Для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами

  1. Архипова Е. Ф. Коррекционно-педагогическая работа при церебральном параличе у детей в доречевом периоде. - М, 1991.
  2. Архипова Е. Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. - М., 1989.
  3. Ашмарин Б. А. Теория и методика физического воспитания. - М, 1990.
  4. Бабенкова Р. Д. Дети с церебральным параличом: пути обучения и коррекции нарушенных функций. - М., 1981.
  5. Бабенкова Р. Д. Учебно-воспитательная работа в школах-интернатах для детей с церебральными параличами: Книга для учителя. - М., 1986.
  6. Бабина Г. В. Речевые нарушения при ДЦП // Вопросы логопедии. - М, 1978.
  7. Бадалян Л. О. Прогрессирующие мышечные дистрофии у детей. - М., 1988.
  8. Бадалян Л. О., Укурба Л. Т., Тимонина ОЛ. Детские церебральные параличи. - Киев, 1988.
  9. Басова Э. Л. Изменение органа зрения при детском церебральном параличе у детей. - М, 1977.
  10. Белова А. Н., Щепетова О. В. (ред.) Руководство по реабилитации больных с двигательными нарушениями. - М., 1998.
  11. Бирюков А. А. Массаж: Учебник для институтов физической культуры. - М., 1988.
  12. Бондаренко Е. С. Миопатии у детей. - М, 1989.
  13. Ботта Н., Ботта П. Лечебное воспитание детей с двигательными расстройствами церебрального происхождения / Пер. с фр. Н. В. Головинской; Под ред. М. Н. Гончаровой. - Л., 1964.
  14. Винарская Е. Н., Пулатов А. М. Дизартрия и ее топико-диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга. - Ташкент, 1973.
  15. Власова Т. А. (ред.). Особенности психофизического развития учащихся специальных школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. - М., 1985.
  16. Данилова Л. А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом. - Л., 1977.
  17. Данилова Л. А. Особенности нарушений ряда форм познавательной деятельности и пути их преодоления у детей с врожденным параличом. - Л., 1969.
  18. Данилова Л. А. Особенности формирования познавательной деятельности и речи у детей с ДЦП. - Л., 1976.
  19. Данилова Л. А., Рябкина Л. М. Особенности развития пассивного словаря у детей в возрасте 5-7 лет, страдающих церебральным параличом // Детские церебральные параличи. - Л, 1974.
  20. Данилова Л. В., Стока К., Казицина Г. Н. Особенности логопедической работы при детском церебральном параличе. - СПб., 1997.
  21. Дети с церебральными параличами: пути обучения и коррекции нарушенных функций / Под ред. М. В. Ипполитовой. - М., 1981.
  22. Донская Д. Д., Зациорский В. М. Биомеханика. - М., 1979.
  23. Дубровский В. Я. Лечебная физическая культура: Учебник для студентов вузов.- М., 1998.
  24. Евтушенко С. К. (ред.). Новые технологии в реабилитации церебрального паралича. - Донецк, 1994.
  25. Зинченко В. П., Мунипов В. М. Основы эргономики. - М., 1979.
  26. Изучение интеллектуального дефекта у детей с церебральным параличом / Сост. М. В. Рождественская. - Киев, 1979.
  27. Ипполитова М. В. Формирование предложно-падежных конструкций в речи учащихся с церебральным параличом // Дефектология. 1986. № 2.
  28. Ипполитова М. В. Характеристика состава учащихся школ-интернатов для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами // Дефектология. 1980. № 5.
  29. Ипполитова М. В. Логопедическая и педагогическая характеристика детей, страдающих церебральными параличами // Специальная школа. 1966. № 4.
  30. Ипполитова М. В., Бабенкова Р. Д., Мастюкова Е. М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. - М., 1980; 1994.
  31. Калижнюк Э. С. (ред.). Клиническое обоснование принципов коррекци-онно-педагогической работы с детьми-дошкольниками, страдающими церебральным параличом и ЗПР. - М., 1978.
  32. Калижнюк Э. С. Психические нарушения при детском церебральном параличе. - Киев, 1987.
  33. Карепов Г. В. Лечебная физическая культура и физиотерапии в системе реабилитации больных травматической болезнью спинного мозга. - Киев, 1991.
  34. Карпов Г. В., Романин В. А. Технические средства обучения. - М., 1972.
  35. Кольцова М. М. Развитие сигнальных систем у детей. - Л., 1980.
  36. Коррекционная работа в специальных школах для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами. - М., 1975,
  37. Крутикова Э. Г. Некоторые психоневрологические особенности детей, страдающих церебральным параличом, и их учет в учебно-социальной адаптации // Изучение динамики речевых и нервно-психических нарушений: Межвуз. сб. науч. тр. - Л., 1983,
  38. Крутикова Э. Г. Роль анализаторов и их расстройств в социальной адаптации детей с церебральным параличом // Расстройства психических функций у детей и их медико-педагогическая коррекция: Межвуз. сб. науч. тр. - Л., 1988.
  39. Кукушкина О. И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы. Поиски. Подходы //Дефектология. 1994. № 5.
  40. Кукушкина О. И. Организация использования компьютерной техники в специальной школе //Дефектология. 1994. № 6.
  41. Лалаева Р. И., Сятко-Высоцка Р. Виды дисграфий у детей с церебральными параличами. - Л., 1985.
  42. Лебедев Б. И. Вестибулярные нарушения у детей, страдающих детским церебральным параличом. - М, 1978.
  43. Лечебная физическая культура: Справочник / Под ред. В. А. Епифанова.- М, 1987.
  44. Малофеев Н. Н. Некоторые особенности овладения материалом букваря первоклассниками, страдающими церебральным параличом // Дефектология. 1977. №6.
  45. Малофеев Н. Н. Формирование словарного запаса младших школьников с церебральным параличом // Особенности умственного и речевого развития учащихся с церебральным параличом. - М., 1989.
  46. Малофеев В. Н. Характеристика лексического запаса у учащихся с церебральным параличом //Дефектология. 1985. № I.
  47. Мамайчук И. И., Попова Л. А. Нейропсихологическое исследование структуры интеллектуального дефекта у детей школьного возраста со спастической диплегией вследствие ДЦП // Речевые и нервно-психические нарушения у детей и взрослых: Межвуз. сб. науч. тр. - Л., 1988.
  48. Мамайчук И. И., Попова Л. А. Психологическое исследование структуры интеллектуального дефекта у школьников с гемипаретической формой ДЦП // Изучение и коррекция речевых расстройств: Межвуз. сб. науч. тр. - Л., 1986.
  49. Мамайчук И. П., Пятакова Г. В. Исследование личностных особенностей детей с церебральным параличом //Дефектология. 1990. № 3.
  50. Мастюкова Е. М. Диагностика нарушений доречевого развития у детей с ЦП и пути логопедических и педагогических мероприятий в этом периоде. - М., 1973
  51. Мастюкова Е. М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом. - М., 1992.
  52. Мастюкова Е. М., Бабенкова Р. В. Дифференцированный подход к учащимся с различными формами гиперкинезов при восстановлении и формировании двигательных функций // Дефектология. 1978. № 2.
  53. Мастюкова Е. М. Ипполитова М. В. Коррекционная работа в специальных школах для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами. - М., 1975.
  54. Мастюкова Е. М. Ипполитова М. В. Нарушения речи у детей с церебральным параличом. - М., 1985.
  55. Мастюкова Е. М., Переслени Л. И., Певзнер М. С. Исследование структуры интеллектуальных нарушений у детей с церебральным параличом // Дефектология. 1988. № 4.
  56. Мастюкова Е. М. Развитие начальных навыков самообслуживания у детей с церебральным параличом в семье // Дефектология. 1985. № 2.
  57. Мастюкова Е. М. Речевые нарушения у учащихся с гиперкинетической формой церебрального паралича и медицинское обоснование логопедических мероприятий // Дефектология. 1979. № 3.
  58. Мастюкова Е. М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом. - М., 1992.
  59. Медико-педагогическая коррекция детей с патологией опорно-двигательного аппарата / Сост. Н. Ф. Дементьева. - М., 1988.
  60. Никитина М. Н. Детский церебральный паралич. - М., 1979.
  61. Оптимальные режимы двигательной деятельности у детей и взрослых в норме и патологии. - М., 1981.
  62. Организация и содержание воспитательной работы в школе-интернате для детей с последствиями полиомиелита и церебральным параличом / Под ред. Т. А. Власовой, М. В. Ипполитовой. - М., 1981.
  63. Особенности психофизического развития учащихся специальных шкод для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата / Под ред. Т. А. Власовой. - М., 1985.
  64. Особенности умственного и речевого развития учащихся с церебральными параличами / Под ред. М. В. Ипполитовой. - М., 1989.
  65. Особенности учебной деятельности учащихся с церебральным параличом. Рекомендации к оценке знаний, умений и навыков учащихся начальных классов (русский язык, математика). - М., 1984.
  66. Панченко И. И., Щербакова Л. А. Медико-педагогическая характеристика детей с дизартрическими и анартрическими расстройствами речи, страдающих церебральными параличами, и особенности приемов логопедической работы // Нарушения речи и голоса у детей / Под ред. С. С. Ляпидевского. - М., 1975.
  67. Перхурова И. С, Лузинович В. М., Сологубов Е. Г. Регуляция позы и ходьбы при детском церебральном параличе и некоторые способы коррекции. - М., 1996.
  68. Плотникова В. И. Использование игровых приемов для развития артикуляционной моторики у младших школьников с ЦП // Дефектология. 1989. №2.
  69. Приходько О. Г. Особенности речевого развития детей раннего возраста с церебральным параличом и пути коррекционного воздействия // Логопедия XXI века: Мат. симпозиума с международным участием (20-21 апреля 2006). - СПб., 2006.
  70. Пушкарев А. Л. Клинико-экспертная оценка возможности психической адаптации больных с различными формами детского церебрального паралича. - Минск, 1995.
  71. Речевые нарушения и пути их коррекции у детей с гиперкинетической формой церебрального паралича. - М., 1978.
  72. Рождественская М. В. (сост.). Изучение особенностей интеллектуального дефекта у детей с церебральным параличом. - Киев, 1979.
  73. Румянцева Е. Ю. О формировании чувства ритма в процессе логоритмического воздействия при устранении дизартрии у детей с ЦП // Методы изучения и преодоления речевых расстройств. - СПб., 1994.
  74. Румянцева Е. Ю. Содержание логоритмического исследования детей с ЦП // Принципы и методы коррекции нарушений речи. - СПб., 1997.
  75. Сараева Н. М. Различия в волевой активности подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата//Дефектология. 1980. № 2.
  76. Семенова К. А. Детские церебральные параличи. - М., 1968.
  77. Семенова К.. А., Мастюкова Е. М., Смуглин М. Я. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей. - М., 1972.
  78. Семенова К. А., Махмудова Н. М. Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных детским церебральным параличом. - Ташкент, 1979.
  79. Семенова К. А., Танюхина Э. И., Шестаков В. П. и др. Комплексная реабилитация детей с детским церебральным параличом: Методические рекомендации. - М.; СПб., 1998.
  80. Семенова К. А., Штеренгерц А. Е., Польский В. В. Патогенетическая восстановительная терапия больных с детским церебральным параличом. - М., 1986.
  81. Серганова Т. И. Особенности психического, предречевого, речевого и моторного развития у детей с перинатальной энцефалопатией и ранней стадией детского церебрального паралича. - Л., 1988.
  82. Симонова Л. В. (сост.). Методические рекомендации по коррекции затруднений формирования пространственных представлений у детей с церебральным параличом. - Киев, 1982.
  83. Симонова Н. В. Формирование познавательной активности и самостоятельности у детей с церебральным параличом // Дефектология. 1988. № 4.
  84. Смирнова И. А. Влияние нарушений зрительного восприятия на формирование словаря у дошкольников с церебральным параличом // Проблемы методов учебной и коррекционно-воспитательной работы в спец. школах и дошкольных учреждениях. - М., 1984.
  85. Смирнова И. А. Методика логопедической работы по формированию словаря у дошкольников с церебральными параличами // Нарушения речи: методы изучения и коррекция. - СПб., 1993.
  86. Смирнова И. А. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушениями движения. - СПб., 1995.
  87. Смирнова И. А. Характеристика, структура и формирование словаря у дошкольников с церебральным параличом // Особенности механизмов, структуры нарушений речи и их коррекции у детей с интеллектуальной, сенсорной и двигательной недостаточностью. - СПб., 1996.
  88. Симонова Н. В. Характеристика словарного запаса у дошкольников с церебральным параличом // Дефектология. 1985. № 3.
  89. Спирова Л. Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи. - М., 1970.
  90. Ульянова Р. К. Коррекция двигательных нарушений у детей дошкольного возраста с ранним детским аутизмом // Дефектология. 1988. № 4.
  91. Уткин В. Л. Эргометрические методы обследования // Мед. техника. 1985. №6. С. 6-12.
  92. Учебно-воспитательная и лечебно-коррекционная работа в домах-интернатах для детей с физическими недостатками / Под ред. А. В. Погососа. - М., 1982.
  93. Учебно-воспитательный процесс в реабилитации детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата / Под ред. М. В. Ипполитовой. - М., 1988.
  94. Халилова Л. Б. Основные направления лексической работы в специальной школе для детей с церебральным параличом // Дефектология. 1986. № 5.
  95. Цветкова Л. С. Особенности выражения некоторых форм пространственных отношений в неречевой и речевой деятельности детей с церебральным параличом // Опыт изучения аномальных школьников. - Л., 1978.
  96. Шухова Е. В. Реабилитация детей с заболеваниями нервной системы. - М., 1979.
  97. Эйдинова М. Б. О нарушениях высших корковых функций детей с церебральными параличами. - М., 1970.
  98. Эйдинова М. Б., Правдина-Винарская Е. Н. Детские церебральные параличи и пути их преодоления. - М., 1959.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Руднева Любовь Владимировна

В статье теоретически обосновывается необходимость учета особенностей психического развития и специфики физического развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата . На основании указанных в тексте нормативных актов, приводится описание критериев деления на группы детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата относительно генезиса нарушений. Представлены возможные формы обучения данной категории детей. Описанная специфика познавательной деятельности, интеллектуального развития и особенности физического развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Руднева Любовь Владимировна

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2015. Т. 15, вып. 2

5. Чумаков В. Время поколения Z // Труд. 09.09.2011.

6. Шульц Д., Шульц С. Психология и работа. СПб., 2003. 560 с.

9. Шамис Е., Никонов Е. Важен не возраст, а ценности // Континент-Сибирь. 09.03.2012. № 8. С. 27-30.

11. Пантелеев А. Ф. Темпоральный аспект восприятия // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2009. Т. 9, вып. 4. С. 79-84.

Generations Difference as a Factor to the Relations A. F. Panteleev

Saratov State University

83, Astrakhanskaya str., Saratov, 410002, Russia E-mail: afp45@mail.ru

1. Howe N., Strauss W. Generations: The history of America's future, 1584 to 2069. New York, 1991. 554 p.

3. Zdravomyslov A. G., Jadov V. A. Chelovek i ego rabota v SSSR i posle: ucheb. posobie dlya vuzov (Man and his work in USSR and after it: textbook for high schools). 2-nd ed. Moscow, 2003. 485 p.

5. Chumakov V. Vremya pokoleniya Z (Time of the Z generation). Trud (Labour), 09 September 2011.

6. Shults D., Shults S. Psikhologiya i rabota (Psychology and employment). St.-Peterburg, 2003. 560 p.

9. Shamis E., Nikonov E. Vazhen ne vozrast, a tsennosti. Kontinent-Sibir, 09 Marth 2012, no. 8, pp. 27-30.

11. Panteleev A. F. Temporalnyi aspekt vospriyatiya (The temporal aspect of perception ). Izv. Saratov Univ. (N.S.), Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy. 2009, vol. 9, iss. 4, pp.79-84.

УДК 159.9: 37.015.31

СПЕЦИФИКА ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Руднева Любовь Владимировна -

аспирант кафедры консультативной психологии, Саратовский государственный университет, директор областного Центра диагностики и консультирования, Саратов E-mail: latalv@mail.ru

В статье теоретически обосновывается необходимость учета особенностей психического развития и специфики физического развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. На основании указанных в тексте нормативных актов, приводится описание критериев деления на группы детей с наруше-

ниями опорно-двигательного аппарата относительно генезиса нарушений. Представлены возможные формы обучения данной категории детей. Описанная специфика познавательной деятельности, интеллектуального развития и особенности физического развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Л. В. Руднева. Специфика форм обучения в рамках общего образования детей

позволяют обозначить актуальность, теоретическую и практическую значимость проблемы выбора форм обучения для детей данной группы.

Ключевые слова: формы обучения, дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, особенности психофизиологического развития, ограниченные возможности здоровья.

В настоящее время, когда отмечается увеличение числа детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, необходимость совершенствования организации психолого-педагогической помощи в условиях образовательного процесса становится более очевидной, так как эта патология чрезвычайно распространена и имеет тенденцию к росту, особенно значительно увеличивается число больных детей с детским церебральным параличом.

Традиционно дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) обучались в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях различных видов (I—VIII виды). Современный подход к обучению детей с особыми образовательными потребностями предполагает инклюзию данной группы в среду здоровых сверстников в условиях общеобразовательной школы. Таким образом, перед современным педагогическим сообществом встает задача по созданию системы образования, которая могла бы учесть индивидуальные образовательные потребности ребенка. Возникает необходимость в выработке новых подходов к обучению детей с ОВЗ. Вместе с этим встают вопросы о том, как

участникам образовательного процесса определиться с выбором формы обучения, как правильно учесть индивидуальные особенности ребенка, кто должен помочь в этом выборе родителям, каковы результаты обучения при различных формах его организации? Данные вопросы важны и для детей данной группы, для их будущего и в личностном, и в социальном планах, и для их родителей, и они, безусловно, не могут не привлекать нашего внимания.

На современном этапе функционирования образовательной системы можно выделить следующие формы обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов на территории Российской Федерации: в условиях специальной (коррекционной) школы; обучение на дому; дистанционное обучение; в условиях общеобразовательной школы; семейное обучение; самообразование.

Для разработки стратегии обучения и развития ребенка с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата необходимы не только знания о конкретном нарушении, имеющемся у ребенка, но и понимание компенсаторных возможностей, на которые можно будет опираться при обучении и воспитании.

К категории детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (ОДА) относятся: дети с заболеваниями нервной системы (с детскими церебральными параличами, с последствиями полиомиелита, с прогрессирующими нервно-мышечными заболеваниями <миопатия, рассеянный склероз и др.>); дети с врожденными патологиями опорно-двигательного аппарата (врожденный вывих бедра, кривошея, косолапость и другие деформации стоп, аномалии развития позвоночника <сколиоз>, недоразвитие и дефекты конечностей, аномалии развития пальцев кисти, артрогрипоз); дети с приобретенными недоразвитиями или деформациями опорно-двигательного аппарата (травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей, полиартрит, заболевания скелета <туберкулез, опухоли костей, остеомиелит>, системные заболевания скелета <хондродистрофия, рахит>) [1]. И хотя все эти заболевания имеют различия в генезе и протекании, что специфически отражается на росте и развитии ребенка, сходным является нарушение двигательных функций, которые имеют различную степень выраженности:

при тяжелой степени дети не овладевают навыками ходьбы и манипулятивной деятельностью; навыки самообслуживания у них не сформированы;

при средней степени двигательных нарушений дети овладевают ходьбой, но передвигаются

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2015. Т. 15, вып. 2

неуверенно, часто с помощью специальных ортопедических приспособлений (костылей, канадских палочек и т. д.); навыки самообслуживания у них развиты не полностью из-за нарушений манипулятивной функции (наиболее многочисленная группа);

при легкой степени двигательных нарушений дети ходят самостоятельно, уверенно себя чувствуют и в помещении, и на улице; навыки самообслуживания сформированы, у них достаточно развита манипулятивная деятельность, но вместе с тем могут наблюдаться патологические позы, нарушения походки, насильственные движения и др. [1].

У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата существуют специфика интеллектуального развития и особенности познавательной деятельности, требующие учета при выборе форм и методов обучения.

Для детей с неврологическим характером двигательных расстройств (с церебральными параличами, последствиями полиомиелита, прогрессирующими нервно-мышечными заболеваниями) характерны: нарушение формирования познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности, что проявляется в неравномерном характере нарушений отдельных психических функций, снижении уровня знаний и представлений об окружающем мире, высокой эмоциональной и психофизиологической истощаемости, пониженной работоспособности. Нередко у таких детей наблюдаются недостаточность пространственных и временных представлений, тактильного восприятия.

Особое внимание при выборе форм и методов обучения обусловлено спецификой интеллектуального развития этих детей. Дети с неврологическим характером двигательных расстройств представляют собой очень разнородную группу в плане интеллектуального развития: сюда входят как дети с сохранным интеллектом или с интеллектом, близким к норме, так и с задержкой психического развития и дети с умственной отсталостью различной степени тяжести. При этом для детей с задержкой психического развития, составляющих большинство в данной группе, характерен благоприятный прогноз дальнейшего психического развития, особенно при своевременно оказанной систематической психолого-педагогической поддержке.

У детей с ортопедическим характером двигательных расстройств отсутствуют выраженные нарушения интеллектуального развития, но может наблюдаться некоторое замедление общего темпа этого развития, поэтому даже при

минимальной помощи педагогов, психологов и логопедов у них уже к началу школьного обучения нивелируется отставание в развитии от сверстников.

У многих детей обеих групп отмечаются колебания внутричерепного давления, повышенная метеочувствительность и, как следствие этого, колебания эмоционального состояния, внимания и работоспособности.

Общим для детей с двигательными расстройствами является и то, что они нуждаются в психологической поддержке из-за проблем социально-личностного развития в связи с переживанием дефекта и с особенностями воспитания на фоне систематического ортопедического лечения и соблюдения щадящего индивидуального двигательного режима [2].

Исходя из описанных особенностей развития детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, отметим, что при выборе образовательного учреждения и формы обучения в нем необходимо руководствоваться, прежде всего, актуальными возможностями данного ребенка и зоной его ближайшего развития. Целесообразность возможности инклюзивного образования для детей с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата, безусловно, будет ставиться под сомнение так же, как и интеграция групп детей, имеющих помимо двигательных нарушений разницу в интеллектуальном развитии со здоровыми сверстниками.

Тем не менее важным для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата остается процесс социализации, т. е. развитие не только социальных навыков, но и межличностного взаимодействия и — функционирование детей с нарушениями ОДА в социальной среде.

Изначально дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата поступают в специализированные дошкольные образовательные учреждениях (ДОУ). Основная их задача — это обучение, воспитание, психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии, подготовка к школе и лечение таких дошкольников. Исключением для обучения в таких специализированных учреждениях является тяжелое нарушение интеллекта [3].

В рамках получения общего образования возможен вариант с обучением в специальных (коррекционных) школах-нтернатах для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: туда принимаются дети школьного возраста при нормальном интеллекте, самостоятельно передвигающиеся, не требующие индивидуального ухода. Те же, у кого нарушения опорно-двигательного аппарата сочетаются с умственной

Л. В. Руднева. Специфика форм обучения в рамках общего образования детей

отсталостью, направляются в специальные классы, организуемые при наличии контингента в составе данных школ [4, 5].

Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата возможна инклюзивная форма обучения, которая заключается в получении образования совместно со сверстниками, не имеющими тех или иных отклонений в развитии, при условии, что будут безбарьерная архитектурная среда образовательного учреждения, наличие определенной квалификации педагогов образовательного учреждения, организация психолого-педагогической поддержки детей данной группы, сформировано толерантное отношение к ребенку с ограниченными возможностями здоровья у нормально развивающихся детей и их родителей.

Образовательный процесс и образовательное пространство являются неотъемлемой частью формирования личности ребенка как в интерсубъектном, так и в интрасубъектном планах. В процессе обучения ученику не только даются те знания, которые будут ему необходимы при приобретении профессии, но и закладываются основы его морального, социального становления. И от того, как ребенок будет ощущать себя в данном поле, каким будет его отношение к тому социальному окружению, в котором он функционирует довольно долгое время, будет зависеть его будущее и в профессиональном, и, самое главное, личностном планах.

Адекватный выбор форм обучения детей различных категорий, в том числе и детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, безусловно, будет положительно влиять как на становление личности ребенка, так и на его образовательные возможности.

1. Семенова К. А., Танюхина Э. И., Шестаков В. П. [и др.]. Комплексная реабилитация детей с детским церебральным параличом : метод. рекомендации. М. : СПб., 1998. 43 с.

2. Особенности обучения ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата в общеобразовательном учреждении : метод. рекомендации. М. ; СПб., 2012. 216 с.

3. Филатова М. В. Воспитание и обучение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата : учеб.-метод. пособие. Тула, 2010. 110 с.

4. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушениями движения: метод. пособие под ред. Л. М. Шипицыной. СПб., 1995. 72 с.

5. Образовательные стандарты для специальных школ : отвечаем на вопросы практиков // Дефектология. 1997. № 4. С. 43-48.

Specific Forms of Education Children with Disorders of the Musculoskeletal System in the Framework of General Education

Saratov State University 83, Astrakhanskay str., Saratov, 410012, Russia 69, Volskay str., Saratov, 410028, Russia E-mail: latalv@mail.ru

In the article theoretically substantiated the necessity of taking into account the peculiarities of psychic development and the specifics of the physical development of children with disorders of the musculoskeletal system. Based on the above in the text of the regulations describes the criteria for the division into groups of children with disorders of the musculoskeletal system concerning Genesis violations. Presents possible forms of training of this category of children. Describes the specifics of cognitive activity, intellectual development and characteristics of physical development of children with disorders of the musculoskeletal system allow to characterize the relevance of theoretical and practical importance of the problem of choice of forms of education for children of this group. Key words: forms of education, children with disorders of the musculoskeletal system, especially the psycho-physiological development, limited possibilities of health.

1. Semyonova K. A., Tanyukhina E. I., Shestakov V. P. [at al.]. Kompleksnaya reabilitatsyya detey s detskim tsere-bralnym paralichyom: metod. rekomendatsii (Complex rehabilitation of children with cerebral palsy: methodical recommendations). Moscow; St.-Petersburg, 1998. 43 p.

2. Osobennosti obucheniya rebyenka s narusheniem oporno-dvigatelnogo apparata v obsheobrazovatelnom uchrezhdenii: metod. recomendatsii (Peculiarities of teaching children with disorders of the musculoskeletal system in educational institution: methodical recommendations). Moscow; St.-Petersburg, 2012. 216 p.

3. Filatova M. V. Vospitanie i obuchenie detey s naru-sheniyami oporno-dvigatelnogo apparata: ucheb.-metod. posobie (Education and training of children with disorders of the musculoskeletal system: methodical recommendations). Tula, 2010. 110 p.

4. Obuchenie Ikorrectsia razvitia doshkolnikov s narusheni-yami dvizhenia: metod. poobie. pod red. L. M. Shipitsynoi (Education and treatment of preschool children with disabilities: meth. settlement. Ed. by L. M. Shipitsyna). St.-Petersburg, 1995. 72 p.

5. Obrazovatelnye standarty dlya spetsialnykh shkol: ot-vechaem na voprosy practikov (Educational standards for special schools: answer questions from practitioners). Defectologia (Defectology), 1997, no. 4, pp. 43-48.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции