Алекса ндр бори сович стефано вич






"Зеркало для героя": Александр Стефанович. Часть


Александр Стефанович. Мой герой


Стефанович о расставании с Пугачевой

Александр Стефанович — биография

Некоторые люди умеют смотреть далеко вперед, словно предвидят будущее. К ним относится и Александр Стефанович – актер, режиссер и сценарист. Именно это человек когда-то снял первый фильм-телеинтервью, стал автором первого киномюзикла, первого музыкального клипа.

Сейчас Стефанович с гордостью носит статус первого имиджмейкера, первого продюсера времен СССР. Однако в тот период о его работе и о таких понятиях знал ограниченный круг людей, тесно связанных с миром искусства. Для большинства населения огромной страны Александр Борисович был известен с другой стороны – как супруг эстрадной звезды Аллы Пугачевой.

Александр Стефанович родился в Ленинграде 13 декабря 1944 года. Это было тяжелое время, еще не прошло и года после снятия блокады. Но стойкие ленинградцы не унывали, работали, восстанавливали город, растили детей, ходили на концерты и выставки. Мальчишек воспитывала улица и дворы, и это было не самое худшее воспитание, если, конечно, в дело не вмешивались местные хулиганы. Многие ребята серьезно занимались спортом, Саша не был исключением. Он увлекался прыжками в высоту, добился больших для своего возраста успехов, его приняли в школу олимпийского резерва.


Александр Стефанович в молодости


Свадьба Александра Стефановича и Натальи Богуновой

Режиссер считал, что в Советском Союзе у Пугачевой есть только две сильных конкурентки – Лариса Долина и Ирина Понаровская, превосходящие ее в плане вокала.







  • 1972 — Вид на жительство
  • 1974 — Дорогой мальчик
  • 1979 — Пена
  • 1981 — Душа
  • 1986 — Начни сначала
  • 2011 — Мечеть Парижской Богоматери
  • 2014 — Кураж

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Александр Стефанович


Александр Борисович Стефанович. Родился 13 декабря 1944 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Советский и российский режиссёр, писатель, сценарист, актёр. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2003). Второй муж Аллы Пугачевой.

Александр Стефанович родился 13 декабря 1944 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург).

После окончания школы в 1960-1963 годах трудился рабочим, а затем ассистентом оператора на Ленинградской студии телевидения. Затем решил сам стать режиссером.

В 1969 году окончил режиссёрский факультет ВГИКа, мастерская Льва Кулешова.

Является создателем сценического образа Аллы Пугачёвой и других эстрадных исполнителей.

Александр Стефанович в фильме "Прощай"


Александр Стефанович в сериале "Кураж"


Как заместитель председателя Совета Фонда содействия ЮНЕСКО он внёс вклад в развитие российско-французского культурного сотрудничества.


Является академиком Академии российской литературы. Почётный академик Российской академии художеств. Академик, Вице-президент Евразийской академии телевидения и радио. Академик, Вице-президент Международной евразийской академии телевидения. Почётный академик Академии телевидения и радио Армении. Вице-президент Московского отделения Творческого союза художников России. Секретарь Московской организации Союза кинематографистов России. Член Координационного совета Столичного цеха деятелей культуры. Член Союза писателей России. Член Гильдии кинорежиссёров России. Член Союза журналистов России. Член Международной Федерации журналистов. Член Международной Федерации художников. Член Ассоциации русских писателей и художников Парижа. Член Французского общества авторов AGESSA.

24 октября 2003 года за заслуги в области искусства Александру Стефановичу присуждено почетное звание Заслуженный деятель искусств Российской Федерации. 19 июля 2010 года за заслуги в развитии отечественной культуры и плодотворную творческую деятельность он был награждён орденом Дружбы. За вклад в отечественную культуру награждён Золотой медалью Российской академии художеств, Золотым орденом Фонда ЮНЕСКО, Золотой медалью Творческого союза художников России, Премией Союза журналистов России.

Лауреат многих отечественных и международных кинофестивалей.

Александр Стефанович

Рост Александра Стефановича: 178 сантиметров.

Личная жизнь Александра Стефановича:

Первая жена - актриса Наталия Богунова. Состояли в браке с 1968-го по 1974-й год.

Александр Стефанович и Наталия Богунова


Вторая жена - певица Алла Пугачёва. Познакомились в ноябре 1976 года благодаря поэту-песеннику Леониду Дербеневу, который попросил Стефановича помочь начинающей на тот момент певице.

В ходе скандального развода пара долго делила имущество, а позже они обвиняли друг друга в обмане.

Александр Стефанович и Алла Пугачева






Алла Мочернюк - бывшая гражданская жена Александра Стефановича


Позже Лемигова объявила себя лесбиянкой и в возрасте 42 лет вышла замуж за 58-летнюю теннисистку Мартину Навратилову.

Александр Стефанович и Юлия Лемигова


Фильмография Александра Стефановича:

1966 - Прощай - Саня Юровский
1981 - Душа - Сева
1988 - Два часа с бардами (документальный)
2013 - Неизвестные Михалковы (документальный)
2013 - Марина Влади. Я несла свою беду (документальный)
2013 - Большая перемена. Последняя любовь Генки Ляпишева (документальный)
2014 - Не сыграно, не спето (документальный)
2014 - Кураж - Алекс (наши дни)

Режиссерские работы Александра Стефановича:

1967 - Все мои сыновья (документальный)
1970 - Один час с Козинцевым, или Семь мнений (документальный)
1972 - Вид на жительство
1974 - Дорогой мальчик
1977 - Диск (документальный)
1979 - Пена
1981 - Душа
1985 - Начни сначала
1988 - Два часа с бардами (документальный)
2001 - Курортный роман
2004 - Время жестоких
2011 - Мечеть Парижской Богоматери (документальный)
2014 - Кураж

Сценарии Александра Стефановича:

1967 - Все мои сыновья (документальный)
1974 - Дорогой мальчик
1977 - Диск (документальный)
1979 - Пена
1981 - Душа
1985 - Начни сначала
1988 - Два часа с бардами (документальный)
2005 - Авантюристка
2014 - Кураж

Библиография Александра Стефановича:

Я хочу твою девушку (роман; в соавторстве с Э. Тополем)
День божоле (рассказы)
Человек из Останкино
Никас Великолепный (документальный роман)
Париж ночью (роман)
Кураж (роман)

Знаменитости разошлись в далеком 1981-м, но до сих пор об Александре Стефановиче говорят как об экс-супруге, а также продюсере и первом имиджмейкере Аллы Борисовны. Так ли велика его роль в создании образа Примадонны, которая обрела известность еще в 70-е?


Александр Стефанович всегда подчеркивал, что был в Советском Союзе новатором: снимал необычные документальные фильмы, создавал первые клипы, придумал стиль Аллы Пугачевой. До сих пор поклонники спорят: сделал ли Стефанович певицу звездой, или лишь способствовал росту ее популярности, дав пару полезных советов.

Семейный и творческий тандем просуществовал четыре года. Спустя время появилось множество версий расставания пары: измены Стефановича, бытовые ссоры, конфликт из-за фильма, в котором вместо Аллы Борисовны снялась София Ротару. Однажды Пугачева даже в сердцах заявила, что брак с режиссером был фиктивным. Что же на самом деле происходило в отношениях звезд?

13 декабря режиссер отмечает 75-летний юбилей. В день рождения драматурга вспоминаем главных женщин его жизни.

МЕЧТА, СТАВШАЯ РЕАЛЬНОСТЬЮ


Александр Борисович появился на свет в Ленинграде в 1944 году. В детстве мальчик нашел себе занятие по душе: прыжки в высоту. Стефанович демонстрировал такие успехи в спорте, что даже оказался в школе олимпийского резерва, однако через несколько лет его интересы резко изменились.



ДВА БРАКА


Крепкой семьи не сложилось из-за сложных характеров супругов и их занятости на работе. Они часто ссорились и расходились, так что из семи лет едва ли прожили под одной крышей и половину срока.


Через три года после развода с Богуновой Стефанович познакомился с Аллой Пугачевой через поэта Леонида Дербенева. Режиссер справедливо предположил, что Дербенев и Александр Зацепин были заинтересованы в раскрутке артистки, исполнявшей их песни, поэтому, наверняка, рассчитывали на роль для нее в музыкальной картине.

В гостях у Дербенева Пугачева просто очаровала Стефановича: пела, танцевала, весело общалась с окружающими. Режиссер довез ее до дома, а через несколько дней пригласил в ресторан. После пара отправилась к Александру Борисовичу в квартиру. Там он признался певице в своих чувствах, напечатав послание на машинке.

ЖЕНЩИНА, КОТОРАЯ ПОЕТ

Женившись на Алле Пугачевой, режиссер не только стал мужем будущей Примадонны, но и ее продюсером и имиджмейкером. На кухне Александр Стефанович повесил листок с основополагающими принципами работы артистки. Так, ей следовало не просто исполнять композиции, а устраивать на сцене короткий спектакль, петь только русские песни, сосредоточившись на теме тяжелой женской доли и одиночества. Выступления Аллы Борисовны отныне выглядели как исповедь, а потому ряды ее поклонников ширились с каждым днем.

Будни супругов были наполнены не только занятиями творчеством и выстраиванием стратегий, но и борьбой с настоящими преследователями. Певица становилась все более популярной, и далеко не все поклонники вели себя дружелюбно. Так, однажды входную дверь в квартиру пары облили бензином и подожгли.


Стефанович постоянно волновался за безопасность жены: то сумасшедший поклонник пообещал убить артистку, когда вручал букет у сцены, то настоящий маньяк назначил ей встречу, а, не дождавшись, прикончил несколько человек в поезде до Харькова.

Общие переживания и творчество должны были сблизить супругов, так почему же они разошлись? Алла Борисовна не раз говорила в интервью, что Стефанович ей изменял, однако он уверял: подобного не случалось. Отношения дали трещину, когда у режиссера возникли неприятности с властями, а певица не вступилась за него, а наоборот, отметила, что тот сам виноват.

ПОСЛЕ ПРИМАДОННЫ


После развода с Аллой Борисовной Стефанович больше не женился. Одно время ему приписывали связь с Аллой Мочернюк, а в конце 80-х он закрутил роман с 18-летней Юлей Лемиговой, которую в итоге пристроил в модельное агентство.



После юбилейного интервью певицы журналу "Семь дней" ее второй муж Александр Стефанович попросил ответного слова.

«Я НЕ ХОТЕЛ ПОРТИТЬ ЕЙ ПРАЗДНИК"


- Как началось ваше сотрудничество?


КАК АЛЛА СТАЛА ЛЮБЕРЕЦКИМ СИРОТОЙ

- А кто придумал композитора Горбоноса? Алла Борисовна всюду утверждает, что она?



. ВЫПЬЮ КОНЬЯЧКУ - И ТЯНЕТ НА БОЛЬШЕОЕ И ЧИСТОЕ.

- А правда, что у вас был фиктивный брак, потому нужна была прописка в Москве, как это утверждает Пугачева?


КТО КОГО КИНУЛ - БОЛЬШОЙ ВОПРОС

- Почему же вы сняли ее деньги со сберкнижки и обчистили как липку при разделе имущества? Алла Борисовна говорит об этом с такой болью…


КГБ РАЗРУШИЛ БРАК

- И что же это из-за причина?

. Еще раз приношу извинения читателям за то, что пришлось расковыривать эти подробности. Я-то думал, что хотя бы в этот юбилей можно будет поговорить о таланте певицы, о ее уникальной роли на нашей эстраде. Да мало ли о чем хорошем. Так что подождем следующего юбилея.

КАК ОНИ В ИТОГЕ ПОДЕЛИЛИ ИМУЩЕСТВО

11 июня 1982 года Фрунзенский районный народный суд Москвы утвердил мировое соглашение между Стефановичем и Пугачевой.

По нему за Аллой Борисовной оставались:

Автомобиль ВАЗ 2106 № 00-09 - 9000 руб.

Набор мебели в стиле ампир (карельская береза) - 1460 руб.

Набор кухонной мебели 5 предметов - 490 руб.

Табуреты барные - 420 руб.

Навес над баром (резное дерево) - 400 руб.

Бар с оборудованием - 600 руб.

Шкаф-витрина металлический - 500 руб.

Столик резной золоченый - 400 руб.

Шкаф-ниша (карельская береза) - 500 руб.

Люстра бронзовая хрустальная с амурами - 1000 руб.

Люстра хрустальная с подвесками - 620 руб.

Люстра в стиле ампир (8 рожков ) - 1400 руб.

Набор светильников ( Польша ) - 120 руб.

Кондиционер - 550 руб.

Вентилятор ( США ) - 70 руб.

Карнизы старинные (бронза) 3 шт. - 300 руб.

Карниз резной золоченый - 400 руб.

Отделка камина (резное дерево) - 400 руб.

Напольное зеркало ( рама резная) - 250 руб.

Зеркало барное - 70 руб.

Зеркало в металлической раме - 100 руб.

Консоль резная, отделанная желтым шелком - 200 руб.

Канделябр (5 рожков) - 450 руб.

Туалетный набор из бронзы (Польша) - 200 руб.

Декоративное крашение (гербы) 9 шт. - 450 руб.

Иконы (4 шт.) - 800 руб.

Кубок металлический - 120 руб.

Кубок латунный, XVIII век - 100 руб.

Ковер из натурального меха - 350 руб.

Хрустальные бокалы - 264 руб.

Поднос хрустальный - 80 руб.

Библиотека (100 томов) - 300 руб.

Ковер 2х3 - 300 руб.

Оборудование для ванной комнаты 8 предметов ( Франция ) - 500 руб.

Гравюра художника Брусиловского - 100 руб.

2 картины (масло) Польша - 500 руб.

Барельеф керамический - 150 руб.

Телефонный аппарат под старину (Польша) - 250 руб.

Натюрморт старинный - 250 руб.

Хрустальные рюмки (24 шт.) - 240 руб.

Крюшонница хрустальная - 100 руб.

Дискотека 100 пластинок - 200 руб.

Набор светильников чешский (3 предмета) - 120 руб.

Складни и иконы металлические (8 шт.) - 400 руб.

Ваза хрустальная (Польша) - 100 руб.

Деревянный настенный бар - 50 руб.

Всего на сумму 44 559 рублей

Александру Стефановичу отошли:

Набор мягкой мебели (дерево резное золоченое) - 1100 руб.

Столик резной золоченый с мраморной столешницей - 700 руб.

Люстра керамическая - 320 руб.

Ваза хрустальная, подставка металлическая (фигура женщины) - 450 руб.

Ведерко для шампанского (2 шт.) - 120 руб.

Оборудование для сауны - 400 руб.

Пылесос - 55 руб.

Зеркало овальное в резной золоченой раме - 3500 руб.

Консоль резная золоченая - 100 руб.

Фигуры ангелов золоченые (2 шт.) - 500 руб.

Полка с птицей золоченая - 250 руб.

Каркас для каминного зеркала резной золоченый - 300 руб.

Подсвечники бронзовые (2 шт.) - 200 руб.

Зеркало круглое бронзовое - 100 руб.

Вышивка сюжетная - 100 руб.

Чаша мельхиоровая - 100 руб.

Гуашь художника Бергера - 100 руб.

Зеркало овальное резное - 100 руб.

Оклад иконы резной золоченый - 200 руб.

Ваза хрустальная (4 шт.) - 200 руб.

Всего на сумму 16 800 руб.

РЕПЛИКА С 6-го ЭТАЖА

Пятое правило Стефановича

Не будем судить строго ни ту, ни другую сторону. Алла Борисовна рассказала свою историю - значит, она ее так видит спустя годы. Имеет право. У ее бывшего мужа несколько другие воспоминания. И тоже полное право на ответное слово.

Чувствуется, как мощно Стефановича зацепили слова Пугачевой. Никогда прежде он такими подробностями ни с кем не делился. Тем более документами.

СПРАВКА

Стефанович Александр Борисович

Действительный член Академии российской литературы.

Режиссер более 50 художественных и документальных фильмов. Автор 70 киносценариев и нескольких книг.

Лауреат отечественных и международных кинофестивалей.

Уважаемые читатели! Наш герой Александр Стефанович прочитал ваши отклики и написал вам следующее.

Александр Стефанович – культовая фигура в российском шоу-бизнесе. Кинорежиссер, писатель, сценарист, актер, обладатель множества почетных званий и наград. Однако чаще всего его вспоминают как бывшего супруга примадонны отечественной эстрады – Аллы Пугачевой.

Официально он был женат дважды. Первой супругой Александра была актриса Наталья Богунова, второй – певица Алла Пугачёва. Кроме того, на счету Стефановича множество любовных романов. Каждой очередной возлюбленной он помогал в профессиональном плане. Одна его подруга стала вице-мисс Вселенной, другая – топ моделью, третья – известной писательницей.

— Александр Борисович, вы – известный писатель, режиссер, но чаще всего вас упоминают в прессе как бывшего мужа Аллы Борисовны Пугачёвой. Вас это не задевает?

— Оставим это на совести журналистов. Меня это не задевает. Алла была ярким, но очень коротким периодом в моей бурной жизни. Журналисты просто не знают всего остального.

— Да, хотя потом уже критики стали писать, что я – первый в Советском Союзе клипмейкер, первый продюсер и так далее. А тогда я просто не знал ни того, ни другого слова.

— В тот момент у неё был фольклорный репертуар и соответствующие костюмы. Наверное, как творческого человека, это её несколько ограничивало. Она понимала, что это некий самоповтор. И она попросила, чтобы в фильме мы изменили имидж главной героини. Сделали её другой, не такой, какой ее привыкли видеть люди на сцене. И этот имидж она бы потом использовала в своем дальнейшем творчестве.

Мы серьезно поработали над ее внешностью: над лицом, причёской. Сделали более броский макияж. A еще подстригли. У неё раньше были длинные волосы, а потом она решилась и сделала пышное каре до плеч. Но самая главная проблема состояла в том, что в то время актрис не во что было одевать. Тогда в Советском Союзе было очень плохо с красивой, модной одеждой. Поэтому я ее попросил со всех гастролей привозить такие костюмы, которые были последним писком моды. И она чемоданами привозила вещи, которые наши художники отбирали из журналов. Так мы её одели, и это произвело совершенно невероятное впечатление.

— Известен факт, что вы придумали образ не только Ротару, но и самой Алле Пугачёвой. Озвучьте, пожалуйста, из первых уст эти знаменитые пять принципов Стефановича, которые стали настоящими ноу-хау на советской эстраде.

— Вот скажите, если бы не эти пять принципов Стефановича, Алла Пугачёва стала бы примадонной отечественной эстрады?

— Да, конечно, безусловно, стала бы. Это был бы просто другой образ и другой путь. Она человек очень талантливый. Она настоящая фанатка: в 15 лет убежала из дома и целых 10 лет выступала по каким-то комсомольским стройкам, по каким-то клубам, где артисты спали прямо на сцене, потому что в тех местах не было гостиницы. Вот примерно в таких условиях она 10 лет существовала.

— Вообще союзы двух творческих людей обычно долго не держатся. Бывают редкие случаи, но это скорее исключения. Каждый – яркая величина, каждый имеет собственное мнение. С другой стороны, кочевая, цыганская, киношная жизнь нормальному браку не способствует.

— В 2013 году Наталья Васильевна скоропостижно скончалась во время отдыха от инфаркта. Вы были на церемонии прощания?

— Нет, на церемонии прощания я не был, в это время у меня были съемки, и я отсутствовал. Но в Гильдии актеров мне рассказали, как все произошло. У неё было не всё в порядке с сердцем, и ей нужны были определенные препараты. Когда она уехала на Крит, то из-за жары ей стало плохо. Местный врач, который к ней пришел, плохо говорил по-английски, и она тоже. Они друг друга не поняли. Он дал ей препарат, который плохо взаимодействовал с лекарствами, которые она принимала, и поэтому произошла эта трагическая история. Врача даже нельзя в этом обвинить, поскольку он не был информирован о том, что она принимает другой препарат.

— Тем не менее, об этой смерти было очень много разговоров. Многие подозревали криминал, ведь известно, что у Богуновой мошенники пытались отобрать квартиру. Она к вам тогда обращалась за помощью?

— Да, действительно, одна квартира была ее собственная, а другая – доставшаяся ей по наследству от матери. Она ее сдавала. И в какой-то момент эту ее собственность пытались захватить мошенники. В том числе они начали распространять слухи, что она сумасшедшая, и что ее нужно взять под опеку. Это давно разработанные методы мошенничества.

Как-то раз мы с ней совершенно случайно встретились в Доме кино. И она пожаловалась на эту ситуацию. Я ей, чем мог, помог: мы организовали несколько программ на центральных каналах, отбили и вернули ее собственность.

— Значит то, что она страдала психическим расстройством – это слух?

— Конечно! Знаете, у неё была чисто природная странная особенность, которая очень хорошо смотрелась на экране. Стоило только ей рассказать трагическую историю, и у неё начинали течь слезы. Она была как зеркало – тут же отражала эмоции тех людей, кто с ней разговаривал, тонко чувствовала душу другого человека, который перед ней раскрывался и исповедовался. И это в актерской работе огромный плюс, поэтому она и снималась во многих картинах в главной роли. А в жизни это производит странное впечатление. Поэтому про нее говорили, что она, якобы, не в своём уме, слишком экзальтированная и странная. Но это не так, она просто актриса.

— Я знаю, что платье к вашей регистрации брака с Натальей Богуновой подарила вдова Булгакова, с которой вы дружили. Скажите, как вы подружились?

— Правда ли, что ваш первый брак распался потому, что вы не хотели детей?

— Нет, неправда. Действительно, у нас была такая бешеная жизнь, постоянные съёмки и у меня, и у Наташи, что за ребенком некому было бы следить. Поэтому ребёнка мы так и не завели. Но брак распался абсолютно не из-за этого.

— А почему распался ваш брак с Аллой Пугачёвой?

— Ну, я рассказал эту историю с фильмом довольно подробно. Я считал, что ее поведение на съемках фильма – это определённого рода предательство. Потому что я делал всё для ее карьеры. И мне никогда бы в голову не пришло сорвать какой-то ее концерт, даже если бы случилась конфликтная ситуация. А она на это пошла.

— Правда ли что после развода Пугачева едва не разрушила вашу карьеру?



- Ну, когда удалюсь на покой, обязательно этим советом воспользуюсь, а пока, Дмитрий, я с удовольствием отвечу на ваши вопросы, тем более что с Украиной у меня многое связано. Так, мама моя родилась в селе Новый Бобрик Житомирской области, первую роль в кино я сыграл на Одесской студии, а свои картины не раз снимал в Ялте и очень горжусь, что за одну из них получил приз на Международном фестивале в Севастополе.


Фото Александра ЛАЗАРЕНКО

- Как продолжилось ваше сотрудничество с Сергеем Михалковым?

- Теперь понимаю: вас не случайно называют первым клипмейкером в Советском Союзе.

О Сергее Владимировиче я мог бы рассказать множество историй. Несмотря на все свои посты и регалии, в жизни он был человеком открытым - очень колоритным, остроумным, мудрым и в чем-то наивным. Я, например, был свидетелем, как, желая произвести впечатление на одну даму, он два часа подряд отвечал на все ее вопросы только что с ходу сочиненными стихами!

- . хороша шпана.

- . потому что за соседним столиком стояли люди, на которых мы смотрели, как на богов: Иосиф Бродский, Женя Рейн, Дима Бобышев, Толя Найман. Хотя они лишь чуть-чуть были старше (им в ту пору исполнилось по 17-20 лет), но уже вращались в орбите Анны Ахматовой. К Бродскому у меня отношение было сложное, потому что, с одной стороны, стихи его мне безумно нравились - я многие знал наизусть, а с другой стороны, дело молодое - Бродский увел у меня девушку по имени Таня: первую, можно сказать, любовь (или вторую - сейчас уже не помню). За это я хотел его убить! Даже обдумывал план, как столкнуть Осю на рельсы в метро или что-то такое подстроить. Мальчишкой был, кровь бурлила.

- Как вы потом встретились с Бродским?

- Виктор Чебриков, если память мне не изменяет.

- . от радости, да?

Рейн нагрузил меня подарками и сувенирами для Бродского и дал одно поручение. «Понимаешь, - сказал он, - у Бродского в личной жизни есть одна деликатная проблема: он в ссоре, со своей бывшей женой и матерью его ребенка.

- Бродский свою нобелевскую лекцию читал в нем?

- Нет, упомянутый галстук лежал у него в нагрудном кармане смокинга, когда эту премию он получал. Иосиф был так взволнован и тронут. Над вашей головой (показывает) висит фотография, подписанная 11 декабря 87-го года, а передал я ему подарок 9 декабря, за день до вручения.

- Потрясающе!

Сам удивляюсь, как это мне удалось, но такой ощущал подъем, такое желание было, что мог просто горы свернуть. Я понимал: это историческое событие, и присутствовал как на самой церемонии вручения Нобелевской премии, так и в Королевской академии, когда он читал нобелевскую лекцию.


Памятные раритеты от вдовы Михаила Булгакова Елены Сергеевны

- Читал по-русски?

- По-русски, конечно, но там тоже история смешная была. Нобелевская лекция пишется заранее, а затем автор отдает ее в типографию, где текст переводят на множество языков и размножают. Делается это для того, чтобы академики и приглашенные гости понимали, о чем говорит нобеляр, но Иосиф - это же человек особенный.

- . стихийный.

На следующий день меня пригласил советский посол Борис Дмитриевич Панкин.

- Мы с Лени дружили, более того - около 13 лет обменивались письмами, а ленту о ней сделал, когда ей было уже 99 лет.


В следующую после Стокгольма поездку я махнул, наконец, в Париж.

- На них, горемычных. Тогда подобное никому в голову не приходило, и кстати, выехать из СССР на машине тоже было непросто - в паспорте должен был стоять специальный штамп. Мне в этом помог мой друг писатель Аркадий Вайнер, замолвивший за меня слово начальнику московского ОВИРа. Я хотел проехать через несколько стран, в которые раньше меня не пускали, - Бельгию, Швейцарию, Люксембург. Заглянул и в маленький городок Пеккинг под Мюнхеном, где Лени Рифеншталь жила.

Еще ее потрясли мои слова, что в советские времена во ВГИКе нам показывали ее фильмы как величайшие шедевры мирового кино.

Кстати, господин, которого я за слугу принял, оказался ее мужем Хорстом Кеттнером.

- По сути, слуга.

- Ну, не совсем. Он, беженец из Восточной Европы, работал ее оператором, стал соратником, единомышленником.

Мне было странно видеть такую пару, и я спросил у Хорста про его жизнь. Он ответил, что годы с фрау Лени - самые интересные.

- Разница в возрасте у них 50 лет составляла?

- 40: когда у них начался роман, ей было 67, а ему 27.

- Фантастика!

- Короче, когда мы стали с фрау Лени беседовать, выяснилось, что вся ее жизнь связана с Россией. Во-первых, ее бабушка имела русские корни и родилась на территории Польши, которая тогда входила в состав Российской империи. Под влиянием нашей великой балерины Анны Павловой девочкой она стала заниматься балетом и достигла немалых успехов, а кода у нее возникли какие-то проблемы с ногами, оставила сцену и стала сниматься в кино. В то же примерно время Лени.

- . услышала речь фюрера.

Фрау Лени была женщиной незаурядной, с завидной энергией и поразительным обаянием - достаточно сказать, что у ее ног лежали все лучшие мужчины того времени (в частности, известный писатель Эрих Мария Ремарк). Она конкурировала с Марлен Дитрих - это были две самые знаменитые немецкие актрисы.

- . и Адольф Алоизович не устоял.

- Принципиальная девушка.

Что, казалось бы, может быть унылее - мы же помним все эти тягомотные ленты о советских съездах КПСС.


Открытка от Юлии Лемиговой, а ныне Джулии де ла Турнер, живущей в Сан-Тропе

- . но она сделала конфетку.

- В Гитлера она была влюблена?

- Как в мужчину - нет.

- А хоть роман у них был?

- Этот вопрос я прояснить попытался, но тот, очевидно, в нее был влюблен. И как в актрису, и как в женщину - за ней даже ухаживал. Фрау Лени поведала мне несколько интересных историй. Однажды фюрер ее пригласил на виллу - это было на севере Германии - и предложил прогуляться вдоль берега моря.

- Фюрер тянулся, выходит, к девушкам, а то говорят разное.

- Несчастный одинокий человек, который за компанию обрек на несчастья миллионы.

- . на излете войны.

- Потрясающе! Судя по всему, Александр Борисович, люди не только часто перед вами открывались, но и, независимо от возраста, статуса и семейного положения, неизменно проникались к вам доверием и симпатией.

- Так часто бывало. Я снимал фильмы про таких великих людей, как Бродский, Юрий Любимов, Григорий Козинцев, Зураб Церетели, и многое из того, что они мне рассказывали, было не для печати.

- Ну а как все-таки вам удавалось разговорить их на экране?

- Вот когда я начал снимать фильм о выдающемся кинорежиссере Козинцеве, он много интересного рассказывал мне в частных беседах, но отказался давать какие-либо интервью для фильма. Тогда я собрал его близких друзей, учеников и сотрудников: Сергея Герасимова, Алексея Каплера, Сергея Юткевича, Эльдара Рязанова и других, и они мне много интересного про Козинцева рассказали, так что портрет получился очень живым.

Подобная история произошла и с Зурабом Церетели. Он тоже категорически отказался давать интервью. Я уговорил его на немую съемку перед мольбертом - пусть порисует натюрморт. Он согласился, а я в последний момент поставил перед потрясенным Зурабом не букет цветов, а обнаженную модель - красавицу Настю. Очарованный ее красотой, Церетели начал писать портрет девушки (это продолжалось целую неделю) и принялся рассказывать ей о своем нелегком пути к успеху. Мы все это, конечно, засняли, и получился полный драматизма рассказ о жизни художника.

- Когда накануне этой беседы вы провели мне экскурсию по вашей квартире, я увидел письмо, подписанное Еленой Сергеевной Булгаковой. Что с этой уникальной женщиной вас свело? Какой след она оставила в вашей жизни?

- Патриаршие пруды вообще с Еленой Сергеевной тесно связаны. Неподалеку в Ржевском переулке она обитала с генералом Шиловским, замужем за которым была, и Булгаков ходил к ней туда на свидания. Если же выйти из моего подъезда и повернуть налево, вы увидите дом, где жил Михаил Афанасьевич, а за моими окнами - Патриаршие пруды, где, собственно, и проходили их встречи.

- Она его все еще любила?

- В БДТ?

Представляете мое состояние? Я же считал, что за нее отвечаю, и страшно переживал. Чтобы делать необходимые перевязки, в Ленинграде она осталась еще на 10 дней, и каждое утро ровно в девять я к ней приходил, а уходил только в полночь. На протяжении этого времени она рассказала мне всю историю своих взаимоотношений с Михаилом Афанасьевичем Булгаковым.

- 10 дней, которые фактически потрясли ваш внутренний мир.


Алла, Саша, Кристина, конец 70-х

- . до его брака с примой МХАТа Степановой?

- Нет, Ангелина Степанова существовала параллельно. Она была женой, а Елена Сергеевна - любимой женщиной, однако они были настолько близки, что Фадеев, например, отдал свое купе, чтобы Елена Сергеевна могла вывезти детей в эвакуацию. Это были отношения не легкомысленные, а очень серьезные, и длились они до самой смерти Фадеева.

- У Елены Сергеевны, на ваш взгляд, возникла к вам больше чем человеческая симпатия?

- Нет, что вы! Во-первых, у нас слишком солидная разница в возрасте: ей уже было 70.

- . а вот это значения не имеет.


Любовное послание Аллы Пугачевой

- Это правда, что когда вы женились, она подарила вашей невесте свадебное платье?

- Так это вы нашей беседой дирижируете. Можем поговорить о тайнах современной политики, о китайской поэзии, о мировой живописи, о лучших ресторанах Парижа, да мало ли еще о чем! Спрашивайте, я готов поддержать любую тему.

- Я читал эту заметку в Daily Mail, видел и фотографию.

- Они с Навратиловой якобы обручились.

Фото Александра ЛАЗАРЕНКО

- . то есть сдаете с рук на руки.

- Его на месте не оказалось?

- Нет, и мы отправились трапезничать. Так между нами начались романтические отношения.

- Вы знали, сколько ей лет?

- Сюжет для голливудской мелодрамы.

- Там он всю жизнь и проработал, но до больших чинов не дослужился - мешала французская родословная. Вот он и посоветовал своему сыну, который тоже пошел по военной линии, сменить при женитьбе фамилию, поэтому Юлин отец стал Лемиговым (как и его жена).

- Она же, насколько я знаю, пережила трагедию. Эдуарду Стерну, французскому миллиардеру, банкиру и другу Николя Саркози, Юлия родила сына Максимилиана, но сначала ее пятимесячного ребенка, а затем и самого Стерна убили.

- История и вправду довольно печальная, но за этим стоят не только большие страсти, но и, к сожалению, очень большие деньги.

- Кто заказал убийства, установить удалось?

- У Юли действительно был роман с этим Стерном, она и с сыном Максимилианом меня познакомила - он, трехмесячный, держал меня за этот вот палец. Ради нее Стерн ушел из семьи и уже собирался на ней жениться, но произошла какая-то размолвка, после чего ей подсунули в семью няньку-болгарку.

- Все это время у вас продолжалась связь?

- Нет, уже были дружеские отношения.

Моя маркиза де ла Турнер, как я к ней теперь обращался, что-то предчувствовала и однажды, вернувшись домой, обнаружила, что сын мертв, а нянька исчезла. Как выяснилось при вскрытии, эта болгарка положила на голову ребенка полотенце и ударила его: от гематомы мальчик скончался. Понятно, почему его убили: он мог претендовать на часть огромного состояния Стерна, но эту версию замяли, а все стрелки сразу перевели на Джулию. Во Франции есть закон, по которому без суда, по заявлению следователя, человека можно на 90 дней заключить под стражу. Ее продержали в тюрьме 89 суток, после чего извинились, но представляете состояние бедной матери: она потеряла ребенка, и ее же обвинили в убийстве. Юля никак не могла доказать существование этой болгарки, поскольку та, естественно, работала без договора.

Как писали впоследствии французские газеты, за молчание он выписал ей чек на миллион евро, но когда эта авантюристка пошла его обналичивать, оказалось, что чек аннулирован. Стерну она ничего не сказала, а вернувшись к нему, устроила садо-мазохистскую оргию, в процессе которой привязала банкира к кровати и расстреляла из пистолета. Ее нашли, арестовали, Сесиль во всем призналась и теперь в тюрьме.

. Надолго одни такие красивые женщины не остаются. После Стерна у Юли появился ирландский бумажный промышленник - тоже человек богатейший: от него она родила двух девочек. Сама закончила Сорбонну (университет в Париже. - Д. Г.), теперь успешная предпринимательница, у нее две собственные косметические фирмы и дом в Сан-Тропе.

- Энергетикой или своей популярностью?

- Ее имя не говорило мне ни о чем - я увидел губастую рыжую девчонку, которая целый вечер играла на фортепиано, пародировала кого-то, пела песни.

- Это было дома у Дербенева?

- Этим она вас сразила, я думаю, наповал.

- Ну, если женщина расписывается кровью, это звучит как приглашение к действию. С того момента и начались наши отношения.

- Вы пригласили ее к себе или поехали к ней?

- . со Светланой Пенкиной.

- Если не ошибаюсь, к тому времени, когда вы с Аллой Борисовной встретились, у вас невеста была, у нее - жених.

- Да, а вообще это запутанная история, потому что Алла должна была выйти замуж за одного известного армянского музыканта.

- За Константина Орбеляна, которому было под 50?

- Ну, не будем его фамилию называть - зачем?

- Дело уже к свадьбе шло?

Это, кстати, нужно пояснить. Наблюдая за ее работой, я сделал кое-какие выводы, и в нашей кухне над обеденным столом появились две бумажки, которые я настучал на той же пишущей машинке. Я набросал некий план завоевания эстрадного Олимпа. На одной бумажке значились пять стратегических принципов сценического образа:

2. Одинокая женщина.

3. Театр Аллы Пугачевой.

5. Пугачевский бунт.

А на другой бумажке было примерно 20 тактических пунктов, как этого достичь. Все было слегка шутливо зашифровано, но все наши гости довольно легко понимали, о чем идет речь.

- Миллионеру иранского происхождения?

- Точно. Ему принадлежала бывшая дача Зыкиной, где у него была студия - там даже Володя Высоцкий свои песни записывал. Видите, как мир тесен? Там у нас и прошел свадебный вечер - это случилось как раз на католическое Рождество - 24 декабря.

- Первая ночь с Аллой Борисовной - это было что-то необыкновенное или вполне рядовое в вашей жизни событие?

- Извините, Дмитрий, но интимные вещи я никогда ни с кем не обсуждаю. Скажу только, что первую половину ночи мы провели среди гостей возле новогодней елки - в какой-то момент Алла даже задремала у меня на плече.

- Это правда, что в однокомнатной квартире Аллы Борисовны на Вешняковской из мебели был один полосатый матрас и батарея пустых бутылок?

- . а они были веселыми?

- В свое время ходили слухи, что Алла Борисовна сильно пьет, - судачили даже, что это вы ее к этому приучили, предлагая перед сном обязательно осушить три рюмочки.

- Полная чушь! Во-первых, те, кто меня знают, в курсе, что водку и вообще крепкие напитки я никогда не употребляю - могу позволить немножечко пива или вина, причем всю жизнь эта доза у меня одинаковая. Поймите, у нас были гораздо более интересные занятия, чем пьянство, - взять те же беседы, а информацию вы привели из бредовой книжки одного сумасшедшего журналиста, но его убогие фантазии я даже комментировать не хочу.

- Когда вы познакомились с Пугачевой, назвать ее финансовое положение устойчивым было трудно?

- . если предприимчивые администраторы чего-то там не химичили.

- Иными словами, считать Пугачеву богатой было нельзя?

- Странный вопрос. Я встретил и полюбил одну из самых талантливых певиц нашей страны, и мне даже в голову не приходило оценивать наши отношения с точки зрения какой-то состоятельности. Точно так же, думаю, и для нее абсолютно не имели никакого значения мои доходы, несмотря на то что я в то время крепко стоял на ногах. Нет, отношения у нас были совершенно другие.

- У нас были нежные отношения - думаю, что подобными посланиями обмениваются влюбленные во все времена.

- Как складывались ваши отношения с Кристиной?

Киев - Москва- Киев

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции