Меры предупреждения заболеваний травм отравлений и поражений

Методические рекомендации

Автор-составитель: Субботина Т. В., методист ГМЦ ДОгМ

Пояснительная записка

Нарушение требований к организационной, методической, санитарно-гигиенической составляющим образовательной деятельности может сказываться на ухудшении здоровья учащихся и способствовать травмированию обучающихся. Статистика свидетельствует, что школьный травматизм составляет 12–15% от общего травматизма детей.

Работа по профилактике травматизма, заболеваний и несчастных случаев во время образовательной деятельности является одной из важнейших задач не только администрации образовательной организации, но и всех учителей.

Важнейшей задачей в профилактике детского травма­тизма необходимо считать создание таких условий в образовательной организации, в которых максимально исключалась бы возможность получения травм обучающимися. В основе мероприятий по предупреждению школьно­го травматизма должна быть отлаженная разъ­яснительная работа среди всех обучающихся образовательной организации. Надо знакомить учащихся с тем, какую опасность для здоровья могут представля­ть травмы, с мерами по их предупрежде­нию, а также привлекать внимание самих учащихся к профилакти­ческой работе. Основ­ная мера предупреждения травм в школе – это приви­тие учащимся прочных навыков безопасного поведения и соблюдение дис­циплины.

Цель данных методических рекомендаций – оказать помощь всем педагогическим работникам в проведении планомерной и последовательной работы по профилактике несчастных случаев и травматизма учащихся на уроках.

Причины получения травм на уроках

Из общего количества травм, полученных учащимися во время образовательной деятельности, количество несчастных случаев на уроках сравнительно невелико, но они всё равно случаются.

Травмы могут причинить различные колющие и ре­жущие предметы – остро наточенные карандаши, руч­ки, циркули, кнопки, угольники, ножницы. Это происходит при неосторожном обращении с такими предметами и при нарушении дисциплины.

Если вы на уроках используете ножницы, то надо знать главное требование, предъявляемое к ножницам, – чтобы они хорошо резали. Ученик не должен испытывать затруднений при резке картона или бумаги. Необходимо помнить, что ножницы должны иметь закругленные концы, чтобы дети случайно не травмировали друг друга.

Учителя начальных классов советуют родителям приобретать мягкие пеналы, которыми нельзя нанести травму соседу по парте. Пеналы без индивидуальных секций для ручек и карандашей имеют меньший вес, и в них быстрее убирать школьные принадлежности.

Чтобы избежать нецелевого использования школьных принадлежностей и получения от них травм, можно познакомить учащихся с историей школьных принадлежностей и правилами их использования, при этом воспитывая аккуратность и бережное отношение к школьным принадлежностям в рамках профилактики детского травматизма как на уроках, так и на классных часах. (Приложение № 1)

Рассмотрим случаи, которые могут приводить к травмированию учащихся во время учебной деятельности.

Самая распространенная травма при падении со стула – ушиб мягких тканей различных частей тела. При падении могут происходить и черепно-мозговые травмы с последствиями разной степени тяжести. Если травма тяжелая, то могут нарушаться важные мозговые функции. Последствиями черепно-мозговой травмы бывают снижение работоспособности, ухудшение памяти и внимания, головные боли, неврастенический синдром, выражающийся в повышенной агрессии и депрессивном состоянии.

Сотрясение головного мозга учащиеся часто получают из-за того, что цепляются за дверной косяк, угол стола или мебели. Основная причина получения такой травмы – невнимательность. Симптомами сотрясения головного мозга могут служить краткая потеря сознания, побледнение кожи, рвота, на коже выступает холодный пот. Возникают сонливость, вялость, аппетит отсутствует. Начинается головная боль, иногда возникает шум в ушах.

Падение на ягодицы, в зависимости от силы удара, может привести к ушибу, вывиху, разрыву крестцово-копчиковых связок, перелому. Каждая из травм вызывает острую боль, но характеризуется различной степенью и характером повреждения нижнего участка позвоночника. Это может иметь серьезные последствия.

Причины травм на уроках химии и их профилактика

Требования правил безопасности на уроках химии в первую очередь направлены на снижение опасности во время лабораторных и практических работ. Факторы риска следующие: термические и химические ожоги, отравления ядовитыми парами, порезы и поражение электрическим током. В связи с этим очень важно знание, понимание и неукоснительное выполнение требований инструкции по правилам безопасности для кабинетов химии не только учителем, но и всеми учащимися без исключения.

Если неправильно держать пробирки над горелкой, брызги кипящей жидкости могут вызвать ожоги глаз. Выполнение химических опытов, сопровождающихся выделением ядовитых для человеческого организма ве­ществ, должно проводиться в специальном вытяжном шкафу. Кислоты и щёлочи следует держать в толстостенной герметически закрывающейся посуде и хранить в специ­альном помещении в закрывающемся на замок шкафу.

Посуда, в которой находятся различные активные хими­ческие вещества, должна быть устойчивой и достаточ­но герметичной, что исключает отравления учащихся вследствие проникновения ядовитых примесей в воздух учебных помещений. Каждый ученик, пользующийся во время лабораторных работ химическими реактивами, должен хорошо знать их свойства, иметь представление о том, как пре­дупредить возникновение возможных несчастных слу­чаев. Для этого необходимо проводить с учащимися регулярные инструктажи по правилам безопасности в кабинете химии.

Причины травм на уроках физики и их профилактика

Уроки физики могут сопровождаться работой по проведению различных опытов и демонстраций, при этом неаккуратность или невнимательность учащихся, а также незнание или игнорирование ими правил безопасности способны приводить к несчастным случаям. Во избежание этого все учащиеся, допускающиеся к лабораторным работам и проведению опытов, должны пройти инструктаж по правилам безопасности в кабинете физики и неукоснительно его соблюдать.

Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни. На уроках физики практически любая изучаемая тема может быть использована для освещения тех или иных фактов, способствующих формированию правильного отношения учеников к своему здоровью. Сюда же можно отнести и профилактику детского травматизма, несчастных случаев, связанных с неправильным поведением ребенка в различных бытовых ситуациях. Это можно осуществлять путем интеграции здоровьесберегающих вопросов в основную тему урока физики.

Примерные вопросы здоровьесбережения в курсе физики общеобразовательной школы

Тема урока

Вопросы безопасности и профилактики травматизма

Законы постоянного тока

Оказание первой помощи при поражении током

Проводники и непроводники электричества

Предупреждение травматизма от электрического тока

Электрические нагревательные приборы

Меры противопожарной безопасности при использовании бытовых электрических нагревательных приборов. Правила техники безопасности при ремонте электропроводки и электроприборов

Безопасная работа с режущими и колющими инструментами

Механическое движение. Скорость

Безопасность поведения на дорогах. Дорога глазами водителя

Меры безопасности при работе со стеклянной посудой

Переход улицы на перекрестке. Правильность приземления во время прыжков. Правила безопасного спуска на лыжах с гор

Правила безопасного поведения на воде. Правила тушения бензина и спирта

Меры безопасности и предупреждение ожогов при пользовании бытовыми приборами. Первая помощь при ожогах

Профилактика травматизма на уроках информатики

Чтобы работа за компьютером не оказалась вредной для здоровья, необходимо принимать меры предосторожности и следить за правильной организацией рабочего места учащихся.

На уроках информатики учащиеся выполняют практические задания на компьютере, при этом им необходимо неукоснительно соблюдать правила по безопасности, что поможет обеспечить профилактику травматизма. Нарушение этих правил может привести к поражению электрическим током, вызвать возгорание, механические повреждения и другие травмы.

Учитель информатики несет ответственность за своевременное проведение вводного и периодического инструктажей по правилам безопасности.

На вводном инструктаже учитель знакомит учащихся с правилами распорядка в кабинете, правилами безопасности и гигиены труда, с опасными факторами, которые могут возникнуть в процессе работы, и с соответствующими мерами предосторожности. Вводный инструктаж может проводиться в виде лекции, беседы.

Инструктаж перед работой на ЭВМ дополняет вводный инструктаж. Он имеет цель ознакомить учащихся с требованиями правильной организации и содержания рабочего места, с безопасными методами работы и правилами пользования защитными средствами, с возможными опасными моментами при выполнении конкретной работы, с обязанностями работающего на своем рабочем месте, а также опасными ситуациями и правилами поведения при их возникновении.

Периодический инструктаж на рабочем месте должен быть кратким, содержать чёткие и конкретные указания и в необходимых случаях сопровождаться показом правильных и безопасных приемов выполнения работы.

Опасности при работе с компьютером:

1. Воздействие на зрение. Профилактика: чаще моргать, периодически отвлекаться (смотреть в окно, вдаль. ), делать гимнастику для глаз. Периодически протирать монитор и защитный экран.

2. Излучение микроволновое (радиация). Профилактика: правильно организовать рабочие места (не рекомендуется располагать мониторы встречно или близко друг к другу). Выполнять рекомендации по организации рабочего времени.

3. Излучение электромагнитное. Профилактика: правильная организация рабочего места и времени, монитор желательно располагать тыльной стороной к стене не сидеть близко к монитору, силовой проводке.

4. Высокое напряжение от 110 до 50 000 В (в неисправных блоках может сохраняться длительное время). Профилактика: надежное заземление, провода и разъёмы должны быть недоступными для случайного касания; располагайте компьютер на безопасном расстоянии от другого оборудования и отопительных батарей (исключить возможность одновременного касания компьютер – оборудование, компьютер – батарея, т. к. при неисправном заземлении возможен удар током), не касаться токоведущих частей под напряжением, не использовать компьютер в сырых помещениях.

5. Воздействие на осанку. Неправильная организация рабочего места может привести к быстрому утомлению, искривлению позвоночника. Профилактика: правильная организация рабочего места и времени, гимнастика.

8. Компьютерные игры. Из потребности разрядиться, расслабиться, они иногда постепенно перерастают в психологическую (с явными признаками наркотической – трясутся руки, бегают глаза. ) зависимость. Профилактика: организовать рабочее время, мотивированно ограничивать количество игр, развивать чувство самоконтроля.

Основные направления в профилктике травм во время образовательной деятельности

Реализация мер по профилактике школьного травматизма во время образовательной деятельности может быть осуществлена в рамках трёх основных направлений:

1) принятие локальных нормативных актов образовательной организацией по вопросам предупреждения несчастных случаев и травматизма учащихся и контроль за их исполнением;

2) просветительская деятельность в вопросах профилактики детского травматизма с участниками образовательных отношений;

3) широкое использование различных педагогических технологий (подразумевает под собой самые различные мероприятия, в числе которых – личностно ориентированный подход к учащимся, педагогика сотрудничества, педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся, игровые воспитательные технологии, создание социально значимого проекта по профилактике школьных травм, здоровьесберегающие технологии и другие).

Как приучиться к порядку и аккуратности при использовании школьных принадлежностей и школьной мебели (правила для учащихся)

  1. Использовать линейку в качестве оружия. Многие ребята про­сто обожают стрелять с помощью линейки кусочками бумаги, а кусочки бумаги при попадании в глаз могут привести к травме. Линейка при неоднократном сгибании может сломаться и травмировать руку. Помните, что линейка – это не шпага, её можно сломать или случайно ей кого-нибудь задеть, что приведет к несчастному случаю.
  2. Разбрасывать карандаши. На разбросанных карандашах можно поскользнуться и получить травму.
  3. Грызть карандаши. Это вредная привычка, которая влияет на зубы.
  4. Разбирать ручки, в которых есть пружин­ка. Пружинка может отлететь и травмировать глаз.
  5. Колоть циркулем соседа по парте. Это может привести к различным видам травм.
  6. Раскачиваться на стульях. Стул предназначен для сидения! Сломанный стул – один из факторов травмирования во время урока.

07 Ноября 2019 20:02

1. Безопасность военной службы и ее содержание.
2. Требования Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации по обеспечению безопасности военной службы.
3. Обязанности военнослужащего по соблюдению требований безопасности и мер преду-преждения заболеваний, травм, отравлений и поражений. Ответственность военнослужащих за невыполнение установленных и доведенных до него требований безопасности.

07 Ноября 2019 20:01

1. Основные понятия безопасности военной службы. Опасные (вредные) факторы военной службы, их краткая характеристика и последствия воздействия на военнослужащего.
2. Обзор случаев гибели и травматизма военнослужащих. Влияние состояния безопасности военной службы на авторитет Вооруженных Сил Российской Федерации, боевую готов-ность воинской части (подразделения).

07 Ноября 2019 20:00

1. Обязанности военнослужащего по соблюдению требований безопасности. Требования общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации и других руководящих документов по соблюдению военнослужащим требований безопасности при обращении с оружием, работе с техникой, по выполнению требований пожарной безопасности и в других случаях.
2. Обязанности по принятию мер предупреждения заболеваний, травм, отравлений и пора-жений, повышению физической закалки и тренированности, воздержанию от вредных при-вычек (курения и употребления алкоголя).

07 Ноября 2019 19:37

1. Понятия о пожаро-, электро- и взрывобезопасности. Последствия воздействия опасных и вредных факторов на военнослужащих, гражданское население и окружающую природную среду при нарушении требований пожаро-, электро- и взрывобезопасности.
2. Общие требования пожарной, электро и взрывобезопасности, обязанности военнослужащих по их соблюдению на территории воинской части.

07 Ноября 2019 19:36

1. Основные виды ремонтно-строительных и хозяйственных работ, выполняемых войсковой частью.
2. Требования безопасности при выполнении данных работ.

07 Ноября 2019 19:34

1. Опасные и вредные факторы, воздействующие на военнослужащего при выполнении ре-монтно-строительных работ.
2. Требования безопасности при установке опалубки, кладке стен, разборке строительных конструкций, при проведении кровельных работ и работ с применением горячего битума, выполнении штукатурных и малярных работ, остеклении окон зданий и сооружений.

07 Ноября 2019 19:22

1. Опасные и вредные факторы, воздействующие на военнослужащего при выполнении хо-зяйственных работ.
2. Требования безопасности при подъеме, опускании и перемещении грузов без применения подъемно-транспортного оборудования, рытье котлованов и траншей, производстве работ в емкостях и колодцах, при обращении с ядовитыми техническими жидкостями, проведении столярных и слесарных работ, работ на высоте, при порубке деревьев, уборке мусора, очист-ке территории от снега и льда.

07 Ноября 2019 19:21

1. Общий порядок организации и несения боевого дежурства, эксплуатации вооружения и военной техники, несения службы в суточном наряде воинской части. Требования безопас-ности при выполнении этих мероприятий.

07 Ноября 2019 19:20

1. Обязанности военнослужащего по подготовке к сдаче зачетов на допуск к несению боевого дежурства, караульной и внутренней служб. Требования к знаниям и практическим навыкам военнослужащего.
2. Опасные и вредные факторы, воздействующие на военнослужащего.
3. Требования безопасности при заряжании и разряжании оружия, охране и конвоировании арестованных, движении смен на посты, осуществлении допуска в караульное помещение и местам несения службы, обращении с электроприборами. Основные требования пожарной безопасности. Действия в аварийных.

07 Ноября 2019 19:18

1. Обязанности военнослужащего по подготовке к сдаче зачетов на допуск к самостоятельной работе на технике. Требования к знаниям и практическим навыкам военнослужащего.
2. Опасные и вредные факторы, воздействующие на военнослужащего при эксплуатации вооружения и военной техники.
3. Общие требования безопасности перед началом работ, в ходе их проведения и после окончания работ. Требования безопасности при работе в электроустановках, с автомобиль-ной техникой и других видах вооружения и военной техники, эксплуатируемой подразделением.

07 Ноября 2019 19:16

1. Боевая подготовка - как основное содержание повседневной деятельности войск (сил).
2. Требования безопасности при проведении тактических учений, стрельб и иных мероприя-тий боевой подготовки.

07 Ноября 2019 19:15

1. Опасные и вредные факторы, воздействующие на военнослужащего при проведении стрельб.
2. Общая организация стрельб методом огневого урока.
3. Требования безопасности при обращении с оружием и боеприпасами в ходе занятий на учебных местах и огневом рубеже, при метании гранат и передвижении по территории стрельбища.

07 Ноября 2019 19:13

1. Опасные и вредные факторы, воздействующие на военнослужащего при проведении за-нятий по боевой подготовке.
2. Требования безопасности при передвижении по тактическому полю (местности проведе-ния занятия), обращении с имитационными средствами и холостыми патронами, при пре-одолении инженерных заграждений и водных преград, использовании индивидуальных средств защиты органов дыхания и кожи. Требования безопасности на занятиях по вожде-нию машин и с использованием электрифицированных и механических тренажеров, при проведении спортивных.

07 Ноября 2019 19:09

07 Ноября 2019 19:05

1. Виды последствий воздействий вредных и опасных факторов на организм военнослужа-щего. Общий порядок действий при травмировании военнослужащего в результате несчаст-ного случая.
2. Оказание первой помощи военнослужащему при ранении, кровотечении, переломе, ожо-ге, тепловом и солнечном ударе, обморожении, отравлении ядовитыми и техническими жидкостями, угорании, утоплении и удушении.

07 Ноября 2019 19:04

1. Деятельность командира (начальника) по обеспечению безопасности военной службы при организации основных видов деятельности войск (боевое дежурство, боевая подготовка, ра-боты на вооружении и военной технике, несение службы суточного наряда), а также по за-щите личного состава от наиболее опасных (вредных) факторов военной службы (обеспече-ние пожарной, взрывной, химической, радиационной, экологической безопасности, элек-тробезопасности).

07 Ноября 2019 19:02

1. Опасные (вредные) факторы военной службы, их характеристика.
2. Методика работы командира (начальника) по выполнению требований статьи 81 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации по предупреждению гибели и травматизма военнослужащих в повседневной деятельности.

07 Ноября 2019 19:01

1. Концепция безопасности военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации и ее основные положения. Значение безопасности военной службы в повседневной деятель-ности войск.

07 Ноября 2019 18:14

1. Основы обеспечения безопасности военной службы.
2. Обязанность военнослужащего по соблюдению требований безопасности, мер предупре-ждения увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний, отравлений и поражений. Ответ-ственность военнослужащих за невыполнение установленных требований безопасности.

07 Ноября 2019 18:11

1. Требования безопасности при заряжании (разряжании) оружия с обязательным практическим показом безопасных приемов заряжания (разряжания) оружия при несении службы в карауле, несении службы в караулах по сопровождению воинских грузов.
2. Порядок выдвижения смены на пост (с поста), порядок смены часового (наблюдателя), спуска и подъема на наблюдательную вышку. Особенности несения дежурства (караульной службы) в зимнем (летнем) периоде обучения, порядок посадки (высадки) личного состава караула.

Уважаемые родители, задумайтесь!

По данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ):

• Более 3 млн. детских травм регистрируют ежегодно медицинские учреждения России. Таким образом, в больницы в связи с травмами обращается каждый восьмой ребенок в возрасте до 18 лет.

Ожоги - к сожалению, очень распространенная травма у детей.

• держите детей подальше от горячей плиты, пищи и утюга;

• устанавливайте на плиты кастрюли н сковородки ручками вовнутрь плиты так, чтобы дети не могли опрокинуть на себя горячую пишу. По возможности блокируйте регуляторы газовых горелок;

• держите детей подальше от открытого огня, пламени свечи, костров, взрывов петард;

• убирайте в абсолютно недоступные для детей места легковоспламеняющиеся жидкости, а также спички, свечи, зажигалки, бенгальские огни, петарды;

• причиной ожога ребенка может быть горячая жидкость (в том числе еда), которую взрослые беззаботно оставляют на краю плиты, стола или ставят на пол; лучше со стола, на котором стоит горячая пища, убрать длинные скатерти - ребенок может дернуть за их край и опрокинуть пишу на себя;

• возможны ожоги во время купания ребенка, когда его опускают в ванну или начинают подмывать из крана, не проверив температуру воды;

• маленький ребенок может обжечься и при использовании грелки, если температура воды в ней превышает 40-60°С;

Кататравма (падение с высоты) - в 20% случаев страдают дети до 5 лет - нередкая причина тяжелейших травм, приводящих к инвалидизации или смерти.

• ДЕТИ НЕ УМЕЮТ ЛЕТАТЬ!

• устанавливаете надежные ограждения, решетки на ступеньках, лестничных пролетах, окнах и балконах.

> Помните - противомоскитная сетка не спасет в этой ситуации и может только создавать ложное чувство безопасности;

• Открывающиеся окна и балконы должны быть абсолютно недоступны детям;

• Не ставьте около открытого окна стульев и табуреток - с них ребенок может забраться на подоконник.

Утопление - в 50% случаев страдают дети 10-13 лет из-за неумения плавать.

• взрослые должны научить детей правилам поведения на воде и ни на минуту не оставлять ребенка без присмотра вблизи водоемов;

• дети могут утонуть менее чем за две минуты даже в небольшом количестве воды -обязательно и надежно закрывайте колодцы, ванны, бочки, ведра с водой и т.д;

• учите детей плавать, начиная с раннего возраста;

• дети должны знать, что нельзя плавать без присмотра взрослых;

• 25 % всех случаев асфиксий бывает у детей в возрасте до года из-за беспечности взрослых: аспирация пищей, прижатие грудного ребенка к телу взрослого во время сна в одной постели, закрытие дыхательных отверстий мягкими игрушками и т.д;

• маленьким детям нельзя давать еду с маленькими косточками или семечками;

• нужно следить за ребенком во время еды. Кашель, шумное частое дыхание или невозможность издавать звуки - это признаки проблем с дыханием и, возможно, удушья, которое может привести к смерти.

• чаще всего дети отравляются лекарствами из домашней аптечки - 60% всех случаев отравлений;

• лекарства, предназначенные для взрослых, могут оказаться смертельными для детей. Медикаменты ребенку нужно давать только по назначению врача и ни в коем случае не давать ему лекарства, предназначенные для взрослых или детей другого возраста. Хранить медикаменты необходимо в местах совершенно недоступных для детей;

• отбеливатели, яды для крыс и насекомых, керосин, кислоты и щелочные растворы, другие ядовитые вещества могут вызвать тяжелое отравление, поражение мозга, слепоту и смерть. Яды бывают опасны не только при заглатывании, но и при вдыхании, попадании на кожу, в глаза и даже на одежду;

• ядовитые вещества, медикаменты, отбеливатели, кислоты и горючее ни в коем случае нельзя хранить в бутылках для пищевых продуктов - дети могут по ошибке выпить их. Такие вещества следует держать в плотно закрытых маркированных контейнерах, в абсолютно недоступном для детей месте;

• следите за ребенком при прогулках в лесу - ядовитые грибы и ягоды - возможная причина тяжелых отравлений;

• отравление угарным газом — крайне опасно для детей и сопровождается смертельным исходом в 80-85% случаев - неукоснительно соблюдайте правила противопожарной безопасности во всех местах пребывания детей, особенно там, где есть открытый огонь (печи, камины, бани и т.д.).

Поражения электрическим током -

• дети могут получить серьезные повреждения, воткнув пальцы или какие-либо предметы в электрические розетки - их необходимо закрывать специальными защитными накладками;

• электрические провода (особенно обнаженные) должны быть недоступны детям.

Дорожно-транспортный травматизм - дает около 25% всех смертельных случаев.

• как только ребенок научился ходить, его нужно обучать правильному поведению на дороге, в машине и общественном транспорте, а также обеспечивать безопасность ребенка во всех ситуациях;

• детям дошкольного возраста особенно опасно находиться на дороге - с ними всегда должны быть взрослые;

• детям нельзя играть возле дороги, особенно с мячом;

• детей нельзя сажать на переднее сидение машины;

• при перевозке ребенка в автомобиле, необходимо использовать специальные кресла и ремни безопасности;

• На одежде ребенка желательно иметь специальные светоотражающие нашивки.

Несчастные случаи при езде на велосипеде являются распространенной причиной смерти и травматизма среди детей среднего и старшего возраста.

• учите ребенка безопасному поведению при езде на велосипеде;

• дети должны в обязательном порядке использовать защитные шлемы и другие приспособления.

Травмы на железнодорожном транспорте - нахождение детей в зоне железной дороги может быть смертельно опасно.

Помните сами и постоянно напоминайте Вашим детям, что строго запрещается:

• посадка и высадка на ходу поезда;

• высовываться из окон вагонов н дверей тамбуров на ходу поезда;

• оставлять детей без присмотра на посадочных платформах и в вагонах;

• выходить из вагона на междупутье и стоять там при проходе встречного поезда;

• прыгать с платформы на железнодорожные пути;

• устраивать на платформе различные подвижные игры;

• бежать по платформе рядом с вагоном прибывающего или уходящего поезда, а также находиться ближе двух метров от края платформы во время прохождения поезда без остановки;

• подходить к вагону до полной остановки поезда;

• на станциях н перегонах подлезать под вагоны и перелезать через автосцепки для прохода через путь;

• проходить по железнодорожным мостам и тоннелям, неспециализированным для перехода пешеходов;

• переходить через железнодорожные пути перед близко стоящим поездом;

• запрещается переходить путь сразу же после прохода поезда одного направления, не убедившись в отсутствии поезда встречного направления;

• игры детей на железнодорожных путях запрещаются;

• подниматься на электроопоры;

• приближаться к лежащему на земле электропроводу ближе 8 метров;

• проходить вдоль железнодорожного пути ближе 5 метров от крайнего рельса;

• ходить в районе стрелочных переводов, так как это может привести к тяжелой травме.

Уважаемые родители, помните -дети чаще всего получают травму (иногда смертельную) -


Травматизм населения – одна из важнейших проблем общественного здоровья и здравоохранения, актуальность которой определяется не только медицинскими, а и социально-экономическими аспектами, которые обусловлены последствиями травм, нередко стойкой утратой трудоспособности и даже инвалидностью, а также высоким уровнем смертности от внешних причин.

Травматизм – это показатель первичной заболеваемости, который характеризуется числом всех трав, включая отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин, зарегистрированных в определенной группе населения за конкретный период времени. Наибольший его уровень отмечается у мужчин в возрасте 20-49 лет, у женщин – 30-59 лет, и у мужчин он выше во всех возрастных группах.

Повреждением, или травмой, принято называть последствие воздействия на человека внешнего фактора (механического, физического, химического, радиоактивного, рентгеновского, электрического и др.), нарушающего строение и целостность тканей и нормальное течение физиологических процессов. В зависимости от характера травмируемой ткани различают кожные (ушибы, раны), подкожные (разрывы связок, переломы костей и пр.) и полостные (ушибы кровоизлияния, ранения груди, живота, суставов) повреждения. Травмы могут быть одиночными (например, перелом какой-либо кости), множественными (несколько переломов), сочетанными (переломы костей с повреждением внутренних органов) и комбинированными (перелом кости и, например, отморожение или ожог и т.п.). Травмы тканей и органов бывают открытые, с нарушением целостности кожи и слизистых оболочек, и закрытые без повреждения наружных покровов.

Травмы составляют около 12% от общего числа заболеваний, являются третьей по значимости причиной смертности и основной причиной в возрасте 1-40 лет. В странах с высоким уровнем развития на одного погибшего от травмы приходится 30 пациентов, госпитализированных в стационар, и примерно в 10 раз больше человек обращается за медицинской помощью на амбулаторно-поликлиническом уровне.

За 10 последних лет (2007-2016 гг.) смертность населения от внешних причин снизилась на 41% (с 148,0 до 87,4 на 100 тысяч населения), а в абсолютных цифрах число погибших уменьшилось на 6050 человек (с 14359 до 8309), в т.ч. от утоплений – на 59%, самоубийств – на 23,3%, отравлений алкоголем – на 41%, убийств – на 40%; в результате ДТП со смертельным исходом – на 60,4%.

В 2016 г. травмы, отравления и другие несчастные случаи в Беларуси занимали 4-ое место (7%) в структуре смертности населения после болезней системы кровообращения (55,2%), новообразований (15%), симптомов и других неточно обозначенных состояний (10%).

Структура смертности от внешних причин была следующей: самоубийства (24,6%), отравления алкоголем (17,6%), дорожно-транспортные травмы (9,3%), несчастные случаи, связанные с огнем, пламенем и дымом (7,5%), падения (10,1%), прочие отравления (4,3%), утопления (5,2%), механические удушения (4,2%), убийства (4,8%) и др.

Из числа пострадавших в ДТП около 70% нуждаются в стационарном лечении, а летальность составляет 15-20%, причем в 50-55% случаев смерть наступает на месте происшествия, в 2,5% случаев – в процессе транспортировки, в 6% случаев – в приемных отделениях и в 30-40% случаев – в других отделениях стационаров. Госпитальная летальность пострадавших в ДТП пациентов в 4,5 раза выше, чем при других заболеваниях. Это связано с тем, что основными повреждениями при ДТП являются переломы костей (30%), множественные и сочетанные повреждения (30%), травмы головного мозга (25%). Особо следует отметить высокую частоту травм головы – до 50% у пострадавших.

По данным МВД с 2007 по 2016 год число ДТП в Беларуси снизилось на 51,3% (с 7501 до 3634), за этот период число погибших снизилось на 61,2%, число раненных – на 50,9%, а тяжесть последствий [число погибших / (число раненных и погибших) х 100] снизилось на 19,6% (с 16,3 до 13,1).

Снижение в Беларуси числа раненых и погибших в ДТП стало возможным в результате активизации межведомственного взаимодействия, в т.ч. подразделений ГАИ с дорожными и коммунальными организациями в вопросах содержания улично-дорожной сети, анализу аварийности с определением мест концентрации ДТП, контролю состояния автомобильных дорог. Медицинская помощь пострадавшим в ДТП обеспечивается территориальными организациями здравоохранения, для ее оперативного оказания определенные участки дорог закреплены за организациями. Большую роль в снижении травматизма играет своевременное оказание первой помощи (спасатели, сотрудники органов внутренних дел, стюардессы, бортпроводники, лица профессий повышенного риска).

Основываясь на мировом опыте, можно отметить, что и в Республике Беларусь основными проблемами, которые могут снизить уровень травматизма и гибель людей при ДТП, являются следующие.

Во-первых, обеспечение безопасности дорожного движения: соблюдение правил и повышение мер ответственности за их нарушение (особенно при несоблюдении скоростного режима и вождении в нетрезвом состоянии). Известно, что повышение скорости в среднем на 1 км/час повышает риск ДПТ, сопровождающихся травматизмом, на 3%, а при серьезных авариях – на 5%. Вероятность смерти в ДТП при скорости 80 км/час в 20 раз выше, чем при скорости 32 км/час и т.д.

Как известно, своевременная остановка наружного кровотечения, прибывшими работниками милиции и находящимися рядом водителями и другими лицами может спасти до 29,4% пострадавших. Своевременная иммобилизация, даже подручными средствами, может предотвратить у 25,0% пострадавших развитие травматического шока.

Большое значение в снижении ДТП в Республике Беларусь сыграло принятие ряда нормативных правовых актов, направленных на совершенствование законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Указом Президента Республики Беларусь от 13.10.2014 № 483 внесены изменения в Правила дорожного движения: увеличение до 50 часов обучение практическому вождению, обязательное использование детских удерживающих устройств (детских автомобильных кресел), использование зимних шин, введение новой разметки для организации движения велосипедистов. Вступили в силу изменения в административном законодательстве, позволяющие привлекать к ответственности виновного за нарушение на основании фото-видеофиксации.

Производственный травматизм – это травмы, полученные работниками на производстве и вызванные, как правило, несоблюдением требований охраны труда. Причинами производственных травм являются:

  1. Организационные, связанные с недостатками в организации и содержании рабочего места, применением неправильных приемов работы, недостаточный надзор за работой и соблюдением правил техники безопасности, допуск к работе неподготовленных рабочих; плохая организация трудового процесса, отсутствие или неисправность индивидуальных защитных приспособлений.
  2. Санитарно-гигиенические : отсутствие специальной одежды и обуви или их дефекты; неправильное освещение рабочих мест; чрезмерно высокая или низкая температура воздуха в рабочих помещениях; производственная пыль, недостаточная вентиляция, захламленность и загрязненность производственной территории.
  3. Личного характера : заболевание или утомление рабочего; недостаточная квалификация; неудовлетворительные бытовые условия; алкогольное опьянение.

Меры предупреждения производственного травматизма сводятся к устранению непосредственных или способствующих причин:

  • механизация и автоматизация технологических процессов, ликвидация ручных операций и сокращение перекрещивающихся грузопотоков, ручной переноски изделий и подъем грузов и т.д.;
  • наличие специальных безопасных мест для складирования изделий и полуфабрикатов, а также запасных частей и оборудования, чтобы не загромождать ими рабочие площади и проходы;
  • соответствие технологического оборудования и инструментов своему назначению, и нахождение их в исправном состоянии;
  • ограждение движущихся и вращающихся деталей машин и агрегатов, а также мест возможного соприкосновения с горячими поверхностями, едкими жидкостями и другими веществами;
  • заземление всего электрооборудования в цехах и его периодический контроль;
  • ограждение мест открытых контактов защитными щитками или кожухами;
  • периодический контроль состояния подъемно-транспортного оборудования и аппаратов, находящихся под давлением;
  • хорошее освещение, поддержание чистоты и порядка на рабочем месте и в цехе.

Для снижения производственного травматизма необходимо строго соблюдать правила охраны труда, рабочие должны обеспечиваться исправными средствами индивидуальной защиты и спецодеждой. Для оказания первой медицинской помощи должны быть в наличии аптечки с набором медикаментов, перевязочного материала, шин и др. Все вновь принимаемые на работу проходят медицинский осмотр и обязательный инструктаж по охране труда. Повышение компетентности и пополнение знаний в этой области и их проверка должны быть постоянными.

Бытовые травмы включают несчастные случаи, возникшие вне связи с производственной деятельностью пострадавшего – в домашней обстановке, во дворе, на даче и т.д.

На бытовой травматизм, как правило, приходится основной удельный вес всех травм. Ведущей причиной этих травм (около трети случаев) является выполнение домашней работы: уборка и ремонт помещений, приготовление пищи и т. д. В последнее время все чаще стали отмечаться травмы, полученные на даче, приусадебном участке.

Среди бытовых травм преобладают ушибы, ранения, ожоги и др. Наиболее часто повреждается кисть. Около четверти бытовых травм возникает при падении во дворе и квартире и т.д.

В целом профилактика бытовых травм включает:

  • улучшение условий быта;
  • организацию досуга и проведение разнообразных культурно-массовых мероприятий;
  • антиалкогольную пропаганду;
  • пропаганду здорового образа жизни и быта;
  • расширение коммунальных услуг населению;
  • организацию местных комиссий по борьбе с бытовым травматизмом;
  • широкое привлечение общественности.

Реже травмы получают в различных бытовых конфликтах. В их возникновении значительная роль принадлежит алкогольному опьянению, особенно в праздничные и выходные дни. Бытовые травмы у мужчин встречаются в 3-4 раза чаще, чем у женщин, причем у лиц 18-25 лет они возникают в 4-5 раз чаще, чем у людей 45-50 лет.

В последние годы мы стали выделять травмы, полученные в результате насилия и жестокого обращения в отдельный вид травматизма. Причем, о таких случаях, в соответствии с действующим законодательством медицинские работники обязаны сообщать в правоохранительные органы.

Уличные травмы. Одной из важных мер по профилактике уличного травматизма является борьба с бытовым пьянством, поскольку уличные травмы часто получают лица в состоянии алкогольного опьянения. Профилактика травматизма при пешеходном движении предусматривает:

  • планирование и благоустройство улиц и мостовых, надлежащий уход за ними (применение песка во время гололеда, заделка рытвин и т.д.), освещение улиц и площадей, ограждение строящихся и ремонтируемых зданий;
  • организацию и регулирование уличного движения, строгий контроль за соблюдением правил дорожного движения;
  • обеспечение надлежащего технического состояния уличного транспорта, его безопасность, например, исправность автоматических дверей в автобусах);
  • постоянный надзор за детьми и их досугом;
  • проведение воспитательной и разъяснительной работы с населением (печать, радио, телевидение, лекции, доклады и др.).

В зимнее время особую озабоченность вызывает гололедная травма. Главное правило – быть предельно внимательным и осторожным и во избежание опасности необходимо:

  • внимательно смотреть под ноги;
  • ступать не широко, шагать медленно;
  • наступать на всю подошву, но не на носок, не на стопу;
  • сторониться неочищенных улиц и обходить скользкие места;
  • ходить там, где тротуары посыпаны песком;
  • прикрепить к подошве обуви полоску наждачной бумаги или обычного лейкопластыря;
  • пользоваться обувью с рифленой подошвой;
  • девушкам стоит забыть о высоких каблуках.

При падении очень важно правильно оценить свое состояние. Главные признаки перелома или вывиха: резкая боль, нарастающий отек, укорочение поврежденной конечности и невозможность ею нормально двигать. Сотрясение мозга проявляется – потерей сознания (иногда буквально на несколько мгновений), тошнотой, головной болью.

Пострадавший, во что бы то ни стало, должен привлечь внимание прохожих, попросить помощи. Надо вызвать скорую помощь или помочь добраться до ближайшего травмапункта. Обойтись без помощи врача можно только в случае легкого ушиба: просто приложите к больному месту что-нибудь холодное, это уменьшит отек и боль, и обработайте его мазью или гелем, рассасывающим синяки. Греть больное место нельзя, эффект будет прямо противоположным.

Особое внимание в последние годы в нашей стране уделяется профилактике детского бытового травматизма. Основными видами травм, которые дети могут получить дома, и их причинами являются:

  • ожоги от горячей плиты, посуды, пищи, кипятка, пара, утюга, электроприборов и даже открытого огня;
  • падение с кровати, окна, стола и ступенек;
  • удушье от мелких предметов (монет, пуговиц, гаек и др.);
  • отравление бытовыми химическими веществами (инсектицидами, моющими средствами, отбеливателями и др.);
  • поражение электрическим током от неисправных электроприборов, обнаженных проводов, от втыкания игл, ножей и других металлических предметов в розетки и настенную проводку.

Ожоги, включая ожоги паром, – это наиболее распространенные травмы у детей. Сильные ожоги оставляют шрамы, а иногда могут привести к смертельному исходу. Ожогов можно избежать, если:

  • держать детей подальше от горячей плиты, пищи и утюга;
  • устанавливать плиты достаточно высоко или откручивать ручки конфорок, чтобы дети не могли до них достать;
  • держать детей подальше от открытого огня, пламени свечи, костров, взрывов петард;
  • прятать от детей легковоспламеняющиеся жидкости, такие как бензин, керосин, а также спички, свечи, зажигалки, бенгальские огни, петарды.

Падения – распространенная причина ушибов, переломов костей и серьезных травм головы. Их можно предотвратить, если не разрешать детям играть в опасных местах; устанавливать ограждения на ступеньках, окнах и балконах.

Разбитое стекло может стать причиной порезов, потери крови и заражения. Стеклянные бутылки нужно держать подальше от детей и младенцев. Нужно учить маленьких детей не прикасаться к разбитому стеклу. Ножи, лезвия и ножницы необходимо держать в недоступных для детей местах. Старших детей надо научить осторожному обращению с этими предметами.

Можно избежать многих травм, если объяснять детям, что бросаться камнями и другими острыми предметами, играть с ножами или ножницами очень опасно. Острые металлические предметы, ржавые банки могут стать источником заражения ран. Таких предметов не должно быть на детских игровых площадках.

Удушье от малых предметов. Маленьким детям не следует давать еду с маленькими косточками или семечками. За детьми всегда нужно присматривать во время еды. Кормите ребенка измельченной пищей. В последнее время одной из распространенных причин попадания инородного тела в дыхательные пути стали монеты. Очень опасны маленькие отработанные батарейки, при проглатывании которых могут возникнуть тяжелые осложнения.

Кашель, шумное частое дыхание или невозможность издавать звуки – это признаки проблем с дыханием и, возможно, удушья, которое может привести к смерти. Следует убедиться, что с ребенком все обстоит благополучно. Если у него затруднено дыхание, нельзя исключить возможность попадания мелких предметов в дыхательные пути ребенка, даже если никто не видел, как ребенок взял что-нибудь в рот.

Отравление бытовыми химическими веществами. Ядовитые вещества, медикаменты, отбеливатели, кислоты и горючее, например керосин, нельзя хранить в бутылках для пищевых продуктов – дети могут по ошибке выпить их. Такие вещества следует держать в плотно закрытых маркированных контейнерах, в недоступном для детей месте. Яды для крыс и насекомых, керосин, кислоты и щелочные растворы, другие ядовитые вещества могут вызвать тяжелое отравление, поражение мозга, слепоту и смерть. Яд опасен не только при заглатывании, но и при вдыхании, попадании на кожу, в глаза и даже на одежду.

Лекарства, предназначенные для взрослых, могут оказаться смертельными для детей. Медикаменты ребенку нужно давать только по назначению врача и ни в коем случае не давать ему лекарства, предназначенные для взрослых или детей другого возраста. Хранить медикаменты необходимо в местах недоступных для детей. Неправильное применение и передозировка антибиотиков могут привести у маленьких детей к глухоте.

Поражение электрическим током. Дети могут получить серьезные повреждения, воткнув пальцы или какие-либо предметы в электрические розетки; их необходимо закрывать, чтобы предотвратить поражение электрическим током. Электрические провода должны быть недоступны детям – обнаженные провода представляют для них особую опасность.

Травматизм может и должен быть предотвращен. Существует множество данных, свидетельствующих о том, что путь вперед лежит через принятие комплекса различных подходов и конкретных мер: изменение окружающей среды, проектирование и производство безопасной продукции, принятие законодательства, требующего осуществлять эти изменения, просвещение.

Успешное решение проблемы по снижению травматизма и смертности от внешних причин возможно только при условии совместных действий государственных структур на межведомственном уровне, поддержке проводимых мероприятий (по формированию здорового и безопасного образа жизни) общественными организациями и, очень важно, широкими массами населения.

Директор РНПЦ травматологии и ортопедии, главный внештатный травматолог-ортопед Минздрава, д.м.н., профессор, академик НАН Беларуси А.В. Белецкий

Заместитель директора по организационно-методической работе РНПЦ травматологии и ортопедии, к.м.н., доцент Л.Н. Ломать

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции