Все ненцы живут в чумах

Об удивительном самобытном народе рассказывает фотограф Александр Романов.

автор Екатерина Максимова/фото Александр Романов

Они пьют оленью кровь, хранят память о предках в виде безголовых кукол, их дети спят прямо на снегу. Казалось бы, что-то очень далекое от нас, инопланетяне. Но сами ненцы считают себя неотъемлемой частью России и очень горды этим.



Я работаю в тундре геологом уже 20 лет. У меня много призов за фотографии, но я до сих пор считаю себя любителем, потому что не зарабатываю этим на жизнь. Мне просто так повезло, что к месторождениям, где я работаю, близко подходят стойбища ненцев, я могу путешествовать и снимать их жизнь. Гостинцы привожу, вещи детские. Вот на этой фотографии(см. заглавное фото наверху) я привез детям конфеты, угостил их, они были безумно счастливы. Просто повезло, что я момент этот поймал, когда они конфеты грызли. Фотографию я сделал осенью 2012 года на Тазовском полуострове. Малышей этих я очень хорошо знаю и знаю их родителей. Можно сказать, эти дети растут у меня на глазах.

Вообще я живу в Тюмени. Вахтой летаю через месяц в Ямбург — заполярный вахтовый поселок в Надымском районе Ямало-Ненецкого автономного округа. В тот мой приезд на стойбище было три семьи, это их малыши. Дети ненцев живут с родителями до первого класса. Как только подрастают, их вертолетом забирают в поселок Антипаюту, в детский интернат. Там они учатся до 11-го класса, а потом уж кто как. Кто-то уезжает в Питер учиться в Институт народов Севера, кто-то возвращается в поселок. Честно говоря, мало кто возвращается в тундру. Но есть такие, кто без нее не может жить: без свободы, без оленей.



Сейчас у ненцев хорошая тенденция — очень много детей. Недавно вроде снимал, было четверо детей в семье, а сейчас смотрю — уже семеро. Каждый год по ребенку. Можете представить, в каких условиях эти дети растут? Наши бы точно не выжили. Морозы, 40-50 градусов ниже нуля. Так вот дети спят прямо на снегу. Потому что чум топится, только когда воду для чая надо вскипятить или приготовить пищу. Дрова — это ведь большая ценность здесь. Потому что редкость: иногда кустов нарубят каких-нибудь или геологи дров привезут, только этим и отапливаются. А так согреваются шкурами. Доски кладут на снег, потом стелют шкуру, сами в шкуры одеваются.

Они кочуют, ходят вслед за солнцем по часовой стрелке. Идут за оленями. Неделю стоят в одной точке, потом снимают чум, переходят на новое место. Вот выел олень ягель на этом пастбище — пошли дальше. Оленя они не режут. Они его душат. Это часть ритуала очищения. Потом они пьют кровь. Я тоже пил, нормально. Просто им негде купить овощей и фруктов. Витамины могут получить только из крови оленя. Если они перестанут ее пить, иммунитет ослабнет, человек сразу заболеет цингой.



Ученые говорят, ненцы существуют уже более 600 лет. На территории Ямало-Ненецкого округа было около 150 народностей. На протяжении многих лет они воевали за территории, за пастбища для оленей. Можно сказать, ненцы поглотили другие народности. Даже если по карте посмотрите, Ямало-Ненецкий автономный округ больше, чем тот же Ханты-Мансийский.

Ближе к северу ненцы более самобытные, у них очень сложный мир. Мы живем с представлениями об аде и рае. А у них 7 миров. Три относятся к раю, три — к аду, а живут они в центральном мире, срединном. Они очень четко соблюдают ритуалы. Главная ценность в их жизни — это родные и природа.

Я знаю своих предков до прабабушки и прадедушки. А они знают родственников до шестого колена. Этих родственников они везде возят с собой. Серьезно, у них есть специальные куклы — маленькие, без головы. Эти куклы символизируют их родственников. Иногда у человека есть символизирующий его предмет. Вот они мне рассказывали про родственника, который ехал как-то по Обской губе, вокруг слепящий белый снег и вдруг видит он — черный камень. Мы понимаем, что это осколок метеорита. А для них — знак, он этот камень понес шаману, тот сказал: этот камень будет внутри твоей куклы, когда умрешь. Так и сделали. У них нет фотографий, чтобы сказать: это моя прабабушка, это прадедушка. У них есть куклы. Они помнят, кто это, знают имена, истории этих людей. То есть, представляете: чум, шесть-семь детей, взрослые, старики и еще все эти родственники. Что вы, это мир в мире. Когда к ним в чум попадаешь, такая движуха начинается, это правда очень интересно.



Я слышал, сейчас в Уренгое и Салехарде открывают этнические туристические маршруты. К нам сложнее попасть, здесь закрытая зона, нужно получить множество разрешений, пропусков. Мне просто повезло, что я здесь работаю. Собственно, кроме меня, никто в этих местах и не снимает. Но в районе Салехарда можно увидеть тех же ненцев. Они там стоят и тоже вполне самобытно живут. В прошлом году я ходил в экспедицию на лодках в Надым, мне очень понравилось. Почему, вы думаете, иностранцы хотят туда поехать?Потому что это исконная культура. И люди спешат сюда, потому что самобытность потихоньку уходит. Мобильные, планшеты, снегоходы, квадроциклы — все это появляется и у народов Севера. Зарабатывают они на рыбе и оленине. У них есть богатые и бедные. И сейчас это очень заметно. У богатой ненецкой семьи есть спутниковый телефон, спутниковая тарелка на чуме, все сидят — смотрят телевизор. Но что интересно. Вот стоят их лодки, отличные японские, где один только двигатель тысяч двести-триста стоит, без замков. Просто стоят посреди тундры, как-то они доверяют друг другу.





Дети у них играют все время. Игрушки в основном национальные. Одну они подарили моей дочери. Клюв лебедя, обшитый тряпочкой так, что клюв — это вроде голова, а тряпочка — наряд. От дочери я им привычные для нас игрушки привожу, им тоже очень нравится. Они радуются малому. Знаете, здесь каждую мелочь одушевляют. Вообще очень ценят предметы, передают их из поколения в поколение. Вот у них дети спят до сих пор в люльках. Я видел такие люльки, которым лет по 200-300. Представляете, сколько там поколений выросло. Они замечательно живут, у них нет ничего лишнего.

Мне 43 года. И я только сейчас начинаю многие вещи переосмысливать. Вот мы так живем, что нам все надо: коттедж, машину, надо кучу всего. С возрастом понимаешь, что нужно на самом деле не так много: когда умрешь, ничего с собой не возьмешь. Вот у них это знание не с возрастом приходит, а как будто врожденное.



Они очень любят Россию. Считают и чувствуют себя частью России. Я приезжаю к ним, привожу новости об Украине. Их все это очень волнует. Они не могут понять того, что сейчас между нашими странами происходит. Ведь их деды воевали на фронте во время Великой Отечественной, и тогда все были вместе; не верят они в такое, понять не могут, как это возможно.



Коренные народы Севера в современном мире

На Ямале люди стараются жить в ладу с природой, как жили их предки. В Заполярье пасется крупнейшее в мире стадо оленей — 700 тыс. голов, вместе с ним кочуют ненцы — представители коренной народности Крайнего Севера. Цивилизация здесь пока еще не победила.



Фото Романа Мухаметжанова

Ходьба без правил

Строительство все новых и новых объектов нефтегазового комплекса оборачивается острой нехваткой пастбищ. Они сократились уже практически на треть от былых 700 миллионов гектаров. Стада вынуждены уходить все дальше в зону арктических пустынь.

— Столкновение с техногенной цивилизацией становится для этноса не просто испытанием, а самой серьезной угрозой для выживания, — рисует апокалиптическую картину эколог Худи. — Пугливым оленям не забодать железного соперника, они вынуждены отступать, по пути теряя поголовье. А когда исчезает оленеводческая отрасль, то вслед за ней исчезают целые народы.



Фото Романа Мухаметжанова

— Для всех скорость не больше шестидесяти, — не без обиды рассказывал один газпромовский деятель. — А эти прут напролом, и ничего не сделаешь. Тащусь за ними, как пастух, на джипе.

От полярной звезды слева



Фото Романа Мухаметжанова

Бригада Сэротетто каслает в самой северной части Ямальского полуострова. Три тысячи оленей, восемь чумов, одиннадцать пастухов и восемь чумработниц (эти должности занимают жены оленеводов). В отличие от обыкновенных домохозяек, им идет стаж и начисляется пенсия, что справедливо — все тяготы кочевой жизни они делят наравне с мужчинами.

К приезду гостей забили оленя. Такая традиция: преподнести прибывшим свежевырезанную почку с кровью. Отважился принять угощение только пилот Николай – у него дедушка был оленеводом, детство прошло на стойбище. Остальным досталось сваренное в котле оленье мясо. Руководила котлом жена Сергея Галя, без всякой пробы, на глазок, определяя готовность. Куски получились недоваренными.

– Сырое есть полезнее, — сказала она. – От цынги помогает, а после долгой варки никакой пользы.

У самой Галины все зубы на месте, что косвенно подтверждало ее жизненные выводы. Но некоторые члены бригады явно злоупотребляли кулинарией.

– В городе учились, — утонила Галя. — У всех, кто после института, плохие зубы.

Похоже, гранит науки оленеводам не на пользу.

– Как же без учебы? – не поняла шутку Галина. – В тундре нужны ветврачи, зоотехники. Один мальчик на рентгенолога учится. УЗИ будет делать оленям, как в Финляндии. Уже и аппарат в чемоданчике купили.

Это какой-то сюр! Сидим на краю земли, в чуме с печкой-буржуйкой, на шкурах, поджав ноги, потому что другой мебели здесь нет, едим, как первобытные, руками, а тут – УЗИ! Оленям! Буднично так…

Сергей, в своем углу живописавший приезжим, как правильно бросать аркан с плеча, доволен, что и его благоверная не подкачала, удивила гостей. Галина от смущения зарывается лицом в подушку: тише надо было говорить, все-таки не она здесь главная, а муж,. Ему решать, что про ненцев рассказывать, а что нет.

Сэротетто – знатный оленевод, с заслугами перед Родиной: лауреат Государственной премии, заслуженный работник сельского хозяйства, орденоносец и т.д. В такт каждой заслуге его жена Галя загибает пальцы, чтобы муж чего-нибудь не упустил. И правильно, а то однажды не сказал сразу, кто он такой — приезжий чиновник полчаса тыкал в карту, показывая дремучему аборигену город Москву.


.Знатный оленевод Сергей Сэротетто. Фото Романа Мухаметжанова

– Не все! – поправляет жену Сергей под дружный хохот бригады.– У нас еще олени без партбилетов.

– Ну ее, эту политику, — пугается Галя, — давай лучше чаю попьем.


Галина — хранительница очага и любимая жена ясавея Сэротетто. Фото Романа Мухаметжанова

Чум у ненцев ставит только женщина. Никаких исключений – будь ты хоть больная или беременная. Однажды, на восьмом месяце, Галя неловко повернулась под грузом и родила мальчика прямо посреди тундры.

– Ничуть не испугалась, – уверяет она. – Быстро обложила ребенка сухим ягелем, обмотала в теплое и, уже пустая, стала заканчивать чум. Муж стадо пригнал, а у нас и печка горячая, и сынок спит.

Похоже, небесный знак был и при рождении галиного первенца. Со счастливой улыбкой она вспоминает, что тогда Сергей поцеловал ее первый раз в жизни. Такого не было, даже когда поженились. Ненцы очень сдержанны в чувствах, на людях стараются вообще их не показывать. Если в тундре заискрила любовь и рождается новая семья, миру об этом объявляют самым простым способом: девушка начинает ладить новый чум, а парень ставит нарты поближе к этому месту.

Бывает и по другому. Лиде, распивающей с нами чай, нашел жениха отец. Девушка суженого знать не знала, он каслал в другой бригаде, за тысячу километров отсюда. Но любовь получилась, потому что отец не мог ошибиться, выбирая для дочери судьбу.

– Пока еще у ненцев принято слушать старших, — просто говорит Лидия. — Это важно: как ветка питается от корня, так и детям передается родительская мудрость.

Лида, между прочим, закончила институт, имеет диплом ветеринара. С образованием бы и в городе не пропала, но тоска по тундре была такой сильной, что девушка едва не зачахла, пришлось отцу поторопиться с выбором жениха.


Высшее образование не разлучило чумработницу Лиду с тундрой. Фото Романа Мухаметжанова

Сейчас у них уже двое детей – пяти и шести лет. Еле-еле вытолкали в поселок, чтобы родила там, под присмотром аккушерки. С первым Лида сбежала в тундру через неделю, второго родила в вертолете, едва приземлились. Еще и требовала, чтобы летели обратно.

– Такая сила сюда тянет, что пешком уйдешь… — с пониманием поддакивает Галина. – В поселке у нас есть квартира, но я уже лет пять там не была и не тянет. Что там хорошего? Душа скована. Есть не могу, спать не могу. Шкур настелешь, а все равно не чум.

– Но там, — говорю, — хотя бы ванна, туалет теплый, а здесь-то куда ходите?
– Под ветер, — смущаются женщины. – Если мужчины на улице, то и терпишь до темноты.

Помыться, похоже, тоже есть где – в чуме умывальник, привязанный к палке, под ним таз, на печке чайник с горячей водой. Приспособились. Детей купают редко, у грудничков никаких памперсов или подгузников – лежат в растертом в порошок ягеле – сухо, тепло и никакого запаха. Это же средство гигиены используется женщинами и в критические дни.

Галя Сэротетто, например, за всю жизнь ни разу не пользовалась косметикой, а на лице – ни одной морщинки. Умывается оленьим молоком, руки смазывает оленьим жиром – что еще надо, чтобы выглядеть на все сто? Молодежь, по ее наблюдениям, уже вольничает и многим это не на пользу: от косметики кожа становится как наждачка, накрашенные ресницы слипаются, можно повредить глаза.

Ну какие-то женские радости должны быть в тундре, а то уж такая благостная картина, что скулы сводит.

– Есть радость, — вспоминает Галя. — Халат байковый, новый – Сергей купил. Еще платок был нарядный с кистями, его олешка сжевал.

Ну что ты будешь делать с этими чумработницми! Разводят руками: такой образ жизни.

Но вообще-то в тундре с большей охотой говорят не о себе, а об олене.
– Олень для нас священное животное, — распинался Сергей. — Это наша еда, одежда, транспорт, жилье, наша сберкнижка и пенсия в старости.


Фото Романа Мухаметжанова

Не переводятся советчики, особенно из числа реформаторов оленеводства, которые считают, что забей ненец всех своих оленей на мясо, мог бы жить в Сочи, на проценты, а не в промерзшей насквозь пустыне за весьма скромную колхозную зарплату. А если бы ненцы еще умели считать по-рыночному, и не отдавали бы срезанные панты оленей кому попало за мешок макарон, а сушили их и продавали за границу по 7 долларов за грамм, то к старости можно заиметь и особнячок на Лазурном берегу.

– Если кто пойдет на такую коммерцию, он – не ненец, — сказал как отрезал Сэротетто. — В тундре мера всех вещей — жизнь.

– Не полегло! — возражает Галина. – С оленя все, до последней жилочки, идет в дело и приносит пользу. Мясо едим и сдаем – это раз, мужчинам шьем малицы, женщинам – ягушки. Это два. Лапы идут на обувь – на кисы и бурки, высушенные жилы – на нитки. Косточки – собакам, обломки рогов – играть детишкам. Отходов – никаких. Есть еще где-нибудь такое производство?

Такого – точно нет. Жаль, что олени водятся только в тундре. Другим регионам России они бы тоже не помешали.

Ненцы являются самодийским народом России и подразделяются на сибирских (азиатских) и европейских. Из всех коренных малочисленных народов Севера России ненцы самый многочисленный. В мире проживает около 45 000 ненцев и все они населяют территории Российской Федерации.

Народ поделен на две группы: лесных и тундровых. Вторая группа представляет большинство, лесных всего 1500 человек.

Где живут

Народ проживает на территории евразийского побережья Северного Ледовитого океана, от Кольского полуострова до Таймыра. Европейские ненцы живут в Архангельской области, в Ненецком автономном округе. Сибирские расселены на территории Тюменской области, в Ямало-Ненецком автономном округе и Красноярском крае, в Долгано-Ненецком Таймырском муниципальном районе. Небольшими группами народ проживает в Республике Коми, Ханты-Мансийском автономном округе, Архангельской и Мурманской областях.

Название


Ненецкий язык принадлежит к самодийской группе уральской языковой семьи и делится на два диалекта:

  1. лесной, отличается разнообразным фонетическим составом, из-за чего языковой контакт с носителями второго диалекта весьма затруднен. Делится на различные говоры;
  2. тундровый, делится на восточные и западные говоры, носители которых хорошо понимают друг друга.

Религия

Традиционная религия — анимизм. Ненцы верили, что весь мир наполнен духами, у озер, рек и явлений природы есть духи-хозяева. От них зависит жизнь человека и удача в промыслах. Ненцы приносили духам пожертвования, чтобы сдобрить их. Духи подразделялись на два типа:

  1. добрые помогали людям в различных делах;
  2. злые насылали на человека болезни и несчастья.

На небе живет создатель вселенной по имени Нума. Он управляет временами года, холодом и теплом, бурями, ветром. У создателя есть жена и сыновья. Каждый год ненцы поднимались на возвышенное открытое место и приносили в жертву Нуму белого оленя. Мясо съедали, голову с рогами надевали на кол и ставили мордой на восток.

В подземном мире живет его владыка Нга. К нему попадают души людей после смерти. В Среднем мире правят две покровительницы: грешница Парны-Не и светлая мать Земля Я-Небя.


Олени дают народу мясо и жир для питания. Часто оленину засаливают и хранят долгое время. Такое мясо едят сырым, коптят, вялят. Ненцы в свежем виде употребляют в пищу почки, печень, кровь оленей. Изысканной пищей считается для них язык, часть желудка сычуг, сердце. Чтобы выживать в суровых условиях, народ употребляет кровь и мясо в сыром виде, эти продукты не только утоляют голод и жажду, но и насыщают организм полезными веществами, витаминами В2 и С, которых в мясе оленя содержится немалое количество. Поэтому ненцы никогда не болеют цингой.

Деликатесом считаются молодые рога оленя — панты. Их хрящи наполнены кровеносными сосудами. Ненцы употребляют в пищу перегнившее мясо (копальхен). Из рыбы делают колотушку — сильно замороженную рыбу, которую разбивают целиком об стол.

Едят, кроме оленины, говядину, свинину, морских зверей, пресноводную рыбу, которую тушат или варят. Очень любят ненцы жареную на закрытом огне оленину. Это блюдо похоже на шашлык, только не маринованный. Строганину делают из сига, печени и оленьего мяса. Ненцы готовят суп с мукой, тушеное мясо с макаронными изделиями, блины с кровью. На гарнир обычно едят рис, макароны, овощи бывают в рационе довольно редко. Любимый напиток народа — чай, пьют морсы, компоты. Напитки готовят из ягод: морошки и черники. Варят кисель из ягодного сока с крахмалом. Хлеб предпочитают из ржаной муки.


Характер

Ненцы отличаются молчаливостью и скромностью. Они могут проигнорировать вопросы, которые им не понравились. Этот народ обладает своим внутренним миром, который иногда непонятен жителям современных мегаполисов.

Внешность

Главное предназначение одежды ненцев — защищать от суровых морозов зимой и кровососущих насекомых в летний период. Для пошива одежды используется шкура оленя с мехом. Перед пошивом женщина сортирует сырье с учетом возраста животного. Важно, с какого участка туши была снята шкура. Особо ценится шкура 3-месячного теленка оленя, снятая в конце лета. Одежду украшают вышивкой и орнаментом.

Мужчины носят малицу с пришитым к ней капюшоном и рукавицами. Она очень теплая и хорошо согревает голову и тело. Шьют и надевают малицу мехом внутрь, украшают вышивкой, подпоясывают поясом из кожи, обшитым красным сукном, с двумя или тремя рядами медных пуговиц. На цепочке к поясу прикрепляют нож в ножнах. Летом носят старые малицы с откинутым капюшоном, зимой надевают новые. Если очень холодно и предстоит дальняя поездка, поверх малицы надевают совик из меха с капюшоном, обрамленным опушкой из хвостов песца.

Одежда женщин более сложная и состоит из распашной шубы паны. Верхнюю часть этой одежды делают из шкур, снятых с верхней части оленьих ног — камусов, мехом наружу. Нижняя часть шубы шьется из песцового меха вниз ворсом, к рукавам пришивают рукавицы. Паны украшают кантами и кистями из цветного сукна, меховой мозаикой. Поверх шубы надевают чехол из сукна с орнаментом. Подпоясывается верхняя одежда длинным тканевым поясом, богато украшенным кисточками и медью. В качестве головного убора женщины носят меховой капор сава, который не скрепляют с шубой.


Жизнь

Охотятся на росомаху, песца, лисицу, северного дикого оленя, горностая, глухаря, белую куропатку, гуся. Женщины занимаются пошивом одежды, сумок, покрышек, выделкой кожи, рубят дрова, готовят пищу, разжигают огонь и смотрят за детьми.

Малыши спят в люльках, которые наполняют сухим мхом. В качестве пеленок используют шкуры оленей. Девочкам мастерят кукол нухуко из клювов гусей или уток, пришитых друг к другу лоскутами. Мальчики играют с рогами и арканами, которыми ловят воображаемых оленей. С 4 лет их обучают готовить упряжь и управлять оленями.

Передвигаются на санях с оленьей упряжкой. Легковой транспорт делится на женский и мужской. Женские сани дополнительно оснащены боковой и передней стенкой для удобства езды с детьми. Мужские сани оснащены только задней спинкой сиденья. В сани садятся с левой стороны, управление осуществляется вожжами. Изготавливают упряжь из кожи морского зайца или оленя. Грузовые нарты запрягаются двумя оленями и из нескольких таких саней составляют караван.

Родовая структура ненцев состоит из двух фратрий:

  1. Вануйта, включает роды: Вэнго, Соль-Вануйта, Вануйта, Луца-Вануйта, Сабы, Яр, Соплии Япти, Яптик;
  2. Харючи, включают роды: Нгано-Харючи, Харючи, Нгадср, Сюхуней, Ладукай.

Жилище

С древних времен все ненцы живут в чумах. Для народа чум представляет собой не только жилье, но и является моделью мира в миниатюре. Отверстие наверху символизирует связь с луной и солнцем, шесты — воздушную сферу, которая окутывает Землю. Считается, чем просторнее жилище, тем богаче семья. Достаток также определяют по вершине чума, которая у бедняков остроконечной формы, у состоятельных она тупоконечная.

В самом центре чума расположен очаг, где готовят еду. По обе стороны очага — спальные места, напротив входа в жилище расположены культовые предметы и посуда. Из мебели есть только большой стол. Вместо кроватей оленьи шкуры, которые расстилают на циновках поверх широких досок.

Установка жилища является сугубо женским занятием. Место, где будет располагаться жилье, выбирают в зависимости от времени года. Зимой чум ставят в месте, где он будет защищен от ветра, летом устанавливают на проветриваемых возвышенностях. Для сооружения жилья необходимо 40 шестов. Зимой чум покрывают шкурами оленей, их может понадобиться до 75 штук. Летом шкуры снимают и покрывают жилище берестой.


Культура

Самый распространенный жанр фольклора ненцев — эпические сказания ярабц и сюдбабц. Исполняют их пением, поэтому часто называют эпическими песнями. Героями сказаний сюдбабц являются великаны, которые добывают себе жену, сражаются с людьми и мстят кровной местью. В ярабц оплакивается тяжелая жизнь и страдания героя. Существуют в фольклоре народа загадки, колыбельные песни, бытовые рассказы ярабцарка, сказки лаханако, которые делятся на несколько тематик:

В лирических песнях нет устойчивого текста. Люди импровизируют и поют о том, что у них на душе в данный момент.

Традиции

Ненцы считают, что олень приносит счастье. Неприличным считается спрашивать у ненца, сколько в его стаде голов. У народа принято оставлять в жилище нескольких оленей из стада, которых называют авками. Животные живут вместе с людьми в чуме и частично являются няньками для детей. Есть у ненцев и священные олени. На их рога надевают украшение в виде красных лент, на боках выстригают изображения духов или знак солнца. Этих оленей нельзя забивать на мясо. Есть в стаде олени, которых используют только для гонок, и олени, которые приносят удачу.


Нельзя смеяться над едой, запрещено доедать за пожилыми людьми. Если во время еды упал кусок, это означает, что умершие хотят есть. Кусок ставят около очага.

К очажному кругу и шестам имеет право прикасаться только женщина. Во время розжига огня она разговаривает с пламенем, высказывает пророчества по силе, цвету пламени, дыму и треску дров. Под покровительством женщины находится все пространство чума, кроме прихожей. Мужчина, войдя в жилище, снимает обувь и верхнюю одежду, надевает домашнюю малицу и обувь кисы.


Меня зовут Дмитрий Романюк. Я из г. Салехард и хочу представить свою работу, посвящённую традиционному жилищу коренных народов крайнего севера. Ямало – Ненецкий автономный округ - историческая Родина малочисленных народов севера: ненцев; ханты; селькупов. Ненцы – самый большой по численности народ на Ямале, занимаются оленеводством , охотой и рыболовством. Оленеводство требует постоянного кочевья, связанного с изменением времён года

По земле ползет поземка,

А олени бродят в тундре

снежный наст они копытят,

вкусный ягель достают.

И с оленями кочуют

по заснеженным просторам

люди, знающие тундру,

люди северных широт.

И живут в просторных чумах:

где их теплые постели,

где вскипает чай горячий,

Мы проживаем на Крайнем Севере - в регионе с очень суровыми климатическими условиями. Долгая зима, короткое прохладное лето, полярная ночь и полярный день, слой вечной мерзлоты . Кочевые ненцы вынуждены жить в чумах. Мне стало интересно: почему ненцы в мире новых технологий и прогресса до сих живут в чумах, а не в домах? Разве нельзя построить дома на пути каслания оленей? В чём преимущество чума?

Я решил найти ответ на эти вопросы.

Скачать:

Вложение Размер
issledovatelskaya_rabota_romanyuk.docx 777.23 КБ

Предварительный просмотр:

НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Всероссийский конкурс исследовательских работ

Почему ненцы живут в чумах?

г. Салехард, ЯНАО

Руководитель: Гизатулина Начия Аминовна,

учитель начальных классов

г. Салехард, ЯНАО

г. Обнинск, 2010/2011 учебный год

  1. Введение
  2. Основная часть
  1. Чум – ненецкое жилище
  2. Виды чумов
  3. Конструкция установки чума
  4. Сравнительный анализ
  1. Заключение
  2. Список литературы
  3. Приложение
  1. Словарь
  2. Презентация

Ямало – Ненецкий автономный округ - историческая Родина малочисленных народов севера: ненцев; ханты; селькупов. Ненцы – самый большой по численности народ на Ямале, занимаются оленеводством , охотой и рыболовством. Оленеводство требует постоянного кочевья, связанного с изменением времён года

По земле ползет поземка,

А олени бродят в тундре

снежный наст они копытят,

вкусный ягель достают.

И с оленями кочуют

по заснеженным просторам

люди, знающие тундру,

люди северных широт.

И живут в просторных чумах:

где их теплые постели,

где вскипает чай горячий,

где, как брата, гостя ждут.

Мы проживаем на Крайнем Севере - в регионе с очень суровыми климатическими условиями. Долгая зима, короткое прохладное лето, полярная ночь и полярный день, слой вечной мерзлоты. Кочевые ненцы вынуждены жить в чумах. Мне стало интересно: почему ненцы в мире новых технологий и прогресса до сих живут в чумах, а не в домах? Разве нельзя построить дома на пути каслания оленей? В чём преимущество чума?

Я решил найти ответ на эти вопросы.

Поставил перед собой цель узнать, как живут северные народы и причину, по которой ненцы предпочитают жить в чумах.

Задача моя провести мини – исследование.

Я выдвинул гипотезу, что ненцы живут в чумах и не строят дома потому, что этим они уничтожат природу.

Допустим , что в чуме теплее.

Возможно , что если ненцы построят дом, то его нельзя будет перевезти.

Что, если тогда построить несколько домов в тундре?

Меня заинтересовало, что думают по этому поводу мои одноклассники. Я им задал ребятам следующий вопрос и вот, что получилось.

Проанализировав результаты, я пришёл к выводу, что ответы ребят разнообразные. Мне захотелось подробнее узнать, а затем рассказать о причинах проживания кочевых ненцев в чумах своим сверстникам.

Данная исследовательская работа ориентирована на изучение соответствующей литературы, посещение музеев, выставочных залов, встречи с коренными жителями, наблюдение, сбора, систематизации и анализа полученных результатов, выводы.

В результате самостоятельных действий была решена поставленная проблема, оформлены результаты и проведена презентация полученных результатов.

Чум – ненецкое жилище.

На протяжении веков в арктических районах складывалась уникальная модель взаимоотношений людей с окружающим миром. Любой предмет кочевого быта доведен народным опытом до совершенствования.

По преданиям многих северных народов, чум и человек появились почти одновременно. И это недалеко от истины. Археологи утверждают: легкие конические шалаши были знакомы еще древнейшим охотникам Сибири. Такое жилище можно построить в любом месте из перекрещенных шестов, покрытых ветками или шкурами. Со временем чум стал сложнее.

Чум, русское название переносного жилища у ненцев. Чум похож на простой шалаш. Он конический формы, круглый или слегка овальный (диаметр по полу от 3-8 м). На ровном месте устанавливается 30-50 жердей. Устанавливали чум у ненцев женщины по строго установленным правилам. Определялся центр жилища, где сооружали очаг. Вокруг него укладывали доски пола. Затем устанавливали два основных шеста (нижние концы втыкали в землю под углом 45 гр, а верхние связывали гибкой петлей). По окружности размещали остальные шесты. Перпендикулярно центральному внутреннему шесту (симза) располагались две горизонтальные жерди, на которых укладывали железный стержень с крючком для котла. Затем натягивали покрышки – нюки. При аккуратном обращении верхние покрытия чума служат около 20 лет, нижние - 5 За 30 – 40 минут чум бывает установлен .

Зимой покрывается сшитыми в полотнища шкурами оленей, летом - вываренной берестой, иногда парусиной или мешковиной. Для зимнего времени ненцы шьют двойные покрышки для чума: мехом внутрь и мехом наружу. Для лета используют одинарные покрышки – только мехом наружу.

В настоящее время для покрытия чума часто используется брезент. Покрышки должны заходить одна за другую и крепиться к шестам веревками. Для того чтобы надеть покрышки на чум используют специальный шест. Ни один ветер не повалит такой чум! Вход завешивается шкурами, летом – грубой тканью. Снег и дождь скатывается с крутых стенок чума. Поэтому в чуме даже зимой тепло и сухо. В центре чума размещался очаг. Справа и слева от очага расположены спальные места. Слева от входа располагались хозяева, справа – родственники или гости. Над спальными местами вешался полог из ситца, который разделяет чум на разные зоны.

Место, расположенное за очагом, считалось священным. Там помещались изображения семейных духов и ценные предметы семейного обихода. Сейчас там хранят посуду, радиоприемники, книги.

Спальные места устраивают следующим образом. На землю укладывают доски. Затем циновки, сплетенные из прутьев и травы. Циновки покрывают оленьими шкурами и устраивают постель.Так происходит защита от холода спальных мест.

В чуме мудро продумана каждая деталь. Каркас составлен из многих легких шестов, которые можно очень быстро разобрать и собрать. Эти шесты удобно перевозить на нартах (узкие длинные санки с плоским деревянным настилом, которые передвигаются упряжкой северных оленей от 1 до 7 голов), ведь пастухи – оленеводы переезжают за кочующим стадом. Но на одних нартах все не перевезешь, поэтому люди складывают свой разобранный чум и домашние вещи на несколько нарт. В пути они похожи на караван, который называют – аргиш.

Летом чумы ставят на возвышенности, без углубления в земле, а зимой – на укрытых от ветра равнинах, на утрамбованном снегу. У ненцев чум устанавливают только женщины. Но при необходимости мужчины всегда помогают, они поднимают верхние тяжёлые нюки. Сборка и разборка чума занимают около часа, в зависимости от количества участвующих в процессе. Летом всегда много помощников – детей школьного возраста. Дети в стойбище соревнуются, из какого чума первым появится дым очага. В чуме очагом служит костёр, расположенный точно в центре под дымовым отверстием. Благодаря обтекающей форме, его не заносит снегом. Во время сильных буранов вокруг чума образуется глубокий ров, который предохраняет от заносов. Подпоркой служат гружёные нарты, которые специально для этого ставят у чума.

Форма конуса способствует оптимальному распределению тепла. После разжигания очага дым заполняет все пространство чума, а через несколько минут по стенкам поднимется вверх. Также поднимается и тепло. Тепловые потоки, дойдя до дымового отверстия, создают зону повышенного давления и. как пробка, закрывают доступ в чум холодному воздуху с улицы. А летом её не могут преодолеть комары и гнус.

Чумы бывают разные по особенностям конструкции, назначении и временам года.

Зимний чум ставят в укрытых от ветра местах, набогатых ягельниках. Олени не отходят далеко, пасутся около чума.

Летний чум имеет такую же конструкцию, но отличается покрытием. Летом чумы стараются ставить на возвышенности, в продуваемом ветром месте, для спасения от комаров и оводов. Покрытиями летнего чума служат старые, вытершиеся зимние покрытия шкур, располагают их мехом внутрь. Раньше использовали берестяные покрытия. Их приобретали у народа ханты, живущих вблизи лесной зоны. Сейчас используют брезентовые покрытия. Они очень практичны, не пропускают воду, легкие, но зато колышутся от малейшего ветра. На одно покрытие требуется до 30 м брезента. Летом от комаров спасаются пологом сшитым из хлопчатобумажных тканей – ситца, сатина. Им отгораживают на ночь спальные места, привязывая его к шестам чума. Утром его убирают, спасая от искр и дыма, сворачивают в рулон и закрепляют над подушкой.

Отдельный чум – для больного.

Отельный чум – сую,,мя,, (олененка чум). Во время отела важенок и телят отделяли от большого стада, которое продолжало кочевать. Для пастухов оставшихся с телятами ставили отёльный чум. Во время стоянки телята должны были окрепнуть. По конструкции и покрытию – это зимний чум.

При аккуратном обращении верхние покрытия чума служат около 20 лет, нижние

Традиционное жилище тундровых ненцев – чум в конце XX в. почти не изменился.

Конструкция (установка) чума.

В зимнее время на место, где намечается середина чума, кладется железный лист для раскладывания костра или установки железной печки. Обычно под лист подкладывают два бревна, размером 1-1,5 м, которые поддерживают его на уровне пола чума, когда снег под листом подтает. Летом на месте костра делается небольшое углубление. Затем по обеим сторонам шеста укладывается по 2-3 доски, служащие в чуме полом. Наличие досок в прошлом служило признаком зажиточности чума. В беднятских чумах нередко досок не было. В след за досками дальше от костра (зимой) кладут циновки, сплетённые с помощью веревок из ивовых или березовых прутьев, на которые после установки чума устраиваются постели. Затем две женщины устанавливают основные шесты чума, скрепленные, как указывались, в верхней части верёвочным кольцом. Ставятся они по обе стороны дощатого настила и циновок, на ровном расстоянии от входа и противоположной стороны чума, определяя диаметр будущего чума (от 5 до8 м). нижние заостренные концы основных шестов слегка вкапываются в землю или снег. Некоторое время эти шесты поддерживают один или два человека – пока поставлены другие шесты не придадут им устойчивого положения. Затем ставят 4 шеста (группа А). Одновременно ставят шесты и с другой стороны ( группа А 1 ). Верхние концы этих шестов просовываются в петлю основной пары. Таким же порядком устанавливаются 8 шестов группы Б и Б 1 .

Затем устанавливается шест, находящийся внутри чума и являющийся составной частью приспособления для подвешивания котла над костром. На уровне примерно 1.5 м укрепляют два горизонтальных шеста, причём задние концы их просовываются в петлю, привязанную к шесту для подвешивания котла, а передние – в петли, привязанные к шестам, образующим вход. Поперёк этих шестов над костром кладётся стержень (обычно железный), который продевается в отверстия, имеющиеся в крюке для подвешивания котла. Таких отверстий в крюке бывает несколько, благодаря чему можно поднимать котёл выше или спускать ниже к огню.

В хозяйстве с большим достатком передние концы прикрепляются не к дверным шестам, а к специально подставленным внутри чума у входа дополнительным шестам.

Когда остов чума поставлен, начинают натягивать нюки. Их привязывают верёвками у основания шестов.

Коническая форма хорошо приспособлена к открытым пространствам тундры: она придает устойчивость при метелях и сильных ветрах. C крутой поверхности чума легко скатывается снег. В чуме всегда чистый и прозрачный воздух, а дым висит только у самого отверстия в верхней части чума – макодаси.

Форма конуса способствует оптимальному распределению тепла. После разжигания очага дым заполняет все пространство чума, а через несколько минут по стенкам поднимется вверх. Также поднимается и тепло. Тепловые потоки, дойдя до дымового отверстия, создают зону повышенного давления и. как пробка, закрывают доступ в чум холодному воздуху с улицы. А летом её не могут преодолеть комары и гнус.

В доме тепло быстро поднимается вверх.

Для чума необходимо 30 – 50 шестов, а его покрытия шкуры оленей. Зимой на покрытие чума требуется от 25 до 60 оленьих шкур. Летом он покрыт брезентом, а раньше берестой. На нюки используются шкуры оленей, забитых на мясо. Верхние нюки служат 20 лет, а нижние 5.

А для постройки однокомнатного дома требуется около 40 брёвен. Если учесть, дерево средней величины за 24 ч выделяет столько кислорода, сколько необходимо для дыхания трех человек. Если мы срубим 40деревьев, то получим 3 · 40 = 120 чел. в сутки уменьшиться количество кислорода.

Лиственница поглощает свинец в относительно больших количествах. Одно дерево может накопить столько свинца, сколько его содержится в 130 л бензина. Простой расчет показывает, что для нейтрализации вредного действия одного автомобиля необходимо не менее 10 деревьев. Стоит ли срубать деревья? Конечно, нет.

Можно изменить размер чума. Он может быть большой и маленький, высокий и низкий.

Размер дома можно изменить, только можно пристроить

Чтобы построить чум на доставку не требуется затрат.

На строительство дома нужно оплатить доставку строительных материалов и техники.

Не нужно очищать территорию.

При строительстве дома необходимо очищение близ лежащей территории. В условиях севера растительный покров восстановиться не раньше, чем через 100 лет.

Для отопления ненцы используют кустарники, которые заготавливают летом и складывают в скирды.

Надо заготовить дрова и доставить на место нахождения дома в тундре.

Для каслания требуется один чум – взял и перевёз.

Нужно построить несколько домов.

Почему по всему объему чума воздух имеет приблизительно одинаковую температуру?

Решение. Чум имеет форму конуса, поэтому в его нижней части больше пространства и места, чем в верхней части. Нагретый воздух поднимается вверх, давление воздуха вверху возрастает. Этот теплый воздух под давлением вытесняет холодный воздух, находящийся в нижней части чума и температура воздуха становится приблизительно одинаковой.

Вывод: Теплый воздух в чуме дает возможность использовать весь объем чума без страха за здоровье человека

Преимущество чума в сравнении с современным домом в простоте сооружения. Чум обеспечивает жизнедеятельность и тепло в холодное время года.

У ненецкого народа сложились добрые, хорошие традиции по отношению к природе. Общаясь с ней, человек из поколения в поколение стремится не нарушать взаимное доверие. Собирая свои чумовища, каслая по тундре из одного места в другое, люди аккуратно закапывают после себя мусор в землю или сжигают его. Они никогда не сорвут без надобности цветок, не навредят без надобности природе, а во время охоты, рыбалки, сбора ягод возьмут ровно столько, сколько понадобится для того, чтобы прокормить свою семью.

Из-за того, что этим людям, коренным жителям, приходится жить в суровых условиях Севера, человек тундры создал в далёком прошлом чум, удобный для кочевого образа жизни.

- Это совершенное по всем позициям строение. Во-первых, чум быстро устанавливается и перевозится на оленьих упряжках, нартах. Во-вторых, чум легко выдерживает ветры любой силы. Они как бы обтекают его круглую коническую форму. В-третьих, осадки в виде дождя и снега сразу же скатываются с крутых боков жилища. Поэтому покрытия такого жилища (нюки) никогда не промокают, создавая тем самым уют, комфорт и тепло живущей внутри него семьи. Для строительства чума средних размеров используется до 20 оленьих шкур. От 20 до 25 шестов для установки каркаса жилища. Для большого, наиболее просторного чума, используют до 50 оленьих шкур, сшитых в сплошное полотнище. Длина шестов достигает 4-8 метров. Летний чум обычно покрывают брезентом.

Удивительно мудро сконструирован чум. Это самое удобное жилище для проживания в тундре и в настоящее время. Без газа, угля, электричества чум сохраняет жизнь людей. Небольшие затраты энергии на его нагревание при использовании малого количества дров, не нарушат экологию окружающей среды. Это сохранит равновесие сил живой природы.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Copyright © Иммунитет и инфекции