Эпидемии изменившие ход истории холера


remove_red_eye 673 favorite_border


Историк, кандидат биологических наук Фёдор Лисицын рассказывает о самых значимых эпидемиях в истории человечества.


Историк, кандидат биологических наук Фёдор Лисицын рассказывает о самых значимых эпидемиях в истории человечества.


Судьбоносные моменты истории случаются, когда силы природы сталкиваются с силой человека. Результаты такого.


Продолжительные засухи, проливные дожди, леденящий холод и непредсказуемые ветра являются одними из самых могущественных.


-- Что такое эпидемия - естественный процесс или искусная манипуляция?
-- Смерть из пробирки: чем заканчиваются.


- Как слоны превратили Китай в мирового лидера?
- Что грозит любителям амулетов?
- Как трон Марины Мнишек погубил.


- Оружие из фантастических боевиков. Почему лазерных пушек нет на вооружении ни одной армии мира? И почему американцы.


В декабре 1959 года известный советский художник привез с собой из Индии страшную болезнь – черную оспу. Эту болезнь.


В России существовало 64 кремля, но только один - Московский - стал символом огромной страны. История Московского.


Импичмент Трампа: шоу только начинается! Политический скандал в Вашингтоне оказался ширмой, которая до поры скрывает.


Кто проклял Елену Цыплакову и сглазил Витаса? Чьи призраки мешают жить в своей квартире Анастасии Стоцкой? Как.



Этот фильм - взгляд на историю не только как на информацию о прошлом и учебный предмет, но и оружие в противостоянии.


К югу от Сан-Франциско находится ареал, где рождаются не просто новые продукты, а целые новые направления индустрии.


Бородинское сражение — это крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 года между русской армией под командованием.


Фарфор в течение многих столетий служит символом роскоши, достатка владельца. Фарфор - как и дорогие ювелирные.


В России существовало 64 кремля, но только один - Московский - стал символом огромной страны. История Московского.


Это истории спасения и выживания. Проект о тех, кто посвятил свою жизнь изучению и спасению самых редких хищных.


Уже много лет московское метро окружают мистические тайны. Фильм расскажет о жизни под землей, о том, кто такие подземные жители, и существуют ли секретные линии метро?


Вашему вниманию предлагается 10-серийный фильм "Церковь в истории". Автор, сценарист и ведущий – митрополит Волоколамский.

"Попавши в карантин и наблюдая ситуацию изнутри, начинаешь понимать, откуда взялась вот эта вот специфическая европейская культура интеракции - представление о личном пространстве, о дистанции, автономии личности и прочих ништяках: от былых эпидемий, которые всему этому научили методом естественного отбора." Андрей Игнатьев.
"Вся современная европа после чумы. Уважение и достоинство к каждому и обращение господин. Тот кто выжил ощущает себя властелином." Юрий Солозобов.

Petr Deynichenko Как сказать. Чума и в Азии случалась, как и прочие факторы естественного отбора.

Андрей Игнатьев. Значит, либо я неправ, либо есть разница в азиатских и европейских контекстах трансляции агента. Очень может быть, например, что в городах Азии survivors терялись в толпе новоприбывшей лимиты.

Интересно, например, до какой степени "протестантская революция" является следствием эпидемий.

Замечательные лекции историка, кандидата биологических наук Фёдора Лисицына об эпидемиях, изменивших ход истории.

и да, это (не коронавирус, а общий сдвиг в глобальную душевную патологию) либо преддверие нового Средневековья с восстановлением власти Небес - истины, пути и подлинной жизни в Прсв.Троице с социальной иерархией, либо финал хомо с падением вида, ибо небо уже пало.

кстати, 700 лет назад из пустыни Северного Китая - империи Юань - пришла чума, которая вызвала падение монгольской династии Юань в Китае и наряду с системным кризисом всей западной Европы после поражения крестоносцев в конце 13 века уничтожило средневековый социум, открыв дорогу капитализму с неизбежным падением неба под горький хохот Небес

Об аристократии Востока

Аристократия на Востоке появилась не позднее
падения царства Шань Инь и утверждения Западного Чжоу,
просуществовав как минимум до опийных войн XIX века.
Эпохи Восточного Чжоу и Борящихся Царств часто сравнивают
с европейским средневековьем, для которого характерно
господство аристократии. Новая китайская аристократия
возникает при установлении династии Хань и при мл.Хань
экспортируется в Японию. Китайские и японские Императоры
за исключением Шихуан Ди не были деспотами.

Деспотизм - продукт Ближнего Востока, откуда он распространился
вначале на Переднюю и Среднюю Азию, затем некоторые его черты
были восприняты тюрками и монголами уже в средние века, что не
отменяет наличия аристократии и у них.

Отличие западной аристократии в ее индивидуализме, возникшем
еще в VI веке до Р.Х. в условиях прогрессирующей урбанизации полисов
и распада общин и дуальных им дружин.

Однако европейский XVI век выражено деспотичен.

Путь к большим пространствам всегда проходил через деспотию,
явную или скрытую, в начале, а иногда и середине его. Даже с наступлением
Нового Времени изменилась лишь форма и субъект деспотизма -
Деспот-личность уступил место безликому деспоту-рынку.

Богемикус с Крыловым - банальные мелкобуржазные журналишки, завороженные мощью западной цивилизации - цивилизации роста массового общества потребления хлеба и зрелищ, частью которого был и СССР, идеология которого восходит к Городу Солнца Кампанеллы (созданного в эпоху Позднего Возрождения, Реформации и раннего Барокко под влиянием принесенных иеузуитами сведений о Китае династии Мин на фоне паневропейской войны и общего кровавого бардака 16-17 вв), фактически и описанным в "Туманности Андромеды" Ефремова.

сам выбор капитализм-социализм ложен, ибо это нанайские мальчики.
нас спасет только Новое средневековье с моралью милосердия, этикой служения и эстетикой обожения в красоте, без которой человек не достоин существования

Реальная монархия (едино-началие) возможна только при служилом строе с общей целью (res-publica) служения небу и потому подлинно этична, эстетична и божественна:

Fais ce que dois, advienne, que pourra
(делай что должен, и да случится чему суждено)
(c) Марк Аврелий, римский император

кто что должен исходя из принципа Сердце-Ум-Мысль:

- Государь, будучи Сыном Неба, служит Отцу Небесному по Его Воле и есть Отец народа,
- муж служит Государю по воле Государя и есть государь своей семьи,
- жена служит мужу по воле его,
- дети служат родителям,

младшие служат старшим и почитают их,
старшие заботятся о младших и любят их при необходимости строго наказывая.
культура связывает поколения и сословия в единство, возделывая младших по образцам старших.
все - одна семья.
это и есть подлинный Закон, Истина и Путь.
и Четвертая Политическая Теория, ибо раскрывает Природу Dasein.

все прочее ложь новоевропейского субъекта-индивида с его человекопоклонством в массовом обществе потребления хлеба и зрелищ, в котором может быть только синтез олигархии с охлократией.

и в мире нет ничего подлее слащавого лицемерия Запада - Брюсселя, Лондона и Вашингтона - иудеохристианского происхождения из морали греха и свободы.
Жестокое лицемерие Востока совершенно иной природы - природы этики стыда и долга.
Православие - несомненно Восток, но, как и все сегодня, заражено Западом.

Общечеловеческие ценности" - симулякр эпохи восстания масс атомизированных индивидов, вообразивших себя свободными, а на деле манипулируемыми архитекторами глобального общества потребления

люди конечно клетки организмов-государств, где части служат иерархическому целому. и именно поэтому равноправными они не могут быть, ибо здоровое государство живо тремя сословиями - воюющим, молящимся и производяще-торгующим, подчиненным этике служения и морали милосердия.

на западе это забыли как и бытие за грудами сущего и индивидов.

свобода клеток - это рак. распад тканей и смерть.

потому-то либерал и есть животное, ибо не ведает что творит.

а ведал бы - не был бы либералом

Индивид, для которого его Эго является высшей ценностью, а индивидуальный интерес выше всех прочих интересов, внутренне готов предать все и всех, ибо для него не существует ничего, во имя чего стоило бы жертвовать своими интересами, своей душой, своей жизнью. Сам интерес для него лишь то, что между его желаниями и средствами удовлетворения оных желаний, не допускающее ничего надиндивидуального, которому оно должно было бы быть безусловно подчиненно.

Индивид, самоценность которого всячески угнетается и отрицается, а интересы игнорируются, либо зачахнет, либо поднимет бунт. И будет прав, ибо подобное отрицание подрывает само основание бытия человека как особой природы.

Оба случая есть следствие распада человеческого бытия в его стремлении утвердить себя в качестве абсолютной сверхценности, в пределе сверхценности каждого индивида, требующего абсолютных прав при условных обязанностях на основе формальных норм, в итоге становящихся отчужденным надиндивидуальным регулятором, подчиняющим индивидуальные интересы. При этом стабильность социума поддерживается скрытой, но реальной, иерархией, на вершине которой всегда тот или иной тип аристократии, реально распоряжающейся правами прочих, включая право на жизнь и смерть.

Сущность же аристократии не в объеме прав и привилегий, но в особых обязанностях на основе особых качеств, т.е. в ее особой надиндивидуальной природе, обеспеченной правами и привилегиями.

Типов же аристократии всего два:
- олигархическая, жертвующая всегда другими, но не собой, и потому в итоге паразитическая;
- военно-монархическая, ходящая сама по лезвию бритвы.

Страх перед das Man (человек массы эпохи модерна - носитель неподлинного вот-бытия), который, как и Machenschaft - расчетливая деловитость -, в постмодерне лишь получил дальнейшее развитие. - страх, возможный лишь у человека запада, ибо это страх автономного индивида из массы таких же как он.

на востоке сам индивид совсем иной конституции

У Ницше ранне-протестантская оптика 16-18 вв,
в которой социальность индивидов становится доминантой
и культивировался аскетизм и успех в земных делах как
подтверждение богоизбранности к спасению.

но она лишь искажает первохристианство, где цель -
спасение в жизни с Христом не в социуме, а в общине.

в Православии спасение стало мыслиться как обожение,
становление богом по благодати, при симфонии Империи и Церкви.

проблема Ницше - его идеалом была Италия 15 века, итальянское
Возрождение, яркие и богатые формы которого камуфлировали
разврат и политический хаос, реакцией на которое и стали
Северное Возрождение и протестантизм.

для итальянца германец всегда был варваром.
а для германца романец чувственный унтерменш.

предпосылки нигилизма сложились еще в античной Греции
при Солоне и Риме с изгнания Тарквиния Гордого и до раннего
средневековья (Константин Великий) нигилизм набирал силу,
пока Одоакр не положил конец Империи Запада.

в 11 веке созрели условия для возрождения нигилизма -

перенаселение, Ломбардская Лига,
городская и коммерческая революции,
борьба Папства с Империей,
гвельфы против гиббелинов и т.д.

готика как компенсация земного бардака стремлением ввысь, к небу.

но тогда кризис разрешился в крестовых походах и натиском на восток

на фоне перекрытия османами в XV веке великого шелкового пути
поиск западного пути в Индию, эпоха великих географических открытий
и попытки "возрождения" сначала античности, затем первохристианства
в форме протестантизма, реформация, колониализм, буржуазные революции,
по сути повторение поздней античности.

эксплуатируют сначала своих пролетариев и колонии.
Но система внутренне нестабильна и кризис экспортируют на периферию
вместе с излишками населения и товаров, и качают оттуда сырье и рабов,
которые еще больше увеличивают нестабильность, порождающую локальные
и мировые войны. при прогрессивной либерализации всех сторон
европейской жизни за счет разницы потенциалов развитого
запада и традиционного не-запада.

с 15 века в Европе запущен процесс самоотрицания,
в основе которого отрицание своей природы аграрного общества
с принципом иерархии и сословного господства и замены ее на
искусственную (Просвещение + Прогресс = Модерн, колониализм),
которая, требуя дисциплины и создавая постоянную угрозу классовых
войн, также отрицается в постмодерне, начавшимся с Пражской и
Парижской весен в конце 60-х 20 века, вытеснением кризиса в
страны третьего мира с их деколонизацией и в будущее пропагандой
жизни в долг и раздуванием потребительских пузырей, без которых
массы начинают бунтовать, требуя хлеба и зрелищ. При этом
наблюдается тенденция к отрицанию почти всех старых идентичностей,
от гендерных до национальных, как источников потенциальных угроз.

Как только пространство-время вытеснения будет исчерпано,
наступит мировой коллапс.

природа "белого человека" - быть агентом
мировой дисгармонии и всемирного нигилизма -
агентом заката.

c 11 века идет война между гвельфами, несущими ложный дазайн, - Италия торговых городов и папства, - и гибеллинами, обладающими подлинным вот-бытием первородства императоров

формирование же специфичности западного сознания начинается в 11 веке,
когда достигает максимума напряжение между Римом, Германской Империей
с одной стороны и Византией с другой, специфичности, в 12 веке усиленной
влиянием арабов вообще и испанских в частности, например Маймонидом
и др.

через Хайдеггера говорит до-демократический античный и имперский средневековый крестьянин, - человек земли, дополнением которому является нобиль и император - люди неба.

на земли восходит хлеб.

на небе восходит Солнце и бьют молнии Логоса

Премодерн - эпоха поддержания нашего Космоса и защиты его от ихнего Хаоса, удержание Границы. Характерна устойчивая локальность с возможной внутренней нелокальностью. Однако ихний Хаос рано или поздно оказывается слишком агрессивным, что вызывает изменение тактики - отодвигание Границы как можно дальше. Наконец, меняется сама стратегия и премодерн сменяется
Модерном - целенаправленной осознанной экспансией нашего Космоса во владения ихнего Хаоса, преодоление Границы. Сверхзадача Модерна - установление Мирового Нашего Порядка. Характерна транслокальность и активное дифундирование культур, масштабные и сверхмасштабные проекты, стремление к тотальности. В начале эпохи модерна происходит отрицание прошлого как темного и неразумного, как время ложного Космоса. Со временем же импульс модерна сталкивается с трудностями, которые сам же модерн и породил. На последней, высшей, фазе своего развертывания модернисткое сознание все чаще обращается к прошлому, которое теперь воспринимается как легендарная эпоха истинных людей и истинной мудрости. Относительно современности же возникает все усиливающееся подозрение в ее неподлинности, инспирированности Хаосом. Все это придает завершению эпохи модерна ренессансные и одновременно декадентские черты и модерн переходит в
Постмодерн - эпоха разложения Космоса, созданного модерном. Собственно, постмодерн начинается на излете старого модерна и заканчивается в начале нового премодерна или модерна. Характерна релокализация, бегство от тотальности при гетерогенности новых локальностей, тяготение значительной части носителей постмодернисткого сознания к малым масштабам с одновременной глобализацией постмодернисткой среды. Впрочем, о постмодерне написано много и я не вижу смысла больше говорить о нем.


есть три типа чувств:
- чувства явлений внешнего мира (действий осязательно-механических, термических, химических, акустических и оптических);
- чувства собственных внутренних психо-физиологических состояний (голод-сытость, холод-жар, влечение-отталкивание и т.д.);
- сопрягающие внешнее со внутренним эмоции (горе-радость, злость-доброта, страх-смелость, недовольство-удовольствие), выполняющие функции ориентирующих сигналов обратной связи и играющие посредством жестов, поз и звуков роль первичного языка коммуникации с окружением и настоящего с прошлым и будущим.

однако пара недовольство-удовольствие, являясь интегративной и потому занимающей особое ключевое место в эмоциональной сфере, сопряжена с большим риском дисфункции, когда из служебной интегрально ориентирующей эмоции она становится дезориентирующей самоценностью - самодовлеющей сверхценной самоцелью, деформируя социум из организма поддержания гармоничного порядка в механизм производства удовольствий, и превращая культуру из живого пространства связи поколений, где младшие возделываются по образцам старших, и сословий в сферу гонки за удовольствиями и их массовым потреблением, что есть симптом вырождения,

По последнему пути гедонизма, принявшего с 17 века формы либеральной и коммунистической идеологий, род людской уже 400 лет тащит Запад, но началась сия социо-культурная онкология в греко-римскую античность,


В третий раз человечество столкнулось с пандемией чумы уже в конце XIX века, хотя некоторые исследователи относят ее к финальному, пятому, относительно слабому пику второй пандемии. Эпидемия вспыхнула в 1855 году в китайской провинции Юньнань, откуда распространилась по всем обитаемым континентам: от Австралии до Кубы, от Российской Империи до Южной Америки, — для чумы не было ни преград, ни границ. Только в Индии и Китае от нее умерло более 12 миллионов человек, общее же число жертв оценить проблематично, поскольку нет четких временных рамок пандемии: предполагается, что завершилась она в 1911 году, когда закончилась последняя в истории крупная вспышка заболевания — чума в Маньчжурии (1910–1911 годы). Впрочем, именно третья волна чумного мора помогла ученым наконец установить этиологию болезни: в 1894 Александр Йерсен и Китасато Сибасабуро открыли возбудителя инфекции — чумную палочку Yersinia pestis, которую переносят блохи. После научного прорыва не за горами оказалась и разработка вакцины. Первопроходцем был иммунолог Владимир Хавкин, который в начале XX века создал вакцину из убитых чумных палочек.

Наиболее же эффективную, живую вакцину предложила в 1934 году советский бактериолог Магдалина Петровна Покровская. Так был положен конец тысячелетиям страха и отчаяния, хотя и сегодня, по статистике ВОЗ, чумой в мире ежегодно заражаются 2,5 тысячи человек. Совсем недавно, осенью 2017 года, была зафиксирована новая вспышка на Мадагаскаре, унесшая 165 жизней.

Холера


В Европу, а оттуда и в остальной мир холеру завезли британские подданные во время активной колонизации Индии, а также купцы, которые вели торговлю с местным населением. В 1817 году началась первая пандемия холеры: всего их было семь, и шли они одна за другой, поэтому очень часто сложно провести разделительную черту. Первая волна (1817–1824) ударила по всей без исключения Азии и добралась до Астрахани, а Европу от вторжения спас небывалый мороз (реки, скованные льдом, стали непригодны для судоходства). Вторая пандемия (1829–1851) докатилась не только до Европы, но и до США и Японии, а в России она стала причиной холерных бунтов (1830–1831) — серии волнений и нападений на полицейские участки и чиновников, которых малограмотные люди подозревали в намеренной травле народа.

Третья пандемия (1852–1860) стала самой смертоносной эпидемией в XIX веке — она унесла жизни более 2,5 миллиона человек, во многом из-за того, что совпала по времени с Крымской войной (бесконечные перемещения войск, голод, разруха, ослабевший иммунитет и антисанитария). В этот период расцвета заболевания произошло сразу два связанных друг с другом памятных события: вспышка холеры на Брод-стрит (Лондон) в 1854 году, в которой за один день погибли 500 человек, и расследование доктора Джона Сноу, которому безошибочно удалось установить источник заражения — загрязненную воду из колонки. Его открытие дало толчок развитию всей эпидемиологии, санитарии и гигиены, а также системы водоснабжения.



Пандемия натуральной оспы, которую также называют черной, начиналась как отдельные волны заболеваний: в IV веке вирус ударил по Китаю, через два века — по Корее, еще через два — по Японии. Широкое распространение вируса по всему миру произошло во время арабо-мусульманских завоеваний VII–VIII веков: оспа проникла на огромные территории от Испании до Индии. В тот период эпидемии зафиксированы в Сирии, Палестине и Персии, Франции, Италии и Сицилии. С этого момента оспа прочно обосновалась в Европе и за несколько столетий унесла десятки миллионов жизней. Точное число погибших невозможно установить, поскольку масштаб пандемии приобрел катастрофические размеры.

Вирус не щадил никого: заражались одинаково старики и дети, крестьяне, императоры, короли и принцы, придворные, конкистадоры и аборигены. На протяжении многих веков оспа держала в страхе практически весь земной шар. Умирал примерно каждый шестой (а среди детей каждый третий), однако даже те, кому удалось выжить, навсегда оставались обезображены и изуродованы болезнью: глубокие точечные шрамы на месте гнойных нарывов покрывали все тело и лицо, к тому же почти все переболевшие теряли зрение.

Каждый народ изобретал свои методы борьбы с недугом: в Индии была собственная богиня оспы, Мариатале, которую необходимо было задабривать. Распространенным методом лечения были различные магические и оккультные практики: больных накрывали красной одеждой, которая должна была выманить заразу наружу, окуривали специальными травами, проводили болезненные ритуалы. Конечно, это все не приносило никаких заметных результатов, однако, согласно закону вызова-ответа, любая стрессовая социальная ситуация должна вывести цивилизацию на качественно новый уровень развития. Как ни ужасна была оспа для людей Средневековья, именно она стала тем вызовом, который привел к повсеместному распространению вакцинации.

Грипп

По сравнению с холерой, чумой и оспой грипп кажется совершенно безобидным, но это только на первый взгляд. Зачастую его называют тяжелой простудой, хотя такого заболевания не существует в природе. Грипп относится к ОРВИ — острым респираторным вирусным инфекциям и, по оценкам ВОЗ, ежегодно уносит 250–500 тысяч жизней, а число заболевающих достигает 3–5 миллионов. Поэтому грипп — это ни в коем случае не затянувшееся сезонное недомогание: в истории было несколько тяжелых пандемий, в которых погибли десятки миллионов.


Позже были азиатский, гонконгский, птичий и свиной грипп, которые в совокупности погубили более ста тысяч человек. В этой невероятной вариативности и способности мутировать и заключается опасность гриппа. В отличие от оспы, против которой разработана вакцина, эффективная практически во всех случаях, у гриппа бесконечное количество штаммов, и под каждый конкретный нужна своя вакцина — панацеи попросту нет.

Сегодня известно более 2000 вариантов гриппа, и это далеко не предел: грипп невозможно победить одним ударом, невозможно предсказать, какой именно штамм придет в тот или иной регион в этом году. Поэтому остается только постоянно следить за бактериологической ситуацией, пытаться делать осторожные прогнозы и работать над более или менее универсальной вакциной.

Лихорадка Эбола

Вирус Эбола — относительно молодой инфекционный агент: впервые о нем узнали лишь в 1976 году, когда в Демократической Республике Конго произошла вспышка заболевания, от которого за короткий промежуток времени погибли 400 человек. Вирус получил название Эбола в честь одноименной реки, в бассейне которой он был впервые выделен.


Эпидемия 2014 года распространялась как пожар: она охватила почти весь мир и унесла порядка 12 тысяч жизней.

Летальность составляла 50%, то есть умирал каждый второй пациент. Атмосфера изо дня в день становилась все более напряженной: люди психологически не могли справиться со стрессом и постоянным страхом, начинали искать у себя симптомы заболевания и, как это ни парадоксально, находили их. На самом деле лихорадку Эбола на начальных этапах действительно можно спутать с другим недугом: высокая температура, озноб, кашель, головная боль и боль в животе, рвота, диарея и общая слабость сопровождают многие другие болезни. Опознавательным знаком здесь может служить боль и ломота в мышцах, которые развиваются через несколько дней после инфицирования.

Вспышка 2014 года помогла ученым разработать эффективную вакцину против вируса Эбола: она была представлена в 2016 году. Однако, как предупреждают эксперты, угроза не ликвидирована полностью. Последний случай был зафиксирован совсем недавно, 9 мая 2018 года в Демократической Республике Конго.

Средневековая болезнь тела и души


Лепра поражает, помимо периферической нервной системы, в основном кожные покровы, однако несмотря на ужасающий внешний вид, эта болезнь далеко не всегда приводит к летальному исходу, да и для заражения простого прикосновения к инфицированному недостаточно. Об этом врачам стало известно уже к середине XIV века, однако на протяжении веков проказа внушала ужас и отвращение, а стигматизацию, которой подвергались прокаженные, можно сравнить с дискриминацией людей, больных СПИДом, в 80-е годы прошедшего века, в период его открытия.

В эпоху Высокого Средневековья, в пик заболеваемости лепрой, человек, отмеченный проказой, изгонялся из общества: ему запрещалось посещать церковь и публичные места, прикасаться к людям, если изолировать прокаженного совсем не представлялось возможным, ему надлежало возвещать о своем приходе трещеткой или колокольчиками. Человек, инфицированный проказой, именовался проклятым и нечистым, и до появления лепрозориев, в которых бремя ухода за больными стали брать на себя в основном монахи, жизнь прокаженного была поистине невыносимой, а без ухода и достаточного пропитания длилась порою весьма недолго.

При этом болезнь воспринималась как кара за грехи, чему способствовала Католическая церковь, насаждавшая подобное мнение в собственных интересах, ведь страх перед заболеванием, автоматически означавшим социальную смерть, — неплохой рычаг управления, если не сказать манипуляции. На протяжении всего Средневековья проказа считалась прежде всего болезнью души, происходящей от разврата и безбожия, а потом уже тела. Неудивительно, что зачастую прокаженными объявлялись люди, не имевшие к проказе отношения, но бывшие неугодными церковным или даже светским властям. Человек, объявленный прокаженным, изгонялся из общества, лишался прав, а его имущество зачастую конфисковывалось.

Одним из аргументов церкви были упоминания проказы в Библии. Это, с одной стороны, говорит о том, что лепра была известна человечеству с древнейших, доисторических времен, а с другой стороны — что проказой могли именоваться многие другие болезни, поражающие кожные покровы. Ужасные изъеденные лица прокаженных — это результат жизнедеятельности микобактерий, разлагаясь, они могут вызывать разрушение носа и его перегородок, гниение заживо и отмирание фаланг пальцев. При этом заражение происходит при вдыхании выделений из носа и рта прокаженного, а также при очень тесном и довольно длительном кожном контакте.

И хотя контагиозность проказы была не столь высока, как у чумы или оспы, именно она заслужила название божьей кары и ассоциировалась с проклятием за грехи, несколько веков спустя такую же стигму и социальное порицание получит другая заразная болезнь — сифилис.


На этой ксилографии Иисус Христос исцеляет прокаженного под пристальным наблюдением учеников, XVIII век.

Болезнь, достойная поэмы

Многие современники первых вспышек связывали появление сифилиса в Европе с открытием Америки Колумбом, ведь и то, и другое произошло примерно одновременно: якобы дурную болезнь привезли матросы Колумба и пленные индейцы, вывезенные им из Нового Света. Однако уже тогда эта теория подвергалась сомнению, а в XXI веке была окончательно опровергнута. Археологические изыскания и исследования скелетов, захороненных около 1320 года, говорят о том, что европейцы уже болели врожденными формами сифилиса более чем за 170 лет до открытия Америки.

Сифилис долгое время оставался фигурой загадочной не сцене мировой истории болезней, да и по сей день сохраняет тайну, откуда же он все-таки взялся, всегда ли он был в Европе и почему приобрел характер эпидемии именно в это время. Возбудитель же болезни — бактерия Spirochaeta pallida — была открыта немецкими микробиологами лишь в 1905 году, а до этих времен врачи терялись в догадках даже относительно того, что является главной причиной недуга.

В отличие от проказы, которой болели по большей части бедняки, чьи организмы были ослаблены недоеданием, физическим истощением и другими болезнями, и чумы, от которой на этапе угасания эпидемии тоже умирали уже в основном самые слабые, сифилис косил всех без разбора, в том числе аристократов, интеллектуалов, духовенство и даже правителей европейских держав.


Многие современники первых вспышек связывали появление сифилиса в Европе с открытием Америки Колумбом, ведь и то, и другое произошло примерно одновременно: якобы дурную болезнь привезли матросы Колумба и пленные индейцы, вывезенные им из Нового Света.

Сифилис повлиял даже на моду, развернув костюмы и манеры в сторону целомудрия — дамские декольте стали сходить на нет, из мужского образа пропал популярный до того гульфик, акцент с гениталий и женской груди стал смещаться к лицу — появились широкие воротники, более затейливые головные уборы. Примерно на это же время приходит расцвет пуританства, пропагандирующего скромность и вводящего в моду блеклые и темные цвета. Мир, переживший несколько волн чумы и английского пота, воспринимавшихся как божий гнев, и столкнувшийся с карой небесной за грехи и распутство — повсеместным сифилисом, обратился с мольбами и покаянием к богу. Таким образом, несколько веков высококонтагиозных эпидемий не в последнюю очередь повлияли на расцвет протестантских движений.

Первым эффективным, однако весьма рискованным до-пенициллиновым лечением сифилиса стало намеренное заражение малярией. Дело в том, что бледная трепонема погибает при высокой температуре, которая характерна для малярии. Маляриятерапия для лечения сифилиса и нейросифилиса впервые была применена в 1917 году Юлиусом Вагнер-Яуреггом, впоследствии Нобелевским лауреатом, и использовалась вплоть до 1950-х. А с конца XV века и до этого времени все, что могли предложить своим пациентам врачи, — это общеукрепляющее лечение, совет воздерживаться от половых контактов, дабы не передавать инфекцию дальше, и искусственные носы, которыми прикрывали провалы на лице, образующиеся на поздних стадиях болезни.


Лечение сифилиса с помощью фумигации, 1776 год.

Семь смертельных волн


Первая пандемия началась в 1817 году, когда холера шагнула за пределы уже привыкшей к ней Индии и в скором времени достигла Индонезии, Китая и Филиппин, отбушевала в британском Форте Уильямсе и распространилась почти по всей Бенгалии. И даже тот факт, что в оказавшихся на ее пути колониальных войсках маркиза Гастингса погиб почти каждый третий британский солдат (три тысячи человек личного состава из десяти тысяч), не заставил европейцев насторожиться. Так как, достигнув Египта и пройдясь по Персии, недуг остановился в Астрахани, Западный мир уверился в мысли, что холера — местный, чисто индийский недуг, которого не стоит бояться Европе.


Последствия холеры во Франции, Париж, 1840-е.

Точные датировки семи холерных пандемий — вопрос и поныне дискуссионный, однако в одном большинство историков сходятся: второй, на этот раз удачный, поход на Европу болезнь начала в 1827 году.

Из дельты Ганга холера отправилась в Пенджаб, оттуда в Персию, где в тот момент стояли русские войска, и на берега Каспийского моря. Летом 1829 года холера уже была в Оренбурге, а через год добралась до Москвы и Харькова, к началу 1831 года вместе с русскими войсками вошла в Польшу, оттуда перебралась в Болгарию и распространилась на всю Европу, а также Турцию. Летом того же года эпидемия вспыхнула в Берлине и Вене, уже осенью — в Гамбурге, а оттуда перекинулась на Британские острова. Весной 1832 года Синяя смерть вступила в Париж, где всего за 18 дней от нее погибли более 7000 человек. Уже к лету того же года холера пересекла океан и достигла Канады и США, в странах Латинской Америки она была в 1833, а в Италии наблюдалась дольше всего — вплоть до 1835 года, хотя во всем остальном мире пошла на спад уже в 1834.

По сравнению с потерями среди индийского населения, которого холера почти ежегодно забирала более чем по миллиону человек, европейцы потеряли в первой пандемии не так много людей, но, отступая, болезнь неизменно возвращалась вновь и вновь еще как минимум пять раз, в результате три поколения родились, выросли и умерли в эпоху, которую современники справедливо могли называть эпохой Синей смерти.

И хотя медицину XIX века уже можно было по праву назвать научной медициной, холера заставила человечество вновь почувствовать себя беспомощным, а врачей — усомниться в собственных знаниях. Доктора были бессильны, не имея представления ни о причинах болезни, ни о способах ее распространения, ни о характере лечения. Самым популярным способом борьбы с недугом стало вливание солевого раствора, что, безусловно, имело смысл, учитывая колоссальное обезвоживание организма из-за непрекращающихся диареи и рвоты, но никак не спасало от новых случаев инфицирования.

Сегодня мы знаем, что холеру вызывает холерный вибрион, Vibrio cholera, обитающий в теплых стоячих водах и вырабатывающий в теле жертвы особые токсины, которые и отравляют организм. Передача происходит преимущественно фекально-оральным способом от человека человеку, а первичное заражение — через употребление несвежей воды, содержащей возбудителя инфекции. Смерть, как правило, наступает от шока в результате обезвоживания. В XIX веке летальный исход составлял до 50 % случаев.

Холера повлекла за собой целый ряд социальных, политических и культурных изменений. Вслед за европейскими революциями и восстаниями 1830-х годов по Европе прокатилась волна холерных бунтов — от Петербурга до Будапешта. Каждый раз во время особо острых вспышек народ начинал искать виноватых, все подозревали всех, как обычно, доставалось евреям, властям и нищим. Холерные эпидемии конца 1840-х годов совпали с началом санитарных реформ в Великобритании, бытует мнение, что во многом холера их и подтолкнула. Именно благодаря этим реформам мы сегодня знаем имя Флоренс Найтингел, выдающейся медицинской сестры и уважаемого гигиениста.

После революционных волнений в Париже и Берлине 1848 года осенью в эти города пришла холера, что дало реакционерам козырь — революцию стали называть заразой, а холеру — революционной инфекцией. Однако, на самом деле, холеру по Европе чаще всего разносили не революционеры, а армии. К концу XIX века, когда холерный вибрион был открыт уже целых два раза (в 1854 и 1883 годах), а гигиена наконец-то начала достигать необходимого для сдерживания эпидемий уровня, смертельные волны холеры стали сходить на нет. Но XX век ознаменовался появлением другого загадочного массового убийцы, и на сцену он вышел, что примечательно, под канонаду военных пушек.

Смертельная инфлюэнца

В течение нескольких дней, а иногда и часов легкие заболевших наполнялись кровавой пенистой жидкостью, и они умирали в агонии. Эпидемия испанского гриппа унесла почти 100 миллионов жизней. Перед этим массовым убийцей спасовала даже Черная смерть. Для сравнения: в ходе военных действий Первой мировой войны было убито чуть меньше 9,5 миллионов человек, на фронтах Второй мировой погибло около 20 миллионов. Смертельная инфлюэнца унесла больше жизней, чем чума и бои обеих мировых войн вместе взятые. Она также обусловила переворот в медицинском знании своего времени.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции