Правдой можно отравиться ведь она у всех своя чьи стихи

Художник Елена Вавилина. Акварельные цветы










  • =ОБЩИЙ ОТДЕЛ= (30615)
  • =Ж З Л= (8041)
  • =П И С Ь М А= (55)
  • =И С Т О Р И Я= (6533)
  • =С Т И Х И= (6434)
  • =В И Д Е О= (5147)
  • =Моё видео= (6)
  • =И С К У С С Т В О= (4436)
  • =МУЗЕИ= (4)
  • =ИЗ ПЕСКА= (1)
  • =М У З Ы К А= (3036)
  • =КАРТИНЫ, ЖИВОПИСЬ= (2774)
  • =К И Н О= (2694)
  • Документальное кино (766)
  • =И З Р А И Л Ь= (еврейские темы) (2234)
  • =СМЕЯТЬСЯ РАЗРЕШАЕТСЯ= (2179)
  • =КАРТИНА ДНЯ= (2170)
  • =ЭТО ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ= (1893)
  • =К У Л И Н А Р И Я= (1647)
  • =ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ= (9)
  • =МЕДИЦИНА, ЗДОРОВЬЕ= (1517)
  • =Женская энциклопедия= (235)
  • =Ц В Е Т Ы= (1410)
  • =П Е Й З А Ж И. ФАУНА= (1285)
  • =К У Р О Р Т= (1)
  • =Н А Т Ю Р М О Р Т Ы= (1185)
  • =Н О В О С Т И= (1066)
  • =Д Е Т И= (938)
  • =Мультфильмы= (33)
  • =С Т А Т Ь И= (868)
  • =афоризмы= (378)
  • =Г О Р О Д= (855)
  • =ГОРОДА И СТРАНЫ= (217)
  • =П О Р Т Р Е Т= (808)
  • =КОФЕЙНОЕ= (776)
  • =Чайная= (67)
  • =Шоколадное= (28)
  • =П Р И Т Ч И, ЛЕГЕНДЫ= (749)
  • =Ф О Т О= (490)
  • =ОТКРЫТКИ= (1)
  • =НОВЫЕ ИМЕНА= (469)
  • =УХОДЯТ КУМИРЫ..= (457)
  • =ПАМЯТНИКИ,СКУЛЬПТУРЫ,ФОНТАНЫ= (423)
  • =К Н И Г И= (419)
  • =ВОЙНА. ДЕНЬ ПОБЕДЫ= (408)
  • =РАССКАЗ= (401)
  • =О Д А= (388)
  • =ПРОСТО И КРАСИВО.ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО== (386)
  • =К У К Л Ы= (27)
  • =Д У Х И= (2)
  • =Ч А С Ы= (1)
  • =А Р Х И Т Е К Т У Р А= (324)
  • =С К А З К И= (301)
  • =Т Е А Т Р= (251)
  • СПЕКТАКЛЬ (6)
  • =Т А Н Ц Ы= (220)
  • =БА Л Е Т= (43)
  • =М О Д А= (214)
  • =МОИ РАБОТЫ= (182)
  • =МОЯ СЕМЬЯ= (133)
  • =ФАРФОРОВАЯ НЕЖНОСТЬ= (179)
  • =Р А М О Ч К И= (87)
  • =ИЗ Д Е Р Е В А.. (69)
  • =ИЗ БУМАГИ= (2)
  • =ВСЕ ДЕЛО В ШЛЯПЕ. = (64)
  • =О Т Н О Ш Е Н И Я= (61)
  • =ДЕНЬГИ, МОНЕТЫ= (58)
  • =Праздники= (55)
  • =Р Е Т Р О= (49)
  • =Н А У К А= (43)
  • =Ё Ж И К= (41)
  • =ТВОРЧЕСТВО МОИХ ДРУЗЕЙ= (41)
  • =Б А Т И К= (37)
  • =НА ФОНЕ ЗАКАТА= (31)
  • =НЕЦКЭ.СЛОНОВАЯ КОСТЬ= (30)
  • =Холодное оружие= (2)
  • =М Е Б Е Л Ь= (27)
  • =ИНТЕРЬЕР= (17)
  • =ЭДУАРД АСАДОВ= (26)
  • =Ц В Е Т= (26)
  • =С П О Р Т= (25)
  • =СТЕКЛЯНАЯ СИМФОНИЯ= (25)
  • Техническая (19)
  • =МИНИ МИР= (16)
  • =С П Л Е Т Н И= (15)
  • =МИНИ МИР= (11)
  • =Г Ж Е Л Ь= (10)
  • =И Г Р Ы= (9)
  • =ИГРУШКИ= (7)
  • =Р А Д И О= (8)
  • =В И Т Р А Ж И= (8)
  • =ПОД ОДНИМ ЗОНТОМ= (8)
  • =ЗАПОВЕДИ= (7)
  • =СВАРОВСКИ= (7)
  • =ГЕОМЕТРИЯ ОКОН= (7)
  • =МАГИЯ. ФЭН-ШУЙ (5)
  • =ПРАВИЛА ЖИЗНИ= (5)
  • =ИНТЕРВЬЮ= (3)
  • =З А К О Н Ы= (3)
  • =РУССКИЙ ЯЗЫК= (Загадки,поговорки,правила) (3)
  • =М а р к и= (3)
  • =НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО= (2)
  • =КАРВИНГ= (2)
  • =Т Е С Т = (2)
  • =ОРИГАМИ= (1)
  • =ЗНАЧЕНИЕ ИМЕН= (1)
  • =МОРЕ, РЕКИ, ВОДОПАДЫ= (1)
  • =Г О Р О С К О П= (1)
  • =АНГЕЛ ХРАНИТЕЛЬ= (1)
  • =Т Ю Р Ь М А= (1)
  • (0)
  • (0)



СОБЕРИТЕ ДРУЗЕЙ ВМЕСТЕ, А ВРАГОВ ПОШЛИТЕ ПРОЧЬ.
БЕЗ КРАСИВЫХ ФРАЗ И ЛЕСТИ ПРЕВРАТИТЕ УТРО В НОЧЬ.

ПЕРЕСТАНЬТЕ ДУМАТЬ ЗАВТРА, А ЗАДУМАЙТЕСЬ ВЧЕРА.
ЧЕСТЬ НЕ КУПИШЬ ПОЗДНО НОЧЬЮ, ЧЕСТЬ РОЖДАЕТСЯ С УТРА.

И ВСЕГДА ВПЕРЕД СМОТРИТЕ, И НЕ ПРЯЧЬТЕ ГОРДЫЙ ВЗГЛЯД.
ПЕРВЫЙ НОМЕР - ПОБЕДИТЕЛЬ, А ВТОРОГО ЗАСВИСТЯТ.

В МИРЕ МНОГО ЕСТЬ ПРИМЕРОВ, ЕСТЬ ЗАКАТЫ, ЕСТЬ ВОСХОД.
ПОБЕДИТЕЛЕЙ НЕ СУДЯТ, ИМ ВЕЗДЕ СВОБОДНЫЙ ВХОД.

ЧАСТО БЛИЗКИХ МЫ ТЕРЯЕМ С СОЖАЛЕНИЕМ ПОТОМ.
И ВРАГОВ ВСЕХ ВОСХВАЛЯЕМ СЛОВОМ, ИНОГДА ПЕРОМ.

И НЕ ВЗДУМАЙТЕ ПОСТРОИТЬ ХРУПКИЙ ЗАМОК НА ПЕСКЕ.
И ЕГО ВОЛНОЮ СМОЕТ, ПЫЛЬ ОСТАНЕТСЯ В РУКЕ.

КАК ЖЕ ХОЧЕТСЯ НАПИТЬСЯ ЧЕМ ТО ЧИСТЫМ ИЗ РУЧЬЯ.
ПРАВДОЙ МОЖНО ОТРАВИТЬСЯ, ВЕДЬ ОНА У ВСЕХ СВОЯ.

НЕ СУДИ, СУДИМ НЕ БУДЕШЬ. НЕ СТРАДАЙ НИ ЗА КОГО.
ОТПУСТИ КОГО ЗАХОЧЕШЬ, НО ОСТАВЬ ЛИШЬ ОДНОГО.

ДРУГА ВЕРНОГО НАВЕКИ, ОН НЕ БРОСИТ, НЕ ПРЕДАСТ.
С НИМ ИДТИ ТЕБЕ ПО ЖИЗНИ, ОН ТВОЙ ДРУГ,
ОН НЕ БАЛАСТ.

НЕТ, НЕ ВСЕ МАРИОНЕТКИ, ТЫ ДЕЛАТЬ ВЫВОД НЕ СПЕШИ.
ЭТО ПРОСТО ЛЮДИ В КЛЕТКЕ - БЕЗ ИДЕИ И ДУШИ.

МОЖЕТ ВЕРНАЯ ПОДРУГА, Я ГОТОВ ЕЙ ПЕСНИ ПЕТЬ.
ТЯЖЕЛО НАЙТИ МНЕ ДРУГА - ЗА КОГО БЫ УМЕРЕТЬ.

КНИГУ СУДЯТ ПО ОБЛОЖКЕ БЕЗДАРИ И ПРОСТАКИ.
А ЗАДУМАЙСЯ НЕМНОЖКО, ВЕДЬ ВСЯ СУТЬ, ОНА ВНУТРИ.

ДРУГ ПОЙМЕТ, ОН НЕ ОСУДИТ И ЕГО ТЫ НЕ СУДИ.
САМ ЗАДУМАЙСЯ НЕМНОГО, ГДЕ ВСЯ СУТЬ? -
В ТЕБЕ, ВНУТРИ.

Олег Штейнберг

Процитировано 8 раз
Понравилось: 17 пользователям

Меню навигации

Пользовательские ссылки

Информация о пользователе

Не очёрчивай взглядом границы,
Не придумывай мозгом пределы.
Что тебе в страшном сне не приснится,
Для кого-то – обычное дело.

Знай, что правда бывает другая,
А не та, что приносят на блюде.
Присмотрись к тем, чьи судьбы пугают,
Это – самые сильные люди.

Александра, замечательные стихи! А вот еще .

Каждый выбирает для себя
Женщину, религию,дорогу.
Дьяволу служить или пророку-
Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе.
Щит и латы.Посох и заплаты.
Мера окончательной расплаты.
Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже-как умею.
Ни к кому претензий не имею.
Каждый выбирает для себя.

Современная женщина, современная женщина!
Суетою замотана, но, как прежде божественна!
Пусть немного усталая, но, как прежде, прекрасная!
До конца непонятная, никому не подвластная!

Современная женщина, современная женщина!
То грустна и задумчива, то светла и торжественна!
Доказать ее слабости, побороть ее в дерзости,
Зря мужчины стараются, понапрасну надеются!

Не бахвалится силою, но на ней, тем не менее,
И заботы служебные, и заботы семейные!
Все на свете познавшая, все невзгоды прошедшая,
Остается загадкою современная Женщина!

(Поэма "Ожидание", Монолог женщины.)

Есть люди, нам подаренные Богом, Их встретив, сразу хочется обнять.
Вдруг, исчезает всякая тревога, Они умеют счастье тебе дать.
Ты их ещё не знаешь совершенно, Но сразу же боишься потерять!
Они тебе дают свой мир мгновенно, И согревают сердце, словно мать.
Как звёздочки они в ночи сияют, И сразу жизнь становится милей, Любовь Христа собою излучают, И с ними жить и верить веселей!
Они приходят в жизнь твою случайно. О, нет! Их точно Бог тебе послал! Ведь с ними хочется всегда быть, постоянно, Но Бог на время только их нам дал. Приходит час, они от нас уходят, Нам не дано их силой удержать!
Без них душа покоя не находит, И долго ещё будет вспоминать.
Есть люди, нам подаренные Богом, Их сразу хочется от всей души обнять! Так хочется быть с ними долго-долго, Так больно их из сердца отпускать.

21 марта - Всемирный день поэзии. 27 марта - день рождения Вероники Тушновой (1911-1965г). Обнаружила многие знакомые строчки и не знала автора. Почитала, многие положены на музыку и были спеты известными певцами. Делюсь с форумчанами этой информацией. Кто заинтересуется - прочитает в интернете.



А ты придешь, когда темно,
когда в стекло ударит вьюга,
когда припомнишь, как давно,
не согревали мы друг друга.
И так захочешь теплоты,
неполюбившейся когда-то,
что переждать не сможешь ты
трех человек у автомата,
и будет, как назло,
ползти трамвай, метро,
не знаю, что там.
И вьюга заметет пути
на дальних подступах к воротам.
А в доме будет грусть и тишь,
хрип счетчика и шорох книжки,
когда ты в двери постучишь,
взбежав наверх без передышки.
За это можно все отдать,
и до того я в это верю,
что не могу тебя я ждать,
весь день не отходя от двери.

Бывало все: и счастье, и печали,
и разговоры длинные вдвоем.
Но мы о самом главном промолчали,
а может, и не думали о нем.
Нас разделило смутных дней теченье -
сперва ручей, потом, глядишь, река.
Но долго оставалось ощущенье:
не навсегда, ненадолго, пока.
Давно исчез, уплыл далекий берег,
и нет тебя, и свет в душе погас, и
только я одна еще не верю,
что жизнь навечно разлучила нас.

Людские души - души разные,
не перечислить их, не счесть.
Есть злые, добрые и праздные
и грозовые души есть.

Иная в силе не нуждается,
ее дыханием коснись -
и в ней чистейший звук рождается,
распространяясь вдаль и ввысь.

Другая хмуро-неотзывчива,
другая каменно-глуха
для света звезд,
для пенья птичьего,
для музыки
и для стиха.

Она почти недосягаема,
пока не вторгнутся в нее
любви тревога и отчаянье,
сердечной боли острие.

Смятенная и беззащитная,
она очнется,
и тогда
сама по-птичьи закричит она
и засияет как звезда.




Любовь. Война. Родина. Рыдала над страницами, щемило сердце.
Вот бы это экранизировать!

СОБЕРИТЕ ДРУЗЕЙ ВМЕСТЕ, А ВРАГОВ ПОШЛИТЕ ПРОЧЬ.
БЕЗ КРАСИВЫХ ФРАЗ И ЛЕСТИ ПРЕВРАТИТЕ УТРО В НОЧЬ.

ПЕРЕСТАНЬТЕ ДУМАТЬ ЗАВТРА, А ЗАДУМАЙТЕСЬ ВЧЕРА.
ЧЕСТЬ НЕ КУПИШЬ ПОЗДНО НОЧЬЮ, ЧЕСТЬ РОЖДАЕТСЯ С УТРА.

И ВСЕГДА ВПЕРЕД СМОТРИТЕ, И НЕ ПРЯЧЬТЕ ГОРДЫЙ ВЗГЛЯД.
ПЕРВЫЙ НОМЕР - ПОБЕДИТЕЛЬ, А ВТОРОГО ЗАСВИСТЯТ.

В МИРЕ МНОГО ЕСТЬ ПРИМЕРОВ, ЕСТЬ ЗАКАТЫ, ЕСТЬ ВОСХОД.
ПОБЕДИТЕЛЕЙ НЕ СУДЯТ, ИМ ВЕЗДЕ СВОБОДНЫЙ ВХОД.

ЧАСТО БЛИЗКИХ МЫ ТЕРЯЕМ С СОЖАЛЕНИЕМ ПОТОМ.
И ВРАГОВ ВСЕХ ВОСХВАЛЯЕМ СЛОВОМ, ИНОГДА ПЕРОМ.

И НЕ ВЗДУМАЙТЕ ПОСТРОИТЬ ХРУПКИЙ ЗАМОК НА ПЕСКЕ.
И ЕГО ВОЛНОЮ СМОЕТ, ПЫЛЬ ОСТАНЕТСЯ В РУКЕ.

КАК ЖЕ ХОЧЕТСЯ НАПИТЬСЯ ЧЕМ ТО ЧИСТЫМ ИЗ РУЧЬЯ.
ПРАВДОЙ МОЖНО ОТРАВИТЬСЯ, ВЕДЬ ОНА У ВСЕХ СВОЯ.

НЕ СУДИ, СУДИМ НЕ БУДЕШЬ. НЕ СТРАДАЙ НИ ЗА КОГО.
ОТПУСТИ КОГО ЗАХОЧЕШЬ, НО ОСТАВЬ ЛИШЬ ОДНОГО.

ДРУГА ВЕРНОГО НАВЕКИ, ОН НЕ БРОСИТ, НЕ ПРЕДАСТ.
С НИМ ИДТИ ТЕБЕ ПО ЖИЗНИ, ОН ТВОЙ ДРУГ,
ОН НЕ БАЛАСТ.

НЕТ, НЕ ВСЕ МАРИОНЕТКИ, ТЫ ДЕЛАТЬ ВЫВОД НЕ СПЕШИ.
ЭТО ПРОСТО ЛЮДИ В КЛЕТКЕ - БЕЗ ИДЕИ И ДУШИ.

МОЖЕТ ВЕРНАЯ ПОДРУГА, Я ГОТОВ ЕЙ ПЕСНИ ПЕТЬ.
ТЯЖЕЛО НАЙТИ МНЕ ДРУГА - ЗА КОГО БЫ УМЕРЕТЬ.

КНИГУ СУДЯТ ПО ОБЛОЖКЕ БЕЗДАРИ И ПРОСТАКИ.
А ЗАДУМАЙСЯ НЕМНОЖКО, ВЕДЬ ВСЯ СУТЬ, ОНА ВНУТРИ.

ДРУГ ПОЙМЕТ, ОН НЕ ОСУДИТ И ЕГО ТЫ НЕ СУДИ.
САМ ЗАДУМАЙСЯ НЕМНОГО, ГДЕ ВСЯ СУТЬ? -
В ТЕБЕ, ВНУТРИ.

Какое блаженство проснуться и знать, что Вам на работу не надо бежать!
И день наступающий очень хорош, и, если болеешь, то значит - живешь!
И старость, - совсем неплохая пора! Да здравствует время свободы! Ура!
Какое блаженство на старости лет своими ногами идти в туалет.
А после в обратный отправиться путь и быстренько под одеяло нырнуть.
А утром проснуться, проснуться и встать, и снова ходить, говорить и дышать!
Какое блаженство в постели лежать и на ночь хорошую книгу читать.
Сто раз прочитаешь любимую прозу и все тебе ново - спасибо склерозу!
Какое блаженство на старости лет своими руками не лезть в интернет,
А тихо искать своего человека в старинных томах позапрошлого века.

И все в таком духе. Стихи длинные и называются " Блаженства". Самое интересное ,что их автор - пен сионеирка из Минска. Ей более 85 лет. В прошлом- она учитель истории. Прожила очень трудную жизнь. В пятилетнем возрасте лишилась родителей, которых осудили как врагов народа. С родным 2-х летним братом ее разлучили, отправив по разным дет.домам, потом воспитывалась у тети по материнской линии. В 50 с небольшим лет овдовела и похоронила единственного сына, которому едва исполнилось 32 года. Она нашла силы, чтобы выжить
Оптимизм ее культивировался намеренно -ведь альтернативой могло быть только самоубийство. Если в глазах других людей выглядишь оптимистом, то маска постепенно прирастает, ты меняешься. Другого выхода нет, если хочешь жить. Горечи утраты,чувству одиночества и всей прочей жестокости окружающего мира, она нашла , что противопоставить - она стала писать стихи. Ее стихи - это своеобразные таблетки оптимизма от безысходной печали. Это бунт против старости , одиночества, болезней. Стихи горькие, ироничные, но удивительные,согревающие всех, кому так или иначе попадают в руки. Прочтите их. А имя этой удивительной женщины - Инна Бронштейн.

Отредактировано Щеголев Сергей (2018-02-02 13:49:07)

Когда вода всемирного потопа
Вернулась вновь в границы берегов,
Из пены уходящего потока
На берег тихо выбралась любовь
И растворилась в воздухе до срока,
А срока было сорок сороков.

И чудаки? ещё такие есть?
Вдыхают полной грудью эту смесь.
И ни наград не ждут, ни наказанья,
И, думая, что дышат просто так,
Они внезапно попадают в такт
Такого же неровного дыханья.

Только чувству, словно кораблю,
Долго оставаться на плаву,
Прежде чем узнать, что "я люблю",?
То же, что дышу, или живу!

И вдоволь будет странствий и скитаний,
Страна Любви? великая страна!
И с рыцарей своих для испытаний
Все строже станет спрашивать она.
Потребует разлук и расстояний,
Лишит покоя, отдыха и сна.

Но вспять безумцев не поворотить,
Они уже согласны заплатить.
Любой ценой? и жизнью бы рискнули,
Чтобы не дать порвать, чтоб сохранить
Волшебную невидимую нить,
Которую меж ними протянули.

Свежий ветер избранных пьянил,
С ног сбивал, из мертвых воскрешал,
Потому что, если не любил,
Значит, и не жил, и не дышал!

Но многих захлебнувшихся любовью,
Не докричишься, сколько не зови.
Им счет ведут молва и пустословье,
Но этот счет замешан на крови.
А мы поставим свечи в изголовье
Погибшим от невиданной любви.

И душам их дано бродить в цветах,
Их голосам дано сливаться в такт,
И вечностью дышать в одно дыханье,
И встретиться со вздохом на устах
На хрупких переправах и мостах,
На узких перекрестках мирозданья.

Я поля влюбленным постелю,
Пусть поют во сне и наяву!
Я дышу? и значит, я люблю!
Я люблю? и, значит, я живу!

Бывает друг, сказал Соломон,
Который больше, чем брат.
Но прежде, чем встретится в жизни он,
Ты ошибёшься стократ.
Девяносто девять в твоей душе
Узрят лишь собственный грех.
И только сотый рядом с тобой
Встанет - один против всех.

Не обольщением, ни мольбой
Друга не приобрести;
Девяносто девять пойдут за тобой,
Покуда им по пути,
Пока им светит слава твоя,
Твоя удача влечёт.
И только сотый тебя спасти
Бросится в водоворот.

И будут для друга настежь всегда
Твой кошелёк и дом,
И можно ему сказать без труда,
О чём говорят с трудом.
Девяносто девять станут темнить,
Гадая о барыше,
И только сотый скажет, как есть,
Что у него на душе.

Вы оба знаете, как порой
Слепая верность нужна;
И друг встаёт за тебя горой,
Не спрашивая, чья вина.
Девяносто девять, заслыша гром,
В кусты убечь норовят.
И только сотый пойдёт с тобой
На виселицу - и в ад!

Слежу со жгучим интересом
за многолетним давним боем.
Во мне воюют ангел с бесом,
а я сочувствую обоим.

Когда устал и жить не хочешь,
полезно вспомнить в гневе белом,
что есть такие дни и ночи,
что жизнь оправдывают в целом.

Не в силах жить я коллективно:
по воле тягостного рока
мне с идиотами — противно,
а среди умных — одиноко.

Поездил я по разным странам,
печаль моя, как мир, стара:
какой подлец везде над краном
повесил зеркало с утра?

За то люблю я разгильдяев,
блаженных духом, как тюлень,
что нет меж ними негодяев
и делать пакости им лень.


Когда, глотая кровь и зубы,
мне доведется покачнуться,
я вас прошу, глаза и губы,
не подвести и улыбнуться.

Я - такое дерево.

Ты хочешь, чтобы я был, как ель, зеленый,
Всегда зеленый — и зимой, и осенью.
Ты хочешь, чтобы я был гибкий как ива,
Чтобы я мог не разгибаясь гнуться.
Но я другое дерево.
Другое дерево.

Если рубанком содрать со ствола кожу,
Распилить его, высушить, а потом покрасить,
То может подняться мачта океанского корабля,
Могут родиться красная скрипка, копье, крыша или белая палуба.
А я не хочу, я не хочу чтобы с меня сдирали кожу,
Чтобы меня строгали рубанком,
Чтобы меня сушили или красили!
Нет, я этого не хочу!
Не потому, что я лучше других деревьев, нет..
Нет, а просто, просто.
Просто, я - другое дерево.

Говорят, если деревья долго лежат в земле,
То они превращаются в уголь, в каменный уголь,
Они долго горят, не сгорая, и это дает тепло.
А я хочу тянуться в небо!
Нет, не потому, что я лучше других деревьев, нет, я этого не говорю.
А просто, просто. Просто я такое дерево.
Я - такое дерево, такое.

Я - другое дерево. Другое дерево.
Такое дерево.

Великолепное чтение Валерии Ланской:

Цитата
Наныкъ пишет:
Бывает друг, сказал Соломон,
Который больше, чем брат.
почему без подписи Малина?

Еще парочка знаменитых стихотворений
ГРИГОРИЯ ПОЖЕНЯНА:

ПОКА СИРЕНЬ В ГЛАЗАХ НЕ ОТЦВЕЛА
Г. Гельштейну

Спешите делать добрые дела,
пока еще не склевана рябина,
пока еще не ломана калина,
пока береста совести бела.
Спешите делать добрые дела.
В колесах дружбы так привычны палки,
в больницах так медлительны каталки,
а щель просвета так порой мала.
А ложь святая столько гнезд свила,
анчары гримируя под оливы.
У моря все отливы и отливы,
хоть бей в синопские колокола.
Пока сирень в глазах не отцвела,
и женщины не трубят в путь обратный,
да будут плечи у мужчин квадратны.
Спешите делать добрые дела.
1974

Еще не зная, что тебя влечет
на рифы неизведанных открытий,
кто поселился, ангел или черт,
в душе, поднявшей паруса отплытий,
еще на изначальном рубеже
ты в поисках глубин идешь мористей,
а тень сомненья расползлась уже
по коже неоформившихся истин.

Но, скрытой одержимостью влеком,
внеклеточной и внематериковой властью,
прозрения накатывая ком,
себя ты чьей-то ощущаешь частью.

Талант надличен.
Как ты ни зови,
как ни тащи за хвост кота удачи -
кровь под ногтями и крыло в крови.
Коль страсти ближе -
горечь правды дальше.

Талант надличен.
Нет ни вечных льдов,
ни тайною задушенной ошибки.
Уже давно под тяжестью годов
заждались нас
пророчества пушинки.

Талант надличен.
Лишь хватило б сил,
все отметая, над тщетой вчерашней
встать у холмов безвременных могил
и ощутить, что ничего не страшно.
1977

Цитата

alan111 пишет:
ЦитатаНаныкъ пишет:
Бывает друг, сказал Соломон,
Который больше, чем брат.
почему без подписи Малина?

Ты имеешь в виду мою подпись под профилем? Если да, то любуйся))

Ведущий: Они пришли в Афганистан. Правительство ДРА просило – они пришли. Не нарушили ни международного права (между двумя странами был соответствующий договор), ни каких-либо других государственных норм. Пришли не как захватчики, а как друзья. Первые колонны советских войск в Афганистане встречали цветами. Они пришли выполнить свой интернациональный долг, помочь народу, совершившему революцию. Они искренне верили в это. И действительно помогали: доставляли для населения продовольствие и топливо, одежду, сельскохозяйственный инвентарь и промышленное оборудование, лечили больных, преподавали в учебных заведениях, строили жилые дома и школы, обеспечивали работу жизненно важных для страны предприятий, электростанций, ирригационных сооружений… Но оказалось, что эта помощь нужна далеко не всем. Многие просто не поняли наших благих намерений: нельзя так сразу перетащить людей из феодализма в ΧΧ век. И афганцы не понимали, зачем им это нужно. А непонимание рождает отторжение.
Здесь и в самом деле другое время. Из воспоминаний:

Чтец 1:
Что расскажешь о Востоке? Непривычная страна:
Здесь совсем другие боги и другие имена…
Там народ неторопливый, почитающий Коран,Где написано красиво о законах мусульман, - написал об Афганистане один из армейских бардов Игорь Морозов.

Ведущий: В Афганистан посылали лучших ребят. Отличники боевой и политической подготовки, комсомольцы – они сами рвались туда, писали заявления, расстраивались, если их не брали.

Ведущий: Такое было время, что не служить в армии считалось трусостью, это было стыдно, а служить в Афганистане было своеобразной гордостью. Добрые, справедливые, наивные ребята, воспитанные на хороших книгах и верившие всему, что пишут в советских газетах, оказались совершенно не готовы к этой войне. Воевавшие дети не воевавших отцов – так часто называют воинов-интернационалистов. Но жизнь быстро излечивала от иллюзий.

Ведущий: Но не только непривычные условия жизни: изнуряющая жара (в Кабуле на севере страны 40 градусов, в других районах доходило до 70), мелкий песок, покрывающий все предметы, пищу, одежду, плохая вода и инфекционные болезни – усложняли и без того нелегкую жизнь солдат. Главным бичом было привычное советское разгильдяйство, неорганизованность, нехватка самого необходимого, особенно в начале.

Ведущий: Условия ведения афганской войны требовали специальной подготовки, а молодое пополнение, чаще всего, приходило необученным. От того, как хорошо усвоишь ты уроки опытных бойцов, зависела жизнь.

Ведущий: Что было самым памятным? Конечно, первый бой, первая встреча с врагом, боевое крещение. Экстремальные обстоятельства, а тем более война, всегда обнажают человеческую суть.

Ведущий: Войны замышляют отмеченные сединой политики, а с автоматами в окопах оказываются те, кому по двадцать–тридцать лет. Они и гибнут в первую очередь – из-за неопытности или, наоборот, излишней разухабистости. Война есть война, здесь надо убивать. Если ты не убьешь первым, то убьют тебя. Смерть подстерегала на каждом шагу, она прикидывалась ребенком, стариком, красивой безделушкой, валяющейся на дороге, песчаным холмом, пыльным лоскутком дороги.

Ведущий: В 1983 году поэт Евгений Евтушенко написал стихотворение, которое было напечатано только в 1989:

Какое из этих стихотворений кажется вам правильным? Кто из поэтов ближе к правде? На эти вопросы каждый ответит сам.

Ведущий: В 1941-м все было ясно – наши солдаты отдавали жизнь за свою Родину. Эта война была совсем другая – странная, непонятная, чужая, только вот кровь лилась наша, и погибали наши дети. Так как же можно теперь одним росчерком пера перечеркнуть все эти жертвы и назвать эту войну политической ошибкой?

Ведущий: Об Афганском конфликте можно еще рассказывать и рассказывать: о настоящих героях и трусах; о тех, кто ехал воевать и фарцевать; о грузе 200; о калеках, которые не хотели возвращаться домой и быть обузой близким; о пленных, которые остались в Афганистане, приняв мусульманство; о горе матерей, потерявших своих детей…
Не будет сына, дочерей и внуков
У всех ребят, погибших на войне.
За чей приказ отдали Богу душу?
Кто виноват? Спросить бы с них вдвойне… А. Колташев

Да, афганский вопрос еще долго будет тревожить сердца и умы людей. О нем будут напоминать пирамидки с красными звездами, боевые награды на пиджаках молодых, костыли и протезы. А бывшим воинам-интернационалистам еще многие годы будут сниться пепельные горы, зеленые зоны и изгрызенные свинцом и металлом серые дороги… Это наша жизнь, наша память, это наша история… Вычеркнуть ее из сердца невозможно…

Составитель: Чистякова Светлана Васильевна

Как-то так случилось, что Ярослава Пулинович незаметно для всех, но согласно законам эволюции, перестала быть юным уральским вундеркиндом и учеником Коляды, очередным подтверждением феномена его школы, которая в бенгальском треске талантов нет-нет, да и выпустит в мировой театр сверкающую спиралевидную шутиху настоящего большого Писателя. Так было с Богаевым, так было с Сигаревым, а теперь вот произошло и с Ярославой.

Она начинала с описания таких же юных, как она сама. Герои ранних пьес Пулинович были протестующими, запутавшимися, не знающими, как жить правильно, но полными жажды жить. Они были трагичны в своих попытках вырваться из мира, из которого нет выхода, но именно за чистоту их порыва, за несогласие с жестокостью и безнадежностью реальности мы и любили их. А еще во всем, что писала Ярослава про своих сверстников, были невероятная точность образа, четкость и правда психологии и психики молодых и рассерженных ее героев, которые бились и умирали в поисках любви.

Ну а нам, любителям всего искреннего, пусть и несовершенного, остается надежда, что Ярослава в какой-то момент вдруг перестанет метаться в профессиональный театр глыбы Больших Пьес и опять напишет для нас точную и болезненную вещь про юное и совершенно не поддающееся никаким драматургическим просчетам сознание подростка откуда-нибудь из Нижнего Тагила…

Сельский магазин. Здесь продают всё – от продуктов до дешевых шампуней, косметики и одежды. Ассортимент небольшой, но местные жители не жалуются. Эльза – высокая худощавая пожилая женщина – рассматривает туфли, выставленные на прилавок в углу магазина. Продавщица Марина смотрит телевизор.

ЭЛЬЗА. А у вас ничего такого с каблучком, Марина, нет?
МАРИНА. Так мы же для пенсионеров, Эльза Александровна, завозим. За каблучками молодежь сама в город ездит.
ЭЛЬЗА. Так я вроде тоже не молодуха. А вот хочется, знаете, что-то такое…
МАРИНА. Какое?
ЭЛЬЗА. Интересное.
В магазин заходит Зинаида Михайловна – ровесница Эльзы, румяная полная пенсионерка.
ЗИНАИДА. Доброе утро, Элечка! Ну как ты? Отошла немного?
ЭЛЬЗА. Немного отошла…
ЗИНАИДА. Ну что поделать, надо, Элечка, привыкать, ты теперь вдова, надо привыкать, что тут скажешь. Это нас всех ждет. Вот разве что мой Иван всех нас переживет, здоровый он у меня как бык. Врачи говорят, до ста лет проживет. А вообще, надо привыкать, бабий век – он такой, оглянуться не успеешь, и уже вдова…
Эльза кивает, рассматривает обувь.
ЗИНАИДА. Туфли, что ли, решила прикупить? Вот эти вот возьми, я сама в таких бегаю – и удобно, и недорого… Это наша фабрика шьет, не китайская. Марин, скажи?
МАРИНА. Говорю.
ЭЛЬЗА. Да я, наверное, в город съезжу, присмотрюсь. Мне бы что-то такое на каблучке…
В магазин заходит пенсионерка Таисия Петровна.
ЗИНАИДА. Ой, вот и Таечка пришла! Ну как твое здоровье? Артрит все мучает?
ТАИСИЯ. Да не говори, Зина, лечусь, лечусь, и то одно, то другое. Врач говорит: ну а что вы хотите, вам восемьдесят лет, все по возрасту у вас, все по возрасту. Как Слава помер, так я и слегла… Раньше-то он болел, я вокруг него бегала, а теперь вокруг кого мне бегать? Вот и болею себе.
ЗИНАИДА. Тоскуешь по нему?
ТАИСИЯ. А как по-другому? Всю жизнь вместе…
ЗИНАИДА. Ну это у всех по-разному. Элечка вот уже через неделю новые туфли пошла покупать на каблуке…
ЭЛЬЗА. Что же мне, Зинаида, босиком ходить? Марин, булку хлеба и пачку сахару продай, пожалуйста.
Марина продает Эльзе хлеб и сахар.
ЗИНАИДА. Элечка, так я не к тому, что ты подумала! Я к тому, что все люди разные. Вот Таечка и через два года в себя прийти не может, а ты у нас женщина крепкая…
Эльза выходит из магазина. Идет по деревенской, набухшей грязью дороге. Старательно обходит лужи. Вдруг останавливается. Шумно вдыхает в себя воздух. Весна. Пахнет дождем, свинарником и первыми травами.

Вечер. Двор Василия Игнатьевича. За столом в беседке сидят Эльза и Василий. Пьют чай.
ВАСИЛИЙ. Вы ешьте, ешьте…
ЭЛЬЗА. Я ем, спасибо… Я до еды раньше жадная была. Потому что ее не было, еды-то. А потом прошло. Старость, наверное. Старость – это когда ничего не хочется. А я раньше времени постарела, стало быть.
ВАСИЛИЙ. Не нужно вам стареть. Я, знаете, как думаю? Когда мне было пять, это был я. Когда мне было десять, это тоже был я. И в пятнадцать, и в тридцать. А сейчас мне семьдесят два, и это все равно я. А если я – это я и в пять, и в семьдесят два, значит, старости нет.
ЭЛЬЗА. А вот не скажите, все-таки есть. Когда я жила в детском доме, я ждала маму и верила, что дальше все будет гораздо лучше. Потом мы жили с мамой, я была школьницей и знала, что очень скоро все изменится. А потом, когда мы поженились с Петей и я родила свою Ольгу, я перестала верить. Поняла, что ничего не будет лучше. Что жизнь – она как паек в детском доме. Дали тебе миску с похлебкой, и ешь ее. Не хочешь – другой не будет.
ВАСИЛИЙ. А если будет?
ЭЛЬЗА. Только романтики так думают. Я рада той жизни, которую прожила. Она была, конечно, не самой удивительной, не самой лучшей. Но она все-таки была. У меня все есть. Есть дочь, внучка, правнучка, есть мой дом, мой огород, мои грядки…
ВАСИЛИЙ. Розы! Мы опять про них забыли!
ЭЛЬЗА. Ну вот… Опять… Не переживайте, завтра посадим.
ВАСИЛИЙ. А я не переживаю.
ЭЛЬЗА. Не переживаете?
ВАСИЛИЙ. Нет.
ЭЛЬЗА. Не переживайте. Я завтра к вам приду.
ВАСИЛИЙ. Вы так говорите, как будто домой собрались.
ЭЛЬЗА. Вообще-то уже вечер.
ВАСИЛИЙ. Ну и что? Мы люди старые, нам завтра не на работу.
ЭЛЬЗА. Нет.
ВАСИЛИЙ. Я только в начале лета ушел из школы. Попросили. Я не в обиде, я понимаю. Я старый. А им нужны молодые. Но через два месяца первое сентября. Боюсь, буду хандрить, обижаться. Но ведь обижаться нельзя. Я старый, они молодые. Все правильно. Но все равно обижусь. Такой уж характер.
ЭЛЬЗА. Разве у вас плохой характер?
ВАСИЛИЙ. Не плохой, но противный. С годами я стал очень упрям. Это, конечно, хорошо, но иногда бывает плохо.
ЭЛЬЗА. Вася, я вас давно хотела спросить…
ВАСИЛИЙ. Спрашивайте.
ЭЛЬЗА (вытягивает ноги). А вам нравятся мои туфли?
ВАСИЛИЙ. Вы в них похожи на кузнечика.
ЭЛЬЗА. Это плохо?
ВАСИЛИЙ. Нет, это хорошо. (Гремит гром.) Кажется, дождь начинается.
ЭЛЬЗА. Может, еще обойдет стороной?
Первые крупные капли падают на землю.
ЭЛЬЗА. Не обойдет.
ВАСИЛИЙ. Пойдемте в дом?
Начинается ливень.
ВАСИЛИЙ. Бежим!
ЭЛЬЗА. А конфеты? А чайник?
Эльза пытается собрать чашки, чайник и конфеты.
ВАСИЛИЙ (утягивает ее за руку). Бог с ними!
Василий снимает пиджак, прикрывает им Эльзу. Они бегут к дому.
В доме Эльза осматривается.
ЭЛЬЗА. Как у вас интересно. Вы книги из города привезли?
ВАСИЛИЙ. Да, не могу без них, привычка. А пойдемте на чердак? Там, правда, немного грязно, зато как в детстве.
ЭЛЬЗА. А я ни разу в жизни не была на чердаке. Даже в детстве.
ВАСИЛИЙ. Как такое возможно?
ЭЛЬЗА. Мы с мамой жили в теплушке, у нас не было чердака. А потом я вышла замуж.
ВАСИЛИЙ. Муж не разрешал вам лазить на чердак?
ЭЛЬЗА. Муж… Он был такой… Он бы этого не понял.
ВАСИЛИЙ. Ну так идемте скорее!
По маленькой скрипучей лестнице Василий и Эльза забираются на чердак. Эльза чихает.
ВАСИЛИЙ. Будьте здоровы!
ЭЛЬЗА. И вам не болеть.
Оба вдруг смеются. Дождь изо всех сил барабанит по крыше.
ЭЛЬЗА. А что люди делают на чердаках?
ВАСИЛИЙ. Строят дома.
ЭЛЬЗА. Это как?
ВАСИЛИЙ. А вот так.(Накрывает старый стол каким-то покрывалом.) Залезайте скорее.
Василий помогает Эльзе залезть под стол.
ЭЛЬЗА. И что в этих домах делают?
ВАСИЛИЙ. Играют в пиратов. Рассказывают страшные истории.
ЭЛЬЗА. Расскажите одну…
ВАСИЛИЙ. Одна маленькая девочка заблудилась в темном-темном лесу и встретила там волка. Страшно?
ЭЛЬЗА. Нет.
ВАСИЛИЙ. Почему?
ЭЛЬЗА. Потому что она взяла с собой ружье. Кто бы отпустил маленькую девочку в лес без ружья?
ВАСИЛИЙ. Хорошо. Тогда расскажите свою.
Пауза.
ЭЛЬЗА. Одного человека вызвали в НКВД. Он знал, что с ним хотят поговорить о каком-то важном деле. Поэтому он помылся, побрился и надел рубашку с галстуком. Он ушел, и больше его никто не видел. А это страшно?
ВАСИЛИЙ. Таких историй много.
ЭЛЬЗА. В детстве я думала, что страшнее этого ничего не может быть.
ВАСИЛИЙ. Еще на чердаке читают книги. Про пиратов или обычные. Только нужен фонарик.
ЭЛЬЗА. Я видела какие-то книги на столе.
Эльза выглядывает из укрытия, вытягивает со стола первую попавшуюся книгу. Василий достает сотовый телефон, включает его как фонарик.
ВАСИЛИЙ. Страница семьдесят два, четырнадцатая строчка сверху.
ЭЛЬЗА (вглядывается в буквы, сбивчиво читает).
Любовь богаче делом, чем словами:
Не украшеньем – сущностью гордится.
Лишь нищий может счесть свое именье;
Моя ж любовь так возросла безмерно,
Что половины мне ее не счесть.
Эльза неловко откладывает книгу.
ЭЛЬЗА. Вы что-нибудь поняли? Я – нет! Белиберда, правда? (Смеется, вылезает из-под стола.) Вот сколько всего я, оказывается, пропустила.
Василий вылезает из-под стола следом за Эльзой.
ВАСИЛИЙ. Не переживайте, вы быстро наверстаете. (Тихонько напевает.) Трам-таратам-тарарам-трам-там-там… Был в моей юности такой вальс. Помните?
ЭЛЬЗА. Вот этот? Трам-там-да-да-трам-да-ра-рам?
ВАСИЛИЙ. Нет, там дальше было (берет Эльзу за руки, кружится с ней) трам-та-да-дам-трам-тарам-трам-тарам.
ЭЛЬЗА. Там-та-да-да-та-да-та-да-да…
ВАСИЛИЙ. А вы любите танцевать?
ЭЛЬЗА. Я не знаю. Никогда не пробовала.
ВАСИЛИЙ. Неужели вы с мужем не ходили на танцы?
ЭЛЬЗА. Нет. Мой муж, он был такой… Как вам сказать… Я бы не сказала, что он был злой. Для Оли он всегда был добрый, например. Но я ему сломала жизнь, понимаете? И вот за это он меня, конечно, ненавидел.
ВАСИЛИЙ. Как же вы так умудрились?
ЭЛЬЗА. Не знаю. Я закончила техникум, вернулась в деревню, устроилась учетчицей в колхоз. Он работал там шофером. Поздно вечером предложил подвезти. Я была наивная и ни о чем таком не подозревала даже. А он выпивший был. Вырывалась, кричала. Он потом сказал: раз сама в машину села, значит, хотела. Я забеременела Олей. Ну а Петя вроде как испугался огласки, пришел свататься. Мать сказала – выходи, деваться некуда. Ты – немка, бесприданница да еще и с таким позором, кто на тебя позарится? Вот я и вышла. Сломала ему жизнь. Меня он бил, обзывал по-разному, всякое случалось. А для Оли был готов на все. Как будто два разных человека в нем сидели. Олю он всюду с собой брал. А мы с ним никуда не ходили. Так и прожили, словно чужие. Даже не целовались ни разу. Мне фильмы нравятся только такие, где люди целуются… У меня вот дома тарелка, и по ней всякие каналы. Там один такой есть, я его иногда включаю. И чего только люди не придумают, ой! Я не то чтобы это все смотрю, но в философских целях… Интересно! Разврат, конечно, я понимаю. Но вот они там целуются, а я все представить пытаюсь… Щекотно, наверное, и носы мешают?
ВАСИЛИЙ. Целоваться – это очень неприятно. И носы мешают, и щетина колется, и губы потом болят.
ЭЛЬЗА. Вы серьезно?
ВАСИЛИЙ. Абсолютно.
ЭЛЬЗА. А зачем же люди тогда целуются?
ВАСИЛИЙ. Мазохисты.
ЭЛЬЗА. Ну вот видите, может, оно и к лучшему, что я так и не…
Василий целует Эльзу.
ВАСИЛИЙ. Щекотно?
ЭЛЬЗА. Дождь кончился. И вдруг захотелось конфет.
ВАСИЛИЙ. Я принесу.
ЭЛЬЗА. Пойдемте вместе? Не хочу без вас…
ВАСИЛИЙ. Давайте руку. (Берет Эльзу за руку.) Она у вас дрожит.
ЭЛЬЗА. Это потому что жарко…
ВАСИЛИЙ. Или потому что холодно.
ЭЛЬЗА. Но ведь это одно и то же.
ВАСИЛИЙ. Я скажу сыну, он привезет мне из города целый багажник конфет.
ЭЛЬЗА. Нет, что вы. Мне хватит одной.
ВАСИЛИЙ. Я все равно скажу. Лето только начинается.
ЭЛЬЗА. А у меня огород не полот.
ВАСИЛИЙ. Ну и пусть зарастает. Зачем он вам нужен? У меня есть газон. Много газона. Нам хватит.
ЭЛЬЗА. Завтра обязательно посадим розы. (Вдруг целует Василия.) Нет. Не мешают.

Дом Эльзы. Эльза вытащила из шкафа весь свой скудный гардероб, аккуратно разложила на диване платья, блузки, юбки. Заходит Ольга.
ЭЛЬЗА. Оля? Вот решила провести ревизию, давно не разбирала шкаф…
ОЛЬГА. Мама?! Ну и с кем это ты вчера в палисаднике целовалась? Мне соседи доложили.
Эльза уходит на кухню. Ольга идет за ней.
ЭЛЬЗА. Чаю хочешь?
ОЛЬГА. Ты мне на вопрос ответь.
ЭЛЬЗА. Да с кем, с кем… Я не знаю. Люди тебе всякое скажут…
ОЛЬГА. Приехали! Я чего угодно от тебя могла ожидать! Мама, ты дату рождения в своем паспорте видела? Тебе уж помирать пора, прости господи, а ты на гульки побежала!
ЭЛЬЗА. Не надо разговаривать со мной в таком тоне!
ОЛЬГА. А в каком, в каком еще тоне с тобою разговаривать? Ты – девочка малолетняя? Или совсем в старческий маразм впала? На всю деревню позор! Не успела мужа схоронить, побежала на гулянки!
ЭЛЬЗА. Ну, допустим, мужа я схоронить все-таки успела…
ОЛЬГА. Сорок дней не прошло. Ты – предательница, понимаешь? Самая настоящая! Отец для тебя все, все сделал – дом построил, сад, все своими руками! А ты…
ЭЛЬЗА. А что я от отца-то твоего за все эти годы видела? Слова доброго не сказал! Только и слышала: голодранка, стерва, фашистка! Ни цветочка, ни конфетки за всю жизнь не принес!
ОЛЬГА. А тебе дома мало?
ЭЛЬЗА. Дом, дом! Всю жизнь только на этот дом и горбатились! На этот огород! С утра до ночи не разогнуться! Ни семьей собраться, ни чаю выпить посидеть, а только – работай, работай давай, не сиди, впахивай, не сахарная поди!
ОЛЬГА. Ну уж извините, сударыня, не дал вам бог богатеньких родственников! Если бы не отец, где бы ты сейчас была?
ЭЛЬЗА. Тебя не спросила!
ОЛЬГА. Да сдохли бы вы с бабкой в своей теплушке от голода! Отец тебя из грязи в князи вытащил, всю жизнь на дом, на семью горбатился. И вот, дожили! Побежала в палисадник целоваться! В палисадник, который, между прочим, твой муж построил!
ЭЛЬЗА. Всю жизнь в галошах, черт-те в чем, с культей на голове. А я красивая была, красивей профурсеток ваших в телевизоре, у меня талия была пятьдесят шесть сантиметров, ноги длинные, волосы до попы. (Идет в комнату, собирает в охапку свои вещи.) Вот что он мне оставил, вот! Сломанную руку и тряпье из сельмага! Богато уже ведь жили, а он все на рынках торговался, за каждую копейку, думала, удавится. Попросила помаду однажды. Не для вашего рыла – было мне сказано, – не про вашу честь.
ОЛЬГА. Значит, ты ему мертвому отомстить теперь решила, так сказать?
ЭЛЬЗА. Нет! Не хочу я никому мстить! А если я по правде в первый раз в жизни? А если он человек хороший, если он разговаривает со мной, если мне с ним дышать по-другому сразу…
ОЛЬГА. Мам, ты совсем?
ЭЛЬЗА. Мы с ним стихи читали, я не поняла ничего, вальс танцевали, конфеты на столе, и еще багажник будет, на чердаке дождь стучит, туфли новые, я в них на чердак не побоялась, он мне руку протянул и потом… носы не мешают…
ОЛЬГА. Мама, что с тобой?
ЭЛЬЗА. Олечка, просто я…
ОЛЬГА. Мам, еще раз такое скажешь, я тебе дурку вызову, я серьезно.
ЭЛЬЗА (вдруг замирает, загнанно смотрит на дочь). Уходи!
ОЛЬГА. Ты меня выгоняешь?
ЭЛЬЗА. Да. Это мой дом.
ОЛЬГА. Такой же твой, как и мой. Отец его строил для нас.
ЭЛЬЗА. Я здесь пока еще хозяйка. Уходи.
ОЛЬГА. Кто он?
ЭЛЬЗА. Этого я тебе уж точно не скажу.
ОЛЬГА. Кто он? Говори!
ЭЛЬЗА. Пошла вон!
ОЛЬГА. Ты дождешься у меня, я тебя точно в дурку…
Ольга уходит. Эльза топчет брошенные на пол вещи.

У магазина стоят Зинаида и Таисия. Василий и Эльза заходят в магазин. За прилавком смотрит свой сериал Марина.
ЭЛЬЗА. Мариночка, у вас сумки не завезли?
МАРИНА. Так у нас только хозяйственные, Эльза Александровна, вы же сами знаете.
ЭЛЬЗА. Спасибо, Мариночка.
МАРИНА. Да не за что.
ЭЛЬЗА (выходя из магазина, односельчанкам). Забыли к свадебному платью сумку купить. А у нас же приличную не найдешь. Ну ничего, Василий Игнатьевич, завтра поедем с вами в город и выберем что-нибудь подходящее. Свадьба, девчата, – это очень утомительное занятие: одно, другое, третье… Хорошо хоть в медовый месяц уедем, отдохнем.
ЗИНАИДА. Куда собрались, Элечка?
ЭЛЬЗА. В Париж. На южное море. Да, Василий Игнатьевич?
Эльза под ручку с Василием уходят.

Эльза подходит к дому Василия. Никто не встречает ее у ворот. Эльза заходит во двор. Из дома выходит Изабелла.
ИЗАБЕЛЛА. Чего вам еще? Я же сказала – не приходите сюда!
ЭЛЬЗА. Но мне нужно…
ИЗАБЕЛЛА. Ничего вам не нужно! Я знаю, что говорю. Завтра мы увозим его в город! У человека инфаркт – можно это понять или нет? Человеку нужен покой!
ЭЛЬЗА. Но я…
ИЗАБЕЛЛА. Вы всё ходите и ходите! Я вам русским языком сказала – нечего сюда шляться! Послушайте меня наконец, отвяжитесь уже от нашего папы, не ходите, не позорьтесь! Вы что, сами не понимаете, что все из-за вас?!
ЭЛЬЗА. Из-за меня?
ИЗАБЕЛЛА. А из-за кого?! Вы же всю душу из него вынули своими тряпками, сумками, женитьбой этой! На квартиру его уже, на дом губу раскатали! Поженились бы, а через недельку после свадебки и помер бы наш папаша от неизвестного отравления! Ваша дочка-фельдшерица что-нибудь красивое в свидетельстве бы написала, и все шито-крыто, концы в воду! И не говорите мне, что это неправда!
ЭЛЬЗА. Но ведь это неправда. Вы меня совсем не знаете.
ИЗАБЕЛЛА. Я хорошо знаю эту жизнь! Я с вами по-хорошему хотела, но вы, хохлы, по-хорошему не понимаете! Фашисты! Что стоишь? Пошла вон, фашистка! Фашистка!
Эльза разворачивается и уходит, почти бежит, низко опустив голову, как бежала когда-то по этой же самой улице от других, таких же.

Утро. Эльза заходит в магазин. Марина, сидя на своем месте, смотрит все тот же сериал.
ЭЛЬЗА. Мариночка, две пачки порошка для автомата. Не успела вчера купить. А у Дашки воду отключили, они мне целую гору белья принесли.
МАРИНА. Эльза Александровна, а я вас жду. Я же два раза в неделю в Ивантеевском санатории вахтершей дежурю.
ЭЛЬЗА. А-а-а. Не знала.
МАРИНА. Он там. Его вчера привезли.
ЭЛЬЗА. Как он?
МАРИНА. Ходит. Только с палочкой еще. Говорит, на поправку пошел, а раньше лежал совсем как инвалид. Мы с ним две минуты, не больше, он даже черкнуть не успел. Эта стерва от него ни на шаг. Он просит вам передать, что любит вас. Что вернется скоро. У него там телефона нет, сказал, что эта отобрала. Просит написать ему, и он вам напишет. А я передам.
ЭЛЬЗА. А еще? Еще что сказал?
МАРИНА. Сказал, что это… Что жалеет, что не научил своего сына бить женщин, потому что некоторых бы стоило.
ЭЛЬЗА. Когда ты идешь на дежурство?
МАРИНА. Послезавтра.
ЭЛЬЗА. Мариночка, я завтра тебе передам. Я ему еще гостинцев соберу. Ты там незаметно сможешь?
МАРИНА. Гостинцев не надо, их там кормят на убой.
ЭЛЬЗА. Хорошо. Тогда только письмо. Ты с десяти здесь?
МАРИНА. Ну да.
ЭЛЬЗА. Завтра прямо с утра занесу.
МАРИНА. Они там ищут ему сиделку, чтобы немолодая и смогла составить компанию пенсионеру. Эта его невестка так медсестре сказала… А он, Эльза Александровна, просил вам передать, что он вас любит.
ЭЛЬЗА. Мариночка, ласточка моя, спасибо! Все, побежала писать письмо!
МАРИНА. Подождите, порошок же еще!
ЭЛЬЗА. А! Да.
Эльза покупает порошок, выходит из магазина.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции