Концепция православной церкви по вич спиду


Прошедший XX век пополнил скорбный список человеческих недугов еще одной инфекцией, пугающей своей особой неуправляемостью , — ВИЧ/СПИДом . Специалисты предупреждают , что если с этой болезнью не бороться всерьез и сообща , то в недалеком будущем она обретет масштабы настоящей пандемии . В мире уже насчитывается более 50 миллионов больных СПИДом. 24 миллиона человек уже умерли, 18 миллионов детей остались сиротами.

Это актуально и для России. Сейчас в нашей стране около 100 тыс. зарегистрированных носителей вируса ВИЧ . И почти столько же тех, кто еще не подозревает о зреющей в них болезни. Причем Россия находится в списке пяти стран, где ВИЧ-инфекция распространяется особо быстрыми темпами .

Как к сложившейся ситуации относится Русская Православная Церковь ? Ведь человек, для которого болезнь стала страшным испытанием, порой утешение и помощь ищет в храме. Этой острейшей проблеме был посвящен семинар, организованный по благословению Архиепископа Мануила отделом социального служения Петрозаводской и Карельской епархии для священнослужителей в рамках программы Русской Православной Церкви по профилактике и борьбе с распространением ВИЧ/СПИДа . Провели его сотрудники Санкт-Петербургской Ассоциации христианского межцерковного диаконического совета . Семинар прошел 1 октября в приходском доме Екатерининского храма Петрозаводска. Председательствовал на нем наместник Александро-Невского кафедрального собора Петрозаводска протоиерей Иоанн Тереняк. Вместе со священнослужителями участие в семинаре принял и молодежный отдел епархии.

Для содействия прекращению распространения эпидемии этого тяжелого заболевания Русская Православная Церковь учредила Церковную анти-СПИД сеть. В нее вошли четыре организации: Российский Круглый стол по образованию и диаконии (Отдел внешних церковных связей Московской Патриархии), Круглый стол по межцерковной помощи в Республике Белоруссия , Христианский межцерковный диаконический совет Санкт-Петербурга, Координационный комитет по межцерковной помощи . Семинар в Петрозаводске стал начальной стадией участия Петрозаводской епархии и церковной общественности Карелии в разрабатываемой программе.

Может быть, нам в Карелии не о чем волноваться? Едва ли. 186 ВИЧ-инфицированных, зарегистрированных в Петрозаводске, далеко не полная картина сложившейся ситуации. В нашей республике есть районы, в которых серьезные обследования недоступны. По прогнозам санкт-петербургских специалистов, таких больных в Карелии уже не менее 2 тысяч человек. Если иметь в виду, что средняя продолжительность жизни больных СПИДом – 7 – 8 лет, то к 2010 году наше общество столкнется с настоящей трагедией — сотнями тысяч умирающих людей, с огромным количеством детей-сирот.

СОВРЕМЕННЫЙ ВАРИАНТ ПИРА ВО ВРЕМЯ ЧУМЫ

Ежегодно в России число больных, зараженных ВИЧ-инфекцией , увеличивается в 4 раза. Из более 100 тысяч зарегистрированных носителей вируса ВИЧ в нашей стране 80 тысяч — наркоманы. Борьба со СПИДом , утверждают крупнейшие отечественные венерологи, — это , прежде всего , борьба с наркоманией и гомосексуализмом.

Остановить развитие эпидемии СПИД можно только с помощью профилактики, поскольку это заболевание пока практически неизлечимо, а использование эффективных методов для продления жизни больного обходится в месяц 800 долларов. Для России такая помощь страдающим от тяжелого недуга почти неосуществима. В то же время в Ассоциации Христианского межцерковного диаконического совета Санкт-Петербурга скептически относятся к такому методу профилактики, как раздача одноразовых шприцов и презервативов. Это такая же подмена, как и РАПСовские пособия " Твой друг - презерватив" и программы, внушающие, что гомосексуализм — вариант нормы , сыгравшие , как утверждают специалисты, немалую роль в распространении ВИЧ-инфекции.

Нетрудно спрогнозировать те проблемы, с которыми столкнется наше общество в недалеком будущем, когда нынешние ученики начнут свою взрослую жизнь. Тем более такой горький социальный опыт уже имеется. Это развитие в нашей стране эпидемии СПИД, о чем , в частности, и шла речь на семинаре.

Известие о новой болезни, которую сразу же окрестили чумой XX века, наше общество застало врасплох. В Санкт-Петербурге в 1999 году было зарегистрировано 469 больных, подхвативших смертельную инфекция в основном половым путем. Вторым этапом в развитии эпидемии стало появление ВИЧ-инфицированных в среде тех, кто употреблял внутривенные наркотики. В 2002 году в северном мегаполисе было зарегистрировано уже 5 тысяч 37 инфицированных . В этом же году ситуация стала менять. Больные появились и среди, так называемых, социально благополучных — кто не употреблял наркотики и не занимался проституцией, кого заразили те, кто сам не подозревал, что носит в своем организме смертельный вирус СПИДа.

Таких случаев сегодня становится все больше, констатировали санкт-петербургские специалисты. Они напомнили, что по принятым Всемирной организацией здравоохранения параметрам , здоровый человек — это не только физически благополучная, но и психически, социально и духовно здоровая личность, то есть, как говорили древние философы, чтобы быть счастливым, надо заботиться о своей душе. Вот вам и ответ на извечный отечественный вопрос: что делать?


Недавно целый ряд волгоградских СМИ опубликовал новость о "чудесном" исцелении годовалого ребёнка от ВИЧ молитвой. Осведомлённость о ВИЧ-инфекции в России настолько невелика, что очень многие, включая журналистов, не понимают различия между отсутствием вируса в крови и тем состоянием, когда вирус не выявляется из-за применения антиретровирусной терапии. Последним и объясняется "чудо", случившееся в Волгограде.

Как сообщили врачи областного СПИД-центра, девочка принимала терапию, и постепенно врачам удалось добиться снижения вирусной нагрузки. Так что "после акафиста и молитв" никак не означает "вследствие них".

"Одной из семей, в которой ВИЧ-инфицированы оба родителя и младший ребенок —​ годовалая [имя девочки], мы помогли снять квартиру. По правилам центра люди с ВИЧ, туберкулёзом, сифилисом не могут проживать вместе с другими постояльцами".


Отказ людям, живущим с ВИЧ, в предоставлении приюта означает, что руководители православного социального центра либо не знают, каким образом передаётся вирус, либо разделяют представления Русской православной церкви о "безнравственных причинах" ВИЧ-инфекции.

О таких причинах заявил на заседании правительственной комиссии 23 октября 2015 года епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, викарий Патриарха Московского и всея Руси, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению:

"Мы все с вами понимаем, что эта болезнь, как, может быть, никакая другая болезнь, имеет социальные и нравственные, вернее, безнравственные причины, и поэтому, конечно же, роль традиционных религий в нашей стране в борьбе с этим недугом очень и очень важна".

При этом епископ Пантелеимон добавил: "Особое внимание мы уделяли и уделяем противодействию стигматизации ВИЧ-инфицированных людей", очевидно не заметив собственного стигматизирующего высказывания тремя секундами ранее. Пантелеимон порадовался тому, что в России не принимаются программы снижения вреда — "бесплатной раздачи контрацептивов, замены метадоном наркотиков", и предложил утверждать в обществе и детях понятие целомудрия. Премьер-министр Дмитрий Медведев и министр здравоохранения Вероника Скворцова, участвовавшие в заседании правительственной комиссии, никак не отреагировали на высказывание епископа о "безнравственных причинах" ВИЧ-инфекции.


Ни власть, ни церковь не понимают, что любой разговор о ВИЧ/СПИДе в контексте "духовных и моральных ценностей" стигматизирует людей, живущих с ВИЧ, и способствует тому, что подавляющее большинство скрывает свой ВИЧ-статус от окружающих, часто — даже от родственников.

Русская православная церковь ещё в 2005 году опубликовала концепцию участия РПЦ в борьбе с распространением ВИЧ/СПИДа и работе с людьми, живущими с ВИЧ/СПИДом. Во введении к концепции утверждается, что подлинной первопричиной и источником стремительного распространения эпидемии является "достигшее невиданных прежде размеров умножение греха и беззакония, утрата обществом фундаментальных духовных ценностей, нравственных устоев и ориентиров".

Однако далее признаётся, что "ВИЧ-инфицированный может оказаться вовсе не закоренелым грешником", подчёркивается роль лечения, современных профилактических и терапевтических методов, рекомендуется наблюдение у врача супругам с ВИЧ, которые хотят родить ребёнка.

Отношение к сексуальному образованию сформулировано в концепции сдержанно: "Русская Православная Церковь считает необходимым выступать против упрощенческих схем, когда так называемое сексуальное просвещение воспринимается как панацея от всех бед, единственное средство воспитания и образования молодежи в вопросах профилактики СПИДа".


За время, прошедшее с 2005 года, когда РПЦ опубликовала эту концепцию, число выявленных случаев ВИЧ среди граждан России возросло почти на миллион — с 300 тысяч до 1 272 403 случаев (к 30 июня 2018 г.). С 2016 года это число ежегодно возрастает более чем на 100 тысяч. В первом полугодии 2018 г. территориальные центры по профилактике и борьбе со СПИДом сообщили о 51 744 новых случаях ВИЧ-инфекции, исключая выявленных анонимно и иностранных граждан. Либо грех и бездуховность продолжают стремительно умножаться, несмотря на все усилия церкви, либо риторика традиционных ценностей и упование на целомудрие не могут остановить эпидемию.

Если в середине нулевых можно было говорить, что позиция РПЦ не помогает остановить эпидемию ВИЧ, то в настоящее время она способствует распространению вируса. На круглом столе "Участие Русской Православной Церкви в профилактике и борьбе с ВИЧ/СПИДом", который состоялся в Отделе внешних церковных связей РПЦ в январе 2018 года, сообщалось: "благодаря сотрудничеству с Церковью фокус рекламных профилактических кампаний госучреждений сместился с рекламы технических средств защиты от заражения ВИЧ на пропаганду нравственных ценностей; происходит воцерковление сотрудников социальных служб государственных организаций".

Некоторые представители РПЦ — такие, как председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерей Димитрий Смирнов — клеймят НКО, пытающиеся заниматься профилактикой ВИЧ в школах, и говорят о целомудрии, не видя разницы между ВИЧ и СПИДом: "Чтобы не заболеть СПИДом, нужно вести целомудренную жизнь".

Неудивительно, что православный социальный центр отказывает в приюте людям, живущим с ВИЧ.


В других обществах, столкнувшихся с эпидемией ВИЧ, её удалось остановить благодаря тем мерам, действенность которых отрицается РПЦ и российскими властями — обмену шприцев, заместительной терапии, распространению использования презервативов, сексуальному образованию в школах. Каких масштабов должна достичь эпидемия в России, чтобы власти и церковь отказались от "особого пути" в борьбе с ВИЧ/СПИДом? Двух миллионов зарегистрированных случаев ВИЧ в стране? Судя по официальной статистике, действиям властей и РПЦ, это число может быть достигнуто в 2025 году.

В чем суть программы участия РПЦ в профилактике СПИД?

Маргарита Нелюбова : Программа имеет два направления: оказание духовной и психологической поддержки ЛЖВС и их близким и профилактика среди детей и молодежи, направленная на воспитание в духе христианских ценностей, нравственной чистоты и целомудрия, супружеской верности и ответственности.

Первое направление предполагает оказание духовной поддержки ВИЧ-инфицированным на приходах: пастырское окормление со стороны священнослужителей, создание православных служб психологического консультирования, телефонов доверия, реабилитационных центров для ВИЧ-инфицированных наркопотребителей, организация ухода за больными СПИДом, пастырская работа с ВИЧ-инфицированными в местах лишения свободы.

По второму направлению организуются различные образовательно-воспитательные мероприятия для детей, которые проводятся силами преподавателей Закона Божиего, церковных социальных работников, православных педагогов, священнослужителей. Они проводятся в рамках организации досуговой деятельности детей (вне школьной программы) - в воскресных школах, в детских летних лагерях, молодежных клубах и пр.

СПИД - это просто болезнь или же кара Божия с точки зрения Церкви?

Иеромонах Диомид (Кузьмин) : С медицинской точки зрения - это просто болезнь, с духовной точки зрения, как считает Церковь, любое страдание, любая болезнь является следствием греховной поврежденности человеческой природы. Вместе с тем Церковь не считает возможным установить однозначную связь болезни с тем или иным личным грехом человека и не рассматривает болезнь, как непременную плату за наши грехи. Это не просто болезнь, это призыв Божий, осознать себя, пытаться измениться.

Почему у Церкви негативное отношение к СПИДу?

Маргарита Нелюбова : Вероятно, Вы имеете в виду отношение к больным СПИДом. В нашем обществе в целом, включая тех людей, которые являются членами Церкви, распространены негативные стереотипы о ВИЧ-инфицированных людях. Во многом они подпитываются отсутствием корректной информации, порождая страхи и мифы. В целом же, в среде людей воцерковленных отрицательное отношение, отвержение ЛЖВС не столь широко распространено, как среди людей неверующих. Скорее следует говорить о стереотипе, сложившемся в сознании неверующих людей относительно Церкви: Церковь дескать отрицательно относится в ВИЧ-инфицированным, брезгует ими. Этот стереотип вреден, он зачастую мешает ЛЖВС, которые хотели бы получить духовную поддержку, прийти в Церковь.

Что первоначально пытается сделать Церковь, когда к ней обращается больной СПИДом человек: изгнать из его души грех или облегчить физические страдания?

Иеромонах Диомид (Кузьмин) : Церковь рассматривает человека как единое целое, не противопоставляя физическое здоровье духовному. Врачи, сотрудничающие с нашим реабилитационным центром, оказывают необходимую медицинскую помощь, а священнослужители - духовную и молитвенную.

Излечим ли СПИД с точки зрения Православия?

Иеромонах Диомид (Кузьмин) : Да, как любая другая болезнь. Нет ничего невозможного для Бога.

Известны ли случаи исцеления от СПИДа?

А хотят ли ВИЧ-инфицированные, чтобы ими занималась Церковь? Нужна ли Церковь ВИЧ-инфицированным?

Насколько часто священникам приходится сталкиваться с ВИЧ-инфицированными среди прихожан? Можно ли говорить о какой-то устойчивом или растущем проценте?

Маргарита Нелюбова : В последнее время все больше и больше ВИЧ-позитивных людей, узнав о своем диагнозе, ищут поддержки в Церкви: обращаются к священнослужителям, приходят на молебны, звонят на православные телефоны доверия и т.д. На мой взгляд, можно говорить о тенденции к росту числа ЛЖВС, обращающихся к Богу.

Как Церковь относится к ВИЧ-инфицированным заключенным, ведь не секрет, что большая часть ВИЧ-положительных находятся в местах лишения свободы?

Иеромонах Диомид (Кузьмин) : Сейчас в каждом заведении системы УИН имеется православная молельная комната или храм, куда могут прийти также и ВИЧ-инфицированные заключенные. В настоящее время проводится определенная работа по подготовке тюремного духовенства для работы с такими людьми.

Как известно, большинство больных СПИДом – гомосексуалисты. Они заразились из-за своего образа жизни и сами виноваты в том, что с ними произошло. Зачем же Церковь им помогает?

Как Церковь относится к противозачаточным средствам для больных СПИДом? Зачем нужны инфицированные дети?

Иеромонах Диомид (Кузьмин) : Если речь идет о браке православных людей, один из которых либо оба ВИЧ-инфицированы, то вопрос о возможности использования неабортивных контрацептивов (презервативов) для того, чтобы не заразить супруга, целиком находится в компетенции священника, к которому они обратились.

Зачем нужны инфицированные дети? Во-первых, если будущая мать следит за своим здоровьем, то возможность рождения инфицированного ребенка у ВИЧ-положительной женщины крайне низка. Во-вторых, даже если ребенок родился ВИЧ-инфицированным, он от этого не становится менее желанным для своих родителей. А с православной точки зрения он также несет в себе образ и подобие Божие, как и все остальные люди.

Она проповедует не снижение, а искоренение вреда, а точнее его причин: греховной страсти к употреблению наркотиков, безответственного сексуального поведения. Считая, что зависимость от наркотиков – это греховная страсть и призывая полностью отказаться от греха, Церковь считает для себя неприемлемой саму постановку вопроса: можешь не бросать наркотики, но постарайся не заразиться, например, ВИЧ и не заразить других, то есть не вреди окружающим. Это означает замену одного греха на другой, пусть с точки зрения общественной морали менее тяжелый, но грех.

Известно, что один из наиболее эффективных способов профилактики заражения ВИЧ-инфекции при половых контактах (не считая, конечно, полного воздержания) - это презервативы. Католическая церковь, тем не менее, относится к этим средствам защиты крайне негативно. Какова позиция православной церкви по этому вопросу?

Иеромонах Диомид (Кузьмин) : Если отвечать одним словом - сдержанная. А если требуется более подробный ответ, то за недостатком времени вынуждены отослать Вас к Концепции РПЦ по СПИДу и к Основам социальной концепции РПЦ 2000 года. Там уделено этому вопросу достаточно внимания.

Проводится ли в церкви разъяснительная работа с батюшками, есть ли установка, как они должны себя вести с позитивными, что говорить на исповеди?

Иеромонах Диомид (Кузьмин) : Для священнослужителей в ряде епархий проводятся специальные семинары, посвященные проблемам ВИЧ/СПИДа. На них батюшки получают информацию о самом заболевании, путях его распространения, психологических особенностях людей, переживающих известие о положительном диагнозе. Однако какой-то специальной установки относительно того, что говорить на исповеди, не существует. Исповедь каждого человека сугубо индивидуальна, она не поддается жесткой регламентации. Большинство наших батюшек вполне опытные духовники.

Может быть стоит для СПИД-больных устроить отдельные приходы, назначить специальных священников? Там они себя будут чувствовать комфортнее, не нужно будет бояться кого-то заразить или скрывать свой диагноз?

Иеромонах Диомид (Кузьмин) : Представляется, что важной задачей Церкви является интеграция людей, живущих с ВИЧ-СПИДом (ЛЖВС) в жизнь церковной общины, а не создание для них специальных приходов – своеобразных религиозных резерваций. Для полного включения этих людей в приходскую жизнь необходимо вести разъяснительную работу среди прихожан относительно ВИЧ и ЛЖВС; готовить приходских священнослужителей к пастырскому окормлению этой категории верующих; всемерно содействовать их включению как в литургическую жизнь, так и церковно-социальную деятельность.

Сотрудничает ли Церковь со СПИД-центрами, другими нецерковными организациями по СПИДу?

Иеромонах Диомид (Кузьмин) : Церковь считает сотрудничество со светскими – государственными и общественными – организациями не только возможным, но и важным для эффективной борьбы с распространением ВИЧ/СПИДа. Оно должно основываться на ясном понимании особенностей и различий в подходах сотрудничающих сторон. Совместные инициативы церковных и светских организаций должны быть согласованными и приемлемыми как для Церкви, так и для общественных и государственных организаций, чтобы, объединяя усилия, мы взаимно укрепляли бы друг друга. О важности такого сотрудничества упоминается и в Концепции РПЦ по СПИДу.

Проблемами, связанными с ВИЧ/СПИДом, занимаются всякие общественные фонды, правозащитные организации, зачем святые отцы в это лезут, неужели могут предложить что-то новенькое?

Иеромонах Диомид (Кузьмин): Могут. В отличие от светских организаций – общественных фондов, государственных структур – Церковь видит свою задачу, прежде всего, в духовной поддержке людей, затронутых этим заболеванием: ВИЧ-инфицированных и их близких. Многие из них нуждаются не только в социальной и психологической помощи, которую в состоянии предоставить светские организации, но и в духовной поддержке. Еще одна важная задача Церкви – профилактика ВИЧ среди детей и молодежи, основанная на воспитании в духе традиционных нравственных ценностей - тех христианских и общечеловеческих гуманных ценностей, которые помогут больше ценить свою собственную семью, укрепить отношения с родителями и соответственно преодолеть те внутрисемейные конфликты, которые очень часто толкают молодежь на улицу и делают их жертвами наркотиков; помогут воздерживаться от добрачных сексуальных отношений – еще одного пути распространения ВИЧ-инфекции.

Могут ли ВИЧ-инфицированные причащаться в церкви вместе с другими людьми. Можно ли ВИЧ-инфицированным венчаться в церкви?

Иеромонах Диомид (Кузьмин) : Ответ на этот вопрос содержится в Концепции участия Русской Православной Церкви в борьбе с распространением ВИЧ/СПИДа и работе с людьми, живущими с ВИЧ/СПИДом: «Тем, кто уверовал во Христа и очищен Таинством Покаяния, не может быть возбранен вход в Царство; в том числе и ВИЧ-инфицированный не может быть отлучаем от участия в Таинстве Евхаристии… Это же касается и других Таинств…

Ваш Отзыв
Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены.


В соцсетях активно обсуждают ролик, где священник Димитрий Смирнов говорит, что ВИЧ не существует. По его словам, он побывал на конференции, куда "с четырёх континентов приехали врачи". Речь шла о том, что "ВИЧа нет", "нет на свете ни одного человека, который бы видел вирус иммунодефицита".

— Если у человека обнаружат маркер этого псевдо-ВИЧ, то ему предлагают лечение, — говорит священник. — Лечение такими препаратами, которые окончательно убивают его иммунную систему, а в результате этого лечения человек может заболеть СПИДом. Поэтому самый простой способ — это вообще об этом забыть и никогда не сдавать на ВИЧ и СПИД анализы.

Это интервью было показано на телеканале "Спас" ещё в 2008 году. Но запись нашла, посмотрела и разместила у себя на странице в социальной сети жительница Тюмени, трёхлетняя дочь которой имеет ВИЧ-положительный статус. Мать решила отказаться от лечения дочери. В результате девочка с тяжелейшими осложнениями сейчас находится на грани смерти от СПИДа. Об этом ранее рассказывал Лайф.

За ребёнка уже вступились общественные активисты. Чтобы спасти девочку, фонд "СПИД. Центр" направил обращение уполномоченному по правам ребёнка в России Анне Кузнецовой. Но, успеет ли прийти помощь, пока не известно.

Лайф запросил официальную позицию Церкви по вопросу ВИЧ.

— Церковь признаёт существование ВИЧ/СПИДа, — сказал Лайфу Василий Рулинский, пресс-секретарь отдела по церковной благотворительности и социальному служению РПЦ. — В 2009 году была принята Концепция участия Русской православной церкви в борьбе с распространением ВИЧ/СПИДа и работе с людьми, живущими с ВИЧ/СПИДом. В мае 2016 года Святейший Патриарх Кирилл выступил со специальным посланием по случаю Дня памяти людей, умерших от СПИДа. В этом послании Святейший Патриарх призвал не осуждать людей, живущих с ВИЧ.

Он также уточнил, что на сегодняшний день действует более 70 церковных центров реабилитации, где получают помощь более 100 ВИЧ-инфицированных.

Позицию Дмитрия Смирнова по вопросу ВИЧ в РПЦ комментировать не стали.

"Презерватив — это мужской аборт!"

Священники, да и просто верующие, по другим вопросам, связанным с медициной и здоровьем, также порой высказываются резко.

В ноябре 2016 года российская компания "Бергус", которая производит презервативы Torex и "Гладиатор", заявила о расширении производства. Новый завод планировалось разместить на базе бывшего кирпичного завода в посёлке Боголюбово во Владимирской области. Кроме презервативов там должны были производиться детские подгузники, лейкопластыри и резиновые перчатки.

Но такая идея не понравилась прихожанам женского монастыря, расположенного в Боголюбове. Они назвали планы компании "позорным начинанием", а сами презервативы — средством для мужского аборта. Верующие написали письмо патриарху Кириллу, губернатору Владимирской области Светлане Орловой, генеральному прокурору с требованием остановить строительство.


Мнение по поводу конфликта выразили и представители Церкви. В частности, духовник общественного движения "За веру и Отечество" иеромонах Никон (Левачев-Белавенец), как сообщают СМИ, заявил, что фабрики по производству "таких специфических предметов размещать вблизи каких-то храмовых или монастырских объектов, мягко говоря, очень неуместно".

Протесты верующих сыграли свою роль. Производственная линия презервативов из Боголюбова будет переведена во Владимир к 2018 году. Впрочем, в компании "Бергус" никто не чувствует себя в проигрыше. Как сказал представитель компании Павел Спичаков, протесты верующих оказались отличной рекламой.

Протоиерей Всеволод Чаплин, который ранее был председателем Синодального совета по взаимоотношениям Церкви и общества, так высказался об официальной позиции РПЦ по поводу презервативов.

— К использованию презервативов Церковь относится более мягко, чем к абортивным контрацептивам, которые разрушают уже зачатый эмбрион, но тем не менее их использование не приветствуется, даже супругами, — сказал он. — В любом случае отказ супругов от зачатия детей воспринимается как явление печальное. Презерватив очень часто воспринимается в обществе как символ разврата и нежелания иметь детей и заключать брак. Конечно, верующие воспринимают презервативы и сам их вид как нечто противоречащее идеалу крепкой семьи. Общим лекарством от венерических болезней является целомудрие и верность.

Директор федерального центра СПИД Вадим Покровский считает такую позицию опасной для здоровья.

— Конечно, мы приветствуем культ моногамной семьи и отсутствие добрачных связей как один из методов профилактики ВИЧ-инфекции, но, к сожалению, он далёк от реальности, — сказал он. — Здесь сталкиваются догматические и гуманистические понятия. Есть много женщин, которые заражаются ВИЧ от своего мужа, первого партнёра, в том числе если они венчаны в церкви. К сожалению, сложно узнать, какой образ жизни человек вёл до тех пор, пока не пришёл к Богу.

Дети из пробирки — это не Божий промысел

Представители Церкви негативно высказываются и по поводу ЭКО (экстракорпорального оплодотворения).

— Корень проблемы в том, что современные люди пытаются взять под контроль все стороны своей жизни и подчинить её своим эгоистическим желаниям: если хочу ребёнка, то пойду на всё — на ЭКО, на суррогатное материнство… Не хочу — сделаю, чтоб ребёнка не было: либо с помощью средств предохранения, либо с помощью аборта. Но ведь ясно, что есть некий Божий промысел о человеке и он узнаётся из обстоятельств нашей жизни. Нужно быть самим собой и принимать тот крест, который Бог нам даёт, — говорил ранее епископ Пантелеимон.

По мнению епископа, если Бог не послал женщине детей, то можно усыновить сироту и окружить его любовью.

Как пояснил Всеволод Чаплин, официальная позиция РПЦ мягче, чем мнение эпископа. ЭКО считается приемлемым, если используются половые клетки мужа, а не неизвестного донора спермы. И если при этом не заготавливаются избыточные эмбрионы, которые потом уничтожаются.

Вскрытие не под запретом

Как рассказывал Лайф, многие верующие, если умирает близкий человек, отказываются дать согласие на вскрытие тела — и потом не могут даже получить свидетельство о смерти, потому что в медицине свои правила и вскрытие в некоторых случаях является обязательным.

— К вскрытию Церковь относится достаточно спокойно, — сказал Всеволод Чаплин. — Есть религии, где вскрытие не допускается в принципе. В православии такого запрета нет. Особенно если это важно для установления правды в сложных случаях, когда есть подозрения на неестественную смерть или врачебную ошибку.

Он уточнил, что производиться вскрытие должно так, чтобы врачи с почтением относились к телу усопшего, которое является "объектом благоговейного отношения в православной традиции".

Социологи считают, что большинство россиян не слишком внимательно прислушиваются к словам церковных деятелей.

— У нас вера очень слабая на Руси, — говорит старший научный сотрудник Института социологии Р АН Леонтий Бызов. — В основном люди обращаются в церковь для совершения ритуала, то есть потому что так принято. Им кажется, что они сделали какое-то важное для себя дело. Они не слишком прислушиваются к тому, что говорит священник. И в принципе им всё равно — один священник, другой священник. Исключения составляют приходы, где постоянные прихожане, особенно в маленьких городах по углам нашей страны. Батюшка пользуется авторитетом, он в центре общества, вокруг него собираются люди.

Впрочем, врачей настораживают любые противоречащие науке высказывания по поводу их дела.

— Я, к счастью, не встречала таких пациентов, которые были бы так подвержены влиянию Церкви. И вообще, такие люди в принципе редко обращаются к врачу. Но если бы я столкнулась с отказом от лечения по каким-то религиозным соображениям, то я бы постаралась максимально подробно объяснить, какие могут быть последствия. Те священники, которые делают какие-то заявления относительно болезней, тем более ВИЧ, они далеки и от медицины, и от народа. ВИЧ — давно доказанное заболевание, и люди, которые принимают лечение, могут жить долго и успешно. Убеждать людей отказываться от лечения и не сдавать анализы — это просто преступление.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции