Почему наташа пытается отравиться мышьяком


Пьер Безухов.
Иллюстрация М. С. Башилова
В этой статье читайте краткое содержание романа "Война и мир" Толстого - том 2 часть 5.

Эта часть состоит из 22 глав и освещает следующие события:

  • Борис Друбецкой сватается к богатой, но некрасивой Жюли Карагиной
  • Наташа Ростова влюбляется в Анатоля Курагина. Они планируют побег, но их план раскрывается
  • Наташа тяжело переживает разрыв с Анатолем и его предательство
  • Андрей Болконский возвращается в Россию из-за границы и узнает об измене Наташи

I
После помолвки Андрея и Наташи Пьер Безухов узнает о смерти своего благодетеля – масона Иосифа Алексеевича. Пьер избегает общества братьев-масонов, развлекается в холостых компаниях. Чтобы не компрометировать жену, Элен Безухову, Пьер уезжает жить в Москву и возвращается к развратной жизни.

II
(начало зимы)
Старик Болконский с дочерью, княжной Марьей Болконской, и другими членами семьи Болконских приезжает в Москву.

III
(декабрь 1810 года)
Именины старого князя Николая Болконского. На обед к старому Болконскому приезжают только 6 гостей. Среди них – граф Ростопчин, Пьер Безухов и Борис Друбецкой. Гости разговаривают о Наполеоне и политике. Вечер заканчивается, и гости уходят.

IV
Княжна Марья разговаривает с Пьером. Пьер предупреждает Марью, что расчетливый Борис Друбецкой приезжает к ней так часто не просто так, а с целью жениться. Пьер рассказывает Марье, что Борис выбирает между двумя невестами: между ней и богатой Жюли Карагиной.

V
Борис Друбецкой уже месяц ухаживает за Жюли Карагиной. Она богата, но некрасива и не нравится Борису. Борис надеется жениться по любви, но мечтает о богатстве Жюли. В конце концов Борис делает предложение Жюли. Жюли и Борис планируют свадьбу.


VI
(конец января 1811 года)
Старый граф Ростов с Наташей и Соней приезжают в Москву. Они живут в доме Марьи Дмитриевны Ахросимовой.

VII
Ростовы приезжают с визитом к семье Болконских в Москве. Наташа - невеста Андрея Болконского, который в это время находится за границей. Наташа и княжна Марья не нравятся друг другу, но они стараются вежливо беседовать. Старый князь Болконский ведет себя притворно вежливо. Наташа чувствует беспричинную ненависть Болконских к ней. Дома Наташа рыдает от обиды на злых Болконских.

VIII
Ростовы и Марья Дмитриевна едут в оперу. Наташа видит в театре Элен Безухову, офицера Долохова, Бориса Друбецкого и Жюли Карагину, Анну Михайловну Друбецкую и других знакомых.

IX
В опере Наташа и Соня знакомятся с красавицей Элен Безуховой. Элен приглашает девочек в свою ложу, чтобы вместе смотреть спектакль. Во время представления в зал входит брат Элен, красавец Анатоль Курагин. Она понимает, что нравится Анатолю, который не сводит с нее глаз (см. История любви Наташи и Анатоля).

X


Анатоль Курагин.
Иллюстрация А. В. Николаева
В антракте в ложу Элен заходит ее брат Анатоль. Он дает Наташе понять, что без ума от ее красоты. Наташа чувствует что-то необыкновенное в присутствии Анатоля, это волнует ее. Приехав домой, она упрекает себя за то, что мысленно изменяет своему жениху Андрею Болконскому.

XI
У Анатоля не лучшая репутация в обществе. Кроме того, он официально женат, хотя и скрывает это (об этом знают его друзья, а также Пьер Безухов). Два года назад Анатоль имел очередной роман с польской девушкой. Отец девушки заставил его жениться. В итоге Анатоль уехал, но обещал помогать деньгами. В Москве он теперь ведет жизнь холостяка.
После встречи с Наташей в опере Анатоль решает приударить за ней.

XII
К Ростовым приезжает Элен Безухова и приглашает Наташу Ростову к себе на вечер (на самом деле Элен пытается свести своего брата Анатоля и Наташу).

XIII
Граф Ростов привозит Соню и Наташу на вечер к Элен Безуховой. Наташа чувствует на себе взгляд Анатоля все время. Оказавшись наедине, Анатоль целует Наташу. После этого девушку мучают угрызения совести. Наташе кажется, что она любит и князя Андрея, и Анатоля.

XIV
На следующее утро Марья Дмитриевна Ахросимова рассказывает Ростовым, что старик Болконский не хочет брака Наташи и Андрея. Служанка тайно передает Наташе письмо от Анатоля Курагина. Анатоль пишет, что по некоторым причинам он не может появляться у Ростовых в гостях, и что родители никогда не выдадут Наташу за него. Анатоль предлагает Наташе побег, чтобы тайно обвенчаться и быть вместе вопреки преградам.

XV
Пока Наташа спит, Соня находит письмо, присланное Наташе от Анатоля, и читает его. Соня будит Наташу, и та признается, что любит Анатоля. Затем Наташа пишет княжне Марье письмо, в котором отказывается выходить замуж за князя Андрея.

Позже на обеде у Курагиных Наташа что-то тихо обсуждает с Анатолем. Вечером Наташа сидит у окна и, очевидно, кого-то ждет. Соня подозревает, что Наташа собирается бежать с Анатолем. Соня следит за Наташей, чтобы не допустить ее побега.

XVI
Анатоль готовится увозить Наташу. Приятель Анатоля, офицер Долохов, помогает ему все подготовить: находит деньги, ямщика, священника и т.д. Анатоль говорит Долохову, что после венчания он собирается бежать с Наташей за границу. Долохов пытается отговорить Анатоля от этой авантюры.

XVII
Долохов берет с собой шубу, чтобы во время побега укутать Наташу. Анатоль и Долохов едут на тройках к дому Ростовых. Анатоль входит на крыльцо Ростовых. Лакей просит Анатоля сначала зайти к барыне и преграждает ему путь. Молодые люди понимают, что их пытаются поймать, и убегают прочь от дома Наташи.

XVIII
Автор рассказывает, как Соне удалось предотвратить побег Наташи: ранее в этот вечер Соня рассказывает Марье Дмитриевне Ахросимовой о планах Наташи и Анатоля. Та запирает Наташу дома и просит слуг заманить Анатоля.

После неудачного побега Наташа плачет. Марья Дмитриевна ругает ее за позор, который мог случиться. Ростовы решают ничего не говорить отцу, графу Ростову. Когда он приезжает из деревни, то подозревает что-то. Ему объясняют, что Наташа просто больна.

XIX
Пьер последнее время избегает общения с Наташей, потому что у него просыпаются к ней чувства. Он считает, что не может любить невесту своего друга (Наташа - невеста Андрея Болконского).

Наташа признается отцу в том, что отказала Андрею Болконскому. При встрече Пьер рассказывает Наташе, что Анатоль был обвенчан с польской девушкой, но скрывает это. Наташа не хочет верить в подлость Анатоля.

XX
Приехав домой, Пьер находит там Анатоля и предлагает ему деньги за то, чтобы тот уехал из Москвы подальше от Наташи. Анатоль уезжает на следующий день.

XXI
Узнав о тайной женитьбе Анатоля, Наташа пытается отравиться. Ее удается спасти, но после этого она болеет.

Несколько дней спустя приезжает князь Андрей. Старый князь Николай Болконский показывает Андрею записку от Наташи, где она отказывается от замужества. Так Андрей узнает, что Наташа больше не его невеста.

Пьер приходит в гости к Болконским. Андрей просит Пьера не говорить с ним о Наташе. Он тяжело переживает ее предательство. Зато старик Болконский и княжна Марья рады, что свадьба Андрея не состоится.

XXII
Пьер приезжает к Ростовым. Наташа поручает ему передать князю Андрею, что она просит у того прощения за свое предательство. Наташе стыдно. Пьер утешает ее и предлагает ей свою дружбу. Он просит рассчитывать на него в трудную минуту.

Таково краткое содержание романа "Война и мир" Льва Толстого - том 2 часть 5.

Главные герои

После того, как Наташа Ростова и Андрей Болконский обручились, Пьер Безухов почувствовал, что продолжать прежнюю жизнь невозможно. Хотя ему нравилась внутренняя работа по самоусовершенствованию.

Николай Болконский приехал в Москву среди зимы, и сразу стал предметом особенного почтения среди жителей города, а также центром оппозиции по отношению к правительству. Он весьма постарел в этот год, признаки были налицо: неожиданные засыпания, забывчивость ближайших событий и яркие воспоминания прошлых лет, детское тщеславие, с которым он принимал роль главы оппозиции. И если в Москве князь Николай чувствовал себя неплохо, то княжна Марья, лишенная прежних радостей, явно страдала. Она не ездила в свет, потому что отец не отпускал от себя, оставила всякую надежду на замужество. Друзей у Марии также не было, новые так и не появились, а в прежних – мадмуазель Бурьен и Жюли Карагиной – она разочаровалась. Особенно неожиданная ситуация возникла с Жюли. Девушки были очень близкими подругами, когда переписывались в продолжение пяти лет, а при личной встрече вдруг стали чужими друг другу. Жюли пребывала в том периоде стареющейся светской барышни, которая чувствует, что настал последний шанс выйти замуж и ее участь должна решиться либо сейчас, либо уже никогда.

Бедной княжне Марии в Москве поговорить было совершенно не с кем, не кому излить душу, разделить печаль и горе, которых за этот период прибавилось немало. Приближался срок возвращения князя Андрея и его женитьбы на Наталье Ростовой, но Мария видела, как ожесточен отец против этого брака. Даже разговоры о графине Ростовой выводили старого князя из себя. Кроме этого, был еще один веский повод для переживаний: занятия с шестилетним племянником Николушкой. Княжна Мария, делая с ним уроки, узнавала в себе самой признаки раздражительности своего отца и приходила от этого в ужас.

Девушка каждый раз садясь с ребенком за французскую азбуку, пыталась как можно быстрее вложить в него знания, и если мальчик что-либо не понимал, она повышала голос, вздрагивала, иногда ставила его в угол и сама начинала плакать над своей необузданной грешной натурой. В эти минуты добрый мальчик без позволения выходил из угла и утешал тетю, вытирая ей слезы и нежно гладя по щекам.


Глава третья

В 1811 году в Москве проживал очень известный доктор по имени Метивье, хорошо владеющий искусством врачевания. Он был красивым, высоким и кроме того, любезным, как француз. Именно этого человека приняли в домах высшего общества как равного себе. Даже князь Николай Андреевич допустил к себе этого уникального доктора, который посещал его два раза в неделю. Даже в именины князя, когда вся Москва была у подъезда его дома, Николай Андреевич пригласил на праздничный обед только тех, кто был в списке, который он передал княжне. В это самое время доктор Метивье зашел в дом, пренебрегая запретом, на основании того, что он врач. Его пропустила княжна Марья.

Предлагаем проследить путь Пьера Безухова в романе Л. Толстого “Война и мир”

В два часа начали съезжаться гости – избранные шесть человек. В числе приглашенных были Борис Друбецкой, к которому князь был сильно расположен, и Пьер Безухов. За обедом обсуждали и городские, и политические новости. В продолжение беседы князь Николай рассказал о том, как выгнал Метивье, мотивируя свой поступок тем, что французский доктор не кто иной, как шпион. Хотя причин для такого вывода было явно недостаточно, никто не возражал.

Гости стали поздравлять князя. Подошла и Марья, на которую отец посмотрел сердитым, холодным взглядом, всем видом давая понять, что он не забыл утренний разговор, и решение осталось в силе.

В Петербурге Борису Друбецкому не удалось жениться на богатой невесте, и он решил попытать счастья в Москве. Здесь перед молодым человеком предстал выбор между двумя девушками: Жюли Карагиной, , и княжной Марией. Обе были некрасивыми лицом, но Жюли принимала ухаживания Бориса, в то время как Мария не обращала на него никакого внимания и даже отвечала невпопад.

В то время дом Карагиных был одним из самых богатых и гостеприимных. Жюли старалась быть особенно ласковой к Борису, жалела о том, что он рано разочаровался в жизни, и показала ему свой альбом.

Глава шестая

Илья Андреевич вместе с Наташей и Соней приехали в Москву. Главу семейства Ростовых ждали здесь каждый день, но графиня по причине болезни не имела возможности последовать за мужем. Так как стояла зима, и в доме Ростовых не топилось, было принято решение временно остановиться у гостеприимной Марии Дмитриевны Ахросимовой, которая жила одна: дочь ее вышла замуж, а сыновья были на службе.


Мария Дмитриевна имела твердый, волевой характер, была прямолинейной и решительной, и когда видела в других слабости или пороки, упрекала за них. Активная и целеустремленная, она с утра занималась домашним хозяйством, затем ездила по праздникам к обедне, оттуда – в остроги и тюрьмы, где у нее были дела, о которых она никому не рассказывал; а за обедом принимала гостей, которых каждый день бывало по несколько человек. На ночь Мария Дмитриевна читала газеты и книги, а также вязала.

Ростовы приехали поздно вечером, но Мария Дмитриевна еще не легла в постель. Со строгим и недовольным видом она смотрела на входящих, и если бы в это время, заботясь о гостях, Мария Дмитриевна не отдавала указания слугам по поводу того, как разместить их, можно было бы подумать, что она озлоблена и сейчас выгонит приезжих. Когда Ростовы, переодевшись после дороги, пришли пить чай, хозяйка дома по порядку перецеловала всех. Мария Дмитриевна была рада всей душой, что они приехали и остановились в ее доме. На следующее утро хозяйка дома подозвала к себе Наташу и стала одобрять ее выбор по поводу Андрея Болконского, радуясь тому, что эти молодые люди решили соединить свои судьбы. Опасаясь того, что отец Андрея против этого брака, Мария Дмитриевна настоятельно советовала Наталье набраться терпения и войти в семью смиренно и с любовью.

Несмотря на видимую застенчивость, в глубине души Наташе было неприятно, что посторонние люди вмешиваются в ее личную жизнь. Она любила и считала себя любимой, а кроме этого, ничего не хотела знать.

К обеду Наташа вышла с красными от слез глазами, но Мария Дмитриевна сделала вид, что не заметила расстроенного лица девушки.

Мария Дмитриевна достала билет в оперу для Ростовых, и, хотя Наталья не хотела ехать, но все же была вынуждена уступить желанию хозяйки дома, где они находились, ведь та была так ласкова с ней. Девушка рассматривая себя в зеркале, понимала, что она красива, но так одинока. Тоска об Андрее все более и более сжимала сердце. Девушка жаждала не только мечтать о любимом человеке, но и обнимать его, и слышать от него слова любви, которые подтверждали бы ее надежду на скорое будущее счастье с дорогим человеком. Забывшись в своих мечтах, она, задумчиво глядя на красоту природы, ехала в карете в театр. В своих мечтах Наталья была рядом с любимым. Карета Ростовых медленно подъехала к театру. Подбирая наряды, из нее поспешно выскочили Наташа и Соня, поддерживаемый лакеями граф – и все трое направились в бенуар, откуда уже слышались звуки музыки. Некоторые дамы окидывали Наташу завистливыми взглядами, и она внезапно ощутила давно забытое чувство удовлетворения от того, что множество глаз смотрят на ее обнаженные руки и шею, вызывая милые сердцу воспоминания, волнения, ощущения. Все, кто знал о сговоре Наташи с князем Андреем, проживавшим с тех пор в деревне, с любопытством рассматривали одного из самых перспективных женихов России.


Глава девятая

В ложу Ростовых пришел также и Борис Друбецкой, который передал Ростовым от лица Жюли Карагиной приглашение на их свадьбу. Перед началом второго акта в партере появился Пьер Безухов, который еще более потолстел по сравнению с первым разом. Лицо его было грустно. Он, не замечая окружающих, прошел в первые ряды. Анатоль подошел к Пьеру и стал говорить что-то, указывая на место, где была ложа Ростовых.

После окончания второго акта Элен подошла к Илье Андреевичу, поманила его к себе и, не обратив внимания на тех, кто вошел к ней в ложу, стала любезно разговаривать с графом. Она попросила его позволить Наташе посидеть остальную часть спектакля в ее ложе, чтобы лучше познакомиться с девушкой. Следующую часть представления Наташа смотрела с удовольствием.

Отец отослал Анатоля Курагина из Петербурга, потому что сын погряз в долгах. Князь Василий согласился погасить половину из них, но поставил условие, чтобы Анатоль ехал в Москву и принял должность адъютанта. Курагин согласился и остановился у Пьера Безухова, который принял его сначала неохотно, но затем привык к обществу такого взбалмошного молодого человека и даже давал ему деньги, под предлогом займа.

Анатоль и в Москве проявлял себя как ловелас, интриган и не пропускал ни одного кутежа. Но никто, кроме самых близких друзей, не знал, что он два года назад женился на дочери одного помещика, во время того, как их полк стоял в Польше.

Этот молодой человек был всегда доволен собой, и убежден в том, что создан для того, чтобы иметь тридцать тысяч дохода в год и занимать высшее положение в светском обществе. Он уверял в этом и себя, и других, и занимал деньги у людей, даже не думая при этом отдавать долги. Анатоль не был ни игроком, ни тщеславным, ни скупым, ни честолюбивым человеком, и в душе считал себя безукоризненным. Но он очень любил веселье и женщин, считая, что вполне имеет право на такую жизнь, потому что в этом нет ничего неблагородного.

Анатоль искренне любил Долохова за его ум и удальство, но этот хитрый человек использовал Анатоля в своих личных целях, забавляясь и управляя им. Наталья Ростова произвела сильное впечатление на Курагина, и он стал обсуждать ее достоинства с Долоховым, не зная наперед, что может выйти из этого ухаживания.

Глава двенадцатая

На следующий день после посещения театра Ростовы никуда не ездили, и никто не приезжал к ним. Мария Дмитриевна переговаривалась с отцом Наташи, что-то скрывая от нее самой. Девушка догадывалась, что речь шла о старом князе, и они придумывали какой-то план.

Наталья истомилась в ожидании князя Андрея, уже два раза посылала дворника узнать, не приехал ли ее возлюбленный. Ей было тяжело. К тоске по любимому прибавились неприятные воспоминания о встрече с княжной Марией, а также с князем. Кроме того, ее до сих пор мучила совесть, не виновата ли она перед Андреем в том, что позволила себе общаться с Анатолем Курагиным и обольститься его обаянием.

Мария Дмитриевна любила воскресные дни и любила их праздновать. В этот день недели дом был вычищен, никто не работал, все люди были наряжены и пользовались благорасположением помещицы.

Илья Андреевич повез племянницу и дочь к графине Безуховой. На вечере было много людей, но все они отличались вольным обращением.

Анатоль ожидал у двери, когда войдут Ростовы. Поздоровавшись с графом, он пошел за Натальей. Девушку охватило чувство тщеславного удовольствия, что она нравится Курагину, и страха от отсутствия нравственных преград между ними. M-lle Georges читала стихи по-французски, публика восхищалась декламацией.

После первого монолога граф Ростов с дочерьми хотел уехать, но Элен просила не испортить бала. Анатоль пригласил Наталью на танец, и во время вальса признался ей в любви. Девушка возражала, что она обручена и любит другого, но Курагин не огорчился и не смутился этим. Перед Натальей возникла дилемма: что делать. Ведь она любила и князя Андрея Болконского, и Анатоля Курагина. Она не могла найти ответов на эти страшные вопросы.

Пришло утро, принеся с собой заботу и суету. Мария Дмитриевна снова позвала к чаю. Наталья с беспокойством оглядывалась на всех и старалась быть такой жизнерадостной, как всегда.

Наташа переживала, неужели все кончено и она так быстро, оставив первую любовь, воспылала чувствами к другому. Она знала, что должна выбирать, однако, понимала, что без одного из обеих не может быть вполне счастлива.

Хотя, поссорившись, девушки не разговаривали, но Соня наблюдала за Натальей в течение нескольких дней, и вдруг ее пронзила страшная догадка: Наташа может сбежать с Анатолем. Она обдумывала, как помочь кузине в этой сложной ситуации, чтобы та не наделала глупостей, но не знала, что предпринять и что будет правильным.

В последнее время Анатоль Курагин поселился к Долохову. Был тщательно продуман план по похищению Натальи Ростовой. В десять часов вечера девушка должна была выйти к Курагину на заднее крыльцо и сесть в приготовленную тройку, чтобы ехать в село Каменку, где их обвенчает священник. После они на почтовых должны были скакать за границу. У Анатоля были все документы, кроме того, десять тысяч, которые он взял у сестры, и десять тысяч рублей, которые он занял. Курагин и Долохов готовились к побегу.

Глава восемнадцатая

Когда на следующий день Илья Андреевич приехал к завтраку, ему сообщили, что Наталья заболела вчера, что посылали за доктором, но сейчас ей лучше. Истинную причину нездоровья Натальи скрыли от отца. Поездка в деревню откладывалась.

Пьер Безухов собирался уехать куда-нибудь из Москвы, лишь бы только не видеться со своей женой. Впечатление, которое произвела на него Наташа Ростова, заставило его поторопиться исполнить свое намерение, и Пьер отправился в Тверь.

Вернувшись обратно в Москву, Безухов получил письмо от Марии Дмитриевны, которая приглашала его к себе по очень важному делу, которое касалось Андрея Болконского и его невесты. Безухов недоумевал, какое он имеет отношение к происходящему. Когда он шел к Марии Дмитриевне, его окликнул Анатоль Курагин.

Придя к Ахросимовой, Пьер обратил внимание на Наталью, которая почему-то сидела со злым и бледным лицом. Девушка, увидев его, вышла из комнаты. Мария Дмитриевна, взяв с Пьера слово молчать обо всем, что он услышит, рассказала ему о произошедшем на днях с Натальей. Удивленный Пьер слушал, не веря своим ушам. Он не мог себе представить, как Наталья могла изменить Андрею Болконскому, променяв его на Анатоля Курагина, человека глупого и к тому же, женатого; да еще так влюбиться, что согласиться сбежать с ним из дома.

Хорошее впечатление о Наташе, которую он знал с детства как милую и добрую девочку, не могло соединиться в его понимании с новым представлением о ней как о глупой, жестокой и низкой.

Пьер, по настоянию Марии Дмитриевны, признался Наталье, что Анатоль Курагин был женат.

Пьер не остался на обед, а поехал искать Анатоля Курагина, при упоминании о котором кровь приливала к его сердцу и перехватывало дыхание. Но Курагин в то время, как Пьер спрашивал знакомых, где его можно найти, был у Долохова, с которым совещался по поводу того, как поправить испорченное дело, и хотел для этого воспользоваться связями сестры Элен.

Глава двадцать первая

Пьер поехал к Марии Дмитриевне, чтобы сообщить, что ее желание удовлетворено, и Курагин уехал из Москвы. В то время Наталья была в жутком состоянии: когда она узнала, что Анатоль женат, попыталась отравиться мышьяком. Девушку вовремя спасли, но о том, чтобы ехать в деревню, не могло быть и речи.

В это время Пьер Безухов отовсюду слышал разговоры о попытке похищения Натальи Ростовой и старался их опровергнуть, настаивая на мнимой версии о том, что Анатоль сделал предложение девушке, но получил отказ. Он думал, что нужно во что бы то ни стало восстановить репутацию Наташи, и делал это с упорством.

Князь Николай знал о том, что случилось из слухов, ходивших по городу, которые доносила ему мадмуазель Бурьен. Он прочитал письмо, адресованное Марии, в котором Наталья отказала Андрею, и, казалось, был веселее обычного, со дня на день ожидая сына.
Приехав в Москву, князь Андрей сразу получил от отца неприятную для него записку с подробностями отказа. Рассказывая о произошедшем, князь Николай намного приукрашивал действительность.

Пьер Безухов, приехав к Андрею, предполагал, что его друг от всего услышанного будет в такой же депрессии, как и Наталья, но был очень удивлен тем, что Болконский-младший пребывает в хорошем расположении духа и даже разговаривает на отвлеченные темы. Обрадовались такому повороту событий и княжна Мария, и князь Николай.

Но настроение князя Андрея было показным. Когда он остался наедине с Пьером, то передал ему письма Натальи и портрет, попросив отдать их графине. Безухов сообщил, что его бывшая невеста очень больна и была при смерти. Но Андрея не тронули эти слова, он считал Наталью падшей женщиной, недостойной его прощения, и злился на нее.

Пьер поехал к Марье Дмитриевне, чтобы сообщить об исполнении ее желанья — об изгнании Курагина из Москвы. Весь дом был в страхе и волнении. Наташа была очень больна, и, как Марья Дмитриевна под секретом сказала ему, она в ту же ночь, как ей было объявлено, что Анатоль женат, отравилась мышьяком, который она тихонько достала. Проглотив его немного, она так испугалась, что разбудила Соню и объявила ей то, что она сделала. Во-время были приняты нужные меры против яда, и теперь она была вне опасности; но всё-таки слаба так, что нельзя было думать везти ее в деревню и послано было за графиней. Пьер видел растерянного графа и заплаканную Соню, но не мог видеть Наташи.

Пьер в этот день обедал в клубе и со всех сторон слышал разговоры о попытке похищения Ростовой и с упорством опровергал эти разговоры, уверяя всех, что больше ничего не было, как только то, что его шурин сделал предложение Ростовой и получил отказ. Пьеру казалось, что на его обязанности лежит скрыть всё дело и восстановить репутацию Ростовой.

Он со страхом ожидал возвращения князя Андрея и каждый день заезжал наведываться о нем к старому князю.

Князь Николай Андреич знал через m-lle Bourienne все слухи, ходившие по городу, и прочел ту записку к княжне Марье, в которой Наташа отказывала своему жениху. Он казался веселее обыкновенного и с большим нетерпением ожидал сына.

Чрез несколько дней после отъезда Анатоля, Пьер получил записку от князя Андрея, извещавшего его о своем приезде и просившего Пьера заехать к нему.

Князь Андрей, приехав в Москву, в первую же минуту своего приезда получил от отца записку Наташи к княжне Марье, в которой она отказывала жениху (записку эту похитила у княжны Марьи и передала князю m-lle Вourienne) и услышал от отца с прибавлениями рассказы о похищении Наташи.

Князь Андрей приехал вечером накануне. Пьер приехал к нему на другое утро. Пьер ожидал найти князя Андрея почти в том же положении, в котором была и Наташа, и потому он был удивлен, когда, войдя в гостиную, услыхал из кабинета громкий голос князя Андрея, оживленно говорившего что-то о какой-то петербургской интриге. Старый князь и другой чей-то голос изредка перебивали его. Княжна Марья вышла навстречу к Пьеру. Она вздохнула, указывая глазами на дверь, где был князь Андрей, видимо желая выразить свое сочувствие к его горю; но Пьер видел по лицу княжны Марьи, что она была рада и тому, что случилось, и тому, как ее брат принял известие об измене невесты.

— Он сказал, что ожидал этого, — сказала она. — Я знаю, что гордость его не позволит ему выразить своего чувства, но всё-таки лучше, гораздо лучше он перенес это, чем я ожидала. Видно, так должно было быть…

— Но неужели совершенно всё кончено? — сказал Пьер.

Княжна Марья с удивлением посмотрела на него. Она не понимала даже, как можно было об этом спрашивать. Пьер вошел в кабинет. Князь Андрей, весьма изменившийся, очевидно поздоровевший, но с новой, поперечной морщиной между бровей, в штатском платье, стоял против отца и князя Мещерского и горячо спорил, делая энергические жесты. Речь шла о Сперанском, известие о внезапной ссылке и мнимой измене которого только что дошло до Москвы.

— Теперь судят и обвиняют его (Сперанского) все те, которые месяц тому назад восхищались им, — говорил князь Андрей, — и те, которые не в состоянии были понимать его целей. Судить человека в немилости очень легко и взваливать на него все ошибки другого; а я скажу, что ежели что-нибудь сделано хорошего в нынешнее царствованье, то всё хорошее сделано им — им одним. — Он остановился, увидав Пьера. Лицо его дрогнуло и тотчас же приняло злое выражение. — И потомство отдаст ему справедливость, — договорил он, и тотчас же обратился к Пьеру.

— Ежели бы была измена и были бы доказательства его тайных сношений с Наполеоном, то их всенародно объявили бы — с горячностью и поспешностью говорил он. — Я лично не люблю и не любил Сперанского, но я люблю справедливость. — Пьер узнавал теперь в своем друге слишком знакомую ему потребность волноваться и спорить о деле для себя чуждом только для того, чтобы заглушить слишком тяжелые задушевные мысли.

Когда князь Мещерский уехал, князь Андрей взял под руку Пьера и пригласил его в комнату, которая была отведена для него. В комнате была разбита кровать, лежали раскрытые чемоданы и сундуки. Князь Андрей подошел к одному из них и достал шкатулку. Из шкатулки он достал связку в бумаге. Он всё делал молча и очень быстро. Он приподнялся, прокашлялся. Лицо его было нахмурено и губы поджаты.

— Прости меня, ежели я тебя утруждаю… — Пьер понял, что князь Андрей хотел говорить о Наташе, и широкое лицо его выразило сожаление и сочувствие. Это выражение лица Пьера рассердило князя Андрея; он решительно, звонко и неприятно продолжал: — Я получил отказ от графини Ростовой, и до меня дошли слухи об искании ее руки твоим шурином, или тому подобное. Правда ли это?

— И правда и не правда, — начал Пьер; но князь Андрей перебил его.

— Вот ее письма и портрет, — сказал он. Он взял связку со стола и передал Пьеру.

— Отдай это графине… ежели ты увидишь ее.

— Она очень больна, — сказал Пьер.

— Так она здесь еще? — сказал князь Андрей. — А князь Курагин? — спросил он быстро.

— Он давно уехал. Она была при смерти…

— Очень сожалею об ее болезни, — сказал князь Андрей. — Он холодно, зло, неприятно, как его отец, усмехнулся.

— Но господин Курагин, стало быть, не удостоил своей руки графиню Ростову? — сказал князь Андрей. Он фыркнул носом несколько раз.

— Он не мог жениться, потому что он был женат, — сказал Пьер.

Князь Андрей неприятно засмеялся, опять напоминая своего отца.

— А где же он теперь находится, ваш шурин, могу ли я узнать? — сказал он.

— Он уехал в Петер…. впрочем я не знаю, — сказал Пьер.

— Ну да это всё равно, — сказал князь Андрей. — Передай графине Ростовой, что она была и есть совершенно свободна, и что я желаю ей всего лучшего.

Пьер взял в руки связку бумаг. Князь Андрей, как будто вспоминая, не нужно ли ему сказать еще что-нибудь или ожидая, не скажет ли чего-нибудь Пьер, остановившимся взглядом смотрел на него.

— Послушайте, помните вы наш спор в Петербурге, — сказал Пьер, помните о…

— Помню, — поспешно отвечал князь Андрей, — я говорил, что падшую женщину надо простить, но я не говорил, что я могу простить. Я не могу.

— Разве можно это сравнивать?… — сказал Пьер. Князь Андрей перебил его. Он резко закричал:

— Да, опять просить ее руки, быть великодушным, и тому подобное?… Да, это очень благородно, но я не способен итти sur les brisées de monsieur. [1] — Ежели ты хочешь быть моим другом, не говори со мною никогда про эту… про всё это. Ну, прощай. Так ты передашь…

Пьер вышел и пошел к старому князю и княжне Марье.

Старик казался оживленнее обыкновенного. Княжна Марья была такая же, как и всегда, но из-за сочувствия к брату, Пьер видел в ней радость к тому, что свадьба ее брата расстроилась. Глядя на них, Пьер понял, какое презрение и злобу они имели все против Ростовых, понял, что нельзя было при них даже и упоминать имя той, которая могла на кого бы то ни было променять князя Андрея.

За обедом речь зашла о войне, приближение которой уже становилось очевидно. Князь Андрей не умолкая говорил и спорил то с отцом, то с Десалем, швейцарцем-воспитателем, и казался оживленнее обыкновенного, тем оживлением, которого нравственную причину так хорошо знал Пьер.

  1. ↑ итти по стопам этого господина

Это произведение перешло в общественное достояние в России согласно ст. 1281 ГК РФ, и в странах, где срок охраны авторского права действует на протяжении жизни автора плюс 70 лет или менее.

Если произведение является переводом, или иным производным произведением, или создано в соавторстве, то срок действия исключительного авторского права истёк для всех авторов оригинала и перевода.

Общественное достояние Общественное достояние false false

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции