Что такое вторичная полость тела у круглых червей

Понятие полости тела

Полостью тела называется пространство в теле, не заполненное тканью, расположенное между мышцами и внутренними органами.

Полость тела- замкнутое пространство, которое сообщается с внешней средой только через поры или отверстия выделительной и половой систем.

Полость тела может быть представлена очень узкими щелевидными промежутками между органами (круглые черви), а может занимать значительный объем (кольчатые черви и пр.).


Полость тела заполнена полостной жидкостью, которая является одним из компонентов внутренней среды организма и омывает располагающиеся в полости тела внутренние органы.

В полостной жидкости могут находиться клетки, которые участвуют в газообмене, выделении, иммунных реакциях, но они не образуют плотной ткани и свободно плавают в полостной жидкости.

Первичная полость тела (протоцель)- это пространство между стенкой тела и кишечником, в котором расположены внутренние органы.

В отличие от вторичной полости тела, она не имеет собственной эпителиальной выстилки, а клетки, граничащие с первичной полостью, отделены от нее базальными пластинками.

Первичная полость тела хорошо развита только у первичнополостных (круглых) червей.


Вторичная полость тела (целом) представляет собой пространство между стенкой тела и внутренними органами, которое ограничено эпителием и заполнено жидкостью.

Целом развивается у высших многоклеточных животных, начиная с кольчатых червей, иглокожих, других беспозвоночных, а также у всех хордовых.

Эти животные называются вторичнополостными или целомическими.

Иначе говоря, целом- это полость в мезодерме, которая окружена целомическим эпителием или целотелием, который выстилает с одной стороны мускулатуру стенки тела, а с другой стороны покрывает внутренние органы.

Клетки целомического эпителия располагаются в один слой.

Их базальные (обращенные к стенке тела или кишечнику) поверхности выделяют слой внеклеточного матрикса- базальную пластинку.

Верхние части клеток целомического эпителия обращены в целом и часто несут жгутики.

Таким образом, от тканей стенки тела клетки целомического эпителия отделены базальной пластинкой, а от целомической полости не отделены ничем, кроме своей плазматической мембраны.


У меня есть дополнительная информация к этой части урока!


Только у целомических животных имеется кровеносная система, которая по происхождению она является остатком первичной полости тела.

Животные с обширным целомом имеют замкнутую кровеносную систему (дождевой червь).

У животных с редуцированным целомом кровеносная система незамкнутая (пиявки или членистоногие)


Пройти тест и получить оценку можно после входа или регистрации

Развитие полости тела в онтогенезе

Онтогенез- это индивидуальное развитие организма с момента слияния половых клеток до смерти животного.
На стадии бластулы у зародыша образуется внутренняя полость- бластоцель.

В ходе гаструляции из одного слоя клеток бластулы формируются два слоя клеток (два зародышевых листка): эктодерма и энтодерма.

При этом образуются два внеклеточных пространства:

  • Полость первичного кишечника не имеет отношения к полости тела
  • Бластоцель превращается в пространство между эктодермой и энтодермой - это и есть первичная полость тела, возникшая на самых ранних стадиях эмбриогенеза

У взрослого животного бластоцель будет находиться между стенкой кишечника и стенкой тела.

Позже от энтодермы обособляются клетки мезодермы.
Животных, у которых мезодермальные клетки заполняют всё пространство между кишечником и покровами, называют паренхиматозными или бесполостными.

Пространство между внутренними органами у них заполнено рыхлой тканью мезодермального происхождения- паренхимой.

Поперечный разрез плоского червя Планарии:


У других животных мезодерма дает начало части внутренних органов и слою мышечных клеток, которые входят в состав стенки тела (мускулатура кожно- мускульного мешка), а полостей в самой мезодерме не образуется.

Таких животных принято называть первичнополостными.
У целомических животных возникают замкнутые пузырьки, стенки которых состоят из мезодермальных клеток, - это и есть зачатки целома.

Целомические пузырьки растут, постепенно вытесняя первичную полость тела и занимая ее место.

Именно поэтому целом называют вторичной полостью тела.


Пройти тест и получить оценку можно после входа или регистрации

Способы образования целома

Существует несколько способов образования целома:

1. Телобластический

У зародыша в первичной полости тела появляются всего две клетки (мезодермальные телобласты), каждая из которых делится и образует группу клеток.

В таком скоплении мезодермальных клеток путем их расхождения образуется полость - целом.

Этот способ закладки целома наблюдается у кольчатых червей, моллюсков.
Еще до начала расхождения масса их мезодермальных клеток подразделяется на несколько парных групп, расположенных с боков от кишечника.

Таким образом в каждом личиночном сегменте или членнике тела образуется собственная пара целомических мешочков.

В заднем участке тела личинки остаются две группы способных к делению клеток, за счет которых формируется мезодерма и целом в новых сегментах (они появляются в зоне роста в течение метаморфоза, а часто и у взрослого животного).

Поэтому таких животных называют первичноротыми.

У них рот образуется раньше, чем анальное отверстие.

2. Энтероцельный

Целомические мешочки формируются как выпячивания кишечника зародыша.

Выпячивания отделяются от кишечника и становятся замкнутыми целомическими пузырьками.

Начиная с иглокожих (морские ежи и морские звезды) и заканчивая хордовыми (в том числе и человеком), у животных, в первую очередь, при выпячивании кишечника образуется анальное отверстие.

Рот появляется после.

Таких животных называют вторичноротыми.


Пройти тест и получить оценку можно после входа или регистрации

Функции полости тела

Первичная, а позже и вторичная полости тела появлялись как приспособления к изменяющимся условиям среды и совершенствовали устройство тела живых организмов.

Поэтому функции полости тела разнообразны:

  • Разделение стенок тела и пищеварительного тракта - таким образом обеспечивается свободное расположение органов.

Например, сокращение соматической мускулатуры не сказывается на работе пищеварительной системы.

Внутренние органы, окруженные целомической жидкостью, не закреплены жестко и могут свободно расти.

  • Опорная функция состоит в придании тургора телу кольчатых и круглых червей.

Полостная жидкость оказывает сильное давление изнутри на кожно- мускульный мешок, благодаря чему тело напряжено и практически несгибаемо, таким образом реализуется функция гидроскелета.

У членистоногих, в связи с наличием плотной хитинизированной кутикулы, полость тела не выполняет опорной функции.

  • Участие целомической жидкости в транспорте питательных веществ, продуктов обмена, растворенных газов.

Целомическая жидкость находится в постоянном движении, что обеспечивает транспорт веществ.

  • Целом выполняет функцию газообмена.

Через тонкую стенку жабр идет газообмен между внешней средой (водой) и целомической жидкостью (морские звёзды).

  • Целом принимает участие в осморегуляции, временном накоплении и выделении продуктов метаболизма.
  • Участие в поддержании гомеостаза- постоянства внутренней среды организма.
  • Половая функция целома реализуется при производстве половых клеток.

Гаметы происходят из целомической мезодермы и созревают в целоме.

Пройти тест и получить оценку можно после входа или регистрации

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цель: овладение умениями применять биологические знания в практической деятельности, использо­вать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объ­ектами;

Образовательные: формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельно­сти, и эстетической культуры как способно­сти к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Развивающие: развитие познавательных мотивов, направ­ленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

Воспитательные: ориентация в системе моральных норм и цен­ностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и дру­гих людей; экологическое сознание; воспита­ние любви к природе;

Личностные: понимание ответственности за качество приобретенных знаний; понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;

Познавательные: умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; ориентация на постоянное развитие и саморазвитие; умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Технологии: Здоровьесбережения, проблем­ного, раз­вивающего обучения, групповой деятельно­сти

Виды деятельности (элементы содержания, контроль)

понимать смысл биологических терминов;

описывать особенности строения и основные процессы жизнедеятельности животных разных систематических групп; сравнивать особенно­сти строения простейших и многоклеточных животных;

распознавать органы и системы органов живот­ных разных систематических групп; сравнивать и объяснять причины сходства и различий;

устанавливать взаимосвязь между особенно­стями строения органов и функциями, которые они выполняют;

приводить примеры животных разных система­тических групп;

различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные систематические группы простейших и многоклеточных животных;

характеризовать направления эволюции живот­ного мира; приводить доказательства эволюции животного мира;

работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, пре­образовывать ее из одной формы в другую;

составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.), структурировать учебный материал, давать определения поня­тий;

проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные резуль­таты;

сравнивать и классифицировать, самостоятель­но выбирая критерии для указанных логиче­ских операций;

строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;

определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, ана­лизировать и оценивать ее достоверность;

организовывать и планировать свою учебную деятельность — определять цель работы, после­довательность действий, ставить задачи, про­гнозировать результаты работы;

самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные ре­зультаты работы, выбирать средства достиже­ния цели;

работать по плану, сверять свои действия с це­лью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

владеть основами самоконтроля и самооцен­ки для принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебно-познавательной и учебно-практической деятельности;

слушать и вступать в диалог, участвовать в кол­лективном обсуждении проблем;

интегрироваться и строить продуктивное взаи­модействие со сверстниками и взрослыми;

адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументи­ровать свою точку зрения, отстаивать свою по­зицию.

Формирование и развитие позна­вательного инте­реса к изучению биологии и исто­рии развития зна­ний о природе

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Полости тела: первичная и вторичная, функции полости тела, представители.

Изучение нового материала

Полости тела. Полостью тела беспозвоночных и позвоночных животных называют пространство, расположенное между стенками тела и внутренними органами. Впервые полость тела возникает у круг­лых червей. Полость тела круглых червей называют первичной, она заполнена полостной жидкостью, которая не только поддерживает и сохраняет форму тела, но и выполняет функцию транспортировки питательных веществ в организме, в ней также накапливаются не­нужные продукты жизнедеятельности. Внутренние органы круглых червей свободно омываются полостной жидкостью.


Полость тела кольчатых червей так же, как и у круглых, про­стирается от переднего конца тела до заднего. У кольчатых она поде­лена поперечными перегородками на отдельные сегменты, а каждый сегмент, в свою очередь, поделен еще на две половины. В каждом сегменте имеется полость тела, заполненная полостной жидкостью, но в отличие от первичной она отграничена от внутренних органов и от стенок тела оболочкой, состоящей из слоя эпителиаль­ных клеток (рис. 155). Такая полость, в которой пищеварительная, выделительная, нервная, кровеносная системы и внутренние стенки тела не омываются полостной жидкостью и отделены от нее стенка-

ЧТО ТАКОЕ ПОЛОСТЬ ТЕЛА?

Полость тела – замкнутое пространство, сообщается с внешней средой только через поры выделительной и половой систем. Полость тела может занимать значительный объем (например, у многощетинковых и малощетинковых кольчатых червей), а может быть представлена очень узкими щелевидными промежутками между органами (например, у мелких круглых червей). Она заполнена полостной жидкостью, которая является одним из компонентов внутренней среды организма и омывает располагающиеся в полости тела внутренние органы. В полостной жидкости могут находиться клетки, участвующие в газообмене, выделении, иммунных реакциях и т.п., но они не образуют плотной ткани и свободно плавают в полостной жидкости.


Чем отличается первичная полость тела от вторичной (целома)?

Первичная полость тела (в англоязычных руководствах её обычно называют псевдоцель)не имеет собственной непрерывной стенки из мезодермальных клеток. Все клетки, граничащие с первичной полостью, отделены от неё базальными пластинками.

Локомоция, полости тела

Формирование полости тела в онтогенезе

На стадии бластулы у зародыша образуется внутренняя полость – бластоцель. В ходе гаструляции из одного слоя клеток бластулы формируются два слоя клеток (два зародышевых листка) – эктодерма и энтодерма. При этом образуются два внеклеточных пространства:

1) полость первичного кишечника (архентерона) не имеет отношения к полости тела;

2) бластоцель превращается в пространство между эктодермой и энтодермой – это и есть первичная полость тела, возникшая на самых ранних стадиях эмбриогенеза. У взрослого животного она будет находиться между стенкой кишечника и стенкой тела.

Позже тем или иным путем от энтодермы обособляются клетки мезодермы.

Животных, у которых мезодермальные клетки заполняют всё пространство между кишечником и покровами, называют паренхиматозными (ацеломатными - "бесполостными").

У других животных мезодерма дает начало части внутренних органов и слою мышечных клеток, которые входят в состав стенки тела (мускулатура кожно-мускульного мешка), но полостей в самой мезодерме не образуется. Таких животных принято называть первичнополостными.

У целомических животных возникают замкнутые пузырьки, стенки которых состоят из мезодермальных клеток, – это и есть зачатки целома. Целомические пузырьки растут, постепенно вытесняя первичную полость тела и занимая её место. Именно поэтому целом называют вторичной полостью тела. Число и способ образования целомических пузырьков различаются у животных из разных таксонов.

Функции полости тела

К функциям целома можно отнести:

1. Функциональное разделение стенок тела и пищеварительного тракта. Благодаря наличию целома, например, сокращение соматической мускулатуры не сказывается на работе пищеварительной системы.

3. Участие целомической жидкости в транспорте питательных веществ, продуктов обмена, растворенных газов. Целомическая жидкость находится в постоянном движении, что обеспечивает транспорт веществ – не только диффузионный, но и конвективный. Целом выполняет функцию газообмена. У целого ряда животных имеются целомические жабры или другие выросты тела, в которые заходит целомическая полость. Через тонкую стенку таких выростов идет газообмен между внешней средой (водой) и целомической жидкостью (морские звёзды, мшанки, брахиоподы и другие). В целомической жидкости могут находиться дыхательные пигменты (как растворенные в целомической жидкости, так и в клетках).

4. Целом принимает участие в осморегуляции, временном накоплении и выделениипродуктов метаболизма

5. Половая функция. Гонады (половые железы) имеют целомическое происхождение. Гаметы дифференцируются из целомической мезодермы (целотелия) и созревают в целоме. Гидростатический скелет, а также связанное с наличием целома развитие транспортной (кровеносной и самой целомической) и выделительной систем позволяет целомическим животным достигать сравнительно крупных размеров.

Хордовые животные имеют отличительные черты внутри вида, что связано с их образом жизни и средой обитания, а также адаптацией к ней. Помимо признаков отличия от других организмов, у хордовых есть и черты сходства с другими животными. Эти черты сходства:

Двусторонняя симметрия, которая присуща плоским червям, насекомым и другим организмам.

Целом (иначе вторичная полость тела), в которой находятся внутренние органы. Вторичная полость появляется у кольчатых червей.

Имеют вторичный рот, который формируется на стадии гаструлы путем прорыва стенки.

Метамерное расположение органов (сегментное), четко выражено на стадии зародыша и у примитивных хордовых, у взрослых животных прослеживается в строении мышц и оси позвоночника. За счет этого тип хордовые обнаруживает признаки сходства с кольчатыми червями и насекомыми.

Наличие систем органов – кровеносной, дыхательной, нервной, пищеварительной, выделительной, половой.

Таким образом, тип хордовые объединяет животных, для которых характерна двусторонняя симметрия и целом, наличие жаберных щелей на ранних этапах развития и появление внутреннего скелета – хорды, над которым располагается нервная трубка. Под хордой находится пищеварительная трубка.

Общие признаки хордовых животных

Биология. Животные. 7 класс учебник для общеобразоват. учрежде­ний/ В. В. Латюшин, В. А. Шапкин.

Активные формы и методы обучения биологии: Животные. Кп. для учителя: Из опыта работы, —М. Просвещение. Молис С. С.. Молис С. А

Рабочая программа по биологии 7класс к УМК В.В. Латюшина, В.А. Шапкина (М.: Дрофа).

Из этого урока вы узнаете о том, как разные животные двигаются и что именно заставляет их перемещаться в пространстве. Вам станет известно, что такое локомоция, какие способы активного перемещения существуют в мире животных, какие из них более прогрессивны, а также как человек использует наблюдение за живыми организмами для того, чтобы перемещаться самому или перемещать различные предметы. Вы узнаете об опорно-двигательной системе и ее эволюции, а также о том, как животные скользят, плавают, бегают, летают и ползают. Вам станет известно, какова роль полостей тела в движении и почему для разных типов животных характерны разные варианты локомоции.

Способы активного передвижения

Что такое локомоция? Локомоция – это активное перемещение животных. Почему именно активная? Животное может двигаться и не само, а, например, по воле ветра или течения. Такое перемещение пассивное, к локомоции оно не относится, вспомните, например, зоопланктон.

Вообще, движение – это одно из основных свойств живых организмов. Какими способами осуществляется локомоция? Их великое множество, но, несмотря на все разнообразие, их можно разделить на три основные группы.

Амебоидное движение присуще корненожкам и некоторым отдельным клеткам многоклеточных животных.

Например, у нас это лейкоциты крови. Клетка образует выросты цитоплазмы, число и величина которых постоянно меняется, меняется и форма самой клетки. Пока у биологов нет единого мнения о механизмах амебоидного движения.

Движение при помощи жгутиков и ресничек характерно не только для жгутиконосцев и инфузорий (рис. 1, 2), но также присуще и некоторым многоклеточным животным.



Рис. 2. Инфузория-туфелька

У высокоорганизованных животных клетки, имеющие жгутики и реснички, встречаются в дыхательной, пищеварительной, выделительной и половой системах (рис. 3).


Рис. 3. Личинки моллюска

Строение жгутиков и ресничек всех эукариотических организмов сходно. Вращаясь или взмахивая, жгутики и реснички создают движущую силу, толкающую клетку вперед или назад, также она может закручивать тело вокруг собственной оси. Увеличение числа ресничек ускоряет передвижение.

Простейшие, которые движутся быстро или обитают в плотной среде, часто имеют множество жгутиков или ресничек. При помощи множества жгутиков или ресничек могут перемещаться и мелкие многоклеточные животные, обитающие в воде.

Движение при помощи мышц (рис. 4) осуществляется только у многоклеточных животных, мышцы есть только у них. Главная особенность мышечной ткани – это способность сокращаться. Именно за счет сокращения мышц в этом случае осуществляется движение.


А как осуществляется движение в конкретных группах простейших и животных?

Солнечники и фораминиферы (рис. 5) способны образовывать очень длинные тонкие выросты клетки, сама клетка при этом может оставаться неподвижной, а к выростам прилипают частички детрита и мелкие живые существа, которыми клетка простейшего и питается.


Рис. 5. Фораминифера

Клетка жгутиконосца часто имеет не один, а сразу несколько или даже множество жгутиков. Часто встречается ситуация, когда у каждой клетки жгутика два, причем один из них движущий (он создает движущую силу), а второй рулевой (он служит для перемены направления движения) (рис. 6).


Рис. 6. Хламидомонада

Иногда бывает, что жгутик большей частью своей длины прикреплен к оболочке клетки. Жгутик и оболочка в этом месте образуют своеобразную мембрану. Жгутиконосец передвигается при помощи волнообразных движений этой мембраны. Такие жгутиконосцы обычно обитают в довольно плотных средах.

У подвижных инфузорий ресничек обычно множество. Реснички распределены по поверхности клетки крайне неравномерно. Часть из них сближается, образуя своеобразную структуру, внешне напоминающую гребни, щетинки или шипы. Раньше ученые считали, что реснички срослись и действительно образовали шипы и гребни. В настоящий момент времени считается, что эти реснички просто сближены друг с другом.

Для простейших характерны не только амебоидное и жгутиковое движение, споровики и некоторые жгутиконосцы способны медленно ползти по субстрату, выделяя слизь – это так называемое скользящее движение, его механизм пока почти не изучен.

Взрослые губки сами по себе неподвижны, однако в их жизненном цикле имеется личинка, с помощью которой они расселяются. Личинка плавает за счет биения ресничек. Специальные клетки губок способны к амебоидному движению в пределах тела животного (рис. 7, 8).



Рис.8. Подвижная личинка губки

Кишечнополостные – уже настоящие многоклеточные животные, у них есть примитивные мышечные клетки. При помощи их сокращения подвижные полипы медузы ползают и плавают (рис. 9).


Полипы могут медленно ползти по субстрату при помощи движений подошвы или как бы перекатываясь, используя при этом подошву и ротовую сторону тела.

Медузы передвигаются, реактивно выталкивая воду из сокращающегося купола (рис. 10).


У плоских и круглых червей поочередное сокращение продольных мышц вызывают характерные изгибы тела, за счет этих телодвижений червь двигается вперед. Наблюдать этот процесс, конечно, легче у длинных круглых червей, мелкие плоские черви двигаются, в основном, за счет ресничек покровного эпителия (рис. 11, 12).


Рис. 11. Турбелярия (плоский червь)


Рис. 12. Нематода (круглый червь)

У кольчатых червей помимо продольных имеются и поперечные мышцы, а еще у них часто есть нечленистые конечности – параподии. Поэтому движение может осуществляться как за счет мускулатуры тела, так и за счет мускулатуры параподий (рис. 13).


Рис. 13. Кольчатый червь

Полихеты, или многощетинковые черви, имеют параподии и используют их для движения (рис. 14). Естественно, чем крупнее червь, тем важнее для его движения червеобразное изгибание тела.


Рис. 14. Полихета

У малощетинковых червей и пиявок параподии не развиты, они передвигаются исключительно за счет работы мускулатуры тела. Поочередно сокращая поперечные и продольные мышцы, малощетинковый червь раздвигает частички субстрата и постепенно движется вперед.

Пиявки освоили шагающие движения, они используют для прикрепления присоски на обоих частях тела.

Членистоногие, как ни странно это прозвучит, используют для передвижения свои членистые конечности. Причем это могут быть не только ноги, но и, например, антенны или околоротовые придатки.

Многие ракообразные для передвижения по грунту используют ходильные ноги, а для плаванья им служит хвостовой плавник (рис. 15).


У некоторых ракообразных и насекомых задние ноги плоские, веслообразные – это так называемые плавательные ноги. Ветвистоусые ракообразные (например, дафния) передвигаются при помощи движений антенн. Личинка ракообразных наутилус гребет антеннами и придатками верхних челюстей.

У многих насекомых есть специальный орган передвижения – крылья. Их, как вы помните, две пары (кроме двукрылых). У членистоногих вообще все органы являются производными конечностей, но крылья насекомых никакого отношения к ногам не имеют.

Любопытно, что у многих паукообразных и некоторых насекомых в движении участвует гидравлика, то есть часть движений осуществляется с помощью жидкости, находящейся под давлением. Например, у пауков ноги сгибаются под прямым действием мышц, а разгибаться им помогает давление жидкости.

У большинства моллюсков, в том числе брюхоногих, имеется мускулистая нога. Они двигаются благодаря волнам сокращения, пролегающим по подошве ноги. Обильно выделяемая слизь облегчает скольжение и ускоряет движение.

Двустворчатые моллюски могут отталкиваться от субстрата, высовывая ногу, или передвигаться реактивно, резко схлопывая стенки раковины.

Головоногие моллюски в высшей степени освоили реактивный способ передвижения, но они выталкивают воду из мантийной полости.

Иглокожие передвигаются при помощи амбулакральной системы. Это сеть каналов, заполненных жидкостью, по составу близкой к морской воде. От амбулакральных каналов отходит множество амбулакральных ножек, у основания каждой из них находится ампула – мышечный пузырек, при его сокращении ножка удлиняется. На конце ножки находится присоска (рис. 16).


Рис. 16. Строение морской звезды

При помощи совместной работы множества амбулакральных ножек, например, морская звезда может ползать по субстрату даже по вертикальным стеклам или раскрывать раковины двустворчатых моллюсков.

У позвоночных движение осуществляется за счет взаимодействия их внутреннего скелета и мышц. У рыб основную движущую силу производят мышцы туловища и хвоста. У амфибий и рептилий мышцы хвоста и конечностей. У млекопитающих и птиц, в основном, мышцы конечностей.

Конечности бывают по-разному видоизменены. Позвоночные могут бегать, прыгать, плавать, летать, лазать и многое другое.

Полости тела

Полостью тела животных называется пространство, расположенное между стенками тела и внутренними органами. Кишечная полость – это не полость тела, она считается всего лишь ограниченным участком внешней среды (рис. 17, 18).


Рис. 17. Строение гидры


Рис. 18. Строение медузы

Впервые настоящая полость тела возникает у круглых червей. Полость тела круглых червей – первичная. В отличие от вторичной полости тела она не имеет собственной эпителиальной стенки (рис. 19).


Рис. 19. Нематода (круглый червь)

Полость тела круглых червей заполнена полостной жидкостью, которая находится под давлением. Такая полостная жидкость выполняет функцию гидроскелета, а также транспортировки питательных веществ и накопления ненужных продуктов жизнедеятельности. Внутренние органы круглых червей свободно омываются полостной жидкостью.

У кольчатых червей развита вторичная полость тела, или целом. Она отграничена от внутренних органов и от стенок тела оболочкой, состоящей из слоя эпителиальных клеток (рис. 20). В целоме находится полостная жидкость, но органы не омываются ею, поскольку отделены стенками. Наличие вторичной полости тела также характерно для моллюсков и иглокожих.


Рис. 20. Кольчатый червь

У всех хордовых полость тела также вторичная. В отличие от целома кольчатых червей вторичная полость тела хордовых не содержит полостной жидкости (рис. 21).


Рис. 21. Поперечный срез рыбы

У представителей типа членистоногие фрагменты, оставшиеся от вторичной полости тела, сливаются с остатками первичной полости тела. В результате образуется смешанная полость тела, или миксоцель.

Реакция избегания у инфузорий

Если инфузория, к примеру инфузория туфелька, наталкивается на препятствие, она как будто отскакивает назад, затем беспорядочно вращается, а потом плывет в сторону от препятствия. Казалось бы, инфузория как будто испугалась и куда-то уплыла. На самом деле инфузория – это одна клетка, пугаться она не может, у нее вообще нет неровной системы.

Если инфузория не испугалась, то каков же реальный механизм реакции избегания? Когда клетка наталкивается на препятствие, в ней изменяется концентрация ионов кальция. Направление биения ресничек изменяется на противоположное – инфузория плывет назад, затем концентрация ионов кальция постепенно начинает возвращаться к норме. Реснички бьют несогласованно, каждая в разном направлении – в это время клетка инфузории вращается. Когда концентрация ионов кальция вернется к норме, инфузория снова плывет вперед, но уже в новом случайном направлении.

Возьмите садки с земляным червем, виноградной улиткой или ахатиной, пепельным тараканом, аквариум с гуппи и большую клетку с мышью.

Рассмотрите находящихся перед вами животных. Каков их характер движения, как именно они движутся? Какие органы или части тела участвуют в движении? Сколько способов движения вы способны отметить для каждого из них, как меняется поведение и характер движения, например при прикосновении? Способны ли эти животные изменять способ своего движения?

Знаете ли вы, что.

Гидравлический способ движения наиболее хорошо представлен у сенокосца. В некоторых частях ног у них отсутствуют мышцы-разгибатели, то есть нога сгибается за счет усилий мышц, а разгибается только под давлением жидкости (рис. 22).


Рис. 22. Сенокосец

Крылья комаров колеблются с чистотой от 500–600 взмахов в секунду. Комнатная муха делает в секунду 352 взмаха крыльями. Шмель взмахивает всего 220 раз в секунду, а пчела около 440 раз.


Когда медлительная по сравнению с насекомыми птица колибри (рис. 23) зависает в воздухе, ее крылья совершают 50–80 взмахов в секунду.

Список литературы

1. Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология. Животные. 7 класс. – М.: Дрофа, 2011.

2. Сонин Н.И., Захаров В.Б. Биология. Многообразие живых организмов. Животные. 8 класс. – М.: Дрофа, 2009.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

1. Движение амебы (Источник)

2. Строение кожно-мускульного мешка гидры (Источник)

3. Движение животных (Источник)

4. Движение дождевого червя (Источник)

Домашнее задание

1. Что такое локомоция? Какие виды локомоции вам известны?

2. Каков биологический смысл прикрепленного или подвижного образа жизни?

3. Каким образом происходит движение одноклеточных организмов? Как решают проблему перемещения в пространстве многоклеточные организмы?

4. Каково значение первичной и вторичной полостей тела, а также мантийной полости в осуществлении разных типов движения?

5. Сравните эффективность разных типов перемещения.

6. Обсудите с друзьями и близкими, как разные типы локомоции отразились на эволюции различных классов животных.

Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции