Чем питаются паразиты и хищники

Класс: 6

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: расширить знания учащихся о растениях паразитах и растениях хищниках; выявить, в чем состоит необычность этих растений, и каковы ее причины.

Создать условия: для использования умений применять полученные знания при ответах на конкретные вопросы.

Развивающие. Способствовать дальнейшему развитию логического мышления учащихся – формированию умения сравнивать, обобщать, давать научное обоснование.

Воспитательные. Продолжить: формирование научного мировоззрения; воспитание положительного отношения к получению знаний, уверенности в своих силах.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку.

1. Урок начинается с повторения домашнего задания. (Слайды №2-6)

- В чём разница между культурными и дикорастущими растениями? Назвать возможные среды обитания.

- Перечислить значение культурных и дикорастущих растений.

- В чём польза и вред сорняков?

2.1. Растения паразиты.

- Перед учениками ставится проблема. Кого в природе называют паразитами? Могут ли быть паразиты среди растений? (Слайды №8-9)

Раффлезия – растение-паразит, известное тем, что у него нет ни листьев, ни стебля, а один только цветок. Да еще, какой цветок! Диаметр отдельных экземпляров бывает более метра, а “среднестатистическая особь” держится в пределах 60-90 см. Вес этого цветочка достигает 6-7 килограммов. (Слайд №10)

В нашей стране насчитывается более 30 видов повилики. Это надземные паразиты, тело которых превратилось в нитевидный или шнуровидный, вьющийся, желтоватый, зеленовато-желтый или красноватый гладкий или бородавчатый, лишенный хлорофилла стебель с едва заметными следами листьев в виде чешуек. Растения лишены корней, питаются и прикрепляются к растению-хозяину при помощи присосок. Повилики паразитируют на однолетних и многолетних травах, кустарниках и деревьях. (Слайд №11)

Если вы вдруг увидите, как из-под земли торчат какие-то бледно-розовые лохмотья с палец длиной, знайте, что вам довелось повстречаться с петровым крестом. Хотя, конечно же, поразмышлять над тем, что это такое, в любом случае, придётся. Чересчур уж растение необычное, не сразу и поймёшь, что это такое. В нижней части, у земли, белый толстый стебель покрыт крупными чешуйками, а выше несёт много розовых цветков, которые плотно прижимаются друг к другу. Петров крест интересен тем, что у него никогда не бывает зелёных листьев. Они ему просто не нужны. Он присасывается к корням некоторых деревьев и кустарников и берёт оттуда необходимые питательные вещества. Тем и живёт. (Слайд №12)

У другого растения – заразиха, в процессе эволюции все органы растений этого рода, кроме стебля, цветков и плодов, подверглись значительным изменениям: корни превратились в короткие мясистые волокна присоски, присасывающиеся к корням растения-хозяина, листья утратили хлорофилл и стали мелкими буроватыми, желтоватыми или лиловатыми чешуйками с очередным расположением. Стебель заразихи — светло-бурый, желтоватый, мясистый, прямостоящий, с булавовидным основанием, снабженным присосками, внедряющимися в ткань корня растения-хозяина. (Слайд №13)

- Поселившаяся на дереве омела образует зелёный “шар” диаметром около метра, похожий на гнездо крупной птицы. За это её прозвали “вихоревым гнездом”.Стебли растения обычно толщиной с карандаш, но самые большие омелы имеют стволы толщиной 5 см. Живёт омела иногда до 40 лет. Омела — полупаразит, т. к. от растения-хозяина она получает только воду и минеральные соли, а органические вещества производит сама в своих зелёных листьях и стеблях. Погремок - однолетнее травянистое растение с простым или ветвистым стеблем высотой до 50 см. Полупаразит, получающий питательные вещества из корневых систем соседних растений.(Слайды №14-15)

2.2. Растения хищники.

- Перед учениками ставится проблема. Кого в природе называют хищниками? Могут ли быть хищники среди растений? Какая польза растениям от поедания животных? (Слайды №16-17)

Есть в великолепном царстве Флоры группа растений, которая во все времена не только приводила в восторг естествоиспытателей и натуралистов, но и служила неистощимым источником вдохновения для создателей леденящих душу небылиц, в которых человеческая фантазия с лихвой восполняла недостаток точных знаний и фактов.

Эти растения принадлежат к разным семействам и обитают в самых различных климатических зонах — от арктических тундр до экваториальных джунглей. Но есть у них одна общая черта — все они хищники, главное дело жизни которых — охота. И пусть добыча по нашим меркам — невелика, а сам процесс охоты — беззвучен, в этих драматичных схватках растения и животного внимательному наблюдателю открывается великий закон вечного движения природы — борьба за выживание.

Росянки — одни из наиболее распространенных среди насекомоядных растений. Растут они по всему миру и насчитывают около 100 видов, большая часть которых обитает в Австралии и Новой Зеландии. Типичный их представитель — росянка крупнолистная, нередко растущая на болотах умеренной зоны Северного полушария.

Манящая капля “росы” оказывается на поверку липкой слизью, которая и лишает насекомое возможности спастись. Лист росянки необычайно чувствителен — достаточно легчайшего прикосновения, и все его волоски приходят в движение, изгибаясь к центру в стремлении как можно “щедрее” облепить жертву клейким веществом и переместить ее в самую середину листа — туда, где находятся пищеварительные ворсинки. Постепенно лист росянки смыкается над насекомым, превращаясь в некое подобие крошечного желудка.

Процесс пищеварения обычно занимает несколько дней. Железы росянки выделяют жидкость, содержащую органические кислоты (в основном бензойную и муравьиную) и пищеварительные ферменты типа пепсина, расщепляющие белки насекомого до более простых соединений, которые растение способно усвоить. От насекомых же, пойманных росянкой, остаются лишь нерастворимые ферментами хитиновые покровы, которые вскоре смываются с поверхности ловчего листа дождем или уносятся ветром. (Слайды №18-19)

Весьма эффективно ловчее приспособление венериной мухоловки, обитателя Северной Америки. Это растение хоть и родственно росянке, но использует совершенно иной способ охоты. Его видоизмененные листья являются миниатюрной копией стального капкана.

У двудольных листовых пластинок посередине есть своеобразный шарнир, позволяющий им складываться. Каждая половинка листа снабжена тремя чувствительными волосками, реагирующими на прикосновение. Листья венериной мухоловки действуют молниеносно — стоит насекомому едва коснуться чувствительных волосков, как половинки листа мгновенно захлопываются, их зазубренные края заходят друг за друга и жертва оказывается в надежной ловушке. Раскрыть захлопнувшийся лист растения непросто — он скорее разорвется, чем уступит. В отличие от росянки мухоловка способна различать живые и неодушевленные предметы — мелкие соринки, попавшие в капкан, не привлекают ни малейшего ее внимания. По той же причине между двумя половинками захлопнувшегося листа остается небольшой зазор — чересчур мелкая добыча, на которую не стоит тратить время, может покинуть ловушку. Но если жертва достаточно упитанная, то после ее поимки капкан сжимается все сильнее и сильнее, стремясь раздавить насекомое и прижать его к переваривающим железам. (Слайды № 20-21)

Еще более сложными приспособлениями для ловли насекомых обзавелись непентесы, или кувшиночники. Это обычно лианы, обитающие на заболоченных почвах по опушкам вечнозеленых тропических лесов. Их лазящие или стелющиеся стебли достигают порой 20-метровой длины. Вьющиеся листья заканчиваются длинными усиками, на которых висят испещренные красноватыми пятнами и источающие сильный запах довольно крупные кувшинчики. Привлеченные нектаром и яркой окраской, насекомые взбираются по краю этой ловушки, что обычно заканчивается их падением на дно кувшинчика, в жидкость, содержащую пищеварительные ферменты. Для пущей же надежности кувшинчик снабжен нависающими сверху зубчатыми краями. (Слайды №22-26)

3. Закрепление. (Слайд № 27)

Вопросы для закрепления:

- Какие растения называют паразитами и полупаразитами? Приведите примеры таких растений.

- Какие растения называют хищниками? Приведите примеры таких растений.

- Какая польза растениям-хищникам от поедания животных?

Информация

Добавить в ЗАКЛАДКИ

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке:

1. Дети высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: сегодня я узнал…; было интересно…; было трудно: и т.д.

2. Оценка собственной деятельности на уроке.

Домашнее задание §19, понаблюдать за питанием рыбок в аквариуме, домашней кошки, собаки, покормить птиц во дворе

Поделиться:

Паразиты второго порядка

В процессе эволюции паразиты максимально приспособились к своим хозяевам и условиям внешней среды. При этом средой первого порядка для них являются их хозяева и средой второго порядка — внешняя среда, окружающая хозяина вместе с паразитами. В соответствии с местом обитания в организме рыб их подразделяют на две категории: эктопаразиты и эндопаразиты. Эктопаразиты обитают на поверхности рыб (кожных покровах и жабрах), а эндопаразиты — во внутренних полостях, органах и тканях хозяина.[ . ]

Паразитические насекомые могут иметь на себе, в свою очередь, своих ‘паразитов, которые называются паразитами второго порядка, или сверхпаразитами. Паразиты второго порядка могут опять-таки иметь своих паразитов, называемых паразитами третьего порядка, или сверхпаразитами второго порядка, как об этом с соответствующими -примерами уже говорилось в главе 3, когда шла речь о цепях питания. Напомним также сказанное ранее о том, что наездники полифаги могут в зависимости от различных условий оказаться как первичными, так и вторичными паразитами.[ . ]

За ними следуют гетеротрофные организмы, подразделяемые на консументы первого порядка, которые поедают автотрофных продуцентов (например, зоопланктон), и консументы второго порядка — плотоядные животные организмы, питающиеся травоядными организмами. В зависимости от обстоятельств можно идентифицировать третий и более высокий порядок консумен-тов, к которым относятся хищники, паразиты или организмы, питающиеся отмершими обитателями биотопа.[ . ]

Различают консументов первого порядка, питающихся растениями-продуцентами (растительноядные), консументов второго порядка, питающихся растительноядными организмами (хищники), и консументов третьего порядка, объектами питания которых служат более слабые хищники. Другой ряд консументов идет по паразитарной линии - паразит травоядного или хищника, надпаразит этого паразита, надпаразит второго порядка.[ . ]

Травоядные животные — грызуны и копытные, насекомые, птицы и многие млекопитающие — являются первичными кон-сументами. Паразиты растений также относятся к первичным консументам. Вторичные консументы питаются травоядными животными, а потому называются плотоядными. Консументы второго и третьего порядков могут быть хищниками, могут питаться падалью или быть паразитами.[ . ]

Экосистема равнинного тропического дождевого леса Южной Африки (по Е.Фиткау, 1988) Схема соотношения типов питания включает

Приведенный на рисунке 2.19, В пример можно дополнить введением в схему абиотической компоненты среды, факторы которой, с одной стороны, независимо воздействуют на все звенья пищевых цепей, а с другой - также и опосредованно - на популяции растениеядных организмов через физиологические изменения их кормовых растений, на популяции паразитов и хищников (консументов второго порядка) - через изменения физиологии и биохимии их хозяев и жертв (консументов первого порядка).[ . ]

Весьма сложны взаимоотношения обитателей влажнотропических лесов по типу питания. На рис. 70 показана схема соотношения трофических цепей в экосистеме тропического дождевого леса Южной Америки. Заштрихованные секторы отображают вклад каждого типа питания в создании общей биомассы животных. Внутреннее кольцо включает чисто растительноядные формы консу-ментов первого порядка, питающихся как за счет отмерших частей растений (1-4 - термиты, жуки, короеды), так и живыми растениями (5-16 - двупалый ленивец, попугаи, обезьяна-ревун, бабочки, цикады, тапир и др.). Среднее кольцо охватывает всеядных, т.е. консументов первого и высшего порядков (17-24 - обезьяна-капуцин, енот-носуха, колибри, осы, муравьи, мышевидный опоссум). Во внешнем кольце представлены плотоядные формы, т.е. консументы второго и высшего порядков: 25-46 (богомол, игуана, муравьед, дятел, удав, ягуар, броненосец, скорпион и пр.); сюда же включены животные, живущие под землей (клещи, таракан, навозный жук, дождевые черви). Королевский гриф (44) и кровососущие комары (46) - падальщики и паразиты — представители консументов высшего порядка. Несмотря на бесконечное множество видов растений и животных во влажных тропиках, здесь достаточно все упорядочено, причем каждый организм занимает свою собственную экологическую нишу.[ . ]

Так, например, в Бухарской области метеорологические условия в редкие годы оказываются неблагоприятными для размножения листового люцернового слоника (Phytonomus variabilis Hbst.). Он почти ежегодно дает там массовое размножение, нанося катастрофические повреждения люцерновых полей, если в хозяйствах не проводят своевременных истребительных мероприятий. Все же численность люцернового слоника подвержена в отдельные годы значительным колебаниям, что заметно отражается на урожае. Колебания численности, как показали наши исследования, здесь почти целиком обусловлены паразитами, преимущественно энтомофторовым грибом Tarichium phytonomi Jaez, и наездником Canidia exigua Grav. На основе учетов численности личинок слоника на площади 20 га на Ши р а буди некой опытной сельскохозяйственной станции в окрестностях Бухары и определения степени их зараженности паразитическим грибом и наездником, а также наездника паразитом второго порядка — Habro-citus crassinervis Thoms, нам в течение трех лет подряд удавалось довольно точно прогнозировать численность вредителя на год вперед (Яхонтов, 1934) (рис. 92).[ . ]

Скачать:

Вложение Размер
urok_no22.docx 23.38 КБ
prezentatsiya_k_uroku_no22.pptx 2.73 МБ

Предварительный просмотр:

Урок № 22 5 класс, биология

Обучающая : формирование первоначальных систематизированных представлений о способах питания животных, об отличиях в питании растений и животных. Обеспечить формирование умений работы с текстом и рисунками учебника.

Развивающая. Создать условия для развития умений строить аналогии, обобщать и систематизировать, объяснять и определять понятия

Воспитательная. Формирование культуры учебного труда, умений аккуратно вести записи в тетрадях, умение контролировать свое поведение на уроке.

  • Сформировать представление о питании растительноядных животных, хищников и паразитов, познакомить со способами добычи пищи.
  • Выявить принципиальные различия в питании животных и растений, подчеркнуть сходное значение питания для растений и животных

Проводить наблюдение за объектами живой природы.

Высказывать личную точку зрения, комментируя результаты работы с текстом и наблюдений.

Формировать положительное отношение к самым разным животным

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

УУД, выполняемые учащимися

1.. Мотивация к учебной деятельности.

А ну-ка, дети, встаньте в ряд!

Готов к работе мой отряд?

Занимай свои места.

Но скажу с почтеньем я:

Наука эта нам нужна

Всем без исключенья.

Проверяют подготовку к уроку, настраиваются на работу.

Смыслообразование, прогнозирование, целеполагание, планирование сотрудничества с учителем и одноклассниками

2 Актуализация знаний

2. Ребята, как вы думаете, все ли живые организмы питаются так же, как растения?

3. А что вы знаете о питании животных? Выполняем задание по цепочке.

Верите ли вы что:

  1. Животные питаются так же, как растения.
  2. Разные животные питаются по- разному.
  3. Зубы нужны животным, чтобы только удерживать добычу.
  4. Змея разрывает свою добычу на куски.
  5. Паук питается только жидкой пищей.
  6. Синий кит питается мелкими рачками.
  7. Многие животные имеют пищеварительную систему.
  8. Пища в пищеварительной системе животных переваривается и усваивается

3. Как вы думаете, что нам надо изучить на уроке, чтобы проверить, правильно ли вы думаете?

4. Тема урока – записывается на доске, формулируются задачи урока (слайд)

  • Познакомиться с питанием растительноядных животных, хищников и паразитов, со способами добычи пищи.
  • Выявить различия в питании животных и растений, подчеркнуть сходное значение питания для растений и животных

Слушают, отвечают на вопросы учителя

Выполняют задание по цепочке.

Формулируют и записывают тему урока в тетради

Учащиеся записывают тему урока в тетрадях, принимают участие в формулировании задач урока

  • выполнение пробного учебного действия;(П)
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания(П)
  • фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии(Р)
  • волевая саморегуляция в ситуации затруднения(Р)

3. Объяснение нового материала.

1. Работа с учебником(по рядам)

Задание . Прочитай текст § 19.

1й ряд . Выписать названия животных, распределив их по группам:

  1. Растительноядные: белки, мыши, (грызуны), большой прудовик, бабочки, корова.
  2. Хищники: собака, волк, лиса, змея, паук
  3. Паразиты: комар

2й ряд Ответить на вопросы( в тетрадях): Как используют зубы:

  1. Грызуны: перетирание грубой растительной пищи, постоянно стираются, растут;
  2. Человек: измельчение пищи
  3. Хищники: убить жертву, удержать пищу, измельчить ее
  4. Змеи: ввести яд в тело жертвы

3й ряд Сделай обобщение ( Что общего в питании:)

  1. Бабочка и корова - растительноядные
  2. Комар и паук – питаются жидкой пищей
  3. Большой прудовик и белка - растительноядные
  4. Волк и змея - хищники

2.Подведение итогов работы, обмен знаниями.

1. Обобщение знаний о питании животных – объяснение учителя с элементами поисковой беседы с использованием рисунка учебника 53., о значении питания в жизни животных.

Читают, выполняют задания, обсуждают задания с соседями по парте

Слушают, отвечают на вопросы, формулируют выводы

  • анализ, синтез, обобщение(П)
  • определение основной и второстепенной информации
  • аргументация своего мнения(К)
  • выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К)
  • использование текста и рисунка учебника как источника информации(П)
  • умение слушать учителя(П)
  • умение вести диалог(К)

4. Первичное закрепление с проговариванием вслух

1. Работа в парах. Проговаривание сведений о разных способах питания животных, о роли зубов, о значении питания с проверкой по эталону.

Проверяют усвоение материала, сравнивая знания с эталонами ответов.

  • аргументация своего мнения(К)
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания(П)
  • выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К)
  • умение работать в парах(К)
  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону:
    1. Распределите вопросы на тонкие и толстые и ответьте на них.

1.Как питаются хищники?

2. Как питаются паразиты?

3.Для чего нужны зубы разным животным?

4. Какие органы помогают раку удерживать и измельчать добычу?

5. Каким образом усваивается пища?

6.Почему животным надо ежедневно находить пищу?

7. Каким образом паук обеспечивает себя пищей?

8. Какие вещества поступают в организм животных с пищей?

6.Включение в систему знаний и повторение:

Беседа сравнение питания растений и животных. Кольца Венна на доске.

  • Сравнение, обобщение
  • Контроль и оценка процесса и результата деятельности
  • Самооценка на основе критерия успешности

Подписи к слайдам:

Верите ли вы что: Животные питаются так же, как растения. Разные животные питаются по- разному. Зубы нужны животным, чтобы только удерживать добычу. Змея разрывает свою добычу на куски. Паук питается только жидкой пищей. Синий кит питается мелкими рачками. Многие животные имеют пищеварительную систему. Пища в пищеварительной системе животных переваривается и усваивается

Тема урока Как питаются разные животные

Задачи урока Познакомиться с питанием животных: растительноядных, хищников и паразитов, со способами добычи пищи. Выявить различия в питании животных и растений, убедиться в сходном значении питания для растений и животных

Задание. Прочитай текст § 19. 1й ряд . Выписать названия животных, распределив их по группам: Растительноядные: Хищники: Паразиты: 2й ряд Ответить на вопросы( в тетрадях): Как используют зубы: Грызуны: Человек: Хищники: Змеи: 3й ряд Сделай обобщение ( Что общего в питании:) Бабочка и корова - Комар и паук - Большой прудовик и белка - Волк и змея -

1й ряд . Выписать названия животных, распределив их по группам: Растительноядные: белки, мыши, (грызуны), большой прудовик, бабочки, корова. Хищники: собака, волк, лиса, змея, паук Паразиты: комар 2й ряд Ответить на вопросы( в тетрадях): Как используют зубы: Грызуны: перетирание грубой растительной пищи, постоянно стираются, растут; Человек: измельчение пищи Хищники: убить жертву, удержать пищу, измельчить ее Змеи: ввести яд в тело жертвы 3й ряд Сделай обобщение ( Что общего в питании:) Бабочка и корова - растительноядные Комар и паук – питаются жидкой пищей Большой прудовик и белка - растительноядные Волк и змея - хищники

1й ряд . Выписать названия животных, распределив их по группам: Растительноядные: белки, мыши, (грызуны), большой прудовик, бабочки, корова. Хищники: собака, волк, лиса, змея, паук Паразиты: комар 2й ряд Ответить на вопросы( в тетрадях): Как используют зубы: Грызуны: перетирание грубой растительной пищи, постоянно стираются, растут; Человек: измельчение пищи Хищники: убить жертву, удержать пищу, измельчить ее Змеи: ввести яд в тело жертвы 3й ряд Сделай обобщение ( Что общего в питании:) Бабочка и корова - растительноядные Комар и паук – питаются жидкой пищей Большой прудовик и белка - растительноядные Волк и змея - хищники

Схема пищеварения Поступление пищи, содержащей готовые органические вещества Усвоение питательных веществ организмом Удаление непереварив- шихся остатков

ВЫВОД 1 . ЧЕЛОВЕК И ЖИВОТНЫЕ ПОЛУЧАЮТ С ПИЩЕЙ ГОТОВЫЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА, КОТОРЫЕ УСВАИВАЮТСЯ ОРГАНИЗМОМ. НЕПЕРЕВАРИВШИЕСЯ ОСТАТКИ ИЗ ОРГАНИЗМА УДАЛЯЮТСЯ.

ВЫВОД 2. ПИТАТЕЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА РАСХОДУЮТСЯ НА РОСТ И ДВИЖЕНИЕ ОРГАНИЗИМА. ЧЕМ БОЛЬШЕ ДВИГАЕТСЯ ЖИВОТНОЕ ИЛИ ЧЕЛОВЕК, ТЕМ БОЛЬШЕ ЕМУ НУЖНО ПИЩИ.

. Распределите вопросы на тонкие и толстые и ответьте на них. Какие вещества поступают в организм животных с пищей? Как питаются хищники? Как питаются паразиты? Для чего нужны зубы разным животным? Какие органы помогают раку удерживать и измельчать добычу? Каким образом усваивается пища? Почему животным надо ежедневно находить пищу? Каким образом паук обеспечивает себя пищей?

Тонкие вопросы 1.Как питаются хищники ? 2. Как питаются паразиты? 3.Для чего нужны зубы разным животным? 4. Какие органы помогают раку удерживать и измельчать добычу ? Толстые вопросы Каким образом усваивается пища? 2.Почему животным надо ежедневно находить пищу? 3. Каким образом паук обеспечивает себя пищей? 4. Какие вещества поступают в организм животных с пищей?

Основные опорные точки урока РАЗНООБРАЗИЕ СПОСОБОВ ПИТАНИЯ ЖИВОТНЫХ ВЗАИМОСВЯЗЬ СПОСОБОВ ПИТАНИЯ С УСЛОВИЯМИ ОБИТАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГОТОВЫХ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ РАСХОД ПИТАТЕЛЬНЫХ ВЕЩЕСТВ НА ДВИЖЕНИЕ И РОСТ ПИЩА – НЕОБХИДОМОЕ УСЛОВИЕ ЖИЗНИ ДЛЯ ЖИВОТНЫХ И ЧЕЛОВЕКА

Домашнее задание §19, ответить на вопросы: понаблюдать за питанием рыбок в аквариуме, домашней кошки, собаки, покормить птиц во дворе

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания.

В разработке представлен подробный конспект урока, указаны цели, нормы ЗУН к данной теме. Во время урока учитель обращается к тексту о казанских театрах с целью воспитания самоидентификации учащ.

Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества.

Данная разработка поможет учителю совместно с учениками обобщить орфограммы, касающиеся слитного и раздельного написания не с разными частями речи.

Методическая разработка классного часа ориентирована на укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здорового образа жизни, углубление представлений о рациональном питании; продолжение ф.

Урок построен в соответствии с требованиями системно – деятельностного подхода с использованием приемов развития критического мышления учащ.

Насекомые и клещи, питающиеся другими насекомыми и клещами, главным образом вредителями растений, относятся к энтомофагам и акарифагам, среди которых есть паразиты и хищники. Они активно отыскивают хозяев или жертвы и заражают или поедают их. Как правило, энтомофаги с сильно развитыми поисковыми способностями являются наиболее эффективными.


Энтомофаги-паразиты

Энтомофаги-паразиты чрезвычайно разнообразны по внешним признакам, а общее у них то, что их личинки длительное время живут за счет внутренних органов особи хозяина. Взрослые насекомые имеют крылья и ведут свободный образ жизни, зачастую питаясь нектаром цветков, а также гемолимфой насекомых, которую самки добывают, прокалывая яйцекладом тело вредителя (рис. 1.).


По способу нападения и типу хозяина паразиты насекомых разделяются на эндопаразитов (внутренних), которые развиваются внутри тела хозяина, и эктопаразитов, развивающихся на теле хозяина. Большинство наездников (отряд перепончатокрылых) является эндопаразитами (рис. 2). Самки откладывают яйца или в любой участок тела хозяина, или в строго определенные органы. При этом могут заражаться яйца, личинки, куколки либо взрослые насекомые. Если паразиты развиваются в яйце хозяина, то их называют настоящими яйцевыми паразитами, или яйцеедами (рис. 3 и 4). Как правило, это представители надсемейства Chalcidoidea. Среди них виды рода Trichogramma, развивающиеся в яйцах многих вредителей плодовых, овощных культур, картофеля и других растений, паразит яиц кольчатого шелкопряда Telenomus laevigatus R. (рис. 5).


Среди перепончатокрылых насекомых есть яйцеличиночные паразиты. Они откладывают яйца в яйцо хозяина, но личинка паразита завершает развитие уже в личинке, а иногда и в куколке хозяина. К ним, например, относится Ageniaspis fuscicollis Dalm., откладывающий яйцо в развивающийся зародыш яйца яблонной моли (рис. 6).


Паразиты личинок откладывают яйца или личинки внутрь личинок хозяев и в них заканчивают свое развитие (рис. 7). Большинство представителей этой группы относится к перепончатокрылым насекомым, а отдельные из них - к отряду двукрылых. Такими паразитами являются, например, муха блонделия и наездник диадегма. Самки этих энтомофагов откладывают по одному яйцу в гусеницы яблонной или капустной моли, яблонной молелистовертки, листоверток и т.д. Личинка развивается внутри тела хозяина.


Личиночно-куколочные паразиты откладывают яйца в личинки насекомых. Отродившаяся личинка паразита завершает развитие в куколке хозяина. Таким образом развиваются личинки паразитических Ichneumonidae, некоторые представители надсемейства Chalcidoidea. К представителям этой группы относятся, в частности, Pimpla turionella Z. (examintaor F.) -обычный обитатель садов и овощных полей, паразитирующий в гусеницах и куколках яблонной моли, зимней пяденицы, кольчатого шелкопряда, боярышницы, яблонной плодожорки, совки-гаммы (рис. 8).


Многие паразиты заражают взрослых насекомых. Нападению подвергаются главным образом жуки, клопы и муравьи. Так, Perilitus rutilus Nees заражает долгоносиков рода Sitona, а Microctonus vittatae Mues - взрослых жуков-листоедов. При этом яйцо откладывается в тело жука через мягкую перепонку.

Эктопаразиты откладывают яйца или личинки на тело хозяина, предварительно парализовав его, или на кормовое растение вблизи хозяина. Они встречаются среди семейств перепончатокрылых и двукрылых насекомых.

Наружные паразиты яиц откладывают яйца возле кладки яиц хозяина. Отродившаяся личинка питается яйцами, являясь как бы яйцевым хищником. К ним относятся, например, паразиты, уничтожающие яйца в кубышках саранчовых.

Эктопаразиты из отряда перепончатокрылых заражают скрытноживущих вредителей. Так, Macrocentrus marginator Nees заражает гусениц смородинной стеклянницы, питающихся сердцевиной стеблей смородины и крыжовника, и за период своего развития почти полностью уничтожает хозяина.

Эктопаразиты, заражающие открытоживущих насекомых, менее распространены. Яйцо или личинка откладывается на тело хозяина либо частично вставляется в прокол, сделанный паразитом.

Среди паразитических двукрылых есть виды, откладывающие яйца на кормовое растение. Гусеница вредителя заглатывает их вместе с пищей. Вылупившаяся в кишечнике личинка паразита проникает в полость тела хозяина и питается его содержимым. У ряда видов отложенные на кормовые растения яйца паразитов заключают в себе сформировавшиеся личинки. После отрождения личинка паразита при встрече с хозяином прикрепляется к нему и внедряется в его тело. Такой тип заражения хозяина отмечается у мух-тахин и мух-саркофагин.

Различают одиночных и групповых паразитов. Например, в гусенице яблонной моли развивается лишь одна личинка наездника Diadegma armillata Grav. За счет гусеницы зимней пяденицы развивается несколько личинок хальцида Eulophus larvarum Z.

В зависимости от круга хозяев, избираемого для заражения, паразитические насекомые делятся на монофагов (специфических), заражающих насекомых одного вида или близких видов одного рода, и полифагов, заражающих несколько видов насекомых. Так, Ageniaspis fuscicollis Dalm - специализированный паразит молей рода Hyponomeuta. Наездник Pimpla turionella является полифагом - заражает гусениц многих видов чешуекрылых. Среди полифагов, однако, имеются виды, предпочитающие того или иного хозяина (рис. 9). Так, наездник Apanteles glomeratus L., являясь полифагом, предпочитает для заражения гусениц капустной белянки.


Как правило, сроки развития паразита и хозяина совпадают. Если паразит развивается за счет насекомого фитофага, то он называется первичным. Если же он заражает первичного паразита, то называется вторичным. Паразиты выше второго уровня относятся к сверхпаразитам. В литературе, однако, часто уже вторичных паразитов называют сверхпаразитами.

Энтомофаги-хищники

К хищникам относятся энтомофаги, личинки и взрослые особи которых питаются за счет более чем одной особи-жертвы. Это - представители различных отрядов насекомых и клещей. Среди них различают специализированных хищников и полифагов. Например, коровка родолия избирает для питания только австралийского желобчатого червеца. Хищные же клопы - антокорисы (Anthocoris nemorum L.), мириды (Campylomma verbasci M.-D., Pilophorus perplexus Dgl. Sc.), широко распространенные в садах и на полях Белоруссии, являются полифагами, питаясь яйцами клещей, яйцами и гусеницами младших возрастов листоверток, яблонной плодожорки, минирующих молей, личинками смородинных галлиц (рис. 10). Личинки мух-сирфид, личинки и имаго тлевых коровок уничтожают главным образом тлей и медяниц. Хищные клещи фитосейиды питаются яйцами плодовых клещей, яблонной запятовидной щитовки. Хищные жуки-жужелицы уничтожают почвообитающих вредителей полевых, овощных, ягодных и других культур. Личинки златоглазки (отряд сетчатокрылых) ведут хищный образ жизни, поедая яйца и личинки чешуекрылых, тлей, медяниц и других насекомых.


Взрослые хищники, как правило, питаются теми же вредителями, что и их личинки (например, кокцинеллиды, хищные клопы и клещи), или же ведут свободный образ жизни, питаясь нектаром цветков, медвяной росой (мухи-журчалки, златоглазки) (рис. 11).

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции