Пестрый ряд кишечной палочки микробиология



СРЕДА ЭНДО предназначена для выделения энтеробактерий, обнаружения эшерихий. Состоит из питательного агара, 1% лактозы и индикатора – основного фуксина, обесцвеченного сульфитом натрия. Свежеприготовленная среда бесцветна или имеет бледно-розовую окраску. При росте лактозоположительных бактерий их колонии окрашиваются в темно-красный цвет с металлическим блеском; лактозоотрицательные кишечные палочки образуют бесцветные колонии.



СРЕДА ПЛОСКИРЕВА – дифференциально-диагностическая и селективная, способствует лучшему росту некоторых бактерий (возбудители брюшного тифа, паратифов, дизентерий) и подавляет рост других (кишечная палочка и пр.). Содержит питательный агар с лактозой, бриллиантовым зеленым, солями желчных кислот, минеральными солями и индикатором (нейтральный красный). Лактозонегативные колонии вырастают бесцветными, лактозопозитивные – красными. На некоторых модификациях среды Плоскирева выявляется еще и способность сальмонелл выделять сероводород: выросшие колонии чернеют.


Висмут-сульфитный агар

ВИСМУТ-СУЛЬФИТНЫЙ АГАР селективная среда для выделения сальмонелл. Готовая среда непрозрачна, зеленоватого цвета. Содержит глюкозу, неорганические соли, бриллиантовый зеленый, питательный агар. Бриллиантовый зеленый и висмут подавляют рост грамположительной флоры и многих энтеробактерий, в том числе шигелл, эшерихий. Сальмонеллы при росте на среде выделяют сероводород, который взаимодействует с солями висмута. В результате образуются колонии черного цвета с металлическим оттенком на зеленоватом фоне среды.


Пестрый ряд Гисса для E.Coli


Пестрый ряд Гисса для S.typhi

СРЕДЫ ГИССА дифференциально-диагностические питательные среды для выявления ферментативной активности бактерий (кишечной группы). Содержат 1% пептонную воду, 0,5% раствор определенного углевода (глюкоза, лактоза, мальтоза, маннит, сахароза и др.) и индикатор Андреде (кислый фуксин в растворе NaOH). Среда при рН 7,2-7,4 – бесцветна, при ферментации углеводов приобретает красный цвет . В пробирки со средой помещают поплавок (небольшая трубочка, один конец которой запаян) для улавливания газообразных продуктов, образующихся при расщеплении углеводов.

СРЕДА ОЛЬКЕНИЦКОГО (ТРЕХСАХРНЫЙ АГАР) предназначена для дифференциации энтеробактерий по способности сбраживать углеводы в присутствии индикатора. Рост на трехсахарном железосодержащем агаре: 1. Контроль (незасеянная среда) 2. Salmonella серовара Typhimurium 3. Escherichia coli 4. Shigella flexneri 5. Salmonella серовара Typhi Пептический перевар животной ткани, гидролизат казеина, дрожжевой и мясной экстракты являются источником азотистых веществ, серы, микроэлементов, витаминов группы В и др. Лактоза, сахароза и глюкоза – ферментируемые субстраты. Тиосульфат натрия в сочетании с ионами железа являются индикатором на сероводород, феноловый красный – индикатор рН. Микроорганизмы, ферментирующие глюкозу, способствуют образованию многих кислот, изменяющих цвет среды с красного на желтый. Большее количество кислот освобождается в столбике (при ферментации), по сравнению со скошенной частью (окисление). Бактерии образуют также щелочные продукты (в ходе окислительного декарбоксилирования пептона). Принципиальное значение имеет соотношение глюкоза/лактоза(сахароза) = 1:10. Индикатор феноловый красный становится желтым при значениях рН менее 6,8. При исходном значении рН=7,4 требуется относительно небольшое количество кислот для развития желтого окрашивания среды. Щелочные продукты могут нейтрализовать небольшое количество кислоты, образуемое в скошенной части при ферментации глюкозы. Таким образом, щелочной (красный) скос и кислый (желтый) столбик указывают, что микроорганизм ферментирует глюкозу, но не ферментирует лактозу и/или сахарозу. Бактерии, ферментирующие помимо глюкозы лактозу и/или сахарозу, образуют большое количество кислот, которое не может быть нейтрализовано аминами, поэтому скос и столбик будут кислыми (желтыми). Если в ходе ферментации образуется газ, его можно определить по пузырькам и характерным разрывам среды. Некоторые виды бактерий восстанавливают тиосульфат до сероводорода, который, взаимодействуя с ионами железа, образует нерастворимый черный преципитат сульфида железа. Восстановление тиосульфата происходит только в кислой среде и почернение обычно бывает в зоне столбика.

КРОВЯНОЙ АГАР питательная среда для выявления гемолитических свойств бактерий. К расплавленному остуженному (до 45-50 гр С) питательному агару асептически добавляют 5-10% дефибринированной крови, хорошо перемешивают и сразу же разливают в чашки Петри. Вокруг выросших колоний отчетливо видны прозрачные зоны гемолиза.

ЖЕЛТОЧНО-СОЛЕВОЙ АГАР ЧИСТОВИЧА- селективная среда, предназначенная для культивирования стафилококков. Содержит питательный агар, желток куриного яйца, повышенные концентрации хлорида натрия (8-10%), которые не препятствуют размножению стафилококков и обеспечивают элективность среды для данных микробов. Среда позволяет дифференцировать лецитиназопозитивные стафилококки, вокруг колоний которых образуются зоны помутнения с перламутровым оттенком.

СРЕДА КИТТА-ТАРОЦЦИ обеспечивает рост многих спорообразующих и строгих аспорогенных анаэробов. Ее используют для культивирования и хранения клостридий. Состоит из питательного бульона, 2% глюкозы и кусочков печени или мясного фарша для адсорбции кислорода. Перед посевом среду прогревают на кипящей водяной бане в течение 10-15 минут для удаления воздуха. После посева среду заливают небольшим слоем вазелинового масла. Выросшие анаэробы вызывают помутнение питательной среды.

СРЕДА ВИЛЬСОНА-БЛЕРА (ЖЕЛЕЗО-СУЛЬФИТНЫЙ АГАР)используется для выделения анаэробных бактерий. Готовится из питательного агара, к которому добавляют 1% глюкозы, хлорид железа и сульфит натрия. Анаэробные клостридии(Clostridium perfringens) образуют на среде колонии черного цвета за счет образования соединений железа с серой.

Темы практических занятий

Темы практических занятий для: Стоматология, семестр 04 Микробиология, вирусология-микробиология полости рта

С семестр 04 Микробиология, вирусология-микробиология полости рта

1. Стом.(30) семестр 04 Микробиология, вирусология-микробиология полости рта

2. ГБОУ ВПО ДВГМУ Минздрав России

3. ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

4. К А Л Е Н Д А Р Н Ы Й П Л А Н

5. практических занятий по микробиологии и вирусологии

6. для студентов 2 курса стоматологического факультета

7. весенний семестр 2014 - 2015 учебный год)

8. Практическое занятие 1

9. Тема. Риккетсии. Общая характеристика бактерий семейства Rickettsiaceae. Морфология, биология, культуральные, биохимические и антигенные свойства. Методы культивирования риккетсий. Роль риккетсий в патологии человека. Классификация риккетсиозов. Характеристика возбудителей сыпного тифа (эпидемического сыпного, вшивого и эндемического крысиного тифов) R. prowazekii, R. typhi. Переносчики и механизмы заражения. Болезнь Брилля-Цинссера. Принципы лабораторной диагностики. Возбудители Ку-лихорадки, лихорадки цуцугамуши. Лабораторный диагноз сыпного тифа и других риккетсиозов. Специфическая профилактика сыпного тифа. Бактериологическая диагностика. Профилактика.

10. Практическая работа

11. Изучение мазков риккетсии Провачека, окрашенных фуксином с подогреванием (зарисовать)

12. Изучение лабораторной диагностика сыпного тифа и других риккетсиозов (составить схему методов диагностики и зарисовать)

13. Изучение серологического метода диагностики риккетсиозов (составить схему и записать в тетрадь)

14. Изучение бактериологического метода выделения Coxiella burnetti (нарисовать схему диагностики)

15. Изучение серологических методов диагностики Ку-лихорадки (записать в тетрадь, оформить протокол)

16. Знакомство с препаратами для специфической диагностики, профилактики и лечения риккетсиозов (записать в тетрадь)

17. Практическое занятие 2

18. Тема. Патогенные клостридии. Морфология, биология, культуральные свойства патогенных клостридий. Cl. perfringens et al. Морфология, биология, культуральные свойства, лабораторный диагноз анаэробной газовой инфекции. Cl. tetani, Cl. botulinum. Морфология, биология, культуральные свойства возбудителей столбняка и ботулизма. Лабораторный диагноз столбняка, ботулизма. Профилактика. Специфическое лечение клостидиозов гетерогенными антитоксическими сыворотками.

19. Практическая работа

20. Clostridium perfringens

21. Изучение мазка из чистой культуры Cl.perfringens, окрашенного по Граму (зарисовать)

22. Изучение колонии клостридий в глубине агара в пастеровских пипетках (зарисовать)

23. Изучение среды Китта-Тароцци (зарисовать, указать ингредиенты)

24. Изучение анаэростата

25. Изучение микробиологического диагноза анаэробной раневой инфекции по схеме (записать в тетрадь)

26. Знакомство с препаратами для специфической диагностики, профилактики и лечения анаэробной газовой инфекции (записать в тетрадь)

28. Изучение мазка из чистой культуры Cl.tetani, окрашенного по Граму (зарисовать)

29. Изучение лабораторного диагноза столбняка по таблице (зарисовать)

30. Знакомство с препаратами для специфической диагностики, профилактики и лечения столбняка (записать в тетрадь)

32. Изучение мазка из чистой культуры Cl.botulinum, окрашенного по Граму (зарисовать)

33. Изучение лабораторного диагноза ботулизма по таблице (зарисовать)

34. Знакомство с препаратами для специфической диагностики, профилактики и лечения ботулизма (записать в тетрадь)

35. Практическое занятие 3

36. Тема. Общая характеристика бактерий семейства Enterobacteria-ceae. Облигатно-патогенные энтеробактерии родов. Условно-патогенные энтеробактерии родов Escherichia coli. Роль в патологии человека. Морфология, биология, культуральные, биохимические и антигенные свойства E. coli. Эшерихиозы. Роль в воспалительных процессах слизистых оболочек полости рта. Бактериологическая диагностика. Профилактика. Дисбактериоз.

37. Практическая работа

38. Изучение мазков из чистой культуры кишечной палочки, окрашенных по Граму (зарисовать)

39. Изучение роста кишечной палочки на среде Эндо (зарисовать).

40. Изучение биохимических изменений на пестром ряду (таблица) с посевом кишечной палочки (записать в тетрадь ):

41. Знакомство со схемой лабораторного диагноза эшерихиоза по схеме (зарисовать)

42. Знакомство с препаратами для специфической диагностики, профилактики и лечения острых кишечных инфекций и дисбиоза (записать в тетрадь)

43. Практическое занятие 4

44. Тема. Shigella. Морфология, биология, антигенная структура шигелл. Биологические варианты шигелл. Бактериологический диагноз дизентерии. Профилактика. Принципы лечения. Klebsiella, Proteus, Enterobacter, Citrobacter. Роль в патологии человека. Морфология, биология, культуральные, биохимические и антигенные свойства. Роль условно-патогенных энтеробактерий в воспалительных процессах слизистых оболочек полости рта. Бактериологическая диагностика. Профилактика. Дисбактериоз.

45. Практическая работа

46. Изучение мазков из чистой культуры шигелл, окрашенных по Граму (зарисовать)

47. Изучение роста дизентерийных и кишечных палочек на среде Плоскирева (зарисовать)

48. Изучение пестрых рядов с посевом шигелл по таблице (записать в тетрадь)

49. Изучение роста различных микроорганизмов и дизентерийных бактерий на среде Олькеницкого (зарисовать рост шигелл на среде)

50. Изучение схемы патогенеза дизентерии (установить связи на схеме 1, оформить протокол)

51. Изучение реакции непрямой гемагглютинации (записать схему постановки в тетрадь)

52. Оценить результаты РНГА в диагностике хронической дизентерии по таблице

53. Изучение этапов бактериологического метода диагностики дизентерии по схеме (записать в тетрадь)

54. Знакомство с препаратами для специфической диагностики, профилактики и лечения дизентерии (записать в тетрадь)

55. Практическое занятие 5

56. Тема. Salmonella. Морфология, биология, культуральные, биохимические и антигенные свойства. Salmonella typhi, S.paratyphi A и S. schottmulleri. Патогенез брюшного тифа и паратифов А и В. Метод гемокультуры - метод ранней диагностики брюшного тифа и паратифов. Реакция Видаля. Методика выделения культуры возбудителя из испражнений больного брюшным тифом и паратифом. Методы профилактики брюшного тифа и паратифов. Специфическая профилактика. Salmonella. Морфология, биология, культуральные, биохимические и антигенные свойства сальмонелл - возбудителей острых пищевых токсикоинфекций (сальмонеллёзных гастроэнтеритов, внутрибольничных инфекций). Роль сальмонелл в возникновении внутрибольничных инфекций. Бактериологический диагноз сальмонеллёзов. Методы профилактики.

57. Практическая работа

58. Изучение мазков из чистых культур сальмонелл, окрашенных по Граму (зарисовать)

59. Изучение роста тифозных и паратифозных бактерий на среде Эндо (зарисовать)

60. Изучение ферментативных свойств на пестром ряду с посевом тифозных и паратифозных бактерий по таблице (записать в тетрадь табл.6)

61. Изучение посева по методу Клодницкого (зарисовать)

62. Изучение реакции непрямой Ви-гемагглютинации по схеме (записать в тетрадь табл.7)

63. Изучение посевов испражнений больного брюшным тифом на средах Эндо и Мюллера (зарисовать)

64. Изучение этапов ранней диагностики брюшного тифа (метод гемокультуры) (оформить в тетради протокол)

65. Изучение реакции Видаля (по выполненной работе оформить в тетради протокол)

66. Знакомство с препаратами для специфической диагностики, профилактики и лечения брюшного тифа (записать в тетрадь)

67. Изучение бактериологической диагностики сальмонеллеза по схеме (записать в тетрадь)

68. Практическое занятие 6

69. Тема. Staphylococcus. Современная классификация. Морфология, биология, культуральные свойства. Факторы патогенности и вирулентности. Стафилококки - возбудители гнойно-воспалительных процессов полости рта. Лабораторный диагноз стафилококковых инфекций. Стафилококки - возбудители внутрибольничных инфекций. Стафилококки - санитарно-показательные микроорганизмы внешней среды, воздуха, пищевых продуктов. УИРС - исследование слизи из носа и зева на стафилококковое носительство.

70. Практическая работа

71. Изучение мазков из чистой культуры стафилококка, окрашенных по Граму (зарисовать)

72. Изучение мазков из гноя, окрашенных по Граму (зарисовать)

73. Изучение характера роста стафилококков на кровяном агаре (зарисовать)

74. Изучение характера роста стафилококков на желточно-солевом агаре (ЖСА) (зарисовать)

75. Изучение характера роста стафилококков на молочно-солевом агаре (зарисовать)

76. Изучение лабораторной диагностики стафилококковых инфекций по схеме (зарисовать)

77. Оценить результаты бактериологического исследования на резидентное носительство стафилококков у обследуемых по таблице (оформить протокол, сделать заключение)

78. Знакомство с препаратами для специфической диагностики, профилактики и лечения стафилококковых инфекций (записать в тетрадь)

79. Практическое занятие 7

80. Тема. Streptococcus. Морфология, биология, культуральные свойства, современная классификация. Стрептококковые инфекции. Streptococcus pyogenes - возбудитель ангины и других гнойно-воспалительных процессов; инфекционных заболеваний -скарлатины, рожи. Связь стрептококковых инфекций с ревматизмом. Лабораторный диагноз стрептококковых инфекций. Str. pneumoniae. Типы пневмококков. Морфология, биология, культуральные свойства пневмококков. Бактериологический диагноз пневмококковых инфекций. Специфическая профилактика. Вакцина Пневмо-23.

81. Энтерококки - E. faecalis, E. faecium, морфология, биология. Роль энтерококков как возбудителей оппортунистических и условно-патогенных инфекций, выявление энтерококков при патологии полости рта. Стрептококки полости рта.

82. Практическая работа

83. Изучение мазка из чистой культуры стрептококка, окрашенного по Граму (зарисовать)

84. Изучение мазка из гноя, окрашенного по Граму (зарисовать)

85. Изучение характера роста стрептококков на кровяном агаре (зарисовать):

86. Изучение лабораторной диагностики стрептококковых инфекций по схеме (зарисовать)

88. Изучение мазка из чистой культуры Str.pneumoniae, окрашенного по Граму (зарисовать)

89. Изучение мазка из мокроты больного пневмонией, окрашенного по Граму (зарисовать)

90. Изучение мазок-отпечаток из органов мыши, зараженной мокротой (зарисовать)

91. Изучение роста пневмококка на кровяном агаре (зарисовать)

92. Изучение тестов, дифференцирующих пневмококки от других видов по схеме (записать в тетрадь)

93. Изучение схемы лабораторного диагноза пневмококковых инфекций по таблице (зарисовать)

94. Знакомство с препаратами для специфической диагностики, профилактики и лечения пневмококковых инфекций (записать в тетрадь)

95. Практическое занятие 8

96. Тема. Патогенные нейссерии: гонококки и менингококки. Морфология, биология, культуральные свойства Neisseria meningitidis. Лабораторный диагноз менингококковой инфекции. Специфическая профилактика и принципы лечения. N. gonorrhoeae. Морфология, биология, культуральные свойства. Лабораторный диагноз гонореи, бленореи. Патологические проявления в полости рта. Специфическая профилактика и лечение. Гоновакцина, её применение.

97. Практическая работа

98. Neisseria meningitidis

99. Изучение мазков из чистой культуры менингококка, окрашенных по Граму (зарисовать)

100. Изучение мазков из спинномозговой жидкости больного менингококковымменингитом, окрашенных по Граму (зарисовать)

101. Изучение колоний менингококка на сывороточном агаре (зарисовать)

102. Изучение пестрого ряда с посевом менингококка по схеме (записать в тетрадь)

103. Изучение схемы патогенеза менингококковой инфекции (установить связи, оформить протокол)

104. Изучение схемы лабораторного диагноза менингококковой инфекции по таблице (зарисовать схему)

105. Знакомство с препаратами для специфической диагностики, профилактики и лечения менингококковой инфекции (записать в тетрадь)

106. Neisseria gonorrhoeae

107. Изучение мазков из уретрального отделяемого больного гонореей (зарисовать)

108. Мазок из уретрального отделяемого, окрашенный по методу Грама.

109. Мазок, окрашенный 1% водным раствором метиленового синего.

110. Изучение пестрого ряда с посевом гонококка по схеме (записать в тетрадь табл.)

111. Изучение схемы микробиологической диагностики гонококковой инфекции по таблице (зарисовать)

112. Знакомство с препаратами для специфической диагностики, профилактики и лечения гонококковой инфекции (записать в тетрадь).

113. Практическое занятие 9

114. Тема.Возбудители дифтерии, коклюша. Морфология, биология, культуральные свойства коринебактерий. C. diphtheriae и её токсин. Бактериологический диагноз дифтерии. Реакция Шика. Специфическая профилактика и терапия дифтерии.

115. Bordetella pertussis, Bordetella parapertussis. Лабораторный диагноз коклюша. Специфическая профилактика. Вакцины АКДС, АДС-М, АД. Патологические проявления в полости рта дифтерии, коклюша.

116. Практическая работа

117. C. diphtheriae

118. Изучение мазов из чистой культуры C. diphtheriae (зарисовать)

119. В мазке из чистой культуры, окрашенном щелочной метиленовой.

120. В мазке из чистой культуры, окрашенном по Грамму.

121. В мазке из чистой культуры, окрашенном по Нейссеру.

122. Изучение роста дифтерийных палочек на свернутой сыворотке (зарисовать)

123. Изучение роста C. diphtheriae на кровяно-теллуритовом агаре (зарисовать)

124. Изучение посевов на пестром ряду коринебактерий по таблице (записать в тетрадь табл.)

125. Изучение реакции иммунодиффузии для определения токсигенности дифтерийной культуры (зарисовать)

126. Изучение лабораторного диагноза дифтерии по схеме (зарисовать)

127. Изучение содержания антител к антитоксину в сыворотке крови

128. Знакомство с препаратами для специфической диагностики, профилактики и лечения дифтерии (записать в тетрадь)

129. Bordetella pertussis

130. Изучение мазка из чистой культуры B.pertussis, окрашенного по Граму (зарисовать)

131. Изучение лабораторного диагноза коклюша и паракоклюша по схеме (зарисовать в тетрадь)

132. Знакомство с препаратами для специфической диагностики, профилактики и лечения коклюша (записать в тетрадь)

133. Практическое занятие 10

134. Тема. Патогенные микобактерии. Общая характеристика M. tuberculosis, M. leprae. Морфология, биология, культуральные свойства возбудителей туберкулёза и лепры. Бактериологический диагноз. Метод обогащения для обнаружения туберкулёзных бактерий (флотация). Люминесцентная микроскопия. Специфическая профилактика туберкулеза. Вакцинация БЦЖ. Реакция Манту и диаскинтест. Патологические проявления в полости рта туберкулёза и лепры.

135. Практическая работа

136. Изучение мазков из мокроты больного туберкулезом (зарисовать).

137. Изучение роста микобактерии на среде Левенштейна-Йенсена (зарисовать).

138. Изучение бактериологической диагностики туберкулеза по схеме (записать схему диагностики в тетрадь).

139. Знакомство с препаратами для специфической диагностики, профилактики и лечения туберкулеза (записать в тетрадь)

140. Mycobacterium leprae

141. Изучение мазка больного лепрой, окрашенного по Цилю-Нильсену (зарисовать)

142. Изучение схемы диагностики лепры (зарисовать)

143. Практическое занятие 11

144. Тема. Патогенные спирохеты. Морфология, биология, культуральные свойства Treponema pallidum, Borrelia recurrentis и лептоспир. Лабораторный диагноз сифилиса, эпидемического и эндемического возвратного тифов и лептоспирозов. Сифилис в полости рта. Патологические проявления в полости рта. Диагностика, принципы профилактики и лечения. Лептоспирозная вакцина.

145. Практическая работа

146. Treponema pallidum

147. Изучение бледной трепонемы в мазке из отделяемого твердого шанкра, окрашенного по Романовскому-Гимзе (зарисовать Treponema pallidum)

148. Знакомство со схемой лабораторного диагноза сифилиса по таблице (записать в тетрадь)

149. Оценить диагностическую значимость ИФА-диагностики сифилиса по таблице (записать в тетрадь, оформить протокол)

150. Знакомство с препаратами для специфической диагностики и лечения сифилиса (записать в тетрадь)

152. Лептоспиры в темном поле

153. Знакомство со схемой лабораторного диагноза лептоспирозов по таблице (зарисовать)

154. Оценить диагностическую значимость серологического метода в диагностике лептоспироза по таблице (сделать заключение, оформить протокол)

155. Знакомство с препаратами для специфической диагностики, профилактики и лечения лептоспироза (записать в тетрадь)

157. Изучение Borrelia в мазке из крови, окрашенном по Романовскому-Гимзе (зарисовать)

158. Знакомство с лабораторной диагностикой эпидемического возвратного тифа (составить схему, записать в тетрадь)

Презентация была опубликована 3 года назад пользователемЮлия Михеева

Презентация на тему: " Ставропольский государственный медицинский университет Кафедра микробиологии Занятие 1 Тема занятия: МИКРОБИОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КОЛИ-ИНФЕКЦИИ." — Транскрипт:

1 Ставропольский государственный медицинский университет Кафедра микробиологии Занятие 1 Тема занятия: МИКРОБИОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КОЛИ-ИНФЕКЦИИ

3 БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД: -первый этап: посев исследуемого материала на среду Эндо; -второй этап: учет результатов роста на среде Эндо, микроскопия подозрительных колоний; а) постановка ориентировочной реакции агглютинации с поливалентными ОВ-coli - агглютинирующими сыворотками и материалом из колоний; б) по результатам положительной реакции агглютинации сделать пересев выбранной колонии на скошенный агар (указать цель этого действия); в) поливалентные и моновалентные (моноспецифические) ОВ -coli агглютинирующие сыворотки, получение, использование.

5 III. Вопросы для самоподготовки: а) Почему кишечную палочку считают санитарно – показательным микроорганизмом при санитарном обследовании объектов внешней среды? б) Что такое коли – титр и коли – индекс? в) Каково антигенное строение кишечной палочки? г) Как выделяют чистую культуру диарее генной кишечной палочки? д) Какой антиген (О или К) определяют в реакции агглютинации с живой культурой? е) Как обнаруживается О – антиген у кишечной палочки? ж) По какому антигену окончательно судят о принадлежности бактерий к патогенному серовару?

6 з) На какие категории и по каким признакам подразделяют диарее генные кишечные палочки? и) Какими факторами патогенности обладают энтеротоксигенные кишечные палочки? Каков генетический контроль их синтеза? к) Чем обусловлена патогенность энтеротоксигенных кишечных палочек? л) Чем обусловлена патогенность энтероинвазивных кишечных палочек? м) С чем связана патогенность интерогеморрагических кишечных палочек? н) Каковы основные пути заражения диареегенными кишечными палочками? о) Можно ли отличить колонии диареегенных кишечных палочек от колоний непатогенных кишечных палочек на дифференциально диагностических средах? Если можно, то в каких случаях?

7 I.Характеристика возбудителя г.- открытие кишечной палочки под названием Bacterium commune, предположение о ее роли в происхождении детских поносов(Эшерих). 2. Семейство: Enterobacteriaceae Род: Еsherichia Вид: E. Coli патогенные E. Coli условно-патогенные

8 3.Морфология. E. Coli маленькие грамотрицательные факультативно-анаэробные короткие палочки с закругленными концами, размером 2-6*0,4-0,6 мкм, окрашиваются в красный цвет Гр(-). В клетке располагаются беспорядочно или парами, спор не образуют. У некоторых штаммов выраженная капсула или микрокапсула, имеют жгутики и пили общего типа. Резистентность. Чувствительны к дезинфектантам, погибают при 60 С через 15 минут. Устойчивы в воде и в почве 3-4 месяца.

9 Энтеральные эшерихиозы – острые инфекционные заболевания с преимущественным поражением желудочно-кишечного тракта в виде гастроэнтерита, гастроэнтероколита, вызываемые патогенными диареегенными штаммами кишечной палочки. Парентеральные эшерихиозы – острые и хронические гнойные воспаления в любых органах человека и животного, сопровождающиеся септицемией вызываемые условно-патогенными штаммами кишечной палочки самостоятельно или в ассоциации с гноеродными кокками или другими грамотрицательными бактериями. E. Coli ЭПКП Энтеропато генные КП ЭИКП Энтероин инвазивные КП ЭТКП Энтероток сигенные КП ЭГКП Энтерогем орагичес кие КП

10 II.Этиология. Культуральные свойства возбудителей Условия оптимального роста Питательная среда - МПБ Характер роста Питательная среда – МПА,среда Эндо,среда Левина Наличие О2 рН 7,2-7,5 37 С Диффузное помутнение бульона и на дне осадок Колонии выпуклые, мутные, ровные края (S-форма) или сухие плоские, неровные края (R- форма)Диаметр 3-5 мм Длительность культивировать ния-24 ч.

12 Биохимические свойства возбудителей Ферментация Углеводы До кислоты и газа Глюкозы Маннита Лактозы Арабинозы

14 Антигенная структура. E. coli обладает сложной антигенной структурой. Имеет соматический О-антиген, определяющий серогруппу. Известно около 171 разновидностей этого антигена. Поверхностный К-антиген может быть представлен 3 антигенами: А, В и L, отличающимися по чувствительности к температуре и химическим веществам. Типоспецифическим антигеном является Н-антиген, определяющий серовары, которых насчитывается более 57.

15 Факторы патогенности возбудителей 1. Адгезия – прикрепление к эпителиальным клеткам. 2. Колонизация – распространение по поверхности эпителия. 3. Инвазия – проникновение в эпителиальные клетки. 4.Токсины: a.Эндотоксины( ЛПС-клеточной стенки, выделяется в процессе разрушения бактерий) определяют форму колоний, антигенную специфичность бактерий, вызывают развитие эндотоксикозы. b.Экзотоксины(белок, цитотонины, цитотоксины) стимулируют выход солей и жидкости в просвете кишечника (диарея), вызывают разрушение эпителиальных клеток кишечника.

16 II.Эпидемиология. Источниками инфекции являются больные стертой формы, больные в разгар заболевания, реконвалесцент не, здоровые бактерионосители. Механизм передачи – фекально- оральный. Факторами передачи являются вода, предметы, молочная продукция(основной). Пути передачи- водный, контактно-бытовой, алиментарный(основной). К инфекции наиболее восприимчивы дети и взрослые. Иммунитет. Естественно приобретенный – непрочный, непродолжительный. Иммунитет Неспецифический Специфическая Бифидум бактерии Пассивный Активный

17 III.Патогенез. Энтеропатогенные кишечные палочки вызывают колиэнтерит детей раннего возраста, поражают тонкий кишечник. Происходит адгезия, колонизация, эшерихии частично внедряются в эпителий в результате чего нарушается всасывания жидкости (диарея секреторного типа без развития воспалительных реакций). Энтероининвазивные кишечные палочки вызывают дизентериеподобные заболевания детей (взрослые-редко), поражают толстый кишечник. Происходит адгезия, колонизация, эшерихии полностью внедряются в эпителий в результате чего возникает воспаление и изъявление слизистой оболочки (водянистая диарея с примесью крови) Энтеротоксигенные кишечные палочки вызывают холероподобные заболевания детей и взрослых, поражают тонкий кишечник. Происходит адгезия, колонизация, они почти не внедряются в эпителий из-за чего происходит гиперсекреция жидкости эпителием в результате нарушения транспорта электролитов (холероподобная диарея)

18 Энтерогеморрагические кишечные палочки вызывают геморрагический колит, поражают толстый кишечник. Происходит адгезия, колонизация, кишечные палочки частично внедряются в эпителий в результате чего происходит разрушение клеток эндотелия мелких кровеносных сосудов, поражение кровотока, кровотечение, ишемии и некроз клеточной стенки.

19 IV.Лабораторные методы диагностики Бактериологический метод В качестве исследуемого материала используют фекалии, рвотные массы, промывные воды, кровь 1 день. Посев исследуемого материала на среду Эндо. Исследуемый материал Посев на среду Эндо В термостат при t=37 C на 24 часа

20 Макроскопия Микроскопия Ориенти ровочная реакция агглютинации I. II. III. Пересев на скошенный агар для накопления чистых культур IV.

21 Макроскопия Микроскопия Посев смыва чистой культуры на пестрый ряд I. II. III. 3 день. Учет результата роста. Контроль чистоты культуры на скошенном агаре.

22 Развернутая реакция агглютинации IV.

23 Серологический метод (вспомогательный) Для исследования берут сыворотку крови. Проводят ИФА. Результаты используют, главным образом, для эпиданализа

24 Изменение цвета в среде Эндо Состав среды Эндо: МПА + лактоза + основный фуксин(индикатор)

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции