Бог может излечить от вич

проповедь, произнесенная священником Владимиром Шмалием в храме Троицы Живоначальной в Хорошево на молебне о здравии людей, живущих с ВИЧ/СПИДом

Сегодня в нашем храме, как и во многих других храмах нашего отечества, совершается молебен о здравии тех людей, которые в силу самых различных обстоятельств оказались поражены тяжелейшим недугом - вирусом иммунодефицита человека.

Церковь никогда не оставляет своих чад. В самых тяжелых и трагических обстоятельствах жизни она молится о них, подает им руку помощи, укрепляет их духовно. И сегодня все, разделяющие нашу общую молитву: и присутствующие здесь, и те, кто молится в других храмах, - просят ото всей души Господа, чтобы Он подал здравие, крепость, духовные и душевные силы тем, кто терпит страдания, связанные с перенесением тягот этой болезни.

Сегодня я хотел бы сказать несколько слов о духовном смысле болезни. Во времена языческие бытовало мнение, что болезни посылаются демонами или богами за нарушение правил языческого богопочитания. Соответственно, избавиться от болезней можно было лишь умилостивив демонов жертвоприношениями или иными магическими действиями.

В ветхозаветные времена среди израильтян существовало убеждение, что болезни являются прямым и очевидным следствием греха человека, что они, если можно так выразиться, пропорциональны греху, совершенному либо этим человеком, либо старшими представителями его рода. Согласно ветхозаветному пониманию, болезнь посылается или попускается за грехи Богом, и Он же может даровать исцеление, если человек обращается к Нему. Излечение болезней возможно, но не с помощью одного лишь врачебного искусства. Поскольку корень болезней - в грехе перед Богом, то поэтому и врачевание будет эффективным лишь в том случае, если оно сопровождается возвращением на пути Божии.

Господь наш Иисус Христос, с одной стороны, подтверждает ветхозаветное представление о том, что болезни напрямую связаны с личным грехом. Так, Он говорит исцеляемому Им больному: "Прощаются тебе грехи твои" (например, Мф 9:2). Однако в другом месте Христос являет иное отношение к причинам физического недуга, когда говорит о слепорожденном: "Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии" (Ин 9:1-3).

Церковь учит нас, что болезнь и, шире, страдания являются следствием общей греховности, восходящей, согласно библейской книге Бытия, к доисторическому падению, произошедшему в Раю. Бог, сотворивший человека и давший ему полноту всех благ, призвавший его к участию в божественной жизни, вечной жизни, к счастью, абсолютной красоте, познанию вечных смыслов, призвал его к любви - любви между людьми, любви к созданному Богом миру, и прежде всего к Самому Богу. Бог сотворил человека совершенным, а значит, прежде всего, свободным существом, потому что любовь возможна лишь в свободе. Но свобода предполагает и возможность бунта, отвержения любви в пользу ненависти, жизни в пользу смерти, счастья в пользу страданий и болезней. Человек вольно, хотя и по наущению диавола, отверг Бога. Для человека до грехопадения жить в Боге и с Богом было более естественно, чем дышать. Грех стал противоестественным, иррациональным, трагическим актом самоуничтожения. Поскольку Бог - источник и важнейшая цель жизни и существования человека и всего творения, то человек, отвергнув жизнь, тем самым вольно совершил самоубийство, подвергнув себя ужасам смерти, болезни и страданий.

Весь мир оказался во грехе, во зле, в состоянии болезни. От повреждения человеческой природы, связанного с грехом прародителей, страдают все - и невинные малые дети, и взрослые люди, и старики. Таким образом, болезнь, страдания, и, в конечном итоге, смерть являются результатом общего состояния греховной поврежденности нашего мира, связанного с злоупотреблением богоданной свободой.

Служение Господа нашего Иисуса Христа, пришедшего во исполнение времен на землю, состояло в том, чтобы исцелить духовную рану, нанесенную человеку грехом, но исцелить не насилуя при этом человеческую свободу. Господь возжелал обратить к себе отвергших Его людей не силой, но кротостью. Бог не уничтожает этот мир и не ликвидирует свободу для того, чтобы автоматически, механически сделать человека здоровым и счастливым. Христос призывает человека следовать за Собой на основании его свободного выбора. И поэтому в основе христианского понимания болезни и страдания лежит мысль о свободном следовании за Христом.

Спаситель явился в мире не в качестве торжествующего земного царя, устанавливающего мировое господство над людьми, или великого мага, демонстрирующего свою власть над силами природы, способного даровать людям изобилие, покой и здравие без всяких с их стороны к тому усилий. Нет, Христос пришел в мир в самом смиренном, уничиженном виде - виде мужа скорбей, в образе отрока Ягве, о чем в древности пророчествовал "ветхозаветный евангелист" - пророк Исаия: "… Нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились" (Ис. 53 2-5).

Всемогущий Бог, Создатель мира и человека стал человеком, взял на Себя полноту ответственности за все те страдания, несчастья, которые переносят люди, хотя эти страдания и были справедливы, поскольку они были связаны со свободным выбором самих людей. Христос, явившись на Земле, не карает грешников, не пожигает их огнем, никого не наказывает и не осуждает. Он избирает иной путь - с кротостью и смирением Он берет на Себя страшный Крест, неподъемное бремя всех грехов и страданий, всю вину и неправду мира. Церковь верит в то, что Христос, в лютую годину страстей, будучи оставлен всеми, в том числе ближайшими учениками, претерпевает всю полноту человеческих страданий, переносит все ужасы и болезни мира от его создания до грядущего конца. И поэтому в страждущем, уничиженном Христе каждый страдающий сегодня, болящий человек, может и должен видеть ответ на смысл своих собственных страданий и болезней. Да, грех, болезнь, смерть - бессмысленны, холодны и ужасны. Мрак бессмыслицы и мирового ужаса может быть рассеян лишь тогда, когда мы принимаем Христа, когда мы соглашаемся следовать за Ним. И мы знаем, что следование за Христом оказывается игом благим и бременем легким (Мф. 11.30). Ибо тот, кто во Христе и со Христом принимает свои страдания вольно и с кротостью - тот со Христом обретет духовное здравие, счастье и вечную жизнь.

Но, скажут иные, получается, что для больного нет ровно никакой разницы - быть ему христианином или нет - он все равно останется больным. Прежде всего, это не вполне верно: у Церкви Божией существует немало благодатных средств, способствующих выздоровлению людей, и мы знаем множество примеров чудесных исцелений и благотворного влияния на физическое здоровье совершающихся в человеке духовных перемен. Но это вовсе не означает, что Церковь предлагает своим страждущим членам какие-то универсальные магические лечебные средства, способствующие телесному исцелению. В некоторых случаях исцеление больного идет к его духовной пользе, а в некоторых случаях - нет. Будем помнить, что Христос, прежде всего, призывает нас к духовной жизни, начинающейся с духовного исцеления. Духовная же жизнь парадоксальна и не подвластна стихиям и представлениям греховного мира. С духовной точки зрения, для души, больной грехами и страстями, телесное здоровье может стать источником уже не временной, а вечной болезни и вечной смерти. В то же время болезнь телесная в церковном понимании может быть не только собственно болезнью, но и лекарством. Да, часто это лекарство весьма горько, а процесс излечения кажется страшным. Но подобное этому мы видим и в обычной жизни: тяжелая болезнь подчас исцеляется лишь весьма болезненными средствами. Поэтому мы должны помнить, что в духовной жизни многое, кажущееся миру, погруженному в греховную пучину, привлекательным и полезным, может оказаться для нас смертельным ядом.

Те же из нас, кто телесно здоровы ныне, должны помнить о том, что для перенесение страдания не есть только несение прямого наказания за свои собственные грехи. А вот что действительно является страшным грехом, так это грех осуждения, в том числе тех, кто болен. Вполне возможно, что находящийся рядом с нами человек переносит болезни и страдания вовсе не за какую-то свою провинность. Мы должны относиться к страдающему ближнему как к Самому Христу, то есть больной человек должен быть для нас образом Самого страждущего Христа, соучастником страданий Христа, по дерзновенному слову апостола, восполняющим меру страданий Христа. И наша задача - ни коим образом не осуждать человека страдающего и болеющего, а сострадать ему как сострадает ему Сам Христос. Необходимо увидеть в нашем страждущем брате самого Христа, войти в болезнь, в страдание другого человека. Именно по отношению к тем, кто в состоянии будет увидеть в больном собрате Самого Христа, относятся слова Спасителя, которые Он произнесет им на Своем Страшном Суде: "Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство … алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен и вы посетили меня; в темнице был и вы пришли ко Мне … истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне". Тот же, кто осуждает больных, пренебрегает ими, полагая, что они наказаны Господом, на самом деле совершает дело лжеца - диавола, похищая у Господа право Его милосердного суда и беззаконно подвергая суду тех, кто, быть может, страдает совершенно невинно.

Тем, же кто сейчас болен, кто страдает, скажем следующее: быть может вам в вашей болезни дано особое откровение, дана возможность войти в тайну страданий Самого Христа. В каком-то смысле, болезнь и страдание - это благое посещение Божие. Например, большинство пророков было страдающими, болеющими людьми, Господь посещал их язвами и болезнями. Для чего? Для того, чтобы они в своем смирении восходили к смыслу того пришествия, того дела, которое надлежало совершить Христу, явившемуся миру пророческим мужем скорбей, кротким агнцем Божиим, понесшим на Себе грех мира.

Будем же со смирением, любовью и кротостью воспринимать как свои недуги и страдания, так и болезни других людей. А тот из нас, кто поражен болезнью, пусть не унывает, пусть помнит, что с ним Христос. Скажу с дерзновением: вы скорее найдете Христа не в домах беззаботной радости и веселья, но с теми, кто страдает, с теми, кто болен, с теми, кому сейчас плохо, с теми, кто умирает, кто, может быть, пребывает в безысходной тоске. Будем помнить о том, что нет безысходности, нет смерти, нет болезни, ибо с нами Христос, победивший Своими Страданиями, Своей вольной смертью на Кресте смерть и болезни, превративший их из проклятия в средство обретения вечной славы. Болея, мы участвуем в болезнях Христа. Будем благодушествовать, будем мужественны в эти часы испытания, будем укрепляемы молитвой Церкви и любовью верных ее чад. Претерпим до конца наши страдания, попытаемся увидеть в наших болезнях посещение Божие и взойти к смыслу того, ради чего пришел Христос, к сути нашего Спасения. Восходя в болезнях к смыслу страданий Христа, не будем замыкаться в себе. Устремимся к тем, кому еще не ведом Христос, Агнец Божий, вземлющий грех мира. Вопреки злым советам и обычаям греховного мира, болея, не будем обвинять и проклинать мир, но будем призывать на него благословение, устремимся в меру наших слабых сил ему на помощь, будем стараться помочь ближним, тем, кому, быть может, еще хуже, чем нам. Нет уже такой ситуации, которая могла бы нам казаться безнадежной, темной и страшной. Ибо и Христос, казалось, был оставлен всеми в Гефсиманской ночи и на Кресте, однако же, через три дня Он Воскрес во славе, даровав нам вечные жизнь, счастье и смысл существования.

ВИЧ: ВЕРА ИСЦЕЛЯЕТ ЧЕЛОВЕКА

О том, что он - ВИЧ-инфицированный, Никита узнал более пяти лет назад. И с этого момента жизнь развернулась на 180 градусов. Все, что прежде было целью и смыслом жизни - деньги, дорогие машины, "красивая" жизнь, - потеряло вдруг цену и притягательность…

- Я прекрасно знаю, где и как заразился… и виноват в этом сам. Мне было лет 16, когда я впервые попробовал наркотики. Просто как-то друзья предложили уколоться. Я согласился. Было лето, занятия в школе закончились и девать себя было некуда. В первый раз я, если честно, ничего не почувствовал, может, потому и решил, что это - безобидное баловство. Мне было просто плохо, как будто я отравился или заболел. На этом бы все и закончилось, но наша семья переехала в Калининград, - новый двор, новые друзья… Времени свободного много, занятий, обязанностей никаких. Мама день-деньской на работе - у нее свой бизнес, нередко уезжала в командировки, к тому же часто выпивала. Вот здесь я стал регулярно употреблять "черные" наркотики. Тогда еще не было героина. Был мак, и мы сами варили из него зелье в домашних условиях. Шприцы, естественно, были общие. Думаю, тогда я и подхватил ВИЧ-инфекцию. Мама, наверное, не догадывалась, но когда я впервые обворовал чужую квартиру, она попыталась исправить меня и повела в церковь крестить. Крещением, однако, все и закончилось, поскольку сама она была невоцерковленной… Когда уходил в армию, надеялся избавиться за два года службы от наркозависимости. Сколько раз слышал: армия делает из мальчиков настоящих мужчин. Быть может, это и верно для других родов войск, но я попал в стройбат. У нас процентов 20 наркоманили.

- Наркотики… Люди по разным причинам становятся его пленниками: кто-то надеясь на рекорд или в поисках вдохновения, другие заглушая боль, причиняемую какой-либо болезнью. Что толкает вас - молодых, здоровых?

- Во-первых, раньше это было модно. Сейчас уже нет. Во-вторых, уйма свободного времени. В-третьих, это дает иллюзию свободы: застенчивый, необщительный, закомплексованный человек раскрепощается; тебе кажется, что ты становишься, наконец-то, самим собой, что ты интересен окружающим.

После армии все же решил завязать. Отчим взял меня к себе на работу. Мы машины продавали. Денег стало много, на дорогие чистые наркотики хватало: кокаин нюхал. Я ведь как думал, - чистый кокаин ничем не грозит. Но это самообман, будто чистые наркотики безвредны. Страшное, опасное заблуждение: любые наркотики порабощают человека и толкают в бездну.

Спустя время я ушел из дома и снова перешел на более дешевую опиумную группу. Отчим разыскал меня, определил в дорогую частную клинику. Не помогло, потому что я еще не готов был к новой жизни… За этот жизненный период я дважды сидел в тюрьме по полгода за воровство: угонял машины, обворовывал квартиры. Но каждый раз попадал под амнистию…

Наконец понял, так дальше жить нельзя. Сам понял. Я поехал в Польшу, в реабилитационный центр для наркозависимых. Это что-то вроде оздоровительного лагеря, лечат физическим трудом, спортом - хорошая система. В маленькой Польше около 40 таких учреждений. А у нас на всю огромную страну - несколько единиц, и те частные, дорогостоящие… Там у меня все складывалось хорошо, со временем даже стал работать у них как сотрудник. Но пришло время вернуться в Россию. Здесь мне предложили хорошую денежную работу. А однажды доверили большую сумму денег - 6 тысяч долларов. И я не справился с искушением… Эти деньги позволяли мне вернуться к кокаину.

- Значит лечение в Польше не помогло?

- В том-то и дело, что там снимают только физическую боль, ломку тела. А душа-то больная. Гибнет. В мыслях - та же грязь греховная.

В православном понимании грех - не только и не столько преступление, а ущерб, болезнь. "Бог смерти не создал", - сказано в Писании; болезнь и смерть вошли в мир с первородным грехом и нарушением заповедей Божиих. Соответственно и лечить нужно одновременно - тело и душу, хворь - и ее первоисточник, грех. Исцелить, значит вернуть человеку целомудрие и целостность. Без молитвы, без благодати Божией невозможно врачевание ни телесных, ни духовных, цивилизационных недугов, к которым и относятся наркомания, алкоголизм, СПИД, умопомрачения…

- Кто-то подсказал мне поехать в Питер, в центр "Возвращение". Приехал и полгода жил на "мельнице", так мы меж собой центр "Возвращение" называем. Потом один врач посоветовал мне и еще двум парням поехать в монастырь трудниками. Я понял, что это - единственный путь к спасению. Теперь уже год и три месяца живу в монастыре, работаю. Сначала я на общем послушании был, просто делал все, что говорили. Теперь работаю водителем. В монастыре - пять машин, а я - единственный водитель, так что работы хватает, на дурь времени нет. Я и наместника вожу, и отца эконома, и обеды на ферму, и по магазинам езжу за продуктами…

Здесь же, в монастыре, встретил Лизу. Она работала в монастырской трапезной. Познакомились, а год назад обвенчались. Лиза тоже, как и я наркозависимая, но не ВИЧ-инфицированная.

- В монастырь поехал в надежде душу спасти или спрятаться от наркотиков, старых друзей, соблазнов, и спасти бренное тело?

- В Бога я уверовал еще в фонде "Возвращение", когда стал общаться с батюшкой. Потом стал каждую неделю ходить в церковь, исповедовался, причащался. Стал читать Евангелие, святоотеческую литературу… Но все это не сразу и не вдруг. А поначалу меня даже пару раз выгоняли из реабилитационного центра за плохое поведение - хамство, наглость, хулиганство. Я ведь туда как раз после тюрьмы пришел. Отношение ко всему у меня было черно-сложное. На всех людей "зуб имел". Потом меня пожалели и вот даже в монастырь направили. Надеюсь, я их не подвел, оправдал доверие… А впервые жизнь свела меня со священником еще в тюрьме, нас окормлял о.Максим. Я как-то попросил его благословить меня бросить курить. Батюшка благословил. Я бросил. Век буду помнить его с благодарностью.

- Попав в монастырь, надеешься на чудесное исцеление?

- Сказано: "как ты веровал, да будет тебе"(Мф.8,13). У меня нет такой веры. Значит, буду до конца страдать… Знаю, что бывают чудесные исцеления, читал об этом, слышал… Но для меня это как волшебная сказка, как что-то недостижимое. Быть может, грехи нераскаянные, неискупленные мешают. Часто в душе поднимается страх, и я впадаю в уныние: ведь именно теперь мне есть смысл жить, у меня хорошая жена, мечтаем о ребенке. Исповедовался батюшке в своем маловерии и грехе уныния… Нас с женой окормляет чудный батюшка, иеромонах Иона. Так он мне все говорит: "Не унывай, раб Божий Никита. Все устроится по воле Божией. А Бог милостив к нам, грешным". Я ему верю. Он часто беседует с нами о вере, о супружестве… И знаете, бывает, когда причащусь, исповедуюсь, обнажив всю душу - наступает облегчение, такое умиротворение и спокойствие, такая тишина душевная, будто ангел пролетел, крылом коснулся. Только ненадолго эта благодатная передышка…

Вот недавно у меня уже в монастыре было искушение: незаметно пристрастился к пиву. И началось-то все с одной безобидной бутылки. Дальше - больше. Стало затягивать. Не зря, видно, говорят о пивном алкоголизме. Лиза напугалась, пошла к о.Ионе за советом. Так вдвоем, своей любовью, они меня отвели от беды.

- Как люди реагируют, узнав, что ты болен СПИДом: боятся, сторонятся, презирают.

- Я не СПИДовец, я - ВИЧ-инфицированный. Не зная этой разницы, можно сильно обидеть человека… Да, у меня в крови присутствует вирус, но он не опасен, он пока бездействует, просто плавает. Но постепенно подъедает меня изнутри. Этот период длится до семи лет и дольше, и только потом вирус активизируется. СПИД - последняя стадия ВИЧ-инфекции, когда иммунная система организма ослабевает настолько, что к человеку начинают липнуть всякие болезни, и даже ОРЗ может стать смертельным…

А реагируют на мою болезнь люди по-разному. Случалось, что врач-стоматолог отказывался обслуживать. Понимаете, придя на прием, я ведь обязан сообщить о своем заболевании. Впрочем, так было несколько лет назад. Теперь разрешено не сообщать о ВИЧ-инфекции, можно сказать, что у тебя - гепатит С. Дело в том, что эта форма гепатита предусматривает такие же меры предосторожности, как и при ВИЧ-инфекции. В итоге, врач ничем не рискует, но обстановка менее напряженная.

И родные знают обо всем. Переживают, конечно, но не корят. Мама вот недавно приезжала ко мне в монастырь. Исповедовалась, причастилась, уехала успокоенная.

А как складываются отношения с тещей, видно из следующего примера. Я приехала к Никите, когда его еще не было дома. Встретила меня его теща. Она волновалась отсутствием зятя, поскольку он приехал в Питер с отцом экономом по делу и этим же вечером должен был вернуться в монастырь. Посетовала: "Не отдохнул даже. Неугомонный он. Вот других ребят матери провожают, так те едут налегке. Наш же вечно чем-то нагружен: отец эконом просил для монастыря купить. А Никита - безотказный".

- Никита, строишь какие-то планы на жизнь?

- Как и все. Первое, перед началом Великого поста хочу приехать в Петербург и пройти полное обследование… Со временем, конечно, уйду из монастыря. Поскольку я человек семейный, надо найти нормальную работу, которая бы позволила зарабатывать достаточно для содержания семьи. Беда, что у меня нет никакого образования, никакой профессии. Умею только баранку крутить. А хотелось бы работать в типографии, хоть учеником печатника. Но настоятель не благословляет, говорит: "Тебе пока нельзя оставлять монастырь". Я знаю, что здесь меня ценят и уважают. И Лиза просит остаться еще. Наверное, они правы, уходить не время… И еще, как я уже говорил, мы с Лизой задумываемся о ребенке.

- Дети - фундамент семьи, но… не боишься, что ребенок может родиться зараженным вирусом?

- Боюсь. К сожалению, эта болезнь передается по наследству. А я не хочу, чтобы мой сын страдал за мои грехи. И не хочу, чтобы он был ВИЧ-инфицированным… тогда буду чувствовать себя не просто виноватым, а - убийцей. Я насмотрелся на таких детей, когда посещал больницу: у нас в Калининграде семь таких малышей. Они заражены не случайно, не по ошибке - их оставили там больные, наркозависимые и ВИЧ-инфицированные матери. Зачем им больные дети?

Страшно… Но врачи говорят, что риск можно снизить до 99%, если за год до зачатия принимать нужное лекарство. Конечно, остается 1% - страшный процент вероятности беды. Но, знаете, когда вы едете по чистой дороге, тоже есть этот непросчитываемый 1%, что что-нибудь случится: занесет в кювет, откажут тормоза, лихач выскочит на встречную полосу… и авария…

- Наркотиками торгуют, бывает, и в школах. Сами ученики. Проносят в узлах галстуков, в прическах, проверить всех охранники не в состоянии. Повзрослев, сын не повторит ваш путь?

Когда у меня родится здоровый сын, я сделаю все, чтобы он жил честно и достойно. Даже знаю, как это сделать, бывал в некоторых православных семьях, видел, как относятся там домочадцы друг к другу. Это - настоящая семья. Я с младенчества буду воспитывать своего сына в православной вере, буду ходить с ним в церковь, учить молитвам. Чтобы не получилось - как это было со мной, - что я опомнюсь, когда ему уже стукнет 15-16 лет, а я еще только поведу его крестить. Я с детства буду воспитывать у него уважение к батюшке, к иконам, к церкви, к родителям, к людям, к своей земле.

- Жизнь назад не повернуть, но хотелось бы что-то изменить, подправить в прошлом?

-Как-то не думал об этом. Хотя нет, не хочу ни изменять, ни подправлять. Исправить - да. Я так понимаю, что Господь через эту беду призвал меня к Себе. Значит, таков мой путь. Что прожито, что сделано - это мой горький жизненный опыт. Я многое понял, многому научился. Здесь в монастыре встретил свою супругу… Конечно, раньше частенько думал, что вот другие живут еще более грешно, но они - здоровы, а я попался. Обидно было… Батюшка же на это говорит, что я должен возблагодарить Бога за Его великую милость ко мне, Он дает мне возможность пострадать за мои грехи здесь, на земле. Батюшка, как всегда, прав.

- Никита, что можешь пожелать тем, кто, как ты, попал в сети наркомании или еще только стоит на пороге? Кто заболел СПИДом?

- Не перешагивайте этот порог. За ним - не волшебный мир, а боль, страх, унижения, безысходность, смерть. Вы лишитесь всего - дома, близких, любимых, той нормальной жизни, которой сейчас живете, даже если ваша жизнь трудна.

А тем, кто уже вляпался, поздно что-либо говорить. Это - начало конца. Ведь такой человек может переступить через что и кого угодно, лишь бы достать новую дозу. Некоторые думают: "А, ничего не случится. Если уколюсь разок-другой в неделю - не страшно". Они сами себя обманывают. Это затягивает, а дозы со временем увеличиваются. Ты уже не принадлежишь себе, теряешь свою волю и разумение. Тобой бесы крутят, и самому тебе с ними не справиться. Конечно, бывают сильные личности, но таких - единицы… да сильный, волевой человек и не станет этим заниматься… Нам же остается только уповать на милость Божию, на помощь и любовь доброго умного духовника, близких…

Сейчас Никите 26 лет. Что ждет его? Лизу? Их будущих детей?…

Фонд "Возвращение": тел. (812)387-22-29.

Когда верстался номер, мы узнали, что известны случаи исцеления ВИЧ-инфицированных, которые начинают воцерковляться. Об этом на Рождественских Чтениях говорил иеромонах Анатолий БЕРЕСТОВ (Москва), руководитель Душепопечительского центра св.Иоанна Кронштадтского. Дивны дела Твои, Господи.


От СПИДа вылечиться можно

СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита), вызванный вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), в настоящее время считается неизлечимым заболеванием. Носители ВИЧ пожизненно принимают лекарственные препараты по схеме лечения, которая называется антиретровирусной терапией. Она приводит к тому, что количество вируса в организме снижается и поддерживается на низком уровне, так что ВИЧ-инфицированный человек при этом практически не испытывает симптомов заболевания. Но это не значит, что он избавился от инфекции.

Тем не менее есть случаи, когда вирус удается полностью убрать из организма.

Подробнее:

Обе девочки, и из Лос-Анджелеса, и из Миссисипи, родились у ВИЧ-инфицированных матерей, которые никогда не проходили лечение, обычно назначаемое матерям в период беременности. Собственно, именно поэтому у них и родились ВИЧ-инфицированные дети. Если беременные женщины проходят лечение, то обычно рожают здоровых детей.

Новорожденным, у которых обнаружили ВИЧ в крови и спинномозговой жидкости, назначили агрессивную антиретровирусную терапию через несколько часов после рождения.

В случае с девочкой из Миссисипи она начала получать лечение через 30 часов после рождения, и вирус перестал обнаруживаться в организме через месяц. Врачи настаивали, что лечение должно продолжаться, но мать девочки продолжала терапию только до 18 месяцев, после чего исчезла из поля зрения медиков. Потом врачи разыскали девочку. Сейчас ей три с половиной года, и она абсолютно здорова, хотя уже два года живет без лечения.

В случае с девочкой из Лос-Анджелеса врачи ориентировались на предыдущий случай, но стали применять антиретровирусную терапию уже через 4 часа после рождения. На фоне лечения уже через 6 дней врачи перестали находить вирус в ее организме, однако терапия продолжалась.

Должно пройти какое-то время, чтобы врачи могли понять, произошло ли излечение или это просто ремиссия

— период затишья, когда вирус перестает обнаруживаться, но полностью не исчезает.

Девочка из Лос-Анджелеса пока продолжает лечение, хотя врачи практически уверены в том, что она избавилась от вируса.

Случаев избавления от ВИЧ взрослого пациента пока насчитывается всего три.

В июле 2013 года американские медики сообщили еще о двух похожих случаях успешного излечения, которые произошли в клиниках Бостона. Два пациента были ВИЧ-позитивными на протяжении примерно 30 лет, и у обоих развилась лимфома Ходжкина (или лимфогранулематоз). Поскольку химиотерапия не помогала, пациентам была назначена трансплантация костного мозга. Обе операции прошли удачно. После трансплантации у одного пациента вирус не обнаруживался в крови в течение четырех лет, у другого — в течение двух лет после отмены антиретровирусной терапии.

Таким образом, все три случая избавления от ВИЧ взрослых пациентов связаны с трансплантацией костного мозга. Хотя в результате операции пациенты избавились от вируса, трансплантация была им назначена только потому, что они страдали от рака.

Это слишком опасный способ для того, чтобы использовать его для лечения ВИЧ-инфекции, не отягощенной раком, ведь смертность при трансплантации костного мозга до сих пор составляет около 5%.

В то же время ученые всего мира пытаются разработать другие способы излечения от ВИЧ. Большие надежды связывали с терапевтической вакциной, которая может натравить на вирус иммунные клетки человека.

К сожалению, на сегодня все варианты разработанных вакцин от ВИЧ оказались неэффективными в испытаниях на животных или на инфицированных пациентах.

Подробнее:

Исследования в этой области продолжаются. Например, изучили, как в организме ВИЧ-инфицированного созревают защитные антитела, связывающиеся с консервативным участком оболочки вируса. Специалисты надеются, что процесс созревания антител можно имитировать в лаборатории и использовать их для создания вакцины. Другие ученые предлагают использовать для создания вакцины от ВИЧ белок вируса иммунодефицита кошек.

Справиться с вирусом пытаются и при помощи генной терапии.

Создатели лекарственного средства ожидают, что в 2015 году смогут зарегистрировать его на российском рынке.

А что касается стандартной антиретровирусной терапии, то для ее применения взрослыми пациентами, вернее, пациентками, изобретены интравагинальные кольца, которые постоянно высвобождают нужную дозу противовирусного препарата и действуют эффективнее, чем гели.



Храм Живоначальной Троицы в Хорошеве

Один на один? Нет, кто-то рядом

Молебен, чай, исповедь

Храм Троицы Живоначальной в Хорошеве - первый, где начали служить молебны для ЛЖВС. Два года назад таких храмов было уже сто - в России, Украине и Белоруссии. Богослужебная комиссия Украинской Православной Церкви разработала специальный чин такого молебна. Сейчас уже даже координатор программы участия Русской Православной Церкви в борьбе с распространением СПИДа Маргарита Борисовна Нелюбова затрудняется сказать, в скольких храмах проходят подобные богослужения.

Тех, кто приходит в Хорошево, Маргарита Борисовна может условно поделить на три группы: те, кто ходит постоянно, те, кто приходит часто - например, через раз, и те, кто приходит редко или один раз.



Протоирей Владимир Шмалий

После чаепития священник надевает епитрахиль, и в отдельной комнате начинается исповедь. Раз в месяц эти люди могут чувствовать себя перед Крестом и Евангелием свободно: отец Владимир уже знает об их наркотическом прошлом, связях, истории болезни, борьбе, ошибках, победах.

Терапия - это шаг и этап

Маргарита Нелюбова объясняет, почему ребята опасаются начинать лечение. Каждый, кто принимал антибиотики, знает, что курс лечения - это определенная дисциплина и напряжение. Многие лекарства при терапии ВИЧ нужно принимать несколько раз в день по часам. То есть приходится всюду носить их с собой (ведь ЛЖВС работают и учатся), вставать ночью. Особенные сложности возникают у тех, кто скрывает свой диагноз от родных и друзей. Трудно принимать препараты так, чтобы никто не спросил, почему тебе это нужно, не увидел на упаковке название и не узнал в Интернете, от чего применяется такое лекарство. Некоторые медикаменты нужно хранить в холодильнике, а если человек скрывает болезнь от семьи, это почти невозможно.

Есть и объективные опасения. Во-первых, схему лечения нужно периодически менять. Назначаются лекарства трех типов, но в каждом типе существует конечное количество препаратов. И рано или поздно встанет вопрос о том, что делать, если комбинации кончатся. Прерывать терапию нельзя: вирус мутирует, становится резистентным, и болезнь прогрессирует. В России больные получают лекарства бесплатно, но в регионах иногда возникают сложности - вовремя не завезли лекарства или завезли, но не все, которые требуются. Иногда терапия откладывается потому, что у наркоманов часто ВИЧ сочетается с гепатитом С, и тогда нужно сначала излечить гепатит и восстановить печень. А это лечение дорогое, длительное и имеет побочные эффекты.

Впрочем, среди церковных православных отказ от терапии (а тем более - попытки покончить с собой) - не такое уж типичное явление. Отец Владимир встречается с этим редко; он регулярно интересуется у своих подопечных, давно ли они сдавали анализы, даже на исповеди может посоветовать человеку относиться к своему здоровью с большей ответственностью, хотя бы ради окружающих. А многие отмечают, что уровень вирусной нагрузки у них снижается после паломничеств.

Благодарить Бога за болезнь

Парадоксально, но некоторые из заболевших, кто приходит в храм в Хорошеве, не только не отчаиваются, но и. благодарят Бога за свой диагноз. Для кого-то он становится благодатной встряской, причиной изменить свою жизнь, начать бороться со страстями, бросить наркотики. Диагноз четко ставит перед человеком вопрос о жизни и смерти, и некоторые приходят в уныние, а кто-то усматривает в болезни нечто положительное.

Работать с наиболее благополучным меньшинством?

Готовность Церкви помогать людям, живущим с ВИЧ, закреплена на официальном уровне. Однако не исключено, что документы этой тематики еще потребуют редактирования.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции