Лабораторная работа жизненные циклы печеночного сосальщика и бычьего цепня

просто, удобно, доступно

Настоящая модель-аппликация включает следующие рисунки:
I. Цикл развития печеночного сосальщика
1.Печеночный сосальщик
2.Яйца печеночного сосальщика
3.Мироцидий печеночного сосальщика
4.Редия печеночного сосальщика
5.Малый прудовик
6.Церкария печен. сосальщика
7.Адолескария печен.сосальщика
8.Циста печеночного сосальщика II. Цикл развития бычьего цепня
9.Личинка бычьего цепня
10.Финна бычьего цепня
11.Корова
12.Развитие цепня в теле человека
13.Взрослый цепень
14.Человек, зараженный паразитом
15.Зрелый членик бычьего цепня с яйцами
16.Яйца бычьего цепня на траве
Модель-аппликации имеют одностороннее матовое ламинирование(А4).

Среди червей встречается большое количество эндопаразитов. Для червей, ведущих паразитический образ жизни, характерны сложные циклы развития с большим количеством промежуточных стадий. Мы рассмотрим циклы печеночного сосальщика и бычьего цепня.
Схема 1. Цикл развития печеночного сосальщика.

У печеночного сосальщика листовидное, сплющенное в тело длинной до 3 мм. В половозрелом состоянии сосальщик обитает в желчных протоках у рогатого скота, других млекопитающих и человека. Они являются окончательными хозяевами паразита. Промежуточным хозяином является моллюск малый прудовик.
Яйца печеночного сосальщика вместе с желчью попадают в кишечник хозяина, оттуда - во внешнюю среду. Для дальнейшего развития яйца должны попасть в воду. В воде из яйца выходит покрытая ресничками личинка. Она плавает, потом проникает в тело пресноводного прудовика. В его теле личинка превращается в бесформенный мешочек, в котором формируются несколько поколений зародышей. То есть на стадии личинки происходит дальнейшее размножение бесполым путем. Личинки выходят из тела прудовика и вновь попадают в воду. Они активно плавают при помощи хвостика, оседают в прибрежной растительности водоема. Они отбрасывают хвостик, выделяют вокруг себя оболочку и превращаются в цисту. Поедая прибрежную траву домашние животные заглатывают паразитов. В их кишечники цисты растворяются, паразиты внедряются в стенки кишечника, попадают в кровеносное русло и с током крови заносятся в сосуды печени, проникают в желчные протоки. Человек может заразиться личинками сосальщика при использовании воды из водоема. Для предотвращения заражения воду из водоема необходимо кипятить.
Схема 2. Цикл развития бычьего цепня

Тело бычьего цепня сильно вытянуто и достигает длины до 3м. Оно лентовидное и состоит из члеников, число которых достигает нескольких сот, прикрепленных к крошечной головке. На головке находятся присоски и крючки, служащие для прикрепления к стенке кишечника. Членики на заднем конце цепня содержат множество созревших яиц, периодически они отрываются и с испражнениями попадают наружу.
Коровы заражаются цепнем, поедая траву, на которую попали его яйца. Внутри кишечника коровы оболочка яйца разрушается, из него выходит личинка, которая вбуравливается в стенку кишечника, попадает в кровеносный сосуд, откуда с током крови разносится в печень, легкие или мышцы. Там она превращается в следующую личиночную стадию - финну. Финна растет, достигая размеров горошины. Внутри финны находится головка бычьего цепня.
Окончательным хозяином бычьего цепня является человек, а промежуточным - крупный рогатый скот. Заражение человека цепнем происходит когда люди употребляют в пищу плохо проваренную или прожаренную говядину. В кишечнике человека головка финны выворачивается наружу, паразит при помощи присосок и крючьев прикрепляется к стенке кишечника и начинает расти. В члениках происходит созревание половых продуктов. Яйца попадают наружу, их поедают домашние животные, и т.д.
Вопросы:
1) Какие особенности строения плоских паразитических червей связаны с их образом жизни?
2) Почему белая планария имеет органы зрения, а паразитические черви нет?
3) Что такое финна?
4) Почему некоторых животных, в организме которых живут паразитические черви, называют промежуточными хозяевами, а некоторых - окончательными?

Разделы: Биология

Обобщающий урок-практикум по теме “Многообразие паразитических червей”

Учебная цель: Знать морфологические особенности, жизненные циклы, патогенное действие гельминтов. Знать методы профилактики гельминтозных болезней.

  1. Задание для самоподготовки дома:
  1. Необходимо повторить: понятия об основном, промежуточном, дополнительном и резервуарном хозяевах.
  2. Вопросы, подлежащие разбору:
  • Тип Плоские черви. Класс Сосальщики.
  • Печеночный сосальщик. Морфофизиологические особенности, жизненный цикл, патогенное действие, диагностика и профилактика трематодозов.
  • Класс ленточные черви. Общая характеристика.
  • Бычий цепень, эхинококк. Морфофизиологические особенности, жизненный цикл, патогенное действие, диагностика и профилактика цестодозов.
  • Тип Круглые черви. Класс Собственно круглые черви. Общая характеристика.
  • Аскарида, острица, кривоголовка. Морфофизиологические особенности, жизненный цикл, патогенное действие, диагностика и профилактика нематодозов.
  1. Вопросы для самоконтроля:
  • Понятие о гео- и биогельминтах.
  • Как человек заражается печеночным сосальщиком?
  • Где локализуется, и какое действие оказывает печеночный сосальщик?
  • Куда должно попасть яйцо печеночного сосальщика для дальнейшего развития?
  • Назовите основного и промежуточного хозяина печеночного сосальщика.
  • Из каких частей состоит тело ленточного червя?
  • Каковы особенности ленточных червей в связи с паразитическим образом жизни?
  • Где находятся яйца бычьего цепня?
  • Где локализуется бычий цепень у человека?
  • Чем и как питается бычий цепень?
  • Какое патогенное действие бычьего цепня?
  • Как человек заражается эхинококкозом?
  • Морфологические особенности эхинококка?
  • Кто является основным и промежуточным хозяином эхинококка?
  • В каких органах человека локализуется личинка эхинококка?
  • Как выражен половой диморфизм у аскариды?
  • Почему аскарида-геогельминт?
  • Изобразить в виде схемы миграцию личинок аскариды.
  • Как человек заражается аскаридой?
  • Каково патогенное действие аскариды?
  • В чем отличие острицы от аскариды?
  • Где откладывает яйца самка острицы?
  • Каково патогенное действие острицы?
  • Почему энтеробиозом заболевают дети?
  • Метод диагностики энтеробиоза?
  • Какие гельминты распространены в Саратовской области?
  1. Тестовый самоконтроль:
  • Где у человека паразитирует печеночный сосальщик:
  1. В легких;
  2. В кишечнике;
  3. В сердце;
  4. В желчных протоках;
  5. В мышцах.
  • Где развивается яйцо печеночного сосальщика:
  1. В воде;
  2. В почве;
  3. В воздухе;
  4. В организме человека;
  5. В мышцах крупного рогатого скота.
  • Как называется инвазионная стадия печеночного сосальщика:
  1. Метацекарий;
  2. Адолескарий;
  3. Мирацидий;
  4. Спороциста;
  5. Редия.
  • Почему бычий цепень называется невооруженным:
  1. Имеет крючья;
  2. Не имеет крючьев;
  3. Имеет четыре присоски;
  4. Не имеет присосок;
  5. Имеет две присоски.
  • В каких члениках цестод накапливаются зрелые яйца:
  1. В молодых;
  2. В старых;
  3. В гермафродитных;
  4. Вблизи головки;
  5. Около шейки.
  • Где локализуется финна бычьего цепня:
  1. В мышцах человека;
  2. В мышцах крупного рогатого скота;
  3. В печени моллюска;
  4. В кишечнике собаки;
  5. В кишечнике человека.
  • Как можно заражается эхинококком:
  1. От больного человека;
  2. От зараженной собаки;
  3. При употреблении плохо прожаренной рыбы;
  4. От крупного рогатого скота;
  5. От свиньи.
  • Какую форму имеет тело аскариды в поперечном разрезе:
  1. Плоскую;
  2. Круглую;
  3. Цилиндрическую;
  4. Овальную;
  5. Лентовидную.
  • Где развивается яйцо аскариды:
  1. В почве;
  2. В воде;
  3. В кишечнике человека;
  4. В воздухе;
  5. В мышцах человека.
  • Через какое время в яйце острицы развивается личинка:
  1. 15-20 дней;
  2. 6 месяцев;
  3. 6 часов;
  4. 1 год;
  5. 3 месяца.
  • В каком возрасте человек чаще всего человек заражается острицами:
  1. От 3 до 7 лет;
  2. 17-25 лет;
  3. 40-45 лет;
  4. 1-3 месяца;
  5. 70-80 лет.
  1. Практическая часть работы
  1. Разобрать морфофизиологические особенности, жизненный цикл и патогенное действие аскариды, диагностику и профилактику аскаридоза в ходе деловой игры.
  2. Деловая игра

Роли распределяются следующим образом:

  • Гельминт. Ученик, исполняющий данную роль должен рассказать о морфофункциональных особенностях данного паразита.
  • Больной. Обращается к врачу, сообщая ему о состоянии своего здоровья.
  • Врач. Выслушивает и записывает жалобы больного, задает вопросы, чтобы лучше выяснить симптомы заболевания и предположить диагноз, интересуется профессиональной принадлежностью больного. Окончательный диагноз ставиться после исследования врача-лаборанта.
  • Врач-лаборант. Проводит копрологическое исследование.
  • Биолог. Объясняет жизненный цикл гельминта, биологические способы борьбы с ними.
  • Санитарный врач. Рекомендует меры профилактики гельминтоза.
  1. Разобрать по схемам, таблицам циклы развития сосальщиков, бычьего цепня, эхинококка, аскариды, широкого лентеца.
  2. Рассмотреть с увеличением х8 микроскопа микропрепараты:
  1. Печеночного сосальщика. Найти: ротовую и брюшную присоски, пищеварительную и половую системы.
  2. Гермафродитный и зрелый членики бычьего цепня. Найти: оотип, желточники, семенники, яичники, матку.
  3. Поперечный срез аскариды и найти: полость тела, гиподерму,мышечную ткань, кишечник, матку, яйца.
  1. Самостоятельная работа

Рассмотреть при увеличении х8 микроскопа микропрепараты смеси яиц гельминтов. Определить яйца аскариды, остриц, печеночного сосальщика,бычьего цепня.

Просмотреть видеофрагменты о циклах развития паразитических червей .

Заполнить таблицу “Сравнительная характеристика гельминтов-паразитов человека”

Печеночный сосальщик Бычий цепень Широкий лентец Эхинококк Аскарида Острица
Половозрелая форма; размеры и форма тела
Личиночные формы (перечислить)
Место паразитирования в окончательном хозяине
Пути заражения
Профилактика

Решить ситуационные задачи:

  • Человек съел недожаренную говяжью печень, пораженную фасциолами. Заразиться ли он фасциолезом?
  • Можно ли заразиться аскаридозом от больного человека?
  1. Контрольные вопросы:
  1. Какими гельминтозами можно заразиться при употреблении недоваренного мяса?
  2. Какими паразитическими червями можно заразиться через грязные руки?
  3. Можно ли избавиться от остриц только лишь соблюдая правила личной гигиены?
  4. Почему при аскаридозе иногда наблюдается тяжелое состояние человека, а иногда и смертельный исход?
  1. Темы рефератов:
  1. К.И. Скрябин- основатель школы русской гельминтологии.
  2. К.И. Скрябин – основатель гельминтологической лаборатории. Значение его работ в борьбе с гельминтозами.
  3. Гельминты жарких стран. Роль климатических факторов в их распространении.
  4. Разнообразие паразитосфауны России.











Описание презентации по отдельным слайдам:

Оборудование: таблица Цель: Научится составлять и описывать жизненные циклы печеночного сосальщика и бычьего цепня. 1. Рассмотрите цикл развития печеночного сосальщика 2. Составьте в тетради схему развития печеночного сосальщика 3 Рассмотрите цикл развития бычьего цепня 4. Составьте в тетради схему развития бычьего цепня 5 Сделайте вывод ( где живет взрослый червь, как заражаются животные, кто является основным хозяином и промежуточным.

Выберите книгу со скидкой:


ЕГЭ. Биология. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 155.00 руб.


ЕГЭ. Биология. Словарь-справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 155.00 руб.


Биология. Большой сборник тренировочных вариантов проверочных работ для подготовки к ВПР. 6 класс

350 руб. 197.00 руб.


350 руб. 188.00 руб.


ОГЭ-2020. Биология. Тренировочные варианты

350 руб. 188.00 руб.


Один день из жизни мозга. Нейробиология сознания от рассвета до заката

350 руб. 674.00 руб.


Биология желания. Зависимость — не болезнь

350 руб. 240.00 руб.


Биология. 7класс. Рабочая тетрадь №2.

350 руб. 162.00 руб.


Биология. 8класс. Рабочая тетрадь №2.

350 руб. 162.00 руб.


Биология. 8класс. Рабочая тетрадь №1.

350 руб. 162.00 руб.


Биология. Многообразие живых организмов. Животные. 8 класс. Рабочая тетрадь

350 руб. 158.00 руб.


Биология. 7класс. Рабочая тетрадь №1

350 руб. 162.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА




  • Ремзина Галина НиколаевнаНаписать 0 08.10.2018

Номер материала: ДБ-135828

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р


Спикер: Анна Быкова (#лениваямама)

    08.10.2018 746
    08.10.2018 126
    08.10.2018 1450
    08.10.2018 882
    08.10.2018 1409
    08.10.2018 235
    08.10.2018 130
    08.10.2018 125

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:


Скачать:

Вложение Размер
konspekt.doc 553.5 КБ

Предварительный просмотр:

Шарова Елена Владимировна – учитель биологии МОУ СОШ п. Прудовой Екатериновского района Саратовской области

Урок биологии в 7 классе

Тема: Тип Плоские черви. Печеночный сосальщик. Многообразие плоских червей.

Тип урока: Комбинированный.

Цель: сформировать знания об особенностях индивидуального развития червей на примере печеночного сосальщика и свиного цепня, о способах заражения и мерах профилактики заболеваний, вызванных червями-паразитами

  • Обучающие: познакомить с особенностями индивидуального развития плоских червей на примере печеночного сосальщика и свиного цепня, сформировать знания о способах заражения и мерах профилактики заболеваний, вызванных паразитическими червями ;
  • Развивающие: формировать умение работать с дополнительной литературой, анализировать полученную информацию, выбирать главное, обобщать, выделять причинно-следственные связи, формулировать выводы;
  • Воспитательные: активизировать познавательный интерес к изучаемому материалу, используя ИКТ, воспитывать бережное отношение к своему здоровью, соблюдение правил гигиены.

Оборудование: учебник биологии; энциклопедический словарь юного биолога; книга для чтения по зоологии; мультимедийный проектор; интернет; информационные листы.

Содержание этапов урока:

Объявление темы, цели и задач урока; (Слайд 1, 2)

2. Актуализация знаний

Беседа по вопросам. Тест. (Слайды 3-6)

3. Изучение нового материала.

3.1. Особенности строения и развития печеночного сосальщика. Объяснение учителя. (Слайд 7- 9)

3.2.Рефлексия. (Слайд 10). Выполнение заданий, заполнение таблицы.

Динамическая пауза. Зарядка для глаз. Учащиеся слушают музыку, следят глазами за двигающимися фигурками. (Слайд 11)

  1. Класс Ленточные черви. Самостоятельная работа учащихся в группах по заданиям. (Слайды 12-15)

3.4.Рассказ учителя. Разнообразие паразитических червей. Способы заражения и методы защиты. (Слайд 16) Обсуждение методов защиты от паразитических червей. (Слайд 17)

  1. Закрепление знаний.

Учащимся предлагается выполнить задание в информационном листе на выявление характерных признаков представителей разных классов типа Плоские черви. (Слайд 18). Взаимопроверка (Слайд 19)

Выставление оценок. Инструктирование по выполнению домашнего задания. (Слайд 20)

  1. учащиеся успешно справятся с выполнением тестовых заданий;
  2. учащиеся научатся воспринимать информацию из разных источников: из презентации, из сообщений товарищей, из учебника;
  3. формирование интереса к изучению биологии.

Формы организации работы детей:

  1. работа с информационным листом;
  2. индивидуальная работа по выполнению теста;
  3. просмотр презентации;
  4. работа с учебником и дополнительной литературой;
  5. заполнение таблиц.

Формы организации работы учителя:

  1. работа с учебником и дополнительной литературой;
  2. рассказ с демонстрацией презентации;
  3. беседа по итогам работы с учебником и дополнительной литературой;

Урок проводится в классе с использованием мультимедийного проектора.

  1. демонстрация собственной презентации;

Используемые ресурсы из других общедоступных источников:

Тема урока: Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни.

Цель: сформировать знания об особенностях индивидуального развития червей на примере печеночного сосальщика и свиного цепня, о способах заражения и мерах профилактики заболеваний, вызванных червями-паразитами

  • Обучающие: познакомить с особенностями индивидуального развития плоских червей на примере печеночного сосальщика и свиного цепня, сформировать знания о способах заражения и мерах профилактики заболеваний, вызванных паразитическими червями ;
  • Развивающие: формировать умение работать с дополнительной литературой, анализировать полученную информацию, выбирать главное, обобщать, выделять причинно-следственные связи, формулировать выводы;
  • Воспитательные: активизировать познавательный интерес к изучаемому материалу, используя ИКТ, воспитывать бережное отношение к своему здоровью, соблюдение правил гигиены.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник биологии; энциклопедический словарь юного биолога; книга для чтения по зоологии; мультимедийный проектор; интернет; информационные листы (приложение 1).

- объявление темы, цели и задач урока; (Слайд 1, 2)

  1. Актуализация знаний
  1. Вопрос. На основании каких признаков белую планарию относят к типу плоских червей? (Общая характеристика типа). (Слайд 3)
  2. Тест (Слайд 4) Учащиеся работают в информационных листах. По окончании работы выполняется взаимопроверка. (Слайд 5)
  3. Сравнительная характеристика кишечнополостных и плоских червей. (Слайд 6) Учащиеся делают вывод об усложнении организации плоских червей по сравнению с кишечнополостными.

3. Изучение нового материала.

3.1. Особенности строения и развития печеночного сосальщика. Объяснение учителя.

К типу Плоских червей помимо класса Ресничных относятся также Сосальщики (трематоды) и Ленточные черви (цестоды). (Слайд 7)

В течение урока мы с вами будем работать для того, чтобы научиться защищать себя, свой организм от заражения гельминтами. Чтобы знать меры профилактики, необходимо изучить строение и циклы развития этих паразитов. (Слайд 8, 9) Цикл развития печеночного сосальщика сложный и заключает в себе смену хозяев и чередование поколений. Часть жизненного цикла связана с существованием в теле основного хозяина (корова, человек), другая часть в теле промежуточного хозяина.

3.2.Рефлексия. (Слайд 10) Задание:


При несоблюдении этого правила микрометрический винт может перестать действовать; 13) по окончании работы с большим увеличением установить малое увеличение,

поднять объектив, снять с рабочего столика препарат, протереть чистой салфеткой все части микроскопа, накрыть его полиэтиленовым пакетом и поставить в шкаф.

Ход работы Задание 1. Используя микроскопы, таблицы и практикумы, изучить устройство

световых микроскопов (рисунок 1). Запомнить названия и назначение их частей. Обозначить на рисунке 2, соответствующие детали микроскопа:

Рисунок 2 - Строение микроскопа

Задание 2. При малом и большом увеличениях микроскопа научиться быстро находить объекты на постоянных микропрепаратах (берутся два-три препарата из коллекции, лучше всего фиксированные препараты простейших).

1) перечислить функции, которые выполняет световой микроскоп;

2) перечислить элементы механической системы светового микроскопа;

3) перечислить элементы оптической системы светового микроскопа;

4) перечислить элементы осветительной системы светового микроскопа;

5) назвать преимущества и недостатки световой микроскопии;

6) перечислить возможные пути увеличения разрешающей способности светового микроскопа;

7) назвать теоретический предел разрешающей способности светового микро-

8) перечислить основные требования, предъявляемые к объекту микроскопирования;

9) перечислить порядок работы с иммерсионными объективами.


Лабораторная работа №2. Изучение общего строения одноклеточных животных

Цель: Изучить строение и типы жизненных циклов одноклеточных простейших.

Материалы и оборудование:

2) фиксированные препараты: Аmoeba proteus, Euglena viridis, Тrypanosomа.

Изучить строение амебы обыкновенный (Аmoeba proteus)

Рассмотрите фиксированный препарат амебы обыкновенной.

Определить основные элементы её строения. Ядро у живой амебы выражено неясно. Поэтому его рассматривают на постоянном окрашенном препарате, где хорошо видна его дисковидная форма. Найти пищеварительную и сократительную вакуоли, которые будут различаться по форме и местоположению в клетке (сократительная вакуоль более прозрачна по сравнению с пищеварительной и, как правило, больше ее по размерам). Зарисуйте внешний вид амебы обыкновенной в альбоме, указав основные органеллы (рисунок 3). Запишите систематику.

Надцарство: Eukaryota Chatton, 1925 = Ядерные организмы, или Эукариоты

Царство: Protozoa Goldfuss, 1818 = Одноклеточные (про-

Тип: Amoebozoa Lühe, 1913

Класс: Tubulinea A.Smirnov et al., 2005 = Польск.: Infuzorie

Отряд: Tubulinida A.Smirnov et al., 2005 Семейство: Amoebidae Ehrenberg, 1838

Род: Amoeba Bory de Saint-Vincent, 1824 = Амебы Вид: Amoeba proteus = Амеба протей


Изучить строение эвглены зеленой (Euglena viridis).

Выполняя рисунок, следует обратить особое внимание на веретеновидную форму тела эвглен и способность ее к изменению − часть животных выглядит округлыми. Это является следствием активного клеточного метаболизма, в ходе которого сокращающаяся вдоль своей продольной оси эвглена становится короче и шире. На фиксированных препаратах редко хорошо видны ядра. В цитоплазме клетки наиболее заметны довольно крупные хроматофоры и многочисленные парамиловые зерна. Зарисовать в альбом рисунок 4. Записать систематику.

Рисунок 4 – Euglena

Надцарство: Eucaryota = Ядерные организмы, или Эу-

Царство: Plantae, Vegetabilia, Phyta, Phytobiota Haeckel,

Подцарство: Phycobionta = Настоящие водоросли

Отдел: Euglenophyta = Эвгленовые водоросли

Класс: Euglenophyceae = Эвгленовые

Порядок: Euglenales, Euglenida = Эвгленовые

Семейство: Euglenaceae, Euglenidae

Род: Euglena Ehrenberg, 1830 = Эвглены; Польск.:

Вид: Euglena viridis = Эвглена

Размеры трипаносом составляют 20-70 мкм, тело лентовидное, заостренное на концах, с одним жгутом и ундулирующей мембраной. Ядро занимает почти весь поперечник клетки и располагается на границе передней трети тела. Среди эритроцитов крови трипаносомы выглядят как довольно длинные, тонкие, изогнутые в разных направлениях клетки. Зарисовать строение трипаносомы, обозначить детали строении (рисунок 5).

Рисунок 5 – Trypanosoma

Надцарство: Eukaryota Chatton, 1925 = Ядерные организмы, или Эукариоты

Царство: Protozoa Goldfuss, 1818 = Одноклеточные (простейшие) животные

Тип: Euglenozoa Cavalier-Smith, 1981 = Эвгленовые Класс: Kinetoplastida (Honigberg, 1963) L.Margulis, 1974 = Кинетопластиды

Отряд: Trypanosomatida (Kent, 1880) Hollande, 1952 = Трипаносоматиды

Семейство: Trypanosomatidae Doflein, 1901

Род: Trypanosoma Gruby, 1843 = Трипаносомы Вид: Trypanosoma gambiense = Трипаносома


Изучить жизненные циклы паразитических представителей простейших с целью выявления их опасности для сельскохозяйственных животных.

Изучите и зарисуйте жизненные циклы простейших на примере малярийного плазмодия, возбудителя кокцидиоза кролика, возбудителя нозематоза пчел (пользуясь учебным материалом). В ходе работы заполните таблицу 1.

Талица 1 – Паразитические простейшие

Изучить типы питания простейших.

Изучите типы питания животных по учебному материалу, в ходе работы заполните таблицу 2.

Таблица 2 – Типы питания простейших

1. Классификация простейших. Основные группы простейших.

2. Типы симметрии простейших.

3. Органеллы простейших. Их функции. Особенности строения у различных видов простейших.

4. Болезни, вызываемые простейшими. Профилактика и лечение.

5. Роль простейших в природе и жизнедеятельности человека.


Лабораторная работа №3 Изучение общего строения кишечнополостных

на примере гидры пресноводной

Цель: Изучить строение гидры пресноводной как типичного представителя кишечнополостных

Материалы и оборудование:

Изучить строение гидры пресноводной.

Рассмотрите фиксированный препарат гидры пресноводной.

Изучите внешнее строение гидры. Определите основные элементы её строения. Изучите типы клеток, которые образуют тело гидры. Определить, какие функции выполняют разные типы клеток. Определить, в каких слоях тела гидры находятся разные типы клеток. Зарисуйте внешний вид гидры пресноводной в альбоме, указав элементы тела (цветными карандашами) (рисунок 6).

Тип Кишечнополостные (Coelenterata) Класс Гидроидные (Hydrozoa) Подкласс Гидроиды (Hydroidea) Отряд Гидры (Hydrida)

Семейство: Hydridae Род: Гидры

Международное научное название

Hydra (Linnaeus, 1758)

Рисунок 6 – Внутреннее строение гидры


Пользуясь плакатом, изучите стрекательные клетки гидры, определите их функциональное значение.

Зарисовать стрекательные клетки гидры в альбоме по плакату (рисунок 7). Отметить под цифрами необходимые элементы.

Рисунок 7 – Стрекательные клетки гидры пресноводной.

А – в покоящемся состоянии; Б – с выброшенной стрекательной нитью (по Кюну);

Выполняется при наличии живого препарата гидры пресноводной.

Изучение поведенческих реакций гидры пресноводной.

Ознакомиться с визуальным представлением способа передвижения гидры. Определить, какие типы клеток принимают в нём участие. Уколоть гидру иголкой. Наблюдать изменения её поведения. Определить, какие типы клеток принимают участие в защитной реакции гидры.

Объясните значение следующих терминов:

1. Тип кишечнополостные. Систематика. Общие черты строения.

2. Класс гидроидные. Характеристика, строение, практическое значение.

3. Строение и функции стрекательных клеток гидры.

4. Класс сцифоидные. Характеристика, строение, практическое значение.

5. Класс коралловые полипы. Характеристика, строение, практическое значение.

6. Класс гребневики. Характеристика, строение, практическое значение.


Лабораторная работа №4 Изучение общего строения плоских червей

Цель: Изучить морфофункциональные особенности плоских червей, связанные с эндопаразитическим образом жизни.

Материалы и оборудование:

1. анатомические препараты сосальщиков;

2. микропрепараты сосальщиков;

Изучение внешнего вида сосальщиков.

Рассмотрите визуально на анатомических препаратах печеночного сосальщика и кошачью двуустку. Обратите внимание на форму тела. Определите размеры тела. Найдите переднюю и заднюю присоски. Определите, на каком расстоянии друг от друга они находятся. Какая из присосок связана с пищеварительной системой (рисунок 8).

Царство: Animalia (Животные)

Подцарство: Eumetazoa (Эуметазои или настоящие многоклеточные) Раздел: Bilateria (Двусторонне-симметричные, билатеральные) Подраздел: Protostomia (Первичноротые)

Надтип/Надотдел: Platyzoa (Плоскочервеобразные) Тип/Отдел: Plathelminthes (Плоские черви)

Класс: Digenea (Трематоды, или дигенетические сосальщики)

Вид: Fasciola hepatica (Печеночная двуустка)

Рисунок 8 –- Внешнее строение кошачьей двуустки и печеночного сосальщика


Изучение внутреннего строения сосальщиков.

Рассмотрите внутреннее строение печеночного сосальщика. Изучите строение выделительной и половой системы. Найдите главный выделительный канал и отходящие от него многочисленные канальцы. Рассмотрите у заднего края выделительную пору. Зарисуйте внутреннее строение печеночного сосальщика. Обозначьте все внутренние органы, пользуясь цветными карандашами (рисунок 9).

Рисунок 9 – Внутреннее строение печеночного сосальщика

Изучение жизненного цикла печеночного сосальщика.

Изучите по плакату жизненный цикл печеночного сосальщика. Зарисуйте схему жизненного цикла печеночного сосальщика. Обозначьте на схеме стадии развития сосальщика (рисунок 10) и заполните таблицу 2 и 3, пользуясь учебными материалами.

Рисунок 10 – Цикл развития печеночного сосальщика


Таблица 2 – Жизненный цикл сосальщиков

Хозяин и поражае-

мый орган или сре-

Таблица 3 – Паразитические черви и их хозяева

Объясните значение следующих терминов:

звезчатые клетки (мер-

1. Общая характеристика типа плоские черви. Систематика.

2. Класс сосальщики (трематоды). Характеристика.

3. Строение покровов трематод.

4. Что такое анаэробное дыхание? Как оно осуществляется? Для каких червей характерно?

5. Строение кожно-мускульного мешка трематод.

6. Как отразился паразитизм на строении половой системы сосальщиков?

7. Жизненный цикл печеночного сосальщика.


Лабораторная работа №5 Изучение общего строения ленточных червей

Цель: Изучить общее строение ленточных червей в связи с приспособлением к эндопаразитическому образу жизни.

Материалы и оборудование:

1. Анатомические препараты цестод: бычьего цепня, вооруженного цепня;

2. Микропрепараты гермафродитных, зрелых члеников и сколексов цестод;

3. Микроскопы, чашки Петри, стеклянные палочки.

Изучить общее строение цестод на примере бычьего цепня и вооруженного цепня.

Рассмотрите на анатомических препаратах внешний вид вооруженного и невооруженного цепней. Обратите внимание на форму их тела и половой диморфизм. Рассмотрите микропрепараты сколексов вооруженного и невооруженного цепней. Изучите форму и размеры сколексов, форму и величину присосок. На сколексе вооружённого свиного цепня рассмотрите строение количество крючьев, их расположение, форму. Зарисуйте сколексы. Обозначьте присоски, шейку, крючья, ботрии (рисунок 11).

Надцарство: Eucaryota Whittaker et Margulis,

1978 = Ядерные организмы, или Эукариоты

Царство: Animalia, Zoobiota Linnaeus, 1758 = Животные Подцарство: Eumetazoa Butschli,

1910 = Настоящие многоклеточные животные Раздел: Triploblastica Lankester, 1877 = Трёхслойные Подраздел: Spiralia = Спиральные

Тип: Platyhelminthes Minot, 1876 = Плоские черви Класс: Cestoda = Ленточные черви, цестоды Отряд: Tetraphyllidea Van Beneden, 1849 Семейство: Taeniidae Ludwig, 1836 = Тенииды Род: Taenia Linnaeus, 1758

Вид: Taenia solium = Свиной [вооруженный] цепень [солитер ] Рисунок 11 - Сколекс бычьего цепня

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции