Человек заражается чесоткой при охлаждении тела

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели и задачи урока:

  • обобщить и закрепить пройденный материал, восполнить пробелы в знаниях учащихся по теме членистоногие;
  • сформировать навыки индивидуальной и групповой форм деятельности, навыки сотрудничества с одноклассниками;
  • развивать умения решать ребусы и головоломки, анализировать, сопоставлять и делать выводы;
  • воспитывать познавательный интерес, потребность в знаниях, в самообразовании, стремлении к творчеству, любви и бережному отношению к природе.

Тип урока: обобщающего повторения с применением:

  • тестового контроля;
  • игровой технологии;
  • групповой работы.

1. Организационный момент

Акцентирование внимания учащихся на необычности данного урока.

2. Вступительное слово учителя

Фронтальная беседа учителя и учащихся. Формулирование ключевых моментов.

  • двусторонне – симметричное сегментированное тело и членистые конечности;
  • плотный хитиновый покров (роль наружного скелета);
  • различают головной, грудной и брюшной отделы;
  • дыхание лёгочное, трахейное или жаберное;
  • нервная система представлена головным мозгом и брюшной нервной цепочкой;
  • сложные фасеточные глаза, органы слуха;
  • подавляющее большинство – раздельнополые животные, развитие часто с метаморфозом;
  • рост возможен только путём периодических линек;
  • кровеносная система незамкнутая, с сердцем над кишечником.

3. Представление групп учащихся (название и девиз)

4. Загадки о членистоногих.

Учащимся предлагается не просто отгадать загадки, а назвать класс (отряд) животного. За правильно отгаданное животное – 1 балл. За правильно названный класс (отряд) – 1балл (Слайды 1-6).

Все мои друзья – на суше,
Ну а я – живу в пруду.
Когда надо, дом воздушный
Под водою возведу. (Паук серебрянка)

Муравьев тепло встречая
Под высоким сосняком,
Мы всегда их угощаем
Очень вкусным молочком. (Тля)

На своем паучьем свете
Неумейка, так сказать.
Не вязал ни разу сети
И не думаю вязать. (Паук-волк)

Солнце светлое приметив,
В поле выбрались с утра.
Только мы на белом свете
Опыляем клевера. (Шмели)

Не брожу в полях и рощах,
Не топчу земных дорог,
Хоть имею, между прочим,
Тридцать восемь цепких ног. (Рак)

Над цветком на миг замрет
Быстрокрылый вертолет
На былинке посидит –
Вдруг вспорхнет и улетит (Стрекоза)

Не зверь, не птица,
А нос, как спица
Летит – кричит, сидит – молчит.
Кто его убьет –
Свою кровь прольет. (Комар)

Круглый панцирь сбит добротно,
В глазках – злобные огни,
По бокам прижались плотно
Две тяжелые клешни. (Краб)

Неприметный в чаще леса
Я – малыш, но в нужный час
Больше собственного веса
Поднял груз в сто девять раз. (Муравей)

Черен, да не ворон,
Рогат, да не бык,
Шесть ног без копыт,
Летит – воет,
Падает – землю роет. (Жук)

5. Работа с текстом

В каждой группе на столе лежит текст, в котором необходимо вставить пропущенные слова. За каждое правильно вставленное слово команда получает –1 балл (Слайды 7-9).

Задание для первой группы "Ракообразные".

Тело ракообразных разделено на _________ и__________. На голове расположены сложные ____________и две пары__________. Ракообразные имеют ________ходильных ног. Дыхание ракообразных обеспечивают _________. Растут ракообразные только в период __________. Развитие у раков _________.

Задание для второй группы "Паукообразные".

Тело пауков разделено на_________и _______. На голове расположены_______глаза. Все пауки имеют___________. Паутина используется для строительства________и_______. Пищеварение у пауков осуществляется_____________. Дыхание пауков обеспечивают__________и________. У пауков _______пары ног. Развитие _________.

Задание для третьей группы "Насекомые".

Тело насекомых разделено на _________, ___________и ___________. На голове у насекомых расположены________глаза и ________усиков. Насекомые имеют ______или _______пары крыльев и _______ног. Взависимости от характера пищи насекомые имеют ротовые органы:_________. Функцию дыхания у насекомых осуществляют ________.Развитие у насекомых 2х типов с________и с не __________ превращением.

6. Ребусы

Учащимся предлагается разгадать ребусы. За каждый правильно отгаданный ребус, команда получает –1 балл (Слайды 10-13)

  • тараканы
  • паутина
  • бабочка
  • мозаичное

7. Исключите лишнее

На слайдах представлены три животных, нужно определить какое из них лишнее и объяснить почему. За правильно выполненное задание команда получает – 2 балла (Слайды 14-17)

  • Тарантул, крестовик, омар. Омар – ракообразное, а тарантул и крестовик – паукообразные;
  • Вши, блохи, пчела. Пчела – общественное насекомое, а первые два – паразиты;
  • Колорадский жук, бабочка капустница, божья коровка. Божья коровка – регулирует численность вредителей; колорадский жук, бабочка капустница – вредители огородных культур;
  • Таежный клещ, чесоточный клещ, скорпион. Скорпион – свободно живущее животное; таежный и чесоточный клещи – переносчики возбудителей болезней человека относятся к группе клещей.

8. Биологические задачи

9. Кроссворд

(Слайд №20. Чтобы открыть слово, необходимо щелкнуть мышью на номер нужного слова).

Учащиеся группами разгадывают кроссворд. Учитель обращает их внимание на то, что после разгадывания, в выделенных клетках, должно получиться название паука с характерным рисунком на брюшке. Затем проверяют по картинке на слайде. За каждое правильно отгаданное слово – 1 балл. За угадывания ключевого слова – 1 балл дополнительно. (Слайд 20)

Вопросы:

  • Оболочка, в которой гусеница превращается в куколку.
  • Орган дыхательной системы у майского жука.
  • Родственник пчелы.
  • Личинка бабочек.
  • Заболевание, передающееся через вшей и блох.
  • Вылетевшая из улья семья пчел.
  • Наружные паразиты волосяных покровов человека.
  • Взрослое насекомое.
  • Парящие на поверхности воды мелкие ракообразные и другие организмы.

Ключевое слово: крестовик.


10. Тестовая работа

Индивидуальная работа с тестами.

Часть 1. Из четырех вариантов выберите только один верный.

1. К какому классу относят членистоногих, имеющих простые глаза, четыре пары ходильных ног?

2. Линька у членистоногих происходит в связи с тем, что хитиновый покров по мере роста животного:

а) изнашивается;
б) теряет свою окраску;
в) становится нерастяжимым;
г) пропускает воду.

3. Какой клещ прогрызает ходы в коже человека?

4. По характеру питания вши являются:

а) наружными паразитами;
б) внутренними паразитами;
в) хищниками;
г) потребителями мертвого органического вещества.

5. Какую роль играют наездники в хозяйственной деятельности человека?

а) опыляют культурные растения;
б) обогащают почву перегноем;
в) регулируют численность членистоногих;
г) разрыхляют почву.

Часть 2. Выберите три верных ответа из шести

В1. Чем членистоногие отличаются от других беспозвоночных?

1) тело состоит из неодинаковых члеников
2) система опоры и движения образована хитиновым покровом и мышцами
3) передвигаются с помощью лопастевидных выростов
4) кровеносная система замкнутая
5) покровы тела и мышцы образуют кожно-мускульный мешок
6) конечности расчлененные

В2. Установите соответствие между насекомым и типом его развития.

а) азиатская саранча 1) неполное превращение
б) комнатная муха 2) полное превращение
в) капустная белянка
г) колорадский жук
д) постельный клоп

В3. Установите соответствие между членистоногим животным и классом, к которому его относят.

а) медоносная пчела 1) Ракообразные
б) майский жук 2) Паукообразные
в) чесоточный зудень 3) Насекомые
г) дафния
д) креветка
е) черный таракан

Часть 1. Из четырех вариантов выберите только один верный.

1. К какому классу относят животных, имеющих три пары ног, три отдела тела (голову, грудь, брюшко), органы дыхания – трахеи.

а) насекомых;
б) ракообразных;
в) сосальщиков;
г) паукообразных.

2. Жук-навозник по характеру питания

а) хищник;
б) паразит;
в) растительноядное животное;
г) разрушитель органических веществ.

3. Человек заражается чесоткой:

а) при охлаждении тела;
б) при рукопожатии;
в) через укусы клещей;
г) через воздух.

4. Какую роль играют божьи коровки в хозяйственной деятельности человека:

а) опыляют растения;
б) обогащают почву перегноем;
в) разрыхляют почву;
г) регулируют численность членистоногих.

5. По характеру питания все стрекозы и их водные личинки:

а) кормятся растительной пищей;
б) активные хищники;
в) паразиты;
г) поедают мертвых животных.

Часть 2. Выберите три верных ответа из шести:

В1. Какие признаки характерны для насекомых

1. Одна пара усиков
2. Органы дыхания – трахеи
3. Тело состоит из головогруди и брюшка
4. Четыре пары ног
5. Функцию газообмена у большинства выполняют жабры
6. У большинства развиты крылья

В2. Установите соответствие между признаком развития насекомого и типом его развития.

а) три стадии развития 1) неполное превращение
б) личинка превращается во взрослое насекомое 2) полное превращение
в) за стадией личинки следует стадия куколки
г) личинка внешне напоминает взрослое насекомое
д) личинка, как правило, червеобразная

В3. Установите соответствие между членистоногим животным и классом, к которому его относят.

а) камчатский краб 1) Ракообразные
б) комнатная муха 2) Паукообразные
в) таежный клещ 3) Насекомые
г) паук-крестовик
д) обыкновенный комар
е) циклоп

11. Подведение итогов

12. Рефлексия

Эмоциональная оценка работы с обозначением перспективы успеха.


Вот забавная таблица.
На таблице только лица.
Повнимательней взгляни…
И для себя лицо найди…


Контрольная работа "тип Членистоногие" (2 варианта). Часть 1 - выбор одного ответа из четырех. Часть 2 - выбор трех верных ответов из шести, задания на соответствие.

Скачать:

Вложение Размер
kontr.rabota_tip_chlenistonogie.rar 15.65 КБ

Предварительный просмотр:

Часть 1. Из четырех вариантов выберите только один верный.

  1. К какому классу относят членистоногих, имеющих простые глаза, четыре пары ходильных ног?

а) головоногих; б) ракообразных; в) паукообразных; г) насекомых.

2. Линька у членистоногих происходит в связи с тем, что хитиновый покров

по мере роста животного

а) изнашивается; б) теряет свою окраску; в) становится нерастяжимым;

г) пропускает воду.

3. Какой клещ прогрызает ходы в коже человека?

а) таежный; б) собачий; в) чесоточный; г) паутинный.

4. По характеру питания вши являются:

а) наружными паразитами; б) внутренними паразитами; в) хищниками;

г) потребителями мертвого органического вещества.

5. Какую роль играют наездники в хозяйственной деятельности человека?

а) опыляют культурные растения; б) обогащают почву перегноем;

в) регулируют численность членистоногих; г) разрыхляют почву.

Часть 2. Выберите три верных ответа из шести

В1. Чем членистоногие отличаются от других беспозвоночных?

1) тело состоит из неодинаковых члеников

2) система опоры и движения образована хитиновым покровом и мышцами

3) передвигаются с помощью лопастевидных выростов

4) кровеносная система замкнутая

5) покровы тела и мышцы образуют кожно-мускульный мешок

6) конечности расчлененные

В2. Установите соответствие между насекомым и типом его развития.

Насекомое Тип развития

а) азиатская саранча 1) неполное превращение

б) комнатная муха 2) полное превращение

в) капустная белянка

г) колорадский жук

д) постельный клоп

В3. Установите соответствие между членистоногим животным и классом, к

которому его относят.

а) медоносная пчела 1) Ракообразные

б) майский жук 2) Паукообразные

в) чесоточный зудень 3) Насекомые

е) черный таракан

Из четырех вариантов выберите только один верный.

1. К какому классу относят животных, имеющих три пары ног, три отдела тела

(голову, грудь, брюшко), органы дыхания – трахеи.

а) насекомых; б) ракообразных; в) сосальщиков; г) паукообразных.

2. Жук-навозник по характеру питания

а) хищник; б) паразит; в) растительноядное животное;

в) разрушитель органических веществ.

3. Человек заражается чесоткой:

а) при охлаждении тела; б) при рукопожатии; в) через укусы клещей;

4. Какую роль играют божьи коровки в хозяйственной деятельности человека:

а) опыляют растения; б) обогащают почву перегноем; в) разрыхляют почву;

г) регулируют численность членистоногих.

5. По характеру питания все стрекозы и их водные личинки:

а) кормятся растительной пищей; б) активные хищники;

в) паразиты; г) поедают мертвых животных.

Часть 2. Выберите три верных ответа из шести:

В1. Какие признаки характерны для насекомых

1. одна пара усиков

2. органы дыхания – трахеи

3. тело состоит из головогруди и брюшка

4. четыре пары ног

5. функцию газообмена у большинства выполняют жабры

6. у большинства развиты крылья

В2. Установите соответствие между признаком развития насекомого и типом его развития.

Признак Тип развития

а) три стадии развития 1) неполное превращение

б) личинка превращается во 2) полное превращение

в) за стадией личинки следует стадия куколки

г) личинка внешне напоминает взрослое насекомое

д) личинка, как правило, червеобразная

В3. Установите соответствие между членистоногим животным и классом, к которому его относят.

а) камчатский краб 1) Ракообразные

б) комнатная муха 2) Паукообразные

в) таежный клещ 3) Насекомые

д) обыкновенный комар

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа (тесты) для тематического контроля учащихся 10 класса по основным изучаемым темам: "Политическая карта мира. География мировых природных ресурсов". Предложены 2 варианта по 16 вопро.

Итоговые контрольные работы (3 варианта) 8 класс. Второй вариант содержит задания по геометрии. Данные работы можно использовать, как проверочные работы и как задания для подготовки к ГИА в 9 классе.

Данная работа направлена на составление и отладку программ. Выполняется самостоятельно. Дома.

Наружные покровы тела человека состоят из:

  • кожи и ее производных – волос и ногтей;
  • слизистых оболочек, которые составляют барьерную функцию;
  • клеток внутренних органов.

Кожа служит границей, отделяющей внутреннюю среду организма от внешней среды.

Строение кожи. В коже человека выделяют три слоя:

  • наружный - эпидермис;
  • средний – дерму (собственно кожу);
  • внутренний – гиподерму (подкожную клетчатку).

Эпидермис образован многослойным эпителием. Клетки его внутреннего слоя размножаются, а клетки слоев, оттесняемых наружу, стареют, становясь все более плоскими и ороговевшими, а затем отмирают и слущиваются. При этом во внешнюю среду обращен слой мертвых клеток, выполняющих защитную функцию, а во внутреннюю – живых, активно размножающихся. Они содержат пигмент, от которого зависит цвет кожи. Пигмент задерживает ультрафиолетовые лучи солнца, защищает от них организм. Под влиянием солнечного света количество пигмента в коже увеличивается – кожа приобретает загар.

Защитная функция кожи. Кожа обладает большой механической прочностью, поэтому она защищает от многих повреждений ткани, органы. Благодаря функции находящихся в коже рецепторов организм получает сигналы о нежелательных для него воздействиях, что позволяет избегать ранений, ожогов и отморожений. Возбудители большинства заболеваний не могут проникнуть через здоровую кожу и слизистые оболочки во внутреннюю среду организма.

Выделительная и дыхательная функции кожи проявляются в способности в сохранении постоянства внутренней среды. Кожа не пропускает воду, благодаря чему тканевая жидкость сохраняется в организме. Избыток же воды, солей, продуктов обмена и различных шлаков выделяется через потовые железы наружу. Этот процесс, как и другие, строго регулируется. При нарушении деятельности почек концентрация солей натрия и калия в поту значительно возрастает. Через потовые железы происходит и газообмен: поглощается кислород и выделяется углекислый газ. Правда, в сравнении с легкими дыхательная функция кожи не имеет большого значения, но для самой кожи она полезна.

Роль кожи в обменных процессах. В коже сохраняются и при необходимости используются запасы питательных веществ и воды. Здесь же синтезируются вещества, необходимые для организма, в частности витамин D. По состоянию кожи можно судить о возможных нарушениях обмена веществ.

Рецепторная функция кожи. В коже много рецепторов, воспринимающих тепло и холод, прикосновение, давление, боль. Благодаря рецепторам, находящимся в мышцах и коже, человек определяет размеры, плотность, форму предметов. Особенно много рецепторов на кончиках пальцев.

Участие кожи в теплорегуляции. Благодаря потообразованию и изменениям просвета кровеносных сосудов происходит увеличение или уменьшение теплоотдачи. При высокой температуре окружающей среды теплоотдача возрастает, а при низкой – уменьшается.

Уход за кожей, ногтями, волосами

Уход за кожей. Нормально выполнять свою функцию может лишь здоровая чистая кожа. Правильный уход за кожей предотвращает ее заболевания и преждевременное старение. С поверхности кожи постоянно необходимо удалять выделения сальных и потовых желез. Умываться следует водой комнатной температуры, так как горячая вода снижает эластичность кожи, делает ее дряблой, а холодная нарушает нормальный отток выделений сальных желез, способствует закупорке их выводных протоков и образованию угрей. В подростковом и юношеском возрасте усиливается потоотделение. Нередко пот за какое-то время приобретает неприятный запах. Поэтому необходимо постоянно мыть потеющие места. Потение ног нередко связано с плоскостопием, тесной и неудобной обувью. Нерегулярное мытье ног, редкая смена чулок и носков, а также употребление в пищу острых и пряных продуктов способствует потению ног и появления резкого неприятного запаха. Кроме того, при постоянном увлажнении и раздражении потом разрыхляется и частично повреждается эпидермис, возникают потертости и трещины, через которые в дерму проникают болезнетворные микроорганизмы. При этом образуются волдыри, язвы, появляется зуд, жжение и боль, а также повышенная утомляемость при ходьбе. Необходимо следить, чтобы обувь всегда была сухой и нетесной. При сильном потении ног следует пользоваться имеющимися в аптеке специальными средствами ухода за кожей ног, содержащимися смягчающие, вяжущие, дубящие вещества.

Уход за ногтями и волосами. Если нерегулярно обрезать ногти и не следить за их частотой, под ними скапливается большое количество болезнетворных микроорганизмов. Поэтому ногти на руках и ногах всегда должны быть аккуратно обрезаны. Внешность человека во многом зависит от состояния волос. Здоровые волосы мягкие, эластичные, имеют естественный блеск. Основной способ ухода за волосами – регулярное мытье. Для улучшения роста волос полезно время от времени немного подрезать их концы, особенно если они начинают расщепляться. На питании, а следовательно, и на росте волос неблагоприятно отражается переохлаждение: происходит сужение поверхностных кровеносных сосудов и ухудшение кровоснабжения.

Гигиена одежды и обуви

Гигиена одежды и обуви. Одежда должна быть легкой и не стеснять движений. Плотные, не пропускающие воздух синтетические материалы оправдывают себя лишь в виде ветрозащитной наружной зимней куртки, надеваемой поверх теплого шерстяного свитера. Ни одним из требований гигиены одежды нельзя пренебрегать ради моды. Следует помнить, что истинно модная одежда разумна и никогда не вступает в противоречие с интересами сохранения здоровья. Обувь должна быть сухой, а зимняя – и теплой, так как охлаждение ног способствует возникновению простудных заболеваний. Тесная обувь сдавливает ногу, деформирует стопу, усиливает склонность кожи к потоотделению. Если обувь на резиновой подошве, в нее следует вложить войлочную стельку и регулярно следить, чтобы она не была влажной. Вредна обувь на очень высоком каблуке, так как неправильное положение стопы с опорой преимущественно на пальцы ведет к их деформации, резко уменьшает площадь опоры и устойчивость тела. В обуви на высоком каблуке легче потерять равновесие и подвернуть ногу, особенно если каблук тонок. Многие травмы ног связаны с неудобной обувью.

Заболевания кожи, травмы, обморожения

Причины кожных заболеваний. Причинами кожных заболеваний могут выступать:

  • неправильное питание;
  • недостаток витаминов;
  • гормональные нарушения.

Грибковые и паразитарные заболевания кожи. Стригущий лишай - распространенное грибковое заболевание кожи. Свое название он получил потому, что на пораженных местах обламываются у корней и создается впечатление, будто бы их выстригли. Существуют две формы этой болезни. Одна поражает лишь верхние слои кожи и встречается у человека. Другая форма болезни более тяжелая, бывает и у людей, и у животных, причем наиболее часто люди заражаются ею от больных кошек и собак. Болезнь требует обязательного лечения. Стригущий лишай очень заразен. Общее полотенце, чужая одежда, общение с больными животными могут стать причиной заболевания. Внутрикожный паразит – чесоточный зудень является возбудителем заразной и очень опасной болезни - чесотки. Самки клещей после спаривания прогрызают подкожные ходы и откладывают там яйца. Вылупившиеся личинки питаются тканями кожи. Наиболее часто поражаются промежутки между пальцами, кожа живота и ягодиц. В случае заболевания необходимо срочно обратиться к врачу. Чесотка излечима.

Травмы. Среди поражений кожи чаще всего встречаются ожоги и отморожения. Ожоги бывают химические и термические. Химические ожоги вызываются попаданием на нее различных едких веществ. Если ожоги возникли от попадания на кожу кислоты или щелочи, то прежде всего необходимо смыть реактив большим количеством воды. Затем, если ожог был от кислоты, полезно пораженную часть кожи промыть 2%-м раствором соды. Если кожа пострадала от щелочи, то лучше воспользоваться 1%-м раствором уксусной или лимонной кислоты. Термические ожоги бывают четырех степеней. При ожоге 1 степени кожа краснеет. При ожогах 2 степени на месте ожога образуются пузыри, наполненные тканевой жидкостью. При ожогах 3 степени возникают более серьезные нарушения. При 4 степени ожога кожа даже обугливается. При ожогах 1 и 2 степени пораженное место достаточно промыть холодной водой, а потом обработать спиртом или одеколоном. При ожогах более высоких степеней необходимо наложить на обожженное место стерильную повязку и отправить пострадавшего в медицинское учреждение.

Обморожения. Переохлаждение кожи вызывает сужение ее кровеносных сосудов, что проявляется бледностью кожных покровов. Кожа при этом теряет чувствительность. При обморожении слабой степени достаточно растереть кожу мягкой тканью до покраснения и восстановления чувствительности. При более сильном обморожении следует сделать теплоизолирующую повязку и дать пострадавшему горячее питье. Важно, чтобы отогревание тканей происходило изнутри за счет восстановления кровообращения. Теплоизолирующую повязку готовят так: отмороженный участок обкладывают ватой и тщательно укутывают, например теплым платком.

Выработка тепла и теплоотдача. Терморегуляцией называется уравновешивание выработки тепла в организме и теплоотдача во внешнюю среду. Повышение или понижение выработки тепла регулируется нервно-гуморальным путем. При понижении температуры окружающей среды происходит повышение интенсивности обмена веществ и усиление теплопродукции. При повышении температуры окружающей среды теплопродукция снижается. В теплоотдаче главную роль играет кожа. При повышении температуры внешней среды раздражаются тепловые рецепторы кожи и рефлекторно расширяются кровеносные капилляры – кожа краснеет, начинается потоотделение. При расширении сосудов через кожу протекает большее количество крови, усиливается теплоотдача, и температура тела снижается. Этим устраняется опасность перегрева. Холод раздражает холодовые рецепторы. Потоотделение при этом уменьшается, происходит сужение кровеносных сосудов, тепла отдается меньше. Температура во внутренней среде организма повышается. Параллельно происходит усиление теплообразованияТаким образом, и здесь действуют механизмы саморегуляции: отклонение температуры тела от нормы вызывает рефлексы, восстанавливающие нормальную температуру. Контроль над поддержанием верхней температурной границы осуществляют тепловые рецепторы, нижней – рецепторы холода.

Постепенное приспособление организма к неблагоприятным факторам окружающей среды, в первую очередь холоду, называют закаливанием. При этом совершенствуются сосудистые рефлексы и другие способы терморегуляции, укрепляется иммунная система. В целях закаливания организм постепенно подвергается действию низких температур воды и воздуха, осторожному облучению солнцем.

Что происходит при охлаждении тела, например при купании в реке? Сначала сужаются кожные сосуды, кровь отливает к внутренним органам, кожа бледнеет. Учащаются и усиливаются сокращения сердца, повышается артериальное давление крови, появляется озноб (непроизвольное сокращение мышц), ведущий к усилению теплопродукции. Температура тела при этом повышается. Вслед за этим кожа краснеет и возникает ощущение тепла во всем теле, так как теплопродукция начинает превышать потерю тепла. При дальнейшем охлаждении кожа вновь бледнеет, губы синеют, по телу пробегает крупная дрожь (так называемый вторичный озноб) - это признаки опасного для здоровья переохлаждения. Закаливание поддерживается регулярными закаливающими процедурами. Если их прервать, устойчивость к холоду вновь снизится. После какого-либо заболевания интенсивность и продолжительность закаливающих воздействий следует возобновлять постепенно.

Благодаря закаливанию человек способен сохранять высокую работоспособность и легче переносить климатические невзгоды.

Значение выделения. В результате биологического окисления в тканях образуются продукты распада: углекислый газ, вода, соли азота, фосфора и другие вещества. Пары воды и углекислый газ удаляются из организма легкими. Жидкие продукты распада, содержащие атомы азота, серы, фосфора и некоторые другие, выводятся из организма почками и частично потовыми железами. Избытки этих веществ вредны для организма, их содержание в плазме крови может колебаться лишь в небольших пределах. Основная функция органов выделения – поддержание постоянства внутренней среды организма, и прежде всего плазмы крови.

Органы мочевыделения. К данным органам относятся:

  • почки;
  • мочевые пути - мочеточники;
  • мочевой пузырь;
  • мочеиспускательный канал.

Кровь приходит в почки по почечным артериям. В почках она очищается от ненужных веществ и по почечным венам поступает обратно в кровоток. Ненужные вещества отфильтровываются почками и в виде мочи по мочеточникам попадают в мочевой пузырь. Выход из него в мочеиспускательный канал закрыт сфинктером – круговой мышцей, которая расслабляется лишь в момент мочеиспускания. При этом стенки мочевого пузыря сокращаются и выталкивают мочу наружу.

Строение и работа почек

Почка представляет собой парный бобовидный орган. Вогнутая сторона обращена к позвоночнику и называется воротами почек. В ворота каждой почки входит мощная почечная артерия, несущая неочищенную кровь, а выходит из них парные почечные вены и мочеточник. Вены несут очищенную от жидких продуктов распада кровь в нижнюю полую вену, а мочеточник – вещества, подлежащие удалению, в мочевой пузырь. В каждой почке различают наружное корковое вещество и внутреннее мозговое вещество почки. Последнее состоит из почечных пирамид. Их основания примыкают к корковому веществу почки, а вершины направлены в почечную лоханку - резервуар, где собирается моча перед поступлением в мочеточник.

В каждой почке находится около миллиона микроскопических единиц, в которых происходит фильтрация плазмы крови. Они называются нефронами. Нефрон состоит из капсулы, которая переходит в тонкий и длинный извитой каналец. Капсула нефрона напоминает бокал с двумя стенками. Щель между ними сообщается с канальцем. В капсуле происходит фильтрация крови: часть плазмы крови проходит через стенку кровеносного сосуда в щель капсулы. В артериолах остаются форменные элементы и белки. В каналец нефрона попадают вода, продукты распада - мочевина, соли мочевой, фосфорной и щавелевой кислот, карбонаты. Также питательные вещества – глюкоза, аминокислоты, витамины. Все эти вещества составляют первичную мочу, которая по своему составу мало отличается от плазмы крови. Первичная моча продвигается вдоль канальца, здесь из нее обратно в кровь всасываются все нужные организму вещества, в том числе и большая часть воды. В канальце остается то, что организму не нужно. Все это составляет вторичную, или конечную мочу. Из извитых канальцев моча поступает в собирательные канальцы, которые объединяются и выносят мочу в почечную лоханку. Почечные капсулы и часть извитых канальцев находятся в корковом веществе почки. Остальная их часть – в мозговом веществе почки. Там извитые канальцы впадают в собирательные канальцы, которые несут конечную мочу к верхушкам почечных пирамид. Каждая из них имеет несколько точечных отверстий, через которые моча попадает в почечную лоханку. Чтобы образовался 1 литр конечной мочи, через почечные канальцы должно пройти до 125 литров первичной мочи (124 литра всасывается обратно). Моча представляет собой концентрированный раствор солей мочевой, щавелевой, фосфорной и других кислот, а также мочевины.

Предупреждение почечных заболеваний. Нарушение работы почек приводит к изменению состава внутренней среды организма, а это влечет за собой значительные нарушения обмена веществ и работы органов. Поэтому заболевание почек опасно для жизни. При повреждении почечных капсул в канальцы попадают белки и форменные элементы крови. Они не могут всосаться обратно в кровь и удаляются с мочой. При повреждении канальцев нарушается обратное всасывание необходимых организму веществ, и они в избыточном количестве выводятся из организма и в крови возникает их недостаток. Задержка фильтрации воды приводит к отекам. Следует помнить, что через почки многократно проходит вся имеющаяся кровь. Поэтому любые вредные вещества, даже если они находятся в крови в небольшом количестве, действуют на клетки нефронов, нарушая их работу. К таким веществам относятся алкоголь, вещества, содержащиеся в острой и пряной пище (например, уксус, перец, горчица), избыток поваренной соли. Поскольку через нефроны проходит вся кровь организма, в почки могут попадать и болезнетворные микроорганизмы – из кариозных зубов, из миндалин при хроническом тонзиллите. Инфекция может распространяться и вверх по мочевым путям – от мочеиспускательного канала к мочевому пузырю, а затем по мочеточникам – к почкам. Этому способствуют пренебрежение правилами личной гигиены и охлаждение нижней части тела. Нарушение обмена веществ или избыточное потребление пищи, содержащей соли щавелевой, мочевой и фосфорной кислот, также как и задержка мочеиспускания может привести к появлению камней в почечной лоханке или мочевом пузыре, что может стать причиной мочекаменной болезни.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции