную икру карпа.

Какой гельминтоз можно предположить у больного? На чем основана лабораторная диагностика? Опишите основные морфологические признаки этого гельминта. Назовите промежуточных и окончательных хозяев гельминта. Перечислите стадии жизненного цикла гельминта, способы заражения и меры профилактики данного гельминтоза.

Задача 2. При обследовании больных с поражением печени, у одного из них в фекалиях обнаружены крупные (140×80 мкм) яйца гельминтов, овальные, желтого цвета, с зернистым содержимым, на одном полюсе имеется крышечка.

Можно ли с уверенностью считать, что заболевание печени вызвано инвазией гельминта? Напишите русское и латинское названия паразита. Как называется болезнь, возбудителем которой является данный гельминт? Объясните, как мог заразиться этим гельминтозом больной? Перечислите окончательных и промежуточных хозяев гельминта, стадии жизненного цикла, меры личной и общественной профилактики.

Задача 3. После зимнего отдыха в Юго-Восточной Азии человек стал испытывать недомогание. Через некоторое время у него появился сильный кашель с мокротой и примесью крови. Бактериологическая диагностика не показала присутствие в организме больного патогенных бактерий. Может ли быть причиной болезни наличие гельминтов? Какие лабораторные исследования необходимо провести для диагностики заболевания?

Задача 4. У пациента, приехавшего из Африки, развилось заболевание мочевыделительной системы, появились следы крови в моче. При микроскопическом исследовании осадка мочи обнаружены яйца гельминтов – крупные, удлиненные, желтого цвета, на одном из полюсов виден шип.

Определите вид гельминта. Дайте его систематическое положение на латинском языке. Как могло произойти заражение? Перечислите профилактические мероприятия.

Задача 5. В лабораторию инфекционного отделения одной из больниц г. Твери на анализ доставлены фекалии нескольких больных с кишечными расстройствами. У одного из них в фекалиях обнаружены крупные (130×180 мкм) яйца гельминтов, удлиненно-овальные, желто-коричневого цвета, с крупным боковым шипом.

Напишите русское и латинское названия гельминта, яйца которого обнаружены в фекалиях больного. Как называется гельминтоз, вызываемый данным паразитом? Как происходит заражение и возможно ли оно на территории Тверской области? Могут ли заразиться окружающие больного люди при непосредственном контакте с ним? Опишите патогенное действие паразита и стадии его жизненного цикла.

Задача 6. При очередном медицинском обследовании работников столовой у одного из них в фекалиях обнаружены крупные (80×50 мкм) яйца овальной формы, желтого цвета, с крышечкой на одном из полюсов. Работник считал себя здоровым. При опросе выяснилось, что некоторое время назад он провел отпуск в байдарочном походе по рекам Карелии, где нередко питался рыбой.

Яйца какого гельминта обнаружены у работника столовой? Напишите русское и латинское названия паразита. Как называется вызываемое им заболевание? Нужно ли этого человека отстранить от работы в столовой? Какая стадия жизненного цикла данного гельминта является инвазионной для человека?

Задача 7. Больной жалуется на отсутствие аппетита, тошноту, иногда рвоту и поносы. При исследовании фекалий обнаружены членики, содержащие матку с 7-12 боковыми ответвлениями.

Какому паразиту принадлежат членики? Дайте его систематическое положение на латинском языке. Как называется гельминтоз, вызываемый данным паразитом? Какое осложнение может возникнуть у больного при неправильном лечении? Перечислите профилактические мероприятия.

Задача 8. В хирургическое отделение больницы поступил мужчина 45 лет, с предварительным диагнозом – аппендицит. У больного обнаружена анемия и эозинофилия, он истощен, не смотря на хорошее питание. Врач заподозрил у него гельминтоз. При микроскопическом исследовании фекалий яиц гельминтов не обнаружено. Дав больному легкое глистогонное средство (тыквенные семена), в кале обнаружены членики ленточного червя, содержащие матку с 17-35 боковыми ответвлениями.

Какому паразиту принадлежат членики? Назовите его систематическое положение на латинском языке. Как называется заболевание, вызываемое данным паразитом? Почему в фекалиях не обнаружены яйца? Как происходит заражение человека этим гельминтозом? Каким хозяином для данного гельминта является человек? Перечислите стадии жизненного цикла, меры личной и общественной профилактики.

Задача 9. Вы едете отдыхать летом на турбазу на Волге, будете рыбачить и есть много рыбных блюд.

Какие профилактические меры необходимо соблюдать, чтобы не заразиться гельминтозами? Какие природно-очаговые гельминтозы встречаются в бассейне реки Волги? Перечислите стадии жизненного цикла этих гельминтов. Укажите стадию, инвазионную для человека. Опишите особенности строения половозрелой формы этих гельминтов.

Задача 10. В стационар областной больницы поступил ребенок с жалобами на тошноту, рвоту, похудание, периодическую головную боль, схваткообразные боли в области живота и диарею. Больной госпитализирован после кратковременного эпилептиформного припадка. При лабораторной диагностике в фекалиях больного ребенка обнаружены яйца округлой формы, желтого цвета, внутри видна шаровидная онкосфера, вокруг которой располагаются поддерживающие нити.

Яйца какого гельминта обнаружены в фекалиях больного? Напишите систематическое положение паразита на латинском языке. Как называется заболевание, вызываемое этим паразитом? Какие меры профилактики необходимы для исключения вторичного заражения этим гельминтозом? Перечислите особенности строения половозрелой формы паразита и стадии жизненного цикла.

Задача 11. Пациент – профессиональный охотник, 32 года, обратился с жалобами на слабость, похудание, боли в груди, кашель, кровохарканье. Больной проживает в сельской местности на границе с Казахстаном в собственном доме, имеет огород и скот (корову, лошадей, свиней), держит двух собак для охраны дома и скота. При рентгенологическом обследовании в легких обнаружено затемнение округлой формы с четкими ровными контурами. В крови больного выявлена эозинофилия.

Ваш предположительный диагноз? Какие исследования необходимо провести для уточнения диагноза? Напишите русское и латинское названия паразита. Как могло произойти заражение больного данным гельминтозом? Назовите стадии жизненного цикла паразита в окончательном и промежуточном хозяевах. Какая стадия является инвазионной для человека? Перечислите меры личной и общественной профилактики.

Задача 12. Больной жалуется на тошноту, рвоту, понос, боли в области живота, отсутствие аппетита, слабость, снижение массы тела, раздражительность. Однажды при рвоте у него выделился какой-то гельминт веретеновидной формы, бело-розового цвета, размером около 20 см.

Наличие какого гельминтоза можно предположить у больного? Какие лабораторные исследования необходимо провести для уточнения диагноза?

Яйца какого гельминта найдены в фекалиях ребенка? Как называется гельминтоз, вызываемый данным паразитом? Можно ли заразиться от этого больного при непосредственном контакте? Какая стадия жизненного цикла этого паразита является инвазионной для человека?

Задача 14. Мать обратилась к врачу по поводу того, что ее пятилетний сын в последнее время стал раздражительным, плаксивым, у него ухудшился аппетит, спит беспокойно, часто просыпается и расчесывает кожу в области анального отверстия.

Какой предварительный диагноз можно поставить? Какие лабораторные исследования необходимо провести у данного ребенка для уточнения диагноза? Могут ли заразиться другие члены семьи от этого ребенка? Назовите русское и латинское названия паразита. Перечислите основные морфологические признаки самца и самки данного гельминта. Можно ли вылечить ребенка без применения медикаментозного лечения?

Задача 15. Шахтер обратился к врачу с жалобами на сильные боли в области живота, понос, головокружение, ослабление памяти. Анализ крови показал снижение количества эритроцитов, понижение содержания гемоглобина. При дуоденальном зондировании в содержимом 12-перстной кишки обнаружены два гельминта бледно-розового цвета, цилиндрической формы, длиной 8-10 мм.

Какой гельминт обнаружен у больного? Напишите русское и латинское названия паразита. Какое заболевание он вызывает? Перечислите стадии жизненного цикла гельминта и укажите стадию, инвазионную для человека. Назовите меры профилактики данного гельминтоза.

Задача 16. К хирургу обратилась женщина с жалобами на отек и гиперемию кожи правой ноги в области голеностопного сустава, повышение температуры тела. Больная год назад была в командировке на Ближнем Востоке. Хирург извлек из подкожной клетчатки голени гельминта, нитевидной формы, белого цвета, длиной 120 см.

Каким гельминтозом больна женщина? Назовите русское и латинское названия паразита. Объясните возможный путь заражения этим гельминтозом. Мог ли заразиться хирург при извлечении паразита? Каким хозяином для данного гельминта является человек? Назовите стадии жизненного цикла паразита и меры личной и общественной профилактики.

Задача 17. В терапевтическое отделение больницы госпитализирован больной с предварительным диагнозом ‑ неспецифический полиартрит, который длится у него на протяжении 10-ти последних дней. Жалобы на повышение температуры тела, отеки век и лица, боли в мышцах и суставах, крапивницу. Из анамнеза известно, что за несколько недель до болезни больной употреблял мясо дикого кабана.

Какой гельминтоз можно предположить у больного? Какие лабораторные исследования необходимо провести для уточнения диагноза? Определите систематическое положение возбудителя болезни на латинском языке. Могут ли окружающие заразиться от данного больного? Перечислите стадии жизненного цикла паразита. Каким хозяином для этого гельминта является человек? Опишите меры личной и общественной профилактики гельминтоза.

Задача 18. У пациента, приехавшего из Африки, отмечается заболевание, которое похоже на филяриоз. Имеет ли диагностическое значение, в какое время суток у него будет взята кровь на микроскопическое исследование?

При решении любой ситуационной задачи по медицинской паразитологии можно выделить два основных этапа: 1) анализ конкретной ситуации на основе вводимых допущений (Дано); 2) постановка диагноза (Найти). На основании того, что в системе условий могут быть выданы как существенные, так и несущественные признаки, нами приведены 4 основных типа задач. По каждому типу задач приводится пример и дается объяснение решения.

1.Типовая задача – в описании даны все существенные признаки, по которым можно поставить диагноз, несущественных признаков нет.

Пример задачи.При дуоденальном зондировании в содержимом 12-перстной кишки и желчного пузыря обнаружены паразиты грушевидной формы с 4-мя парами жгутиков и парными ядрами.1) Ваш диагноз? 2) Патогенное действие паразита. 3) Стадии жизненного цикла. 4) Систематическое положение возбудителя по латыни.

Решение.В условии задачи указана типичная локализация и даны существенные признаки строения лямблии, поэтому диагноз заболевания не вызывает сомнений.

Ответы.1) Лямблиоз. 2) Механическая блокада кишечника, нарушение пристеночного пищеварения и всасывания. 3) Вегетативная форма и циста. 4) Тип Protozoa, класс Flagellata, отряд Polymastigina, род Lamblia, вид Lamblia intestinalis.

2. Задача с избыточным заданием – даны существенные и несущественные признаки.

Пример задачи.В районную инфекционную больницу одного из городов Средней Азии поступил мальчик 6 лет с жалобами на слабость, боли в животе, озноб, нарушение сна. Приступы повторяются каждые 72 часа. У мальчика бледные кожные покровы, высокая температура (39-40°), увеличены печень и селезенка, в крови значительная анемия, он истощен. Со слов матери несколько недель назад гостил у бабушки, в сельской местности, где отмечается большое скопление клещей и комаров. Мальчик много времени проводил на свежем воздухе и играл с домашними животными. После укуса комара у ребенка появились волдыри, жалобы на зуд.

1) Какой материал Вы предлагаете использовать для постановки окончательного диагноза? 2) Каков результат исследования в случае подтверждения диагноза малярия? 3) Напишите русское и латинское название паразита. 4) Как произошло заражение?

Решение.В задаче представлены как несущественные признаки (скопление клещей, контакт с домашними животными и так далее), так и существенные (6 лет, анемия, высокая температура, приступы повторяются каждые 72 часа, увеличение печени и селезенки, укус комара). Именно на основании существенных признаков можно поставить предварительный диагноз – четырехдневная малярия и провести для постановки окончательного диагноза специфическое лабораторное исследование.

Ответы. 1) Для постановки окончательного диагноза необходимо взять кровь для исследования. 2) Обнаружение шизонтов малярийного плазмодия в мазке крови. 3)ТипProtozoa, класс Sporozoa, отряд Haemosporidia, род Plasmodium, вид Plasmodium malaria 4) При укусе комара.

3. Задача с неполной системой условий – даны не всесущественные признаки, несущественных – нет.

Пример задачи.У больного кровавый понос. При опросе больного стало известно, что он работает на свиноферме. При микроскопировании фекалий обнаруживаются слизь, кровь и масса крупных одноклеточных паразитов.

Ваш предполагаемый диагноз? Какое лабораторное исследование необходимо провести для постановки диагноза? Как могло произойти заражение? Меры профилактики заболевания.

Ответы.1) Балантидиаз. 2) Провести повторное исследование мазков фекалий с целью обнаружения в цитоплазме простейшего ядра бобовидной формы. 3) Заражение могло произойти при несоблюдении правил личной гигиены после контакта со свиньями. 4) Профилактика балантидиаза: личная - личная гигиена, мыть овощи, фрукты, пить кипяченую воду; общественная - борьба с загрязнением среды фекалиями, соответствующая организация труда на свинофермах, выявление и лечение больных.

4. Нерафинированная задача – даны не все существенные дополнительно введены несущественные признаки.

Пример задачи.В акушерское отделение областной больницы поступила женщина 25 лет, которая проживает в одном из районов области. Женщина находилась на 34 ой неделе беременности. У нее начались преждевременные роды, которые закончились рождением мертвого ребенка с множественными врожденными уродствами. Женщина находилась в браке, семья благополучная, никто из родителей не имеет вредных привычек, наследственных заболеваний в семье не наблюдалось, за период беременности женщина не подвергалась действию каких-либо вредных факторов среды, в семье уже есть один здоровый ребенок 4 лет. Из опроса врач дополнительно выяснил, что семья живет в частном доме, есть домашние животные: кошка, собака, у ребенка – морская свинка. При гистологическом исследовании плаценты, плодных оболочек и ряда органов плода в клетках обнаружены скопления простейших с ярко-красным ядром и голубой цитоплазмой.

1) Какие простейшие обнаружены в тканях? 2) Напишите их русское и латинское название. 3) Как называется заболевание, вызываемое этими простейшими? 4) Какое исследование необходимо провести у женщины, чтобы выяснить причину выкидыша? 5) Перечислите способы заражения данным заболеванием. 6) Назовите стадию паразита, инвазионную для человека.

Решение.Отсутствие точного описания морфологии паразита не позволяет сразу однозначно поставить диагноз. Однако, путем ряда логических рассуждений, основанных на знании существенных признаков, можно диагносцировать токсоплазмоз: По существенным признакам, данным в условии задачи (скопление простейших в клетках), можно предположить два заболевания, вызываемые внутриклеточными паразитами: висцеральный лейшманиоз и токсоплазмоз. Материалом для исследования являются клетки плода, в связи с этим речь идет о трансплацентарной передаче возбудителя, что возможно только при врожденном токсоплазмозе. Дополнительные сведения о том, что в доме живет кошка, также дают возможность предположить токсоплазмоз, так как именно животные семейства кошачьих являются окончательными хозяевами токсоплазмы.

Ответ. 1) Токсоплазма. 2) ТипProtozoa, класс Sporozoa, отряд Coccidia, родToxoplasma, вид Toxoplasma gondii. 3) Токсоплазмоз. 4) Иммунологические реакции. 5) Пищевой, гемотрасфузионный, трансплацентарный, контактно-профессиональный (у гинекологов и работников мясокомбинатов) способы заражения. 6) Инвазионная стадия для человека - ооциста со спорозоитами.

Пример задачи.Назовите гельминтозы, при которых инвазионной стадией для человека являются: 1) адолескарий; 2) цистицерк; 3) плероцеркоид; 4) метацеркарий; 5)церкарий; 6) яйцо.

Ответ.1) фасциолез; 2) тениоз, тениаринхоз; 3) дифиллоботриоз; 4)описторхоз, дикроцелиоз, парагонимоз; 5) шистозоматоз; 6) аскаридоз, энтеробиоз, трихоцефаллез, эхинококкоз.

Дата публикования: 2015-01-04 ; Прочитано: 3812 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.003 с) .

Основная часть

Дисциплина:МДК. 01.01 Методики проведения зоогигиенических, профилактических и ветеринарно-санитарных мероприятий

Тема: Паразитизм. Виды паразитизма. Паразитология.

Тип занятия: Занятие отработки умений и рефлексии

Комбинированный урок (обобщение ранее полученных знаний и применение их в практической работе)

Место проведения: учебная аудитория 48

Время проведения: 90 минут

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, фонендоскоп, антигельминтные препараты, макеты животных

-Применение теоретических знаний обучающихся о паразитологии для правильной диагностики болезней, вызываемых гельминтозами, а также способов профилактики и их лечения с целью правильного управления рабочим процессом.

-Применение теоретических знаний при решении ситуационных задач, задаваемых вопросов, как во время проведения различных этапов конкурсов, так и во время выдачи и обсуждения вместе с обучающимися, лекционного материала.

- Развитие у обучающихся умения обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы в области паразитологии;

- Применение полученных знаний в нестандартных (типовых) условиях;

- Развитие творческого подхода к решению практических задач.

- Воспитание чувства ответственности за полученное дело, исполнительности, аккуратности, добросовестности;

- Развитие творческого отношения к учебной деятельности, к избранной профессии;

- Умение ориентироваться в ситуациях, где необходимо принятие сложных и ответственных решений.

Методы проведения: фронтальный опрос, беседа, мозговой штурм, рефлексивный

Технология: кейс технология, информационно-коммуникативная технология, личностно - ориентированная технология, технология диалогового обучения.

Биология, фармакология, зоогигиена, ветеринарно-санитарная экспертиза, патологическая анатомия, анатомия и морфология животных, экономика организации, экология, география.

1. Акбаев М.Ш., Василевич Ф.И., Балагула Т.В., Коновалов Н.К. Паразитология и инвазионные болезни животных: учебное пособие/ М.Ш. Акбаев, Ф.И. Василевич, Т.В. Балагула, Н.К. Коновалов - М.: Колос, 2011

1. Уркхарт Г., Эрмур Дж., Дункан Дж., Данн А., Дженнингс Ф. Ветеринарная паразитология. 2-е изд.: учебное пособие/ Г. Уркхарт, Дж. Эрмур, Дж. Дункан, А.Данн, Ф. Дженнингс - М.: Аквариум, 2010.

2. М. В. Шустрова, П. И. Пашкин, Л. М. Белова Паразитология и инвазионные болезни животных : учебное пособие для студентов образоват. учреждений сред. проф. образования / Шустрова М.В., Пашкин П.И., Белова Л.М. - М. : Academia, 2015 .

Порядок проведения

№ п/п Этап урока Деятельность преподавателя Деятельность студентов Время
Организационный этап Приветствует обучающихся, отмечает отсутствующих, организует внимание Приветствуют преподавателя,
Проверка выполнения домашнего задания Проводит проверку домашнего задания (командам необходимо изготовить эмблемы с названием, охарактеризовать их) Презентуют разработанные эмблемы и дают характеристику своему гельминтозу с использованием слайд - шоу.
Целеполагание. Предлагает определить цель занятия, посредством рефлексивно – оценочной карты определить задачи для достижения поставленной цели. Определяют цель занятия, ставят перед собой задачи для достижения поставленной цели.
Повторение ранее изученного материала Озвучиваются вопросы для повторения ранее пройденного материала, даются точные определения поставленным вопросам, дополняет обучающихся. Актуализирует субъективный опыт учащихся. Отвечают на поставленные вопросы, определяют социальную и практическую значимость паразитологии.
Выполнение практического задания Дает задание обучающимся, поясняет правила выполнения, организует возможность для выполнения задания. Обеспечивает формирование у обучающихся умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях. Читает лекцию по новому материалу посредством презентации. Проводит конкурсы по разгадыванию предложенных тестовых заданий, задает вопросы, предлагает ситуационные задачи по пройденному материалу. Выполняют полученное задание, определяют значимость паразитологии в жизни животных и человека, разгадывают тест, решают ситуационные задачи.
Закрепление полученных знаний. Контроль и самоконтроль. Организует деятельность обучаемых по применению знаний во время подведения итогов проведенной на занятии работы путем опроса по предложенным вопросам. Отвечают на поставленные вопросы. Оценивают собственную работу и работу команд соперников при выполнении задания.
Подведение итогов Дает качественную оценку работы группы и отдельных обучающихся, аргументирует оценки. Награждение по итогам всех этапов конкурса. Слушают, обсуждают оценки и награды, дискутируют
Информирование о домашнем задании Сообщает о задании на дом, поясняет пути выполнения домашнего задания Записывают, задают вопросы при необходимости
Рефлексия Студенты дают личную оценку прошедшему занятию В форме устного ответа

Методика проведения.

Ход занятия

1 этап: Представление команды (каждая заранее сформированная команда представит своего капитана, который должен будет озвучить название команды (класс гельминта), дать краткую характеристику выбранного названия, представить командную эмблему и девиз).

6 этап: Подведение итогов сегодняшнего открытого урока. Награждение команды - победителя.

7 этап: Домашнее задание.

За каждый правильный ответ команде выдается жетон с ее названием. Во время подведения итогов жетоны подсчитываются, и побеждает та команда, которая набрала больше всего жетонов. Победители приглашаются на награждение.

Итак, начнем мы наше сегодняшнее занятие с презентации вашего домашнего задания. Прошу первая команда. Вам на дом было задано подготовить и озвучить название команды (класс гельминта), дать краткую характеристику выбранного названия, представить командную эмблему и девиз на тему:

Первая команда озвучивает свое название (класс гельминта), дает краткую характеристику выбранного названия, представляет командную эмблему и девиз на предложенную тему.

Следующая команда, пожалуйста, представьте вашу работу, ваша тема:

Студенты: Вторая команда озвучивает свое название (класс гельминта), дает краткую характеристику выбранного названия, представляет командную эмблему и девиз на предложенную тему.

Третья команда озвучивает свое название (класс гельминта), дает краткую характеристику выбранного названия, представляет командную эмблему и девиз на предложенную тему.

Молодцы ребята, вы отлично справились с домашним заданием.

А теперь давайте с вами перейдем непосредственно к нашей деловой игре. Прошу каждого из капитанов команд представить ваш девиз. Начнем с первой команды. Следующая, следующая и т.д.

- Ну а теперь преступим к нашей игре.

Итак, я задаю вам вопрос, вы поднимаете руки. Каждый вопрос будет выделен на слайде сегодняшней презентации. Всего 22 вопроса, к ним будут предложены по 4 варианта ответа. Внимание на экран.

отвечают на поставленные вопросы. За каждый правильный ответ выдается жетон соответствующий названию команды.

Подведение итогов конкурса: подводится подсчет жетонов 1 жетон - 1 балл.

1. Назовите личиночные стадии в развитии лентеца широкого:

2. Назовите промежуточного хозяина в цикле развития эхинококка:

3. Назовите органы фиксации лентеца широкого:

4. Что такое стробила?

г) хвостовой отросток.

5. Какую форму имеет финна альвеококка?

а) однокамерный пузырь;

б) пузырек с одной головкой;

в) многокамерный пузырь;

г) пузырек с несколькими головками.

6. В каких органах тела животного паразитирует финна эхинококка?

7. Назовите промежуточного хозяина в цикле развития широкого лентеца:

8. Меры профилактики, при тенизиозе:

а) не употреблять в пищу непроверенную свинину;

б) ветеринарная экспертиза свинины на бойнях и рынках;

в) санитарное благоустройство населенных мест;

г) обследование работников животноводства.

9. Назовите личиночные стадии в цикле развития цепней:

10. Назовите промежуточного хозяина вооруженного цепня:

11. Какие органы прикрепления имеются на сколексе вооруженного цепня:

12. Где паразитирует свиной и бычий цепень в организме человека?

а) тонкий кишечник;

13. Какие системы органов имеют ленточные черви?

14. Каким гельминтом можно заразиться при употреблении говяжьего мяса, прошедшего недостаточную термическую обработку?

а) кошачьим сосальщиком;

б) печеночным сосальщиком;

в) свиным цепнем;

г) бычьим цепнем.

15. Методы лабораторной диагностики эхинококкоза?

а) иммунологические реакции РСК,РДДГ,РИМ;

б) иммунологические реакции РИФ, РНГА, РЭМА;

в) обнаружение яиц и члеников в фекалиях;

г) внутрикожная проба Кацони.

16. При каком виде взаимоотношений организмов, один питается остатками другого?

17. Определите наиболее характерный путь заражения животных гельминтозными болезнями?

18. Как называется мероприятие, направленное на уничтожение возбудителей болезни животных на всех стадиях его развития?

19. Кто является дефинитивным хозяином при фасциолезе, дикроцелиозе?

20. Без наличия, какого хозяина невозможно распространение возбудителя и заражения животных?

21. Какие организмы являются промежуточными хозяевами в жизненном цикле возбудителей трематодозных болезней?

г) кровососущие насекомые.

22. От каких болезней необходимо дифференцировать ценуроз овец?

Молодцы ребята, вы очень хорошо отвечали на вопросы. А теперь давайте подведем небольшой итог:

Рефлексивные вопросы (студенты отвечают на поставленные вопросы):

1. Чем для вас важен первый сегодняшний урок?

2. Все ли мы вспомнили и повторили? Готовы ли вы к продолжению деловой игры?

Паразиты (греч. Рага - около, sitos - питание) живут на поверхности или внутри других живых организмов (хозяев), питаются соками и тканями последних и оказывают в разной степени выраженное, вредоносное действие на организм своих хозяев. Паразитизмом называется антагонистическое взаимоотношение разнородных организмов, при котором один, называемый паразитом, использует другого (хозяина) как источник питания и постоянного или временного обитания, вызывая в организме хозяина иммунобиологические реакции (аллергию) и другие патологические процессы.
Эволюция. Вероятно более мелкий организм поселился в жилище более крупного или вблизи него и со временем перешёл на тело хозяина, а затем и внутрь, переключаясь на питание за счет его жизненных соков и таким образом причиняя ему вред. Квартирант превратился в конечном итоге в паразита, а тело хозяина стало для него средой обитания. Виды паразитизма.
Паразитов подразделяют на облигатных (обязательных) и факультативных (необязательных). Паразитов так же делят на эктопаразитов -обитающих на поверхности тела хозяина, и эндопаразитов, живущих во внутренних полостях, тканях и клетках хозяина. Паразиты могут быть периодическими - у них в цикле развития сохраняются свободноживущие стадии(ленточные черви, сосальщики). И постоянными - проходят полное развитие в организме хозяина(вши, пухоеды, чесоточные зудни).Различают временных паразитов использующих хозяев только для питания, и стационарных паразитов-паразиты проводят на хозяине большую часть жизни.
Сверхпаразтизм. В ряде случаев паразиты сами становятся средой обитания других видов - возникает явление сверхпаразитизма, или гиперпаразитизма. Например, для паразита капустной белянки наездника известно более 20 видов вторичных паразитов из перепончатокрылых. Явления сверхпаразитизма в растительном мире сравнительно редки. К ним относятся случаи поселения одного вида омелы на другом Паразитология. Различают фитопаразитологию и зоопаразитологию. Фитопаразитология изучает паразитов растительного происхождения (бактерии, фильтрующиеся вирусы, грибки, риккетсии), вызываемые ими болезни (инфекционные) и меры борьбы с ними. Зоопаразитология изучает животных, ведущих паразитический образ жизни (гельминтов, насекомых, клешей и простейших), болезни, которые они вызывают (инвазионные или паразитарные), и меры борьбы с ними. Некоторые паразиты (спирохеты) занимают промежуточное положение между низшими растениями и животными.

Паразитоценоз.
У животных паразиты встречаются среди многих типов. Имеются отряды и классы, целиком представленные паразитами например - из простейших-споровики, из плоских червей-трематоды (сосальщики), из насекомых -блохи, вши. Как правило, хозяин бывает заражён несколькими видами паразитов, которые локализуются в различных органах, тканях и образуют своеобразное сообщество-паразитоценоз.
Пути проникновения.
Попадают в пищеварительный тракт с пищей; Активно пробуравливают покровы и внедряются через них; Передаются при посредстве переносчиков.
Характерные особенности. Характерная особенность паразитов редукция у них одних органов(пищеварительной системы, органов чувств, конечностей) и усложнение других (половой системы, органов прикрепления)С развитием паразитических свойств возрастает специализация паразита, сужается круг его хозяев.

Ребята начинают записывать лекционный материал с использованием презентации и вместе с преподавателем проводят обсуждение нового материала и закрепляют уже полученные в процессе изучения паразитологии знания.

Студенты начинают отгадывать верно или не верно предложенное высказывание. Всего 10 вопросов, за каждый правильный ответ команды получают по 1 жетону (по 1 баллу).

1. Правда ли, что дефинитивным хозяином цистицеркоза КРС является человек? (Ответ: да)

2. Правда ли, что длина половозрелой особи при цистицеркозе КРС достигает 20 м? (Ответ: да)

3. Правда ли, что все внутренние органы фасциол компактного типа? (Ответ: нет)

4. Правда ли, что трематоды относятся к классу круглых червей (Ответ: нет)

5. Правда ли, что описторхоз карповых не подлежит лечению (Ответ: да)

6. Правда ли, что тело цестод, состоит из зрелых и гермафродитных члеников? (Ответ: да)

7. Правда ли, что яйца фасциол имеют золотисто-желтый цвет? (Ответ: да)

8. Правда ли, что дополнительным хозяином, при дикроцелиозе является муравей? (Ответ: да)

9. Правда ли, что личинка возбудителя токсокароза не способна проникать через плацентарный барьер? (Ответ: нет)

10. Правда ли, что ценуроз церебральный (вертячка овец), проходит клинически в четыре стадии? (Ответ: да)

Капитаны команд получают на отдельном листке бумаги, по одной ситуационной задачи. В течение 2 минут проводят обсуждение каждый со своей командой и предлагают и демонстрируют свои варианты ответов. Капитаны, отвечающие наиболее правильно и наиболее точно демонстрирующие свои навыки будущих ветеринарных фельдшеров, получают по 1 жетону за каждый правильный ответ (1 балл).

Телят пасли на низинных заболоченных участках, водопой осуществлялся из мелкого стоячего водоема. У животных снижена упитанность, наблюдаются извращенный аппетит, поносы, нарушение функции желудочно-кишечного тракта, желтушность слизистых оболочек. Постепенно развивается водянка, кахексия, анемия, желтуха, которые приводят к гибели животных.

При забое теленка в ноябре месяце в желчных ходах печени, стенки которых резко утолщены и петрифицированы находят плоских листовидной формы паразитов длиной около 2-3 см и шириной 1 см.

1. Поставьте диагноз.

2. Разработать меры борьбы: лечение и профилактику.

Правильный ответ: фасциолез

При интенсивной инвазии у ягнят и телят, реже взрослых животных, отмечается понос, чередующийся с запором, вздутие живота, нередко затрудненный акт дефекации, нервные явления (манежные движения, подёргивание мускулатуры, запрокидывание на спину головы), анемичность слизистых оболочек. Животные часто отстают от стада, больше лежат, неохотно принимают корм, задняя часть тела у них испачкана жидкими фекалиями. Отмечаются случаи падежа среди молодняка.

1. Поставить диагноз.

2. Уточнить его лабораторно.

3. Разработайте лечебно-профилактические мероприятия с этим заболеванием.

Правильный ответ: ценуроз церебральный (вертячка овец)

Личиночная стадия возбудителя поражает в основном травоядных животных. У них отмечается постепенное исхудание, нередко доходящее до истощения, понижение продуктивности. При локализации пузырей в печени преобладает желтушность, расстройство пищеварения, при поражении лёгких – затрудненное дыхание, одышка, кашель. Неполноценное кормление и плохие условия содержания способствуют более тяжелому течению болезни. Отмечаются случаи падежа больных животных.

1. Поставьте диагноз.

2. Как лечить дефинитивных хозяев и как профилактировать животных являющихся,

3. Разработайте систему борьбы с эти заболеванием.

Правильный ответ: эхинококкоз

Преподаватель:Молодцы ребята, вы очень хорошо справились с заданием. Можно с уверенностью сделать вывод, о том, что вы умеете ориентироваться даже в самых сложных и экстремальных ситуациях. А теперь давайте вместе с вами подведем итог нашей сегодняшней деловой игры. Прошу каждого из капитанов команд подсчитать количество набранных жетонов.

Студенты:Подсчитывают количество жетонов, и проводится награждение лидера.

Преподаватель: задает вопросы

1. Чем занимается паразитолог? Нужен ли он в ветеринарной медицине?

2. Каковы основные задачи паразитологии?

3. Можно ли открыть свое дело, не изучая рынок?

4. Для чего нужна паразитология?

Подведем итоги нашего сегодняшнего занятия:

n Что нового вы узнали на уроке?

n Чем важен для вас данный урок?

n Сделайте выводы по уроку.

Студенты:отвечают на поставленные вопросы.

Преподаватель:разъясняет домашнее задание

n записи в тетради

n составить кроссворд по новой теме, 10 вопросов.

Студенты:записывают задание в тетрадь.

Преподаватель:Урок окончен, можете быть свободными.

Заключение

Взятая за основу в методических рекомендациях по проведению открытого урока кейс-технология является одной из новых форм эффективных технологий проблемно - ситуационного обучения.

кейс-технология - это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений. Одной из важнейших характеристик кейс-метода является умение воспользоваться теорией, обращение к фактическому материалу. Однако главное его предназначение - развивать способность прорабатывать различные проблемы и находить их решение, другими словами научиться работать с информацией. Ситуационные задачи могут быть связаны с проблемами прошлого, настоящего и даже будущего времени.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции