Павел андреевич федотов все холера виновата


Долго провозился Федотов с сюжетом “Все холера виновата”, набросанным по горячим следам недавних печальных событий, все еще не потерявших некоторую остроту. Впрочем, этот сюжет задумывался в духе скорее ироническом.

Небольшая домашняя пирушка, один гость свалился со стула, перебрав в напитках, а вокруг него суета: женщина растирает ему щеткой грудь, хозяин тянется со стаканом чаю, между двумя дамами идет жаркий, чуть ли не до драки, спор о необходимых средствах, а потерпевший меж тем лежит пластом, раскинув руки,- серьезное перемешано с комическим.

Этот сюжет Федотов довел было до акварельного эскиза, исполненного тщательно,- ни дать ни взять готовая картина, только что мала. В персонажах изобразил знакомых, из Флуговой родни: возле потерпевшего хлопочут “дядя Паня”, иначе Павел Иванович Алексеев, и его сеcтра Елизавета Ивановна, позади с чайником в руке их брат Петр Иванович; спорящие женщины – госпожа Лейшке, урожденная Карякина, и няня, служившая у Флугов и у Павла Семеновича Карякина, дяди Карла Флуга; не забыл художник и самого себя, представив в виде сидящего за столом подвыпившего отставного офицера с беспощадно показанной плешью, кое-как прикрываемой жиденькими прядями волос.

Портрет М. И. Крыловой – Павел Федотов На портрете изображена молодая женщина, со спокойным лицом, всем своим обликом демонстрирующая непосредственность и открытость. Она немного склонила голову набок.

Портрет Елизаветы Петровны Жданович – Павел Федотов С Ждановичами художник находился в тесных дружеских отношениях. Эта семья была для Федотова родной. Близость моделям способствовала созданию интимной трактовки.

Портрет детей Жербиных – Павел Федотов Фигуры детей, изображенных на переднем плане, максимально приближены к зрителю и заполняют почти все пространство полотна. На заднем плане видна.

Портрет Е. Г. Флуга – Павел Федотов Постепенно заводились и новые, не армейские, знакомства. Федотов крепко сдружился с семейством Флугов, обитавших совсем неподалеку от него, на Пятнадцатой.

Портрет Н. П. Жданович в детстве – Павел Федотов Наденьку Жданович Федотов знал еще совсем маленькой, он сделал парные акварельные портреты ее и сестры Оли, нарисовав обеих в одинаковых.

Портрет Н. П. Жданович за клависином – Павел Федотов Это – самое значительный портрет работы П. А. Федотова. Как и в других работах Художник объединяет портретную и жанровую задачу.

Вдовушка – Павел Федотов На картине П. А. Федотова “Вдовушка” изображена молодая беременная женщина, которая стоит, облокотившись на комод. Женщина одета в длинное черное.

Разборчивая невеста – Павел Федотов Картина П. А. Федотова “Разборчивая невеста” изображает смешную сцену сватовства. Действие происходит в роскошной комнате, стены которой украшены картинами в.

Портрет Aлександры Петровны Жданович – Павел Федотов С Ждановичами художник находился в тесных дружеских отношениях. Эта семья была для Федотова родной. Близость моделям способствовала созданию интимной трактовки.

“Портрет Анны Петровны Жданович” – Федотов Павел Андреевич С Ждановичами художник находился в тесных дружеских отношениях. Эта семья была для Федотова родной. Близость моделям способствовала созданию интимной трактовки.

Уличная сцена в Москве во время дождя – Павел Федотов Здесь изображена, должно быть, совершенно конкретная, рисованная с натуры, московская улица, легкий дождик и народ, делающий именно то, что делают.

Портрет Ольги Петровны Жданович, урожденной Чернышевой – Павел Федотов Ольга Петровна – вторая жена Петра Владимировича Ждановича, член семьи старинных и любимых друзей. За нею, на стене – парные.

Передняя частного пристава накануне большого праздника – Павел Федотов “Передняя частного пристава накануне большого праздника” – принадлежала к роду обличительному и была сочинена не без изобретательности в замысле и.

Проект надгробия Е. И. Гагариной – Иван Мартос В этом произведении скульптор наиболее точно следует античным образцам. Надгробному памятнику свойственны ясность и определенность силуэта. Женская фигура с надгробия.

Итальянский вид – Федор Алексеев Перспективная живопись, по которой специализировался Алексеев в Академии художеств, считалась прикладной областью искусства, тесно связанной с театрально-декорационными работами. Именно в.

Портрет Н. И. Тишинина – Иван Вишняков Жемчужинами художественной коллекции Рыбинского музея по праву считаются портреты Н. И. Тишинина и его жены К. И. Тишининой. Сейчас специалисты.

Северная деревня – Павел Никонов Павел Никонов вместе с Виктором Попковым обратились в своем творчестве к трагическому положению русской деревни в эпоху ее колхозного существования.

Веночек – Павел Рыженко Вторая картина триптиха “Покаяние”. Тот же человек уже после фронтов революции приезжает в свое село, в котором жил еще до.

Портрет И. И. Шувалова – Федор Рокотов Иван Иванович Шувалов, прекрасно воспитанный, хорошо знающий иностранные языки, в 1742 г., 22 лет отроду был взят ко двору Елизаветой.

Благословение Сергия – Павел Рыженко Преподобный Сергий благословляет Димитрия Ивановича Донского на Куликовскую битву. Какая трудная тема для картины после уже написанных до тебя полотен.


Небольшая домашняя пирушка, один гость свалился со стула, перебрав в напитках, а вокруг него суета: женщина растирает ему щеткой грудь, хозяин тянется со стаканом чаю, между двумя дамами идет жаркий, чуть ли не до драки, спор о необходимых средствах, а потерпевший меж тем лежит пластом, раскинув руки,- серьезное перемешано с комическим.

Портрет М. М. Родивановского — Павел Федотов В расширении круга знакомых Федотов был непредприимчив и более всего полагался на сами собою складывавшиеся.

Свежий кавалер. Утро чиновника, получившего первый крестик — Павел Федотов В 1844 г. Федотов вышел в от ставку и решил осуществить свою мечту: стать наконец.

Игроки — Павел Федотов В начале 50-х гг. радостное восприятие мира сменяется у Федотова безысходным трагизмом. Художник начинает сомневаться.

Портрет М. И. Крыловой — Павел Федотов На портрете изображена молодая женщина, со спокойным лицом, всем своим обликом демонстрирующая непосредственность и открытость.

Федотов и его товарищи по лейб-гвардии Финляндскому полку — Павел Федотов «Старшие офицеры у нас все отличные люди, но они держат себя часто в стороне от.

Портрет Елизаветы Петровны Жданович — Павел Федотов С Ждановичами художник находился в тесных дружеских отношениях. Эта семья была для Федотова родной. Близость.

Портрет детей Жербиных — Павел Федотов Фигуры детей, изображенных на переднем плане, максимально приближены к зрителю и заполняют почти все пространство.

Портрет Е. Г. Флуга — Павел Федотов Постепенно заводились и новые, не армейские, знакомства. Федотов крепко сдружился с семейством Флугов, обитавших совсем.

Портрет Н. П. Жданович в детстве — Павел Федотов Наденьку Жданович Федотов знал еще совсем маленькой, он сделал парные акварельные портреты ее и сестры.

Завтрак аристократа — Павел Федотов Великий мастер, у которого кисть и взгляд сосредоточены на таких вещах, что показывают разнообразие красок.

Офицер и денщик — Павел Федотов Небольшая картина изображает забавную сценку: молодой офицер играет с крохотным котенком, ставшим на задние лапы.

Портрет Н. П. Жданович за клависином — Павел Федотов Это — самое значительный портрет работы П. А. Федотова. Как и в других работах Художник.

Портрет архитектора — Павел Федотов Этот портрет попал в Русский музей из бывшего музея лейб-гвардии Финляндского полка, куда некогда был.

Портрет Aлександры Петровны Жданович — Павел Федотов С Ждановичами художник находился в тесных дружеских отношениях. Эта семья была для Федотова родной. Близость.

Уличная сцена в Москве во время дождя — Павел Федотов Здесь изображена, должно быть, совершенно конкретная, рисованная с натуры, московская улица, легкий дождик и народ.

Портрет Ольги Петровны Жданович, урожденной Чернышевой — Павел Федотов Ольга Петровна — вторая жена Петра Владимировича Ждановича, член семьи старинных и любимых друзей. За.

Проект надгробия Е. И. Гагариной — Иван Мартос В этом произведении скульптор наиболее точно следует античным образцам. Надгробному памятнику свойственны ясность и определенность.

Царский Указ. Малюта Скуратов — Павел Рыженко Царский опричник, лютый палач, прославившийся своей беспредельной жестокостью, держит в руке царев указ. Отправляет его.

Итальянский вид — Федор Алексеев Перспективная живопись, по которой специализировался Алексеев в Академии художеств, считалась прикладной областью искусства, тесно связанной.

Северная деревня — Павел Никонов Павел Никонов вместе с Виктором Попковым обратились в своем творчестве к трагическому положению русской деревни.

Портрет И. И. Шувалова — Федор Рокотов Иван Иванович Шувалов, прекрасно воспитанный, хорошо знающий иностранные языки, в 1742 г., 22 лет отроду.

Благословение Сергия — Павел Рыженко Преподобный Сергий благословляет Димитрия Ивановича Донского на Куликовскую битву. Какая трудная тема для картины после.

Молитва Пересвета — Павел Рыженко Автор о картине: «Пересвета я здесь специально изобразил не воинственным. Мне очень важно было не.

Портрет Н. И. Уткина — Василий Тропинин Николай Иванович Уткин — русский гравер. Учился в петербургской АХ у А. Я. Радига и.

Портрет И. В. Сталина — Павел Филонов «Это мужчина среднего роста с каким-то деревянным лицом… как смоль черные волосы покрывают конический череп.

Победа Пересвета — Павел Рыженко Данная картина Павла Рыженко отражает одну из наиболее достоверных версий поединка, в соответствии с которой.

Наши будни — Павел Никонов Появление в 1960 году этой картины Павла Никонова вызвало скандал в высших художественных кругах. Говорили.

"Временем как океаном Прокрасться, не встревожив вод. " (Марина Цветаева, 1923)

Pages

Tuesday, May 24, 2016


Искания объединяют людей. Нет художников совершенно самостоятельных, как нет человека, разговаривающего на языке, который он сам создал. Человеческая культура — дело общее.




Людей, любящих художника, было довольно много, но они недооценивали своего друга, и случайные коллекционеры дарили друг другу рисунки, не очень ими дорожа. Александр Козлов рассказывал, как Павел Андреевич приходил к нему, рисовал во время разговоров, иногда оставлял рисунки хозяину, иногда просто бросал их на пол, тогда хозяину приходилось их подбирать. Козлов составил целую коллекцию рисунков Федотова и подарил их А. И. Сомову — одному из первых биографов Федотова. Рисунки Федотова так мало ценились, что друг и слуга Федотова — Коршунов, любящий искусство, оклеил свою конуру не только лубками, но и набросками хозяина.



Режим хотел превращать человека в мундир, в строй, он как бы поглощал человека, покрывая его рангом, чином, орденом, но он не хотел видеть безумия этого превращения. Пускай человек в бессилии считает себя испанским королем, но царским орденом он и в безумии считать себя не смеет.У Федотова чиновник не превратился в орден, но орден утешает его, утешает в нищете, хотя орден сочетается с рваными ботинками. Все это кажется шутливым, но лучше все это показать, по мнению цензуры, без ордена.
Конфликты сюжетов сепий и картин Федотова основаны на грустном негодовании.

. Федотов начал третью картину. Академия помогла ему деньгами. Он уже умел видеть, а значит, умел и рисовать. Художник собирал натуру: искал типы людей, жесты и копил все в одно целое вокруг темы. Он создавал новую картину. Действие должно было происходить в большом купеческом доме. Федотов жадно выискивал подробности обстановки, высматривая обои, люстры, мебель.

Встречался художник в это время с Юлией Тарновской; друзья уже поздравляли его с выгодной свадьбой. Юлия согласилась позировать для картины. Сперва девушка скоро уставала, принимая трудную позу, но потом стала терпеливой.

— Представьте себе купеческий дом. Сваха привела жениха-майора. Хозяин суетился, застегивая кафтан. Красавица, сконфуженная тем, что одета в платье с открытым лифом, хочет убежать, но мать удерживает ее за юбку. Обе разряжены для приема жениха. На столе разная закуска, кухарка несет кулебяку, а сиделец — вино; к нему из другой комнаты тянется старуха с вопросом, к чему эти приготовления, а он показывает на входящую сваху. Майор в соседней комнате уже крутит усы, предвкушая, как скоро он доберется до денег. Шампанское уже стоит на подносе, для закуски к шампанскому приготовлена селедка, кошка умывается, зазывая гостей….


Недавно умер Кипренский. Отец его был из крепостных помещика Дьякова Петергофского уезда. Родился Кипренский в селе Капорье и получил фамилию Капорский [в местечке Копорье, получил прозвище Копорский - см. статью]. Капорками звали в Петербурге работниц, приходящих копать огороды весной. В академии переделали имя Капорского в Кипренского. Сейчас Кипренский умер. Умирать он возвратился в Рим. По преданию, здесь он любил когда-то женщину которая заразила его тяжелой болезнью. Вернувшись в Рим, влюбился Кипренский в дочь этой женщины. Она его не любила, он запил и замерз в Риме холодной ночью у ее дверей. [см. о Кипренском]

Классами [в Академии] руководил Егоров. Фамилия у Егорова русская, но он сам из калмыков. Калмыки от русских чиновников бежали в Китай. Бежали они из-за Волги, все убежать не успели, потому что дело было весною и Волга вскрылась. Казаки гнались за калмыками, те уходили, бросая детей. Так был подобран кем-то Егоров, попал в воспитательный дом, оттуда в Академию художеств, а сейчас он был из лучших академистов и говорил о необходимости подражать антикам.
[Алексей Егорович Егоров (1776 - 1851) – исторический живописец, по происхождению калмык, родился в улусе орды, ушедшей из-за Волги в китайские владения. Будучи захвачен казаками, преследовавшими орду, он в возрасте шести лет, попал в московский воспитательный дом, откуда в 1782 был переведен в ученики Санкт-Петербургской Академии Художеств. По окончании курса в 1797 году Егоров был оставлен при академии пенсионером, и в 1798 определен преподавателем в ее классах – достаточно редкое, если не сказать единичное явление по тем временам. - см. биографию]

Портретист Тропинин [Василий Андреевич Тропинин (1780-1857)], который оставил нам портреты Пушкина, Гоголя, Карамзина и Брюллова, был тоже крепостной из людей графа Маркова, свободу он получил только к сорока семи годам. Тропинин до старости жил мирно и развлекался тем, что кормил тараканов, которые приходили к нему в назначенное время, а потом прятались по щелям.


Достоевского иллюстрировал Федотов и, как всегда, в одном из рисунков изобразил самого себя. На этом рисунке двойник Федотова, смотря прямо на читателя, поджигает бумажный хвост, прикрепленный к сюртуку маленького господина в дурацком колпаке.
Федотов не считал себя одиноким; он жил среди людей, любил слушать, как у соседей кричат и шумят, играют и ссорятся дети, любил гулять по улице и разговаривать с художниками.


Картину повезли в Москву. Москва Федотова признала. Он побывал в гостях у Чаадаева, Погодина и у графини Ростопчиной. Видел Островского и Гоголя.
Николай Васильевич долго разговаривал с Федотовым. Отойдя, Федотов сказал потихоньку одному из присутствующих:
Приятно слушать похвалу от такого человека! Это лучше всех печатных похвал!

Федотова хвалили в газетах не раз, но к печатным похвалам он был равнодушен: не то чтобы эти похвалы казались ему плохо составленными, не то чтобы он не интересовался ими — нет, он хотел прочесть иные слова. К художникам, считающим себя непризнанными гениями, он относился иронически, а к казенным похвалам — гневно.




. передать простой и широкой манерой простую историю. Женщина в черном, откинувшись, оперлась на комод, маленькая рука лежит совсем легко; женщина беременна. Далее кровать; на полу вещи разоренного вдовьего хозяйства — серебро и медь, вещи в бледно-желтой лучинной корзине. На комоде венчальный образ и в золотой раме ракурсом портрет Федотова: сейчас это он умерший муж; он опять примерял судьбу на картине.




Картина написана о неоправданной надежде, о непрошедшей, конченой молодости. Она писалась много раз; неделями, месяцами сидел Федотов; иногда поворачивал наброски лицом к стене, снова садился перед пустой доской; он менял цвет стен, и тогда менялась картина; менял женщину, ее позу, в картине наступал рассвет, свеча бледнела в полосе света от окна; он изменял цвет комода, цвет стен, изменял рефлекс от стены на пяльцах с работой, поставленных у комода.
Каждая картина, каждый набросок был иным, иначе связанным с миром.

— Ночь в мае коротка. Со мной произошла штука, феномен… чтобы сказать благообразнее — то, о чем я до сих пор имел понятие только приблизительное. Как будто искра зажглась в голове. Я не мог спать, я чувствовал в себе силу чрезвычайную. Мне было весело, и каждая жила во мне знала, что надо делать. Каждый штрих ложился куда следовало, каждое пятнышко краски подвигало вперед картину. Я иду вперед. Как ловко и весело трудиться таким образом!
— Если бы только можно было б вас, Павел Андреевич, после этой картины освободить от вечной заботы о деньгах…
— Вы не понимаете государя Николая Павловича, а он хорошо знает, что делает, когда дает мне деньги только на хлеб, — ответил Федотов. — Я существую в его царстве так, как существовал Белинский; мы должны работать непрерывно и неустанным трудом добывать право существования для гоголевского направления русского искусства.
— Быть может, Брюллов несчастнее вас, — сказал Жемчужников, — хотя он поехал на остров Мадеру отдыхать.
— Я и Шевченко, — ответил Федотов, — Брюллову благодарны как учителю. Пусть он будет счастлив.

. Между тем художник старел. Для себя сделал рисунок.



Осенью 1849 года, вскоре после того, как в залах Императорской Академии художеств открылась очередная трехлетняя выставка картин, отставной капитан лейб-гвардии Финляндского полка Павел Андреевич Федотов проснулся знаменитым. Его небольшое по размерам полотно "Сватовство майора" стало сенсацией. Чопорные петербуржцы пребывали в ажитации. К картине было не протолкнуться: восторженные посетители академической выставки прекрасно осознавали, что присутствуют при рождении русской жанровой живописи.

Время от времени на выставке появлялся автор картины и нараспев читал свою "Рацею" - объяснение картины в стихах. (Рацея - длинное витиеватое рассуждение или сочинение назидательного характера.) Очевидец так вспоминает об этом: ". Федотов взял меня под руку и повел к своей картине; но добраться к ней было нелегко. П. А. громким голосом обратился к публике и сказал: "Господа, позвольте пройти автору!" Публика расступилась, он подошел со мною к картине и, обращаясь к зрителям, начал, улыбаясь, объяснять ее, выкрикивая слова, как раешник: "Честные господа. " Публика была довольна, слушала и заливалась от хохота. " 1

Художник запечатлел узнаваемую житейскую ситуацию: немолодой штаб-офицер, решивший посвататься к купеческой дочке, впервые появляется в доме будущей невесты. Первые зрители, завсегдатаи изысканного столичного общества, прекрасно осознавали: федотовский Майор явно не потомственный дворянин, поскольку правила дворянского этикета ему неведомы. Прийти с визитом без обязательных букетов для невесты и ее матери!

Да, перед нами самый настоящий бурбон - офицер, выслужившийся из нижних чинов. Благодаря незаурядному рвению, ломая все социальные преграды, он достиг первого офицерского чина, а затем, постепенно поднимаясь по карьерной лестнице (прапорщик - подпоручик - поручик - штабс-капитан - капитан - майор), дослужиться и до "густых" штаб-офицерских эполет, дающих все права потомственного дворянства. Мы можем это предположить с большой долей уверенности, потому что Андрей Илларионович Федотов, отец художника, тоже был бурбоном.

В 1819 году, через четыре года после рождения сына Павла, он получил дворянство по "заслуженным воинским чинам": как старый суворовский солдат, получивший чин поручика при отставке. "Отец мой был воином екатерининских времен, который редко говорил о своих походах, но видел многое на своем веку. Рассказов его нельзя было слушать без особенного чувства: так отдаленно казалось время, к которому они относились, так изумительны оказывались лица и герои, им упоминаемые. Женат он был два раза: в первый - на пленной турчанке, во второй - на моей матери. Большое наше семейство помещалось в небольшом домике, и жили мы очень бедно, но пока отец мог служить, нужды особенной мы не испытывали. Старик был очень строг по службе, и часто, когда он возвращался домой из должности, за ним шел сторож с одной, а иногда с двумя парами сапог в руках. Сапоги эти, перевязанные бечевкой, кажется с печатью около узла, принадлежали нерадивым или нетрезвым писцам; снятые за наказание, они оставались в нашей квартире до утра и потом уже возвращались провинившимся. Честностью он обладал безмерною; но она, как у многих честных стариков, перенесших немало в жизни, облечена была в формы суровые, жестокие и угловатые" 2 .

Какова же, как принято сейчас говорить, мотивация у действующих лиц федотовского полотна?


Исправный, хотя и не очень образованный служака, решивший конвертировать свое штаб-офицерское достоинство в выгодный брак. Сколько зуботычин, розог, палок довелось ему вынести, прежде чем стать офицером! Сколько фронтовых дорог истоптать: во времена Николая I Российская империя постоянно воевала - с Персией, Турцией, польскими мятежниками, непокорными горцами. Майор выслужил своим будущим детям потомственное дворянство, но никак не богатое наследство. Армейский майор - это, как правило, командир батальона. Извлечение же безгрешных доходов становилось возможным лишь с должности полкового командира. У персонажа картины нет никаких шансов подняться на эту ключевую ступень служебной иерархии: ни образования, ни кругозора, ни влиятельных покровителей, да и возраст. Самое время задуматься о грядущей старости и обзавестись семьей.

Все не столь однозначно с Купцом. Перед нами религиозный, явно смышленый и оборотистый русский человек, сумевший разбогатеть благодаря своей деловой хватке. Но живет он в сословном обществе, где даже деньги не защищают от произвола полиции, - вне каких-либо социальных гарантий, без страховки от поборов и даже побоев. Для него обрести зятя штаб-офицера означает такие гарантии получить. К тому же, отдавая Дочь за Майора, Купец по существу покупает для будущих внуков дворянскую грамоту. Им предстоит родиться благородными; они избегут рекрутской повинности, никто не забреет им лоб.

Дочь - существо страдательное. Ее судьбу решают без нее и за нее. Юную девушку могли отдать замуж за купца-толстосума, а решили - за немолодого штаб-офицера. Уж никак не героя ее девичьих грез.

Желая заполучить перспективного зятя, Купец пошел на беспрецедентные расходы: у модистки-француженки куплены дорогущие платья для Жены и Дочери. Первые зрители картины вдоволь потешались над ними. Платье Купчихи требовало чепца, а не простонародного платочка, а бальное платье Дочери не соответствовало ни месту, ни времени. Комизм ситуации, как точно отмечает известный специалист по истории костюма доктор искусствоведения Раиса Мардуховна Кирсанова, в том, что "родители-купцы, стремясь подражать дворянам, разрядили свою дочь в вечернее бальное платье, шитое из кисеи, хотя на дворе день. Но такое платье предназначалось не для смотрин, а для парадного сговора (формального договора о будущем браке), где обычно присутствовали гости и полагался официальный обед или ужин, назначавшийся на вторую половину дня" 3 .

Впрочем, не надо быть экспертами, чтобы предположить: и Купец, и Майор одинаково плохо разбирались в подобных нюансах.

"Сватовство майора" - типично российская история. Государственное устройство империи было на редкость негуманным. Офицер, всю жизнь верой и правдой прослуживший царю и Отечеству, не был гарантирован от нищеты при выходе в отставку. Если, конечно, не злоупотреблял должностью.


Вспомним "Севастопольские рассказы" Толстого. Прибывший к первому месту службы артиллерийский прапорщик Володя Козельцов обескуражен, узнав, что командир батареи кладет себе в карман разницу между реальной и номинальной ценой на овес для артиллерийских лошадей. (Разница между этими ценами была весьма ощутимой, "экономия" составляла более 30% и ежегодно приносила командиру 500 рублей в мирное время и 7-8 тысяч - во время войны. Никто не считал это грехом, поэтому и доходы подобного рода называли безгрешными.). Володя Козельцов столкнулся с изнанкой воинской службы защитников осажденного Севастополя. Каждый из офицеров, получавших не более двух-трех сотен рублей в год, мечтал о дне, когда сам станет командовать батареей, и только юный прапорщик поспешно заявил: "я это считаю неблагородно". И тогда пожилой капитан, прослуживший два десятка лет "в нужде постоянной", наставительно заметил Володе: нет никакого греха в том, что офицеру дают возможность "за его службу кусок хлеба под старость нажить". Прапорщику "ужасно стало совестно и стыдно за то, что он так необдуманно сказал" 4 .

Федотов был знаком с окопной правдой не понаслышке. Пока его отец находился на государственной службе, оклада хватало на очень скромную, но вполне достойную жизнь. А вот после его выхода в отставку семья в одночасье оказалась за порогом бедности. Павел Андреевич, сам едва сводивший концы с концами, был вынужден помогать отцу. Живейшее беспокойство за судьбу старика сильно способствовало развитию у Павла Андреевича психического заболевания.

"Жребий поистине неумолимый преследовал и этого человека и не сулил ему ни душевного спокойствия, ни обеспеченности, ни даже более достойной смерти: он умер забытый своими друзьями и недавними почитателями, одинокий, в сумасшедшем доме, на руках своего денщика, единственного человека, бывшего при нем во все время его мучительной болезни. Лишь после его смерти общество поняло всю серьезность его заслуг, тогда как при жизни на него смотрели только как на человека, способного развеселить и рассмешить" 5 .

"Третьяковская галерея". Павел Федотов (1815-1852). Сватовство майора. 1848.

Четыре неподтвержденных факта из жизни Федотова

Однажды лейб-гвардии Финляндский полк, в котором служил обер-офицером Павел Федотов, стоял в глухом финском городишке. Обычно денщик подавал на ужин постные щи или кашу, но с некоторого времени вдруг расщедрился - стал угощать своего барина то курицей, то бутылкой вина.

- Откуда такая роскошь? - спросил Федотов.

- Вы, ваше благородие, иногда петь изволите так благозвучно. И на гитаре играете. А народ здешний - темный, охочий до развлечений. Слушают вас, нравится им. Ну а те, кто хочет слушать поближе - под самым вашим окном, - дают мне немного "на чай"!

Вскоре после выставки картины "Сватовство майора" к художнику пожаловал отставной седовласый майор.

- Батюшка! - вскричал почтенный вояка. - Только что видел вашу картину! Понять не могу, как это вам удалось так правдиво все отобразить. Ведь это я, чтобы поправить свои обстоятельства, женился на купеческой дочке. И теперь очень счастлив. А вы наше счастье так замечательно нарисовали! Спасибо!

Далее в комнату к остолбеневшему живописцу внесли корзину, устланную бархатом, с шампанским и дорогими закусками. Павел Федотов не стал объяснять обличительного смысла своего произведения, а только сказал:

- Весьма рад за вас, майор! Прошу к столу!

Стать "Женихом" для своей самой знаменитой картины живописец предложил старому товарищу по полку. "Невеста-купчиха" тоже была быстро найдена. Оставался "батюшка-купец", которого Павел Федотов все никак не мог себе вообразить. Ему хотелось купца московского, с "бородой, завещанной от предков", а не петербургского, по-европейски лощеного. И однажды он встретил необходимую персону, прогуливающуюся по Аничкову мосту.

Художник проводил его до дома, потом нашел случай познакомиться. Для закрепления отношений Федотову и позволено было сделать портрет - по прошествии целого года!


Живописец очень скрупулезно подыскивал не только натурщиков, но и каждый предмет, который намеревался писать: их он одалживал у друзей, или покупал.

Однажды друг застал Федотова за столом с бокалом шампанского в руке.

- Что за роскошество! - удивился, зная, как беден художник. (При выходе Федотова в отставку император Николай I пожаловал ему пособие - 100 рублей ассигнациями в месяц. Бутылка шампанского стоила 12 рублей ассигнациями, бутылка вина - 2 рубля 50 копеек.)

- Уничтожаю "натурщиков"! - объяснил Федотов, указывая вилкой на скелетики от съеденных селедок, после чего налил и другу шампанского.

25 февраля 2015 года в Инженерном корпусе Государственной Третьяковской галереи открылась масштабная выставка "Павел Федотов. Театр жизни. К 200летию со дня рождения". На выставке представлено около 40 живописных и 130 графических произведений художника.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции