Молитва от эпидемий холеры чумы

Официальный сайт Московского Патриархата


В статье преподавателя кафедры церковной истории Московской духовной академии, клирика храма Иверской иконы Божией Матери в Очаково-Матвеевском г. Москвы иерея Илии Письменюка рассказывается об эпидемиях, происходивших в России, а также о связанных с ними карантинных мерах, распространявших свое действие на Русскую Православную Церковь.

В связи с распространением в 2020 г. коронавирусной инфекции Священноначалием Русской Православной Церкви был введен ряд мер по противодействию угрозе заражения населения, а также озвучен призыв Святейшего Патриарха к верующим временно воздержаться от посещения храмов. Данные меры могут показаться новыми для современного человека из развитой страны, привыкшего к тому, что большинство заразных болезней находится под контролем системы здравоохранения. Однако для наших предков на Руси и в Российской империи эпидемии были достаточно регулярной и по-настоящему страшной напастью, что постепенно привело к развитию как эпидемиологической науки, так и карантинных мер, многие из которых, пусть и в несколько изменившейся форме, остаются актуальными по сей день. Меры эти не могли обойти и порядок церковной жизни, сопряженной с присутствием в пространстве храма большого числа людей, а также личного взаимодействия, производящегося между пастырем и духовным чадом. В данной статье, которая является лишь кратким очерком по истории вопроса, мы попробуем обратить внимание на конкретные события прошлого, когда церковное и гражданское руководство совместно пытались остановить распространение опасных заболеваний.

Допетровская Русь

Чума в Москве 1770-1772 гг.

Чума в Тифлисе 1811 г.

В 1811 г. чума появилась в Тифлисе, куда, скорее всего, была занесена возвращавшимися из-под Ахалциха солдатами. На Кавказе при появлении опасных заболеваний традиционным было оставление городов и уход в окрестные местности или на возвышенности, что и было сделано приблизительно 10 тысячами человек. Практически все общественные заведения города были закрыты, а церкви превращены в склады для домашнего имущества и товаров ушедших из города людей.

Чума в Одессе 1812 г.

В следующем году чума пришла в Одессу. Градоначальником в городе то время был герцог Арман Эммануэль дю Плесси Ришелье — француз на службе российской короны. При распространении болезни Ришелье создал специальный Комитет, в который вошли как члены администрации, так и представители граждан для того, чтобы совместными усилиями противостоять болезни. Одновременно Совет одесских врачей предписал закрыть все места собраний людей, включая церкви 26 .

Холера 1830-1833 гг.

О холере, постигшей Россию в 1830-1833 гг., и той роли, которую сыграла в борьбе с ней Русская Церковь, достаточно много известно по деяниям московского митрополита и святителя Филарета (Дроздова). Потому в данном очерке будет сделана попытка обратить внимание на иные аспекты вопроса.

Изначально хотелось бы отметить, что холера была для Российской империи новой болезнью. Первые десятилетия после начала холерных эпидемий в России, пять из которых в XIX в. охватили всю страну, происходило много споров о заразности этого заболевания. Во всяком случае, на первом этапе холера считалась незаразной, что привело к значительным человеческим жертвам 27 .

В августе 1829 г. после прибытия в Оренбург каравана бухарских купцов началась вторая масштабная эпидемия холеры. Преосвященный Аркадий в связи с распространением болезни прекратил занятия в Оренбургской семинарии и работу духовной консистории (епархиальное управление). Одновременно владыка привлек духовенство для просвещения прихожан и населения края о необходимости соблюдения санитарных мер. Также священнослужители должны были докладывать о местах обнаружения эпидемий 28 . Когда холера распространилась в Уфе, епископ Аркадий распорядился, чтобы в городской больнице поселились иеромонах Левкий с причетником Алексеевым, которые ежедневно совершали богослужение, ходили по палатам, поддерживали духовно больных 29 .

Чума в Одессе 1837 г.

Богослужение было возобновлено два месяца спустя, 9 декабря того же года, и только в неоцепленных церквах, т.е. в тех храмах, где не было обнаружено чумного заболевания. Однако по приказу городского и церковного руководства были введены меры предосторожности:

  • Предварительно выверено пространство и вместимость храмов.
  • Полиция в соответствии с п. 1 впускала в храмы только определенное количество молящихся.
  • Слушать Литургию можно было только не прикасаясь друг к другу.
  • Священник благословлял народ издалека и не допускал целования креста и Евангелия.
  • На время отменялся колокольный звон 43 .

Чума в Ахалцихе 1838 г.

Как было показано выше, Русская Православная Церковь постепенно включалась в общие карантинные меры по мере развития эпидемиологической науки и убеждения в том, что болезни несут инфекционный характер и могут нанести серьезный вред населению России.

Тем не менее, Священноначалие Русской Православной Церкви и ее духовенство повсеместно играли важнейшую роль в медицинском и эпидемиологическом просвещении простого народа, что спасало тысячи человеческих жизней, хотя и сталкивалось периодически с сопротивлением, причиной которого была не столько злонамеренность, а, скорее, слабая образованность и распространение в крестьянской среде суеверных представлений. Несмотря на все трудности, Русская Церковь разделяла со своей паствой выпадавшие на ее долю испытания, старалась облегчить страдания заболевших и поддержать меры, применяемые для победы над страшными эпидемиями.

1 Марковников В. Появление чумы в России и средства предохраниться от нее, с кратким указанием способов обеззараживания (дезинфекции). М. 1879. С. 5; Новгородская 3-я летопись. ПСРЛ. Т. III. СПб. 1841. С. 223.

3 Лахтин М. Борьба с эпидемиями в до-Петровской Руси. М. 1909. С. 8.

4 Супотницкий М.В., Супотницкая Н.С. Очерки истории чумы: в 2-х кн. Кн. 1: Чума добактериологического периода. М. 2006. С. 74.

7 Васильев К.Г., Сегал А.Е. История эпидемий в России. М. 1960. С. 47-48.

9 Дополнение к Актам Историческим. Т. I. СПб. 1846. С. 20.

10 Новгородская 3-я летопись. ПСРЛ. Т. III. СПб. 1841. С. 169.

11 Новомбергсий Н. Основы борьбы с эпидемиями в допетровской Руси. СПБ. 1906. С. 3.

12 Марковников В. Появление чумы в России и средства предохраниться от нее, с кратким указанием способов обеззараживания (дезинфекции). М. 1879. С. 5.

13 Васильев К.Г. Сегал А.Е. История эпидемий в России. М. 1960. С. 65.

14 Палеев Ф.Н. Оноприенко Г.А. Молочков А.В. Эпидемия чумы XVIII века и развитие здравоохранения в Москве // Альманах клинической медицины. М. 2015. Март, 37. С. 7.

15 Васильев К.Г. Сегал А.Е. История эпидемий в России. М. 1960. С. 135.

16 Марковников В. Появление чумы в России и средства предохраниться от нее, с кратким указанием способов обеззараживания (дезинфекции). М. 1879. С. 16.

17 Там же. С. 12-13.

19 Симоненко В.Б., Абашин В.Г., Дулин П.А. Эпидемия чумы в Москве (1770-1772 гг.) // Клин. мед. 2018. 96(1): С. 88-94.

20 Марковников В. Появление чумы в России и средства предохраниться от нее, с кратким указанием способов обеззараживания (дезинфекции). М. 1879. С. 17.

22 Сироткин А.С. Чума в Москве в 1770-1772 гг. и санитарные меры правительства и московских Властей. Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология. М. 2014. С. 137-138.

23 Палеев Ф.Н., Оноприенко Г.А., Молочков А.В. Эпидемия чумы XVIII века и развитие здравоохранения в Москве // Альманах клинической медицины. М. 2015. Март, 37. С. 7.

24 Акты, собранные кавказской археографической комиссией. Том 5. Тифлис. 1873. С. 30.

26 Супотницкий М.В., Супотницкая Н.С. Очерки истории чумы: в 2-х кн. Кн. 1: Чума добактериологического периода. М. 2006. С. 351.

27 Васильев К.Г., Сегал А.Е. История эпидемий в России. М. 1960. С. 251.

28 Чернавский Н. Оренбургская епархия в прошлом ея и настоящем. Выпуск второй. Труды Оренбургской ученой архивной комиссии. Вып. X. Оренбург. 1901-1902. С. 323-324.

29 Попов А. В. Холера 1829–1833 гг. в Оренбургском крае // Тр. Оренб. ученых архив. комиссии. Вып. 21. Оренбург. 1910. С. 244.

30 Чернавский Н. Оренбургская епархия в прошлом ея и настоящем. Выпуск второй. Труды Оренбургской ученой архивной комиссии. Вып. X. Оренбург. 1901-1902. С. 324.

31 Письма Высокопреосвященнейшаго Филарета, митрополита Киевскаго и Галицкаго, к Кириллу архиепископу Подольскому. Материалы для Истории Русской Церкви. Казань. 1876. С. 46; Де-Пуле М.Ф. Отец и сын. Опыт культурно-биографической хроники // Русский вестник. Т. 118. №7-8. С. 601.

32 Полное собрание постановления и распоряжений по ведомству православного исповедания российской империи. Царствование государя императора Николая I. Том 1. 1825-1835. СПб. 1915. С. 459.

33 Там же. С. 460.

34 Там же. С. 460-461.

35 Байбакова А.И. Эпидемия холеры в Тульской губернии в 1830-1831 гг. // Тульский краеведческий альманах. Вып. №15. Тула. 2018. С. 79.

36 Полное собрание постановления и распоряжений по ведомству православного исповедания российской империи. Царствование государя императора Николая I. Том 1. 1825-1835. СПб. 1915. С. 526.

37 Там же. С. 534-535.

38 Марковников В. Появление чумы в России и средства предохраниться от нее, с кратким указанием способов обеззараживания (дезинфекции). М. 1879. С. 20-21; О закрытии церквей также см. также: Андреевский Э. О чуме, постигшей Одессу в 1837 году. Одесса. 1838. С. 15; Васильев К.Г., Сегал А.Е. История эпидемий в России. М. 1960. С. 238.

39 Андреевский Э. О чуме, постигшей Одессу в 1837 году. Одесса. 1838. С. 22-23.

40 Супотницкий М.В., Супотницкая Н.С. Очерки истории чумы: в 2-х кн. Кн. 1: Чума добактериологического периода. М. 2006. С. 375.

42 Андреевский Э. О чуме, постигшей Одессу в 1837 году. Одесса. 1838. С. 22-23.

43 Андреевский Э. О чуме, постигшей Одессу в 1837 году. Одесса. 1838. С. 62.; Супотницкий М.В., Супотницкая Н.С. Очерки истории чумы: в 2-х кн. Кн. 1: Чума добактериологического периода. М. 2006. С. 378.

44 Марковников В. Появление чумы в России и средства предохраниться от нее, с кратким указанием способов обеззараживания (дезинфекции). М. 1879. С. 22.

45 Супотницкий М.В., Супотницкая Н.С. Очерки истории чумы: в 2-х кн. Кн. 1: Чума добактериологического периода. М. 2006. С. 383.

46 Устав о карантинах (составленный по Своду Законов изд. 1857 г. и по Продолжению 1876 года). М. 1879. С. 42.; Свод законов Российской империи. Т. 13. Уставы о народном продовольствии, общественном призрении и врачебные. СПб. 1857. С. 235.

47 Попов А. В. Холера 1829-1833 гг. в Оренбургском крае // Тр. Оренб. ученых архив. комиссии. Вып. 21. Оренбург. 1910. С. 56-57.


Господи Боже наш! Услыши с высоты святаго Твоего Престола нас, грешных и недостойных рабов Твоих, благость Твою грехами своими прогневавших и милосердие Твое удаливших, и не взыскуй с рабов Твоих, но отврати страшный гнев Твой, справедливо нас постигший, прекрати пагубное наказание, удали страшный меч Твой, невидимо и безвременно нас поражающий, и пощади несчастных и слабых рабов Твоих, и не обрекай на смерть души наши, в покаянии прибегающих с истомленным сердцем и со слезами к Тебе, Богу Милосердому, мольбам внимающему и перемену подающему. Ибо Тебе принадлежит милость и спасение, Боже наш, и Тебе славословие приносим, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Божией Матери пред Ее иконою "Боголюбская"

(Эта икона прославилась во время моровой язвы в 1771 году.)

О Пречистая Госпоже Богородице, Мати Боголюбивая, Надеждо нашего спасения! Воззри милостивно на предстоящия с верою и любовию и покланяющияся Пречистому образу Твоему: приими наше хвалебное пение сие и пролей теплую Твою молитву о нас, грешных, ко Господу, да, презрев вся наша согрешения, спасет и помилует нас. О Предивная Владычице! Покажи на нас чудныя милости Твоя. Молим Тя умиленно, избави нас от всякия скорби, настави на путь веякия добродетели и благостныни, спаси от искушений, бед и болезней, изми от нас оклеветании и ссоры, сохрани от молниеноснаго грома, от запаления огненнаго, от глада, труса, потопа и смертоносныя язвы: подай нам Свою милостивную помощь на пути, в мори и на суше, да не погибнем люте. О Всемилостивая, Боголюбивая Мати, с твердым упованием возсылаем к Тебе нашу смиренную молитву! Не отрини наших слез и воздыхании, не забуди нас во вся дни живота нашего, но всегда пребывай с нами и Твоим заступлением и ходатайством у Господа подаждь нам отраду, утешение, защиту и помощь, да выну славим и величаем Преблагословенное и Всепетое Имя Твое. Аминь.

О Чудная и Высшая всех тварей Царице Богородице, Небеснаго Царя Христа Бога нашего Мати! Услыши нас, грешных и недостойных раб Твоих, в час сей молящихся и припадающих к Тебе с воздыханием и слезами и умильно глаголющих; изведи нас от рова страстей, Владычице; избави нас от всякия скорби и печали; огради от всякия напасти и злых клевет, от неправедного и лютаго навета вражия. Можеши бо, о Благодатная Матерь наша, не точию от всякаго зла сохранити люди Твоя, но и всяким благодеянием снабдити и спасти: разве Тебе иныя Предстательницы в бедах и обстояниих и теплыя Ходатаицы о нас, грешных, не имамы к Сыну Твоему, Христу Богу нашему, Егоже умоли, Владычице, да спасеннии Тобою славим и в будущем веце Всесвятое Имя Сына Твоего и Бога нашего, купно со Отцем и Святым Духом, ныне и в бесконечныя веки. Аминь.

Боголюбивая Царице, неискусомужная Дево, Богородице Марие, моли за ны Тебе возлюбившаго и рождшагося от Тебе Сына Твоего, Христа и Бога нашего, подати нам оставление прегрешений, мирови мир, благоплодию изобилие, народу нашему православному спасение. Грады наша страны Российския от нахождения иноплеменных заступи, и от междоусобныя брани сохрани. О, Мати, Боголюбивая Дево! О Царице всепетая! Ризою Своею покрой нас от всякаго зла, от видимых и невидимых враг защити и спаси души наша.

Божией Матери пред Ее иконою "Споручница грешных"

(Икона особенно прославилась во время эпидемии холеры, когда многих смертельно больных, с верою к ней притекающих, она возвратила к жизни.)

О Владычице преблагословенная, защитнице рода христианскаго, прибежище и спасение притекающих к Тебе! Вем, воистинну вем, яко зело согреших и прогневах, Премилостивая Госпоже, рожденнаго плотию от Тебе Сына Божия: но имам многии образы прежде мене прогневавших Его благоутробие: мытари, блудницы и прочия грешники, им же дадеся прощение грехов их, покаяния ради и исповедания. Ты убо образы помилованных очесем грешныя души моея представляя и на толикое Божие милосердие, онех приемшее, взирая, дерзнух и аз грешный прибегнути с покаянием ко Твоему Благоутробию. О Всемилостивая Владычице, да подаси ми руку помощи и испросиши у Сына Твоего и Бога матерними и святейшими Твоими молитвами тяжким моим грехам прощение. Верую и исповедую, яко Той, Его же родила еси, Сын Твой, есть воистину Христос, Сын Бога Живаго, Судия живых и мертвых, воздаяй комуждо по делам его. Верую же паки и исповедую Тебе быти истинную Богородицу, милосердия Источник, Утешение плачущих, Взыскание погибших, сильную и непрестающую к Богу Ходатаицу, зело любящую род христианский, и Споручницу покаяния. Воистинну бо несть человеком ины помощи и покрова, разве Тебе, Госпоже Премилостивая, и никтоже уповая на Тя постыдеся когда, и Тобою умоляя Бога, никто же оставлен бысть. Того ради молю Твою неисчетную благость: отверзи двери милосердия Твоего мне, заблудшему и падшему в тимение глубины, не возгнушайся мене сквернаго, не презри грешнаго моления моего, не остави мене окаяннаго, яко в погибель злобный враг похитити мя ищет, но умоли о мне рожденнаго от Тебе Милосердаго Сына Твоего и Бога, да простит великия моя грехи, и избавит мя от пагубы моея: яко да и аз со всеми получившими прощение воспою и прославлю безмерное милосердие Божие и Твое непостыдное о мне заступление в жизни сей и в нескончаемом веце. Аминь.

К кому возопию, Владычице, к кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, Царице Небесная? Кто плач мой и воздыхание мое приимет и молениям нашим скоропослушливо внемлет, аще не Ты, Всеблагая Споручнице, всех наших радостей Радость? Услыши же и нынешния песнопения и моления, и о мне грешном Тебе приносимыя. И буди мне Мати и Покровительница и радости Твоея всем нам Подательница. Устрой жизнь мою, якоже хощеши и якоже веси. Вручаю бо себе Твоему покрову и промышлению, да радостно всегда пою Тебе со всеми: Радуйся, Благодатная; радуйся, Обрадованная. Радуйся, Преблагословенная; радуйся, Препрославленная во веки. Аминь.

Честное жилище бывши неизреченнаго естества Божественнаго выше слова и паче ума, и грешным еси споручница, подаваеши благодать и исцеления, яко Мати всех Царствующаго, моли Сына Твоего получити нам милость в день судный.

(Священномученик Харалампий пред своей кончиною молился, чтобы в том месте, где будут находиться его мощи, не было бы моровой язвы и чумы).

О священная и многострадальная главо, пастырю добрый словесных овец Христовых, священномучениче Христов Харалампие. Магнисийская похвало и славо вселенныя, всемирный светильниче и великий наш заступниче и помощниче в скорбех, бедах и всяких нуждах! Услыши нас грешных, к тебе прибегающих и молящихся, и избави нас от всякаго злаго обстояния. Ты бо приял еси от Господа благодать и силу велику за многия и нужныя страдания твоя и терпение, еже всюду и во всем нам помогати, и наипаче идеже память твоя почитаема будет бдением, пением и усердным молением. Сицевая благодать дадеся ти, священномучениче Христов, от явльшагося ти Господа Царя славы по твоему испрошению. Егда на мечное тя усечение осудиша, услышал еси превожделенный и сладчайший оный глас, глаголющий тебе: "Прииди, Харалампие, друже Мой, многия муки имене ради Моего претерпевый, и проси у Мене, еже хощеши, и Аз дам ти". Ты же, великий светильниче, рекл еси Христу Господу усты своими: "Господи мой, велико убо мне есть от Тебе, Света невечерняго, дарование сие. Аще угодно есть величеству Твоему, молю Тя, благоволи даровати мя сицевую милость Свою: да идиже положены будут мощи моя и почитаема будет память страдания моего, не будет на месте том ни глада, ни мора, или тлетворного воздуха, погубляющего плоды, но да будет паче на месте оном мир, здравие телесем и душам спасение, изобилие пшеницы, вина, и елеа и умножение скотов, яже на потребу человеком". Ты же паки, угодниче Христов Харалампие многострадальниче, глас Господен услышал еси, вещающий тебе: "буди по прошению твоему, преславный Мой воине". И абие, по глаголании сем Господнем предал еси душу свою без мечнаго посечения, и пойде во след Христа Господа со славою многою, Ангелом убо сретающим и провождающим ю до престола Господня с радостию великою. И тако приял еси венец славы от Божественныя руки Его с лики святых, вечно славящих пресвятое имя Господа. И тамо, во славе небесней пребывая, призри, угодниче Божий, и на нас грешных, молящихся тебе, и воспомяни нас пред Господем, еже даровати нам на потребу велия Его милости в безконечныя веки. Аминь.

О пречудный священномучениче Харалампие, страстотерпче непреодоленный, священниче Божий, о всем мире ходатайствуяй! Призри на моление нас почитающих святую память твою. Испроси нам у Господа Бога прощение грехов наших, да не до конца прогневается на нас Господь: согрешихом бо и недостойни явихомся милосердия Божия. Моли о нас Господа Бога, да низпослет мир на грады и веси наша, да избавит нас от нашествия иноплеменников, междуусобныя брани и всяких раздоров и нестроений! Утверди, священномучениче, веру и благочестие во всех чадах православныя христианския церкви, и да избавит нас Господь Бог от ересей, расколов и всякаго суеверия. О милосердный мучениче! Молися за ны ко Господу, да сохранит нас от глада и всяких болезней, и да подаст нам изобилие плодов земных, скотов умножение на потребу человеком и вся нам полезная: наипаче же да сподобимся, молитвами твоими, Небеснаго Царствия Христа Бога нашего, Ему же честь и поклонение подобает, со Безначальным его Отцем и Пресвятым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Страстотерпцу Харалампию приступим и образу его поклонимся, от сердца вопиюще: мучениче Харалампие и отче, от всякаго обстояния и всех бед своих раб избави нас, в церкве твоея выну пребывающих.

Средневековые города страдали не только от частых войн и пожаров – страшнее были эпидемии. Они выкашивали целые города и поселки. Так, после жуткой эпидемии чумы 1709-1712 годов, охватившей половину Европы, в Риге уцелело не более 15% жителей. Но это еще куда ни шло: в Эдоле, Алсунге, Салдусе, Эмбуте и многих других местах Курземе не выжил никто.

Первая чума


А это – улицы средневековых городов во время эпидемии.
Фото: no autora kolekcijas

Где хоронили усопших

Но больше всего захоронений было в Старом городе: хоронили и в храмах, и поблизости. Во время наводнений останки всплывали и это, порой, приводило к новым вспышкам.

Привет из Османской империи

Средневековая Рига, хоть и была крупным по тем меркам портовым городом, численность его не превышала 12-16 тысяч человек. Территория небольшая, люди жили скученно, а во время эпидемий их количество на первых порах даже увеличивалось – за счет тех, кто бежал из других мест. Все это приводило к еще более быстрому распространению эпидемии.

А последняя большая эпидемия чумы Ригу накрыла в 1710 году. В Европу она пришла из Османской империи и вскоре охватила Польшу и Пруссию. В Европе за эти годы погибло около 230 тысяч человек, в Риге, по разным оценкам, 85% жителей. Как свидетельствуют документы рижского рата, из шести секретарей Рата выжил один, не пощадила эпидемия ни одного из элтерманов (старейшин) Малой и Большой гильдии, таможня полостью осталась без работников …


Священники у постели умирающего.
Фото: no autora kolekcijas

Вода со знаком минус

Источником эпидемий нередко становилась вода. Богатые горожане питьевую воду покупали у уличных торговцев – водоносцев, остальные – пользовались водой из Городского канала или Даугавы. Чтобы ее очистить туда добавляли яблочный уксус, древесный уголь, но это не спасало. Потому что те же нечистоты сливали прямо в канал. Туда же попадали и продукты жизнедеятельности животных – домашний скот в средневековье держали прямо в домах, а канализации тогда не было.

Прощай, Ридзене!

В 18-м столетии грязная вода стала источником страшной эпидемии холеры, обрушившейся на Ригу. Именно после этого Екатерина Вторая распорядилась засыпать речку Ридзене – аппендикс между Даугавой и каналом, тянувшийся через Старый город. Сегодня об этой реке напоминает улочка Ридзенес – проход в Galerija Centrs .


В память о реке Ридзене.
Фото: no autora kolekcijas

Колодцы – памятники прошлого

А уже вначале XX века во многих местах города появились общественные колодцы (в наши дни именуемые колонками)– для забора чистой воды. Такие колодцы, украшенные интересным декором, и сегодня сохранились на бульваре Райниса – в нескольких местах. Есть такой колодец и на Ратушной площади – у памятника Роланду. А когда-то был и напротив Бастионной горки – у памятника Золотому рыцарю.


Рижане у Бастионной горки. 1860-е годы.
Фото: no autora kolekcijas

Смертность в госпиталях была огромная: гробов не доставало, так хоронили покойников в общих могилах: выроют глубокую яму, уложат ряд мертвых тел, засыплют прежде известью, потом землей завалят – вот и могила готова. Рассказывают, только вряд ли это было правда, что раз привезли хоронить покойников, уложили их и начали посыпать известью; один-то и встань: вы, говорит, куда это меня привези? Да и за какие это провинности еще известью засыпаете? Случай этот невероятен, но дело в том, что слух прошел в черни, что из холерных лазаретов людей живыми хоронят.

В Саркандаугаве, в общей могиле…

Последняя эпидемия холеры в Риге случилась в 1909 году. Писатель Юрис Звиргздиньш рассказывал мне, что жертвой этой эпидемии стал его дедушка, которому тогда было 30 лет. Похоронили его на кладбище в Саркандаугаве в общей могиле вместе с сотнями усопших, которых засыпали негашеной известью…

Среди болезней, которые когда-то уносили массу людей, был и сифилис. В Ригу он пришел вскоре после появления в Европе – в XV веке. Рига уже тогда была портом, и сюда заходили суда из разных городов и весей. Бывали тут и земляки Колумба, подхватившие болезнь в Новом Свете. А вскоре в Европе, в том числе и в Риге, позакрывались бани – пошел слух, что в них можно заразиться сифилисом.

Одной из многочисленных жертв эпидемии, вернее, сопровождающей ее вакханалии, стал Свято-Троицкий монастырь Русской Зарубежной Церкви в Мехико. Прихожане боятся приходить в храм, прикладываться к иконам, целовать руку священнику. Закрылись принадлежащие обители кондитерская фабрика и кафе, приносившие основной доход. Братия еле сводит концы с концами. При этом в обитель постоянно обращаются за пропитанием и иной помощью люди, лишившиеся работы.

Свято-Троицкий монастырь существует только два года, но идея создать его возникла еще в начале 1980-х годов у правящего архиерея Мексики епископа Павла (де Насиансо) (Константинопольский Патриархат). Реализовать ее он поручил молодому монаху Нектарию. Краль Сократес Хаджипетропулос – таково мирское имя батюшки – родился в 1965 году, когда его родители направлялись из Стамбула в Мехико, чтобы навестить духовника – того самого епископа Павла. Дедушка и бабушка Краля по отцу были греками, родом из Сухуми (Абхазия). По материнской линии в его жилах течет иранская кровь. Будущий игумен провел детство и юность в Стамбуле, Нью-Йорке и Мехико. Везде посещал греческие приходы. В 1982 году владыка Павел посвятил 17-летнего Краля в монашество с именем Нектарий – в честь святителя Нектария Эгинского. В следующем году он постриг воспитанника в схиму. Вскоре иерарх погиб от пули экстремиста-католика. Работа по организации монастыря остановилась.


Игумен Нектарий
В 1992 году брат Нектарий уехал на Святую Землю и перешел в юрисдикцию Иерусалимского Патриархата, поскольку хотел соблюдать юлианский календарь, как того требовала семейная традиция. В 2004 году его приняла под свой омофор Русская Зарубежная Церковь. Архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский Кирилл (Дмитриев) определил мексиканского инока послушником в Свято-Троицкий монастырь в Джорданвилле (штат Нью-Йорк, США). Там он нес послушания уборщика на кладбище, садовника и книгохранителя. В 2006 году Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр (Шкурла) рукоположил брата Нектария во иеродиакона, а через несколько месяцев – во иеромонаха. В сентябре 2008 года преемник владыки Лавра митрополит Иларион (Капрал) возвел его в сан игумена. Отец Нектарий – известный борец за права церковной полноты, которая с середины XIX века подвергалась в Мексике прещениям, соавтор Кодекса отношений между религиями. Помимо церковного служения, он получил археологическое, теологическое, социологическое и историческое образование и преподает в частных университетах.

По благословению священноначалия в январе 2007 года иеромонах Нектарий открыл в Мехико первый приход Русской Зарубежной Церкви – монастырь Святой Живоначальной Троицы. Сам настоятель предпочитает именовать его скитом. Обитель арендует в престижной центральной части столицы старинный дом, оформленный в русско-мексиканском стиле. Здесь храм, трапеза и кельи. Насельников пока трое. У них арабское, кипрское и мексикано-сербское происхождение. Один был крещен в Православие в детстве, другие приобщились к восточному христианству во взрослом возрасте благодаря родственникам. Иноки имеют университетские дипломы историка искусств, журналиста и бухгалтера, владеют несколькими языками, в разной степени говорят по-русски. Монастырь располагает подворьями в городе Толука (55 км от Мехико) и городе Котиха-де-ла-Пас в юго-западном штате Мичоакан.

Община живет по традиционному православному календарю. Совершается полный суточный круг богослужений: с 05:00 до 06:30 – полунощница и утреня, с 14:00 до 15:00 – девятый час и вечерня, с 18:00 до 18:45 – всенощное бдение. Литургия служится по вторникам, четвергам и воскресеньям (с 10:00). В субботу проходят утренние службы и всенощное бдение (с 18:00 до 20:30). Накануне церковных праздников совершается всенощное бдение, а утром – часы и литургия. Наибольшее число прихожан собирается в выходные дни. Службы проводятся на церковнославянском языке. Это, наверное, главное отличие Свято-Троицкого скита от многих приходов Русской Зарубежной Церкви в Латинской Америке, где богослужебным языком является испанский. В хоре поют профессиональные исполнители русского происхождения.

Монастырь ведет активную социальную деятельность: предоставляет медицинскую и психологическую помощь на русском языке жертвам алкоголя и наркотиков, женщинам, пострадавшим от домашнего насилия, оказывает юридическую поддержку россиянкам в случае развода с мужьями-мексиканцами и спора о праве на воспитание ребенка, опекает безработных и малоимущих. Как видим, монахи трудятся, в первую очередь, для выходцев из России. На этом следует заострить внимание, ведь среди них нет ни одного русского, и с Россией они напрямую не связаны. Большое значение придается духовному просвещению. При монастыре создан учебный центр, в котором преподаются основы православного вероучения и история Православной Церкви.


Освящение яиц и куличей на Пасху
Братии Свято-Троицкого скита пришлось приложить немало усилий, чтобы сломить стену недоверия со стороны посольства России в Мексике и Поместных Церквей, не признававших обитель частью Русской Церкви. На подмогу пришли управляющий Патриаршими приходами в США епископ Зарайский Меркурий (Иванов; ныне председатель Синодального отдела по религиозному образованию и катехизации и настоятель Высоко-Петровского монастыря в Москве), Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Иларион и архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский Кирилл. Теперь для россиян отец Нектарий стал родным человеком и духовным отцом. Он и его собратья – непременные гости мероприятий русской диаспоры. За богослужениями в монастыре молятся российские дипломаты во главе с послом Валерием Морозовым. Свято-Троицкая община живо откликается на происходящее в далекой России. Так, 19 сентября 2008 года игумен Нектарий отслужил панихиду по жертвам агрессии грузинского режима в Южной Осетии.

Интересно, что его высокопреподобие задолго до подписания Акта о каноническом общении сблизился с Русской Православной Церковью. Он внес весомый вклад в строительство и обустройство храма Покрова Божией Матери в штате Непантла, что в 85 км от Мехико, канонически принадлежащего Московскому Патриархату (сейчас эта церковь не действует). В 1998 году участвовал в подготовке и проведении визита в Мексику главы Отдела внешних церковных связей митрополита Смоленского и Калининградского (ныне Святейший Патриарх) Кирилла.

Сейчас обстановка в Мексике постепенно нормализуется. Сначала возобновили работу предприятия сферы производства, сервиса, учебные заведения, затем – точки общественного питания. Свято-Троицкий скит вновь открыл кондитерскую фабрику и кафе, однако введенные санитарные меры требуют дополнительных средств, которых у обители, понятное дело, нет. Сохраняется опасность, что православная свеча, возженная в Мексике, угаснет.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции