Несчастный случай отравление профзаболевание

Порядок расследования несчастных случаев на производстве

Порядок расследования несчастных случаев на производстве определен ст.229 Трудового Кодекса Российской Федерации и Положением об особенностях расследования несчастных случаев на производстве, утвержденным постановлением Минтруда России от 24.10.2002 №73, в соответствии с которыми по каждому несчастному случаю на производстве, вызвавшему необходимость перевода работника на основании медицинского заключения на другую работу, потерю работником трудоспособности на срок не менее одного рабочего дня либо повлекшему его смерть, оформляется акт о несчастном случае на производстве.
В случае получения работником травмы работодатель обязан:

  1. немедленно организовать первую помощь пострадавшему и при необходимости доставку его в лечебное учреждение,
  2. принять неотложные меры по предотвращению развития аварийной ситуации и воздействия травмирующего фактора на других лиц,
  3. сохранить неизменным до начала расследования место происшествия (если это не угрожает жизни и здоровью других людей) или подробно описать место происшествия,
  4. в течение суток (при групповом, тяжелом, со смертельным исходом несчастных случаях на производстве) сообщить:
  • в государственную инспекцию труда в городе Москве,
  • в прокуратуру по месту происшествия,
  • в орган исполнительной власти субъекта РФ,
  • страховщику по обязательному социальному страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний,
  • в организацию, направившую работника, с которым произошел случай,
  • в соответствующий профсоюзный орган и др.
  • назначить приказом комиссию по расследованию несчастного случая.

В работе комиссии может принимать участие доверенное лицо пострадавшего. О случаях острого отравления работодатель сообщает также в территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве.

Расследование обстоятельств и причин несчастного случая на производстве, который не является групповым и не относится к категории тяжелых или со смертельным исходом проводится комиссией в течение трех дней.

Заверенные копии материалов расследования несчастного случая и оригиналы акта по форме Н-1 должны быть направлены в трехдневный срок после их утверждения страховщику по обязательному социальному страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, а по групповым, тяжелым и со смертельным исходом несчастным случаям на производстве, также, копии материалов направляются: в прокуратуру по месту происшествия, в государственную инспекцию труда в городе Москве и другие.

Порядок расследования профессионального заболевания.

При установлении предварительного диагноза - хроническое профессиональное заболевание (отравление) извещение о профессиональном заболевании работника в 3-х дневный срок направляется в Роспотребнадзор.

Роспотребнадзор в 2-х недельный срок со дня получения извещения представляет в учреждение здравоохранения – санитарно-гигиеническую характеристику условий труда.

Учреждение здравоохранения, установившее предварительный диагноз-хроническое профессиональное заболевание (отравление), в месячный срок обязано направить больного в центр профессиональной патологии, клинику или в отдел профессиональных заболеваний медицинский научных организаций клинического профиля (далее именуется Центр профессиональной патологии).

Центр профессиональной патологии на основании клинических данных состояния здоровья работника и представленных документов устанавливает заключительный диагноз- хроническое профессиональное заболевание, составляет медицинское заключение и в 3-х дневный срок отправляет соответствующее заключение в управление Роспотребнадзора, страховщику и в учреждение здравоохранения, направившего больного.

Работодатель в течение 10 дней с даты получения извещения об установлении заключительного диагноза профессионального заболевания, образует комиссию по расследованию профессионального заболевания, возглавляемую главным врачом Управления Роспотребнадзора либо территориального отдела Управления Роспотребнадзора. В состав комиссии входит представитель работодателя, представитель учреждения здравоохранения, профсоюзного или иного представительного органа, и другие специалисты.

Комиссия устанавливает обстоятельства и причины профессионального заболевания работника, определяет лиц, допустивших нарушения государственных санитарно-эпидемиологических правил, иных нормативных актов, и меры по устранению причин возникновения и предупреждению профессиональных заболеваний.

На основании рассмотрения документов комиссия устанавливает обстоятельства и причины профессионального заболевания работника, определяет лиц допустивших нарушения государственных санитарно-эпидемиологических правил, иных нормативных актов, и меры по устранению причин возникновения и предупреждению профессиональных заболеваний.

Если комиссией установлено, что грубая неосторожность застрахованного содействовала возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью, то с учетом заключения профсоюзного или иного уполномоченного застрахованным представительного органа комиссия устанавливает степень вины застрахованного (в процентах).

По результатам расследования комиссия составляет акт о случае профессионального заболевания по форме приложения к Положению о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000г. №967.

Акт о случае профессионального заболевания составляется в 3-х дневный срок по истечении срока расследования в 5 экземплярах, предназначенных для работника, работодателя, Управлени Роспотребнадзора, центра профессиональной патологии и страховщика.

Акт подписывается членами комиссии, утверждается главным врачом Управления Роспотребнадзора и заверяется печатью.

Несчастные случаи на производстве

К несчастным случаям на производстве относятся:
 травма, в том числе нанесенная другим лицом;
 острое отравление;
 ожог;
 обморожение;
 утопление;
 поражение электрическим током, молнией, излучением;
 телесные повреждения, нанесенные животными;
 повреждения, полученные в результате взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.
Эти случаи влекут за собой необходимость перевода работника на другую работу, временную или стойкую утрату им трудоспособности либо смерть работника.
Для квалификации вышеназванных событий как несчастных случаев на производстве они должны произойти:
- в течение рабочего времени на территории организации либо в ином месте работы (в том числе во время установленных перерывов);
- в течение времени, необходимого для приведения в порядок орудий производства и одежды перед началом и после окончания работы;
- при выполнении работ в сверхурочное время, выходные и нерабочие праздничные дни;
- при следовании к месту работы или с работы на транспорте, предоставленном работодателем, либо на личном транспорте в случае использования указанного транспорта в производственных целях по распоряжению работодателя либо по соглашению сторон трудового договора;
- при привлечении работника в установленном порядке к участию в ликвидации последствий катастрофы, аварии и других чрезвычайных происшествий природного и техногенного характера;
- при осуществлении действий, не входящих в трудовые обязанности работника, но совершаемых в интересах работодателя или направленных на предотвращение аварии или несчастного случая.
В том случае, если на предприятии с работником произошел несчастный случай, работодатель обязан:
• немедленно организовать первую помощь пострадавшему и при необходимости доставку его в учреждение здравоохранения;
• принять неотложные меры по предотвращению развития аварийной ситуации и воздействия травмирующих факторов на других лиц;
• сохранить до начала расследования несчастного случая на производстве обстановку, какой она была на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не ведет к аварии, а в случае невозможности ее сохранения - зафиксировать сложившуюся обстановку (составить схемы, сделать фотографии и выполнить другие необходимые действия);
• обеспечить своевременное расследование несчастного случая на производстве и его учет;
• немедленно проинформировать о несчастном случае на производстве родственников пострадавшего, а также направить сообщение в соответствующие органы и организации при нижеперечисленных ситуациях.
Если на производстве произошел групповой несчастный случай, т.е. пострадали два и более работника, тяжелый несчастный случай, а также несчастный случай со смертельным исходом, работодатель в течение суток обязан сообщить:
• в государственную инспекцию труда, полномочную контролировать предприятие;
• в прокуратуру по месту происшествия несчастного случая;
• в федеральный орган исполнительной власти по ведомственной принадлежности;
• в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
• в территориальные объединения организаций профсоюзов (при наличии на предприятии профессионального союза);
• страховщику по вопросам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве (Фонд социального страхования Российской Федерации);
• в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в области государственного надзора, если несчастный случай произошел в организации или на объекте, подконтрольных этому органу.
• в орган санитарно-эпидемиологического надзора в случаях острого отравления.
При несчастном случае на производстве работодатель обязан незамедлительно создать комиссию в составе не менее трех человек.
В состав комиссии включаются специалисты по охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда приказом (распоряжением) работодателя, представители работодателя, представители профсоюзного органа (при наличии профсоюза на предприятии), уполномоченный представитель работника.
Состав комиссии утверждается приказом (распоряжением) работодателя.
Лицо, непосредственно отвечающее за безопасность труда на участке (объекте), где произошел несчастный случай, в состав комиссии не включается.
Каждый работник или уполномоченный им представитель имеет право на личное участие в расследовании несчастного случая на производстве, происшедшего с ним.
Если произошел групповой тяжелый или несчастный случай со смертельным исходом, в состав комиссии также включаются государственный инспектор по охране труда, представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г. Москвы) или органа местного самоуправления (по согласованию), представитель территориального объединения организаций профессиональных союзов (при наличии профсоюза на предприятии).
Работодатель образует комиссию и утверждает ее состав, возглавлять комиссию в данном случае будет государственный инспектор по охране труда.
В случае острого отравления в состав комиссии включается также представитель органа санитарно - эпидемиологической службы.
При групповом несчастном случае на производстве с числом погибших пять человек и более в состав комиссии включаются также представители федеральной инспекции труда, федерального органа исполнительной власти по ведомственной принадлежности и представители общероссийского объединения профессиональных союзов.
Председателем комиссии является главный государственный инспектор по охране труда федеральной инспекции труда.
При крупных авариях с числом погибших 15 человек и более расследование проводится комиссией, состав которой утверждается Правительством Российской Федерации.
Несчастные случаи, происшедшие с лицами, направленными в установленном порядке для выполнения работ к другому работодателю и работавшими там под его руководством и контролем (под руководством и контролем его представителей), расследуются комиссией, формируемой и возглавляемой этим работодателем (его представителем). В состав комиссии включается полномочный представитель организации или работодателя - физического лица. Неприбытие или несвоевременное их прибытие не является основанием для изменения сроков расследования.
Несчастные случаи, происшедшие на территории организации с работниками сторонних организаций и другими лицами при исполнении ими трудовых обязанностей или задания направившего их работодателя (его представителя), расследуются комиссией, формируемой и возглавляемой этим работодателем (его представителем). При необходимости в состав комиссии могут включаться представители организации, за которой закреплена данная территория на правах владения или аренды.
Несчастные случаи, происшедшие с работниками и другими лицами, выполнявшими работу по заданию работодателя (его представителя) на выделенном в установленном порядке участке сторонней организации, расследуются комиссией, формируемой и возглавляемой работодателем (его представителем), производящим работу, с обязательным участием представителя организации, на территории которой осуществлялась эта работа.
При эксплуатации опасных производственных объектов, поднадзорных Федеральному горному и промышленному надзору России, в том числе в результате аварий на указанных объектах, расследование проводится комиссиями, состав которых формируется и утверждается руководителем соответствующего территориального органа Федерального горного и промышленного надзора России, возглавляемыми должностными лицами этого органа.


Сроки расследования несчастных случаев на производстве зависят от степени сложности несчастного случая.
Так, расследование обстоятельств и причин несчастного случая на производстве, который не является групповым и не относится к категории тяжелых несчастных случаев или несчастных случаев со смертельным исходом, проводится комиссией в течение трех дней.
Расследование группового несчастного случая на производстве, тяжелого несчастного случая на производстве и несчастного случая на производстве со смертельным исходом проводится комиссией в течение 15 дней.
Несчастный случай на производстве, о котором не было своевременно сообщено работодателю или в результате которого нетрудоспособность у пострадавшего наступила не сразу, расследуется комиссией по заявлению пострадавшего или его доверенного лица в течение одного месяца со дня поступления указанного заявления.

При расследовании несчастного случая на производстве в организации по требованию комиссии работодатель за счет собственных средств обеспечивает:
- выполнение технических расчетов, проведение лабораторных исследований, испытаний, других экспертных работ и привлечение в этих целях специалистов - экспертов;
- фотографирование места происшествия и поврежденных объектов, составление планов, эскизов, схем;
- предоставление транспорта, служебного помещения, средств связи, специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, необходимых для проведения расследования.

В целях расследования группового несчастного случая, а также несчастного случая со смертельным исходом работодатель подготавливает следующие документы:
- приказ (распоряжение) работодателя о создании комиссии по расследованию несчастного случая;
- планы, эскизы, схемы, а при необходимости - фото- и видеоматериалы с места происшествия;
- документы, характеризующие состояние рабочего места, наличие опасных и вредных производственных факторов;
- выписки из журналов регистрации проведения инструктажа по охране труда и протоколов проверки знаний пострадавших по охране труда;
- протоколы опросов очевидцев несчастного случая и должностных лиц, объяснения пострадавших;
- экспертные заключения специалистов, результаты лабораторных исследований и экспериментов;
- медицинское заключение о характере и степени тяжести вреда, причиненного здоровью пострадавшего, или о причине его смерти, о нахождении пострадавшего в момент несчастного случая в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
- копии документов, подтверждающих выдачу пострадавшему специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты в соответствии с действующими нормами;
- выписки из ранее выданных на данном производстве (объекте) предписаний государственных инспекторов по охране труда об устранении выявленных нарушений нормативных требований по охране труда;
- другие документы по усмотрению комиссии.

На основании собранных документов и материалов комиссия:
• устанавливает обстоятельства и причины несчастного случая;
• определяет, был ли пострадавший в момент несчастного случая связан с производственной деятельностью работодателя и объяснялось ли его пребывание на месте происшествия исполнением им трудовых обязанностей;
• квалифицирует несчастный случай как несчастный случай на производстве или как несчастный случай, не связанный с производством;
• определяет лиц, допустивших нарушения требований безопасности и охраны труда, законов и иных нормативных правовых актов, и определяет меры по устранению причин и предупреждению несчастных случаев на производстве.
Если при расследовании несчастного случая комиссией установлено, что грубая неосторожность работника содействовала возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью, то с учетом заключения профсоюзного органа (при его наличии на предприятии) или иного уполномоченного работником представительного органа предприятия комиссия определяет степень вины работника в процентах, что может повлиять на размер страховых выплат.


Почему важно различать несчастный случай и профессиональное заболевание?

Какими нормативными актами пользоваться, чтобы отличить несчастный случай от профессионального заболевания?
Как отличить профзаболевание от несчастного случая?

Почему важно различать несчастный случай и профессиональное заболевание

Заболевания, связанные с профессиональной деятельностью, которые дают работнику право получить возмещение причиненного вреда здоровью, подразделяются на две группы:


Обе группы заболеваний являются страховыми случаями. При их возникновении работник получает из ФСС России один или несколько видов страхового обеспечения:

- пособие по временной нетрудоспособности;
- страховые выплаты;
- оплата дополнительных расходов, связанных с реабилитацией и др.


Поэтому на работодателя возложена обязанность страховать работника от НС и ПЗ, в том числе перечислять страховые взносы в ФСС России.

Чтобы признать возникшее заболевание страховым случаем, то есть связанным с производственной деятельностью работодателя (ПЗ или НС), необходимо обязательно провести расследование данного случая. По его результатам выносится заключение о наличии или отсутствии указанной связи. При этом инициализация расследования и сама процедура расследования ПЗ и НС различаются.

Основанием для расследования ПЗ является извещение о предварительном диагнозе профессионального заболевания. А для НС – поступившая работодателю информация о произошедшем НС.

Таким образом, работодателю, его уполномоченным представителям, медицинским специалистам, а также самому пострадавшему работнику уже на этапе, когда возникло подозрение на связь заболевания с производственной деятельностью работодателя, важно определиться – какой вид страхового случая необходимо расследовать.

Наибольшие трудности возникают, когда у работника обнаруживается острое заболевание, особенно острое отравление.

Вот несколько примеров.

Пример № 1. Сотрудник производственного предприятия в результате нарушения герметичности одной из труб получил острое отравление летучим токсическим веществом – несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание?

Пример № 2. Сотрудник спасательного формирования в ходе ликвидации очага возгорания получил острое отравление летучим токсическим веществом, способным проникать через используемые фильтрующие средства защиты, – несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание?

Пример № 3. Сотрудница склада получила острое отравление летучим токсическим веществом в результате падения и нарушения герметичности контейнера – несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание?

Пример № 4. Сотрудник одного из производственных предприятий химической промышленности получил острое отравление летучим токсическим веществом в результате неиспользования индивидуальных средств защиты при выполнении профессиональных обязанностей – несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание?


Какими нормативными актами пользоваться, чтобы отличить несчастный случай от профессионального заболевания

До настоящего момента, к сожалению, не были предложены четкие разъяснения, позволяющие обоснованно определить, в каких случаях имеет место несчастный случай, а в каких – профессиональное заболевание. Чтобы подойти к решению вопроса грамотно, необходимо выяснить, какие определения дает для НС и ПЗ современная законодательная и нормативная база Российской Федерации.

Вот что говорится в Федеральном законе от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ:

– несчастный случай на производстве – событие, в результате которого застрахованный получил увечье или другое повреждение здоровья. Событие должно произойти во время исполнения работником обязанностей по трудовому договору на территории страхователя или за ее пределами либо во время следования к месту работы или возвращения с места работы на транспорте, предоставленном страхователем. В результате данного события потребовалось перевести работника на другую работу, работник временно потерял профессиональную трудоспособность либо погиб;
– профессиональное заболевание – хроническое или острое заболевание застрахованного, являющееся результатом воздействия на него вредного (вредных) производственного (производственных) фактора (факторов) и повлекшее временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности (ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ).

А вот что сказано в постановлении Правительства РФ от 15 декабря 2000 г. № 967:

– расследовать и вести учет необходимо и острых, и хронических профессиональных заболеваний (отравлений), возникновение которых у работников и других лиц обусловлено воздействием вредных производственных факторов при выполнении ими трудовых обязанностей или производственной деятельности по заданию организации или индивидуального предпринимателя;
– под острым профессиональным заболеванием (отравлением) понимается заболевание, являющееся, как правило, результатом однократного (в течение не более одного рабочего дня, одной рабочей смены) воздействия на работника вредного производственного фактора (факторов), повлекшее временную или стойкую утрату профессиональной трудоспособности;
– под хроническим профессиональным заболеванием (отравлением) понимается заболевание, являющееся результатом длительного воздействия на работника вредного производственного фактора (факторов), повлекшее временную или стойкую утрату профессиональной трудоспособности (п. 2, 4 Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний (Утверждено постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2000 г. № 967)).

Таким образом, профзаболевание и несчастный случай имеют ряд общих характеристик:

- могут относиться только к застрахованным работникам;
- возникают при исполнении трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя), а также при совершении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах;
- влекут утрату трудоспособности.


Как отличить профзаболевание от несчастного случая

Основное отличие профзаболевания от несчастного случая заключается в том, что ПЗ является результатом воздействия одного или нескольких вредных производственных факторов, работа в условиях воздействия которых входит в трудовые обязанности работника.

Еще одним косвенным признаком ПЗ является факт прохождения работником предварительных и периодических медицинских осмотров. Причем если в направлении на медосмотры указывались те вредные факторы, которые, возможно, стали причиной заболевания.

В отличие от профзаболеваний, причинами несчастных случаев являются факторы и события, которые возникают на рабочем месте внезапно, нештатно, если произошли отклонения производственного процесса от нормального штатного течения. На их установление направлен процесс расследования (ст. 227 ТК РФ).

Теперь вернемся к анализу примеров, приведенных в первой части статьи.

Пример № 1. Сотрудник одного из производственных предприятий в результате нарушения герметичности одной из труб получил острое отравление летучим токсическим веществом.

В трудовые обязанности данного сотрудника не входила работа в условиях воздействия летучего токсического вещества, поступающего из негерметичной трубы, следовательно, имеет место несчастный случай на производстве.

Пример № 2. Сотрудник спасательного формирования в ходе ликвидации очага возгорания получил острое отравление летучим токсическим веществом, способным проникать через используемые фильтрующие средства защиты.

В функциональные обязанности данного сотрудника входит работа в условиях воздействия любых факторов пожара, следовательно, имеет место острое профессиональное заболевание.

Пример № 3. Сотрудница склада получила острое отравление летучим токсическим веществом в результате падения и нарушения герметичности контейнера.

Условия труда сотрудницы склада не предусматривали наличие на складе негерметичных контейнеров, следовательно, имеет место несчастный случай на производстве.

Пример № 4. Сотрудник одного из производственных предприятий химической промышленности получил острое отравление летучим токсическим веществом в результате неиспользования индивидуальных средств защиты при выполнении профессиональных обязанностей.

В трудовые обязанности данного сотрудника не входила работа в контакте с летучим токсическим веществом без использования индивидуальных средств защиты, следовательно, имеет место несчастный случай на производстве.

В заключение важно отметить, что для работника в основной массе случаев нет принципиальной разницы, как будет квалифицировано возникшее заболевание (НС или ПЗ). И в той, и в другой ситуации работник застрахован, имеет право на возмещение вреда здоровью со стороны ФСС России.

Однако для работодателя на практике порой выгоднее представлять НС в виде профессионального заболевания. Это обусловлено тем, что ПЗ является результатом воздействия вредных производственных факторов при нормальном штатном течении производственного процесса. Работодатель имеет возможность скрывать нештатные ситуации и аварии, ссылаясь на вредные условия труда и невозможность по тем или иным причинам их улучшить.

Случаи НС, напротив, являются результатом отклонений производственного процесса от нормального штатного течения по различным причинам. В них всегда имеется вина конкретных сотрудников, что является одним из признаков неудовлетворительной организации охраны труда и в целом жестче контролируется государством.

Ответы на ваши вопросы

Заменяет ли спецоценка производственный контроль?

В этом году на предприятии на всех рабочих местах была проведена специальная оценка условий труда. Необходимо ли проводить производственный контроль за соблюдением санитарных правил? Или данные по специальной оценке условий труда можно трактовать как проведение производственного контроля?
Ирина ПОЗДНЯКОВА(Междуреченск)

На каких рабочих местах нужно проводить производственный контроль?

Нужно ли проводить производственный контроль на рабочих местах, которых нет в штатном расписании?
Анна ДЗЮИНА (Ижевск)

Производственный контроль проводится на всех рабочих местах, подконтрольных работодателю. Если работодатель ведет штатное расписание, все рабочие места должны быть в него включены. Другого варианта трудовое законодательство не предусматривает.

Если работник оформлен по гражданско-правовому договору, производственный контроль на его месте не проводится.

Самые необходимые нормативные акты


Запомните главное:
1 Основанием для расследования профессионального заболевания и несчастного случая являются разные нормативные акты. Поэтому необходимо понимать, чем отличается профзаболевание от несчастного случая уже на этапе, когда возникло подозрение о связи болезни работника с профессией.

2 Профзаболевание и несчастный случай схожи в том, что возникают при исполнении профессиональных обязанностей, влекут утрату трудоспособности, могут произойти только с застрахованными работниками.

3 Основное отличие профзаболевания от несчастного случая заключается в том, что ПЗ является результатом воздействия одного или нескольких вредных производственных факторов, работа в условиях воздействия которого входит в трудовые обязанности работника.

4 Причинами несчастного случая являются факторы и события, которые возникают на рабочем месте внезапно, нештатно, если произошли отклонения производственного процесса от нормального штатного течения. На их установление направлен процесс расследования. Это один из главных признаков несчастного случая.

Андрей КРЕТОВ, эксперт-профпатолог Центра профессиональной патологии ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России, секретарь профильной комиссии по профпатологии ФМБА России и Минздрава России (Москва)

Условные обозначения:


Обратите внимание

Статья 227 Трудового кодекса РФ относит к несчастным случаям на производстве: травмы, в т. ч. нанесенные другим лицом; острое отравление; тепловой удар; ожог; обморожение; утопление; поражение электрическим током, молнией, излучением; укусы насекомых и пресмыкающихся, телесные повреждения, нанесенные животными; повреждения, полученные в результате взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, - повлекшие за собой необходимость перевода работника на другую работу, временную или стойкую утрату им трудоспособности либо смерть работника, если они произошли:

- в течение рабочего времени на территории организации или вне ее (в т. ч. во время установленных перерывов), а также в течение времени, необходимого для приведения в порядок орудий производства и одежды перед началом и после окончания работы, или при выполнении работ в сверхурочное время, выходные и нерабочие праздничные дни;

- при следовании к месту работы или с работы на транспорте, предоставленном работодателем (его представителем), либо на личном транспорте в случае использования указанного транспорта в производственных целях по распоряжению работодателя (его представителя) либо по соглашению сторон трудового договора;

- при следовании к месту служебной командировки и обратно;

- при следовании на транспортном средстве в качестве сменщика во время междусменного отдыха (водитель-сменщик на транспортном средстве, проводник или механик рефрижераторной секции в поезде и другие);

- при работе вахтовым методом во время междусменного отдыха, а также при нахождении на судне в свободное от вахты и судовых работ время;

- при привлечении работника в установленном порядке к участию в ликвидации последствий катастрофы, аварии и других чрезвычайных происшествий природного и техногенного характера;

- при осуществлении действий, не входящих в трудовые обязанности работника, но совершаемых в интересах работодателя (его представителя) или направленных на предотвращение аварии или несчастного случая.

В Положении дается следующее значение рассматриваемых понятий:

- под острым профессиональным заболеванием (отравлением) понимается заболевание, являющееся, как правило, результатом однократного (в течение не более одного рабочего дня, одной рабочей смены) воздействия на работника вредного производственного фактора (факторов), повлекшее временную или стойкую утрату профессиональной трудоспособности;

- под хроническим профессиональным заболеванием (отравлением) понимается заболевание, являющееся результатом длительного воздействия на работника вредного производственного фактора (факторов), повлекшее временную или стойкую утрату профессиональной трудоспособности.

Профессиональное заболевание, возникшее у работника, подлежащего обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, является страховым случаем, который влечет возникновение обязательства страховщика осуществлять обеспечение по страхованию.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что, поскольку отравление входит в перечень несчастных случаев, оно, естественно, является одним из их видов. Однако установление компетентными органами власти различного порядка расследования несчастных случаев на производстве позволяет констатировать, что профзаболевание - это такой несчастный случай, который требует особого рассмотрения.

На практике часто возникают следующие вопросы: на какие документы, содержащие разные сроки их выполнения, следует ориентироваться при расследовании несчастных случаев, произошедших на производстве? Аналогичен ли 10-дневный срок, указанный в Положении о расследовании профзаболеваний, продублированный в Инструкции, утв. приказом Минздрава России от 28.05.01 № 176, срокам, указанным в ст. 229 ТК РФ? Учитывая, что правоприменителю приходится сталкиваться в перечисленных актах с фактически тождественными случаями, имеющими разные сроки расследования, попытаемся разобраться, какие же из указанных документов имеют не только приоритет, но и реальные сроки их исполнения.

Согласно ч. 4 ст. 227 ТК РФ несчастный случай на производстве является страховым, если он произошел с работником, подлежащим обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Отсюда можно сделать вывод, что при отсутствии в ТК РФ специальных правил расследования профзаболеваний порядок, установленный для расследования несчастных случаев, является общим, в т. ч. и для расследования профзаболеваний.

Однако такой вывод оказывается преждевременным, т. к. совсем иные сроки указаны в упомянутом выше Положении о расследовании профзаболеваний. И хотя данное Положение применяется в части, не противоречащей ТК РФ, вступившему в силу с 1 февраля 2002 г. (см. ст. 423 ТК РФ), но, учитывая, что оно до сих пор не приведено Правительством РФ в соответствие с Кодексом, представляем читателям обзор его действующих норм, сопоставив их с соответствующим законодательством.

ЦГСЭН в течение суток со дня получения экстренного извещения приступает к выяснению обстоятельств и причин возникновения заболевания, после чего составляет санитарно-гигиеническую характеристику условий труда работника и направляет ее в государственное или муниципальное учреждение здравоохранения по месту жительства или месту прикрепления работника (далее - учреждение здравоохранения).

В случае несогласия работодателя (его представителя) с содержанием санитарно-гигиенической характеристики условий труда работника он вправе, письменно изложив свои возражения, приложить их к характеристике.

Учреждение здравоохранения на основании клинических данных состояния здоровья работника и санитарно-гигиенической характеристики условий его труда устанавливает заключительный диагноз - острое профессиональное заболевание (отравление) - и составляет медицинское заключение.

ЦГСЭН в двухнедельный срок со дня получения извещения представляет в учреждение здравоохранения санитарно-гигиеническую характеристику условий труда работника.

Учреждение здравоохранения, установившее предварительный диагноз - хроническое профессиональное заболевание (отравление), в месячный срок обязано направить больного на амбулаторное или стационарное обследование в специализированное лечебно-профилактическое учреждение или его подразделение (Центр профессиональной патологии (ЦПТ), клинику или отдел профессиональных заболеваний медицинских научных организаций клинического профиля).

ЦПТ на основании клинических данных о состоянии здоровья работника и представленных документов устанавливает заключительный диагноз - хроническое профессиональное заболевание (в т. ч. возникшее спустя длительное время после прекращения работы в контакте с вредными веществами или производственными факторами), составляет медицинское заключение и в трехдневный срок направляет соответствующее извещение в ЦГСЭН, работодателю, страховщику и в учреждение здравоохранения, направившее больного (п. 14 Положения о расследовании профзаболеваний).

Медицинское заключение о наличии профессионального заболевания выдается работнику под расписку и направляется страховщику и в учреждение здравоохранения, направившее больного.

Установленный диагноз - острое или хроническое профессиональное заболевание (отравление) - может быть изменен или отменен ЦПТ на основании результатов дополнительно проведенных исследований и экспертизы. Рассмотрение особо сложных случаев профессиональных заболеваний возлагается только на ЦПТ Минздрава России.

Извещение об изменении или отмене диагноза профессионального заболевания направляется ЦПТ в ЦГСЭН, работодателю и в учреждение здравоохранения в течение 7 дней после принятия соответствующего решения.

Ответственность за своевременное извещение о случае острого или хронического профессионального заболевания, об установлении, изменении или отмене диагноза возлагается на руководителя учреждения здравоохранения, установившего (отменившего) диагноз (п. 18 Положения о расследовании профзаболеваний).

Работодатель обязан организовать расследование обстоятельств и причин возникновения у работника профессионального заболевания (далее - расследование).

В течение 10 дней с момента получения извещения об установлении заключительного диагноза - профессиональное заболевание - он образует Комиссию по расследованию профессионального заболевания (далее - Комиссия), возглавляемую главным врачом ЦГСЭН. В состав Комиссии входят: представитель работодателя, специалист по охране труда (или лицо, назначенное работодателем ответственным за организацию работы по охране труда), представитель учреждения здравоохранения, профсоюзного или иного уполномоченного работниками представительного органа. В расследовании могут принимать участие и другие специалисты (п. 19 Положения о расследовании профзаболеваний).

Из вышеизложенного следует, что при точном соблюдении сроков, установленных в Положении о расследовании профзаболеваний для всех перечисленных органов здравоохранения, извещение с заключительным диагнозом - острое отравление - должно поступить к работодателю минимум через 2 недели после выявления острого профзаболевания (отравления), а при хроническом отравлении - через 4 недели. И только после его получения работодатель в течение 10 дней образует Комиссию, которая обязана в срок, не установленный Положением, провести расследование и по его результатам составить акт о случае профессионального заболевания.

Работодатель в месячный срок после завершения расследования обязан на основании акта о случае профессионального заболевания издать приказ о конкретных мерах по предупреждению профессиональных заболеваний. Об исполнении решений Комиссии работодатель письменно сообщает в ЦГСЭН (п. 29 Положения о расследовании профзаболеваний).

ФСС отмечает сокращение несчастных случаев на производстве

В апреле Фонд социального страхования РФ провел Всероссийское совещание управляющих региональными отделениями Фонда, в ходе которого были подведены итоги за 2005 г.

Вместе с тем, как полагает глава Фонда, эффект мог бы быть значительно выше: исполнительные органы на местах недостаточно используют права, предоставленные законом. Так, в 2005 г. разрешение на финансирование предупредительных мер получили менее 1% от общего количества зарегистрированных страхователей.

По материалам ИА REGNUM

В соответствии со ст. 5 ТК РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений осуществляется постановлениями Правительства РФ, которые не должны противоречить ТК РФ. В данном случае налицо полнейшая нестыковка рассмотренных сроков. Можно констатировать, что Положение, изданное до вступления ТК РФ в силу, не приведено в соответствие с нормами данного Кодекса (полагаю, в связи с практической невозможностью исполнения установленных в ТК РФ сроков).

Существенным дополнением указанного выше Положения, утвержденного Правительством РФ, является содержащееся в Инструкции уточнение сроков работы Комиссии, созданной работодателем.

Так, в пункте 4.2 Инструкции установлено, что расследование каждого случая острого или хронического профессионального заболевания (отравления) проводится Комиссией на основании приказа, издаваемого работодателем с момента получения извещения об установлении заключительного диагноза:

- незамедлительно - в случаях группового несчастного случая, со смертельным исходом или с особо опасными инфекциями;

- в течение 24 часов - в случае предварительного диагноза острого профессионального заболевания (отравления);

- в течение 10 суток - в случае хронического профессионального заболевания (отравления).

Тем не менее и при таком значительном уточнении сроков работник, по моему мнению, сможет реализовать свои права на получение страхового обеспечения не ранее, чем через 3-4 месяца с момента получения хронического отравления, подпадающего под критерии профессионального заболевания.

В завершение темы отмечу, что Правительству РФ на основании ч. 3 ст. 211 ТК РФ было поручено определить порядок разработки и утверждения подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также установить сроки пересмотра действующих актов. Оно, в свою очередь, перепоручило осуществить эту задачу Минтруду России и Минздраву России, которые на момент написания этой статьи так ее и не выполнили. Теперь это одно министерство, но и до настоящего времени ожидаемого правоприменителями акта не издано.

Трудовой кодекс Российской Федерации, ст. 227, 229, 423

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции