Пмп при отравлениях бытовыми химикатами и минеральными удобрениями

Урок 32
Первая помощь при бытовых отравлениях








Многие средства бытовой химии представляют опасность для человека. Чтобы не произошло отравления ими, надо строго соблюдать правила их хранения и применения.


БЫТОВЫЕ ИНСЕКТИЦИДЫ — это вещества, предназначенные для уничтожения вредных насекомых. Среди них наиболее распространены фосфорорганические соединения (хлорофос, дихлофос, карбофос). Эти препараты могут вызвать тяжелые отравления у человека при попадании в его организм через дыхательные пути или пищеварительный тракт.

Для ингаляционного отравления характерны головокружение, тошнота, расстройство зрения, повышенное потоотделение, психическое возбуждение. При попадании фосфорорганических соединений в желудок появляются рвота, выделения слизи изо рта и носа, жидкий стул, головная и загрудинная боли, обильное потоотделение.

Для тяжелого отравления характерны сужение зрачков, замедление частоты сердечных сокращений, развитие мышечной слабости, снижение артериального давления, потеря сознания. У человека появляются судороги, нарушается дыхание, может наступить его остановка.

Для промывания желудка дать ему выпить 2—3 л этого раствора и вызвать рвоту надавливанием ложкой на корень языка. Желательно также дать пострадавшему 4—5 таблеток активированного угля и уложить его без подушки, повернув голову набок. При резком затруднении дыхания начинайте делать искусственное дыхание, предварительно очистив верхние дыхательные пути от слюны и слизи. Если пострадавший находится без сознания, делать ему промывание желудка без врача не рекомендуется.

УКСУСНАЯ ЭССЕНЦИЯ при употреблении внутрь вызывает ожог слизистой оболочки губ, языка, зева, пищевода, а в тяжелых случаях — еще и желудка и даже кишечника.

При обширном ожоге пищеварительного тракта может развиться шок. Вначале больной возбуждается, у него повышается артериальное давление. Затем это состояние сменяется заторможенностью, артериальное давление падает, дыхание учащается, становится слабым и частым, выступает холодный пот. Может начаться рвота с примесью крови, что свидетельствует о пищеводно-желудочном кровотечении.

Иногда уксусная эссенция может попасть в дыхательные пути и вызвать их ожог. В таких случаях голос становится сиплым, дыхание затрудняется, появляется кашель, губы и кожа лица, шеи, пальцев рук синеют. Может даже развиваться удушье, так как пострадавший не способен хорошо вдохнуть воздух.

Особо тяжелые отравления уксусной эссенцией (их признак — окрашивание мочи в красный цвет) могут привести к инвалидности или даже к смертельному исходу.

СТОЛОВЫЙ УКСУС также может вызвать ожог пищеварительного тракта, но менее выраженный, чем уксусная эссенция.

Нередко в быту используют НЕОРГАНИЧЕСКИЕ КИСЛОТЫ. Проглоченные по ошибке, они могут вызвать тяжелое поражение пищевода и желудка, которое нередко сопровождается шоком и пищеводно-желудочным кровотечением.

НАШАТЫРНЫЙ СПИРТ, попадая внутрь, вызывает сильный ожог полости рта, глотки, пищевода и желудка. При этом характерны отек губ, языка, затруднение глотания и дыхания.

ПЕРЕКИСЬ ВОДОРОДА, ПЕРГИДРОЛЬ также способны, попав внутрь, вызвать ожог пищеварительного тракта.

Если произошло отравление любой из перечисленных прижигающих жидкостей, немедленно обращайтесь к врачу. Промедление грозит тяжелыми последствиями, даже если человек проглотил небольшое количество жидкости. Если пострадавший в состоянии пить, то при отравлении кислотными ядами (например, уксусной кислотой) до приезда врача дайте ему 2—3 стакана холодного молока, а при отравлении щелочными ядами (нашатырным спиртом, отбеливателем) — побольше лимонного или апельсинового сока. Ни в коем случае не промывайте ему самостоятельно желудок и не вызывайте у него рвоту, так как обратный ток прижигающей жидкости из желудка по пищеводу может усугубить его ожог. При осиплости голоса, затрудненном дыхании сделайте ингаляцию содой (чайная ложка соды на стакан теплой воды) и оливковым или персиковым маслом, используя стандартный ингалятор. Больного необходимо уложить в постель, приподняв при помощи подушек его голову и верхнюю часть туловища.



Отравления минеральными удобрениями и другими химикатами обычно происходят во время сельскохозяйственных работ. При подготовке химикатов к использованию воздух рабочей зоны загрязняется их пылью и парами, которые неблагоприятно воздействуют на организм человека. Наиболее опасны фтористый водород и его соединения, особенно в условиях высокой температуры окружающей среды или в закрытых помещениях.

Вещества, содержащиеся в удобрениях, легко проникают через ткань обычной одежды и могут вызвать раздражение кожи.

Тяжелые отравления наступают при случайном попадании минеральных удобрений в организм через рот. Появляются боль в животе, тошнота, головокружение, слабость или, наоборот, возбужденное состояние, иногда рвота, понос. В некоторых случаях наступает расстройство дыхания и сердечной деятельности.

В тех случаях, когда вредные вещества поступили в организм через дыхательные пути, пострадавший ощущает жжение и боль в горле, у него появляются кашель, тошнота, резь в глазах. Его необходимо вывести на свежий воздух или перевести в теплое, проветриваемое помещение и переодеть в другую одежду. При необходимости надо его укрыть и согреть. Обязательно нужно вызвать «скорую помощь)).

При раздражении кожных покровов надо обильно промыть пораженные участки теплой водой с мылом, сменить нательное белье и верхнюю одежду.

При попадании химикатов в глаза появляются резь, слезотечение. В этом случае надо сразу же промыть глаза раствором соды (неполная чайная ложка на стакан воды): ватным тампоном, смоченным этим раствором, обработать глаза в направлении от наружного угла к внутреннему.

1. Какие инсектициды применяют в быту? Назовите характерные признаки отравления ими и порядок оказания при этом первой медицинской помощи.

2. Чем опасны уксусная эссенция, столовый уксус, нашатырный спирт, перекись водорода? Каковы признаки отравления этими веществами и правила оказания при этом первой медицинской помощи?

3. Чем опасны минеральные удобрения? Назовите признаки отравления ими и порядок оказания при этом первой медицинской помощи.

Тема: Первая помощь при отравлении бытовыми химикатамиТема: Первая помощь при отравлении бытовыми химикатамиТема: Первая помощь при отравлении бытовыми химикатамиТема: Первая помощь при отравлении бытовыми химикатамиТема: Первая помощь при отравлении бытовыми химикатамиТема: Первая помощь при отравлении бытовыми химикатамиТема: Первая помощь при отравлении бытовыми химикатамиТема: Первая помощь при отравлении бытовыми химикатамиТема: Первая помощь при отравлении бытовыми химикатами

Урок в 8 классе

Основы безопасности жизнедеятельности

Тема: Первая помощь при отравлении бытовыми химикатами.

Цель: Формировать чувство ответственности за свою безопасность и безопасность окружающих.

1. Выяснить степень опасности препаратов бытовой химии, научиться правилам безопасного обращения с ними, в случае отравления уметь оказывать первую помощь;

2. Развивать критическое мышление, умение работать в группе, решать логические задачи творческого характера;

. Оборудование: презентация, препараты бытовой химии.

На доске : три пути ведут к знаниям;

Путь размышлений- самый благородный,

Путь подражания- самый легкий,

Путь опыта- самый горький

Конфуций (слайд 1)

Сегодня на уроке мы будем размышлять при решении задач и приобретем опыт, который нам поможет в дальнейшем при решении жизненных ситуаций.

II Актуализация опорных знаний

Посмотрите, пожалуйста, на те предметы, что находятся у меня на столе (и в презентации) и постарайтесь определить, о чём сегодня пойдет речь.

Действительно, это препараты бытовой химии. Эти вещества есть в большом количестве в каждом доме. Они выпускаются нашей промышленностью в твердом, жидком, порошкообразном и других видах. Без них современный человек не представляет своей жизни, т. к. они помогают ему.

Поэтому сегодня на уроке мы будем говорить о бытовых химикатах и научимся оказывать первую помощь при отравлении ими.

Запишем в тетрадь тему урока: Первая помощь при отравлении бытовыми химикатами.

Работаем с определением: Почему бытовые? Почему химикаты?

По степени опасности для человека средства бытовой химии можно условно разделить на четыре группы:

• безопасные — на их упаковке отсутствуют предупредительные надписи (синтетические моющие, подсинивающие, подкрахмаливающие и чистящие средства, минеральные удобрения, школьно-письменные товары);

Итак, в быту широко используются бытовые химикаты.

Бытовые инсектициды.( хлорофос, дихлофос, карбофос). – слышали ли вы про какой-нибудь из этих препаратов? Если да, то что можете о нем рассказать?

Запись в тетради – понятие (бытовые инсектициды).

К бытовым химикатам также относятся: слайды

Уксусная эссенция и столовый уксус

Неорганические кислоты ( серная кислота, соляная кислота, борная кислота)

Перекись водорода, пергидроль

На всех этих флаконах есть этикетки, в которых прописано применение этих препаратов, меры предосторожности, сроки и правила хранения. Но есть один недостаток – очень мелкий шрифт, поэтому я вам подготовила распечатки.

Чтение текста с пометками.

Ваша задача: прочитать текст о том или ином бытовом химикате, и в тексте сделать пометки

Обсуждение по каждому препарату.

Обсуждение по каждому препарату.

Проверим, как внимательно вы познакомились с бытовыми химикатами:

Столовый уксус может вызывать сильный ожог пищеварительного тракта (с оговорками).

Перекись водорода можно использовать только для обесцвечивания веснушек (не согласен).

Нашатырный спирт – это средство, которое применяют в хирургической практике для мытья рук (согласен).

При передозировке аммиаком внутрь может возникнуть остановка дыхания и смерть (согласен).

Бытовые инсектициды – это вещества, предназначенные для уничтожения вредных насекомых (согласен).

Перекись водорода была открыта французским ученым Жаном Батистом Дюма в 1881 году (не согласен).

Хлорофос – это фосфорорганический препарат, который применяют для обработки плодовых деревьев, он очень опасен для пчел и других полезных насекомых (с оговорками).

Пергидроль – это гидроперит. Его применяют при гнойном отите, как ушные капли (не согласен).

Карбофос представляет собой концентрат эмульсии и предназначается только для уничтожения клопов. (с оговорками).

Борная кислота выпускается в виде порошка, спиртового раствора, раствора в глицерине. (согласен).

Пары уксусной эссенции никак не влияют на легкие и пневмания развиться не может. (не согласен).

Мы разделились на 3 группы.

Сейчас рассмотрим несколько ситуаций из жизни. А вы, прочитав их, скажете, что здесь было сделано не так. В чем причина несчастных случаев? (для каждой группы своя задача).

Пятилетняя девочка увидела на столе бутылку из-под лимонада. При первом же глотке закричала от боли. Оказалось, что мать держала в этой бутылке уксусную эссенцию. (нарушены правила хранения бытовой химии)

Папа с сыном обрабатывали хлорофосом деревья и кустарники в саду от вредителей-насекомых, у них остался раствор. Чтобы не отравиться, они вылили его в пруд. Опаздывая на автобус, они не успели переодеться и поехали домой в той же одежде, в которой проводили обработку.

Мама стала обрабатывать кухню от мух дихлофосом, не убрав со стола вымытую посуду. Окно было закрыто.

Обсуждение и анализ предложенных ситуаций.

Все эти вещества безопасны только при условии их правильного использования и хранения, но стоит только человеку нарушить эти правила, они становятся смертельно опасными. Может произойти отравление ими, и тогда человеку потребуется срочная помощь.

Как оказать первую помощь в каждом отдельном случае мы узнаем из учебника.

1 группа – как оказать первую помощь при отравлении уксусной эссенцией.

2 группа – ….. хлорофосом.

3 грппа - …. Нашатырным спиртом.

Обсуждение и заполнение таблицы каждым учеником.

Реализация принципов гуманизации, экологизации, интеграции, валеологизации в современном образовании способствует изменению содержания предметного обучения (ОБЖ) [2].

Содержание курса ОБЖ 8 класса мы построили в соответствии с базовым уровнем знаний по основам безопасности жизнедеятельности и ориентировали учащихся на глубокое понимание человека, как живого организма во взаимосвязи с окружающей его природно-социальной средой.

На изучение данного учебного содержания отводится 68 часов, по два часа (урока) в неделю.

В целом, логическое формирование и развитие межпредметных понятий способствует реализации главной задачи данных разделов ОБЖ – формированию потребности здоровья у школьников, формированию умений и навыков защитить свое здоровье от воздействия неблагоприятных и опасных факторов природно-социальной среды, что является актуальным на сегодняшний день.

Учащиеся должны уметь: распознавать органы и системы органов в организме человека; прослеживать взаимосвязь работы органов и систем органов; понимать причины нарушения деятельности органов и систем органов; оказывать первую медицинскую помощь; применять способы сохранения и укрепления здоровья; пользоваться правилами гигиены и санитарии; выполнять практические и лабораторные работы с использованием приборов, а также осуществлять самонаблюдения; самостоятельно работать с учебником и научной литературой [1].

В исследованиях Г.И. Щукиной показано, что на первых порах познавательный интерес может появляться стихийно, отражая ступень осознания учащимися потребности знаний, а затем приобретает постоянный характер. Поэтому каждый учащийся проявляет свою эмоцию, чувства и переживания по-разному [4].

Проведенные на уроках ОБЖ наблюдения показали, что привлечение внимания к изученному материалу достигается путём новизны содержания материала и организации различной деятельности учащихся на уроках. Новизна материалов всегда вызывает отклик чувств и эмоций учащихся. Целесообразно на уроке сочетать новый и пройденный материал, давая возможность общения учащихся с учителем и с одноклассником. В процессе общения происходит познание своих умственных возможностей, которое является сильным побудителем познавательного интереса. По мнению Г.И. Щукиной именно в общении происходит сравнение собственных успехов с успехами других школьников, когда результаты деятельности оценивается сверстниками и учителем, благодаря чему укрепляется интерес к самопознанию [4 и др.].

Кроме этого, мышление подростка конкретно-образное, логически мыслить и рассуждать ему ещё трудно, его надо этому учить. Чтобы добиться активной умственной деятельности всех учащихся на уроке, необходимо её сопровождение эмоциональными переживаниями детей. Такой подход в процессе обучения помогает воспитать положительное отношение к учению, вызывает и укрепляет интерес к приобретению знаний.

Результаты исследования и анализ литературы дали нам основание полагать, что активная мыслительная работа осуществляется в разнообразной деятельности учащихся, способна удовлетворить их потребности и раскрыть индивидуальные склонности, что в целом способствует целенаправленному развитию познавательного интереса.

Организация учебного процесса в экспериментальном исследовании осуществлялась с применением разнообразных методов, методических приёмов и форм обучения, которые были направлены на активизацию профессиональной деятельности учащихся.

Наблюдения на уроках ОБЖ показали, что обучение для учащихся становиться более привлекательным только тогда, когда они включаются в разнообразную деятельность. Разнообразные методы преподавания уроков позволяют учащимся раскрыть свои умственные возможности и повысить интерес к предмету.

1. Заполнение таблиц и составление логических схем с использованием различных условных обозначений, которые помогают учащимся обобщать знания, устанавливать связи между процессами и строением организма, выяснять причинно-следственную зависимость. Логические схемы способствуют формированию умения выделять главное и делать выводы. Учащихся, используя логические схемы при ответах, последовательно излагают свои знания, испытывают удовлетворение от них, что вызывает у школьников желание повторить свой успех. Исходя из психических особенностей подростков, необходимо отметить, что у детей с математическим складом ума составление схем вызывают особый интерес.

2. Вопросы частично-поискового и проблемного характера, отвечая на которые учащиеся получают основные знания, используя дополнительные источники. Проблемные вопросы активизируют внимание учащихся, способствует сознательному освоению учебного материала, и формируют умения и навыки работать самостоятельно. Кроме этого, проблемные вопросы может решать сам учитель, размышляя вслух и этим побуждая во время рассказа класс учеников к логическом мышлению, соучастию в решении проблемы, к добыванию новых знаний.

3. Рассказ-беседа применяется при ознакомлении школьников с интересными жизненными фактами выживания человека в экстремальных условиях. Данный материал создает необычную эмоциональную обстановку во время урока. За счет ограниченности урока остаётся много недосказанного, что влечёт учащихся к поисковой работе, направляя их познавательный интерес в нужное для учителя русло.

Основной формой организации деятельности школьников по развитию их познавательного интереса остается урок, который даёт возможность учащимся проявить свои умственные способности и почувствовать себя активными его участником в овладении учебным материалом.

Обязательным элементом урока, на наш взгляд, является самостоятельная работа, которая требует от учащихся мыслительной деятельности. Мы считали, что самостоятельная работа будет оказывать положительное влияние на развитие познавательного интереса в случае целесообразного отбора её содержания. Как показывают наши исследования, любой вид самостоятельной работы вызывает интерес учащихся к учебному предмету основы безопасности жизнедеятельности.

Познавательная самостоятельная работа осуществляется учениками дома и на уроках. Домашняя самостоятельная работа включает в себя работу с учебником и научной литературой, направляет на дальнейшее осмысление, углубление и закрепление знаний. Работа учащихся с учебником сводится к формированию и развитию предметных понятий и терминов. Систематизация знаний обеспечивает прочное запоминание изученного материала. В заключение работы с учебником учащимся рекомендуется проводить самоконтроль, то есть отвечать на вопросы в конце параграфа. Прочные знания, полученные в рамках школьной программы, побуждают учащихся к овладению большим кругом учебных вопросов, что мы рассматриваем как проявление интереса к предмету.

Нами были предложены такие виды самостоятельной работы для школьников, как: тестовые задания и контрольные вопросы по теме; заполнение схем и таблиц по изученной теме; написание докладов, сообщений, рефератов; создание опорных конспектов; проведение самонаблюдений; проведение лабораторных работ и др.

  1. Причину данного факта;
  2. Какая связь существует между закаленностью организма и развитием мышц?
  3. Почему закаливание природными факторами (воздухом, солнцем, водой) надо сочетать с мышечной работой и физическим трудом, спортом?

  1. Каковы факторы, вредящие здоровью?
  2. Что такое защитно-приспособительные реакции организма?
  3. Почему боль и повышение температуры являются защитными реакциями организма?
  4. В чем польза и вред лекарств?
  5. Как умение общаться с людьми помогает сохранить здоровье?

  1. На химических заводах людям, имеющим дело с солями тяжелых металлов – меди, свинца, ртути, дают пить молоко. Какими особенностями обмена названных металлов это объясняется?
  2. Химический анализ волосяного покрова останков некоторых исторических деятелей позволил установить отравление их солями мышьяка. Какими особенностями обмена соединений мышьяка это объясняет?
  3. В печени образуется мочевина. Какой путь (через какие органы и кровеносные сосуды) она пройдет в организме человека до удаления из организма?

  1. Как влияет мышечная работа человека (физический труд, спорт и спортивные игры, ходьба и др.) на деятельность кровеносной, дыхательной, пищеварительной и мочевыделительной систем;
  2. Как влияет малоподвижный образ жизни человека (гиподинамия) на деятельность названных систем органов в организме человека?
  3. Как влияет мышечная работа человека на обмен веществ и энергии между организмом и внешней средой. Объясните почему. Постарайтесь доказывать свои мысли конкретными примерами.

Образ жизни человека

скорости движения крови

Систематическая мышечная активность (физические упражнения и работа)
Сидячий образ жизни

Вывод по работе

Анализ литературы и наблюдения на уроках ОБЖ показали, что самостоятельная работа способна оказывать положительное влияние на развитие познавательного интереса в случае, если: задания посильны для выполнения учащимися; школьникам дана инструкция о порядке выполнения работы; соблюдена четкая организация деятельности учащихся; оказывается дифференцированная индивидуальная помощь учащимся; за самостоятельной работой следует контрольная.

Таким образом, мы можем утверждать, что источником познавательного интереса является активная, познавательная деятельность, которая, будучи педагогически верно организованной, приносит школьникам радость, удовлетворение от мыслительной деятельности и чувство собственного достоинства, что оказывает положительное влияние на качество знаний учащихся. Кроме того, изучение дополнительной научной литературы, различные интересные факты, связь теории с жизнью развивают и углубляют знания школьников, помогают им чувствовать себя активными участниками в учебно-воспитательном процессе, что способствует раскрытию умственных способностей учащихся и развивает познавательный интерес к учебному предмету.

С.В. Абрамова, Е.Н. Бояров. Методика развития познавательного интереса школьников на уроках основ безопасности жизнедеятельности / Современные проблемы экологии, безопасности жизнедеятельности и здоровья человека: теоретические и практические аспекты : материалы Всероссийской научно-практической конференции 6-7 декабря 2011года/ ФГБОУ ВПО «Соликамский государственный педагогический институт; Н.Ю. Сугробова, составление. – Соликамск : СГПИ, 2012. – 132 с. – С. 4–13.


Дата публикации: 28.03.2014 2014-03-28

Статья просмотрена: 2980 раз

Основы безопасности жизнедеятельности (далее — ОБЖ) — практико-ориентированный школьный курс. Специфика учебного процесса по ОБЖ заключается в том, чтобы не только дать учащимся знания в области обеспечения безопасности жизнедеятельности, но и сформировать у них практические умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни, а также в опасных и чрезвычайных ситуациях. К числу таких важных практических умений относятся умения оказывать первую помощь пострадавшим.

Примерное тематическое планирование раздела учебной программы по ОБЖ

Общая характеристика кровотечений. Оказание первой помощи при различных видах кровотечений

Средства оказания первой помощи

Ожог кожи. Солнечный ожог

Обморожение и общее охлаждение организма. Беда на воде

Закрытые травмы. Способы переноски пострадавших.

Повязки. Общая характеристика. Отработка практических навыков наложения повязок на руку, на ногу

Правила оказания первой помощи при переломах верхних и нижних конечностей. Способы переноски пострадавших

Воздействие химических веществ на человека. Первая помощь при поражении аварийно химически опасными веществами

Первая помощь при поражении метаболическими ядами. Первая помощь при отравлении соединениями тяжелых металлов и мышьяка

Первая помощь при ожогах химическими веществами

Первая помощь при отравлениях бытовыми химикатами и минеральными удобрениями

Таким образом, несмотря на небольшое количество уроков ОБЖ в 5–8 классах (1 час в неделю), на обучение учащихся основам медицинских знаний и оказанию первой помощи отводится существенное количество учебного времени. Вместе с тем следует отметить, что некоторыми умениями по оказанию первой помощи учащиеся овладевают и на уроках биологии. Так, в курсе биологии 8 класса на изучение этих вопросов отводится не менее 8 часов.

Для повышения уровня подготовки учащихся необходимо уйти от формализма в учебном процессе, создать для ученика ситуацию, близкую к реальной. Обучение в школе на уроках ОБЖ должно строиться в виде проблемных и игровых занятий с имитацией самых различных видов несчастных случаев. Основная цель подобных занятий — отработать тактику и навыки правильного поведения, способы быстрого сбора информации о пострадавшем.

Для проведения занятий не обязательно использовать традиционные аудитории — такие занятия могут быть проведены и в школьном дворе, и в спортзале, и в рекреации. Достаточно условно имитировать площадку места происшествия, выбрать наиболее типичную ситуацию несчастного случая, чтобы включить в обсуждение весь класс, создать условия для возможности каждому учащемуся принимать те или иные решения в выборе тактики поведения и действий.

Обучение школьников практическим умениям оказывать первую помощь пострадавшим требует адекватного материального оснащения учебного процесса. Школьные кабинеты ОБЖ, аптечки и здравпункты должны быть оснащены жгутами, шинами, средствами щадящей иммобилизации и транспортировки, реанимационными тренажерами и т. д. Причем комплектация аптечки должна соответствовать задачам оказания первой помощи. Определяющим в составе аптечек должны быть средства оказания помощи при травмах (перевязочные средства, шины для иммобилизации конечностей, кровоостанавливающие жгуты и т. д.).

Известно, что одним из методов формирования умений и навыков учащихся является метод упражнения — целенаправленного повторения действия с целью усвоения и совершенствования способа его выполнения. По дидактическому назначению упражнения могут быть вводными, основными и тренировочными. Вводные упражнения выполняются после практического показа, чтобы обеспечить медленное правильное выполнение учащимися разучиваемых действий; основные — направлены на формирование умений в пределах требований; тренировочные упражнения представляют собой сознательное многократное повторение усвоенного действия с целью его закрепления.

При проведении практических занятий целесообразно использовать групповые методы (работу в парах, в группах). Такая организация учебного процесса позволит рационально использовать время занятия (одновременно включить в процесс всех учащихся) и содействовать повышению познавательного интереса школьников. Безусловно, любое задание для практической работы учащихся должна предварять демонстрация того или иного способа действия. При демонстрации желательно использовать не только изобразительные средства или слайды, но и проводить показательное выполнение практического действия с помощью учеников-статистов.

Внеклассная деятельность должна быть направлена на расширение и углубление знаний учащихся, на формирование и развитие их практических умений оказания первой помощи пострадавшим. Формы организации внеклассной работы различны: кружки, факультативы, игры-соревнования, оказание помощи учителям в работе с младшими школьниками и т. д. Важно, чтобы внеклассная работа со школьниками носила практико-ориентированный характер и была направлена на достижение планируемых образовательных результатов.

Методические идеи по проектированию внеклассной работы со школьниками с целью формирования их практических умений реализуются и в содержании профессиональной подготовки педагогических кадров в области безопасности жизнедеятельности, что нашло отражение в работах В. Ю. Абрамовой, Г. А. Костецкой, Р. И. Поповой и др. [1, 3, 4].

Отмечается, что успешное проведение практических занятий возможно при выполнении следующих дидактических условий: качественная разработка плана, четкая формулировка учебных целей и задач, тщательная подготовка мест занятий и учебно-материального обеспечения; подробный инструктаж обучаемых перед началом занятия о порядке работы и мерах безопасности; оценка действий каждого учащегося при подведении итогов занятия. Во время практических занятий должна быть обеспечена постоянная обратная связь учащихся с преподавателем, который следит за их учебной деятельностью. Предупреждение ошибочных действий достигается четким показом и объяснением техники выполнения того или иного действия, использованием подготовительных упражнений, учетом индивидуальных возможностей обучаемых [1, 4].

Проверка практических умений и навыков может производиться индивидуально и по группам. Во время проверки учащиеся должны продемонстрировать выполнение действия от начала до конца. При этом необходимо убедиться в правильности выполнения обучаемым каждого элемента действия и при серьезной ошибке учащегося следует остановить и указать на недостаток. Если ошибка свидетельствует о полном непонимании данного действия, необходимо показать, как правильно выполнять его, и предоставить обучаемому дополнительные попытки овладеть правильным способом выполнения. Результаты проверки освоения учащимися практических действий позволяют вносить коррективы в обучение путем перераспределения времени на решение отдельных частных задач, применения дополнительных средств, более эффективных приемов и методов.

Формирование и развитие практических умений и навыков — важнейшее условие подготовки учащихся к жизни, путь установления связи теории с практикой в процессе обучения. Применение школьниками практических умений и навыков стимулирует учебную деятельность, вызывает уверенность учащихся в своих силах.

4. Попова Р. И., Силакова О. В. Методическая подготовка магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности к организации внеклассной работы с учащимися // Мир науки, культуры, образования, 2011. — № 5. — С. 63–66.

5. Примерные программы основного общего образования. Основы безопасности жизнедеятельности. — М.: Просвещение, 2010. — 40с.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции