Планом действий по поддержанию свободного от полиомиелита статуса российской федерации

Регистрационный N 28496

Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации Г.Г. Онищенко, проанализировав глобальную эпидемиологическую ситуацию по полиомиелиту и в Российской Федерации, принятые меры по предупреждению завоза и распространения дикого полиовируса в субъектах Российской Федерации, установил.

С 2002 года Российская Федерация в составе Европейского региона сертифицирована Всемирной организацией здравоохранения (далее - ВОЗ) как территория, свободная от полиомиелита.

В постсертификационный период работа по профилактике полиомиелита в Российской Федерации осуществлялась в рамках реализации "Национального плана действий по поддержанию свободного от полиомиелита статуса Российской Федерации", согласно нормативным и методическим документам, а также с использованием рекомендаций Европейской Комиссии по сертификации, методических документов ВОЗ. В стране создана и эффективно работает система реализации мероприятий по профилактике полиомиелита.

Основная задача профилактики полиомиелита в постсертификационный период - это поддержание свободного от полиомиелита статуса Российской Федерации.

В 2012 году в мире было зарегистрировано 222 случая полиомиелита, вызванного диким полиовирусом. В основном случаи полиомиелита регистрируются в эндемичных странах (Нигерия, Афганистан, Пакистан), однако, учитывая значительную интенсивность миграционных и туристических потоков, сохраняется угроза завоза дикого полиовируса в свободные от полиомиелита страны.

После осложнения в 2010 году эпидемиологической ситуации по полиомиелиту в связи с завозом в страну дикого полиовируса, в Российской Федерации проведен комплекс дополнительных профилактических и противоэпидемических мероприятий, позволивший стабилизировать эпидобстановку.

Приняты меры по совершенствованию организационных мероприятий, развитию нормативного и методического обеспечения профилактики полиомиелита и эитеровирусной инфекции. Совершенствуется система вакцинопрофилактики полиомиелита. Осуществляются меры, направленные на профилактику вакциноассоциированного паралитического полиомиелита. Проведена работа по повышению качества, чувствительности и эффективности эпидемиологического надзора за полиомиелитом и острыми вялыми параличами (далее - ОВП), эитеровирусной инфекцией (далее - ЭВИ). Поддерживается на высоком уровне, отвечающем требованиям ВОЗ, и совершенствуется лабораторная диагностика полиомиелита и неполиомиелитных энтеровирусных инфекций. Все лаборатории по диагностике полиомиелита Российской Федерации являются частью Глобальной лабораторной сети ВОЗ и аккредитованы для выполнения этих исследований. На постоянной основе осуществляется серологический мониторинг популяционного иммунитета к полиомиелиту. Обеспечивается биологическая безопасность работы с материалами, инфицированными или потенциально инфицированными диким полиовирусом. Внедрен и совершенствуется эпидемиологический надзор за энтеровирусной (неполио) инфекцией. В целях обеспечения необходимого уровня популяциошюго иммунитета против полиомиелита в 2011- 2012гг. проводилась дополнительная иммунизация детей в Северо-Кавказском федеральном округе. В других федеральных округах на территориях и в учреждениях, где не был достигнут 95% охват профилактическими прививками, проводилась кампания по дополнительной 2-туровой иммунизации детей от 1 года до 3 лет.

Вместе с тем отмечаются недостатки в работе по данному направлению.

В отдельных субъектах показатель охвата вакцинацией в разных возрастных группах не достигает нормативного (95%).

Остается большое количество не привитых против полиомиелита детей вследствие несвоевременного пересмотра медицинских отводов и отказов родителей от прививок, в том числе обусловленных религиозными убеждениями.

Имеются территории, где не регистрируются ОВП или где не выполняется нормативный показатель (1 случай ОВП на 100 тыс. детского населения до 15 лет) их выявления.

В отношении некоторых показателей чувствительности и качества эпиднадзора в 2011 - 2012гг. отмечены негативные тенденции: снизились показатели своевременности выявления больных ОВП и адекватного их обследования.

Ухудшение ряда показателей качества эпиднадзора за полиомиелитом и ОВП как в целом по стране, так и в отдельных субъектах России, после стабилизации ситуации по полиомиелиту является следствием имеющихся недостатков в системе подготовки медицинских работников по вопросам диагностики OBП.

В детских учреждениях имеют место нарушения санитарного законодательства в отношении соблюдения требований о разобщении непривитых детей от недавно получивших прививки живой полиомиелитной вакциной (профилактика заболевания полиомиелитом, ассоциированного с вакциной).

В ряде случаев не выполняются требования нормативных и методических документов по обеспечению биологической безопасности в вирусологических лабораториях, работающих (сохраняющих) с материалами, инфицированными (потенциально инфицированными) диким полиовирусом, требуется укрепление их материально-технической базы.

Современная диагностика нуждается в усовершенствованных методах, в том числе экспресс-диагностики, сокращающей время проведения вирусологических исследований.

Актуальным направлением работы по поддержанию свободного от полиомиелита статуса страны является надзор за энтеровирусной инфекцией.

Ежегодно в стране регистрируются сезонные подъемы заболеваемости, групповые очаги заболеваний, а также остается риск завоза инфекции с сопредельных территорий и государств, прежде всего из КНР.

Несмотря на введение официальной регистрации ЭВИ, в ряде территорий отмечается неполный учет данных заболеваний.

В связи с тем, что риск завоза и распространения на территории нашей страны дикого штамма вируса полиомиелита остается высоким, работа по профилактике полиомиелита требует постоянного совершенствования в соответствии с современной эпидемиологической обстановкой.

В целях обеспечения предупреждения заноса и распространения дикого вируса полиомиелита на территории Российской Федерации, в соответствии с пунктом 6 статьи 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2002, N 1 (ч. 1), ст. 2; 2003, N 2, ст. 167; N 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10: N 52 (ч. 1) ст. 5498; 2007 N 1 (ч. 1) ст. 21, ст. 29; N 27, ст. 3213; N 46, ст. 5554; N 49, ст. 6070; 2008, N 29 (ч. 1), ст. 3418; N 30 (ч.2), ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17, 2010, N 40, ст.4969; 2011, N 1 ст.6, N30 (ч. 1), ст. 4563, ст.4590, ст.4591, ст.4596; N50, ст.7359); пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 38 ст.4736; 2000, N 33, ст. 3348; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 1 (ч.1), ст. 25; 2006, N 27, ст. 2879; 2007, N 43, ст. 5084; N 49, ст. 6070; 2008, N 30 (ч.2), ст. 3616, N 52 (ч. 1), ст. 6236; 2009, N 1, ст. 21; 2009, N 30, ст. 3739; 2010, N 50, ст.6599; 2011, N 30 (ч.1), ст. 4590); 2012, N53 (ч.1), ст. 7589), а также в целях стратегического плана ВОЗ по ликвидации полиомиелита на 2013-2018гг. в рамках глобальной инициативы по ликвидации полиомиелита постановляю:

1. Утвердить "План действий по поддержанию свободного от полиомиелита статуса Российской Федерации на 2013-2015 годы" (далее - План) (Приложение).

2. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления рекомендовать:

2.1. Установить действенный контроль за разработкой и выполнением региональных планов действий по поддержанию свободного от полиомиелита статуса субъекта Российской Федерации на 2013-2015гг.

2.2. При необходимости рассмотреть вопрос о выделении бюджетных ассигнований на осуществление мероприятий региональных планов действий по поддержанию свободного от полиомиелита статуса субъекта Российской Федерации.

2.3. Оказывать содействие органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья граждан и управлениям Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации в проведении в средствах массовой информации разъяснительной работы с населением по вопросам профилактики полиомиелита и энтеровирусных инфекций и актуальности иммунизации против полиомиелита.

3. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья граждан:

3.1. Разработать и внести на рассмотрение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации региональные планы по поддержанию свободного от полиомиелита статуса субъекта Российской Федерации на 2013-2015гг.

3.2. Обеспечить взаимодействие с заинтересованными организациями и учреждениями в реализации разработанных региональных планов мероприятий по поддержанию свободного от полиомиелита статуса субъекта Российской Федерации на 2013-2015гг.

4. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, главным врачам федеральных бюджетных учреждений здравоохранения - центров гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора в субъектах Российской Федерации, руководителям научно-исследовательских учреждений Роспотребнадзора обеспечить выполнение мероприятий в соответствии с Планом и региональными планами мероприятий по поддержанию свободного от полиомиелита статуса субъекта Российской Федерации на 2013 - 2015гг.

5. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации обеспечить действенный контроль за выполнением региональных планов мероприятий по реализации по поддержанию свободного от полиомиелита статуса субъекта Российской Федерации на 2013 - 2015гг.

6. Контроль за выполнением настоящего постановления оставляю за собой.

Руководитель Г. Онищенко

Механизм реализации "Национального плана действий на 2013-2015 годы по поддержанию свободного от полиомиелита статуса Российской Федерации"

Общее руководство и контроль за реализацией мероприятий "Национального плана действий" осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Координация деятельности, оказание методической и практической помощи органам и учреждениям Роспотребнадзора, органам и учреждениям здравоохранения в рамках "Национального плана действий" возложена на Координационный центр профилактики полиомиелита и энтеровирусной (неполио) инфекции полиомиелита (ФБУЗ "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии" Роспотребнадзора).

Региональные центры эпидемиологического надзора за полиомиелитом и острыми вялыми параличами осуществляют контроль и методическую помощь в организации мероприятий по совершенствованию эпидемиологического надзора, профилактике полиомиелита в прикрепленных субъектах Российской Федерации.

Национальный центр по лабораторной диагностике полиомиелита (ФГБУ Институт полиомиелита и вирусных энцефалитов имени М.П. Чумакова РАМН) обеспечивает проведение заключительной лабораторной диагностики полиомиелита, совершенствование вирусологического обеспечения системы эпидемиологического надзора за полиомиелитом и острыми вялыми параличами.

Приволжский и Дальневосточный научно-методические центры по изучению энтеровирусной инфекции (ФБУН "Нижегородский НИИ эпидемиологии и микробиологии им. академика И. Н. Блохиной" Роспотребнадзора и ФБУН "Хабаровский НИИ эпидемиологии и микробиологии" Роспотребнадзора соответственно) осуществляют мероприятия по совершенствованию эпидемиологического надзора за энтеровирусными (неполио) инфекциями.

Совершенствование диагностики полиомиелита и острых вялых параличей, биологической безопасности работы с материалами, инфицированными или потенциально инфицированными диким полиовирусом, сертификации ликвидации полиомиелита являются основными задачами соответствующих Комиссий Роспотребнадзора.

Мероприятия по поддержанию свободного от полиомиелита статуса субъекта Российской Федерации реализуются органами и учреждениями здравоохранения, органами и учреждениями Роспотребнадзора в рамках соответствующих "Планов действий", разрабатываемых в регионах в соответствии с основными направлениями "Национального плана действий" с учетом конкретных местных условий.

Финансирование мероприятий "Национального плана действий" осуществляется за счет средств федерального бюджета, финансовых средств, выделенных на реализацию государственного задания, региональных и ведомственных программ в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также за счет финансовых средств из других источников в соответствии с законодательством Российской Федерации.


ведущий научный сотрудник лаборатории этиологии и контроля вирусных инфекций

кандидат медицинских наук (1984), старший научный сотрудник

имеет высшую квалификационную категорию и сертификат по вирусологии

(врач-вирусолог Субнациональной лаборатории по диагностике полиомиелита,

входящей в Глобальную сеть полиомиелитных лабораторий ВОЗ)

Наталья Ивановна Романенкова в 1975 г. окончила Ленинградский санитарно-гигиенический медицинский институт.

Н.И. Романенкова – признанный специалист в области полиомиелита; активно сотрудничает с лабораторией молекулярной эпидемиологии энтеровирусов Парижского Института Пастера (в качестве члена рабочей группы по полиомиелиту Международной Сети Институтов Пастера).

Наталья Ивановна принимает активное участие в организации и проведении международных научных конференций, рабочих совещаний и обучающих семинаров Глобальной сети полиомиелитных лабораторий ВОЗ и Международной Сети Институтов Пастера; имеет опыт организационной работы по созданию и налаживанию работы микробиологической лаборатории многопрофильного госпиталя в зарубежной стране.

С 1997 г. работает по Глобальной Программе ликвидации полиомиелита (награждена почетной грамотой и знаком ВОЗ за вклад в дело ликвидации полиомиелита в России и в Европейском регионе).

Является автором и соавтором более 100 научных публикаций (в том числе 3 монографий), более 80 докладов на научных конференциях, методических рекомендаций, научно-технической документации.

1. Романенкова Н.И., Бичурина М.А., Розаева Н.Р. Характеристика вакцинных полиовирусов, выделенных в закрытых детских коллективах (домах ребенка) // Вопросы вирусологии. - 2010. – №2. - С. 42-45;

2. Бичурина М.А., Романенкова Н.И., Розаева Н.Р., Воротникова В.А. Глобальная ситуация по полиомиелиту. Стратегия и тактика ВОЗ по ликвидации полиомиелита // Ж. Инфектологии. - 2011. – 3 (№ 2). – С. 5-14;

3. Романенкова Н.И., Бичурина М.А., Розаева Н.Р. Надзор за полиомиелитом и энтеровирусной инфекцией на ряде территорий Российской Федерации // Ж.МЭИ. – 2011. – №6 – С. 32-36;

4. Романенкова Н.И., Бичурина М.А., Розаева Н.Р., Шишко Л.А. Иммунитет к полиовирусам у детского населения на ряде территорий Российской Федерации // ЖМЭИ. – 2012. - № 5. - С. 49-53;

5. Романенкова Н.И., Бичурина М.А., Розаева Н.Р., Погребная Т.Н. Роль эпидемиологического надзора за мигрантами в системе надзора за полиомиелитом // ЖМЭИ. – 2012. - № 6. - С. 27-31;

6. Романенкова Н.И., Бичурина М.А., Розаева Н.Р. Частота выделения полиовирусов и неполиомиелитных энтеровирусов у больных острыми вялыми параличами, энтеровирусной инфекцией и у детей из групп риска // Ж. Инфектологии. – 2012. - 4 (№ 2). - С. 15-19;

7. Бичурина М.А., Пьяных В.А., Новикова Н.А., Романенкова Н.И., Розаева Н.Р., Канаева О.И. Сезонный подъем заболеваемости энтеровирусной инфекцией в Новгородской области // Ж. Инфекция и Иммунитет. – 2012. - 2 (№ 4). – С. 747-752;

8. Romanenkova N., Bichurina M., Rozaeva N. Challenges for Polio Eradication in the Post-certification Period // Romanian Archives of Microbiology and Immunology. - July-September 2013 -vol. 72, I. 3. - Р. 180-181;

10. Шишко Л.А., Романенкова Н.И., Бичурина М.А., Гордиенко Т.А., Розаева Н.Р., Голицына Л.Н., Фомина Л.Б., Канаева О.И., Лялина Л.В., Новикова Н.А. Этиология сезонных подъёмов заболеваемости энтеровирусной инфекцией в Архангельской области // Ж. Инфекция и Иммунитет. – 2013. - 3 (№ 2). - С. 65-72;

11. Бичурина М.А., Романенкова Н.И., Новикова Н.А., Голицына Л.Н., Розаева Н.Р., Канаева О.И., Ермакова М.В., Камынина Л.С., Мадоян А.Г., Валдайцева Н.В., Леонова Н.П., Иванова Т.Г. Групповые заболевания энтеровирусной инфекцией, обусловленные вирусами Коксаки А16, на Северо-западе России // ЖМЭИ. - 2014. – № 2. - С. 51-58;

12. Бичурина М.А., Романенкова Н.И., Голицына Л.Н., Розаева Н.Р., Канаева О.И., Фомина С.Г., Крайнова Т.И., Шишко Л.А., Гордиенко Т.А., Пьяных В.А., Иванова Т.Г., Смелков С.Н., Лесникова М.В., Новикова Н.А. Роль энтеровируса ECHO30 в этиологии энтеровирусной инфекции на Северо-западе России в 2013 году // Журнал Инфектологии - 2014. – 6 (№ 3). - С. 84-91;

13. Романенкова Н.И., Бичурина М.А., Розаева Н.Р., Канаева О.И. Риск заноса и распространения полиовирусов в детских учреждениях закрытого типа // ЖМЭИ. - 2014. – № 6. - С. 90-95;

14. Романенкова Н.И., Канаева О.И., Бичурина М.А., Розаева Н.Р. Детекция неполиомиелитных энтеровирусов у больных острыми вялыми параличами, детей из организованных коллективов и детей из семей мигрантов // Журнал Инфектологии. - 2014. – 6 (№ 4). - С.43-48.



ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ

И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

г. Москва, Вадковский пер.,

д. 18, строение 5,7

Руководителям управлений
Роспотребнадзора по субъектам
Российской Федерации, железнодорожному транспорту

в субъектах Российской Федерации, железнодорожному транспорту

Директору НИИЭМ им. Пастера Роспотребнадзора

Директору института полиомиелита и вирусных энцефалитов им. РАМН

О реализации Национального плана действий

по поддержанию свободного от полиомиелита

статуса Российской Федерации в 2011 году

C 2002 года Российская Федерация в составе Европейского региона ВОЗ сертифицирована как территория свободная от полиомиелита.

После осложнения в 2010 году эпидемиологической ситуации по полиомиелиту в связи с завозом в страну дикого полиовируса, в Российской Федерации проведен комплекс дополнительных профилактических и противоэпидемических мероприятий, позволивший стабилизировать эпидобстановку.

Последний случай полиомиелита, вызванного диким полиовирусом, в стране был зарегистрирован в сентябре 2010 года. В августе 2011 года Европейская региональная комиссия по сертификации ликвидации полиомиелита подтвердила статус Российской Федерации как страны, свободной от полиомиелита.

Вместе с тем глобальная ситуация по полиомиелиту в мире остается нестабильной. В 2011 году зарегистрирована вспышка полиомиелита в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китайской Народной Республики (Северо-Западный Китай), где данное заболевание не регистрировалось длительный период. По данным ВОЗ в КНР был зарегистрирован 21 случайзаболевания полиомиелитом (последний случай с датой развития паралича 09.10.2011), из них половину составили взрослые в возрасте 19-53 лет, 2 случая закончились летальным исходом.

В настоящее время эндемичными по полиомиелиту остаются 3 страны – Нигерия, Афганистан, Пакистан. В 2012 году ВОЗ исключила из списка эндемичных стран Индию, где более 12 месяцев не выявлялся полиомиелит, вызванный диким полиовирусом.

В 2011 г. количество зарегистрированных случаев полиомиелита в мире сократилось вдвое (650 случаев против 1352 в 2010г.). При этом количество стран, в которых ежегодно регистрируются случаи завоза дикого вируса полиомиелита, не уменьшается.

В Российской Федерации работа по профилактике полиомиелита в 2011 году осуществлялась в соответствии с Национальным планом действий по поддержанию свободного от полиомиелита статуса Российской Федерации на гг. и нормативно-методическими документами.

В 2011 году основные индикативные показатели качества эпиднадзора за полиомиелитом и ОВП в целом по стране соответствовали требуемым.

Показатель заболеваемости ОВП составил 1,65 на 100 тыс. детей в возрасте до 15 лет (в 2010 г. – 1,9) при рекомендуемом ВОЗ 1,0 на 100 тыс. детей до 15 лет). Всего было выявлено 427 случаев с первичным диагнозом ОВП (в 2010г.- 465сл.), окончательный диагноз ОВП подтвержден в 360 случаях (2010 гНациональной Комиссией по диагностике ПОЛИО/ОВП.

Вместе с тем, в отношении некоторых показателей качества эпиднадзора в 2011 году отмечены негативные тенденции:

- число субъектов Российской Федерации, не достигших индикативного показателя по заболеваемости ОВП (по окончательным диагнозам) увеличилось с 4-х (2010г.) до 8-ми (2011г.): Чувашская и Чеченская республики, Воронежская, Ульяновская, Московская, Пензенская, Новосибирская и Кемеровская области, что, возможно, свидетельствует о снижении настороженности медработников в отношении выявления больных с ОВП;

- в Кабардино-Балкарской Республике все случаи с первичным диагнозом ОВП были отменены Национальной Комиссией по диагностике ПОЛИО/ОВП, в связи с чем показатели эпиднадзора также не были достигнуты;

- в 11 субъектах Российской Федерации (Архангельская, Московская, Ярославская, Пермская, Свердловская, Томская, Иркутская области, Республиках Татарстан, Дагестан, Хакасия, Красноярский край) не достигнут показатель своевременности эпидемиологического расследования случаев ОВП; в целом по стране он снизился с 97,4% (2010г.) до 96,5%(2011г.); в основном данная тенденция связана с поздней регистрацией ОВП (поздняя обращаемость родителей за медицинской помощью, поздняя постановка диагноза);

- сг.) дог.) увеличилось число субъектов, где не достигнут показатель по доле адекватно обследованных больных ОВП (не позднее 14 дня от начала паралича с интерваломчасов), в целом по стране этот показатель уменьшился до 93,9% (в 2010г. – 94,7%);

- сг.) дог.) увеличилось число субъектов Российской Федерации, где имело место выявление больных ОВП в поздние сроки заболевания; в целом по стране в первые 7 дней с момента развития паралича было выявлено 375 случаев ОВП, что составило 87,8% (в 2010 г. – 89%).

Ухудшение ряда показателей качества эпиднадзора за ПОЛИО/ОВП, как в целом по стране, так и в отдельных субъектах России, возможно, является следствием снижения настороженности медицинских работников в отношении диагностики ОВП после стабилизации ситуации по полиомиелиту.

В Российской Федерации достигнут и поддерживается высокий (свыше 95%) уровень охвата иммунизацией против полиомиелита.

Нормативный показатель своевременности вакцинации детей в возрасте 12 мес. и 24 мес. достигнут в 80 субъектах Российской Федерации, в возрасте 14-ти лет – во всех субъектах.

Менее 95% детей вакцинировано против полиомиелита в возрасте 12 мес. в Чувашской Республике (88,9%), Алтайском крае (94,6%) и в Магаданской области (93,6%). В возрасте 24 мес. менее 95% детей своевременно ревакцинировано против полиомиелита в Чувашской Республике (93,3%), в Ханты-Мансийском (94,2%) и Ямало-Ненецком автономных округах (94,1%).

В целях обеспечения необходимого уровня популяционного иммунитета против полиомиелита в 2011г. проводилась дополнительная иммунизация детей в Северо-Кавказском федеральном округе. В ходе 2 туров было привито более 1,39 млн. детей в возрасте от 6 месяцев до 15 лет, охват прививками составил 99,7% от числа подлежащих.

В 47 субъектах Российской Федерации проводилась кампания по дополнительной 2-х туровой иммунизации детей от 1 года до 3 лет на территориях и в учреждениях, где не был достигнут 95% охват профилактическими прививками. Привито свыше 42,7 тысяч детей - 98% от числа подлежащих.

Вместе с тем, после завершения кампаний по дополнительной иммунизации остались дети, не привитые против полиомиелита по причине отказов родителей и медицинских отводов. В случае завоза дикого штамма полиомиелита на территорию страны они являются наиболее уязвимой группой населения.

В соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации (зарегистрировано в Минюсте России 20 марта 2012г. рег.№ 000) в апреле-мае 2012 года планируется проведение 2-х туровой иммунизации детей с 12 до 36 месяцев, при проведении которой необходимо уделить особое внимание на данный контингент детей.

В целях предупреждения завоза на территорию страны и распространения дикого полиовируса продолжается работа с труднодоступными группами населения (мигрантами, беженцами и пр.): их выявление, лабораторное обследование, иммунизация. В большинстве субъектов эти мероприятия проводятся во взаимодействии с Федеральной миграционной службой, общественными организациями, цыганскими общинами.

В 2011 году в целях изучения популяционного иммунитета в целом по стране исследовано более 27 тыс. сывороток, результаты серологического мониторинга показали высокий уровень иммунитета к полиовирусу 1-го (97,5%) и 2-го (98,1%) типов, чуть ниже к полиовирусу 3-го типа (90,0%), триждысеронегативных выявлено 0,04%.

По поручению Роспотребнадзора в сентябре-ноябре 2011 года были проведены целевые серологические и вирусологические исследования по изучению напряженности популяционного иммунитета к полиомиелиту, циркуляции полиовирусов в объектах внешней среды (сточные воды) и среди населения Республики Дагестан и Чеченской Республики, прежде всего в районах, населенных пунктах, где в 2010 году были зарегистрированный случаи заболевания полиомиелитом. По результатам исследований установлены высокие уровни напряженности иммунитета к I и II типу полиовирусов практически у всех обследованных.

В Чеченской Республике выявлено отсутствие защитных титров к трем типам полиовируса у 1,3% обследованных, при этом отмечается низкий показатель защищенности к III типу полиовируса у взрослых (60,1%), отсутствие защитных титров к III типу у 20% детей в возрастной группе 14 лет.

По результатам исследования сточной воды и здоровых детей из обеих республик выделено 11 штаммов полиовирусов, которые в Национальном центре по полиомиелиту подтверждены как вакцинные.

Актуальным направлением работы по поддержанию свободного от полиомиелита статуса страны является надзор за энтеровирусной инфекцией (далее – ЭВИ).

Ежегодно в стране регистрируются сезонные подъемы заболеваемости, групповые очаги заболеваний, а также остается риск завоза инфекции с сопредельных территорий и государств, прежде всего из КНР.

В 2011 году в Российской Федерации зарегистрировано 4444 случаев ЭВИ, показатель заболеваемости составил 3,11 на 100 тыс. населения, 87,2% от числа заболевших по-прежнему составляют дети (3876 чел., показатель 14,8 на 100 тыс.).

Наибольшие показатели заболеваемости ЭВИ отмечаются в Хабаровском (82,7 на 100 тыс. населения) и Красноярском (9,1) краях, Астраханской (23,7), Амурской (14,6), Сахалинской (13,7), Томской (7,5), Кировской (6,9) областях, Еврейской автономной области (10,2), Удмуртской Республике (6,7) и Республике Мордовия (9,4).

В 2011 году не регистрировались случаи ЭВИ в 13 субъектах страны: республиках Карелия, Ингушетия, Северная Осетия, Адыгея, Алтай, Тыва, Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской, Чеченской республиках, Магаданской и Волгоградской областях, Ненецком и Чукотском автономных округах.

Вспышки ЭВИ регистрируются практически повсеместно, но преимущественно в субъектах Сибирского и Дальневосточного федеральных округов. По данным формы № 23 в 2011 году зарегистрировано 13 очагов групповой заболеваемости ЭВИ в 9 субъектах Российской Федерации с общим числом пострадавших 275 человек, среди которых 92,4% составили дети.

Преобладающими нозологическими формами групповых заболеваний ЭВИ в прошедшем году были: серозный менингит (5), гастероэнтерит (3), герпангина (1), а также вспышки с несколькими проявлениями симптомов (4).

Этиологически групповые заболевания представлены следующими серотипами: ECHO 6, ECHO 30, CoxA6, CoxA9, CoxB5, а также смесью энтеровирусов (ECHO 18,25).

В 2011 году отмечается улучшение взаимодействия Нижегородского и Дальневосточного научно-методических центров по изучению энтеровирусной инфекции с органами и учреждениями Роспотребнадзора в субъектах Российской Федерации, что способствовало совершенствованию лабораторной диагностики, расшифровке вспышечной заболеваемости.

По информации Хабаровского НИИ эпидемиологии и микробиологии Роспотребнадзора в рамках проводимого исследования в одной из проб, поступивших из г. Южно-Сахалинск, был выявлен вирус, нуклеотидная последовательность которого в области генома VP1 не могла быть однозначно идентифицирована в базе данных ГенБанк. Международная группа по изучению энтеровирусов идентифицировала вирус как новый серотип рода Энтеровирус группы C и присвоила ему регистрационный номер 116 (ЭВ 116). Данный вирус стал первым серотипом среди энтеровирусов, открытым в России.

В структуре вирусологических исследований материала от людей на энтеровирусы в прошедшем году преобладали диагностические исследования (56,3%). Исследования по эпидпоказаниям и с профилактической целью составили 11,3% и 32,4% соответственно. Всего выделено 1406 энтеровирусов (11,9% от числа исследуемых проб), из них вакцинные вирусы полиомиелита составили 14%, вирусы Коксаки А – 4,8%, Коксаки В – 35,8%, ЕСНО – 45,4%.

В 2011 году при наличии лабораторий не проводились вирусологические исследования из объектов окружающей среды в 7 субъектах (Костромская, Московская, Ульяновская области, республики Северная Осетия, Тыва, Камчатский край, Еврейская АО).

В ряде субъектов при проведении значительного количества исследований не выделялись полио /энтеровирусы (Орловская, Ивановская. Саратовская, Сахалинская области, Кабардино – Балкарская, Чувашская республики), что может быть следствием формального подхода к выбору точек отбора проб из окружающей среды, нарушений при транспортировки материалов или погрешностей при проведении исследований.

В 2011 году региональными центрами эпидемиологического надзора за ПОЛИО/ОВП были проведены проверки по выполнению мероприятий по профилактике полиомиелита и ЭВИ в 17 субъектах Российской Федерации, в том числе в 4-х – с участием специалистов Роспотребнадзора (Московская, Волгоградская области, Республика Коми, Приморский край). В целом по результатам проверок следует отметить основные выявленные недостатки: в закрытых детских коллективах имеет место иммунизация детей до 1 года живой полиовакциной при наличии ИПВ; отсутствует изоляция не привитых детей от недавно получивших прививки ОПВ (в основном в детских стационарах); несвоевременно переоформляются медицинские отводы от прививок; отсутствует многоуровневый анализ привитости в некоторых медицинских учреждениях; при проведении серологического мониторинга в индикаторных группах количество исследуемых не соответствует нормативной документации; недостаточно обследуются лица с клиникой, характерной для энтеровирусной инфекции; отмечается недостаток обученных кадров в вирусологических лабораториях, отсутствуют сведения об иммунизации персонала против полиомиелита.

Учитывая изложенное, в целях предупреждения завоза и распространения дикого штамма полиовируса на территории Российской Федерации и поддержания статуса страны, свободной от циркуляции дикого полиовируса предлагаю:

1. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации рекомендовать:

1.1. Обеспечить поддержание достоверного показателя своевременности иммунизации детей против полиомиелита в декретированных возрастах на уровне не менее 95% при плановой и дополнительной иммунизации в соответствии с требованиями нормативных и правовых документов.

1.2. Принять меры по обеспечению преемственности между амбулаторно-поликлиническими и стационарными учреждениями в отношении передачи информации об иммунном статусе детей, поступающих на плановую госпитализацию в целях организации мероприятий по профилактике ВАПП.

1.3. Принять меры по повышению настороженности медицинских работников в отношении своевременного выявления детей с синдромом ОВП с целью проведения эпидемиологического расследования в более ранние сроки.

2. Руководителям управлений Роспотребнадзора совместно с руководителями органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:

2.2. Обеспечить проведение необходимых организационных и практических мероприятий по повышению квалификации педиатров, неврологов, эпидемиологов и вирусологов по вопросам диагностики и профилактики полиомиелита и энтеровирусной (неполио) инфекции.

2.3. Продолжить проведение планового серологического мониторинга уровня коллективного иммунитета к полиомиелиту в соответствии с требованиями нормативных и методических документов.

2.4. Проводить активную информационно-просветительскую работу с населением по вопросам профилактики полиомиелита и других энтеровирусных инфекций.

3. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации:

3.1. Принять меры по достижению регламентированных индикативных показателей качества и чувствительности эпидемического надзора за ПОЛИО/ОПВ.

3.2. Обеспечить мониторинг за циркуляцией полио - и других энтеровирусов в объектах окружающей среды в соответствии с нормативными и методическими документами. При необходимости принять меры по пересмотру точек и кратности отбора проб из объектов окружающей среды.

3.3. Обеспечить контроль за организацией и безопасными условиями иммунопрофилактики детей против полиомиелита, достижением требуемого уровня охвата профилактическими прививками в декретированных возрастах (не менее 95%) и достоверностью представляемых данных о привитости детей против полиомиелита.

4. Руководителям управлений Роспотребнадзора по Республике Адыгея, Республике Ингушетия, Ивановской области, Магаданской области, Чукотскому автономному округу совместно с руководителями органов управления здравоохранением Республики Адыгея, Республики Ингушетия, Ивановской области, Магаданской области, Чукотского автономного округа провести анализ причин отсутствия регистрации случаев ОВП в указанных субъектах, принять меры по выявлению таких случаев и достижению качественных показателей эпиднадзора.

5. Руководителям управлений Роспотребнадзора по Архангельской, Московской, Ярославской, Пермской, Свердловской, Томской, Иркутской областям, Республикам Татарстан, Дагестан, Хакасия, Красноярскому краю обеспечить своевременное эпидемиологическое расследование случаев ОВП.

6.1. Неукоснительно выполнять требования нормативных и методических документов по качеству отобранных проб, условиям доставки и оформлению сопроводительной документации.

6.2. Регулярно осуществлять контроль чувствительности клеточных культур (не менее 1 раза в квартал) и представлять результаты в региональные центры эпидемиологического надзора за полиомиелитом и острыми вялыми параличами.

6.3. Принять меры по укреплению кадрового потенциала и материально-технической базы вирусологических лабораторий и обеспечению биологической безопасности работы.

6.4. Обеспечить проведение иммунизации сотрудников вирусологических лабораторий, работающих или сохраняющих материалы, инфицированные или потенциально инфицированные диким полиовирусом.

7. Руководителям управлений Роспотребнадзора по г. Москве, Ставропольскому, Хабаровскому краям, Омской, Свердловской областям, директору НИИЭМ им. Пастера Роспотребнадзора в рамках реализации нормативных документов о деятельности региональных центров эпидемиологического надзора за ПОЛИО/ОВП:

7.1. Проанализировать деятельность региональных центров эпидемиологического надзора за ПОЛИО/ОВП за прошедший год и определить меры по совершенствованию своей деятельности по взаимодействию с субъектами, в том числе по результатам проведенных проверок.

7.2. Обеспечить изучение, обобщение и распространение опыта работы по профилактике полиомиелита и энтеровирусной (неполио) инфекции в прикрепленных территориях.

7.3. Совершенствовать осуществление организационно-методической, консультативной и практической помощи органам и учреждениям Роспотребнадзора, здравоохранения прикрепленных территорий по вопросам организации и осуществления эпидемиологического надзора за полиомиелитом, ОВП и ЭВИ.

8. Координационному центру профилактики полиомиелита и энтеровирусной инфекции (ФБУЗ ФЦГиЭ Роспотребнадзора):

8.1. Продолжить контроль за реализацией Национального плана действий по подержанию свободного от полиомиелита статуса Российской Федерации.

8.2. В срок до 15.04.2012 направить в Роспотребнадзор обновленную информацию по полиомиелиту за 2011 год для представления в Европейское бюро ВОЗ.

9. О выполненных мероприятиях доложить в Роспотребнадзор в срок до 01.02.2013г.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции