Толерантное отношение к вич инфицированным людям

№ 247 - 248
22 мая - 4 июня 2006

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ВИЧ-ИНФИЦИРОВАННЫМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

М. ЦСП, 2006, 88 страниц

Знают ли учащиеся, учителя и родители о том, в чем заключается различие между ВИЧ-инфицированным и больным СПИДом, % (стр. 13)

Знают ли, в чем различие

Учащиеся

Учителя

Родители

Уверены в том, что знают

Не уверены, что знают, но определенное представление о различии имеют

Считают, что не знают

Считают носителей ВИЧ-инфекции

Тип поселения

Мегаполисы

Областные центры

Мнение опрошенных о том, каким образом можно заразиться ВИЧ-инфекцией и как этого избежать, % (стр. 19-20)

Учащиеся

Учителя

Родители

Как можно заразиться ВИЧ-инфекцией:

Через иглу наркомана, или посредством повторного использования одноразовых шприцов

Через поцелуй, рукопожатие, воздушно-капельным путем

С молоком матери

Посредством медицинских инструментов

в результате несоблюдения гигиены

Как можно избежать заражения ВИЧ-инфекцией:

Следует предохраняться при половых контактах

Пользоваться одноразовыми шприцами, не используя их повторно

Соблюдать правила личной гигиены

Не иметь половых отношений с ВИЧ-инфицированными

Не контактировать с ВИЧ-инфицированными

Быть осторожными в общении с незнакомыми людьми

Избегать контакта своей раны с зараженной кровью

Соблюдать осторожность при общении с ВИЧ-инфицированными

Мнение опрошенных о том, среди представителей каких групп населения наиболее вероятны носители ВИЧ-инфекции, % (стр. 24-25)

Вероятные носители ВИЧ-инфекции

По состоянию здоровья:

Те, кто постоянно тяжело болеет

Люди с психическими отклонениями

По возрасту:

Представители среднего поколения

Люди мужского пола

Люди женского пола

По сексуальной ориентации:

Люди разнополой (обычной) сексуальной ориентации

По урбанизированности среды обитания:

Жители больших городов

Люди без определенного места проживания (бомжи)

По социальному статусу:

Представители рабочих профессий

Представители сферы торговли

Представители творческих профессий

По видам отклоняющегося поведения:

Профессионально занимающиеся проституцией

Примечание. Дополнение до 100% ответов по группам показателей составляют те, кто придерживается иного мнения или затруднились ответить.

Эмоциональный фон отношения опрошенных к инвалидам и ВИЧ-инфицированным, % (стр. 38-39)

К инвалидам:

К ВИЧ-инфицированным:

Отношение к ВИЧ-инфицированным тех, кто имел, и кто не имел с ними контакта, % (стр. 47)

Отношение

Имели с ВИЧ-инфицированными контакт

Не имели с ВИЧ-инфицированными контакта

Считают, что ВИЧ-инфицированные такие же люди, как все, и они должны жить среди людей полноценной жизнью, с ними можно контактировать и дружить

Считают, что ВИЧ-инфицированные заслуживают тот, чтобы они учились и работали в обычном коллективе, но контактировать с ними надо осторожно

Не против, чтобы ВИЧ-инфицированные ходили в кино, ездили в транспорте, но учиться, работать вместе с ними в одном коллективе не хотят

Считают, что для ВИЧ-инфицированных надо создать отдельные условия учебы, работы, чтобы они меньше контактировали со здоровыми людьми

Считают, что ВИЧ-инфицированных надо содержать в отдельном диспансере, на карантине и не допускать, чтобы они контактировали со здоровыми людьми

Брошюра посвящена одной из наиболее актуальных тем современности — вопросам формирования толерантной среды в общеобразовательных учреждениях в отношении ВИЧ-инфицированных. Изложенный материал основан на результатах сопоставительного анализа итогов социологического опроса учащихся, их родителей и педагогов. Показан уровень информированности и представления учащихся образовательных учреждений всех типов, а также учителей и родителей учащихся 1-5 классов школ о медицинских и социальных параметрах ВИЧ-инфицированности и СПИДа, установки и стереотипы в массовом сознании, степень социального дистанцирования или толерантности, устойчивости отрицательных стереотипов, готовность учащихся, учителей и родителей к участию в процессе социальной реабилитации ВИЧ-инфицированных.

1. Актуальность проблемы
2. Образ ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом в массовом сознании
3. Стереотипы в отношении групп риска
4. Проблема ВИЧ-инфицированных в межличностной коммуникации и в СМИ
5. Отношение к ВИЧ-инфицированным
6. В чем заключается самоизоляция?
7. Различия в установках имевших и не имевших личный контакт с ВИЧ-инфицированными

Приложения
Приложение 1. Линейное распределение ответов учащихся на вопросы анкеты, посвященной проблемам толерантности к ВИЧ-инфицированным
Приложение 2. Линейное распределение ответов родителей на вопросы анкеты, посвященной проблемам толерантности к ВИЧ-инфицированным
Приложение 3. Линейное распределение ответов учителей на вопросы анкеты, посвященной проблемам толерантности к ВИЧ-инфицированным

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Андронов Д. А.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Андронов Д. А.

Д.А. Андронов Омская гуманитарная академия

ТОЛЕРАНТНОСТЬ К ВИЧ-ИНФИЦИРОВАННЫМ ПАЦИЕНТАМ -КРИТЕРИЙ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ

Ключевые слова: толерантность, интолерантность, ВИЧ-инфекция, персонификация проблемы, спидофобия.

В социальной психологии толерантность понимается, прежде всего, как терпимость к каким-либо отличиям - этническим, религиозным, расовым и многим другим. Часто анализ проблемы толерантности включает изучение ее противоположности -интолерантного поведения в межгрупповых и межличностных отношениях.

Согласно декларации принципов толерантности, последняя означает уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность - это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижение мира. Толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность - это, прежде всего, активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека.

Воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. Воспитание в духе толерантности начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, дабы обеспечить осуществление этих прав [1, 2].

В.В. Крутова выделяет следующие основные компоненты толерантности: когнитивный (знания), эмоционально-перцептивный (эмоциональная устойчивость, эмпатия), поведенческо-регулятивный (поведенческая гибкость) [3]. Их изучение, на наш взгляд, является необходимым в любом исследовании.

Предмет исследования: особенности толерантности студентов к ВИЧ-инфицированным пациентам.

Цель исследования: выявление особенностей толерантности студентов к ВИЧ-инфицированным пациентам.

В связи с данной целью был установлен ряд задач исследования:

1. Изучить понимание феномена толерантности.

2. Разработать анкету для выявления толерантности студентов к ВИЧ-инфицированным пациентам.

3. Определить особенности толерантности студентов.

Ранее проводимые исследования были направлены на выявление толерантности студентов и медицинских работников, но не было обнаружено исследований, направленных на сравнение особенностей толерантного отношения студентов различных курсов обучения к пациентам.

Предположим, что особенности толерантности будут различаться в зависимости от курса обучения. Студенты старших курсов будут иметь более высокий уровень толерантности, что может быть обусловлено профессиональными знаниями, приобретенными в процессе работы с различными категориями пациентов, в том числе пациентов с ВИЧ-инфекцией.

Для реализации поставленной цели исследования использовался метод анкетирования (анкета смешанного типа, содержащая как закрытые, так и открытые вопросы).

Исходя из компонентов толерантности, первым фактором, способствующим толерантному отношению медицинской сестры к ВИЧ-инфицированным пациентам, будет являться когнитивный компонент, то есть знания о вирусе и - что особенно важно -о путях его передачи.

Исследование уровня информированности позволило получить следующие данные.

На вопрос о путях передачи ВИЧ-инфекции дали правильные ответы 31,8% (34 человека) студентов второго курса и 50,5% (49 человек) студентов четвертого курса. При этом половой путь передачи указали 99,1% студентов второго курса (106 человек, один человек не смог указать ни одного пути передачи ВИЧ-инфекции) и 100% (97 человек) студентов четвертого курса. Парентеральный путь передачи указали 66,4% студентов

второго курса (71 человек) и 84,5% студентов четвертого курса (82 человека). Вертикальный путь передачи ВИЧ-инфекции указали только 45,8% студентов второго курса (49 человек) и 64,9% (63 человека) студентов четвертого курса. Полученные данные наглядно представлены на рис. 1. Следовательно, из всех путей передачи ВИЧ-инфекции студенты наиболее осведомлены о половом пути, далее следует парентеральный путь и на последнем месте по частоте ответов выявлен вертикальный путь передачи.

■ студенты 2 курса

■ студенты 4 курса

Также ответы отражали и неправильные представления. Так, были указаны в качестве основных следующие пути передачи вируса иммунодефицита человека: контактно-бытовой, воздушно-капельный, трансмиссивный и через поцелуй. Заблуждения о пути передачи встречались как у студентов второго, так и у студентов четвертого курсов. По частоте ошибочные ответы у студентов второго курса располагается в следующем порядке: на первом месте трансмиссивный путь (33,6%), на втором контактно-бытовой (28,9%), на третьем воздушно-капельный (26,2%), а на четвертом через поцелуй (22,4%). По частоте ошибочные ответы у студентов четвертого курса располагаются в следующем порядке: на первом месте контактно-бытовой (21,6%), на втором воздушно -капельный (18,6%), на третьем трансмиссивный путь (6,2%), на четвертом через поцелуй (3,1%). Путь передачи через поцелуй был выделен в отдельную группу, так как данный способ указан большим процентом студентов. Полученные данные наглядно представлены на рис. 2.

В ходе исследования было выявлено, что практически все студенты заблуждаются относительно правил обработки медицинского инструмента в контексте ВИЧ-инфекции. Так, 100% студентов второго курса и 97,9% студентов четвертого курса считают, что медицинские инструменты, которые использовались для оказания помощи ВИЧ -инфицированным пациентам, должны проходить усиленную обработку; студенты забывают о том, что все меры обработки являются общими и направлены на предотвращение внутрибольничного заражения.

студенты 2 курса ■ студенты 4 курса

Рис. 2. Частота указания студентами основных путей передачи ВИЧ-инфекции: контактно-бытового, воздушно-капельного, трансмиссионного и через поцелуй (в %)

При этом отмечается общее снижение числа ошибочных ответов о путях передачи ВИЧ-инфекции, что может быть обусловлено изучением инфекционных заболеваний и ВИЧ-инфекции; тем не менее, процент ошибочных ответов среди будущих медицинских сестер все же остается высоким.

Возможно, проблема ВИЧ/СПИДа воспринимается студентами как далекая, они могут думать, что не столкнутся с пациентами данной категории, и поэтому не обращают особого внимания на материал о ВИЧ-инфекции. Незнание истинных путей передачи вируса иммунодефицита человека может послужить одной из основ для нетолерантного отношения к ВИЧ-инфицированным пациентам и нарушения их прав.

В процессе диагностики были выявлены проблемные аспекты и с эмоционально -перцептивным компонентом толерантности студентов второго и четвертого курсов. Так, ВИЧ-инфицированных отвратительными считают 7,5% студентов второго курса и только

3,1% студентов четвертого курса. Однако, несмотря на низкую частоту встречаемости данных ответов, их наличие недопустимо для будущих медицинских работников. Особую настороженность вызывает тот факт, что 56,1% студентов второго и 48,5% студентов четвертого курса соглашаются с утверждением, что ВИЧ-инфицированным женщинам нельзя позволять рожать детей. Данное утверждение противоречит современным представлениям о правах человека. Дискриминационное убеждение в том, что ВИЧ-инфицированных людей необходимо ограничить в праве работать с людьми, было выявлено у 31,8% студентов второго курса и у 21,6% студентов четвертого курса.

Анализ полученных данных позволил сделать следующий вывод.

В качестве рекомендаций хотелось бы предложить следующие мероприятия:

1. Активное привлечение студентов к участию в акции, посвященной Всемирному дню борьбы с ВИЧ / СПИДом.

4. Проведение социально-психологических тренингов, направленных на формирование толерантного отношения к ВИЧ-инфицированным пациентам.

5. Проведение повторного исследования, направленного на изучение особенностей толерантности будущей медицинской сестры.

1. Кожухарь, Г.С. Модель усиленной мотивации: взаимодействие базовых механизмов межличностной толерантности / Г.С. Кожухарь // Вопросы психологии. - 2008. - № 4. - С. 15-29.

2. Кожухарь, Г.С. Проблема толерантности в межличностном общении / Г.С. Кожухарь // Вопросы психологии. - 2006. - № 3. - С. 3-12.

3. Крутова, В.В. Толерантность как необходимое качество государственных и муниципальных служащих в работе с населением / В.В. Крутова // Прикладная психология и психоанализ. - 2007. - № 1. - С. 72-76.

4. Обуховец, Т.П. Основы сестринского дела / Т.П. Обуховец. - Ростов н/Д : Феникс, 2007. - 509 с.

6. О порядке оказания медицинской помощи больным ВИЧ-инфекцией на территории Омской области : приложение к распоряжению Министерства здравоохранения Омской области № 480-р от 17.07.2008 г.

7. О совершенствовании оказания медицинской помощи больным ВИЧ-инфекцией на территории Омской области : распоряжение Министерства здравоохранения Омской области № 480-р от 17.07.2008 г.

Автор статьи - Дмитрий Александрович Андронов, ассистент, Омская гуманитарная академия, e-mail: dmitriy-andronov@rambler. ru.

Рецензент - Т.И. Рогозина, кандидат психологических наук, доцент, Омская гуманитарная академия.


Целью данного занятия является формирование толерантного отношения к ВИЧ-инфицированным людям, углубление знаний по проблеме ВИЧ и СПИД в современном обществе. Занятие позволяет обратить внимание учащихся на данную проблему и не остаться равнодушным к людям, которых постигла такая участь. Ведь сущность толерантного отношения к ВИЧ-инфицированным заключается в положительном и доброжелательном отношении, способность без протестов воспринимать таких людей, ведь они тоже личности и на их месте может оказаться каждый.

к ВИЧ - инфицированным

Педагог-психолог Суханик Анна Ярославовна

ЦЕЛЬ: показать значимость толерантного отношения к ВИЧ – инфицированным во время взаимодействия и формирование навыков безоценочного общения.

Время проведения: 45 – 50 минут.

Время проведения: 5 минут.

Время проведения: 5 минут.

Время проведения: 5 минут.

Время проведения: 10 минут.

Оснащение: бумага А 4, журналы, ножницы, клей.

Время проведения: 15 минут.

Оснащение: бумага А 4, письмо Виталия.

Время проведения: 5 минут.

Оснащение: липкая цветная бумага, плакат с поляной.

Цель: активизировать внимание участников к работе в группе, тренировать навыки контроля эмоционального доброжелательного положения.

Участники становятся в круг.

Тренер: сейчас каждый из Вас назовёт одну эмоцию или чувство и запомнит его. Я начну: спокойствие.

Когда все назвали по одной эмоции или чувству и запомнили, тренер продолжает упражнение.

Игра считается законченной, когда мячик побывал у всех участников.

2. Информационное сообщение

Давно известно, что ВИЧ и СПИД – одна из важнейших проблем нашего общества, с которой человечество столкнулось ещё в 20 ст.

Если говорить о первых проявлениях ВИЧ, то ещё в 1981 г. в США были зарегистрированы первые случаи заболевания ВИЧ и СПИДа. С того времени, проводилось много исследований в этой области. Успехи в исследованиях ВИЧ и СНИД на самом деле велики, но неизвестного остаётся ещё много.

ВИЧ – это вирус иммунодефицита человека, который развивается и размножается в организме человека и приводит к определённой потере защитных сил организма и развитию СПИДа.

ВИЧ определяется с помощью специальных методов исследования крови. Следует заметить, что с момента проникновения ВИЧ в организм человека проходит от 2 до 12 недель.

Носители ВИЧ в течение долгого времени могут выглядеть и чувствовать себя здоровыми, хотя сразу после инфицирования наблюдаются симптомы, которые напоминают простуду. Затем наступает скрытый период, когда вирус себя не проявляет. Этот период может продолжаться годами. Всё это время ВИЧ – инфицированный человек чувствует себя хорошо и, не подозревая, что он инфицирован, может общаться дальше. Но со временем вирус становится сильнее, в результате чего человек заболевает СПИДом, что приводит через некоторое время к смерти.

Трагический исход ситуации лежит в том, что нельзя вернуть всё как было раньше. ВИЧ – инфицированный человек понимает, что он может инфицировать других, окружающих его людей, но ВИЧ – инфицированный или больной на СПИД – это прежде всего человек, имеющий такие же самые чувства, желания, надежды, мечты, стремления к общению с окружающими, что и здоровые люди.

Часто бывает так, что человек узнав о заболевании, ощущает потребность поделиться с кем-нибудь со своими переживаниями, найти понимание и сочувствие, ощутить себя не одиноким в борьбе с заболеванием.

Люди по-разному относятся к ВИЧ – инфицированным людям. Следует отметить, что каждый человек может инфицироваться ВИЧ и оказаться на месте того человека, а именно ВИЧ – инфицированного, которым, может быть , когда то Вы пренебрегли. Ведь говоря о толерантном отношении к ВИЧ – инфицированным следует, прежде всего, подразумевать готовность и способность без протестов воспринимать таких людей, ведь они тоже личности. Великодушие и чистосердечное отношение, уважение его мыслей, поведения, умение извинять, терпимость, сочувствие – всё это является составляющими толерантного отношения к ВИЧ – инфицированным людям.

Итак, толерантное отношение к ВИЧ – инфицированным заключается в положительном и доброжелательном отношении к таким людям. Следует помнить о том, что на их месте может оказаться каждый.

3. Мозговой штурм

Цель: углубление знаний о ВИЧ.

Оснащение: листы А4, ручки или карандаши.

Тренер продолжает: «Существует три основных пути передачи ВИЧ от одного человека к другому:

Во время полового акта с ВИЧ – инфицированным человеком, если партнёры не предохранялись способами контрацепции.

Когда целостность кожи нарушается острым предметом ( иголка, бритва, инструменты для нанесения татуировок), который перед этим использовал ВИЧ – инфицированный, и его кровь осталась на предмете.

ВИЧ передаётся во время беременности и родов плоду ВИЧ – инфицированной матери или после рождения через молоко матери.

Все варианты ответов записываются на листок А4.

Возможные варианты ответов:

общее пользование верхней одеждой;

общее пользование фонтанчиком для питьевой воды;


В преддверии Дня здоровья, который отмечается в мире 7 апреля, Фонд социального развития и охраны здоровья "Фокус-Медиа" дал старт международному проекту "Мы открываем свои лица, чтобы Вы открыли нам своё сердце!", цель которого — формирование толерантного отношения к женщинам, заражённым ВИЧ и живущим в России, Беларуси, Украине.

В конце XX века человечество столкнулось со страшной язвой – синдромом приобретённого иммунодефицита с названием СПИД или ВИЧ (вирус иммунодефицита). Гибель знаменитостей, в основном, из шоу-бизнеса, неизвестный вначале путь заражения и отсутствие лекарств вызвали всеобщей устойчивый страх перед ним.

Вирус ВИЧ отличается огромным генетическим разнообразием, вакцины против него пока нет. Однако в 2011 году одним из пяти глобальных открытий года был признан препарат, который снижает возможность заражения ВИЧ до 4%, то есть фактически предотвращает его.

Многочисленные исследования, доказательства невозможности передачи болезни без попадания вируса непосредственно в кровь и другие разъяснения, не изменили укоренившегося восприятия этой болезни, как угрозы всем, что сильно затрудняет нормальную жизнь ВИЧ-положительным людям. К началу 2014 года их число в России составляло примерно 800 тысяч человек. По недавним исследованиям, около 60% россиян предпочли бы изоляцию носителей вируса.

Координатор проекта "Мы открываем свои лица, чтобы Вы открыли нам свое сердце!" по России Юлия Драгунова рассказала о его двусторонней направленности: "Изменить отношение общества к женщинам, имеющим ВИЧ-вирус, и отношение этих женщин к самим себе". Второе не менее важно, так как этот диагноз приводит пациенток в шок, они становятся закрытыми и часто теряют интерес к жизни. "Задача помочь им принять диагноз, освоиться и начать помогать другим. Невыгодно бояться, — говорит координатор, — люди боятся, и это способствует распространению СПИДа".

Почему проект направлен на помощь именно женщинам? Выявлено, что в последние годы рост числа заражённых ВИЧ увеличивается не за счёт повторного использования шприцев при употреблении наркотиков, как было ранее, а от передачи его половым путём. Сегодня среди выявленных в Санкт-Петербурге заражённые женщины составляют уже 42%.

Доктор медицинских наук, зам. главного врача Центра СПИД Санкт-Петербурга Татьяна Виноградова подтверждает эту тенденцию, но при этом отмечает, что "проблема ВИЧ раздута". Действительно, в конце 80-х годов прошлого века медицина была бессильна, столкнувшись с этим новым явлением, и большинство поражённых болезнью погибало. Однако теперь "человек с ВИЧ ничем не отличается от других и при соблюдении врачебных рекомендаций не опасен для общества", — утверждает специалист. Тем не менее, она предупреждает, что сегодня "группу риска составляют все, кто имеет более одного сексуального партнёра".

Татьяна Виноградова также говорит об опасности, исходящей из отсутствия реальной информации о ВИЧ не только в средствах массовой информации, но даже в медицинской среде. "Ложь на телеканалах отражается на наших пациентах", — сетует врач. Одни, начав поддерживающую терапию, бросают её через пару месяцев, другие боятся узнать свой диагноз. На самом деле носители ВИЧ рожают здоровых детей, живут обычной жизнью.

Специалист напоминает, что "вирус ВИЧ крайне неустойчив, погибает при температуре в 50-60 градусов". "Медицинскими инструментами заразиться невозможно. Не зафиксировано ни одного случая заражения медика, работающего с ВИЧ. Также в Петербурге нет ни одного случая заражения при переливании крови", — утверждает Татьяна Виноградова.

Елена Иванова, менеджер организации Е.В.А. — соорганизатора кампании, пять лет имеет диагноз ВИЧ. Она не понаслышке знает о проблемах женщин, испытав "негатив даже со стороны медиков". Принимая антиретровирусную (АРВ) терапию и наблюдаясь у врачей, она родила здорового малыша, которому уже полтора года, и утверждает: "ВИЧ — не приговор". Проект "поможет не только узнать о своих правах, но и активно участвовать в распространении знаний. Это эмоциональная взаимопомощь, чтобы спокойно принять свой диагноз", говорит менеджер.

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемСтанислав Тюриков

Презентация на тему: " 1 Формирование толерантного отношения к ВИЧ-позитивным людям и их ближайшему окружению." — Транскрипт:

1 1 Формирование толерантного отношения к ВИЧ-позитивным людям и их ближайшему окружению

3 3 Понятия "стигма" и "дискриминация" Стигмы, связанные с ВИЧ/СПИДом, все чаще считают отдельно стоящим важнейшим препятствием для борьбы с распространением ВИЧ/СПИДа. Эпидемия ВИЧ/СПИДа – это эпидемия трех бедствий: –ВИЧ-инфекции; –СПИДа; –стигм, дискриминации и отчуждения.

4 4 Отличие стигматизации от дискриминации Стигмы – это предвзятые, неблагоприятные суждения о ком-либо или о чем-либо. Дискриминация это предвзятое или обусловленное предубеждениями обращение с человеком или группой людей. Стигматизация – это взгляды. Дискриминация – это поведение.

5 5 Права человека Свобода от дискриминации – неотъемлемое право человека. Дискриминация на основании ВИЧ/СПИДа – прямое нарушение прав человека.

6 6 Спутники стигм Стигматизирующими бывают взгляды и действия. Стигмы проявляются в словах. Стигмы подкрепляются невежеством и страхом. Стигмам и ВИЧ-инфекции сопутствуют позор и обвинения. Стигмы затрудняют раскрытие ВИЧ-статуса. Стигмы бытуют даже в доброжелательной среде.

7 7 Стигмы и дискриминация В СМИ В медицинских учреждениях На рабочем месте В религиозной общине В семье и сообществе

8 8 Последствия стигм Социальная изоляция Ущемление в правах и ограничение доступа к помощи

9 9 Образ ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом в массовом сознании Формирование общественного мнения о проблеме СПИДа Первый этап – с начала эпидемии и до открытия комбинированных терапий, замедляющих развитие заболевания. Этот этап характеризуется несистематизированностью информации о СПИДе и ВИЧ-инфекции, домыслами, стереотипами как в СМИ, так и в общественном мнении. Второй этап складывается после открытия терапий. Он характеризуется широким инфомированием и просвещением общественности, призывом к терпимости и толерантному отношению к ВИЧ-инфицированным. Для сегодняшней России характерен переход от первого этапа ко второму, поэтому сохраняется слабый контроль и неструктурированность информационного потока о ВИЧ-инфекции и СПИДе, и, как результата- разобщенность общественного мнения по этой проблеме. По материалам Центра социологических исследований Минобрнауки РФ

10 10 Доля учащейся молодёжи, получившей информацию о проблеме СПИДа из различных источников, % По материалам Центра социологических исследований Минобрнауки РФ

11 11 Мнение опрошенных о том, являются ли ВИЧ-инфицированные заразными или не являются таковыми, % По материалам Центра социологических исследований Минобрнауки РФ

12 12 -примерно 15% толерантных, своим отношением не склонных выделять ВИЧ-инфицированных из своей среды; -примерно 50% проявляющих терпимость к ВИЧ- инфицированным в своей среде, но имеющих установку избегать с ними близкие контакты; -примерно 15% настроенных на отчуждение ВИЧ- инфицированных из своего коллектива; -примерно 15% настроенных на социальную изоляцию ВИЧ- инфицированных; - примерно 5% настроенных на физическую изоляцию ВИЧ- инфицированных По материалам Центра социологических исследований Минобрнауки РФ

13 Отношение опрошенных к ВИЧ-инфицированным, % ОтношениеУчащиесяУчителяРодители Считают, что ВИЧ-инфицированные такие же обычные люди, как все, и они должны жить среди людей полноценной жизнью, с ними можно контактировать и дружить 14,2 17,9 16,3 Считают, что ВИЧ-инфицированные заслуживают того, чтобы они учились и работали в обычном коллективе, но контактировать с ними надо осторожно 45,4 50,0 51,1 Не против, чтобы ВИЧ-инфицированные ходили в кино, ездили в транспорте, но учиться, работать вместес ними в одном коллективе не хотят 17,5 23,6 12,8 Считают, что для ВИЧ-инфицированных надо создать отдельные условия учебы, работы, чтобы они меньше контактировали со здоровыми людьми 16,5 5,7 14,9 Считают, что ВИЧ-инфицированных надо содержать в отдельном диспансере, на карантине и не допускать, чтобы они контактировали со здоровыми людьми 6,4 2,8 4,9 Итого 100

14 Вероятное поведение опрошенных в случае, если они вдруг узнают, что в коллективе кто-то является носителем ВИЧ-инфекции, % Вероятное поведениеУчащиесяУчителяРодители Сделают вид, будто ничего не случилось, и отношение к ВИЧ-инфицированному останется прежним 14,6 19,3 6,4 Известие вызовет некоторую обеспокоенность, но существенно менять свое поведение в отношении ВИЧ-инфицированного не станут 45,4 50,0 51,1 Известие вызовет серьезное беспокойство, перестанут с ВИЧ-инфицированным контактировать, но не будут настаивать на его удалении из коллектива 25,2 20,0 12,8 Известие возмутит, и потребуют, чтобы ВИЧ- инфицированного удалили из кллектива 3,6 1,4 5,0 Потребуют, чтобы ВИЧ-инфицированного удалили из учебного заведения 2,5 0,0 3,5 Сами уйдут из учебного заведения, если ВИЧ- инфицированного не удалят (или родители заберут ребенка из школы) 1,7 0,7 5,7 Затруднились сказать, как поступят0,16,511,3 Итого 100

18 Мониторинговые исследования были проведены в 10 субъектах Российской Федерации: 1) г. С-Петербург 2) Ленинградская область 3) Московская область 4) Вологодская область 5) Рязанская область 6) Белгородская область 7) Новосибирская область 8) Ярославская область 9) Томская область 10) Самарская область Мониторинговыми исследованиями было охвачено более 1000 чел. Участниками мониторинговых исследований были слушатели информационно-образовательных семинаров

19 Мониторинговые исследования преследовали несколько основных и производных целей. Основные цели: 1. Изучение профессионального отношения среди руководителей и специалистов органов управления образования и здравоохранения, руководителей и работников учреждений образования и здравоохранения, к проблеме интеграции в образовательное пространство ВИЧ-положительных детей. 2. Изучение степени готовности исследуемых целевых групп включиться в процесс реализации проекта по интеграции ВИЧ-положительных детей в образовательную среду при двух условиях – до обучения и после обучения в рамках проекта.

20 Производные цели: 1. Изучение причин мешающих процессу интеграции в образовательную среду ВИЧ-положительных детей. 2. Определение системы мероприятий способствующих процессам интеграции в образовательную среду ВИЧ-положительных детей. 3. Выявление причин, по которым целевые группы не готовы или не хотят заниматься процессом интеграции ВИЧ-положительных детей в образовательную среду. 4. Наличие опыта профилактической работы по профилактике ВИЧ/СПИД. 5. Изучение предложений, рекомендаций, пожеланий и оценочных суждений по проблеме интеграции ВИЧ-положительных детей в образовательную среду. 6. Оценка первичных знаний о ВИЧ/СПИДе у целевых групп мониторинговых исследований.

21 Мониторинговые исследования были направлены на изучение таких компонентов личностного и профессионального самоопределения к проблеме интеграции ВИЧ-положительных детей в образовательную среду как: - эмоциональная компонента; - эмоционально-мотивационная компонента; - информационная компонента; - технологическая компонента, которая включала исследование динамики в рамках использования интерактивных и проектных образовательных технологий.

23 1.Профилактическая готовность Эмоционально-мотивационная компонента До обучения После обучения Комментарии по итогам анкетирования и проведения фокус-групп: Снижение эмоциональной компоненты на 18% после обучения свидетельствует о повышении степени ответственности участников информационно-образовательных семинаров за результаты профилактической работы.

24 1.Профилактическая готовность Информационая компонента До обучения После обучения Комментарии по итогам анкетирования и проведения фокус-групп: Значительное повышение информационной компоненты на 66% свидетельствует о значительном повышении информированности по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции участников информационно-образовательных семинаров.

25 1.Профилактическая готовность Технологическая компонента До обученияПосле обучения (интерактив) После обучения (проектирование) Комментарии по итогам анкетирования и проведения фокус-групп: Резкое повышение технологической компоненты свидетельствует об освоении участниками информационно-образовательных семинаров интерактивных технологий на 89% и технологий социального проектирования на 82%.

26 Изучение причин мешающих процессу интеграции в образовательную среду ВИЧ-положительных детей

27 Комментарии по итогам анкетирования и проведения фокус-групп: Максимальные показатели не обоснованности страхов перед проблемой интеграции в образовательную среду ВИЧ-положительных детей имеют родители (до 37%); 27% - специалисты образовательных учреждений; 23% - обслуживающий персонал образовательных учреждений; 18% - представители администрации образовательных учреждений; 17% - родители ЛЖВС. На результаты в значительной степени влияли следующие факторы: (для участников образовательного процесса) - администрации: отсутствие нормативной базы и механизмов интеграции ВИЧ- положительных детей в образовательную среду; - специалистов образовательных учреждений: отсутствие знаний и технологий работы с ВИЧ-положительными детьми; - обслуживающего персонала образовательных учреждений: отсутствие знаний и необоснованные страхи заразиться вирусом ВИЧ в быту; (для родителей) - отсутствие знаний о ВИЧ-инфекции и бытующие стигмы по отношению к ЛЖВС; (для родителей ЛЖВС) - отсутствие нормативной базы и механизмов интеграции ВИЧ-положительных детей в образовательную среду, страхи, связанные со стигмой и дискриминацией по отношению к их детям со стороны родителей, педагогов и учащихся в случае раскрытия ВИЧ-статуса детей.

29 Комментарии по итогам анкетирования и проведения фокус-групп: Четкая тенденция выявления причин, мешающих процессам интеграции ВИЧ-положительных детей в образовательную среду свидетельствует о достоверности выделенных показателей и их ранжированию по степени значимости: 55% (1-е место) - отсутствие навыков у администрации и специалистов по работе с ВИЧ- положительными детьми в условиях образовательного учреждения; 52% (2-е место) - отсутствие подготовленных специалистов по работе с ВИЧ-положительными детьми; 46% (3-е место) - отсутствие нормативной базы по социально-правовой поддержке в процессе обучения и развития ВИЧ-положительных детей в условиях образовательного учреждения; 38% (4-е место) - отсутствие межведомственного взаимодействия в решении вопросов преемственности лечебных и образовательных учреждений в отношении ВИЧ-положительных детей; 33% (5-е место) - отсутствие информации о проблемах и практике работы с ВИЧ- положительными детьми.

31 Комментарии по итогам анкетирования и проведения фокус-групп: Четкая тенденция определения мероприятий, способствующих процессам интеграции ВИЧ- положительных детей в образовательную среду свидетельствует о достоверности выделенных показателей и их ранжированию по степени значимости: 64% (1-е место) – создание механизмов взаимодействия всех служб, участвующих в процессе интеграции ВИЧ-положительных детей в образовательную среду; 60% (2-е место) – обучение руководителей, специалистов органов управления образования, куководителей образовательных учреждений, педагогического и обслуживающего персонала работе с ВИЧ-положительными детьми; 50% (3-е место) – обеспечение методическими пособиями специалистов учреждений образования и здравоохранения по работе с ВИЧ-положительными детьми и их ближайшим окружением; 47% (4-е место) – взаимодействие с представителями организаций-сообществ ЛЖВС и членами их семей для снятия у страхов, связанных со стигмой и дискриминацией по отношению к их детям со стороны родителей, педагогов и учащихся в случае раскрытия ВИЧ-статуса детей; 45% (5-е место) – предоставление информации руководителям и специалистам органов и учреждений образования о ВИЧ-инфекции, способах передачи и путях преодоления распространения ВИЧ-инфекции; 40% (6-е место) – создание комплекса информационных материалов по профилактике ВИЧ-инфекции.

32 Вопросы анкеты: II. Как Вы считаете, какие из перечисленных мероприятий способствовали бы процессам интеграции в образовательную среду ВИЧ-положительных детей Типичные неструктурированные высказывания респондентов: - Необходимо изменение психологии людей по отношению к проблеме ВИЧ. - Наличие ВИЧ-положительных детей в учреждении. Тогда будет смысл. - Проведение психологических тренингов по решению данной проблемы. - Воспитывать детей в любви и морально-нравственных ценностях. - Формирование толерантного отношения к иным позициям, людям, мнениям.

33 Изучение степени готовности исследуемых целевых групп включиться в процесс реализации проекта по интеграции ВИЧ-положительных детей в образовательную среду

34 Комментарии по итогам анкетирования и проведения фокус-групп: 45% респондентов имеют достаточную степень готовности включиться в процесс реализации проекта по интеграции ВИЧ-положительных детей в образовательную среду (осознают проблему и готовы освоить технологии работы с ВИЧ-положительными детьми при условии административной поддержки решения данной проблемы); 40% респондентов имеют среднюю степень готовности (осознают проблему и готовы освоить технологии работы с ВИЧ-положительными детьми при условии административного приказа); 5% респондентов имеют высокую степень готовности (осознают проблему и готовы освоить технологии работы с ВИЧ-положительными детьми в рамках своей профессиональной деятельности, интеграция - это и моя позиция); у 5% респондентов отсутствует готовность включиться в процесс реализации проекта по интеграции ВИЧ-положительных детей в образовательную среду (не хочу работать с ВИЧ- положительными детьми ни на каких условиях); 3% респондентов имеют низкую степень готовности включиться в процесс реализации проекта по интеграции ВИЧ-положительных детей в образовательную среду (не вижу необходимости интеграции ВИЧ-положительных детей в образовательную среду - это моя позиция).

35 Укажите причины, по которым Вы не готовы или не хотите заниматься процессом интеграции ВИЧ-положительных детей в образовательную среду: Типичные высказывания респондентов: - Нет опыта работы с ВИЧ-положительными детьми, - Мало информации о ВИЧ-инфекции, - Нет обсуждения проблемы в образовательном учреждении, - У меня в школе нет ни одного ВИЧ-положительного ребенка и есть огромное число детей с не менее острыми проблемами. - У меня нет такой цели, заниматься детьми с ВИЧ. - Не сформирован четкий интерес к какой-либо проблеме в образовании, так как их много. - Отсутствие необходимой инфраструктуры. - Повышение уровня риска ВИЧ-инфекции среди подростков. - Чтобы не подвергать опасности здоровых детей, родителей, учителей. - Отсутствие опыта работы. - Не хочу!

36 Выводы по результатам мониторинга проблем, связанных с интеграцией ВИЧ-положительных детей в образовательную среду 1. Отсутствие информации о проблемах и практике работы с ВИЧ-положительными детьми, и в связи с этим необоснованные страхи перед проблемой приема ВИЧ-положительных детей у администрации и специалистов детских интернатных учреждений. 2. Отсутствие нормативной базы по обеспечению социально-правовой поддержки обучения и развития ВИЧ-положительных детей в условиях образовательного учреждения интернатного типа. 3. Отсутствие межведомственного взаимодействия в решении вопросов социальной защиты ВИЧ-положительных детей и преемственности лечебных и образовательных учреждений. 4. Недостаточная профессиональная подготовка, отсутствие навыков администрации, педагогов и специалистов к работе с ВИЧ-положительными детьми в условиях интернатного учреждения. 5. Недостаточность методического обеспечения процесса обучения и развития ВИЧ- положительных детей в учреждениях образования. 6.Отсутствие развивающих культурно-образовательных программ для ВИЧ-положительных детей, проживающих в интернатных учреждениях.

37 Рекомендации к программам профилактики социального сиротства Профилактика социального сиротства, путем работы с ВИЧ- инфицированными беременными на дородовом этапе и после рождения ребенка, профилактика отказов от ребенка, в том числе отсроченных во времени, разработка и реализация мер по социальной поддержке семей, имеющих детей, с перинатальным контактом и ВИЧ-инфицированных. Поддержка и развитие неправительственных организаций, людей живущих с ВИЧ/СПИД для развития взаимопомощи. Борьба с проявлениями стигматизации и дискриминации ВИЧ- инфицированных

38 Рекомендации к программам профилактики ВИЧ/СПИДа в образовательной среде · Программы должны быть: - ориентированы на формирование толерантного отношения к ВИЧ- положительным детям и их ближайшему окружению и включать модули для родителей, учителей, воспитателей и учащихся; · - включать интерактивные, тренинговые и проектные технологии работы; · - долгосрочные, где предполагается регулярность профилактического воздействия, преемственность тем, цикличность профилактического воздействия; · - ориентированы на развитие местных ресурсов для обеспечения профилактической деятельности, направлены на обучение кадров, информационное и методическое их обеспечение; · - ориентированы на позитивный социальный резонанс; · - содержать потенциал дальнейшего распространения знаний, навыков и умений на другие группы населения, не задействованные в программе.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции