Какие система органов получила наибольшее развитие у паразитических червей

1. Признак, характерный только для моллюсков, - наличие

1. Двусторонней симметрии

2. Мантии и мантийной полости

3. Членистого тела

4. Нервной системы

Объяснение: для моллюсков характерно наличие мантии и мантийной полости. Например, давайте вспомним как выглядит беззубка.


Правильный ответ - 2.

2. Какую функцию выполняет орган бычьего цепня, обозначенный цифрой 3 на рисунке?


1. Прикрепление червя к стенке кишечника хозяина

2. Всасывание питательных веществ из кишечника хозяина

3. Поглощение частиц пищи и их переваривание

4. Выделение веществ, защищающих тело от переваривания

Объяснение: номером три обозначена присоска, при помощи которой цепень присасывается к стенке кишечника хозяина. Правильный ответ - 1.

3. Какую функцию выполняет клетка, обозначенная вопросительным знаком на схеме строения тела гидры?


1. Вызывает паралич или гибель прикоснувшихся мелких животных

2. При делении образует клетки других видов

3. Воспринимает действия химических раздражителей

4. Принимает возбуждение и передает его другим клеткам

Объяснение: клетка, обозначенная вопросительным знаком, называется стрекательной и характерна кишечнополостным (гидре, например). Такие клетки вызывают паралич прикоснувшихся организмов. Правильный ответ - 1.

4. Взрослая особь человеческой аскариды обитает в

Объяснение: рассмотрим жизненный цикл аскариды


Как видно из схемы - половозрелые взрослые особи обитают в кишечнике человека. Правильный ответ - 3.

5. В основе сложного поведения общественных насекомых лежит

1. Условный рефлекс

2. Рассудочная деятельность

4. Развитие с метаморфозом

Объяснение: сложное поведение насекомых образовывалось в ходе эволюции из поколения в поколение, что привело к развитию инстинктов. Правильный ответ - 3.

6. У бабочки после стадии куколки образуются

2. Гусеницы первого поколения

3. Гусеницы второго поколения

4. Взрослые насекомые

Объяснение: у насекомых есть два типа развития: 1. С полным превращением (яйцо - личинка - взрослое насекомое); 2. С неполным превращением (яйцо - личинка - куколка - взрослое насекомое). У бабочек развитие с полным превращением и после стадии куколки идет стадия взрослого насекомого. Правильный ответ - 4.

7. Чешуйки на крыльях, сосущий ротовой аппарат, личинку-гусеницу имеют

Объяснение: такое описание соответствует бабочкам.



Правильный ответ - 1.

8. Клетка многоклеточного животного, в отличие от клетки простейшего,

1. Покрыта оболочкой из клетчатки

2. Выполняет все функции организма

3. Выполняет определенную функцию

4. Представляет собой самостоятельный организм

Объяснение: клетка многоклеточного организма , в отличии от клетки одноклеточного, выполняет строго определенную (определенные) функцию организма и специализирована для этого. Например, можно вспомнить как сильно отличаются клетки (а, вернее, синцитий) поперечнополосатой ткани от нервных клеток.

9. Многие простейшие переносят неблагоприятные условия в состоянии

3. Взрослого животного

4. Оплодотворенной яйцеклетки

Объяснение: действительно, многие примитивные организмы при наступлении неблагоприятных условий среды инцистируются, то есть образуют вокруг себя плотную оболочку. Правильный ответ – 2.

10. Употребляя в пищу плохо вымытые овощи, можно заразиться

2. Бычьим цепнем

3. Кошачьей двуусткой

4. Печеночным сосальщиком

Объяснение: аскаридами можно заразиться через плохо вымытые овощи, фрукты, ягоды (то есть с частицами почвы), бычьим цепнем можно заразиться, употребив плохо прожаренное (или проваренное, в общем, плохо обработанные термически) мясо, кошачьей двуусткой можно заразиться употребив в пищу плохо обработанную речную рыбу, печеночным сосальщиком можно заразиться выпив необработанную (нефильтрованную) воду. Правильный ответ - 1.

11. В чем отличие многоклеточных животных от организмов других царств?

1. Дышат, питаются, размножаются

2. Имеют клеточное строение

3. Создают органические вещества из неорганических

4. Имеют нервные клетки

Объяснение: все живые организмы (из всех царств) дышат, питаются, размножаются и имеют клеточное строение, только автотрофы создают органические вещества из неорганических, но только многоклеточные, достаточно высокоорганизованные, животные имею нервные клетки и , соответственно, нервную систему. Правильный ответ - 4.

12. К какому классу относят членистоногих, имеющих простые глаза и четыре пары ходильных ног?

Объяснение: посмотрим на картинку и сделаем вывод, что правильный ответ - 4.



13. Клетки у животных подцарства одноклеточных, или простейших.

1. Образуют ткани

2. Выполняют определенные функции

3. Представляют собой самостоятельные организмы

4. Взаимодействуют с другими клетками

Объяснение: у простейших единственная клетка выполняет все функции организма. Правильный ответ - 3.

14. Животное, у которого клетка выполняет функции организма, - это

4. Беля планария

Объяснение: функции всего организма выполняет клетка одноклеточного животного, то есть простейшего. Из перечисленных вариантов ответа к простейшим относится только инфузория-туфелька. Посмотрим на картинку.


Правильный ответ - 2.

15. У свободноживущего плоского червя белой планарии, в отличие от печеночного сосальщика,

1. Тело имеет двустороннюю симметрию

2. Жизненный цикл происходит со сменой хозяев

3. Имеется выделительная система

4. Хорошо развиты нервная система и органы чувств

Объяснение: так как белая планария является свободноживущим организмам, а не паразитом, у нее должны быть хорошо развиты органы чувств и нервная система в целом. Правильный ответ - 4.

16. Прогрессивная особенность членистоногих, по сравнению с кольчатыми червями, - появление

1. Отделов тела и наружного скелета

2. Незамкнутой кровеносной системы

3. Нервной системы узлового типа

4. Пищеварительной системы

Объяснение: тело членистоногих, в отличие от тела кольчатых червей, разделено на отделы (голова, грудь, брюшко) и покрыто наружным скелетом, состоящим из хитина. Правильный ответ - 1.

Задания для самостоятельного решения

1. Лучевая симметрия тела отсутствует у

2. Белой планарии

3. Пресноводной гидры

4. Красного коралла

Правильный ответ - 2.

2. Переваривание пищи начинается вне пищеварительного канала у

Правильный ответ - 1.

3. Какую функцию у зеленой эвглены выполняют органоиды, содержащие хлорофилл?

1. Образуют органические вещества из неорганических на свету

2. Накапливают запас питательных веществ

3. Переваривают захваченные частицы пищи

4. Удаляют избыток воды и растворенных в ней ненужных веществ

Правильный ответ - 1.

4. К какому типу относят животных, наружный скелет которых содержит хитин?

4. Кольчатых червей

Правильный ответ - 2.

5. Тело кишечнополостных состоит из

2. Одного слоя клеток

3. Двух слоев клеток

4. Трех слоев клеток

Правильный ответ - 3.

6. У каких членистоногих переваривание пищи начинается вне организма?

4. Малярийных комаров

Правильный ответ - 2.

7. Клетка одноклеточного животного

1. Не имеет эндоплазматической сети

2. Создает органические вещества из неорганических

3. Имеет вакуоли с клеточным соком

4. Выполняет все функции живого организма

Правильный ответ - 4.

8. Какое животное размножается почкованием?

1. Белая планария

2. Пресноводная гидра

3. Дождевой червь

4. Большой прудовик

Правильный ответ - 2.

9. У всех простейших и беспозвоночных животных

1. Тело имеет клеточное строение

2. Клетки образуют ткани

3. Клетки и ткани образуют органы

4. Органы образуют системы органов

Правильный ответ - 1.

10. Полость тела, мантию и раковину имеют

Правильный ответ - 3.

11. Какое животное является промежуточным хозяином печеночного сосальщика?

4. Малый прудовик

Правильный ответ - 4.

12. К типу Моллюсков относят животных, имеющих

1. Вытянутое цилиндрическое тело, заостренное с обоих концов

2. Тело, разделенное на сходные членики

3. Хитиновый покров

4. Мягкое нечленистое тело

Правильный ответ - 4.

13. Укажите признак, характерный только для царства Животных

1. Дышат, питаются, размножаются

2. Состоят из разнообразных тканей

3. Обладают раздражимостью

4. Имеют нервную ткань

Правильный ответ - 4.

14. Насекомые дышат при помощи

1. Воздушных мешков

4. Легочных мешков

Правильный ответ - 3.

15. Признак, характерный для царства животных, -

1. Дыхание атмосферным кислородом

2. Бесполое размножение

4. Питание готовыми органическими веществами

Правильный ответ - 4.

16. У насекомых, в отличие от других беспозвоночных,

1. На головогруди четыре пары ног, брюшко нечленистое

2. Конечности прикрепляются к головогруди и брюшку

3. На голове две пары ветвистых усиков

4. Тело состоит из трех отделов, на груди три пары ног

Правильный ответ - 4.

17. Какая система органов получила наибольшее развитие у паразитических червей?

Правильный ответ - 3.

18. Почему пресноводную гидру относят к типу Кишечнополостных?

1. Питается плавающими животными

2. Имеет два слоя клеток: эктодерму и энтодерму

3. Обитает в пресном водоеме

4. Отвечает на действие раздражителей

Правильный ответ - 2.

19. Развитие с полным превращением наблюдается у

Правильный ответ - 2.

20. Какое животное типа Членистоногие имеет четыре пары ходильных ног?

4. Колорадский жук

Правильный ответ - 2.

21. Появление у животных двусторонней симметрии тела сопровождалось переходом к

1. Водному образу жизни

2. Половому размножению

4. Активному движению

Правильный ответ - 4.

22. Жидкие продукты жизнедеятельности у инфузории-туфельки выводятся через

2. Клеточный рот

3. Пищеварительные вакуоли

4. Сократительные вакуоли

Правильный ответ - 4.

23. Дождевые черви, пропуская через себя почву с растительными остатками, способствуют

1. Обогащению почвы перегноем

2. Обогащению почвы азотом

3. Проникновению влаги из нижних слоев почвы в верхние

4. Образованию органических веществ из неорганических

Правильный ответ - 1.

24. Дыхание у бабочки павлиний глаз осуществляется с помощью

1. Легочных мешков

3. Воздушных мешков

Правильный ответ - 4.

25. Промежуточными хозяевами паразитических червей называют те организмы, в которых

1. Взрослые особи живут, но не размножаются

2. Живут и развиваются личинки паразита

3. Паразиты откладывают яйца

4. Живут и размножаются взрослые особи

Правильный ответ - 2.

26. Все многоклеточные животные имеют

1. Кровеносную систему

2. Дифференцированные клетки

3. Двуслойное тело

4. Двустороннюю симметрию тела

Правильный ответ - 2.

27. Взрослая особь человеческой аскариды обитает в

Правильный ответ - 3.

28. В основе сложного поведения общественных животных лежит

1. Условный рефлекс

2. Рассудочная деятельность

4. Развитие с метаморфозом

Правильный ответ - 3.

29. У бабочки после стадии куколки образуются


Тесты содержат по 15 заданий протатипов заданий 10, 11, 12, 13,30. Они предназначены для подготовки учащихся одиннадцатых классов к единому государственному экзамену по биологии. А так же может быть использована на уроках биологии учителями-предметниками для закрепления материала.

ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ

Прототипы заданий 10

Пыльца цветковых растений формируется в

Семязачатке 2) рыльце пестика 3) тычинках 4) завязи пестика

Органы почвенного питания 2)видоизмененные побеги

3) генеративные органы 3) зачаточные побеги

3. Половое размножение растений осуществляется

1) спорами 2) почками 3) семенами 4) луковицами

4. Поступление в растение воды, необходимой для фотосинтеза, происходит за счет

1) оттока питательных веществ из листьев в другие органы

2) корневого давления и испарения воды листьями

3) отложения питательных веществ в запас

4) расщепления сложных органических веществ до простых

5. Рост древесного стебля в толщину происходит за счет деления клеток

1) кожицы 2) луба 3) камбия 4) сердцевины

6. Передвижения воды в растениях с нераспустившимися листьями способствует

1) испарению воды 2) корневое давление 3) окисление органических веществ

4) поглощение минеральных веществ корнем

7. Найдите верное описание корневого волоска

1) часть корня, защищенная корневым волоском

2) молодой кончик корня, состоящих из одинаковых клеток

3) молодая сильно вытянутая клетка с тонкой оболочкой

4) часть корня, в которой находятся сосуды

8. Что развивается из оплодотворенной яйцеклетки у растений

1) семя 2) эндосперм 3) зародыш 4) околоплодник

9. Из вегетативной почки развивается

1) сочный плод 2) зародыш 3) зигота 4) стебель с листьями

10. передвижение органических веществ по стеблю цветкового растения осуществляется

1) волокнами древесины 2) образовательной тканью камбия

3) проводящей тканью луба 4) крупными клетками сердцевины

11. Почвенное и воздушное питание характерно для организмов царства

1) грибов 2)бактерий 3) растений 4) животных

12. В клетках растений, в отличии от клеток животных, происходит

1) поглощение кислорода и выделение углекислого газа

2) поглощение кислорода на свету

3) Биосинтез белка и нуклеиновых кислот

4) окисление органических веществ с выделением энергии

13. В процессе фотосинтеза главную роль играют

1) хромосомы 2) хлоропласты 3) хромопласты 4) лейкопласты

14. Рост растений происходит благодаря делению, росту и дифференциации клеток ткани

1) покровной 2) механической 3) фотосинтезирующей 4) образовательной

15. Вспашка и рыхление почвы обеспечивают корни

1) азотом 2) минеральными солями 3) кислородом 4) углекислым газом

Прототип задания 11

Все растения, от водорослей до покрытосеменных, имеют

1) фотосинтезирующую ткань 2) стебель с листьями

3) проводящую систему 4) клеточное строение

2. Папоротники, в отличие от цветковых растений, размножаются с помощью

1) спор 2) корней 3) корневищ 4) почкованием

3. У папоротников , по сравнению с мхами, появились

1) корни 2) стебли 3) побеги 4) ризоиды

4. Голосеменные растения, в отличии от покрытосеменных

1) имеют вегетативные органы 2) размножаются семенами

3) не участвуют в фотосинтезе 4) не образую цветы и плоды

5. В процессе эволюции стебель с листьями впервые появляется у

1) моховидных 2) плауновидных 3) хвощевидных 4) папоротниковидных

6. Водоросли, в отличии от высших растений,

1) обитают в водной среде 2) осуществляют фотосинтез

3) размножаются с помощью гамет 4) состоят из одинаковых клеток

7. Папоротники, в отличии от цветковых растений, не имеют

1) цветков и плодов 2) проводящей системы 3) эпидермиса с устьицами

4) видоизмененных подземных побегов

8. Главный признак, характерный для многоклеточных водорослей, как представителей низших растений, - это

1) клеточное строение 2) обитание в водной среде

3) наличие в клетках хлоропластов 4) отсутствие разнообразия клеток и тканей

9. Покрытосеменные, в отличии от голосеменных,

1) имеют цветок и плод 2) размножаются семенами

3) содержат хлорофилл в клетках 4) имеют вегетативные органы

10. Главный признак, характерный для водорослей, - это

1) клеточное строение 2) обитание в водной среде

3) выделение кислорода на свету 3) отсутствие клеток и тканей

11. Папоротниковидные растения, в отличии от цветковых, размножаются с помощью

1) спор 2) корней 3) почкования 4) корнеклубней

12. Какова роль бобовых растений в природе

1) служат продуктом питания для человека

2) являются консументами в природном сообществе

3) образуют нижний ярус в природном сообществе

4) обогащают почву азотными солями

13. Наиболее простое строение среди высших растений имеют мхи, так как они

1) не имеют корней

2) имеют неветвящийся стебель с узкими листьями

3) имеют органические вещества из неорганических

4) имеют воздухоносные клетки

14. У бамбука, представителя класса Однодольных,

1) сетчатое жилкование листьев 2) простые и сложные листья с прилистниками

3) семя содержит две семядоли 4) мочковатая корневая система

15. По каким признакам можно узнать голосемянные растения

1) имеют плоды и семена 2) половые клетки созревают в шишке

3) цветут весной, до распускания листьев 4) имеют ксилему и флоэму

Прототип заданий 12

К какому классу относят животных, имеющих три отдела тела, три пары ног

Насекомых 2) ракообразных 3) паукообразных 4) сосальщиков

К какому классу относят членистоногих, имеющих простые глаза и четыре пары ходильных ног

1) насекомых 2) головоногих 3) ракообразных 4) паукообразных

3. Животное, у которого клетка выполняет функцию организма, - это

1) гидра 2) инфузория – туфелька 3) медуза 4) белая планария

4. Стрекательные клетки гидры

1) переваривают пищу 2) участвуют в передвижении

3) парализуют добычу и врагов 4) осуществляют синтез веществ

5. Употребляя в пищу плохо помытые овощи, можно заразиться

1) аскаридами 2) бычьим цепнем 3) кошачьей двуусткой

4) печеночным сосальщиком

6. В чем отличие многоклеточных животных от организмов других царств

1) дышат, питаются, размножаются 2) имеют клеточное строение

3) создают органические веществ из неорганических 4) имеют нервные клетки

7. Клетки у животных подцарства одноклеточные, или простейших,

1) образуют ткани

2) выполняют определенные функции

3) представляют собой самостоятельные организмы

4) взаимодействуют с другими клетками

8. Многие простейшие переносят неблагоприятные условия в состоянии

1) споры 2) цисты 3) взрослого животного 4) оплодотворенной яйцеклетки

9. Прогрессивная способность членистоногих, по сравнению с кольчатыми червями, - - появление

1) отделов тела и наружного скелета 2) незамкнутой кровеносной системы

3) нервной системы узлового типа 4) пищеварительной системы

10. У свободнодвижущего плоского червя белой планарии, в отличии от печеночного сосальщика

1) тело имеет двустороннюю симметрию

2) жизненный цикл происходит со сменой хозяев

3) имеется выделительная система

4) хорошо развита неравная система и органы чувств

11. Какая система органов получила наибольшее развитие у паразитических червей

1) опорная 2) дыхательная 3) половая 4) пищеварительная

12. Какие животные имеют незамкнутую кровеносную систему

1) бесчерепные 2) членистоногие 3) кольчатые черви 4) хрящевые рыбы

13. Какое животное является промежуточным хозяином печеночного сосальщика

1) собака 2) человек 3) корова 4) малый прудовик

14. Полость тела, мантию и раковину имеют

1) кишечнополостные 2) ракообразные 3) моллюски 4) членистоногие

15. У всех простейших и беспозвоночных животных

1) Тело имеет клеточное строение 2) клетки образуют ткани

3) клетки и ткани образуют органы 4) органы образуют системы органов

Прототип заданий 13

У млекопитающих, по сравнению с пресмыкающимися, в процессе эволюции в дыхательной системе появились

Легочные пузырьки в легких 2) трахеи и бронхи

3) Правое и левое легкое 4) ноздри и носовые полости

2. Высокий уровень обмена веществ позволяет птицам

1) заботиться о потомстве 2) откладывать яйца в гнезде

3) питаться растительной пищей 4) расходовать во время полета много энергии

3. Наиболее высокий уровень обмена веществ характерен для

1) костных рыб 2) членистоногих 3) земноводных 4) млекопитающих

4. К какой группе животных принадлежит ланцетник

1) беспозвоночных 2) позвоночных 3) бесчерепных 4) мягкотелых

5. Воздушные мешки как часть дыхательной системы имеются у

1) птиц 2) земноводных 3) млекопитающих 4) пресмыкающихся

6. К признакам, отличающим земноводных от других позвоночных, относят

1) расчлененные конечности и дифференцированный позвоночник

2) сердце с неполной перегородкой в желудочке

3) голая слизистая кожа и наружное оплодотворение

4) замкнутая система кровообращения и двухкамерное сердце

7. Одним из признаков усложнения птиц и млекопитающих по сравнению с пресмыкающимися – это

1) деление тела на отделы 2) постоянная температура тела

2) внутренний скелет 4) наличие систем органов

8. Неполная перегородка в желудочке сердца появилась в процессе эволюции у

1) птиц 2) земноводных 3) млекопитающих 4) пресмыкающихся

9. Какой из перечисленных признаков впервые появился у хордовых

1) кишечник 2) нервная система 3) кровеносная система 4) внутренний скелет

10. Млечные железы млекопитающих – это видоизмененные железы

1) потовые 2) сальные 3) слюнные 4) эндокринные

11.Среди позвоночных животных наиболее сложное строение кровеносной и нервной систем имеют

1) хрящевые и костные рыбы 2) хвостатые и бесхвостые земноводные

3) водные пресмыкающиеся 4) птицы и млекопитающие

12. Чем отличаются высшие млекопитающие от сумчатых

1) развитием шёрстного покрова

2) продолжительностью внутриутробного развития

3) выкармливание потомства молоком

4) внутренним оплодотворением

13. Летучие мыши ориентируются в полете с помощью

1) ультразвука 2) органов зрения 3) органов вкуса 4) ультрафиолетовых лучей

14. Млекопитающих можно отличить от других позвоночных по наличию

1) волосяного покрова и ушных раковин

2) сухой кожи с роговыми чешуями

3) когтей и хвоста

4) четырех конечностей бегательного типа

15. У бесчерепных животных скелет

1) костный 2) хрящевой 3) состоит из хитина 4) представлен хордой

Прототип задания 30

Установите соответствие между признаками и группой организмов для которой он характерен

ПРИЗНАК ГРУППА ОРГАНИЗМОВ

А) выделяют в особое царство 1. Грибы

Б) тело представляет собой слоевище 2. Лишайники

В) по способу питания – автогетеротрофы

Г) образуют микоризу с корнями растений

Д) Представляют симбиоз грибов и водорослей

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

А1. Скрещивание организмов, отличающихся по одному или не­скольким признакам, составляет сущность метода

А2. Укажите положение клеточной теории.

Оплодотворение представляет собой процесс соединения муж­ской и женской клеток.

Аллельные гены в процессе мейоза оказываются в разных половых клетках.

Онтогенез — это развитие организма с момента оплодотворе­ния яйцеклетки до смерти организма.

A3. Определите, формула какого вещества, образующегося в расти­тельной клетке, изображена на рисунке.

1) белка 2) аминокислоты 3) липида 4) глюкозы

А4. Пару хромосом, имеющих одинаковую форму, размеры, хими­ческий состав, называют

А5. Сосна обыкновенная — автотрофный организм, так как она

синтезирует органические вещества из неорганических

нетребовательна к почве и климату

растет в течение всей жизни и размножается семенами

использует кислород для дыхания

А6. При половом размножении, в отличие от бесполого, потомство имеет

признаки одного из родителей

признаки обоих родителей

уменьшенный вдвое набор хромосом

увеличенный вдвое набор хромосом

А7. Выберите верное определение понятия аллельные гены.

гены, определяющие развитие двух взаимодополняющих признаков и расположенные в двух разных участках одной хромосомы

гены, определяющие развитие одного и того же признака и расположенные в двух разных участках одной хромосомы

гены, определяющие развитие двух взаимодополняющих признаков и расположенные в негомологичных хромосомах

гены, определяющие развитие одного и того же признака и расположенные в одинаковых участках гомологичных хромо­сом

А8. Промежуточный характер наследования признака проявляется при

множественном действии генов

А9. Степень развития мускулатуры у человека в зависимости от час­тоты и интенсивности тренировок — пример изменчивости

А10. Плодовитое потомство при скрещивании дают животные одного

A11. Зрелую растительную клетку можно отличить от молодой по наличию в ней

А12. Почему цветковые относят к высшим растениям?

они обитают в наземно-воздушной среде

их организм состоит из тканей и органов

их организм — скопление клеток — слоевище

в их цикле развития бесполое поколение сменяется половым

А13. Какая система органов получила наибольшее развитие у парази­тических червей?

А14. Высокий уровень организации человекообразных обезьян под­тверждается

наличием дифференцированного позвоночника

развитием полушарий переднего мозга

хватательным типом конечности

развитием легких альвеолярного типа

А15. Вход в органы дыхания человека во время проглатывания пищи закрывается

А16. С помощью сустава соединяются

лобная кость с теменной

кости верхней челюсти со скуловой

бедренная кость с тазовой

А17. Препараты, приготовленные из ослабленных микробов или их ядов, называют

А18. Воспринимают информацию и преобразуют её в нервные им­пульсы

А19. Оказывая человеку первую доврачебную помощь при подозре­нии на перелом кости конечности, необходимо использовать

А.20. Расширение ареала вида способствует

увеличению числа популяций

увеличению возрастной неоднородности особей

уменьшению генетической неоднородности особей

уменьшению скорости появления мутаций

А21. Генетическую неоднородность особей в популяции усиливает

борьба за существование

А22. Приспособленность насекомого медведки к обитанию в почве — наличие

хорошо развитых ротовых органов

ковшеобразных передних конечностей

мозаичного строения органа зрения

А23. Случаи рождения людей с хвостом — это пример

А24. Определите организмы, вступающие в конкурентные взаимоот­ношения.

гриб и водоросль в лишайнике

культурные и сорные растения

хищник и жертва

плотоядные и растительноядные животные

А25. Начальное звено в цепях питания обычно составляют

А26. Ботанические сады вносят вклад в сохранение биологического разнообразия биосферы, так как в них ведется работа по

размножению и расселению редких растений

созданию новых сортов сельскохозяйственных растений

созданию искусственных биоценозов

изменению условий существования редких видов

А27. Липиды в плазматической мембране выполняют функцию

А28. Отрезок молекулы ДНК, контролирующий синтез инсулина в клетке, —

А29. Благодаря оплодотворению и мейозу

поддерживается постоянное число хромосом в поколениях

снижается вероятность проявления мутаций в потомстве

изменяется число хромосом из поколения в поколение

сохраняется фенотип особей в популяциях вида

А30. Скрестили дигетерозиготное растение томата с красными круглыми плодами и гомозиготное растение с желтыми овальными плодами (красный цвет и круглая форма плода — доминантные
признаки). Определите соотношение генотипов F1

А 31. Близкородственное скрещивание организмов используют в селекции для получения потомства

А32. Размещение ядерного содержимого в цитоплазме характерно для

А33. Эпителиальная ткань, в отличие от соединительной, содержит

межклеточное вещество в виде волокон

мало межклеточного вещества

клетки, наполненные жиром

клетки с многочисленными отростками

А34. По зрительному нерву информация передается в мозг с помо­щью

А35. В указанном перечне найдите пример экологического видообра­зования.

амурский и среднеазиатский подвиды барсуков

популяции севанской форели с разным сроком нереста

закавказский и дальневосточный виды ландышей

западный и восточный подвиды прострела в Европе

А36. Наибольшая концентрация живого вещества наблюдается

в верхних слоях атмосферы

в глубинах океанов

в верхних слоях литосферы

на границах трёх сред обитания

Ответом к заданиям этой части (В1-В8) является последовательность букв или цифр. Впишите ответы сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начи­ная с первой клеточки, без пробелов и других символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными образ­цами.

В заданиях В1-ВЗ выберите три верных ответа из шести. Обведите вы­бранные цифры и запишите их в таблицу.

Bl. В клетках автотрофных растительных организмов, в отличие от гетеротрофных, имеются

вакуоли с клеточным соком

В2. Лейкоциты — клетки крови, которые

имеют форму двояковогнутого диска

уничтожают чужеродные тела

В3. Для генетического критерия вида характерны следующие осо­бенности

определённый набор хромосом в половых клетках

совокупность внешних и внутренних признаков организма

последовательность нуклеотидов в молекулах ДНК

заселение определённой географической зоны

принадлежность к определённой популяции

определённый набор генов

При выполнении заданий В4-В6 установите соответствие между содер­жанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов № 1 без пробелов и других символов.

В4. Установите соответствие между группой бактерий и ее значени­ем в природе и жизни человека.

участвуют в повыше­нии плодородия почвы

вызывают заболевания человека

используются в произ­водстве продуктов пи­тания

В5. Установите соответствие между функцией нервной системы и её отделом, который эту функцию выполняет.

посылает нервные импульсы к скелетной мускулатуре

Б) контролирует деятельность внутренних органов

влияет на сокращение гладкой мускулатуры

Г) регулирует работу сердца

Д) регулирует произвольные дви­жения

В6. Установите соответствие между животным и его ролью в био­геоценозе тайги.

Г) благородный олень

Д) обыкновенная белка

РОЛЬ В БИОГЕОЦЕНОЗЕ

1) консумент 1-го порядка

2) консумент 2-го порядка

При выполнении заданий В7-В8 установите правильную последователь­ность биологических процессов, явлений, практических действий. Запишите в таблицу буквы выбранных ответов, а затем получившуюся последователь­ность букв перенесите в бланк ответов № 1 без пробелов и других символов.

В7. Установите последовательность этапов жизненного цикла бакте­риофага.

встраивание ДНК бактериофага в ДНК бактерии Б) синтез вирусных ДНК и белков в клетке бактерии

прикрепление бактериофага к оболочке бактерии

Г) проникновение ДНК бактериофага в клетку бактерии Д) выход бактериофага из клетки, заражение других клеток

В8. Установите, в какой последовательности должны располагаться указанные растения с учетом усложнения их строения.

Д) Красные водоросли

Для ответов на задания этой части (С1-С6) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), затем ответ к нему. На задание С1 дайте краткий свободный ответ, а на задания С2-С6 — полный развёрнутый ответ.

С1. В чём состоит роль бактерий в круговороте веществ?

С2. По каким сосудам и какая кровь поступает в камеры сердца, обозначенные на рисунке цифрами 3 и 5? С каким кругом кро­вообращения связана каждая из этих структур сердца?

СЗ. Какую роль играют слюнные железы в пищеварении у млекопи­тающих? Укажите не менее 3-х функций.

С4. Чем характеризуется в природе биологический прогресс?

С5. Известно, что все виды РНК синтезируются на ДНК-матрице. Фрагмент молекулы ДНК, на которой синтезируется участок центральной петли тРНК, имеет следующую последовательность нуклеотидов: ЦГТТГГГЦТАГГЦТТ. Установите нуклеотидную последовательность участка тРНК, который синтезируется на данном фрагменте, и аминокислоту, которую будет переносить эта тРНК в процессе биосинтеза белка, если третий триплет со­ответствует антикодону тРНК. Ответ поясните.

Для решения за­дания используйте таблицу генетического кода.

Правила пользования таблицей

Первый нуклеотид в триплете берется из левого вертикального ряда, второй — из верхнего горизонтального ряда и третий — из правого вертикального. Там, где пересекутся линии, идущие от всех трёх нуклеотидов, и находится искомая аминокислота.

Сб. Потомство томатов, полученное от скрещивания гомозиготных растений со стеблями нормальной высоты и гладкими плодами с гомозиготными томатами, имеющими карликовый рост и ребри­стые плоды, скрестили между собой. Во втором поколении (F 2 ) образовались четыре фенотипические группы растений. Составь­те схему решения задачи. Определите генотипы родителей, ге­нотипы и фенотипы первого и второго поколения ( F1 и F 2 ), их соотношение, если А — нормальная высота стебля, а В — глад­кая форма плодов. Гены высоты стебля и формы плодов нахо­дятся в различных парах гомологичных хромосом.

С1. В чём состоит роль бактерий в круговороте веществ? Элементы ответа:

1) бактерии-гетеротрофы — редуценты разлагают органические вещества до минеральных, которые усваиваются растениями;

2) бактерии-автотрофы (фото, хемотрофы) — продуценты синте­зируют органические вещества из неорганических, обеспечи­вая круговорот кислорода, углерода, азота и др.

Максимальный балл 2.

С2. По каким сосудам и какая кровь поступает в камеры сердца, обозначенные на рисунке цифрами 3 и 5? С каким кругом кро­вообращения связана каждая из этих структур сердца?


в камеру, обозначенную цифрой 3, поступает венозная кровь из верхней и нижней полых вен;

в камеру, обозначенную цифрой 5, поступает артериальная кровь из легочных вен;

камера сердца, обозначенная цифрой 3, связана с большим кругом кровообращения;

Максимальный балл 3.

СЗ. Какую роль играют слюнные железы в пищеварении у млекопи­тающих? Укажите не менее 3-х функций.

секрет слюнных желёз смачивает и обеззараживает пищу;

слюна участвует в формировании пищевого комка;

ферменты слюны способствуют расщеплению крахмала.

Максимальный балл 3.

С4. Чем характеризуется в природе биологический прогресс? Элементы ответа:

возрастанием числа особей в популяции;

расширением ареала вида;

большим числом популяций, составляющих один вид. Максимальный балл 3.

С5. Известно, что все виды РНК синтезируются на ДНК-матрице. Фрагмент молекулы ДНК, на которой синтезируется участок центральной петли тРНК, имеет следующую последовательность нуклеотидов: ЦГТТГГГЦТАГГЦТТ. Установите нуклеотидную последовательность участка тРНК, который синтезируется на данном фрагменте, и аминокислоту, которую будет переносить эта тРНК в процессе биосинтеза белка, если третий триплет со­ответствует антикодону тРНК. Ответ поясните. Для решения за­дания используйте таблицу генетического кода.

Схема решения задачи включает:

нуклеотидная последовательность участка тРНК ГЦААЦЦЦ-ГАУЦЦГАА;

нуклеотидная последовательность антикодона ЦГА (третий триплет) соответствует кодону на иРНК ГЦУ;

по таблице генетического кода этому кодону соответствует аминокислота АЛА, которую будет переносить данная тРНК.

Максимальный балл 3.

Сб. Потомство томатов, полученное от скрещивания гомозиготных растений со стеблями нормальной высоты и гладкими плодами с гомозиготными томатами, имеющими карликовый рост и ребри­стые плоды, скрестили между собой. Во втором поколении (F 2 ) образовались четыре фенотипические группы растений. Составь­те схему решения задачи. Определите генотипы родителей, ге­нотипы и фенотипы первого и второго поколения (Fi и F 2 ), их соотношение, если А — нормальная высота стебля, а В — глад­кая форма плодов. Гены высоты стебля и формы плодов нахо­дятся в различных парах гомологичных хромосом.

Схема решения задачи включает:

1) генотипы родителей: ААВВ (гаметы АВ) и aabb (гаметы ab);

генотипы и фенотипы потомства первого поколения (Fx): АаВb — томаты со стеблями нормальной высоты и гладкими плодами (единообразие), гаметы: АВ, Ab, аВ, ab;

генотипы и фенотипы потомства второго поколения (F 2 ):

9А_В_ (нормальная высота стебля, гладкие плоды)

3А_bb (нормальная высота стебля, ребристые плоды)

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции