Утрата крыльев у блох и вшей


Данная контрольная работа позволяет проводить контроль знаний по основным материалам уроков по теме "Эволюция"

Скачать:

Вложение Размер
kr_-evolyutsiya.doc 75.5 КБ

Предварительный просмотр:

1. Вместо точек проставьте нужные термины (слова)

1. процесс образования новых подвидов и видов - …

2 - крупные эволюционные изменения, повышающие уровень организации на уровне классов, типов

3 – органы, сходные по строению, происхождению, но разные по функциям -…

4 - процесс появления признаков различий у родственных видов из-за обитания в разных условиях-…

5 – любое ограничение, препятствующее свободному скрещиванию особей одного вида -…

6 – увеличение численности особей и расширение ареала ведет к…

7 – сложные взаимоотношения между организмами, направленные на выживание

Д – гомологичные органы

Е- аналогичные органы

И - общая дегенерация

К – биологический прогресс

Л – биологический регресс

Н – борьба за существование

1 – органы, сходные по функциям, но разные по происхождению

2 – процесс появления признаков сходств у неродственных видов из-за обитания в сходных условиях -…

3 – процесс образования надвидовых систематических групп - …

4 – эволюционные изменения приспособительного характера, появляющиеся на уровне видов, родов, семейств, отрядов

5 – уменьшение численности особей и сужение ареала вида ведет к…

6 – способность организмов сохранять и передавать признаки потомству

7 - изменения, ведущие к упрощению строения из-за паразитизма

2. Какому виду отбора соответствуют признаки и примеры : Д –движущему, С –стабилизирующему,

А- сохраняет признаки, соответствующие новым условиям

Б- уничтожает средние величины признака

В- действует в относительно постоянных условиях

Г- обеспечивает приспособление организмов к меняющимся условиям

Д- сохранение признаков акул в течение млн. лет.

А- сохраняет ранее установившиеся признаки

Б- сохранение гаттерий в неизменном виде со времен динозавров

В- сохраняет крайние величины признаков, уничтожает средние

Г- сохранение темных бабочек березовой пяденицы в промышленно развитых районах

Д - начинает действовать в изменившихся условиях

3. Приведите в соответствие примеры и направления эволюции:

А- Ароморфоз И- Идиоадаптация, ОД -Общая дегенерация

1-утрата китами конечностей

2- появление у насекомых разных конечностей

3- появление у земноводных трехкамерного сердца

4- возникновение у пресмыкающихся внутреннего оплодотворения

5- утрата листьев у повилики в связи с паразитизмом

6- возникновение у птиц теплокровности

7- появление у цветковых растений цветков, имеющих разное строение

8- появление у червей систем органов

9- появление у млекопитающих молочных желез

10- утрата пищеварительной системы у ленточных червей

1- появление рукокрылых млекопитающих

2- редукция глаз у кротов в связи с обитанием в почве

3- возникновение полового размножения у растений

4- появление 4-х камерного сердца у птиц

5- появление у папоротников разнообразия листьев

6- утрата дельфинами шерстного покрова

7- появление у цветковых растений плодов, имеющих разное строение

8- утрата крыльев у вшей, блох и клопов

9- появление у одуванчика семян с волосками

10- появление семян у голосеменных

4) Установите правильную последовательность процесса

Последовательность возникновения приспособленности в ходе эволюции:

1) в ряду поколений естественный отбор сохраняет особей с полезной мутацией

2) особи с полезной мутацией сохраняются естественным отбором и передают их потомству

3) у отдельных особей вида появляется полезная мутация

4) полезная мутация распространяется, закрепляется

5) через множество поколений все особи вида имеют эту полезную мутацию

Последовательность этапов экологического видообразования:

1) возникновение изоляции между популяциями одного вида

2) возникновение нового вида

3) мутационный процесс в популяциях

4) утрата особями разных популяций способности к скрещиванию

5) отбор особей с полезными в новых условиях мутациями

5. Ответьте на один вопрос (на выбор)

А) Какова роль наследственности изменчивости в эволюции?

Б)Почему в ходе эволюции возникает многообразие видов?

В) Какой фактор эволюции считают главным и почему?

Г) Какое значение имеет яркая окраска пчелы и в чем его относительный характер?

Д) В чем заключается творческая роль естественного отбора?

Е) В чем отличие экологического и географического видообразования?

А)В чем причина усложнения организмов в ходе эволюции?

Б)Какие формы борьбы в природе происходят наиболее остро и почему?

В)Объясните общий механизм эволюции.

Г) Благодаря каким эволюционным изменениям насекомые достигли биологического прогресса?

Д) Какое значение имеет окраска зеленого кузнечика и в чем его относительный характер?

Е) Почему мутации и половое размножение ускоряют процесс эволюции?

1. Вместо точек проставьте нужные термины (слова)

1. процесс образования новых подвидов и видов - … Б -микроэволюция

2 - крупные эволюционные изменения, повышающие уровень организации на уровне классов, типов Ж – ароморфозы

3 – органы, сходные по строению, происхождению, но разные по функциям -… Д – гомологичные

4 - процесс появления признаков различий у родственных видов из-за обитания в разных условиях-… В- дивергенция

5 – любое ограничение, препятствующее свободному скрещиванию особей одного вида -… М – изоляция

6 – увеличение численности

особей и расширение ареала ведет к… К – биологический прогресс

7 – сложные взаимоотношения между организмами, направленные на выживание Н – борьба за существование

1 – органы, сходные по функциям, но разные по происхождению Е- аналогичные

2 – процесс появления признаков сходств у неродственных видов из-за обитания в сходных условиях -… Г- конвергенция

3 – процесс образования надвидовых систематических групп - … А- макроэволюция

4 – эволюционные изменения приспособительного характера, появляющиеся на уровне видов, родов, семейств, отрядов З – идиоадаптации

5 – уменьшение численности особей и сужение ареала вида ведет к… Л – биологический регресс

6 – способность организмов сохранять и передавать признаки потомству О - наследственность

7 - изменения, ведущие к упрощению строения из-за паразитизма И - общая дегенерация

2. Какому виду отбора соответствуют признаки и примеры :

Д –движущему, С –стабилизирующему, Р -разрывающему

А- сохраняет признаки, соответствующие новым условиям Д

Б- уничтожает средние величины признака Р

В- действует в относительно постоянных условиях С

Г- обеспечивает приспособление организмов к меняющимся условиям Д

Д- сохранение признаков акул в течение млн. лет. С

А- сохраняет ранее установившиеся признаки С

Б- сохранение гаттерий в неизменном виде со времен динозавров С

В- сохраняет крайние величины признаков, уничтожает средние Р

Г- сохранение темных бабочек березовой пяденицы в промышленно развитых районах Д

Д - начинает действовать в изменившихся условиях Д

3. Приведите в соответствие примеры и направления эволюции:

А- Ароморфоз И- Идиоадаптация, ОД -Общая дегенерация

1-утрата китами конечностей И

2- появление у насекомых разных конечностей И

3- появление у земноводных трехкамерного сердца А

4- возникновение у пресмыкающихся внутреннего оплодотворения А

5- утрата листьев у повилики в связи с паразитизмом ОД

6- возникновение у птиц теплокровности А

7- появление у цветковых растений цветков, имеющих разное строение И

8- появление у червей систем органов А

9- появление у млекопитающих молочных желез А

10- утрата пищеварительной системы у ленточных червей ОД

1- появление рукокрылых млекопитающих И

2- редукция глаз у кротов в связи с обитанием в почве И

3- возникновение полового размножения у растений А

4- появление 4-х камерного сердца у птиц А

5- появление у папоротников разнообразия листьев И

6- утрата дельфинами шерстного покрова И

7- появление у цветковых растений плодов, имеющих разное строение И

8- утрата крыльев у вшей, блох и клопов ОД

9- появление у одуванчика семян с волосками И

10- появление семян у голосеменных А

4) Установите правильную последовательность процесса

Последовательность возникновения приспособленности в ходе эволюции:

3) у отдельных особей вида появляется полезная мутация

2) особи с полезной мутацией сохраняются естественным отбором и передают их потомству

1) в ряду поколений естественный отбор сохраняет особей с полезной мутацией

4) полезная мутация распространяется, закрепляется

5) через множество поколений все особи вида имеют эту полезную мутацию

Последовательность этапов экологического видообразования

1) возникновение изоляции между популяциями одного вида

3) мутационный процесс в популяциях

5) отбор особей с полезными в новых условиях мутациями

4) утрата особями разных популяций способности к скрещиванию

2) возникновение нового вида

5. Ответьте на один вопрос (на выбор)

А) Какова роль наследственности изменчивости в эволюции?

Б)Почему в ходе эволюции возникает многообразие видов?

В) Какой фактор эволюции считают главным и почему?

Г) Какое значение имеет яркая окраска пчелы и в чем его относительный характер?

Д) В чем заключается творческая роль естественного отбора?

Е) В чем отличие экологического и географического видообразования?

А)В чем причина усложнения организмов в ходе эволюции?

Б)Какие формы борьбы в природе происходят наиболее остро и почему?

В)Объясните общий механизм эволюции.

Г) Благодаря каким эволюционным изменениям насекомые достигли биологического прогресса?

Д) Какое значение имеет окраска зеленого кузнечика и в чем его относительный характер?

Е) Почему мутации и половое размножение ускоряют процесс эволюции?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Варианты контрольных работ для учащихся 9-х классов, которые включают в себя задания 3-х уровней. .

Контрольная работа за первое полугодие в 6классе. Содержит три варианта. Третий вариант облегчённый.

Разноуровневые контрольные работы позволяют каждому ученику выбрать задания для выполнения по силам.

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемЛюбовь Шубницына

Презентация на тему: " 04.03.20141 Вши Виды и образ жизни. 04.03.20142 Общая характеристика Вши́ подотряд мелких облигатных эктопаразитов, отряда пухоедовых. Ротовые органы." — Транскрипт:

1 Вши Виды и образ жизни

3 Тело Тело уплощенное, длиной от 0,4 до 6 мм, с маленькой головой и грудью, но большим брюшком, крылья редуцированны. Утрата крыльев, вероятно, является следствием перехода к паразитическому образу жизни.[1] Грудь заметно отделена от головы, все её сегменты слиты.

4 Ротовые органы Ротовые органы колюще-сосущие. Из верхней губы образуется хоботок, а из максилл ( вторая, или нижняя, пара челюстей у многоножек и насекомых, а также вторая и третья пары у ракообразных. У животных с грызущим ротовым аппаратом максиллы прокалывают добычу, разрывают или перетирают пищу, с сосущим образуют хоботок для сосания.) и нижней губы колющие щетинки; через них выделяется вещество, препятствующее свертыванию крови.

5 Ротовой аппарат Ротовой колюще-сосущий аппарат представлен двумя колющими иглами (стилетами), которые заключены в мягкую, выворачивающуюся наружу трубку с венцом заякоривающихся крючков для укрепления на коже хозяина. Когда вошь не питается, хоботок, образующий ротовые органы, втягивается в головную капсулу. Слюнные железы сильно развиты. Слюна препятствует свёртыванию крови, вызывая раздражение кожи у животного-хозяина и сопровождается зудом. При сосании расширяется передний отдел пищевода и работает как насос.

6 Способ прикрепления К волосам хозяина вошь крепится тремя парами сильных и цепких одночлениковых ножек. Ножки снабжены крупными серповидными коготками, голень короткая. Животные удерживаются на теле хозяина захватывая ножкой волос и прижимая коготок к выемке на голени.

7 Строение тела: Внутреннее строение типичное для насекомых. Значительный объем занимает пищеварительная система. У форм, не питающихся кровью, имеется развитый зоб, принимающий участие в накоплении и измельчении пищи. У гематофагов зоб устроен проще или отсутствует. Мальпигиевых сосудов лишь две пары.

8 Размножение и жизнь Оплодотворение внутреннее, сперматофорное. Сперматофор может расходоваться самкой длительное время, пока не будет заменен при следующем спаривании. У самок нет выраженного яйцеклада, но имеются пальцевидные гоноподы, принимающие участие в откладке. Яйца (гниды) крупные, откладываются по 1-10 в день. Определенная забота о потомстве проявляется в том, что самка прикрепляет яйца железистым цементом в основания волос и перьев, часто в трудно доступных для хозяина областях. Из яйца выходит нимфа первого возраста. Нимфа с интервалами от 3 до 12 дней претерпевает последовательные линьки, переходя во второй и третий возраста. У некоторых видов нимфы выглядят внешне, как имаго, в других же случаях различия гораздо более значительны. Нимфа третьего возраста без метаморфоза линяет на имаго. Взрослые стадии живут около месяца.

9 Виды вшей На человеке и других приматах паразитируют представители семейства Pediculidae. Наиболее распространены среди них платяная вошь (Pediculus humanus), которая откладывает яйца и прячется сама в складках одежды; головная вошь (P. capitis), встречающаяся на голове и очень редко на других частях тела и свиная вошь; Виды этого семейства короткохоботковые.

10 Палатняная вошь: Платяная вошь относится к переносчикам сыпного тифа. С кровью хозяина она проглатывает возбудителей болезни – риккетсий. Спустя 10–12 суток их развития в ее организме вошь становится инфекционной. Заражение происходит при втирании раздавленного насекомого или его фекалий в кожу. Вши распространяют также эпидемический возвратный тиф и окопную лихорадку (пароксизмальный риккетсиоз). Разносчики инфекции

11 Это интересно: Интересные факты Вши сохраняют "трогательную" привязанность к своим хозяевам. Снятая с человека вошь - при наличии выбора - всегда возвращается к нему. "Около ста лет тому назад при помощи этого насекомого у шведов в Граденбурге проходили выборы бургомистра. Претенденты на эту должность садились вокруг стола и клали на него бороды. Посередине стола помещалась вошь. Бургомистром избирался тот, на чью бороду она заползала"

Цель: Изучить строение, цикл развития и медицинское значение вшей и блох. Вши и блохи являются эктопаразитами и переносчиками некоторых трансмиссивных заболеваний, таких, как вшивый сыпной тиф, вшивый возвратный тиф, чума.

Ознакомиться с общей характеристикой класса насекомых.

2. Изучить на таблицах, слайдах, рисунках, микропрепаратах строение головной, платяной и лобковой вшей, а также блох.

3. Изучить циклы развития, места обитания вшей и блох.

4. Проанализировать черты сходства и отличия трёх видов вшей, паразитирующих на человеке.

5. Изучить медицинское значение вшей и блох, меры борьбы C ними.

После проведения занятия студенты должны:

Знать характерные черты строения и биологию насеко

2. >n;iib строение головной, платяной и лобковой вшей.

3. Уметь правильно определить вид вши.

4. Уметь отличать головную и платяную вошь друг от

тиє),медицшіскос значение, лей болезни.

механизм передачи возбудите-

, ,, вильно определить меры оорьоы CO вшами

6. Уметь правильно определить меры борьбы-------------

7.Знать стро> хи крысиной.

8. Знать развитие и размнож> чение, места обитания.

9. Знать меры борьбы с блохами.

План и организационная структура практического занятия:

1. Организационный момент и определение цели.

2. Опрос студентов письменно или устно.

Разбор основных вопросов учебного материала:

• Общая характеристика класса насекомых.

• Характерные особенности представителей отряда вшей.

• Строение, размножение, развитие, биология головной

логию блохи человеческой и бло-

ское зна- медицинское зна-

5. Знать биологию вшей (питание, размножение, разви-

• Медицинское значение головной вши, механизм передачи возбудителей вшивого возвратного тифа, меры борьбы и профилактики.

• Строение, биология, размножение и развитие платяной вши.

• Медицинское значение платяной вши, механизм передачи возбудителей вшивого сыпного тифа, меры борьбы и профилактики.

• Строение, биология, размножение и развитие лобковой вши.

• Отличия головной и платяной вшей друг от друга.

• Строение, биология, размножение и развитие блохи человеческой.

• Медицинское значение блох, механизм передачи возбудителей чумы, меры борьбы и профилактики.

3. Инструктаж проведения практической работы.

4. Выполнение практической работы студентами, текущий контроль и коррекция их действий:

- рассмотреть и изучить на габлицах, слайдах, рисунках строение вшей и блох, циклы их развития, зарисовать;

- рассмотреть под малым увеличением микроскопа самку и самца головной вши, зарисовать;

- рассмотреть под микроскопом самку и самца платяной вши, зарисовать;

- рассмотреть под малым увеличением микроскопа микропрепарат лобковой вши, зарисовать;

- рассмотреть под малым увеличением микроскопа микропрепарат блохи, зарисовать;

- рассмотреть под большим увеличением микроскопа ротовой аппарат блохи, зарисовать.

5. Работа с тестами.

6. Решение ситуационных задач.

7. Проверка выполненного задания.

Занятие начинается с переклички, записи темы и определения цели задачи.

Рассматривая общую характеристику класса насекомых, следует подчеркнуть, что насекомые представляют собой многочисленный и наиболее высокоорганизованный класс членистоногих. Отметить характерные особенности их строения: наличие хитинового наружного скелета и поперечно - полосатой MVCKV кпуры, разделениетела на голову, грудь и брюшко, наличие трёх пар конечностей, расположенных на грудных сегментах, наличие крыльев.

Следует обратить внимание на утрату крыльев некоторыми насекомыми (вши, блохи, клопы и др.) в связи с

образом жизни. Ротовой аппарат в зависимости от способа питания разнообразен. Из особенностей внутреннего строения следует отметить хорошо развитую дыхательную трахейную систему и незамкнутую кровеносную систему с расположенным на спинной стороне трубчатым многокамерным сердцем. Кровь, в связи с сильным развитием трахей в газообмене не участвует. Нервная система достигает наивысшего развития среди беспозвоночных, наблюдаются сложные инстинкты и разнообразные формы поведения. Медицинское значение определяется их способностью переносить возбудителей ряда заболеваний. Развитие - с полным или неполным метаморфозом.

При освещении вопроса, касающегося строения и биологии вшей, следует отметить, что тело вшей, как и всех насекомых, состоит из 3-х отделов (голова, грудь, брюшко). На голове располагаются пара простых глаз, пара усиков, колюще-сосущий ротовой аппарат. В покое ротовой аппарат втянут внутрь головы и снаружи не виден. Грудь несёт три пары ног. Крыльев нет. Вши - специфические паразиты млекопитающих. Весь цикл развития вши происходит на теле хозяина. Размножаются они крайне быстро. Самка откладывает несколько десятков яиц- гнид, из которых через несколько дней вылупляются личинки, похожие на взрослую особь. Проделав неполный метаморфоз, через 2-3 недели личинки достигают половой зрелости, питаясь на всех стадиях только кровью. На человеке паразитирует 3 вида вшей - головная, платяная и лобковая. Вши вызывают патологическое состояние, называемое педикулёзом, и являются специфическими переносчиками возбудителей ряда заболеваний (возвратный и сыпной тиф). Следует подчеркнуть роль врачей Н.Г.Минха и О.О.Мочутковского, поставивших опыты по самозаражению в выяснении путей передачи возбудителей вшивого сыпного и вшивого возвратного тифа.

Анализируя строение, биологию, размножение и развитие головной вши, следует подчеркнуть характерные для неё признаки - размеры, цвет, боковые вырезки, усики и Головная вошь серого цвета, имеет по бокам груди и брюшка тёмные пигментные пятна. Длина самца 2-3 мм, самки 3-4 мм. Задний конец самца округлён, а самки - раздво-

Колюще-сосущий ротовой аппарат скрыт внутри головы, в момент укола он выступает через ротовое отверстие. Три пары ножек снабжены коготками, которые захлопываются подобно лезвию перочинного ножа. Боковые вырезки на брюшке ясно отграничены от груди, заходят вглубь тела. Сяжки относительно короткие и толстые. Органы зрения развиты слабо, органы обоняния (усики) -хорошо и служат для нахождения человека. Питается головная вошь только кровью человека 2-3 раза в сутки. Может несколько дней голодать. Лучше переносит голод при низкой температуре. Самка за свою жизнь откладывает до 300 яиц. Развитие происходит с неполным метаморфозом. Минимальный срок развития - 2-3 недели. Продолжительность жизни головной вши - 27-38 дней.

Медицинское значение головной вши: носительство- педикулёз, при значительном количестве вшей - колтун на голове. Является специфическим переносчиком спирохет вшивого возвратного тифа. Заражение происходит не через укусы вшей, а при раздавливании её и втирании спирохет, находящихся в гемолимфе вшей, во время расчесынаж зудящей кожи, т.е. путём контаминации. Говоря о борьбе с завшивленностью и профилактике необходимо подчеркнуть, чтодляуничтожения вшей используются инсектициды (пиретрум, мыло К. и др.). Необходимо соблюдать правила личной гигиены (поддерживать тело в чистоте, менять бельё и др.). Меры общественной профилактики - содержание в чистоте общежитий, бань, парикмахерских, обязательная госпитализация больных, дизинфекция и дизенсекция.

Говоря о платяной вше необходимо отметить особенности её строения: размеры, цвет, вырезки на брюшке и др. Самцы платяной вши имеют вдлину -2,! - 3,75 мм, самки - 2,2 - 4,75 мм. Цвет тела - беловатый. Усики тонкие и длинные. Вырезки между члениками брюшка менее глубокие. Живёт в складках белья, там же и откладывает яйца. Продолжительность жизни - 48 дней. Подвижна, при температуре 27 C проползает 35 см в минуту.

Эктопаразит и специфический переносчик возбудителей спирохет возвратного тифа и риккетсий Провачека - возбудителей сыпного тифа. Спирохеты находятся в полостной жидкости (гемолимфе) вши, а риккетсии содержатся

ig КШЖ'-ІІПІКС вши, поэтому заражение сыпным тифом происходит при втирании в расчёсы её испражнений. Меры борьбы и профилактики такие же, как при носительстве головной вши - соблюдение личной и общественной гигиены.

Лобковая вошь паразитирует на лобке, иногда в бороде, бровях и ресницах, причиняет сильный зуд. Жизненный цикл Протекает в течение 22- 27 дней, откладывает около 50 яиц. Из яйца через 6-8 дней выходит личинка, которая после троекратной линьки превращается во взрослую форму. Тело площицы короткое и широкое, имеет вдлину 1-1.5 мм. Грудь шире брюшка и неясно отграничена от него. Брюшко имеет четыре пары бородавчатых выростов, снабжённых длинными щетинками. Голова имеет форму вытянутого в длину прямоугольника и относительно велика. С точки зрения медицинского значения, лобковая вошь - эктопаразит. Возбудителей инфекционных болезней не переносит.

Анализируя отличия вшей друг от друга, следует прежде всего подчеркнуть разные места локализации, размеры, цвет, вырезки на брюшке, наличие или отсутствие пигментных пятен . длину и толщину усиков.

Рассматривая строение, биологию, размножение блохи, следует отметить, что тело блохи сплющено с боков, покрыто хитином и многочисленными щетинками. Грудь, как у всех насекомых, состоит из трёх члеников с тремя парами ног, из которых особенно развиты задние прыгательные ноги. Крыльев нет. Три последних членика брюшка по форме отличаются от предыдущих. По бокам брюшка видны стигмы трахей. Колюще-сосущий ротовой аппарат блохи приспособлен к питанию кровью, хорошо виден. Блохи - кровососущие эктопаразиты, яйца откладывают на хозяине или в сухом мусоре, в трещины полов . Из яиц выходит безногая личинка с сегментированным телом. Личинка питается испражнениями взрослых блох и гниющими органическими веществами. У человеческой блохи минимальный срок развития - 19 дней. Развитие происходит с полным метаморфозом: яйцо, личинка, куколка, имаго.

Медицинское значение: в качестве эктопаразитов блоха служит причиной зуда, расчёсов, присоединения вторичной инфекции, нагноений и т.д. Но главное значение блох в том, что они переносят особо опасное заболевание - чуму.

Меры борьбы и профилактики: прежде всего - соблюдение чистоты в помещении, влажная уборка, ликвидация мест выплода блох (щели, трещины в полу и др.). Для борьбы используют инсектициды. В полевых условиях - уничтожение грызунов с использованием ядохимикатов.

Выполнение практической работы

Изучить на таблицах, рисунках строение вшей и блох, циклы их развития, зарисовать, обозначив: 1) яйцо; 2) личинка; 3) куколка (у блохи); 4) имаго.

Рассмотреть под малым увеличением микроскопа микропрепараты самки и самца головной вши, зарисовать, обозначив: 1) голова; 2)грудь; 3) брюшко; Ч ш sa 5) усики; 6) ротовой аппарат; 7) конечности; 8) трахеи; 9) дыхальца.

Рассмотреть под малым увеличением микроскопа микропрепараты самки и самца платяной вши, зарисовать, обозначив: 1) голова; 2) грудь; 3) ноги; 4) брюшко; 5) усики; 6 ) глаза; 7) дыхальца.

Рассмотреть под малым увеличением микроскопа микропрепарат лобковой вши, зарисовать, обозначив: 1) голова;

2) глаза; 3) усики; 4) грудь; 5) брюшко; 6) ноги; 7) бородавчатые выросты; 8) щетинки.

Рассмотреть под малым увеличением микроскопа микропрепарат блохи, зарисовать, обозначив: i) голова; 2) глаза;

3) усики; 4) грудь; 5) конечности; 6) брюшко.

Рассмотреть ротовой аппарат блохи под большим увеличением микроскопа, зарисовать, обозначив: 1) челюсти; 2) нижнечелюстные щупики; 3) нижняя губа; 4) нижнегубные щупики.

Работа с тестами и решение ситуационных задач.

Проверка выполненного задания.

Раздаточный материал: листы с изображением строения и циклов развития вшей и блох; микроскоп, микропрепараты; контрольно - обучающие тесты, ситуационные задачи.

Оснащение занятия: таблицы, слайды, рисунки, отображающие строение и цикл развития головной, платяной и лобковой вшей, блохи; постоянные микропрепараты вшей и блох; этюд, микроскоп, салфетки, спирт.

1. Дайте общую хлрактериетику клаееа масекомых.

2. Назовите характерные признаки отряда вшей.

3. Расскажите СТрОЄНИЄ, размножение, локализацию головной ВШИ.

4. Каково медицинское значение головной вши, меры борьбы и профилактики.

5. Расскажите строение, размножение, локализацию платяной ВШИ.

6. Каково медицинское значение платяной вши, меры борьбы и профилактики.

7. Как отличить головную вошь от платяной?

8. Расскажите строение, локализацию, размножение, значение лобковой вши, меры борьбы и профилактики.

9. Каков механизм передачи возбудителей сыпного и возвратного тифа вшами?

11. Каково меДйцмш'йм&е1 значёМйё бЛбжу их родмножеиис, меры борьбы и !профилактики?

Среди насекомых известно немало паразитов наземных позво­ночных. Одни из них живут на теле своего хозяина постоянно, питаясь его кровью или наружными покровами; таковы разно­образные вши, пухоеды и власоеды. Другие поселяются в непо­средственной близости к хозяину (в его норе, гнезде и т. п.), посещая его лишь на время питания (паразитные клопы). Третьи живут за счёт хозяина лишь в стадии личинки (например, оводы) или, наоборот, взрослой особи (блохи). Тот или иной образ жизни глубоко отразился на особенностях поведения (повадках) и строения каждой из этих категорий, и чем теснее связан паразит со своим хозяином, тем заметнее его приспособительные особен­ности. Наиболее сильны они у постоянных паразитов, живущих на теле хозяина во всех стадиях своего развития.

Человек не является исключением: и за его счёт существует несколько видов паразитных насекомых, притом разных кате­горий. Всю свою жизнь проводит на человеке вошь, живут в его жилище клоп, сосущий кровь хозяина на всех стадиях своего развития, и блоха, питающаяся кровью лишь во взрослом состо­янии.

Постельный клоп (Cimex lectularius L.) принадлежит к осо­бому семейству постельных клопов, или клопов-паразитов, в состав которого входит очень немного видов, сосущих кровь чело­века, летучих мышей и некоторых птиц (ласточек, голубей, кур и др.). В настоящее время он распространён по всему свету. Клопа знали ещё древние греки и римляне, в Средней Европе он появился в XI в., в Америку его завезли колонисты.

Ночное животное, клоп скрывается на день во всяких щелях и трещинах, а также в складках занавесей и всевозможных тём­ных закоулках: в обивке мебели, на нижней стороне матрацев, в книгах и рамах картин, даже просто в менее освещенных углах. В связи с заползанием в щели (естественные убежища паразит­ных клопов) его тело сильно уплощено, а жизнь в непосредствен­ной близости к хозяину повлекла за собой утрату крыльев: лишь ничтожные остатки надкрылий сохранились в виде небольших овальных пластинок на среднегруди (рис. 99). Трёхчлениковый хоботок в состоянии покоя подогнут под грудь, строение его обычное для клопов (рис. 86 на стр. 151). Ноги бегательные, с трёхчлениковыми лапками. Усики четырёхчлениковые. Глаза сильно выпуклые, но видят клопы плохо, и наиболее сильно развито у них чувство обоняния. Клоп на довольно большом расстоянии различает запах добычи и ползёт к ней (возможен опыт: просле­дить, как отзывается на поведении голодного клопа удаление усиков).


Постельный клоп и его личинка 1-го возраста

Ползают клопы быстро: голодный взрослый клоп пробегает больше 1 м в минуту. Быстро ползая, голодающие клопы легко переселяются, расползаясь по стенам, желобам, трубам и т. п. Они не только переползают из одной комнаты в другую, но ползут и на другие этажи (даже по наружным стенам), и в соседние дома. Массовые расселения клопов можно наблюдать в жаркое лето, когда размножение и развитие их протекает очень быстро.

И размеры, и цвет клопа зависят от степени его насыщения: насосавшийся крови клоп раздувается, выглядит гораздо крупнее, а окраска его становится ярче и красноватее. Но, независимо от этого, взрослые клопы бывают и крупнее, и мельче: сказываются условия, в которых развивались личинки.

Пахучие железы, свойственные его сородичам, есть и у постель­ного клопа. Запах клопа общеизвестен.

Самка откладывает яйца там же, где скрываются днём и сами клопы. Они кубкообразные, слегка изогнутые, с крышечкой на верхнем конце, вначале белые, затем желтеют. Приклеенные осо­быми выделениями, яйца довольно крепко держатся на поверх­ности ткани или дерева. Откладывание яиц не связано с месяцами: в тёплом помещении, при наличии пищи клопы размножаются в любое время года. В сутки самка откладывает до 12 яиц, а всего свыше сотни. В лабораторных условиях от одной самки удавалось получить по нескольку сотен яиц (даже 541 яйцо).

Продолжительность развития яиц зависит от температуры: при 14—18° 15—29 дней, при 22—26° 5—12 дней, при 35—37° 4—6 дней. При температуре ниже 10° тепла развитие останав­ливается, но ещё при 4—6° ниже нуля яйца клопа выживают свыше полутора месяцев.

Личинка отличается от взрослого клопа не только меньшими размерами, но и двухчлениковыми лапками, более короткими и более толстыми усиками и местом расположения пахучих желез. На протяжении своего развития она проходит пять возрастов (рис. 99). В очень тёплом помещении (30°) и при обилии пищи личинка первого возраста линяет уже на шестой день, дальнейшие возрасты длятся примерно по пяти дней, и всё развитие занимает 28—30 дней. При обычной комнатной температуре развитие про­должается шесть-восемь недель, в более прохладных помещениях растягивается на больший срок.

Для перехода в следующий возраст личинка обязательно должна каждый раз выпить полную порцию крови. Пока это усло­вие не выполнено, очередная линька не наступает, развитие задер­живается. Личинка первого возраста выпивает Уз мг крови, ли­чинки последующих возрастов соответственно больше, взрослая самка до 7 мг.

Взрослый клоп живёт долго: до 14 месяцев.

Постельного клопа неоднократно подозревали в распростране­нии различных заразных заболеваний. Действительно, возбуди­тели ряда заболеваний могут подолгу жить в теле клопа. Однако передача клопами тех или иных заболеваний человеку твёрдо не установлена, хотя для некоторых заболеваний и допускается её возможность (натуральная оспа, туляремия и др.).

Клопы истощают человека, высасывая кровь, делают его сон беспокойным, мешают отдыху. Наличие клопов — показатель антисанитарного состояния комнаты, квартиры, всего дома. Раз­личных средств и способов для уничтожения клопов много. В на­стоящее время наилучшие результаты дают как жидкие, так и порошкообразные вещества, содержащие препарат ДДТ (прекрас­ное средство и препараты, содержащие гексахлоран, но их запах очень неприятен и въедлив). Основное условие для уничтожения клопов — систематическая борьба с ними. Ни одно средство не поможет, если оно будет применяться лишь от случая к случаю (обычно когда клопов становится много).

Помимо человеческого жилья, постельный клоп поселяется в голубятнях, курятниках, может сосать кровь домашней птицы и летучих мышей; в домах он нападает и на домовых мышей. За счёт голубей живёт и особый вид клопов — голубиный клоп (у нас найден пока только на юге Украины), а за счёт летучих мы­шей — клоп летучих мышей (обнаружен в ряде местностей Евро­пейской части СССР).

Блохи (особый отряд насекомых) питаются кровью млекопи­тающих и птиц только во взрослом состоянии. Личинки их разви­ваются за счёт различных разлагающихся органических веществ. На разных видах млекопитающих и птиц живут и разные виды блох, но, помимо своего истинного хозяина, блоха может кор­миться и на некоторых других животных. Так, человеческая блоха (Pulex irritans L.) переходит и на свинью, и на собак, кошек, лошадей, собачья и кошачья блохи питаются и на человеке и т. д.

Паразитический образ жизни, конечно, отразился на внешности блох (рис. 100). Их сильно сжатое с боков тело гладкое и скольз­кое, щетинки и волоски направлены назад, передняя часть головы крепкая, служит своего рода тараном при раздвигании волос, среди которых пробирается блоха. Задние ноги прыгательные: длинные и сильные, с утолщёнными бёдрами. Отталкиваясь ими, блоха делает большие прыжки (ей помогают в этом и средние ноги): в длину до 32 см, в высоту до 19 см, т. е. на расстояние, в 50—120 раз превышающее длину её тела. Прыгая, блоха быстро взбирается на животное, ускользает при преследовании.


Человеческая блоха, ее личинка и куколка

Ротовые органы блохи колюще-сосущего типа (рис. 101). Верх­няя губа вытянута в длинный стилет, сильно сжатый с боков, за­зубренный на верхней стороне и с каналом на нижней. Жвалы такой же длины, как и верхняя губа, охватывают её с боков, за­зубрены на верхней стороне, а снизу плотно прикладываются одна к другой. Сложенные вместе, верхняя губа и жвалы образуют колющий (пропиливающий кожу) аппарат и сосательный канал, переходящий в полость кишечника. Нижние челюсти в уколе не участвуют, гораздо короче жвал, имеют вид широкой заострённой пластинки. Щупики нижней губы несколько видоизменены и слу­жат футляром для колющего аппарата.


Ротовые органы блохи

Усики очень короткие и спрятаны в особые ямки, не торчат (рис. 101). Сложных глаз нет, у некоторых видов отсутствуют и простые глазки.

Мешковидный желудок блохи объёмист и вмещает довольно много крови. Насосавшаяся крови человеческая блоха за первые полчаса испражняется до 10—12 раз, оставляя на белье, платье, коже множество пятнышек. При сосании крови блоха впрыски­вает в тело хозяина слюну, вызывающую раздражение. На месте укола появляется красное пятно с более ярко окрашенным цент­ром; позже пятно бледнеет, центральное же пятнышко темнеет. Характерные следы блошиных укусов сохраняются два три дня.

Самка человеческой блохи гораздо крупнее самца (его можно узнать и по вогнутой спине). Она откладывает бе­лые продолговатые яйца (длина 0,7 мм) небольшими порциями (всего до 450 яиц) в щели полов, в мусор, в опилки и т. п. Личинка стройная, червеобразная, безногая, в длинных щетинках (рис. 100). У неё можно различить голову, три грудных и 10 брюшных колец. Ро­товые органы грызущие. Продолжи­тельность развития зависит от темпера­туры, влажности и обилия пищи. Стадия яйца длится от 4 до 12 дней, личинки до 100 дней, куколки до 220 дней; при бла­гоприятных условиях всё развитие за­канчивается в три-четыре недели, при особо неблагоприятных растягивается на 250—270 дней. Наиболее благоприят­ная температура для развития 18—27° тепла при очень большой влажности. Взрослая блоха живёт до полутора лет.

Рассадниками человеческой (также собачьей и кошачьей) блохи служат грязные полы в жилье, грязная подстилка собаки или кошки, загрязнённая земля в сенных сараях и т. п. Простое мытьё полов мало помогает в борьбе с блохами: чистая или мыльная вода не убьёт их личинок, а смачивание грязи в щелях скорее создаст для них более благоприятные условия. Нужно промазать все щели керосином, полы мыть солёной водой, а лучше 5-процентным раствором карболки, очистить все щели и углы от мусора. Подстилку, на которой спят кошки или собаки, почаще вытрясать, пол под ней мыть, а за самими собаками и кошками следить, чтобы у них не было блох.

Крысиные блохи — основные носители и распространители так называемого крысиного, или блошиного, тифа, передаваемого собачьей и кошачьей блохой. Крысиным тифом болеет и человек. Возможно, что блохи могут передавать и туляремию.

Борьба с чумой — это раньше всего уничтожение её природ­ных очагов (т. е. грызунов в таких местностях) и строгий надзор в портах и на пограничных станциях за поездами, особенно же за судами, прибывающими из неблагополучных или подозрительных по чуме мест. Поголовное истребление крыс не только освободит города и селения от возможного распространителя чумы, но из­бавит их и от вреднейшего из сопутствующих человеку грызунов, наносящего огромный ущерб народному хозяйству.

Вши всю свою жизнь проводят на теле хозяина — млекопи­тающего животного, питаясь его кровью. Разным видам млеко­питающих свойственны свои виды вшей. За счёт человека живёт человеческая вошь (Pediculus humanus L.), известная в двух раз­новидностях: живущей в волосах головы (головная вошь) и в складках белья и платья (платяная вошь).

Сравнивая вошь и постельного клопа, можно видеть, как сильно отражаются на животном условия его жизни: у него вырабатываются и соответствующие требования к среде, и особен­ности строения, и повадки.


Усики у вшей пятичлениковые, короткие. Сложных глаз нет, есть только два простых глазка: образ жизни вши не требует хорошо развитого зрения, ей достаточно различать свет и темноту. Крылья полностью утрачены.

Ротовые органы вши превращены в колю­щий хоботок, резко отличающийся от всех иных хоботков насекомых: в состоянии покоя он втя­нут внутрь головы и лишь частично выдвигается из неё при сосании. Колющая часть состоит из трёх тонких стилетов (нижние челюсти и нижняя губа); при сосании они выдвигаются через ротовое отверстие и вонзаются в кожу. Сложенные вместе, нижние челюсти образуют канал, по которому всасывается кровь. Роль насоса выполняет пульсирующая глотка.

Находясь постоянно на хозяине, имея пищу возле себя, вошь сосёт кровь по два-три раза в сутки. Долго голодать она не мо­жет: даже при умеренной температуре (10—20° тепла) живёт без пищи всего около 10 дней, при температуре же в 28—30° только два дня. Сильно сказывается на её выносливости и влажность воздуха: в сухом воздухе голодающая вошь гибнет вдвое быстрее, чем во влажном. Меньшая выносливость по сравнению с кло­пом — результат жизни на хозяине, в тепле, при достаточной влажности и при постоянном обилии пищи.

Самец вши отличается от самки не только меньшими разме­рами. Задний конец тела у него округлён, у самки раздвоен, в брюшке самца просвечивает половой аппарат в виде удлинённого треугольника, у самки часто просвечивают готовые к откладке яйца (рис. 103).


Вши переползают с человека на человека (при близком со­прикосновении), причём особенно часто переселяются оплодотво­рённые самки. Так обычно происходит расселение вшей.

Укусы вшей раздражают кожу, вызывают зуд (действует слюна вши).

Вши, особенно платяная, переносят возбудителей сыпного и возвратного тифа. Напившись крови больного сыпным тифом, вошь через четыре дня становится заразной до конца своей жизни. Человек получает возбудителей сыпного тифа не через укус, как это часто думают: в слюне вши их нет. Заражение про­исходит при расчесывании покусанной кожи. При этом в ранку втираются частицы раздавленной вши или её испражнения, на­ходящиеся тут же, на коже. В испражнениях вши возбудители сыпного тифа долго остаются живыми. Вошь, насосавшаяся крови больного возвратным тифом, становится заразной через шесть-девять дней. Человек заражается, занося на пальцах со­держимое раздавленной вши на кожу или на слизистые оболочки носа, глаз, рта. Вши же передают и так называемую волынскую лихорадку.

Сыпной тиф неразрывно связан с вшами. Так, где нет вшей, нет и не может быть и сыпного тифа.

В прежние годы от эпидемий сыпного тифа умирали сотни тысяч людей. В нашей стране с вшами ведут постоянную борьбу. Строгий надзор и упорная борьба с ними привели к тому, что распространение их сильно сократилось. Об успехах советской санитарии говорит тот факт, что эпидемий сыпного тифа у нас уже не бывает.

Вши образуют особый отряд вшей (Anoplura).

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции