Кроссворд на тему особенности морфологии гельминтов сосальщиков

Ответ на сканворд или кроссворд на вопрос: гельминты

Инвазия - проникновение в организм человека или животных (растений) паразитов (простейших, гельминтов, членистоногих) с последующим развитием, размножением или другими формами взаимодействия между организмом хозяина и внедрившегося объекта

Мандарин * От гельминтов избавляет обильное употребление мандаринового сока

Гельминты - глисты, паразитические черви

Мертвоеды Многие полезны как "санитары", некоторые - промежуточные хозяева гельминтов

Дезинвазия (от де, дез и латинского invasio - нападение), комплекс мер по уничтожению зародышевых элементов (яиц гельминтов, ооцист кокцидий и так далее), возбудителей инвазионных болезней человека, животных, растений во внешней среде

Нематоциды (нематоды + латинское caedo убивать) - вещества, применяемые в сельском хозяйстве для уничтожения яиц гельминтов в почве; могут обладать определенной токсичностью для человека

Энтеробиоз - глистная болезнь, вызываемая одним из видов гельминтов - острицами и характеризующаяся болями в животе, снижением аппетита, зудом в области заднего прохода

Биогельминт (био- + гельминт) - общее название гельминтов, для завершения жизненного цикла которых необходима смена хозяев; многие биогельминты являются возбудителями гельминтозов человека

Гельминтозы - заболевания, вызываемые попаданием в организм и размножением в различных органах и тканях паразитических червей (гельминтов).

Гельминтома (helminthoma; гельминты + -ома) - устаревшее название воспалительной гранулемы, образующейся около гельминта, внедрившегося в ткани

Дирофилярии (Dirofilaria) - род гельминтов семейства Filariidae, класс нематод; окончательный хозяин - собака, промежуточный - комары родов анофелес, кулекс, аэдес; некоторые виды (Dirofilaria immitis, Dirofilaria repens и другие) являются возбудителями дирофиляриоза у человека

Цистицеркоз (cysticercosis) - гельминтоз из группы цестодозов, вызываемый цистицерками свиного цепня (Taenia soleum), паразитирующими в различных органах (чаще в головном мозге и в глазу); клинические проявления цистицеркоза зависят от локализации, количества и величины гельминтов; возможна аутореинвазия

Биогельминты — паразитические черви, которые для полного цикла своего развития нуждаются в промежуточном хозяине

Геогельминты — паразитические черви, одна из стадий развития которых проходит в почве

Дипеталонема (Dipetalonema) - род гельминтов семейства Setariidae, класс нематод; включает виды, патогенные для человека (Dipetalonema perstans, Dipetalonema streptocerca).

Омеопаразиты (греческое homoios подобный + паразиты) - образования в выделениях человека и животных, по внешнему виду напоминающие паразитов, например тяжи слизи, имитирующие гельминтов

Эзофагостома 2) (Oesophagostomum) - род гельминтов семейства Trichonematidae класса нематод, объединяющий распространенных повсеместно геогельминтов, паразитирующих в толстых кишках жвачных животных, некоторых обезьян; изредка встречается у человека

Эндопаразиты Эндопаразиты — вирусы, бактерии, многие грибы, простейшие и гельминты, паразитирующие в различных органах и тканях растений и животных

Гельминтология (от гельминты и логия), раздел паразитологии, изучающий паразитических червей и заболевания (гельминтозы), вызываемые ими у человека, животных и растений

Гельминтофауна (гельминты + фауна) - совокупность видов гельминтов, встречающихся на данной территории у человека, животных и растений

Антигельминтики - лекарственные средства, с помощью которых изгоняют из организма паразитических червей (гельминтов).

Гельминтозооноз (helminthozoonosis; гельминты + зооноз) - гельминтоз, возбудитель которого в одной и той же стадии развития паразитирует у человека и у животных

Дегельминтизация — изгнание паразитических червей (гельминтов) из организма хозяина

Гельминтоовометрия (гельминты + латинское ovum яйцо + греческое metreo измерять, определять) - измерение размеров яиц гельминтов при микроскопии с целью установления их видовой принадлежности

Гельминтоовоскопия (гельминты + латинское ovum яйцо + греческое skopeo рассматривать) - микроскопическое исследование фекалий, мочи, мокроты и других выделений организма, а также органов, тканей и различных элементов окружающей среды с целью выявления в них яиц гельминтов

Трихостронгилидозы (trichostrongylidoses) - гельминтозы из группы нематодозов, вызываемые представителями семейство Trichostrongylidae и характеризующиеся развитием диспептических явлений, а в тяжелых случаях гипохромной анемией; человек заражается при проглатывании личинок гельминтов с водой и пищей

Гельминтоларвоскопия (гельминты + латинское larva личинка + греческое skopeo рассматривать) - микроскопическое исследование материала, полученного от обследуемого человека или животного, с целью выявления личинок гельминтов

Макрогельминтоскопия (макро- + гельминты + греческое skopeo наблюдать, исследовать) - исследование невооруженным глазом кала, мочи, мокроты, рвотных масс, отделяемого свищей, а при вскрытии трупа - всех органов и тканей с целью обнаружения в них гельминтов или их фрагментов

Обобщающий урок-практикум по теме “Многообразие паразитических червей”

Учебная цель: Знать морфологические особенности, жизненные циклы, патогенное действие гельминтов. Знать методы профилактики гельминтозных болезней.

  1. Задание для самоподготовки дома:
  1. Необходимо повторить: понятия об основном, промежуточном, дополнительном и резервуарном хозяевах.
  2. Вопросы, подлежащие разбору:
  • Тип Плоские черви. Класс Сосальщики.
  • Печеночный сосальщик. Морфофизиологические особенности, жизненный цикл, патогенное действие, диагностика и профилактика трематодозов.
  • Класс ленточные черви. Общая характеристика.
  • Бычий цепень, эхинококк. Морфофизиологические особенности, жизненный цикл, патогенное действие, диагностика и профилактика цестодозов.
  • Тип Круглые черви. Класс Собственно круглые черви. Общая характеристика.
  • Аскарида, острица, кривоголовка. Морфофизиологические особенности, жизненный цикл, патогенное действие, диагностика и профилактика нематодозов.
  1. Вопросы для самоконтроля:
  • Понятие о гео- и биогельминтах.
  • Как человек заражается печеночным сосальщиком?
  • Где локализуется, и какое действие оказывает печеночный сосальщик?
  • Куда должно попасть яйцо печеночного сосальщика для дальнейшего развития?
  • Назовите основного и промежуточного хозяина печеночного сосальщика.
  • Из каких частей состоит тело ленточного червя?
  • Каковы особенности ленточных червей в связи с паразитическим образом жизни?
  • Где находятся яйца бычьего цепня?
  • Где локализуется бычий цепень у человека?
  • Чем и как питается бычий цепень?
  • Какое патогенное действие бычьего цепня?
  • Как человек заражается эхинококкозом?
  • Морфологические особенности эхинококка?
  • Кто является основным и промежуточным хозяином эхинококка?
  • В каких органах человека локализуется личинка эхинококка?
  • Как выражен половой диморфизм у аскариды?
  • Почему аскарида-геогельминт?
  • Изобразить в виде схемы миграцию личинок аскариды.
  • Как человек заражается аскаридой?
  • Каково патогенное действие аскариды?
  • В чем отличие острицы от аскариды?
  • Где откладывает яйца самка острицы?
  • Каково патогенное действие острицы?
  • Почему энтеробиозом заболевают дети?
  • Метод диагностики энтеробиоза?
  • Какие гельминты распространены в Саратовской области?
  1. Тестовый самоконтроль:
  • Где у человека паразитирует печеночный сосальщик:
  1. В легких;
  2. В кишечнике;
  3. В сердце;
  4. В желчных протоках;
  5. В мышцах.
  • Где развивается яйцо печеночного сосальщика:
  1. В воде;
  2. В почве;
  3. В воздухе;
  4. В организме человека;
  5. В мышцах крупного рогатого скота.
  • Как называется инвазионная стадия печеночного сосальщика:
  1. Метацекарий;
  2. Адолескарий;
  3. Мирацидий;
  4. Спороциста;
  5. Редия.
  • Почему бычий цепень называется невооруженным:
  1. Имеет крючья;
  2. Не имеет крючьев;
  3. Имеет четыре присоски;
  4. Не имеет присосок;
  5. Имеет две присоски.
  • В каких члениках цестод накапливаются зрелые яйца:
  1. В молодых;
  2. В старых;
  3. В гермафродитных;
  4. Вблизи головки;
  5. Около шейки.
  • Где локализуется финна бычьего цепня:
  1. В мышцах человека;
  2. В мышцах крупного рогатого скота;
  3. В печени моллюска;
  4. В кишечнике собаки;
  5. В кишечнике человека.
  • Как можно заражается эхинококком:
  1. От больного человека;
  2. От зараженной собаки;
  3. При употреблении плохо прожаренной рыбы;
  4. От крупного рогатого скота;
  5. От свиньи.
  • Какую форму имеет тело аскариды в поперечном разрезе:
  1. Плоскую;
  2. Круглую;
  3. Цилиндрическую;
  4. Овальную;
  5. Лентовидную.
  • Где развивается яйцо аскариды:
  1. В почве;
  2. В воде;
  3. В кишечнике человека;
  4. В воздухе;
  5. В мышцах человека.
  • Через какое время в яйце острицы развивается личинка:
  1. 15-20 дней;
  2. 6 месяцев;
  3. 6 часов;
  4. 1 год;
  5. 3 месяца.
  • В каком возрасте человек чаще всего человек заражается острицами:
  1. От 3 до 7 лет;
  2. 17-25 лет;
  3. 40-45 лет;
  4. 1-3 месяца;
  5. 70-80 лет.
  1. Практическая часть работы
  1. Разобрать морфофизиологические особенности, жизненный цикл и патогенное действие аскариды, диагностику и профилактику аскаридоза в ходе деловой игры.
  2. Деловая игра

Роли распределяются следующим образом:

  • Гельминт. Ученик, исполняющий данную роль должен рассказать о морфофункциональных особенностях данного паразита.
  • Больной. Обращается к врачу, сообщая ему о состоянии своего здоровья.
  • Врач. Выслушивает и записывает жалобы больного, задает вопросы, чтобы лучше выяснить симптомы заболевания и предположить диагноз, интересуется профессиональной принадлежностью больного. Окончательный диагноз ставиться после исследования врача-лаборанта.
  • Врач-лаборант. Проводит копрологическое исследование.
  • Биолог. Объясняет жизненный цикл гельминта, биологические способы борьбы с ними.
  • Санитарный врач. Рекомендует меры профилактики гельминтоза.
  1. Разобрать по схемам, таблицам циклы развития сосальщиков, бычьего цепня, эхинококка, аскариды, широкого лентеца.
  2. Рассмотреть с увеличением х8 микроскопа микропрепараты:
  1. Печеночного сосальщика. Найти: ротовую и брюшную присоски, пищеварительную и половую системы.
  2. Гермафродитный и зрелый членики бычьего цепня. Найти: оотип, желточники, семенники, яичники, матку.
  3. Поперечный срез аскариды и найти: полость тела, гиподерму,мышечную ткань, кишечник, матку, яйца.
  1. Самостоятельная работа

Рассмотреть при увеличении х8 микроскопа микропрепараты смеси яиц гельминтов. Определить яйца аскариды, остриц, печеночного сосальщика,бычьего цепня.

Просмотреть видеофрагменты о циклах развития паразитических червей .

Заполнить таблицу “Сравнительная характеристика гельминтов-паразитов человека”

Печеночный сосальщик Бычий цепень Широкий лентец Эхинококк Аскарида Острица
Половозрелая форма; размеры и форма тела
Личиночные формы (перечислить)
Место паразитирования в окончательном хозяине
Пути заражения
Профилактика

Решить ситуационные задачи:

  • Человек съел недожаренную говяжью печень, пораженную фасциолами. Заразиться ли он фасциолезом?
  • Можно ли заразиться аскаридозом от больного человека?
  1. Контрольные вопросы:
  1. Какими гельминтозами можно заразиться при употреблении недоваренного мяса?
  2. Какими паразитическими червями можно заразиться через грязные руки?
  3. Можно ли избавиться от остриц только лишь соблюдая правила личной гигиены?
  4. Почему при аскаридозе иногда наблюдается тяжелое состояние человека, а иногда и смертельный исход?
  1. Темы рефератов:
  1. К.И. Скрябин- основатель школы русской гельминтологии.
  2. К.И. Скрябин – основатель гельминтологической лаборатории. Значение его работ в борьбе с гельминтозами.
  3. Гельминты жарких стран. Роль климатических факторов в их распространении.
  4. Разнообразие паразитосфауны России.

Описание методической разработки

Тип Плоские черви. Белая планария. (с использованием ЦОР и средств ИКТ)

2.Комбинированный урок. Помимо конспекта представлена презентация урока с выраженными этапами урока.

На данном уроке используются раздаточные материалы, кроссворд, видеофрагменты и аудиофрагменты. Кроме того, вопросы, кроссворд и таблицы, использующиеся в ходе урока, снабжены ответами при помощи гиперссылок. Благодаря этому, урок, становится очень подробным и удобным в применении, как для учителя, так и для ученика.

3.Предмет-биология 7 класс. Животные.

4.Для учащихся 7 класса ОУ.

5.Классно-урочная форма работы.

6. Полное описание разработки

Тип Плоские черви. Белая планария .

1.познакомиться с особенностями внешнего и внутреннего строения, образом жизни свободноживущих плоских червей;

2.выявить черты сходства и отличия плоских червей и кишечнополостных;

3.составить общие признаки типа Плоские черви;

4.Познакомиться с новыми терминами: мезодерма, паренхима, двусторонняя симметрия; развивать понятия: ткань и орган, система органов.

Основное содержание урока:

1. Общие сведения о плоских червях (двусторонняя симметрия тела, трёхслойность).

2. Места обитания и представители свободноживущих плоских червей. Многообразие плоских червей.

3. Особенности внешнего строения свободноживущих плоских червей, обусловленные средой обитания.

4. Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности.

5. Черты более высокой степени организации в сравнении с кишечнополостными.

1.В чем сходство кишечнополостных и простейших?

Кишечнополостные и простейшие имеют несколько сходных признаков:

1.Обитание преимущественно в водной среде обитания

4.сходство процессов дыхания и питания

5.сходство клеток внутреннего слоя с

Каково практическое значение кишечнополостных?

1.регулируют численность рыбы, ракообразных в природе;

2.создают коралловые рифы и сопутствующие им сообщества;

3.скелеты кораллов применяют для изготовления извести, удобрений, бижутерии и украшений и др.

4. объекты опытов (регенерация и др.)

5.используются в пищу в странах Юго-Восточной Азии(медузы в Японии и Китае)

Назовите общие признаки кишечнополостных?

1.лучевая симметрия тела;

3.наличие кишечной полости;

4.примитивная нервная система;

5.наличие стрекательных клеток;

7.водная среда обитания

8.две жизненные формы: прикрепленная и подвижная.

Планарии - плоские черви (Platodes ), которые принадлежат к классу ресничных червей, или турбеллярий (Turbellaria ), к группе Triclada .

Это небольшие плоские черви, которые постоянно встречаются в пресноводных водоемах, где они ползают среди водных растений. Характерной особенностью планарий является покров из тончайших ресничек, покрывающий их тело. Ротовое отверстие помещается на брюшной стороне, а кишечник состоит из ветвей с многочисленными разветвлениями и не имеет анального отверстия. Все планарии - гермафродиты.

В северной и средней полосе СССР очень часто встречается молочно-белая планария (Dendrocoelum lacteum ), самая крупная среди других (до 3 см), с совершенно белым телом, сквозь которое ясно просвечивает темный ветвистый кишечник (рис. 171). На голове можно различить пару глаз.

Еще более обыкновенна всюду в стоячих водоемах гораздо более мелкая бурая планария (Planaria torva ) бурой окраски с закругленным головным концом, на котором также имеются два глаза. Часто встречается черная планария (Polycelis nigra ) с закругленным головным концом, по краю которого сидит ряд глаз. Наконец, в текучих водах живет траурная планария (Planaria lugubris ), также темного цвета, но отличающаяся своим характерным головным концом, который имеет вид тупого треугольника.

При лове планарий следует захватить в сачок побольше водных растений, которые и подлежат внимательному осмотру. Тем не менее, начинающие очень часто не замечают планарий вследствие их малых размеров, неяркой окраски и медленных движений. Исключение представляет молочно-белая планария, которая обыкновенно бросается в глаза своим цветом. Чаще всего планарий можно найти на нижней стороне плавающих листьев кувшинки.

Ползая под водой по твердым предметам, червь движется вперед чрезвычайно плавно, медленно и равномерно, точно плывет, без всяких видимых усилий. Причиной такого своеобразного движения являются покрывающие тело животного реснички, которые невидимы невооруженным глазом. Планарии выделяют обильную слизистую массу, обволакивающую предметы, на которых они сидят. При движении реснички упираются в эту слизистую ленту, толкая тело животного вперед. Мелкие виды могут, кроме того, свободно плавать при помощи веслообразных ударов ресничек о воду.

Питаются планарии мелкими водными животными и являются довольно деятельными хищниками. Не отказываются они и от падали. В неволе едят и белый хлеб. Рот находится на брюшной стороне и ведет в подвижную растяжимую глотку, которая может выпячиваться наружу наподобие трубки. Кишечник имеет чрезвычайно разветвленную форму, которую особенно хорошо можно наблюдать у молочно-белой планарии, если смотреть на нее в лупу в проходящем свете.

Размножаются планарии яйцами, которые заключены в круглый или овальный кокон величиною немного больше булавочной головки, буроватого цвета. Такие коконы прикрепляются к подводным предметам, а у некоторых видов прикрепляются к субстрату на особых стебельках.

4. Выявление черт сходства и отличия между плоскими червями и кишечнополостными.

Выявляют черты более высокой степени организации организмов в сравнении с Кишечнополостными.

5.Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности. Появление тканей и органов. Половое размножение. Регенерация планарии.

(Рассказ учителя с элементами беседы по слайдам презентации)

Органы, образующие систему

Предполагаемая заполненная таблица:

Название системы внутренних органов планарии

Органы, образующие систему

Выполняемые функции системы органов

Головные нервные узлы и продольные нервными стволы, соединенные нервными перемычками

Восприятие раздражений из окружающей среды и от внутренних органов.

Ответная реакция организма на раздражение

Рот, глотка, кишечник

Захват и переваривание пищи

Выделительные канальцы, каналы и поры.

Выведение жидких продуктов обмена веществ

Размножение, увеличение численности

1.Изучить §15 учебника, ответить устно на вопросы после §.

5. Обобщение знаний по теме урока:

Особенности строения плоских червей. Усложнение их строения по сравнению с кишечнополостными.

Сформулировать вывод с учащимися (отразив в презентации). Учебный план 2 иностранный язык 3 отечественная история 17

Люди порой халатно относятся к глистной инвазии, как к неприятным, но вполне легко переносимым недугам. Соответственно, их убеждения не побуждают быть крайне осторожными при соприкосновении с любыми видами грязи, плохо обработанной пищи или контакте с домашними животными.

Такая преступная халатность имеет свои печальные плоды. Черви способны убить свою жертву, не считая болей и повреждения органов. Наиболее опасными признаются гельминты, питающиеся кровью и полезными веществами внутри человека.

Малярийный плазмодий губит кровяные клетки и способен довести жертву до летального исхода.

  • развитие злокачественных опухолей;
  • слабеет иммунитет;
  • нарушаются обмены веществ.

Проявления глистной инвазии очень отличаются друг от друга. Но у них есть и общие симптомы:

  • боли в мышцах, которые слабеют и отекают;
  • суставы болят, хотя не были травмированы;
  • печень и селезенка увеличиваются в размерах;
  • кожная сыпь;
  • высокая температура.

К ним можно добавить:

Глисты иногда приводят организм зараженного человека в такое состояние, что полноценная здоровая жизнь, даже после их удаления, уже невозможна. Поэтому, обнаружив что-либо из симптомов, стоит срочно обратиться к врачу.


Симптомы их присутствия не сразу и не у всех ярко выражены. А длительное пребывание червей доведет организм до хронических болезней. Полагают, что множество заболеваний начинаются именно с глистов. Перед тем, как приступить к лечению, следует сначала узнать своего внутреннего врага, чтобы не бороться вслепую.

Глисты, поселяющиеся в человеке, делятся на типы:

  • круглые черви;
  • ленточные черви;
  • сосальщики.

Ниже приведены фото червей в организме человека:

Ниже предлагаем посмотреть документальный фильм, посвященный симптомам и заражения глистами:

Абсолютное большинство гельминтов отрицательно действуют на общее самочувствие и здоровье человека, провоцируя развитие очень тяжелых болезней. Помня это, при появлении первых признаков недомогания, не проходящего при лечении как бы возникшей простуды или кожной сыпи с головными болями, стоит обратиться к врачу за назначением на диагностику.

Но начинать нужно каждому надо с себя, потому что все современные достижения ничего не значат, если просто пренебрегать личной гигиеной и проведением профилактических мероприятий для тех членов семьи, кто живет в нашем доме. Быть внимательным к своему здоровью, вовремя обнаружить (если заражение произошло), грамотно и своевременно приступить к лечению – все это поможет не допустить большой беды в личном плане и распространения болезни в своем окружении.

Основные классы, строение, питание и размножение. Ра­диальная симметрия в организации кишечнополостных в связи с образом жизни. Метагенез у гидроидных и сцифоидных полипов. Значение движения в происхождении мышечной и нервной систем с органами чувств у медуз. Коралловые поли­пы, распространение и биологическое значение. Гребневики выделены в отдельный тип). Филогения кишечнополостных.

ЛИТЕРАТУРА: 2, с. 66-84.

Вопросы для самопроверки

1. Охарактеризуйте кишечнополостных как многоклеточ­ных животных.

Почему животные этого типа называются кишечнопо­лостными?

На какие классы подразделяется тип кишечнополост­ных?

Образ жизни кишечнополостных (питание, размноже­ние, развитие, способность к регенерации и т. д.).

Значение кишечнополостных в общей эволюции много­ клеточных животных.

Плоские черви

Общая характеристика и деление на основные классы.

Ресничные черви Морфология и филогения ресничных червей. Происхождение двусторонней (билатеральной) сим­метрии в организации червей и значение ее в эволюции жи­вотных.

Сосальщики (трематоды). (Моногенеи выделяют в отдель­ный тип).

Размножение, развитие с чередованием поколений и сме­ной хозяев. Соотношение между онтогенезом и филогенезом у сосальщиков. Основные представители трематод, циклы их развития и вызываемые ими заболевания домашних живот­ных и человека. Борьба с сосальщиками.

Ленточные черви (цестоды). Их строение, размножение и развитие (онтогенез), плодовитость. Лентецы и цепни, их важнейшие представители и циклы развития. Ленточные чер­ви как возбудители инвазионных заболеваний животных и человека. Борьба с цестодами. Значение работ К. И. Скряби­на

Круглые черви

Общая характеристика и деление на основные классы: нематоды.

Кольчатые черви

Кольчецы как высшие черви. Метамерия как основная особенность организации аннелид. Происхождение вторичной полости тела, кровеносной системы и их значение в эволюции. Развитие и строение ганглиозной нервной системы аннелид. Основные классы кольчатых червей. Многощетинковые. Осо­бенности строения и образ жизни многощетинковых (полихет). Их значение в питании рыб. Малощетинковые (олигохеты). Роль кольчатых червей в образовании почвы и ее плодородии.

Филогения кольчатых червей и их значение в эволюции беспозвоночных. Роль русских ученых в истории изучения ан­нелид. (И. И. Мечников, А. О. Ковалевский, П. П. Иванов)

ЛИТЕРАТУРА: 2, с. 327-351.

Вопросы для самопроверки

Классификация червей на отдельные типы (плоские, круглые и кольчатые черви).

Перечислите основные признаки различий (по систе­мам органов) типов плоских, круглых и кольчатых червей.

Происхождение и связь различных типов червей с другими группами беспозвоночных (плоских с кишечнопо­лостными, родство кольчатых с членистоногими и т. д.).

Дайте общую характеристику и классификацию плоских червей.

Опишите строение, размножение и развитие сосальщиков (печеночной фасциолы), лентецов (широкого лентеца, свиного и бычьего цепней) и эхинококка.

Дайте общую характеристику и классификацию круг­лых червей.

Опишите строение, питание, размножение и развитие круглых червей на примере лошадиной аскариды.

Дайте общую характеристику и классификацию кольчатых высших червей.

Опишите строение и биологию кольчецов на примере дождевого червя.

Всего в теме 7 презентаций

Почему плоские черви получили такое название?

Плоские черви получили такое название из-за специфической формы тела.

Какие плоские черви опасны для человека?

Для человека опасны бычий цепень, эхинококк, свиной цепень.

1. Каковы отличия плоских червей от кишечнополостных?

Плоские черви, в отличие от кишечнополостных, имеют двустороннюю симметрию тела. Их тело состоит из нескольких слоев. Появились органы.

2. Какие особенности строения и жизни позволяют разделить тип плоских червей на классы?

Разделить тип плоских червей на классы позволяют особенности внешнего строения тела, специфические черты внутреннего строения, разные циклы развития и среды обитания.

3. Почему у ленточных червей отсутствуют органы пищеварения?

Профилактикой гельминтозов служат следующие меры:

Соблюдение правил личной гигиены (мытье рук перед едой)

Использование только качественных продуктов питания

Достаточная термическая обработка мяса.

5. Личинки плоских червей способны самостоятельно передвигаться. Какое это имеет значение?

Подвижность личинок способствует быстрому поиску промежуточного хозяина.

Используя различные источники информации, подготовьте сообщение о современных достижениях гельминтологии.

Прикладные проблемы охватывают: детальное изучение всех патологоморфологических и патологофизиологических процессов, связанных с заражением человека, полезных животных и растений различными гельминтами, в целях изыскания наиболее эффективных методов диагностики, профилактики и лечения вызываемых ими заболеваний, Основные разделы Гельминтология: общая Гельминтология (изучение Гельминтология, фауны, морфологии, систематики, биологических циклов и физиологии гельминтов); медицинская Гельминтология (гельминтозы человека, меры борьбы с ними); ветеринарная Гельминтология (гельминтозы домашних и промысловых животных, меры борьбы с ними); агрономическая Гельминтология, или фитогельминтология (изучение влияния гельминтов на растение, разработка мероприятий по борьбе с фитогельминтами).

Обобщающий урок-практикум по теме “Многообразие паразитических червей”

Учебная цель: Знать морфологические особенности, жизненные циклы, патогенное действие гельминтов. Знать методы профилактики гельминтозных болезней.

  1. Задание для самоподготовки дома:
  1. Необходимо повторить: понятия об основном, промежуточном, дополнительном и резервуарном хозяевах.
  2. Вопросы, подлежащие разбору:
  • Тип Плоские черви. Класс Сосальщики.
  • Печеночный сосальщик. Морфофизиологические особенности, жизненный цикл, патогенное действие, диагностика и профилактика трематодозов.
  • Класс ленточные черви. Общая характеристика.
  • Бычий цепень, эхинококк. Морфофизиологические особенности, жизненный цикл, патогенное действие, диагностика и профилактика цестодозов.
  • Тип Круглые черви. Класс Собственно круглые черви. Общая характеристика.
  • Аскарида, острица, кривоголовка. Морфофизиологические особенности, жизненный цикл, патогенное действие, диагностика и профилактика нематодозов.
  1. Вопросы для самоконтроля:
  • Понятие о гео- и биогельминтах.
  • Как человек заражается печеночным сосальщиком?
  • Где локализуется, и какое действие оказывает печеночный сосальщик?
  • Куда должно попасть яйцо печеночного сосальщика для дальнейшего развития?
  • Назовите основного и промежуточного хозяина печеночного сосальщика.
  • Из каких частей состоит тело ленточного червя?
  • Каковы особенности ленточных червей в связи с паразитическим образом жизни?
  • Где находятся яйца бычьего цепня?
  • Где локализуется бычий цепень у человека?
  • Чем и как питается бычий цепень?
  • Какое патогенное действие бычьего цепня?
  • Как человек заражается эхинококкозом?
  • Морфологические особенности эхинококка?
  • Кто является основным и промежуточным хозяином эхинококка?
  • В каких органах человека локализуется личинка эхинококка?
  • Как выражен половой диморфизм у аскариды?
  • Почему аскарида-геогельминт?
  • Изобразить в виде схемы миграцию личинок аскариды.
  • Как человек заражается аскаридой?
  • Каково патогенное действие аскариды?
  • В чем отличие острицы от аскариды?
  • Где откладывает яйца самка острицы?
  • Каково патогенное действие острицы?
  • Почему энтеробиозом заболевают дети?
  • Метод диагностики энтеробиоза?
  • Какие гельминты распространены в Саратовской области?
  1. Тестовый самоконтроль:
  • Где у человека паразитирует печеночный сосальщик:
  1. В легких;
  2. В кишечнике;
  3. В сердце;
  4. В желчных протоках;
  5. В мышцах.
  • Где развивается яйцо печеночного сосальщика:
  1. В воде;
  2. В почве;
  3. В воздухе;
  4. В организме человека;
  5. В мышцах крупного рогатого скота.
  • Как называется инвазионная стадия печеночного сосальщика:
  1. Метацекарий;
  2. Адолескарий;
  3. Мирацидий;
  4. Спороциста;
  5. Редия.
  • Почему бычий цепень называется невооруженным:
  1. Имеет крючья;
  2. Не имеет крючьев;
  3. Имеет четыре присоски;
  4. Не имеет присосок;
  5. Имеет две присоски.
  • В каких члениках цестод накапливаются зрелые яйца:
  1. В молодых;
  2. В старых;
  3. В гермафродитных;
  4. Вблизи головки;
  5. Около шейки.
  • Где локализуется финна бычьего цепня:
  1. В мышцах человека;
  2. В мышцах крупного рогатого скота;
  3. В печени моллюска;
  4. В кишечнике собаки;
  5. В кишечнике человека.
  • Как можно заражается эхинококком:
  1. От больного человека;
  2. От зараженной собаки;
  3. При употреблении плохо прожаренной рыбы;
  4. От крупного рогатого скота;
  5. От свиньи.
  • Какую форму имеет тело аскариды в поперечном разрезе:
  1. Плоскую;
  2. Круглую;
  3. Цилиндрическую;
  4. Овальную;
  5. Лентовидную.
  • Где развивается яйцо аскариды:
  1. В почве;
  2. В воде;
  3. В кишечнике человека;
  4. В воздухе;
  5. В мышцах человека.
  • Через какое время в яйце острицы развивается личинка:
  1. 15-20 дней;
  2. 6 месяцев;
  3. 6 часов;
  4. 1 год;
  5. 3 месяца.
  • В каком возрасте человек чаще всего человек заражается острицами:
  1. От 3 до 7 лет;
  2. 17-25 лет;
  3. 40-45 лет;
  4. 1-3 месяца;
  5. 70-80 лет.
  1. Практическая часть работы
  1. Разобрать морфофизиологические особенности, жизненный цикл и патогенное действие аскариды, диагностику и профилактику аскаридоза в ходе деловой игры.
  2. Деловая игра

Роли распределяются следующим образом:

  • Гельминт. Ученик, исполняющий данную роль должен рассказать о морфофункциональных особенностях данного паразита.
  • Больной. Обращается к врачу, сообщая ему о состоянии своего здоровья.
  • Врач. Выслушивает и записывает жалобы больного, задает вопросы, чтобы лучше выяснить симптомы заболевания и предположить диагноз, интересуется профессиональной принадлежностью больного. Окончательный диагноз ставиться после исследования врача-лаборанта.
  • Врач-лаборант. Проводит копрологическое исследование.
  • Биолог. Объясняет жизненный цикл гельминта, биологические способы борьбы с ними.
  • Санитарный врач. Рекомендует меры профилактики гельминтоза.
  1. Разобрать по схемам, таблицам циклы развития сосальщиков, бычьего цепня, эхинококка, аскариды, широкого лентеца.
  2. Рассмотреть с увеличением х8 микроскопа микропрепараты:
  1. Печеночного сосальщика. Найти: ротовую и брюшную присоски, пищеварительную и половую системы.
  2. Гермафродитный и зрелый членики бычьего цепня. Найти: оотип, желточники, семенники, яичники, матку.
  3. Поперечный срез аскариды и найти: полость тела, гиподерму,мышечную ткань, кишечник, матку, яйца.
  1. Самостоятельная работа

Рассмотреть при увеличении х8 микроскопа микропрепараты смеси яиц гельминтов. Определить яйца аскариды, остриц, печеночного сосальщика,бычьего цепня.

Просмотреть видеофрагменты о циклах развития паразитических червей .

Заполнить таблицу “Сравнительная характеристика гельминтов-паразитов человека”

Печеночный сосальщик Бычий цепень Широкий лентец Эхинококк Аскарида Острица
Половозрелая форма; размеры и форма тела
Личиночные формы (перечислить)
Место паразитирования в окончательном хозяине
Пути заражения
Профилактика

Решить ситуационные задачи:

  • Человек съел недожаренную говяжью печень, пораженную фасциолами. Заразиться ли он фасциолезом?
  • Можно ли заразиться аскаридозом от больного человека?
  1. Контрольные вопросы:
  1. Какими гельминтозами можно заразиться при употреблении недоваренного мяса?
  2. Какими паразитическими червями можно заразиться через грязные руки?
  3. Можно ли избавиться от остриц только лишь соблюдая правила личной гигиены?
  4. Почему при аскаридозе иногда наблюдается тяжелое состояние человека, а иногда и смертельный исход?
  1. Темы рефератов:
  1. К.И. Скрябин- основатель школы русской гельминтологии.
  2. К.И. Скрябин – основатель гельминтологической лаборатории. Значение его работ в борьбе с гельминтозами.
  3. Гельминты жарких стран. Роль климатических факторов в их распространении.
  4. Разнообразие паразитосфауны России.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции