Маска от холеры фото

Как смертельные эпидемии меняли историю человечества


Можно ли сказать, что пандемии — это неизменный и неизбежный спутник глобализации?


Если и не неизбежный, то весьма типичный. Что же касается неизменности, то пандемии, напротив, чрезвычайно разнообразны, природный мир не перестает удивлять. Пандемии же все разные: и по возбудителю, и по скорости, и механизму передачи, и по клинической картине, да и по летальности. Чума, проказа, тиф, сифилис, оспа, холера, разные формы гриппа — и человечество никогда заранее не знает, что это будет и как с этим сосуществовать.

Все волны пандемий — это были нашествия одного и того же штамма (или его подвида) или же каждый раз человечество сталкивалось с вирусом-мутантом?

Конечно же, нет. Но если вы имеете в виду именно чуму, то и здесь вопрос остается открытым. Разные волны чумы весьма отличаются друг от друга, так что некоторые историки медицины сомневаются, например, в картине Черной смерти. Мы привыкли считать переносчиками чумы крыс. В источниках XVII века описаны полчища крыс, которые бегают по городам, а в XIV веке ни Боккаччо, ни другие классические авторы про крыс ничего не говорят. Хотя, возможно, крысы были деталью пейзажа по умолчанию и не заслуживали отдельного упоминания. Но по поводу мутаций вируса — вопрос не ко мне, а к вирусологам.

Какая из инфекционных болезней Средневековья и Нового времени считалась самой коварной и опасной?

Что касается Средневековья, вы не поверите, но я назову проказу. В том числе и потому, что прокаженные для средневекового общества были серьезным фактором страха. Они подвергались стигматизации: прокаженный опасен не только как возможный источник заражения, он сам по себе страшен, ибо проказа пробуждает в человеке самое худшее, что в нем есть.

Если Всевышний покарал его проказой, значит, было за что, и прокаженные несут в себе зло.

Они жаждут отомстить миру, они агрессивны, они отравляют питьевую воду (один из мифов), они терзаемы неутолимой похотью и опасны для женщин — ну и так далее.

Что же касается Нового времени, думаю, что это холера. Она развивалась молниеносно, а причины ее распространения до открытий Пастера и Коха были непонятны. Если посмотреть, например, художественную литературу с описанием холерных эпидемий, то картина рисуется страшная.


Фото: Naval History and Heritage Command

Какие стереотипы массового сознания воспроизводились при больших эпидемиях?

Стереотип первый: бежать от болезни! Как писал итальянский гуманист Марсилио Фичино, cito, longe, tarde — бежать быстро, далеко, возвращаться поздно. Как вы понимаете, это и разносило болезнь.


Стереотип второй: поиск виноватых. В экстремальные периоды всегда обостряется конспирология. Появляются самые фантастические представления: прокаженные нарочно всех заражают, евреи травят колодцы — и от этого появляется чума, врачи нарочно морят народ в карантинах, священники не так молятся, по нашей деревне прошла незнакомая старушка в черном платке.

Стереотип третий: эпидемию можно прекратить мгновенно. Существует некто, владеющий тайным знанием, достаточно его найти и попросить, и он всех немедленно излечит. Всплеск недоверия к официальной медицине и рост популярности всякого рода шарлатанов — это все про эпидемии.

Чем пандемия чумы в Европе отличалась от ситуации на Руси в XIV веке? И сильно ли отличалась?

Ощущение такое, что Русь была затронута пандемией в меньшей степени, возможно, из-за меньшей плотности населения и более холодного климата. Она была не так опустошительна, как в Европе, хотя, конечно, Руси досталось тоже.

Это правда, что печально известной Марсельской чумы 1720 года можно было бы избежать, если бы власти сразу приняли бы адекватные меры, а не стали бы ее замалчивать для предотвращения паники?

Это далеко не единственный в истории случай, когда карантинные меры запаздывают. В Марселе врачи чуму сначала не опознали, поскольку не видели ее вживую, а только учили по книгам. Поэтому они решили, что матросы на корабле умерли от дурного питания, а потом власти испугались экономического ущерба от закрытия крупного порта.

Когда оказалось, что ущерб от чумы страшнее, время уже было упущено.

Расскажите про пандемию холеры, возникшую в Индии, косвенным результатом которой стала пушкинская Болдинская осень. Как она появилась и распространилась в Россию и в Европу?



Это правда, что тогдашней мутации холерного вибриона в Индостане способствовала резкая смена засухи и муссонных дождей после извержения вулкана Тамбора в 1815 году?

Про извержение вулкана не знаю, но все может быть. Существует версия, что все пандемии начинаются с резких климатических изменений.

Как пандемии меняли жизнь человечества и его повседневные привычки? Какой след они оставляли? Я читал, что эпидемия холеры в XIX веке немало поспособствовала борьбе с антисанитарией в городах и устройством там водопроводов и канализации.

Да, первая волна холеры была связана с попытками построить в больших городах сливную канализацию вместо выгребных ям. А до этого сточные воды без очистки спускались прямо в реки. Здесь интересен британский опыт: врач Джон Сноу доказал, что причиной холеры может быть вода, Эдвин Чедвик инициировал санитарные реформы в Лондоне.

Можно ли сказать, что натуральная оспа, сыпной тиф и чума сейчас окончательно побеждены?

Считается, что натуральной оспы сейчас не существует, а против тифа и чумы существует лечение. Давайте надеяться, что это так и есть.

Как живет Венеция под масштабным карантином: монолог местной жительницы


  • В документах о введении первых карантинных мер было сказано о недопустимости какой-либо дискриминации китайцев. Это пресекается достаточно жестко. У нас огромное количество китайских магазинов, лавок, они все позакрывались, потому что там в основном туристический ширпотреб. Вирус не китайский, не итальянский, не немецкий, а общечеловеческий.

    А вот внутри Италии уровень солидарности очень большой, тем более в этом году мы пострадали от наводнения, до сих пор не пришли в себя, нет компенсаций. Наши дома, наши магазины, наши мастерские до сих пор в руинах, сейчас только потеплело, и все начали делать ремонт, а тут новая напасть, и эти компенсации теперь тоже непонятно когда будут. Венеция просто совсем [плоха], такого не было никогда. Может быть, во времена чумы в XVII веке. Эти две катастрофы жутко бьют по экономике. Все туристические мероприятия отменены, все гостиницы закрыты.

    На улицах людей стало меньше. Еще пару дней назад все сидели в кафе, общались, а сейчас объявили полное закрытие заведений. Остаются только продуктовые магазины, аптеки, газетные киоски и что-то еще.

    Все по возможности переведено в онлайн, что можно перевести.

    Но при этом Италия, да и весь остальной мир, не очень готовы к такому стремительному переходу на онлайн-образование, хотя многие университеты стараются это делать.

    Я была только что в магазине, все шутят, но огромная очередь, и все соблюдают метровую дистанцию. Если раньше запускали по 50 человек в магазин, то сейчас запускают по 15 даже в достаточно большой супермаркет. В магазине все есть, но стоять час, чтобы туда попасть, это ненормально.

    Читайте также


    Паники у нас в Венеции нет, мы вообще как остров. Надо понимать, что Италия очень разная страна — Ломбардия отличается от Сардинии, а Сицилия отличается от Венето. Разница между ними — как между Тбилиси и Мурманском. Это совсем разные менталитеты, хотя сейчас, конечно, все объединены этой общей бедой.

    В Венеции рост эпидемии сравнительно небольшой, нас закрыли в основном из-за того, что мы слывем туристическим центром. Если раньше еще были какие-то отдельные туристы, то сейчас уже никого не пускают. Стали штрафовать за большие сборища людей, жители начали соблюдать дистанцию.


    Обезлюдевший центр Венеции. Фото: EPA

    Недавно я вышла и увидела, что в городе стало еще пустыннее. Венеция — вообще маленький город, жителей около 50 тысяч. Это как маленький дом — все друг друга знают в ближайшем квартале. Сегодня я заметила, что люди более сосредоточенные, серьезные, вчера еще как-то все общались, шутили, выпивали.

    Раньше Венеция была туристическим местом, а стала небольшим провинциальным городом, охваченным эпидемией.

    Человек по-прежнему может уехать из Венеции, у нас нет кордонов, и есть закон, по которому ты сам подтверждаешь верность своего заявления [о причинах выезда]. Но если выяснится, что это неправда, — уголовная ответственность. Этот закон применяется для вольных поездок, но сейчас в больших городах его хотят использовать и для выхода из дома.

    Если ты говоришь, что идешь к врачу, а на самом деле ты пошла на свидание, то это может быть наказуемо уже сейчас.

    Читайте также


    В основном нарушают карантин молодые люди — вроде как вирус им не угрожает. Хотя говорят, что он мутирует — стали поступать в больницы и более молодые пациенты с дыхательной недостаточностью. Людям трудно было представить, что ты не болеешь, но даже без симптомов можешь стать угрозой для стариков, например, для своих соседей, для своих бабушек и дедушек.


    Обезлюдевший центр Венеции. Фото: EPA

    Меры по закрытию школ, которые сейчас принимают как заведенные во всем мире, по-моему, очень глупые, потому что всем работающим родителям пришлось отправить детей на попечение дедушек и бабушек. Огромное количество заражений было еще и потому, что детям вирус не страшен вообще, пока в мире нет ни одного летального детского исхода.

    Я сейчас читаю российские новости, и люди у вас реагируют примерно так же, как мы месяц назад. Они не понимают, что дело не в том, что они не боятся вируса. Для меня и для моих детей, например, он безвреден, а для моей мамы — уже опасен, как и для мамы моей соседки.

    Понимать, что ты отвечаешь за других людей, а не только за себя — важный опыт солидарности. Мне кажется, из этого можно извлечь много полезных уроков.

    У нас в Венеции все тьфу-тьфу-тьфу, а вот в Ломбардии, как известно, уже давно не хватает аппаратов ИВЛ, реаниматологи уже выпустили заявление, что им приходится выбирать, кого спасать. Сейчас уже были сведения, что Китай, где эпидемия пошла на спад, помогает оборудованием.

    Итальянские медики оказались на переднем фронте. Они работают без выходных, без сна. Персонал, который уже на пенсии, попросили выйти на работу, набрали новый. Есть фотография молодой девушки, ей 23 года, и у нее огромные синяки. Такое ощущение, что она жертва домашнего насилия. Это просто синяки от маски, от очков, она работает сутками без выходных. Врачи берут на себя нагрузку, которая должна была быть распределена ровнее по системе здравоохранения. В принципе, даже по китайскому опыту этому уже можно было научиться.

    Спасибо, что прочли до конца

    Каждый день мы рассказываем вам о происходящем в России и мире. Наши журналисты не боятся добывать правду, чтобы показывать ее вам.

    В стране, где власти постоянно хотят что-то запретить, в том числе - запретить говорить правду, должны быть издания, которые продолжают заниматься настоящей журналистикой.

    Никто не играл в мяч, никто не ходил по улицам в масках, никто не разыгрывал комических сцен, никаких представлений и веселых спектаклей [] в то лето не устраивали даже скачек, на которые обыкновенно собирается много народа.

    Житель Флоренции XVII века

    Итак, это Италия, это Флоренция, это 1629–1630 годы и это чума. С эпидемией борются; так как блохоносные ландскнехты прошагали по Пьемонту, то Пьемонт решили отрезать, перекрыв горные перевалы Апеннин. Взятки, связи и просто безалаберность человеческой природы обессмыслили эту меру; чума всё-таки заявилась во Флоренцию, и тогда за дело взялись городские власти. Они установили множество карантинов, они создали специальный орган с прекрасным названием Sanita, они хоронили чумных отдельно и со всеми предосторожностями, они завели приют и больницу, они поставляли запертым в своих домах флорентийцам хлеб и вино, а по выходным и ещё кое-что. На днях в ленте Твиттера я насладился видео, на котором пожилой итальянец (кажется, это была Болонья) пришёл в ярость от вида пустых полок в супермаркете. В ИТАЛИИ НЕ КУПИТЬ ПАСТЫ. Итальянец жестикулировал и кричал, что такого не было даже в конце Второй мировой. Коронавирус хуже фашистов и антифашистов. Не знаю, прав ли он, ведь Муссолини еще в 1930-е устроил кампанию против пасты: мол, от нее итальянцы толстеют и становятся никудышными солдатами. В результате немалую часть Северной Италии превратили в рисовое поле. Мне кажется, именно здесь следует искать одну из причин столь сокрушительного краха дуче. Вчера он ещё корчил уморительные рожи на трибуне, а сегодня уже висит вниз головой. К пасте в Италии нужно со всем уважением.

    Но вернёмся во Флоренцию уже лета 1630-го. Запертые в своих домах горожане развлекаются кто во что горазд: ну не предаваться же унынию круглосуточно, хотя Костлявая и начеку со своей косой, по которой прыгают чумные немецкие блохи. И вот в этой точке, когда всё тускло и страшно (в те времена от эпидемий умирали как минимум десять процентов населения городов, а вообще-то на тот свет мог отправиться и каждый второй), рождается искусство, новый тип отношений с Прекрасным, без дураков и больших стилей. Ведь только одна разновидность Большого Стиля процветает в таких условиях – Искусство Слухов. Но слухи как раз самые неинтересные, типические; понятно, что во всех бедах виноваты колдуны (чаще женского пола, ведьмы), иностранцы и евреи. Во Флоренции было точно так же; самый смешной слух того времени – история про сицилийского (иностранец!) доктора, который заражал своих пациентов гнилыми курицами. Это уже в чистом виде нынешний коронавирус с его происхождением из рынка живности в китайском городе Ухань. Вне зависимости от правдоподобия данной версии (а она похожа на правду) эта история идеально ложится в Большой Стиль Чумных Слухов: тут и зловещие китайцы (это для европейцев и американцев), и экзотические животные, несущие нам гибель, и даже (это уже для самих китайцев) то, что вирус принесли с собой какие-то зверюги, которых привезли (нелегально! что тоже очень важно) откуда-то из Юго-Восточной Азии, чуть ли не из Малайзии (из-за границы!). Так что все правила соблюдены: виноваты Другие, иностранцы и животные (которые тоже ведь в каком-то смысле иностранцы).

    Флорентийских сестёр – как просто танцевавших с соседями, так и танцевавших вокруг несчастного братца – арестовали не потому, что они переносили чуму по кварталу или по городу. Никто из них не покидал запертого дома. Нет, преступление девушек заключалось в том, что они пытались радоваться, причём самым неподходящим – с точки зрения попов и городских властей – образом. Они убивали время, которого оказалось слишком много – ведь ни книг, ни телевизора, ни смартфона у них не было. Сестрички убивали пустое время, точнее, они наполняли его Прекрасным. Здесь – точка рождения искусства во время чумы.

    Болонья и Венеция опустели сегодня – не так, конечно, как Флоренция в 1630-м, но всё-таки. Стали видны контуры и ландшафты этих знаменитых городов. Я жадно разглядываю фото безлюдных улиц, площадей, церквей и понимаю, что вот оно – Прекрасное. Прекрасное опять пришло рука об руку с Ужасным, со Страхом, с Паникой; сегодня панические атаки нашего мира если не лечатся, то хотя бы оправдываются возможностью полюбоваться на пустые мраморные галереи Болоньи. Но это Искусство, возникшее как бы само собой, просто в силу наложения привычных нам образов определённых мест на последствия распространения вируса и направленных против него чрезвычайных мер. Искусство как побочный эффект жизни и смерти. Но есть и другое искусство во время чумы; и оно сознательно, хотя бы отчасти. Это искусство, которое делали две флорентийские сёстры в 1630-м – с участием, конечно, их несчастного братца.

    Сёстры нацепили на лицо мальчика маску и принялись плясать вокруг него. Это акт исторический, театральный, артистический и даже слегка богохульный. Маска – причудливая, страшная, с огромным клювом – визуальный атрибут средневековых эпидемий в Европе; любопытно, что функция её тогда была иной, нежели сейчас. Врачи, главные переносчики и главные жертвы массовых напастей, пытались спастись тем, что напихивали в эти клювы специальные травы, курения, дым которых, как считалось тогда, предохраняет от заражения. Заблуждение ушло, а образ остался; образ запоминающийся, жуткий, будто это сама смерть клюет наши жизни, выклёвывает души из смертных тел. Маска – лицо Диавола. Да, врачам всегда приходилось несладко, но особенно – во времена эпидемий. Они чаще гибли, их подозревали в грязных умыслах и массовых заражениях, их демонизировали, били, убивали, наконец, им приходилось носить нелепые маски. Прошли столетия; во времена флорентийской Sanita и маски были другие, и надевали их для другого, но ужас, ими внушаемый, оставался. Смерть в маске. Флорентийские девушки устроили данс макабр на чумной лад. Они действительно веселились оттого, что им было очень страшно и очень скучно. Наверное, самое сильное искусство рождается именно от такого сочетания.

    Собственно, это то же самое искусство времён чумы, которому предавались флорентийки. Прекрасные существа пляшут вокруг жуткой маски – непристойное веселье на краю развёрстой могилы. Нет, не то чтобы ужас побеждён таким образом, он даже не приручён; в таком искусстве ужас именно подчёркивается нелепостью неуместного веселья. Смерть не отходит на второй план; наоборот, она получает свои права в жизни, впускается в повседневность, но всё же в качестве чего-то исключительного, из ряда вон.

    Отсюда нелепость нынешних попыток сделать вид, что коронавирус не так страшен, что вообще это всё мелкие неприятности, что business as usual. Нет, отнюдь не as usual. Дело не в относительно скромном количестве умерших и заболевших (относительно численности населения Китая и всего мира, конечно). Просто в который раз человечество сталкивается с чем-то, что только отчасти является зависящим от него, с чем-то из ряда вон выходящим; каждое из такого рода столкновений даёт нам возможность остановить автоматизм наших поступков, слов, вещей, ритуалов, сделать паузу, увидев пустоту там, где ещё недавно было не протолкнуться. Не только географически или темпорально, но и экзистенциально. Иными словами, эпидемия – крайне редкий повод для рефлексии, которая имела бы в виду, что не только мы есть в мире и не всё в мире зависит от нас. Этим эпидемия отличается от войны; последняя, как очевидно, всецело дело наших рук. В случае же чумы или испанки есть зазор – и в этот зазор иногда дует неземной сквознячок.

    14 апреля 2020 11:41

    Ростовская область, 14 апреля 2020. DON24.RU. В России эпидслужба всегда действовала на опережение и успешно ликвидировала очаги инфекционных заболеваний. Как была организована работа медиков во время наиболее опасных эпидемий?

    Холера биотипа Эль-Тор

    Когда в 60-х годах прошлого века вспыхнула седьмая пандемия холеры, казалось, что от России это все далеко. Тем не менее медики заблаговременно начали готовиться к отражению инфекционной атаки.

    В Ростовском мединституте студенты изучали специфику холеры, а в СЭС не менее двух-трех раз в год проводили учения с привлечением служб здравоохранения – отрабатывали противоэпидемические мероприятия при заносе холеры в наш регион. В случае эпидемии медики должны были тесно работать с органами власти. В планах горисполкома и облисполкома было заложено дополнительное финансирование на противоэпидемические мероприятия, также имелся трехмесячный запас медикаментов, медоборудования, укладок с предметами для лабораторных обследований. Это все отрабатывалось в спокойное время, но в конце 1960-х – начале 1970-х эпидемия холеры биотипа Эль-Тор шагнула на территорию Советского Союза. По наиболее распространенной версии, она была занесена на территорию Каспийского региона из Ирана, а затем распространилась на Черноморское побережье Кавказа, Крым и юг Украины. Эксперты говорили и о внутренних источниках эпидемии: в водоемах и сточных водах регионов, где бушевала болезнь, холерные вибрионы биотипа Эль-Тор выявлялись на протяжении нескольких предыдущих лет. Наиболее угрожающей ситуация оказалась в Астраханской области и Крыму. Астрахань, Одесса и Керчь были закрыты на полный карантин.

    Много больных выявлялось и в Ростовской области, хотя тотального карантина не было. Пришло время проверять противоэпидемические планы на жизнеспособность.

    Прививали круглосуточно

    В конце 1960-х годов Тамара Алексеевна, окончив Ростовский мединститут, работала участковым врачом-эпидемиологом на Новочеркасской городской санитарно-эпидемиологической станции и почти сразу оказалась на передовой. Когда вспыхнула холера, началась вакцинация всего работающего населения, тысячи людей прививали круглосуточно. Тогда впервые были применены безыгольные инъекторы – они значительно экономили время. Бригады вакцинаторов состояли из трех человек: хирурга, терапевта и медсестры. Помимо прививок надо было быстро выявлять зараженных и устанавливать их контакты. Проверялись и люди, прибывшие из районов с неблагополучной эпидобстановкой.


    Фото: из личного архива Тамары Кондратенко

    На сборы – пять минут

    Реальная жизнь диктовала свои условия. Половины из тех мероприятий, которые рекомендовались в теории, проводить не было нужды. Например, облачаться в противочумные костюмы.

    В 1980 году Тамара Алексеевна была назначена первым заместителем главного врача Ростовской областной санэпидстанции, в 1983-м – главным врачом области.

    Эпидемиолог от бога

    В середине 1980-х годов два случая холеры были зафиксированы в Азовском районе, в селе Колузаево. Туда ее привез житель Дагестана. Бригада областной СЭС выехала на место на рассвете.

    Вместе с ней на место вспышки инфекционного заболевания выезжали врачи Михаил Швагер, Эмма Гайсинская и Людмила Прядко. Михаил Михайлович – врач-эпидемиолог от бога. Коллеги говорят, что у него особое чутье на то, как быстро найти причину возникновения случаев заболевания.

    По ее мнению, врачебное мышление складывается на основе логического мышления, профессионализма, умения применять имеющийся опыт и знания, а также предполагать и учитывать возможности возбудителя и пути его передачи.

    Как-то бригада областной СЭС отправилась в Белую Калитву – там в пионерском лагере зафиксировали вспышку сальмонеллеза. Особых нарушений при приготовлении, хранении продуктов не обнаружили. Но ведь взялась откуда-то болезнь! Путь ее проникновения обнаружил Швагер: открывая плотно прилегающую дверь в санузел, он услышал всплеск. Оказывается, в ванне, наполненной водой, охлаждали кастрюли с компотом, и когда кто-нибудь хлопал дверью, вода переливалась в них.

    Профилактика дешевле, чем лечение

    COVID-19 в нашей стране поставил перед специалистами здравоохранения множество задач. Как быстро распознать возбудителя, оказать адекватную медицинскую помощь, какие выбрать средства для эффективной профилактики? Сейчас многие вопросы решаются исходя из фактических данных.

    ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ – проследить историю трансформации Маски Доктора Чумы в современные средства защиты, проанализировать состав защитных компонентов.

    ГИПОТЕЗА: Средневековая Маска Доктора Чумы прототип современных средств защиты – респиратора и противогаза.

    Изучить историю возникновения защитной Маски Доктора Чумы.

    Сравнить сходства и различия устройства средневековых и современных средств зашиты.

    Изучить химические и биологические свойства наполнителей средств защиты в разные исторические эпохи.

    Анализ и изучение источников информации по теме.

    Средневековые и современные средства защиты, их компоненты.

    МЕТОДЫ СБОРА ИНФОРМАЦИИ

    Анализ информационных источников по теме.

    Представленный материал можно использовать на уроках истории, биологии, ОБЖ, а также на урок технологии при изготовлении масок из папье-маше.

    I. ИСТОРИЯ появления Маски Доктора Чумы.

    1338—1339 годы, озеро Иссык-Куль начало чумы. Пройдя через практически всю Азию и Европу, около 1351—1353 годов чума достигла северных островов.

    И, наконец, последним фактором, рушившим возможности Европы хоть как-то противостоять пандемии, являлось крайне скверное состояние медицины того времени, фактически не располагавшей никакими сколько-нибудь эффективными методами лечения. Даже представления о большинстве болезней зачастую имели крайне мало общего с реальностью. В большинстве случаев медицина представляла собой некий сплав теологических идей с откровенно шарлатанскими практиками. Тем не менее, профессия врача существовала, хотя отношение общества к ней было весьма неоднозначным.

    Довольно быстро врачеватели чумы заняли особое место в обществе того времени. Экономический ущерб от пандемии был налицо, наравне с прямой угрозой жизни не только простому населению, но и власть имущим. Кроме того, доктора, видимо, всё же смогли добиться некоторых успехов или хотя бы видимости таковых. Как бы то ни было, чумные доктора вскоре стали рассматриваться как весьма ценные специалисты, и во многих городах получили дополнительные привилегии — к примеру, разрешение вскрывать трупы умерших от чумы. Кроме того, чумные доктора весьма высоко оплачивались. Известно, что в том же 1348 году итальянский город Орвието нанял чумного доктора Маттео Анджело с годовым жалованием в 200 флоринов, что в 4 раза превышало годовой гонорар обычного доктора. В 1645 году месячное жалование чумного доктора города Эдинбурга Джорджа Рэя составляло 110 скоттов, в то время, как первоначально городской совет планировал нанять его лишь за 40 скоттов в месяц. Ещё одной наглядной иллюстрацией высокой ценности чумных докторов является эпизод, имевший место в 1650 году в Испании, когда Барселона послала двух докторов в поражённый чумой город Тортоса. В пути докторов захватили бандиты, и Барселона была вынуждена заплатить немалый выкуп за их освобождение.

    2. Методы лечения

    3. Костюм Средневекового Доктора

    Некоторые врачеватели чумы носили характерный защитный костюм. Важно, однако, иметь в виду, что костюм чумного доктора в своём окончательном виде появился только в 1619 году, когда французский медик Шарль де Лорм (англ.)русск. (фр. Charles de Lorme) предложил полный комплект защитной одежды для врачей, имеющих дело с больными чумой. До этого времени единого защитного костюма не существовало, и чумные доктора носили разнообразную одежду, что подтверждается графическими источниками.

    Костюм, предложенный де Лормом, был сделан с оглядкой на кожаный доспех лёгкой пехоты. Приложение 1

    Мы считаем, чтотакие же защитные устройства-"противогазы" или маски применялись ещё в древнем Египте. Отвечающий за медицину бог Тот изображался в виде человека с головой птицы ибис. противогазы у египтян применялись не только при лечении заразных больных, но и во время работы с трупами (в частности, мумификации). Приложение 2

    4. Следы Маски в литературе

    Ветлянская эпидемия, вспыхнувшая на фоне всеобщей уверенности в победе над чумой, и большая смертность медицинского персонала, участвовавшего в ее ликвидации, вновь подтолкнула в этом направлении мысль некоторых ученых. Однако теперь уже разработка средств индивидуальной защиты предполагала использование последних достижений науки и техники.

    В 1879 г. профессор О.И. Догель, основываясь на органической природе контагия, предложил специальный прибор (респиратор) для защиты легких, разрушающий органические вещества, содержащиеся во вдыхаемом человеком воздух.

    Защитный респиратор Догеля. ФI: С.— герметически закрывающая лицо маска с клапанами (один отворяется при вдыхании воздуха из резервуара, а другой — при выдыхании); В.— резервуар из непроницаемой материи, для воздуха, очищенного пропусканием через накаленную трубку (ff). Кран для наполнения и для проведения в прибор для дыхания воздуха (С); ФII: А.— воронка стеклянная, или из твердой гуттаперчи. Клапаны из серебра или платины (аа). Пробка (b); ФIII: а.— трубка для введения воздуха, который проходит через жидкость (серную кислоту) в склянке (b), через хромовый ангидрид (с) и едкий калий (d), от которой идет стеклянная трубка для соединения с прибором для клапанов; ФIV.— стеклянный или металлический ящик с трубкой для введения воздуха (а), где помещены дезинфицирующие вещества (с). Трубка для соединения с трубкой от клапанов; ФV. — схема стеклянного клапана, сделанная профессором Глинским (из статьи Догеля О.И., 1878) Приложение 4

    Спроектированный им костюм состоял из двух частей:

    а) из герметически покрывающего тело мешка;

    б) из снаряда для доставления легким чистого воздуха, а также и для вентиляции пространства между мешком и кожею, так как насыщение этого пространства водяными парами и другими газообразными веществами может сделать продолжительное пребывание в костюме в течение, например, 5–10 часов весьма тягостным. Пашутин основывался на результатах исследований доктора Пoтехина, показавшего, что имеющиеся в продаже в России гуттаперчевые материи не пропускают пары аммиака. Кроме того, квадратный аршин исследованных им образцов такой материи весил не более 200–300 г.

    Проект герметического резинового костюма Пашутина для лиц, работающих в очагах чумной эпидемии. А — резервуар чистого воздуха; В — помпа; С — фильтрующее приспособление для очистки поступающего воздуха; е — трубки с ватой; п — трубки с пемзой, пропитанной серной кислотой; о — трубки с пемзой, пропитанной едким калием; q — клапаны и увлажнитель воздуха; е—h — трубка для вентиляции костюма; k — выходной кран; s—t — загубник; s — выдыхательная трубка; t — вдыхательная трубка с клапанами; i — вдыхательный клапан (Пашутин В.В., 1878) Приложение 5

    Спроектированный Пашутиным герметический костюм из белой гуттаперчевой ткани интересен во многих отношениях. Он снабжен резервуаром для очищенного воздуха, приспособлением для очистки поступающего в резервуар атмосферного воздуха и приспособлением для вентиляции пространства между костюмом и телом, что дает возможность оставаться в костюме довольно долго даже летом, когда отсутствие испарения с кожи является особенно тягостным. Как подача воздуха в фильтрующее приспособление (содержащее вату, едкий кали и серную кислоту с последующим увлажнением), так и вентиляция достигались особой резиновой помпой, которую периодически должен сжимать рукой или ногой субъект, находящийся в костюме. Дыхание происходило через загубники, снабженные клапанами.

    У нас нет сведений, получили ли практическое применение респиратор Догеля или костюм Пашутина при борьбе с чумой; по-видимому, нет. Но при тогдашнем уровне знаний сама идея применения подобных средств индивидуальной защиты в очагах биологического поражения была весьма революционной. Наглядно очевидное сходство, и я берусь утверждать, наследственность костюма Докторов средневековья.

    В Европе снова жарко. Идёт I Мировая. Близ местечка Ипр (Бельгия) немецкими войсками впервые было применено боевое ОВ: одновременно по всему фронту открыли баллоны с хлором. Союзники впервые столкнулись с этим газом: тогда никто не знал, как спасаться от облака. Кроме тысяч смертей газовая атака оказала огромное подавляющее воздействие. Вот как описывали атаку очевидцы: ". зеленоватое облако стелилось по земле, подгоняемое ветром. Подобно жидкости, оно затекало в окопы и накрывало засевших там солдат. Тот, кто падал, уже не вставал, надышавшись газом. От облака невозможно было убежать, ветер гнал его быстрее, чем мог бежать человек. "

    Вскоре после этого боевые ОВ начали активно применяться обеими сторонами. Так на поле боя пришло новое оружие - химическое. Страны- участницы войны принялись активно разрабатывать и производить различные виды этого оружия. На солдат полились новые, куда более смертоносные ОВ, на головы сыпались химические снаряды.

    Первым средством защиты органов дыхания стала марлевая повязка, пропитанная водой или мочой. Первое время они спасали солдат от отравления, далее стали спешно разрабатываться противогазы

    Через некоторое время после газовой атаки под Ипром, хлор был применён немцами против русских войск: 31 мая 1915 года, они подверглись газовой атаке в районе Болимова, что близ Варшавы. На участке фронта в 12 километров немцы выпустили 264 тонны хлора. Пострадали 8.832 человека, 1.101 из них – погибли. За разработку средств защиты взялись лучшие умы отечественной науки. Фильтрующие установки, применяемые в промышленности, не могли быть использованы на поле боя из-за своей громоздкости. Многослойные марлевые повязки, пропитанные различными растворами, тоже не спасали.

    Необходимо было придумать что-то новое. В ноябре 1915 года инженер Э. Куммант придумал резиновый шлем с очками, надёжно предохранявший кожу лица и большей части головы. Оставалось сделать фильтр, спасающий от боевых ОВ. Его предлагал с начала июня 1915 года великий русский химик - профессор Николай Дмитриевич Зелинский. В основе лежал принцип адсорбции, активированный уголь был отличным адсорбентом (поглотителем) ядовитых газов. Проект Зелинского встретил препятствие: начальник санитарной и эвакуационной части русской армии принц Ольденбургский сначала пытался наладить массовый выпуск противогазов собственной конструкции. Но их абсорбент – неактивированный уголь с натронной известью – при дыхании окаменевал. Аппарат выходил из строя даже после ряда тренировок.

    В конце концов под давлением Генштаба, членов Государственной Думы и Государственного совета был-таки принят на вооружение противогаз Зелинского. Его проверка в боевых условиях доказала высокую надежность. Имя русского профессора обрело всемирную известность. Образцы его противогаза были направлены в союзнические армии. В конечном итоге те принципы, которые внедрил в фильтрующем противогазе Николай Дмитриевич, стали общепринятыми: во многих современных моделях явно проглядывают черты великого предка. Это шлем - маска, которая практически не изменилась с тех времён, крепление фильтрующего элемента, положение клапанной коробки. Все противогазы работают по принципам, заложенным Зелинским. В современных фильтрах теперь стоят различные противопылевые и противоаэрозольные фильтры, но главное- угольный поглотитель остался неизменным со времён Первой Мировой. Уголь - самый дешёвый и доступный материал, который может быть использован для адсорбции. Один грамм активированного угля с чрезвычайно развитой капиллярностью имел поглощающую поверхность в 15 квадратных метров.

    Со времён I Мировой войны противогаз существенно изменился. Изменения претерпело всё - от фильтрующего элемента до самой маски. Это делалось и делается для улучшения фильтрующих свойств и удобства в применении.

    Начнём с фильтрующих элементов. Теперь они дополнены многочисленными вставками для защиты от аэрозолей, пыли (в т.ч. радиоактивной), дыма, бактериологического оружия. Сейчас мы имеем огромный ассортимент ФПК (фильтрующе - поглощающих коробок) самого широкого спектра действия. Но все коробки объединены одним общим недостатком - они лишь чистят воздух, не обогащая его кислородом, их можно применять только при содержании кислорода не ниже 18%. Отсюда развилось 2 новых направления в конструкции противогаза: изолирующие (с регенеративным патроном или баллоном) и шланговые (требующие вывода шланга в незаражённое место для забора воздуха).

    Маска теперь также заметно отличается от маски Кумманта. Изменилась клапанная коробка: теперь входные и выходные клапаны монтируются в одном корпусе. Выходной клапан дублирован для большей безопасности. Усложнилось строение очковых обойм, где теперь есть место для установки незапотевающих плёнок. Одним из последних усовершенствований стало использование переговорного устройства для улучшения качества передачи речи через маску.

    Итак, изучив найденный материал по теме, мы пришли к выводу, что Mask Medico della Peste, Маску Доктора Чумы – можно считать прототипом современных средств защиты. Для большей наглядности мы свели данные в следующую таблицу.

    Современный костюм биологической и химической защиты отличается, по сути, только новыми материалами и уровнем технологического исполнения.

    Во времена чумы защитные средства были необходимы Докторам - людям, далеко не сведущим, не знающим истоков болезней, но стремящимся помочь, облегчить участь заболевших, зачастую ценой своей жизни, людям верным клятве Гиппократа, которые осознано шли в отравленные болезнью места, вооруженные верой в Бога и простенькой Маской с травами. Их идея защиты от болезней послужила в 19-20 веках точкой опоры для создания средств, которые позволили людям более успешно защищаться во время военных действий. Мотивы и цели этих действий - это уже другая тема. Радует одно, человек умеет защищаться от вредных воздействий. Печалит другое, чуму во всех ее проявлениях в современном мире заменила ВОЙНА, которая уносит миллионы и миллиарды человеческих жизней. И в том, и в другом случае виновато наше невежество, нищета наших душ. Мы призываем, пора научится жить в гармонии! В гармонии с природой, с людьми и с самим собой. Давайте учиться извлекать уроки прошлого, и использовать достижения техники, передовой мысли в мирных, созидательных целях. Было просто замечательно, если бы Маска Доктора Чумы осталась жить только в Период Венецианских маскарадов.

    Читайте также:

    Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
    При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

    Copyright © Иммунитет и инфекции