Запрет чего остановил чуму в 17 веке

Официальный сайт Московского Патриархата


В статье преподавателя кафедры церковной истории Московской духовной академии, клирика храма Иверской иконы Божией Матери в Очаково-Матвеевском г. Москвы иерея Илии Письменюка рассказывается об эпидемиях, происходивших в России, а также о связанных с ними карантинных мерах, распространявших свое действие на Русскую Православную Церковь.

В связи с распространением в 2020 г. коронавирусной инфекции Священноначалием Русской Православной Церкви был введен ряд мер по противодействию угрозе заражения населения, а также озвучен призыв Святейшего Патриарха к верующим временно воздержаться от посещения храмов. Данные меры могут показаться новыми для современного человека из развитой страны, привыкшего к тому, что большинство заразных болезней находится под контролем системы здравоохранения. Однако для наших предков на Руси и в Российской империи эпидемии были достаточно регулярной и по-настоящему страшной напастью, что постепенно привело к развитию как эпидемиологической науки, так и карантинных мер, многие из которых, пусть и в несколько изменившейся форме, остаются актуальными по сей день. Меры эти не могли обойти и порядок церковной жизни, сопряженной с присутствием в пространстве храма большого числа людей, а также личного взаимодействия, производящегося между пастырем и духовным чадом. В данной статье, которая является лишь кратким очерком по истории вопроса, мы попробуем обратить внимание на конкретные события прошлого, когда церковное и гражданское руководство совместно пытались остановить распространение опасных заболеваний.

Допетровская Русь

Чума в Москве 1770-1772 гг.

Чума в Тифлисе 1811 г.

В 1811 г. чума появилась в Тифлисе, куда, скорее всего, была занесена возвращавшимися из-под Ахалциха солдатами. На Кавказе при появлении опасных заболеваний традиционным было оставление городов и уход в окрестные местности или на возвышенности, что и было сделано приблизительно 10 тысячами человек. Практически все общественные заведения города были закрыты, а церкви превращены в склады для домашнего имущества и товаров ушедших из города людей.

Чума в Одессе 1812 г.

В следующем году чума пришла в Одессу. Градоначальником в городе то время был герцог Арман Эммануэль дю Плесси Ришелье — француз на службе российской короны. При распространении болезни Ришелье создал специальный Комитет, в который вошли как члены администрации, так и представители граждан для того, чтобы совместными усилиями противостоять болезни. Одновременно Совет одесских врачей предписал закрыть все места собраний людей, включая церкви 26 .

Холера 1830-1833 гг.

О холере, постигшей Россию в 1830-1833 гг., и той роли, которую сыграла в борьбе с ней Русская Церковь, достаточно много известно по деяниям московского митрополита и святителя Филарета (Дроздова). Потому в данном очерке будет сделана попытка обратить внимание на иные аспекты вопроса.

Изначально хотелось бы отметить, что холера была для Российской империи новой болезнью. Первые десятилетия после начала холерных эпидемий в России, пять из которых в XIX в. охватили всю страну, происходило много споров о заразности этого заболевания. Во всяком случае, на первом этапе холера считалась незаразной, что привело к значительным человеческим жертвам 27 .

В августе 1829 г. после прибытия в Оренбург каравана бухарских купцов началась вторая масштабная эпидемия холеры. Преосвященный Аркадий в связи с распространением болезни прекратил занятия в Оренбургской семинарии и работу духовной консистории (епархиальное управление). Одновременно владыка привлек духовенство для просвещения прихожан и населения края о необходимости соблюдения санитарных мер. Также священнослужители должны были докладывать о местах обнаружения эпидемий 28 . Когда холера распространилась в Уфе, епископ Аркадий распорядился, чтобы в городской больнице поселились иеромонах Левкий с причетником Алексеевым, которые ежедневно совершали богослужение, ходили по палатам, поддерживали духовно больных 29 .

Чума в Одессе 1837 г.

Богослужение было возобновлено два месяца спустя, 9 декабря того же года, и только в неоцепленных церквах, т.е. в тех храмах, где не было обнаружено чумного заболевания. Однако по приказу городского и церковного руководства были введены меры предосторожности:

  • Предварительно выверено пространство и вместимость храмов.
  • Полиция в соответствии с п. 1 впускала в храмы только определенное количество молящихся.
  • Слушать Литургию можно было только не прикасаясь друг к другу.
  • Священник благословлял народ издалека и не допускал целования креста и Евангелия.
  • На время отменялся колокольный звон 43 .

Чума в Ахалцихе 1838 г.

Как было показано выше, Русская Православная Церковь постепенно включалась в общие карантинные меры по мере развития эпидемиологической науки и убеждения в том, что болезни несут инфекционный характер и могут нанести серьезный вред населению России.

Тем не менее, Священноначалие Русской Православной Церкви и ее духовенство повсеместно играли важнейшую роль в медицинском и эпидемиологическом просвещении простого народа, что спасало тысячи человеческих жизней, хотя и сталкивалось периодически с сопротивлением, причиной которого была не столько злонамеренность, а, скорее, слабая образованность и распространение в крестьянской среде суеверных представлений. Несмотря на все трудности, Русская Церковь разделяла со своей паствой выпадавшие на ее долю испытания, старалась облегчить страдания заболевших и поддержать меры, применяемые для победы над страшными эпидемиями.

1 Марковников В. Появление чумы в России и средства предохраниться от нее, с кратким указанием способов обеззараживания (дезинфекции). М. 1879. С. 5; Новгородская 3-я летопись. ПСРЛ. Т. III. СПб. 1841. С. 223.

3 Лахтин М. Борьба с эпидемиями в до-Петровской Руси. М. 1909. С. 8.

4 Супотницкий М.В., Супотницкая Н.С. Очерки истории чумы: в 2-х кн. Кн. 1: Чума добактериологического периода. М. 2006. С. 74.

7 Васильев К.Г., Сегал А.Е. История эпидемий в России. М. 1960. С. 47-48.

9 Дополнение к Актам Историческим. Т. I. СПб. 1846. С. 20.

10 Новгородская 3-я летопись. ПСРЛ. Т. III. СПб. 1841. С. 169.

11 Новомбергсий Н. Основы борьбы с эпидемиями в допетровской Руси. СПБ. 1906. С. 3.

12 Марковников В. Появление чумы в России и средства предохраниться от нее, с кратким указанием способов обеззараживания (дезинфекции). М. 1879. С. 5.

13 Васильев К.Г. Сегал А.Е. История эпидемий в России. М. 1960. С. 65.

14 Палеев Ф.Н. Оноприенко Г.А. Молочков А.В. Эпидемия чумы XVIII века и развитие здравоохранения в Москве // Альманах клинической медицины. М. 2015. Март, 37. С. 7.

15 Васильев К.Г. Сегал А.Е. История эпидемий в России. М. 1960. С. 135.

16 Марковников В. Появление чумы в России и средства предохраниться от нее, с кратким указанием способов обеззараживания (дезинфекции). М. 1879. С. 16.

17 Там же. С. 12-13.

19 Симоненко В.Б., Абашин В.Г., Дулин П.А. Эпидемия чумы в Москве (1770-1772 гг.) // Клин. мед. 2018. 96(1): С. 88-94.

20 Марковников В. Появление чумы в России и средства предохраниться от нее, с кратким указанием способов обеззараживания (дезинфекции). М. 1879. С. 17.

22 Сироткин А.С. Чума в Москве в 1770-1772 гг. и санитарные меры правительства и московских Властей. Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология. М. 2014. С. 137-138.

23 Палеев Ф.Н., Оноприенко Г.А., Молочков А.В. Эпидемия чумы XVIII века и развитие здравоохранения в Москве // Альманах клинической медицины. М. 2015. Март, 37. С. 7.

24 Акты, собранные кавказской археографической комиссией. Том 5. Тифлис. 1873. С. 30.

26 Супотницкий М.В., Супотницкая Н.С. Очерки истории чумы: в 2-х кн. Кн. 1: Чума добактериологического периода. М. 2006. С. 351.

27 Васильев К.Г., Сегал А.Е. История эпидемий в России. М. 1960. С. 251.

28 Чернавский Н. Оренбургская епархия в прошлом ея и настоящем. Выпуск второй. Труды Оренбургской ученой архивной комиссии. Вып. X. Оренбург. 1901-1902. С. 323-324.

29 Попов А. В. Холера 1829–1833 гг. в Оренбургском крае // Тр. Оренб. ученых архив. комиссии. Вып. 21. Оренбург. 1910. С. 244.

30 Чернавский Н. Оренбургская епархия в прошлом ея и настоящем. Выпуск второй. Труды Оренбургской ученой архивной комиссии. Вып. X. Оренбург. 1901-1902. С. 324.

31 Письма Высокопреосвященнейшаго Филарета, митрополита Киевскаго и Галицкаго, к Кириллу архиепископу Подольскому. Материалы для Истории Русской Церкви. Казань. 1876. С. 46; Де-Пуле М.Ф. Отец и сын. Опыт культурно-биографической хроники // Русский вестник. Т. 118. №7-8. С. 601.

32 Полное собрание постановления и распоряжений по ведомству православного исповедания российской империи. Царствование государя императора Николая I. Том 1. 1825-1835. СПб. 1915. С. 459.

33 Там же. С. 460.

34 Там же. С. 460-461.

35 Байбакова А.И. Эпидемия холеры в Тульской губернии в 1830-1831 гг. // Тульский краеведческий альманах. Вып. №15. Тула. 2018. С. 79.

36 Полное собрание постановления и распоряжений по ведомству православного исповедания российской империи. Царствование государя императора Николая I. Том 1. 1825-1835. СПб. 1915. С. 526.

37 Там же. С. 534-535.

38 Марковников В. Появление чумы в России и средства предохраниться от нее, с кратким указанием способов обеззараживания (дезинфекции). М. 1879. С. 20-21; О закрытии церквей также см. также: Андреевский Э. О чуме, постигшей Одессу в 1837 году. Одесса. 1838. С. 15; Васильев К.Г., Сегал А.Е. История эпидемий в России. М. 1960. С. 238.

39 Андреевский Э. О чуме, постигшей Одессу в 1837 году. Одесса. 1838. С. 22-23.

40 Супотницкий М.В., Супотницкая Н.С. Очерки истории чумы: в 2-х кн. Кн. 1: Чума добактериологического периода. М. 2006. С. 375.

42 Андреевский Э. О чуме, постигшей Одессу в 1837 году. Одесса. 1838. С. 22-23.

43 Андреевский Э. О чуме, постигшей Одессу в 1837 году. Одесса. 1838. С. 62.; Супотницкий М.В., Супотницкая Н.С. Очерки истории чумы: в 2-х кн. Кн. 1: Чума добактериологического периода. М. 2006. С. 378.

44 Марковников В. Появление чумы в России и средства предохраниться от нее, с кратким указанием способов обеззараживания (дезинфекции). М. 1879. С. 22.

45 Супотницкий М.В., Супотницкая Н.С. Очерки истории чумы: в 2-х кн. Кн. 1: Чума добактериологического периода. М. 2006. С. 383.

46 Устав о карантинах (составленный по Своду Законов изд. 1857 г. и по Продолжению 1876 года). М. 1879. С. 42.; Свод законов Российской империи. Т. 13. Уставы о народном продовольствии, общественном призрении и врачебные. СПб. 1857. С. 235.

47 Попов А. В. Холера 1829-1833 гг. в Оренбургском крае // Тр. Оренб. ученых архив. комиссии. Вып. 21. Оренбург. 1910. С. 56-57.

Поделиться сообщением в

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

В наши дни жизнь в британской деревушке Иэм течет неторопливо, и по ее улочкам бродят редкие туристы. А 350 лет назад, во время чумы, ее жители принесли себя в жертву, чтобы остановить распространение эпидемии, рассказывает корреспондент BBC Travel.

В августе 1667 года Элизабет Хэнкок за восемь дней потеряла своих шестерых детей и мужа.

Завязав лицо платком, чтобы защититься от запаха разложения, она оттащила их тела на ближайшее поле и похоронила.

Семья Хэнкок пала жертвой чумы, эпидемии которой опустошали Европу в XIII-XVII столетиях. В результате этих эпидемий, по современным оценкам, умерло примерно 150 миллионов человек.

Особенно печальную славу обрела эпидемия 1664-1666 годов, последняя из серьезных в Англии.

В одном лишь Лондоне болезнь выкосила 100 тысяч человек - около четверти населения британской столицы.

И вот в разгар этого мора жители тихой деревни Иэм в английском районе Пик-Дистрикт (где жили и Хэнкоки) решились на самоотверженный поступок, равных которому в британской истории найдется немного - и их действия помогли остановить шествие по стране смертельной болезни.

Сейчас в Иэме, что в 50 километрах к юго-востоку от Манчестера, тишь да гладь. На окраинах дети собирают по изгородям крупную черную ежевику, вниз по крутым улицам проносятся велосипедисты, скользя колесами по палой листве.

В деревне, где сейчас живут 900 человек (большинство ежедневно ездит на работу в другие города), присутствуют все необходимые английские атрибуты: пабы, уютные кафе и идиллическая церковь.

Но 350 лет назад в этой деревне царила Черная смерть. Улицы были пусты, на дверях - белые кресты, из домов доносились стоны и крики умирающих.

Чума докатилась до Иэма летом 1665 года, когда торговец из Лондона прислал местному портному Александру Хэдфилду ткань с чумными блохами. Уже через неделю подмастерье Хэдфилда Джордж Викерс скончался в тяжких мучениях. Вскоре слегли и умерли все члены этого семейства.

До тех пор чума распространялась в основном по югу Англии. Опасаясь, что эпидемия может пойти дальше на север страны, опустошая города и деревни, сельчане поняли, что вариант для них остается только один: ввести карантин.

Под руководством приходского священника Уильяма Момпессона они самоизолировались и обозначили границы деревни камнями, за которые решили ни при каких обстоятельствах не выходить - даже не имея видимых симптомов заболевания.

"По сути это означало, что все они никак не могли избежать контактов с уже зараженными людьми", - объясняет Кэтрин Роусон, секретарь Иэмского музея, хранящего историю борьбы с чумой.

Жители разработали целый план: они не могли покидать деревню, но и посторонние не должны были попадать на ее территорию. При этом нужно было организовать доставку продовольствия и других припасов.

В межевых камнях, установленных вокруг деревни, были выдолблены углубления, в которых жители оставляли смоченные в уксусе монеты (они считали, что уксус обладает дезинфицирующими свойствами). Торговцы из соседних деревень забирали монеты и оставляли мясо и зерно.

Межевые камни сохранились и по сей день. Они расположены на расстоянии чуть меньше километра от деревенских окраин.

Эти плоские, грубо отесанные глыбы сейчас служат туристической достопримечательностью, а края углублений для монет отшлифованы многими поколениями детей, засовывавших туда любознательные пальцы.

На дне некоторых поблескивают монеты, оставленные туристами в память жертв чумы.

Камни стоят на одном из прогулочных маршрутов, опоясывающих деревню. Еще одна живописная тропа идет к югу среди сосен и дубов, достигая через полтора километра Колодца Момпессона, где торговцы тоже оставляли припасы для жителей деревни.

Достаточно ли спокойно восприняли в Иэме новости о карантине - доподлинно неизвестно.

Некоторые из жителей попытались уехать, но похоже, что большинство стоически приняло такой поворот судьбы и поклялось перед Богом оставаться дома.

Уехавших сельчан не ждали в других местах с распростертыми объятиями.

Одна женщина отправилась из Иэма на рынок в деревню Тайдсуэлл в восьми километрах к западу. Когда там узнали, откуда она приехала, ее забросали объедками и грязью, выкрикивая: "Чума! Чума!".

По мере того, как умирали жители, деревня постепенно приходила в упадок. Дороги разрушались, бесхозные сады зарастали и дичали.

В полях пропадал несобранный урожай, и оставалось надеяться лишь на поставки продовольствия из соседних поселений.

За каждым углом в самом прямом смысле слова таилась смерть: никто не мог знать, кто умрет следующим от страшной и непонятной болезни.

Чума в 1665 году, наверное, напоминала лихорадку Эбола в 2015-м - но вакцин тогда не было, а багаж медицинских знаний был куда более скудным.

В Иэме предпринимали свои импровизированные меры в попытке остановить чуму. Тем не менее в первой половине 1666 года умерло 200 человек.

После того, как скончался каменотес, сельчанам пришлось самим гравировать свои имена на могильных плитах.

Многие, как Элизабет Хэнкок, сами хоронили близких - чтобы избежать контакта с заразой, тела тащили по улицам за веревки, привязанные к ногам.

Церковные службы проводились на открытом воздухе, чтобы снизить риск распространения инфекции, но к августу 1666 года чума разгулялась всерьез: из 344 жителей умерли 267.

Считалось, что те, кто не заразился, обладали некими особыми качествами (современная наука считает, что дело было в хромосомах), уберегавшими их от болезни.

Более суеверные люди полагали, что от чумы могут спасти ритуалы - к примеру, курение табака и истовые молитвы.

Дженни Олдридж, сотрудница британской некоммерческой организации по охране памятников National Trust, работающая в поместье Иэм-холл, рассказывает, что жертвы чумы понимали, что заразились, когда начинали чувствовать сладковатый запах.

Жена Уильяма Момпессона Кэтрин за день до того, как слечь, заметила, что воздух пахнет сладко - так Момпессон узнал, что она обречена.

Обоняние жертв таким образом реагировало на начинавшийся распад и гниение собственных внутренних органов.

"Вдобавок считалось, что зараза передается по воздуху через миазмы, поэтому жители деревни носили набитые ароматическими травами маски, - говорит Олдридж. - Некоторые даже скрывались в выгребных ямах, считая, что сильная вонь отпугнет чуму".

Через 14 месяцев чума ушла столь же быстро, как и наступила. Жизнь постепенно вернулась в нормальное русло, довольно быстро возобновилась и торговля: добыча свинца, основной промысел Иэма, была слишком выгодной, чтобы ее забросить.

Сейчас в Иэме живут в основном люди, работающие в соседних Шеффилде и Манчестере, но в округе по-прежнему хватает ферм, мало изменившихся за прошедшие столетия.

На поляне в центре деревни до сих пор сохранились старые кандалы, к которым приковывали провинившихся, а неподалеку гордо возвышается Иэм-холл, большой особняк XVII века.

Но сразу бросаются в глаза и зеленые таблички со списками умерших на тех домах, по которым прошлась чума.

Эти таблички служат постоянным напоминанием о том, что многие обитатели английского севера обязаны своей жизнью самоотверженным сельчанам старого Иэма.

Как научный прогресс отучил Запад пользоваться мылом и горячей водой

Фото: Leemage / Corbis / East News

Бросок катапульты

К середине XIV века Европа не знала чумы уже почти восемьсот лет подряд — чумная палочка не была эндемичной для этих территорий, а переносившие ее крысы и блохи определенных видов сами по себе никак не могли попасть из Китая на противоположный конец материка.

Это вызвало невиданную катастрофу: наиболее пострадавшие от чумы страны лишились от трети до половины населения. Общее число умерших оценивается в несколько миллионов человек.

С той поры чума не покидала Европу: местные блохи (крысиные) и сами крысы стали ее постоянными носителями. Крупные эпидемии случались в Старом Свете вплоть до XVIII века.

Эпоха невежества и мракобесия?

Увы, эти представления, базирующиеся на лучших исследованиях исторической науки XVIII-XIX веков, уже в прошлом столетии не выдержали проверки фактами.


Фото: Hulton Archive / Getty Images

В Париже еще в XIII веке число общественных купален исчислялось десятками, а британский энциклопедист XII века, монах Александр Неккам писал, что просыпался по утрам от слишком громких криков банщиков, зазывавших людей в свои заведения. Единственное, что серьезно смущало церковь в этих местах, — то, что их часто использовали несколько не по назначению.

Находки в тирольском замке Лемберг показали, что в средневековой Европе были не только запечатленные на множестве средневековых миниатюр брэ (к XV веку выглядевшие как семейные трусы), но и бюстгальтеры и женские трусы вполне современного вида. Более того, Мишель Монтень (XVI век) упоминает о манере менять это белье с частотой, которую практикуют, к сожалению, далеко не все наши современники.


Изображение: Antithesis Christi et Antichristi (Jenský kodex/Jena Codex), Praha, Knihovna Národního muzea, IV.B.24, fol. 80r

Изобретение карантина


Лазарет Дубровника (здание XVII века)

До чего довел прогресс

Чумные пандемии резко повысили интерес к медицине: вся Европа осознала важность этой науки. Особо любознательные медработники от ознакомления с античными теориями Галена перешли к практическим опытам по вскрытию трупов и — со второй половины XV века — к собственной теоретической работе.

В начале Нового времени врачи выдвинули гипотезу, что миазмы, исходящие от земли, вызывают болезни тем легче, чем уязвимее к ним сам человек. Мытье же, расширяющее поры организма, сильно облегчает миазмам путь внутрь организма. Вердикт: все эти общественные купальни и бани не повышают шансы выжить.


Б. Луини. Купание нимф. Фреска. Миланская Брере.

Забавное наложение не совсем корректной гипотезы нарождавшейся современной медицины на эпидемию импортированного из Америки сифилиса дало свои плоды: среди населения распространилось мнение, что мыться вредно. Разумеется, победа разума над безрассудным мытьем была не мгновенной. Дневник немецкого торговца Лукаса Рема фиксирует, что в мае-июне 1511 года он мылся 127 раз — существенно чаще, чем мы с вами.

Ничего странного в этом нет: тогда совместное мытье в бане или купальне хозяин часто предлагал гостю (в том числе — во время торговых сделок), как наши современники предлагают выпивку. Но активная пропаганда сторонников модной теории миазмов меняла ситуацию. Всего через три десятка лет Генрих VIII уже запрещает бани в окрестностях Лондона.

Итоги перехода от Средневековья к Новому времени в гигиеническом плане были печальны. Еще недавно регулярно мывшиеся европейцы часто вообще перестали делать это — врачи не советуют! Учитывая, что другие рекомендации врачей того времени (например, строгий карантин во время лондонской Великой чумы XVII века) явно работали, то и к этим прислушивались.

Чистые русские варвары



Русская баня XVII века

Изображение: Оудовъ Ларьць

О пользе вреда

Чума вызвала самые крупные и губительные эпидемии в истории человечества — сопоставимые по последствиям с мировыми войнами. Однако даже несмотря на отсутствие систематических медицинских познаний, люди уже в Средние века смогли выработать достаточно целесообразную систему мер по карантину и захоронениям умерших, что позволяло встретить последующие чумные волны во всеоружии. Ни одна из эпидемий больше не уносила основную часть населения крупных западноевропейских стран, а обострившемуся общественному интересу к проблеме болезней мы фактически обязаны возникновением современной медицины, занявшейся не только изучением трактатов древних, но и самого человеческого тела.

Юстинианова чума

Первая задокументированная крупная эпидемия началась в 540-х годах нашей эры. Ученые до сих пор не пришли к единому мнению, откуда пришла чума – из Византии, Эфиопии или Египта.

Причиной страшной эпидемии стала бактерия чумная палочка Yersinia pestis, которая живет на грызунах и блохах – от них она и передавалась людям, заставляя их умирать в мучениях.

Во время начала эпидемии в Византии правил император Юстиниан I, потому заболевание назвали Юстиниановой чумой.

Эпидемия длилась двести лет – до 750 года. Точное число умерших от чумы назвать невозможно, однако историки сообщают о 25-30 миллионах жертв – а это 13 % от всего населения планеты в то время.

Черная смерть

Самой трагической пандемией в истории человечества считается бубонная чума, которая длилась с 1346 по 1353 год и, по подсчетам историков, унесла жизни от 75 до 100 миллионов человек – это 30-60 % жителей Европы того времени.

Бубонную чуму, вызванную все той же чумной палочкой Yersinia pestis, прозвали Черной смертью. Это обусловлено не только страхом и горем, которые принесла зараза, но и тем, что переносчиками были черные крысы, которые на торговых судах приплывали из Центральной Азии.

Именно во время второй пандемии чумы в Европе появились знаменитые чумные доктора. Власти оплачивали услуги врачей, которые оставались в городе до конца эпидемии – ухаживать за заболевшими, пытаться лечить их нехитрыми средствами, но чаще всего собирать и хоронить трупы. Есть мнение, что чумными докторами становились посредственные врачи, которые не могли найти другую работу, либо выпускники медицинских факультетов, которые хотели быстро нажить состояние и заработать себе славу.

Интересно, что впервые бубонную чуму укротили советские ученые – во время очередной ее вспышки в 1947 году в Манчжурии они применили антибиотик стрептомицин, который вылечил даже тяжело больных пациентов.

Третья холерная пандемия

Холера – это смертельная кишечная инфекция, которая связана с антисанитарией. Ее возбудитель – бактерия под названием холерный вибрион. Болезнь известна человечеству с древних миров, она даже упоминается в трудах Гиппократа.

Истории известно несколько эпидемий холеры, однако самой страшной считается третья по счету, которая бушевала в период с 1852 по 1860 год. Тогда под основным ударом оказались Европа и Российская империя. Однако здесь холера не остановилась – она достигла побережий Черного и Азовского морей, а затем перекинулась на территорию Польши и современной Украины.

В России во время третьей эпидемии холеры умерло более 1 миллиона человек.

Натуральная оспа

Первые эпидемии оспы были зафиксированы в Азии с IV по VIII век нашей эры. На тот момент медицина была не развита, врачи не знали, с чем столкнулись, а потому погибло 40 % жителей Японии, примерно такая же участь ждала Китай и Корею. Позже, в XVII-XVIII веках, оспа добралась и до Европы с Россией – каждый год от страшной болезни умирало почти 1,5 миллиона человек.

Когда в мире бушевала оспа, люди не только умирали, но и становились инвалидами. Они полностью или частично теряли зрение, а их тела и лица покрывались многочисленными рытвинами. Таких людей, по мнению историков, всего было более 20 миллионов.

К 1928 году людей повсеместно стали прививать от натуральной оспы. Вклад в мировую борьбу с оспой внесли и советские ученые – они изготовили 25 миллионов вакцин. Последний случай заражения оспой был зарегистрирован в 1977 году, с тех пор эта страшная болезнь официально считается побежденной.

ВИЧ и СПИД

Ученые всего мира причисляют ВИЧ и СПИД к самым смертельным и опасным пандемиям в истории человечества. За полвека от заболевания скончались около 30 миллионов человек.

Стоит понимать, что ВИЧ – это вирус иммунодефицита человека, который является возбудителем ВИЧ-инфекции. Ее терминальная стадия называется СПИД – синдром приобретенного иммунодефицита, который и является смертельно опасным для человека.

Современная медицина пока не может однозначно сказать, откуда появился ВИЧ. Самую распространенную версию, что вирус был передан человеку от обезьяны на западном побережье Африки, и по сей день подвергают критике.

Однако доподлинно известно, что ВИЧ стал стремительно распространяться по планете с начала 1960-х годов. Спустя 20 лет, в 1981 году, американские ученые выступили с отчетом о заболеваемости и смертности от вируса – это официально считается датой начала эпидемии ВИЧ и СПИДа.

По данным 2020 года, в мире живут 38 миллионов ВИЧ-положительных, причем 2/3 из них в Африке. В России зафиксировано более миллиона ВИЧ-инфицированных, из них на диспансерном учете состоят 70 %. Есть мнение, что цифры занижены, так как очень много недиагностированных случаев. Именно поэтому нужно просвещать людей по поводу ВИЧ и опровергать заблуждения об этой инфекции, из-за которых заболевших стигматизируют, заставляя их скрывать свою болезнь и не лечить ее.

ВИЧ-инфекция на ранних стадиях никак себя не проявляет. Если человек вовремя обращается к врачу и начинает лекарственную терапию, то он живет долго и полноценно. Более того, современные препараты позволяют ВИЧ-положительным женщинам рожать здоровых детей. При длительном и правильном приеме таблеток вирусная нагрузка настолько снижается, что вирус уже не обнаруживается в крови – а значит, не представляет угрозы ни для человека, ни для окружающих.

Увидели ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите "Ctrl+Enter"

ЧУМА: СПАСИБО ЗА ПОБЕДУ КРАСНОЙ АРМИИ

Первой из страшнейших зарегистрированных эпидемий стала Юстинианова чума. Она охватила всю территорию тогдашнего цивилизованного мира во время правления византийского императора Юстиниана I, свирепствовала в 541—750 гг. и унесла жизни более 100 млн человек. В XIV веке случилась вторая крупнейшая эпидемия, которая прокатилась по Европе , Азии и Северной Африке , погибло 60 млн больных. Всего жертвами чумы по оценкам экспертов стало от 200 до 300 млн человек.

Чумная палочка (Yersinia pestis) живет в организмах грызунов , а ее переносчиком являются блохи. Болезнетворная бактерия размножается в пищеводе блохи и создает чумной блок (пробку). При укусах часть микробов смывается током крови и попадает в организм жертвы, вызывая заражение.

Победить чуму удалось благодаря разработкам советских ученых из НИИ эпидемиологии и гигиены Красной Армии. Они создали антибиотик стрептомицин, в 1947 году лекарство помогло полностью излечить первых пациентов. Сейчас в мире случаются отдельные вспышки чумы, при правильном лечении смертность не превышает 5 - 10%.

ОСПА: БОЛЕЮТ ВСЕ

Натуральной оспой страдают только люди, ее возбудитель - вирус variola. Инфекция передается воздушно-капельным путем и через предметы обихода. Сначала на коже появляются пузырьки (оспины), вскоре они превращаются в эрозии. Также оспины развиваются на слизистых оболочках носа, ротоглотки, гортани, на внутренних органах. У больного может развиться инфекционно-токсический шок и внутренние кровотечения.

Победить оспу удалось благодаря вакцинации. Еще в 1796 году английский врач Эдуард Дженнер втер в надрез на руке восьмилетнего мальчика содержимое из пузырьков с кожи доярки, заразившейся коровьей оспой (это легкая форма болезни, передающаяся людям от коров). Затем ребенку привили натуральную человеческую оспу, мальчик не заболел.

В 1800 г. ввели обязательную вакцинацию в английской армии и на флоте, в 1807 г. началось первое в мире всеобщее оспопрививание в Баварии . В Советском Союзе обязательная прививка от оспы появилась в 1924 году, а в 1958 году СССР предложил программу искоренения оспы во всем мире. ВОЗ поддержала разработки советских медиков, приняв соответствующую резолюцию. Благодаря всеобщей вакцинации человечества оспу удалось полностью уничтожить, о чем ВОЗ торжественно объявила в 1980 г.

ТИФ: СПУТНИК ВОЙН ПАЛ ЖЕРТВОЙ АНТИБИОТИКОВ

Эта лихорадка, которая сопровождается помрачением сознания, часто была спутником войн. Историки отмечают, что в Русско-турецкую войну 1768 - 1774 гг. от сыпного тифа людей погибло больше чем на поле сражений. В голодное послереволюционное время в 1917 - 1921 гг. в России тиф унес жизни более 3 млн человек.

Сыпной тиф переносят платяные вши, брюшной передается через продукты питания. Возбудители сыпного тифа поражают стенки сосудов, в том числе в центральной нервной системе, что ведет к появлению бреда , помутнению сознания. Высок риск внутренних кровотечений, в том числе мозговых, в результате которых больные погибают.

При брюшном тифе быстро происходит интоксикация организма, пациент страдает от диареи, развивается обезвоживание, часто также происходит нарушение сознания, начинаются бред и галлюцинации.

В 1942 году в СССР появилась эффективная вакцина от инфекции, а полностью победить болезнь удалось благодаря антибиотикам. Сейчас вспышки тифа встречаются в Северной Африке и Юго-Восточной Азии. Чаще всего люди заражаются через воду и продукты. Туристам рекомендуется делать прививки против брюшного тифа и строго соблюдать правила гигиены.

ХОЛЕРА: СПАСЛА ВАКЦИНА ОТ УЧЕНИКА ИЛЬИ МЕЧНИКОВА

Об этой болезни писал еще Гиппократ, она очень быстро распространялась и уносила миллионы жизней. Крупнейшая эпидемия в России случилась в 1848 г., когда официально было зарегистрировано более 1,8 млн заболевших и 690 150 случаев смерти.

В конце XIX века появилась первая вакцина от холеры. Ее создал Владимир Хавкин , ученик знаменитого биолога, нобелевского лауреата Ильи Мечникова . Хавкин эмигрировал в Париж , устроился в Институт Пастера , и в 1892 г. испытал на себе и нескольких друзьях новую вакцину. Эксперимент прошел успешно. Сейчас ВОЗ считает вакцинацию основным средством борьбы в очагах холеры. Лечится инфекция антибиотиками.

Вспышки холеры регулярно случаются в развивающихся странах. Этим летом инфекция свирепствует в Южном Судане , где по официальным данным зарегистрировано больше 1700 больных и несколько десятков умерших.

ВОПРОС-РЕБРОМ:

Могут ли вернуться в нашу жизнь катастрофические эпидемии?

КСТАТИ

История показывает, что даже при самых страшных эпидемиях человечество всегда как-то выживало, приспосабливалось. Например, когда свирепствовала чума, около 3% заболевших выздоравливали благодаря особым вариантам генов. А еще было замечено, что болезнь часто обходит стороной кавалеристов - оказалось, чумные блохи не выносят конский пот. В общем, выход так или иначе находится. Когда-то казалось, что люди могут вымереть от сифилиса, а сейчас его без особых сложностей полностью вылечивают антибиотиками.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Всемирная организация здравоохранения объявила о том, что лихорадка Эбола опасна для всей планеты. Но, как выясняется, не только она

САМАЯ ЗЛАЯ ЛИХОРАДКА

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции