Презентация на тему лямблиозы

Презентация была опубликована год назад пользователемайнара усенова

Презентация на тему: " Лямблиоз – заболевание вызываемое простейшими (лямблиями) паразитирующими в тонкой кишке. Течение может варьировать от субклинической до тяжелой формы." — Транскрипт:

2 Лямблиоз – заболевание вызываемое простейшими (лямблиями) паразитирующими в тонкой кишке. Течение может варьировать от субклинической до тяжелой формы. Лямблии поражают тонкий кишечник и печень. Основным источником инфекции является больной человек.

3 Лямблии существуют в двух формах: подвижной (вегетативной) и неподвижной (форма цисты). Подвижная форма лямблий имеет 4 пары жгутиков и присасывательный диск, с помощью которого она прикрепляется к слизистой оболочке тонкой кишки.

4 Заражение происходит при употреблении загрязнённых цистами продуктов питания (особенно не подвергающихся термической обработке фрукты, овощи, ягоды) и воды, а также через загрязнённые цистами руки и предметы обихода. Попав в жкт здорового человека, лямблии размножаются в тонкой кишке, иногда в больших количествах, и вызывают раздражение слизистой оболочки. Проникая из тонкой кишки в толстую (где условия для них неблагоприятны), лямблии теряют свою подвижность и превращаются в цисты. Цисты из организма больного лямблиозом с испражнениями. Цисты хорошо сохраняются в окружающей среде: в почве способны выживать до 3 недель, а в воде до 5 недель.

5 Он начинается при попадании внутрь человека. Попав в ротовую полость, паразиты проникают в желудок, а оттуда – в кишечник. Там лямблии быстро превращаются из цисты в активную форму. Паразит размножается делением. Процесс занимает около 20 минут, поэтому кишечник только что заражённого человека вскоре быстро заселяется лямблиями.

6 Чаще всего лямблии встречаются в сточной воде, природных водоёмах, на овощах и фруктах, а также в детских песочницах. То, как передаются лямблии, зависит от того, в какой среде вы с ними встретитесь. Основные пути заражения паразитом следующие: Водный. Лямблии попадают внутрь человека, когда он пьёт заражённую воду. Иногда это может быть плохо очищенная водопроводная вода, иногда – вода из открытого водоёма, случайно попавшая в рот во время купания. Между прочим, лямблии обитают только в пресной воде.

7 Пищевой. Паразит находится на немытых овощах или фруктах, которые может съесть человек. Иногда это может быть не прошедшее достаточную термическую обработку мясо. При прямом контакте. Передача лямблий происходит через загрязнённые предметы. Особенно распространён этот способ в детских дошкольных учреждениях, где паразит может находиться на игрушках, посуде или полотенцах. Вероятность заболеть больше всего у тех детей, которые любят грызть ручки, карандаши и ногти, а также брать в рот игрушки – среди них лямблиозом больны, как правило, практически все.

8 Заболевание может начинаться остро, с появления жидкого водянистого стула без примесей слизи и крови. Стул неприятного запаха, на поверхности всплывают примеси жира. Появляются боли в подложечной области. Образуется большое количество газа, раздувающего кишечник, отрыжка. Отмечаются снижение аппетита, тошнота, может быть рвота, у некоторых больных незначительно повышается температура тела. Эта стадия лямблиоза продолжается 5-7 дней. По клиническому течению выделяют острую и хроническую форму лямблиоза. Лямблиоз также может протекать в субклинической и бессимптомной формах.

9 Острый лямблиоз характеризуется лихорадкой, рвотой, диареей, краснухоподобной или кореподобной сыпью, анорексией, резкими болями в верхней и средней эпигастральной области, вздутием кишечника и без специального обследования на лямблиоз проходит под диагнозом "кишечная инфекция неясной этиологии". Острая форма чаще всего встречается у детей раннего возраста. Острый период длится обычно несколько дней, после чего лямблиоз чаще всего переходит в подострую или хроническую стадии.

10 Хронический лямблиоз сопровождается основным синдрома комплексом: хроническая интоксикация, гиповитаминоз, диспепсия, дисбактериоз. Характерными являются симптомы со стороны желудочно-кишечного тракта, персистирующая диарея, чередование запоров и поносов, мальабсорбция или синдром нарушенного всасывания симптомокомплекс, возникающий вследствие расстройств процессов всасывания в тонкой кишке, схваткообразные боли в животе, диспепсия, тошнота, снижение аппетита, симптомы нарушений общего состояния (головные боли, раздражительность, недомогание, быстрая утомляемость, эмоциональная лабильность, гипотрофия, у детей - отставание в физическом развитии, потеря веса).

11 Самым доступным методом лабораторной диагностики лямблиоза является копрологическое исследование. Однако следует отметить, что цисты лямблий в кале можно обнаружить не всегда. Кроме этого желательно провести исследование дуоденального содержимого. А также проводится серологическая диагностика лямблиоза, когда специфические антитела обнаруживаются в крови через 2-4 недели после заражения.

12 1. Мыть овощи, фрукты со щеткой, ополаскивать кипяченой водой. 2. Обучить ребенка как можно раньше гигиеническим навыкам (ежедневно принимать душ, правильно мыть руки). 3. Искоренять вовремя вредные привычки (грызть ногти, карандаши, мелкие игрушки,сосать палец). 4. Заводить животных только тогда, когда дети в доме овладеют гигиеническими навыками и не имеют вредных привычек. 5. Не позволять детям и вашим близким взрослым есть на улице (пирожки, мороженое). 6. Пить кипяченую или фильтрованную воду. 7. Не купаться в неизвестных водоемах. 8. Не разрешать ребенку играть в песке или земле, если вы не уверены в безопасности.Многие страны Европы отказались от использования песочниц для игры детей. 9. Лечиться всей семьей или всем детским коллективом, чтобы избежать реинвазии(повторного заражения).

13 Лечение лямблиоза должно быть комплексным, назначаться и проводиться врачом (педиатр, гастроэнтеролог). Не допустимо самолечение, т.к. неправильно выбранная тактика может привести ухудшению состояния и развитию серьезных побочных реакций! Целесообразно начинать лечение в период обострения лямблиоза, особенно если оно сопровождается диарейным синдромом. В комплекс лечения входят: диета,нормализация биоценоза кишечника, фитотерапия, препараты Но-шпа и включающие белладонну.

14 Важное место в профилактике лямблиоза занимает санитарное просвещение. Оно должно проводиться, в первую очередь, в группах риска, к которым относятся, кроме перечисленных, лица, посещающие эндемичные по паразитарным болезням, в том числе и лямблиозу, территории. Должно быть обращено внимание туристов на необходимость употребления только качественно термически обработанных пищевых продуктов и кипяченой или профильтрованной воды. Это позволит снизить риск заражения не только лямблиозом, но и другими инфекционными и паразитарными болезнями.

Презентация была опубликована год назад пользователемЖаныл Токеева

2 Лямблиоз- протозойное заболевание, возникающее вследствие поражения L. intestinalis, тонкого кишечника и печени. Возбудитель заболевания описан в 1959 г. Д.Ф. Лямблем.

3 Формы лямблий: вегетативная – присасывательным диском удерживаются на слизистой оболочке тонкой кишки; вегетативная – присасывательным диском удерживаются на слизистой оболочке тонкой кишки; размножаются продольным делением надвое, часть- превращается в цисты, которые выделяются фекалиями. размножаются продольным делением надвое, часть- превращается в цисты, которые выделяются фекалиями.

4 Распространение лямблиоза: повсеместно: по данным ВОЗ- лямблии выявляются у 10% взрослых и 20% детей; повсеместно: по данным ВОЗ- лямблии выявляются у 10% взрослых и 20% детей; наибольший уровень заражённости регистрируется в возрастной группе от 1,5 до 4 лет; наибольший уровень заражённости регистрируется в возрастной группе от 1,5 до 4 лет; могут формироваться семейные очаги. могут формироваться семейные очаги.

5 Эпидемиология: Источники инфекции: человек, инвазированный лямблиями, домашние животные (собака); Источники инфекции: человек, инвазированный лямблиями, домашние животные (собака); паразитирующие на грызунах лямблии для человека не патогенны; паразитирующие на грызунах лямблии для человека не патогенны; передача инфекции – фекально – оральным путём; передача инфекции – фекально – оральным путём; цисты устойчивы к хлору; цисты устойчивы к хлору; возможна передача инфекции от человека к человеку. возможна передача инфекции от человека к человеку.

6 Симптомы заболевания: боли в области пупка, урчание и вздутие живота; тошнота; отрыжка; небольшое повышение температуры тела; поносы и запоры.

8 Патогенез: ворота инфекции – верхние отделы тонкой кишки; ворота инфекции – верхние отделы тонкой кишки; для заражения лямблиозом достаточно проглотить около 10 цист; для заражения лямблиозом достаточно проглотить около 10 цист; цисты размножаются в организме хозяина довольно быстро; цисты размножаются в организме хозяина довольно быстро; лямблии – строгие паразиты; лямблии – строгие паразиты; жизнедеятельность лямблии прекращается под воздействием желчи. жизнедеятельность лямблии прекращается под воздействием желчи.

9 Повреждающее воздействие лямблий: закрывают всасывательную поверхность тонкой кишки; закрывают всасывательную поверхность тонкой кишки; вызывают механическое повреждение эпителия кишечника; вызывают механическое повреждение эпителия кишечника; нарушения всасывания; нарушения всасывания; нарушения процессов пищеварения; нарушения процессов пищеварения; аллергические реакции. аллергические реакции.

10 Цикл развития: 1. заглатывание цист (с водой); 2. попадание цист в желудок, затем в двенадцатиперстную кишку; 3. образование 2 трофозоитов; 4. прикрепление их к ворсинкам двенадцатипёрстной и тощей кишок; 5. дальнейшее размножение лямблий; 6. цисты выделяются с калом и могут долгое время сохраняться во внешней среде.

12 Диагностика и лечение лямблиоза: обнаружение лямблий в виде вегетативных форм или цист; обнаружение лямблий в виде вегетативных форм или цист; результаты клинической картины заболевания; результаты клинической картины заболевания; медикаментозное лечение в 3 этапа: 1. улучшение ферментативной активности кишечника; 2. противопаразитарная терапия; 3. повышение защитных сил организма.

13 Профилактика лямблиоза: употребление фильтрованной или кипячёной воды; употребление фильтрованной или кипячёной воды; проведение в закрытых организованных детских коллективах обследование детей и персонала 2 раза в год; проведение в закрытых организованных детских коллективах обследование детей и персонала 2 раза в год; людям, имеющим домашних животных, регулярно проводить антигельминтные и противолямблиозные обработки; людям, имеющим домашних животных, регулярно проводить антигельминтные и противолямблиозные обработки; соблюдение правил гигиены. соблюдение правил гигиены.

Как бы то ни было, это один из самых распространённых паразитов человека, который в ряде случаев приводит к ущербу для здоровья.

Лямблиоз распространён повсеместно. Наряду с человеком L. Intestinalis поражает различные виды животных: этот возбудитель обнаружен у собак, кошек, кроликов, морских свинок и др. млекопитающих.

По данным экспертов ВОЗ в странах Азии, Африки, Латинской Америки ежегодно лямблиозом заражается около 200 млн. человек. Клиническими формами лямблиоза страдает около 500 тыс. больных в год во всём мире.

На территории Российской Федерации регистрируется более 130 тыс. случаев в год, из которых 70 % приходится на детей в возрасте до 14 лет.

Во многих странах мира в последние годы отмечается увеличение числа случаев лямблиоза.

Возбудитель лямблиоза - Lamblia intestinalis - простейшее, обитающее в организме человека в просвете тонкой кишки. Этот возбудитель первым обнаружил в фекалиях человека с диареей Антон Ван Левенгук в 1868 г. Впоследствии эти жгутиковые простейшие были подробно описаны в 1859 г. Д.Ф.Лямблием.

Более 200 лет отделяет открытие возбудителя от установления связи его с болезнью человека. В настоящее время накопилось достаточно свидетельств тому, что лямблии не являются безвредными, и заражение ими приводит к развитию болезни, которую необходимо диагностировать и лечить.

Лямблии относятся к наиболее распространённым видам кишечных паразитов во всём мире, повсеместно наблюдается рост заболеваемости лямблиозом, особенно среди дошкольников 3 - 6 лет. Свойственная организму детей высокая интенсивность пристеночного пищеварения является одной из причин их большей поражённости по сравнению со взрослыми. Довольно высоки семейные случаи лямблиоза. Дети заражаются с 3- месячного возраста. Наиболее значимы в качестве источника инфекции дети до 14 лет, что обусловлено активным их участием в домашней работе и уходе за младшими детьми.

Состояние здоровья населения во многом определяется проведением лечебно-профилактических, оздоровительных и санитарно-гигиенических мероприятий. Задача профилактической медицины, в в частности - педиатрии, состоит в том, чтобы обеспечить условия для совершенствования функциональных возможностей и укрепления здоровья детского организма.

На базе дошкольного образовательного учреждения была проведена врачами диагностического центра биорезонансная диагностика у 110 детей на предмет глистной инвазии. Уникальный, современный, атравматичный метод, что так важно в педиатрии, помогающий быстро и точно выявить и определить информативные показатели.

Все обследованные дети были разделены на две возрастные группы: от 3 до 5 лет и с 5 до 7 лет. Каждая группа составила равное по количеству человек - 55.

В результате исследований было выявлено:

  • в группе детей 3 - 5 лет глистная инвазия дала положительный тест у 35 детей, что составило 63,6% от обследуемых и была представлена : лямблиоз - 9 человек ( 16,3 %), угрица кишечная - 5 человек ( 9 %), власоглав - 13 человек ( 23, 6%), шистосома - 8 человек ( 14, 5%).
  • в группе детей 5 - 7 лет эти показатели были выше. Глистная инвазия была выявлена у 44 детей (80 %) и была представлена: лямблиоз - 15 человек (27,2%), угрица кишечная - 10 человек (18 %), власоглав - 10 человек ( 18 %), шистосома - 7 ( 12,7 %).

На практике самым частым методом амбулаторного исследования является исследование фекалий, но с фекалиями лямблии выделяются с перерывами от нескольких дней до 2 недель, рекомендации же на многократные исследования проб кала от 2 -3 до 6 -7 раз с интервалами 1-2 дня часто не выполняются. У других пациентов контрольные паразитологические исследования давали отрицательный результат, но сохранялись клинические проявления болезни.

Лямблиозу часто сопутствует дисбактериоз кишечника, особенно возрастает численность аэробной микрофлоры. Длительное паразитирование лямблий в организме человека приводит к нарушению функции печени и кишечника. Выделяемые лямблиями продукты обмена и вещества, образующиеся после их гибели, всасываются и вызывают сенсибилизацию организма человека. Установлена статистически достоверная связь между лямблиозной инвазией и аллергией.

Наиболее частыми клиническими проявлениями инвазии у детей отмечались жалобами на тошноту, вздутие, боли в животе, чаще в пупка с иррадиацией вправо, свзь боли с приёмом пищи, частый зловонный стул с примесью слизи. Очень характерным признаком острой фазы лямблиоза является непереносимость лактозы.

Большинство пациентов получали в амбулаторных условиях метронидазол, фуразолидон, тинидазол, пирантел. Неэффективность предыдущего лечения, непереносимость препаратов, наличие побочных эффектов у противолямблиозных препаратов или сохранение клинических жалоб заставило искать альтернативные пути лечения.

Всем детям с лямблиозом была проведена резонансно- частотная терапия. При повторном обследовании через 3 месяца выявлена положительная динамика. Симптомы дискинезии желчевыводящих путей, боли, тошнота, горечь и сухость во рту - исчезли. Резонансно-частотная терапия давала 100 % эффективность.

В целях профилактики, обследования и лечения глистных инвазий необходимо отметить особую значимость и эффективность резонансно - частотной терапии.

Слайды и текст этой презентации


Выполнила студентка лечебного факультета 611 группы Заболотских Екатерина Михайловна

ПАРАЗИТАРНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ПЕЧЕНИ






Патогенез и патоморфология токсокароза

В тонкой кишке человека из проглоченных инвазионных яиц выходят личинки токсокар, которые по кровеносной системе и лимфатическим сосудам проникают в различные органы (печень, легкие, глаза, скелетные мышцы, головной мозг, сердце, почки и др.)
В ходе миграции личинки травмируют ткани, вызывая воспалительную реакцию, некрозы и геморрагии
Антигены токсокар сенсибилизируют организм человека, вызывая местные и общие токсико-аллергические реакции, формирование специфических гранулем в печени, почках, миокарде, веществе головного мозга
При массивной инвазии развиваются васкулиты в легких, печени и др. органах


Патогенез и патоморфология эхинококкоза

Заболевание обусловлено механическим сдавлением пораженного органа и сенсибилизирующим воздействием антигенов эхинококка на организм
Кисты могут быть единичными и множественными, растут медленно, в течение нескольких лет. Размер варьирует от 1 до 40 см и более в диаметре
Сдавление окружающих тканей растущей кистой ведет к их атрофии
В части случаев возникают разрыв и нагноение кисты
При разрыве развиваются тяжелые токсико-аллергические реакции, вплоть до анафилактического шока.


Патогенез и патоморфология лямблиоза

Заражение в большинстве случаев приводит к бессимптомному кратковременному носительству
Для возникновения клинически выраженных форм большое значение имеют массивность инвазии и состояние местного иммунитета тонкой кишки
Под воздействием продуктов жизнедеятельности лямблий происходит нарушение пристеночного пищеварения, всасывания пищи и моторики кишечника
Лямблии способны подавлять местный иммунитет, что способствует их размножению, хронизации болезни и резистентности к терапии.


Патогенез и патоморфология альвеококкоза

Через кровоток онкосферы попадают в печень, где формируется паразитарный узел (конгломерат мелких пузырьков (цист))
Цисты размножаются экзогенно, что приводит к росту паразитарного узла, прорастанию его в соседние органы
В редких случаях происходит гематогенное метастазирование паразита в отдаленные органы
В центре кисты возможен некроз с формированием полости распада


Патогенез и патоморфология описторхоза

Попавшие в организм человека личинки с кровотоком достигают печеночных и панкреатических протоков, печени, желчного пузыря и начинают откладывать яйца
Продолжительность жизни описторхисов в организме человека достигает 20 лет
Для ранней фазы заболевания характерны токсико-аллергические реакции на антигены возбудителя, а для хронической-механическое повреждение стенок желчных и панкреатических протоков, что приводит к развитию воспаления и присоединению вторичной инфекции
Нарушаются моторика желчного пузыря, функции желудка и 12-перстной кишки.


Медицинское образование нуждается в постоянном обновлении программ обучения. Это связанно с необходимостью оперативно реагировать на фундаментальные изменения, происходящие в современном обществе в целом и медицинской науке в частности, а также учитывая внедрение высокотехнологичных методов лечения. В связи с этим необходима постоянная коррекция программ обучения в вузе, что ведет к необходимости постоянного изменения форм и технологии обучения, обновления учебно-методического обеспечения, связанного в первую очередь с переносом акцента на самостоятельную работу обучающегося, прежде всего в условиях внедрения кредитной технологии [1].

Государственная политика Республики Казахстан ориентирована на дальнейшее социально-экономическое развитие и интеграцию Казахстана в мировую систему высшего профессионального образования, проблема формирования профессиональной компетентности будущих врачей приобрела особую актуальность. Современные достижения науки и широкое внедрение научных технологий в сферу медицинского обслуживания населения кардинально изменили не только условия трудового процесса, но и высоко подняли планку требований к выпускникам высших учебных заведений, предъявляемых на рынке труда.

Единство и взаимодействие образования, науки и инновационной деятельности позволяют разрабатывать и внедрять новые мировые образовательные методики. Кроме того, это дает возможность сформировать у выпускников вуза профессиональные компетенции, обеспечивающие их конкурентоспособность на международном рынке медицинских услуг [2].

Research based learning (RBL) или обучение, ориентированное на исследование. Это одна из форм в современной педагогике, основанная на использовании исследования как инструмента образовательного процесса. В основе метода лежит стремление научить обучающегося, определять проблемы и вопросы, требующие решения, оценивать и анализировать ресурсы, которыми он располагает, выбирать оптимальные пути решения [1].

Всемирная федерация медицинского образования (ВФМО) в Глобальных стандартах по улучшению качества базового медицинского образования 2012 года пересмотра рекомендует организациям медицинского образования особую роль уделять внедрению в образовательные программы обучения связанные с вовлечением учащихся в научные исследования [3]. Это особенно актуально для кафедр вузов клинической направленности.

RBL развивает творческий потенциал специалиста, формирует у него системный подход к решению проблем, умение использовать современные методы исследований, внедрять и оценивать эффективность новых технологий, анализировать результаты исследований и собственной практики, а также навыки самообразования и самосовершенствования [4].

При традиционной форме обучения преподаватель выступает в качестве источника знаний обучающегося. При этом мы наблюдаем более пассивное низкого уровня восприятие информации обучающимися и их слабое участие в образовательном процессе, отсутствие или низкую мотивацию к усвоению знаний, безынициативность. Как следствие этого, у обучающихся формируется низкий уровень личной ответственности и неумение использовать полученные знания на практике: неумение провести поиск нужной информации, методов решения, отсутствие творческого подхода к решению поставленных задач.

Проведение же практических занятий методом RBL, ориентированным на исследование, позволяет максимально вовлечь всех обучающихся группы не только в процесс обучения, но и освоить основы научно-исследовательской работы под руководством преподавателя во время проведения аудиторных и внеаудиторных занятий путем выполнения исследовательской деятельности.

При этом виде обучения преподаватель не является источником знаний и исполняет роль наставника. Эта форма обучения позволяет получать новые знания и навыки не только обучающимся, но и преподавателям, с ценной возможностью их внедрения и использования на практике.

Цель проведения RBL для обучающихся – научить выполнять научную работу в команде.

Методика проведения RBL: в команде распределяют роли, виды работ между собой. Это способствует формированию открытых отношений между студентами, построенных на взаимном доверии. При этом у обучающихся формируются более тесные и сплоченные отношения в команде. У многих обучающихся формируются навыки организационной работы, взаимопонимания среди членов команды, способность преодолевать трудности, включая неуверенность в собственных возможностях и борьбе с неопределенностью в достижении результатов исследования.

Ответственность за обучение лежит на самих обучающихся. Они учатся скрупулёзному сбору информации. Обучающиеся используют информационные ресурсы: интернет, учебную и научную литературу из библиотеки. В команде проводят анализ этих ресурсов и учатся выбирать среди всей предложенной информации наиболее достоверную.

Обучающиеся ставят перед собой задачи, решение которых ориентировано на достижение результата в научно-исследовательской работе. Особая роль в этом принадлежит преподавателю-наставнику, особенно на начальном этапе, когда у обучающихся нет навыков формулирования целей и задач научно-исследовательской работы. У обучающихся вырабатываются настойчивость, решительность, новаторство, коллективизм и доброжелательное отношение между собой. Они учатся совместному принятию решений, навыков выполнения тех или иных действий с пониманием механизмов изучаемых процессов, как результат становления профессионального мышления.

Кроме того, сами обучающиеся под чутким руководством наставника учатся проводить мониторинг процесса научного исследования и корректировать его в процессе работы. Однако у данного метода обучения RBL есть и отрицательная сторона – студенты могут сосредоточиться только на получении знаний и навыков в профессиональной сфере. Тогда как врач должен быть не только высокообразованным, но и политически грамотным, интеллигентным специалистом.

В осеннем семестре обучались 4 группы интернов ОМФ, направления педиатрия, из них 2 группы – 12 человек с казахским языком обучения (по 6 человек в группе) и 10 человек с русским языком обучения (по 5 человек в группе). Им была предложена для выполнения вышеуказанная тема практического занятия по методике RBL.

Под руководством наставников: заведующего кафедрой детских инфекционных болезней, д.м.н., академика РАЕ, профессора Р.Х. Бегайдаровой, и к.м.н., и.о. профессора Г.К. Алшынбековой и интернами были сформулированы цели научно-исследовательской работы, распределены роли в командах

Профессор Р.Х. Бегайдарова до начала выполнения методики RBL обучила интернов правилам сбора документации для прохождения этической комиссии и навыку выполнения научной работы: дизайна исследования, с информированным согласием, взятым до начала исследования с пациентов, с решением и протоколом биоэтической комиссии, анализ клинических и лабораторных методов исследования у пациентов.

Больные, относящиеся к системе риска с выраженными нарушениями со стороны сердечно-сосудистой, эндокринной, кроветворной и дыхательной систем в исследование не включались.

После получения информации по литературному обзору, материалов и методов исследования с последующим обсуждением полученных результатов, в соответствии с актуальностью и целью темы под руководством наставников выполнялось окончательное написание статьи и её оформление с её последующей публикацией в научном журнале.

Целью исследования явилось сравнительное изучение клинических проявлений у детей, больных лямблиозом до и после лечения препаратом Метронидазол.

Материалы и методы: собственные исследования по оценке изучения клинической эффективности применения препарата Метронидазол. проводились у детей в возрасте от 5 до 18 лет включительно, госпитализированных в областную инфекционную больницу г. Караганды.

В работе были использованы личные наблюдения авторов. Было обследовано 39 детей, которые были распределены на 3 возрастные группы: 1 группа – дети с 5 до 9 лет – 10 (26,0 %); 2 группа – дети с 9 до 13 лет – 14 (36,4 %); 3 группа – дети с 13 до 18 лет – 15 (37,6 %).

ОБСЛЕДОВАНИЯ И НАБЛЮДЕНИЯ БОЛЬНЫХ ДЕТЕЙ

№ ______________ истории болезни. Адрес _______________________ Тел____________

Дата поступления __________________________________ Дата выписки_______________

Пол ____________ Возраст ________________ Дата рождения ________________________

Диагноз ___________________________________________давность заболевания ________

Получаемое лечение ___________________________________________________________

Для профилактики и купирования приступа:


    Более 80 курсов для обучения Всего 20 минут в день на занятия Персональный преподаватель

Хинин –алкалойд коры хинного дерева

Хлорохим (Делагил) - действует на эритроцитарную форму плазмодия.

Примахин –действует на гомунты и преэритроцитарные формы

Тетрациклин (подавляет нормальную микрофлору кишечника, нарушает условия жизни амеб).

В стенке кишечника и печени:

Эмитан – алколойд ипипекоаны

Хлорохим (делагил)/Хингамин – амебы в печени

При любой локализации:

Тенидазол (таб, вагинальные суппозитории)

Метронидазол - Противопротозойный и противомикробный препарат, производное 5-нитроимидазола. Механизм действия заключается в биохимическом восстановлении 5-нитрогруппы внутриклеточными транспортными протеинами анаэробных микроорганизмов и простейших, восстановленная 5-нитрогруппа взаимодействует с дезоксирибонуклеиновой кислотой (ДНК) клетки микроорганизмов, ингибируя синтез их нуклеиновых кислот, что ведет к гибели бактерий.

Показания к применению:

Протозойные инфекции: внекишечный амебиаз, включая амебный абсцесс печени, кишечный амебиаз(амебная дизентерия), трихомониаз, гиардиазис, балантидиаз, лямблиоз, кожный лейш-маниоз,трихомонадный вагинит, трихомонадный уретрит.

× Со стороны нервной системы: головокружение, нарушение координации движений, атаксия, спутанность сознания, раздражительность, депрессия, повышенная возбудимость, слабость, бессонница, головная боль, судороги, галлюцинации, периферическая нейропатия.

× Аллергические реакции: крапивница, кожная сыпь, гиперемия кожи, заложенность носа, лихорадка,артралгии.

× Со стороны мочеполовой системы: дизурия, цистит, полиурия, недержание мочи, кандидоз, окрашивание мочи в красно-коричневый цвет.

Фармакологическое действие:Противомалярийное и амебицидное средство, являющееся производным 4 – аминохинолина. Препарат для базовой терапии ревматоидного артрита. Делагил тормозит синтез ДНК, оказывая влияние на активность ферментов и скорость иммунологических процессов. Антималярийное действие основано на быстром разрушении бесполых форм плазмодиев различных типов (Plasmodium malariae, Plasmodium falciparum, Plasmodium vivax). За счет ингибирования синтеза нуклеиновых кислот Делагил обладает неспецифическим противовоспалительным и иммунодепрессивным действием.

Показания к применению:

Терапия и профилактика малярии, амебный абсцесс печени, внекишечный амебиаз, подострая и хроническая формы системной красной волчанки, равматоидный артрит, системная склеродермия, порфирия, фотодерматоз.

× - Со стороны нервной системы: головокружение, психомоторное возбуждение, головная боль, бессонница, психозы, невропатии, судорожные припадки.

× - Со стороны опорно-двигательного аппарата: миопатии.

× - Со стороны чувствительных анализаторов: нарушение слуха, шум в ушах, ослабление зрительного восприятия, помутнение роговицы, ретинопатия, нарушение аккомодации, обратимая кератопатия.

× - Со стороны органов пищеварения: тошнота, рвота, диарея, анорексия, боли в животе спастического характера, снижение массы тела, гепатотоксичность.

× - Со стороны сосудистой системы: возможно развитие артериальной гипотензии, кардиомиопатии.

× - Кожные проявления: дерматиты, кожный зуд, сыпь, фотосенсибилизация, нарушение пигментации кожи, выпадение волос.

32.1. Противомалярийные средства

× трехдневную малярию (вызывается Plasmodium vivax, Plasmodium ovale; приступы развиваются через 48 ч),

× четырехдневную малярию (вызывается Plasmodium malariae; приступы развиваются через 72 ч) и

× тропическую малярию (наиболее тяжелая форма малярии; вызывается Plasmodium falciparum; приступы развиваются через 36-72 ч).

Укус комара зараженного плазмодием – спорозойды в крови – через 30 минут печень- преэритроцитарные формы – выход из печени – эритроцитарные формы – эритроцитарные циклы – разрушение эритроцитов – лихорадка, озноб. Часть эритроцитарных форм образуют половые формы (гомунты), здоровый комар при укусе заражается гомунтами, которые в теле комара превращаются в спорозойды.

Для предупреждения заболевания малярией (личная химиопрофилактика) используют средства, которые действуют на преэритроцитарные формы плазмодиев; для предупреждения приступов малярии — средства, действующие на эритроцитарные формы плазмодия.

Чтобы предупредить распространение малярии, больным малярией назначают препараты, действующие на гамонты (общественная химиопрофилактика).

Хлорохим (Делагил) таб по 250мг. Эффекты: противомалярийный, противоамебный, иммунодепрессивный, СКВ, противовоспалительный, действует на эритроцитарную форму плазмодия.

Хлорохин (хингамин, делагил) - производное 4-аминохинолина; противомалярийное, противоамебное, иммуносупрессивное и противовоспалительное средство.

Действует на эритроцитарные формы плазмодиев. Ингибирует по-лимеразу плазмодия, необходимую для превращения токсичного гема (образуется при поглощении плазмодием гемоглобина) в нетоксичный гемозоин. К хлорохину чувствительны P. malariae, P. ovale. Во многих регионах P. falciparum устойчив к действию хлорохина. Есть районы с резистентностью к хлорохину P. vivax. , Курс лечения тропической малярии при сохраненной чувствительности P. falciparum к хлорохину составляет 3 дня. *t При трехдневной малярии после применения хлорохина в течение 3 дней проводят 14-дневный курс лечения примахином (уничтожение параэритроцитарных форм плазмодия).

В качестве противомалярийного средства хлорохин назначают для купирования и предупреждения приступов малярии. Применяют внутрь, вводят внутривенно (медленная инфузия), внутримышечно и под кожу.

Побочные эффекты хлорохина: головная боль, нарушение атрио-вентрикулярной проводимости, диспепсия, нарушения зрения, кожный зуд, сыпи, депигментация волос, алопеция, судороги, угнетение кроветворения.

Сходными свойствами обладает гидроксихлорохин ( плаквенил ).

В случаях устойчивости плазмодиев к хлорохину применяют меф-лохин, хинин, фансидар, доксициклин.

Мефлохин действует на эритроцитарные формы плазмодия; особенно эффективен в отношении P. falciparum (резистентность встречается реже, чем к хлорохину). Назначают внутрь.

Побочные эффекты мефлохина: тошнота, рвота, диарея, головная боль, головокружение, расстройства зрения, нейропатия, тремор, атаксия, депрессия, дезориентация, галлюцинации, нарушения атриовентрикулярной проводимости, миалгии, артралгии, сыпи, алопеция, лейкопения, тромбоцитопения.

Хинин (алкалоид коры хинного дерева — род Cinchona ) эффективен в отношении эритроцитарных форм плазмодиев малярии. Препарат назначают внутрь.

Побочные эффекты хинина: цинхонизм (звон в ушах, головная боль, расплывчатое видение, снижение остроты слуха, дезориентация, тошнота, диарея, гиперемия кожи, сыпи), нарушения функции сердечно-сосудистой системы, почек, системы крови.

Пириметамин (хлоридин) — производное диаминопиримидина, нарушает обмен фолиевой кислоты плазмодиев (ингибитор дигидрофолатредуктазы). Эффективен в отношении преэритроцитар-ных, эритроцитарных форм плазмодиев и гамонтов. Применяют в основном для индивидуальной химиопрофилактики в районах, где распространена малярия.

Эффективность пириметамина повышается в сочетании с сульфаниламидами. Фансидар - комбинированный препарат пириметамина и сульфадоксина назначают при резистентности плазмодиев к хлорохину.

Прогуанил (бигумаль) — производное бигуанида. В организме превращается в активный метаболит циклогуанил, который ингибиру-ет дигидрофолатредуктазу.

Прогуанил эффективен в отношении преэритроцитарных форм (особенно P. falciparum) и в меньшей степени эритроцитарных форм плазмодия; оказывает угнетающее действие на гамонты. Применяют в основном для профилактики тропической малярии совместно с хлорохином.

К прогуанилу быстро развивается устойчивость плазмодия и в настоящее время во многих регионах прогуанил как противомалярийное средство мало эффективен.

Побочные эффекты прогуанила: стоматит, язвы рта, диарея, кожные реакции, алопеция.

При неэффективности других противомалярийных средств в отношении эритроцитарных форм плазмодиев, особенно при лечении тропической малярии, назначают доксициклин (антибиотик из группы тетрациклинов;), артемизинин (алкалоид полыни) или его производные — артеметер, артесунат.

Примахин — производное 8-аминохинолина. Действует на параэрит-роцитарные формы плазмодиев трехдневной малярии, а также на гамонты. Применяется для профилактики рецидивов трехдневной малярии и для общественной химиопрофилактики заболевания. Назначают курсом в течение 14 дней после применения средств, действующих на эритроцитарные формы плазмодия (хлорохин, мефлохин, хинин).

Побочные эффекты примахина: тошнота, рвота, боли в животе, острая гемолитическая анемия (при дефиците глюкоза-6-фосфатде-гидрогеназы). Препарат противопоказан при беременности и в период грудного вскармливания ребенка.

32.2. Противоамебные средства

Различают 2 формы дизентерийной амебы: трофозоиты, которые могут находиться в просвете кишечника, в стенке кишечника и в печени; цисты, которые могут существовать вне организма.

На амебы в просвете кишечника действуют дилоксанид, хиниофон (ятрен). Кроме того, непрямое действие оказывают тетрациклины (подавляя нормальную микрофлору кишечника, тетрациклины нарушают условия существования дизентерийных амеб).

На амебы в стенке кишечника и в печени действует эметин (алкалоид ипекакуаны; вводят под кожу или внутримышечно), на амебы в печени - хлорохин.

Универсальное действие на амебы любой локализации (за исключением цист) оказывает производное нитроимидазола метронидазол. Вместо метронидазола можно применить тинидазол, орнидазол.

32.3. Средства, применяемые при трихомониазе

Эффективными противотрихомонадными средствами являются нитроимидазолы — метронидазол (трихопол), тинидазол, аминитро-зол (нитазол) и др. Эти средства применяют в виде таблеток и вагинальных суппозиториев.

Кроме того, при трихомониазе используют нитрофураны, в частности, фуразолидон.

32.4. Средства, применяемые при лямблиозе

При лямблиозе эффективны нитроимидазолы — метронидазол, тинидазол, нитрофураны - фуразолидон; производное акридина -мепакрин (акрихин).

32.5. Средства, применяемые при токсоплазмозе

При токсоплазмозе применяют пириметамин (хлоридин) и сульфаниламиды, а также комбинированные препараты - фансидар (пириметамин + сульфадоксин), метакельфин (пириметамин + сульфален).

32.6. Средства, применяемые при лейшманиозе

Различают висцеральный лейшманиоз (вызывается Leishmania donovani) и кожный лейшманиоз (вызывается L. tropica). При обеих формах лейшманиоза применяют препараты сурьмы — натрия стибоглюконат (солюсурьмин; вводят внутривенно), меглумин и пен-тамидин (вводят внутримышечно).

Побочные эффекты препаратов сурьмы: тошнота, рвота, боли в животе, нарушения функций печени, почек, миалгии, кашель, боли за грудиной.

При кожном лейшманиозе местно применяют мепакрин (акрихин), внутримышечно и местно - мономицин.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции