Кто раздавал индейцам одеяла зараженные оспой

ИСТОРИИ

Про геноцид американских индейцев

Правительство Соединенных Штатов отказалось ратифицировать Конвенцию ООН о геноциде. Это и не удивительно, ведь зверства, указанные в Конвенции, применялись по отношению к коренным народам Северной Америки. Список мероприятий американской политики геноцида по отношению к индейцам включает в себя: массовое истребление, биологические войны, принудительное выселение из родных мест, лишение свободы, внедрение ценностей, отличных от коренных, хирургическая стерилизация местных женщин, запрет на проведение религиозных обрядов и проведение других мер, способствующих вымиранию многих племен.

За четыре столетия после прибытия Колумба коренное население земель, ныне занятых 48 штатами Америки, было сокращено на 95%. Что этому способствовало? Вышеуказанные мероприятия американской политики геноцида.

Массовое истребление

Колонисты истребляли индейцев всеми средствами: вырезали целыми деревнями, убивали и скальпировали плененных, отравляли источники питьевой воды (как это имело место по отношению к племени семинолов во Флориде). Также против индейцев использовалось биологическое оружие – известно, что британские агенты раздавали индейцам одеяла, которые были намеренно заражены оспой. Эта болезнь унесла более ста тысяч представителей племен минго, делавэров, шони и других, населяющих берега реки Огайо. Армия США взяла этот метод на вооружение и использовала его с таким же успехом против других племен.

Принудительное выселение

Ненасытная жадность европейцев к чужой земле была первопричиной сначала истребления, а затем и выселения индейцев с их земель. Вскоре после американской революции Соединенные Штаты принялись проводить политику выселения американских индейцев. По договору от 1784 года, заключенному в Форте Стансикс, ирокезы обязаны были уступить земли в западном Нью-Йорке и Пенсильвании. Многие из ирокезов отправились в Канаду, некоторые приняли подданство США, но племя быстро выродилось как нация, потеряв большую часть своих оставшихся земель в последние десятилетия XVIII века. Шауны, делавэры, оттаваны и несколько других племен, наблюдая за падением ирокезов, создали свою собственную конфедерацию, назвавшись Соединенными Штатами Огайо, и объявили реку границей между своими землями и владениями поселенцев. Начало последующих военных действий с пришельцами было лишь вопросом времени.

Форсированные марш-броски индейских поселений на большие расстояния приводили к высокой смертности. Печально известное выселение пяти цивилизованных племен — чокто, крикс, чикасавов, чероки и семинолов — одна из мрачных страниц в истории Соединенных Штатов. К 1820 году чероки, которые создали письменную конституцию по образцу Конституции Соединенных Штатов, газеты, школы, и госучреждения, воспротивились выселению. К тому времени на исконных землях чероки были обнаружены ценные золотоносные месторождения, и в 1838 году федеральные войска выселили чероки силой. Этот исход известен как Тропа слез. Во время переселения погибло около четырех тысяч чероки. Более ста тысяч переселились за реку Миссисипи, покинув собственные земли, отнятые белыми колонизаторами.

Принудительная ассимиляция

Европейцы считают себя носителями высокой культуры. Колониальное мировоззрение позволяет им делить людей на хороших европейцев и плохих дикарей. Благодаря этому захват Америки обосновывался ими как необходимость, которая сможет подарить индейцам высокую мораль и исправит их дремучую дикость. Под завоевание новых земель была подведена выгодная идеологическая база — и голый экономический интерес алчных завоевателей был прикрыт благими намерениями. Христианство объявлялось единственной истинной религией, которая требует верности от всех прочих культур. Таким образом, конкистадоры, на деле стремившиеся к захвату новых земель и к эксплуатации индейцев как дешевой рабочей силы, в собственных глазах оказывались носителями спасения для местных язычников, поэтому с чистой совестью их убивали, грабили и разрушали их культуру.

Уничтожение культуры

Культура – это душа народа, ибо включает в себя практически все стороны его жизнедеятельности: язык, искусства, религию, врачевание, сельское хозяйство, ремесла, учреждения, регулирующие общественную жизнь и прочие. Уничтожение культуры — больше, чем бойня, т.к. убивает народ духовно, что приводит к его вырождению. Колонизация, разрушая сложившиеся культурные ценности, уничтожала целые народы.

Уничтожение культуры любого народа будет происходить гораздо быстрей и продуктивней, если вмешаться в воспитание детей, т.к. это разрушает связь между поколениями.

Принудительное внедрение колониального мышления в умы детей американских индейцев служило средством нарушения передачи культурных ценностей между поколениями, культурным геноцидом, используемым американским правительством в качестве еще одного средства конфискации земель у американских индейцев.

Стерилизация

В середине 1970-х годов к доктору Чокто, индейцу, обратилась 26-летняя индейская женщина. Как оказалось, она была стерилизована в 20-летнем возрасте в больнице индейской службы здравоохранения в Клермонте, шатат Оклахома. Впоследствии выяснилось, что 75 процентов подвергшихся стерилизации индейских женщин подписывали формы согласия на стерилизацию, не понимая, что это за операция, или считая, что она обратима.

Самый крупный геноцид был скрыт от общественности, потому что продолжался так долго, что стал привычным. Информация о геноциде американских индейцев преднамеренно исключена из базы знаний и сознания жителей Северной Америки и всего мира. Американских школьников учат, что большие территории Северной Америки до прихода европейцев были необитаемы, несмотря на то, что на них проживали многочисленные племена американских индейцев.

Геноцид североамериканских индейцев страшнее апартеида в Южной Африке и Холокоста во время Второй мировой войны, потому что значительно превышает их по числу жертв. Однако, в отличие от послевоенной Германии, государства Северной Америки отказываются признать геноцидом уничтожение индейцев.

Европейская колонизация Америки навсегда изменила жизнь и культуру коренных американцев. В XV-XIX веках их поселения были разорены, народы истреблены, переселены или порабощены. Сложные кампании этого геноцида были разработаны на самых высоких уровнях власти в Соединенных Штатах и Канаде. Однако прикрытие геноцида продолжается по сей день: власти Северной Америки не собираются признаваться в существовании системного плана уничтожения ее коренного населения.

Именем Господа

Коттон Матер, преподаватель Гарвардского колледжа, почетный доктор Университета Глазго, министр-пуританец, плодовитый писатель и публицист, сравнивал индейцев с детьми сатаны и считал Божьей волей — убивать язычников-дикарей, которые стояли на пути христианства.

И солдаты воплощали его призывы: отрезали вульвы индейских женщин и натягивали их на луки седел, а из кожи мошонки и грудей индейских женщин делали кисеты, а затем демонстрировали эти трофеи вместе с отрезанными носами, ушами и скальпами убитых индейцев в Денверском Оперном театре. Просвещенные, культурные и набожные цивилизаторы, — больше сказать нечего.

Гитлеровская концепция концентрационных лагерей во многом обязана его изучению истории колонизации Америки. Он восхищался лагерями для индейцев на Диком Западе и часто в своем ближайшем окружении хвалил эффективность уничтожения коренного населения Америки, красных дикарей, которые не могут быть пленены и приручены.

Когда США в очередной раз заявляют о своем желании просветить какой-нибудь народ, погрязший в дикости, бездуховности и тоталитаризме, не стоит забывать, что при этом используемые ими средства, вежливо говоря, нецивилизованны, ибо это всё те же старые недобрые методы колониальной политики притеснения народов. И преследуют они при этом не благие цели, а, как и прежде — собственную наживу.

Три истории о биологическом оружии

Сотрудники Отряда 731 в защитной одежде

В распоряжение японского издания Kyodo News недавно попали документы, в соответствии с которыми армия США в 1961-1962 годах проводила испытания биологического оружия на Окинаве. Согласно опубликованным данным, американцы исследовали потенциал грибка-паразита в уничтожении посевов риса.

Два одеяла и платок

Эпизод с зараженными одеялами обязан своей известностью двум американским историкам — Френсису Паркману (Francis Parkman) и Говарду Пекэму (Howard H. Peckham). Оба они основывают свои выводы на переписке между генералом Амхерстом, командиром Южного отделения британских войск полковником Генри Буке, начальником форта Питт (будущего Питтсбурга) Симеоном Экуэром и другими британскими военными во время восстания Понтиака. Переписка, касающаяся этого эпизода, собрана Бернардом Кнолленбергом (Bernhard Knollenberg) в его статье 1954 года. О ней также можно почитать в работе Питера д’Эрико.


Портрет Джеффри Амхерста работы Джошуа Рейнолдса

Подходила к концу Семилетняя война, в Северной Америке известная как франко-индейская. Восстание делаваров и других сочувствующих племен в 1763 году поставило британские войска в тяжелое положение. К июлю под натиском индейцев армия потеряла несколько фортов, а в отдельных из них вспыхнула оспа. В письме к генералу Амхерсту, Буке пишет о такой вспышке в форте Питт. Из этого письма мы узнаем, что управляющий фортом капитан Симеон Экуэр распорядился построить для больных госпиталь. Именно этот госпиталь и стал источником тех одеял, которые сейчас известны любому американцу.

По данным Кнолленберга, впервые в сохранившихся документах о возможности применения оспы против индейцев упоминает Уильям Трент. Он торговал мехом, а во время Семилетней войны в Северной Америке занимался строительством фортов, поддержкой дорог и, по мере возможности, бизнесом. Во время осады форта он был главой местного ополчения.


Передача зараженных оспой одеял

Японский фарфор

Сиро Исии родился в 1892 году в маленьком поселке и был четвертым ребенком в довольно зажиточной семье местных землевладельцев. По воспоминаниям, приведенным в книге Шелдона Харриса, в школе Сиро был талантливым и прилежным учеником, а по окончании родные отправили мальчика в круглых очках изучать медицину в университет Киото.


В 1945 году под началом уже выросшего к тому времени доктора, генерал-лейтенанта японской армии, проводились, среди прочих, следующие эксперименты над людьми: вивисекция с постепенным изъятием органов, ампутация частей тела с целью исследования процесса потери крови, заморозка с последующей разморозкой рук и ног для наблюдения динамики гангрены, удаление желудка с последующим соединением пищевода и кишечника, заражение сифилисом через изнасилование, раскручивание в центрифуге и сжатие в барокамере до смерти. Все эксперименты принципиально проводились без анестезии и до летального исхода. Если подопытный выживал, его утилизировали для следующего опыта.


Основная сложность с биологическим оружием в то время заключалась в способе его доставки. Традиционно это поручалось специальным диверсионным отрядам, которые должны были заражать источники воды на территории противника. Понятно, что это не всегда возможно и не дает желаемого масштаба.


На судебном процессе по делу бывших военнослужащих японской армии, обвиняемых в подготовке и применении бактериологического оружия, 12 января 1950 года

Тот факт, что о японских зверствах неизвестно практически ничего, в то время как о немецких знает каждый, объясняется вовсе не разницей в масштабе их преступлений. Все дело в том, что Исии обладал козырем, который смог обменять на свободу и спокойную жизнь после войны: и США, и СССР слишком интересовались информацией о биологическом оружии, чтобы добиваться справедливости.

Биопрепарат


Фото: Б. Кузьмин / архив РИА Новости

Сделав стремительную карьеру в одном из таких оазисов, Овчинников, в то время вице-президент АН СССР, решил использовать свое влияние, чтобы поддержать отечественную науку. Генералы слабо разбирались в биологии и поначалу отнеслись к его идеям скептически. Однако молодой академик был хорошо знаком с Леонидом Брежневым. После нескольких персональных лекций о генетике, технологии рекомбинантных ДНК, устойчивости к антибиотикам, а также о современном состоянии биологии в целом Овчинников все-таки убедил генерального секретаря в том, что Советский Союз не может себе позволить отставать в такой важной области, как биологическое оружие. Хотя в том же 1972 году СССР, США и 20 других государств подписали Конвенцию о запрещении разработок биологического оружия, документ повлиял разве что на уровень закрытости проекта.



Канатжан Алибеков в 2003 году


Британский генерал 18 века Джеффри Амхёрст прославился предложением заразить оспой индейцев, осаждавших английский форт. Метод был прост — распространить среди них одеяла и одежду больных. Сметливые янки якобы подхватили британский почин, и очень скоро тысячи индейцев отдали душу Великому Маниту. Однако всё это миф. Реальность была куда прозаичнее и хуже.

Британский генерал 18 века Джеффри Амхёрст прославился предложением заразить оспой индейцев, осаждавших английский форт. Метод был прост — распространить среди них одеяла и одежду больных. Сметливые янки якобы подхватили британский почин, и очень скоро тысячи индейцев отдали душу Великому Маниту. Однако всё это миф. Реальность была куда прозаичнее и хуже.

Что случилось в форте Питт

Уже 29 мая превосходящие силы восставших осадили форт Питт ( будущий Питтсбург). В письме от 16 июня 1763 года командующий войсками и местным ополчением капитан Симеон Эквер докладывал вышестоящему начальству, полковнику Генри Буке, что ситуация сложилась аховая.


Генерал Амхёрст об этом не знал, но если бы узнал, то одобрил бы этот подход, поскольку и сам думал в этом направлении.

Удалась ли англичанам их диверсия? Сразу несколько военных источников, включая бывших пленных, говорят, что среди индейцев бушевала эпидемия оспы, — как раз с весны-лета 1763 года. Минго, шауни, делавары сотнями умирали от болезни. Однако была ли причиной эпидемии пара одеял из форта Питт, или же индейцы подхватили её откуда-то ещё — неясно до сих пор.


Успешное поначалу восстание стало сходить на нет. Индейцы сняли осаду с форта Питт. А самого Понтиака убили в 1769 году, через три года после подписания мира с англичанами.

Индейцы и оспа

Случай в форте Питт стал хрестоматийным, хотя ни Амхёрст, ни Буке, ни Эквер после осады не пытались повторить свою бактериологическую новацию. Однако этого оказалось достаточно, чтобы в любых эпидемиях оспы, которые случались среди индейцев, стали винить колонизаторов.
Еще до инцидента в Питтсбурге, в 1755-1756 и 1757–1758 годах эпидемия оспы выкосила стройные ряды французских ' title=>союзников — индейцев-потаватоми. То ли сами, то ли по наущению французов, индейцы обвинили во всём англичан. Их бывший пленный Корнелиус Ван Слик писал, что индейцы считали, будто заразились, употребляя английский ром. Хотя, вероятнее всего, они подхватили инфекцию, осаждая форт Вильям Генри, внутри и вокруг которого бушевала эпидемия.

В другом случае индейцы племени оттава, к которым принадлежал Понтиак, решили, что заразились оспой от французов. Якобы те дали им в Монреале в 1757 году шкатулку с подарком, которую приказали открыть только по возвращению в племя. Иначе, мол, быть беде. Но индейцы были любопытными и открыли её до возвращения, так что заразились ещё в пути. Во всём, ясное дело, обвинили французов. Последние, обалдев от таких претензий, переложили ответственность на британцев.

Опять, мол, эти англосаксы выпивку заразили.

В 1759 году в городе Чарльстон и его окрестностях бушевала эпидемия оспы. Болезнь колонисты подхватили у индейцев. А вот как она попала к индейцам — история умалчивает.


Впрочем, историки выяснили, что всё было немного не так: эпидемия разразилась в 1780–1782 годах. И была она не только у оджибве, но и у ассинибойнов, и у криков. Вдобавок оспу бедолаги подхватили во время набега на деревни индейцев хидатса в Миссури, где в тот момент бушевала эпидемия.

И хотя часть племен знали про карантин, — научились от тех же европейцев, — индейцы часто не понимали, откуда берутся эпидемии. По их мнению, все они были искусственно созданы колонизаторами ( кем же ещё?).

Истории об эпидемиях, распространявшиеся в форме мифов и легенд, в XIX веке записали американские этнографы и историки. Публика приняла их на ура, и на то была своя причина.

Англичанка гадит

В ноябре 1775 года революционеры обчистили бараки английских войск в Нью-Йорке — в революционной Северной армии не хватало одежды и постельных принадлежностей. Однако Временный Конгресс постановил немедленно сдать экспроприированное, поскольку боялся, что англичане оставили заражённые вещи.

Не хватало ещё эпидемии в армии, у которой дела и так были не ахти.


С 1775 по 1781 годы не проходило и месяца, чтобы население то Нью-Гемпшира, то Виргинии, то Массачусетса, то ещё какой восставшей колонии не обвиняло англичан в попытках заразить бунтовщиков. И эти обвинения не были безосновательными.

Британцы настойчиво стремились развязать эпидемии в тылу революционных войск. С индейцами в 1763 году они импровизировали на коленке, а в нынешних условиях подошли со всей серьёзностью.

Например, в июле 1781 году английский генерал Александр Лесли описывал командующему Корнуоллису, как он специально высылал сотни чёрных рабов, больных оспой, туда, где стояли революционные войска. Смысл был в том, чтобы охватить эпидемией как можно большую территорию, что затруднило бы операции американских войск.

В июне 1781 года солдаты революционной армии в Виргинии свидетельствовали, что на их пути постоянно попадались десятки рабов, умерших от оспы. Многие из них находились рядом с источниками воды, на фермах, мельницах. В других местах британцы могли отпускать пленных или заложников, болевших оспой. Или же оставляли трупы и одежду больных в местах, пригодных для квартирования их революционных противников.

Логика у британцев была железная. На дворе стоял XVIII век, когда у любой армии 80 процентов потерь происходили от болезней, а не от столкновений с врагом.

Так что исторический опыт США ясно показывает, что во время войны британцы использовали любую возможность для победы, включая искусственно вызванные эпидемии.

Дикари не заслуживают пощады

И если в США происшествие у форта Питт рассматривалось как нездоровая сенсация и варварство, то в Соединённом Королевстве генерал Джеффри Амхёрст был необычайно популярен среди военных и аристократии. Его военные кампании пристально изучались, и осуждать прославленного вояку за то, что он угробил хитроумным способом несколько сотен дикарей, никто не собирался.


Опыт Амхёрста британцы переняли. Другое дело, что он не помог им победить в революционной войне с бывшими колониями.

en orðstírr deyr aldregi hveim er sér góðan getr

В соответствии с мифом подарки делаются ничего не подозревающей индейском семье.

Еще до подписания знаменовавшего конце войне в колониях Парижского мирного договора в феврале 1763 года, британские войска заняли на этой территории целый ряд фортов, в которых до этого находились французские гарнизоны. Параллельно этому шел процесс инфильтрации английских колонистов. Переход под власть британской короны вызвал недовольство местных племен, в большинстве своем в период Семилетней войны сражавшихся на стороне французов.
Кроме того, генерал Амхерст, исполняющий обязанности командующего войсками в северной Америке упорно игнорировал все опасности, которые представляло соседство британских солдат и колонистов с агрессивными и профранцузски настроенными индейцами. В частности, из 8000 солдат находившихся в Северной Америке, примерно 4 тысячи солдат базировались в оккупированной Канаде, 1700 в Новой Шотландии и Ньюфаундленде. На огромной же территории Тринадцати колоний было разбросано чуть более трех тысяч солдат. (Dixon D. Never Come to Peace Again… P. 157-158.)
В то же время, во время восстания только племенам объединенным Понтиаком в итоге удалось собрать около 3 тысяч воинов.

Джеффри Амхерст

7 мая с отрядом в 300 воинов Понтиак попытался взять форт Детройт хитростью, но английский гарнизон был предупрежден и план индейцев провалился. Два дня спустя Понтиак осадил форт. Параллельно осаде, отряды индейцев рыскали по округе уничтожая английских колонистов, в том числе женщин и детей оставшихся за пределами форта, поскольку несмотря на предупреждения, колонисты не восприняли угрозу атаки индейцев всерьез. (Dixon D. Never Come to Peace Again… P. 112.)
К концу мая в лагере Понтиака собралось около 900 воинов. Воспользовавшись неосторожностью британцев, 31 июля Понтиак разгромил их в битве при Блад Ран. Однако это не помогло индейцам в осаде Детройта, в результате чего Понтиак в конце октября снял осаду и перешел к тактике атак на мелкие форты и поселения колонистов.

Карта боевых действий

К этому времени пламя войны уже разгорелось далеко за пределами окрестностей Детройта. 16 мая отряд виандотов хитростью захватил форт Сандуски, убив офицера, 15 солдат и британских торговцев находившихся в форте. После этого виандоты сожгли форт. В май-июне также были захвачены форт Сент-Джозеф, Майами и еще пять фортов на территории современных Иллинойса, Пенсильвании и Мичигана. (Dixon D. Never Come to Peace Again… P.121, 126, Nester W. R. "Haughty Conquerors… P. 86-90). 22 июня индейцами был атакован форт Питт (нынешний Питтсбург). В форте к этому моменту находилось 338 мужчин, 104 женщины и 106 детей. 289 мужчин были вооружены, считая 145 солдат, 125 ополченцев и 19 пушкарей. Поскольку форт был переполнен людьми, сразу возникла опасность возникновения эпидемии оспы. (Nester W. R. "Haughty Conquerors… P. 92).

Модель форта Питт

Впрочем, исключать возможность начала эпидемии в связи с инцидентом в форте нельзя. Однако, по мнению Диксона одеяла из форта Питт могли стать лишь одним из многочисленных источников инфекции. (Dixon D. Never Come to Peace Again… P. 152-155). По мнению Макконела, у индейцев к середине XVIII столетия уже был большой опыт борьбы с различными инфекционными заболеваниями, поэтому усилия гарнизона вряд ли могли увенчаться успехом. (McConnell M. N. A Country Between… P.195-196).



Сцены битвы при Буш-Ран (5-6 августа 1763 года), победа в которой позволила британцам снять осаду форта Питт.


Литература:
Anderson F. Crucible of War: The Seven Years' War and the Fate of Empire in British North America, 1754–1766. NY., 2000.
Dixon D. Never Come to Peace Again: Pontiac's Uprising and the Fate of the British Empire in North America. Norman, Oklahoma., 2005.
Fenn E. Biological Warfare in Eighteenth-Century North America: Beyond Jeffery Amherst. The Journal of American History, vol. 86, no. 4 (March 2000), 1552–1580.
Grenier J. The First Way of War: American War Making on the Frontier, 1607–1814. Cambridge University Press., 2005.
McConnell M. N. A Country Between: The Upper Ohio Valley and Its Peoples, 1724–1774. Lincoln, Nebraska. 1992.
Nester W. R. "Haughty Conquerors": Amherst and the Great Indian Uprising of 1763. Westport, Connecticut., 2000.
Peckham H. Pontiac and the Indian Uprising. Chicago., 1947.
White R. The Middle Ground: Indians, Empires, and Republics in the Great Lakes Region, 1650–1815. Cambridge University Press. 1991.

Три истории о биологическом оружии

Сотрудники Отряда 731 в защитной одежде

В распоряжение японского издания Kyodo News недавно попали документы, в соответствии с которыми армия США в 1961-1962 годах проводила испытания биологического оружия на Окинаве. Согласно опубликованным данным, американцы исследовали потенциал грибка-паразита в уничтожении посевов риса.

Два одеяла и платок

Эпизод с зараженными одеялами обязан своей известностью двум американским историкам — Френсису Паркману (Francis Parkman) и Говарду Пекэму (Howard H. Peckham). Оба они основывают свои выводы на переписке между генералом Амхерстом, командиром Южного отделения британских войск полковником Генри Буке, начальником форта Питт (будущего Питтсбурга) Симеоном Экуэром и другими британскими военными во время восстания Понтиака. Переписка, касающаяся этого эпизода, собрана Бернардом Кнолленбергом (Bernhard Knollenberg) в его статье 1954 года. О ней также можно почитать в работе Питера д’Эрико.


Портрет Джеффри Амхерста работы Джошуа Рейнолдса

Подходила к концу Семилетняя война, в Северной Америке известная как франко-индейская. Восстание делаваров и других сочувствующих племен в 1763 году поставило британские войска в тяжелое положение. К июлю под натиском индейцев армия потеряла несколько фортов, а в отдельных из них вспыхнула оспа. В письме к генералу Амхерсту, Буке пишет о такой вспышке в форте Питт. Из этого письма мы узнаем, что управляющий фортом капитан Симеон Экуэр распорядился построить для больных госпиталь. Именно этот госпиталь и стал источником тех одеял, которые сейчас известны любому американцу.

По данным Кнолленберга, впервые в сохранившихся документах о возможности применения оспы против индейцев упоминает Уильям Трент. Он торговал мехом, а во время Семилетней войны в Северной Америке занимался строительством фортов, поддержкой дорог и, по мере возможности, бизнесом. Во время осады форта он был главой местного ополчения.


Передача зараженных оспой одеял

Японский фарфор

Сиро Исии родился в 1892 году в маленьком поселке и был четвертым ребенком в довольно зажиточной семье местных землевладельцев. По воспоминаниям, приведенным в книге Шелдона Харриса, в школе Сиро был талантливым и прилежным учеником, а по окончании родные отправили мальчика в круглых очках изучать медицину в университет Киото.


В 1945 году под началом уже выросшего к тому времени доктора, генерал-лейтенанта японской армии, проводились, среди прочих, следующие эксперименты над людьми: вивисекция с постепенным изъятием органов, ампутация частей тела с целью исследования процесса потери крови, заморозка с последующей разморозкой рук и ног для наблюдения динамики гангрены, удаление желудка с последующим соединением пищевода и кишечника, заражение сифилисом через изнасилование, раскручивание в центрифуге и сжатие в барокамере до смерти. Все эксперименты принципиально проводились без анестезии и до летального исхода. Если подопытный выживал, его утилизировали для следующего опыта.


Основная сложность с биологическим оружием в то время заключалась в способе его доставки. Традиционно это поручалось специальным диверсионным отрядам, которые должны были заражать источники воды на территории противника. Понятно, что это не всегда возможно и не дает желаемого масштаба.


На судебном процессе по делу бывших военнослужащих японской армии, обвиняемых в подготовке и применении бактериологического оружия, 12 января 1950 года

Тот факт, что о японских зверствах неизвестно практически ничего, в то время как о немецких знает каждый, объясняется вовсе не разницей в масштабе их преступлений. Все дело в том, что Исии обладал козырем, который смог обменять на свободу и спокойную жизнь после войны: и США, и СССР слишком интересовались информацией о биологическом оружии, чтобы добиваться справедливости.

Биопрепарат


Фото: Б. Кузьмин / архив РИА Новости

Сделав стремительную карьеру в одном из таких оазисов, Овчинников, в то время вице-президент АН СССР, решил использовать свое влияние, чтобы поддержать отечественную науку. Генералы слабо разбирались в биологии и поначалу отнеслись к его идеям скептически. Однако молодой академик был хорошо знаком с Леонидом Брежневым. После нескольких персональных лекций о генетике, технологии рекомбинантных ДНК, устойчивости к антибиотикам, а также о современном состоянии биологии в целом Овчинников все-таки убедил генерального секретаря в том, что Советский Союз не может себе позволить отставать в такой важной области, как биологическое оружие. Хотя в том же 1972 году СССР, США и 20 других государств подписали Конвенцию о запрещении разработок биологического оружия, документ повлиял разве что на уровень закрытости проекта.



Канатжан Алибеков в 2003 году

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции