Специальная общеобразовательная школа-интернат для детей с последствиями полиомиелит

Визитная карточка

Историческая справка

Год создания образовательного учреждения - 15 сентября 1965 г.

В 1983 г. открытие нового здания школы-интерната для детей с последствиями полиомиелита и ДЦП на ст. Сад-город.

2. Этапы реорганизации, реформирования образовательного учреждения.

В настоящее время в 15 классах и дошкольной группе школы-интерната обучаются 125 детей (дошкольников 15 человек, 110 учащихся). По лицензии наполняемость учреждения составляет 150 учащихся и воспитанников. В школе постоянно проживают и находятся на полном государственном обеспечении 25 детей в возрасте от 5 до 18 лет (группа детей детского дома). Всего в школе-интернате работают 96 сотрудников. Учебно-воспитательный процесс осуществляют 47 учителя и воспитателя.

Главной целью деятельности учреждения является обучение и воспитание детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, восстановление, формирование и развитие двигательных функций, коррекция недостатков психического и речевого развития детей, их социально-трудовая адаптация и интеграция в общество на основе специально организованного двигательного режима и предметно-практической деятельности.

Для достижения указанных целей школа-интернат осуществляет следующие виды деятельности:

  • образовательную деятельность по реализации программ дошкольного образования, начального общего, основного общего образования, адаптированных основных общеобразовательных программ для детей с умственной отсталостью. ФГОС для детей с ОВЗ (Варианты 6.2, 6.3, 6.4.)
  • медицинскую помощь по охране здоровья воспитанников и укрепления их психофизического состояния, проведение реабилитационного лечения нарушения опорно-двигательного аппарата с использованием специального оборудования, проведение профилактических мероприятий, осуществление медицинского контроля за соблюдением санитарно-гигиенического режима, пропаганду санитарно-просветительских знаний.

Организация образовательного процесса:

Школа-интернат осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ двух ступеней образования:

  • I ступень – начальное общее образование (нормативный срок усвоения – 5 лет),
  • II ступень – основное общее образование (нормативный срок усвоения – 6 лет);

Программой дошкольного образования (2 года);

Адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с умственной отсталостью (нормативный срок усвоения – 10 лет).

Выпускники школы владеют хорошими базовыми знаниями за курс основной школы, многие из них продолжают успешно обучаться в учреждениях среднего профессионального образования.

В здании общей площадью 7.141 кв.м. выделены блоки: медицинский, спальный, дошкольных групп (2) и учебных кабинетов.

Дошкольная подготовка осуществляется в дошкольной группе. Главной целью воспитательного и образовательного процесса является максимальное развитие ребенка в соответствии с его возможностями, подготовка к школьному обучению.

Для проведения лечебно-восстановительной работы, охраны и укрепления здоровья воспитанников в штатном расписании предусмотрены специалисты: невролог, стоматолог, врач-педиатр, инструктор ЛФК. В комплексное восстановительное лечение включаются такие процедуры как парафинолечение, физиопроцедуры, занятия лечебной физкультурой, медикаментозное лечение, протезно-ортопедическая помощь.

Для проведения культурного досуга и нравственного развития воспитанников, используется библиотека с читальным залом, игровая комната, актовый и дискотечный залы, тренажёрный зал.

Спортивно-оздоровительные мероприятия организуются в 2-х спортивном залах, в кабинете лечебной физкультуры, в спортивно-коррекционном зале дошкольных групп.

Воспитанники школы-интерната принимают активное участие в спортивных мероприятиях краевого и городского уровня по настольному теннису, дартсу, боча, легкой атлетике и волейболу среди людей с ограниченными возможностями здоровья.

, ==О нас!==
, ++История нашей школы++
----------------------------------------------------------------------------------
Имевшие место в 50-е годы вспышки заболевания полиомиелитом в БССР оставили после себя значительное количество больных, преимущественно детского возраста, нуждающихся в проведении реабилитации, которая могла быть всесторонней только в условиях специализированного учреждения.
Практическое решение проблемы реабилитации детей школьного возраста с последствиями полиомиелита нашло свое выражение в организации специализированных школ-интернатов.
В пригородной зоне города Осиповичи Могилевской области в сентябре 1964 года была открыта специализированная школа-интернат для детей, перенесших полиомиелит. Школа была построена в сосновом лесу по типовому проекту учреждения лечебно-школьного типа на 175 детей.
----------------------------------------------------------------------------------
На должность директора школы назначили ДАВИДОВИЧА Алексея Степановича.
Под руководством ДАВИДОВИЧА А.С. заканчивалось строительство школы и жилого дома № 1, закупалось оборудование для школы.
В августе 1964 года приступают к работе педагоги, медицинский и обслуживающий персонал. Прием на работу педагогов велся Могилевским промышленным областным отделом народного образования. Принимали на работу учителей и воспитателей только с высшим образованием.
С первых дней организации школы-интерната реабилитация больных проводилась под постоянным организационно-методическим руководством Научно-исследовательского института травматологии и ортопедии Министерства здравоохранения БССР. Отбор детей в специализированную школу-интернат проводила медико-педагогическая комиссия, которая работала 2 раза в год (май, август) в школе-интернате, которую возглавляла директор научно-исследовательского института травматологии и ортопедии МИНИНА Роза Михайловна. Под руководством Розы Михайловны обучали медицинских сестер и педагогов обращению с больными детьми в условиях спецшколы-интерната. Дети находились на полном государственном обеспечении. Через полгода принимают на работу квалифицированного врача - терапевта-педиатра ГОРДИНУ Веру Ильиничну.

Имевшие место в 50-е годы вспышки заболевания полиомиелитом в БССР оставили после себя значительное количество больных, преимущественно детского возраста, нуждающихся в проведении реабилитации, которая могла быть всесторонней только в условиях специализированного учреждения.
Практическое решение проблемы реабилитации детей школьного возраста с последствиями полиомиелита нашло свое выражение в организации специализированных школ-интернатов.
В пригородной зоне города Осиповичи Могилевской области в сентябре 1964 года была открыта специализированная школа-интернат для детей, перенесших полиомиелит. Школа была построена в сосновом лесу по типовому проекту учреждения лечебно-школьного типа на 175 детей.

В 1965 году присылают на работу молодых врачей КОЗЛОВСКОГО Сергея Петровича и КОЗЛОВСКУЮ Ларису Ефимовну.
Общеобразовательная подготовка первоначально велась по 8-летней школьной программе с 9-летним сроком обучения. Одновременное сочетание учебы с методами длительного консервативного и оперативного лечения обуславливало удлинение срока пребывания больных детей в школе-интернате.
Для медицинской реабилитации в школе были развернуты следующие функциональные кабинеты: гидротерапии, в котором размещены были 5 специальных ванн-бассейнов (типа Хобарта), зал групповых занятий по лечебной гимнастике, кабинет электросветотеплолечения, 2 кабинета индивидуальной лечебной гимнастики, 2 комнаты для проведения массажа, гипсово-ортопедический кабинет, процедурный кабинет, аптека, кабинеты для врачей, слесарно-ортопедическая мастерская, клинико-биохимическая и электрофизиологическая лаборатории.
В 1966 году состоялся первый выпуск 9-го класса Осиповичской спецшколы-интерната.
В 1969 году ДАВИДОВИЧА А.С. переводят на работу в г. Могилев, а директором школы назначают 15.08.1969 ШОРА Леонида Натановича.

С 12.03.2007 по 30.12.2011 года директором школы являлась ОВЧИННИКОВА Наталья Михайловна.
ОВЧИННИКОВА Наталья Михайловна родилась 18 февраля 1959 года в д. Брицаловичи Осиповичского района, Могилёвской области, в семье рабочих. Образование высшее, окончила Могилёвский государственный педагогический институт имени А.А.Кулешова в 1981 году, физико-математический факультет. За добросовестный труд, за успехи в образовательном процессе Наталья Михайловна неоднократно была награждена Почетными грамотами управления образования Могилевского облисполкома, Осиповичского районного исполнительного комитета, Осиповичского районного отдела образования.
С апреля 2012 года директором школы является ГОРМАШ Лариса Адамовна.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
, ++Современная школа++

Деятельность учреждения ориентирована на создание оптимальных медико-социальных и психолого-педагогических, материальных и кадровых ресурсов, соответствующих условий для реабилитации и коррекции, на разностороннее развитие личности ребенка - инвалида, привитие навыков здорового образа жизни, обеспечение социальной адаптации в соответствии индивидуальным возможностям каждого ребенка, подготовка к получению профессионального образования.
В школе-интернате созданы условия для воспитания, обучения и развития детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата и возможности сочетания образовательного и лечебного процессов, создана система обучения, обеспечивающая развитие каждого обучающегося в соответствии с его возможностями, способностями, создана безбарьерная среда.
Педагогическая деятельность коллектива школы строится в соответствии с нормативно-правовыми документами по вопросам общего среднего и специального образования, государственными программами, нормативно-правовыми актами.
В 2013/2014 учебном году в учреждении 15 классов-комплектов и 2 дошкольные группы, в которых обучаются 76 детей.
Усилия педагогических работников направлены на улучшение качества образования, усвоение учащимися обязательного минимума общеобразовательных программ наряду с программой лечения каждого воспитанника.
Одним из приоритетных направлений в образовательной и воспитательной деятельности учреждения является коррекционная работа, направленная на активизацию двигательной и социальной мобильности, развитие познавательной деятельности, потребностно-мотивационной и эмоционально-волевой сфер, формирование общих интеллектуальных умений, навыков социального взаимодействия. Организована работа психолого-медико-педагогического консилиума, деятельность которого заключается в организации индивидуального сопровождения обучающихся, с учетом их зоны ближайшего развития, в разрешении проблемы адаптации к ситуации школьного обучения учащихся 1 класса, предметного обучения – 6 класса, проблемы профессиональной ориентации выпускников.

Учреждение обладает достаточным кадровым потенциалом для обеспечения качества образовательного процесса.
В 2013/2014 учебном году педагогический процесс осуществляет 44 педагогов.
Высшее образование имеют (89%) педагогов, 75% педагогов имеют высшую и первую квалификационные категории, дефектологическое образование - 15% педагогов.
Отделение восстановительного лечения насчитывает 15 медицинских работников:
- квалифицированные медицинские работники - врач-педиатр, врач-ортопед, врач-невролог;
- средний медицинский персонал – методисты лечебной физкультуры, медсестра физиотерапии, процедурные медсестры, медсестра по массажу, постовые медицинские сёстры круглосуточного пребывания, медицинская сестра бассейна.

В учреждении созданы необходимые условия для осуществления образовательного процесса:
¨ учреждение работает в одну смену в режиме пятидневной учебной недели. Продолжительность урока 45 минут, во второй половине дня проводятся медицинские процедуры, коррекционные занятия, консультации, работа кружков и спортивных секций, другая внеклассная деятельность.
¨ адаптивное развивающее образовательное пространство для детей, обеспечивает им компенсацию имеющихся нарушений, личностное развитие и социальную адаптацию;
¨ индивидуальное образовательное пространство учреждения построено с учетом здоровьесберегающих технологий и учетом особенностей основного заболевания ребенка и рекомендаций медицинских работников;
¨ выстроена система дополнительного образования, которая во многом решает и воспитательные задачи;
¨ согласованность действий специалистов различного профиля: врачей, педагогов, учителей-дефектологов, воспитателей и др. Каждый специалист не только выполняет свою работу, но и поддерживает тесную связь с коллегами, включает в свои задания материал, рекомендуемый другими специалистами для закрепления результатов их работы.
¨ функционирует социально-педагогическая и психологическая служба, психолого-медико-педагогический консилиум.
¨ созданы максимально благоприятные условия для проживания, обучения, реабилитации, умственного, нравственного, физического, эстетического развития личности ребенка.

В учреждении созданы условия, обеспечивающие безопасность участников образовательного процесса:
¨ соблюдается строгий пропускной режим;
¨ функционирует автоматическая пожарная сигнализация (АПС);
¨ в целях обеспечения безопасности обучающихся и работников учреждения заключен договор с Департаментом охраны МВД на охрану учреждения.
¨ двери эвакуационных выходов оборудованы специальными замками.
¨ Здание основного корпуса оборудовано кнопкой тревожной сигнализации.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
++ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ ШКОЛЫ НА 2013/2014 УЧЕБНЫЙ ГОД++

Повышение доступности качественного образования через гуманизацию и демократизацию образовательного процесса, ориентированного на развитие личности ребёнка и ключевых образовательных компетенций; способности к самостоятельному решению проблем в различных сферах деятельности.

1. Совершенствовать профессиональное мастерство педагогов на основе использования новых форм, методов, образовательных технологий, участия в экспериментальной, исследовательской работе.
2. Повышать качество и доступность обр

История школы

Учебный корпус школы-интерната в селе Вознесенье

Становление ортопедо-травматологической помощи детям и ее совершенствование в Архангельской области проходило с конца 50-х годов прошлого столетия. Организация специализированной лечебной помощи в нашем крае имела свои особенности, связанные с экономико-географическим положением региона (малая плотность населения, неразвитая транспортная сеть, недостаточное количество детских ортопедов-травматологов). С начала 60-х годов в Архангельской области стали последовательно решаться вопросы организации детской ортопедо-травматологической службы благодаря инициативе и непосредственному участию Р.А. Клепиковой. Ей поручили курировать в областной больнице вопросы патологии опорно-двигательного аппарата у детей. Проблема оказания ортопедической помощи детям обострилась в начале 60-х годов, когда прошли эпидемические вспышки полиомиелита, оставлявшие у детей последствия в виде отставания в развитии конечностей, образования деформаций стоп и формирования паралитических сколиозов. Поражались преимущественно дети дошкольного возраста. Тогда и встала перед органами здравоохранения и просвещения проблема организации лечения, воспитания и обучения наиболее тяжелых и плохо передвигавшихся детей. В Архангельской области ее решение было начато открытием в 1957 году в с. Вознесенье Приморского района детского санатория, названного "Вознесенье", а в 1959 году - школы-интерната для детей с последствиями полиомиелита. Главным врачом санатория стал П.С. Либеров, а директором школы-интерната - А.А. Ческова.

В Советском Союзе к этому времени работали Московская и Ленинградская школы-интернаты подобного типа. Архангельская открылась третьей, а из периферийных - первой в стране.

К 1 января 1960 года школа была готова к приему первых воспитанников. На первом этаже располагались: столовая, лечебные кабинеты (процедурный и физиотерапии), четыре спальни, прачечная и ванная. На втором - четыре класса начальной школы, кабинет директора, учительская и бухгалтерия. 10 января 1960 года - к началу учебного процесса - количество учащихся в школе составляло 49 человек с 1 по 4 класс. Первые учащиеся прибыли из Архангельска, Северодвинска, Онеги, Котласа и отдаленных районов Архангельской области.

Учебная программа была рассчитана (при семилетней школе) на 8 лет обучения; позднее, с переходом на восьмилетнее общее образование, - на девять лет. Ребята старались учиться, но не сразу все у всех получалось. С 1959 по 1963 гг. обучение шло по программе массовой общеобразовательной школы. С 1963 года стали принимать детей с легким нарушением интеллекта, которые обучались по программе вспомогательной школы, но учились в классах со всеми ребятами. Только после 1972 года классы стали разделять на "массовые" и "вспомогательные".


Подготовленные педагогические кадры поступали из Архангельского, Каргопольского Нарьян-Марского Угличского педагогических училищ. Энергичные, с хорошей профессиональной подготовкой, молодые учителя и воспитатели быстро завоевывали авторитет среди учащихся, педагогического коллектива школы. Среди учителей начальных классов - Корельская Т.И., Пономарева А.И., Пантелеева Н.С.; воспитатели - Молоковская В.С., Рудная Л.П., Васильева Т.И. и др.

С 1961 года открываются 5,6,7 и 8 классы. В 1960 году Замятин С.П. организовал кабинет физики и полностью его оборудовал. Кабинет был признан лучшим в Приморском районе Архангельской области. На уроках физкультуры Цываревой Н.С. ребята с увлечением играли в хоккей, футбол, лапту и другие игры.

Весной 1964 года школа торжественно провожала своих первых выпускников.

С сентября 1972 по 1977 гг. школой руководил Огарков А.М. Преподавая историю, вел краеведческую работу. Автор сборника "Слово о людях и земле Вычегодской". Прекрасный администратор, хозяйственник и педагог, он продолжил дело, начатое Ческовой А.А.

В 1976 году директором школы назначают Лукошкова Л.Г. В этот период школьная комсомольская организация была признана лучшей в Приморском районе. При нем, летом 1980 года, состоялся перевод школы-интерната для детей, переболевших полиомиелитом, из села Вознесенье Приморского района в город Северодвинск.

С сентября 1980 года школа продолжила свою работу в городе Северодвинске по адресу: улица капитана Воронина, дом 9.

В разное время школа последовательно именовалась:

Директора школы на протяжении всего периода функционирования школы-интерната:

Ческова Анастасия Алексеевна

Огарков Анатолий Михайлович

Лукошков Леонид Георгиевич

Чевлытко Галина Павловна

Веркова Галина Гавриловна

Комина Наталья Ивановна

Антуфьев Иван Николаевич

С сентября 2000 года наши воспитанники имеют возможность продолжить обучение в 11-12 классах и получить аттестат о полном (среднем) общем образовании.

Методическая разработка цикла занятий физической культурой с использованием элементов йоги для учащихся 2 класса
(с нарушениями опорно-двигательного аппарата)
2 четверть

Программу составила учитель адаптивной физической культуры: Федосова Е. А.

Пояснительная записка

В основу настоящей программы положена система простейших физических упражнений, направленных на коррекцию дефектов физического развития и моторики, укрепления здоровья, на выработку жизненно необходимых двигательных умений и навыков детей с ДЦП.

Физическая культура в школе для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами является одним из основных учебных предметов, обязательным для всех учащихся. Дети с двигательными нарушениями страдают от своей физической неполноценности. Неудачи в учебе, в игре, в бытовой и трудовой деятельности часто связаны у них с расстройством двигательных функций. До вступления в школу, они, как правило, лишены общества своих сверстников, находясь преимущественно в семье или лечебных учреждениях. Позднее они не могут участвовать в тех мероприятиях по физическому воспитанию, которые организуются для здоровых детей. В связи с этим возрастает роль всей системы физического воспитания, организуемой в специальных школах-интернатах. Необходимо создать благоприятные условия для укрепления здоровья, развития движений и физических качеств, овладения каждым ребенком основными жизненно важными двигательными умениями и навыками с коррекцией и компенсацией двигательного дефекта. В процессе правильно организованного физического воспитания формируется личность занимающихся, их воля, настойчивость, смелость, взаимопомощь, дружба, товарищество и воспитывается устойчивый интерес к занятиям физическими упражнениями.

В связи с вышеизложенным физическая культура в специальной школе, имея оздоровительную и воспитательную направленность, решает конкретные общеобразовательные и коррекционные задачи.

Коррекционные задачи являются специальными и объясняются тем, что ученики имеют сложные и разнообразные дефекты физического и моторного развития. Коррекционная направленность физического воспитания определяет специфику работы в специальной школе. Коррекционная работа осуществляется не в виде отдельных мероприятий, она пронизывает весь процесс физического воспитания. Уроки физической культуры содействуют коррекции и компенсации дефекта в процессе формирования возрастных локомоторно — статических функций. Специфическим отличием является то, что каждый урок физической культуры обязательно разрешает коррекционные задачи при прохождении любого раздела программы.

В основу программы положены те виды физических упражнений, которые широко применяются в работе с детьми младшего школьного возраста. При этом программа не исчерпывает всего объема конкретных упражнений, в ней перечисляются лишь те основные, которые направлены на решение поставленных задач и определяют подбор других упражнений.

Классификация физических упражнений в программе для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами по сравнению с программой для общеобразовательной школы несколько изменена. Во-первых, в раздел общеразвивающих упражнений введены коррекционные. Они систематизированы по характеру основного воздействия на организм учащихся. Во-вторых, не выделяются гимнастика, легкая атлетика в силу низких потенциальных возможностей учащихся, а используются доступные им виды занятий.

Весь материал условно разделен на следующие разделы: общеравивающие и корригирующие упражнения (1), прикладные упражнения (2), подвижные игры (3), игры на снегу (4).

Общеразвивающие и корригирующие упражнения составлены таким образом, чтобы была возможность оказывать избирательное воздействие на различные дефекты в элементарных движениях учеников и развивать у них способность к выполнению сложных двигательных комплексов. В самостоятельный раздел включены дыхательные упражнения, упражнения по коррекции позо-тонических реакций в локомоторно-статических функциях, упражнения для расслабления мышц, для развития координации движений, для формирования функций равновесия, прямостояния, для формирования свода стоп (их подвижности и опороспособности), а так же упражнения для развития пространственной ориентировки и точности движений. Упражнения этих подразделов в коррекционно-восстановительной работе должны быть включены каждый урок, таким образом, чтобы содействовать коррекции и компенсации двигательных дефектов при освоении различных видов движений.

Из подвижных игр в настоящую программу включены те, которые наиболее распространенны среди детей младшего школьного возраста, проводить их можно по упращенным правилам в зависимости от состава класса.

Новизной программы являются элементы хатха-йоги, самомассаж, аутотренинг, упражнения на расслабление и укрепление нервной системы (релаксация).
Занятия подчинены единой цели — вызвать усиленное действие физиологических функций организма ребёнка, содействовать развитию физических качеств и двигательной культуры.

Уроки физической культуры являются комплексными, т. е. в каждый включаются общеразвивающие, корригирующие, прикладные упражнения и игры. Проводятся они в различных построениях ( в кругу, в свободном распределении по залу, в колонне, в разомкнутой шеренге) на месте и в движении. В младших классах из общеразвивающих, коррекционных и прикладных целесообразно применять имитационные и игровые движения, которые объединяются в комплекс, включающий упражнения из разных подразделов. В комплекс упражнений на уроке сначала включаются задания, требующие сосредоточенности ученика, простые по форме, динамические по характеру, затем- требующие статических усилий, более сложные по структуре.

Перечисленные упражнения по своему назначению выделяются в подразделы, которые осваиваются и затем постепенно повторяются в течение учебного года. Специфика прохождения каждого вида упражнений обусловлена особенностью контингента учащихся. Нецелесообразно проводить легкоатлетические, гимнастические, игровые уроки в чистом виде. К каждому следует подбирать разнообразные упражнения и сочетать их в таких пропорциях, чтобы обеспечить всестороннее воздействие на организм занимающихся.

При построении уроков необходимо соблюдать общие дидактические требования и их специфическую реализацию в связи с контингентом учащихся.

Особое значение приобретает индивидуальный подход к детям. Урок физической культуры в школе с нарушениями ОДА строится со строгим учетом состояния здоровья и физического развития каждого ученика. Поэтому работа учителя проводится в тесном контакте с врачами, которые дают исчерпывающие сведения об индивидуальных особенностях учащихся, о коррекционно- восстановительных задачах и возможностях противопоказанных к занятиям тем или иным видам упражнений, учитывая, что урок проводится с группой детей, имеющих различный характер заболеваний. Кроме того, необходимо помнить о наиболее типичных противопоказаниях. К ним относятся:

— длительная задержка дыхания при выполнении всех видов упражнений;

— упражнения с длительным статическим напряжением;

— упражнения, развивающие подвижность в суставах;

— формирование приведения и наружной ротации бедра;

— наклоны и повороты туловища с большой амплитудой.

Недопустимо переутомление учащихся, во избежание чего должен осуществляться индивидуальный подход к дозировке физических нагрузок на уроке. Целесообразно широко использовать все способы регулирования физических нагрузок путем изменения исходного положения, количества повторения упражнений, темпа, уменьшения или увеличения амплитуды движения, введения дыхательных упражнений. Дети на уроках физической культуры занимаются в спортивной форме и спортивной обуви. Вопрос о применении ортопедической обуви решается индивидуально с врачом — ортопедом.

Уроки физической культуры планируются в соответствии с основными требованиями: постепенное увеличение нагрузки в упражнениях к середине урока и переход в конце его к успокоительным упражнениям, чередование различных видов упражнений и соответствие их возможностям учащихся. Уроки целесообразно строить из четырех частей: вводной, подготовительной, основной, заключительной, которые методически связаны между собой.

При планировании занятий необходимо учитывать возможность проведения их на свежем воздухе. При всех видах занятий по физической культуре должны быть обеспечеы меры предупреждения несчастных случаев.

Оценка успеваемости на уроках физической культуры осуществляется в форме текущего учета.

Нормативы по видам не разрабатываются потому, что подход к оценке каждого учащегося сугубо индивидуален.

Помещение, отведенное для уроков, должно соответствовать санитарно — гигиеническим нормам, оборудовано спортивным инвентарем, аптечкой первой помощи.


"У одного из воспитанников врожденное уродство – на руках по одному пальцу, а на ногах – как у рака клешни. А он – вы не бойтесь меня, у меня ножки некрасивые, не как у всех. Он в комок так сжался. Жалко было его до слез… Говорю – Ромочка, не стесняйся, нормальный ты, хороший мальчик… вспоминаю и плачу… Родители бросают таких детей хороших…"



Наши дети – добрые, они не злые… у них нет ни зависти, ни злобы. Фото: Александр Хитров, РИА PrimaMedia

Время близится к обеду. У старших воспитанников "Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VI вида" сейчас идут уроки, у младшей группы — уличная прогулка. Воспитатель младшей группы Валентина Ильинична (попросила без фамилии) работает в школе-интернате на протяжении 25 лет. Во время разговора она отворачивает от меня лицо — не хочет показывать свои слезы.

— Почему вы выбрали работу именно с такими детьми?

— Это был 1991 год. Когда началась перестройка, я работала в детском саду №180 от "Изумруда". Завод закрылся, все ушли в бессрочные отпуска, и мы остались не у дел. А Наталья Григорьевна, музыкальный работник, она здесь работала, позвала меня к себе, и я с радостью согласилась. Помню, 15 лет отработала как один день. Молодая была. Я всем говорю – вот детки у нас, инвалиды, я с ними работаю. Некоторые говорят – ой, посмотрела на детей, не могу здесь работать. А они для меня как здоровые дети. Я с ними также разговариваю, занятия провожу. Естественно, коррекционные упражнения, пальчиковые игры. Занималась закаливанием детей, выбегали раздетые зимой. Мы договорились с родителями. У меня ни один ребенок не болел. Можно сказать, из-за перестройки пришла работать сюда. Выбирать особо не приходилось, но сейчас ни о чем не жалею. Я очень благодарна судьбе, что попала именно сюда, к этим деткам.


На прогулке. Фото: Александр Хитров, РИА PrimaMedia


На прогулке. Фото: Александр Хитров, РИА PrimaMedia


На прогулке. Фото: Александр Хитров, РИА PrimaMedia

Бегающие кругом дети не обращали на нас никакого внимания, лишь Валентина Ильинична краем глаза следила за происходящим на детской площадке: "Артурчик, не убегай так далеко. Машенька, аккуратнее на горке".

За пределами этого учебного заведения дети с диагнозом ДЦП притягивают к себе излишнее внимание. Многие из нас стараются их просто не замечать, однако бывают случаи издевательства со стороны сверстников. Да и во взрослой жизни ДЦПшники ощущают на себе всю "любовь" внешнего мира.



На перемене. Фото: Александр Хитров, РИА PrimaMedia

В "Специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате VI вида" обучается 125 детей, 90% из которых имеют диагноз ДЦП. Остальные 10% — дети с другими нарушениями опорно-двигательной системы.

Двухэтажное здание школы огорожено от внешнего мира небольшим забором, кругом только коттеджи, детские лагеря, базы отдыха. Тихое, зеленое место вдали от города было выбрано не зря. Изначально школа располагалась на станции Санаторная, а в 1983 году переехала в новое здание на станции Садгород. Но тогда эта школа была не для детей с ДЦП, а для детей с последствиями полиомиелита. Тогда это заболевание было широко распространено, потом уже прививку стали делать. Но поскольку школа была маленькая, детей было много, места было недостаточно, и в 80-х годах задумались о том, что нужно построить здание специально для таких детей где-то в санаторной зоне, чтобы было место, где погулять и поиграть.


Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VI вида. Фото: Александр Хитров, РИА PrimaMedia


Одно из любимых мест у ребят в школе - релаксационная комната. Фото: Александр Хитров, РИА PrimaMedia


Кабинет уроков труда. Фото: Александр Хитров, РИА PrimaMedia


На перемене. Фото: Александр Хитров, РИА PrimaMedia


На перемене. Фото: Александр Хитров, РИА PrimaMedia

Из 125 детей 20 — воспитанники дошкольных групп, и еще 25 — группы детского дома (это дети, оставшиеся без попечения родителей, они тут проживают и находятся на полном гособеспечении). В школу-интернат дети поступают с 5 лет в дошкольные группы, далее обучаются с 1 по 10 классы, получают основное образование, либо дети, имеющие легкую умственную отсталость, занимаются по адаптированной образовательной программе и получают свидетельство об обучении, которое позволяет им поступать в профессиональные училища начального образования и получать рабочие специальности. Опять же, все зависит от состояния здоровья, ДЦП — такое заболевание, что есть ограничения.



Кабинет физиопроцедур. Фото: Александр Хитров, РИА PrimaMedia

Ирина Геннадьевна работает в коррекционной школе-интернате вот уже на протяжении 27 лет, из которых 10 лет — в должности директора. Наша экскурсия начинается с ее кабинета, расположенного на первом этаже школы. В небольшом помещении смогли уместиться несколько стеллажей с книгами о школьном и дошкольном образованиях, шкаф для верхней одежды, рабочий стол с компьютером, да пара стульев. О начале своей карьеры в школе-интернате Ирина Геннадьевна вспоминает с трепетом.

— Никогда не думала, что буду работать в этой школе. После педучилища было распределение, и три года выпускник должен был отработать в каком-то учреждении. В эту школу требовалось два воспитателя. Мы учились с сестрой, и нам обеим предложили пойти сюда работать. Мы жили недалеко, поэтому и согласились. Таких детей мы не знали и никогда не видели. Первое время было тяжело, хотелось все бросить и уйти. Было очень трудно привыкнуть, мы учились работать со здоровыми детьми, а тут своя специфика. Первые три года были самые трудные, а потом привыкли. Жалко было детей, потом я поняла, что к ним надо относиться, как к любым другим. Мы уже не замечаем их недостатки, то же требуем с них. Где-то, конечно, и пожалеем, хотя жалость не нужна. Если их постоянно жалеть, дети вырастут потребителями. Я им постоянно говорю – в жизни вас никто жалеть не будет, все надо добиваться самим. Помню, пришел к нам мальчик года три назад из детского дома, сложная судьба — папа убил маму, его посадили, а он очень хочет в семью, очень скучает по маме, по папе, хоть он и непутевый. И я возила его на комиссию по инвалидности. Он – у вас есть дети? Я – есть, две девочки, Он — а мальчик у вас есть? Я – нет. Он – хотите я буду вашим сыночком?


Урок у младшей группы. Фото: Александр Хитров, РИА PrimaMedia


На уроке литературы. Фото: Александр Хитров, РИА PrimaMedia


На уроке. Фото: Александр Хитров, РИА PrimaMedia


На уроке. Фото: Александр Хитров, РИА PrimaMedia


Добро пожаловать в страну знаний. Фото: Александр Хитров, РИА PrimaMedia

В школе звучит звонок — сейчас у ребят перемена: время беготни, игр, подготовки к другим урокам. Некогда пустой коридор заполнился кричащими ребятишками, бегающими туда-сюда. Многие из них не могут передвигаться самостоятельно, поэтому у двери их ждут ходунки и костыли, многим помогают учителя. Некоторые прячут от камеры лицо — стесняются или стыдятся своего заболевания. Но есть те, кто, наоборот, лезет в объектив камеры. "Дяденька, сфотайте нас, пожалуйста!", — четверо мальчишек, приобняв друг друга за плечи, улыбаются мне. Получив свое, они засмеялись и побежали дальше. Раздается звонок на урок. Коридор быстро пустеет, дети разбегаются по классам. "Ну а теперь можно посмотреть наши классы", — Ирина Геннадьевна встречает меня в коридоре и приглашает пройти в класс, где занимаются младшие воспитанники.



На уроке литературы. Фото: Александр Хитров, РИА PrimaMedia

Большая комната, где занимается младшая группа, залита светом. Этот класс служит ребятам и учебным классом, и спальней, и игровой комнатой. Сейчас у детей идут уроки, они изучают сложение. Валентина Ильинична сидит за столом и по-очереди показывает ребятам карточку, на которой изображены мама-курочка и желтые комочки — цыплята. Детям нужно назвать число цыплят на картинке. У каждого из них на столе разложены небольшие карточки с цифрами. Поднял правильную — получил похвалу от воспитателя.

— Я бы хотела, чтобы наш ребенок — он умненький, хорошенький — смог прийти учиться в нормальную школу, — Валентина Ильинична ненадолго прерывает занятие и переключает свое внимание на меня. — Сейчас же и пандусы делают. Пусть он на ходунках, пусть на костылях, но он ничем не хуже здоровых детей. А ведь они какие, эти дети, они будут пальцем показывать, смотреть на него, как дикари какие-то. Мы приходим с ними в цирк, все глаза вытаращат — смотрят. Тяжело им от такого чрезмерного внимания. Один раз я даже нагрубила этим здоровым детям. Люди у нас еще не готовы принять их в свой мир. В Америке ни на кого не обратят внимания, а в России еще и издеваться могут. — Дав задание для самостоятельного решения ребятам, Валентина Ильинична продолжает, — Вот у меня дочка, у неё сахарный диабет, она не ходит. Стесняется выйти на улицу. Как-то раз говорит мне: "Мама, я один раз вышла, на меня все смотрят, оглядываются." Мой внук приходит сюда, играет, не обращает внимания, на коляске кто или на ходунках. Для него они все одинаковы. Он уже не будет оглядываться. И родители – они не поведут своего ребенка в другую школу, почему? Потому что там оглядываться будут, пальцем показывать, хуже того — издеваться. Вот этого не должно быть. Наши дети ничуть не хуже. У нас даже по интеллекту есть дети намного лучше и умнее… Наши дети – добрые, они не злые… у них нет ни зависти, ни злобы. Они играют дружно, вот в садике… нет такого, чтобы за игрушку подрались…


Воспитатель младшей группы Валентина Ильинична. Фото: Александр Хитров, РИА PrimaMedia


Воспитанник младшей группы. Фото: Александр Хитров, РИА PrimaMedia


На уроке. Фото: Александр Хитров, РИА PrimaMedia


Занятия в школе проходят в игровой форме. Фото: Александр Хитров, РИА PrimaMedia

Пока детишки еще не выросли и не познали на себе все реалии внешнего мира, они не видят жестокости и обмана, лицемерия и ненависти. Они и сами не испытывают подобных чувств. В школе-интернате для них создают особую среду, чем-то схожую с реальностью Трумана Бёрбанка — героя кинофильма "Шоу Трумана". Однако не стоит забывать о том, что когда воспитаннику школы исполняется 18 лет, его определяют в различные учебные заведения, где он сможет выучится на ту профессию, которая поможет ему с будущим трудоустройством. Так или иначе, некогда беззаботный, доверчивый ребенок с головой погрузится в реальный мир, где не будет теплого крыла любимого воспитателя и стены, ограждающего его от внешних опасностей — излишнего внимания, издевок, непонимания. Для того, что бы выпускник подобных заведений чувствовал себя полноценным членом общества, существуют уроки Социально-бытовой ориентировки (СБО).



Некоторым воспитанникам школы приходится прибегать к помощи взрослых или ходунков. Фото: Александр Хитров, РИА PrimaMedia

Наталья Константиновна работает в школе на протяжении 16 лет. Она преподаватель технологий СБО.

— Мой предмет ведется только в коррекционных школах, в образовательных учреждениях такого предмета нет, — рассказывает Наталья Константиновна. — Слова говорят сами за себя — социально-бытовая ориентировка. Наши дети находятся здесь круглый год, школа краевая, и очень много детей издалека. Как он может социализироваться в общество здоровых людей, если он этого не видит? А если за ним еще и не приезжают… только на летние каникулы…


На перемене. Фото: Александр Хитров, РИА PrimaMedia


На перемене. Фото: Александр Хитров, РИА PrimaMedia


Подружки. Фото: Александр Хитров, РИА PrimaMedia


Перемена. Фото: Александр Хитров, РИА PrimaMedia


Общая фотография. Фото: Александр Хитров, РИА PrimaMedia

Кабинет, где проходят занятия по СБО — небольшая квартира. Помимо парт и стеллажей с методическими материалами, в классе есть настоящий кухонный гарнитур со всей утварью и бытовой техникой — здесь учатся готовить. Наталья Константиновна рассказывает о своем предмете сходу, даже вопроса задать не удалось. Кажется, что общение с прессой для нее обычное дело.

— Визуализация – дети учатся, глядя на своих родителей, близких родственников. И в этом кабинете мы стараемся научить детей тому, как им жить в дальнейшем, когда они выйдут из этой школы, — продолжает Наталья Константиновна, — Одна из любимых – это тема питания. Традиционно этот предмет вели для детей с легкой умственной отсталостью. Но вот уже несколько лет я долго добивалась, что это важно и для детей А класса, потому что именно А классы – они интересны для общества, они в будущем могут трудиться, работать и приносить пользу. Б-классы, понятно, что это дети, которые, скорей всего, будут или в учреждениях специальных находиться, или дома сидеть, но себя этот человек должен научиться обслуживать. Поэтому еда, готовка – это очень важно.

— А помимо питания?

— Жилье – квартира, какая она бывает и что там в ней есть. Как ухаживать за жильем, чтобы было уютно и хорошо. Как правильно платить за жилье, чтобы его не отобрали у тебя. Такая тема, как медпомощь. Дети должны знать, к какому доктору нужно пойти в больницу, какие препараты принять при определенном состоянии здоровья. Бюджет – очень важная тема, наши дети не могут распределять деньги, их у них нет. Да что говорить, и здоровые дети, и мы взрослые не всегда правильно поступаем. В магазин только со списком, лишних денег не брать. Сейчас такой максимум товаров предоставлен, понятно, увлекаемся. Это очень важно, поскольку у наших детей, выходящих отсюда, деньги просто тают. Тема транспорта – поведение на улице, где покупать билеты. Этому всему мы учим в течение пяти лет. Этот выпуск – у меня две девочки на ходунках, одна девочка ходит, шатается, два парня – один не говорит, другой не слышит. Класс очень тяжелый, но, они все-таки доучились, у них экзамены скоро, как они сдадут, не знаю. Все учителя прикладывают максимум усилий, чтобы детей вывести, чтобы хотя бы тройки они получили. Я думаю, что не все из них будут трудиться, но два человека точно.



Одно из любимых месту ребят в школе — релаксационная комната. Фото: Александр Хитров, РИА PrimaMedia

— Помните свой первый день здесь?

— Интересный был первый день. Мы с мужем получили квартиру здесь, на Садгороде. Я так любила свою школу № 65 на Тихой, великолепный коллектив. Я рыдала, не хотела оттуда уходить. Четыре месяца туда ездила, вся зарплата уходила на топливо. Моя мама работает на грядке, идет женщина, заговорили, выясняется, что я учитель, а эта женщина была врач-педиатр в этой школе, причем, педиатр от бога. И она меня привела в эту школу. Мы идем, она человек тактичный, воспитанный, интеллигентный, и она так аккуратно мне рассказывает какие дети, что очень тяжело их понять. И фраза, которую я на всю жизнь запомнила, она сказала – этих детей можно и есть за что любить. Для меня было странно – как так детей не любить? И когда пришли сюда… Витя ползал, он вообще не ходил, Настя, у которой была ярко выражена гидроцефалия… Дети смотрят, начали цепляться, у меня такой страх был. И первый год я заходила в этот практически пустой кабинет, и у меня слезы стояли всегда на ресницах. Я перед дверью набирала воздуха. Для меня это было очень тяжело. Сейчас они для меня нормальные, хорошие, они лучше чем в образовательных бывают. Они очень добрые и чувствительные. Наши дети очень хорошие. Не нужно их обижать.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции