Москва церковь причащение коронавирус

В последние недели развернулась широкая и довольно неожиданная дискуссия о том, как избежать или хотя бы минимизировать возможность заражения коронавирусом в православных храмах. Тревога прихожан вполне предсказуемая. Многие интуитивно чувствуют, что ни приходские общины, ни Русская православная церковь в целом не готовы к эпидемии. Что и как следует в Церкви изменить? Оказывается, постепенно формируется довольно широкий спектр возможных ответов

16 марта 2020 11:45

Во-первых, обсуждение проблемы среди мирян и священников выглядит гораздо более содержательным и с богословской, и с практической точки зрения, чем сухое заявление официальных церковных властей, более всего напоминающее бюрократическую отписку.

Пожалуй, это самое интересное в развернувшейся дискуссии. Дело в том, что православное благочестие постепенно превращается в самостоятельную религию. Одно дело Православная церковь — с богословским, историческим, пастырским и церковно-практическим опытом, и совсем другое — простые верующие, которые зажаты в рамках довольно случайного набора мифологем и церковных правил. И правила, и мифологемы представляются им совершенно незыблемыми, почти святыми. Поэтому разговор о каких-либо переменах — даже если есть угроза эпидемии — свидетельствует только об одном: о слабости веры и никак иначе. В православии ничего менять нельзя!

Вторая группа предлагает трезво и реалистично посмотреть на сложившиеся церковные практики. Эпидемия — это не только угроза как таковая, это еще и хороший стимул критически оценить сложившиеся практики в данном случае не с богословской или исторической, а с чисто практической точки зрения: что не соответствует современным представлениям о гигиене? Как лучше всего защитить прихожан от заражения в храмах? Спокойный и трезвый взгляд позволяет увидеть разные возможности для решения возникших проблем.

Есть три области, где нужно проявить особое внимание. Угроза заражения возникает при передаче:

  1. воздушно-капельным путем;
  2. через контакт: рукопожатие и поцелуй;
  3. через причащение одной лжицей здоровых и больных.

Рассмотрим все эти проблемы по порядку.

Больших храмов в России мало, поэтому храм — это чаще всего небольшое, замкнутое и плохо проветриваемое помещение. Находиться рядом с зараженными людьми на протяжении двухчасовой службы — это уже серьезная угроза. Если зараженный человек кашлянул или чихнул, то все стоящие на расстоянии до трех метров получают от него вирус, если не на кожу и слизистую, то на одежду, где вирус сохраняется многие часы, а иногда и дни.

Что можно сделать? Рекомендация Томаса Пуэйо, создавшего математическую модель распространения вируса, простая: храмы должны оставаться открытыми до тех пор, пока они гарантируют расстояние не менее одного метра между молящимися.

Это слабая мера, и в условиях растущей эпидемии власти Италии просто закрыли все храмы, предложив организовать интернет-трансляции и смотреть их прихожанам не выходя из дома. Никаких протестов решение правительства не вызвало. Более того, все церкви Италии отнеслись к этому запрету с пониманием.

Рекомендации: стараться не посещать переполненные храмы, а людям старшего поколения полностью воздержаться на время эпидемии от посещения храмов. Если вы или ваши дети больны, отказаться от посещения храма на время болезни. Это не слабость, а сознательный поступок ради безопасности ваших ближних. Пусть домашняя молитва будет более напряженной в эти дни.

Рукопожатие в храме чаще всего соединяется с целованием, а вот целование как поклонение распространено очень широко: это и целование икон, святых мощей, целование края Чаши после причастия, целование креста после Божественной литургии и просто целование руки священника при благословении.

Целование икон — особый случай. Для кого-то это мистическая практика, от которой он отказываться не готов, но большинство прихожан скажут, что это традиция, которой они следуют, или даже привычка. А вот для большинства захожан это важная часть стандартного (почти магического) ритуала при посещении православного храма. В этом нехитром ритуале максимум три составляющих:

— написать записку (кстати, ручки общие — ими пишут все подряд и вряд ли сотрудники храма догадаются о том, что их стоит хотя бы пару раз в день дезинфицировать);
— купить свечи;
— поцеловать иконы и зажечь перед ними свечи.

Практически никаких ограничений на целование икон до сегодняшнего дня нет, и, более того, эта мера даже не обсуждается.

Более системно и последовательно выглядят правила, которые 6 марта опубликовала Греческая Архиепископия в Америке. Эти правила основаны на инструкциях Центра по контролю заболеваний США. Их стоит привести полностью:

При этом греческая традиция уже давно имеет отличия от русской: не используется общий плат для обязательного вытирания уст после причастия, нет целования края Чаши, но подробнее об этом немного позже.

Лишь один украинский епископ, митрополит Тульчинский и Брацлавский Ионафан выпустил внятные инструкции, как прихожанам следует изменить свое поведение в церкви:

Но это всего один из нескольких сотен епископов Русской православной церкви. Остальные молчат.

Рекомендации: ничего страшного, если вы временно откажетесь от целования икон, креста, рук священников и друг друга и замените это целование на благоговейный поясной поклон или приклонение головы.

Приближаемся к самому сложному и самому деликатному вопросу — о Причастии. Здесь нужно бы написать отдельную статью, но пока придется ограничиться несколькими краткими тезисами.

В Чаше находятся Тело и Кровь Христовы. И эта святыня преподается всем православным христианам как залог вечной жизни. В св. Дарах полнота той жизни, к которой мы стремимся, и поэтому в них не может быть ничего ущербного, болезнетворного или смертоносного. Так верует Церковь, и так верует каждый, кто приступает к Чаше. Здесь нет никаких сомнений.

Однако даже Церковь в Византии, отказавшись VII–VIII веке от раздачи причастия в руки верующим (эта практика сохранилась на Западе) и введя лжицу для того, чтобы вкладывать причастие в уста, сформировала и особые правила и для причащения во время эпидемий.

Довольно неожиданное толкование 28-му правилу VI Вселенского Собора дает преподобный Никодим Святогорец 1 , живший во второй половине XVIII века. По всей видимости, он пережил ту эпидемию чумы, которая началась в Османской империи в конце 1760-х годов и в 1771 году пришла в Россию. Никодим пишет очень прогрессивно для своего времени:

Да, сегодня мы знаем, что эта мера никак не могла предотвратить распространение чумы. Ее главные переносчики — блохи, но здесь важно, что Церковь задумывалась о том, как в условиях эпидемии можно менять сложившиеся практики.

Запивки в греческих храмах нет, но в русских храмах за пределами России, где следуют той же практике, используются одноразовые стаканчики. Надо сказать, что и в России встречаются храмы, где они используются, но будьте внимательны: слишком часто они превращаются в многоразовые.

В одном из российских монастырей уже размышляют о том, как дезинфицировать лжицу после каждого причастника, и говорят, что это можно делать или спиртом, намочив им часть плата, или кипятком, если рядом с причащающим священником стоит алтарник и держит термос с крутым кипятком.

Неожиданно, я бы даже сказал, очень радикально высказался уже упоминавшийся митрополит Ионафан:

«Что же касается образа вкушения Тела и Крови Агнца Божия — под видом Хлеба и Вина — и потребления оставшихся Святых Даров духовенством, то всё пока следует оставить согласно обычаю Православной Церкви.

В случае же опасного, широкого распространения коронавируса в нашем регионе, о чём должны сообщить официальные власти и медицинские работники, по снисхождению к желаниям неких, благословляю причащать таковых так, как в древности причащались в храмах все христиане, — по образу преподания Святых Даров на литургии святого апостола Иакова — раздельно.

То есть иерарх допускает, что причастие может быть без привычной лжицы как таковой.

И уже буквально перед сдачей статьи в редакцию я получил сообщение, что в одном из православных храмов Бельгии начали причащать одноразовыми лжицами.

Еще в нескольких странах власти последовали примеру Италии и на время эпидемии попросили закрыть храмы.

Рекомендации: Эпидемия — это повод усилить молитвы и быть внимательнее к своим ближним. Если есть возможность участвовать в богослужении в том храме, где серьезно отнеслись к эпидемии и предприняли меры безопасности, то уклоняться от посещения храма нет причин. Если же в храме без внимания относятся к проблемам гигиены, то нет ничего страшного в том, что во время эпидемии вы решите не участвовать в литургии. Сегодня в Православной церкви нет правил, регламентирующих частоту/регулярность причащения. Это ваше решение, ваш личный выбор. Никто не заставит вас причаститься и, наоборот, не заставит отказаться от причастия.

О том, что даже в больших храмах еще не осознали всю серьезность ситуации, говорит репортаж о пребывании ковчега с мощами Иоанна Крестителя в Санкт-Петербурге. Сотни людей стоят в очереди к мощам, но далеко не после каждого волонтер протирает стекло, прикрывающее мощи. Но если рядом с мощами есть хотя бы сотрудник, который должен это делать, то рядом, у Казанской иконы Божией Матери поток прикладывающихся к иконе идет, а стекло киота, по мнению авторов репортажа, никто не протирает. Судя по разговорам, не все православные в Санкт-Петербурге верят, что коронавирус существует.

Далеко не все в Православной церкви единообразно или монолитно. Есть целый спектр практик, и некоторые из них приходы могут свободно менять сами (например, прихожане попросили и священник согласился), некоторые — по согласованию с епископом (это касается прежде всего форм причащения мирян). Ситуация вовсе не безвыходная, если только не замыкаться в круге магических представлений о Православии. Общество изменится после эпидемии коронавируса. Изменится и Церковь, но, скорее всего, эти перемены будут более медленными.

1 Преподобный Никодим Святогорец . Пидалион: Правила Православной Церкви с толкованиями. В 4 тт. — Екатеринбург: Изд-во Александро-Невского Ново-Тихвинского монастыря, 2019. — т. 2, с. 240.


Платы, которыми вытирают рот при причащении, предписано использовать только для убережения Святых Таин от возможного падения на пол и для обтирания лжицы. Для вытирания рта будут использовать бумажные салфетки. Верующим рекомендовано воздерживаться от целования Чаши.

По окончании литургии крест будут возлагать прихожанам на голову, а не давать для целования. Священнослужителям также рекомендуется воздерживаться от преподания руки для целования.

Таинство Крещения в условиях эпидемии предписано совершать только индивидуально с последующей дезинфекцией баптистерия. Миропомазание необходимо совершать только одноразовой ватной палочкой.

Также указано регулярно обрабатывать дезинфицирующими растворами иконы, к которым прикладываются прихожане.

Ранее Синод Русской Церкви рекомендовал дезинфицировать киоты икон и запивать причастие из одноразовых стаканчиков.

Ради пастырской заботы о людях, а также в ответ на запрос санитарных властей, при сохранении твердой веры в действие благого промысла Божия и в Божественное всемогущество принимаются перечисленные ниже правила, составленные с учетом канонической и богослужебной Традиции Русской Православной Церкви.

До изменения эпидемиологической ситуации в лучшую сторону и получения соответствующих указаний от епархиального управления о полном или частичном прекращении действия настоящей инструкции на приходах, Патриарших, архиерейских и монастырских подворьях, а также в монастырях Московской епархии необходимо выполнять следующее.

Относительно Причащения Святых Христовых Таин

1. Имея в виду, что принесение Бескровной Жертвы ни в коем случае не может быть отменено, ибо там, где нет Евхаристии, нет церковной жизни, а также что Святые Тело и Кровь Христовы преподаются во здравие как души, так и тела (см., к примеру, молитвы святителя Иоанна Златоуста, 7-ую и 9-ую из последования ко Святому Причащению), с учетом, при этом, исторической практики Православной Церкви в условиях эпидемий[1] — преподавать Святые Христовы Тайны с обтиранием после каждого причастника лжицы пропитанным спиртом платом (с регулярным обновлением пропитки) и окунанием затем ее в воду с последующей утилизацией воды согласно практике, предусмотренной при стирке платов.

3. Для раздачи антидора использовать одноразовые гигиенические перчатки.

4. Платы при причащении мирян использовать только для убережения Святых Таин от возможного падения на пол и для обтирания лжицы, а для утирания уст по отдельности для каждого причастника использовать бумажные салфетки с последующим сожжением. Платы кипятить и стирать с должным благоговением после каждого богослужебного использования.

5. Причастникам воздерживаться от лобзания Чаши.

Относительно совершения таинств Крещения и Миропомазания

6. Строго придерживаться практики смены и освящения воды для каждого отдельного случая. В связи с этим таинство Крещения совершать только индивидуально с промежуточной дезинфекцией (протиранием) купели (баптистерия) дезинфицирующей жидкостью (список рекомендованных жидкостей прилагается).

7. Для миропомазания и помазания елеем использовать ватную палочку (вместо стрючицы) и бумажную салфетку (вместо губки) с последующим сожжением.

Относительно совершения таинства Елеосвящения

Иные указания относительно совершения богослужений, пастырской практики и приходской жизни

9. Вместо преподания креста для лобзания по окончании Божественной литургии и иных служб рекомендуется возлагать крест на головы прихожан.

10. Возвращаясь к уставной практике, подвергшейся изменению в последние годы, помазание на всенощном бдении совершать только в тех случаях, когда совершается лития и освящение елея. В тех же случаях, когда помазание совершается, использовать для каждого прихожанина по отдельности одноразовую стрючицу (к примеру, ватную палочку) с последующей утилизацией. В иных случаях совершать лобзание Евангелия или праздничной иконы (Креста) после полиелея с преподанием благословения священнослужителем и протиркой Евангелия и иконы (Креста) после каждого лобзания с использованием дезинфицирующего раствора.

11. Священнослужителям рекомендуется воздерживаться от преподания руки для целования.

12. Для раздачи просфор, а также освященных хлебов на всенощном бдении использовать одноразовые гигиенические перчатки.

13. Уделять усиленное внимание чистоте утвари и богослужебных сосудов, протирая таковые после каждого богослужебного использования и тщательно омывая кипятком.

14. Приостановить до особого распоряжения работу воскресных школ, а также приходских секций и кружков.

15. Социальным службам приходов, подворий и монастырей по возможности оказывать помощь находящимся в группе риска пожилым прихожанам в доставке на дом продуктов и товаров первой необходимости.

Указания общего характера

16. Настоятелям, игуменам и игумениям предписать сотрудникам приходов, подворий и монастырей неукоснительно соблюдать общие меры гигиены, в том числе касающиеся дезинфекции рук в течение дня (не реже 1 раза в 2 часа).

17. Обеспечить частое проветривание храмов, а также приходских и монастырских помещений общего доступа, установив обязательный график проветривания.

18. Регулярно обрабатывать дезинфицирующими растворами поверхности храмовой мебели общего пользования (в т.ч. места для написания записок, свечные ящики и др.), а также дверных ручек.

19. Регулярно обрабатывать дезинфицирующими растворами иконы, находящиеся в храме, к которым прикладываются прихожане.

20. Священнослужителям, церковнослужителям и сотрудникам приходов, подворий и монастырей ответственно и внимательно относиться к своему самочувствию. При недомогании немедленно сообщать об этом настоятелю (игумену, игумении) и обращаться за медицинской помощью.

21. Настоятелям, игуменам и игумениям организовать обязательный замер температуры перед началом трудового дня (к примеру, при помощи бесконтактного термометра) у священнослужителей, церковнослужителей, а также у сотрудников храмов, взаимодействующих с большим числом прихожан.

[1] — В частности: причащение больных заразными болезнями после других причастников (или даже на отдельно совершаемом богослужении) с обтиранием после каждого причащающегося лжицы тканью и последующим ее сожжением; использование для больных отдельного сосуда и лжицы; омовение таковых в уксусе с выливанием последнего в сухой колодец (см. С.В. Булгаков. Настольная книга для священно-церковно-служителей; Пидалион с толкованиями преподобного Никодима Святогорца — на правило VI.28).

Приложение

Для санитарной обработки рекомендуются следующие препараты:

    • препараты на основе третичных амидов (к примеру Эволайн-4Д);
    • 3% перекись водорода;
    • 70% изопропиловый спирт (к примеру Септолит антисептик);
    • 75% этиловый спирт;
    • хлорсодержащие препараты (для уборки помещений).



Митрополит Иларион: Священноначалие Русской Православной Церкви не рассматривает какие-либо варианты борьбы с коронавирусом, предполагающие закрытие храмов, принудительное уменьшение числа верующих за богослужениями или полный перевод богослужения из режима оффлайн в режим онлайн. И в течение Великого поста, и на Пасху будут проводиться реальные богослужения с участием реальных прихожан.

Это не означает, что в Церкви недооценивают угрозу. Если вирус будет распространяться и число зараженных расти, если будут появляться новые распоряжения властей относительно борьбы с коронавирусом, Церковь будет на них реагировать. Сказанное относится как к Церкви в целом, так и к отдельным епархиям, где будет непременно учитываться эпидемиологическая обстановка.



Православные храмы в Италии, руководствуясь предписаниями правительства, приостановили службы. Митрополит Антоний, патриарший экзарх Западной Европы, дал распоряжение о приостановке служб и в православных храмах Русской церкви в Италии. Речь о конкретной ситуации и определенном сроке?

Митрополит Иларион: Это не решение митрополита, это решение итальянских властей. В Италии церковные организации получили соответствующие предписания государственной власти. В стране обстановка такая, что уже введено ограничение на свободное перемещение людей по городу. Улицы пусты, все сидят в квартирах и не ходят никуда, в том числе и в храмы, которые, впрочем, остаются открыты. Полиция в усиленном режиме патрулирует города, и если видит, что у храма собирается хотя бы небольшая группа людей, то сразу же приезжают полицейские и устраивают разбирательства. В течение какого срока будет действовать такой режим? Пока это неизвестно. Разумеется, как только правительство даст соответствующее разрешение, службы будут возобновлены.

В каких-то еще странах могут быть приостановлены службы в православных храмах, если там выявится серьезная ситуация с коронавирусом? Как священноначалие принимает решение в таких ситуациях? Нужно решение Синода или правящего архиерея?

Митрополит Иларион: Обычно решение принимается правящим архиереем исходя из эпидемиологической обстановки в конкретном регионе, на основе указаний властей и решений органов здравоохранения. Но в некоторых странах архиерей вообще ничего не может решить: решения принимают власти, и духовенству остается только им подчиниться.

Священный Синод Русской православной церкви на своем последнем заседании 11 марта рассмотрел ситуацию в целом и дал ряд общих рекомендаций, но в каждой конкретной стране они могут быть конкретизированы и дополнены.



Насколько мне известно, меры по ограничению присутствия верующих в храмах принимаются сейчас не только в Италии. Во Франции в прошлую субботу вышло обращение премьер-министра, предписывающее отменить все богослужения. Оно же было опубликовано в законодательном бюллетене. Все подчинились: храмы открыты, но служб нет.

В некоторых храмах Японской Церкви, как я слышал, прекращено богослужение. Сообщалось также, что Киевская городская администрация распорядилась "подготовить обращение к главам религиозных учреждений города Киева о прекращении проведения массовых богослужений и предупреждении распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории города Киева и установлении входящего санитарного контроля". Однако, что будет пониматься под массовыми богослужениями? Очевидно, речь может идти о временном ограничении количества участников богослужения, но не о запрете богослужений как таковых.

Какие меры принимаете Вы в подведомственных Вам церковных учреждениях?

Митрополит Иларион: Несколько дней назад я записал видеоролик, в котором, обращаясь к прихожанам, дал десять советов по профилактике коронавируса, включая некоторые рекомендации касательно участия в богослужении и в таинстве причащения. Также я рассказал об этом в проповеди.



В храме на Ордынке, где я являюсь настоятелем, введены одноразовые стаканчики для запивки после причастия, регулярно дезинфицируются спиртом кивоты для икон. В соответствии с инструкцией, полученной сегодня от Патриарха, мы будем принимать и другие санитарно-профилактические меры, включая обработку лжиц для причастия спиртовым раствором, временный отказ от целования креста и чаши, использование одноразовых гигиенических перчаток при раздаче антидора, измерение температуры священнослужителей и сотрудников храма перед каждой службой.

Мною подписано распоряжение по Отделу внешних церковных связей, которым предусматривается целый ряд мер - начиная от временной отмены зарубежных командировок сотрудников и строгого соблюдения 14-дневного карантина сотрудников, вернувшихся из Европы, кончая дезинфекцией рабочих мест и обеспечения сотрудников спиртовыми салфетками.



В Общецерковной аспирантуре и докторантуре, в соответствии с приказами Министра образования и науки, мы перевели всех студентов на дистанционное обучение, а сотрудников - на работу в дистанционном режиме. При этом богослужения в храмах Черниговского подворья совершаются согласно расписанию.

В одном из интервью вы допустили использование одноразовых ложек для причастия в случае распространения эпидемии. Это реальная перспектива?

Митрополит Иларион: Пока вопрос об этом не ставится, но исключить его постановки в будущем - по крайней мере в отдельных регионах - нельзя. С одной стороны, мы верим в то, что через причастие зараза не может передаваться, так как в Святых Дарах присутствует Сам Бог. С другой стороны, материальные предметы, каковыми являются чаша или ложка для причастия - по-славянски она именуется лжицей - не могут быть стопроцентно защищены от попадания инфекции на их поверхность. В продаже имеются деревянные чайные ложки, которые могли бы использоваться в качестве одноразовых и потом сжигаться. Однако такие меры могут вводиться только по благословению правящего архиерея. На сегодня принято решение продолжать использовать обычную лжицу, но отирать ее после каждого причастника специальным платом, который будет пропитан спиртовым раствором, после чего обмакивать в воду, а уста причастника вместо обычного плата вытирать одноразовой салфеткой.



Церковь в своей истории сталкивалась с подобными ситуациями. Вот что можно прочитать в "Настольной книге для священно-церковнослужителя" С.В.Булгакова издания 1900 года: "После причащения больнаго младенца, в предупреждение заразы следующего причастника, следовало бы крепко вытирать покровцем святую лжицу. В случае же появления в приходе заразительной болезни, например, дифтерита, оспы, легко могущей переходить к другим при причащении через лжицу и покровец, следует советовать прихожанам совсем не приносить больных детей в церковь; в крайнем же случае больных заразною болезнию надлежит приобщать после здоровых и вытирать как лжицу, так и уста дитяти особым куском чистой льняной материи, сожигая его после причащения". Автор, следовательно, допускает возможность передачи заразы от одного причастника к другому через лжицу. В книге содержится также указание на необходимость использовать "особую лжицу и особый холщевый плат" для причащения больных - как младенцев, так и "великовозрастных".

Конечно, в 1900 году не существовало одноразовых ложек, но сейчас они существуют. Более того, они уже используются на практике - например, при причащении священников больных с ослабленным после операции иммунитетом, лежащих в специальном инфекционном боксе.

Как верующему православному относиться к такого рода эпидемиям? Как не поддаваться панике, но при этом не быть легкомысленным и безалаберным?



Митрополит Иларион: Паника никогда еще никому не помогала. Верующий человек должен, прежде всего, верить, что его жизнь находится в руках Божиих. Если Бог захочет человека перевести из земного мира в мир горний, у Него для этого есть много способов. Бояться смерти не нужно. Господь говорит: "…Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне" (Мф. 10:28). Мы должны бояться прогневать Бога своими грехами, а того, что способно повредить лишь нашему телу, бояться не следует.

В то же время необходимо ради сохранения своего здоровья и здоровья окружающих соблюдать те меры, о которых сейчас все говорят. Чаще мыть руки с мылом, в том числе после рукопожатий, после возвращения с улицы домой, перед едой, перед совершением богослужений. Не ездить за рубеж, особенно в страны, где эпидемия коронавируса приобрела угрожающие размеры. Принимать другие меры предосторожности, рекомендуемые медицинскими работниками. Лучше перестраховаться, чем недооценить степень угрозы.

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"

РПЦ уступила требованиям властей и ввела строгие меры карантина в храмах


Впервые папа Римский произнес воскресную проповедь не из окна Апостольского дворца, а с мониторов, размещенных на площади Святого Петра.

Стремительно распространяющийся по миру вирус COVID-19 стал своеобразным тестом на реакцию верующих и клерикальных бюрократий. Религиозные сообщества предлагают свои меры профилактики заболевания, которое уже унесло в общей сложности более 7 тыс. жизней. При этом кто-то считает, что безопасность и здоровье людей намного важнее обязательности обрядовой стороны, другие же уверены, что именно в трудностях, опасностях, а порой и неоправданном риске проявляется твердая приверженность догмам.

Евхаристический голод в Ватикане

Примеру итальянцев по принятию срочных профилактических мер последовали и в других европейских странах. Во Франции с начала пандемии был изменен обряд причащения. Католики-миряне в отличие от православных верующих причащаются только Телом Христовым, то есть гостией. Такое решение было принято еще в XVI веке на Тридентском соборе, который проходил в разгар эпидемии чумы. При этом священную облатку обычно духовенство кладет в рот причастникам. Теперь же верующим разрешено брать гостию в руки. Также в церквях страны осушены кропильницы со святой водой. Начиная с 15 марта по предписанию премьер-министра Франции Эдуара Филиппа церкви открыты только для индивидуальных молитв и консультаций. В Англии и Ирландии верующих попросили не целовать и не трогать распятия, не посещать церкви, если есть хоть какой-то намек на недомогание.

В соседней Австрии распоряжением архиепископа Венского кардинала Кристофа Шёнборна начиная с 16 марта церковные службы совершаться будут, но без верующих. Ранее прихожан освободили от обязательного посещения воскресных месс, а на настоятелей была возложена ответственность за то, чтобы на богослужениях было не более 100 человек.

Он также упомянул о возможности для пожилых и больных людей присоединяться к службам на дому посредством телевизора. Молиться перед телевизором советовал верующим 13 марта президент Испанской епископальной конференции архиепископ Барселоны кардинал Хуан Хосе Омельа. Оставаться по возможности дома людям преклонного возраста и детям предложил и лидер Украинской греко-католической церкви архиепископ Святослав (Шевчук).


Непривычно опустевшая площадь
вокруг Каабы. Фото Reuters
Без Благодатного огня

Как минимум до Пасхи (19 апреля) для паломников и туристов закрыли Валаамский монастырь.

В Архиепископии приходов русской традиции, не так давно присоединившейся к РПЦ, с 16 марта закрыты все церкви и часовни, а также отменены торжества. В храмах Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ), расположенных как в США, так и в Западной Европе, пока утверждают, что несмотря на стремительное распространение COVID-19, богослужения будут совершаться в обычном порядке. При этом русские приходы в Вене с 15 марта закрыли доступ прихожан к богослужениям.

В Финской, Румынской и Грузинской церквах первыми в православном мире приняли особые меры: в целях безопасности было разрешено причащаться одноразовыми ложками и не прикладываться к иконам в храмах. О прекращении будничных богослужений 12 марта объявила Албанская православная церковь.

Духовенство православной церкви Словакии также приостановило богослужения в своих храмах до конца марта. Вначале священнослужители отказались выполнять это требование властей, однако, после того как премьер-министр страны Петер Пеллегрини пригрозил жесткими санкциями, клирики вынуждены были пойти на уступки.

В скором будущем православных верующих ждет еще одно испытание. Под угрозой оказалось не только схождение Благодатного огня, но и его принесение из Иерусалима в пределы России. Традиционно святое пламя появляется в храме Гроба Господня накануне православной Пасхи. Существует поверье, что если в церемонии не будет участвовать арабская православная молодежь, то чудо не совершится и наступит конец света. Поскольку власти Израиля ввели запрет на посещение культовых зданий на время пандемии, то и церемония схождения Благодатного огня может попасть под запрет. Однако даже если пламя появится в Кувуклии, то из-за введенного в стране карантина паломники скорее всего не смогут привезти огонь в Россию. А именно с его прибытия в храм Христа Спасителя в Москве традиционно начинается патриаршая пасхальная служба.

5 марта стало известно, что глава Палестинской национальной администрации Махмуд Аббас объявил о 30-дневном карантине и закрытии всех церквей и мечетей на территории Палестины. Среди них одна из главных христианских святынь – базилика Рождества Христова в Вифлееме.

Первым подтвержденным больным в королевстве стал пациент, прибывший из Ирана, где численность заболевших перевалила за 16 тыс., а летальных исходов больше 900. 1 марта в этой стране был введен карантин и объявлен запрет на посещение мечетей верующими. Правда, духовенство Исламской Республики решило не подчиняться приказам властей и пока не закрыло священные места и объекты поклонения. При этом верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи все же отменил намеченное на 20 марта в городе Мешхед выступление по случаю персидского Нового года – Навруза. Он также постановил считать шахидами врачей и пациентов, умерших от коронавируса. Ситуация осложнилась тем, что 13 марта у ближайшего советника аятоллы Али Акбара Велаята было диагностировано заболевание, а 16 марта стало известно о смерти от коронавируса члена Совета экспертов Ирана аятоллы Хашима Батайи.

Отменили все публичные выступления своих духовных лидеров и мусульмане Ирака. 6 марта представители аятоллы Али ас-Систани впервые с 2003 года не зачитали его речь на пятничных намазах в священном городе Кербела. Власти города также запретили въезд лицам, не проживающим на постоянной основе.


В РПЦ заявляли, что верующие сами должны
решить, стоит ли им прикладываться
к частице мощей Иоанна Крестителя во время
пандемии. Фото со страницы
Санкт-Петербургской епархии в Flickr
В качестве предупредительной меры были закрыты Аль-Акса и Купол Скалы на Храмовой горе в Иерусалиме.

Совет улемов Исламского центра Таджикистана призвал верующих воздержаться от участия в коллективных молитвах. Молельные дома здесь закрыты для массовых намазов с 4 марта и на неопределенный срок. Власти Киргизии провели дезинфекцию всех мечетей. Духовное управление мусульман Казахстана приняло решение с 20 марта временно отменить проповеди в мечетях перед пятничной молитвой, а прихожанам рекомендовало посещать молельные дома в медицинских масках.

Карантин без праведников

Жертвоприношения и онлайн-амулеты

Представители некоторых религий предложили оригинальные способы борьбы с вирусом. Например, в социальных сетях Ирана начался было флешмоб, когда женщины и мужчины на камеру облизывают врата мечетей. Власти страны задержали несколько человек. Сейчас они находятся под следствием.

В целях предупреждения распространения коронавируса в главной мечети Имама Сарахси в Бишкеке (Кыргызстан) был проведен обряд жертвоприношения тулоо, в ходе которого были зарезаны два теленка. Подобную процедуру планируется провести и в других мечетях страны.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции