Что за паразиты в теле обезьяны

Обезьяны, черви и бессонные ночи



Три трупных червя (санси)
Источник: Nihon kokugo daijiten (Shogakukan 1974), т. 9, стр. 237

Мотив трех обезьян обязан своей популярностью в Японии не тем, что обезьяны желают отстраниться от всякого зла, как с радостью принимается в настоящее время. [1] Наоборот, он символизирует противоположные желания, чтобы человек, носящий в себе трех червей, был огражден от их шпионской деятельности, мог и дальше предаваться своим порокам, не опасаясь ранней смерти. Хотя эти помыслы, вроде бы, на первый взгляд, не соответствуют буддийской морали, нельзя сказать, что они противоречат обычной буддистской практике. В ней всегда стремились находить лазейки в законах кармы, а верующим обещалось достигать максимума благой кармы с наименьшими затратами. Поэтому верование Косин получило поддержку в буддизме, а для главного божества верования — Сёмэн Конго — даже создан свой собственный храм. Древнейший храм данного типа находится в комплексе Ситэнно-дзи в Осаке, он был построен около 700-го г.

Стилистически эти простые каменные скульптуры сходны с народными статуями Дзидзо, которые можно найти в Японии, практически, повсеместно, либо с богами дорог (досодзин). Другими близкими примерами являются Каннон с лошадиной головой (Бато Каннон), комаину или буддистские привратники (нио), которые часто вырезались мирянами в камне в очень индивидуальном стиле. Все они свидетельствуют о религиозности простых жителей, непредвзято использующих любые традиции. Несмотря на то, что корни верования Косин возникли из смеси буддизма и даосизма, как показывают примеры из периода Эдо, Сёмэн Конго покланялись и в ходе синтоистских обрядов. Верование Косин представляет собой типичный пример неразрывного переплетения в прошлом буддизма и синтоизма.


Конечно, эта цитата тоже играет определенную роль в появлении трех обезьян, но не она является основной причиной их популярности.

  • The Three Monkeys Worldwide, Эмиль Шуттенхельм (нем., англ.) Более подробная информация и коллекция изображений трех обезьян.

Affen, Würmer und durchwachte Nächte

Nikkō, der Schrein in dem Shōgun Tokugawa Ieyasu vergöttlicht wurde, zählt zu den berühmtesten Sehenswürdigkeiten Japans und die Drei Weisen Affen zählen zu den berühmtesten Sehenswürdigkeiten von Nikkō. Wie aber fanden diese Affen Eingang in das Mausoleum eines der mächtigsten Herrscher der gesamten japanischen Geschichte? Und aus welchem Grund halten sie sich Augen, Mund und Ohren zu? Und wieso findet man man die Drei Affen bei aufmerksamer Betrachtung auch an zahlreichen volkstümlichen Steinmonumenten, die kaum beachtet in den Arealen von Tempeln und Schreinen, am Rande von Friedhöfen oder in der freien Natur anzutreffen sind? Die Antwort auf derartige Fragen dürfte in einem eigenartigen Kult zu finden sein, der heute selbst in Japan kaum mehr bekannt ist, in der Edo-Zeit jedoch jedem geläufig war: der kōshin-Glaube. Um diesen Glauben zu erklären, ist ein kurzer Exkurs in die traditionelle Medizin- und Kalenderkunde notwendig.

„Drei Würmer“ ist die in der westlichen Literatur gängige übersetzung für jap. sanshi. Der Zeichenbedeutung nach handelt es sich jedoch um drei Leichname 尸 oder um drei Leichnams-Würmer (sanshi no mushi), wobei mushi sowohl Kriechtiere als auch Insekten bezeichnet und daher nicht unbedingt „Wurm“, sondern eher „Gewürm“ oder „Getier“ bedeutet. Die entsprechenden Geistwesen haben aber, so sie überhaupt näher beschrieben werden, ganz eigenartige Gestalten, nämlich die eines daoistischen Weisen („Oberwurm“, sitzt im Kopf), eines Löwen („Mittelwurm“, im Brustraum) und eines menschlichen Beins mit Rinderkopf („Unterwurm“, im Unterleib). Alle drei haben außerdem jeweils eine Schriftrolle bei sich, was ihre Funktion als Protokollführer unterstreicht.



Drei Leichenwürmer (sanshi)
Bildquelle: Nihon kokugo daijiten (Shogakukan 1974), Band 9, S. 237

Gemäß der traditionellen chinesischen Medizin, die bis zum Beginn der Moderne auch in Japan allgemein praktiziert wurde, wird der menschliche Körper von einer Unzahl an Geistern oder „Seelen“ bevölkert, die gute oder schlechte Einflüße auf das körperliche Befinden haben. In manchen Fällen scheinen diese Geister oder Seelen durchaus eine eigenständige physische Existenz zu haben und sind insoferne weniger mit transzendenten Wesen als zum Beispiel mit Bakterien zu vergleichen. Zu diesen Bakterien-ähnlichen Geisterwesen zählen die sogenannten „Drei Würmer“. Sie haben einen direkten Einfluß auf die dem Menschen zugedachte Lebenßpanne.

Nach ursprünglicher chinesischer Auffaßung verhalten sich die Drei Würmer wie Parasiten, die den Körper schwächen und so sein Leben verkürzen. Auf der Suche nach dem Geheimnis des ewigen Lebens suchten und fanden frühe Daoisten asketische Diäten, mittels derer sie die Drei Würmer in ihrem Körper aushungerten. Spätere, eher ethisch-moralisch ausgerichtete Theorien erklärten die Wirkungsweise der Drei Würmer hingegen folgendermaßen: Nachts, wenn der Mensch schläft, steigen die Drei Würmer zur Gottheit des Polarsterns (jap. Tentei, wtl. „Himmelsherrscher“) empor und berichten ihm die bösen Taten ihres „Wirts“. Tentei bestraft dann den betreffenden Menschen, und zwar vorwiegend mit Krankheit oder frühem Tod. Die Würmer verlaßen den Körper ihres Wirts allerdings (aus mir unbekannten Gründen) nur einmal in sechzig Tagen, genauer am 57. Tag des traditionellen Sechziger Zyklus der chinesischen Kalenderkunde. Diesem Tag sind die Wandlungsphase „Metall“ und das Tierkreiszeichen „Affe“ zugeordnet. Auf Japanisch heißt dieser Tag kōshin, „Metall-Affe“. Aufgrund der vermuteten Tätigkeiten der Drei Würmer wurde nun diesem kōshin-Tag, oder beßer, der kōshin-Nacht, eine ganz besondere Aufmerksamkeit zuteil.

Bereits die Adeligen der Heian-Zeit waren der Überzeugung, daß es möglich sei, die Spionage der Würmer zu unterbinden, wenn man die entsprechende Nacht durchwachte und die Würmer so am Verlaßen des Körpers hinderte. Aus diesem Grund organisierten sie in den kōshin-Nächten ein geselliges Zusammenseins und hielten sich mit allerlei Spielen bis zum frühen Morgen wach. Daraus entwickelte sich der Brauch der kōshin-Wache (kōshin machi), die bis zum Beginn des zwanzigsten Jahrhunderts in verschiedenen Formen in immer breiteren Schichten der Bevölkerung durchgeführt wurde.

Während die Heian-zeitlichen Adeligen eine eher sekuläre Form der Würmerkur pflegten, griff auch der japanische Buddhismus den kōshin-Glauben auf und integrierte ihn in das Karma-Konzept. Die drei Würmer wurden so zu mißgünstigen Spionen im Dienste der karmischen Vergeltung. Als strafende Instanz wurde der daoistische Polarsterngott Tentei nach und nach von stärker buddhistisch konnotierten Gestalten abgelöst, u.a. von Indra (jap. Taishaku-ten), der obersten buddhistischen Wächtergottheit, später aber auch von Enma, dem obersten Richter der Totenwelt. Schließlich geriet eine bedrohliche Gottheit namens Shōmen Kongō (wtl. grüngesichtiger vajra) — urspünglich ein Diener des Indra, der äußerlich den esoterischen mantra-Königen (myōō) nachempfunden ist — ins Zentrum des kōshin-Glaubens. Zu Shōmen Kongō beteten die Gläubigen um Beistand, wenn sie das Tun der Würmer unterbinden und auf diese Weise ihr Leben verlängern wollten.

Auf bildlichen Darstellungen wird Shōmen Kongō zumeist in Begleitung der Drei Affen dargestellt. Die Aßoziation entstand möglicherweise daraus, daß der Tag bzw. die Nacht, in der die Drei Würmer den Körper verlaßen, mit dem Tierkreiszeichen des Affen zu tun hat. In einem weiteren Aßoziationßchritt wurde der Affe mit dem verbunden, was die Drei Würmer NICHT tun sollen: nichts sehen, nichts hören, und vor allem nichts ausplaudern. Auf Japanisch ist diese Verbindung leicht herzustellen, da saru („Affe“) zu -zaru („nicht“) umgeformt werden kann: „nichts sehen“, „nichts sagen“, „nichts hören“ (mizaru, iwazaru, kikazaru) kann also auch als „Seh-Affe“, „Sprech-Affe“, und „Hör-Affe“ verstanden werden.

Das Drei Affen-Motiv verdankt seine Beliebtheit in Japan also nicht der Tatsache, daß die Affen sich von allem Bösen fernhalten wollen, wie heute gerne angenommen wird. [1] Sie stehen im Gegenteil für den Wunsch, daß die Drei Würmer, die jeder in sich trägt, von ihrer verräterischen Aufgabe abgehalten werden sollen und der Mensch selbst weiter seinen Lastern frönen kann, ohne sich dabei vor einem frühen Tod fürchten zu müßen. Obwohl dieses Vorhaben auf den ersten Blick gegen buddhistische Moralvorstellungen gerichtet zu sein scheint, widersprach es nicht der landläufigen buddhistischen Praxis. Diese war stets bemüht, Schlupflöcher im Gesetz des Karma ausfindig zu machen, und versprach den Gläubigen, mit dem geringsten möglichen Aufwand ein Maximum an gutem Karma zu erwirtschaften. Daher wurde der kōshin-Glauben vom Buddhismus gefördert, ja, es entstanden sogar eigene Tempel für Shōmen Kongō, die Hauptgottheit des kōshin-Glaubens. Der älteste Tempel dieser Art befindet sich im Gebäudekomplex des Shitennō-ji in Ōsaka und wurde bereits um das Jahr 700 errichtet.

Das erwähnte Ensemble von Shōmen Kongō und den Drei Affen ist allerdings erst seit der frühen Edo-Zeit belegt. Es entstand wahrscheinlich Hand in Hand mit dem Aufkommen der sogenannten kōshin-Fraternitäten (kōshin-kō) im japanischen Spätmittelalter. Dabei handelt es sich um gut organisierte Gruppen von Laienanhängern (kō) des kōshin-Glaubens, die sich gemeinsam bemühten, eine festgesetzte Anzahl von kōshin-Nächten zu durchwachen. Wenn es ihnen beispielsweise gelang, die Drei Würmer drei Jahre lang von ihrem Rapport abzuhalten, errichteten sie Gedenksteine oder kōshin-stupas (kōshin-tō). Typische Beispiele solcher kōshin-Gedenksteine stellen die Drei Affen zu Füßen des Shōmen Kongō dar. Oft sind sie auch mit den Symbolen von Sonne und Mond versehen, die hier für die Urkräfte des Universums, Yin und Yang, stehen.

Stilistisch haben diese einfachen Steinskulpturen ähnlichkeiten mit den volkstümlichen Statuen des Jizō, die in Japan fast überall zu finden sind, oder mit den Wegegöttern (dōsojin). Andere Verwandte sind Kannon mit dem Pferdekopf (Batō Kannon), die komainu oder die buddhistischen Torwächter (niō), die oft von Laien in sehr individueller Art in Stein gehauen wurden. Sie alle stehen für eine volkstümliche Laienreligiosität, die unvoreingenommen von sämtlichen Traditionen Gebrauch macht. Obwohl die Wurzeln des kōshin-Glaubens aus einer Mischung von Buddhismus und Daoismus entstanden sind, zeigen Beispiele aus der Edo-Zeit, daß Shōmen Kongō auch mit Shintō-Riten verehrt wurde. Der kōshin-Glauben stellt insofern ein typisches Beispiel für die untrennbare Verflechtung von Buddhismus und Shintō in der vormodernen Zeit dar.


1. In der Tat gibt es ein Zitat aus den Analekten des Konfuzius, das besagt:

Nichts ansehen, was nicht sittlich ist, nichts hören, was nicht sittlich ist, nichts sagen, was nicht sittlich ist, nichts tun, was nicht sittlich ist.
非禮勿視、非禮勿聽、非禮勿言、非禮勿動
The Analects, Yan Yuan

Sicher hat dieses Zitat bei der Benennung der Drei Affen auch eine Rolle gespielt, doch ist es nicht der Hauptgrund für ihre Beliebtheit.

Поделиться сообщением в

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

Пока человечество училось лечить болезни, другие биологические виды уже давно выработали оригинальные способы защиты от них, отмечает корреспондент BBC Future. В чем же заключаются эти способы?

Люди непрерывно ведут войну с болезнями. Мы бомбардируем бактерии антибиотиками, палим по вирусам вакцинами и, чуть что, хватаемся за антибактериальное мыло и обеззараживающий гель для рук. Борьба между людьми и паразитами, как собирательно называют вирусы, бактерии и более крупные организмы, живущие за счет питающего их "хозяина", уходит корнями в далекое прошлое и оказывает на эволюцию не менее сильное влияние, чем хищники, засухи и голод.

Конечно, другие биологические виды тоже сталкиваются с этой проблемой - мы постоянно наблюдаем последствия разрушительной деятельности паразитов для всей природы. Среди тасманских дьяволов (крупное сумчатое млекопитающее) с пугающей быстротой распространяется лицевая опухоль - один из видов трансмиссивного рака. Почти треть мировой популяции лягушек поражена хитридиомикозом - заболеванием, причиной которого является особенно вредоносный грибок под названием Batrachochytriumdendrobatidis. В некоторых районах Австралии до 90% коал болеют хламидиозом - эта болезнь вызывается бактериями Chlamydiatrachomatis и передается половым путем. Для крупных обезьян, таких как шимпанзе и гориллы (как и для людей), серьезную угрозу представляют лихорадка Эбола, пневмония и ряд других заболеваний.

Вполне естественно, что в таких условиях животным пришлось выработать механизмы защиты от болезней задолго до того, как мы научились решать эту проблему с помощью таблеток. Так какие же механизмы защиты сформировались у других биологических видов?

Лосось и вши

Лосось призвал на помощь целую армию спасателей. У молоди лосося еще недостаточно сил, чтобы самостоятельно справиться с морскими (лососевыми) вшами - мелкими веслоногими рачками, которые плавают в море вместе с другими видами планктона. Зараженные паразитами ранки могут стать для рыб смертельными. В 2007 году занесенные дикой семгой лососевые вши вызвали вспышку инфекционной анемии среди лосося и форели в чилийских рыбных хозяйствах.

Но лосось и другие обитатели морских глубин, страдающие от вшей, нашли выход - симбиоз с мелкими рыбками, которые поедают паразитов с их тела. Давно известно, что и в открытом море, и в аквариумах такие рыбы, как зеленушка, радужный губан, гребенчатый губан, губан-кукушка и малоротый центролабрус выступают в качестве "чистильщиков". Им достается пропитание, а лососю - здоровье.

В начале 1990-х годов сотрудники норвежского Института рыбного хозяйства обнаружили, что могут бороться с распространением морских вшей на рыбных фермах, запуская в садки этих и других рыб-чистильщиков. В результате ряда экспериментов было установлено, что один губан может очистить от паразитов сто лососей, а одного гребенчатого губана, который способен всего за полтора часа съесть 45 вшей с двух рыб, достаточно, чтобы сохранить здоровье 150 особям лососевых.

Похороны товарищей

Скромный муравей выработал особое социальное поведение, которое позволяет сберечь здоровье всей муравьиной колонии. В некотором смысле колонии ведут себя так, будто составляют единый сверхорганизм - их члены не борются с болезнями поодиночке, а формируют общий "социальный иммунитет", как его называют ученые.

Если один из членов колонии умирает, остальные муравьи изо всех сил стараются утащить бездыханного собрата подальше от колонии. Науке еще не известно, какие бактерии, вирусы и грибы могут размножаться в теле мертвого муравья, но биологи уже давно пришли к выводу, что традиция избавляться от трупов возникла именно для того, чтобы сохранить здоровье колонии, - ведь погибший сородич может быть или стать носителем инфекции. Однако до недавнего времени этот тезис не был доказан.

В этом году бельгийская исследовательница Лиза Диес вместе со своими коллегами, наконец, нашла конкретные подтверждения в пользу данной гипотезы. В течение 50 дней ученые в лабораторных условиях наблюдали за несколькими колониями обыкновенных красных муравьев, Myrmicarubra. Половина колоний могла свободно избавляться от трупов, как это происходит в природе, тогда как второй половине не давали такой возможности. Начиная с восьмого дня наблюдений, взрослые муравьи из колоний, которым мешали изолировать мертвецов, стали заметно менее живучими, чем их сородичи из других колоний. Но самое поразительное, что в условиях таких ограничений насекомые нашли альтернативные способы обезопасить себя от трупов. Мертвых муравьев оттаскивали в угол, колония ограничивала число особей, которые могли находиться рядом с ними, и старалась держать их подальше от развивающихся личинок. В некоторых колониях муравьи даже умудрялись “хоронить” своих умерших товарищей под ватой, надерганной из-под поилок.

Привычка ухаживать за собой

Модели поведения, призванные защитить животных от заразных паразитов, - и прикармливание рыб-чистильщиков, и изоляция трупов - по-видимому, появились в процессе эволюции в ответ на натиск смертельных заболеваний, примерно так же, как у животных развилась способность к мимикрии, позволяющая им прятаться от хищников.

В 2004 году в калифорнийском зоопарке и сафари-парке Сан-Диего (США) было проведено исследование среди 60 копытных. Оказалось, что хотя у животных не было паразитов, они продолжали автоматически чистить себя. Иными словами, эта привычка сформировалась у них не как спонтанная рефлекторная реакция на раздражение кожи, а как мера профилактического характера.

В рамках исследования ученые рассматривали только копытных, но если вспомнить, как кошачьи вылизывают себя, а приматы собирают с кожи паразитов, то будет логично предположить, что привычка ухаживать за собой вырабатывалась у разных животных аналогичным образом.

"Наблюдая за животными, которые содержатся в относительно чистых лабораториях, на опытных станциях и в домашних условиях, вакцинируются от различных заболеваний и при необходимости получают ветеринарную помощь, - писал в 1988 году в журнале Neuroscience and Biobehavioral Reviews американский ученый-ветеринар Бенджамин Харт, - легко забыть, что животные эволюционировали и выживали в среде, полной самых разных паразитов, задолго до того, как люди изобрели способы защиты от инфекции".

Вопросы гигиены

У людей тоже есть целый ряд врожденных механизмов защиты от заболеваний. Исследуя паразитов в окаменевших образцах человеческих фекалий в египетских мумиях и в местах археологических раскопок и сравнивая их с паразитами, инфицирующими людей и прочих приматов, британский ученый Пирс Митчелл из Кембриджского университета выделил ряд организмов, таких как острицы (круглые черви, обитающие в кишечнике) и печеночные двуустки (плоские черви, поражающие печень и желчный пузырь). От этих организмов у человека вполне могла сформироваться собственная врожденная физиологическая защита, поскольку ему приходится бороться с ними вот уже больше миллиона лет.

Справиться с ними должно быть гораздо легче, чем с инфекциями, появившимися не так давно. По крайней мере, так думают ученые.

Вместе с вредными паразитами мы можем уничтожить и полезные микроорганизмы, которые существуют в симбиозе с человеком

Что же происходит, когда мы бросаем весь свой арсенал - антибиотики, дезинфицирующие средства, антибактериальное мыло, вакцины и даже радиацию - на борьбу со своими заболеваниями и инфекциями?

На какое-то время человеческие изобретения помогли нам взять верх в "гонке вооружений" с микроскопическими тварями, сеющими болезни. Но теперь, когда мы оснащены "средствами защиты человека", как это ни парадоксально, возникает опасность излишней чистоты. Вместе с вредными паразитами мы можем уничтожить и полезные микроорганизмы, которые существуют в симбиозе с человеком.

Ученые рассматривают различные, на первый взгляд, весьма не аппетитные способы борьбы с этой проблемой. На ранних этапах выдвигалось соображение о том, что целый ряд аллергических и аутоиммунных заболеваний можно вылечить, глотая паразитических червей и используя фекальные трансплантаты, чтобы восстановить популяцию полезных микробов в кишечном тракте.

Но, радуясь победе человека в борьбе с паразитами, нельзя забывать о том, что вирусы, бактерии и прочие микроорганизмы и сами за это время выработали свою защиту от нашей тактики. Конечно, мы придумаем более изощренные способы борьбы с инфекциями. Но, может быть, нам есть чему поучиться у животных?

Проблема филяриоза обусловлена широкой циркуляцией возбудителя в природной среде, отсутствием надлежащих мер по выявлению и дегельминтизации зараженных животных облигатных дефинитивных хозяев (собак, реже кошек) и проведением истребительных мероприятий против промежуточных хозяев филярий – комаров семейства Culicidae родов Anopheles, Ochlerotatus, Aedes, Stegomyia, Culex, Culiseta и Coquillettidia (около 70 видов комаров способны поддерживать развитие личинок филярий до инвазионной стадии).

В статье описан случай заражения филяриозом на территории Африканского континента (Гвинеи), долгое скрытое носительство и его последствия.

Автором сделан вывод о том, что скорое обращение пациентов позволяет быстро диагностировать серьезную патологию, а своевременная помощь – избежать тяжелых последствий заражения филяриозом.

Приведен клинический случай удаления инородного тела (гельминта) из тенонова пространства глаза. Описана симптоматика, диагностика и результаты лечения пациента.

Несвоевременное распознавание инородных тел в мягких тканях и глазах может повлечь развитие воспалительных процессов, а затем образование инфильтратов, их нагноение, миграцию.

Укусы различных насекомых, даже порой, казалось бы, самых безобидных, могут быть чрезвычайно опасными и иметь последствия в отдаленном периоде.

Филяриоз в Российской Федерации встречается нечасто. Это заболевание экспортировано из тропической климатической зоны, поэтому для окончательной постановки диагноза требуется обнаружить паразитов, обитающих в лимфосистеме человека, что является непростой задачей. [2].

Существует несколько видов филярий, каждый из них вызывает свой вариант болезни: вухерериоз, бругиоз, лоаоз, онхоцеркоз, мансонеллез. Эти заболевания имеют много общего, но несколько отличаются симптомами. Например, онхоцеркоз часто вызывает поражения глаз и кожи, а при вухерериозе больше страдают лимфатические узлы и половые органы.

Филярия, или нитчатка, – круглый червь-паразит. Семейство филярий объединяет 380 видов, которые широко распространены во всех тропических странах, но для человека опасны только 8 из них. [5].

Паразиты имеют длинное нитевидное тело. Самки достигают 10 см в длину, а самцы до 4 см и всего 0,1–0,5 мм в диаметре. По внешнему виду филярии напоминают длинные белые нитки. Продолжительность жизни филярии в организме человека 8–17 лет, за этот период самка может произвести до миллиона личинок.

Окончательным хозяином (организмом, в котором живут взрослые половозрелые паразиты) и источником заражения является человек. В некоторых случаях обезьяны, кошки и собаки.

Когда больного человека кусает кровососное насекомое, то в его кишечник вместе с кровью попадают и личинки филярий. В этом случае насекомое (комар, слепень, мошка) становится промежуточным хозяином (организмом, в котором созревают личинки). Через 2–7 лет после заражения взрослые филярии скапливаются под кожей и образуют подвижные узлы, размером от горошины до перепелиного яйца. Обычно они безболезненные, кожа над ними может быть слегка покрасневшей. Такие узлы или онхоцеркомы появляются около коленных или локтевых суставов, на ребрах, в подмышечных впадинах или на голове. Когда в узлы попадают бактерии, то начинается гнойное воспаление.

Описаны случаи, когда взрослые филярии скапливаются под кожей века. В этом случае возникают отеки верхнего и нижнего века, иногда и всей половины лица. Под кожей века заметна припухлость, похожая на опухоль. Она не имеет признаков воспаления: не краснеет, не болит, не нагнаивается. Глаз слезится, может появиться зуд [3].

Цель работы – демонстрация случая филяриоза в офтальмологической практике

При проведении УЗИ-исследования орбиты левого глаза в области проекции внутренней прямой мышцы визуализировался плоский не гомогенный соединительнотканый конгломерат, идущий практически от ее начала к диску зрительного нерва без сдавления его.

Больная взята в операционную для удаления гельминта.


Рис.1–2. Филярий под конъюнктивой левого глаза

В операционной под местной анестезией раствором инокаина капельно, лидокаина субконъюнктивально произведен разрез конъюнктивы длиной 6 мм. Пинцетом захвачен нитевидный извивающийся предмет белого цвета (гельминт) и извлечен наружу. Его длина оказалась около 4,5 см, диаметр 0,5 мм, оба конца заострены. Гельминт помещен в пробирку для отправки на паразитологическое исследование. В дальнейшем при осмотре субтенонова пространства обнаружен соединительнотканый плоский конгломерат, включающий в себя жировую ткань и мелкие осумкованные личинки (рис. 2), идущий по ходу внутренней прямой мышцы вдоль глазного яблока к диску зрительного нерва и плотно спаянный с ней. При постепенном его удалении пациентка не испытывала никаких болевых ощущений. Длина включения составляла 23–25 мм. Субконъюнктивальное пространство в месте нахождения гельминта обработано растворами антисептика и антибиотика, на конъюнктиву наложены 3 узловых шва.

Гельминт был направлен на паразитологическое исследование в Центр гигиены и эпидемиологии, где дано заключение, что данный гельминт является самкой филярии.

При проведении анализа крови на серологические маркеры инфекционных заболеваний было выявлено:

  • Антитела к эхинококкам IgG-1:200
  • Антитела к трихинеллам IgG-1:100
  • Антитела к эхинококкам IgG-34.5DU

Через 7 дней больная пришла на проверку. Был снят шов с конъюнктивы. Глаз при осмотре спокоен, отмечалось лишь небольшое локальное покраснение слизистой в области шва. Никаких жалоб больная не предъявляла.

Укусы различных насекомых, даже порой, казалось бы, самых безобидных, могут быть чрезвычайно опасными и иметь последствия в отдаленном периоде. Поэтому в данном случае обращение пациентки к врачу-офтальмологу через относительно небольшой срок после укуса позволило выявить серьезную патологию на ранней стадии, оказать своевременную помощь и избежать тяжелых последствий в дальнейшем.

Программы второго диплома



Научная публикация — это реально!



Раздел находится в стадии заполнения контентом. Приносим извинения за доставленные неудобства!


  • Перечень специальностей
  • Центр взаимодействия с работодателями




10:57, 16 марта 2017

Разбираем заблуждения о заражении паразитами вместе с кандидатом биологических наук


Кандидат биологических наук Александр Иванов встретился с журналистами портала e1.ru. Фото: Артем Устюжанин

Е1.RU продолжает развенчивать разные околонаучные мифы вместе с екатеринбургскими учёными. Сегодня поговорим о заблуждениях, которые связаны с паразитами.

Узнаем, правда ли чеснок эффективно помогает в борьбе с паразитами и можно ли с помощью одного лекарства убить их всех. Выясним, действительно ли заражённый паразитами человек выглядит худым, бледным и страдает аллергией. А ещё поговорим о том, надо ли мыть овощи и фрукты с мылом, чтобы не заразиться глистами.

Рассказать обо всём этом мы попросили кандидата биологических наук, доцента кафедры зоологии Института естественных наук и математики УрФУ Александра Иванова.

– Самый распространённый способ заражения – это алиментарный, когда яйца паразитов с испражнениями выводятся в окружающую среду, и человек, например, употребляя в пищу продукты питания, которые обсеменены этими яйцами, заражается, – с порога начал вводить в курс дела учёный. – Другой способ передачи паразита – контактный, т. е. при соприкосновении человека с загрязнёнными предметами обихода, с заражённым больным, с животными, например, погладили кошку, на шерсти которой были яйца паразита.

Миф первый: если мыть руки перед едой, то паразитов не подхватишь

– А что, если паразиты уже находятся в пище, тут мойте – не мойте руки, какая разница? Логично, что руки перед едой надо мыть, это правила гигиены. Но мытьё рук с мылом не гарантирует уничтожение всех паразитов на руках, они могут остаться под ногтями, особенно, если ногти длинные. Мыть руки, конечно, надо, но это не панацея от паразитов.

– А гели-антисептики в этом плане более эффективны?

– Вероятно, но, если вы обратите внимание, на гелях-антисептиках написано, что они убивают 99% известных микробов, а 1% всё равно остаётся. Да, допустим, мы протёрли руки септиком и пошли к столу, однако определённые стадии паразитов могут распространяться по воздуху, с каплями мокроты, с пылью, с влагой из кондиционера.

Миф второй: горячее сырым не бывает

– Это известный афоризм, но следовать ему, конечно, нельзя. Приведу пример: взрослые стадии свиного и бычьего солитёров паразитируют в тонком кишечнике человека. Если мясо финнозное (заражено личиночными стадиями), то такое мясо необходимо варить как минимум два часа. И что останется от этого мяса? Мясо ряда диких животных может быть поражено трихинеллёзом. В продажу населению такое мясо не поступает. Если в мясе при прохождении санитарно-эпидемического контроля в двадцати четырёх срезах в компрессориуме нашли хотя бы одну личинку трихинеллы, то туша подлежит технической утилизации. В магазинах мясо всё-таки должно быть проверенным. Поэтому очень опасно покупать мясо с рук, на улице или в деревнях.

Миф третий: у домашней кошки не может быть никаких паразитов

– Есть такое убеждение, что у кошки, которая не выходит на улицу, отсутствуют паразиты. Однако сами хозяева кошки могут занести на обуви яйца или цисты. Кошка может тем или иным образом контактировать с заражённой поверхностью коврика в прихожей, в результате чего кошка становится инфицированной, и уже от неё впоследствии заражается человек. Домашних животных надо периодически подвергать профилактической обработке покровов тела, давать глистогонные препараты, лишним это не будет. С собаками сложнее, чем с кошками. Собак обязательно выгуливают на улице, и там вероятность инфицирования многократно увеличивается. Известен случай заражения сенбернара трихомониазом, подобным заболеванием нередко страдает и человек.

Миф четвёртый: если есть только морскую рыбу, то паразитами не заразишься

– Если сравнивать паразитофауну речной и морской рыбы, то для человека опаснее речная рыба. Морская рыба не менее поражена паразитами, но большинство из них для человека не опасны. Например, из 157 известных гельминтов в северном полушарии обнаружено 108 видов, в южном – 30, а 19 видов обнаружено в обоих полушариях. Это хорошо согласуется с распределением свободно живущей морской фауны в водах северного и южного полушарий, а именно северное полушарие даёт наибольшее зоогеографическое разнообразие морской фауны. Для сравнения можно привести данные о паразитофауне рыб европейского округа и сибирского. Так, для европейского округа известно около 155 видов паразитов, для сибирского – 174 вида. Но, конечно, заболевания у человека вызывают не все паразиты, которые перечислены, их меньше. Но не надо думать, что заразиться паразитами от морской рыбы нельзя. Можно, но реже.

Миф пятый: если мясо полежит в морозилке, то все паразиты погибнут

– Например, мясо, заражённое финнами бычьего цепня, может быть обезврежено посредством длительной заморозки (минус 12 градусов) либо должно быть проварено не менее 2 часов. Что касается трихинеллы, то её личинки погибают лишь при варке мяса небольшими кусками в течение 2,5 часов, прочие методы (длительное замораживание, соление, копчение) не обеспечивают обезвреживания мяса.

Миф шестой: в борьбе с паразитами помогает чесночная клизма

– Ну да, фитонциды в чесноке есть. Человек начинает заболевать, говорит, так, сейчас я чесночку поем, и всё пройдёт. И правда пройдёт, через 7 дней, а без чеснока прошло бы за неделю. Вообще, в толстой кишке, куда вводят клизму, не так много паразитов из гельминтов, а большинство глистов обитают в тонком кишечнике, что исключает непосредственный контакт действующего вещества клизмы. Таким образом, человек получит только раздражение слизистой. Факты использования растительных препаратов для борьбы с гельминтами есть, но данные процедуры связаны с комплексным использованием соответствующих медицинских препаратов.

– Но большинство паразитов живёт в кишечнике?

– Да, в кишечнике живёт большинство паразитов, поскольку питательные вещества там уже подготовлены для всасывания. А в остальном паразиты распространены по всему организму, например, личинки 3-й и 4-й стадий человеческой аскариды живут в альвеолах лёгких. Значительная группа паразитов живёт в желчных ходах печени, в поджелудочной железе, головном мозге, подкожной жировой клетчатке, цереброспинальной жидкости.

Миф седьмой: один анализ может выявить всех паразитов

– Если говорить про клейкую ленту, которую приклеивают к перианальной области, то всех паразитов это не покажет. Чтобы определить некоторых паразитов, надо сдавать кал на анализ, причём в определённые моменты времени, чтобы получить недеформированные яйца гельминтов. Также берётся на анализ мокрота лёгких, цереброспинальная жидкость и т. д.

Вообще, если в соскобе отсутствуют яйца, это не значит, что гельминтов в организме вообще нет. Например, у бычьего цепня по мере созревания от тела отрываются членики, в матках которых находятся яйца, благодаря своей активной подвижности они выползают из кишечника через задний проход и рассеивают яйца. Соскоб в данном случае не позволит установить истинную картину. Жизнедеятельность близкого представителя – свиного цепня – в организме основного хозяина может приводить к рвотам – результат интенсивной антиперистальтики кишечника, благодаря чему часть тела червя может попасть в желудок. Впоследствии из яиц в желудке произойдёт массовое вылупление личинок-онкосфер, которые разнесутся током крови по всему организму, вызывая различные поражения. Соскоб в данном случае тоже не поможет.

Миф восьмой: убить паразитов можно одной таблеткой

– Нет, это невозможно. Некоторые виды паразитов можно удалить только операционным способом. Например, эхинококковый пузырь. Заразиться этим паразитом можно от шерсти собак, поверхность которой содержит яйца, если руками занести их в рот и дальше в кишечник. Таким образом человек становится промежуточным хозяином. Собака заражается эхинококком, поедая пузырчатую стадию гельминта. Зачастую это происходит из-за невежества людей, содержащих в своём хозяйстве (как правило, в сельской местности) животных и не утилизирующих подозрительные объекты после забоя скота. Эхинококковый пузырь может нагноиться. Эти осложнения крайне опасны и могут привести к смерти. Удалить его полностью, не обсеменив брюшную полость, очень сложно. Могут остаться мелкие дочерние пузырьки, что впоследствии приведёт к множественному росту пузырей.

Миф девятый: человека, который страдает паразитами, видно сразу

– Проявления присутствия в организме хозяина паразитов очень масштабны. Когда паразит живёт, например, в человеке, он использует питательные вещества, находящиеся в организме хозяина. В частности, жизнедеятельность лентеца широкого, приводит к авитаминозу, в результате усиленного потребления паразитом витаминов (В12), содержащихся в пище. Кроме того, продукты обмена лентецов вызывают изменения микрофлоры кишечника хозяина, что приводит к почти полному прекращению биосинтеза фолиевой кислоты, осуществляемого кишечными бактериями, и уменьшению количества витамина С. Развивается очень тяжёлая анемия. У больного появляются слабость, сильные головокружения, сонливость. Очень характерны функциональные нарушения кишечника, понижение или, наоборот, резкое повышение кислотности, бледность покровов, отёчность.

У человека, который страдает паразитами, появляются аллергические реакции. Может произойти поражение эпителия кишечника, диарея. Всё это сопровождают боли в животе, кишечные расстройства, изменение аппетита, головные боли, снижается кислотность желудочного сока. При поражении организма некоторыми видами ленточных червей, при дефекации будут выходить части его тела, и не заметить это просто невозможно.

Миф десятый: чтобы очистить овощи от паразитов, надо мыть их в мыльной воде

– Лучше всего обдавать овощи, фрукты кипятком и для большей уверенности и самоуспокоения использовать для обработки пищевую соду. Мыло, как и сода, обладает щелочной реакцией, но в отличие от соды имеет не всегда приятный запах.

Ирина Ахметшина, маретиал портала e1.ru

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции