Профильная комиссия минздрава по вич
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с ЗАО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Проект Приказа Министерства здравоохранения РФ "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению при заболевании, вызываемом вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" (подготовлен Минздравом России 16.01.2020)
Досье на проект
В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2013 N 48, ст. 6165; 2015, N 10, ст. 1425; 2016, N 27, ст. 4219; 2017, N 31, ст. 4765; 2018, N 53, ст. 8415) приказываю:
1. Утвердить Порядок оказания медицинской помощи населению при заболевании, вызываемом вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), согласно приложению.
2. Признать утратившими силу:
приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 декабря 2005 г. N 757 "О неотложных мерах по организации обеспечения лекарственными препаратами больных ВИЧ-инфекцией" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 декабря 2005 г., регистрационный N 7294);
приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 8 ноября 2012 г. N 689н "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при заболевании, вызываемом вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 декабря 2012 г., регистрационный N 26267).
3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 марта 2020 года.
Министр | В.И. Скворцова |
Приложение
к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации
от "___" _____________ 2020 г. N _____
1. Настоящий Порядок устанавливает правила организации оказания медицинской помощи населению при заболевании, вызываемом вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции) (далее - больные ВИЧ-инфекцией), в медицинских организациях и иных организациях, осуществляющих медицинскую деятельность.
2. Медицинская помощь больным ВИЧ-инфекцией оказывается в виде:
первичной медико-санитарной помощи;
специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи;
скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи;
паллиативной медицинской помощи.3. Медицинская помощь больным ВИЧ-инфекцией оказывается в следующих условиях:
амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения), в том числе:
в медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь, или ее подразделении,
по месту жительства (пребывания) пациента - при необходимости формирование у пациента приверженности к лечению или посещении пациента с целью наблюдения за его состоянием, течением заболевания и своевременного назначения (коррекции) необходимого обследования и (или) лечения (активное посещение),
по месту выезда мобильной медицинской бригады, в том числе для оказания медицинской помощи расположенных на значительном удалении от медицинской организации и (или) имеющих плохую транспортную доступность с учетом климато-географических условий, а также для проведения профилактических мероприятий на территориях с активно текущим эпидемическим процессом ВИЧ-инфекции (наличие очагов новых заражений, высокие показатели заболеваемости ВИЧ-инфекцией и пораженности ВИЧ-инфекцией на территории административно-территориальные образования);
в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требующих круглосуточного наблюдения и лечения);
стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).
4. Медицинская помощь больным ВИЧ-инфекцией оказывается в следующих формах:
экстренная (оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента);
неотложная (оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, без явных признаков угрозы жизни пациента, не требующих экстренной медицинской помощи);
плановая (оказываемая при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, и отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью).
5. Первичная медико-санитарная помощь включает мероприятия по профилактике, диагностике ВИЧ-инфекции, направленные на предупреждение распространения ВИЧ-инфекции, своевременное выявление ВИЧ-инфекции среди населения, в том числе в группах населения повышенного риска, уязвимых и особо уязвимых группах населения к ВИЧ-инфекции, а также консультированию больных ВИЧ-инфекцией по безопасному поведению и профилактике ВИЧ-инфекции, и лечению ВИЧ-инфекции.
6. В кабинетах профилактики ВИЧ-инфекции осуществляется оказание первичной доврачебной медико-санитарной помощи в соответствии с приложениями N 1-3 к настоящему Порядка.
В целях повышения доступности медицинской помощи функции кабинетов профилактики ВИЧ-инфекции могут возлагаться на кабинеты (отделения) доврачебной помощи поликлиники (врачебной амбулатории, центра общей врачебной практики (семейной медицины)), фельдшерско-акушерские пункты.
7. В отделениях (кабинетах) медицинской профилактики для взрослых, терапевтических, врача общей практики (семейного врача), врача-психиатра-нарколога (врача-психиатра-нарколога участкового) осуществляется оказание первичной врачебной медико-санитарной помощи при ВИЧ-инфекции.
8. При оказании первичной врачебной медико-санитарной помощи медицинские работники осуществляют назначение (проведение) скринингового обследования на ВИЧ-инфекцию с применением простых (быстрых) тестов для выявления вируса иммунодефицита человека экспресс методом, или лабораторной диагностики, основанной на методе иммуноферментного (иммунохемилюминесцентного) анализа, проводят своевременное и в полном объеме выполнение назначений врача-инфекциониста, в том числе оформляют рецепты на назначенные антиретровирусные лекарственные препараты и осуществляют контролируемое лечение больных ВИЧ-инфекцией.
9. Основанием для проведения скринингового обследования на ВИЧ-инфекцию является наличие в анамнезе рискованного поведения в отношении заражения ВИЧ-инфекцией, сведений об опасном в эпидемиологическом отношении контакта с больным ВИЧ-инфекцией, принадлежность пациента к группе риска, обращение с целью обследования на другие инфекции, передающиеся половым путем, либо желание пациента обследоваться на ВИЧ-инфекцию, в том числе анонимно, клинические показания к обследованию на ВИЧ-инфекцию.
В субъектах Российской Федерации с распространенностью ВИЧ-инфекции среди беременных женщин выше 1 % скрининговое обследование рекомендуется проводить всем лицам в возрасте 15 - 55 лет, обратившимся в медицинскую организацию, не обследованным ранее, не имеющим сведений о предыдущем обследовании на ВИЧ-инфекцию либо, обследованным более 3 лет назад.
10. При положительном результате скринингового обследования на ВИЧ-инфекцию пациент направляется для установления диагноза к врачу-инфекционисту центра профилактики и борьбы со СПИДом (далее - центр СПИД) или в медицинскую организацию, оказывающую первичную специализированную медицинскую помощь по профилю "инфекционные болезни".
11. Первичная специализированная медико-санитарная помощь предусматривает мероприятия по профилактике и диагностике ВИЧ-инфекции, в том числе медицинскому освидетельствованию на ВИЧ-инфекцию, лечению больных ВИЧ-инфекцией.
12. Первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается по медицинским показаниям при самостоятельном обращении, либо по направлению медицинских работников в плановой форме.
Первичная специализированная медико-санитарная помощь в неотложной форме оказывается при наличии риска заражения ВИЧ-инфекцией и включает мероприятия по постконтактной профилактике заражения ВИЧ, в том числе назначение курса профилактической антиретровирусной терапии (далее - АРВТ).
13. В отделениях (кабинетах) инфекционных заболеваний медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь, а также в кабинетах врача-инфекциониста по работе с больными ВИЧ-инфекцией, осуществляется оказание первичной специализированной медико-санитарной помощи в соответствии с приложениями N 4-6 к настоящему Порядку.
14. Первичная специализированная медико-санитарная помощь детям, детям с ВИЧ-инфекцией и детям, рожденным ВИЧ-инфицированными матерями, оказывается врачами-инфекционистами на основе взаимодействия с врачами-педиатрами.
15. Беременным ВИЧ-инфицированным женщинам медицинская помощь организуется в соответствии с Порядком оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)"*(1).
16. Диагноз ВИЧ-инфекции устанавливается врачом-инфекционистом на основании комплексного обследования пациента.
17. Перед назначением АРВТ врач-инфекционист организует обследование пациента на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи и на основании его результатов назначает АРВТ и контролирует ее проведение.
18. Врач-инфекционист проводит профилактику и выявление вторичных заболеваний у больных ВИЧ-инфекцией и при наличии у него медицинских показаний к оказанию специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи, организует ее оказание.
19. При оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи, специализированной медицинской помощи больным ВИЧ-инфекцией женщинам, планирующим беременность, врач-инфекционист консультирует по вопросам рисков передачи ВИЧ-инфекции от матери ребенку, обязательности соблюдения схемы приема назначенной АРВТ, и приверженности к ней.
В дискордантных парах консультацию по возможностям использования вспомогательных репродуктивных технологий в соответствии с порядком использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказаниях и ограничениях к их применению*(2) в аспекте профилактики передачи ВИЧ-инфекции, планирования семьи, профилактики передачи ВИЧ-инфекции проводит врач акушер-гинеколог центра СПИД.
20. Показаниями к оказанию специализированной медицинской помощи при ВИЧ-инфекции являются:
необходимость диагностики и лечения вторичных заболеваний, в случае невозможности лечения в амбулаторных условиях, в том числе требующих изоляции больного (за исключением туберкулеза и онкологических заболеваний) - стадии 2В, 4Б-В (фаза прогрессирования), 5;
назначение или коррекция схемы АРВТ при тяжелой иммуносупрессии (количество CD4+-лимфоцитов
В проекте нового порядка оказания медпомощи при ВИЧ закрепляются:
- виды и формы оказания медпомощи (в том числе с применением телемедицинских технологий путем проведения консультаций и участия в консилиуме врачей);
- правила организации деятельности, стандарт оснащения и рекомендуемые штатные нормативы кабинета профилактики ВИЧ, кабинета врача-инфекциониста по работе с ВИЧ-пациентами и отделения для лечения больных ВИЧ-инфекцией;
- правила организации деятельности центра профилактики и борьбы со СПИД.
СПИД.ЦЕНТР попросил представителей ведущих НКО оценить новые рекомендации Минздрава по профилактике ВИЧ в уязвимых группах.
В конце сентября профильная комиссия Минздрава РФ по диагностике и лечению ВИЧ-инфекции выпустила документ, в котором впервые обозначился системный подход в работе с уязвимыми группами: наркопотребителями, секс-работницами(-ками), мужчинами, практикующими секс с мужчинами, мигрантами и заключенными.
Кроме того, теперь предлагается для проведения и реализации профилактических программ привлекать профильные социально-ориентированные НКО, равных консультантов, систему помощи аутрич.
1. Мигранты и заключенные
Минздрав рекомендует для заключенных:
- перевести все материалы по профилактике ВИЧ на национальные языки;
- привлекать к работе диаспоры и проводить мероприятия в миграционных центрах;
- учитывать страхи и опасения мигрантов перед тестированием, связанные с возможной депортацией после выявления у них ВИЧ.
«Важно, что государство вообще пришло к тому, чтобы рекомендации в отношении именно этих ключевых групп появились. Принципиально новое — это готовность государства участвовать в работе совместно с НКО. Диаспоры худо-бедно и сегодня пытаются работать с соотечественниками, которые приезжают сюда на заработки. Но к рекомендациям нужно добавить, что нужно не одни лишь диаспоры привлекать к такой работе, но и находить людей, живущих с ВИЧ, среди представителей ключевых групп. Только тогда этот документ реально заработает и поможет решить вопросы, о которых у нас не принято говорить.
Например, надо говорить о том, что депортация — это устаревший метод. Многие люди, которые уже приехали с ВИЧ-инфекцией или получили ее в России, сдают кровь для получения патента. А когда узнают, что у них ВИЧ, начинают скрываться от закона. В итоге государство проигрывает по всем фронтам.
Первое — мигранты не могут получить патент, и государство теряет деньги. Второе — они уходят в тень и все равно никуда не уезжают, продолжая распространять заболевание. Третье — они рано или поздно попадают в больницы, в их лечение вкладывают огромные деньги, они выходят и снова скрываются, опять попадают в больницы. Здесь важно говорить о том, чтобы на межгосударственном уровне были разработаны механизмы передачи АРВ-препаратов и условия лечения мигрантов в стране пребывания хотя бы для стран СНГ. Только в таком формате можно что-то сделать.
Мы мониторили госзакупки в шестнадцати субъектах российских регионов за 2017 — 2018 годы и увидели, что денег государство выделяет достаточно много, но когда анализировали, на что и куда они тратятся, то выяснили, что из всех ключевых групп только одна получает деньги — потребители инъекционных наркотиков. Никто из остальных не получал: ни МСМ, ни секс-работницы, ни мигранты. Возможно, сейчас деньги на работу с этими группами будут выделяться.
3. Потребители психоактивных веществ
Максим Малышев, координатор улично-социальной работы фонда Андрея Рылькова:
Аутрич в мурманском гей-клубе. Фото: Ольга Родионова
4. Мужчины, практикующие секс с мужчинами
- учитывать высокий уровень образованности этой группы риска;
- использовать индивидуальный, а не групповой подход;
- повышать информированность о ДКП и раздавать наборы для самотестирования.
«В России не было механизмов реализации профилактики, не было никакой конкретики. В принципе, и сейчас нужно понимать, что этот документ носит чисто рекомендательный характер. Из принципиально нового в нем то, что озвучены методы работы, которые, на самом деле, локально уже есть и работают. Важно, что чиновники их проговорили, и что они готовы идти по этому пути.
Что касается эпидемиологического порога, превышенного в группе МСМ, то у нас нет единых данных. Здесь как лебедь, рак и щука — каждый говорит свое. Существуют разные методы проведения исследований. Мы делали исследование среди МСМ и пришли к выводу, что наши цифры не стыкуются с цифрами московского СПИД-центра. Мы выявили пораженность на уровне 36 %, аналогичное исследование в Москве показывало 7%, а в СПИД-центре говорят, что инфицирован чуть ли не каждый второй среди тестируемых МСМ.
Главный врач центра АнтиСПИД в Хабаровске Анна Кузнецова рассказала о ВИЧ-диссидентстве и способах, которыми можно уберечь детей от инфекции еще в утробе матери.
Проблему пренатальной профилактики ВИЧ-инфекции можно и нужно выносить на федеральный уровень, вплоть до внесения необходимых правок в законодательство, считает она, так как профилактика именно на этом этапе имеет критическое значение и позволяет ребенку родиться совершенно здоровым даже при ВИЧ-положительном статусе матери.
— Анна Валерьевна, известно, что совсем недавно Минздрав России рассматривал проблему вертикальной передачи ВИЧ от матери к ребенку. Насколько остро стоит эта проблема на сегодняшний день?
— Действительно, 5 марта, состоялось заседание профильной комиссии Министерства здравоохранения РФ. Рассматривался вопрос ВИЧ-инфекции в целом. Но значительное внимание было уделено именно профилактике передачи инфекции от матери ребенку, и понуждению к исполнению обязанности по заботе о ребенке, защите его прав на социальное обеспечение в случае болезни, на охрану здоровья и медицинскую помощь родителей или законных представителей, уклоняющихся от лечения ВИЧ-инфицированных несовершеннолетних детей и от профилактики заболевания у еще нерожденных детей. Обсуждались способы, которыми можно противодействовать существующему в России ВИЧ-диссидентскому движению.
— Насколько остро стоит проблема ВИЧ-диссидентства в стране и у нас в Хабаровском крае?
— К сожалению, в России ежегодно фиксируются случаи детских смертей, связанные как раз с отказом от лечения: громкий скандал был в Санкт-Петербурге, в этом году умер ребенок в Иркутске. И проблема эта вдвойне сложна, так как находится на стыке медицины и права. Решать вопрос нужно, ведь в перспективе это поможет сохранить жизни малышей и в целом положительно повлиять на демографическую ситуацию в стране и крае. В Хабаровском крае было несколько ситуаций с ВИЧ-диссидентами. Из того, что первое приходит в голову — случай, произошедший в Комсомольске-на-Амуре несколько лет назад. В тот момент в городе юности по служебным вопросам оказался доктор — работник нашего учреждения. В беседе с коллегами выяснилось, что существует угроза передачи инфекции. ВИЧ-положительная мать отказывалась от проведения неотложных медицинских мероприятий, чем создавала угрозу заражения своего новорожденного ребенка смертельным недугом. Причина отказа – уверенность матери, что ВИЧ-инфекции не существует. Наш врач вовремя обратилась в прокуратуру, администрацию роддома, где появился на свет ребенок, благодаря чему удалось в самые короткие сроки получить судебное решение, малышу оказали всю необходимую профилактику. В итоге ребенок не получил заражение ВИЧ-инфекцией.
Последний случай произошел в 2017 году: речь идет о ВИЧ-инфицированной девочке, мать которой на протяжении всей беременности уклонялась от проведения профилактики.
— Мать трехлетнего ребенка, с самого его рождения, отказывалась от лечения — не приезжала в медучреждения, избегала контакта с врачами. Мы пытались взаимодействовать через поликлинику по месту жительства, но это не принесло результата. В итоге было подано исковое заявление в суд. Решением суда требование нашего учреждения о понуждении к лечению удовлетворено, выдан исполнительный лист, на основании которого возбуждено исполнительное производство. После отказа матери от добровольного исполнения, решение суда исполнено принудительно путем привода матери и ребенка в медучреждение. Причём это не разовая акция: с приставами мы находимся в постоянном взаимодействии. Меня, как главного врача, уверили, что если мать не будет лечить ребенка с необходимой периодичностью добровольно, то приставы будут содействовать лечению принудительно. Прошло три месяца, ребенок сейчас получает лечение, терапия эффективна: девочка чувствует себя хорошо, насколько это возможно, набирает вес, и мы надеемся, что все с ней будет благополучно.
Мера является крайним средством. Но, чаще всего, здравый смысл побеждает, и родители добровольно лечат ВИЧ-положительных детей.
— А какие вообще есть способы заставить родителей лечить своих ВИЧ-положительных детей?
— Возможности влияния есть, но они серьезно ограничены. Не проработан механизм, позволяющий привлечь к обязательному лечению ВИЧ-инфицированную беременную женщину, а ведь именно профилактика заражения во время беременности дает максимальный эффект. Судебное решение выносится, когда ребенок уже родился, как в приведенных мной примерах, и в этом заключается основная проблема. Если малыш рожден от ВИЧ-положительной матери и она отказывается от профилактики в роддоме, то учреждение здравоохранения, действуя в интересах ребенка, подает иск в суд, так как бездействие на этом этапе может нанести малышу непоправимый урон. Суд в таких ситуациях, встает на сторону медиков, и дети получают лечение. Когда у ребенка уже есть положительный ВИЧ-статус и родители или законные представители, к примеру, не верят в существование ВИЧ-инфекции, в само лечение, но верят в заговор фармацевтических компаний, словом, являются ВИЧ-диссидентами их, так же, можно обязать через суд проводить лечение с целью спасения жизни ребенка.
— Ребенка могут забрать у таких родителей и поместить в больницу?
— Изъятие ребенка не выход. Лечение пожизненное, это не грипп и не пневмония, которые можно пролечить за пару недель. Если ребенок в тяжелом состоянии, то его забирают и лечат в стационаре, но потом он все равно возвращается в семью.
В целом, в вопросе понуждения к исполнению обязанности о здоровье ребенка с положительным ВИЧ-статусом, или с угрозой заражения ВИЧ, есть ряд проблем. Первая, это то, что в Российской Федерации нет такого понятия, как пренатальное право. Ребенок, до того момента как родился, является неотъемлемой частью матери, возможностей действовать в интересах еще нерожденного ребенка нет, а для профилактики ВИЧ-инфекции, недопущения ее передачи от матери ребенку этот период критически важен, именно в это время все процедуры по профилактике максимально эффективны. Существует пробел в законодательстве, при том, что есть опыт других стран, в том числе и наших бывших союзных республик, где она устранена, где четко прописано — будучи беременной женщина может быть в интересах ребенка принуждена к проведению терапии.
Вторая, проблема это поиск фактического места нахождения детей с подтвержденным ВИЧ-статусом. Родители не исполняют обязанности о регистрации по месту пребывания, не посещают лечебных учреждений. К поиску приходится привлекать полицию.
Третья, самая сложная, исполнение судебного решения. Приставы могут доставить к доктору, врач обследует, назначит лекарства и выдаст их, но само лечение — это уже дело родителей. Доктор лишь потом, при очередном визите пациента, по ухудшению состояния может понять, что лечение не производилось, а таблетки, скорее всего, были выброшены.
— А если речь идет о взрослом человеке?
— Быть здоровым это право. Государство может только способствовать в его реализации. Отдельные категории граждан, чьё состояние здоровья угрожает окружающим (открытая форма туберкулёза), может навредить себе (психическое расстройство) или не могут сами о себе позаботиться (несовершеннолетние, беспомощные лица) могут рассчитывать на поддержку специальных учреждений, государственных органов, прокуратуры, суда. Но взрослый дееспособный человек должен заботиться о своем здоровье самостоятельно. ВИЧ-инфицированный, отказывающий лечиться, является потенциальным источником заражения для окружающих. Существует, конечно, ответственность административная и уголовная. Но эти нормы “работают” с последствиями, когда страшное уже случилось, вирус обрёл нового носителя. От наказания виновного вновь заражённому не легче. Поэтому профилактика это единственный эффективный метод работы.
— Есть какие-то пути выхода из сложившейся ситуации?
— Сегодня мы плотно работаем с комитетом по здравоохранению Законодательной думы Хабаровского края. И я надеюсь, что депутаты выйдут с инициативой по устранению пробела в федеральном законодательстве в части пренатальной профилактики. Этот вопрос стоит, что называется, ребром — есть короткий период, окно возможностей, когда профилактика, оказанная ВИЧ-положительной беременной женщине, позволит ей родить здорового, полноценного ребенка.
Дети будут рождаться здоровыми, и это нивелирует проблемы, которые связаны с рождением уже ВИЧ-положительных детей. В планах провести круглый стол в Законодательной думе и вместе попытаться вынести вопрос на федеральный уровень.
В остальном же, вопрос понуждения к исполнению обязанности по заботе о здоровье ребенка, имеет достаточную законодательную базу. Вопрос в правоприменении. Не всё благополучно в этой сфере. К сожалению, наш опыт показывает, что не все органы власти, в чью компетенцию входит забота о несовершеннолетних лицах, верно понимают важность защиты прав ВИЧ-инфицированных детей. Чаще всего, они уклоняются от взаимодействия, оставляя лечебное учреждение один на один с проблемой.
Но уже налажено взаимодействие с УМВД России по г. Хабаровску. Взаимодействие с инспекторами по делам несовершеннолетних позволяет реализовать досудебную часть работы оперативно и качественно, за что работникам полиции отдельное спасибо. Принудительное исполнение судебного решения так же отлаженный механизм, в связи с чем, выражаю благодарность руководству и личному составу отдела судебных приставов по Краснофлотскому району г. Хабаровска.
Источник: ИА AmurMedia
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
от 4 октября 2012 г. N 1130-п
О ПРОВЕДЕНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КАМПАНИИ
В 2012 — 2013 ГОДАХ
Свердловская область относится к числу регионов, неблагополучных по распространенности ВИЧ-инфекции. На 01.09.2012 в Свердловской области зарегистрировано 57320 случаев ВИЧ-инфекции, относительный показатель пораженности достиг 1299,9 на 100 тысяч населения (1,3%).
За текущий период 2012 года выявлено 4090 новых случаев ВИЧ-инфекции, показатель заболеваемости составил 92,8 на 100 тысяч населения, что на 5,9% превышает уровень заболеваемости 2011 года.
Случаи ВИЧ-инфекции регистрируются на всей территории Свердловской области с превышением среднеобластного показателя распространенности в 21 муниципальном образовании. В девяти муниципальных образованиях уровень пораженности населения ВИЧ-инфекцией расценивается как чрезвычайно высокий (более 1,5%). Например, в Кировградском городском округе уровень пораженности достигает 2416,6 на 100 тысяч населения (2,4% всего населения), в Североуральском городском округе 2249,5 на 100 тысяч населения, в городском округе Верхнее Дуброво 1937,5 на 100 тысяч населения, в Полевском городском округе 2013,8 на 100 тысяч населения, в городском округе Первоуральск — 1912,6 на 100 тысяч населения.
Между тем, финансирование и проведение профилактических мероприятий, направленных на ограничение распространения ВИЧ-инфекции, в муниципальных образованиях в Свердловской области организовано на недостаточном уровне, что приводит к несвоевременному выявлению ВИЧ-инфекции, накоплению источников инфекции и активному распространению ВИЧ-инфекции среди населения.
1. Утвердить план проведения информационной кампании по профилактике ВИЧ-инфекции в Свердловской области на 2012 — 2013 годы (приложение N 1).
1) организовать разработку и тиражирование макетов информационных материалов по профилактике ВИЧ-инфекции;
2) обеспечить обучение секретарей муниципальных межведомственных комиссий по профилактике ВИЧ-инфекции и ответственных специалистов учреждений здравоохранения по реализации плана информационной кампании по профилактике ВИЧ-инфекции (приложение N 2);
3) оказать методическую помощь муниципальным образованиям по проведению информационной кампании по профилактике ВИЧ-инфекции.
3. Руководителям государственных учреждений здравоохранения Свердловской области, начальнику Управления здравоохранения Администрации г. Екатеринбурга А.А. Дорнбушу:
1) назначить ответственного специалиста за реализацию информационной кампании по профилактике ВИЧ-инфекции;
3) направить на обучение ответственного специалиста за реализацию информационной кампании по профилактике ВИЧ-инфекции (приложение N 2);
4) оплату командировочных расходов произвести по основному месту работы.
6. Контроль за исполнением Приказа возложить на заместителя министра здравоохранения Свердловской области Д.Р. Медведскую.
от 4 октября 2012 г. N 1130-п
ПРОВЕДЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КАМПАНИИ
ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
¦ N ¦ Наименование мероприятия ¦ Срок ¦ Результаты, достигаемые в ходе ¦ Исполнитель ¦
¦п/п¦ ¦ выполнения ¦ выполнения мероприятия ¦ ¦
¦ 1 ¦Внедрение профилактических¦4 кв. 2012 г. ¦Внедрение профилактических программ ¦органы местного ¦
¦ ¦программ по ВИЧ-инфекции ¦2013 г. ¦в образовательных учреждениях ¦самоуправления, ¦
¦ ¦в образовательных ¦ ¦в соответствии с Приказом Министерства¦осуществляющие ¦
¦ ¦учреждениях ¦ ¦общего и профессионального образования¦управление в сфере ¦
¦ ¦Свердловской области ¦ ¦и Министерства здравоохранения ¦образования, ¦
¦ ¦ ¦ ¦Свердловской области N 855-и/1344-п ¦руководители ¦
¦ ¦ ¦ ¦ВИЧ-инфекции в образовательные ¦(по согласованию) ¦
¦ ¦программ по ВИЧ-инфекции ¦ ¦ссузов. ¦совместно ¦
¦ ¦в вузах и ссузах ¦октябрь — ноябрь ¦2. Тиражирование методических ¦с Министерством общего ¦
¦ ¦Свердловской области ¦2012 г. ¦материалов для педагогов-тьюторов. ¦и профессионального ¦
¦ ¦ ¦сентябрь 2012 г. ¦3. Тиражирование и распространение ¦образования ¦
¦ ¦ ¦ ¦буклетов по ВИЧ-инфекции среди ¦Свердловской области, ¦
¦ ¦ ¦ ¦студентов. ¦руководители ссуз ¦
¦ ¦ ¦январь 2013 г. ¦4. Внедрение профилактической ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦программы в вузах и ссузах ¦ ¦
¦ ¦с распространением ¦2013 г. ¦по профилактике ВИЧ-инфекции. ¦руководители ссуз ¦
¦ ¦печатных профилактических ¦ ¦2. Распространение буклетов ¦ ¦
¦ ¦материалов в вузах и ¦ ¦по профилактике ВИЧ-инфекции ¦ ¦
¦ ¦ссузах ¦ ¦среди учащихся ссуз ¦ ¦
¦ ¦учащихся образовательных ¦октябрь 2012 г. ¦2. Объявление о проведении конкурса. ¦совместно ¦
¦ ¦учреждений совместно ¦ноябрь — декабрь ¦3. Реализация конкурса. ¦с Министерством общего ¦
¦ ¦с Министерством общего и ¦2012 г. ¦ ¦и профессионального ¦
¦ ¦профессионального ¦январь 2013 г. ¦4. Подведение итогов конкурса. ¦образования ¦
¦ ¦образования: ¦ ¦Награждение победителей. ¦Свердловской области, ¦
¦ ¦1) на лучшую презентацию ¦февраль 2013 г. ¦5. Тиражирование сборника творческих ¦органы местного ¦
¦ ¦по профилактике ¦ ¦работ по профилактике ВИЧ-инфекции ¦самоуправления, ¦
¦ ¦2) на лучшую творческую ¦ ¦ ¦управление в сфере ¦
¦ ¦работу (стихотворение, ¦ ¦ ¦образования, ¦
¦ ¦эссе и др.) по здоровому ¦ ¦ ¦руководители учреждений¦
¦ ¦образу жизни, ¦ ¦ ¦образования ¦
¦ ¦профилактике ВИЧ-инфекции,¦ ¦ ¦(по согласованию) ¦
¦ ¦с последующим изданием ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦3) на лучший видеоролик ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦по проблеме ВИЧ-инфекции ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦с дальнейшим размещением ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦в сети Интернет ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦профилактической выставки ¦2013 г. ¦2. Размещение выставки ¦Управление ¦
¦ ¦ ¦ ¦библиотеках, дворцах культуры ¦г. Екатеринбурга, ¦
¦ ¦ ¦ ¦и др. учреждениях муниципальных ¦государственные ¦
¦ ¦социологического ¦2012 г. ¦2. Проведение социологического ¦Управление ¦
¦ ¦исследования среди ¦ ¦исследования. ¦здравоохранением ¦
¦ ¦населения 15 — 45 лет ¦ ¦3. Анализ ¦г. Екатеринбурга, ¦
¦ ¦по проблеме ВИЧ-инфекции ¦ ¦ ¦государственные ¦
¦ ¦молодежной социальной ¦ ¦лаборатории молодежной социальной ¦руководители вуз ¦
¦ ¦рекламы в УрГУ, УрГПУ, ¦ ¦рекламы на уровне совета ректоров ¦ ¦
¦ ¦Гуманитарном университете,¦ ¦вузов. ¦ ¦
¦ ¦УГМА ¦октябрь — ноябрь ¦2. Создание студенческих объединений, ¦ ¦
¦ ¦ ¦2012 г. ¦обучение студентов по ВИЧ-инфекции. ¦ ¦
¦ ¦ ¦2013 г. ¦3. Организация деятельности ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦лаборатории молодежной социальной ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦1) разработка печатных материалов; ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦2) разработка видео-, аудиоматериалов,¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦3) проведение флешмобов и акций. ¦ ¦
¦ ¦ ¦2013 г. ¦4. Размещение продукции лаборатории ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦молодежной социальной рекламы ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦в кинотеатрах, на широкоформатных ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦экранах, рекламных щитах, ТВ ¦ ¦
¦ ¦молодежных акций ¦2012 г. ¦представителей клубов молодежных ¦государственные ¦
¦ ¦по профилактике ¦2013 г. ¦субкультур ¦учреждения ¦
¦ ¦телефона доверия ¦2012 г. ¦для жителей Свердловской области ¦ ¦
¦ ¦кампании по профилактике ¦ ¦деятельности с администрацией ¦государственные ¦
¦ ¦ВИЧ-инфекции ¦ ¦предприятий. ¦учреждения ¦
¦ ¦на предприятиях ¦октябрь 2012 г. ¦2. Разработка макета и тираж ¦здравоохранения, ¦
¦ ¦ ¦ ¦информационных стендов. ¦предприятия, ¦
¦ ¦ ¦октябрь 2012 г. ¦3. Распространение информационных ¦администрации ¦
¦ ¦ ¦ ¦стендов на предприятиях. ¦муниципальных ¦
¦ ¦ ¦2013 г. ¦4. Проведение выставки «Знать, жить, ¦образований ¦
¦ ¦ ¦2013 г. ¦5. Проведение акций ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦по экспресс-тестированию на ВИЧ. ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦6. Распространение информационных ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦7. Проведение социологических ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦исследований среди работающих ¦ ¦
¦ ¦заседания Координационной ¦ ¦информационных и методических ¦ ¦
¦ ¦комиссии по ВИЧ-инфекции ¦ ¦материалов по профилактике ¦ ¦
¦ ¦к формированию системы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦с участием глав ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦профилактических ¦ ¦видов листовок по профилактике ¦профильные отделы ¦
¦ ¦материалов по ВИЧ-инфекции¦ ¦ВИЧ-инфекции. ¦(специалисты) ¦
¦ ¦во всех видах транспорта ¦октябрь 2012 г. ¦2. Согласование размещения листовок ¦администрации ¦
¦ ¦ ¦ ¦с администрациями муниципальных ¦муниципальных ¦
¦ ¦ ¦октябрь — декабрь ¦3. Размещение листовок в транспорте ¦ ¦
¦ ¦профилактических ¦ ¦по профилактике ВИЧ-инфекции. ¦профильные отделы ¦
¦ ¦материалов по ВИЧ-инфекции¦октябрь 2012 г. ¦2. Согласование размещения листовок ¦(специалисты) ¦
¦ ¦в торговых центрах, ночных¦ ¦с администрацией торговых центров. ¦администрации ¦
¦ ¦и компьютерных клубах, ¦октябрь — декабрь ¦3. Размещение листовок в торговых ¦муниципальных ¦
¦ ¦развлекательных ¦2012 г. — 2013 г. ¦центрах муниципальных образований ¦образований ¦
¦ ¦ ¦ ¦учреждений здравоохранения ¦учреждения ¦
¦ ¦социальной рекламы ¦2013 г. ¦за счет административного ресурса ¦государственные ¦
¦ ¦на телевидении и радио ¦ ¦муниципальных образований ¦учреждения ¦
¦ ¦(областного и ¦ ¦ ¦здравоохранения, ¦
¦ ¦муниципального уровня) ¦ ¦ ¦профильные отделы ¦
¦ ¦по профилактике ¦октябрь 2012 г. ¦2. Изготовление баннеров. ¦профильные отделы ¦
¦ ¦ВИЧ-инфекции ¦ноябрь — декабрь ¦3. Размещение баннеров на 40 рекламных¦(специалисты) ¦
¦ ¦на рекламных щитах ¦2012 г. ¦щитах (междугородние трассы). ¦администрации ¦
¦ ¦ ¦октябрь 2012 г. ¦4. Передача макетов баннеров ¦муниципальных ¦
¦ ¦ ¦ ¦в администрацию муниципальных ¦образований ¦
¦ ¦ ¦ ¦образований для размещения ¦ ¦
¦ ¦кампании по профилактике ¦ ¦с информацией по ВИЧ-инфекции ¦Управление ¦
¦ ¦ВИЧ-инфекции среди ¦ ¦для размещения в наркологических ¦здравоохранением ¦
¦ ¦потребителей инъекционных ¦ ¦диспансерах, других учреждениях ¦г. Екатеринбурга, ¦
¦ ¦наркотиков (ПИН) ¦ ¦здравоохранения. ¦государственные ¦
¦ ¦ ¦сентябрь 2012 г. ¦2. Разработка макета и тираж буклета ¦учреждения ¦
¦ ¦ ¦ ¦по ВИЧ-инфекции для пациентов ¦здравоохранения ¦
¦ ¦ ¦ ¦3. Распространение информационных ¦ ¦
¦ ¦экспресс-тестирования ¦2013 г. ¦на ВИЧ среди ПИН с консультированием, ¦Управление ¦
¦ ¦на ВИЧ среди ПИН. ¦ ¦выдачей информационных и ¦здравоохранением ¦
¦ ¦Сопровождение ПИН ¦ ¦профилактических материалов. ¦г. Екатеринбурга, ¦
¦ ¦до учреждений ¦ ¦Сопровождение ПИН до ГБУЗ СО «ОЦ СПИД ¦государственные ¦
¦ ¦социологического ¦2013 г. ¦Проведение социологического ¦Управление ¦
¦ ¦исследования среди групп ¦ ¦исследования. ¦здравоохранением ¦
¦ ¦риска по проблеме ¦ ¦Анализ ¦г. Екатеринбурга, ¦
¦ ¦организация работы ¦2013 г. ¦в рамках соглашения с УрГМА. ¦ ¦
¦ ¦Интернет-консультантов ¦ ¦2. Организация ¦ ¦
¦ ¦по проблеме раннего ¦ ¦Интернет-консультирования по проблеме ¦ ¦
¦ ¦выявления ВИЧ, ¦ ¦ВИЧ-инфекции ¦ ¦
¦ ¦с Екатеринбургской ¦2013 г. ¦2. Организация молебнов и ¦Управление ¦
¦ ¦епархией ¦ ¦консультационного пункта в храмах ¦здравоохранением ¦
¦ ¦ ¦ ¦Свердловской области. ¦г. Екатеринбурга, ¦
¦ ¦ ¦ ¦3. Организация конференции ¦государственные ¦
¦ ¦ ¦ ¦с участием священников ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦4. Разработка макета и тираж ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦на телевидении, радио. ¦здравоохранением ¦
¦ ¦ ¦ ¦2. Размещение информации ¦г. Екатеринбурга, ¦
¦ ¦ ¦ ¦по ВИЧ-инфекции в новостийных блоках ¦государственные ¦
¦ ¦пресс-конференции ¦2013 г. ¦ ¦Управление ¦
¦ ¦информационного комплекта ¦2013 г. ¦пациентов информацией ¦Управление ¦
¦ ¦для ВИЧ-инфицированных ¦ ¦по приверженности наблюдению и лечению¦здравоохранением ¦
¦ ¦пациентов ¦ ¦ ¦г. Екатеринбурга, ¦
¦ ¦по приверженности ¦ ¦ ¦государственные ¦
¦ ¦наблюдению и лечению ¦ ¦ ¦учреждения ¦
¦ ¦(видеофильм и брошюра) ¦ ¦ ¦здравоохранения ¦
¦ ¦акции, посвященной ¦2012 г. ¦по экспресс-тестированию на ВИЧ. ¦Управление ¦
¦ ¦1 декабря Всемирному ¦ ¦2. Проведение выставки «Знать, жить, ¦здравоохранением ¦
¦ ¦ ¦ ¦3. Информационная кампания в СМИ. ¦государственные ¦
¦ ¦ ¦ ¦4. Акции с участием волонтеров. ¦учреждения ¦
от 4 октября 2012 г. N 1130-п
ОБУЧЕНИЯ СЕКРЕТАРЕЙ МУНИЦИПАЛЬНЫХ МЕЖВЕДОМСТВЕННЫХ КОМИССИЙ
ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ И ОТВЕТСТВЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ
УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПЛАНА
ИНФОРМАЦИОННОЙ КАМПАНИИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ
В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2012 — 2013 ГОДЫ
¦ N ¦ Территории ¦ Дата ¦
¦ 1. ¦Муниципальные образования, не входящие ¦12 октября 2012 г.¦
¦ ¦в управленческие округа (г. Екатеринбург,¦ ¦
¦ ¦Арамильский ГО, Березовский ГО, ¦ ¦
¦ ¦Режевской ГО, Сысертский ГО) ¦ ¦
¦ 2. ¦Муниципальные образования ¦ ¦
¦ ¦Западного управленческого округа ¦ ¦
¦ 3. ¦Муниципальные образования ¦ ¦
¦ ¦Южного управленческого округа ¦ ¦
¦ 4. ¦Муниципальные образования ¦16 октября 2012 г.¦
¦ ¦Восточного управленческого округа ¦ ¦
¦ 5. ¦Муниципальные образования ¦ ¦
¦ ¦Горнозаводского управленческого округа ¦ ¦
¦ 6. ¦Муниципальные образования ¦30 октября 2012 г.¦
¦ ¦Северного управленческого округа ¦ ¦
Читайте также: