Профилактическая программа по вич инфекции в лпу

Иркутский областной центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями, ВИЧ-центр Иркутск, СПИД центр Иркутск, Центр СПИД Иркутск

Макеты наглядной информационной печатной продукции.

Видеоматериалы по профилактике ВИЧ-инфекции.

Профилактика в медицинских учреждениях

Профилактика профессионального заражения медицинского персонала в лечебно-профилактических учреждения

Заражение медработника может происходить во время выполнения лечебно-диагностических манипуляций, а также при сборе и утилизации отходов ЛПУ в случае травматизации (порез, укол, повреждение кожи обломками кости и др.) и загрязнении кожи и слизистых оболочек биологическими жидкостями больного, содержащими вирусы парентеральных гепатитов, ВИЧ.

Медицинскому персоналу следует помнить и применять следующие правила безопасности

В медицинских учреждениях все пациенты должны рассматриваться как потенциально инфицированные, поэтому при оказании медицинской помощи необходимо постоянно:

— обеспечивать защиту поврежденной кожи или открытых ран лейкопластырем или водонепроницаемыми повязками;

— использовать латексные перчатки в случаях, когда ожидается контакт с кровью или другими биологическими жидкостями организма, со слизистыми оболочками и поврежденной кожей. Во время работы перчатки обрабатывать 70% спиртом или другими дезинфектантами, после снятия повторно не использовать;

— мыть руки с мылом немедленно после контакта с кровью или биологическими жидкостями организма;

— защищать лицо – марлевой повязкой, глаза – очками или щитком при риске разбрызгивания инфицированного биологического материала;

— обрабатывать поверхность рабочих столов, загрязненных кровью, немедленно дез. раствором имеющимся в наличии с использованием моющего средства дважды с интервалом в 15 минут;

— запрещать пипетирование ртом. Засасывание в капилляры производить только с помощью резиновых груш;

— не допускать надевание защитных колпачков на одноразовые иглы после их использования;

— шприцы, иглы и катетеры сразу после использования помещают в специальный непрокалываемый контейнер для дезинфекции и утилизации;

— иметь на рабочем месте аптечки и достаточное количество дезинфицирующих средств.

Хранить аптечки в легко доступном месте. Контроль над правильным хранением возлагается на заведующего отделением.

На основании приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 9 января 2018 года № 1н

«Об утверждении требований к комплектации лекарственными препаратами и медицинскими изделиями укладки экстренной профилактики парентеральных

1. Йод (калия йодид) 5% (р-р для наружного применения);

2. Этиловый спирт 70% (р-р для наружного применения);

3. Бинт марлевый медицинский стерильный (5м+10см)- 2шт.;

4. Лейкопластырь бактерицидный (не менее 1,9 см+7,2 см)- 3 шт.;

5. Салфетка марлевая стерильная (не менее 16 см+14 см, №10) – 1 уп..

Действия при возникновении аварийной ситуации

Аварийная ситуация – нештатная ситуация, при которой создается реальная возможность выделения патогенного агента в воздух производственной зоны, окружающую среду или заражения персонала.

При порезе или проколе инструментом, контактирующим с биологическими жидкостями:

— если кровь идет – не останавливать;

— если крови нет, то выдавить несколько капель крови, обработать ранку 70% спиртом, вымыть руки под проточной водой с двукратным намыливанием, а затем обработать ранку 5% спиртовым раствором йода.

При попадании биологических жидкостей на слизистые оболочки и кожные покровы:

— на незащищенную кожу – обработать кожу 70% спиртом, вымыть руки дважды с мылом под теплой проточной водой, повторно обработать 70% спиртом;

— на слизистую глаз,носа и рта – ротовую полость промыть большим количеством воды и прополоскать 70% раствором этилового спирта, слизистую оболочку носа и глаза обильно промыть водой. Не тереть!

При аварии во время работы на центрифуге:

Крышку центрифуги необходимо открывать медленно и только спустя 40 минут после остановки. Все центрифужные стаканы и разбитое стекло поместить в дезинфицирующий раствор на 2 часа, внутреннюю и наружную поверхность центрифуги и крышки обработать дезинфицирующим раствором.

При попадании материала на спецодежду и инвентарь:

— халат – снять, замочить в дезрастворе;

— обувь – обработать ветошью, смоченной в дезрастворе двукратным протиранием через 15 минут;

— пол, стены, мебель, оборудование – загрязненное место двукратно обработать ветошью, смоченной в дезрастворе с интервалом в 15 минут; использованную ветошь положить в емкость с дезинфицирующим средством.

Риск заражения определяется:

-ВИЧ-статус пациента и стадия заболевания ( при острой ВИЧ-инфекции или поздней стадии заболевания в крови больше вируса и риск заражения выше;

-Прием пациентом АРВТ (при проведении которой риск заражения ниже);

-Степень контаминации заразным материалом инструмента (инъекционная игла опаснее, чем игла хирургическая);

— Степень нарушения целостности кожных покровов и слизистых (риск выше при глубоком внутримышечном повреждении, порезы менее опасны по сравнению с колотыми и рваными ранами);

-Своевременная обработка раневой поверхности.

Правила специфической профилактики профессионального заражения вирусами гепатитов В и С.

  • Обязательное проведение профилактических прививок против ВГВ медицинским работникам, ранее не привитым против гепатита В.
  • С целью снижения риска заболевания специфическая иммунизация против ВГВ медработникам проводится 3-х кратно по схеме 0-1-6 т.е. через 1 и 6 месяцев после первой прививки. Подлежат все медработники, не имеющие противопоказаний к проведению профилактических прививок.

Мероприятия при локализации и ликвидации последствий аварии.


Стандартная схема постконтактной профилактики (ПКП) заражения ВИЧ: лопинавир/ритонавир (калетра) + зидовудин/ламивудин (комбивир) в течение 1 месяца. Возможна коррекция схемы ПКП, прием меньшего числа препаратов после консультации со специалистами ГБУЗ ИОЦ СПИД.

Диспансерное наблюдение

Социальная поддержка лиц, подвергшихся риску заражения вирусом иммунодефицита человека при исполнении своих служебных обязанностей.

  • Работники предприятий, учреждений и организаций государственной системы здравоохранения, осуществляющие диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лица, работа которых связана с материалами, содержащими ВИЧ, подлежат:

— обязательному страхованию на случай причинения вреда их здоровью или смерти при исполнении служебных обязанностей в порядке, установленным законодательством РФ;

-обязательному социальному страхованию от несчастного случаев на производстве и профессиональных заболеваний в порядке, установленном законодательством РФ.

Горячая линия по вопросам ВИЧ-СПИДа
8-800-350-22-99

Территориальный орган Росздравнадзора по Иркутской области
г. Иркутск, ул. Горького, 36
8-800-500-18-39

Управление Роспотребнадзора по Иркутской области
г. Иркутск, ул. Карла-Маркса, 8
8-800-350-26-86

Приказ, Минздрав России, 05 декабря 2005

В соответствии с пунктом 5.2.101 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 321 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, 2898; 2005, N 2, ст. 162) и в целях улучшения диагностики и лекарственного обеспечения больных ВИЧ-инфекцией приказываю:

  • Положение об организации обеспечения лекарственными средствами, отпускаемыми бесплатно по рецептам врача, для лечения и профилактики ВИЧ-инфекции согласно приложению N 1;
  • Положение об организации деятельности центра по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями (далее - Центр СПИД) согласно приложению N 2.

2. Рекомендовать руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения:

3. Департаменту развития медицинской помощи и курортного дела (Р.А. Хальфин) в срок до 01.03.2006 внести изменения в стандарт медицинской помощи больным ВИЧ-инфекцией, включив определение вирусной нагрузки и иммунного статуса у ВИЧ-инфицированных.

4. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Министра здравоохранения и социального развития В.И. Стародубова.

Министр
М.Ю. Зурабов
Приложение N 1
к Приказу
Министерства здравоохранения
и социального развития
Российской Федерации
от 05.12.2005 N 757

Положение об организации обеспечения лекарственными средствами, отпускаемыми бесплатно по рецептам врача, для лечения и профилактики ВИЧ-инфекции

  1. Настоящее Положение определяет основные положения по организации обеспечения лекарственными средствами, отпускаемыми бесплатно по рецептам врача, для лечения и профилактики ВИЧ-инфекции (далее - лекарственными средствами) в центрах по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями (далее - Центр СПИД), а также в лечебно-профилактических учреждениях (далее - ЛПУ) и аптечных учреждениях.
  2. Обеспечению лекарственными средствами подлежат находящиеся под диспансерным наблюдением взрослые и дети, а также граждане, нуждающиеся в проведении профилактического лечения ВИЧ-инфекции (далее - пациенты).
  3. Обеспечение пациентов лекарственными средствами осуществляется по назначению врача Центра СПИД или ЛПУ с момента установления диагноза или наличия показаний к проведению лечения ВИЧ-инфекции в течение всего периода диспансерного наблюдения.

Лечение пациента осуществляется в соответствии с рекомендованными стандартами медицинской помощи больным ВИЧ-инфекцией, в том числе с использованием лекарственных средств, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств.
Выдача лекарственных средств пациентам осуществляется центрами СПИД, ЛПУ или аптечными учреждениями на основании рецептов врачей.

При получении пациентом лекарственных средств в отчетной медицинской документации, утвержденной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения, медицинским работникам следует производить регистрацию выдачи назначенных лекарственных средств с указанием фамилии, имени, отчества пациента, наименования лекарственных средств, их дозировок, количества и даты выдачи. Получение лекарственных средств следует удостоверять подписями медицинского работника, выдавшего их, и пациента, получившего их. В случае невозможности прибытия пациента для получения лекарственных средств допускается их выдача законным представителям пациента в установленном порядке.

Центр СПИД и ЛПУ информируют пациента о возможности получения лекарственных средств в аптечных учреждениях, осуществляющих обеспечение лекарственными средствами больных ВИЧ-инфекцией.

  • Обеспечение лекарственными средствами центров СПИД, ЛПУ, аптечных учреждений осуществляется на основании заявки, составленной в соответствии с перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, и представляемой ежегодно в Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения.
  • Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения одновременно с заявкой на обеспечение лекарственными средствами представляют отчет о расходовании лекарственных средств за предыдущий год.
  • Ответственным за получение, хранение и обеспечение лекарственными средствами является руководитель Центра СПИД, ЛПУ, аптечного учреждения.
  • Приложение N 2
    к Приказу
    Министерства здравоохранения
    и социального развития
    Российской Федерации
    от 05.12.2005 N 757

    Положение об организации деятельности центра по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями

    1. Настоящее Положение определяет порядок организации деятельности центра по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями (далее - Центр СПИД).

    2. Центр СПИД является лечебно-профилактическим учреждением особого типа, оказывающим консультативно-диагностическую, лечебно-профилактическую помощь больным ВИЧ-инфекцией, и осуществляющим противоэпидемическую деятельность по борьбе с ВИЧ-инфекцией.

    3. Руководитель Центра СПИД назначается на должность и освобождается от занимаемой должности в установленном законодательством порядке.

    4. Центр СПИД осуществляет организационно-методическую работу по проведению диагностических, лечебных, профилактических и противоэпидемических мероприятий по профилактике ВИЧ-инфекции.

    5. Центр СПИД осуществляет следующие функции:

    6. Рекомендуемая структура и состав специалистов Центра СПИД:

    6.1. клинико-диагностическое отделение, включая стационар дневного пребывания (инфекционист, дерматовенеролог, терапевт, психотерапевт, педиатр, акушер-гинеколог, психиатр-нарколог, невролог, фтизиатр, хирург, офтальмолог, стоматолог, отоларинголог, врач функциональной диагностики, физиотерапевт, аллерголог-иммунолог);

    6.2. отделение эпидемиологии (врачи-эпидемиологи);

    6.3. отделение медико-социальной реабилитации и правовой помощи (специалист по социальной работе, социолог, медицинский психолог, юрист, психотерапевт);

    6.4. лаборатория (врачи-лаборанты);

    6.5. отдел профилактики (эпидемиолог, медицинский психолог, социолог, юрист, журналист);

    6.6. организационно-методический отдел (врачи-методисты);

    6.7. отделение автоматизированных систем управления и пресс-центр (специалист по связям с общественностью, инженер-программист, инженер-электроник).

    Необходимость создания иных структурных подразделений и их штаты определяются главным врачом Центра СПИД по согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения в зависимости от объема и специфики работы Центра СПИД как учреждения особого типа.

    7. Рекомендуемые нормы нагрузки врачей Центров СПИД:

    Категории: профилактика; приказ; Минздрав России; приказ.

    Регион относится к числу территорий с низким уровнем поражённости ВИЧ-инфекцией. За весь период наблюдения (с 1987 года) показатель поражённости населения составил 39,6, что в 10 раз ниже показателя по России.

    В эпидпроцесс вовлечены все административные территории Астраханской области. В пяти сельских районах показатель поражённости превышает среднеобластной. Самым неблагополучным остаётся Камызякский район.

    Проведение комплексных профилактических мероприятий, направленных на недопущение распространения ВИЧ-инфекции в области, началось с 1989 года, когда был организован Областной центр по профилактике и борьбе со СПИД.

    По инициативе специалистов СПИД-центра с целью обеспечения межведомственного подхода и координации взаимодействия администраций всех уровней, органов и учреждений здравоохранения, образования, культуры, внутренних дел, молодёжных и общественных организаций, средств массовой информации и религиозных конфессий в 1990 году при администрации области был создан межведомственный совет, который в настоящее время переименован в межведомственную комиссию при Правительстве Астраханской области по профилактике и борьбе с туберкулёзом, СПИД и заболеваниями, передающимися половым путём, возглавляемую премьером Правительства. Также комиссии созданы при муниципальных образованиях сельских районов и г. Астрахани.

    В регионе ведётся профилактическая деятельность по следующим направлениям:

    • социоэпидемический мониторинг за поведенческими факторами риска среди различных групп населения и молодёжи с целью выявления проблем, связанных с распространением ВИЧ/СПИД и ассоциированных заболеваний;

    • совершенствование эпидемиологического надзора за распространением ВИЧ-инфекции, контроля за проведением профилактических и противоэпидемических мероприятий;

    • организационно-методическое руководство лечебно-профилак­тических учреждений по выполнению мероприятий по проблемам ВИЧ-инфекции;

    • проведение мероприятий, способствующих повышению информированности молодёжи и населения в целом по проблемам ВИЧ/СПИД и сопутствующих заболеваний;

    • популяризация среди населения обследования на ВИЧ и заболевания, передающиеся половым путём, в том числе через систему анонимных кабинетов;

    • диагностика и лечение ВИЧ-инфекции;

    • социальная защита ВИЧ-инфици­рованных, членов их семей и лиц, подвергающихся риску заражения при исполнении ими служебных обязанностей;

    • реализация программы по комплесной профилактике ВИЧ-инфекции, вирусных гепатитов, ЗППП среди потребителей инъекционных наркотиков, работников коммерческого секса и т.д.;

    • внедрение профилактических программ среди различных возрастных групп молодёжи и различных групп населения с рисковым поведением;

    • подготовка сети специалистов здравоохранения, образования, СМИ и других по проблемам ВИЧ/ СПИД;

    • подготовка методической литературы и информационно-профилактических материалов;

    • развитие информационно-образовательных кампаний в средствах массовых коммуникаций.

    Для развития службы и доступности обследований в шести сельских районах и в ЗАТО г. Знаменск работают лаборатории диагнос­тики ВИЧ-инфек­ции и СПИД-ассоци­ированных заболеваний.

    Действующая в регионе система мониторинга позволяет осуществлять комплексный подход по сбору информации о заболеваемости и смертности от ВИЧ/СПИД, о социальных, экономических и культурных последствиях заражения ВИЧ-инфекцией. Проводить эпиднадзор II поколения за наблюдением и обследованием целевых групп с рисковым поведением.

    Согласно прогнозу, проведённому в регионе, при дальнейшем осуществлении профилактических программ, показатель заболеваемости ВИЧ-инфекцией в Астраханской области к 2011 году будет не выше 12,0 на 100 тыс. населения, тогда как по России ожидается 21,0.

    Регион относится к числу территорий с низким уровнем поражённости ВИЧ-инфекцией. За весь период наблюдения (с 1987 года) показатель поражённости населения составил 39,6, что в 10 раз ниже показателя по России.

    В эпидпроцесс вовлечены все административные территории Астраханской области. В пяти сельских районах показатель поражённости превышает среднеобластной. Самым неблагополучным остаётся Камызякский район.

    Проведение комплексных профилактических мероприятий, направленных на недопущение распространения ВИЧ-инфекции в области, началось с 1989 года, когда был организован Областной центр по профилактике и борьбе со СПИД.

    По инициативе специалистов СПИД-центра с целью обеспечения межведомственного подхода и координации взаимодействия администраций всех уровней, органов и учреждений здравоохранения, образования, культуры, внутренних дел, молодёжных и общественных организаций, средств массовой информации и религиозных конфессий в 1990 году при администрации области был создан межведомственный совет, который в настоящее время переименован в межведомственную комиссию при Правительстве Астраханской области по профилактике и борьбе с туберкулёзом, СПИД и заболеваниями, передающимися половым путём, возглавляемую премьером Правительства. Также комиссии созданы при муниципальных образованиях сельских районов и г. Астрахани.

    В регионе ведётся профилактическая деятельность по следующим направлениям:

    • социоэпидемический мониторинг за поведенческими факторами риска среди различных групп населения и молодёжи с целью выявления проблем, связанных с распространением ВИЧ/СПИД и ассоциированных заболеваний;

    • совершенствование эпидемиологического надзора за распространением ВИЧ-инфекции, контроля за проведением профилактических и противоэпидемических мероприятий;

    • организационно-методическое руководство лечебно-профилак­тических учреждений по выполнению мероприятий по проблемам ВИЧ-инфекции;

    • проведение мероприятий, способствующих повышению информированности молодёжи и населения в целом по проблемам ВИЧ/СПИД и сопутствующих заболеваний;

    • популяризация среди населения обследования на ВИЧ и заболевания, передающиеся половым путём, в том числе через систему анонимных кабинетов;

    • диагностика и лечение ВИЧ-инфекции;

    • социальная защита ВИЧ-инфици­рованных, членов их семей и лиц, подвергающихся риску заражения при исполнении ими служебных обязанностей;

    • реализация программы по комплесной профилактике ВИЧ-инфекции, вирусных гепатитов, ЗППП среди потребителей инъекционных наркотиков, работников коммерческого секса и т.д.;

    • внедрение профилактических программ среди различных возрастных групп молодёжи и различных групп населения с рисковым поведением;

    • подготовка сети специалистов здравоохранения, образования, СМИ и других по проблемам ВИЧ/ СПИД;

    • подготовка методической литературы и информационно-профилактических материалов;

    • развитие информационно-образовательных кампаний в средствах массовых коммуникаций.

    Для развития службы и доступности обследований в шести сельских районах и в ЗАТО г. Знаменск работают лаборатории диагнос­тики ВИЧ-инфек­ции и СПИД-ассоци­ированных заболеваний.

    Действующая в регионе система мониторинга позволяет осуществлять комплексный подход по сбору информации о заболеваемости и смертности от ВИЧ/СПИД, о социальных, экономических и культурных последствиях заражения ВИЧ-инфекцией. Проводить эпиднадзор II поколения за наблюдением и обследованием целевых групп с рисковым поведением.

    Согласно прогнозу, проведённому в регионе, при дальнейшем осуществлении профилактических программ, показатель заболеваемости ВИЧ-инфекцией в Астраханской области к 2011 году будет не выше 12,0 на 100 тыс. населения, тогда как по России ожидается 21,0.

    "Камчатский краевой центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями"

    ГБУЗ "Камчатский краевой центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями" осуществляет следующую медицинскую деятельность:

    • Организационно-методическое руководство деятельностью лечебно-профилактических учреждений по вопросам оказания консультативной, диагностической, лечебной и профилактической помощи населению при ВИЧ-инфекции и других инфекционных заболеваниях;
    • Осуществление координации основной деятельности Центра с учреждениями другого ведомственного подчинения, другими медицинскими учреждениями, общественными организациями, коммерческими организациями и частными лицами, участвующими в мероприятиях по борьбе с ВИЧ-инфекцией и последствиями ее распространения, другими инфекционными заболеваниями;
    • Организация и проведение профилактических мероприятий среди всего населения Камчатского края;
    • Организация и проведение мероприятий по профилактике ВИЧ-инфекции среди наиболее уязвимых групп населения;
    • Проведение анализа эпидемической ситуации и эффективности противоэпидемических мероприятий;
    • Организация диагностики, лечения, профилактики ВИЧ-инфекции и сопутствующих заболеваний, других инфекционных болезней;
    • Обеспечение пациентов лекарственными средствами;
    • Деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ (получение, хранение, использование, уничтожение);
    • Организация мероприятий по уменьшению последствий распространения ВИЧ/СПИД: психологической поддержки и социальной помощи лицам, пострадавшим от ВИЧ-инфекции, и их семьям, в том числе организация и проведение психосоциального консультирования и паллиативной помощи;
    • Оказание помощи в решении правовых, социальных и реабилитационных вопросов в отношении ВИЧ-инфицированных;
    • Осуществление контроля качества диагностических тест-систем на ВИЧ-инфекцию, применяемых на территории Камчатского края;
    • Сбор и анализ ежемесячных отчетов лабораторий по диагностике ВИЧ-инфекции, представление сводных отчетов в органы исполнительной власти Камчатского края в сфере здравоохранения и в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
    • Участие в разработке федеральных, окружных и территориальных программ по профилактике и борьбе с ВИЧ-инфекцией и другими инфекционными заболеваниями;
    • Обучение и подготовка медицинских кадров лечебно-профилактических учреждений по диагностике, лечению и профилактике ВИЧ-инфекции, других инфекций, включая консультирование до и после проведения теста на ВИЧ-инфекцию, другие инфекции;
    • Мониторинг за ВИЧ-инфекцией, вирусными гепатитами;
    • Проведение социологических исследований по проблеме ВИЧ-инфекции, включая осуществление эпидемиологического и поведенческого мониторинга;
    • Разработка и распространение методической литературы по вопросам ВИЧ-инфекции, других инфекционных заболеваний;
    • Выполнение научно-практических работ по проблемам ВИЧ-инфекции, вирусных гепатитов;
    • Организация и проведение симпозиумов, конференций, семинаров, выставок и так далее по проблемам, входящим в компетенцию Учреждения;
    • Представление информации в органы государственной власти о выявленных нарушениях, которые могут привести к заражению и распространению ВИЧ-инфекции;
    • Участие в экспертной деятельности по оценке качества и эффективности организационно-профилактических и лечебно-диагностических мероприятий по профилактике ВИЧ-инфекции и других инфекций в лечебно-профилактических учреждениях;
    • Осуществление медико-педагогической деятельности;
    • Подготовка и представление в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерство здравоохранения Камчатского края заявок на антиретровирусные препараты и диагностикумы, необходимые для организации и проведения лечения больных ВИЧ-инфекцией;
    • Осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке гражданской обороны и экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях.

    Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
    от 29 августа 2002 г. № 28
    "Об активизации мероприятий, направленных на противодействие распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации"

    Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, Онищенко Геннадий Григорьевич, проанализировав эпидемическую обстановку по ВИЧ-инфекции в стране и эффективность проводимых организационных и профилактических мероприятий, установил, что в 2001 - 2002 гг. как на федеральном, так и на региональном уровнях активизировалась работа, направленная на предупреждение распространения ВИЧ-инфекции.

    Советом глав правительств государств - участников Содружества Независимых Государств 30 мая 2002 г. подписана "Программа неотложных мер государств - участников СНГ по противодействию эпидемии ВИЧ/СПИД", в рамках которой проведена конференция стран Содружества с принятием соответствующей резолюции, определяющей основные принципы взаимодействия государственных и общественных структур в реализации межгосударственной стратегии борьбы с ВИЧ-инфекцией.

    В 2001 г. значительно улучшилось финансирование Федеральной целевой программы "Анти-ВИЧ/СПИД", на ее реализацию было выделено 123 млн рублей, в 2002 г. - 162 млн рублей, что в 3 - 4 раза больше, чем в предыдущие годы. Это позволило обеспечить лечебно-профилактические учреждения высокоэффективными препаратами для лечения ВИЧ-инфекции, а центры по профилактике и борьбе со СПИД - современным лабораторным оборудованием.

    Для обеспечения безопасности донорской крови в 2001 г. в практику введено обследование доноров тест-системами, выявляющими одновременно антиген и антитела к ВИЧ, что позволяет сократить время обнаружения скрытого периода инфекции с 2 - 3 месяцев до 7 - 10 дней.

    В целях повышения уровня информированности населения о путях заражения ВИЧ-инфекцией и ее тяжелых последствиях для здоровья людей только за 2001 г. выпущено 6 видеоклипов, транслировавшихся по 4 федеральным и региональным телевизионным каналам, а также свыше 500 тыс. плакатов, буклетов и других наглядных пособий.

    Минздравом России установлены контакты с рядом международных и российских неправительственных организаций с целью координации мероприятий по противодействию распространения эпидемии и рациональному использованию привлекаемых на эти цели ассигнований. Создан ряд ассоциаций государственных и общественных организаций, работающих в этой области. В 18 субъектах Российской Федерации осуществляются пилотные проекты по профилактике ВИЧ-инфекции среди лиц, оказывающих сексуальные услуги за плату. Получила развитие новая форма работы с подростками: "Дружественные клиники для молодежи".

    В 63 регионах Российской Федерации действуют региональные программы по борьбе с ВИЧ-инфекцией. Особое внимание уделяется работе с группами повышенного риска заражения ВИЧ-инфекцией, и в первую очередь с потребителями инъекционных наркотиков. В 41 субъекте Российской Федерации при поддержке международных организаций и местных органов власти осуществляются программы профилактики ВИЧ-инфекции ("снижение вреда") среди этой категории населения.

    При этом в ряде регионов в результате скоординированной работы с заинтересованными ведомствами и учреждениями, проведения активной информационной политики в работе с населением и осуществления целенаправленных профилактических программ с группами риска удалось сдержать развитие эпидемии (Алтайский край, Архангельская, Астраханская, Вологодская, Липецкая, Нижегородская, Псковская, Тверская области).

    Вместе с тем за 8 месяцев 2002 г. зарегистрировано 30 тыс. новых случаев заражения, что в 1,9 раза меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Проводимая работа не позволила добиться коренного изменения эпидемической обстановки в стране. В настоящее время в Российской Федерации зарегистрировано 207 тыс. ВИЧ-инфицированных, в 2001 г. число их возросло на 47 % по сравнению с предыдущим годом и достигло 87 177 чел., что является максимальным за весь период регистрации этой инфекции. Серьезную тревогу вызывает тот факт, что около 90 % инфицированных по-прежнему составляют потребители наркотических средств, 70 % из них - лица в возрасте 17 - 25 лет.

    Наибольшее количество ВИЧ-инфицированных зарегистрировано в Свердловской области (17 030), гг. Санкт-Петербурге (16 372) и Москве (15 681), Московской (17 075), Самарской (13 689), Иркутской (13 291), Челябинской (10 620), Оренбургской (9 149) областях.

    Все это является следствием серьезных недостатков и нерешенных вопросов в области борьбы с ВИЧ-инфекцией, и прежде всего недостаточной профилактической работы среди молодежи и групп высокого риска заражения.

    Органы управления здравоохранением и органы образования в субъектах Российской Федерации не приняли действенных мер по внедрению в школах, учреждениях начального и среднего профессионального образования специальных программ, включающих вопросы профилактики наркомании и ВИЧ-инфекции, адаптированных для различных возрастных групп, не проводят оценку эффективности этой работы.

    До сих пор органы управления здравоохранением практикуют необоснованно широкие обследования населения на ВИЧ-инфекцию, что приводит к нерациональному расходованию финансовых средств. Так, в Приморском крае в нарушение международного и национального законодательства введены эпидемиологически неоправданные платные обследования российских граждан, выезжающих за рубеж даже на период менее трех суток.

    Несмотря на введение в практику тестирования крови доноров современных диагностических тест-систем, в 2001 г. было зарегистрировано 11 случаев переливания, приведших к заражению пациентов в лечебно-профилактических учреждениях ВИЧ-инфекцией через донорскую кровь (в г. Москве, Республике Саха (Якутия), Кемеровской и других областях), в текущем году - 5 случаев инфицирования в Белгородской области и Республике Башкортостан. Это явилось следствием грубых нарушений правил обеспечения безопасности донорской крови и недостатков в подготовке кадровых доноров.

    За последние годы резко возросло количество детей, рожденных от ВИЧ-инфицированных матерей, только за 8 месяцев 2002 г. родилось 1025 таких детей. Поэтому чрезвычайно остро стоит вопрос о необходимости введения полномасштабной медикаментозной профилактики вертикальной передачи ВИЧ от матери к ребенку и изменения сроков диспансерного наблюдения за ними.

    В Иркутской, Московской, Свердловской и других областях не решаются вопросы содержания детей, рожденных от ВИЧ-инфицированных матерей, родители от которых отказались.

    Не решен вопрос наиболее эффективного управления ограниченными ресурсами для обеспечения специфической терапии максимальному количеству пациентов путем подбора наиболее дешевых и эффективных схем лечения. Остается неудовлетворительной обеспеченность службы профилактики и борьбы с ВИЧ-инфекцией необходимыми организационно-распорядительными и методическими документами по различным аспектам проблемы.

    Требует реорганизации система мониторинга в части разработки и внедрения в практику стандарта диагностики и нормативов по различным видам лабораторных исследований.

    В результате недостаточной подготовки медицинских работников по проблеме ВИЧ-инфекции и незнания ими мер личной и общественной профилактики нередко имеют место случаи дискриминации ВИЧ-инфицированных, выражающиеся в отказе им в госпитализации, предоставлении специализированной медицинской помощи и санаторно-курортного обслуживания.

    Органы и учреждения здравоохранения, органы и учреждения системы МВД России и Минюста России не обеспечили широкое внедрение программ по профилактике ВИЧ-инфекции среди наркопотребителей, лиц, оказывающих сексуальные услуги за плату, а также лиц, находящихся и пенитенциарных учреждениях. Программы "снижения вреда", предусматривающие комплекс мероприятий по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции среди указанных категорий, в ряде регионов свелись в основном к раздаче и обмену шприцев и игл (Пермская, Ростовская, Самарская области).

    МПТР России, Минздрав России и Минобразования России не приняли должных мер по созданию постоянно действующей информационно-пропагандистской системы, направленной на распространение среди населения, и в первую очередь молодежи, знаний о мерах профилактики ВИЧ-инфекции и наркомании, последствиях этих заболеваний для личности и общества.

    В целях активизации и повышения эффективности мер, направленных на противодействие распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации, руководствуясь Федеральным законом от 30.03.95 № 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" (Собрание законодательства Российской Федерации № 14, ст. 1212) и ст. 51 Федерального закона от 30.03.99 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации № 14, ст. 1650),

    1. Рекомендовать МВД России, Минюсту России, Минздраву России принять действенные меры по внедрению программ профилактики ВИЧ-инфекции среди наркопотребителей, лиц, оказывающих сексуальные услуги за плату, а также лиц, находящихся в пенитенциарных учреждениях, с целью предупреждения распространения этой инфекции среди широких слоев населения.

    2. Рекомендовать МПТР России, Минобразования России и Минздраву России решить вопрос о развитии и совершенствовании информационно-пропагандистской системы, направленной на распространение среди населения знаний об опасности наркомании и ВИЧ-инфекции для общества и национальной безопасности страны, более эффективном использовании имеющихся и привлечению дополнительных ресурсов для осуществления этой работы.

    3. Рекомендовать Минэкономразвития России и Минфину России рассмотреть вопрос об увеличении ассигнований на реализацию подпрограммы "Анти-ВИЧ/СПИД".

    4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления:

    4.1. Обеспечить финансирование региональных и местных программ по борьбе с ВИЧ-инфекцией, своевременно вносить в них коррективы с учетом меняющейся эпидемиологической обстановки и необходимости организации и широкого проведения профилактических мероприятий среди молодежи, потребителей наркотиков и лиц, предоставляющих сексуальные услуги за плату.

    4.2. Оказать органам управления здравоохранением помощь в срочном приобретении препаратов для проведения медикаментозной профилактики передачи ВИЧ от матери к ребенку во время беременности и родов, а также для комплексного специфического лечения ВИЧ-инфицированных дополнительно к препаратам, выделяемым Минздравом России на эти цели.

    4.3. Усилить контроль за соблюдением местными средствами массовой информации Федерального закона от 18.07.95 № 108-ФЗ "О рекламе" (Собрание законодательства Российской Федерации № 30, ст. 2864) в части выделения времени на социальную рекламу и прежде всего на проведение разъяснительной работы среди населения о мерах общественной и личной профилактики ВИЧ-инфекции и наркомании.

    5. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, главным государственным санитарным врачам по субъектам Российской Федерации:

    5.1. Считать первоочередной задачей совершенствование системы профилактических мер, направленных на предупреждение распространения ВИЧ-инфекции, обратив особое внимание на активизацию работы среди молодежи и групп повышенного риска заражения.

    5.2. Обеспечить расширение сотрудничества с неправительственными и общественными организациями, работающими в области противодействия распространению ВИЧ/СПИДа.

    5.3. Совместно с органами и учреждениям системы МВД России принять меры по поддержке и расширению программ "снижения вреда", обеспечив комплексный профилактический подход при их реализации среди наркопотребителей и лиц, оказывающих сексуальные услуги за плату.

    5.4. Принять неотложные меры по совершенствованию системы обеспечения безопасности донорской крови, ускорив внедрение карантинизации донорской крови и ее компонентов, использование кровезаменителей, создание банков данных на кадровых доноров и лиц, отстраненных от донорства.

    6. Органам управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:

    6.1. Ввести в штат центров по профилактике и борьбе со СПИДом социальных работников, возложив на них обязанности по организации и осуществлению профилактических мероприятий в среде потребителей наркотиков и лиц, оказывающих сексуальные услуги за плату, а также по оказанию помощи ВИЧ-инфицированным и их семьям.

    6.2. Усилить работу по подготовке персонала лечебно-профилактических учреждений по проблеме ВИЧ-инфекции и СПИДа.

    6.3. Провести анализ целесообразности и эффективности проводимых обследований населения на ВИЧ-инфекцию, принять срочные меры по сокращению неоправданных массовых обследований и запрещению обследований, осуществляемых в нарушение действующего законодательства.

    7. Департаменту госсанэпиднадзора Минздрава России, Управлению медицинских проблем материнства и детства организовать подготовку методических документов по проведению мероприятий, направленных на предупреждение передачи ВИЧ от матери к ребенку, изменению сроков диспансерного наблюдения за детьми, родившимися от ВИЧ-инфицированных матерей.

    8. Департаменту госсанэпиднадзора Минздрава России:

    8.1. Организовать апробацию новых средств и методов, включая ПЦР-диагностику, для тестирования донорской крови в целях максимального сокращения серонегативного "периода окна".

    8.2. Организовать разработку и внедрение специализированных информационно-аналитических компьютерных программ для центров по профилактике и борьбе со СПИДом и станций переливания крови в целях предотвращения допуска к донорству ВИЧ-инфицированных лиц.

    8.3. Обеспечить разработку стандартов лечения, лабораторной диагностики и временных нормативов по различным видам лабораторных исследований ВИЧ-инфекции, а также организационно-распорядительных документов по оптимизации эпидемиологического надзора за этой инфекцией.

    8.4. Подготовить предложения по внесению изменений в перечень контингентов, подлежащих обязательному медицинскому обследованию на ВИЧ-инфекцию.

    9. Главным государственным санитарным врачам по субъектам Российской Федерации доложить о ходе выполнения данного постановления до 1 января 2003 г.

    Читайте также:

    Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
    При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

    Copyright © Иммунитет и инфекции


    • Первая страница
    • Структура
      • Инфекционное отделение
      • Поликлиническое отделение
      • Лаборатория клинической иммунологии и диагностики СПИД и КДЛ
      • Отдел организационно-методической работы
      • Микробиологическая лаборатория
      • Гепатологический центр
      • Отдел профилактики
      • Административно-хозяйственный отдел
      • Бухгалтерия
      • Администрация