Золотистый стафилококк прогресс или регресс

Статья посвящена актуальным и важнейшим проблемам социального прогресса. Отмечается, что общество имеет свою имманентную логику развития по восходящей линии.

Ключевые слова: прогресс, логика истории, регресс, глобализация, критерий прогресса, возможность прогресса.

The article is devoted to urgent and important issues of social progress. It is noted that society has its own immanent logic of the upward development.

Keywords: progress, the logic of history, regression, globalization, the criterion of progress, the possibility of progress.

P. Нисбет: идея прогресса

Формирование и становление идеи прогресса Р. Нисбет начинает с античной эпохи. При этом основное внимание он обращает на духовный прогресс (рост знаний, развитие науки и культуры и т. д.), что вполне понятно, так как домарксистские исследователи теории прогресса в силу объективных причин игнорировали экономический фактор, детерминирующую роль которого в общественном развитии доказал К. Маркс.

Труд Нисбета состоит из девяти глав. Мы очень коротко остановимся на каждой из них, так как широкому кругу читателей философской литературы он малоизвестен.

Третья глава посвящена средневековым мыслителям. Многие исследователи эпохи Средневековья считают, что это была эпоха упадка духовной культуры в широком смысле слова. Так, например, французский философ XVIII в. Ж. А. Кондорсе утверждал, что эпоха Средневековья есть эпоха упадка. Человеческий разум, поднявшись на вершину прогресса, стал быстро с нее спускаться. Всюду царили невежество и дикость, господствовали суеверные обманы. Победа варваров над римлянами, господство христианской религии привели к тому, что философия, искусство, науки перестали развиваться и творчески совершенствоваться. В отличие от Кондорсе и его сторонников Р. Нисбет считает, что в Средние века большое значение придавали развитию культуры, философскому осмыслению истории и т. д. Иоанн Дунс Скот, например, утверждал, что в истории наблюдаются три великие эпохи: первая – эпоха Закона (Ветхий Завет), вторая – эпоха духа (Новый Завет) и третья – это эпоха истины.

В четвертой главе рассматривается эпоха Возрождения. Здесь излагаются воззрения Н. Макиавелли, Эразма Роттердамского, Т. Мора, Ф. Бэкона и Р. Декарта. Р. Нисбет утверждает, что для Макиавелли исторический процесс совершает взлеты и падения. Выражаясь современным языком, можно сказать, что Макиавелли был сторонником теории исторического круговорота. Он полагал, что мир не изменяется, он всегда одинаков.

Фрэнсис Бэкон, продолжает Р. Нисбет, не отвергал теорию социального прогресса, но крайне негативно относился к эпохе Средневековья. Что касается Декарта, то он, по мысли Нисбета, не придавал никакого значения проблемам социального прогресса.

Автор книги выделяет два аспекта прогресса рассматриваемого периода: прогресс как свобода и прогресс как власть, чему посвящена шестая глава. С его точки зрения, прогресс и свободу рассматривали вместе Тюрго, Кондорсе, Кант и др. Прежде всего он анализирует воззрения Тюрго, заслуга которого, по его мнению, заключается в том, что в XVIII в. только он неразрывно рассматривал прогресс и свободу.

Критики социального прогресса

К. Маркс впервые научно раскрыл сущность общественного прогресса. Он подчеркивал, что понятие прогресса нельзя брать в обычной абстракции, что всегда требуется конкретно анализировать прогрессивное движение общества, а не строить спекулятивные конструкции. Маркс показал, что всякий прогресс следует рассматривать через производительные силы, образующие основу всей истории людей. Именно рост и совершенствование производительных сил показывает восходящее развитие человеческого общества. Переход от одной общественно-экономической формации к другой, более высокой, есть не что иное, как качественный, то есть прогрессивный, скачок в развитии человечества. Вместе с тем Маркс категорически выступал против линейного представления прогресса общества. Он подчеркивал, что человечество развивается неравномерно и это развитие носит не монолинейный, а полилинейный характер.

Общественный прогресс – это переход от менее совершенных форм организации человеческой деятельности к более совершенным, поступательное развитие всей мировой истории. Нельзя сводить прогресс только к количественным изменениям. Конечно, они подразумеваются, но для социального прогресса главной характеристикой являются качественные изменения. Переход от старого к новому подготавливается всем ходом предшествующей истории. Предпосылки возникновения нового уже находятся в недрах старого, и когда рамки старого становятся узкими для нового, происходит скачок в развитии общества. Он может носить как эволюционный, так и революционный характер. Вообще надо сказать, что революции – исключение, тогда как эволюционный путь прогресса является естественной формой восходящего развития общества.

Человечество непрерывно совершенствуется и идет по пути социального прогресса. Это универсальный закон общества. Но отсюда вовсе не следует, что в его развитии не бывает регресса, никаких, так сказать, попятных движений, что все страны и регионы нашей планеты развиваются равномерно, одними и теми же темпами и, если можно так выразиться, спокойно плывут по течению истории. Но история – сложный и противоречивый процесс. Она есть продукт деятельности миллионов людей, в ней происходит борьба между новым и старым и бывают периоды, когда новое терпит поражение, в результате чего общественное развитие совершает гигантские скачки назад. Иначе говоря, прогресс и регресс сосуществуют, вернее, соседствуют. Кроме того, следует иметь в виду и то, что социальный прогресс имеет не прямолинейный, а плюралистический характер, то есть прогрессивное развитие общества протекает не однообразно, а разнообразно. В разных странах и регионах в зависимости от конкретных социально-экономических условий по-разному осуществляется прогресс. Одни народы оказываются на вершине социальной пирамиды, а другие – у ее подножия. Нельзя забывать и о том, что история драматична, а иногда даже трагична, и часто прогресс осуществляется ценой жизни сотен тысяч людей. Египетские пирамиды, например, свидетельствуют о громадных успехах египетской цивилизации, но при их строительстве погибли тысячи людей. Можно, конечно, протестовать против такого прогресса, но тогда нужно протестовать против истории вообще или же остановить ее на уровне первобытного состояния, что в конечном итоге приведет к ее естественной смерти.

Исследование общественного прогресса требует рассмотрения его структуры, ибо структурный анализ обогащает наши представления о прогрессивном развитии человечества. Нам представляется, что в структуре социального прогресса можно выделить два элемента: объективный и субъективный.

Объективный элемент – это объективные условия жизни общества, куда входят материальные отношения людей, производительные силы, производственные отношения – словом, все те явления общественной жизни, которые не зависят от воли людей. Развитие исторического процесса носит объективный и неизбежный характер, никто не в силах остановить движение общества по восходящей линии.

Но общественный прогресс немыслим без субъективного элемента, то есть без деятельности людей, творящих свою собственную историю и преследующих сознательно поставленные цели. От активности людей, от их целенаправленности и желания изменять существующие порядки в лучшую сторону, создавать необходимые условия для проявления сущностных сил человека во многом зависит социальный прогресс. Хотя субъективный фактор детерминируется объективными условиями, тем не менее он, как и все социальные явления, обладает относительной самостоятельностью, выражающейся в наличии внутренней логики развития и существенном влиянии на объективный элемент социального прогресса.

Актуальной проблемой теории социального прогресса является выяснение его критерия. Критерий должен носить объективный, а не оценочный характер. Если подходить к критерию общественного прогресса с точки зрения аксиологии (многие так и поступают), то, в сущности, нельзя будет найти такой критерий, ибо то, что для одного прогрессивно, для другого может оказаться регрессивным, то, что для одного хорошо, для другого – плохо. А объективность критерия можно раскрыть на базе объективных показателей, то есть таких показателей, которые рисуют объективную картину общества. Главным объективным критерием социального прогресса является рост производительных сил. Открытие этого критерия принадлежит К. Марксу. С его точки зрения, развитие производительных сил со временем приводит к изменению производственных отношений и тем самым к переходу на более высокую ступень общественного развития.

Р. Арон проблему общественного прогресса рассматривает с чисто количественной точки зрения. В этом смысле он не отрицает подъема экономики, повышения темпов ее развития, изменений самой структуры экономики, но категорически отвергает какой-либо прогресс в области производственных отношений и политической структуры.

Рассматривая вопросы равенства в современном мире, Р. Арон отмечает, что идеал равенства, который пропагандировали социальные теории в прошлом, на самом деле оказался ложным и утопическим. Современный мир демонстрирует рост классового неравенства, усиление социальной поляризации людей. Не утихают расовые и национальные конфликты, причем последние имеют место не только в отсталых, но и в развитых государствах.

В настоящее время в связи с глобализационными процессами кризис капитализма еще более обострился. Глобализация началась после развала СССР в 1991 г. До этого социальный мир делился на три сектора: мир социализма, мир капитализма и мир развивающихся стран. Все государства сотрудничали между собой, но защищали в первую очередь свои национальные интересы во всех сферах общественной жизни. В экономической сфере каждое государство развивало свою экономику, в политической – на первом месте были защита территориальной целостности и сохранение национального суверенитета. В духовной сфере большое внимание уделялось развитию национальной культуры.

Возникло два полюса. Во главе одного из них находился Советский Союз, во главе другого – Соединенные Штаты Америки. Интересы этих двух полюсов, естественно, не совпадали, но у них была общая цель – недопущение третьей мировой войны.

Глобализация породила общество потребления, которое отвергает все прежние ценности, игнорирует историческое прошлое и совершенно не интересуется своим будущим. Глобализация – это путь в никуда.

Это действительно так. Строго говоря, холодная война никогда не заканчивалась, и она будет обостряться до тех пор, пока не будут разрешены экономические, культурные и геополитические противоречия современного мира.

Р. Коллинз возлагает все надежды на средний класс. Он огорчен тем, что многие представители этого класса разоряются.

По мнению К. Калхуна, капитализм сможет сохраниться в реформированном виде.

М. Манн не видит возможной замены капитализму, но выступает за социал-демократические решения проблем капиталистической глобализации.

Таким образом, все авторы озабочены будущим капитализма, но выходов не видят.

Раз люди сами творят свою историю, то они могут ее корректировать в ходе этого творения. И это происходит ежедневно, если не ежеминутно. В целях улучшения своей жизни люди совершают революции, проводят экономические, политические, культурные и иные реформы. Исторический процесс объективен, но не фатален. Поэтому вполне возможна деглобализация. Для этого требуется лишь политическая воля правящих классов Запада. Необходимо защищать не свои эгоистические интересы, а интересы всего человечества. Это означает возврат к естественной, то есть объективной, логике развития общества.

С момента возникновения человека происходит его социализация в обществе, тип которого определяется способом производства материальной жизни. Социализация человека в буржуазном обществе продолжается вот уже без малого пятьсот лет. За это время человечество совершило гигантский скачок вперед. Но буржуазный способ производства исчерпал свои возможности социализации человека. Пришло время другого способа производства – социалистического. Либо социалистическая социализация, либо десоциализация человека, то есть возврат к своим предкам. Между прочим, это вполне возможно, когда уже многие признаки десоциализации налицо: абсолютный индивидуализм, усиление иррационализма, деинтеллектуализация и примитивизация общества, проповедь гомосексуализма, ничем не оправданный эгоизм, роскошь небольшой кучки людей и нищета миллиардов.

Но я оптимист и глубоко уверен в том, что человечество преодолеет современную кризисную ситуацию и будет развиваться по восходящей линии, как это было до настоящего времени.

[1] Нисбет Р. Прогресс: история идеи. М., 2007. С. 35.

[2] Нисбет Р. Указ. соч. С. 97.

[3] Нисбет Р. Указ. соч. С. 197.

[5] Нисбет Р. Указ соч. С. 400.

[6] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 34.

[7] Веблен Т. Теория праздного класса. М., 2011.

[8] Нисбет Р. Указ. соч. С. 454.

[10] Карсавин Л. П. Философия истории. СПб., 1993. С. 19.

[11] Bell D. L’Afrique au-dela de l’an 2000 // Commentaire No. 69. Printemps 1995. P. 5.

[12] Aron R. Dix-huit leçons sur la societe industrielle. Paris, 1962. P. 77.

[13] Aron R. Dix-huit leçons sur la societe industrielle. Р. 101.

[14] Aron R. Les désullisions du progrès. Essai sur la dialectique de la modemité. Paris, 1969. P. 191.

[16] Хомский Н. Прибыль на людях. М., 2002. С. 19.

[17] Бауман З. Индивидуализированное общество. М., 2002. С. 43.

[18] Мартин Г.-П., Шуман X. Западня глобализации. Атака на процветание и демократию. М., 2001. С. 46.

[19] Валлерстайн И., Коллинз Р., Манн М., Дерлугьян Г., Калхун К. Есть ли будущее у капитализма? М., 2015. С. 7.

[21] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. T. 8. М., 1957. С. 119.

[22] Carr Е. Н. Qu’est-ce que l’histoire? Paris, 1988. P. 198.

Всего лишь за 50 лет массовой терапии людей антибиотиками по поводу и без, начиная с самого раннего детского возраста, данные микробы умудрились мутировать столь скоро и разнообразно, что на сегодняшний день стали настоящим бичом родильных домов и педиатрических стационаров.

Золотистый стафилококк, норма которого в организме равна нулю — микроб агрессивный и проявляет себя почти сразу от момента заражения. Если инфицирование произошло в условиях роддома, то уже к 3- 5 суткам от момента рождения ребенок станет мучиться животом. Так как у ребенка на грудном вскармливании стул и в норме может быть достаточно частым (после каждого кормления), то на мысль о стафилококковой инфекции может натолкнуть:

  • сопутствующая кожная сыпь у ребенка
  • длительно мокнущий пупок
  • частые срыгивания фонтаном
  • появление крови в кале
  • слизи в кале
  • желтый, пенистый, обильный и частый стул.

У детей старше месяца при заражении стафилококком клиника может протекать по типу токсикоинфекции или по типу гастроэнтероколита.

Золотистый стафилококк живет везде. Он прекрасно переносит:

  • замораживание,
  • высушивание,
  • выпаривание,
  • облучение ультрафиолетом,
  • большинство антисептиков, включая любимые всеми хлорсодержащие “Доместосы” и прочие ядохимикаты, реклама которых обещает стопроцентное уничтожение коварных бактерий, но на деле не продвигается дальше повышения аллергизации детей и взрослых.

Так, если для детей первых трех лет жизни более характерны стафилококковые поражения желудочно-кишечного тракта и кожи, то у более старших детей бактерии переселяются в нос, околоносовые пазухи и миндалины, обеспечивая своего хозяина на ближайшие годы бесперебойными синуситами, гнойными соплями и ангинами, постепенно переходящими в хронический тонзиллит.

  1. борьбе с инфекцией,
  2. коррекции нарушений водно-электролитного баланса,
  3. организации лечебного питания.

Как защитить малыша?

Первичную профилактику заражения золотистым стафилококком в месте проживания ребенка стоит направить по пути:

  • своевременного проветривания помещений
  • избавления их от пыли
  • и периодического мытья моющихся поверхностей обычным раствором хозяйственного мыла.

Предметы для детского питания — бутылочки и соски должны мыться и кипятиться.

Так как, к большому сожалению, высокий процент взрослых имеет хронические стафилококковые инфекции ротоглотки, носа, пазух и зубов, то на первый месяц контакты ребенка с посторонними взрослыми разумно исключить. По тем же соображениям нельзя позволять дедушкам и бабушкам, а также многочисленным родственникам и знакомым целовать ребенка до полугода-года куда-либо, кроме пяточек и ножек.

Что касается маниакальной привычки некоторых мам водить ребенка до года:

В наше время мамочкам следует тщательно взвешивать риск и пользу от подобных мероприятий.

Наши врачи

Коваленко Юлия Николаевна








Профессиональный профиль

Отзывы

Нечаева Светлана Александровна








Видео

Профессиональный профиль

В настоящее время осуществляет медицинскую деятельность по направлениям: аллергология и иммунология, гастроэнтерология, кардиология и детская кардиология, скорая медицинская помощь, инфекционные заболевания, неврология, клиническая лабораторная диагностика, клиническая фармакология, педиатрия, неонатология, семейная медицина, функциональная диагностика, физиотерапия, отоларингология, фтизиатрия и пульмонология. Поэтому обратиться к ней за медицинской помощью можно не только в случаях ротовирусной инфекции или заболеваниях желудочно-кишечного тракта, но и в тяжелых случаях укуса энцефалитного клеща или боррелиоза.

Каждые 5 лет повышает свою квалификацию. Так, Светланой Александровной были изучены: физиология и патология периода новорожденности, гастроэнтерология, профилактические методики для детей дошкольного и школьного возраста и т.д.

Помимо этого она читает много профессиональной литературы, активно участвует в выездных и онлайн-конференциях по медицинской тематике, вебинарах и семинарах. На своих приемах Светлана Александровна находит контакт не только с малышами, но и их родителями. Для детей она как психолог, знает в какой момент стоит увлечь, отвлечь или развеселить, а для мам и пап – настоящий психотерапевт, знает, как поддержать, успокоить и выяснить ключевые детали возникновения и развития болезни.

Отзывы

Патокина Нафиса Ахатовна








Профессиональный профиль

Сейчас Нафиса Ахатовна имеет высшую квалификационную категорию по эндокринологии и квалификацию семейного врача, а также является создателем ряда научных работ. Помимо повышения квалификации раз в пять лет, ежегодно является активным участником онлайн-конференций и вебинаров. Оказывает услуги по направлениям: диабетология, диетология, организация здравоохранения, тиреоидология, эндокринология.

Для Нафисы Ахатовны семейный врач – это врач, который не только хорошо разбирается в заболеваниях разной направленности, но и может связать их с ведением быта той или иной семьи. Ведь мало кто знает, что многие болезни являются ассоциируемыми с поведением человека на работе, дома и отдыхе. Например, по данным скринингового исследования, в котором принимала участие Нафиса Ахатовна, выяснилось, что многие пациенты, которые имеют сахарный диабет 2-го типа, работают на мясокомбинате, кондитерской фабрике, т.к. имеют доступ к продуктам, вызывающим сахарный диабет. Но одного доступа недостаточно, эти продукты все чаще появляются и в домашней пище, что приводит к риску заболевания другими членами семьи.

Благодаря большому опыту, Нафиса Ахатовна может уже по походке, внешнему состоянию и настроению определить возможные заболевания пациента. За прием, который в среднем длиться 40 – 60 минут, врач собирает полный анамнез и проводит детальный осмотр, что позволяет назначить только необходимые методы обследования. После пациент получает список препаратов и рекомендаций или направление в дневной стационар, где под руководством медицинского персонала будет проходить наблюдение за прогрессом или регрессом болезни. Это позволит в нужный момент скорректировать лечение.

Рекомендации врача: не пропускайте диспансеризацию, она позволяет на ранних этапах выявить сложные заболевания. Занимайтесь профилактикой: принимайте витамины, правильно питайтесь, высыпайтесь и ведите здоровый образ жизни. Будьте позитивными.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции