Цикл развития паразитических червей печеночный сосальщик


В данном материале вы найдете материал для урока зоологии.

Скачать:

Вложение Размер
жизненные циклы паразитических червей. 520.28 КБ

Предварительный просмотр:

Циклы развития паразитических червей.

Аскарида паразитирует в кишечнике человека. Аскариды могут достигать довольно крупных размеров: самки вырастают до 20-40 см, самцы до 15 – 25см. Эти круглые черви удерживаются в кишечнике, двигаясь навстречу пище, т.к. они не имеют органов прикрепления.

Тело аскариды покрыто сверху многослойной гибкой кутикулой. Этот плотный чехол защищает червя от механических воздействий, ферментов желудка, ядовитых веществ. Далее располагается гиподерма – особый слой зернистых эпителиальных клеток. Под гиподермой расположены продольные мышцы.

Органы чувств у аскарид плохо развиты: есть только осязательные бугорки вокруг рта. Питается аскарида полупереваренной пищей хозяина, она попадает сначала через ротовое отверстие с тремя губами – валиками в короткую глотку. Затем перемещается в среднюю кишку, где переваривается и усваивается. Непереваренная пища попадает в заднюю кишку , заканчивающуюся анальным отверстием.

Аскариды – раздельнополые животные. Половая система самца представляет собой один семенник, переходящий в семяпровод. Самки имеют два яичника, от которых отходят два яйцевода, переходящие в матку. Половое отверстие самок аскариды одно и находится на брюшной стороне тела. Самки по размерам крупнее самца, и у него загнут задний конец.

Самка в сутки откладывает в кишечнике человека до 240 тысяч яиц. Они выводятся из организма с каловыми массами. Яйца червей очень устойчивы ко многим неблагоприятным условиям: они покрыты 5-ю оболочками и могут быть уничтожены только с помощью веществ, растворяющих жир: бензин, спирт, горячая вода или прямые солнечные лучи.

Интересен тот факт, что развитие аскариды происходит без смены хозяев. На 16-17 день в яйцах, попавших во влажную почву, при температуре 25-27 0 С развивается личинка.

Чтобы не стать хозяином аскарид, необходимо тщательно мыть овощи и фрукты, пить только кипячённую воду, т.к. именно через грязные продукты и воду в организм человека попадают яйца этих нематод. Не стоит забывать мыть с мылом руки перед едой, а также беречь пищу от насекомых (они тоже могут быть переносчиками аскарид).

Попав в кишечник человека, личинки червя проникают через стенки кишечника в кровеносные сосуды, добираясь до сердца и лёгких. Откашливая личинок, хозяин вторично их заглатывает. Черви остаются в тонкой кишке и достигают взрослого состояния.

Аскариды приносят огромный вред для организма человека, отравляя его ядовитыми продуктами обмена веществ. Черви также травмируют слизистую оболочку кишечника человека. Заражённый аскаридами испытывает боли в желудке, расстройство, теряет аппетит и работоспособность.

Тело бычьего цепня сильно вытянуто и достигает длины до 3м. Оно лентовидное и состоит из члеников, число которых достигает нескольких сот, прикрепленных к крошечной головке. На головке находятся присоски и крючки, служащие для прикрепления к стенке кишечника. Членики на заднем конце цепня содержат множество созревших яиц, периодически они отрываются и с испражнениями попадают наружу.

Зрелые членики, наполненные яйцами, отделяются от тела паразита и вместе с каловыми массами человека (он является основным хозяином) выводятся наружу. К этому времени внутри яйца под яйцевыми оболочками развивается личинка, несущая шесть крючьев, — онкосфера. В случае, если яйца паразита попадают на траву или в сено, они могут быть проглочены скотом (промежуточный хозяин). При попаданий в желудок, яйцевые оболочки разрушаются, а онкосфера выходит в его полость и через слизистую оболочку тонкого кишечника проникает в кровяное русло. С током крови онкосферы разносятся по организму животного и попадают во все жизненно важные органы (печень, сердце, легкие и т. д). Здесь онкосфера превращается в финну (цистицерк) — пузырь, заполненный жидкостью, внутрь которого ввернута головка паразита.
При употреблении в пищу полусырого, недостаточно прожаренного или плохо сваренного финнозного мяса, финна (цистицерк) попадает в желудок человека (своего основного хозяина), головка ее выворачивается наружу и с помощью присосок закрепляется на стенках тонкого кишечника. После этого начинается рост червя: новые членики образуются у основания шейки и постепенно отодвигаются назад. С течением некоторого времени концевые членики созревают, наполняются яйцами, отделяются, и цикл замыкается.

Бычий цепень, как и все другие паразитические ленточные черви, наносит здоровью хозяина огромный вред, вызывая малокровие, общую интоксикацию организма, истощение, что может привести даже к смерти.

Печеночный сосальщик — плоский гельминт довольно крупных размеров (от 3 до 5 см в длину) с двумя присосками: ротовой и брюшной. Это довольно распространенный печеночный паразит, сосальщик часто встречается в желчных протоках, желчном пузыре, протоках поджелудочной железы человека, а также диких и домашних животных. Существует множество разновидностей печеночного сосальщика, однако все они развиваются схожим образом и опасны тем, что нарушают работу внутренних органов хозяина.

Строение взрослой особи печеночного сосальщика

Цикл развития паразита . В половозрелом состоянии сосальщик обитает в желчных протоках у рогатого скота, других млекопитающих и человека. Они являются окончательными хозяевами паразита. Промежуточным хозяином является моллюск малый прудовик.
Яйца печеночного сосальщика вместе с желчью попадают в кишечник хозяина, оттуда - во внешнюю среду. Для дальнейшего развития яйца должны попасть в воду. В воде из яйца выходит покрытая ресничками личинка. Она плавает, потом проникает в тело пресноводного прудовика. В его теле личинка превращается в бесформенный мешочек, в котором формируются несколько поколений зародышей. То есть на стадии личинки происходит дальнейшее размножение бесполым путем. Личинки выходят из тела прудовика и вновь попадают в воду. Они активно плавают при помощи хвостика, оседают в прибрежной растительности водоема. Они отбрасывают хвостик, выделяют вокруг себя оболочку и превращаются в цисту. Поедая прибрежную траву домашние животные заглатывают паразитов. В их кишечники цисты растворяются, паразиты внедряются в стенки кишечника, попадают в кровеносное русло и с током крови заносятся в сосуды печени, проникают в желчные протоки. Человек может заразиться личинками сосальщика при использовании воды из водоема. Для предотвращения заражения воду из водоема необходимо кипятить. При употреблении сырой, непросоленной или прошедшей недостаточную термическую обработку рыбы, паразиты оказываются в организме своего окончательного хозяина. Попадая в тело человека, червь очень быстро находит себе место в печени, желчном пузыре или поджелудочной железе, всего за пару недель достигает половой зрелости и уже через месяц начинает активно размножаться.

Жизненный цикл печеночного сосальщика

Описторхоз – опаснейшее заболевание, возбудителем которого является печеночный сосальщик. Лечение описторхоза, как правило, включает целый комплекс мероприятий, поскольку за время своего короткого пребывания в организме гельминт успевает практически полностью нарушить работу печени .


Дидактический материал к уроку "Тип плоские черви" по учебнику Латюшина В.В., Шапкина В.А. Задание содержит текст о цикле развития паразитических червей и задание к нему. Может быть использовано как для изучения нового материала, так и для закрепления знаний.

Скачать:

Вложение Размер
Циклы развития паразитических червей 980 КБ

Предварительный просмотр:

Цикл развития бычьего цепня.

Оказывается, паразитические плоские черви живут в двух или в трех организмах-хозяевах. Прочитайте текст, рассмотрите рисунок и выполните задание.

Организмы, в которых развиваются личинки червя, называют промежуточными хозяевами, а организмы, в которых живут взрослые черви,— окончательными или основными хозяевами.

Познакомьтесь подробнее с размножением и развитием бычьего цепня. В каждом членике этого червя развивается большое число яиц. Последние зрелые членики набиты яйцами с зародышами, начинающими развиваться сразу же после оплодотворения яйцеклеток. В каждом членике накапливается до 175 тыс. яиц. Зрелые членики отделяются от тела червя и с испражнениями хозяина или самостоятельно (благодаря сокращению мышц) выходят наружу. Каждые сутки из кишечника больного человека выделяется наружу до 28 члеников.

Яйца цепня попадают в почву. Рогатый скот, питаясь травой, проглатывает их. В кишечнике животного из яиц выходят шестикрючные личинки. Они проникают в кровеносные сосуды и с током крови попадают в мышцы. Здесь личинки превращаются в финны (пузырчатые образования величиной с горошину). Если человек съест недостаточно прожаренное или непроваренное финнозное мясо, то в его желудке из финн выворачиваются головки цепня, а сами пузырьки перевариваются. Маленький червь попадает в тонкий кишечник, присасывается к его стенкам, и его тело начинает расти. Взрослый червь может прожить в организме человека около 15 лет.

  1. Укажите основного и промежуточного хозяев бычьего цепня.

А основной ______________ хозяин (1 балл)

Б промежуточный ______________ хозяин (1 балл)

2. Заполните пустые строки в таблице. (4 балла)

Стадии развития бычьего цепня.

Где происходит развитие

3. Найдите в тексте пути заражения человека бычьим цепнем и предположите профилактические меры борьбы с этим заболеванием. /непроваренное мясо, невымытые овощи , варить мясо долго, мыть овощи / (2 балла)

Максимально 10 баллов (+ 2 балла допо лнительно)

Цикл развития бычьего цепня.

Оказывается, паразитические плоские черви живут в двух или в трех организмах-хозяевах. Прочитайте текст, рассмотрите рисунок и выполните задание.

Организмы, в которых развиваются личинки червя, называют промежуточными хозяевами, а организмы, в которых живут взрослые черви,— окончательными или основными хозяевами.

Познакомьтесь подробнее с размножением и развитием бычьего цепня. В каждом членике этого червя развивается большое число яиц. Последние зрелые членики набиты яйцами с зародышами, начинающими развиваться сразу же после оплодотворения яйцеклеток. В каждом членике накапливается до 175 тыс. яиц. Зрелые членики отделяются от тела червя и с испражнениями хозяина или самостоятельно (благодаря сокращению мышц) выходят наружу. Каждые сутки из кишечника больного человека выделяется наружу до 28 члеников.

Яйца цепня попадают в почву. Рогатый скот, питаясь травой, проглатывает их. В кишечнике животного из яиц выходят шестикрючные личинки. Они проникают в кровеносные сосуды и с током крови попадают в мышцы. Здесь личинки превращаются в финны (пузырчатые образования величиной с горошину). Если человек съест недостаточно прожаренное или непроваренное финнозное мясо, то в его желудке из финн выворачиваются головки цепня, а сами пузырьки перевариваются. Маленький червь попадает в тонкий кишечник, присасывается к его стенкам, и его тело начинает расти. Взрослый червь может прожить в организме человека около 15 лет.

  1. Укажите основного и промежуточного хозяев бычьего цепня.

А ______________ хозяин

Б ______________ хозяин

2. Заполните пустые строки в таблице.

Стадии развития бычьего цепня.

Где происходит развитие

Мышцы рогатого скота

3. Найдите в тексте пути заражения человека бычьим цепнем и предположите профилактические меры борьбы с этим заболеванием.

Цикл развития печеночного сосальщика.

Оказывается, паразитические плоские черви живут в двух или в трех организмах-хозяевах.

Прочитайте текст и выполните задание.

Организмы, в которых развиваются личинки червя, называют промежуточными хозяевами, а организмы, в которых живут взрослые черви,— окончательными или основными хозяевами




Некоторые черви-паразиты, например печеночный сосальщик, значительно увеличивают свою численность на личиночных стадиях развития. Откладываемые сосальщиком яйца попадают во внешнюю среду. Некоторые из них оказываются в пруду, ручье или луже. Здесь из яйца выходит личинка, которая внедряется в тело пресноводной улитки — малого прудовика (рис.). В теле личинки образуются зародыши, из которых развивается новое поколение личинок. Эти личинки тоже размножаются. Личинки последнего поколения покидают прудовика, прикрепляются к водным растениям и превращаются в цисты. Так из одного яйца развивается около 160 особей.


При размножении плоских червей со сменой хозяев из поколения в поколение выживали наиболее плодовитые черви-паразиты, так как возможность попадания яиц в тело промежуточных хозяев, а личинок в тело окончательных хозяев очень небольшая.

  1. Укажите основного и промежуточного хозяина печеночного сосальщика:

А. основной ___________ хозяин (1 балл)

Б. промежуточный ___________ хозяин(1 балл)

2. Заполните пустые строки в таблице. (6 баллов).

просто, удобно, доступно

Настоящая модель-аппликация включает следующие рисунки:
I. Цикл развития печеночного сосальщика
1.Печеночный сосальщик
2.Яйца печеночного сосальщика
3.Мироцидий печеночного сосальщика
4.Редия печеночного сосальщика
5.Малый прудовик
6.Церкария печен. сосальщика
7.Адолескария печен.сосальщика
8.Циста печеночного сосальщика II. Цикл развития бычьего цепня
9.Личинка бычьего цепня
10.Финна бычьего цепня
11.Корова
12.Развитие цепня в теле человека
13.Взрослый цепень
14.Человек, зараженный паразитом
15.Зрелый членик бычьего цепня с яйцами
16.Яйца бычьего цепня на траве
Модель-аппликации имеют одностороннее матовое ламинирование(А4).

Среди червей встречается большое количество эндопаразитов. Для червей, ведущих паразитический образ жизни, характерны сложные циклы развития с большим количеством промежуточных стадий. Мы рассмотрим циклы печеночного сосальщика и бычьего цепня.
Схема 1. Цикл развития печеночного сосальщика.

У печеночного сосальщика листовидное, сплющенное в тело длинной до 3 мм. В половозрелом состоянии сосальщик обитает в желчных протоках у рогатого скота, других млекопитающих и человека. Они являются окончательными хозяевами паразита. Промежуточным хозяином является моллюск малый прудовик.
Яйца печеночного сосальщика вместе с желчью попадают в кишечник хозяина, оттуда - во внешнюю среду. Для дальнейшего развития яйца должны попасть в воду. В воде из яйца выходит покрытая ресничками личинка. Она плавает, потом проникает в тело пресноводного прудовика. В его теле личинка превращается в бесформенный мешочек, в котором формируются несколько поколений зародышей. То есть на стадии личинки происходит дальнейшее размножение бесполым путем. Личинки выходят из тела прудовика и вновь попадают в воду. Они активно плавают при помощи хвостика, оседают в прибрежной растительности водоема. Они отбрасывают хвостик, выделяют вокруг себя оболочку и превращаются в цисту. Поедая прибрежную траву домашние животные заглатывают паразитов. В их кишечники цисты растворяются, паразиты внедряются в стенки кишечника, попадают в кровеносное русло и с током крови заносятся в сосуды печени, проникают в желчные протоки. Человек может заразиться личинками сосальщика при использовании воды из водоема. Для предотвращения заражения воду из водоема необходимо кипятить.
Схема 2. Цикл развития бычьего цепня

Тело бычьего цепня сильно вытянуто и достигает длины до 3м. Оно лентовидное и состоит из члеников, число которых достигает нескольких сот, прикрепленных к крошечной головке. На головке находятся присоски и крючки, служащие для прикрепления к стенке кишечника. Членики на заднем конце цепня содержат множество созревших яиц, периодически они отрываются и с испражнениями попадают наружу.
Коровы заражаются цепнем, поедая траву, на которую попали его яйца. Внутри кишечника коровы оболочка яйца разрушается, из него выходит личинка, которая вбуравливается в стенку кишечника, попадает в кровеносный сосуд, откуда с током крови разносится в печень, легкие или мышцы. Там она превращается в следующую личиночную стадию - финну. Финна растет, достигая размеров горошины. Внутри финны находится головка бычьего цепня.
Окончательным хозяином бычьего цепня является человек, а промежуточным - крупный рогатый скот. Заражение человека цепнем происходит когда люди употребляют в пищу плохо проваренную или прожаренную говядину. В кишечнике человека головка финны выворачивается наружу, паразит при помощи присосок и крючьев прикрепляется к стенке кишечника и начинает расти. В члениках происходит созревание половых продуктов. Яйца попадают наружу, их поедают домашние животные, и т.д.
Вопросы:
1) Какие особенности строения плоских паразитических червей связаны с их образом жизни?
2) Почему белая планария имеет органы зрения, а паразитические черви нет?
3) Что такое финна?
4) Почему некоторых животных, в организме которых живут паразитические черви, называют промежуточными хозяевами, а некоторых - окончательными?

Цель занятия: изучить особенности строения и процессы жизнедеятельности свободноживущего плоского червя – белой планарии и циклы индивидуального развития печеночного сосальщика и бычьего цепня в связи с их паразитическим образом жизни.

В ходе занятия на примере белой планарии рассматриваются приспособления этого червя к среде обитания в связи c активным образом жизни. При этом учащиеся в ходе объяснения нового материала наблюдают фиксированный препарат ресничного червя под микроскопом и заполняют в тетрадях таблицу.

Признаки

Представитель типа Плоские черви

Аскарида человеческая

Белая планария

Печеночный сосальщик

Бычий цепень

Аскарида человеческая

5. Органы передвижения

6. Органы прикрепления

9. Кожно-мускульный мешок

10. Пищеварительная система

11. Выделительная система

15. Систематическое положение

* Этот столбец заполняется на следующем занятии

Работа с таблицей способствует запоминанию терминов и правильному их написанию.

Начиная объяснение нового материала, преподаватель укрепляет на классной доске изготовленную из картона модель тела планарии, сообщает название червя и предлагает пояснить, почему его так назвали. Учащиеся связывают происхождение названия с формой тела животного.

В ходе беседы о внешнем строении планарии учитель отмечает двустороннюю симметрию тела, сгибая модель посередине и наблюдая полное соответствие левой половины тела правой. Демонстрируя такую модель, очень удобно показать, что у животных с двусторонней симметрией различают передний и задний концы тела, спинную и брюшную стороны, бока – в отличие от изученных ранее кишечнополостных, обладающих лучевой симметрией. Таким образом, учитель подготавливает учащихся к более четкому восприятию типа симметрии, связанного с активным образом жизни не только плоских червей, но и большинства других животных.

При рассмотрении органов передвижения следует отметить наличие ресничек и в связи с этим установить принадлежность планарии к классу Ресничные черви.

Далее учащиеся рассматривают ресничного червя под микроскопом, сравнивают с рисунком в учебнике, называют видимые под микроскопом органы.

При переходе к паразитическим плоским червям – печеночному сосальщику и бычьему цепню, основное внимание следует уделить отличительным чертам их строения в связи с паразитическим образом жизни: отсутствие органов передвижения – ресничек, органов чувств – глаз, большую плодовитость, плотный наружный покров тела, слабое развитие или отсутствие некоторых систем органов и наличие присосок. Учитель предлагает найти присоски на микропрепарате печеночного сосальщика и отметить особенности их расположения, с которым связаны их названия – брюшная и ротовая.

Характеризуя цикл развития паразитических червей, необходимо уделить внимание смене основных и промежуточных хозяев, предложив учащимся выбрать на рисунке в учебнике животных, которые являются хозяевами взрослых паразитов и их личинок, обратить внимание на места паразитирования, отразившиеся на названиях червей.

При закреплении изученного материала о приспособленности свободноживущих и паразитических плоских червей к среде обитания можно предложить семиклассникам выписать из соответствующего параграфа новые для них термины, найти в тексте их объяснение и записать их в терминологический словарь в конце тетради. Кроме того, учащиеся зарисовывают схему развития печеночного сосальщика, снабжая ее соответствующими подписями.


Затем учитель предлагает при помощи зоологического лото расставить карточки с изображением фаз развития червя на соответствующие места в схеме цикла развития и подписать названия основного и промежуточного хозяев и стадий развития паразита, сопоставляя полученную схему со схемой в учебнике. Такой прием поможет глубже закрепить понятие о сложном жизненном цикле паразитов со сменой хозяев: основного и промежуточного. Кроме того, пользуясь заданиями в конце соответствующего параграфа, можно предложить учащимся перечислить органы, входящие в состав той или иной системы органов белой планарии, и указать функции, которые они выполняют. Эти приемы способствуют закреплению анатомо-морфологических, физиологических и экологических понятий.

При проверке усвоения материала об образе жизни плоских червей можно провести биологические диктанты, направленные на повышение самостоятельности и активизации познавательной деятельности учащихся. Например, можно предложить составить из четырех характеристик понятия наиболее полное.

Печеночный сосальщик – паразит, потому что он:

1) питается за счет своих хозяев: основного – коровы и промежуточного – малого прудовика,
2) использует своих хозяев в качестве среды обитания и источника питания,
3) живет в организме своих хозяев,
4) имеет сложный цикл развития со сменой хозяев.

В конце диктанта учащиеся должны сделать следующий вывод: печеночный сосальщик как паразит характеризуется сложным жизненным циклом со сменой хозяев – основного и промежуточного.

Другим примером может служить ряд предложений, в которых учащиеся должны вставить пропущенные биологические понятия.

В конце работы учащиеся должны сделать вывод о том, что тип Плоские черви объединяет свободноживущие и паразитические формы.

Одним из требований обязательного минимума содержания образования к знаниям, умениям и навыкам учащихся является их умение сравнивать представителей различных типов животных, что подразумевает нахождение черт их сходства животных между собой и отличия. При сравнении паразитических червей типов Плоские и Круглые, гимназисты выявляют характерные признаки червей обоих типов и черты приспособления их к паразитизму, закрепляя тем самым экологические понятия.

Цель занятия: изучить особенности строения, процессы жизнедеятельности и циклы индивидуального развития бычьего цепня – представителя типа Плоские черви и человеческой аскариды – представителя типа Круглые черви в связи с их паразитическим образом жизни.

Занятие начинается с повторения материала об образе жизни плоских червей, в ходе которого преподаватель предлагает учащимся биологические диктанты, направленные на повышение их самостоятельности и активизации их познавательной деятельности.

В ходе заполнения таблицы учащиеся сравнивают форму тела названных червей и связывают ее с названием типов, к которым они принадлежат. Далее рассматриваются сходные у обоих представителей признаки: отсутствие органов передвижения и слабое развитие органов чувств, плотный покров тела и наличие приспособлений для удержания в теле хозяина (у цепня – крючков и присосок, а у аскариды – острых концов тела), позволяющих паразитам обитать в кишечнике человека. По сходству признаков учащиеся сделают вывод о том, что последние являются приспособлением для ведения паразитического образа жизни.

На следующем этапе урока учащиеся при помощи модели сравнивают строение кожно-мускульных мешков червей двух данных типов, вспоминая при этом определение термина, проговаривая вслух название мышц, составляющих эту структуру, и функции, которые они выполняют. Учитель обращает внимание на наличие у аскариды первичной полости тела, которая заполнена жидкостью, и говорит о ее назначении. При этом учащиеся отмечают сходные функции паренхимы плоских червей и первичной полости круглых червей в поддержании формы тела и участии в обмене веществ.

При рассмотрении систем органов у представителей разных типов преподаватель обращает внимание на появление в пищеварительной системе аскариды анального отверстия, более совершенную нервную систему (сетчатого типа) и раздельнополость круглых червей, что говорит об их более сложном строении по сравнению с плоскими червями.

При обсуждении циклов индивидуального развития паразитов отмечается их огромная плодовитость, связанная с попаданием яиц в неблагоприятные условия среды и действием факторов, вызывающих их массовую гибель. При этом учитель обращает внимание на смену основного и промежуточного хозяина в цикле развития бычьего цепня, отмечая, что заражение человека происходит в результате употребления в пищу плохо проваренного или прожаренного мяса крупного рогатого скота, в теле которого находятся финны цепня, демонстрирует микропрепарат зрелого членика ленточного червя и отмечает, что взрослый червь может жить в организме человека до 15 лет. После этого учащиеся делают вывод о том, что во избежание заражения этим опасным паразитом человек должен подвергать тщательной термической обработке мясо животного и не покупать продуктов у лиц, не имеющих сертификата проверки продукции на гельминтов.

Цикл развития аскариды учитель демонстрирует при помощи кодограмм, отмечая при этом, что заражение происходит в результате несоблюдения правил личной гигиены после работы с землей и при употреблении в пищу грязных овощей, выращенных в почве, где в качестве удобрения применялись человеческие фекалии. Особо отмечаются кислородные этапы в развитии этого паразита: при попадании яйца во влажную землю, где оно должно находиться не менее 10–14 дней, после чего может оставаться инвазионным на протяжении 6 лет, и при попадании личинки в легкие человека из кишечника, после чего аскарида вторично заглатывается и паразитирует в кишечнике во взрослом состоянии. После изучения жизненного цикла аскариды ученики делают вывод о необходимости тщательно мыть руки и овощи перед едой.

На следующем этапе урока учитель организует работу с систематическими карточками и вместе с учащимися определяет систематическое положение бычьего цепня и человеческой аскариды, отмечая при этом характерные признаки типов, к которым они относятся. В конце этой работы учащиеся делают вывод о том, что тип Круглые черви так же, как и тип Плоские черви, объединяет трехслойных многоклеточных животных, обладающих двусторонней симметрией тела и кожно-мускульным мешком, но в отличие от последних имеющих первичную полость тела, анус и разделение полов.

Предлагается тест, состоящий из 17 вопросов.*

1. Тело плоское, иногда состоит из члеников.
2. Тело круглое в поперечном сечении.
3. Двусторонняя симметрия тела.
4. Лучевая симметрия тела.
5. Тело состоит из экто- и энтодермы.
6. Тело состоит из трех слоев клеток.
7. Имеется кожно-мускульный мешок.
8. Имеется первичная полость тела, заполненная полостной жидкостью.
9. Имеется паренхима.
10. Полости тела нет.
11. Имеются только продольные мышцы в кожно-мускульном мешке.
12. Пищеварительная система замкнутого типа.
13. Имеется анальное отверстие.
14. Нервная система лестничного типа.
15. Гермафродиты.
16. Раздельнополые.
17. Дыхание осуществляется всей поверхностью тела.

В конце игры учащиеся перечисляют признаки, характерные для того или иного типа червей, сравнивают их и делают вывод о более сложном строении круглых червей по сравнению с плоскими.

При закреплении знаний о цикле развития аскариды учитель предлагает, используя схему ее жизненного цикла, объяснить, каким образом в кишечнике, который был предварительно освобожден от аскарид с помощью химических средств (и в дальнейшем зараженный человек соблюдал правила личной гигиены), снова через некоторое время были обнаружены аскариды. Учащиеся связывают этот факт с кислородным этапом развития личинки, проходящим в легких, откуда они не были удалены, и делают вывод о соблюдении гигиенических норм для предупреждения повторного заражения.

В конце урока учащиеся под руководством учителя отмечают приспособления паразитических червей к среде обитания: наличие органов удержания в теле хозяина, плотные покровы тела, предохраняющие червей от переваривания, большая плодовитость, сложный цикл развития и слабая развитость или отсутствие некоторых систем внутренних органов.

Таким образом, учащиеся осознанно усваивают экологические понятия о приспособлении паразитических червей к среде обитания. Кроме того, у учащихся складываются представления о необходимости соблюдения правил личной гигиены при работе с землей и перед приемом пищи.

В начале консультации следует рассказ старшеклассников о различных представителях паразитических червей с демонстрацией наглядного материала. После этого рассказчик отвечает на вопросы семиклассников и задает им вопросы.

Почему паразитические черви дышат всей поверхностью тела, а человеку для дыхания нужны специальные органы?

От каких животных произошли паразитические черви и как это можно доказать?

Какие способы борьбы с аскаридозом вы могли бы предложить?

Сколько яиц производит за свою жизнь свиной солитер?

Можно ли считать паразитических червей вымирающей группой животных? Ответ обоснуйте.

Может ли промежуточным хозяином свиного цепня быть человек?

После рассказа старшеклассников и взаимного обмена вопросами ведущие предлагают семиклассникам определить изученных паразитических червей при помощи светового микроскопа.

В конце занятия старшеклассники делают обобщающий вывод и подводят итоги тематической консультации: паразитические черви – хорошо приспособленная к паразитизму группа животных, зная жизненный цикл и образ жизни которых, можно выработать рекомендации по борьбе с ними и профилактике заражения ими.

* Молис С.С., Молис С.А. Активные формы и методы обучения биологии: Животные: Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1988, с. 23-28.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции